Урок окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воды". Как человек использует свойства воды 2 класс
Новое знание (15 – 20 мин) Физкульт - минутка | Ребята, откройте учебник на странице 82. Тема «Как человек использует свойства воды» была нами определена в начале урока. Мы также выяснили, для чего вода нужна всем живым организмам. А теперь давайте определим свойства воды, которые отличают её от других жидкостей: выясним какой у воды цвет, запах, вкус? Хорошо, в ходе эксперимента выяснили, что вода бесцветна, безвкусна, не имеет запаха. Продолжим изучать свойства. Найдем в учебнике первый тезис, зачитайте его - все жидкости текут и принимают форму сосуда, в котором находятся - проверим? -………………….. - подтвердили? Далее, прочтите диалог Миши и Лены. Ребята, как вы понимаете выражение «выталкивающая сила»? - варианты ответа - прочтите последний абзац на стр.82, объясните опыт. Что вы узнали о выталкивающей силе? - Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды - верно, этот закон открыл известный вам древнегреческий ученый Архимед. Проверим? -……………. - Хорошо, ребята, мы только что видели, что железо утонуло в воде, тогда скажите, почему на воде держаться огромные, тяжелые, железные корабли? -из-за воздуха, которым заполнен трюм корабля, он выталкивает воду, поэтому железный корабль на воде мало весит - верно, ребята, Архимед в свое время вывел еще одно свойство воды, он назвал его законом сообщающихся сосудов. Как вы понимаете это выражение? - Это сосуды, которые соединены - Правильно, так вот уровень жидкости в таких сосудах всегда одинаков. А вы можете привести мне пример таких «сосудов» из жизни? - Например, если из одной лужи сделать небольшой канал к другому углублению, то вода быстро заполнит его, тогда уровень воды будет одинаковым - Отлично, прочитайте последний абзац на странице 83, о каком еще свойстве воды мы не сказали? - о течении воды. Течение воды – это большая сила, которую люди используют в жизни - Приведите примеры - водяное колесо, гидроэлектростанции и др. Хорошо, мы уже много свойств воды назвали, что-то я сомневаюсь, что вы все запомнили. Давайте так, я называю свойство воды, если он действительно верно, то вы два раза хлопаете, если нет – два раза топаете. Договорились? Встаем! Вода сладкая Вода не может быть твердой Вода принимает форму сосуда, в котором она находится Течение воды не обладает силой Выталкивающая сила воды направлена вверх Вода голубого оттенка В сообщающемся сосуде уровень воды всегда одинаковый Хорошо, присаживайтесь. Откройте учебник на странице 84, прочтите первый абзац, какое еще свойство воды вы обнаружили? - Вода – хороший растворитель - Проверим? -……………………… - Итак, вода растворяет все вещества, которые в нее попадают? - Нет, н./п., земля не растворилась, а порошок сделал воду мутной -Верно, а такая вода уже не годна для применения? - В некоторых случаях такую воду используют в быту, её так же можно очистить в дом.усл. с помощью фильтра или в лаборатории (рис.84) - Молодцы, какое следующее свойство воды обнаружили? - Жидкости несжимаемы (рис.85) - Давайте сами проверим? - Хорошо, ребята, а что вы можете сказать о нагревании и замерзании воды? - В этих случаях жидкости меняют свой объем, н./п., лед или пар -Хорошо, а где мы можем найти воду в природе, помимо открытых водоемов? - Это лед, пар, туман, роса, снег, град и т.д. | Ученик проводит первый опыт: перед ним стакан с водой, необходимо определить цвет, запах, вкус Опыт №2 Перед учеником сосуды разной формы и жидкости разного цвета, при выливании жидкости из сосуда, ученик выясняет, что независимо от цвета все жидкости текут, и все они приняли форму сосуда, в котором находились На доске появляется портрет Архимеда Опыт №3 Ученик опускает в стакан с водой поочередно дерево, камень и железо, выясняя, что дерево всплывает Опыт №4 Ученик заполняет сообщающийся сосуд водой и устанавливает, что её уровень одинаковый Т Т Х Т Х Т Х Опыт№5 Перед учеником 4 стакана воды и четыре вещества: соль, сахар, порошок и земля. При попытке растворить вещества в воде ученик выясняет, что не все вещества растворимы Опыт №6 Ученик пытается сжать воду в шприце |
I. Актуализация знаний и постановка учебной задачи | Класс разделён на 4 группы. - У каждой группы на столе стоит стакан с каким-то веществом. Как вы думаете, что это за вещество? Докажите. - Как человек использует данные свойства? Видеофрагмент «Танцующие фонтаны» - Что заставляет воду танцевать? - О всех ли свойствах воды знаем? - О чем бы вы хотели узнать на уроке? | Дети исследуют вещество в стакане. - Данное вещество – это жидкость без цвета, без запаха, без вкуса. Делаем вывод, что это – вода. - Для приготовления пищи, в целях гигиены. (сведения вносятся в таблицу) (Слайд 1) Предположения детей. - Нет. - Какие ещё свойства, кроме известных, имеет вода, и как человек использует свойства воды в повседневной жизни. | Познавательные УУД: - на основе анализа объекта делать выводы Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; - строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей. | III. Открытие нового | - Предлагаю вам поработать исследователями на уроке и провести лабораторную работу. Наблюдения опытов необходимо зафиксировать в таблицу. 1 группа – «Выталкивающая сила воды» 2 группа – «Растворимость» 3 группа – «Текучесть» 4 группа – «Несжимаемость» Фрагмент мультфильма, как Архимед вывел закон «Выталкивающая сила воды» Учитель показывает опыт «Кровь без раны». Вода используется в химии для растворения солей. Фрагмент мультфильма «Работа фонтанов» Учитель показывает опыт «Вода при нагревании расширяется» - Что произойдёт с водой, если её заморозить? | После проведения опытов и внесения наблюдений в таблицу, представители каждой группы показывают опыт, описывают свои наблюдения, делают выводы, оценивают свою работу в группе. 1 группа. Опыт «Выталкивающая сила воды» - Мы поставили штатив, повесили на него гирю. Взяли стакан с водой, стали медленно погружать в него гирю. Плавно вынимали гирю и снова погружали. Уровень воды поднимался при погружении гири и понижался, когда гирю вынимали. Пружинка, на которой висит гиря, слабее растягивается, когда гиря погружена в воду. Можно предположить, что на гирю действует какая-то сила, которая выталкивает её из воды. Далее взяли стакан с водой и опустили туда щепку, щепка оказалась на поверхности воды, т.е. не утонула. Когда же опустили в стакан с водой монетку, то она упала на дно стакана. Можно сделать вывод, что не все предметы вода может вытолкнуть на поверхность воды. Данное свойство люди используют в кораблестроении. (Слайд 3) Группа оценивает свою работу. 2 группа. Опыт «Вода – растворитель» - Мы взяли стакан с водой, опустили в воду сахар, размешали. Сахар растворился полностью. Затем в стакан с водой опустили кофе, размешали. Кофе растворился полностью. В третий стакан с водой насыпали песок. Песок не растворился. Можем сделать вывод, что вода – хороший растворитель, но не все вещества может растворить. Данное свойство люди используют в хозяйстве при приготовлении пищи, стирке, химии, медицине. (Слайд 4) Группа оценивает свою работу. 3 группа. «Текучесть. Закон сообщающихся сосудов» - Мы взяли сообщающиеся сосуды «штанишки», в один из них налили воду. Воды стало в сосудах поровну. Можно сделать вывод, что если сосуды соединены между собой, то уровень жидкости будет в них одинаковым. Люди данное свойство используют при строительстве фонтанов, водопровода, гидроэлектростанций. (Слайд 5) Группа оценивает свою работу. 4 группа. «Несжимаемость воды» - Мы взяли шприц, набрали в него воду. Стали сжимать воду. Вода оставалась в шприце до тех пор, пока там был воздух. Когда воздуха не стало, вода стала вытекать из шприца. Если прикрыть отверстие шприца, то поршнем шприца невозможно пошевелить. Можно сделать вывод, что вода не сжимается. Данное свойство люди используют при изготовлении гидравлического пресса, гидравлического домкрата, термометра. (Слайд 6) Группа оценивает свою работу. - Вода расширяется при замерзании. Если бутылку с водой положить в морозильную камеру, то при замерзании воды бутылка может лопнуть. | Познавательные УУД: - на основе анализа объекта делать выводы; - представлять информацию в виде схемы; - ориентироваться на развороте учебника. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме; - строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей; - развиваем умение слушать и понимать других; - умение работать в группе. Регулятивные УУД: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные результаты: - развиваем умение высказывать своё отношение к теме; - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; | IV. Первичное закрепление. | - Чтобы проверить, насколько вы усвоили материал, предлагаю выполнить небольшой тест.
а) асфальт, бетон, камни б) уксус, опилки, молоко в) карамель, снег, чай
а) масло, соль, сахар б) какао, древесина, чугун в) акварельные краски, сахар, сок
а) подталкивающая сила б) выталкивающая сила в) поддерживающая сила
а) закон притяжения б) закон сообщающихся сосудов в) закон сохранения энергии
| Дети выполняют тест. (Проверка в группах. Коллективная проверка) | Познавательные УУД: - развиваем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов; - ориентироваться на развороте учебника Коммуникативные УУД: - умение работать в группе. Личностные результаты: - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | IV. Итог урока. Рефлексия деятельности. | Фрагмент видеофильма о запасах воды на Земном шаре. - Почему же при наличии таких огромных запасов воды, постоянно говорят, что воду нужно беречь? - Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде. Знаете ли вы, что: - Самая чистая вода в Финляндии? - Оказывается, у воды более трёх состояний? - Есть вода, которая горит? - И еще о многом-многом интересном мы поговорим на следующем уроке. - Удалось ли нам на уроке выяснить, какими еще свойствами обладает вода? - Что на уроке было самым интересным? - Что на уроке вызвало затруднения? | Ответы детей. - Удалось. Ответы детей. | Регулятивные УУД: - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты: - развиваем умение высказывать своё отношение к теме, выражать свои эмоции. |
Урок окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воды"
Муниципальное автономное
Образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 92
Открытый урок: Окружающий мир
Тема: Как человек использует свойства воды.
( с использованием проблемно- диалогической технологии и
исследовательской деятельности)
Составитель: Захарченко И.А.
учитель начальных классов
Тема: Как человек использует свойства воды.
Цели урока:
Расширить знания о свойствах воды.
Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательность, внимание, аккуратность, любознательность.
Формировать представление учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
Задачи урока:
Организовать наблюдение и на основе исследовательской деятельности и практической работы коллективно “открыть” свойства воды и их применение человеком, научить учащихся ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование
Оборудование урока:
Презентация в программе PowerPoint.
Карточки для каждой группы детей.
Лабораторное оборудование для проведения опытов.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
1. Организационный момент:
Серьёзные проблемы сегодня
Будем мы решать,
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Как использует свойства (воды) человек?»
-Свойства чего использует человек?
Рассмотрите картинки (облака, туман, иней)
(Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода) )
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о воде)
Вся жизнь и деятельность человека, большинство явлений природы
связано с водой. Вода необходима для жизни всего живого на Земле.
Кстати, наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
Вода необходима для производства строительных материалов, красок, стекла, керамики.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды в виде пара, облаков, туч. Вот, какое значение имеет вода в природе и в нашей жизни.
- Для чего нужна вода живым организмам?
Дети: Основу состава живых организмов составляет вода, она наполняет все клетки растений и животных. Поэтому подавляющее большинство растений и животных должны потреблять воду (всасывать корнями, пить). Однако некоторые пустынные животные могут извлекать воду из пищи. Кроме того, растения поглощают воду и используют ее для производства органических веществ (вода + углекислый газ = органическое вещество + кислород). Наконец, важную роль играет вода в регуляции температуры животных и растений. При испарении воды поглощается тепло, так что организм охлаждается (испарение воды с листьев, потоотделение).
Учитель: Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?
Дети: Как и многие другие вещества, вода в природе бывает в трех агрегатных состояниях. При этом со сменой состояния воды связан целый ряд природных явлений, имеющих отношение к погоде.
Газообразное состояние.
Водяной пар – прозрачный бесцветный газ. Однако при его охлаждении образуются мельчайшие капельки воды, которые называются туманом (именно туман вырывается в виде облачка из носика чайника, пар же расположен дальше и невидим).
Жидкое состояние.
Облака тоже состоят из мельчайших капелек воды. Чем темнее цвет облаков, тем больше в них влаги. Сливаясь друг с другом, капельки становятся тяжелее и выпадают из туч на землю в виде дождя. Если воздух холодный капельки замерзают и превращаются в снежинки.
Летней ночью поверхность земли охлаждается. От соприкосновения с ней охлаждается и воздух. Содержащийся в нем пар оседает на поверхности предметов в виде капелек росы.
Твердое состояние.
Поздней осенью или зимой, если температура опускается ниже нуля, пары воздуха превращаются сразу в лед, который мельчайшими кристалликами покрывает охлажденные предметы. Так образуется иней.
При замерзании вода превращается в лед, и его объем возрастает. Вот почему часто лопается замерзшая бутылка с водой. Каждый год вода, замерзшая зимой в трещинах камней, расширяет трещины. Проходят тысячелетия, и скалы разрушаются – превращаются в песок. Такое разрушительное действие воды на скалы называется морозным выветриванием.
В:Вся жизнь и деятельность человека, большинство явлений природы
связано с водой. Вода необходима для жизни всего живого на Земле.
Кстати, наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
Вода необходима для производства строительных материалов, красок, стекла, керамики.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды в виде пара, облаков, туч. Вот, какое значение имеет вода в природе и в нашей жизни.
2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- Ребята, подойдите ко мне и посмотрите, я сегодня на наш урок принесла вазу с водой и цветные шарики.
Учитель: -Андрей, помоги мне, пожалуйста. Опусти эти цветные шарики на дно банки.
Ученик: - Что-то не получается! Посмотрите, вода как будто с силой выталкивает шарики, и они плавают на поверхности!
Как вы думаете, случайно ли это? (Вы правы, действительно, это одно из свойств воды.)
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (на доске)
- Сравните свой вариант с мнением автора.
-И мы с вами в жизни каждый день сталкиваемся с водой. Что может быть проще воды? Воду пьют, в ней купаются, по ней плавают. А почему одни предметы плавают, а другие тонут? Какие предметы тонут? А какие нет? Железо, например.… Брось в ванну гвоздик – он утонет. А с другой стороны, пароходы плавают себе по морям-океанам. А ведь они тоже из железа.
Вот видите, сколько сложных вопросов может задать «просто вода». Cегодня, вы узнаете о воде и её свойствах побольше.
– Прочитайте диалог на с. 82.
О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
– Где и как свойства воды помогают человеку?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Как человек использует свойства воды?»
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
3.План.
1.Повторить свойства воды
2.Провести опыты
3.Наблюдать результаты опыта и обсудить их. Где и как они помогают человеку?
4. Почему люди должны беречь и охранять воду?
Знаем
Хотим узнать
Узнали
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
ФИЗМИНУТКА
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1.-.А для того, чтобы еще больше узнать о свойствах воды, вам предстоит стать настоящими исследователями и провести наблюдения и опыты.
В ходе нашей работы мы будем заполнять таблицу (на доске, только шапка и пустые ячейки).
Свойства
Использование человеком
Выталкивающая сила
Плавание. Водный транспорт.
Закон сообщающихся сосудов
Водопровод, фонтан, чайник, лейка, водонапорная башня.
Текучесть
Водяное колесо на водяной мельнице, турбина на гидроэлектростанции.
Растворитель
Стирка белья, приготовление пищи и напитков
Несжимаемость
Гидравлический пресс, домкрат
– Какие предметы тонут в воде, а какие – нет? Почему? (Гипотезы записываются на доске.)
Отвечают на вопросы.
-Сейчас мы поработаем в группах, проведем опыты и выясним как и где человек использует эти свойства воды.
2. Работа в группах.
-- Ребята, а хотите ли вы стать настоящими учеными и провести исследования?
Для этого вам необходимо разделиться на группы.
Руководители групп получают задания.
Группа № 1. (О выталкивающей силе воды)
- На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытиснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите ответ на вопрос : Что это за сила? (Работа со статьёй учебника с.83)
Вывод: Вода обладает выталкивающей силой. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды. (Слайд 8)
- Как человек может в жизни использовать это свойство воды? (Выслушиваем ответы детей.) - Давайте запишем это в таблицу.
План ответа:
1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.
2.Дополнительная информация из учебника (стр.83).
3.Где человек использует выталкивающее свойство воды.
Это свойство открыл известный Древнегреческий ученый Архимед. (Слайд 9)
- У Софьи к этому уроку было свое задание. Она расскажет нам легенду про Архимеда. (Фрагмент мультфильма “Коля, Оля и Архимед”)
Давайте проверим это опытным путем.Роман, помогает(Роман выходит и демонстрирует опыт под руководством учителя).
Проведём опыты:
Перед вами стакан с водой, кусок дерева, камень.
- опусти в стакан с водой кусок дерева. Что произошло? (он не тонет)
- опусти в стакан с водой камень. Что произошло? (он тонет)
Делают вывод: дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, камень тонет, так как его вес больше, чем выталкивающая сила.
- Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (Слайд 10)
- Давайте проверим ваши предположения и прочитаем второй абзац на с.84.
Группа №2 . Текучесть воды.
1.Возьмите пипетку, наберите в неё немного воды и капните на стекло несколько раз.
2.Что вы наблюдаете?
3.Вывод.
План ответа.
1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.
2.Дополнительная информация из учебника (стр.84 последний абзац).
3.Где человек использует свойство текучести воды?
(Слайд 13, 14)
Группа №3. Несжимаемость воды.
1.Возьмите шприц и наберите в него воду.
2.Аккуратно закрыв отверстие указательным пальцем, попробуйте сжать воду в шприце.
3.Что вы наблюдаете?
4.Вывод.
План ответа.
1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.
2.Дополнительная информация из учебника (стр.85-86).
3.Где человек использует свойство несжимаемости воды?
(рассказ ученика об устройстве и работе гидравлического домкрата и пресса)
(Слайд 15, 16)
Группа №4. Вода – растворитель.
Сказка: Недавно мне на глаза попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой.
Первый осел, едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче?
Выдвигаем гипотезы.
1.Возьмите кусок сахара, положите в стакан с водой, размешайте ложкой.
2.Во второй стакан положите речной песок, размешайте ложкой.
2.Что вы наблюдаете?
3.Вывод.
План ответа.
1.Расскажите, что делали, что наблюдали, вывод.
2.Дополнительная информация из учебника (стр.85).
3.Где человек использует свойство растворимости воды.
(Слайд 17, 18)
- Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду? (для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде) - Верно, такая вода, совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине. (Слайд 19)
- А мы попробуем профильтровать воду, в которой пытались растворить песок. (Все группы).
Возьмите колбы с воронкой, вставьте бумагу для фильтрации. Давайте попробуем профильтровать воду с песком. Что наблюдаем?
ИТОГ: Заполнение таблицы.
Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Садитесь на свои места.
(Фрагмент фильма “Загадочные свойства воды)
-На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили свойства воды, исследованные нами сегодня на уроке.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1.Тест. (Слайд 20)
- Прочитайте утверждения. Поставьте (+) если вы согласны с утверждением и (-) если не согласны.
Вопросы.
1.Воду можно сжать.
2.Вода – хороший растворитель.
3.Железо и камень тонут в воде т. к. их вес больше чем выталкивающая сила.
4.Вода – прозрачна.
5.Держаться на воде и плавать человеку помогает сила тяжести.
6.Выталкивающая сила направлена вниз.
7.Закон сообщающихся сосудов открыл Архимед.
8.На планете Земля большую часть занимает вода, а не суша.
- Проверим правильность ответов. (Слайд 21)
2.Работа в тетрадях. С.33 №2, №6 (в парах)
Обсуждение.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
ΙV. Домашнее задание.
Чтение учебника (тема 19). Задания из рабочей тетради (одно-два на выбор).
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Лист рефлексии:
Знаем
Хотим узнать
Узнали
1. Три состояния воды: жидкое, газообразное, твердое.2. Нет цвета, вкуса, запаха.3. Применяется: гигиена человека, в приготовлении пищи, в сельском хозяйстве.
1. Какие свойства имеет вода ещё?2. Где эти свойства помогают человеку?
(записывают новые свойства воды и их применение)
infourok.ru
Конспект к уроку по окружающему миру на тему Как человек использует свойства воды
3) Почему люди должны беречь и охранять воду?
Сл.№2
Сл.№3
Сл.№4
- Перед началом заслушаем
выступление по теме: « Вода в природе»
- Переходим к поиску ответов на поставленные вопросы.
Итак, какие свойства имеет вода, где и как человек использует эти свойства.
- Для этого вспомним: три состояния воды.
- У каждого состояния воды свои свойства.
Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Три вы уже знаете с третьего класса.
Это особые свойства воды и отличают её от других жидкостей.
- Что делают все жидкости, в том числе и вода? (текут)
- Какую форму они принимают?
( сосуда, в который их поместили)
- Проведём опыт.
На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытеснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите на стр. 83 ответ на вопрос : Что это за сила?
-Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед. Существует легенда: (см. приложение)
-Проведём опыты (на партах):
-опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет)
-опустим в стакан с водой камень (он тонет)
-опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет)
-Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (найдите ответ)
Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Найдите как было названо это свойство? (учебник)
-Найдите, где человек использует это свойство?
(учебник)
-Как мы уже сказали вода – текуча. Найдите ответ на вопрос: Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции.
(учебник)
-Да, под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения и чем выше поднят уровень воды, тем течение быстрее и сила воды больше.
Выступление
(см. приложение)
жидкое, твёрдое и газообразное
прозрачная
без цвета
без запаха
Делают вывод: все жидкости текут и принимают форму сосуда, в который их поместили.
Делают вывод: это – выталкивающая сила воды, она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.
Делают вывод:
дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, а железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила.
Делают вывод: подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит, но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполнится водой, и корабль пойдёт ко дну.
Делают вывод: это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.
Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.
Делают вывод:
под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Течение воды – большая сила.
Сл.№5
Сл.№6
Сл.№7
( на рабочем столе: штатив с подвешенной пружиной на ней гиря, под ней стакан с водой)
Сл.№8
Сл.№9
на партах: стакан с водой, кусок дерева, ключик, камень
infourok.ru
Актуализа-ция знаний | -Вы любите загадки? -Послушайте, пожалуйста, загадку и я уверена, что вы верно назовете отгадку. Загадка: Если руки наши в ваксе,Если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг,Снимет грязь с лица и рук?Без чего не может мамаНи готовить, ни стирать,Без чего, мы скажем прямо,Человеку умирать?Чтобы лился дождик с неба,Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли -Жить нельзя нам без ... - Верно, это вода. - Для чего живым организмам нужна вода? - В каких состояниях бывает вода? – У каждого состояния воды свои свойства. Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Это особые свойства воды, которые отличают её от других жидкостей. - Что делают все жидкости, в том числе и вода? - Какую форму они принимают? | -Да. Слушают загадку. Дети говорят: вода. - Основу живых организмов составляет вода, она наполняет все клетки растений и животных. Поэтому большинство растений и животных должны потреблять воду. Вода регулирует температуру животных и растений. -Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Слушают учителя. -Прозрачная, без запаха, без вкуса. -Все жидкости, в том числе и вода, текут. -Они принимают форму сосуда, в который их поместили. | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из текста. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Выявлять сущность, особенности объектов. Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Этап выявления места и причины затрудне-ния | Обратите внимание на слайд. На слайде диалог: Лена: Миш, смотри, вода мои руки выталкивает! Миша: Это выталкивающая сила воды, она и мне плавать помогает! - О чём рассуждают наши герои? - А как вы думаете, вода помогает человеку только плавать? Какой у вас возникает вопрос? –Вода может помогать, т.к. обладает определенными свойствами. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. -Что нам сегодня на уроке необходимо узнать? | Смотрят на экран. Читают диалог. -Герои рассуждают о том, что вода помогает плавать. -Нет. Где и как свойства воды помогают человеку?/ Как еще вода помогает человеку? «Как человек использует свойства воды?» -Познакомиться со свойствами воды как жидкости и узнать, как их использует человек. | Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из текста. Личностные УУД: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям. | Этап построения проекта выхода из затруднения | -Скажите, пожалуйста, как называются люди, которые все время что-то экспериментируют? -И сегодня мы будем с вами экспериментаторами, т.е. проводить эксперименты, опыты. -На уроке у нас работают три группы. -Первая группа, вам необходимо продемонстрировать опыт, который вы сможете провести с помощью инструкции №1. Для этого вам потребуется:
-Одинаковый ли начальный и конечный уровни воды? -Если уровень воды поднялся, то на пузырек действует какая-то сила. Какая сила действует на пузырек и куда направлена? - Какой мы сделаем вывод? -Какое свойство воды мы запишем? -Запишите это свойство в таблицу.
-Скажите, пожалуйста, где и как человек использует это свойство воды? -Запишите эти применения в таблицу.
-Вторая группа, вам необходимо продемонстрируйте опыт, который вы сможете провести с помощью инструкции №1. Для этого вам потребуется:
-Что вы наблюдаете? -Какой мы можем сделать вывод, уровень воды одинаков или нет? -Древнегреческим физиком Архимедом было замечено это свойство: если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Это свойство было названо законом сообщающихся сосудов. - Рассмотрите рисунок (на слайде). -Что мы наблюдаем? – В каком направлении движется вода? -Скажите, пожалуйста, где и как человек использует это свойство воды? -А еще это свойство используется в работе водонапорных башен. -Запишите эти применения в таблицу.
| Слушают учителя. -Экспериментаторы. Первая группа демонстрируют опыт, используя инструкцию №1. ИНСТРУКЦИЯ №1.
-Нет, уровни воды разны, уровень воды поднялся. - На пузырек действует сила, направленная вверх (выталкивающая сила). ВЫВОД: уровень воды поднялся/опустился. Это выталкивающая сила воды, она направлена вверх /вниз. -Выталкивающая сила. - Записывают свойство в таблицу.
- Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъема грузов со дна водоемов, для судоходства, во время плавания. -Записывают эти применения в таблицу.
ИНСТРУКЦИЯ №1
-Вода через трубочку из одного стакана переходит в другой. -Уровень воды в стаканах стал одинаковым. -Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в башне. -Вверх. -Водопровод, фонтаны. Вода в чайнике. -Записывают эти применения в таблицу.
| Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: Развиваем умения выказывать своё мнение. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в группах. Личностные УУД: Развиваем умения выказывать своё мнение. Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение. | Этап реализации построен-ного проекта | -Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас перейдем к химическому свойству воды. -Третья группа продемонстрируйте, пожалуйста, опыт, который вы сможете провести с помощью инструкции №1. Для этого вам потребуется:
-Что произошло с сахаром? -Какой мы можем сделать вывод? - Почему это происходит? -Скажите, пожалуйста, где и как человек использует это свойство воды? -Запишите эти применения в таблицу.
-Проверим, растворится ли акварельная краска в воде? Продемонстрируем опыт с помощью инструкции №1. Для этого вам необходимо: -Что произошло? -Попробуйте теперь сделать сладкий напиток. Вам поможет инструкция №2. Для этого вам необходимо:
-Что произошло с водой? | Слушают учителя. ИНСТРУКЦИЯ №1
-Он растворился. -Вода хороший растворитель. -Потому что многие вещества в воде распадаются на молекулы и перемешиваются с молекулами воды, т.е. растворяются. - Дома, в быту, солим суп, сахарим чай, стираем вещи (порошок растворяется). -Записывают эти применения в таблицу.
Слушают учителя. ИНСТРУКЦИЯ №1
-Акварельная краска растворилась, вода окрасилась. ИНСТРУКЦИЯ №2.
-Она имеет вкус. | Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные УУД: Развиваем умения выказывать своё мнение. Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение. | Этап включения в систему знаний и повторения | -Как вы думаете, какие предметы тонут, а какие нет? -Тогда почему же не тонет корабль, ведь он тяжелый и сделан из железа. А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то, что услышали и увидели. -Какую работу мы сегодня выполняли? -Что узнали на уроке? - Какие же свойства воды человек использует в своей жизни? | -Тяжелые предметы тонут, а легкие всплывают. -Потому что подводная часть корабля наполнена воздухом, а воздух легче воды. -Изучали свойства воды, проделывая опыты. -Люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни. -Выталкивающая сила воды, закон сообщающихся сосудов, способность растворять. | Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. | Этап рефлексии учебной деятель-ности | - А теперь оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат бумажные термометры, отметьте на шкале точкой поднятие уровня ртути, если вам было интересно и вы узнали много нового, то отметьте точкой - 100, если не очень, то – 50, ну а если вы не узнали ничего, то – 0. -Молодцы! Д/З: на стр.87 есть дополнительный материал к изученной нами теме, еще раз вспомните, какие свойства воды использует человек. -Спасибо за урок, до свидания! | Слушают учителя. -Дети отмечают и показывают свои термометры. Записывают д/з. -До свидания! | Регулятивные УУД: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |