Домашние опыты с водой для детей: 9 экспериментов. Свойства воды опыты


Домашние опыты с водой для детей

Летом домашние опыты с водой для детей очень кстати. Всем малышам  нравится играть и повозиться в воде в жаркую погоду. Проведение таких «исследований» позволяет им ознакомиться с важнейшими свойствами воды. Поэтому представим их, прежде чем перейдем к интересным, познавательным, веселым, наглядным опытам.

Свойства воды

Вода — основа жизни. Она – является «базой» для хорошей работы человеческого организма. Известны три состояния воды: жидкое, газообразное и твердое. Рассмотрим следующие свойства воды.

    1. Прозрачность. Возьмите два стакана. В один налейте воду, в другой – молоко. Дайте крохе по бусинке и предложите ее опустить по очереди в оба стакана. Бусинку с легкостью можно увидеть в стакане с водой, поскольку вода кристальная и прозрачная.
    2. Бесцветность. Для подтверждения в стаканы налейте воду и различными цветами краски раскрасьте ее. Воду в одном стакане оставьте бесцветной и прозрачной, то есть такой, какой она была.
  1. Текучесть. Возьмите тарелочки различных размеров. Налейте водичку на дно маленькой, а затем на дно большой тарелки. Ставьте препятствия на пути потока и следите за тем, как вода справляется с ними.
  2. Без вкуса и запаха. Вода не имеет вкуса. Сделайте следующий опыт: в каждый из четырех стаканов  налейте воду, чай, молоко, сок. Закройте глаза малютке, предложите ему попробовать их и описать свои ощущения: сок – кисленький, чай – сладковатый, а у воды нет вкуса. Но, конечно безвкусная вода имеет тысячи вкусовых оттенков и она самый божественный нектар. Вода не пахнет. Да, это действительно так. Опять в стаканы налейте соки, лимонады, чай. Потом завяжите глаза детке и попросите найти воду по запаху. Кроха найдет ее легко и быстро.
  3. Принятие любой формы, в которую ее наливаем. Вода не имеет собственной формы. Чтобы убедиться, перелейте воду в различные формы: тазики, кувшины, вазочки. Она принимает ту форму, в которую ее вылили.
  4. Растворение веществ. Что растворяется в воде? Попробуйте растворить в стаканчиках с водой разные предметы: сахар, мед, соль, песок, рис, кофе, бусинки. Сразу становится ясным, что вода не в состоянии все растворить.
  5. Замерзание. Что такое лед? Это вода, находящаяся в твердом состоянии. А как она образуется? Есть два пути. В первом случае вода охлаждается до 0°C, так делаются кубики в морозильной камере. Во втором случае водяной пар замерзает и появляется в холодильнике иней.
  6. Испарение. Под солнечными лучами вода из озер, морей, рек, растений, тела человека испаряется. Частички пара поднимаются в воздух, охлаждаются, превращаются в водяные капельки. Они образуют вместе облака.
  7. Расширение и сжимание воды. Когда бутылка с водой замерзает, возможно, она лопнет, поскольку вода расширяется. Если опустите колбу с водой в холодную воду, она охладится и при этом сожмется.

Есть предметы, которые тонут в воде, а некоторые остаются на поверхности и  плавают. Опустите в воду различные вещи – камешки, бумажные кусочки, шишки, предметы из металла, дерева, и понаблюдайте, какие из них утонут, а какие нет.

Домашние эксперименты с водой

Опыт 1. С обычной краской

Берете обыкновенную краску и капаете в воду по одной капле. Наблюдаете, как она постепенно перемешивается. Цвет в воде становится менее ярким. Чем краски больше, тем цвет становится ярче.

Опыт 2. На поиски клада

Школьникам интересно будет сделать такой опыт. Для этого понадобятся пуговички, камешки, блестки, ракушки. Наливаете в стакан воду и высыпаете «клад». Далее ставите его в морозилку. Ждите замерзания воды. Как только она замерзнет, начинаете вынимать ледяной кусок ложкой или пинцетом, а затем опускаете его в теплую воду. Кода он начинает таять, добываете «сокровища».

Опыт 3. Впитывание воды

Налейте в емкость воду и поднесите к ней губку и следите за тем, что произойдет. Вода, подпрыгнув вверх, впитается в поры. Затем поднесите к воде различные вещи и следите за тем, какие способны ее впитать, а какие не имеют впитывающие свойства.

Опыт 4. С кубиками льда

Деткам 5 – 6 лет будет интересен такой опыт. Заморозите лед, делая из них особенные кубики. Берите тонкие коктейльные трубочки, на 5 см обрежьте их в длину и вставьте в ледяную форму. Потом положите в морозильную камеру. После замораживания получатся крепкие кубики с трубочкой. Правда, похожи на кораблики? Прикрепляя парус к матчу, запустите кораблики по лужам или в ванночку с водой.

Опыт 5. «Плывущее» яйцо

Возьмите сырое яйцо. Положите его в стакан с водой. Вы увидите, что оно опустится на дно. Затем выньте яйцо и растворите туда 2- 3 ложки соли. Снова опустите его теперь уже в стакан с соленой водичкой. Вы увидите, что яйцо плавает на водяной поверхности.

Отсюда вывод, что плотность воды повышается с помощью соли и поэтому сложнее утонуть в соленой воде. Например, в Мертвом море вода слишком соленая, следовательно, человек может лежать на морской поверхности и не утонуть.

Опыт 6. «Кипение» холодной воды

Намочите и отожмите носовой платок. Затем накройте им полный стакан с холодной водой и аптечной резинкой закрепите платок на стакане. На середину платка продавите пальцем так, чтобы он вошел в воду на 2-3 см. Затем переверните стакан вверх дном над раковиной. Держите стакан одной рукой, а другой слегка ударяйте по дну. И что происходит? Вода начинает «кипеть» или бурлить в стакане.

Объяснение: мокрый платочек воду не пропускает. При ударе по стакану, образуется вакуум в нем и через носовой платок воздух поступает в воду, впитываемый вакуумом. Этими пузырьками воздуха формируется мнение о «кипении» воды.

Опыт 7. Исчезающая вода

Возьмите два одинаковых стакана и налейте их водой до одного и того же уровня. Отметьте его фломастером. Один стакан накройте крышкой, а другой оставьте открытым. Положите их в теплое место. На другой день увидите, что уровень воды в открытом стакане стал ниже, а в закрытом не изменился.

Что произошло? Под тепловым воздействием вода в открытом стакане испарилась и превратилась в мельчайшие частицы пара, которые рассеялись в воздухе. Отсюда вывод: когда-нибудь все мокрое высыхает.

Опыт 8. Со льдом

В стакан, наполненный до краев водой, опустите кусок льда. Лед начнет таять, а вода через край не перельется. Отсюда следует, что вода, в которую преобразовался лед тяжелее и занимает меньше места, чем лед. Вывод: лед легче воды.

Опыт 9. Радуга

Продемонстрируйте деткам радугу в комнатке. Под маленьким углом положите в воду зеркало. Затем поймайте зеркалом солнечный лучик и на стену  направьте. Его вращайте до тех пор, пока на стене не увидите спектр света. Роль призмы, которая разлагает свет на составляющие, выполняет вода. Малышам очень понравится этот опыт, поскольку они увидят радугу.

Чтобы ваши малютки извлекли полезные и интересные информации о воде, делайте домашние опыты с водой для детей. В этом видео вы найдете еще несколько идей для экспериментов.

mamamozhetvse.ru

"Опыты- Свойства воды" | Социальная сеть работников образования

Конспект занятия для старших дошкольников «Свойства воды».

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Задачи•Развивать умение делать выводы, умозаключения•Развивать речь, мышление, любознательность• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;•Воспитывать экологическую культуру;•Воспитывать аккуратность при работе.

Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, воронка, носовой платок, вата.

Содержание.

Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране,Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить.Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для её исследования.  Давайте с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.

Проводится 1 опыт: Вода прозрачная.

Воспитатель: Перед  детьми стоят два стаканчика:  в одном вода, а в другом молоко. В оба стаканчика  мы положим палочки. В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком–нет? Почему? (Ответы детей).  (В воде видны).

Какой мы можем сделать вывод? Вода прозрачная, а молоко – нет.

Давайте немного подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке «Гуси-Лебеди»: речка молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? ( (Нет . Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения.)А не будет растений- не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит. Нельзя загрязнять воду.)

Проводим 2 опыт: У воды нет вкуса.

Воспитатель предложил попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?

Когда человек хочет пить, то с удовольствием  пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: « Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Д ля сравнения попробуйте молоко.  А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее пить  нельзя. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)

Опыт 3: У воды нет запаха.

 Предложить детям понюхать воду. Чем она пахнет? (совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной. Опыт 4: Вода – жидкая, может течь.

Воспитатель дает детям два стаканчика, один с водой, а другой- пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой. Она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт 5 : Вода бывает теплой и холодной.

Перед детьми поставить стаканчики с водой разной температуры. Предложить попробовать пальчиком и определить, в каком стаканчике самая холодная, а в каком – самая теплая. Можно измерить температуру воды  в разных стаканчиках.

Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторое растения, улитки, рыбы, звери могут жить только теплой воде, другие- только в холодной.

Игра «Мы водные животные»

Физкультминутка: «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой(шагаем на месте)

И отправились домой.

 Опыт 6: Фильтрование воды.

 Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но нужно глотнуть хотя бы глоточек. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово. Если бы сестрица Аленушка и Братец Иванушка знали бы про этот метод, то беды можно было бы избежать. 

 Ребята, а как вы думаете, какую роль играет вода в жизни животных, растений и людей?

Приведем пример: «Для растений вода – это…»(варианты ответов)

А сейчас я вам покажу фокусы с водой.

Фокусы с водой:

1.)В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

2.)В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

   Подведение итогов: Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня о воде? Понравилось вам наше занятие? Что было самым интересным? Какой опыт вам больше понравился? Что было сложно? А что самым простым?

  

nsportal.ru

Удивительные свойства воды | Социальная сеть работников образования

«Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

     

(Китайская пословица)

"Тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое", - обращался к воде Антуан де Сент-Экзюпери. Тот самый, что написал прекрасную сказку о маленьком принце. Там вода играла не последнюю роль: принц постоянно помнил, что надо поливать свою единственную розу, оставленную на далекой родной планете.

Мы же не можем прожить без воды и нескольких дней. Вода – это жизнь. Задумывается ли человек о значении этой фразы для него лично? Вода окружает нас, она не только под нами, над нами, она еще и внутри нас. Без нее человек может прожить лишь несколько суток. Вода является самым распространенным веществом. Из-за важности воды, ее часто называют «источником жизни».

Вода обладает множеством разных свойств, которые я выявил опытным путем.

Цель работы: опытным путем выявить свойства воды.

Задачи:

  1. Определить количество и состав объектов исследования.
  2. Провести опыты с водой с целью выявления ее свойств.
  3. Сделать выводы о свойствах воды, полученных в результате проведения опытов.

Предполагаемый результат: расширить и обобщить представления о воде и ее свойствах.

Для выявления свойств воды мною было проведено несколько опытов.

Опыт первый.  Нальем немного воды в формочку для льда, поместим ее в морозилку. Через пару часов вытащим формочку, убедившись, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Неужели твердый лед – это та же вода?

Сейчас проверим! В тепле лед быстро тает и превращается в обычную воду.

Вывод: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Выльем талую воду в кастрюльку, поставим на огонь и внимательно за ней понаблюдаем.

 Когда вода закипит, появится пар. Аккуратно поднесем к кастрюльке зеркальце и видим образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода!

Если же кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Вся вода превратится в пар, который разлетится по воздуху.

Вывод: Жидкая вода замерзает и превращается в лёд при температуре 0 градусов. При нагревании до 100 градусов вода кипит и превращается в пар.

Опыт второй. Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. Но в первом случае под воздействием высокой температуры вода исчезла в считанные минуты,  а во втором – за несколько дней.

Вывод: Вода способна испаряться.

3

Опыт третий. Всем известно, что происходит с сахаром, когда мы кладем его в чай и размешиваем ложкой. Но совсем ли исчезает сахар? Ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. То же самое происходит и с солью.  Чтобы это доказать, в столовую ложку наберем немного жидкости из того стакана, куда перед этим насыпали соль. Подержим ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. В ложке останется белый порошок. После того, как ложка остынет, попробуем порошок на вкус. Без труда станет ясно, что это соль.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде, меняя ее вкус. Из соленой воды при выпаривании образуются кристаллы соли, из сладкой -  кристаллы сахара.

Опыт четвертый. Теперь сделаем следующее. Возьмем два стакана, нальем в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей. Положим в каждый стакан по столовой ложке соли и начнем размешивать. Чтобы сделать правильные выводы, очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды. В результате соль в стакане с горячей водой растворится быстрее, чем в стакане с холодной.

Вывод: скорость растворения вещества (соль, сахар) зависит от температуры воды.

Опыт пятый. «Научи яйцо плавать»

Для проведения опыта нам понадобилось сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.        

        Кладем сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынимаем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.        Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт шестой. "Наживка" для льда

Для проведения опыта понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

С  помощью нитки попробуем вытащить кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

Для этого опустим лёд в воду. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Вывод: Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. Там, где зимой бывает холодно и на дорогах лежит снег и лёд, их посыпают солью. Соль понижает температуру замерзания воды. Когда на дорогу падает снег, он превращается не в снег, а в воду.

Опыт седьмой. «Плавающая иголка».

Сделаем плотик из клочка бумажной салфетки, положим на него иголку и пустим на воду.

Когда бумага промокнет, она пойдет ко дну, а иголка останется на поверхности воды как на тонкой "коже". Подтолкнем иголку - она проткнет "кожу" и тоже пойдет ко дну.

Что такое "кожа" воды?

4

Вода состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Они связаны между собой, как друзья, которые взялись за руки. Им нравится общество друг друга, но они не склеены навечно. В толще воды молекулы окружены друзьями со всех сторон, а над теми, что на поверхности, друзей нет, поэтому у них крепче боковые связи. Вот этот слой и образует "кожу" воды. Она называется поверхностным натяжением или мениском.

Вывод: иголку на поверхности воды держит поверхностное натяжение.

 Опыт восьмой. «Заколдованная непроливайка».

Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана.

Что происходит?

Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине. Вода так же поднимается, когда мы погружаемся в ванну, наполненную водой.

Вывод: вода поднимается при погружении тела в воду.

Опыт девятый.

Наполним стакан примерно на 2/3 водопроводной водой. Разместим стакан с водой и карандаш на столе. Опустим карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально.

Со стороны покажется, что карандаш сломался: та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.

Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.

Вывод: Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду - в другом.

Опыт десятый. В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.

Для этого опыта потребуются:

- высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов

- 1/4 стакана (65 мл)  меда

- пищевой краситель любого цвета

- 1/4 стакана водопроводной воды

- 1/4 стакана растительного масла

- 1/4стакана медицинского спирта

- разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп

Аккуратно нальем в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема. Растворим в воде несколько капель пищевого красителя. Нальем воду в сосуд до половины.

5

Обратим внимание: добавляя каждую жидкость, льем очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.

 Медленно вливаем в сосуд такое же количество растительного масла.

Доливаем сосуд доверху спиртом. По одному аккуратно опустим в сосуд мелкие предметы.

Разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда.

Этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.

Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед, поэтому остается на поверхности этих жидкостей.

Когда мы опускаем предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.

Вывод: предметы плавают в толще жидкости на разном уровне зависимости от их плотности.

Опыт одиннадцатый. Готовим перенасыщенный раствор. В теплой воде растворим соль небольшими порциями. В тот момент, когда соль перестает растворяться, раствор сливаем в другую емкость и остужаем. В раствор погружаем ниточку с прикрепленным к ней маленьким кристалликом соли. Через сутки вокруг кристаллика обнаружится заметный рост солевых отложений.

Интересно: мы бросили в воду щепотку мелкой соли, а получили обратно крупные кристаллики. Они выросли на нашей «волшебной удочке», как цветы. Так можно вырастить целую гирлянду кристаллов. Для разнообразия воду можно подкрасить.

Т. о.,  изучив свойства воды, можно сделать вывод о том, что вода — вещество, которое чаще находится в жидком состоянии, оно бесцветное, прозрачное, не имеет запаха, оно может изменять форму (например: если пробирку наклонить, то вода изменит форму), оно увеличивает предметы (пример: пальцы, которыми мы держим пробирку, кажутся больше, если смотреть на них через пробирку с водой) и может растворять разные вещества.

Свойство прозрачности воды можно доказать, помещая за пробирку с водой разные картинки или даже страницу с текстом - можно увидеть, что находится за пробиркой. Этот опыт доказывает, что стекло тоже прозрачное. Можно доказать и по другому. Положим картинку в тарелку и нальем в нее воду. Также можно увидеть, что находится в тарелке, залитое водой. Этот опыт также доказывает свойство воды - прозрачность. Свойство прозрачности воды используется человеком очень широко: аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен и другое.

Вода не имеет запаха. Можно понюхать и убедиться. Это свойство воды человек использует, например, при спасении от преследующих хищных животных: стоит войти в воду - как след человека будет потерян, животное не сможет определить направление движения человека, вошедшего в воду.

6

Вода принимает форму той емкости, в которую ее наливают (например: перелить воду из стакана в лабораторные колбы разной формы). Это свойство воды также широко используется человеком. Например: налив воду в емкость тем самым можно подчеркнуть своеобразие этой емкости, ее дизайн и красоту.

Вода течет. Например: если вылить ее на плоский поднос - она растекается в лужу. Человеком это свойство воды широко используется в жилищно-коммунальном хозяйстве: вода, протекая по трубам, поступает в наши дома и квартиры.

Предметы в воде кажутся больше, чем на самом деле. Это можно заметить, посмотрев, как увеличилась та часть картинки, которая видна через воду. А может быть, это стекло увеличивает? Нет, ведь рыбки в аквариуме тоже кажутся больше, если смотреть только через воду.

Вода может растворять разные вещества. Если в пробирку насыпать измельченный мел, то вода станет мутной потому, что часть мела растворится в воде.

Вода - прекрасный растворитель и потому невозможно встретить в природе жидкую "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества.

Кроме того, вода может существовать и в твердом (лед) и в газообразном состоянии (пар), доказательством чему могут послужить наши опыты.

Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты - гидросферу (от греческих слов “гидор” - вода, “сфера” - шар). Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения и переброса воды - пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

Вода жизненно необходима всем растениям и животным.

7

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников. - М., 2005.
  2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. - Екатеринбург, 1995.
  3. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2.
  4. Эмото М. Энергия воды. – Киев, 2008.

8

Школьная научно-практическая конференция «Поиск»

Удивительные свойства воды

        Выполнил: Персань Владимир,

ученик 1 класса Б

МОУ СОШ № 37

Руководитель: Иванова А.И.,

учитель МОУ СОШ № 37

г. Иркутск 2010г.

Содержание

Введение  ……………………………………………………………………… 3

Удивительные свойства воды

  1. Опыт 1 …………………………………………………………..3
  2. Опыт 2 …………………………………………………………  3
  3. Опыт 3 …………………………………………………………..4
  4. Опыт 4 …………………………………………………………..4
  5. Опыт 5 …………………………………………………………..4
  6. Опыт 6 …………………………………………………………..4
  7. Опыт 7 …………………………………………………………4-5
  8. Опыт 8 …………………………………………………………..5
  9. Опыт 9 …………………………………………………………..5
  10. Опыт 10 ………………………………………………………...5-6
  11. Опыт 11………………………………………………………….6

Заключение …………………………………………………………………….6-7

Использованные источники и литература …………………………………….8

2

nsportal.ru

"Изучаем свойства воды и ее значение для мира живой природы". Детское экспериментирование

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи:

  • показать детям, что плавать или тонуть предметы могут в различных жидких средах;
  • доказать опытным путем, что вода может быть сильной;
  • познакомить со свойствами воды;
  • наглядно показать круговорот воды в природе;
  • объяснить значение воды для мира живой природы.

Введение в тему “Подводная лодка из яйца”

Цель: вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни.

Наполняем чистой водой половину литровой банки. Опускаем в нее сырое яйцо.

Во второй банке разводим до 5 столовых ложек поваренной соли на 0,5 л воды (очень насыщенный раствор).

Выливаем медленно насыщенную солью воду в банку, где лежит на дне яйцо. Что происходит??? Яйцо постепенно начинает подниматься на поверхность – всплывать.

Вспоминаем с детьми, что в море на воде держаться гораздо легче, чем в бассейне. Почему? Потому что в море вода соленая, а в бассейне – нет. Говорим, что воду в речках, озерах, прудах называют пресной.

Вывод: Соленая вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелой из-за раствора соли.

Опыт 1: “Плавучесть предметов в разных средах”

Что произойдет, если в банку с соленым раствором добавить еще воды?

- Жидкость перемешалась.

Вспоминаем с детьми, что пуговица, когда мы ее опускали на воду, тонула.

- Что произойдет, если в банку с соленой водой опустить пуговицу?

Предположения детей:

- Яйцо в соленой воде всплыло, значит, пуговица будет плавать.

Опускаем пуговицу на поверхность воды, действительно, не потонула – осталась на поверхности воды.

- Что произойдет, если взять растительное масло и добавить в эту же емкость воды?

Проверяем опытным путем, масло остается в банке над водой. Пробуем перемешать, масло разделяется на шарики, но с водой не смешивается и снова поднимается на поверхность. Опускаем пуговицу, Она остается на граничном слое масла с водой.

- А если воду добавить в жидкость для мытья посуды? Как поведет себя пуговица в этом случае?

В банку с жидкостью для мытья посуды наливаем воды, слой воды остается сверху. Пуговица задержалась на граничном слое, а потом упала на дно банки.

Перемешается ли жидкость для мытья посуды с водой? Пробуем помешать ложечкой. Да, все перемешалось, получился мыльный раствор.

Вывод: есть жидкие вещества, которые смешиваются с водой, есть, которые не смешиваются.

Все зависит от плотности и растворимости этих веществ

В разных веществах одинаковые предметы могут плавать или тонуть. Это зависит от плотности предмета и вещества.

Опыт 2: “Растворяется или нет?”

Для проведения опыта берем кипяченую воду и пищевые продукты. Вспоминаем правила поведения в мини-лаборатории.

Предлагаю детям проверить растворимость некоторых веществ. Для проведения опыта готовим стаканчики с порошком какао, листьями чая, сахарным песком, солью, мукой… А также ложечки, чашечки с водой.

Воду дети выливают в стаканчики с выбранным ими веществом, тщательно размешивают и наблюдают за результатом.

Вывод: есть растворимые (сахар) и нерастворимые (листья чая) в воде вещества, есть вещества частично растворимые (порошок какао). Некоторые вещества придают воде вкус и запах.

Рассказать детям о силе воды, предложить провести опыты по ее исследованию:

Опыт 3: “Водяная мельница”

Дети по схеме в свободной деятельности изготавливают вертушку, которая работает по принципу мельницы, затем проделываем опыт: льем воду на вертушку и наблюдаем за ее вращением. Выясняем, почему вертушка вращается (лопасть вертушки сделана под углом, вода толкает ее и перемещает, под струю попадает другая лопасть, она вращается). Дети делают вывод: падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение шло быстрее.

Рассказать о применении этого свойства воды при получении электричества, на мельницах…

“Чудесные спички”

Берем 5 спичек. Надламываем их посередине. Сгибаем под углом и укладываем на блюдце, уголком к середине.

На место сгиба каждой спички капаем шприцом несколько капель воды.

Наблюдаем. Что происходит? Сгибы начинают расправляться, соединяя концы спичек друг с другом, образуя звезду. Почему?

Вывод: Волокна дерева впитывают влагу, дерево набухает. Волокна, которые не сломались, начинают “толстеть” и расправляются.

Опыт 4: “Вода вверх ногами”

Наполняем наполовину водой детское ведерко. Привязываем к ручке веревку и начинаем быстро раскручивать ведерко в вертикальной плоскости.

Что происходит? Даже когда ведро находится над головой перевернутым, вода из него не выливается. Почему?

Вывод: Вращаясь, вода прижимается к стенкам и дну ведерка и поэтому не может вылиться. Если скорость вращения недостаточная, может получиться холодный душ.

Опыт 5: “Батискаф”

Говорим с детьми об исследованиях жизни в водоемах, о подводных лодках и водолазах, о батискафах исследователей. Предлагаю проверить волшебство, как можно выйти сухим из воды? Это возможно?

В емкость с водой опускаем лодку – крышечку пузырька. Предварительно вспомнив – поплывет или потонет и почему. В лодку помещаем водолаза – кусочек сахара. Водолаз должен опуститься на “дно морское” и не промокнуть!

Накрываем строго вертикально нашу лодку сверху перевернутым вверх дном стаканом и постепенно опускаем стакан вниз, на дно. О ЧУДО! Лодка тоже опускается на дно! А теперь аккуратно, не торопясь поднимаем стакан к поверхности и снимаем его с поверхности воды – водолаз в лодке остался, благодаря батискафу, сухим!

Опыт 6: “Круговорот воды в природе”

Известно, что вода на Земле постоянно циркулирует: поднимается в виде пара вверх, а затем, остывая, падает на землю в виде осадков. Как же это происходит?

В банку наливаем горячую воду. Подкрашиваем. Берем сухое блюдце. Дети трогают его, проверяя, что оно действительно не оставляет мокрых пятен на пальцах.

Накрываем блюдцем и ждем некоторое время, наблюдая, как пар от воды в банке поднимается вверх. Что с ним происходит дальше?

Снимаем блюдце. Чудо-блюдце стало мокрым, вода собралась на нем крупными каплями.

Вывод: Касаясь блюдца, пар охлаждается, блюдце запотевает, на нем появляются капли воды. В природе, испаряясь, вода поднимается вверх, там охлаждается и возвращается в виде осадков на землю.

Но ведь мы не кипятим всю воду на Земле, чтобы она поднялась вверх в виде пара. Предлагаю накрыть стаканчиками землю в цветочных горшках после полива цветов и пронаблюдать, что будет? А если накрыть землю, не поливая цветок – что будет в этом случае?

Вывод: Стаканчики “запотели” внутри, на стенках появилась влага из-за испарения воды в цветочном горшке. В горшке, который не поливали, влаги на стенках стаканчика образовалось меньше - растению необходима вода, иначе оно может погибнуть.

Опыт 7: “Движение воды через корешки растений”

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.

Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют функции корешков. (Укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). Что могут еще брать корешки из воды? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что будет происходить, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет).

Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают.

Вывод: корешки берут из почвы не только воду, но и питательные вещества. Что произойдет, если в земле окажутся вредные для растения вещества?

Поговорить о значении соблюдения правил охраны окружающей среды.

Опыт 8: “Вершки и корешки”

Выяснить значение воды для прорастания семян. Что раньше появится из семени – корешок или листик? Дети выбирают предложенные семена (горох, фасоль, подсолнечник, тыква…), создают условия для х прорастания – в прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную ткань или бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещаем семена, салфетку по мере необходимости увлажняем. Ежедневно в течение 10–12 дней наблюдаем за происходящими изменениями: сначала появится корешок, затем пойдут стебельки: корешки будут разрастаться, верхний побег увеличиваться. Почему сначала вырос корешок? Предположения детей.

Вывод: сначала появляется корешок, он питает растение.

Опыт 9: “Изучаем непосредственно свойства воды”

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет собственной формы.

Детям наливают воду в стаканчики, предлагают ее рассмотреть. Какая вода?

Предлагаются подсказки – схемы: вкус, цвет, запах, форма.

Повторяем правило: пробовать на вкус без разрешения нельзя. Почему?

Имеет ли вода запах? Детям предлагается понюхать воду. Что заметили? Сравним запах воды с запахом напитка из ягод смородины. Делаем вывод – напиток пахнет ягодами, а у воды запаха нет.

Имеет ли вода вкус? Пробуем воду из стаканчика на вкус (вода кипяченая!), сравним ее со вкусом напитка из ягод – напиток имеет вкус смородины, а вывод: вода не имеет вкуса.

Какой формы вода? Предлагаю поочередно налить воду в разные емкости – стаканчик с круглым дном, баночку с квадратным дном, ракушку... Какую форму принимает вода?

Вывод: вода текуча, принимает форму сосуда, в который налита.

Опыт 10: “Ледяная тайна”

Говорим с детьми еще об одном свойстве воды – она может быть твердой – замерзать. Приносим в группу льдинки и снег, выясняем, что в теплом помещении лед и снег превращаются в воду.

С прогулки приносим большой кусок льда. После того, как все дети переоделись, опускаем его в емкость с водой. Что происходит?

Лед не тонет! Почему, ведь лед – это та же вода, но замерзшая.

Вывод: Плотность льда меньше, чем плотность воды, поэтому лед держится на поверхности воды.

Рассказываю детям, что с наступлением холодов холодная вода на поверхности начинает охлаждаться и опускается вниз, где перемешивается с остальной водой. Когда температура всей воды достигает 4 градуса, вода с поверхности уже не опускается и не перемешивается с остальной, а остается тонким слоем на поверхности. Этот тонкий слой служит “покрывалом” для водоема, не дает морозу сковать водоем до дна, оберегая его обитателей от замораживания.

В свободное время наливаем в пластиковые стаканчики (по количеству детей) воды, каждый ребенок берет из формочки приготовленный в морозильнике кусочек льда, проверяет – будет ли его льдинка держаться на поверхности воды.

Опыт 11: “Через край”

Делаем в крышке пластмассового пузырька отверстие. Ставим в отверстие соломинку для коктейля, закрепляем ее наклонно.

В пузырек наливаем очень холодной воды, закрываем его крышкой с соломинкой.

В емкость наливаем горячей воды, ставим в нее подготовленный пузырек. Что произойдет? Через некоторое время вода из пузырька начинает подниматься и стекать по соломинке вниз.

Почему это происходит, ведь мы не доливали воды в пузырек?

Вывод; после того, как пузырек поместили в емкость с горячей водой, холодная вода в нем начала нагреваться, увеличиваясь в объеме. Поэтому из закрытого пузырька стала подниматься по соломинке, т.к. объема ей уже не хватало.

Обратить внимание детей, что нельзя наливать в чайник для кипячения воды до краев, нагреваясь, она будет выливаться через край.

Опыт 12: “Фонтан”

Сделать отверстия в боковых стенках на расстоянии 5-7см от дна пластмассовой бутылки. Заклеить их скотчем. Налить в бутылку воды, закрыть крышкой. Над большой емкостью аккуратно снимаем скотч и медленно открываем крышку. Что видим? Маленькое чудо. Если крышка закрыта, вода не выливается через отверстия в бутылке. Когда раскрываем крышку – “просыпается” фонтан.

Вывод: когда раскрываем крышку, на поверхность воды в бутылке с большей силой давит воздух, поэтому вода начинает вытекать через отверстия.

Обратить внимание детей на практическое применение “фонтана” - можно таким способом сделать умывальник на даче.

Далее проводятся итоговые занятия по свойствам воды. Дети готовят рисунки и презентации по свойствам воды, их практическому применению, о значении воды для растений, животных, человека, о способе сохранения водных ресурсов планеты Земля.

Список используемой литературы

  1. А.И. Савенков Детское исследование как метод обучения старших дошкольников (материалы курсов повышения квалификации).
  2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников.
  3. Н.М. Зубкова Научные ответы на детские почему.
  4. Н.М. Зубкова Пять тысяч - где, семь тысяч - как, сто тысяч – почему.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Исследовательская работа "Свойства воды"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 81 имени Героя Советского Союза

Жалнина Виталия Николаевича

Исследование свойств воды (исследовательская работа)

Автор: Коркунов Артем, ученик 1 «Б» класса

Руководитель: Ларина Елена Николаевна

Самара

2016

Содержание:

I. Введение ………………………………………………….…..3

II. Основная часть ………………………………………………5

Свойства воды…………………………………………….….5

Опыты с водой…………….…………………………………6

III. Заключение ….……………………………………………….15

IV. Список литературы….………………………………………..17

Введение

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое» - писал Антуан де Сент-Экзюпери французский автор всеми любимой сказки «Маленький принц».

Вода - самое необыкновенное и наиболее важное вещество на Земле. Вода является единственным веществом на Земле, существующим в жидком, твердом и газообразном состояниях. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Твердое состояние воды – лёд, который сохраняет как свою форму, так и объём. Жидкое состояние – всем известная вода не имеет своей формы, принимает форму сосуда, но сохраняет свой объём. Газообразное состояние – туман, пар не имеет ни своей формы, ни объёма.

Понимая важность этого вещества, русский народ создал много пословиц и поговорок о воде:

Не зная броду, не суйся в воду.

Воды жалеть, кашу не сварить.

Это вилами на воде писано.

В решете воду не удержишь.

Вода камень точит.

Под лежачий камень вода не течёт.

Пролитую воду не соберёшь.

Тихие воды глубоки.

Вода - очень распространённое вещество, около ¾ поверхности нашей планеты покрыто водой, составляющей океаны, моря, озера, реки и т. п. Также вода в газообразном состоянии находится в атмосфере планеты в виде облаков, туманов и т. п. При конденсации выводится из атмосферы в виде атмосферных осадков (дождь, снег, град, роса и т. д.). Вода – наиболее важное, и вместе с тем самое распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно эти качества - доступность и незаменимость обусловили ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине – во всех сферах человеческой деятельности. В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. При этом можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду льем». И, хотя вода - сама по себе она не имеет питательной ценности, но у нее далеко не маленький перечень «обязанностей» в нашем организме: регулирует температуру тела, доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины, защищает жизненно важные органы, помогает преобразовать пищу в энергию, выводит шлаки. Вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека: питье и приготовление пищи, личная гигиена, мытье посуды, поливка цветов и домашние питомцы, промышленность и производство – ничто невозможно без воды.

Актуальность темы: Вода - главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений, животных и человека. Поэтому необходимо ее изучение.

Цель – самостоятельно исследовать некоторые свойства воды и расширить знания о её свойствах, значении для живых существ.

Задачи:

• найти информацию в различных источниках,

• провести опыты, наблюдения,

• сделать выводы.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что свойства воды можно исследовать в быту.

Свойства воды

Под свойствами воды обычно понимают совокупность биохимических, органолептических, физико-химических, физических, химических и других свойств воды. Среди этих свойств есть «простые» и «сложные». (2) В своих опытах мы не исследовали сложных свойств воды – химической активности, биохимических процессов в разных организмах, анализа растворяющей способности воды, способности долго удерживать тепло – теплоемкости. Эти свойства воды изучают в старших классах школы с использованием специального оборудования.

Мы предположили, что «простые» опыты с водой для доказательства её широко используемых свойств можно провести в домашних условиях.

Нами исследованы следующие основные свойства воды:

прозрачность,

бесцветность,

отсутствие запаха,

отсутствие вкуса,

текучесть,

отсутствие формы, но способность принимать форму сосуда, в который её наливают,

способность замерзать,

способность испаряться

способность растворять многие вещества.

Для того, чтобы доказать наличие этих свойств воды мы провели следующие опыты:

Опыты с водой

Опыт 1

Цель опыта: Исследовать воду на текучесть.

Необходимые предметы: питьевая вода, кувшин, стакан.

Описание опыта: Я наливаю из крана питьевую воду в кувшин, затем переливаю её в стакан. При этом вода свободно течёт сверху вниз в кувшин, затем из кувшина в стакан с характерным звуком.

Вывод: Вода обладает свойством текучести.

Опыт 2

Цель опыта: Узнать, имеет ли вода форму.

Необходимые предметы: питьевая вода, столовая ложка, поднос, стакан.

Описание опыта: Я наливаю на поднос одну столовую ложку питьевой воды. Она растекается по поверхности подноса в виде небольшой лужицы. Затем я наливаю воду в стакан, и она принимает форму стакана.

Вывод: Вода не имеет формы, но приобретает форму сосуда, в который её наливают.

Опыт 3

Цель опыта: Исследовать воду на прозрачность.

Необходимые предметы: питьевая вода, молоко, два стакана, две чайные ложки.

Описание опыта: В первый стакан я наливаю молоко, во второй - питьевую воду. Затем опускаю в каждый стакан по чайной ложке. В стакане с водой ложка видна четко и ясно, а в стакане с молоком – её не видно совсем.

Вывод: Вода прозрачна.

Опыт 4

Цель опыта: Исследовать воду на вкус.

Необходимые предметы: питьевая вода, три стакана одинакового объёма, сахар, лимон.

Описание опыта: Я наливаю из крана питьевую воду в три стакана до половины их объёма. В первый стакан добавляю одну чайную ложку сахара и размешиваю его, во второй - одну чайную ложку сока лимона и размешиваю его, в третий стакан не добавляю ничего. Затем пробую на вкус содержимое стаканов. В первом стакане содержимое имеет сладкий вкус, во втором - кислый вкус, а в третьем – не имеет никакого вкуса.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт 5

Цель опыта: Узнать о свойстве воды испаряться.

Необходимые предметы: питьевая вода, стакан.

Описание опыта: Я наливаю из крана питьевую воду в стакан до половины его объёма и поставил его на подоконник. Ежедневно я наблюдаю за количеством воды в стакане, которое постепенно уменьшалось. Через 7 дней стакан стал пустым.

Вывод: Вода имеет свойство испаряться.

Опыт 6

Цель опыта: Узнать о свойстве воды кипеть.

Необходимые предметы: питьевая вода, металлическая кружка, нагревательный прибор.

Описание опыта: Я наливаю из крана питьевую воду в металлическую кружку до половины её объёма и с помощью взрослого ставлю её на включенную электрическую плиту. Затем я наблюдаю за процессом нагревания воды. Через 2 минуты на дне кружки появились единичные мелкие пузырьки, их количество увеличивалось, размер пузырьков также возрастал. Ещё через две минуты они стали подниматься на поверхность воды. После этого возникло бурление воды, сопровождаемое звуками. (В этот момент с помощью взрослого термометром я измерил температуру воды, она составила 100º)

Вывод: Вода имеет свойство кипеть.

Опыт 7

Цель опыта: Узнать о свойстве воды превращаться в лёд.

Необходимые предметы: питьевая вода, контейнер.

Описание опыта: Я наливаю из крана питьевую воду в контейнер до его краёв и ставлю его на подоконник с открытым окном при температуре окружающей среды 0º. Затем я наблюдаю за процессом охлаждения воды. Постепенно вода охлаждалась всё больше и больше. Через 1 час на её поверхности появился тонкий слой льда, а ещё через 1 час вода полностью превратилась в лёд.

Вывод: Вода имеет свойство превращаться в лёд при понижении температуры до 0º.

Опыт 8

Цель опыта: Узнать является ли вода растворителем.

Необходимые предметы: питьевая вода, стакан, соль.

Описание опыта: Я наливаю из крана питьевую воду в стакан до половины его объёма. Добавляю одну чайную ложку соли и размешиваю её. Соль исчезает, а вода мутнеет. Затем пробую на вкус содержимое стакана, ощущаю солёный вкус.

Вывод: Вода растворяет многие твердые вещества (соль).

Выводы и практическое применение:

Мы доказали, что основные свойства воды действительно можно исследовать в быту:

Благодаря этому свойству мы её пьём, готовим пищу, умываемся, пользуемся ей для многих бытовых и промышленных целей. Человеком это свойство воды широко используется в жилищно-коммунальном хозяйстве: вода, протекая по трубам, поступает в наши дома и квартиры, используется для полива растений, на заводах и фабриках.

  • Вода не имеет формы, но приобретает форму сосуда, в который её наливают.

Благодаря этому свойству человек может создать водохранилище, построить бассейн, поставить цветы в вазу с водой.

Свойство прозрачности воды используется человеком очень широко: например, аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен.

Благодаря этому наша пища, приготовленная с использованием воды, имеет не одинаковый, а разный вкус и запах – вкус продуктов, а не вкус воды. Уха, борщ, гороховый суп – все имеет разный вкус и запах.

Благодаря этому свойству на Земле возможна жизнь – дожди переносят влагу от океанов, морей, рек и озёр на сушу. А у нас есть возможность постирать и высушить бельё.

Благодаря этому свойству мы можем, например, варить пищу, заваривать чай, стерилизовать предметы.

Поэтому мы можем приготовить мороженое, а ещё – кататься на коньках и лыжах, ведь снег – это «пушистый» лёд.

Она используется для гигиены как самого человека и его одежды, так и дома, школы, различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств - ничего не сделать без воды!

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Учебник для 2 класса

  2. Простые опыты с водой, Марина Султанова, 2014 г.

  3. Пословицы и поговорки http://paers.ru/documents/interesnye-pogovorki-poslovicy-vyrazheniya-russkogo-naroda-pro-vodu

  4. Интересные эксперименты с водой http://nattik.ru/?p=4460

  5. http://gazeta.a42.ru/images/lenta/7930.jpg

  6. http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/svs454.19/0_3a38f_ce994803_L.jpg

  7. http://www.tzmagazine.ru/photos/img4/2121s.gif

  8. http://corehosting.biz/data/images/blatt.gif

  9. http://zablpedia.ru/wp-content/uploads/2008/05/led.jpeg

infourok.ru

Эксперименты с водой и ее поверхностью

Очень простые безопасные опыты и эксперименты для детей с водой в домашних условиях для изучения свойств воды (поверхностное натяжение).

Опыты и эксперименты с водой

Эксперименты и опыты - это очень увлекательное и полезное занятие, которое позволяет детям больше узнать о мире, в котором мы живем, его законах, а в данном случае, о свойствах воды.

Уже в среднем дошкольном возрасте ребенок знает, что чистая вода жидкая (но она не всегда бывает жидкой, потому что лед и пар - это другие состояния воды), прозрачная, бесцветная, не обладающая вкусом. Красивые снежинки - это тоже одна из форм воды. Но это еще не все ее свойства, обо всех свойствах воды до сих пор неизвестно даже ученым.

Вода - это одно из самых удивительных веществ на нашей планете, без нее не смогут жить ни человек, ни животные, ни растения (подробнее о том, почему вода необходима растениям и как с ее помощью происходит их питание - в статье "Как покрасить цветы (опыт, эксперимент или фокус для детей)").

Опыты и эксперименты с водой: поверхностное натяжение воды

Большой плюс экспериментов из этой статьи в том, что их можно выполнять и в домашних условиях, и в детском саду, и в школе. Для их проведения понадобится только вода и то, что обычно есть в доме. Кроме доступных материалов, они настолько простые, что дети и дошкольного возраста, и школьники справятся с этим совершенно самостоятельно.

В результате дети узнают о таком свойстве воды, как поверхностное натяжение, т.е. способность воды образовывать на поверхности очень тонкую пленку. Причем эту пленку дети увидят собственными глазами.

Эксперимент (опыт) с водой и монеткой

Как вы думаете, сколько капелек воды поместится на обычной монетке? Этот эксперимент покажет, что поверхность воды может растягиваться.

Что понадобится:
  • вода, блюдце, монетка, пипетка (или флакон с дозатором из-под лекарств)
Ход эксперимента:
  1. Положить монетку на блюдце, а блюдце - на очень ровную поверхность. То есть если блюдце будет стоять на столе, хоть немного наклоненном на одну сторону, эксперимент закончится гораздо раньше, чем мог бы, и будет менее зрелищным.
  2. В пипетку набрать воды (вместо пипетки мы с дочкой взяли пустой флакончик из-под капель от насморка, сильно его сжали, чтобы вышла часть воздуха, поместили под струю воды из-под крана и разжали - в него стала набираться вода).
  3. Капать воду в центр монетки с очень близкого расстояния, считать количество капель и смотреть, какую форму принимает поверхность воды на монетке.

Результат

Вода на монете будет расположена не ровным тонким слоем, как это может показаться перед экспериментом. Поверхность воды будет растягиваться и становиться все более выпуклой с каждой новой каплей до тех пор, пока тонкая пленочка, которую образует поверхность воды, не порвется. И тогда почти вся вода с монетки вытечет в блюдце.

На моих фотографиях видно, что у нас блюдце стоит неровно, оно наклонено вправо - оттуда вода и начнет вытекать совсем скоро.

Мы с дочерью делали этот эксперимент несколько раз. Самое большое количество капель, которое смогло удержаться на монетке, у нас получилось равным 24. Будем искать более ровную поверхность!

Эксперимент (опыт) с водой и скрепкой

В прошлом эксперименте мы убедились, что поверхность воды похожа на тонкую пленочку, которая может растягиваться. В этот раз мы сможем рассмотреть эту пленочку получше и увидеть, что она может не только удерживать воду внутри, но и не дать утонуть относительно тяжелым предметам и прогибаться под их весом.

Что понадобится:
  • вода, стакан, металлическая скрепка (она должна быть сухой)
Ход эксперимента:
  1. Налить воду в стакан.
  2. Взять скрепку и, держа ее горизонтально, поднести максимально близко к поверхности воды, отпустить.Если скрепка утонет, повторить эксперимент, только скрепку положить на маленький кусочек бумажной салфетки, а затем вместе с салфеткой опустить на поверхность воды. Через некоторое время салфетка намокнет и пойдет ко дну.
Результат

Скрепка будет плавать и можно будет рассмотреть, как поверхность воды прогибается под ее весом.

Повторите этот эксперимент, используя воду с растворенным в ней моющим средством (примерно половина чайной ложки жидкости для мытья посуды, жидкого мыла или шампуня на неполный стакан воды).

Что произошло с поверхностным натяжением воды при добавлении в нее моющего вещества, вы узнаете из следующего эксперимента.

Эксперимент (опыт) с водой и конфетти

Этот эксперимент похож на волшебство, но на самом деле он имеет научное объяснение. От прикосновения "волшебной палочки" к воде и команды "Посторонись!" все плавающие в воде конфетти сразу же отплывут к краям блюдца. Можно использовать не палочку, а кусочек мыла или капнуть моющее средство в центр блюдца - конфетти разбегутся по сторонам, как будто не любят мыло.

Что понадобится:
  • вода, блюдце, дырокол, моющее средство (жидкое мыло, шампунь или жидкость для мытья посуды), шпажка (вместо нее можно взять зубочистку или спичку)
Ход эксперимента:
  1. Налить воду в блюдце.
  2. С помощью дырокола сделать из бумаги конфетти (или проводить эксперимент с маленькими пенопластовыми шариками).
  3. Насыпать конфетти в центр блюдца.
  4. По желанию шпажку можно превратить в волшебную палочку, если красиво раскрасить ее акриловыми красками, глиттером или обмотать тонкой полоской блестящего скотча.
  5. Обмакнуть в моющее средство самый кончик волшебной палочки, вернее, шпажки, и прикоснуться ею к поверхности воды в центре блюдца.
Результат

Конфетти после прикосновения шпажки сразу же послушно переместятся к краям блюдца. Это связано с тем, что моющие средства являются поверхностно-активными веществами, они собираются на поверхности воды и  уменьшает ее поверхностное натяжение. На воде образуется мыльная пленка, она растекается, оттесняя конфетти к краям.

А какие результаты получились у вас?

Предлагаю посмотреть другие статьи об опытах и экспериментах с детьми.

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://moreidey.ru

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите мне в развитии сайта, поделитесь ссылкой на данную статью в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.

moreidey.ru

Проект " Удивительная вода"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Верхняковская средняя общеобразовательная школа

Областной конкурс проектно-исследовательских работ учащихся

«Малая академия юных исследователей» - 2017

Б – «юный исследователь»

Секция «Гуманитарная»

Исследовательский проект

Тема: Удивительная вода

Подготовил :

Шевченко Дмитрий

Учащийся8 класса

МБОУ Верхняковской СОШ

х. Верхняковский, ул. Административная, д.4, 346173

х. Верхняковский, ул. Административная 12/2,

Верхнедонской район

Ростовская область, 346173

телефон 8 963 6444639

Руководитель:

Гришанова Александра Ивановна

учитель географии

МБОУ Верхняковской СОШ

х. Верхняковский, ул. Административная, д.4, 346173

телефон 8 963 6444639

х. Верхняковский 2017год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1. Вода. Что мы знаем о ней?.......................................................................4

1.1 Что такое вода?........................................................................................4

1.2 Все ли уже известно о воде?...................................................................4

1.3 Физические свойства воды ……………………………………………6

Глава 2. Удивительная вода………………………………………………………9

2.1 Интересные факты о воде………………………………………….......9

2.2 Опыты, демонстрирующие удивительные свойства воды…………10

Заключение…………………………………………………………………….…18

Список используемых источников……………………………………………..19

Введение

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».

Антуан де Сент-Экзюпери

Привычное не удивляет и то, что мы постоянно используем, лишено налета таинственности и воспринимается обыденно. Но все же есть на планете явления, которые не перестают вызывать восторг и изумление. Они не подчиняются известным законам.

К примеру, вода. Ученые обнаружили у неё свойства, которые они не могут объяснить. То есть их не должно быть. Но они есть. Чудо! Или загадка… Наперекор законам.

Цель работы: выявить удивительные свойства воды.

Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

  • изучить информацию по данному вопросу;

  • провести опыты;

  • проанализировать полученные результаты;

  • сделать выводы.

Предмет исследования: свойства воды.

Объект исследования: вода и её различные состояния.

Методы исследования:

изучение и анализ литературы и Интернет–статей по данной теме;

наблюдение;

эксперимент.

ГЛАВА 1. ВОДА. ЧТО МЫ О НЕЙ ЗНАЕМ?

1.1 Что такое вода?

Редко кто из нас задается вопросом: «Что такое вода?» А ведь без нее жизнь человека просто невозможна. Наука утверждает, что шестимесячный человеческий эмбрион на 97% состоит из воды, при рождении ее количество снижается до 92%, организм подростка содержит 80% этого вещества, во взрослом возрасте эти показатели составляют 70%, а в пожилом - всего 60%. В этом просматривается некая закономерность, которая позволяет нам приходить в этот мир молодыми и полными сил и уходить из него, дожив до глубокой старости. Можно придерживаться всевозможных диет, полностью отказаться от мяса, хлеба и молочных продуктов, но исключить из рациона воду невозможно. При сильной жажде объем воды в организме снижается на 5-8%, при этом у человека наблюдаются галлюцинации, нарушается функция глотания, расстраивается зрение и слух, наступает обморок. Более серьезный недостаток жидкости может стоить здоровья и даже жизни. Значение воды для человека настолько велико, что мы уже не представляем своей жизни без этой многофункциональной субстанции. И многие из нас воспринимают ее наличие как должное, забывая при этом бережно относиться к этому живительному и целебному источнику. Вода – это универсальный растворитель для всех питательных и минеральных веществ, а также аминокислот и витаминов. Она способна регулировать температуру нашего тела, выводить из организма продукты жизнедеятельности и различные токсические компоненты. Именно с помощью воды наши мышцы выполняют свою основную функцию – сократительную. Не зря диета спортсменов всегда содержит повышенное количество жидкости. Что такое вода в нашей обыденной жизни? Это один из основных и незаменимых продуктов питания. Каждое утро у нас начинается с чашечки ароматного кофе или свежезаваренного чая, которые без воды приготовить просто невозможно, как и большинство любимых блюд. Ученые доказали, что для сохранения здоровья человек должен в сутки потреблять до 2,5 литров жидкости – это обеспечит ему хорошее самочувствие, активизирует умственную деятельность и придаст сил.

  • 1.2 Все ли уже известно о воде?

  • Основы современного понимания физикохимии воды заложили около 200 лет назад Генри Кавендиш и Антуан Лавуазье, обнаружившие, что вода – это не простой химический элемент, как считали средневековые алхимики, а соединение кислорода и водорода в определенном отношении. Собственно и

  • название свое водород (hydrogene) – рождающий воду – получил только после этого открытия, и вода приобрела современное химическое обозначение, известное теперь каждому школьнику, – h3O.

  • В 30-х годах нашего века, химики были уверены, что состав воды им хорошо известен. Но однажды одному из них пришлось измерить плотность остатка воды после электролиза. Он был удивлен: плотность оказалась на несколько стотысячных долей выше нормальной.2

  • В науке нет ничего незначительного. Эта ничтожная разница потребовала объяснения. В результате ученые открыли много новых больших тайн природы. Они узнали, что вода очень сложна. Были найдены новые изотопные формы воды. Каждое новое, более точное измерение, каждый новый верный расчет, каждое новое наблюдение не только повышает уверенность в знании и надежности уже добытого и известного, но и раздвигает границы неведомого и еще не познанного и прокладывает к ним новые пути.3

  • Вместе с тем после многочисленных успехов физики и физикохимии воды последних лет вряд ли можно утверждать, что свойства этого простого вещества понятны и прогнозируемы до конца.

  • Несмотря на многовековую историю изучения, простейший химический состав и исключительную важность для жизни на Земле, природа воды и льда таит в себе много загадок.

1.3 Физические свойства воды

Вид молекулы воды

Вода, или оксид водорода, является химическим веществом, имеет вид бесцветной жидкости, которая не обладает ни запахом, ни вкусом. В нормальных условиях h3O (вода) сохраняется в жидком агрегатном состоянии, в то время как аналогичные соединения водорода являются газами. Все это можно объяснить особыми характеристиками атомов, слагающих молекулы, и присутствием между ними связей. Капля воды состоит из молекул, которые притягиваются противоположными полюсами, образуя тем самым полярные связи, разорвать которые без усилий невозможно. Каждая молекула в своем составе содержит ион водорода, который настолько мал, что может проникать сквозь оболочку отрицательного атома кислорода, находящегося в соседней молекуле. В результате этого образуется водородная связь. Схема воды показывает, что каждая молекула имеет прочную связь с четырьмя соседними молекулами, две из которых образуются атомами кислорода, а другие две – атомами водорода. Кроме этого, вода имеет высокое поверхностное натяжение, в этом свойстве она уступает лишь ртути. Относительная вязкость h3О обуславливается тем, что соединения водородов не дают возможности молекулам двигаться с различными скоростями. По этим же причинам вода считается отличным растворителем, поскольку каждую молекулу растворяемого вещества сразу же окружают молекулы воды, причем в большом количестве. При этом положительно заряженные молекулярные участки полярного вещества притягивают кислородные атомы, а отрицательно заряженные – водородные.

ГЛАВА 2. УДИВИТЕЛЬНАЯ ВОДА

2.1 Интересные факты о воде

Немного интересной и полезной информации о воде.

  1. При утрате 2% воды от массы тела у человека появляется жажда, при потере 6-8 %- полуобморочное состояние, при потере 10% - начинаются галлюцинации и появляются проблемы с глотанием. При нехватке 12% - человек погибает.

  2. В составе мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане.

  3. Только 3% воды на Земле - пресная, причем большая ее часть содержится в ледниках. И лишь 1,1% воды на Земле пригоден для питья.

  4. Вода отражает 5% солнечных лучей, в то время как снег – около 85%. Под лед океана проникает только 2% солнечного света.

  5. Лед неодинаково холоден.

  6. Горячая вода замерзает быстрее холодной. Ученые так до конца и не понимают природу этого явления.

  7. Сверхохлаждение воды. Этим свойством обладает очень чистая вода. При охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Её кристаллизация может быть спровоцирована пузырьками газа, примесями, неровной поверхностью емкости. Когда процесс кристаллизации запускается, можно наблюдать, как сверхохлажденная вода моментально превращается в лед.

  8. «Стеклянная» вода. При температуре -38 °C даже самая чистая сверхохлажденная вода внезапно превратится в лед. При -120 °C вода становится сверхвязкой или тягучей, как патока, а при температуре ниже -135 °C она превращается в «стеклянную» или «стекловидную» воду – твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура.

  9. Всемирный Водный День празднуется каждый год 22 марта.

  10. Химическое соединение h3O в чистом виде в природе не существует. Вода - универсальный растворитель, она растворяет в себе всё, что встречает на пути.

  11. Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды.

  12. Вода — единственная субстанция, которая встречается в природе в трех формах: твердой (лед), жидкой и в виде газа.

  13. В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению и по количеству растворенных в ней веществ.

  14. До 80% заболеваний обусловлено употреблением загрязненной воды.

2.2 Опыты, демонстрирующие удивительные свойства воды

Для того что бы наглядно увидеть свойства воды можно провести следующие опыты.

Опыты на поверхностное натяжение воды.

Опыт № 1. «Вода течёт вверх».

Для опыта нам понадобятся: бумажная салфетка, фломастеры, стакан с водой.

Проведение опыта: отрезаем от бумажной салфетки полоску 3см.*20см. На одном краю полоски ставим точки маркерами. Полоску опускаем в высокую прозрачную ёмкость с водой (уровень воды 2см).

Что происходит: бумажная полоска, опущенная в воду, постепенно начинает намокать и вместе с водой по ней вверх поднимаются цветные полосы, получившиеся от маркерных точек.

Объяснение: мы отлично знаем, что вода стекает вниз, но благодаря высокому поверхностному натяжению вода проявляет капиллярные свойства, что дает ей способность подниматься вверх вопреки земному притяжению.

Опыт № 2 «Скрепка на поверхности воды».

Для этого опыта мне понадобились стакан с водой и скрепка.

Проведение опыта: В стакан с водой очень медленно и осторожно

Опускаем скрепку

.

Что происходит: скрепка плавает на поверхности воды.

Объяснение: Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностному натяжению, которого достаточно для того, чтобы выдержать вес скрепки.

Опыт № 3 «Трусливый перец».

Для опыта необходимы: миска с водой, перец и жидкое мыло.

.

Проведение опыта: в миску с водой насыпаем перец, он тонким слоем расходится по поверхности жидкости. Для проверки точности опыта сначала опускаем в воду чистый палец. Затем палец с каплей жидкого мыла.

Что происходит: В первом случае вода и перец обволакивают палец и при его поднятии из миски, перец остается на всей поверхности воды и немного на пальце. Во втором случае, как только палец с каплей мыла касается воды, перец «убегает» к краям миски.

Объяснение: Мыло уменьшает поверхностное натяжение воды и перец уплывает в сторону большего натяжения.

Опыт № 4 «Вода не выливается из перевернутого сосуда».

Для опыта понадобятся: Емкость с водой, пустой стакан, лист бумаги.

Проведение опыта: на верх стакана накладываем квадратик бумаги Аккуратно переварачиваем стакан Вода в стакане не выливается

Что происходит: немного воды выливается из стакана, но когда она принимает ровное вертикальное положение, вода перестает вытекать и удерживается в стакане.

Объяснение: Вода заполняет всё пространство между волокнами бумагии из-за силы поверхностного натяжения не может вытечь из перевёрнутого стакана. Если механически нарушить поверхность, то вода так же начнет течь.

Опыты на таяние льда.

Опыт № 5 «Таяние от давления».

Для опыта необходимы: кусок льда, леска, груз (гантели в нашем случае).

Проведение опыта: Привязываем гантели к концам лески, на возвышение укладываем кусок льда, а сверху на середину льда положили леску так, что бы груза создавали давление.

Что происходит: натянутая леска вмерзает в лёд, но линии разреза увидеть нельзя: над режущей лёд леской, он остаётся совершенно целым.

Объяснение: лед тает в том месте, где на его поверхность оказывается сильное давление. Леска с висящими на ней гантелями давит на ледяную подставку, и поэтому лед под ней тает.

В образовавшемся тонком слое воды леска погружается глубже, а над ней вода снова замерзает, потому что на нее уже ничто не давит. Когда леска вмёрзла в ледяной кусок, шов было почти невозможно разглядеть.

Опыт № 6 «Таяние от соли».

Для опыта нам понадобятся: кусочки льда, соль, нитка.

Проведение опыта: положим два кусочка льда на стол. На каждую ледышку положим нитку. Теперь на один кусочек льда положим немного соли. И подождем.

Что происходит: через некоторое время потянем за нитку.

Нитка вмёрзла в лёд, посыпанный солью, и теперь можно с её помощью подтянуть этот кусочек льда к себе или даже поднять. К простому льду нитка не примерзла, и если мы её потянем, то кусочек льда останется на месте.

Объяснение: температура льда может быть от 0 градусов (по Цельсию) и ниже, при 0 градусов лед начинает таять. Когда мы добавляем соль, то снижаем температуру замерзания, и лед начинает таять.

Нитка в этот момент погружается в образовавшуюся воду. Но чем больше образуется воды, тем ниже концентрация соли и тем выше температура замерзания. Постепенно нитка вмораживается в кусочек льда.

Опыт на теплопроводность воды.

Опыт № 7 «Свеча и шарик».

Для опыта понадобится: два воздушных шарика, свеча, спички и вода.

Проведение опыта: берём два шарика. Первый просто надуваем, а второй надуваем после добавления в него небольшого количества воды (100 мл.). Проводим каждый из шариков над горящей свечой.

Что происходит: шарик, надутый без воды внутри, лопается при соприкосновении с пламенем.

Шарик, надутый с водой, закоптился, но так и не лопнул.

Объяснение: если в шарик налить немного воды и поместить над открытым огнем, то вода будет забирать тепло и шарик останется целым. В то время как воздух внутри просто надутого шарика не забирает тепло и резина от перегрева лопается.

Опыт со сверхохлажденной водой.

Опыт № 8 «Мгновенная заморозка».

Для опыта понадобятся: морозилка, чистая вода в бутылке.

Проведение опыта: пластиковую бутылку с чистой водой мы помещаем на 2 часа в морозилку. По истечении времени аккуратно достаем бутылку и резко ударяем о стол.

Что происходит: после встряхивания в результате удара, вода в бутылке мгновенно превращается в лёд.

Объяснение: Так как в опыте участвует чистая вода, то при охлаждении ниже точки замерзания она остается жидкой. Её кристаллизацию (замерзание) мы запускаем резким ударом бутылки о поверхность. В результате этого в ней появляются пузырьки газа. Процесс кристаллизации запускается, и вода моментально превращается в лед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Окружающая нас вода — это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды.

Молекула воды обладает дисимметрией: кислородная часть молекулы имеет отрицательный заряд, а водородная — положительный. Они смещены относительно друг друга, поэтому молекула воды является электрическим диполем и, в тоже время, обладает магнитным моментом. Наличие пространственной асимметрии позволяет молекуле воды, связываясь между собой различным образом, образовывать весьма сложные и разнообразные стабильные структуры — кластеры, которые имеют место как в твердом, так в жидком и даже в газообразном состоянии воды. Поверхностное натяжение чистой воды больше, чем у любой другой жидкости, кроме ртути. У абсолютно чистой воды поверхностное натяжение таково, что по ней можно было бы кататься на коньках. Наличие примесей резко снижает величину поверхностного натяжения воды. Одна из «странностей» воды в том, что это вещество — единственное на Земле — всегда выступает в трех «лицах» — жидком, твердом и газообразном.

В своей работе я попытался познакомить вас с этими свойствами и провести опыты, подтверждающие их. На основании проведенных опытов мне открылись новые, ранее не изученные мною свойства воды. Я узнал много нового и интересного. Во-первых, вода может течь не только вниз. Она самопроизвольно может подниматься вверх. Во-вторых, благодаря силе поверхностного натяжения вода может не выливаться из перевёрнутого стакана и удерживать на плаву скрепку. Так же я узнал, что лед превращается в воду не только под действием тепла, но и под воздействием соли или давления, а вода может превратиться в лед за секунды. Ещё вода обладает отличными теплопроводными свойствами. Поэтому воду можно даже вскипятить в пластиковой бутылке или в бумажной коробке из-под сока или молока.

Оказалось, что проведение опытов – это не только способ изучения, но и способ очень весело проводить время. Такие опыты-фокусы очень понравятся детям и помогут им познакомиться с удивительными свойствами самой простой воды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Головин Ю.И. Вода и лед – знаем ли мы о них достаточно? Соросовский образовательный журнал, том 6, № 9, 2000 г.

  2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992 г.

  3. Петрянов-Соколов И.В. Самое необыкновенное вещество в мире. Москва: Издательство «Педагогика», 1975.

  4. http://www.portal-slovo.ru

  5. http://www.vodainfo.com

infourok.ru


Смотрите также