Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Вода и её свойства". Вода и ее свойства 2 класс


Урок для 2 класса по теме: «Вода и ее свойства»

Черноус Татьяна Михайловна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

лицей № 5 г. Воронеж.

Урок по предмету «Окружающий мир» 2 класс УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» по программе Н.Я Дмитриевой, А.Н. Казаковым

Учебник «Окружающий мир» для 2 класса, рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир» Н.Я Дмитриева, А.Н. Казаков

Тема урока : « Вода и ее свойства»

Цель урока: формировать понятия «свойства воды»,дать представления о применении воды в жизни человека.

УУД: 1. Уметь выполнять задания в соответствии с инструкцией учителя.

2. Формировать этические свойства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков.

3. Умение принимать и сохранять учебную задачу; проводить сравнение сериацию классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

- Я загадаю загадки . А вы выберите правильный ответ .

Слайд № 1

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

(варианты ответов: пила, кошка, вода, подушка)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(варианты ответов: чайка, утка, вода, летучая рыба)

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? ( О воде.)

Слайд № 2

Я и туча , и туман,

И ручей , и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть хочу. (Вода)

  1. Формирование новых знаний.

- Чем отличается вода от куска дерева или камня? ( Камень и дерево твердые вещества, а вода - жидкая)

Вода – жидкость (на слайде)

Вытянуть на слайде молекулу воды.

- А какие жидкости вы еще знаете ? ( Сок, бензин, молоко)

- А какими свойствами обладают все жидкости.

Дети называют признаки, которые помогут определить жидкость.

Слайд № 3

Жидкости различаются по:

  1. Вкусу (сладкая, кислая, соленая, пресная)

  2. Запаху (пахнет цветами, противно)

  3. Цвету (бесцветная, красная, зеленая…)

  4. Прозрачность ( мутная, прозрачная)

  5. По температуре (холодная, горячая, теплая)

- Это свойства всех жидкостей. Речь пойдет о веществе без которого невозможна жизнь на Земле и ее свойствах. ( Это вода. А что мы моем узнать о воде?)

- Сегодня мы проведем исследования по воде и ее свойствам.

3. Практическая часть.

Цель практической части: определение свойств воды.

Ребята разбиваются на рабочие группы. Работа проводится в пяти группах.

1 группа: Группа работает над первым свойством воды - прозрачность. (Оборудование группы стаканы с водой, молоком, соломинки.)

Рассуждения: Когда опускается трубочка в воду, то ее видно. При опускании трубочки в молоко трубочку не видно.

Когда стакан с водой стоит на столе сквозь него видно стол, а через молоко поверхность стола не видна.

Вывод: Вода прозрачная.

2 группа: : Группа работает над вторым свойством воды – цвет.

(Оборудование группы стакан с водой и стакан с молоком)

Рассуждения: Рассматривая стаканы мы увидели, что молоко в стакане белое, а вода е имеет цвета.

Вывод: Вода безцветная.

3 группа: : Группа работает над третьим свойством воды – запах.

(Оборудование группы стакан с водой и с соком вишневым) . Вспомнить правила безопасности при определении запаха жидкостей.

Рассуждения: Мы понюхали жидкости в обоих стаканах и определили, что сок имеет запах, а у воду его нет.

Вывод: Вода без запаха.

4 группа: : Группа работает над четвертым свойством воды – вкус.

(Оборудование группы стакан с водой и стакан с молоком.)

Рассуждения: Молоко имеет вкус, а вода вкуса не имеет. Правила безопасности при работе с жидкостью: можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества. (Нет)

Вывод: Вода без вкуса.

5 группа: : Группа работает над пятым свойством воды – текучесть.

(Оборудование группы стакан с водой и и мел)

Рассуждения: Рассматривая мел мы увидели, что он имеет форму. Вода в стакане одной формы в пробирке другой формы, а когда разлили по столу, то она потеряла форму, она растеклась по столу.

Вывод: Вода текучая.

При определении свойств воды – жидкости ребята заполняют таблицу в рабочей тетради « Свойство воды в жидком состоянии». Задание № 59.

4.Закрепление изученного материала.

- О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Слайд № 4

Вода – жидкость:

1.Без цвета;

2.Без вкуса;

3.Без запаха;

4.Текучая;

5. Прозрачная.

Домашнее задание: учебник стр.3-5

globuss24.ru

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Вода и её свойства"

Конспект занятия по краеведению

на тему: «Вода и её свойства».

Дата: 19 октября 2010 года.

Класс: 2-б.

Учитель: Емельянцева О.В.

Конспект занятия по краеведению во втором классе.

Тема: «Вода и её свойства».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле;

  2. продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов;

  3. определить в ходе опытов свойства воды, составить план доклада на тему: «Свойства воды»;

Воспитательные:

  1. воспитание умения работы в группах;

  2. формирование умения выполнять разные роли;

Развивающие:

  1. развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов;

Оборудование и наглядные пособия:

Стаканы пустые и с кипячёной водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком; чайные ложки, зеркальца, пипетки, воронки, марлевые салфетки, кубики, чашки, блюдца, цветные бусинки, молоко.

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Учитель: На последнем уроке окружающего мира мы проводили второе заседание клуба «Мы и окружающий мир», на котором говорилось о значении воды для жизни на Земле. Сегодня мы проведём не обычное занятие, а практическое, на котором в ходе опытов мы познакомимся с различными свойствами воды и попробуем установить, где эти свойства воды находят применение в нашей повседневной жизни.

    1. Актуализация знаний учащихся.

На уроке окружающего мира вы получили задание составить сообщение на тему: «Кому и для чего нужна вода?». Послушаем два сообщения на эту тему.

(На интерактивной доске идёт презентация)

Ученик 1. Воды на Земле больше, чем суши. И это замечательно!

Вода не даёт нашей планете замёрзнуть. Всё лето Солнце греет воду в реках, озёрах, морях, океанах. Зимой нагревшаяся вода постепенно отдаёт своё тепло Земле. Чем не отопление? Без него на планете наступят такие морозы, что всё живое погибнет.

Сама жизнь на Земле, по мнению учёных, зародилась в далёкие времена в воде. Но связь с водой сохраняется и сейчас. Сам человек больше чем наполовину состоит из воды! Неудивительно, что без неё мы можем прожить только несколько дней.

Для многих живых организмов вода является родным домом, средой обитания.

На реках с быстрым течением строят гидроэлектростанции, на которых энергия воды превращается в электрическую энергию.

Конечно, людям требуется только чистая вода, которой с каждым годом становится меньше. Из одного незакрытого крана через тоненькую струйку в течении суток выливается 500 литров воды. Обыкновенная чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь. Берегите воду!

Ученик 2. Вода поит и растения, и животных, и людей.

Без неё не умоешься и не постираешь.

Ежедневно люди используют воду в быту:

  • водой, бегущей по трубам в стене, отапливают помещения;

  • моют посуду;

  • варят суп и компот, моют овощи и замешивают тесто.

Без воды не удастся приготовить и бетон для стройки, и бумагу для книг, ткань для одежды, резину, металл, лекарства, конфеты – ничего не сделаешь без воды!

А ещё вода может быть удобной дорогой. По рекам, морям и океанам день и ночь плывут корабли. Они везут тяжёлые грузы и пассажиров. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек.

3 Объявление темы занятия.

Учитель: Тема нашего занятия: «Вода и её свойства». Мы проведём несколько опытов. На основе этих опытов каждый присутствующий к следующему уроку окружающего мира должен будет подготовить сообщение на тему: «Свойства воды». Работать будем группами, на которые разбились на прошлом уроке. Моими помощниками в группах при проведении опытов будут:

    1. Шелковская Аня

    2. Аржанцев Андрей

    3. Устименко Коля

    4. Шашков Костя.

Перед каждым из вас лежат листы, на которых мы будем фиксировать результаты наших опытов и записывать выводы о свойствах воды.

    1. Правила поведения при проведении опытов.

(Правила высвечиваются на интерактивной доске)

Учитель. Начнём практическую работу с повторения правил при проведении опытов. Помогут их вспомнить мои помощники в группах.

(Дети читают по очереди правила с интерактивной доски)

1.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.

4. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

5. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только с разрешения учителя.

6. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

5. Практическая работа.

Опыт №1. Имеет ли вода запах?

Понюхайте содержимое стакана №1. В него налита питьевая вода. Имеет ли вода запах? Посовещайтесь в группах и сделайте вывод.

(Вывод: вода не имеет запаха.)

Запишите вывод к опыту №1. (Дети записывают вывод)

Если вода имеет запах, то значит она загрязнена и может быть опасна для всего живого. Поэтому нельзя нюхать сосуд, если вы не знаете, что в нём находится.

Опыт №2. Прозрачна ли чистая вода?

Возьмите 2 тарелки с рисунком. В одну из них вылейте чистую воду из стакана №1, а во вторую налейте молоко из стакана №2.

  • Хорошо ли виден рисунок на дне первой тарелки, куда была налита чистая вода? (Да.)

  • Виден ли рисунок на дне второй тарелки, куда мы налили молоко?

(Нет.)

Посовещайтесь в группах и сделайте вывод о прозрачности чистой воды.

(Вывод: чистая вода прозрачна.)

Запишите вывод на листе.

(Используют водолазы, когда погружаются на дно водоёма; люди любуются растениями и животными, находящимися в аквариуме).

Опыт №3. Свойство текучести.

Возьмите пипетку, наберите в неё воду из стакана №3 и выпустите её на поверхность маленького зеркальца.

  • Что стало с водой? (Она растеклась.)

  • Наклоните слегка зеркальце. Что происходит с водой? (Вода течёт дальше.)

  • Обладает ли вода свойством текучести? (Да.)

  • Запишем вывод: вода обладает свойством текучести.

  • Как это свойство используют люди? (Вода течёт по трубам и обогревает дома; её можно во что-то налить, перелить)

Опыт №4. Является ли вода растворителем?

Наберите в ложку сахарный песок, добавьте его в стакан №3 и размешайте.

Какого цвета был сахарный песок? (Белого ).

Заметен ли сейчас сахарный песок в воде? (Нет)

Попробуйте воду на вкус. Какая стала вода? (Вода стала сладкой)

Что произошло с сахарным песком? (Он растворился в воде)

Возьмите стакан №4. Проделайте тот же опыт с солью.

Заметна ли соль в воде? (Нет)

Можно ли сказать, что соль растворилась в воде? (Да)

А теперь я размешаю в воде речной песок.

Заметен ли речной песок в воде? (Да, вода стала грязной и мутной)

Пропустим воду с речным песком через фильтр и посмотрим, что осталось на фильтре. (На фильтре остались песчинки)

Растворился ли речной песок в воде? (Нет)

Сделаем вывод: вода является растворителем. Вода не растворяет речной песок.

Как это свойство используют люди? (Пьют сладкий чай, подсаливают суп и т.д.)

Учитель. В воде могут растворяться и газы. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нём. Для живых организмов, обитающих в воде, очень важен кислород, растворённый в ней. Он им нужен для дыхания.

Так как вода растворяет и вредные для человека соли, пить воду из источника, если ты не знаешь, чист ли он, нельзя!

Опыт№5. Имеет ли вода вкус?

Возьмите стакан №5 и сделайте маленький глоточек.

  • Посовещайтесь в группах и сделайте вывод, имеет ли вода вкус?

  • Вывод: Чистая вода не имеет вкуса.

  • Давайте подумаем, где мы используем это свойство воды?

(Используя это свойство, люди готовят напитки разного вкуса: кислые, сладкие, кисло-сладкие)

Опыт №6. Имеет ли вода форму?

Опустите в стакан №5 игральный кубик.

Изменил ли кубик свою форму? (Нет)

Перелейте воду вместе с кубиком в чашку.

Изменил ли кубик свою форму? (Нет). А вода? (Изменила)

Перелейте содержимое чашки в тарелку.

Изменилась ли сейчас форма кубика? (Нет) А воды? (Снова изменилась)

Имеет ли вода форму? Обсудите в группах и сделай те вывод.

Вывод: вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который её наливают.

Где и когда мы используем это свойство воды? (Наливаем воду из чайника в чашку, из кулера – в стакан, из ведра - в таз; при перевозке и хранении воды; вода продаётся в магазине в разных тарах и т.д.)

Опыт №7. Имеет ли вода цвет?

Возьмите стакан №6 и опустите в него цветную бусину.

Какого цвета была бусина сначала? (Зелёного)

Изменился ли цвет бусинки в воде? (Нет)

Что можно сказать о цвете самой воды. Имеет ли вода цвет? Обсудите в группах и сделайте вывод.

Вывод: чистая вода бесцветна.

Учитель: это свойство помогает людям без специального лабораторного исследования сказать, что любая цветная жидкость – это не чистая вода.

Опыт №8. Вода испаряется.

Вспомните, о чём я попросила дежурных начале урока? (Стереть с доски)

Какая была доска после того, как её протёрли? (Влажная).

А сейчас она сухая. Что же произошло? (Вода испарилась)

Где мы можем использовать это свойство воды?

Задания по группам.

(Учитель раздаёт детям картинки с заданиями на обратной стороне)

Прочитайте ситуации и обсудите в группах, какое свойство воды было использовано в каждой ситуации.

Задание 1. Мама постирала бельё и вывесила его на балкон. Через два часа бельё уже было сухое. Какое свойство воды здесь использовалось?

Задание 2. Кот Васька сидел у большого круглого аквариума и царапал лапой по стеклу, стараясь достать плавающую там рыбку.

О каком свойстве воды говорится в данной ситуации?

Задание 3. Для приготовления компота нам с мамой потребовалось 3 литра воды, стакан сахарного песка и ягоды смородины и малины. Компот получился на славу - сладкий и душистый.

Какое свойство воды помогло сварить компот?

Задание 4.

Мы зачерпнули воду из колодца большим ведром, перелили её в два маленьких ведёрка, чтобы легче было нести. Придя домой, мы отлили немного воды в миску Шарику, а остальное вылили в большую кастрюлю.

Какое свойство воды помогло это сделать?

7. Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему: «Вода и её свойства», используя составленный план. В качестве плана вы можете использовать лист с выводами.

infourok.ru

Урок окружающего мира по теме "Вода и её свойства"(2 класс ПНШ)

Урок 16. Вода и её свойства

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные: вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите –

Всё в порядок приведите.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. А теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной.

Вместе с учащимися проговаривает стихотворение:

Я в школе на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

У меня всё получится.

  1. Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода.)

(Вывесить табличку на доску «ВОДА»)

- Мы с вами уже познакомились со свойствами воздуха, и если сегодня мы говорим о воде, то сегодня узнаем… (свойства воды) (Вывесить табличку на доску «СВОЙСТВА ВОДЫ»)

(на доске перевёрнутые карточки со свойствами воды)

-Так значит какая цель нашего урока? (познакомиться со свойствами воды)

-Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия.

План урока.

  1. Почему воду назвали водой?

  2. Какой может быть вода и сколько её на земном шаре?

  3. Кому и для чего нужна вода?

  4. Какими свойствами она обладает?

  5. Какое значение имеет вода для человека?

Почему воду назвали водой?

Учитель: Происхождение слова «вода» точно неизвестно. Оно возникло еще в глубокой древности, и с тех самых пор, так говорят о любой «живой» жидкости, без которой невозможно наше существование, а также и всей природы. ВОДА - Веда Образ ДА (истины доброй) . Знает образ добра. Так закодировано название вода. Видимо что в нашем языке именно воде придавалось такое свойство. В древности слово вода звучало --- бода.

Ученик 1.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить! (Н. Рыжова)

Какой может быть вода и сколько её на земном шаре?

-А сейчас давайте прослушаем небольшие выступления (приложение 1)

Ученик 2. Вода- одно из самых важных для человека веществ. Вода существует повсюду- в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и над землёй, в почве. Много воды содержится в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. Вода - самое распространенное вещество в мире: она занимает три четверти поверхности нашей планеты.

Вода входит в состав любого живого организма. Да и сами мы - водные существа. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на две трети состоит из воды. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Вода содержится во всех частях растений.

Ученик 3. Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров. Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами

Повторение. Проверка д/з. Работа по учебнику (с.42-43)

Кому и для чего нужна вода? (ответы детей)

ΙΙΙ. Формирование новых знаний. Практическая часть.

Цель практической части: определение свойств воды.

- А знакомиться с этими свойствами мы будем с помощью опытов и наблюдений.

Наблюдение (фронтальная работа)

- Какая вода на вкус? Сделайте вывод. Вода не имеет вкуса.

  • Если не знаешь точно, что за жидкость в сосуде, пить из него воду нельзя!

- Чем пахнет вода? Сделайте вывод: Вода не имеет запаха.

– Как правильно нюхать незнакомое вещество? (На расстоянии 20–30 см от лица держать сосуд с жидкостью или газом. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.)

  • Никогда не подноси к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная жидкость.

Опыты (групповая работа)

- Организую работу в группах. Работа проводится в шести группах. Каждая группа получает оборудование и индивидуальное задание на карточке. (Приложение2)

Ответственные от каждой группы по очереди выходят к доске, делают вывод и поясняют, а учитель переворачивает карточки со свойствами воды (приложение 3)

- прозрачная;

- не имеет запаха;

- бесцветная;

- не имеет вкуса;

- не имеет формы;

- растворяет соль и сахар;

- не растворяет песок;

- текучая

- Вода может стать невидимкой. Проведём ещё один опыт.

Влажной губкой протрём классную доску. Через несколько минут опять посмотрим на доску. Куда делась вода? Сделайте вывод: Вода испарилась

ΙV. Применение новых знаний.

Учитель: Послушайте сказку о двух осликах. Она поможет вам доказать одно из свойств воды.

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Ослик, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой ослик, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Проблемная ситуация

- Почему же ноша первого ослика после купания стала легче, а второго – тяжелее?

-Что произошло бы, если б второй ослик нес не вату, а сахар? О каком свойстве воды эта сказка?

Работа по учебнику с. 54,56,57,58.

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Расскажите какие свойства воды и как используют люди в жизни, в быту, в хозяйстве.

Работа в паре.

Заполните таблицу по результатам наблюдений и опытов. (приложение 4)

Свойства воды

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали? – Как человек использует свойства воды?

-А вот о том как правильно и рационально использовать воду в быту и как правильно применять ее свойства мы поговорим с вами на след уроке.

Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги, -

Мы ведь на планете не одни!

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей!

- Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!

Домашнее задание (на выбор)

  • Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.

  • Придумать и нарисовать условные знаки, запрещающие купаться и пить воду из незнакомого водоёма

  • Провести опыт: ТПО с.22 №30

-А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды, нарисуйте в виде на ней, свое настроение от урока смайликом.

- А теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под нашу голубую тучку. ( на тучке написана тема урока и она вывешена на доску с самого начала).

Если на нос сели кляксы

Кто тогда наш первый друг

Снимает грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить ,ни стирать?

Без чего ,мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба ,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без воды!

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему «Вода и её свойства» (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе«Вода и её свойства»

(Система развивающего обучения

Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)

  1. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации

( свойства воды, состояния воды)

2. Задачи:

- обучающие

  • формировать представления о свойствах и состояниях воды;

  • формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений

-развивающие

  • развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.

  • развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу; развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения.

-воспитательные

  • воспитывать интерес к предмету;

  • воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.

3.Тип урока: урок - открытие нового знания

4.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

5.Необходимое оборудование: рабочие листы для обучающихся, карточки к таблице «Знаю-Хочу узнать - Узнал», клей, набор картинок для коллажа, ватман.

Оборудование для опытов: стаканы, мензурки, колбы, пробирки, ложки, полоски белой и цветной бумаги, соль, сахар, песок, термос, стекло, лёд

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Один из детских поэтов сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

Константин Ибряев.

А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового. А вы являетесь почемучками? Тогда для вас…

Настраиваются на работу на уроке.

Высказывают своё мнение

Познавательные (Формирование умения выделять нужную информацию)

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

1. - Перед вами чёрный ящик.

Хотите узнать что в нём?

А подскажет нам писатель Сент Экзюпери.

«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете».

2. - Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

3. Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой.

Посмотрите! И вправду вода!

4. Какова же будет тема нашего урока?

Открывается первая часть темы урока «Вода…».

Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода».

Выдвигают гипотезы.

Сравнивают со своим ответом увиденное.

Высказывания и предположения.

Записывают в рабочий лист.

Коммуникативные (умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять тему и цель деятельности на уроке)

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

  1. Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

  2. - Только ли из энциклопедий и учебников можно узнавать что-то новое? А можно ли добыть знания из художественных текстов? Давайте попробуем.

  3. Приём «Инсерт»

В своём рабочем листе найдите задание 1. Здесь записан текст. Нужно его прочитать, и напротив каждой строчки поставить «+», если вы об этом знаете, и « - », если не знаете.

Текст Сент Экзюпери.

«Вода у тебя нет ни вкуса,

ни цвета,

ни запаха,

тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь.

Ты самое большое богатство на свете».

Какие строчки вы отметили знаком «+»? Какие знаком «-»?

Фиксирует ответы в таблице «З_Х_У» при помощи карточек.

- Итак, что уже вам знакомо? Что вы ещё не знаете? А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.

Открывается вторая часть темы « и её свойства»

Высказывают своё мнение

Выполняют первое задание в рабочих листах.

Ставят «+» на той строке, где записана информация уже известная, и « - » на той строке, где незнакомая информация.

Анализируют записи в таблице «З-Х-У»

Уточняют круг вопросов к рассмотрению.

Коммуникативные (умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи)

Познавательные (умение на основе анализа объектов делать выводы)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

- Любое высказывание и утверждение требует доказательства. Каким образом мы сможем это доказать?

Для этого существуют специальные лаборатории. А вы знаете, что такое лаборатория?

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

ЛАБОРАТОРИЯ

Учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.

Проблемная лаборатория

Учебная лаборатория

- Отправляемся в одну из учебных лабораторий, где исследуют воду. Вы тоже сегодня станете помощниками в этой лаборатории.

Высказывают своё мнение

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

слушать и отвечать на задан­ный вопрос,

5. Реализация

построенного

проекта

- Нас встречает главный лаборант, который предлагает нам надеть белые халаты.

-Приступаем к работе. Вы сказали, что вода не имеет вкуса. (указывает на строку в таблице «З-Х-У»

- Так ли это? Проверить это помогут мне…(2 ученика)

Опыт № 1.

- Налейте из бутылочки немного воды и попробуйте её.

- Что можете сказать о вкусе воды? Сладкая? Горькая?

Вывод: вода вкуса….

Вывод фиксируется в кластере «Вода»

- Второе ваше утверждение гласило, что вода не имеет цвета. Докажем и это.

Опыт № 2

- Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.

- Можно ли назвать воду синей? красной? белой?

Что вы можете сказать о цвете воды?

Ваш вывод : вода цвета не имеет.

Скажите, а почему воду рисуют голубой?

Только в больших слоях ( в морях, реках) вода имеет голубоватый цвет.

- Проверим и третье предположение. Вода не имеет запаха.

Опыт № 3

-Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.

-Что можете сказать о запахе воды?

Ваш вывод: вода запаха …не имеет

Сколько тайн у воды?

Одна? Две? Три?

Нам их всех не сосчитать,

Но попробуем узнать!

Опыт № 4

- Опустите ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.

- Видно ли ложку в стакане с водой»

Вывод: вода …прозрачна

Опыт № 5

- Возьмите в руки пипетку, наберите воды и капните её на стекло. Наклоните стекло. Что произошло с каплей?

- Возьмите еще один стакан и наклоните его. Подставьте другой стакан. Что происходит с водой?

Вывод: это свойство воды называется текучестью. Им обладают все жидкости.

Опыт № 6

- Если вода течёт, то её можно переливать из одного сосуда в другой?

-У вас на столе стоит стакан с водой. Какую форму имеет вода?

1. налейте немного воды в колбу

2. налейте немного воды в пробирку

3. налейте немного воды в чашку

Какую форму приняла вода в чашке?

- Какой можно сделать вывод?

Так какой же формы вода?

Вывод: вода …не имеет формы

Опыт № 7

Возьмите три чистых стакана

1. В первый насыпьте соль

2. Во второй насыпьте сахар.

3. В третий насыпьте песок.

- Размешайте воду в стаканчиках.

- Понаблюдайте, что произошло с солью, сахаром, песком.

- Изменилась ли вода?

Что произошло с солью?

Соль ……..

А сахаром? Сахар ……

Что произошло с песком? Песок ……….

Вывод:

вода – растворитель.

Вода универсальный растворитель. Она растворяет почти все вещества на Земле.

Физминутка.

Очень всем нужна вода.Делай раз и делай дваЗвери у ручья напились,Влево, вправо наклонилисьВместе на носочки всталиТучку лапками досталиДружно хлопнули в ладошиДо чего же день хорошийДождик вдруг полил с утраЗа работу нам пора!

- Посмотрите, что я принесла. Кто знает что это? Зачем он нужен?

Опыт № 8

В термосе я принесла вам воду. (открывает, из него идёт пар) Ой, что это? Я же воду наливала, а это что?

_Что такое пар? Наверное, это вода убегает. Попробуем её остановить. (подносит стекло, держит над паром, на стекле образуются капельки воды)

Значит, пар – это вода? А какая? В каком состоянии?

- У меня ещё один сюрприз. (достаёт сосульку или льдинку). Что это? Как вы думаете, зачем я вам её принесла?

- Посмотрите, это что с ней? (греет в руках, а воду собирает в стаканчик)

- Какой сделаем вывод?

Во что превратилась сосулька? А в каком состоянии стала вода? (жидком)

Два ученика проводят исследование, остальные наблюдают и фиксируют вывод в рабочем листе, задание № 2.

Два ученика проводят исследование, остальные наблюдают и фиксируют вывод в рабочем листе, задание № 2.

Один ученик проводят исследование, остальные наблюдают и фиксируют вывод в рабочем листе, задание № 2.

Два ученика проводят исследование, остальные наблюдают и фиксируют вывод в рабочем листе, задание № 2.

Два ученика проводят исследование, остальные наблюдают и фиксируют вывод в рабочем листе, задание № 2.

Три ученика проводят исследование, остальные наблюдают и фиксируют вывод в рабочем листе, задание № 2.

Три ученика проводят исследование, остальные наблюдают и фиксируют вывод в рабочем листе, задание № 2.

Под музыку обучающиеся выполняют движения под рифмовку.

Ответы детей.

- Термос.

ТЕРМОС

[тэ], -а, м. Специальный сосуд для хранения содержимого при постоянной температуре. 

- Пар.

Ответы детей. (паровая, газообразная)

Ответы детей.

Лёд – это твёрдая вода.

Познавательные (умение выявлять сущность, объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя практическую деятельность, умение ориен­тироваться в бланках рабочих листов)

6. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи

1. – Найдите в рабочих листах задание № 3. Вам нужно в предложенный текст вставить нужные слова вместо пропусков.

«Вода – это единственное вещество на Земле, которое бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.»

В каком состоянии чаще всего встречается вода в окружающем нас мире?

2. – Итак, работа в лаборатории завершена. Подведём итоги. Что теперь вы можете сказать о таком веществе, как вода?

( обращает внимание на получившийся кластер «Вода»)

Работают над заданием. Даны слова для справок.

Ответы детей.

Познавательные (умение применять полученные знания в предложенных ситуациях)

Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Поднимите руки те, кому понравилось быть исследователями? Давайте проверим, как вы усвоили новую тему.

Выполним небольшой тест. Это задание № 4 в ваших рабочих листах. Я буду читать вопрос, а вы выбирать и подчеркиватьь правильный ответ.

Тест «Свойства воды»

1. да / нет

2. бесцветна / имеет цвет

3. да / нет

4. вода прозрачна/ вода непрозрачна

5. вода — растворит сахар/ вода не растворит сахар

6. вода течёт / вода не течёт

1. Кто ответить мне сумеет, Форму ли вода имеет?(нет)

2. Знает Маша, Витя, Света, что вода всегда... (бесцветна)

3. Бабушка пирог печет,Запах от него течет,Как разрежем апельсин-Слюнки льются - нету сил,А когда водичка льется, В носу запах остается?(нет)

4. Поиграли мы в песке,

Ручки вымыли в реке,

Вдруг ракушку увидали,

Это свойство вы узнали?(вода прозрачна)

5. Соль в стаканчик положили, И её мы растворили, Если сахар опустить, Что мы можем получить?(вода — растворитель)

6. Пластинку ровную возьмём,И на нее воды нальем, Прошу я вас ответить, Что вы могли заметить?(вода текуча)

- Проверьте свою работу.

Поднимите руки те, кто справился с тестом без ошибок?

Молодцы!

А теперь те, кто допустил 1-2 ошибки?

Прошу теперь поднять руки тех, у кого 3-5 ошибок?

Обратите внимание, что надо запомнить и закрепить, чтобы впредь не делать ошибок.

Оцените свою работу.

Рабочий лист. Задание № 4.

По таблице на доске (оборотная сторона) самопроверка теста

Познавательные (умение применять полученные знания в предложенных ситуациях)

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

8. Включение в систему знаний и повторение

- Большая работа проделана нами, посмотрим на таблицу «З-Х-У», что мы с вами ещё не рассмотрели?

Предлагаю сейчас поработать группами. Первая группа обсудите и потом расскажите нам «Почему вода необходима для жизни?»

Вторая группа обсудите высказывание «Вода- самое большое богатство на свете»

А третьей группе предстоит выполнить творческое задание, составить небольшой коллаж.

Выделяют утверждения.

Делятся на группы обсуждают вопрос, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.

Распределяют данные картинки по группам «Вода зимой», «Вода летом», «Вода дома». Получают коллаж «Знакомая незнакомка».

Группы выступают со своими ответами.

Познавательные (развивать умение анализировать, обобщать полученные знания)

Регулятивные (развивать умение выдвигать гипотезы)

Коммуникативные

(умение работать в группах, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)

Личностные (развитие готовности к сотрудничеству и взаимопомощи, формирование внутренней позиции школьника)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- В природе путешествует вода,Она не исчезает никогда.То в снег превратится, то в лёд,Растает и снова в поход.По горным вершинам,Широким долинам,Вдруг в небо взовьётся,Дождём обернётся.Вокруг оглянитесь:Вас окружает везде и всегда,Эта волшебница – наша вода.

Организует беседу:

– Чем занимались сегодня на уроке? Чему научились? Что открыли для себя нового? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?

– Кто доволен сегодня своей работой?

- Мы с вами сегодня были химиками.

Химия – это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. С этой наукой вы встретитесь в старших классах.

Спасибо за работу.

Рефлексия.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Личностные (формирование адекватной самооценки.)

infourok.ru


Смотрите также