Урок окружающего мира по теме: "Свойства воды". Урок окружающего мира свойства воды


Урок окружающего мира "Свойства воды"

Технологическая карта

Аттестуемый педагог

Цепляева С.А.

Класс

3

Предмет

Окружающий мир

Тема

Свойства воды

Цель

Формировать и дополнять знания о свойствах воды.

Основное содержание темы, термины и понятия

Понятие «вода», «свойства воды», «цвет», «запах», «вкус», «прозрачность», «текучесть», «растворитель»

Планируемый результат

Знание свойств воды и умение практическим способом выявить их, иметь представления о применении свойств воды в жизни человека, умение работать в группах, понимание необходимости учения.

Ресурсы

Листы с описанием правил работы в группах, план опытов, лабораторное оборудование, бейджики для детей с указанием должности, капельки для эмоционального отклика, проектор, презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная, групповая

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1 этап. Организационный.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

2 этап.

Актуализация опорных знаний.

Цель: обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

Методы и приемы:

беседа, экспресс-опрос

3 этап.

Постановка темы и цели урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока

Методы и приемы:

Проблемная ситуация

4 этап.

Исследовательская деятельность в группах.

Цель: практическим способом выявить свойства воды.

Методы и приемы: проблемная ситуация,

практическая работа, наблюдение,

работа в группах, частично-поисковый

5 этап.

Итог урока. Рефлексия.

Цель:

Мотивация обучающихся на рефлексию своего поведения, анализ и оценка успешности достижения цели урока.

Методы и приемы:

мотивация

6 этап.

Домашнее задание.

-Придумано кем-то просто и мудро:При встрече здороваться: «Доброе утро!»И каждый становиться добрым, доверчивым,И доброе утро длится до вечера!

(СЛАЙД № 1)- Я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок!

- Сегодня у нас необычный урок, и его девизом будут слова: «Путь к знаниям лежит через открытия!»

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательны, организованы, дружны. Я желаю вам успехов.

- Закройте глаза и вслушайтесь в звуки. Что вы представили?

(СЛАЙД № 2)

- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Правильно, о воде.

(СЛАЙД № 3 )

- На огромной планете Земля

Жила скромная чистая капля

Ей вопросы мешали, друзья:

Как зовут? Где живу?

Для чего всем нужна я?

На вопросы ответить

Сама капля не может.

Ждет она не дождется,

Когда мы ей поможем.

- Вспомните, что вы уже знаете о воде, и проведем экспресс-опрос. За каждый правильный ответ вы получите капельку, сохраните ее до конца урока.

1) У каких водоемов селились наши предки?

2) Как они использовали воду?

3) Кому важна вода?

4) Из чего состоит в основном наш организм?

5) Сколько воды необходимо человеку в сутки?

6) Сколько может прожить человек без воды?

- Достаточно ли ваших знаний о воде, чтобы вы могли сказать, что знаете все о ней?

- Что еще хотите узнать?

- Кто попробует сформулировать тему урока?

- Правильно, тема нашего урока «Свойства воды»

(СЛАЙД № 4)

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(СЛАЙД № 5)

1.Подготовка к исследованию

- Сегодня мы организуем научную лабораторию.

(СЛАЙД № 6 )

И я предлагаю вам быть учёными.

- А чем занимаются ученые?

- Попробуйте сформулировать, какую работу вам, как ученым, предстоит сегодня выполнить.

2.Организация деятельности в группах

- В нашей лаборатории будут работать 3 научные группы. При входе в класс каждый получил жетон в виде капли.

- Покажите, у кого белая капля. У вас будет лаборатория № 1 , а вы все научные сотрудники этой лаборатории.

- Обладатели голубой капли – сотрудники лаборатории № 2.

- У кого в руках фиолетовая капелька, будут работать в лаборатории № 3.

- Прежде чем приступить к работе в лабораториях, вспомните правила работы в группах.

- Эти правила, как напоминание, сформулированы на листочках и лежат перед вами на партах. (см. Приложение)

- А теперь вы должны выбрать в своей лаборатории:

  • Старшего научного сотрудника - он будет руководить опытом.

  • Помощника - он читает план опыта.

  • Эксперта - он записывает выводы.

(СЛАЙД № 7 )

- Обозначьте их, прикрепив бейджики.

3.Реализация опытов

- Приступаем к опытам. Выполняя их, вы должны строго соблюдать правила безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

(СЛАЙД № 8 )

Каждая группа будет выполнять разные опыты, о своих наблюдениях и выводах затем отчитаетесь.

- Помощники, получите план опыта. Обратите внимание, что вы должны действовать строго по плану. (см. Приложение)

4. Отчет о проделанной работе

- Выслушаем отчет каждого старшего научного сотрудника о полученных результатах.

(СЛАЙД № 9,10, 11, 12)

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

5. Продолжение практической деятельности

- Хотите еще больше узнать о воде?

- Недавно я прочитала интересную сказку, в ней содержится вопрос, на который, я думаю, вы поможете ответить.

(СЛАЙД № 13 )

Сказка.

Два ослика шли по дороге с грузом. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй ослик шел легко и весело. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой ослик, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа.

- Почему поклажа первого ослика стала после купания легче, а второго все тяжелее?

- Проведем еще один опыт, который поможет разобраться, верны ли ваши предположения?

- Помощники, получите план опыта. (см. Приложение)

6.Отчет о проделанной работе в группах

- Старшие научные сотрудники, отчитайтесь о проделанной работе.

(СЛАЙД № 14, 15 )

- О каких свойствах воды путем исследовательской работы вы узнали?

- Подведем итог проделанной работы.

Был ли полезен для вас этот урок? Чем?

- Где люди используют в повседневной жизни эти свойства?

- Закончить наш урок мне хотелось бы словами французского писателя Антуана Экзюпери.

(СЛАЙД № 16 )

« У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь!»

- У каждого сотрудника есть капельки. Если урок понравился и был вам полезен, прикрепите капельки к доске, создав водоем.

- Посмотрите, какой водоем у нас получился. Что заметили?

(капли разного цвета-белые, голубые, фиолетовые)

- Как думаете, почему?

(капли чистой и грязной воды)

- Оказывается, вода в опасности. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник стр.80-81, РТ № 70,71

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Слушают музыкальный отрывок со звуком журчания воды, высказывают свои мнения.

Отвечают на вопросы и получают капельки.

Высказывают свои мнения

Формулируют тему урока

Ставят пред собой цели

Выдвигают гипотезы

Формулируют правила работы в группах

Распределяют должности в группах, прикрепляют бейджики

Помощники получают планы опытов

Дети проводят опыты.

Старшие научные сотрудники делают выводы

Выдвигают гипотезы

Получают план опыта и

проводят его в группах.

Старшие научные сотрудники делают выводы

Дети обобщают

Высказывают свое мнение.

Прикрепляют капельки, отражая свой эмоциональный настрой.

Высказывают мнения

Записывают домашнее задание

- Личностные:

осознание необходимости учения

- Коммуникативные:

формирование умений строить простые речевые высказывания

- Познавательные:

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- Личностные:

формирование индивидуальности и самостоятельности в деятельности обучающихся.

- Познавательные:

задавать проблемные вопросы в ходе коллективной работы и отвечать на них;

формулировать свойства воды, умение определять их опытным путем.

- Регулятивные:

освоение алгоритма проведения опыта; принятие и сохранение учебной задачи;

адекватное восприятие мнения членов группы.

- Коммуникативное:

аргументировать свой ответ, слушать и слышать чужую точку зрения, отстаивать свою.

- Личностные:

формирование индивидуальности

- Коммуникативные:

формирование умений строить грамотные речевые высказывания и аргументировать свой ответ.

infourok.ru

Урок по окружающему миру "Свойства воды"

Открытый урок в 3 классе.

Учитель Зиновьева Т. В.

Тема : Свойства воды.

Цель: Закрепление ранее полученные знания о воде, повторение свойств воды.

Тип урока закрепление.

Личностные ууд

Самостоятельно определять, высказывать свою точку зрения, умение делать выбор.

чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

самостоятельно формулировать цель познавательной деятельности;

планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

управлять своими эмоциями.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

понимать цель познавательной деятельности;

планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

доказывать свойство воды путем постановки несложных опытов;

получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

выполнять парные и коллективные задания в классе.

совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Предметные

устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды,

выполнять основные правила личной гигиены;

Ход урока.

1.Орг. момент. (3 мин.)

Здравствуйте ребята, меня зовут Т. В. И сегодня урок окр. мира у вас проведу я.

Ребята, когда я готовилась к вашему уроку, у меня случилась беда, сломался мой главный помощник ПК. Я сразу начала звонить в разные службы спасения и мне сказали, что в него попала какая то жидкость и дали несколько подсказок. А помочь смогут, только ученики 3 класса.

Ребята, а я туда попала? Вы ученики 3 класса? Вы мне поможете?

А вот на столе и первая подсказка, давайте посмотрим, что там.

2. Актуализация опорных знаний.(7 мин.)

Подсказка №1

В речках к морю тороплюсь, Я из крана струйкой льюсь, В стужу лютую тверда, Называюсь я... (вода)

А что такое вода? А что вы знаете об этой жидкости? Ребята, чтобы починить ПК, нам нужно узнать какими свойствами обладает вода и доказать это.

Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Лаборатория  — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.

Давайте представим, что наш кабинет, это лаборатория, а мы с вами юные исследователи. Представили? Чтобы наши опыты прошли успешно, нам нужно быть очень внимательными, слушать учителя и уметь работать в парах. На столе у вас стоят приборы для опытов, а также лежат листы исследований.

А теперь давайте найдем след. Подсказку. Она находится под крышей парты у одного из учеников, давайте поищем. Читайте.

3. Практическая часть урока (15 мин)

Подсказка №2

Вода, кисточка, гуашь.

Что нам понадобится для 1 опыта? Поставьте на середину 1 стакан с водой, гуашь и положите кисточку. Не забываем, что мы работаем в парах.

Откройте лист иссл. И давайте прочитаем, что нам нужно делать. Давайте посмотрим какого цвета вода в стакане? А теперь проделаем 1 опыт. Что стало с водой? Какой вывод мы можем сделать? Давайте запишем его под опытом №1. Поставьте приборы на место.

Ребята, а вы наверное заметили, что на столе у вас лежат карточки с картинками, что на них изображено? Если вы успешно справились с опытом, поднимите (солнышко), если были затруднения( солнышко спрятанное за тучкой), а если ничего не получилось, то вот такую (тучку). Будьте внимательнее и у вас обязательно всё получиться.

Интересно, а где же спряталась наша 3 подсказка, давайте поищем её под крышками ваших стульев. Прочитайте.

Подсказка №3

Вода, сахар, соль.

Что нам понадобиться для след. Опыта? Давайте поставим перед собой 1 стакан с чистой водой, коробочки с сахаром и солью и положим ложку. А теперь прочитаем, что нам нужно сделать. Выполняем опыт №2.

Какой вкус у воды? А что теперь стало с водой? А какая она сейчас? Какой вывод мы можем сделать? Давайте запишем его под опытом №2.Поставьте приборы на место. А теперь вернемся к нашим карточкам. Если вы успешно справились с опытом, поднимите (солнышко), если были затруднения( солнышко спрятанное за тучкой), а если ничего не получилось, то вот такую (тучку). Будьте внимательнее и у вас обязательно всё получиться.

А пока вы выбирали карточки, я нашла последнюю подсказку. Давайте прочитаем её.

Подсказка №4

Вода, духи.

Что нам понадобиться для след. Опыта? Давайте поставим перед собой 1 стакан с чистой водой и возьмём пробник с духами. Понюхайте воду. Какой запах? А теперь откройте пробник и обмакните крышку в воду. Понюхайте воду. Что стало с водой? Какой вывод мы можем сделать? Давайте запишем его под опытом №3. Поставьте приборы на место. А теперь вернемся к нашим карточкам. Если вы успешно справились с опытом, поднимите (солнышко), если были затруднения( солнышко спрятанное за тучкой), а если ничего не получилось, то вот такую (тучку). Будьте внимательнее и у вас обязательно всё получиться. Ребята, а мы узнали какая жидкость попала в мой ПК? Давайте проверим, может вода уже исчезла и наш Пк заработал ?

4.Физминутка. (2 мин)

Вот мы с вами и немного отдохнули. Мой Пк благодарит вас за помощь и в подарок прислал видео. Давайте посмотрим его и подумаем, что делал автор этого видеоролика? Какие опыты? А с какой жидкостью их проводили? А что мы смогли определить в ходе наших опытов? Что мы узнали из первого опыта? Второго? Третьего? А как можно этого назвать одним словом? Давайте запишем нашу тему на листе исслед. Вы наверное заметили, что у нас остался опыт №4 пустым. Дома вам нужно будет подумать, какими ещё свойствами обладает вода, провести опыт, а его результаты записать в лист исследования.

5. Подведение итогов, рефлексия (3 мин)

Мы проделали большую работу и давайте попробуем оценить друг друга. На обратной стороне у вас есть оценочная таблица. Поменяйтесь листами с соседом по парте и оцените работу друг друга, посмотрите правильно ли вы сделали выводы. Поставьте оценку.

А теперь давайте каждый оценит свою работу, вернемся к нашим карточкам. Если вы успешно справились с опытами, заберите домой (солнышко), если были затруднения( солнышко спрятанное за тучкой), а если ничего не получилось, то вот такую (тучку). Встаньте кто выбрал (солнышко, …..)

Сегодня вы все были активными и целеустремлёнными. Спасибо вам за работу на уроке. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. До свидания.

multiurok.ru

Урок окружающего мира по теме: "Свойства воды".

Тема урока: "Вода. Свойства воды"

Цель урока: уточнить и расширить знания учащихся о значении воды для живых существ; организовать исследование детьми основных свойств воды.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться определять свойства воды.

Личностные:

- проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения.

Регулятивные: 

- определять цель на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенной инструкции, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные:

- сравнивать, анализировать, обобщать в результате совместной работы.

Коммуникативные:

- слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование:  плакат «Лес» и магнитные карточки, карточки для индивидуальной работы, материалы для опытов: пробирки, полоски цветной бумаги, пластиковая пластинка, лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, презентация для урока по теме: "Вода. Свойства воды".

Ход урока.

1.Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.

2.Проверка домашнего задания.

- Где были на прошлом уроке?

- Какие правила нужно соблюдатьв лесу?

3. Сообщение темы урока

А теперь давайте послушаем звуки леса.

Что вы услышали? (звук ручья)

Из чего он состоит? О чём поговорим?

4.Актуализация знаний.

- А, как, по-вашему, есть ли вода на других планетах? Не знаете? Тогда послушайте вот эту историю. Прибыл как-то на нашу планету инопланетянин, прилетели издалека, из другой солнечной системы. Не просто так прилетел, а с особым заданием. Ему необходимо, узнать, что такое вода. Поможем инопланетянину ответить на этот вопрос?

– Вода – самое известное и самое загадочное вещество на нашей планете (просмотр видео)

Вот она, какая вода!–

- Посмотрите снова на экран. Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы сегодня будете на уроке. (Исследователь) А кто такой исследователь?

– Исследователь – это человек, занимающийся научными исследованиями, то есть изучением каких-либо предметов или веществ.

– Сегодня наш класс на один урок превратится в исследовательскую лабораторию, т.е. место, в котором проводятся научные опыты, а проводить эти опыты будете вы.

5.Постановка проблемы.

– Как в любую исследовательскую лабораторию, в нашу лабораторию попадают на экспертизу разные вещества. Вот и сегодня я принесла на экспертизу вот это вещество. Как вы думаете, что это? Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.

– По виду похоже на воду. Можно ли наверняка сейчас сказать, что это жидкое вещество - вода? Как вы думаете, а можно ли пить эту жидкость?

– А что нужно знать, чтобы точно утверждать, что в стакане вода? (Свойства воды, которыми она отличается от других жидкостей)

– Знаем ли мы сейчас свойства воды?

– Итак, предмет нашего исследования – вода.

– Так какие же цели поставим перед собой на уроке?

6.«Открытие» детьми новых знаний.

1)Знакомство с правилами т/б при проведении опытов.

– Раз мы будем исследователями, то нужно обязательно соблюдать правила исследователей. Внимание на экран!

(Презентация – видео «Правила безопасности»)

– Итак, какие же правила безопасности будем соблюдать во время исследований?

– Использовать для опытов мы будем только известные нам вещества, поэтому

перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

2) Практическая работа (в группах).

Для работы мы с вами разделимся на 3 группы. Каждая будет исследовать отдельное свойство воды. У каждой группы имеется «Карта заданий», в которой подробно написано, что нужно будет делать в каждом опыте. Все результаты опыта вы будете записывать в «Лист исследований», и затем старший в группе с помощником представят эти результаты всему классу.

1 группа будет исследовать 1 группа форму воды.2 группа - цвет, 3 г. руппа - Вода – растворитель.

Дети проводят опыты.

Выступления детей.

-Но все ли вещества растворяются в воде? Я насыплю в Стакан с водой немного глины и размешаю. Растворилась глина в воде? Какой можем сделать вывод?

Вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.3 группа.

4. Опыт. Фильтрация.

А можно ли очистить воду с примесями глины?

- У нас дома есть фильтр.

- А как поможет фильтр?

- Фильтр задержит грязь и вода станет снова чистой.

- Давайте проверим.

Алгоритм.

1. Возьми воронку.

2. Вложи в неё фильтр.

3. Через воронку пропусти мутную воду.

- Кто готов поделиться радостным открытием?

1 лаборатория. На воронке осталась грязь.

2 лаборатория. В колбе вода снова чистая.

3 лаборатория. Очистить воду можно фильтром.

Фильтр - это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

5.Физминутка

Сядьте так, как вам удобно, закройте глаза и слушайте своё дыхание.

Медленно откройте глаза

3) Коллективная работа.

ОПЫТ 5. Запах.

Сейчас мы будем узнавать вещества по запаху. Вспомните о т/б при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества?

– Мне нужен для этого опыта 1 помощник. Глаза ученику мы завяжем, и я буду подносить ему для определения запаха разные вещества, а он постарается их угадать. И, если мой помощник угадает вещество правильно, то вы дружно хлопните в ладоши 1 раз, но если вещество не угадано, ваша задача - сидеть тихо, не подсказывая.

– Почему ……. не смог (было трудно) определить вещество по запаху? (Нет запаха) Давайте посмотрим, какое же вещество не имеет запаха. Это вода. Вода не имеет запаха. Это ещё одно свойство воды.

Опыт 6.Вкус.– А теперь мы с вами поиграем в игру «Дегустатор».

– Ко мне выходит ученик, я завязываю ему глаза и даю через соломинку попробовать вещества хорошо известны, и пить их можно без опаски.

– Имеет ли вода вкус? (Нет) Сделаем вывод о вкусе воды. Вода не имеет вкуса. Запомним и это свойство воды.

Подумайте, где в быту, в жизни человек использует это свойство воды?

7. Закрепление.

1.Детям предлагаются задания на узнавание свойств воды:

-О каких свойствах воды можно сказать, когда

1) …пьем чай или умываемся?

2) … видим аквариум с рыбками?

3) … апельсиновый сок смешали с водой, вода приобрела желтый цвет?

4) …воду налили в кувшин, а потом перелили в бокал?

Как вы думаете, много ли теперь инопланетянин знает о воде?

– Вот теперь уж наши гости с другой планеты наверняка смогут рассказать о воде на своей планете.

6.Физминутка для глаз

2.Капельки воды упали к вам на стол. На них записано задание.

Из предложенных свойств, выберите только те, которыми вода обладает и подчеркните.

Вода имеет запах;

Вода голубого цвета;

Вода растворяет некоторые вещества;

Вода обладает способностью течь;

У воды нет вкуса;

Вода имеет форму

Где в природе можно встретить воду?

3.Игра «Вода – не вода»

Я называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны поднять каплю, потопайте ногами:

Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.

7.Итог.

– А мы с вами снова возвращаемся в лабораторию, чтобы всё-таки ответить на вопрос: является ли жидкость в кувшине водой и можно ли её пить. В начале урока мы не могли с вами точно сказать, является ли вещество в сосуде водой, так как не знали свойств воды. Сможем ли сделать это сейчас? – Сравним её свойства со свойствами воды, которые мы сегодня исследовали. (Делаю это сама) Внешние свойства данной жидкости вам хорошо видны: она прозрачна, не имеет цвета. Она ничем не пахнет. Текуча (наливаю в стакан), изменяет свою форму в зависимости от формы сосуда. Осталось только определить, какая она на вкус.

– А можно пробовать незнакомые вещества? Конечно, нет. Но, я всё же попробую, ведь воду в этот кувшин наливала я сама вот из этой бутылки с чистой питьевой водой. А вы, ребята, запомните: воду нужно пить только чистую, а лучше родниковую.

8. Домашнее задание: найти или придумать загадки про

1 группа - лёд, снег.

2 группа - облака, тучи.

3 группа - дождь, иней.

9.Выставление оценок.

10.Рефлексия.Ответьте на один из вопросов.

- Что я узнал на уроке?

- Что было интересно?

- Что было непонятно?

- Что ещё хочешь узнать по этой теме?

Перед вами тучка и облако. Из чего они состоят? Наполним их капельками.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру "Вода. Свойства воды"

ВОДА

СВОЙСТВА ВОДЫ

Окружающий мир

2 класс

УРОК: Окружающий мир

ТЕМА:Вода. Свойства воды

ЦЕЛИ:

  1. Ознакомление детей с водой, с её ролью в жизни человека, со свойствами воды.

  2. Развитие познавательной активности во время изучения нового материала.

  3. Воспитание бережного отношения к воде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

мультимедия, презентация «Вода. Свойства воды», глобус, музыкальное сопровождение, атрибуты для опытов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Называется он химией. Химия – это наука о составе, строении, свойствах веществ. А где можно встретиться с этой наукой, вы узнаете из стихотворения.

1-й чтец. Эту встречу посвящаем

(3 слайд)Нашей химии, друзья!

Присмотритесь хорошенько,

Как она для нас нужна!

Только утром ты проснёшься,

Сразу с химией столкнёшься:

Мыло, щётка, порошок,

Из пластмассы гребешок.

2-й чтец. На столе твоём тарелки,

(4 слайд)Чашки, блюдца так нужны,

А они из белой глины –

Тоже химией даны.

В чай кладёшь спокойно сахар,А какой он путь прошёл,

Чтоб из свёклы белой, сладкой

Он попал к тебе на стол!

3-й чтец. Ты оделся, присмотрись-ка,

(5 слайд) Весь костюм твой целиком

Тоже химии обязан

И окраской, и теплом.

А потом пришёл ты в школу,

Взял учебник и тетрадь,

Достал ручку шариковую –

Вспомнил химию опять.

Учитель. (6 слайд)Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода.)

Правильно, это вода.

Ребята, послушайте высказывание писателя Антуана деСент- Экзюпери о воде: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.»

На уроке нам предстоит путешествие в царство Воды.

4-й чтец. И пошла молва трезвонить,

Вещества все беспокоить:

Появилась здесь царица,

А прозванье ей – Водица.

Шествует, как королева,

Гордо, важно, очень смело.

Сильная она всегда, -

Помни, звать её Вода.

Звучит песня Ю. Антонова «Море, море».(7 слайд)Под музыку появляется царица Вода (ученица).

Вода. Обо мне речь ведёте? Да, я бываю и доброй, и полезной: орошаю поля, удовлетворяю нужды людей, промышленности. Но я бываю и опасной: могу затопить целые поля с урожаем, разрушить целые селения. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас смелости и знаний?Учитель. Ребята, я думаю, смелости у нас хватит, а знания мы получим сегодня на нашем уроке. А ты, Водица, отправляйся в своё царство и жди нас.

  1. РАЗДЕЛ «ВОДА – ЧУДО ПРИРОДЫ»

Учитель.(8-11 слайды)Итак, ребята, вода – это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов.

Дети продолжают рассказ учителя о воде. Используется глобус. Звучит тихая музыка.

1-й ученик. Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.

2-й ученик. Вода содержится в организмах животных, растений, человека.

Учитель(11 слайд)Есть такой художественный фильм, который называется «Волга-Волга». Ибыл в ней кадр, когда неунывающий водовоз распевал, подстёгивая лошадей(звучит песня изкинофильма):

Удивительный вопрос:Почему я водовоз?Потому что без воды -И ни туды и ни сюды!

Отдыхаем - воду пьем,Заседаем - воду льем,-И, выходит,- без воды,И ни туды и ни сюды!

Радость - надо размочить,

Горе - надо утопить,В каждом деле - без водыИ ни туды и ни сюды!

Пьют и звери, и скоты,И деревья, и цветы,-Даже мухи без воды -И ни туды и ни сюды!Ни побриться, ни попить,Ни помыться, ни поплыть,Человеку без воды -И ни туды и ни сюды!

Нет, товарищи, не зряЕсть и реки и моря,Потому что без водыИ ни туды и ни сюды!

Вода в природе – вещество самое главное. Есть такая арабская пословица: «Где вода иссякла, там страна приходит в упадок». Как вы её понимаете?

(Без воды жить нельзя. Без воды перестают работать предприятия. Да и сам человек долго без воды жить не может.)

  1. РАЗДЕЛ «ВОДА – САМА ЖИЗНЬ»

Учитель. «Сок жизни» - так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи. И это правда, ведь вода нужна для питания растений. Что может произойти, если мы не будем поливать растения? А нужна ли вода человеку?

(Без воды человек может прожить всего 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней.Человек на 65% состоит из воды.)

  1. РАЗДЕЛ «ВОДА – САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО В МИРЕ»

Учитель. (12 слайд)А теперь поговорим о свойствах воды. Но сначала – загадки.

В огне не горит

И в воде не тонет. (Лёд.)

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облако.)

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? (Ручей.)

Опыт с кубиком льда.(13 слайд)

Учитель. Вода может быть в твёрдом состоянии: это лёд. Если мы подержим кубик льда в руках, что произойдёт? (Лёд растает и превратится в воду.) Вода может быть в жидком состоянии: это обыкновенная вода из крана, любого водоёма. Вода может быть в газообразном состоянии: это пар. Где его можно увидеть? Все вы, наверное, замечали, что когда кипит чайник, то из его носика выделяется белый дымок. Это и есть пар. Что произойдёт, если вовремя не выключить чайник?

Ночью прошёл дождь, земля стала мокрой. Наступил день, выглянуло солнышко. Прошло какое-то время, и земля стала сухой. Как вы думаете, куда делась вода? (Испарилась.)

Опыт с испарением воды.

Учитель. На предметное стекло нанесём несколько капель воды и нагреем на спиртовке. Что произошло с водой? (Испарилась.)

Итак, мы узнали, что вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

Но это ещё не все свойства воды, есть и другие.

Определение вкуса воды. Дети пробуют воду на вкус.

Учитель.Какая вода на вкус? Сладкая? Горькая? Солёная? Кислая? (Безвкусная.) Значит, ещё одно свойство воды – она не имеет вкуса.

Определение запаха воды.Дети нюхают воду.

Учитель.Есть ли запах у воды? (Нет.) Значит, вода не имеет запаха.

Определение цвета воды.

Учитель.Имеет ли вода цвет? (Нет, она прозрачная.)

Итак, мы узнали, что вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

  1. РАЗДЕЛ «ВОДА – ЭТО РАСТВОРИТЕЛЬ»

Учитель. А сейчас я прочитаю вам сказку о воде, из которой мы узнаем ещё одно её свойство.

«Жила-была фея Химия. И очень она любила воду. Решила химия показать ей свои владения. И первое владение, которое они посетили – владение солей. Поваренная Соль очень заволновалась. Соль считала себя красавицей и любила спрашивать у зеркальца:

Свет мой, зеркальце, скажи

И всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех красивей и белее?

И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет,

Но Водица всех милее,

Всех прозрачней и важнее».

«Ну что в ней хорошего? – говорит важная Поваренная Соль, зная, как она нужна людям, - без цвета она, без запаха и даже без вкуса».

Самый недобрый персонаж этой сказки – Баба Яга. Она захотела напакостить Соли и сказала: «Прикоснись к Воде, Соль». На помощь пришла фея Химия: «Осторожно, Соль, не прикасайся, исчезнешь». «Ещё чего!» - возмутилась Соль и прикоснулась к Воде».

Что же сней случилось?

Во время сказки учитель демонстрирует опыт: растворение поваренной соли встакане воды. Дети пробуют солёную воду.

Учитель. Какая стала вода? (Солёная.) Давайте проверим, действительно ли в воде находилась соль.

Учитель демонстрирует опыт выпаривания соли из солёной воды. Для этого на предметное стекло необходимо капнуть несколько капель солёной воды и нагреть стекло на спиртовке. После выпаривания на стекле останется соль.

  1. 4РАЗДЕЛ «ВОДА – ЭЛЕКСИР ЖИЗНИ»(14 слайд)

Учитель.Ребята, мы уже с вами говорили о том, что вода – это жизнь. А люди загрязняют её отходами заводов и фабрик.

Как вы думаете, правильно ли они поступают? Что может произойти? Что должны делать заводы и фабрики? Что должны делать мы, люди? (Ответы детей.)

Все знания о воде мы получили, дорога в её царство нам открыта. И встречает нас царица Вода.

Вода.А, это вы, ребята! Скажите, что вы обо мне узнали?

Где используют воду?

Какие три состояния воды вы знаете?

Какие свойства воды вы знаете?

Как можно назвать воду?

Что должны делать люди, чтобы вода в водоёмах всегда была чистая? (Ответы детей.)

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

Учитель. На прощание ребята нашего класса хотят тебе, Вода, посвятить песню и стихотворение.

1-й чтец. Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана –

И всё это только вода.

2-й чтец. Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

3-й чтец. В кружево будут одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это,

А, в сущности – только вода.

Исполняется песня «Живи, родник» (А. Беликов)

Поёт день и ночь встоpонкеpодной

Заветный pодниклесной.

И нет холодней, инету вкусней

Воды во Вселеннойвсей.

Я помню, в жаpкийдень июля

Земля, pучьёмзвеня,

Как будто ковш мнепpотянула,

Чтоб напоить меня.

Припев:

Живи, pодник, живи,

Pодник моей любви,

Любви к землеодной,

К земле навек pодной.

Живи, pодник, живи,

Pодник моей любви,

Любви к землеодной,

К земле навек pодной.

Вода pодника - живая вода,

Она как любовь чиста.

Пусть стpуйкатонка,тонка и легка,

С неё началась pека.

А мне всегда pодник бессонный

Слышен в любой дали,

Словно звучит с глубин бездонных

Голос pодной Земли.

Припев.

  1. Итог урока.

Что нового узнали? Что было интересного?

Литература.

  1. Газета «Педагогическое творчество», Вода. Свойства воды. А.Э. Сараталикова

  2. Яндекс. Картинки. Музыка.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также