Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс. Свойства воды 2 класс


"Вода. Свойства воды" 2 класс

Костанайский район

село Бегежан

ГУ «Бегежанская основная школа»

Искакова Мейрамкуль Нуржановна

Познание мира

2 класс

Тема: Вода. Свойства воды

Цель: Дать представление о распространении воды по территории Земли и ее значении.

Задачи: знакомить учащихся со свойствами воды; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать , делать выводы; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать бережное отношение к воде, природе.

Межпредметная связь: математика, изобразительное искусство.

Оборудование: глобус , физическая карта, стаканчики, стеклянные палочки, конверты с сахаром, глиной, витаминкой, разноцветные полоски.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте дети! Сегодня у нас в гостях капелька. Она затерялась и просит отыскать своих родных.

Прежде чем отправиться на поиски мы должны убедить капельку в том, что мы многое уже знаем и умеем.

Наш девиз:

Все я знаю

Все могу я,

Все успею сделать.

2.Проверка домашнего задания.

- Что такое воздух?

- Свойство воздуха?

- Состав. Какой бывает воздух?

- Для чего нужен воздух?

3.Новая тема.

- Что еще необходимо для того чтобы на земле существовала жизнь? (Вода)

Давайте, ребятки, отгадаем загадку.

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я,

Кто я такая?

Мы говорим: она течёт,

Мы говорим: она играет

Она бежит всегда в перёд

Но никуда не убегает.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (вода )

- Тема нашего сегодняшнего урока – «Вода и её свойства»

4.Вступительная беседа.

- Посмотрите на карту. Такой видят космонавты Землю из космоса.

- Скажите, а какого цвета на глобусе больше ? (Голубого)

- А как вы думаете , что он обозначает? (Голубой цвет обозначает воду). Вода занимает больше половины земного шара. Вода повсюду.

- Скажите , а где мы с вами встречаем воду? (Вода есть везде, в водоёмах, в земле ,в воздухе)

- Ребята, чего нельзя сделать без воды?

- Вот она какая, вода! Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства воды.

Состояние воды.

- Сейчас с помощью загадок мы узнаем , в каком состоянии бывает вода в природе.

Отгадайте загадку

Говорю я брату:

- С неба сыплется горох!

- Вот чудак, смеётся брат,

Твой горох ведь это …(град)

Прозрачен как стекло,

А не вставишь в окно. (лёд)

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые , пушистые

Только не душистые (снег)

Не колючий , светло – синии

По кустам развешен …(иней)газообразный вод воды

Молоко над речкой плыло

Ничего не видно было.

Растворилась молоко-

Стало видно далеко. (туман)- в газообразном состояний

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется , во мгле,

Только ноги на земле (дождь)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

И пошли искать их днём

Ищем, ищем не найдём (роса) в жидком состоянии.

- Ребята, послушайте , что вода говорит о себе .

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан.

Я летаю и бегу.

И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете?

Вывод:

- Вода – это особенное вещество, которое может быть жидким, твёрдым и газообразным.

Большая часть воды на нашей планете находится в жидком состоянии. Это реки, моря, океаны и.т.д

Лёд и снег , град– это вода в твердом состоянии. При температуре ниже нуля вода замерзает и превращается в лёд.

Вода также может перейти из жидкого состояния в газообразное. Это происходит тогда, когда вода испаряется и превращается в газ. Это иней, туман и.т.д.

Ребятки, а как вы понимаете слово круговорот?

Вода в природе постоянно нагревается испаряется. Водяные пары поднимаются в воздух и формируют облака. Капли воды в облаках соединяются друг с другом и выпадают на землю в виде дождя, града или снега.

Часть воды впитывается в почву, просачивается сквозь слои земли и накапливаются глубоко над водоупорным слоем. Вода под землёй ищет выходы и вытекает наружу в виде родников или ключей.

Часть воды , которая попала на луга, поля, в леса, стекает ручьями в поля , леса, стекает ручьями в реки и озёра. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с листьев деревьев, кустарников и травянистых растений.

5.Практическая работа.

- Сейчас мы с вами выполним практическую работу и узнаем основные свойства воды. А наша практическая работа состоит из опытов. Вывод практической работы будем записывать в тетрадь и составлять кластер на доске. Откроите тетради, запишите число и тему. (Крепим на доску и записываем в тетради )

Свойство воды.

Опыт 1. У вас на столах стаканы с водой и лежат цветные полосочки. Возьмите полосочку и опустите в стакан с водой. Видна полосочка или нет. (Видна). Какое свойство воды позволяет нам видеть в воде полоску.

Вывод: вода прозрачно

Опыт 2. Поставьте стакан на разноцветные полоски. Сравните цвет воды и каждой полоски.

- Можно ли сказать , что вода синяя? Зелёная? Красная?

- Цвет воды не совпадает ни с одним из цветов.

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3. У вас на столах стоят стаканы с питьевой водой. Попробуйте воду на вкус, а теперь на маленьком конверте возьмите витаминку.

- Какой вкус у витаминки (сначала сладкий , а потом кислый)

- А какой вкус у воды? (Нет вкуса)

Вывод: Вода без вкуса.

Опыт 4. Какие вы чувствуете запахи. Понюхайте воду в стакане. А теперь понюхайте лист бумаги (смоченный духами) Сравните.

Вывод: вода не имеет запаха

Опыт 5. 1 вариант. Насыпать с водой стакан сахар. Размешать хорошо палочкой.

2 вариант. Насыпать глину и хорошо размешать. Что вы увидели.

Вывод: вода растворяет сахар, значит её можно назвать – растворителем.

Опыт 6. Воду выливаем на ровную поверхность и наблюдаем за её движением. Что происходит. Вода течёт. Именно этим свойством мы пользуемся когда умываемся, пьём чай.

Вывод: вода имеет свойство текучести.

Опыт 7. На столе стоят стакан и чашка. Налей воду в посуду.

Вывод : в стакане вода имеет форму стакана, в чашке – форму чашки. Она принимает форму той посуды, в которую налита. Вода не имеет своей формы.

6.Физминутка

Льётся чистая водичка

Мы умеем сами мыться .

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

7. Логическое упражнение.

Два осла отправились на дорогу с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Вскоре им пришлось переходить через небольшую реку. Когда осёл, навьюченный солью, вышел из воды то побежал всю прыть: ноши его как не бывало. А осёл , навьюченный ватой , еле передвигал ноги. Почему? Что произошло? (Соль растворилась)

8. Обобщение.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить , что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. а такая угроза существует.

От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду- наше главное богатство – её надо беречь.

5.Итог урока подводят ученики

- Как вы понимаете выражение «Вода – это жизнь». Обсуждение в группах. Составьте эссе на тему «Вода – это жизнь. Берегите воду». Выбор спикера. Авторский стул.

  1. Вы слыхали о воде?

Говорят они везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

  1. На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли что вода-

Наша спутница всегда.

  1. Без меня вам не умыться,

Ни наесться , не напиться!

Смею я вам доложить:

Без воды вам не прожить.

- Молодцы ребята , вы очень помогли капельке. Но она с вами ещё не прощается, а с нетерпением ждет встречи на следующих уроках, Вы узнаете о ее необычных превращениях и путешествиях.

6. Рефлексия.

-Давайте оценим нашу работу: нам было интересно или скучно на уроке? Если вы работали на отлично – покажем овалы красного цвета, если хорошо – синего цвета, если надо еще постараться – зеленого.

7.Оценка за урок. Домашнее задание.

infourok.ru

Урок окружающего мира "Свойства воды" 2 класс

Урок окружающего мира во 2 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Что мы знаем о воде?

Тип урока: урок открытия новых знаний

Основная дидактическая цель: создание условия для открытия обучающимися новых знаний о воде и её свойствах

Оборудование: стаканы с водой, сосуды для воды, сахар, соль, речной песок, учебник, компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся в процессе урока при проведении несложных опытов исследуют свойства воды, делают выводы

Метапредметные:

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учёбе; формирование умения работать в группе.

Познавательные: учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы

Коммуникативные: формировать речевые навыки, прислушиваться к мнению членов группы, высказывать своё мнение, соблюдать правила речевого этикета

Регулятивные: ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, составлять план работы, следовать плану, адекватно оценивать свои достижения и результаты работы группы

Формы работы: фронтальная, групповая

Учебно - методическое обеспечение:

  • Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2014.

  • Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2014.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания.

- Вспомните и перечислите три состояния воды.

(Жидкое, твёрдое, газообразное) (Слайд 1)

- Какие природные явления вам приходилось наблюдать, связанные с водой?

(Дождь, облака, туман, иней, роса, снег, ледоход, разлив рек)

III Целеполагание.

Французский писатель Антуана де Сент- Экзюпери сказал:

«…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете»

- О чём эти слова?

- Сформулируйте тему нашего урока

(Дети: Вода, различные состояния воды)

-Цель нашего урока – познакомиться со свойствами воды путем проведения несложных опытов.

IV Работа по теме

Вводная беседа.

Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса. Если бы земля быстро вращалась, то она казалась бы вся голубой. Вода занимает три четверти поверхности земного шара. (Слайд 2)

Вода повсюду: в воздухе, под землёй, в огромных скоплениях льда у Северного и Южного полюсов.

Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений. Сок в плодах – это вода с растворёнными в ней различными веществами.

Наш организм в основном состоит из воды. Она содержится в крови. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Вот она какая, вода!

- Какую часть земной поверхности занимает вода? (Слайд 3)

- Почему нашу планету называют голубой?

- Что означает эта иллюстрация? (Слайд 4)

Работа в группах.

Дети садятся по группам. Каждая группа (3 группы) получает задание провести опыт и заполнить таблицу.

Свойство воды

Имеет, не имеет

Имеет цвет

Имеет запах

Имеет вкус

Вода текуча

Имеет форму

Растворяет соль

Растворяет сахар

Растворяет песок

Расширение новых знаний.

– Многим кажется, что они хорошо знают воду. Мы начнём с простого и постараемся определить свойства воды. Приступим к опытам. Прочитайте задание, выполните, сделайте вывод.

Опыт №1 Задание 1-ой команды

(Определение прозрачности воды)

Опустите ложку в стакан с водой. Опустите ложку в стакан с молоком. Сравните. Что можно сказать о свойстве воды?

Где в жизни человека используется это свойство?

Почему вода в море кажется синей, голубой, иногда зелёного или серого оттенков?

Вода прозрачна, не имеет цвета

(Слайд 5)

(Используют водолазы, погружаясь на дно водоёма. Аквариумы)

(Вода в морях кажется синей из-за преломления солнечных лучей. В глубоких водоемах свет не проходит через всю толщу воды и поэтому вода кажется темной)

Опыт №2 Задание 2-ой команды

(Определение запаха и вкуса)

Попробуйте воду на вкус.

А какой у воды вкус? Где люди используют это свойство?

Есть ли у воды запах? Как люди используют это свойство?

Вода не имеет вкуса и не имеет запаха

(Слайд 6)

(Используя это свойство, люди готовят пищу т.д.)

(Вода не имеет запаха. Это свойство применяют, например, когда хотят скрыться от погони. Нужно зайти в воду, собака теряет след в воде)

Опыт №3 Задание 3-ой команды

(Определение текучести воды)

Перелейте воду из стакана в другой сосуд.

Что мы наблюдаем? Как назовем эти свойства?

Где эти свойства используются?

(Слайд 7)

Вода обладает свойством текучести. Вода принимает форму сосудов.

(При переливании воды, при перевозке)

Физминутка

Опыт №4

(растворение веществ в воде)

- Назовите вещества в стаканах:

1 команда - соль ,

2 команда -сахар,

3 команда - песок.

Назовите вещество, с которым вы работаете.

Добавьте немного воды в стакан и перемешайте.

Что происходит? Какой можно сделать вывод?

Где использует это свойство человек?

Вода - растворитель, но не всех веществ.

(Слайд 8)

На работу группам отводится 3-4 минут. По окончании опыта представители группы поочерёдно рассказывают результаты наблюдений, к каким выводам пришла группа, какие свойства воды выявили.

V Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового мы узнали о воде и ее свойствах?

-Может ли человек прожить без воды?

Игра «Верно» , «Неверно»

  • Вода непрозрачна

  • Вода приобретает форму сосуда, текуча.

  • Вода – растворитель

  • Вода имеет вкус и запах

  • При растворении вещества вода всегда остаётся прозрачной.

  • При растворении вещества вода всегда меняет цвет

Какие свойства воды мы сегодня наблюдали?

(Слайд 9)

Оцените, пожалуйста, работу команды.

VI Домашнее задание.

Учебник, стр. 83, ответить на вопросы

Тетрадь, стр. 28, задание 20

Расскажите о свойствах воды по плану:

  • Свойство воды.

  • Как определить его.

  • Как человек использует его.

infourok.ru

Урок окружающего мира "Свойства воды" (2 класс)

Тема: Какая бывает вода?

Цели: Познакомить детей с понятием вода и её состоянием в природе;

- в процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды;

- формировать умения вести наблюдения;

- учить детей делать выводы по результатам наблюдений;

- учить понимать детей роль воды в жизни человека;

- развивать устную речь, внимание, зрительную память, пополнять словарный запас.

Цель: Формировать интерес и создать условия для исследовательской деятельности учащихся

Задачи: обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о растениях; знакомство с развитием растений, с условиями их жизни. развитие устной и объяснительной речи учащихся, их самостоятельности и эмоциональной сферы, формирование умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся, прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: Интерактивная доска. Раздаточный материал. Цветные капельки, отражающие деятельность учащихся на уроке.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, словесный, практический, наглядный, аудиовизуальный методы; логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии), опыт, эксперемент.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Новая тема.

  1. Различные состояния воды.

  2. Свойства воды.

  3. Физ. минутка.

  4. Значимость воды.

  5. Подведение итогов.

  1. Рефлексия

  2. Самооценка

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок

Значит, начался урок.

Сели все за парты дружно

Нам теперь работать нужно.

-К нам на урок пришел гость, а кто он, догадайтесь сами.

Меня не растили, из снега слепили

Вместо носа – морковку,

Глаза- угольки, руки – сучки.

Холодный, большой

Кто я такой? (Снеговик)

- Сегодня на урок пришел снеговик и принес конверт с интересными заданиями.

II. Сообщение темы и цели урока..

- Мне бы хотелось, чтобы бы вы сами определили тему нашего урока, отгадав загадку.

-Без чего нельзя умыться, не напиться? (без воды)

- Вода- это источник жизни на земле. Сегодня мы будем говорить о воде. Нет на земле другого вещества, значение которого для человека было бы так велико и необходимо. Вода нужна всему живому на земле. Человек может жить без пищи 2 месяца, но без воды не может прожить и 4-5 дней.

И сегодня на уроке мы узнаем, что такое вода, какая она бывает, и узнаем, как человек ее использует.

1. Различные состояния воды.

Скажите, как снеговик связан с водой?

-Снеговик принес нам в конверте такие загадки, отгадав которые мы построим схему «Какая бывает вода».

- Я читаю загадки, а вы находите отгадки и помещаете их вокруг капельки воды.

Шел долговяз,В землю увяз. (Дождь)

Зимой в поле лежал,А весной в речку побежал. (Снег)

Мост, как синее стекло.Скользко, весело, светло. (Лед)

На дворе переполох,С неба сыплется горох. (Град)

Не колючий,Светло – синий,По кустам развешен…(Иней)

Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткали. (Роса)

Над рекой, над долиной,Повисла белая холстина. (Туман)

Без рук, без ног,А вверх ползет. (Пар)

- Почему все отгадки мы расположили вокруг капельки воды?

- Что такое роса? (Это вода в жидком состоянии)

- Какие отгадки можно присоединить к такому состоянию воды и почему?(Дождь)

- Что такое лёд? (Это вода в твердом состоянии)

- Какие отгадки можно присоединить к такому состоянию воды и почему? (град, иней, снег)

- Что такое пар? (Это вода в газообразном состоянии)

- Какие отгадки можно присоединить к такому состоянию воды и почему?(Туман)

Вывод: Дождь, снег, лед, град, иней, роса, туман, пар – все это вода, но только в разных состояниях.

2. Свойства воды.

- Что такое вода мы с вами поговорили, а теперь узнаем свойства воды. Для этого мы проведем несколько опытов и составим таблицу «Свойства воды».

Опыт № 1

  • Переливание воды в сосуды разной формы.

  • Что произошло с водой?

  • Какое свойство вы обнаружили?

Вывод: Вода – это жидкое текучее вещество, которое принимает форму

сосуда.

Опыт № 2

  • Определение цвета воды при помощи кисточки, окрашенной в какой-либо цвет.

  • Имеет ли вода цвет?

Вывод: вода бесцветна, ее можно окрасить.

Опыт № 3

Вывод: Вода вещество прозрачное.

Опыт № 4

  • В один стакан насыпаем сахар, в другой - мел, в третий - песок. (Размешать)

  • Видим ли мы теперь сахар? мел? песок?

  • Что произошло и почему?

Вывод: вода может растворять некоторые вещества.

Опыт № 5

Вывод: вещество не имеет вкуса.

Опыт № 6

- Перед вами жидкость неизвестного происхождения. Как определить, что это за жидкость? (Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности: Сосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы «подгоняя» к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд).

- Имеет ли вода запах?

Вывод: вещество не имеет запаха.

- Давайте отметим в таблице свойства воды, которые мы с вами установили.

- Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, в океанах. Все это водные богатства. Даже когда мы идем в школу кругом снег и лед, а это тоже вода.

3. Физкультминутка

А над морем — мы с тобою!Над волнами чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)Мы теперь плывём по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

4. Значимость воды.

1) Рассмотрите рисунки в учебнике. Расскажите, зачем нужна вода.

2) Сообрази: Как снег превратить в жидкость (воду)?

- В какую погоду бывает град?

- Как воду превратить в лед?

В тетради :1) Нарисуй свои картинки и расскажи о значении воды.

2) Нарисуй воду в сосудах, так чтобы в первом вода была на донышке, во втором – до середины, а в третьем сосуд был полным.

5. Подведение итогов.

- В каких состояниях бывает вода?

- Какую роль играет вода в жизни человека?

V. Рефлексия

Чтение стихотворения учителем «Откуда пришла вода?»

Спросил на днях малыш соседУ струйки, льющейся из крана:– Откуда ты?Вода в ответ:– Издалека, из океана!Потом малыш гулял в лесу,Росою искрилась поляна.– Откуда ты? – спросил росу.– Издалека, из океана!На поле лег туман седой.Малыш спросил и у тумана:– Откуда ты? Ты кто такой?– И я, дружок, из океана!Удивительно, не так ли?В супе, в чае, в каждой капле,В звонкой льдинке,И в слезинке, и в дождике, и в росинке -Нам откликнется всегдаОкеанская вода!

Вывод: Если даже воды на земле много, мы все равно должны беречь и охранять воду!

VI. Самооценка

- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие капельки и и поднимают их под музыку)

- Кто для себя сделал открытие? (Синяя)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красная)

- Кому на уроке было интересно? (Зелёная)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтая)

infourok.ru

Урок окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды.", 2 класс - Конспекты занятий/уроков - Публикации методических материалов 2016-2017 - Всероссийский дистанционные педагогические конкурсы

Матвеева Ирина Григорьевна, учитель  начальных классов

Муниципального бюджетного образовательного учреждения Куминской средней общеобразовательной школы

 

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО  2 КЛАССЕ

по теме "Вода. Свойства воды."

Цель: формирование знания о воде  на основе практической работы.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма: микроисследование.

Технология  проблемного диалога по Е. Л. Мельниковой на основе системно-   деятельностного  подхода

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, презентация , лабораторное оборудование, раздаточный материал,  компьютер.

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • формировать способности учащихся к саморазвитию.
  • работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • Познакомить учащихся со свойствами воды;
  •  Дать представление о роли воды в живой и неживой природе;
  • Углубить знания учащихся о воде

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные УУД

  • формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью
  • формировать исследовательские умения в практической деятельности;

Коммуникативные УУД

  • развивать умения работать с источниками информации;
  • развивать умения аргументировать свою позицию
  • учить способам сотрудничества в группе, парах

Познавательные УУД

  • создавать условия для формирования знаний о воде
  • учить использовать информационные сведения для решения практических задач
  • Развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

-Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Давайте все улыбнемся. Мне очень приятно, что наш урок начинается с хорошего настроения.

-Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

( с друзьями )

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель:

1) актуализировать знания о природе;

2) определение темы  урока

- Послушайте стихотворение и скажите о чём пойдёт речь на уроке (слайд 1)

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что она-

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

- О чем идет речь в стихотворении?

- А как вы догадались, что это вода?

- Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

(Я не думал, что туман-это вода.)

- А что такое туман, кто сможет объяснить?

- Туман – это облако на земле.

- Туман – это пелена на болоте.

- Туман – это непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.

- О чем будем говорить на уроке? (о воде)

- Тема урока: «Вода и ее свойства». (тема появляется на доске) Слайд 2.

- Вспомним, что вы знаете о воде? Для этого поиграем в игру «да-нет»

Вода – эта живая  природа ( нет)

Вода- это жидкость ( да)

На глобусе и карте вода обозначается зелёным цветом ( нет)

Морская вода пригодна для питья ( нет)

При замерзании вода превратится в лёд ( да)

Вода - жидкость белого цвета. (нет)

Живым организмам необходима вода ( да)

 Вода вам хорошо знакома. Она такая привычная. Повседневная.

А зачем человеку вода? (для приготовлении пищи, для мытья посуды.

широкое распространение вода на нашей планете получила благодаря своим уникальным свойствам

- Ребята, посмотрите, погиб мой любимый цветок. Как вы думаете, почему? (Проблема!)

Дети отвечают (Может он высох.)

- Что происходит с растениями без воды?

- А сколько сможем мы прожить без воды?

- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях.

III. Постановка учебной задачи.

Цель. Активизировать мыслительную деятельность учащихся.

 

- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде? Откройте учебники на странице 81 и пользуясь рисунком-схемой расскажите, какие природные явления связаны с водой.

- Что ещё вы знаете о воде?

(Вода – это жидкость.)

(Воду мы наливаем в графин, чайник)

(Вода бывает горячая и холодная)

(В  воде можно купаться, нырять)

-Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать больше о воде?

 

4) Решение проблемы. «Открытие» детьми новых знаний.

 Цель: Организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.

-Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (это учёные, которые занимаются открытием  или  изучением чего-то нового).

-Так что же будет предметом нашего исследования? ( вода)

–Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет вода.

- Я буду руководителем нашей исследовательской лаборатории, мы  будем работать в группах. В каждой группе будет руководитель, который отвечает за результаты  работы, лаборант - организует выполнение практической работы, секретарь  оформляет  результаты  работы, эксперт оценивает  работу всей группы специальными знаками: (слайд 3) красный отлично, зелёный –хорошо, жёлтый –удовлетворительно. Выберите себе роль.

 Одна  группа  будет исследовать состояние воды. Вторая группа  будет определять свойства воды. Третья группа работает с дополнительным материалом и отвечает на вопросы.(слайд 4 ) Все свои исследования вы будете записывать на специальные листы исследования,  которые лежат у вас на столах.

После выполнения задания группы меняются местами по часовой стрелке.

- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:

Ответы детей: Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать выводы(слайд 5)

-Итак, коллеги, переходим к теме исследования.  Возьмите конверты с  красным кружком

...

Полная версия урока: Урок окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды.", 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды.", 2 класс

pedagogika-smi.net

Презентация и сообщение по теме " Свойства воды" 2 класс. Окружающий мир.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА № 2

г. Белоярский

Проект в номинации № 11 «Первые шаги»

Тема проекта:

«ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»

Автор проекта:

Шишков Дмитрий Андреевич

1. ВВЕДЕНИЕ.

Древние философы Платон и Аристотель считали воду одним из четырех начал всего существующего. Эти начала – земля, вода, огонь и воздух.

Хотя некоторые представления о воде претерпевали определенные изменения, но воду продолжали считать простым, единым веществом вплоть до конца 18 века.

Что же такое вода? Каковы ее строение, физические свойства, благодаря которым, как писал академик В.И.Вернадский: «…она стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества-минерала, горной породы, живого тела, которое ее не заключало бы. Все земное вещество … ею проникнуто и охвачено».

Мне стало интересно: «Какая бывает вода? Что происходит с ней в природе? Почему летом мы купаемся в реках и озерах, а зимой по ним можно кататься на лыжах и коньках?»

Поэтому я решил изучить эту тему более подробно, провести несколько опытов и открыть для себя много нового и интересного.

Цель моей работы: расширить представление об окружающем мире, изучить различные свойства воды и ее агрегатные состояния.

Вода всем хорошо известна и на первых порах кажется, что в этом веществе нет ничего интересного. На самом деле, если всмотреться более внимательно в свойства, значение и состав воды, то можно обнаружить в этом веществе очень много таких качеств, которые мы не замечали, а, может быть, просто не знали.

Для работы по данной проблеме я поставил перед собой следующие задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- найти дополнительную информацию в интернет-ресурсах;

- узнать, для чего нужна вода, ее применение;

- познакомиться с основными агрегатными состояниями воды;

- провести опыты по изучению свойств воды.

2. ВОДА В НАШЕЙ ЖИЗНИ.

2.1. ВОДА В ПРИРОДЕ.

Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. Не случайно поэты посвящали ей удивительные строки, вот некоторые из них:

В кружева будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А, в сущности – только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И все это – только вода.

Вода - очень распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой. Этим наша планета так уникальна, что ученые даже предлагали переименовать ее в планету Океан.

Почти 70% поверхности нашей планеты занято океанами, морями, реками и озерами. Твердой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы.

Общие запасы воды на Земле составляют 1454,3 млн.куб.км. Из них менее 2% относится к пресным водам, а доступны для использования 0,3%. Подавляющая часть пресной воды на Земле находится в ледниковых покровах полярных стран, что делает ее труднодоступной для человека.

Молекулы воды обнаружены также в межзвездном пространстве. Вода входит и в состав комет, а также большинства планет солнечной системы и их спутников.

2.2.ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ, ЕЕ БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ.

А.Сент-Экзюпери сказал: "Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете!"

Ученые предполагают, что зарождение жизни на Земле произошло в водной среде.

Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Без воды невозможна жизнь - ведь она имеется в каждом живом организме.

Тело человека почти на 63-68% состоит из воды. Потеря более 10% воды может привести к смерти. Для нормального функционирования организма человеку нужно от 1 до 7 литров воды в зависимости от температуры и возможности окружающей среды.

Представители животного и растительного мира содержат такое же обилие воды в своих организмах. Например, млекопитающие содержат 60-68% воды, рыбы - 70%, водоросли - 90-98%.

Почти все биохимические реакции в каждой живой клетке - это реакции в водных растворах. С водой удаляются ядовитые шлаки; вода, выделяемая потовыми железами и испаряющаяся с поверхности кожи, регулирует температуру нашего тела. Вода, содержащаяся в организме человека, растворяет в себе минеральные соли в определенном количестве. Когда часть воды уходит из организма - в виде пота, мочи или в виде водяного пара при дыхании, в клетках нарушается равновесие: количество солей остается тем же, а воды становится меньше. Поэтому нам хочется пить. Таким образом, когда мы пьем поду, мы восполняем недостаток жидкости в клетках нашего тела.

2.3. ПРИМЕНЕНИЕ ВОДЫ.

Вода - обязательный компонент практически всех технологических процессов как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Самый крупный потребитель воды - сельское хозяйство (полив почвы в засушливых районах).

В водных растворах протекает большинство технологических процессов на предприятиях химической промышленности, в производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов. Огромное количество воды потребляют теплоэлектростанции, металлургические комбинаты. Вода служит также растворителем, хладагентом, теплоносителем.

Вода - важнейший источник энергоресурсов. Гидроэлектрические станции мира превращают механическую энергию водного потока в электрическую с помощью водяных турбин с соединенными с ними электрогенераторами.

Вода, необходимая для бытовых нужд человека, подвергается специальной очистке на водоочистительных стациях.

После того, как вода была использована в домах или на производстве, она поступает в канализацию. Обычно эта вода бывает очень сильно загрязненной, поэтому, прежде чем она вновь вернется в реки и моря, она проходит механическое, биологическое и химическое очищение канализационных вод.

Вода, несмотря на ее аномальные свойства, является эталоном для измерения температуры, массы (веса), количества тепла, высоты местности. Все высоты и глубины на земном шаре отсчитываются от уровня моря.

2.4. УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО - ВОДА.

Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей. И если бы вода вела себя "как положено", то Земля стала бы просто неузнаваемой.

Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. Вода при охлаждении расширяется, а при нагревании - сжимается.

Другими словами, плотность твердой воды в фазе льда оказывается меньше плотности жидкой воды. Когда температура падает ниже 4*С, более холодная вода как менее плотная остается на поверхности и замерзает, а подо льдом сохраняется положительная температура. То есть, зимой водоемы покрываются льдом с поверхности, а не промерзают насквозь. Внизу, под слоем льда, остается жидкая вода, что позволяет рыбам выживать зимой.

Важен для природы и тот факт, что вода обладает аномально высокой теплоемкостью, поэтому в ночное время, а также при переходе от лета к зиме она остывает медленно, а днем или при переходе от зимы к лету также медленно нагревается, являясь, таким образом, регулятором температуры на земном шаре.

Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. Нагреваясь, она поглощает тепло, остывая, отдает его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла, и тем самым «выравнивает» климат планеты. Особенно заметно на формирование климата материков влияют морские течения.

2.5. ТРИ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ.

Сказка.

У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.

- Уж если, — говорит первый брат, — кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.

—А я, — говорит второй брат, — на стекло похож. Только его я могу своим братом признать.

—А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.

— А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат, — и некого мне братцем назвать, разве только слезы.

Так и по сей день, спорят четыре родных брата: Белый снег, Синий лед, Густой туман, Частый дождь.

Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью называют. Бывает такое на свете. Не всегда брат брата узнает.

Несмотря на различия между водой, льдом, водяным паром, все они представляют разные состояния одного и того же вещества – воды. Значит, и лёд, и водяной пар, и вода – жидкости, состоят из одинаковых мельчайших частиц – молекул воды.

Различаются ли расположение и движение молекул в трёх состояниях воды?

  1. Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновений.

(Кипение воды.) - водяной пар

2.) При охлаждении вода превращается в лёд. Её молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул не прекращается: они всё время колеблются. ( Замерзание воды.)

Вода - единственное вещество на Земле, которое может существовать в трёх основных состояниях:

- жидком (вода),

- газообразном (водяной пар),

- твёрдом (лед и снег).

При нормальном атмосферном давлении (760 мм рт. ст.) лед тает (плавится) при температуре в 0 °C и вода кипит (превращается в водяной пар) при температуре 100 °C (температура 0 °C и 100 °C были специально выбраны как температура таяния и кипения воды при создании температурной шкалы "по Цельсию").

Таким образом, различные состояния воды зависят от температуры.

Проведем несколько опытов:

1. Нальем в пластиковый стакан немного воды и поставим его в морозилку. Через несколько часов вода в нем превратилась в лед. Значит, на холоде вода замерзает и становится твердой. Поэтому зимой реки и озера замерзают и мы можем кататься по льду на коньках.

2. Достанем стакан из морозилки и оставим его на столе. Скоро лед растаял, то есть вернулся в жидкое состояние. Поэтому летом, когда на улице тепло, мы можем купаться в реках и озерах.

3. Нальем немного воды в кастрюлю и поставим на огонь. Через некоторое время вода закипела, над кастрюлей стал подниматься пар, а воды становилось все меньше и меньше, ОНА испарялась. Потом я накрыл кастрюлю стеклянной крышкой, и под ней стали собираться капельки воды. На этом принципе основано уникальное явление - КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, В НЕБОЛЬШОЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ МЫ НАБЛЮДАЛИ ПЕРЕХОД ВОДЫ В ТРИ СОСТОЯНИЯ: ТВЕРДОЕ, ЖИДКОЕ И ГАЗООБРАЗНОЕ.

Переход из жидкого состояния в твердое называется затвердеванием, из твердого в жидкое - плавлением, а из жидкого в газообразное - испарением.

2.6. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Общее количество воды на Земле никогда не меняется, просто вода проделывает долгий путь, называемый круговоротом воды в природе.

Солнечные лучи нагревают воду в реках, озерах и морях, а также снег на вершинах гор. При нагревании вода постепенно превращается в пар. Пар начинает подниматься высоко в небо. Чем выше он поднимается, тем ниже становится температура окружающего воздуха. С понижением температуры пар начинает превращаться снова в крохотные капельки воды, которые сталкиваются друг с другом и образуют облака. Когда капли становятся слишком тяжелыми, они падают на землю - начинается дождь. Вода из луж просачивается в почву, а затем снова попадает в реки, озера и моря.

На протяжении истории этот процесс повторяется бесчисленное количество раз, поливая таким образом растущие растения и наполняя водоемы водой.

Зимой вместо дождя на Землю падает снег. Капельки воды таким же образом собираются в облаках. Но температура зимой понижается настолько, что капельки замерзают, превращаясь в ледяные кристаллы, называемые снежинками.

Тепло - вот причина испарения воды. Это происходит тем скорее, чем сильнее нагрета вода. Ускоряет испарение и ветер. Вода испаряется тем раньше, чем больше ее поверхность, и тем быстрее, чем суше окружающий воздух.

2.7. ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВОДЫ (ОПЫТЫ).

1. Вода - прозрачная жидкость (опускаем в стакан ложку).

2. Вода бесцветна (на столе стакан воды и разноцветные полоски бумаги, цвет которых не совпадает с цветом воды).

3. Вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются (в ней можно растворить кристаллы соли, сахара; а части измельченного мела осели на дно).

4. Вода не имеет запаха.

5. Текучесть воды (если вылить из стакана, она разливается; можно также перелить из одного стакана в другой).

6. При нагревании вода расширяется.

7. При охлаждении вода сжимается.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Многие свойства воды аномальны, но именно эти аномальные свойства воды позволяют нам жить в столь разнообразном мире, восхищаться красками осени и весны, любоваться льдами и водопадами, облаками на небе и росой на траве.

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

Вода - одно из самых главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует! От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду - наше главное богатство - ее надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Презентация Вода/voda_lena ТЕЗИСЫ.

  1. На первый взгляд, вода кажется очень простым соединением, состоящим из атомов водорода и кислорода. На самом деле это самое аномальное вещество в мире.

Получают воду из-за границы: Азербайджан, Латвия, Словакия, Узбекистан, Израиль, Молдова, Румыния, Туркменистан.

infourok.ru

Конспект по познанию мира. Вода. Свойства воды (2 класс)

Диевская средняя школа

Аулиекольского района

Костанайской области

Учитель начальных классов

Малышева Т. И.

Тема урока: Вода и её свойства

Тип урока: изучение новых знаний.

Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, три состояния воды; способствовать развитию умения критически мыслить, самостоятельно обучаться, работать в группе.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.

Оборудование урока:

Набор лабораторного оборудования: стаканы, блюдце, ложка.

Вещества для проведения опытов: вода, молоко, соль, сахар, песок.

Использование ИКТ.

Ход урока

.Организационный момент. Мотивация

-Один из детских поэтов сказал:

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому.

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным ПОЧЕМУ?

-А вы являетесь почемучками? Тогда этот урок посвящается вам.

Проверка домашнего задания

- Что вы проходили на прошлом уроке?

- Чтобы повторить тему прошлого урока достаньте листочки и ручки, сейчас у нас будет небольшой тест.

- Я вам буду читать высказывания, вам нужно будет поставить +/-, в зависимости от того согласны ли вы с ним. То есть, если вы согласны, то ставите +, если нет, то -. Поднимите руку, если у кого -то есть какие то вопросы.

1. Воздух упругий и сжимаем. +

2. Воздух не имеет цвета. +

3. Воздух хорошо проводит тепло.-

4. Воздух плохо проводит тепло+.

5. Воздух голубого цвета.-

6. Воздух поддерживает горение.+

7.Воздух прозрачен.+

8. Без воздуха нет жизни на Земле.+

9. Воздух предохраняет Землю от перегрева солнечных лучей.+

10. Воздух не имеет запаха.+

Критериальное оценивание. За каждый правильный ответ 1 балл.

8-10 баллов-«5»

6-8 баллов «4»

5 баллов –«3».

Введение в тему урока

А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.

«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это? (Вода)

Какова же будет тема нашего урока?

Приложение 1

Послушайте, пожалуйста, музыку. Какие звуки природы вы услышали? (дождь)

«Корзина идей» Что вам известно о воде?

Происходит обзор знаний о воде. Открывается первая часть темы урока «Вода…».

-Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».

Постановка учебной задачи

Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе. Без неё нет жизни.Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества? (Дети затрудняются ответить) – Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды. Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)– Чтобы изучить свойства воды,  мы проведём исследование.

IV. Определение темы исследования, цели.

– Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)– Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды)

V. Выдвижение гипотез

– Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …(Учитель записывает все выдвинутые детьми гипотезы на доске)

VI. Определение методов исследования

– Какими методами исследования можем воспользоваться? (Наблюдение, эксперимент)

VII. Ознакомление с планом исследования

– Посмотрите на план исследования, подходит ли он нам? (План напечатан на доске)

1.  Проведение опыта.2. Формулирование вывода3. Отчёт о результатах исследования

Свойства воды.

Есть

(да)

Нет

бесцветна

прозрачна

Запах, вкус

имеет ли форму

текучесть

растворитель

Физминутка.

Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)

Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)

Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа)

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)

Работа по изучению новой темы. Работа в парах.

Самостоятельное определение очевидных свойств воды и заполнение данной таблицы. Учитель на постере или на доске заполняет аналогичную таблицу.

Опыт по определению «Вода-растворитель» организуется учителем одновременно в парах, нос разными веществами.

На столе у 1 пары – соль, у второй группы – сахар, у третьей – песок.

1 пара: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.

2 пара: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.

3 пара: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.

Каждая группа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.

(1 пара кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)

2 пара (Сахар тоже растворился в воде)

- А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)

– Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)

- А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)

- Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель) Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!

– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)

–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)

Проведем опыт Фильтрование воды

Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)

– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь

Последний опыт я хочу вам показать сама. Вы будьте внимательны и постарайтесь сделать самостоятельно вывод.

Протираю губкой школьную доску. Через некоторое время доска высохла. Куда делась вода?

Вода испарилась. Это свойство воды широко используется главным образом в быту.

– Летом вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.)

Значит вода может быть не только в жидком состоянии, но и в газообразном и твердом.

Задание. Распределить картинки по группам: сосулька, туман, пар, снег, лед, иней.

Приложение2

Задание. Внимательно посмотрите фильм «Три состояния воды»,попробуйте назвать как можно больше фактов о воде из просмотренного фильма.

Подведение итогов

– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?

Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.

Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.

– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)

Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Синквейн «Вода»

  1. Какая? Прозрачная, чистая

  2. Что делает?течет, поит, моет

  3. Придумайте предложение со словом «Вода»

  4. Назовите слово ассоциацию. Жизнь

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

Задание на дом индивидуально.

1 уровень. Прочитать по учебнику с 48-51

2.Прочитать и рассказать родителям о свойствах

3. Составить 5 вопросов одноклассникам по теме

infourok.ru

Урок познания мира "Вода. Свойства воды" (2 класс)

Тема: Вода. Свойства воды.

Цели:

  1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.

  2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.

  3. Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

  4. Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.

Оборудование: конспект, таблицы, листочки с описанием опыта, наборы для проведения опытов, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

  • Ну – ка проверь, дружок,

  • Ты готов начать урок?

  • Всё ль на месте

  • Всё ль в порядке,

  • Ручка, книжка и тетрадка?

  • Все ли правильно сидят?

  • Все ль внимательно глядят?

  • Каждый хочет получать

  • Только лишь оценку «5».

2. Проверка домашнего задания.

-О чем мы говорили на прошлом уроке? (О воде).

-Давайте вспомним в каких состояниях бывает вода?

Состояния воды

Жидкое Твердое Газообразное

- Посмотрите на слова, которые написаны у вас на карточках. Что общего в этих словах? Что их объединяет? (вода) -Распределите эти слова в три группы (работают в парах)Лёд, град, снег. (твердое состояние ) Дождь, роса. (жидкое состояние) Облако, туман. (газообразное состояние) 

ВЫВОД: вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.

3.Сообщение темы и целей..

-Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.

«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»

Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».

Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.

- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию, для того, чтобы убедиться, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные» свойства. Мы сегодня это докажем в течение урока.

4.Ход урока.

а) Лабораторная работа.

- А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».

В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы. У каждого из вас на партах лежат квадратики разного цвета, таким образом вы разделитесь на группы по цветам.

Синий квадрат. Голубой квадрат. Фиолетовый квадрат. Розовый квадрат.

Кабидолданова С. Листофорова А. Апрельский А.

Каргин Д. Кабылкин Е. Лысянский Л. Баранов О.

Воронова Е. Анищенко С. Васечкин В. Дёмин М.

(деление на группы)

Мы будем работать с лабораторным оборудованием, поэтому необходимо соблюдать технику безопасности.

  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

infourok.ru


Смотрите также