Конспект и презентация по теме "Свойства Воздуха" (2 класс). Свойства воздуха и воды 2 класс


Конспект и презентация по теме "Свойства Воздуха" (2 класс)

Учитель начальных классов: Дьяченко Тимофей Сергеевич

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 «Г»

Форма урока: урок – исследование

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, иллюстративный.

Методические приёмы: беседа, рассказ, работа с печатным словом

(учебником, карточками, иллюстрациями), использование информационных технологий, воспроизведение материала.

Цель: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздух.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.

Развивающие:

1Развивать способность к эстетическому восприятию природы.

2. Умение аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют воздух.

Оборудование: учебник, тетрадь, письменные принадлежности; для опытов: соломинка, шарики, стакан , духи (для учителя),индивидуальные карточки.

Средства обучения: оборудование для опытов, компьютер, монитор, мультимедиа проектор.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок

Можно начинать урок,К нам пришел в класс Ветерок.Невидимка-ветерок Посетит наш урок.Незаметный он на вид.Но на нас всегда глядит.

-Ребята, сегодня у нас на уроке посидит не только ветерок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем (Дети здороваются с гостями)

II. Введение в тему урока.

Ребята, почтальон Печкин принес вам посылку от кота Матроскина (учитель показывает посылочный ящик с адресом отправления «Деревня Простоквашино от кота Матроскина, кому – ученикам 2Г класса»

Матроскин хочет спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

( с друзьями )

Он с вами полностью согласен.

Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Матроскин с собой на урок?

Попробуйте отгадать, что в посылке прислал нам Матроскин.

Этот предмет будет главным героем нашего урока.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака.

(Воздушный шар)

(ответы детей)

Мы сегодня работаем в группах. На столе у каждой группы лежит информационный лист, но пока он не содержит никакой информации, вы его будете заполнять в течение урока по мере получения новых знаний.

Обсудим правила работы в группе (ответы детей)

Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.

А, если вы отгадаете, что спрятано что у шарика внутри – откроется основное понятие, с которым мы будем работать сегодня на уроке.

-Попробуйте ответить на мои вопросы, ребятам каждой группы нужно вписать ответ в листы на столах.

  1. -Что на глобусе обозначено голубым цветом?

  2. -Как назвать одним словом снег, дождь?

  3. -Время года после осени?

  4. -Что летом бывает грибным?

  5. -Время суток подходящее для завтрака?

  6. -Деревья бывают лиственные и…?

-А теперь выпишите первые буквы с каждого слова по порядку и прочитайте слово , которое получилось?

1 Вода

2Осадки

3Зима

4Дождь

5.Утро

6.Хвойные

Какое слово получилось?

(воздух)

III. Сообщение темы и целей урока.

Что мы знаем о воздухе? (ответы детей)

Нам кажется, что о воздухе мы знаем все, но нам нужно выяснить, какими свойствами он обладает. Давайте же сформулируем тему нашего урока. (ответы детей). Тема нашего урока «Свойства воздуха».

Сегодня Матроскину его другу Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.

IV. Изучение нового материала.

Посмотрите, что у меня в руках?

(Глобус)

Какого цвета больше на глобусе?

(Голубого)

Что обозначено голубым цветом?

(Вода)

Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши.

4 огромных океана омывают нашу сушу.

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один океан – самый большой из всех.

И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

Как вы думаете, о каком океане идет речь?

Не догадались?

Есть еще одна подсказка.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда,

Он без запаха и цвета ,

Угадайте, что же это.

(воздух)

Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?

Речь шла о воздушном океане.

Воздух, окружающий нашу Землю – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца.

Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой весна и лето.

Слово «воздух» происходит от слова «вдыхать».

Воздух – это то, чем мы дышим.

Как вы думаете, из чего состоит воздух? (ответы детей)

Раньше ученые считали, что воздух состоит из одного газа. Позже, они проделали опыты с воздухом и узнали, что он состоит из нескольких разных газов.

Первое задание от кота Матроскина для всех групп – вписать в информационный лист составные части воздуха, а для этого необходимо обратиться к учебнику на стр. 42.

(дети выполняют задание)

Воздух – это смесь газов. Среди разных газов, азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный?

(кислород)

Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто, сколько может без воздуха.Какое было желание?

( Открыть нос).Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.

V. Опыты. Исследование свойств воздуха.

Ребята, кот Матроскин утверждает, что воздух находится вокруг нас повсюду? (первая проблема)

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

Для нахождения доказательства, все группы воспользуются конвертом номер 1 с инструкцией от кота Матроскина. Выполнив задание по инструкции нужно сделать вывод, который озвучит один ученик от каждой группы. (дети выполняют задание)

  1. Группа выполняет опыт с полиэтиленовым пакетом

  2. Группа выполняет опыт с землей

  3. Группа выполняет опыт с кирпичом

  4. Группа выполняет опыт с пробиркой

Каждая группа озвучивает выполняемый опыт и сделанный вывод.

Учитель - Обобщая выводы, можно сказать, что воздух присутствует везде – вокруг нас, в почве, в строительных материалах, в воде воздух поднимается наверх в виде пузырьков, т.к. легче воды.

Какими же свойствами может обладать воздух?

Для поиска ответа на этот вопрос, кот Матроскин попросил каждую группу выполнить по инструкции задания из конверта №2 и сделать вывод в информационном листе вашей группы.

После проведения опыта, по одному ученику от каждой группы кратко описывают проведенный опыт, и какое свойство они узнали, сделав вывод. Где свойство может применяться.

  1. Группа (свойство – упругость, не пропускает тепло) выполняет опыт с воздушным шариком, шприцом, варежкой.

  2. Группа (свойство – хуже проводит звук, чем дерево, не имеет формы) выполняет опыт с партой, сравнивает воздух с книжкой.

  3. Группа (свойство – без вкуса и запаха) выполняет опыт со ртом, пробиркой с духами.

  4. Группа (свойство – прозрачность, пропускает солнечные лучи (бесцветность)) выполняет опыт с цветными стеклами.

  5. Свойство – горячий воздух легче холодного, при нагревании поднимается вверх. Учитель показывает опыт со змейкой – Дети делают вывод, что горячий воздух легче холодного и применяется данное свойство в отоплении помещений, в воздушных шарах.

ФИЗМИНУТКА.

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

Упр. «Цветочная поляна».

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! )

VI. Применение новых знаний

А теперь посмотрим, кто может применить полученный знания, для этого прошу вас заполнить таблицу в вашем информационном листе. Из предложенных ответов находящихся в конверте №3 нужно выбрать правильный для каждого свойства указанного в таблице. Правильный ответ приклеивается в таблицу в ячейку напротив каждого свойства.

Цвет воздуха

Запах воздуха

Вкус воздуха

Проводимость звука

Упругость воздуха

Форма воздуха

Состояние воздуха

Учитель - Обобщая выводы каждой группы, можно сказать, что Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…

  1. не имеет формы,

  2. без цвета (прозрачный),

  3. без запаха,

  4. без вкуса,

  5. хуже проводит звук, чем дерево

  6. упругий,

  7. не пропускает тепло

  8. горячий воздух легче холодного, при нагревании поднимается вверх

VII. Охрана воздуха.

Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

( ответы )

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

( ответы )

Задание:

Кот Матроскин подготовил всем группам сложное задание по защите окружающей среды. От вас потребуется внимательность. Отметьте красным карандашом крестик под картинкой которая показывает «загрязнение воздуха», зеленым – отметить галочку под картинкой - что не загрязняет.

Расскажите, от чего загрязняется воздух?

(ответы детей)

Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

(ответы)

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

VIII. Итог урока.

Из опытов мы увидели, что вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим как водяной пар. Воздух газообразное тело, которое заполняет все пространство, все промежутки, все трещинки в предметах. Воздух находится не только в твердых телах, но и в воде.

Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.

Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете - Земле всегда цвели цветы и пели птицы!

VIII. Рефлексия.

-У каждого из вас есть облачко. Если вам было интересно на уроке, то облачко белого цвета, если вам не удалось поработать в полную силу, то возьмите облачко серого цвета. И теперь давайте прикрепим наши облака к информационным листам на свободные места, с которыми выработали на уроке.

Каждая группа выносит свой информационный лист на доску, где все смотрят работу класса.

IX.Домашнее задание нарисовать рисунок на тему «Охрана природы», выполнить задание №23, 24, 25 в печатной тетради на стр. 17.

X.Оценка

Сегодня на уроке за активную работу получают оценки следующие ученики:…

Остальные работали недостаточно активно, оценки получат на следующих уроках. .

Спасибо за урок! До новых встреч!

infourok.ru

Воздух. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

В этом уроке мы c вами узнаем интересные факты о воздухе и его свойствах.

Тема: Природа

Урок: Воздух

Что такое воздух? Возьмите газету или листок бумаги и помашите им около лица. Вы почувствуете легкий ветерок, это колебания воздуха. Он окружает нас со всех сторон. Вся наша планета Земля окутана невидимой прозрачной оболочкой - воздухом.

Рис. 1. Земной шар (Источник)

 

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на нашей планете естественным образом заполняется воздухом. Воздух – невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, который окружает нашу планету, называется атмосфера.

Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров.

Воздух – это газ, а вернее сказать - смесь газов азота, кислорода и углекислого газа. Самый важный из них – кислород, потому что именно им дышит человек.

У воздуха есть свои свойства. Воздух – прозрачен, хотя на самом деле прозрачен только чистый воздух. Например, дым костра загрязняет воздух частицами гари и пыли, и тогда он становится непрозрачным.

Воздух должен быть чистым, но во многих местах, особенно в городах, он загрязнен.

Рис. 2. Чистый воздух в лесу (Источник)

 

 

Рис. 3. Загрязнение воздуха в городах (Источник)

 

Фабрики и заводы очень сильно загрязняют воздух, они выбрасывают в атмосферу ядовитые газы, сажу, пыль. Выхлопные газы машин тоже загрязняют воздух, которым мы дышим, а это очень вредно для здоровья человека.

Рис. 4. Загрязнение воздуха выхлопными газами (Источник)

 

Загрязнение воздуха угрожает здоровью человека, поэтому сейчас очень многое делается для защиты воздуха от загрязнения. В разных местах созданы специальные станции, которые следят за уровнем загрязненности воздуха в больших городах.

Нам с вами важно беречь растения. Они своими листьями задерживают пыль и гарь. Растения выполняют еще одну важную роль – они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Потому в местах, где много растительности, дышится легко.

Замечали ли вы, что в разных помещениях по-разному пахнет? Это действительно так. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но запомните, что чистый воздух не пахнет.

Рис. 5. Столовая (Источник)

 

Рис. 6. Парикмахерская (Источник)

 

Рис. 7. Аптека (Источник)

 

Только чистый воздух – прозрачный и не имеет запаха. Если вы ощущаете в воздухе запах газа или гари, срочно обратитесь ко взрослым. Они выяснят и устранят причину или позвонят в службу МЧС.

В окна домов вставляют двойные рамы. Это делается для того, чтобы слой воздуха между ними не выпускал тепло из комнаты на улицу. Вот вам еще одно свойство воздуха – он плохо проводит тепло. Как это свойство воздуха человек использует в быту? В шерстяной или меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому нам в ней так тепло зимой.

Положите на деревянный стол механические часы, и вы услышите, как они тикают. Теперь отодвигайте их на дальний край стола, пока не перестанете их слышать. А теперь прислоните ухо к столу, и вы снова услышите тиканье часов. Отсюда можно сделать вывод, что воздух хуже передает звук, чем дерево.

Рис. 8. Механические часы (Источник)

 

Прочитайте стишок, чтобы вспомнить свойства воздуха, о которых мы с вами говорили:

 

Он прозрачный, невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем…

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей (Источник). 
  2. Социальная сеть работников (Источник). 
  3. Открытый класс (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 38-41, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 17 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Выучи стишок из урока, который помогает нам не забывать о свойствах воздуха.

interneturok.ru

Свойства воздуха (2 класс, окружающий мир), какое позволяет нам видеть?

Воздушная прослойка между нашей планетой и космическим пространством называется атмосферой. Это невидимое глазу, прозрачное покрывало толщиной 300 км., благодаря которому на Земле зародилась жизнь. Чтобы понять его ценность, рассмотрим самые главные свойства воздуха.

Для чего нам нужен воздух?

Воздух – абсолютно невидимый, но это не значит, что его нет. Он заполняет собой все пространство, все самые крохотные уголки.

Если посмотреть на прозрачный стакан, то на первый взгляд может показаться, что он абсолютно пустой, но это не так – он наполнен воздухом. Чтобы это проверить, достаточно погрузить его в воду – по мере погружения из него будет выходить воздух в виде больших и маленьких пузырьков.

Рис. 1. Пузырьки в воде – это воздух

Воздух имеет огромное значение, и на земном шаре он выполняет следующие функции:

  • Обеспечивает жизнь. К примеру, без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – не больше нескольких дней, а без воздуха может продержаться всего лишь несколько минут. Задержав дыхание, уже через пару секунд хочется сделать вдох поглубже – без воздуха человеческий организм не способен функционировать.
  • Помогает общаться. Все звуки, которые мы слышим, приводят в колебание окружающий воздух. Звуковые волны проникают в барабанную перепонку и таким образом передают сигнал в головной мозг. Именно так мы воспринимаем все звуки – за счет колебательных движений воздуха. Например, на Луне нет атмосферы, и общаться там можно только при помощи жестов.
  • Защищает от негативного космического влияния. Атмосфера, словно упругая подушка, защищает Землю от теплового и ультрафиолетового излучения, метеоритов, радиации, космического холода.

Рис. 2. Вид Земли из космоса

Воздушный океан нашей планеты удерживается за счет сил земного притяжения. Если бы на земном шаре не было бы атмосферы, то он выглядел совсем иначе – уныло и пустынно, без какой-либо растительности или живности.

Из чего состоит воздух?

Два столетия назад ученые пришли к выводу, что воздух – это смесь нескольких газов. В состав воздуха входят:

  • кислород;
  • азот;
  • углекислый газ.

Самым важным для дыхания является кислород. Без него живые существа не могли бы получать энергию. Например, при занятиях спортом или физической нагрузке люди начинают часто и глубоко дышать – это необходимо, чтобы организм восполнил затраченную энергию.

Атмосфера есть не только на Земле, но и на других планетах, например, на Венере, Марсе. Вот только на их поверхности не были обнаружены признаки жизни, потому что атмосфера состоит из других газов.

Теплофизические свойства воздуха

Узнаем, какими свойствами обладает воздух.

  • Воздух не имеет цвета, он прозрачный. Однако таким свойством обладает только чистый воздух. Например, дым от костра, машин или заводских труб загрязняет и одновременно окрашивает его.

Рис. 3. Загрязненный воздух

  • При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Это можно проверить на простом опыте: надуть два шарика, и один из них поместить в морозильную камеру, а другой – в теплую воду. Спустя время шарик в морозилке сморщится, а погруженный в теплую воду, напротив, увеличится.
  • Воздух – плохой проводник тепла. Именно поэтому зимой животные стараются распушить свою шерсть, а птицы – перья, чтобы хоть ненадолго задержать воздух и таким образом согреться. Люди для этих целей надевают теплую многослойную одежду.
  • Воздух обладает упругостью, и это его свойство активно используется в самых разных отраслях, достаточно вспомнить накаченные шины автомобилей или велосипедов.

Что мы узнали?

Рассматривая тему по программе 2 класса Окружающего мира, мы выяснили, какова роль воздуха на нашей планете. Также мы узнали, какое свойство воздуха позволяет нам видеть, слышать, поддерживать жизнедеятельность. Все свойства воздуха успешно используются в самых различных отраслях.

Тест по теме

Правильных ответов:  

Ваш результат:  

obrazovaka.ru

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Свойства воздуха"

Разработала: Костюкова Татьяна Александровна,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бродовская средняя общеобразовательная школа,

Аннинского района, Воронежской области,2014год

1. Личностные : самоанализ ;самоконтроль ; адекватная мотивация к учебной деятельности.

2 Предметные : наблюдение природных объектов, сравнение свойств наблюдаемых объектов ; опыты с природными объектами.

а) регулятивные: целеполагание ,волевая саморегуляция ;

б) познавательные : использование знаково-символически средств ,умение осознанно строить речевые высказывания ;анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) , установление

3) коммуникативные : умение выражать свои мысли ,оценка ,коррекция кооперация с учителем и сверстниками.

Тип урока–общеметодологической направленности .

Оборудование : ММО , магнитная доска , мел ,иллюстрации

1. Самоопределение к деятельности.

Желаю вам быть внимательными и сообразительными во время урока .

2 Актуализация знаний .

3На Земле их четыре ,они огромные и очень разные (океаны)

4Появляется на траве утром летним погожим утром.(роса)

3. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вода – самое распространённое и нужное вещество на планете. Она нужна для питания, охлаждения растениям ,животным, людям. Без воды погибнет жизнь всего окружающего мир. Но на планете Земля существует еще кое - что, без чего, как и без воды, жизнь была бы не возможна .

-Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудьИ обратный держит путь.Он невидимый; и все жеБез него мы жить не можем.

-Кроме, Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океана есть на свете еще один– самый большой из всех. И вы, каждый день сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины, день и ночь «купаются» в этом океане.Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

- Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух.)

4. Формулировка темы и цели урока.Учитель: Чем важен воздух всем обитателям Земли?- А какой он, воздух, из чего состоит?- Определите тему сегодняшнего урока.(На экране тема урока. «Воздух и его свойства».)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, из чего состоит воздух, и чем он важен для всего живого.)Давайте попробуем наметить план работы на урок. 

1.Важность воздуха.2.Свойства воздуха.3.Состав воздуха. 

 5. «Открытие» учащимися нового знания.а) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.- Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся. Возможны замечания и вопросы: «Это интересно...», «Ты думаешь, что прав?..», «Откуда ты это знаешь?».)

-Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.Итак, начнём.

б) Представьте себе такую картину (учитель читает текст)

Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.- А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и... заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»

- Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?- Кто работает в лаборатории? (Учёные.)-Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник. (Обращаю внимание на листы наблюдений.)В лаборатории всё было необычно.6. Исследовательская работа.Опыт 1.

- Как вы думаете, что находится в этой пробирке? (Ничего нет.)

- Что ж, давайте проверим.

Пробирка опускается в стакан с водой. Появляются пузырьки.

- Видите из горлышка побежали пузырьки. Так что за невидимка был в пробирке?

(Воздух).

- Какой он? Можно ли его увидеть? (Он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Демонстрация 7 слайда. (Приложение 1)

- Воздух – это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Соотношение этих газов можно увидеть на рисунке.

Рассматривают диаграмму на слайде 8. (Приложение 1)

Азота в воздухе больше всего (78%), кислорода – поменьше (21%), а углекислого газа – совсем мало (1%).

- Как вы думаете, какой газ самый важный для нас? (Кислород. Мы им дышим.) Попробуем подтвердить это опытом.

Опыт 2.

Все дети надувают воздушные шарики.

- Теперь попробуем подышать воздухом из шарика, для этого вдыхать будем из шарика и выдыхать будем тоже в шарик. Носом не дышим.

- Долго так дышать не получается, потому что вам не хватает кислорода. Вы уже «выловили» его из воздуха, когда надували шарики. Окажись сейчас в шарике мышка, она задохнулась бы.

- А теперь ответьте, для чего мы проветриваем кабинет?

(Чтобы поступал свежий воздух с кислородом).

Демонстрация 9 слайда (Приложение 1)

- Без кислорода не может жить ни человек, ни растения, ни животные. Но кислород необходим не только для дыхания.

Опыт 3.

- Смотрите, я зажигаю на блюдце кусочек бумаги. Горит? (Да.)

А теперь накрываю стаканом. Почему, как вы думаете, погас огонь? (Нет кислорода.)

Демонстрация 10 слайда. (Приложение 1) Огня не может быть без кислорода.

Обобщение

Свойства воздуха

Заполним таблицу :

Воздух

цвет

запах

вкус

объём

- Дышат люди, звери, птицы и все выдыхают углекислый газ, горит огонь, тоже забирает кислород. И углекислого газа становится все больше и больше. Трубы заводов и фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

- Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб - великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ. Он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле дают живительный кислород.

7. Физкультминутка.

8. Обобщение  изученного материала.

-Работа с учебником с.38. Демонстрация 11 слайда. (Приложение 1)

Читают текст и отвечают на вопрос: как можно почувствовать воздух?

(Поднять и опустить резко руки; пробежаться; помахать руками.)

В результате появляется небольшой ветер. Ветер – это движущийся воздух.

- А всегда ли ветер безобидный и приятный?

- Какие явления в природе связаны с ветром? ( Ураганы, бури, смерчи.)

Просмотр учебного фильма.

Беседа.

- А теперь вспомним, о чем мы говорили.

- Что же такое атмосфера? (Воздушная оболочка земли)

- Из каких газов она состоит? (Азот, кислород, углекислый газ.)

- От чего загрязняется воздух?

-Работа с учебником с.39.

Чтение текста. Объясняют схему. Чтение вывода.

- А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?(В помещении нужно постоянно делать влажную уборку. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии. поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.) 10. Рефлексия.

- Мы выполнили задания, узнали много интересного. А теперь можно отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.- Что нового узнали на уроке?

- Зачем нужно беречь воздух?

- Как люди могут беречь и охранять воздух?

Домашнее задание: с.38-39 учить, придумать и нарисовать свою схему, посвященную охране воздуха.

На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

На этом наш урок закончен. Всем спасибо!

infourok.ru


Смотрите также

">