Научно-практическая работа по теме: "Удивительные свойства воды". Практическая работа свойства воды


Конспект практической работы по теме" Вода. Свойства воды"

Урок разработала Рахманова И. Е. учитель высшей категории категории МБОуСОШ г . Калининграда РФ

Тема: Вода. Свойства воды.

Цели:

  1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.

  2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

  3. Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.

Оборудование: лабораторный чемоданчик «фильтрация воды», слайды.

Ход урока.

I Оргмомент.

Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

  • Задают вопросы

  • Ищут ответы на эти вопросы

  • Наблюдают, проводят опыты

  • Проверяют свои догадки

В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:

II Сообщение темы и целей.

Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

Я очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (вода)

Верно. Это вода.

Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.

«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»

Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».

Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.

Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.

III Изучение нового материала.

а) Ассоциативный ряд.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?

Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…

Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда.

Струя водопада и брызги фонтана

И все это – только вода.

б) Актуализация ранее изученного.

В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.

А где человек использует воду?

Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».

Определим правила, по которым работают учёные в группах.

  • Старший научный сотрудник проводит опыт

  • Помощник читает задание

  • Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.

Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Свойства воды.

Есть

(да)

Нет

вкус

запах

цвет

прозрачность

текучесть

имеет ли форму

является ли растворителем

Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?

Зачитаем план опыта.

  • Определение запаха воды.

  • Определение вкуса воды.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь? Без вкуса и без запаха.

Опыт №2.

Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Возьмем стакан молока, опустим в него ложку.

  • Посмотрим на свет.

  • Сравнить цвет воды с цветом полосок.

  • Расскажем о результатах наблюдений.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

О каких свойствах воды идет речь? Прозрачна, бесцветна.

IV Физминутка.

Но перед этим проведём физминутку.

Очень всем нужна вода

Делай – раз, делай – два.

Звери у ручья напились

Вправо влево наклонились.

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши

До чего же день хороший.

Дождик вдруг полил с утра.

За работу нам пора!

V Продолжение работы по теме.

Опыт №3.

Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.

  • Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

  • Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.

  • Что происходит с формой воды.

  • Сделайте вывод.

О каких свойствах воды идет речь? Текуча, не имеет формы.

Где мы используем данные свойства? Можем транспортировать воду.

Опыт № 4.

Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?

Зачитаем план опыта.

  • Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, песок, масло, марганец).

  • Перемешаем палочкой.

  • Пронаблюдаем за полученной смесью.

  • О результатах наблюдения расскажем.

  • Сделаем вывод.

  • Заполним таблицу.

Дети выполняют опыт.

Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.

Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.

Подтвердилось ли наше предположение?

Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?

Сахар, марганец.

Вывод: Вода – уникальный растворитель.

Какие вещества оказались нерастворенными?

Песок, масло.

Где человек применяет это свойство? Моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся.

Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим. А сейчас я предлагаю более подробно рассмотреть последнее из выявленных нами свойств.

Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?

Вам никогда не пришло бы в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)?

А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль.

Какую воду считают пригодной для питья?

Нам повезло, мы можем пить воду прямо из-под крана, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды.

Проблема: Можем ли мы определить качество воды?

Предположения: можем, не можем.

Я вам предлагаю это проверить.

К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения.

Перед уроком мы разлили её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода – неизвестно.

Давайте составим план проверки. Какие свойства воды мы можем проверить?

Сравним их, сделаем вывод. Работа с таблицей (см ниже).

Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.

Учитель вместе с детьми заполняет таблицу на доске.

Свойства воды.

№1

№2

№3

вкус (можем предположить)

запах

цвет

прозрачность

Если да «+», если нет -.

Объявляется результат. Кто определил правильно?

Вывод: Мы не можем определить качество воды.

Давайте обратимся за помощью к ученым.

Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории.

Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве?

Есть несколько способов:

  • Фильтрование

  • Кипячение

  • Отстаивание.

Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения.

Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей.

Опыт № 5.

Сейчас мы попробуем отфильтровать воду.

План опыта.

  • Из специальной бумаги сделать фильтр (прибор для очистки воды).

  • Пропустить через фильтр воду с песком

  • Сделать вывод о наблюдаемом явлении.

У вас на столах есть специальная бумага для фильтрации. Сложите её пополам, затем ещё пополам. Сколько частей получилось? 4 части. Отогните 1 часть в другую сторону. С одной стороны останется 3 части, а с другой – 1. Вставьте фильтр в воронку. Залейте туда воду с песком. Понаблюдайте качество воды при выходе.

Наш фильтр самый простой. С его помощью мы показали, как загрязненная вода изменяет свои свойства. Но фильтры для очистки воды до состояния её пригодности для питья гораздо сложнее. Поэтому я не советую вам сейчас пробовать эту воду на вкус.

Для чего нужно очищать воду? Ответы детей.

VI Экология.

Сейчас много рек, речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно-бытовыми и промышленными сбросами. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросом в водоёмы предварительно очищать и заботиться об охране водяных ресурсов.

Для этого необходимо строить очистные сооружения, экономить воду, контролировать уровень загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов.

Кто знает, может кто-нибудь из вас, когда вырастет, будет заниматься именно работой по сохранению наших природных богатств.

VII Закрепление.

Сделаем вывод по проведенной нам работе. Какие свойства имеет вода?

Как нам помогают те или иные свойства воды?

Как мы можем позаботиться о водных ресурсах?

VIII Устный журнал. (Резерв).

А сейчас мы послушаем подготовленные ребятами интересные факты о свойствах воды и о её состояниях.

  1. Почему снег белый?

Виноват в этом солнечный луч. Каждая снежинка сама по себе пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки, падая друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся не прозрачными и потому не могут пропускать через себя весь луч солнца. И снег потому ослепительно белый, потому что он отражает солнце.

  1. В нашем дыхании тоже содержится водяной пар. Вы можете его увидеть, выдохнув на улице в холодный день.

  1. Почему на окнах появляются снежные узоры?

Оказывается, их рисует мороз. Чем он рисует? Водой. Прозрачным водяным паром, который есть в воздухе. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда. Льдинки группируются на стекле, и постепенно вырастает ледяной узор.

  1. Когда мокрое бельё высыхает, содержащаяся в нем вода превращается в водяной пар.

  1. Ученые подсчитали, что за всю жизнь человек потребляет 75 тонн воды.

  1. Одно растение подсолнух выпивает за лето 250 литров воды.

И ещё много чего интересного можно узнать об этом удивительном веществе. Мы будем стараться узнать как можно больше на других уроках по ОМ.

IX Пословицы.

Наш мудрый русский народ давно заметил эти необычные свойства и сложил много пословиц о воде. С некоторыми я хочу вас познакомить.

Прочитайте пословицы, подобранные мной.

Была бы водица, а зелень народится.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

Как бы вы объяснили пословицы?

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит». По морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А ещё вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

Но все это стало доступно человеку после того, как он изучил свойства воды. Вот потому мы сегодня и занимались таким важным делом.

X Итог урока.

Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде? Почему воду называют «сама жизнь»?

Все ребята сегодня хорошо работали.

XI Домашнее задание.

Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями. Вам нужно найти ответы на следующие вопросы:

  • Почему дождь падает каплями?

  • Как морскую воду сделать пресной?

  • Что такое ледники?

  • Почему лёд не тонет?

Для этого каждой группе я выдаю список книг, которые вам помогут найти ответы на данные вопросы.

Энциклопедии: «Я познаю мир: естествознание».

«Что есть что? Вода».

«Воздух. Вода. Погода и климат».

Возьмите каждый капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о сегодняшней работе.

В заключении я хочу напомнить:

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Спасибо за помощь на уроке!

www.metod-kopilka.ru

Урок " Вода. Практическая работа"

Познание мира

Тема: Вода. Свойства воды. Лабораторная работа №2 Определить свойства воды.

 ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся со свойствами воды.

ЗАДАЧИ: познакомить учащихся со свойствами воды; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать навык осознанного чтения, мышление, речь учащихся, умение мыслить критически; учить бережно относится к воде, объяснить ценность воды для всего живого на Земле.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема, слайды о воде, презентация, тест, карточки с индивидуальными заданиями для практической работы, кусочки льда, чайник, зеркало, различная посуда, полоски цветной бумаги, песок, сахар, глина

Ход урока:

1. Организационный этап.

 -Добрый день, ребята! Желаю всем солнечного настроения и добрых улыбок. Пусть сегодняшний наш урок будет занимательным и полезным. Садитесь.

-Дети, прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока. («Поверь в себя и всё получится!»)

-Как вы понимаете эти слова?

-Итак, всем удачи и в добрый путь за новыми знаниями.

2. Погода

- Сегодня 29 ноября, вторник. На улице зима. -13 градусов, пасмурно, ветер юго-западный, небольшой снег.

3. Проверка домашнего задания. Повторение о воздухе. Тест.

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Воздух и его св-ва)

Проверочный тест по теме «Воздух»

1 Каковы свойства воздуха?

1) прозрачный, мутный, вкусный

2) бесцветный, прозрачный

3) имеет вкус, цвет, запах

2. Если в помещении пахнет дымом, это значит:

1) воздух загрязнён

2) воздух имеет запах дыма

3) он так всегда пахнет

3. Почему под снегом не замерзают растения зимой?

1) там много воздуха, он не пропускает холод

2) снег - это одеяло

3) тёплая зима

4. Почему зимой мы надеваем шубу?

1) красиво

2) тёплая подкладка

3) воздух между ворсинками не пропускает тепло

5. Каким газом мы дышим?

1) кислород

2) углекислый газ

3) атмосфера

6. Как загрязняется воздух?

1) заводы, машины, печки

2) машины, растения, животные

3) растения, заводы, машины

7. Как очистить воздух?

1) фильтры

2) запретить машины

3) сажать больше растений

8. Выбери верное высказывание:

1) воздух поддерживает горение

2) воздух в городе чище, чем в лесу

3) горящая свеча, накрытая банкой не гаснет.

3. Работа над темой урока.

А) Побуждение.

Сегодня на уроке нас ждет много интересного. А узнать тему урока вы сможете, если послушаете мелодию.

- Что вы услышали? Всем известно, что такое вода, а что вы о ней знаете?

 Б) Стратегия «Учебный журнал» (Работа в группах)

Знал

Хочу узнать

Узнал

1.

2.

3.

4.

Для чего нужна вода?

Откуда вода берётся?

1.

2.

3.

4.

Индивидуальная работа.

В) 3 состояния воды

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе. Певцы древних степных народов – акыны – воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос – Что такое ВОДА?

Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода!Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! »

Мы с вами попробуем разобраться что такое вода и узнать ее свойства.

-Посмотрите на чайник ( открываю, идет пар).

- Что вы видите? Пар - это вода? Как доказать? (подношу зеркало, образуются капельки воды). В каком состоянии была вода? (в газообразном состоянии). Где в природе мы наблюдаем за газообразным состоянием воды? (иней, туман, облака).

Раздаю кусочки льда. Это вода? В каком она состоянии? В природе бывает вода в твёрдом состоянии? (град, лёд, снег)

- А еще в каком состоянии бывает вода в природе? (в жидком состоянии – роса, дождь)

ВЫВОД: вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.

Игра: Я буду называть воду в 3-х состояниях: если это жидкое состояние, то поплывем, газообразное, то полетаем, твердое- присядем, превратимся в лед: лед, дождь, иней, роса, туман, град, облака, снежинка.

- Сегодня у нас в классе будет работать 3 научные лаборатории. Вы все научные сотрудники. В каждой лаборатории свой руководитель.

Руководитель- должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло.

Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала.

Секретарь – тот, кто записывает все, что предполагает группа.

Критик – выявляет недостатки в работе.

Аналитик делает выводы, обобщает сказанное.

Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе.

Устав:

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Техника безопасного обращения с посудой

Лабораторная работа №2 Определить свойства воды.

- У вас у всех на партах лежит лист ваших исследований.

Практическая работа по группам.

Группа № 1

Группа № 2.

Группа № 3.

Опыт №1.

На столе стоят стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду.

-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА имеет свою форму

не имеет свою форму

Вывод: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке- форму чашки, в блюдце- форму блюдца. Она принимает форму той посуды, в которую налита. Вода не имеет своей формы.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №1

На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА не имеет цвета

имеет свой цвет

Вывод: Вода не имеет цвета.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №1.

На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.

-Хорошо ли он виден в воде?

ВОДА прозрачна

не прозрачна

Вывод: Вода прозрачна.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №2

У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду.

Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?

Соедини стрелочками:

Сахар солёный

Соль сладкий

Лимон горький

Лук не имеет вкуса

Вода кислый

Вывод: Вода не имеет вкуса.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №2

На столе стоит стакан с водой. Понюхай воду.

Чем она пахнет?

Соедини стрелочками:

ВОДА с запахом

без запаха

Вывод: Вода без запаха.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №2

На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой.

Соедини стрелочками:

ВОДА текуча

не текуча

Вывод: Вода текуча.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №3

В стакан с водой насыпаем сахар. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с сахаром. Попробуйте на вкус.

Соедини стрелочками:

Сахар не растворился

Растворился

Вывод: Вода – растворитель. А сахар- растворимое вещество.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №3

В стакан с водой насыпаем песок. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с песком.

Соедини стрелочками:

Песок не растворился

Растворился

Вывод: Песок – не растворимое вещество.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

После каждого опыта, обобщение всех 3-х опытов.

- Итак, что узнали о воде из первого опыта? Второго? Третьего?

У детей на партах:

Лаборатория № 1

Лаборатория № 2.

Лаборатория № 3.

-О каких свойствах воды вы узнали?

ВЫВОД: вода не имеет формы, прозрачна, текуча, без запаха, безвкусна, не имеет цвета. Вода- растворитель. В природе есть растворимые и нерастворимые вещества.

Итог урока.

- Чему вы научились на этом уроке? В каких состояниях вода встречается в природе?- Какими свойствами воды вы пользуетесь в жизни? Почему нужно беречь воду?

Домашнее задание с 46- 50читать, пересказывать.

Практическая работа:  Посчитай сколько раз в день ты пользуешься водой. Подумай, всегда ли ты бережно относишься к воде и не используешь её попусту?

Опыт №1.

На столе стоят стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду.

-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце? Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА имеет свою форму

не имеет свою форму

Вывод:

Опыт №1.

На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.

-Хорошо ли он виден в воде?

ВОДА прозрачна

не прозрачна

Вывод:

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №1

На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой? Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА не имеет цвета

имеет свой цвет

Вывод:

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №2

На столе стоит стакан с водой. Понюхай воду.

Чем она пахнет?

Соедини стрелочками:

ВОДА с запахом

без запаха

Вывод:

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №2

На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой.

Соедини стрелочками:

ВОДА текуча

не текуча

Вывод:

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №2

У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду. Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?

Соедини стрелочками:

Сахар солёный

Соль сладкий

Лимон горький

Лук не имеет вкуса

Вода кислый

Вывод:

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №3

В стакан с водой насыпаем соль. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с солью.

Соедини стрелочками:

Соль не растворилась

Растворилась

Вывод:

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №3

В стакан с водой насыпаем сахар. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с сахаром. Попробуйте на вкус.

Соедини стрелочками:

Сахар не растворился

Растворился

Вывод:

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт №3

В стакан с водой насыпаем песок. Размешиваем и наблюдаем, что происходит с песком.

Соедини стрелочками:

Песок не растворился

Растворился

Вывод:

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

infourok.ru

Научно-практическая работа по теме: "Удивительные свойства воды"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г. Минеральные Воды.

«Удивительные свойства воды»

Автор: Егиазарова Милана

Научный руководитель: Мейбатян Л.А.

2016 год

Оглавление:

  1. Цель проекта……………………………………………………………... 3

  2. Задачи проекта…………………………………………………………… 4

  3. Введение……………………...……………..................................................5

  4. Удивительные свойства воды:……………………………………………6

1) Талая вода………………………………………………………………….6

2) Серебряная вода……………………………………………………………7

3) Святая вода……………………………………………………………….…9

5. Исследования………………………………………………………………10

6. Вывод……………………………………………………………………….11

7. Заключение………………………………………………………………...12

Цель проекта:

Задачи проекта:

Введение.

  • Вода – химическое вещество, представляющее собой оксид водорода. Вода – важнейшая составляющая каждой живой клетки, человеческий организм приблизительно на 80% состоит из воды. При дефиците воды возникает дисбаланс, нарушающий жизнедеятельность, и нередко приводящий к гибели клетки. Являясь универсальным растворителем, вода улучшает питание клеток, растворяя нужные минералы, микроэлементы и витамины, она транспортирует их от клетки к клетке (межклеточная жидкость и есть вода), обеспечивая их нормальное функционирование и жизнедеятельность. Недостаток воды приводит к затруднениям в транспортировке полезных веществ и вызывает «голод» клеток, от чего они погибают.

  • Такая разная вода: полезные свойства различных видов вод.

  • Можно пить обычную воду из водопровода, талую воду, дистиллированную воду, очищенную в домашних или промышленных условиях,  можно употреблять минеральную или термальную воду, кипяченую или сырую. Лучше всего пить очищенную воду, это может быть бутилированная, очищенная в промышленных условиях вода, или обычная водопроводная вода, прошедшая фильтрацию в домашних условиях.

Удивительные свойства водыТалая вода

  • Было установлено, что талая вода имеет особую упорядоченность молекулярной структуры. В отличие же от талой, обыкновенная вода отличается тем, что ее молекулы хаотически перемешаны и не имеют упорядоченности, что затрудняет ее переработку. Также в ходе замерзания, а затем оттаивания молекулы талой воды уменьшаются в диаметре и приобретают размер равный мембране клетки. Это позволяет им легче проникать сквозь оболочки клеток и, соответственно, лучше усваиваться и питать организм. Данные свойства помогают проводить успешное лечение талой водой многих заболеваний.

  • Применение талой воды

  • Очищает организм.

  • Усиливает иммунитет.

  • Налаживает обмен веществ.

  • Улучшает жизнедеятельность клеток и очищает межклеточную жидкость.

  • Снижает содержание в крови холестерина.

  • Повышает работоспособность и энергетику организма.

  • Замедляет старение.

  • Помогает избавиться от кожных и аллергических заболеваний.

  • Способствует улучшению мозговой деятельности.

  • Улучшает сон, дарит бодрость и энергию.

  • Помогает в излечении многих заболеваний.

Удивительные свойства водыСеребряная вода

  • Еще в древности люди заметили ряд оздоровительных и полезных свойств серебряной воды. Под термином «серебряная вода» подразумевают электролитический раствор серебра, который обогащен ионами, вышедшими вследствие обмена частиц между молекулами серебра и воды. Для получения серебреной воды, достаточно любой предмет из серебра (столовый прибор или украшение) оставить в емкости с водой на пару суток. Также имеются и природные источники серебряной воды, целебная сила которых значительно выше раствора, приготовленного в домашних условиях. Серебро принимает участие в работе печени, мозга, желез внутренней секреции, костей. Если количество серебра находится в допустимых нормах и не переходит границы, организм начинает потихоньку омолаживаться, поднимается уровень гемоглобина, увеличивается количество лимфоцитов, быстрее обновляется кровь. Главным лечебным свойством серебреной воды, является бактерицидная функция. К тому же, доказана действенность серебряной воды при заживлении ран и наружных язв. Повязки, которые смачивают серебряной водой, помогают вылечить ожоги. 

Применение в медицине серебряной воды. 

В медицине серебряную воду применяют для борьбы с воспалительными процессами, справляется с аллергическими воспалениями на коже, такими как дерматит, крапивница, экзема, эффективно применяется для лечения различных гнойных заболеваний ушей, носоглотки и глаз. Используют серебряную воду также в стоматологии, в хирургической практике и при многих других заболеваниях. 

Удивительные свойства водыСвятая вода

  • Святая вода

  • Освященная вода для людей верующих являет собой образ благодати Божьей. Прием святой воды с верой и молитвой врачует телесные болезни. Она, гася пламя страстей, лечит души. Способность ее отгонять злых духов (отрицательную энергию) издавна используется для очищения пространства храмов, домов. Именно в святой воде происходит таинство крещения. Освящают воду в храмах не только во время праздника Крещения Господня, но и при особых богослужениях — молебнах, цель которых — прошение о ниспослании милости или благодарность за получение благ Господа, Божьей Матери и святых. Употреблять ее следует с молитвой. Следует помнить, что святая вода приносит пользу тем, кто заботится о чистоте души, о светлости помыслов и деяний, стремится к смирению и служению людям. Считается, что святая вода обладает способностью в течение длительного времени сохранять чистоту и свежесть.

Исследования

  • Я провела свои собственные исследования и обнаружила, что в дождевой воде мыло хорошо пенится (мягкая вода), а в ключевой – обычно плохо (жесткая вода). Проведя анализ жесткой воды, я также обнаружила, что в ней содержатся значительные количества растворимых солей кальция и магния. При нагревании жесткой воды на стенках водонагревательных и охладительных систем образуется накипь.

  • Какие же бывают виды жесткости?

  • Карбонатная, или временная, жесткость обусловлена присутствием гидрокарбонатов кальция и магния. Для того, чтобы ее устранить, я воспользовалась следующим способом:

  • кипячением:

  • 1) Ca(HCO₃)₂ = CaCO₃↓ + H₂O + CO₂↑ (при нагревании)

  • 2) Mg(HCO₃)₂ = MgCO₃↓ + H₂O + CO₂↑ (при нагревании)

  • Некарбонатная, или постоянная, жесткость обусловлена присутствием сульфатов и хлоридов кальция и магния. Ее я устранила действием соды:

  • 1) СaSO₄ + Na₂СO₃ = CaCO₃↓ + Na₂SO₄

  • 2) MgSO₄ + Na₂СO₃ = MgCO₃↓ + Na₂SO₄

  • Таким образом, освобождаются от жесткости и с помощью специальных реагентов – ионообменных смол (ионитов).

  • Карбонатная и некарбонатная жесткости в сумме составляют общую жесткость воды.

Вывод

  • Таким образом, из проведенных мною исследований можно сделать вывод: вода с большим содержанием солей называется жёсткой, с малым содержанием — мягкой. Различают временную (карбонатную) жёсткость, обусловленную гидрокарбонатами кальция и магния Са(НСО3)2; Mg(НСО3)2, и постоянную (некарбонатную) жёсткость, вызванную присутствием других солей, не выделяющихся при кипячении воды: в основном, сульфатов и хлоридов Са и Mg (CaSO4, CaCl2, MgSO4, MgCl2).

  • Жёсткость природных вод может варьироваться в довольно широких пределах и в течение года непостоянна. Увеличивается жёсткость из-за испарения воды, уменьшается в сезон дождей, а также в период таяния снега и льда.

Заключение

  • Правильный выбор в плане употребления воды поможет сохранить здоровье на долгие годы.

  • Для чего нужно пить много воды:— чтобы улучшить пищеварение и обмен веществ;— чтобы вывести не переваренные остатки пищи;— чтобы очистить организм от ядов и шлаков, поступивших в кровь;— чтобы очистить печень и почки;— чтобы очистить суставы;— чтобы ускорить выведение из организма паразитов и патогенных микроорганизмов.

infourok.ru

Свойства воды. Вода – растворитель. (Практическая работа), 3 класс. Окружающий мир

Свойства воды. Вода – растворитель. (Практическая работа)

Урок открытия новых знаний.

Развитие исследовательских умений и навыков на основе практической деятельности и жизненного опыта ребёнка.

Расширить знания о воде, ее свойствах, состояниях, значении воды. Ввести понятия «растворение»; выявить значение растворения в природе и жизни человека.

 Развивать наблюдательность, внимание, исследовательские умения. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в сотрудничестве.

  Воспитывать бережное отношение к воде в природе, своему здоровью. Вызвать добрые чувства у учащихся, сострадание, желание прийти на помощь.

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры растворения веществ в воде в жизни человека. Характеризовать воду как природный растворитель.

Регулятивные УУД: умение определять учебную задачу; самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать себя, границы своего знания и незнания; соблюдать экологическую культуру.

Работа в малых группах, фронтальная.

Проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер, оборудование для проведения опытов (стаканы с водой; ложки; ёмкости ; сахарный песок, речной песок, соль, масло растительное; порошок стиральный, мука, вода минеральная; гуашь; глобус; сигнальные карточки;

Этап урока

Деятельность учителя

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация и постановка проблемы

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Разгадайте кроссворд и ответьте на вопрос:

Без чего невозможна жизнь на Земле? ( Слайд 1)

1.Кто он, сказочный герой, Жизнь свою связал с водой?

2. Речка бежала,Упала с горы.Это явление ты назови.

3. В огне не горитИ в воде не тонет.

4.Без крыльев летит,Без ног бежит,Без паруса плывет.

й

о

я

о

н

в

д

д

д

а

о

в

о

п

л

е

д

о

б

л

а

к

о

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. В каких состояниях встречается вода в природе?

(- В твердом, жидком и газообразном состоянии)

Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире.

Антуан де Сент-Экзюпери (слайд 2)

- Почему Антуан де Сент-Экзюпери написал «вода – сама жизнь, самое большое богатство в мире»?

(- Жизнь зародилась в воде. Вода необходима для организма человека, для растений и животных. Без воды невозможна жизнь на Земле)

- Вода «добывает» электрический ток, работая на (слайд 3) электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги. А ещё вода- это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Вот она какая, вода!

- Но все это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

- Вспомним свойства, которыми обладает вода, которые вы узнали из прошлых уроков.

Дети работают с карточками, выбирая свойства воды, верный ответ.

Растворитель – это свойство воды или нет?

- Да

- Нет

Возникает проблема – кто-то согласен, а кто-то нет. Надеюсь, что в конце урока мы придем к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды, рядом поставим знак вопроса. (слайд 4)

Растворитель ?

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её

Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Тема: Вода – растворитель?)

Что будет сегодня объектом исследования?

(Объект - вода.)

Предметом исследования будет свойство – растворитель.

- Работать будут пять исследовательских групп. В каждой группе по 5 человек: руководитель, секретарь, докладчик и 2 лаборанта.

(Дети в каждой группе распределяют роли)

- Вспомним, правила поведении при опытов (слайд 5)

И только соблюдая все правила, ваша группа сделает точный вывод! - Поднимите руки, кому понятны правила

- Господа ученые, перед нашим научным центром стоит важная цель. Назовите ее.

(Опытным путем доказать, обладает ли вода свойством «растворитель.) (слайд 6)

- Перед вами план действий. Каждая группа будет работать с одним из пяти возможных веществ. После, на конференции мы обобщим опыт всех групп.

План действий.

1.Руководители зачитывают задание.

2.Лаборанты получают нужные вещества и выполняют опыт.

3.Все вместе наблюдают, делают вывод.

4.Секретари записывают результат в карточку.

5.Докладчики громко и чётко зачитывают выводы на конференции.

Регулятивные УУД -умение формулировать тему и выявлять объект исследованияКоммуникативные УУД -лидерство и согласованность действий с партнерамиЛичностные УУД - умение соблюдать установленные правилаРегулятивные УУД-целеполаганиеКоммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества

Реализация проекта

- Прошу руководителей подойти за заданиями для групп

(Руководители получают карточку, зачитывают ее группе (см. Приложение 1).

- Прошу лаборантов подойти за необходимым оборудованием и веществами.

(Лаборанты получают химическую посуду и вещества. Начинают проводить опыт, наблюдать, фиксировать результаты.)

Познавательные УУД -умение работать с текстом, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы

Физкультминутка

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Коммуникативные УУД -лидерство и согласованность действий с партнерами

-Господа ученые, начинаем пресс-конференцию. ( слайд 7) Ждём результатов ваших исследований. На конференции выступает докладчик, лаборант демонстрирует результат.

Докладчик группы №1:

- После того, как насыпали в воду соль и размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вода осталась прозрачной. Соль растворилась.

(аплодисменты)

Докладчик группы №2:

- После того, как насыпали в воду соду, размешали, мы увидели, что соль стала незаметной. Вывод: сода растворяется в воде.

(аплодисменты)

Докладчик группы №3:

Мы насыпали в воду сахар. Он смешался с водой. Вывод: сахара растворяется в воде.

(аплодисменты)

- Какой вывод вы сделали?

Соль растворяется в воде.

Сода растворяется в воде.

Сахар растворяется в воде.

- Соль, сода, сахар смешались с водой и теперь их трудно или даже невозможно отделить друг от друга. Они растворились.

- Итак, мы заслушали отчеты 3 групп. Результаты их опытов у вас перед глазами. Вернемся к свойствам воды (они на доске). Какие будут предложения?

(- Убрать вопросительный знак и добавить свойство «растворитель» к свойствам воды.)

- Предоставляем слово 4 группе.

Докладчик группы №4:

Мы насыпали в воду речной песок. Он опустился на дно. Вывод: речной песок не растворяется в воде.

(аплодисменты)

- Даем слово 5 группе

Докладчик группы №5:

Мы положили в воду мел. Со временем он опустился на дно. Мел в воде не растворился.

(аплодисменты) (слайд 8)

- Мы заслушали отчеты еще 2 групп. Какой вывод сделаем?

(Вода растворяет не все вещества.)

Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром.

(Вода – растворитель?)

- Как вы сейчас ответите на него?

(Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества.) (слайд 9)

Коммуникативные УУД -

построение речевых высказываний

Регулятивные УУД -коррекция

Познавательные логические УУД -обобщение, формулирование выводов

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, вы узнали новое свойство воды. Теперь это свойство попробуем применить в жизни

Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством - «растворитель».

Учитель выдает по группам

1. акварельные краски

2. таблетки

3. мыло

4. пакетик растворимого кофе

5. минеральная вода

Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»

Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»

Группа №3: «Мыло растворяется в воде»

Группа №4: « Пакетик растворимого кофе растворяется в воде»

Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде»

- Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека. Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?( «Газированная» значит «содержит газы»)

- Что нужно сделать, чтобы их увидеть?( Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.)

(Учитель выполняет рекомендации детей. Дети наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.)

- Почему их не было видно?( - Они растворились в воде)

- Сделайте вывод. (- Газы тоже растворяются в воде.)

- Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие, но и газообразные вещества.

Познавательные общеучебные УУД -умение использовать полученные знания в практической деятельности

Коммуникативные УУД -построение речевых высказываний

Рефлексия учебной деятельности

- Как вам работалось в группе?

- Легко ли вам было заполнять карточку?

- Были проблемы в работе лаборантов?

Регулятивные УУД -самооценка

Итог урока, оценивание

Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат - открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

- Как вы доказали, что вода – растворитель? (Ставили опыты.)

- Достигла ли цели ваша лаборатория?

Самооценка: (слайд 10)

- Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите зелёный цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – красный

- Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Вы получили за урок отличные оценки.(слайд.11)

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

infourok.ru

Вода и её свойства. Практическая работа.

Изучение нового материала

Уч-ль: Работать мы с вами будем по следующему плану

(Слайд 15- переход на следующие слайды осуществляется при помощи гиперссылок)

План

1.Состояние воды

2.Свойства воды

3.Вода в природе

4.Охрана воды

1.Состояние воды.

Уч-ль: Давайте заполним схему-опору, которая поможет вспомнить вам о том, в каких состояниях вода встречается в природе. Для этого вам нужно будет отгадать загадки.

(Слайд 16)

1.Без досок, без топоров

Через речку мост готов

Мост, как синее стекло –

Скользко, весело, светло

Уч-ся: Лед

Уч-ль: В каком состоянии вода?

Уч-ся: В твердом состоянии

(Слайд 17)

2.Меня часто зовут,

Дожидаются.

А приду – от меня

Укрываются.

Уч-ся: Дождь

Уч-ль: В каком состоянии вода?

Уч-ся: В жидком состоянии

Однажды я взяла блюдечко и налила в него воды. Поставила блюдечко на крылечко. Пришла через некоторое время, а блюдечко пустое, никакой воды там нет. Вот я и спрашиваю: куда делась вода?

Уч-ся: вода превратилась в пар

Уч-ль: В каком состоянии вода?

Уч-ся: В газообразном состоянии

Уч-ль: Какой вывод мы можем сделать?

Уч-ся: Вода может находиться в трех состояниях

(Слайд 18)

2.Физкультминутка

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (шагают на месте)

Гром! Гром! Как из пушек

Нынче праздник для лягушек! (прыжки на месте)

Град! Град! Сыплет град.

Все под крышами сидят (присели, хлопки в ладоши)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин (шагаем на месте)

  1. Изучение нового материала (продолжение)

Уч-ль: Готовы ли вы дальше ребята узнавать много нового и интересного о воде?

2.Свойства воды. Просмотр фильма о правилах безопасности во время практической работы.

(Во время выполнения опытов ответы учащиеся записывают на карточках , а на слайде появляется схема – опора: «Свойства воды»)

(Слайд 19 – каждый вывод появляется по щелчку)

Опыт 1.

Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?

Уч-ся: Видна

Уч-ль: Опустите карандаш. Что можно сказать?

Уч-ся: Виден

Вывод: вода прозрачна

Опыт 2.

Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску цветной бумаги, еще одну, еще. Сравните цвет жидкости с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?

Уч-ся: Вода не имеет цвета

Вывод: вода не имеет цвета

Опыт 3.

Уч-ль: Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать?

Уч-ся: Понюхать воду

Уч-ль: Что можно сказать?

Уч-ся: Вода не имеет запаха

Вывод: вода не имеет запаха

Опыт 4.

Уч-ль: Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?

Уч-ся: У воды нет вкуса

Вывод: вода не имеет вкуса

Опыт 5.

Уч-ль: А сейчас добавьте в один стакан сахарный песок, а в другой соль. Размешайте. Попробуйте. Какая вода в стаканах? Почему?

Уч-ся: Вода имеет вкус. Он зависит от того, что в ней растворили.

Уч-ль: Что произошло с солью и сахаром?

Уч-ся: Они растворились

Вывод: Вода – растворитель

- Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?

Опыт 6.

Уч-ль: Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Течет вода? Почему?

Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.

Вывод: Вода – жидкая; течет

Опыт 7.

Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

Опыт 8.

Ну что ж,

Я фокусник известный

Чудесами вас «угощу»

Чистую, светлую водицу

В разные цвета превращу.

Ты вода-водица,

Друг мой студеный.

Стань вода-водица,

Не простой - зеленой

Ты вода-водица,

Светлая как иней.

Стань вода-водица,

Не простой, а синей

Ты вода-водица,

Друг мой прекрасный.

Стань вода-водица,

Не простой, а красной.

Уч-ль: Ребята, что же произошло?

Уч-ся: Вода изменила цвет

Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?

Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?

Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

  1. Физкультминутка

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз.

И тихонечко садись.

multiurok.ru

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "СВОЙСТВА ВОДЫ" 3 КЛАСС ПНШ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « СВОЙСТВА ВОДЫ» 3 КЛАСС ПНШ

УЧЕНИ(К,ЦА)__________________________________________________________________________________________________________________________

В стакан с водой опустите ложку.

Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

2. На столе стоит стакан с водой и стакан с молоком и лежат цветные полоски бумаги. С их помощью определим цвет воды.

- Приложи и сравни цвет воды и цвет молока, а теперь сравните с каждой полоской.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

3. Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

- А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

4. Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела.  Помешай воду. Что можно заметить? О чем говорит этот опыт?

______________________________________________________________________________________

___________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

5. Что же происходит с водой при нагревании?

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Что происходит с жидкостью в трубке? Как вы это объясните? Что происходит с водой при охлаждении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

7. Можно ли воду из одного стакана перелить в другой ? Что произойдёт?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « СВОЙСТВА ВОДЫ В ТВЁРДОМ СОСТОЯНИИ» 3 КЛАСС ПНШ

УЧЕНИ(К,ЦА)__________________________________________________________________________________________________________________________

Воду в блюдце вынесли на мороз. Что произойдёт с водой?

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Лёд положили на стол и ударили молоточком. Что произошло с ним?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Кусок льда положили на ладонь. Что видите на ладони? Какого цвета лёд?

_________________________________________

_________________________________________________________________________________

__________________________________________

Лёд внесли в тёплую комнату. Что с ним происходит?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Что стало с водой при 0 градусов?

-_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Кусочки льда положили в стакан и на блюдце. Какую форму имеют кусочки: одинаковую или разную?

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

___________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Кусочки льда бросили в воду. Опустились ли они на дно стакана?

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

___________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

Через пластинку льда посмотрели вдаль. Видны ли предметы через пластинку? О каком свойстве льда это говорит?

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

infourok.ru


Смотрите также