Как человек использует свойства воздуха? Состав и свойства воздуха. Свойства воздуха и воды
Слайд №2 | |
Воздух – смесь газов | |
Слайд №3 | |
Состав воздухаВ 100 литрах воздуха содержится78 литров – азота,20 литров — кислорода1 литр — углекислого газаИ другие примеси | |
Слайд №4 | |
Правила поведения при проведении опытовНеобходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, но и пораниться.Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.Опыт проводится поочередно каждым учеником группы.Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.Обмен мнениями проведенного опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать | |
Слайд №5 | |
Практическая работа: «Воздух — это смесь газов»Опыт 1. Оборудование: свеча, банка, спички, подставка Зажечь свечу.Горящую свечу накрываем стеклянной банкой.Свеча некоторое время горит, а потом гаснет.Почему? | |
Слайд №6 | |
Ученые установили, что в банке нет кислорода, но много углекислого газа. Кислород в банке израсходовала горящая свеча. | |
Слайд №7 | |
Вывод:Кислород поддерживает горение. Углекислый газ выделяется при любом горении — дров, угля, нефти, табака, и других горючих веществ, и горения не поддерживает. | |
Слайд №8 | |
Заседание клубапо теме: «Свойства воздуха»Воздух прозраченбесцветенне имеет запахаплохо проводит тепло | |
Слайд №9 | |
Порядок работы в группе Председатель назначает руководителей групп.Руководители групп берут со стола учителя приборы для проведения 1 и 2 опытов.Широкий стеклянный сосуд, стеклянный стакан и насос.Руководители групп напоминают членам группы правила поведения во время проведения опытов.Цель и план первых опытов читаем в учебнике. Коллективно в группе обсуждают план проведения опытов.Результаты опыта учащиеся обсуждают в группе.Записывают в Тетради для самостоятельных работ результаты обсуждения | |
Слайд №10 | |
Опыт 1.Цель: доказать, что воздух занимает место (пространство)Оборудование: широкий сосуд, стакан, водаПеревернутый вверх дном стакан опустите в широкий сосуд, наполненный водой.Удалось ли вам почувствовать легкое сопротивление?Увидели ли вы, что вода не может заполнить стакан?Не вынимая стакана из воды, слегка наклоните его.Что вы заметили? | |
Слайд №11 | |
Воздух,находящийся в стакане,не «уступает» своегоместа воде. Воздух,как и любое другое тело,занимает пространство в окружающем мире. | |
Слайд №12 | |
Опыт 3.Цель: доказать, что воздух имеет массу.Оборудование: весы для определения веса воздуха (две одинаковые баночки из-под напитков, скотч, воздушные шарики, две палочки).Подготовьте весы для определения веса воздуха.Расположите палочку с шариками так, чтобы концы уравновешивали друг друга.Надуйте один шарик и снова прикрепите его к палочке тем же кусочком скотчаУстановите на прежнее место. | |
Слайд №13 | |
Воздух имеет массу и его можно взвесить. | |
Слайд №14 | |
Опыт 4.Цель: исследовать, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.Оборудование: колба, стакан, вода Нагрейте колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук.Накройте колбу, смоченной в холодной воде салфеткой. | |
Слайд №15 | |
Вода поднимается вверх по трубке, так какпри охлаждениивоздух сжимается.В воду выходят пузырькивоздуха.Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. | |
Слайд №16 | |
Опыт 5.Цель: определить, куда движется теплый и холодный воздух.Оборудование: змейка, изготовленная на уроках технологии.Используя змейку, сначала поместите над теплой батареей;Расположите под открытой форточкой.— Куда движется теплый воздух от батареи?— В каком направлении холодный воздух из открытой форточки? | |
Слайд №17 | |
Вывод: теплый воздух легче холодного и он стремится вверх. | |
Слайд №18 | |
Презентацию подготовила:Вакуленко Аэлита ГеоргиевнаУчитель высшей категориигород СочиМОУ гимназия №44улица Вишневая 7Контактный телефон: 98-22-95 (рабочий)8-918-308-22-60 (мобильный) |
Свойства воздуха. Видеоурок. Окружающий мир 3 Класс
Воздух в нас и вокруг нас, он – непременное условие жизни на Земле. Знание свойств воздуха помогает человеку успешно применять их в быту, хозяйстве, строительстве и многом другом. На этом уроке мы продолжим изучать свойства воздуха, проведем много увлекательных опытов, узнаем об удивительных изобретениях человечества.
Тема: Неживая природа
Урок: Свойства воздуха
Повторим те свойства воздуха, о которых мы узнали на предыдущих уроках: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
В жаркий день оконное стекло прохладное наощупь, а подоконник и предметы стоящие на нем – теплые. Так происходит потому, что стекло – прозрачное тело, которое пропускает тепло, но само не нагревается. Воздух тоже прозрачен, поэтому хорошо пропускает солнечные лучи.
Рис. 1. Оконное стекло проводит солнечные лучи (Источник)
Проведем несложный опыт: перевернутый вверх дном стакан опустим в широкий сосуд, наполненный водой. Мы почувствуем легкое сопротивление и увидим, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде. Если слегка наклонить стакан, не вынимая его из воды, из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан, но даже в таком положении стакана вода не сможет заполнить его полностью.
Рис. 2. Пузырьки воздуха выходят из наклоненного стакана, уступая место воде (Источник)
Так происходит потому, что воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.
Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.
Рис. 3. Водолазный колокол (Источник)
Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.
Для доказательства следующего свойства воздуха, необходимо плотно прикрыть пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажать на поршень.
Рис. 4. Велосипедный насос (Источник)
Потом, не убирая пальца от отверстия, отпустить поршень. Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Это означает, что воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью, потому что когда мы отпускаем поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.
Упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Например, если сжать пружину, а потом отпустить, она примет свою первоначальную форму.
Рис. 5. Пружина (Источник)
Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место.
Для того, чтобы доказать, что воздух имеет массу, нужно сделать самодельные весы. Прикрепим сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча. Положим длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга. Соединим их ниткой. Прикрепим скотчем короткую палочку к двум банкам. Надуем один шарик и снова прикрепим его к палочке тем же кусочком скотча. Установим на прежнее место.
Рис. 6. Воздух имеет вес (Источник)
Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить.
Если воздух имеет массу, значит, он должен оказывать давление на Землю и все, что на ней находится. Так и есть, ученые подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает на человека давление в 15 тонн (как три грузовика), но человек не чувствует этого, потому что в человеческом организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой же силы. Давление внутри и снаружи уравновешивается, поэтому человек ничего не ощущает.
Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.
Рис. 7. Свойства воздуха при нагревании и охлаждении (Источник)
Чтобы узнать больше о свойствах воздуха, проведем еще один опыт: две колбы закрепим на трубке штатива. Они уравновешены.
Рис. 8. Опыт по определению движения воздуха
Но, если одну колбу нагреть, она поднимется выше другой, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Если над колбой с горячим воздухом закрепить полоски тонкой легкой бумаги, будет видно, как они трепещут и поднимаются вверх, показывая движение нагретого воздуха.
Рис. 9. Теплый воздух поднимается вверх
Знания этого свойства воздуха человек использовал при создании летательного аппарата – воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.
Рис. 10. Воздушный шар (Источник)
Мы редко над этим задумываемся, но используем свойства воздуха каждый день: пальто, шапка или варежки не греют сами по себе – воздух в волокнах ткани плохо проводит тепло, поэтому, чем пушистее волокна, тем больше в них воздуха, а значит и теплее вещь, изготовленная из такой ткани.
Рис. 11. Варежки (Источник)
Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).
Рис. 12. Мяч (Источник)
Рис. 13. Колесо автомобиля (Источник)
Рис. 14. Велосипедное колесо (Источник)
Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук. В больницах установлены аппараты вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используют везде: в книгопечатании, строительстве, ремонте и др.
Рис. 15. Троллейбус (Источник)
Рис. 16. Состав метро (Источник)
Рис. 17. Труба (Источник)
Рис. 18. Гармонь (Источник)
Рис. 19. Барабан (Источник)
Рис. 20. Аппарат искусственной вентиляции легких (Источник)
Рис. 21. Книгопечатание (Источник)
Рис. 22. Покрывание стен цементным раствором при помощи сжатого воздуха (Источник)
Рис. 23. Пневматический строительный молоток (Источник)
Повторим свойства воздуха:
1. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
2. Воздух хорошо проводит солнечные лучи.
3. Воздух занимает пространство в окружающем мире.
4. Воздух можно сжать.
5. Воздух обладает упругостью.
6. Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении воздух сжимается.
7. Теплый воздух легче холодного и стремится вверх.
Список рекомендованной литературы
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
- Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Природоведенье (Источник).
- Открытый класс (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Составьте тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Свойства воздуха».
- Подготовьте сообщение о каком-либо изобретении человечества, основанном на знании свойств воздуха.
- Проведите опыты по доказательству упругости и сжимаемости воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
- *Составьте сканворд (15 вопросов) на тему «Свойства воздуха».
interneturok.ru
Свойства воздуха и воды
Технологическая карта урока
Тема: свойства воздуха и воды
Учебный предмет, класс: окружающий мир, 2 класс
Тема урока: вода и её свойства
Тип урока: изучение новых знаний
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков, составлять таблицы.
Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.
Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.
Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.
Оборудование урока:
-
-
2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
-
3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
-
Набор лабораторного оборудования: стаканы, блюдце, ложка.
-
Вещества для проведения опытов: вода, молоко, соль, сахар, песок.
(самоопределение к деятельности)
Один из детских поэтов сказал:
Только тот живёт как нужно,
Всё даётся лишь тому.
Кто живёт согласно, дружно
С постоянным ПОЧЕМУ?
Константин Ибряев.
А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.
А вы являетесь почемучками? Тогда для вас…
Подготовка класса к работе.
Включение в деловой ритм.
Высказывают своё мнение.
Только тому интересно жить, кто старается узнать много нового.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действия смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-
2. Введение в тему урока
-
(создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использования проблемных ситуаций)
1. - Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать что в нём?
А подскажет нам писатель Сент Экзюпери.
«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете».
2. - Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?
3. Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой.
Посмотрите! И вправду вода!
4. Какова же будет тема нашего урока?
Открывается первая часть темы урока «Вода…».
Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».
Выдвигают гипотезы.
Сравнивают со своим ответом увиденное.
infourok.ru
«СВОЙСТВА ВОЗДУХА И ВОДЫ »
урок окружающего мира во 2 классе по теме:
«Свойства воздуха и воды »
Тема: «Значение воздуха и воды для жизни на Земле. Свойства воздуха и воды»
( 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»)
Авторский медиапродукт: презентация из 24 слайда.
Цели:
а) образовательные: повторить знания учащихся о значении воздуха и воды для жизни на Земле, повторить свойства воздуха и воды.
б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.
в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать УУД:
- Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование для учителя:
§ презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
Оборудование для опытов:
· баночки с водой;
· листочки бумаги;
· флакон духов;
· тёмные очки;
· учебник и тетрадь.
Форма работы – групповая.
Материал содержит конспект урока, презентацию, принадлежности для опытов. Анимация в презентации настроена по щелчку.
Ход урока
1. Оргмомент.
Слайд №1
Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на соседа по парте, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Какое у вас настроение?
2.Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, определить тему нашего урока помогут загадки, послушайте их.
Слайд №2
Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Слайд №3
Я бегу струёй из крана, Бью ключом из-под земли, Укачаю в океанах Великаны корабли. (Вода)
3. Сообщение темы и цели урока
Учитель: – Кто сможет сформулировать тему урока?
Дети: Мы будем на уроке повторять знания о воздухе и воде.
Слайд №4
Учитель: Какие цели поставите перед собой?
Дети: Быть внимательным, быть активным, хорошо работать, слушать товарищей, повторить изученный материал.
Учитель: Я ставлю перед вами цель быть внимательными и активными учениками, слушать и слышать.
4. Работа по теме урока.1.4. Значение и свойства воздуха.
Слайд №5Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты». Учитель: − Что вы знаете про воздух?
Дети: Воздух - газообразное вещество, не имеет формы, прозрачный, без запаха, бесцветный, нужен для дыхания. Он окружает нас со всех сторон)
Учитель: Какой еще бывает воздух, выясним, послушав стихотворение.
Дети читают стихотворение «Воздух», составляется ассоциативный ряд.
1. Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2. Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
3. Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Слайд № 6
Учитель: Какой воздух? Что пишет поэт о нём?
Дети: Сколько человеку надо воздуха для жизни?
− Где можно встретить воздух?
− Можно ли воздух увидеть, услышать, почувствовать?
− Какими свойствами обладает воздух?
2.4. Практическая работа «Свойства воздуха».
Слайд № 7
Учитель: Рассмотрим ряд опытов.
1 Опыт:На столе учеников лежит веер. Ученики должны догадаться, что нужно бумажным веером помахать перед лицом.Ответ: между веером и лицом есть какое – то тело – это воздух.
2 Опыт: Закройте цветную картинку ладошкой. Назови цвета. Убери ладошку. Что находится между рисунком тобой? (воздух) Картинку мы видим?
Вывод: воздух прозрачен
3 Опыт: Ученики закрывают глаза. Учитель разрезает апельсин и открывает флакон духов. Задаются вопросы:
Какое действие сейчас было совершено? (ответ учеников) Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии?
Вывод: запах распространяется по воздуху.
4 Опыт: Для чего делают рамы двойные? Почему в холодный зимний день люди тепло одеваются?
Вывод: воздух плохо пропускает тепло.
5 Опыт: Дети смотрят в цветное стекло, лист бумаги приобретает цвет стекла.Если убрать стекло, то лист опять будет белым.
Вывод: воздух бесцветен
6 Опыт:Почему, когда светит Солнце, поверхность Земли нагревается?
Вывод: воздух хорошо пропускает солнечные лучи.
Учитель: Отлично справились с заданием.
Учитель: В атмосфере постоянно присутствуют вертикальные перемещения воздуха.
Загадка.
Пыль поднимается,
Людей с ног сбивает
Слышишь его,
Да не видишь его.
(Ветер)
Опускание холодного воздуха к земной поверхности в обычных условиях приводит к возникновению ветра.
5. Физминутка.
Дыхательная гимнастика:«Подуем на плечо». Дети встают, занимают исходное положение: ноги слегка расставлены, руки опущены.
Подуем на плечо,
подуем на другое.
Нас солнце горячо
пекло дневной порою.
Подуем и на грудь мы.
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака.
И останемся пока.
Потом повторим всё опять –
Раз, два, три, четыре, пять
Учитель: Какие свойства воздуха мы с вами повторили?
1.6. Значение и свойства воды.
Учитель: А теперь поговорим о воде.
Чтение стихотворения по Слайдам № 8,9, 10,11,12,13,14,15
Капля воды дороже золота
Учитель:- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.
- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).
- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней).
- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему?
- Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.
- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться).
- Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки).
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – эта сама… Жизнь. А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье и свою … Красоту.
Вода – это жизнь, красота и здоровье.
2.6. Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?»
- Хотите узнать, откуда пришла вода? Об этом нам расскажут дети.
1. Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: Издалека, из океана.
2. Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана.
3. На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
4. – Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
5. Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?
- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Сколько же воды в Мировом океане?
3.6. Свойства воды. Слайд №16Учитель: А теперь поговорим о свойствах воды.Дети называют свойства воды. Показывают опыты.
7. .Вода в природе
Учитель: Я вас хочу сейчас пригласить в удивительное фотопутешествие.
Слайд №17
Все воды, как и земли прекрасны. Тихие пруды и озера, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живую прохладу. Можно часами любоваться этой красотой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчание ручья, всплесках реки.
(Звучат звуки воды и крики чаек)
8. Охрана воздуха и воды.
Ребята, мы с вами знаем, что воздух и воду нужно беречь. От чего же?
( Заводы, фабрики, транспорт часто сбрасывает грязную воду в водоемы. От этого действия страдает все живое, гибнут растения и животные. Из труб идёт грязный дым, который загрязняет воздух)
Слайд № 18
Слайд №19
Запомните: 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой!
Как же сохранить чистоту в реке?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы?
(Выслушиваются ответы учащихся)
О чем могла попросить вас вода, если бы умела говорить?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Слайд №20
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой останется в них навеки
Студеная и вкусная вода.
9. Итог урока
Итак, ребята! Заканчивается наш урок и наше путешествие в мир воздуха и воды.
Какие знания о воздухе вы уносите с собой?
Какие знания о воде?
К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Что нам необходимы всем всегда
Чистый воздух и чистая вода.
Слайд №21
Слайд № 22
Молодцы! Вы очень хорошо работали. Спасибо Вам за урок!
Урок
окружающего мира
по теме:
Свойства воздуха
и воды
Выполнила: учитель начальных классов Киян Светлана Юрьевна
infourok.ru
Как человек использует свойства воздуха? Состав и свойства воздуха
Атмосфера нашей планеты - это уникальная газовая смесь, содержащую азот, кислород, углекислый газ и некоторые другие компоненты. Она называется воздухом. Эта смесь обладает множеством свойств. Все важнейшие физико–химические и биологические процессы, происходящие вокруг нас в живой и неживой природе, полностью обусловлены составом воздуха, и зависимы от него. К ним можно отнести дыхание и горение, фотосинтез и реакции круговорота химических элементов в природе. Эта статья будет посвящена изучению физических и химических свойств газового состава атмосферы.
Также мы рассмотрим, в каких отраслях промышленности, медицины и сельского хозяйства могут быть использованы его физические характеристики. Например, те из них, которые являются наиболее существенными: удельный вес, плотность, упругость и теплопроводность. В статье также будет представлена информация о том, как используют воздух в современных технических приборах и устройствах, созданных с учетом его физических характеристик.
Как выяснили состав воздуха
Газообразная смесь, которой мы дышим, с давних времен трактовалась различными философскими школами как уникальная субстанция, дающая жизнь. У индусов она называлась праной, у китайцев – ци.
В середине 18 века гениальный французский естествоиспытатель А. Лавуазье своими химическими опытами развенчивает ошибочную научную гипотезу о существовании особого вещества – флогистона. Оно, якобы, содержало частицы неизвестной энергии, дающей жизнь всему сущему на Земле. Лавуазье доказал, что состав и свойства воздуха определяются наличием двух основных газов: кислорода и азота. На их долю приходится более 98%. Оставшаяся часть включает углекислый газ, водород, инертные элементы и примеси промышленных отходов, например, газообразные оксиды азота или серы. Изучение свойств компонентов атмосферы послужило для человека стимулом к использованию этой газообразной смеси в различных отраслях техники и в быту.
Воздух и его роль в жизнедеятельности живых организмов
Одним из первых ответов на вопрос, как человек использует свойства воздуха, будет следующий: он необходим нам для дыхания. Попав во время вдоха в верхние дыхательные пути, его порция достигает легких. В капиллярах альвеол кислород диффундирует в кровь. Она поставляет молекулы О2 в межклеточную жидкость. Кровь непосредственно контактирует с клеточными мембранами, пропускающими кислород прямо в цитоплазму. Получив частицы О2, клетка расходует их в метаболических реакциях. В отличие от животных и человека, растения используют элементы атмосферы не только для дыхания, но и для фотосинтетических процессов, извлекая из него углекислый газ.
Состав и свойства воздуха
Пример, иллюстрирующий факт способности элементов атмосферы к поглощению тепловой энергии, проще сказать, к нагреванию, будет таким: если газоотводную трубку предварительно нагретой колбы с притертой пробкой опустить в емкость с холодной водой, то из трубки будут выходить пузырьки воздуха. Нагретая смесь азота и кислорода расширяется, не помещаясь больше в емкости. Часть воздуха выделяется и попадает в воду. При охлаждении колбы, объем газа в ней уменьшается и сжимается, и вода поступает вверх колбы по газоотводной трубке.
Рассмотрим еще один эксперимент, проводимый на уроках природоведения для учащихся 2 класса. Свойства воздуха, например, упругость и давление, наглядно видны, если надутый воздушный шар сжимать ладонями, а затем осторожно проколоть иглой. Резкий хлопок и разлетевшиеся лоскуты демонстрируют детям давление газа. Учащимся можно также объяснить, что эти свойства человек применил в производстве пневматических устройств, например, отбойных молотков, насосов для накачивания велосипедных камер, пневматического оружия.
Физические характеристики воздуха
Прозрачность, отсутствие цвета и запаха газообразной атмосферы, которая нас окружает, из собственного жизненного опыта хорошо известны ученикам 2 класса. Свойства воздуха, например, его легкость и подвижность, можно объяснить ребятам на примере ветровых электростанций. Их строят на возвышенностях и холмах. Ведь скорость движения воздуха зависит от высоты. Такие электростанции безопасны в эксплуатации и не наносят вред окружающей природе.
Как и другие вещества, компоненты атмосферы имеют массу. Для решения задач в курсе неорганической химии принято считать, что относительная молекулярная масса воздуха равна 29. Учитывая эту величину, можно узнать, какие газы легче атмосферы.
К ним относятся, например, гелий, водород. Чтобы создать летательный аппарат, человек проводил эксперименты и изучал свойства воздуха. Опыты увенчались успехом, и первый в мире полет на воздушном шаре осуществили французские изобретатели братья Монгольфье уже в XVIII веке. Оболочка их аэростата была заполнена горячей смесью водорода, азота и кислорода.
Дирижабли – более маневренные и лучше управляемые устройства, поднимаются вверх потому, что их оболочки заполняют легкими газами, а именно гелием или водородом. Способность газовой смеси к сжатию человек применяет в таких устройствах, как воздушные тормоза. Ими оснащены автобусы, составы метро, троллейбусы. Приведенные примеры являются наглядной иллюстрацией того, как человек использует свойства воздуха.
Как возникают звуковые ощущения?
Один из важнейших анализаторов нашего организма – слуховой. Он воспринимает в качестве внешних раздражителей колебания, называемые звуковыми волнами. Они давят на барабанную перепонку, вызывая в ней вибрации, которые передаются слуховым косточкам среднего уха. Порция воздуха постоянно находится в полости евстахиевой трубы и выравнивает давление на барабанную перепонку. Это препятствует ее деформации и разрыву, обеспечивая передачу звуковых колебаний во внутреннее ухо, где и происходит возбуждение. По слуховым нервам оно поступает в височную долю коры головного мозга, что вызывает возникновение слуховых ощущений. Подобные примеры показывают нам, как человек использует свойства воздуха для осуществления нормальной жизнедеятельности собственного организма.
Воздух на службе у человека
Различные характеристики атмосферной смеси газов: плотность, удельный вес, теплопроводность, способность к сжатию и движению, широко применяются в нашей промышленности, медицине и в быту. Аппарат искусственного дыхания поставляет смесь обогащенную кислородом, непосредственно в легкие тяжелобольных людей и спасает им жизнь. Пылесос и кондиционер стали давно привычными в нашем обиходе.
Оба эти устройства используют сжатые компоненты атмосферы: пылесос струей втягивает частицы пыли и механических загрязнений с различных поверхностей. Поток холодных газов из кондиционера охлаждает помещение в жару. Эти примеры еще раз демонстрируют возможности того, как человек использует свойства воздуха в своей жизни.
fb.ru
Урок окружающего мира Тема: «Свойства воздуха и воды»
Урок окружающего мира
Тема: «Свойства воздуха и воды»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
2 класс
Учитель: Балыдина Марина Николаевна
МОУ «СОШ №56»
Саратов
2015
Урок окружающего мира 2 класс.
Тема: «Свойства воздуха и воды»
Дидактическая цель: обобщить, систематизировать знания учащихся по тема: свойства воздуха, свойства воды. Раскрыть некоторые экологические проблемы.
Тип урока: урок рефлексии
Задачи урока:
Предметные: - систематизировать и обобщить представления учащихся о свойствах воздуха и воды;
-развивать познавательную активность детей, наблюдательность, речь,
Метапредметные:- принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по намеченному плану, а так же по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. п.
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
- с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.
Познавательные:- осознавать познавательную задачу;
- находить необходимую информацию самостоятельно и использовать её для решения учебно-познавательных задач;
- строить несложные рассуждения, делать выводы.
Личностные:- развитие коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
-выраженного познавательного интереса к математике;
- развивать мышление, речь, внимание, память.
Коммуникативные:- выражать свои мысли, чувства в словесной форме;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других точек зрения;
- вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;
- строить небольшие монологические высказывания;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.
Оборудование: компьютер, мультимедийная аппаратура, проектор, карточки с заданиями, учебник.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация, самоопределение к деятельности.
- Ребята, посмотрите на парты, проверьте готовность к уроку.
-Какое настроение у тебя?
- Сегодня я вам предлагаю отправиться на лесную поляну.
Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний.
- Глубоко вздохните
-Ребята, вы почувствовали, что в лесу дышаться легче? Почему?
- А, что такое воздух?
- Какие свойства воздуха вы уже знаете?
Где находится воздух?
-Какие свойства воды вы знаете?
- Какая тема нашего урока?
Ответы детей.
У Земли есть воздушная оболочка, которая называется атмосфера.
Воздух - смесь газов.
воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи.
- Воздух заполняет все промежутки, все трещинки и щелки в предметах. Он растворен в воде морей, озер, рек, ручьев.
Является растворителем;
не растворяет речной песок;
не имеет вкуса;
текуча;
принимает форму сосуда;
не имеет запаха;
прозрачна;
бесцветна;
испаряется.
- Свойства воздуха и воды
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
Логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
Метапредметные: с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.
3.Локализация затруднений
-Какая же цель нашего урока?
- У вас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее?
1 ряд - Соль, сахар, воздух, горчица.
2 ряд - Снег, радуга, лист растения, воздух.
3 ряд - Воздух, духи, уксус, жареная картошка.
Физминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
- Закрепить знания по свойствам воздуха и воды.
- Воздух не имеет вкуса
- Воздух не имеет цвета
- Воздух не имеет запаха
Потягивания – руки в стороны
Потягивания -руки вверх
Дети машут руками
Наклоны вперед
Наклоны вправо-влево, вперед-назад
Вращение туловищем
Дети садятся за столы
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, возле нашей поля есть небольшой водоем.
-Расскажите о растениях и животных, которые обитают в воде.
- Мы можем с вами напиться воды из этого водоема?
- А поможет нам верно ответить на этот вопрос учебник.
-Откройте его на стр.53
- Прочитаем вместе правило.
- Какой вывод сделаем, будем пить воду из нашего водоема? Почему?
Ответы детей.
Ответы детей.
Нет, мы не знаем чист ли он.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5. Этап реализации построенного проекта.
-Ребята, а в растениях есть вода?
- Давайте докажем и проведём не большой опыт с клубнем картофеля.
Проводится опыт учителем.
- Откуда в нём вода?
-Значит, в почве есть вода? А как еще можно доказать, что в почве есть вода.
Ответы детей.
Из почвы.
положить небольшую часть земли (почвы) в тряпку, сжать и потечет вода
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурироваться знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
6. Этап включения в систему знаний и повторения.
Работа в группах
5 групп
Дети работаю в группах по карточкам.
-Давайте проговорим правила работы в группе.
Задание: 1. Среди перечисленных свойств двух веществ выделите те, которые относятся к свойствам воздуха. Отметьте их знаком ☑. Свойства воды отметьте знаком ☒
2. Какие органы чувств помогают определить перечисленные свойства воздуха? Соедините стрелками соответствующие таблички и рисунки.
Проверка
Давайте подведём итог нашего урока.
- Какие свойства имеет воздух?
- Какие свойства имеет вода?
-Ответы детей.
- Дети выполняют работу
- Ответы детей
- Ответы детей по группам.
воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи.
Является растворителем;
не растворяет речной песок;
не имеет вкуса;
текуча;
принимает форму сосуда;
не имеет запаха;
прозрачна;
бесцветна;
испаряется.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
7. рефлексия
- Выберите рисунок на доске, который соответствует вашему настроению на уроке и нарисуйте по очереди лучики к солнышку или капельки для тучи.
Д/З
Хрестоматия – стр. 30- 32 (читать, пересказывать)
Выберите одно из свойств воздуха или воды и составьте сообщение, пользуясь разными источниками информации.
Выставление оценок.
- Большое спасибо за урок!
Дети рисуют.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
infourok.ru