Технологическая карта урока окружающего мира по тема «Свойства воды», 2 класс. Технологическая карта урока свойства воды


Технологическая карта урока "вода и её свойства" 2 Класс

Ходыкина М.Ф. МОУ СОШ №4 г. Алексеевка

Технологическая карта урока (Перспективная начальная школа)

Тема раздела: свойства воздуха и воды

Учебный предмет, класс: окружающий мир, 2 класс

Тема урока: вода и её свойства

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.

Оборудование урока:

  1. 1.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  2. 2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  3. 3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  4. Набор лабораторного оборудования: стаканы, блюдце, ложка.

  5. Вещества для проведения опытов: вода, молоко, соль, сахар, песок.

Этап урока

Список использованных источников информации

  1. 1.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

  2. 3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.

7

doc4web.ru

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. 1. Мотивация

  2. (самоопределение к деятельности)

Один из детских поэтов сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

Константин Ибряев.

А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

А вы являетесь почемучками? Тогда для вас…

Подготовка класса к работе.

Включение в деловой ритм.

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. 2. Введение в тему урока

  2. (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использования проблемных ситуаций)

1. - Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать что в нём?

А подскажет нам писатель Сент Экзюпери.

«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете».

2. - Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

3. Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой.

Посмотрите! И вправду вода!

4. Какова же будет тема нашего урока?

Открывается первая часть темы урока «Вода…».

Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».

Выдвигают гипотезы.

Сравнивают со своим ответом увиденное.

Высказывания и предположения.

Записывают в рабочий лист.

Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение определять тему и цель деятельности на уроке.

  1. 3. Постановка учебной задачи

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

Что уже вам знакомо? Что вы ещё не знаете? А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.

Открывается вторая часть темы « и её свойства»

– Как люди используют воду?

– Какую роль играет вода для растений и животных?

– Какими свойствами обладает вода? Перечислите.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода.)

– Сегодня мы узнаем, как вода превращается в туман или может стать кусочком льда, каковы возможности воды-растворителя.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Высказывают своё мнение

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы

4. Изучение новых знаний и способов действий

Работа по учебнику, практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.

Обсуждение (в парах, группах).

Формулирование вариантов выводов.

обобщение

– Проведем опыт. Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли? (Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.)

– Но исчезла ли соль? (Нет, она растворилась.)

– Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло? (Сахар тоже растворился в воде.)

– Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

– Запишите результаты ваших наблюдений в тетрадь:

  • Сахарный песок – растворяется в воде.

  • Соль – растворяется в воде.

  • Речной песок – не растворяется в воде.

– Попробуйте на вкус воду. (Она не имеет вкуса.) Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)

– Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? (Вода жидкая, её нельзя взять в руки.)

– Что произойдет, если вы возьмете воду в руки? (Она будет вытекать.)

– Имеет ли какую-нибудь форму вода? (Не имеет.)

– Можно ли её положить на стол? Что произойдет?

– Давайте нальем воду в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана.)

– Нальем воду в кувшин. Какую форму она приняла? (Форму кувшина.)

– Что же такое вода? (Жидкость.)

– Жидкость не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкость легко изменяет свою форму, растекается.

– Какие жидкости вы знаете? (Вода, молоко, сок, бензин.)

– Чем жидкость отличается от твёрдых тел? (Не имеет формы, растекается.)

– Посмотрите на аквариум с рыбками. Что можно сказать о воде? Что вы там видите?

– Как доказать, что вода прозрачна? Проведём опыт. На столе два стакана. В один наливаем воду, в другой – молоко. В оба опускаем ложки. Что вы видите? Что можно сказать о воде и о молоке? (Молоко – белое, а вода – прозрачная.)

Проведение опытов. Распределение обязанностей между учащимися: экспериментаторы (проводят опыты), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовывают этапы проведения каждого опыта и его результата), ученые (описывают этапы проведения каждого опыта и его результата).

Проводят самоконтроль.

Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют свойства воды в определённой последовательности коммуникативные – воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке

5. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

– Вы были на речке или озере? Наблюдали за обитателями водоемов? Всегда ли видно дно водоёма? (Во многих речках или озёрах вода такая чистая и прозрачная, что в ясный летний день мы можем наблюдать рыб, плавающих на глубине. В мутной воде во время весеннего половодья рыб не видно. Мутная вода не прозрачна.)

– Какого цвета вода? (Прозрачная.)

– Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. Какого цвета жидкость в стаканах? (Молоко – белое, а вода – бесцветная.)

– Как определить запах жидкости? (Понюхать.)

– Как правильно определить запах? (На расстоянии 20–30 см от лица держать сосуд с жидкостью. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.)

– Почему необходимо так делать, а не совать нос во все емкости? (Можно резким запахом обжечь носовую полость.)

– Давайте узнаем, имеет ли вода запах. (Вода без запаха.)

– Какой вкус у воды? (Не имеет вкуса.)

– Почему говорят, что вода «сладкая»? (Когда очень хочется пить.)

– После дождя улицы и крыши домов мокрые. Но появится солнце, и все высыхает. Куда девается вода? (Она испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе.)

– Что происходит с водой в реках, озерах, морях? (Она тоже испаряется.)

– Поставим тарелку с водой и стакан с водой. Где быстрее испарится вода? (Из тарелки вода быстрее испаряется, чем из стакана. Чем больше поверхность воды, тем быстрее идёт испарение.)

– Что происходит с водой в холодную погоду? (Она тоже испаряется, но не так быстро, как в тёплую.)

– Летом вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.)

– Куда исчезла вода? (Она превратилась в водяной пар, испарилась.)

Выделяют утверждения.

Делятся на группы обсуждают вопросы, предполагают, выдвигают гипотезы, готовят ответ.

Классифицируют полученные данные. Сравнивают их и анализируют. Группы выступают со своими выводами.

Регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления

6. Подведение итогов.

Итоговая рефлексия учебной деятельности.

– Как человек использует свойства воды? Рассмотрите рисунки на с. 54–55 и расскажите, как в хозяйстве используются свойства воды, для чего укрепляют берега рек.

– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.

Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок и глину.

– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Работают с электронным приложением к учебнику «Окружающий мир», выполняя интерактивное задание «Тренажёр»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. Задание на дом

Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.

Технологическая карта урока окружающего мира по тема «Свойства воды», 2 класс

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Этап урока

Виды работы, формы, методы приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие

Добрый день ребята.

Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давать,Чтоб за работу получатьТолько лишь отметку «пять»!

Дети стоят вокруг стола в центре группы

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Точечный массаж

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Сзади пуговку найди – раз, два, три

Сюда бусы надеваем, расправляем примеряем.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые браслетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно трудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

И не будем мы скучать, будем знанья получать.

- Скажите ребята готовы ли вы начать урок?

-Будьте внимательны и вы узнаете много нового.

Дети выполняют движения массажа, Отвечают на вопрос учителя.

Создать позитивное настроение

Актуализация субъективного опыта учащихсяСообщение темы и цели занятия

Беседа

(индивидуальная и фронтальная)

- Для начала отгадайте загадку 

на стол в середину круга выставляется глобус

- Что такое глобус?- Что мы можем увидеть на глобусе- Что помогло вам отличить сушу от воды?- Какого цвета на глобусе больше всего?- Как вы думаете что это значит?- Если на карту Земли посмотреть,Земли на Земле всего одна треть.Но странный вопрос возникает тогда,Планета должна называться вода?- А что вы знаете о воде?- А хотите узнать больше?- Сейчас мы познакомимся со свойствами воды, вспомним для чего нужна вода, в каком виде она встречается в природе.

Прошу всех занять свои рабочие места.

Загадку загадывает ранее подготовленный ученик

-На ноге стоит однойКрутит, вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (глобус )

+ Глобус это модель земли

+ моря, реки, землю …

+ Цвет

+ Синего и голубого

+ Воды на планете больше чем суши

Дети отвечают на вопросы учителя и садятся на свои места (в группах).

Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение определять тему и  цель деятельности на уроке.

Актуализировать полученные знания детей, поставить цели и задачи урока

Изучение нового материала

Беседа с использованием мультимедийной презентации

На стол стоит завядший цветок

Учитель задаёт вопросы

-Ребята, что случилось с цветком?

- Как вы думаете отчего он завял?

-Правильно, ребята. Что нужно сделать что бы он ожил?- Полейте, пожалуйста, цветок. Через некоторое время посмотрим, что произойдет с ним.- А для чего ещё нужна вода?Далее беседа продолжается с использованием презентации

Слайды 1-11

А где мы встречаем воду в природе?

- В каком виде может быть вода?

Слайды 12-14

Обучающие отвечают на вопросы учителя

+ Цветок завял.

+ Потому что мы его не поливали. Высохла земля.

+ Полить

(один из обучающихся поливает цветок)

Дети отвечают на вопросы учителя опираясь на слайды.

Ученик читает стихотворение

Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,На плите у нас кипит,Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить,Без неё нам не прожить!

Регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий.Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить  речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления

Определить значение воды в природе.

Физ. минутка под музыку

   

Физ.минутку проводит один из учеников класса.

Звучит звон ручейка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

 

Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения.

Систематизация и обобщение новых знаний и умений

Опыты

- Пришло время поближе познакомится со свойствами воды. На некоторое время учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Но будьте аккуратны при работе.Опыт 1. Какой формы вода?На столе лежит шарик.

- какой формы этот предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем чашку и наполним ее водой. Перельем эту воду в квадратную формочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Учитель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску).

Опыт 2. Какого цвета вода?Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

Опыт 3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить размешать в воде сахар. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

- Молодцы учёные вы отлично справились со своей задачей.

В ходе работы обучающиеся проводят опыты (в группах) под руководством учителя, составляют схему где отражены свойства воды, делают выводы.

Опыт 1. Какой формы вода?Переливают воду в квадратную формочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.Делают вывод, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт 2. Какого цвета вода?Ставят картинку за стаканом с водой а затем с молоком.Делают вывод, что вода прозрачная жидкость.

Опыт 3. Вода – растворитель. Растворяют в воде сахор. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Делают вывод, что своего вкуса у воды нет и она хорошо растворяет некоторые вещества.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха. Размешивают в воде мятные капли. У воды появился запах.Делают вывод, что растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют свойства воды в определённой последовательностикоммуникативные – воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке

Узнать какие свойства имеет вода.

Итог урока и рефлексия

Беседа с использованием презентации, рефлексия

Вода это основа жизни на земле, но бывает так что люди не берегут её.

Слайды 15-22

- Что должны сделать люди, что бы не загрязнять воду?- А что мы можем сделать что бы наша вода была чистой?- С какими свойствами воды вы познакомились?- На ваших столах лежат нарисованные капельки, если вам на уроке было интересно, раскрасьте капельку синим цветом, если нет то серым.

 

-Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Дети отвечают на вопросы учителя, делают выводы, анализируют свою работу за урок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные: самоопределение    

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осуществить самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель  и результаты, степень их соответствия.

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Вода и ее свойства".

Технологическая карта по окружающему миру в 3 классе УМК «Планета знаний»

Студент-практикант: Бережная Людмила Олеговна.

Предметная область: окружающий мир.

Класс: 3

Тема: «Вода и ее свойства.».

Тип: урок получения новых знаний.

Цель: уточнить и расширить представления детей о воде, познакомить с тремя состояниями воды, значением воды в жизни человека, воспитать бережное отношение к воде- ценнейшему богатству на планете.

Образовательные:

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;

  • умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме.

Воспитательные:

Формируемые УУД

Личностные:

  • понимать свойства тел и веществ;

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету.

Регулятивные:

  • самостоятельно и адекватно оценить правильность выполнения задания и внести необходимые коррективы;

  • уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

  • фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться на разнообразные способы решения задач;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.

  • ориентироваться в информационном материале учебника;

  • осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные:

  • учитывать мнение партнера, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновать свое решение.

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • включаться в диалог с учителем;

  • осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь;

  • уважать другую точку зрения.

Предметные:

  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использовать представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные:

Планируемый результат: приводить примеры тел и веществ и определять их свойства (признаки).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний учащихся и способов действий.

III. Изучение нового материала.

IV.Физминутка

V. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Итог урока. Рефлексия.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Олеговна, сегодня урок окружающего мира буду проводить я.

Ребята отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман.

Я река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Ребята, а вы догадались, какая тема сегодняшнего занятия?

Какая?

А что такое вода?

Да, друзья, мы будем говорит о воде, и ее свойствах. И это будет не обычный урок. Сегодня мы побываем в экспериментальной лаборатории и займемся чем- то очень интересным! Приглашаю всех вас отправиться в путешествие с капелькой воды.

Послужите ребята стихотворение про мальчика.

Спросил на днях малыш- сосед

У струйки, льющейся из крана:

Откуда ты? Вода в ответ:

Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,

Росою искрилась поляна.

Откуда ты? - спросил росу.

-Поверь, и я из океана!

Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донесся шепот:

-Знай, малыш, и я прошла из океана.

На поле лег туман седой,

Малыш спросил и у тумана:

Откуда ты? Ты кто такой?

-И я, дружок, из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода

Ребята, посмотрите что это такое?

А что такое глобус?

Ребята, давайте посмотрите на глобус – модель Земли. Какого цвета на нём больше всего? (Синего).

Почему?

Правильно, потому что большую поверхность земли занимает вода.

Если поверхность Земли разделить на 4 части, то 3 из них – вода и только 1 часть – суша.

Вода – самое известное и самое загадочное вещество на нашей планете.

Ребята, а где мы можем встретить воду? (Облаков, пара, в листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода.)

А в коком состояние бывает вода?

(В жидким, в твёрдом, и газообразная.)

В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Человеку в сутки требуется более двух литров воды.

А можно ли человеку без воды? (Нет).

Вода не только нас поит, но и кормит. Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли.

Ребята, а можно без воды приготовить обет, постирать, помыть посуду?

Вот она какая вода!

Ребята, а теперь мы свами проведём опыты.

Вода- это вещество. Давайте выясним основные свойства воды.

А теперь давайте отдохнём.

Очень всем нужна вода.Делай раз и делай дваЗвери у ручья напились,

Влево, вправо наклонилисьВместе на носочки всталиТучку лапками досталиДружно хлопнули в ладошиДо чего же день хорошийДождик вдруг полил с утраЗа работу нам пора!

Опыт 1.

Опустим в стакан с водой ложку.

Видна ли ложка в стакане? (видна)

Что можно сказать?

Вывод: Вода прозрачная.

Опыт 2.

Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет? (Нет).

Вывод: Вода не имеет цвета.

Опыт 3.

Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать? (Понюхать воду).

Что можно сказать?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт 4.

Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт 5.

А сейчас добавим в стакан соль. Размешаем. Что произошло с солью?

Вывод: Вода- растворитель.

Опыт 6.

Аккуратно зачерпнем ложку воды из стаканчика и снова выльем ее в него. Течет вода? (Да). Почему? (Потому что вода жидкая.)

Вывод: Вода – жидкая; течет.

Опыт 7.

Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.

Ребята, а теперь мы свами поиграем.

Я называю слова , если названное слово обозначает, то что содержит воду- вы должны поднять руки, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде( корабли, рыба)- похлопать в ладоши, если название предмета или явление, не имеющее никакой связи с водой ( ветер, камень)- потопайте ногами: Цветок, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай.

Молодцы!

Что нового вы узнали на уроке?

Что большего вам понравилось?

Приветствуют учителя.

- Слушают учителя.

Ответ: Вода.

Ответ: Да

Ответ: Тема нашего урока вода.

Ответ: Вода – это прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода

Слушают учителя.

-

Ответ: Глобус.

Ответ: Глобус- это модель Земли.

Ответ: синий.

Ответ: Поверхность занимает вода.

Ответ: облаков, пара, в листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода.)

Ответ: в жидким, в твёрдом, и газообразная

Ответ: нет.

Ответ: нет.

Ответ: Видно.

Ответ: Что вода прозрачная.

Ответ : нет.

Ответ: Что Вода не имеет цвета.

Ответ: Понюхать воду.

Ответ: Что вода не имеет запаха.

Ответ Вода не имеет вкуса.

Ответ: Соль растворилась.

Ответ: Да. Потому что вода жидкая.

Ответ: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Играют в игру.

Отвечают на вопросы учителя.

Очень всем нужна вода.Делай раз и делай дваЗвери у ручья напились,

Влево, вправо наклонилисьВместе на носочки всталиТучку лапками досталиДружно хлопнули в ладошиДо чего же день хорошийДождик вдруг полил с утраЗа работу нам

Опыт 1.

Стакан воды.

Ложка.

Опыт 2.

Стакан воды.

Белая полоска.

Опыт 3.

Опыт 4.

Опыт 5.

Стакан воды.

Соль.

Опыт 6.

Опыт 7.

воду в банку, стакан, бутылку и вазу.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Познавательные:

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Коммуникативные:

- возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Личностные:

- мотивация к изучению нового учебного материала;

- развивать эколого-этическую деятельность;

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные:

- извлечение информации из опыта детей;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Метапредметные

выделять существенную информацию, объяснять свою позицию.

Коммуникативные:

- возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Метапредметные:

- наблюдать, анализировать.

Регулятивные: - обеспечивать способность регулировать свою деятельность;

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

infourok.ru

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе на тему "Вода и ее свойства"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

УМК: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова)

учитель начальных классов Иевлева Ольга Валерьевна

г. Сосновый Бор

kopilkaurokov.ru

Цель деятельности учителя

создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умение ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Личностные: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Метапредметные

Познавательные: развивать умения добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы; развивать познавательный интерес к предмету через исследования.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные: развивать умения работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формы и методы

- поисковый метод

- интерактивные упражнения

Технологии:

- Информационно-коммуникационные

- технология деятельностного подхода.

Образовательные ресурсы

http://LearningApps.org http://onlinemultfilmy.ru http://www.youtube.com

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки ученические

Наглядно-демонстрационный материал

Столики с необходимыми инструментами и материалами для проведения опытов

Презентация по теме урока

Основные понятия

Вода. Свойства воды.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, психологический настрой учащихся на работу

- Один из детских поэтов Константин Ибряев сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?.

А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.

- Чему будет посвящен наш урок?

(Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем

новые знания? (Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.)

- Сегодня на уроке вас ждет множество

открытий.

Слушают учителя, настраиваются

на предстоящую работу в классе

Высказывают своё мнение.

Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний пробное учебное действие.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  1. Организация просмотра видеофрагмента «Мойдодыр» http://onlinemultfilmy.ru/mojdodyr/

- Сейчас покажу вам фрагмент из мульт фильма, после просмотра вы должны ответить:

Почему герои мультфильма восхваляют воду? Внимание на экран

  1. Почему герои мультфильма произносят такие слова: «Вечная слава воде!»

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  1. Давайте заполним схему-опору, которая поможет вспомнить вам о том, в каких состояниях вода встречается в природе

*В каких трёх состояниях бывает вода на земле?

*За какое состояние воды отвечал Мойдодыр?

*Приведите, пожалуйста, примеры воды в жидком состоянии.

*Какие осадки связаны с жидким состоянием воды?

*Как выглядит вода в твёрдом состоянии?

*Газообразное состояние воды – это что?

Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?

Просматривают фрагмент мультфильма «Мойдодыр»

Высказывают свои предположения

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление в координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: внесение необходимых корректив, осуществление самоконтроля

Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

.

Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. - Как вы думаете, всё ли мы знаем о воде?

Нет вещества более удивительного и загадочного, чем вода. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.

- А вам хотелось бы узнать что-то новое о

воде?

- Что бы вы хотели узнать?

- Для чего нам нужно это знать?

- А что вы о ней знаете?

- Оцените свои знания, только честно.

Прикрепите голубую ,чистую капельку воды если всё знаете, если не все –белую капельку воды.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свои

знания

Познавательные:

поиск разнообразных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: сформулировать цели деятельности; выбор способов и средств их реализации

- Сегодня наш класс превратится в лабораторию, а вы будете настоящими исследователями, получите знания самостоятельно, при помощи тех исследований, которые мы с вами проведем на уроке.

- Так что мы будем исследовать?

- А как вы думаете, зачем нам это нужно?

- Чтобы начать исследование, необходимо

составить план исследования

- На какой вопрос должны ответить в

первую очередь?

1. Что такое вода?

2. Свойства воды.

3. Бережное отношение к воде.

- Итак, что такое вода? (жидкость).

- Как в любую научную лабораторию, к

нам на экспертизу отдают различные

вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество.

(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это?

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода?

– ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?

- Как можно отличить одно вещество от

другого? С помощью чего?

- Эти особенности веществ называют

свойствами.

- Что будет предметом нашего

исследования?

- Какую цель поставим перед собой?

- К концу исследования мы должны

узнать: «Является ли жидкость в

сосуде – водой?»

- Тогда какие задачи поставим перед собой?

– Цель поставлена, начинаем работу для её достижения

Отвечают на вопросы учителя

Совместно с учителем составляют план исследования воды

Ставят цели:

Узнать, что находится в сосуде

Определяют задачи:

Открыть новые знания.

V. Реализация построенного проекта.

Цель этапа:

Организация коммуникативного взаимодействия для выведения свойств воды

- Наметим план наших действий.

- Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

Совместно с учителем составляют план действий

- Итак, переходим к следующему пункту

плана – свойства воды.

- В течение урока вы будете работать в группах. У каждой группы есть лист для записи наших исследований (Приложение 1) Мы начинаем работу нашей лаборатории. Давайте вспомним правила работы в группах.

  1. Работать сообща.

  2. Уметь выслушать друг друга.

  3. Слушать других, не перебивая, внимательно.

  4. Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю своей работы.

  5. Уметь договариваться, помогать друг другу.

Каждый из вас будет в роли лаборанта,

эксперта, исследователя, а я в роли научного руководителя. Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта.

Внимание на экран.

1. Класс работает в группах, получает карту для фиксации результатов (Приложение 1) и направляются к столикам для проведения опытов (на столиках лежат инструкционные карты – Приложение 2)

Опыт 1. Прозрачность.

Опыт 2. Цвет.

Опыт 3. Запах.

Опыт 4. Текучесть.

Опыт 5. Растворитель.

2. Демонстрационный опыт.

Опыт 6. При нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт 7. Фильтрование.

Смотрят видеофрагмент и отвечают на вопрос

Дети работают в парах по пoиску нужной информации организует демонстрацию опытов, результаты фиксируют

Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

Динамическая пауза

Организует физкультминутку

http://www.youtube.com/watch?v=8wwfctNx0GI

Беленькое облако

Поднялось над крышей.

Устремилось облако

Выше, выше, выше .

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако

В грозовую тучу.

Физкультминутка (выполняют движения)

Личностные : формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: - зафиксировать новое содержание урока;

Уточнить и расширить знания учащихся

Подведение результатов.

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.

«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить?

А теперь?

- Сравним свойство этой жидкости

со свойствами воды.

Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

А зачем нам надо знать о свойствах воды. Где эти знания нам пригодятся?

Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.

VII. Диагностика качества усвоения темы.

Цель: установить степень усвоения темы: «Вода и её свойства»

Предлагаю вам викторину «Вода и её свойства»? Вам предстоит выбрать правильный ответ на сервисе LearningApps http://LearningApps.org/1343486

Не забудьте проверить

Учащиеся выполняют тест с самопроверкой на ноутбуках

Личностные : оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о значении воды в природе.

Зафиксировать способ определения количества воды в организме человека с определённой массой тела

- Вы сегодня на уроке проводили опыты, делали выводы , отвечали, справлялись со своими обязанностями. Теперь моя очередь, так как я научный руководитель нашей лаборатории. Я расскажу вам научные факты о воде.

– Посмотрите на вид нашей Земли из космоса. Очень много на ней голубой краски. Голубым цветом изображают моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе (пар, облака, тучи). В земле (родники). В скоплениях льда на Южном и Северном полюсах.

- Вода входит в состав любого живого организма: листья растений, в сок плодов и даже в сухих семенах.

- Тело животных более половины состоит из воды, а в медузе – 90-95% воды

Даже тело человека на 2/3 состоит из воды.

– Как определить количества воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.49.

2. Посчитайте, сколько же кг воды содержит человек с определённой массой тела

Проверка

Мы продолжаем разговор о воде.

У нас остался еще один пункт плана о

бережном отношении к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов.

Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Вода находится в опасности, потому что человек ее загрязняет.

-Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях?

-Чем опасно загрязнение воды?

-Как люди охраняют воду от загрязнений?

-Как каждый человек должен беречь воду?

-Как можно решить экологические проблемы озера, реки, моря, океана?

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения

Уточняют и расширяют свои знания о воде.

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Выполняют работу на карточках в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника.

Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод: От загрязнения воды страдает всё живое. Воду надо беречь.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией (отбирать, анализировать), Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

ΙX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили план урока?

- Оцените свои знания на конец урока

(капельки)

Если все получилось – на исследовательский

лист прикрепите голубую капельку

воды, если не все получалось –белую

капельку воды.

Выставление оценок.

- Домашнее задание:

учебник с.52, ответить на вопросы;

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные: Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Технологическая карта урока в 8 классе Химические свойства воды

Технологическая карта урока химии в 8 классе

«Химические свойства воды»

Актуализация знаний.

Сегодня наш кабинет представляет собой студию, где присутствуют журналисты, исследователи и слушатели.

«Ваше самочувствие»:

Чтобы определить, что это за вещество, сыграем в небольшую игру. Каждая группа задает мне вопросы, я отвечаю.

Игра «Да-нет»

  1. Это сложное вещество?

  2. Относится к классу кислот?

  3. Молекулы состоят из атомов двух элементов?

  4. Эти элементы – азот и водород?

  5. Это вещество является оксидом?

  6. В молекуле этого вещества два атома кислорода?

  7. Формула этого вещества – h3O?

- Учащиеся задают учителю вопросы. Наиболее интересные можно будет оценить.

- Определение темы урока

- целеполагание

Учитель записывает тему урока на доске или слайде, учащиеся в тетради.

- Какова цель нашей встречи?

– рассказать всем присутствующим о химических свойствах самого удивительного вещества на нашей планете и показать ее свойства на опытах.

Первый исследователь

Мы будем говорить о свойствах вещества,

Которое аномально, уникально, необычно.

Им можно жажду утолить, умыться можно,

Блеск и глянец навести.

О каком веществе уж очень загадочном,

Скрывающем множество неразгаданных тайн

Мы будем сегодня речь вести?

Если один назовет егоaqua,

Другой скажет water,

А третий представит его просто su.

- Ставят цель урока.

2. Введение в тему урока.

3.Открытие новых знаний.

  1. Подведение итогов урока.

Журналист (учитель). Скажите пожалуйста, что находится в большой склянке, что стоит на доске?

- Напоминаю всем присутствующим, что чистая вода – это…. Запишите физические свойства воды и озвучьте их.

- Если собрать все научные исследования о воде и процессах, идущих с ее участие, получится огромная библиотека.

«Вода… - это та живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было»,- сказал академик А. П. Карпинский.

Соком жизни назвал воду Леонардо да Винчи.

Это вещество может существовать в трех агрегатных состояниях. (Схему на доску какая-либо группа).

- Найдите и запишите, к какому классу относится вода.

- Кроме того – вода бинарное соединение, весьма реакционноспособное. Составьте в каждой группе шаростержневую модель воды.

-Объясните, почему вода очень реакционноспособное вещество?

- Нарисуйте диполь воды на доске.

- Сегодня на уроке каждая исследовательская группа изучит теоретически, а затем и практически химические свойства воды.

- Свою активность вода проявляет в реакции с различными металлами. (Опыт с натрием, цинком, медью). Каждой группе необходимо провести опыт с данными металлами. В опыте с натрием вам нужно собрать получившийся газ и выяснить, какой это газ.

- Почему мы не записали третью реакцию?

- Скажите, почему по-разному реагирует с металлами? От чего зависит протекание реакции?

- совершенно верно. Протекание реакции зависит от активности металла. Является металл активным или нет, можно узнать, посмотрев на ряд напряжения металлов. В начале ряда находятся самые активные металлы, затем нее активные, а после водорода – малоактивные.

- какие еще доказательства высокой активности воды существуют?

Далее выступает заранее подготовленный ученик (опыт с углекислым газом и водой).

- Вам нужно записать уравнение данной реакции.

- Подобный опыт можно произвести, когда делаешь ремонт. А какое отношение имеет вода к ремонту помещений? (Учитель демонстрирует опыт с гашением извести).

- выделяется очень много тепла. Если взять извести больше и провести опыт в большой емкости, то можно даже сварить яйцо.

- На ваших столах стоят две склянки с растворами. В них находится одно и то же вещество – сульфат меди или медный купорос. Но одна склянка голубого цвета, другая бесцветная. Почему эти вещества разного цвета? У вас имеется дополнительная информация, там вы найдете ответ. Запишите вывод на основании изученного материала о химических свойства воды.

- Однажды, в одном из журналов я прочитала, что воду можно использовать как экологически чистое топливо. Сейчас один из учеников вам об этом расскажет.

- Итак, сейчас вы попробуете подвести в каждой группе итог нашего урока-исследования. В итоге у вас должна получиться схема.

- вода.

-Находят и записывают физические свойства воды в тетрадь. Озвучивает каждая группа.

Составляют схему на доске.

- вода относится к классу оксидов – оксид водорода.

- Составляют в группах шаростержневую модель воды.

- Находят в учебнике (др. источниках), почему вода очень реакционноспособна.

Вода активна благодаря своему строению. Молекула воды – это диполь: та часть молекулы, где находится водород, заряжена положительно, а часть, где находится кислород – отрицательно. Молекула воды полярна.

- Рисуют диполь воды на доске.

- Проводят опыты с металлами согласно инструкции и записывают получившиеся результаты в тетрадь.

- Реакция с медью не идет?

- Находят информацию о том, что это металлы разной степени активности. Записывают вывод в тетрадь

- 1 ученик. Все мы любим газированную воду и лимонад. А как же приготовить его в домашних условиях?. Если вы посмотрите на бутылку с газированной водой, то увидите, что в ее состав входит углекислый газ, вода, различные добавки. То есть по сути газвода – слабый раствор угольной кислоты.

Далее ученик демонстрирует опыт с водой и углекислым газом.

- Эту воду можно попробовать. Учащиеся пробуют воду, комментируют свои наблюдения.

-

- Учащиеся наблюдают опыт, далее стараются записать его результаты в тетрадь. Если возникают затруднения, учитель помогает.

- Учащиеся выясняют, что медный купорос голубого цвета содержит кристаллизационную воду и называется кристаллогидрат сульфата меди. Формула – CuSO4*5h3O. Более светлое вещество –безводный сульфат меди (CuSО4).

Вывод- вода может образовывать кристаллогидраты.

- Один из учащихся рассказывает об экологически чистом топливе, затем записывает формулу.

- каждая группа подводит итог урока. Если возникают затруднения, учитель может помочь.

- Контроль правильности выполнения задания, коррекция

- Анализ информации

- Сравнение с эталоном

- Коррекция

- Сравнение результатов с эталоном

- Контроль и коррекция результатов

- Анализ информации

- Формулирование выводов

- Объяснение результатов на основании полученных знаний

- Анализ информации

- Формулирование вывода

- Подведение итогов

- Анализ информации

- Составление логической краткой схемы

- Сравнение с эталоном

- Коррекция результатов

- Самоанализ и саморегуляция

  1. Рефлексия и домашнее задание.

- Ваша задача – в каждой группе обсудить результаты работы каждого участника и поставить оценки своим товарищам.

Вода имеет и некоторые аномальные свойства.

Что это за свойства – вы узнаете самостоятельно. К следующему уроку необходимо подготовить буклет о данных свойствах воды, записав все реакции, в ходе которых получается тот или иной вид воды.

- Рефлексия

- Оценивание себя и товарища

infourok.ru

Технологическая карта урока окружающего мира по тема «Свойства воды», 2 класс

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Этап урока

Виды работы, формы, методы приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие

Добрый день ребята.

Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давать,Чтоб за работу получатьТолько лишь отметку «пять»!

Дети стоят вокруг стола в центре группы

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Точечный массаж

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Сзади пуговку найди – раз, два, три

Сюда бусы надеваем, расправляем примеряем.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые браслетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно трудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

И не будем мы скучать, будем знанья получать.

- Скажите ребята готовы ли вы начать урок?

-Будьте внимательны и вы узнаете много нового.

Дети выполняют движения массажа, Отвечают на вопрос учителя.

Создать позитивное настроение

Актуализация субъективного опыта учащихсяСообщение темы и цели занятия

Беседа

(индивидуальная и фронтальная)

- Для начала отгадайте загадку 

на стол в середину круга выставляется глобус

- Что такое глобус?- Что мы можем увидеть на глобусе- Что помогло вам отличить сушу от воды?- Какого цвета на глобусе больше всего?- Как вы думаете что это значит?- Если на карту Земли посмотреть,Земли на Земле всего одна треть.Но странный вопрос возникает тогда,Планета должна называться вода?- А что вы знаете о воде?- А хотите узнать больше?- Сейчас мы познакомимся со свойствами воды, вспомним для чего нужна вода, в каком виде она встречается в природе.

Прошу всех занять свои рабочие места.

Загадку загадывает ранее подготовленный ученик

-На ноге стоит однойКрутит, вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (глобус )

+ Глобус это модель земли

+ моря, реки, землю …

+ Цвет

+ Синего и голубого

+ Воды на планете больше чем суши

Дети отвечают на вопросы учителя и садятся на свои места (в группах).

Коммуникативные: умение анализировать, сравнивать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: умение определять тему и  цель деятельности на уроке.

Актуализировать полученные знания детей, поставить цели и задачи урока

Изучение нового материала

Беседа с использованием мультимедийной презентации

На стол стоит завядший цветок

Учитель задаёт вопросы

-Ребята, что случилось с цветком?

- Как вы думаете отчего он завял?

-Правильно, ребята. Что нужно сделать что бы он ожил?- Полейте, пожалуйста, цветок. Через некоторое время посмотрим, что произойдет с ним.- А для чего ещё нужна вода?Далее беседа продолжается с использованием презентации

Слайды 1-11

А где мы встречаем воду в природе?

- В каком виде может быть вода?

Слайды 12-14

Обучающие отвечают на вопросы учителя

+ Цветок завял.

+ Потому что мы его не поливали. Высохла земля.

+ Полить

(один из обучающихся поливает цветок)

Дети отвечают на вопросы учителя опираясь на слайды.

Ученик читает стихотворение

Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,На плите у нас кипит,Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить,Без неё нам не прожить!

Регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий.Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить  речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления

Определить значение воды в природе.

Физ. минутка под музыку

   

Физ.минутку проводит один из учеников класса.

Звучит звон ручейка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

 

Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения.

Систематизация и обобщение новых знаний и умений

Опыты

- Пришло время поближе познакомится со свойствами воды. На некоторое время учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Но будьте аккуратны при работе.Опыт 1. Какой формы вода?На столе лежит шарик.

- какой формы этот предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем чашку и наполним ее водой. Перельем эту воду в квадратную формочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Учитель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску).

Опыт 2. Какого цвета вода?Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

Опыт 3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить размешать в воде сахар. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

- Молодцы учёные вы отлично справились со своей задачей.

В ходе работы обучающиеся проводят опыты (в группах) под руководством учителя, составляют схему где отражены свойства воды, делают выводы.

Опыт 1. Какой формы вода?Переливают воду в квадратную формочку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.Делают вывод, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт 2. Какого цвета вода?Ставят картинку за стаканом с водой а затем с молоком.Делают вывод, что вода прозрачная жидкость.

Опыт 3. Вода – растворитель. Растворяют в воде сахор. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Делают вывод, что своего вкуса у воды нет и она хорошо растворяет некоторые вещества.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха. Размешивают в воде мятные капли. У воды появился запах.Делают вывод, что растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют свойства воды в определённой последовательностикоммуникативные – воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке

Узнать какие свойства имеет вода.

Итог урока и рефлексия

Беседа с использованием презентации, рефлексия

Вода это основа жизни на земле, но бывает так что люди не берегут её.

Слайды 15-22

- Что должны сделать люди, что бы не загрязнять воду?- А что мы можем сделать что бы наша вода была чистой?- С какими свойствами воды вы познакомились?- На ваших столах лежат нарисованные капельки, если вам на уроке было интересно, раскрасьте капельку синим цветом, если нет то серым.

 

-Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Дети отвечают на вопросы учителя, делают выводы, анализируют свою работу за урок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные: самоопределение    

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осуществить самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель  и результаты, степень их соответствия.

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Вода и её свойства"

Тема: «Вода и её свойства»

Класс: 2 класс

Тип урока: лабораторный практикум с использованием простейшего оборудования (заседание клуба).

Дидактическая задача: организовать деятельность учащихся направленную на выявление свойств воды опытным путём.

Задачи урока:

Личностные: формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорной ситуации;

Коммуникативные: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить монологичные высказывания; уважать чужую точку зрения;

Регулятивные: формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий;

Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель; умение наблюдать, анализировать, классифицировать, группировать, сравнивать, обобщать изученное; поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

Предметные: формировать умение проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные вопросы; сравнивать и формулировать свойства воды; систематизировать полученные в ходе опытов сведения.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, тетрадь на печатной основе, стаканы с водой, соль, сахар, мел, песок, молоко,  вода, фильтр, цветные бусины, блюдца, пипетки, зеркало.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

-Сегодня мы проводим очередное заседание клуба

«Мы и окружающий мир»

2. Актуализация знаний.

– Мы проведем научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. А что это за особа попробуйте отгадать.

На дворе переполох:

С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. (Град)

Шумит он в поле и в саду. А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь)

Он как алмаз: И твёрд, и чист, На солнышке сверкает, Но пригревать начнут лучи, Он тут же тает. (Лёд)

Пушистая вата Плывёт куда-то, Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облако)

Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог Нас он летом, в самый зной Ледяной поит водой. (Родник)

Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали А пошли искать их днём, Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег)

Молоко над рекой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман)

Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок.

– Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно объединить? Почему?

– Что объединяет все эти явления природы? Из чего они состоят? (Это состояния воды.)

 

Дети отгадывают загадки, каждая группа по очереди и прикрепляют отгадки на доске.

 

Дети группируют слова:

 

Град, лёд, снег. Дождь, родник, роса. Облако, туман.

 

3.Проверка домашнего задания.

- Какое задание вы получили на дом на прошлом уроке?

-Ваша задача выбрать самое лучшее сообщение в группе  и выступить.

-Приготовить сообщения по теме: «Кому и для чего нужна вода» и нарисовать рисунки.

 

Выступает по одному представителю от  группы.

4.Сообщение темы урока. Целеполагание.

-Как называлась тема, над которой мы работали на прошлом уроке? (по оглавлению)

-Какая тема нашего сегодняшнего урока? (по оглавлению)

- Чем мы будем заниматься на уроке?

-Какие цели и задачи вы поставите себе на этот урок?

По оглавлению определяют тему урока.

По условным обозначениям определяют виды работы на уроке.

-Будем определять свойства воды

Ставят цели, обсуждают с соседом, проговаривают вслух.

5. Самостоятельная работа. (Работа в группах. Проведение опытов.)

Работа с учебником.

(На столах каждой группы, находится оборудование для проведения опытов)

Дети сидят группами, в каждой назначается эксперт

Проводят опыты по памятке, изучив описание в учебнике, результаты заносят в таблицу.

6.Физминутка

1. Для глаз

2.Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём, Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

-О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?

Вода- растворитель, текучесть воды.

7. Обобщение полученных знаний. (Проверка выполнения работы.)

1.-Названия свойств воды мы прикрепляем на доску.

-Что у нас получилось? (план)

1. Вода является растворителем

2. Чистая вода не имеет вкуса

3. Вода обладает свойством текучести

4. Вода принимает форму сосуда

5. Чистая вода не имеет запаха

6. Чистая вода прозрачна

7. Чистая вода бесцветна

8. Вода испаряется

2.-Отгадайте ещё одну загадку:

Что в гору не вкатить,

В решете не удержать

И в руках не унести?

-Почему нельзя выполнить эти действия?

3.Анализ сказки

– Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

4. - Подумайте! Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая?

- Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.

 

Выходит один представитель от группы (можно с помощником)  с результатами опыта свойств воды.

Остальные учащиеся заносят данные опытов в свои карты.

Учащиеся отгадывают загадку. (вода)

-Вода обладает свойством текучести.

- Вода растворитель.

(Вкуснее конечно родниковая т.к. она растворяет минералы под землёй, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить. А дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры – средства для очистки воды

8. Домашнее задание.

-Пользуясь планом и заполненной таблицей выполните творческую работу «Как человек использует свойства воды»

Учащиеся записывают домашнее задание.

9. Итог урока.

-А теперь давайте вернёмся к началу урока и вспомним, кто какую цель ставил перед собой.

- Обсудите в группах.

-Кто готов рассказать ?

Учащиеся вспоминают поставленные цели, обсуждают факт их выполнения или невыполнения.

10.Рефлексия

-А теперь я предлагаю вам взять оценочную карту и оценить свою работу на уроке.

И закончить наш  разговор хочется словами Антуана-де-Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Самооценка.

 

 

kopilkaurokov.ru


Смотрите также