Индевор (корабль). Индевор вода


Легендарные парусники. Вымышленные и настоящие.

Endeavour_6 Индевор  (HMS Endeavour) – корабль Джеймса Кука, на котором знаменитый мореплаватель совершил свое первое кругосветное путешествие.

Барк «Индевор» сошел со стапелей в 1764  году в Йоркширском городе Уитби и носил имя «Earl of Pembroke» (Граф Пемброкский). Главной миссией корабля должна была стать перевозка угля. Но в 1768 году судно было приобретено английским Адмиралтейством, затем его выбрал для своей экспедиции Джеймс Кук и переименовал в «Индевор» — «Стремление». Endeavour_4 «Индевор» был некрасивым, но крепким судном с отличными мореходными качествами. Он имел прямой, широкий нос, небольшую осадку и полностью деревянную обшивку. Две из трех его мачт (фок и грот) несли прямые паруса, на бизани поднимали  крюйсель и контр-бизань. Под бушпритом располагались блинд и бом-блинд. При хорошем ветре «Индевор» мог идти со скоростью до 8 узлов, что было очень неплохо по тем временам. Длина парусника составляла 36 метров, ширина чуть больше 9 метров, водоизмещение 360 тонн. Вооружение парусника состояло из 22 орудий: 10 пушек и 12 мортир на поворотных лафетах. Дополнительно для «Индевора» были построены баркас (для перевозки еды и воды) и капитанский катер.

James_Cook 26 августа 1768 года капитан Джеймс Кук вышел на корабле «Индевор» из английского Плимута и взял курс на Таити. Официальной целью этого путешествия стало исследование астрономического явления: прохождения Венеры по диску Солнца, неофициальной же – поиски Южного материка и исследование южных широт. Возглавлял экспедицию английский ученый Джозеф Бэнкс.

10 апреля 1769 года «Индевор» бросил якорь у берегов Таити. Вопреки сложившейся традиции, англичане вели себя  довольно миролюбиво, еду и воду старались выменивать у местных жителей, а не брать силой. Членам команды было запрещено применять насилие по отношению к аборигенам. Здесь, на Таити, команда Кука и наблюдала прохождение Венеры через Солнечный диск. И так как официальная цель путешествия была выполнена, «Индевор» отправился к берегам Новой Зеландии.  Джеймсом Куком было открыто, что Новая Зеландия состоит из двух островов, разделенных проливов. В последствии этот пролив был назван проливом Кука.

Endeavour_1 В апреле 1770 года Кук достиг восточного берега Австралии и бросил якорь в заливе, где было обнаружено множество неизвестных растений. Кук назвал этот залив – Ботаническим.  11 июня 1770 года «Индевор» сел на мель и значительно повредил обшивку. Пробоина была заткнута парусиной, корабль требовал капитального ремонта. Но так получилось, что «Индевор» был отрезан от берегов Австралии Большим Барьерным Рифом, и судну с дырой в борту  пришлось пройти 360 миль, чтобы обогнуть риф. Благодаря этому, было совершено еще одно открытие  — обнаружен пролив, разделяющий Новую Гвинею и Австралию. Через этот пролив «Индевор» проследовал в Индонезию, где был поставлен на ремонт в порту Батавия. Несмотря на то, что на корабле никто не умер от цинги (чем так гордился Кук), в Индонезии на корабле началась эпидемия малярии.  Весной 1771 года «Индевор» достиг африканского Кейптауна. За этот период на корабле от малярии и дизентерии погибло 22 члена экипажа, команду пришлось доукомплектовать. 12 июля 1771 года Джеймс Кук вернулся в Англию. Endeavour_replika_1 В результате этой экспедиции Австралия стала Английской колонией, были так же присоединены к Англии ряд островов, произведено исследование и описание островов Тихого океана и берегов Австралии. Считается, что «Индевор»  — первый корабль, на котором была определена долгота.

Сведения о судьбе корабля Кука после путешествия противоречивы: по одной версии «Индевор» был продан французскому купцу, переименован в «La Liberte» («Свобода») и переправлен в Северную Америку, по другой версии парусник просто догнивал у берегов Темзы, а потом был разобран.

В честь знаменитого парусника «Индевор» в 1971 году был назван командный модуль девятого пилотируемого космического корабля «Аполлон-15». А в 1993 году на воду была спущена реплика легендарного парусника, построенного Джоном Лонгли.

 

otdatshvartovy.ru

Экспедиционное судно «Индевор». 100 великих кораблей

Экспедиционное судно «Индевор»

Порой ничем не примечательные суда становятся знамениты именно потому, что им посчастливилось оказаться под командованием выдающегося человека. Так, парусник «Индевор» («Endeavour») навечно вошел в историю мореплавания как корабль великого мореплавателя Джеймса Кука.

В середине 1760 х гг. английское Королевское научное общество сочло необходимым организовать экспедицию в Тихий океан. Ее главной целью считалось наблюдение за ожидавшимся прохождением Венеры через меридиан – между Землей и Солнцем. Событие ожидалось 3 июля 1769 г. Формально экспедиция не имела отношения к военному флоту. Адмиралтейство лишь согласилось предоставить судно для похода в Южное полушарие. Однако ныне признано, что за официально провозглашенной задачей «притаилась» еще одна, притом основная. Расчет делался на то, что удастся обнаружить новый континент – таинственную Южную землю. Дело в том, что в то время считалось, будто в районе Южного полюса имеется огромный континент с вполне приличным умеренным климатом.

Копия «Индевора»

Для командования экспедиционным судном (и, соответственно, всей экспедицией) лорды Адмиралтейства, после некоторых сомнений, выбрали Джеймса Кука. Собственно говоря, в личных качествах, мастерстве судоводителя, таланте картографа и огромном интересе к дальним плаваниям Кука никто и не сомневался. Но отважный и опытный моряк имел один существенный «недостаток»: он происходил из простонародья. Правда, до того как Джеймс Кук поступил добровольцем на военную службу, он успел дослужиться от юнги до помощника капитана торгового судна, но для Королевского военно-морского флота – Ройял Нэви – это никакого значения не имело. Но когда стало ясно, что конкурентов на должность капитана экспедиционного судна у Кука, в общем-то, и нет, то проблему решили просто: проигнорировав все сословные предрассудки, ему присвоили звание лейтенанта.

Выбор экспедиционного судна скорее всего был обусловлен именно особенностями службы Кука на торговом флоте, когда он несколько лет проплавал на угольщике. Предназначенные для перевозки угля суда представляли собой широкие, весьма неуклюжие парусники, не способные даже при попутном ветре развивать сколько-нибудь значительную скорость. Выглядели они весьма непрезентабельно. Впрочем, по словам одного из авторов, «…для владельцев "угольщиков" эстетические нормы никакой цены не имели, они руководствовались лишь практическими соображениями: их суда должны были перевозить как можно больше угля и для этой цели оборудованы были превосходно. Кроме того, они обладали другими неожиданными свойствами. Несмотря на то, что своими обводами "угольщики" XVIII в. напоминали деревянный башмак и гроб одновременно, они прекрасно держались на воде и могли устоять в самый лютый шторм (легко представить, каково при этом приходилось их командам!), а их плоское дно и незначительная осадка позволяли подходить чуть ли не вплотную к берегу. И ко всему прочему они могли взять на борт много провианта».

Именно на бывшем «угольщике» и решили отправить экспедицию в Тихий океан. Приписанный к порту Уитби и называвшийся «Эрл оф Пемброк» трехмачтовый транспорт водоизмещением 368, 75 длинных (английских) тонны сошел на воду в июне 1764 г. Он имел достаточно широкий и тупой нос, прямую транцевую корму, весьма полные обводы и приподнятый полуют. Его длина составляла 32 м (по нижней палубе – 29, 7 м), а ширина – 8,9 м. Скорость не превышала семи узлов, зато прочность постройки и остойчивость оценивались как замечательные.

Бывший угольщик, переименованный в «Барк Индевор» (первое слово из названия вскоре выпало, и судно Кука повсеместно именуется просто «Индевор»), готовили к дальнему плаванию очень тщательно. На нем оборудовали жилые помещения, в том числе каюты, плотницкую мастерскую и кузницу, разместили большой запас парусины и канатов. На борту появились медикаменты и хирургические инструменты (по нормам того времени на «угольщике» врач не полагался), научные приборы. Среди грузов значились товары для меновой торговли и, естественно, боезапас – судно вооружили пушками небольшого калибра. Согласно записи самого Кука на момент выхода в плавание на борту «Индевора», официально числившемся 14 пушечным шлюпом, находились 94 человека, включая шестерых ученых и 13 слуг, но считается, что в список не попали три матроса и один слуга.

«Индевор» покинул Плимут 26 августа 1768 г. и взял курс на остров Мадейра, куда благополучно прибыл. Но там команда понесла первую потерю: во время отдачи якоря канат захлестнул и утащил в воду помощника штурмана, вытащили его уже бездыханным. Затем последовал переход к Рио-де-Жанейро, но там экспедицию приняли крайне настороженно и недоброжелательно. Кука и его корабль (не забудем – бывший «угольщик») сочли не представителями Ройял Нэви, а пиратами или контрабандистами. Первый помощник Хикс, отправившийся на берег, был арестован, и Куку стоило немалых трудов добиться его освобождения. Заход за водой и продовольствием растянулся почти на месяц. Зато научная деятельность экспедиции развернулась уже на этом этапе плавания – натуралисты изучали и систематизировали морских птиц, рыб, различных животных. Ботаники собирали столько новых, еще не описанных видов растений, что им приходилось без отдыха трудиться целыми днями.

Рождество встречали на пути от Рио-де-Жанейро к мысу Горн. В честь праздника команде было позволено «слегка расслабиться». Кук записал: «Вчера праздновали Рождество, и на корабле не было трезвых». Вообще, великий мореплаватель проявлял изрядную заботу о своих людях, всегда старался обеспечить моряков свежей пищей и хорошей водой, а для поддержания морального духа порой позволял матросам и морским пехотинцам «оттягиваться по полной». Однажды он высадил перепивших мореплавателей на берег и два дня терпеливо ждал, пока они придут в работоспособное состояние, причем никого за столь очевидное нарушение дисциплины не наказали. Зато «провинившимся» в борьбе за здоровье пощады не было: когда во время плавания два матроса отказались есть свежее мясо, их без лишних разговоров подвергли порке. Во всех плаваниях команды относились к своему капитану с уважением и любовью, его буквально боготворили. Впрочем, это вызывалось не только отношением Кука к людям, но и его высочайшим профессионализмом в морском деле.

13 апреля 1769 г. экспедиция прибыла на Таити. Полинезийцы встретили британцев доброжелательно, и началась подготовка к выполнению главного официального задания. Однако проведенные 3 июня наблюдения оказались не слишком удачными, что обуславливалось несовершенством приборов (ни один наблюдатель во всем мире не смог получить ожидаемых результатов). Несмотря на ряд проблем, возникших при общении белых людей с аборигенами, серьезных столкновений не происходило. Поэтому когда в августе «Индевор» покидал Таити, местные вожди и старейшины даже попытались уговорить Кука не уходить в море, а когда англичане подняли якорь и поставили паруса, многие полинезийцы не смогли сдержать слез.

Поход на юг оказался безрезультатным: дойдя до предписанного инструкцией Адмиралтейства 40° ю. ш., ничего не обнаружили. А 7 октября с «Индевора» увидели восточное побережье Новой Зеландии. Там Кук и его люди столкнулись с очень воинственными и крайне недоброжелательно настроенными по отношению к пришельцам аборигенами – маори. Произошло несколько стычек, высаживаться на берег зачастую оказывалось просто невозможно. Но это обстоятельство не помешало проведению картографических работ, о которых впоследствии говорилось: «…карта Новой Зеландии, вычерченная Куком, поражает точностью». А боевые каноэ маори при случае пришлось отгонять предупредительными выстрелами из пушек (пригодилось-таки вооружение!). Во время исследования Новой Зеландии проявились врожденные недостатки «Индевора»: его неповоротливость, низкая скорость. К тому же сильнейшие удары волн вызвали течи, днище сильно обросло. Пришлось искать подходящую бухту и заниматься приведением корабля в порядок. Затем Кук направился к берегам Австралии, юго-восточного побережья которой и достиг 19 апреля 1770 г.

Знания об этом континенте у европейцев были минимальными. О природе, населяющих неизведанные земли аборигенах, растительном и животном мире сведения практически отсутствовали. Никаких карт не имелось, о существовании Большого Барьерного рифа никто не подозревал. В результате занимавшийся изучением побережья «Индевор» вечером 11 июня налетел на риф и прочно засел на нем. Тут-то и сказалось качество постройки – несмотря на серьезные повреждения, благодаря самоотверженной работе команды и толковому руководству судно удалось стянуть на глубокую воду. А пробоина оказалась «заделана» весьма своеобразно – в ней застрял изрядный кусок коралла! Затем пострадавшее судно подвели к берегу, где и занялись исправлением повреждений. Реку, в устье которой это происходило, Кук назвал в честь своего корабля, увековечив его название на карте мира. Также Индевором был назван пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи. Кстати, покидая Австралию, Кук торжественно провозгласил ее владением британской короны, ранее он также поступил на Новой Зеландии и ряде других островов Тихого океана. Любопытно, что сам Кук свои успехи и достижения – действительно выдающиеся – оценивал весьма скромно. В рапорте, адресованном лордам Адмиралтейства, он написал: «Открытия, сделанные во время этого плавания, нельзя назвать великими!»

После захода в принадлежавшую голландцам Батавию, где многие участники экспедиции заразились различными тропическими болезнями, «Индевор» взял курс на Кейптаун, а оттуда направился к берегам Англии. 11 июня 1771 г. плавание завершилось. Джеймс Кук был произведен в новый чин и получил назначение на должность командира линейного корабля, командовал новыми экспедициями и 14 февраля 1779 г. погиб в стычке с туземцами на острове Оаху (Гавайи).

К этому времени завершилась и карьера «Индевора». После возвращения на родину судно использовали в качестве транспорта, а в 1775 г. продали частному владельцу. Переименованное в «Лорда Сэндвича», оно совершило рейс в Архангельск. В конце года его привлекли к доставке войск (наемников из Гессена) в восставшие американские колонии. В феврале 1776 г. «Лорд Сэндвич» доставил свой «живой груз» в Нью-Йорк, после чего перешел в Ньюпорт. Там его использовали в качестве плавучей тюрьмы. В августе 1778 г. британское командование решило заблокировать вход в залив Наррадансетт. С 3 по 6 августа на дно пошли 12 судов, включая и экс-«Индевор».

В конце ХХ в. в Австралии построили копию исторического корабля, до сего дня успешно бороздящую моря и океаны.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Индевор (корабль) - это... Что такое Индевор (корабль)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Индевор.

Инде́вор (англ. HMS Endeavour — усилие) — первый корабль, которым командовал британский исследователь, картограф и первооткрыватель XVIII столетия капитан Джеймс Кук.

Этот корабль Кук использовал в своей первой экспедиции.

История создания

Индевор появился в 1764 году. Он был построен в доках приморского городка Уитби, расположенном в графстве Йоркшир, где началась карьера Джеймса Кука. Таким образом, и капитан и его корабль начали свою "морскую жизнь" в одном месте. Корабль принадлежал к разряду "кет-билт" – судов с прямым широким носом. В документах первого плавания Джеймса Кука Индевор неизменно называют барком. Особенностями корабля были три мачты, прямые паруса на фок-мачтах и грот-мачтах и бизань без реев. На корабле было 22 пушки, из них 12 на поворотных лафетах. Первый биограф знаменитого мореплавателя, его современник Киппис утверждал, будто Кук сам выбрал Индевор в период подготовки к экспедиции, хотя современные исследования склонны утверждать, что корабль был подобран случайно и без участия Кука. Агенты Корабельной палаты (Navy Board) приобрели судно у владельца 28 марта 1768 года, причём когда покупатели осматривали корабль в Дептфордских доках оказалось, что обшивка, мачты и такелаж требуют основательного ремонта.

Endeavour replica in Cooktown harbour.jpg

В Дептфорде специально для Индевора построили командирский катер, баркас и ял. Катер предназначался для поездок на берег капитана и офицеров, баркас для подвозки на корабль воды, дров и припасов. Индевор имел высокие мореходные качества и капитан Кук отмечал, что судно при ветре в один-два румба позади траверза (крутой бакштаг) следует со скоростью 7,4 узла. "Этот корабль – хороший ходок и лёгок в управлении"[1]., – писал Кук. Серьёзные испытания в Коралловом море, когда Индевор получил большую пробоину, корабль выдержал с честью. Но и у Индевора были свои недостатки, например отсутствие медной обшивки, предохранявшей деревянный корпус корабля от разрушительной работы корабельных червей. Индевор также был первым судном, с которого точно смогли определить долготу. Это подтверждают навигационные таблицы. Он был первым кораблём, совершившим столь длительный рейс, во время которого от цинги не погиб ни один человек, тогда как цинга в то время губила большинство мореплавателей. Обстоятельства экспедиции Кука пагубно сказались на состоянии судна. 11 июня 1772 года, после четырёхлетнего путешествия, когда "Индевор" вернулся в Лондонский порт, он представлял собой жалкое зрелище.

Дальнейшая судьба

HMS Bark Endeavour - Replica01.jpg

Судьба судна окутана тайной. Существуют две версии того, что же произошло с легендарным барком. По одной – парусник окончил свои дни на Темзе. Согласно другой версии, корабль после кругосветного плавания продали, французу-торговцу, переименовавшему его в "La Liberte" – "Свобода". Француз, в свою очередь, переправил его в Северную Америку, чтобы использовать как китобойное судно. В Америке легендарный барк был сильно повреждён британским кораблём; его останки, возможно, захоронили совладельцы в Ньюпорте, штат Род-Айленд.

Интересные факты

  • Первоначально Индевор строился для перевозки угля в Уитби и назывался "Граф Пемброк", но был куплен и переоснащён Королевским флотом в 1768 году.
  • В честь первого корабля Джеймса Кука был назван Командный Модуль космического корабля Аполлон-15. В ходе его полета была осуществлена четвертая высадка людей на Луну.
  • Корабль Индевор изображен на новозеландской монете номиналом 50 центов.

Смотри также

Источники

  • Джеймс Кук, Плавание на Индеворе в 1768-1771 годах, Москва, 2008.
  • Я. М. Свет, Мореплаватель туманного Альбиона. Джеймс Кук, Москва, 1963.

Примечания

  1. ↑ Джеймс Кук, Плавание на Индеворе в 1768-1771 годах, Москва, 2008.

dic.academic.ru


Смотрите также

">