Окружающий мир 3 класс «Свойства воды. Вода – условие жизни на Земле». Окружающий мир свойства воды
I. Организация начала урока. Здравствуйте ребята. Желаю вам хорошего настроения и успешной работы на уроке. |
| ||||||
II. Сообщение темы, целей и задач урока. – Ребята, я предлагаю вам отгадать кроссворд и определить тему урока и цель (Обобщение, Вода). Вопросы к кроссворду №1 [1, 5]: 1. Модель нашей планеты? (глобус) 2. Избыточно увлажнённый участок земли с влаголюбивыми растениями? (болото) 3. Часть земной поверхности, значительно возвышающаяся над равниной? (гора) 4. На какой реке находится наш город? (Бия) 5. Естественное углубление в скале? (пещера) 6. Водяная оболочка Земли, окружающая материки и острова? (океан) 7. Самое низкое место оврага? (дно) 8. Самый жаркий материк нашей планеты? (Африка) 9. Крупный массив суши? (материк) Вопросы к кроссворду №2: 1. Ровная, без высоких холмов земная поверхность? (равнина) 2. Прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли? (ось) 3. Твердое состояние воды? (лед) 4. Чертеж, изображающий часть земной поверхности? (план) |
На доске плакат с кроссвордами (приложение А) | ||||||
III. Основная часть. – Приступим к отчетам групп по проделанной ими работе. Но сначала послушайте слова известного французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, которые будут девизом нашего урока: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь… Ты – самое большое богатство в мире» Мы должны познакомиться со значением воды в жизни человека, с основными свойствами воды, с понятием «вода – растворитель», прикоснуться к тайне водных богатств родного края. – Поисковой деятельностью мы занимались в группах. Каждая группа получила задание, теперь будет отчитываться, и заполнять свое место в таблице Я буду выступать в роли консультанта. Начинаем работу. |
Девиз урока написан на доске. Его читает наизусть подготовленный ученик. | ||||||
1. Просмотр изображений планет В качестве заставки к отчёту 1 группы по теме «Значение воды в жизни человека» предлагаю посмотреть изображения планет и ответить на вопрос «Чем отличается наша планета от остальных планет Вселенной?» (Только на ней существует вода). | Альбом-атлас «Планеты» [6] | ||||||
2. Отчёт 1 группы «Значение воды в жизни человека» [4]. 1 ученик – Наша группа изучала значение воды в жизни человека. Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь неотделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи. | Ученики по очереди выходят к доске и защищают свои работы по теме «Вода», которые вывешиваются на доске. <Рисунок 1> (приложение Б) | ||||||
2 ученик – По воде передвигаются плоты, лодки, корабли. Люди путешествуют, перевозят грузы, ловят рыбу, охраняют от браконьеров, спасают людей, оказавшихся в море, исследуют подводный мир. | <Рисунок 2> (приложение В) (приложение Г) | ||||||
3 ученик – Вода создает красоту в природе. Это и красивые пейзажи с озерами, морями; и водопады, вызывающие восхищение; даже обычный домашний аквариум, создает красоту в доме и успокаивает. | <Рисунок 3> (приложение Д) | ||||||
4 ученик – Вода необходима для выращивания растений, как питье жизненно необходима для животных и человека. | <Рисунок 4> (приложение Е) | ||||||
5 ученик – На воде устраиваются различные соревнования. | <Рисунок 5> (приложение Ж) | ||||||
ВОДА – ЖИЗНЬ Вода – прекрасное творенье Нас окружающей среды, Источник силы, вдохновенья, Источник жизни и хвалы. Ведь без неё земля пуста, Как обожжённая пустыня Храни природу, человек, Жизнь в озере и океане, Покой прудов, теченье рек, Глоток воды в твоём стакане! (Работа с классом – подведение итогов по рисункам на доске) Вывод: Значение – красота, передвижение, жизнь для растений, животных и человека, и др. | Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок | ||||||
3. Отчет 2 группы «Состояния воды» 1 ученик – Наша группа изучала состояния воды. Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. В зависимости от температуры она может переходить из одного состояния в другое. Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними тоже разное. 2 ученик – Вода может находиться в жидком состоянии – это реки, озера и другие водоемы, а также питьевая вода из крана и другое. 3 ученик – Вода при замерзании превращается в лед, это и айсберги, и сосульки, и другое. 4 ученик – Вода при нагревании превращается в пар, он невидимый и молекулы его располагаются между молекулами воздуха.
|
| ||||||
4. Отчет 3 группы. «Свойства воды – жидкости» 1 ученик – Наша группа получила задание изучить свойства воды. 1) Вода – текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась. 2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму. 3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода – прозрачная. 4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет. 5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет. 6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается налитая доверху бутылка воды, оставленная на морозе. Итак, подведём итоги. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды.
|
Ученики демонстрируют прозрачность воды | ||||||
5. Отчёт 4 группы. Наша группа изучала свойство растворимости. Все мы с вами пили сладкий чай, солили суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. То же самое происходит и с некоторыми другими веществами. Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми. Вода для них – растворитель. То, что получилось после растворения, называют раствором. Опытная деятельность Но проведём такой опыт: попробуем в воде растворить песок. (Демонстрирует). Что вы скажете по этому поводу? Правильно, песок в воде не растворился. Такие вещества называются нерастворимыми. Итак, подведём итог: 1) вода обладает ещё одним свойством: она – растворитель; 2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми; 3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми; 4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор. Подведение итогов. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия терминов по теме «Вода – растворитель». |
Ученики демонстрируют опыты о растворимости с солью, песком и сахаром. | ||||||
6. Отчёт 5 группы «Водные богатства родного края» [2, 3]. Наша группа получила задание изучить, какие реки и озера находятся в Алтайском крае. Говоря о воде, нельзя не затронуть разговор о водных богатствах Алтайского края (рассмотреть карту Алтайского края). «Алтай. Прекрасная моя родина. Красота её, ясность её поднебесная- редкая на земле»-так говорил В.М. Шукшин. В.В.Бианки писал: «Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Для жительства я бы выбрал Алтай» На вершине Алтая кедр качали ветра. У него золотая, словно солнце кора. Он стройней всех и выше в этих горных лесах. У него пропасть шишек голубых на ветвях» (И. Ветлугин) |
| ||||||
1. Всего в крае насчитывается 28964 малых и больших рек, 13500 озер. Они условно делятся на 2 части: бассейн реки Оби и бассейн Кулундинской равнины. Чистая вода рек – результат работы микроорганизмов ,фильтрующих ее, но вредные вещества, которые сбрасывают в реки и озера, губят эти организмы и вода становится непригодной для рыбы, вызывает желудочно-кишечные заболевания у людей, непригодна и как место отдыха. А красивых мест для отдыха на Алтае много.
| Демонстрация карты Алтайского края (показ детьми называемых объектов)
28964 реки, 13500 озер. | ||||||
2. Телецкое озеро или «Золотое озеро», с которым связано много легенд, имеет небольшую площадь – 223 км2, но ,благодаря большой глубине (до 325 м), в нем содержится огромное количество чистейшей пресной воды, насыщенной кислородом. Недаром Телецкое озеро называют «вторым Байкалом». Вытекает из него только река Бия, а впадают 70 ледниковых рек и 150 временных водотоков с водой из реки Чулышман.
| Телецкое озеро (глуб. 325м.) | ||||||
3. На многих горных реках есть красивые водопады, которые всегда оставляют незабываемые впечатления у туристов. Самые известные это – Текелю (60м), Куркуре (20м), Корбу (12м). А зимой водопады превращаются в сплошную глыбу льда. | Водопады (приложение З) Куркуре (20м) Корбу (12м) | ||||||
4. На Алтае преобладают реки длиной менее 10 км., а наибольшими являются Бия (301 км.), Катунь (688 км.), Алей (858 км). Бия – вторая по водности река Алтая. Она вытекает из Телецкого озера, используется для сплава на плотах и лодках. На ней много прекрасных мест для отдыха и рыбалки. В реке водятся таймень, щука, язь, налим, плотва, пескарь. | Бия 301 м. Катунь 688 м. Алей 858 м. | ||||||
5. Кулундинское озеро – самое большое среди озер Алтая, но неглубокое – глубина не превышает 3 метра. На его берегах – заповедник. Вода слабосоленая и уровень солености повышается, а уровень воды снижается.
VІ. Закрепление изученного материала, подведение итогов.
– Дети, посмотрите на доску. Здесь собран весь изученный материал урока. Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Заинтересовало?
В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье. V. Домашнее задание.
Мини-сообщение о любом водоёме Алтайского края, происхождение названий алтайских рек и озёр. Свое впечатление от урока прошу выразить помещением своего «смайлика» на соответствующую часть круга. На этом урок окончен. Спасибо за сотрудничество. |
Свойства воды - презентация к уроку Окружающий мир
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Урок окружающего мира 3 класс Составлен на основе учебника «Мир вокруг нас» для 3-го класса – (автор А. А. Плешаков) Бабкина Людмила Викторовна учитель начальных классов ГОУ СОШ №2026 ВАО г.Москвы 900igr.net
№ слайда 2Цели и задачи урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления её в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.
№ слайда 3 Описание слайда:Тема урока Отгадайте загадку: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. ВОДА
№ слайда 4 Описание слайда:Ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами: 1. Что такое воздух? в) Воздух – это смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа. б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.
№ слайда 5 Описание слайда:2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно? а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный; о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.
3. Что происходит с воздухом при нагревании? д) при нагревании воздух расширяется; г ) при нагревании воздух сжимается;
№ слайда 7 Описание слайда:4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании? к) углекислый газ; а) кислород; т) азот.
№ слайда 8 Описание слайда:в о д а 1. 2. 3. 4.
№ слайда 9 Описание слайда:Что такое вода? Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук?
№ слайда 10 Описание слайда:Что такое вода? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?
№ слайда 11 Описание слайда:Что такое вода? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели,
Что такое вода? Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без …
№ слайда 13 Описание слайда:3/4
№ слайда 14 Описание слайда:Что такое вода?
№ слайда 15 Описание слайда:Что такое вода? Тело медузы на 90 – 95% состоит из воды Тело человека состоит на 2/3 из воды Массу тела человека разделить на 3 и умножить на 2
№ слайда 16 Описание слайда:Что такое вода?
№ слайда 17 Описание слайда:Что такое вода?
№ слайда 18 Описание слайда:Что такое вода?
№ слайда 19 Описание слайда:Физкультминутка Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
№ слайда 20 Описание слайда:Работа по учебнику: стр. 49. Прочитайте текст учебника. Найдите отрывок в тексте, в котором говорится, как узнать сколько воды в твоём организме. Вычислите сколько воды в вашем организме.
№ слайда 21 Описание слайда:Работа в рабочей тетради: стр.20 №1. Вычислите и запишите, если масса человека 60 кг, то сколько воды содержится в его организме? А если масса человека 90 кг? Запишите сколько воды в вашем организме. стр.21 №2. Чем отличается первый рисунок от второго? Кого из приложения можно поместить на первый рисунок? Кого на второй рисунок?
№ слайда 22 Описание слайда:Свойства воды
№ слайда 23 Описание слайда:Свойства воды
№ слайда 24 Описание слайда:Свойства воды 5. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
№ слайда 25 Описание слайда:Свойства воды 6. Не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
№ слайда 26 Описание слайда:Свойства воды 7. Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
№ слайда 27 Описание слайда:Работа в рабочей тетради: стр. 22 №5. Как располагаются частицы воды при нагревании? Нарисуйте. Объясните. Как располагаются частицы воды при охлаждении? Нарисуйте. Объясните.
№ слайда 28 Описание слайда:Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
№ слайда 29 Описание слайда:От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь!
№ слайда 30 Описание слайда:Готовим воду для питья. Профильтруйте воду через бумажный или многослойный тканевый фильтр. Это очистит её от механических примесей, мусора, песка, ила, мелкой пыли.
№ слайда 31 Описание слайда:Готовим воду для питья. Прокипятите профильтрованную воду (или можно добавить кристаллик марганцовки), чтобы очистить её от болезнетворных микроорганизмов.
№ слайда 32 Описание слайда:Итог урока. Что нового узнали на уроке? Может ли человек прожить без воды? Назовите свойства воды.
№ слайда 33 Описание слайда:Домашнее задание: Учебник: стр. 52 ответить на вопросы. Рабочая тетрадь: стр.21, 22 №4, №5
№ слайда 34 Описание слайда:ppt4web.ru
Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды"
Разделы: Начальная школа
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с распространением воды в природе, уточнить и расширить знания о значении воды для живых существ.
- организовать исследование детьми основных свойств воды.
- сформировать понятие бесцветности, прозрачности, безвкусности.
- познакомить с фильтрованием как одним из способов очистки загрязненной воды.
- Развивающие:
- развивать связную речь, ввести в активный словарь термины и понятия: свойства, фильтрование, фильтр, бесцветность, безвкусность, прозрачность, текучесть, растворитель.
- развивать зрительное восприятие, произвольную и непроизвольную, зрительную и слуховую память, произвольное внимание; умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы на примере материала темы.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к урокам окружающего мира, формировать элементы научного мировоззрения, бережное и активное отношение детей к живой природе.
Оборудование: учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс; карточки с условными знаками погоды, меловая схема на доске для проверки домашнего задания, запись темы и целей урока, ребус, аудиозапись с шумом дождя, ручья, океана, схема рассказа «Вода в природе», глобус, инструкции к опытам, вода, стаканы, воронки, шарики, фильтры из салфеток, песок, сахар, таблица у детей в тетради и учителя на доске к опытам, опорные слова к опытам, индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
1. Организация класса (1 мин.)
– Сядет тот, кто правильно назовет условный знак: ясно, пасмурно, переменная облачность, дождь, снег, слабый, сильный, умеренный ветер, гололед, кучевые, перистые, слоистые облака.
2. Природоведческая минутка (2 мин.)
– Послушаем наших дежурных, которые расскажут об изменениях в природе за неделю.
3. Проверка домашнего задания. Введение в тему (5 мин.)
– На прошлом уроке мы изучили тему: Тела, вещества, частицы. Проверим, как вы ее поняли.
1. Составь схему у доски и расскажи:
Пример заполнения схемы учеником:
2. Индивидуальные карточки:
1. Что такое тело?
Тело бывает только у человека и животных Тело – любой предмет в окружающем мире
2. В каком ряду перечислены тела только неживой природы, а в каком – только живой?
Сосулька, снежинка, капля воды, пузырек воздуха _______________ Растения, животные, грибы______________
1. В чем отличия тел природы от изделий?
Тела природы только в природе, а изделия – в домах Изделия созданы человеком, а тела природы человек не создавал Изделия состоят из глины, а тела природы из древесины
2. Что такое вещество?
Это разные вещи в доме Это то, из чего состоят тела Это листопад, снегопад, гололёд
1. Соедини слова первого столбика со словами из второго столбика.
Стакан Тела неживой природы Кровать Заяц Снежинка Тела живой природы Ромашка Тетрадь Сосулька Изделия Бабочка Камень
2. Что такое вещество?
Это разные вещи в доме Это то, из чего состоят тела Это листопад, снегопад, гололёд
1. Каким общим словом называются тела живой природы? Подчеркни правильное.
Вещества, животные, организмы.
2. Перечисленные вещества раздели на 3 группы. Соедини слова первого столбика со словами из второго столбика.
Вода Жидкое Соль Природный газ Твёрдое Воздух Молоко Газообразное Сахар
3. Дать краткий ответ:
– Что такое тело? В какие группы объединяются тела? Примеры. – Что такое вещество? В какие группы объединяется вещества? Примеры. – Почему надо изучать свойств разных веществ?
4. Проверка задания № 1
5. Фронтально: Заполнить таблицу по образцу (устно):
Предмет (тело) | Название вещества | Состояние тела, вещества |
Гвоздь | железо | твердое |
Мяч | ||
Стакан | ||
Сосулька | ||
Лед |
4. Сообщение темы, цели урока (1 мин.)
– Вот мы и подошли к теме нашего урока. Отгадайте ребус и определите, чему мы будем учиться на уроке.
- Свойства воды
- Где встречается вода в природе?
5. Объяснение нового материала (5 мин.)
а) Прослушивание стихотворения (2 мин.)
Рассказывают два ученика.
– Послушайте стихотворение и скажите, в каких природных явлениях и телах присутствует вода?
Спросил на днях малыш сосед У струйки, льющейся из крана: – Откуда ты? Вода в ответ: – Из далека, из океана. Потом малыш гулял в лесу, Росой искрилась вся поляна. – Откуда ты? – спросил росу. – Поверь, и я из океана! На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана: – Откуда ты? Ты кто такой? – И я дружок, из океана! – Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донесся шёпот: – Знай, малыш, и я пришла из океана. Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, И в снежинке, И в дождинке, И в росинке Нам откликнется всегда Океанская вода.
– Где еще мы можем встретить воду? – Почему в стихотворении говорится об океанской воде, мы ведь не пьем соленую воду? – Здесь имеется вся вода нашей планеты. Вода Мирового океана: соленая и пресная.
б) Сообщение учащегося (2 мин.)
План рассказа в виде рисунков на планшете. – Послушаем сообщение Лены, а затем вы ответите на вопрос: в каких состояниях встречается вода в природе и для чего она нужна?
ВОДА В ПРИРОДЕ
– Ребята, что это такое? (Показать глобус) – Какого цвета на глобусе больше? – Голубым цветом изображаются моря, океаны, реки, озёра нашей планеты. Они занимают места в 2 раза больше, чем суша. Толстый слой воздуха опутывает нашу Землю. В воздухе находится много воды в виде туч, пара. Вода есть и под землей и в почве. На Северном и Южном полюсах вода в виде льда. Вода есть и в животных и растениях. А некоторые, например рыбы, вообще без воды жить не могут. Наше тело больше, чем на половину состоит из воды. Она разносит питательные вещества по организму и удаляет из него вредные вещества. Без пищи человек может прожить 30 – 40 дней, а без воды 4 – 5 дней. В сутки человеку требуется 2 – 2,5 литра воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище). – Где же встречается вода в природе, в каких состояниях? (в почве, под землей, в морях, океанах, в воздухе, во льдах, в человеке, в растениях; твердая, жидкая, в виде пара). – Что интересного запомнили?
6. Физминутка (1,5 мин.)
– Давайте с вами немножко отдохнем.
Дети имитируют движения под шум воды.
От зеленого причала оттолкнулся теплоход. Раз, два! Сделал шаг назад сначала. Раз, два! А потом шагнул вперед, И поплыл, поплыл по речке Набирая полный ход. Рыбки плавали в водице, Веселились все в ручье, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.
7. Практическая работа (11-12 мин.)
а) Изучение свойств воды (10 мин.)
– Мы много знаем о воде, но постараемся узнать еще больше. Давайте познакомимся со свойствами воды с помощью опытов. Возьмите лист-инструкцию к работе (см. учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 кл.)
СВОЙСТВА ВОДЫ
Ты уже знаешь, что вода — жидкость. Познакомимся с её свойствами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Опыт 1. В один стакан положи шарик или другой предмет, а в другой стакан налей воды. Изменилась ли форма шарика? А воды? О каком свойстве воды это говорит? Опыт 2. Определи, имеет ли чистая вода запах.Опыт 3. Попробуй воду. Имеет ли она вкус. Сравни со вкусом молока, сахара, соли. Какой вывод можем сделать?Опыт 4. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Опыт 5. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых на листе. Имеет ли вода цвет?Опыт 6. Вылей на линейку немного воды. Что заметил? Наклони линейку. Что произошло с водой?Опыт 7. Насыпь в один стакан с водой немного соли или сахара, а в другой — столько же песка. Помешай воду. Что ты заметил? О чём говорит этот опыт?Опыт 8. Мутную, загрязнённую воду можно очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр. – Сколько опытов мы должны сделать? – Читаем опыт, выполняем, делаем выводы, и результат заносим в таблицу. Вы у себя в тетради, а я на доске.
Свойства воды | Жидкая вода |
Форма | Не имеет |
Запах | Не имеет |
Вкус | Безвкусная |
Прозрачность | Прозрачная |
Цвет | Бесцветная |
Текучесть | Текучая |
Растворитель | Растворитель, но не все вещества в ней растворяются |
Очистка | Фильтрованием |
Опыты проводятся с помощью учителя. По ходу учитель задает вопросы:
– Что видите? – Что чувствуете? – Какой вывод можем сделать?
б) Обобщение (1 мин.)
У доски отвечает 1 ученик, рассказывая о своих наблюдениях с опорой на таблицу.
8. Закрепление (10 мин.)
а) Проблемная ситуация
– В одной из русских загадок говорится, что воду нельзя вкатить в гору, не унести в решете, в руках не удержать. Почему? О каких свойствах воды вы вспомнили? – Мы узнали, что дома воду можно очистить с помощью фильтра, а как же в природе происходит очистка воды? – Прочитаем об этом на странице 65 в учебнике (с помощью песка).
б) Работа по карточкам
Сильным учащимся:
1. Некоторой своей деятельностью человек загрязняет воду. Выдели ее в перечисленном.
Моют машины на берегах водоемов ; пьют воду ; спускают отработанную на заводах и фабриках воду в водоемы ; бросают мусор в водоемы ; смотрят телевизор . Допиши, если ты знаешь другие источники загрязнения воды.
1. Как знание свойств воды помогает охранять здоровье?
Если вода непрозрачная или имеет вкус, ее нельзя пить ; если вода имеет вкус, ее надо пить ; вода текуча, значит, хорошо смывает грязь с тела ; если вода имеет запах, ее нельзя пить и нюхать ; горячая вода может вызвать ожоги тела, а холодная — простуду .
2. По описанию определи, о каком свойстве воды идет речь. Запиши название этого свойства. Если в описании идет речь о свойстве, которого нет у воды, напиши слово «нет».
Из чашки на стол пролилась вода. Вода растеклась по столу. Вода... Чашку с водой поставили вверх дном. Чашку убрали. Осталась чашка из воды. Вода… В стакан с водой положили сахар. Вскоре сахар растворился. Вода... Водой выкрасили дом в желтый цвет. Вода... В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Вода...
Средним учащимся:
1. Какой бывает вода в природе? Продолжи примеры из своих наблюдений.
Жидкая вода: роса, ________________________________________________ . Твёрдая вода: лёд, __________________________________________ . Газообразная вода: _______________________________________________ .
2. Как называется этот способ очистки воды?
В опыте | В природе
|
1. Что такое вода?
Это твердое вещество ; это жидкое вещество ; это газообразное вещество .
2. Кроме жидкой, вода бывает в твердом и газообразном состояниях. Допиши предложения.
Вода в твердом состоянии — это... Вода в газообразном состоянии — это...
1. В задании перечислены свойства чистой воды. Некоторые из них неверные. Вычеркни их.
Прозрачная, кислая, текучая, имеет форму шара, не имеет запаха, имеет температуру...
2. Часть веществ в воде не растворяется и загрязняет ее. Как можно очистить воду от грязи?
Перелить воду в чистую посуду ; дать воде отстояться ; воду профильтровать .
Слабым учащимся:
Соедини слова с рисунками стрелками.
1. Текуча 2. Прозрачна |
3. Без вкуса |
4. Без запаха |
в) Проверка работы по карточкам
Дети меняются карточками и проверяют ответы друг друга по карточкам с правильными ответами, выданными учителем.
9. Итог урока
– Какие свойства воды вы узнали? – Как называется способ очистки воды? – Где встречается вода в природе? – Какое значение имеет вода для живых организмов? – Для чего нужно знать свойства воды?
Оценка работы учащихся учителем, отметка за урок.
10 . Домашнее задание (2 мин.)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Разделы: Начальная школа
Цели и задачи урока:
- закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле, повторить знания разнообразия видов водоемов и источников питьевой воды, правила безопасного поведения на берегах водоемов, познакомить учащихся со старинными приспособлениями для водоснабжения, сформировать знания основных физических и химических свойств воды;
- продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств веществ, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы;
- воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование.
Оборудование к уроку:
- у учителя: пластиковая бутылка с водой, стакан с водой, ложка, немного молока, сосуды разной формы (4 штуки), подкрашенная вода (можно акварелью подкрасить), полоска бумаги, окрашенная в цвета радуги, условные рисунки арбуза, лимона и тела человека с уровнем жидкости в них, таблички с этапами экспериментальной деятельности, таблички со свойствами воды, видеоролик с морскими обитателями – не больше 1 минуты).
- у учеников: ложка, 2 стакана с чистой водой, цветная полоска, пробирка с подкрашенной водой, салфетка (оборудование находится на подносиках).
ХОД УРОКА
1. Огранизационный момент
Общая подготовка и эмоциональная настройка к уроку. Заполнение дневника наблюдений.
2. Актуализация нового знания и повторение ранее полученных знаний
– Ребята, отгадайте загадку:
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)
– Скажите, а мы изучали уже когда-нибудь воду? А что мы можем о ней уже сказать? (В каких водоемах она содержится). – А что такое водоем? (Место скопления или хранения воды). – Какие водоемы вы знаете? (Дети называют разные водоемы, а учитель «вывешивает» их на доску – родник, река, озеро, лужа, пруд, болото, колодец, море, озеро, океан, бассейн, водохранилище). – На какие группы мы распределяли водоемы во 2-м классе? (На естественные и искусственные). – Какие еще 2 группы водоемов вы знаете? (Пресные и соленые). – Знаете, ребята, что пищевую соль добывают, оказывается, не из воды океанов или морей, а из соленых озер. Так что озеро может быть источником и пресной и соленой воды. – Какую воду мы с вами потребляем? (Пресную). – Какой воды на Земле больше: пресной или соленой? (Соленой). – Докажите! Молодцы! – На прошлых наших уроках мы с вами уже познакомились с одним веществом, которое очень важно для всего живого на Земле. Какое это вещество? (Воздух). – А вещество, с которым мы будем знакомиться сегодня, важно или нет? – Давайте с вами подумаем, чем же вода так важна для всего живого… – Как вы считаете, почему села и города располагаются у водоемов? (Люди издревле любили селиться по берегам рек, т.к. река для них была и источником воды для питья, стирки, мытья и дорогой среди тогда густых, труднопроходимых лесов (летом по рекам плавали на лодках и кораблях, зимой – ездили по льду на лошадях и верхом и на санях).
(Появляется первая запись в схеме – транспортная система)
– Чем же еще важна вода? – Для многих организмов вода – это их природный дом. Разнообразные существа заселили океаны, моря, реки, озера, пруды. Одни из организмов приспособлены к жизни в соленой воде, другие – в пресной. – В первом классе мы с вами изучали разнообразие групп животных, я хочу, чтобы сейчас вы воспользовались своими знаниями и, посмотрев отрывок про водных обитателей, сказали, каких животных вы узнали (Учитель показывает видеоматериал).
(Делается вторая запись – среда обитания)
– Но вода – не только дом для каких-то живых организмов, она содержится и в самих живых организмах (Учитель вывешивает на доску условные рисунки с изображением арбуза и лимона, на которых указано количество воды в этих плодах). Достаточно помять в руках лист растения, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Например, в некоторых известных и любимых вами фруктах, овощах и ягодах содержится очень большое количество воды. Вот, например, по условным рисункам арбуза и лимона можно увидеть, сколько сока они в себе содержат. А сок – не что иное, как вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя и не в таком большом количестве. – В телах животных вода обычно составляет больше половины массы. (Вывешивается рисунок человека). – Посмотрите, сколько воды в теле человека (вывешивается схематическое изображение тела человека с указанным уровне воды в организме). Вы можете подсчитать, сколько ее в вашем организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2. (Учитель записывает формулу на доске – М тела : 3 *2). – Вы знаете, что живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2-х литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище). (3-я запись – питание) – А для чего еще человеку необходима вода?(4-я запись – в быту) – Посмотрите, сколько мы с вами уже знаем об этом удивительном веществе! (К концу обсуждения важности воды для всего живого получается схема: В – транспортная система О – среда обитания растений и животных – живые организмы Д – защита А – использование в быту ). – Как вы думаете, что же еще нового мы можем узнать о воде? – Будьте очень внимательны на уроке, т.к. по его окончанию я вас спрошу, что же вы узнали об этом удивительном веществе.
3. Введение нового знания через опытно-экспериментальную деятельность
– Мы с вами убедились, что вода тоже очень важное вещество для всего живого на Земле, поэтому нам следует познакомиться с ней более подробно. Откройте свои тетради на стр.31 и посмотрите на №28. Что предлагает нам узнать автор о воде? (Свойства этого вещества). (Учитель записывает тему урока на доске). Так как мы с вами потребляем чистую пресную воду, то и свойства мы будем узнавать на уроке чистой пресной воды. – Давайте с вами вспомним последовательность действий ученого, проводящего опыты. Что он должен сделать сначала? (Поставить задачу). Какая задача перед нами поставлена? (Исследовать свойства воды). – Какой шаг следующий? (Подбор оборудования) Как вы считаете, для исследования свойств воды что нам понадобится в первую очередь? (Сама вода и сосуд, в котором она налита). Но помимо какого-либо оборудования верными помощниками человека в познании окружающего мира являются органы чувств. Какие органы чувств нам могут помочь определить свойства воды, как вы думаете? (Нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, глаза – орган зрения). Но все-таки большую часть информации мы получаем через какой орган чувств? (С помощью органа зрения – глаз). – Что потом делает ученый? (Думает над правилами безопасности) Какие неприятные моменты нас могут поджидать при работе с водой? Как нужно вести себя, проделывая опыты? – Какой шаг четвертый? (Проведение экспериментальной деятельности) – И что ученый делает в конце исследовательской деятельности? (Записывает выводы). – Итак, мы с вами приступаем к проведению опытов. (На доску учитель вывешивает слово «свойства» и по мере получения выводов, после проведенных опытов, записывает их под этим словом).
Опыт №1
– Слушайте меня внимательно: в один из стаканов опустите ложку. Видна ли она? (Да) – А теперь посмотрите на мой стакан, в нем также помещена ложка и с вашего разрешения я закончу проведение опыта сама: добавлю в воду молоко; так как это очень ценный продукт и тратить его жалко, я не стала каждому из вас наливать молоко для проведения этого опыта. Понаблюдайте за моим стаканом… Ложку видно по-прежнему? (Нет) Какой вывод мы можем сделать? (Чистая вода прозрачна) Это важное свойство воды? (Да). Докажи!
Опыт №2
– Ребята, посмотрите через чистую воду на цветные полоски. Изменяет ли вода их цвет? (Нет) А теперь возьмите в руки пробирку с подкрашенной водой и посмотрите на эти же полоски. Их цвет остался прежним? (Нет) Какого цвета стала твоя полоска? (Учитель опрашивает нескольких учеников) Какой вывод мы можем сделать по результатам этого опыта? Как вы думаете, это свойство воды важное? Докажи!
Опыт №3 (тетрадь стр.31, опыт №1)
– Понюхайте воду! Имеет ли она запах? (Нет). К нашему сегодняшнему уроку я подготовила вам чистую воду, прокипятила ее. Попробуйте ее на вкус. Какая она: горькая, кислая, сладкая, соленая? (Безвкусная). Какой вывод мы можем сделать? Чем важно это свойство воды?
Опыт №4 (тетрадь стр.32, опыт №3)
– Посмотрите на мой стол. Какое оборудование для проведения следующего опыта у меня приготовлено? (Сосуды разной формы, подкрашенная вода в стакане) – Я подкрасила воду, чтобы вам было лучше за ней наблюдать. Откройте, пожалуйста свои тетради на стр. 32 и прочитайте опыт №3. Для проведения этого опыта мне понадобятся помощники… Текуча ли вода? (Да). А какую форму она принимает в каждом случае? Какой вывод можно сделать? – А теперь давайте свои наблюдения зафиксируем в тетради. Скажите, объем воды у нас был постоянным или изменялся? (Был постоянным) А что изменялось? (Форма воды менялась в зависимости от того сосуда, в который ее помещали). Обозначьте голубым карандашом уровень воды в разных сосудах. – Это свойство воды важное или нет? Докажи!
Опыт №5 (тетрадь стр.32, опыт №4)
– А теперь мы с вами выполним опыт №4, описанный в учебнике. Мне опять понадобится помощь некоторых из вас. Попробуй сдавить бутылку. Получается? (Нет) Вода сопротивляется изменению своего объема? (Да). Как называется это свойство веществ? (Упругость) А теперь рассмотрите иллюстрации под №2 в этом опыте. Ученые тоже проводили такой опыт, только использовали специальное оборудование: был изготовлен специальный сосуд и поршень, закрывающий сверху воду в этом сосуде так, чтобы она не могла через него просочиться. Определите по рисунку, что же наблюдали ученые? Запишем результаты опыта в тетради. (На доске «свойства воды» по результатам опытов: чистая вода прозрачна, чистая вода не имеет вкуса и запаха, чистая вода бесцветна, вода текуча, принимает форму сосуда и сохраняет свой объем, упруга).
4. Первичное закрепление знаний и контроль
– Итак, мы с вами познакомились сегодня с некоторыми свойствами воды. А теперь посмотрите на №29 и выберите правильный ответ. Объясните, почему другие неверны. – Теперь мы с вами знаем уже два вещества, которые очень необходимы всему живому на Земле. Давайте сравним с вами свойства воды и воздуха. Вспомните, какие свойства воздуха мы узнали на прошлых уроках? (Прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса, летуч, занимает весь предоставленный объем, упругий). Учитель отмечает галочкой те свойства воды, которые и у воздуха такие же.
5. Итог урока
– Так что же нового мы узнали на уроке о воде? С какими свойствами воды мы познакомились? – Свойства какой воды мы изучали? (Чистой) А еще какой? (Пресной) А если бы мы взяли для проведения опытов морскую воду, какие свойства воды у нас бы изменились? (Вкус, запах). А если бы взяли воду из под крана? – Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали, были очень активны и я вижу, что хорошо усвоили материал. А теперь запишите домашнее задание.
6. Информация о домашнем задании
– Дома вы выполните №25 в тетради, используя свои знания о разнообразии водоемов; прочитаете текст в учебнике на стр.95-97 и подготовите небольшой рассказ откуда брали наши предки воду, какие приспособления для этого изобрели. И знания, полученные после работы с текстом помогут вам при выполнении задания №27 в тетради.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме "Свойства воды"
Разделы: Начальная школа
Цели и задачи урока:
1. Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для природы; расширить общий кругозор; прививать навыки экспериментальной работы
2. Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Оборудование: для опытов (стаканчики, соль, сахар, мята, молоко, разные по форме сосуды, мыло, соломинка), компьютер, проектор, интерактивная доска, электронный микроскоп, ноутбуки MacBook Pro.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели.
Ребята, я надеюсь, что у вас хорошее настроение и вы настроились на рабочий лад. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2. Постановка целей и задач
Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа. Мы проведём исследование одного природного объекта. У вас на партах находится оборудование, которое поможет нам это сделать.
Давайте определим, какой природный объект мы будем исследовать.
Я предлагаю вам отгадать ребус. А отгадку мы услышим в этих звуках (звучит музыка журчание воды).
Правильно. Вы догадались, что сегодня мы будем изучать воду.
3. Выявление субъектного опыта.
С чем у вас ассоциируется слово “вода”? Где в природе мы можем увидеть воду? (Море, озеро, река, водопад, океан, родник). Снег, дождь, иней, град, роса, туман, лёд — вот в скольких состояниях можно увидеть воду.
Как вы думаете, много ли воды на земле?
Какого цвета больше всего на карте? Почему?
Вода на нашей планете занимает большую часть. Почти ? поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки и озёра. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда на южном и северном полюсе.
Что ещё вы знаете о воде? (пресная, соленая)
На нашей планете 97% воды соленой и только 3% пресной.
Ребята, а где зародилась жизнь, на Земле или в воде?
Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство. Вода входит в состав любого живого организма. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
Без воды человек может прожить всего лишь несколько дней.
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о её ценности. Но к сожалению чистой воды на Земле остаётся всё меньше и меньше. В водоёмы сливаются сточные воды заводов, фабрик, вода использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.
На прошлом уроке мы поставили перед собой проблему: “Как загрязнённая вода влияет на семена растений”. Вы проводили опыт. В чём он заключался? (Семена фасоли мы положили в три лоточка. В один налили чистую воду, в другой воду с солью, в третий с разбавленным моющим средством и оставили эти лоточки на неделю).
К какому выводу вы пришли? (На состояние, рост и развитие семян воздействуют вещества, которые имеются в воде. Прорастание семян на прямую зависит от состояния окружающей среды).
4. Изучение нового материала
Мы уже знаем, почему воду надо беречь. А чтобы вы хотели узнать нового о воде на этом уроке?
Хорошо, сегодня мы выясним, благодаря каким свойствам вода для нас является “самой жизнью”.
Это и будет нашей целью урока. Чтобы достичь эту цель, будем работать по следующему плану:
- Какую роль играет вода в жизни организма.
- Как загрязнённая вода влияет на всё живое. Выводы по опыту.
- Минутка для отдыха.
- Свойства воды. Практическая работа.
- Выступление групп
- Подведение итогов.
Первый и второй пункт мы уже проработали. Я вам предлагаю ещё четыре пункта. Согласны ли вы с ними? Ничего не хотите добавить или поменять местами.
5. Физминутка
Очень всем нужна вода Делай раз и делай два Звери у ручья напились Влево вправо наклонились Вместе на носочки встали Тучку лапками достали Дружно хлопнули в ладоши До чего же день хороший Дождик вдруг полил с утра За работу нам пора
Вода имеет важное значение в жизни человека. Именно поэтому ему необходимо как можно больше знать о ней. Правильное использование воды, бережное к ней отношение поможет человеку сохранить водные ресурсы.
Сейчас мы на практике определим, какими свойствами обладает вода. А изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях.
Что вы ожидаете от предстоящей работы?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Для того чтобы узнать свойства воды на доске я написала задание для 4 групп. На перемене вы ознакомились с заданиями и выбрали группу, в которой хотите работать. Прошу сесть в те группы, которые вы выбрали. Здесь будет сидеть первая группа, …..
Задание для групп похожи, надо проделать опыт с водой и рассказать о каком свойстве воды вы узнали. Выберите командиров ваших групп. Командиры подойдите и получите задание для группы (приложение 1)
По каким критериям мы будем оценивать работу в группах?
- взаимопомощь
- умение слушать
- умение тихо работать
- умение договариваться
- правильность работы
У вас на столах стоит всё для ваших опытов. Для работы я вам даю 3 минуты.
Прошу приступить к работе. Желаю успехов.
Представители, какой группы хотели бы первыми рассказать о своём опыте?
1 группа опыт:
На столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чем это говорит?
(Вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда, в котором находится)
Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.)
Во время выяснения какого-либо свойства на доске появляется надпись.
2 группа опыт:
Опустите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком.
Что наблюдаете? В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком её не видно (вода прозрачная)
Когда люди используют это свойство воды? (когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме…….)
Возьмите два стакана с чистой водой. Понюхайте. В один стакан капните сок лимона. Что произошло с водой, когда в неё добавили лимон? Появился запах.
(Вода не имеет запаха)
Мы используем это свойство воды для определения одной жидкости от другой.
3 группа опыт:
Возьмите краски для рисования. В одном стакане размешай немного желтой краски, а в другом – красной, а в третьем – синей.
Что произошло с водой? (Вода приобрела цвет краски)
А какого цвета была вода? (Вода бесцветная)
Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай)
4 группа опыт:
Возьмите два стакана с чистой водой. Попробуй её на вкус. В одном стакане размешай чайную ложку соли, а в другом сахарный песок.
Попробуйте на вкус воду в каждом стакане. Что произошло с водой?
Можно ли отличить по внешнему виду, в каком стакане соленая вода, а в каком – сладкая? А вода имеет вкус? (без вкуса)
Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай)
Давайте прочитаем выводы о свойствах воды.
- прозрачна
- бесцветна
- без запаха
- без вкуса
- является растворителем
- не имеет формы
Всё мы написали, ничего не забыли? Но одно свойство мы с вами пропустили и я сейчас вам это свойство покажу под микроскопом. Внимание на доску. Что вы видите? (Каплю воды) А теперь я добавляю в неё гранулу кофе? Что происходит с кофе? Он растворился. А теперь я добавлю песчинку сахара? Что происходит с ним? (растворяется ,но более медленно).
Прошу обсудить работу ваших групп. Даю 2 минуты.
Какая группа хочет высказаться первой? Прошу командира.
6. Подведение итогов урока.
Как вы думаете, достигли мы цели урока?
А выполнили мы план урока?
Почему о воде сказано, что “она сама жизнь”?
Что нового вы узнали о свойствах воды?
Что было сложным на уроке?
Что вам понравилось на уроке?
Что бы вы хотели повторить на следующем уроке?
Что вам запомнилось на нашем уроке?
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
"Уникальные свойства воды в природе. Значение воды в жизни человека"
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
Обучающие
- Формирование и дополнение знаний о свойствах воды
- Раскрытие с использованием опытов свойства воды как природного растворителя, показать изменение свойств воды с появлением примесей
- Применение полученных знаний о свойствах воды в практической работе «Сравнение свойств воды, взятых из разных источников»
Развивающие
- Развитие интереса к исследовательской деятельности: умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблемы, обобщать полученные данные, делать выводы
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам
- Воспитывать культуру общения в группе со сверстниками
Оборудование для учителя:
- лабораторное оборудование,
- бутылки с пробами воды,
- аптечка.
Оборудование для учеников:
- Опыт №1: стаканчик с водой, стеклянная палочка, вещества (соль, сок, песок, растительное масло), ложка.
- Опыт №2: три стаканчика с водой, салфетка.
План урока
1 Организационный момент
- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, давайте, организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учёными. Чем занимаются учёные?
- Задают вопросы
- Ищут ответы на эти вопросы
- Наблюдают, проводят опыты
- Проверяют свои догадки
В нашей лаборатории работают четыре научные группы. В каждой группе есть:
- Старший научный сотрудник
- помощник
- Все остальные – эксперты
2. Сообщение темы и цели урока
Тема научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»
- Так писал о воде французский писатель и лётчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».
-Почему вы решили, что это вода?
-В загадке указаны её свойства. Какие?
На доске появляются:
Без вкуса
Бесцветная
Прозрачная
Без запаха
Мы определили тему «… свойства воды». От себя я добавлю слово «уникальные». Мы это увидим в течение всего урока.
3. Изучение нового материала
а) Актуализация знаний ранее полученных знаний.
- Мы знаем свойства воды. (Учитель показывает ранее выписанные на доску)
Поднимите руку, кто с этим согласен?
Я готова с вами поспорить. Вода – солёная, мутная, белая... Кто хочет продолжить?
На доске появляются слова:
Солёная, мутная, красная, ароматная.
Учитель останавливает предложения. Мы только что с вами утверждали, что вода (показывает на первый столбик), а теперь говорим совершенно обратное. Возникло противоречие.
Противоречие – это положение, при котором одно высказывание исключает другое.
б) опыт №1.
Отсюда возникает вопрос. Почему вода изменяет свои свойства? Предположите почему? В воду добавили какое-то вещество, и оно изменило свойства воды.
Проведём опыт. Как мы будем проверять?
Составление плана.
Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество, перемешаем палочкой, пронаблюдаем за полученной смесью. О результатах наблюдения расскажем. Сделаем вывод. Каждая группа получит для опыта своё вещество.
-Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности:
- Запрещается пробовать на вкус любые вещества
- С осторожностью определять запах
- Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой
- Соблюдать аккуратность
- Если случайно разбилось стекло, нельзя его подбирать руками
- По каким правилам должны работать учёные в группе?
- Старший научный сотрудник - выполняет опыт
- помощник - читает задание
- Все остальные – эксперты – заполняют таблицу
Дети выполняют опыт и готовят рассказ для выступления.
Группа выступает, учитель заполняет таблицу.
вода |
соль |
сок |
песок |
масло |
Бесцветная |
+ |
- |
- |
+ |
Без запаха |
+ |
- |
+ |
- |
Прозрачная |
+ |
+ |
- |
- |
Без вкуса (предполагаем) |
- |
- |
? |
? |
Растворилось в воде вещество? |
+ |
+ |
- |
- |
-Изменились ли свойства воды? Почему? Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись, тоже по-разному.
Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней (других веществ) - примесей.
- Подтвердилось наше предположение?
-Что ещё попутно мы узнали о веществах? (показывает на строчку «растворимость в воде»)
-Какие вещества растворились в воде? (соль и сок)
Вода – уникальный растворитель. Приведите пример, где мы дома используем это свойство.
Учащиеся рассказывают, где они наблюдали растворимость веществ в воде
-А какие вещества остались нерастворёнными? (песок, масло)
Физминутка.
4. Закрепление изученного. Применение на практике полученных знаний.
а) Побуждающий диалог
-Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?
-Вам никогда бы не пришло в голову пить воду с песком (показ), с плавающим маслом (показ)?
-А воду с солевым раствором? Почему? Мы знаем, что туда положили соль.
-А красный раствор? (Там сок - значит пить можно) А если бы мы об этом не знали?
-Какую воду считают пригодной для питья?
-А воду из-под крана? (нет, она грязная)
б) Опыт № 2
Проблема Можем ли мы определить качество воды для питья?
Предположение можем или не можем
-Я вам предлагаю это проверить.
-К нам в лабораторию поступило на проверку 3 бутылки с водой. Одна из них из-под крана, другая из родника, третья куплена в магазине.
- Перед уроком мой помощник разлила её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода известно только ей.
- Давайте составим план проверки.
Используем ранее составленный список свойств воды, сравним их, и сделаем вывод.
Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.
У каждой группы таблица, которую будете заполнять, и делать вывод.
-Учитель раздаёт оборудование
Итоги наблюдений вывешиваются на доску.
Помощник объявляет результат. Кто определил правильно?
Вывод: Мы не можем определить качество воды.
-А мы говорили, что вода из-под крана «грязная».
в) Давайте обратимся за помощью к учёным.
Мнение учёных о наличии в воде невидимых глазу примесей.
На столах появляются результаты исследования воды для каждой группы.
О качестве воды нам рассказал генеральный директор Главного контрольно-испытательного центра питьевой воды Юрий Иванов. Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде.
-Что невидимое глазу содержится в воде?
-Как влияет это на здоровье человека?
-Подтверждаются ли наши выводы?
Дети делают вывод, что в воде содержится много веществ, которые мы не можем увидеть, они меняют качество воды, могут быть вредны для человека.
г) Можно ли пить воду, не зная её качество.
Как дома делают воду пригодной для питья?
- Фильтрование
- Кипячение
- Отстаивание
Дети рассказывают об этом
5. Рефлексия.
а) -А теперь подведём итог.
- Вернёмся к началу урока.
- Что мы знали о воде?
- Что нового вы узнали?
На какие вопросы ответили?
Вода меняет свои свойства при наличии в ней примесей
Нельзя без экспертизы определить качество воды.
В домашних условиях воду надо фильтровать, кипятить, отстаивать.
А хотите узнать больше?
6. Домашнее задание.
Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Я вам предлагаю дома поработать с энциклопедиями и попробовать ответить на следующие вопросы:
Почему капли дождя круглые?
Как получаются мыльные пузыри?
Кто может ходить по воде?
Для этого каждой группе я выдаю список книг, в которых можно найти ответы на эти вопросы.
Мне очень было приятно с вами работать, а вам?
Возьмите каждый капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о нашей работе в лаборатории.
Приложение 1
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Окружающий мир 3 класс «Свойства воды. Вода – условие жизни на Земле»
Здесь Вы можете скачать Окружающий мир 3 класс «Свойства воды. Вода – условие жизни на Земле» для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Окружающий мир. 3 класс
Программа «Начальная школа XXI века»
по УМК Н.Ф. Виноградовой.
Учитель: Е.Н. Богатырь
Тема урока: «Свойства воды. Вода – условие жизни на Земле».
Тип урока: обобщение знаний.
Цели урока:
-
Обобщить, углубить, закрепить представление о воде и её свойствах.
-
Помочь учащимся научиться определять по свойствам возможность использования воды и её значение для жизни на Земле.
-
Создать условия при выполнении практической работы для наблюдения; сравнения; расширения кругозора; для формирования умения работать в паре, в группе; для развития логического мышления, воображения.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и целей урока.
- Вещество, с которым мы будем работать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без…(воды).
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу.
(Вода)
- Итак, тема нашего урока – вода. Сегодня мы поговорим о свойствах воды, о её значении для жизни на Земле, будем исследовать, обобщать и углублять наши знания.
III. Постановка проблемного вопроса.
- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: « Возможна ли жизнь на нашей планете без воды? »
-
Беседа с учащимися о значении воды.
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
- Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одного цвета. Какого? (голубого)
- А как вы думаете, почему?
- Правильно. Моря, океаны, реки, озёра нашей планеты занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, то все океаны, моря, реки и озёра разлились бы по его поверхности, а наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода повсюду. И в воздухе в виде облаков, и под землёй (родники). Вода входит в состав любого живого организма.
- А для чего ещё нужна вода? ( для приготовления пищи, бытовых нужд; без неё не могут ни растения, ни животные, ни человек; это удобная дорога, место отдыха и многое другое)
- Вот она какая, вода! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил её свойства.
V. Практическая работа. Работа в парах.
На партах у учащихся для проведения опытов находится оборудование:
-
2 стакана с чистой водой
-
Поваренная соль
-
Измельчённый мел
-
Чайная ложка
-
3 полоски из цветной бумаги
-
Лист наблюдений
Опыт №1.
Какова прозрачность воды?
- В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Запись результатов в листе наблюдений.
Опыт №2.
Какого цвета вода?
- На столах у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите по очереди каждую полоску к стакану с водой и сравните цвет полоски и воды.
-Можно ли сказать, что вода оранжевая, синяя или зелёная? (Нет)
- Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт №3.
Каков запах воды?
- Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь ещё за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4.
Вода растворитель?
-Насыпьте в один стакан с водой соли, а в другой измельчённый мел. Перемешайте аккуратно ложечками.
- Что вы заметили? (вода растворила кристаллы соли полностью, а часть мела осела на дно).
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
- Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
- Сейчас я проведу ещё один опыт, а вы понаблюдайте. Возьму кристаллы пищевого красителя и растворю в воде. Мы получили раствор пищевого красителя, который используют в кулинарии. Скажите, пожалуйста, вода в этом растворе приобрела цвет? (Да, вода окрасилась в жёлтый цвет, но осталась прозрачной).
Опыт №5.
Можно ли очистить воду?
- А можно ли очистить мутную меловую воду? ( Да, пропустить её через фильтр). Сейчас я буду проводить опыт по очистке воды, а вы понаблюдайте.
- Что стало с нерастворённым мелом? ( Он остался на фильтре)
- Такая очистка воды называется фильтрованием.
Вывод: воду можно фильтровать, то есть очищать.
Опыт №6.
Текучесть воды.
- Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? ( Она растекается в разные стороны).
- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? ( Да)
- Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течёт. Свойство – текучесть.
- Именно этим свойством воды мы пользуемся, когда умываемся, пьём.
VI. Физкультминутка.
VII. « Проверь себя». Самопроверка. Самоконтроль. Самооценка.
Учащимся раздаются листы с проверочной работой на тему «Свойства воды».
После выполнения работы ученик сам себя проверяет и оценивает с помощью правильных ответов на проверочную работу, находящихся на втором листе. После выполнения учитель проводит фронтальный опрос.
VIII. Работа по учебнику.
Чтение и анализ текста на с. 19 – 20. Выполнение заданий к тексту.
- Является ли вода обязательным условием жизни на Земле?
- Зависит ли разнообразие и число растений от их близости к воде?
IX. Охрана воды. Беседа с учащимися.
- Для человека очень важно знать свойства воды, т. к. в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете. Вода – одно из самых главных богатств. Трудно представить, если бы исчезла пресная вода, а такая угроза существует.
- Почему? ( воду не берегут, засоряют)
- От загрязнения воды страдает всё живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!
- Какие меры можно предпринять, чтобы сохранить воду чистой? (на предприятиях использовать очистные сооружения, не мыть машины в водоёмах, экономить воду, не мусорить).
Чтение стихотворения учеником.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
X. « Книга жалоб». Работа в группах.
В каждую группу поступило письмо-жалоба от водоёмов и обитателей водоёмов. Учащиеся должны познакомиться с письмом, принять правильное решение или высказать своё предположение.
1) Строители решили проложить новую дорогу. Но для этого они хотят осушить меня. Озеро. Неужели ничего нельзя сделать? Ведь я являюсь «домом» для многих животных и растений. А люди любят ловить рыбу и просто отдыхать на моём берегу. Помогите! Как сохранить озеро и проложить дорогу?
2) Пишет вам Северный Ледовитый океан. Выскажите, пожалуйста, предположение, как в таком холодном большом океане учёные обнаружили частички стирального порошка. Значит ли это, что я скоро буду большим тазиком для стирки белья?
3) Обращается к вам акула.
Никогда мне страх не ведом,
Смело дам отпор врагу.
Острым носом, как торпедой,
Танкер я пробить могу.
Но я ничего не могу поделать с пятном нефти, которое расплылось по поверхности моря, где я живу. В результате аварии на танкере часть нефти попала в море. Помогите! Я и мои друзья постепенно погибаем. Посоветуйте, что делать!
XI. Ответ на проблемный вопрос.
« Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?»
XII. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
- Над какой темой работали?
- Что мы знаем о воде?
XIII. Рефлексия.
XIV. Оценка настроения учащихся.
- У каждого из вас на партах по 3 бумажных капельки. Определите, какое у вас сейчас настроение. Если хорошее – поднимите красную капельку; если не очень – жёлтую; а если плохое – синюю.
Дополнительно: сообщения детей об охране воды.
docbase.org