Урок химии в 8-м классе по теме "Химические свойства воды". Химия свойства воды 8 класс


Вода (химия 8 класс). Разработки уроков

Дополнительные сочинения

Источник жизни, одновременно самое распространенное и загадочное вещество на Земле – это вода. Именно о ней пойдет речь в данном уроке. Казалось, привычное для каждого вещество, а до сих пор все свойства воды до конца не изучены и не объяснены. Из материалов урока вы узнаете, какими свойствами обладает это привычное, но необычное вещество, и в чем же заключается его удивительность.

Тема: Вещества и их превращения

Урок: Вода

1. Вода в природе

Вода – самое распространенное вещество на Земле. Поверхность земного шара на 3/4 покрыта водой, в довольно больших количествах вода находится в атмосфере, а также в земной коре. Основное количество воды содержится в океанах (около 97,6%), запасы же пресной воды достаточно ограничены. Около 85% всех запасов пресной воды сосредоточено в ледниках.

Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трех агрегатных состояниях: твердом (лед), жидком и газообразном (водяной пар).

2. Состав молекулы воды

Состав молекулы воды вам хорошо знаком: на два атома водорода в молекуле воды приходится один атом кислорода, е химическая формула – Н2О. Такой состав был установлен еще А. Л. Лавуазье и подтверждается результатами эксперимента по разложению воды, когда на 1 объем выделяющегося кислорода приходится два объема выделяющегося водорода.

3. Физические свойства воды

Чистая вода – бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, при нормальном давлении кипит при температуре 100˚С, а замерзает при 0˚С. Ее максимальная плотность при 4˚С равна 1 г/см3.

Рис. 1. Вода

Необычным, или даже аномальным, свойством воды является ее способность расширяться при замерзании. Т. е. лед имеет меньшую плотность, чем жидкая вода. Поэтому он всплывает на поверхность, что очень важно для обитателей водоемов зимой.

Рис. 2. Лёд на поверхности воды

Водная среда была не только источником возникновения жизни, она способствовала ее сохранению и развитию. Чтобы заморозить воду, требуется большая энергия. Вот почему промерзание глубоких водоемов практически невозможно, что сохраняет в них жизнь.

Кроме того, вода обладает очень высокой теплоемкостью, что защищает наши континенты, благодаря океану, от резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем. Именно высокая теплоемкость воды способствует сохранению постоянной температуры тела человека и животных, поскольку и они, и мы на две трети состоим из воды.

Являясь уникальным растворителем, вода растворяет больше солей и других веществ, чем любая другая жидкость. В воде растворяются многие твердые вещества, жидкости и газы. Например, газированная вода – это раствор оксида углерода(IV) (углекислого газа) в воде, столовый уксус – это раствор уксусной кислоты в воде, сахарный сироп – раствор сахара в воде.

Но не все вещества одинаково хорошо растворяются в воде, есть и вовсе нерастворимые в воде вещества. Растворимость твердых веществ в воде с увеличением температуры, как правило, увеличивается. Растворимость газов, как правило, возрастает при понижении температуры и повышении давления.

4. Некоторые химические свойства воды

Вы уже знакомы с некоторыми химическими свойствами воды. При пропускании через воду электрического тока (или при нагревании до 2000˚С) вода разлагается на водород и кислород. Вода может вступать в реакцию соединения со многими оксидами.

Пример такой реакции вам хорошо знаком. Так называемое «гашение извести» - взаимодействие оксида кальция с водой. В результате этой реакции образуется гашеная известь – гидроксид кальция. Эта реакция является экзотермической, т. е. протекает с выделением тепла.

СаО + Н2О = Са(ОН)2 + Q

       

Вода способна вступать в реакции замещения с активными металлами. Например, кальций взаимодействует с водой с образованием гидроксида кальция и водорода.

Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2↑ + Q

В результате этой реакции выделяется большое количество теплоты.

5. Проблема очистки воды

Вода из природных источников не всегда пригодна для питья и даже промышленных процессов. Поэтому ее подвергают очистке. Питьевая вода не должна содержать нерастворенных примесей и болезнетворных микроорганизмов. Сначала воду из рек, озер и прудов отстаивают в специальных бассейнах и фильтруют через слой песка. Затем обрабатывают хлором, а иногда озоном или ультрафиолетом, для уничтожения микроорганизмов.

Рис. 3. Станция очистки воды

Роль воды в промышленности, быту и сельском хозяйстве сложно переоценить. Развитие всех отраслей хозяйства страны, рост городов нередко приводят к загрязнению водоемов. Поэтому в каждом государстве должны приниматься меры по охране и рациональному использованию водных природных ресурсов.

Список рекомендованной литературы

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й кл.: к учеб. П. А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / П. А. Оржековский, Н. А. Титов, Ф. Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (с.85-88)

2. Химия. 8 класс. Учеб. для общеобр. учреждений / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.:Астрель, 2013.

3. Химия: неорган. химия: учеб. для 8кл. общеобр. учрежд. /Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§§28,29)

4. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

Дополнительные веб-ресурсы

1. Химические свойства воды .

2. Свойства воды и ее структура .

3. Юным химикам .

Домашнее задание

1) с. 88 № 7 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П. А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О. В. Ушакова, П. И. Беспалов, П. А. Оржековский; под. ред. проф. П. А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

2) с.87-88 №№ 3,4 из учебника Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия: неорг. хим. 8 класс», 2009 г.

dp-adilet.kz

Конспект урока "Свойства воды" 8 Класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 85 имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева города Тайшета» Иркутской области

Урок учителя химии Никитюк Любовь Федоровны

Урок предназначен для учащихся 8 класса базового уровня общеобразовательной школы по программе Г.Е. Рудзитиса

Тема: Свойства воды

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

- изучить химические свойства воды;

- научиться составлять уравнения химических реакций взаимодействия воды

с металлами и оксидами металлов и неметаллов.

Развивающие:

- продолжать формировать у учащихся умения составлять уравнения реакций;

- способствовать развитию речи учащихся;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные:

- воспитание осознанной потребности в знаниях;

- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

- развивать любознательность.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

- кабинет химии, персональный компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь учащихся, учебник;

- презентация Power Point.

Основные понятия: активные металлы, гидроксиды, металлы средней активности, оксиды металлов и неметаллов, кислоты, реакции разложения, замещения и соединения.

Ход урока

Этап урока

Литература:

  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, Химия 8 класс, Москва, «Просвещение», 2011 год

doc4web.ru

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ слайда

презен-

тации

I.Организационный момент

Сообщение темы и цели урока:

Ребята, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос учителя, записывают тему урока

№ 1, 2

II. Актуализация знаний учащихся

Ведется фронтальный опрос о воде в природе и способах её очистки

Отвечают на вопросы учителя

III. Изучение нового материала

1. Строение молекулы воды

Ведется беседа по вопросам:

1.Приведите химическую формулу воды;

2.Из каких элементов состоит молекула воды?

Рассмотрим строение воды

Отвечают на вопросы учителя, зарисовывают в тетради формулу воды

№ 3

2. Физические свойства воды

Какие свойства воды вам известны из курса физики и природоведения?

Отвечают на вопросы, записывают физические свойства воды в тетрадь, просматривают слайды

№ 4, 5, 6

3. Химические свойства воды

1.а) взаимодействие активных металлов с водой

1.Все металлы по химической активности можно разделить на три группы: активные, средней активности и малоактивные.

(Обращаемся к ряду активности металлов)

При комнатной температуре вода взаимодействует с активными металлами

(смотрим видеофрагмент)

Работают с рядом активности металлов, просматривают видеофрагмент

№ 7

Записываю уравнение реакции взаимодействия лития с водой:

2Li + 2h3O = 2LiOH + h3↑

гидроксид лития

(класс - основания)

? К какому типу относятся данные реакции?

Записывают уравнение в тетрадь.

Затем на закрепление у доски и в тетрадях пишут реакции с Na,K,Ca

2Na + 2NaOH = 2NaOH + h3

гидроксид натрия

2K + 2h3O = 2KOH + h3

Ca + 2h3O = Ca(OH)2 + h3

гидроксид кальция

просматривают опыт «Ввзаимодействие кальция с водой»

(Ответ: реакции замещения)

№ 8

8

9

? Почему раствор гидроксида натрия прозрачный, а раствор гидроксида кальция непрозрачный?

Отвечают на вопрос, работают с таблицей растворимости.

Записывают определение:

Щелочи – растворимые в воде основания

10

1.б) взаимодействие с водой металлов средней активности и малоактивных металлов

? Как вы думаете, металлы средней активности могут взаимодействовать с водой?

? К какому типу относятся данные реакции?

Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь уравнения реакций:

Zn + h3O = ZnO + h3

3Fe + 4h3O = Fe3O4 + h3

(Ответ: реакции замещения)

11

2.Взаимодействие воды с оксидами

? Как вы думаете, вода может взаимодействовать с оксидами металлов?

Высказывают свои предположения

2.а) взаимодействие воды с оксидами активных металлов

Записываю уравнение:

Na2O + h3O = 2NaOH

Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление

самостоятельно записывают уравнения:

CaO + h3O = Ca(OH)2

K2O + h3O = 2KOH

12

? Что получиться при взаимодействии воды с оксидами неметаллов?

Высказывают свои предположения, смотрят опыт «Взаимодействие оксида серы (IV)с водой

13

2.б) взаимодействие оксидов неметаллов с водой

Записываю уравнение:

SO2 + h3O = h3SO3

сернистая кислота

? К какому типу относятся данные реакции?

Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление самостоятельно составляют уравнения:

SO3 + h3O = h3SO4

серная кислота

P2O5 + 3h3O = 2h4PO4

ортофосфорная кислота

(Ответ: реакции соединения)

14

15

3. Разложение воды под действием электрического тока

? Вспомните, что получится из воды, если через неё пропустить электрический ток?

К какому типу относится данная реакция?

Отвечают на вопрос, записывают уравнение реакции:

2h3O → 2h3 + O2

(Ответ: реакция разложения)

16

IV. Рефлексия

Подвожу итоги урока, выставляю оценки за урок

Заканчивают предложения:

Я узнал…

Я научился…

Я понял…

17

V. Домашнее задание

Даю домашнее задание

Записывают домашнее задание в тетрадь

18

Конспект урока по химии на тему "Вода. Свойства воды" (8 класс)

Урок химии в 8 классе по теме:

«Вода в природе. Состав, свойства и применение воды»

Цель урока: рассмотреть распространение воды в природе; изучить состав молекулы воды, её свойства - физические и химические, особенности; значение воды для живых организмов; рассмотреть некоторые экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, начать формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: основаниях.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края;

информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, практическая работа, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Оборудование: проектор, компьютер, доска, лабораторное оборудование, реактивы: металлы натрий, цинк, железо, индикаторы.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний (Слайд 1)

Учитель: начать наш урок я бы хотела словами Антуана де Сент Экзюпери:

Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

тебя невозможно описать – тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…

ты - самое большое богатство на свете!»

Учитель: Как вы думаете, о чем идет речь? Конечно о воде (Слайд 2)

Слайд 3 «Тема и цели урока»

III. Изучение нового материала.

Слайд 4-7 «"Распространение воды в природе и организме человека"

Учитель: Известно, что большая часть поверхности земли 71% покрыта океанами и морями. Основные запасы воды гидросферы содержатся в мировом океане, причем морские воды составляют 94% от всего объема, или 1 миллион 370 тысяч км3, а на долю пресных вод приходится менее 2%. Было бы прекрасно, если бы человечество могла пользоваться, хотя бы этим количеством ,но, к сожалению, лишь 0,025% пресных вод находится в жидком состоянии и в доступных для человеч5ества сферах, 1,6% из них сковано могучими льдами, а 4 % подземные воды, причем большая часть – это глубинные рассолы и только 0,3 % - пресные подземные воды.

infourok.ru

Конспект урока "Химические свойства воды. Применение воды" 8 Класс

Открытый урок

Тема «Химические свойства воды. Применение воды»

(плановая проверка)

Класс 8 «А»

Учитель: Демеубаева А.К.

Тема: Химические свойства воды. Применение.

Цель урока: повторить физические свойства воды и изучить химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, начать формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: основаниях.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края;

информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, практическая работа, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Компьютерная презентация к уроку позволяет учащимся:

1. Получить знания о свойствах и значении воды.

2. Приобрести навыки работы с веществами и оборудованием.

3. Получить представление о распространенности воды в природе.

4. Получить знания о проблемах уменьшения количества пресной воды.

Оборудование: Компьютер.

Предметы: химия, биология, география, экология, литература, русский язык, физика.

Ход урока:

  1. Организационный момент: проверка готовности, приветствие, посещаемость.

  2. Перспектива на урок.

Сегодня на уроке, вам предстоит выполнить следующую работу:

- защита проекта «Её величество вода»

- изучить химические свойства воды

- закрепить раннее полученные знания в интерактивной игре «Своя игра»

3. Разминка «Назови элемент»

4. Самостоятельная работа: «ДА» или «НЕТ, так как…»

  1. Планета Земля покрыта водой на 70%.

  2. Формула воды – Н3О.

  3. Воду можно обеззараживать хлором, озоном и различными микроорганизмами.

  4. В 200 граммах воды содержится 15% соли, что составляет 20 грамм

  5. Это формула массовой доли растворённого вещества:

w=m(раств. вещ-ва)/ m ( раствора)

  1. Это формула массовой доли растворённого вещества:

w(Э) = Ar(Э )/ Mr (соединения)

  1. Прибор для разложения воды называется озонатором.

  2. Плотность воды ровна 0,92 г/см3.

  3. Температура кипения воды ровна 100 градусов.

  4. Получение сложных веществ из более простых называется анализом.

Ответы:

  1. ДА.

  2. НЕТ, так как Н2О

  3. НЕТ, микроорганизмами нельзя.

  4. Нет, так как 200г - 100%

хг - 15% х= 30 грамм

  1. ДА.

  2. НЕТ, так как это формула нахождения массовой доли элемента в соединении.

  3. НЕТ, так как прибор называется эвдиометром.

  4. НЕТ, так как плотность воды равна 1 г/см3

  5. ДА.

  6. НЕТ, так как называется синтезом.

5 – за 10 вопросов

4 – за 6-9 вопросов

3 – за 1 – 5 вопросов

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А все это просто вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А в сущности, это вода.

Высокие волны вздымая,

Бушует морская вода,

И топит, и губит, играя,

Большие морские суда.

Вот белым легли покрывалом

На землю родную снега...

А время придет — все растает,

И будет простая вода.

А. Фет

5. Защита проекта «Её величество вода»

Ученик 1 «Анамальные свойства воды» (презентация)

Ученик 2 «Очистка воды от нефти, наиболее дешевыми и перспективными способами ( при помощи пенопласта, пробковой крошки, фильтровальной бумаги, угля).

6. Изучение новой темы: «Химические свойства воды. Применение». ( видиоролики)

Химические свойства воды определяются особенностями ее строения. Вода довольно устойчивое вещество, она начинает разлагаться на водород и кислород при нагревании по крайней мере до 1000°С ( происходит термическая диссоциация) или под действием ультрафиолетового излучения (фотохимическая диссоциация).

Вода относится к химически активным соединениям. Например, реагирует с фтором. Хлор при нагревании или на свету разлагает воду с выделением атомарного кислорода:

h3O + Cl2 = HCl + HClO (НСlО = НСl + О)

При обычных условиях она взаимодействует с активными металлами:

2h3O + Ca = Ca(ОН) 2 + h3

2h3O + 2Na = 2NaOH + h3

Вода вступает в реакцию и со многими неметаллами. Например, при взаимодействии с атомарным кислородом образуется пероксид водорода:

h3O + O = h3O2

Многие оксиды реагируют с водой, образуя основания и кислоты:

CO2 + h3O = h3CO3

CaO + h3O = Ca(OH)2

При взаимодействии с некоторыми солями образуются кристаллогидраты. При нагревании они теряют кристаллизационную воду:

Na2CO3 + 10h3O = Na2CO3*10h3O.

Вода также разлагает большинство солей (так называемый гидролиз).

Благородные металлы с водой не реагируют.

7. Закрепление изученного материала: «Своя игра» (презентация)

8. Рефлексия

- сегодня я узнал…- было интересно…- было трудно…- я выполнял задания…- я понял, что…- теперь я могу…- я почувствовал, что…- я приобрел…- я научился…- у меня получилось …- я смог…- я попробую…- меня удивило…- урок дал мне для жизни…- мне захотелось…

Итог урока: Выставление оценок за работу.

Дома: параграф 28 учить, упр 1-3 стр 64.

doc4web.ru

Урок химии в 8-м классе по теме "Химические свойства воды"

Разделы: Химия

Тема урока: Химические свойства воды.

Цель урока:

1. Создать условия для:

- успешного усвоения основных вопросов темы; - улучшения  эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса на уроке; - развития у учащихся вербальных и  коммуникативных умений.

2. Помощь школьникам научиться делать переход от частного к общему и наоборот, составлять схемы и пользоваться ими.

3. Учить учащихся ставить перед собой задачи на урок, планировать свою работу, отслеживать результаты деятельности.

Оборудование: химические стаканы, ножницы, фильтровальная бумага, индикаторная бумага (фенолфталеиновая, универсальная), пробирки, спички.

Вещества: Вода (дистиллированная), натрий, железо, медь, оксиды кальция, фосфора (V), водный раствор оксида углерода (IV).

Ход урока

1 этап.Организационно-мотивационный

Задачи:

  1. Настроить учащихся на активную, плодотворную работу на уроке.
  2. Показать важность темы для дальнейшего изучения курса химии, а также практическую направленность данной темы.

Учитель: Ребята, мы с вами уже знаем: вода - важнейшее на Земле вещество. Она бесценна, т.к. очень многие процессы, протекающие в нас и вокруг нас, идут при  активном участии воды, в растворах. Давайте вспомним некоторые из них, разгадав кроссворд. (Приложение 1 на каждом столе.)

(Работают в парах, чья пара быстрее и без ошибок выполнит задание, тем «+» за работу.)

Учитель: Тема нашего урока «Химические свойства воды». Как вы думаете: как нам лучше организовать работу, чтобы разобраться в данной теме? Что делать?

(Дети предлагают свои варианты, учитель записывает на уголке доски, чтобы сохранить до конца урока, редактирует, выделяет наиболее значимые и соответствующие теме урока. Это и будет составленный детьми план урока.)

2 этап.Подготовка к изучению новой темы

Задача: Актуализация знаний, необходимых для изучения данной темы.

Форма организации  этапа  урока - фронтальный диалог:

  1. Какие вещества называются сложными?
  2. Какие классы сложных веществ вы знаете?
  3. Дать определение оксидов.
  4. Какие бывают оксиды?
  5. Дать определение кислот.
  6. Назовите формулы известных вам кислот.

Работа в парах

Из данных вам мини-тренажоров (Приложение 2) выбрать в отдельные группы: 1 - оксиды металлов, 2 - оксиды неметаллов, 3 - кислоты. (Можно консультироваться, пользоваться учебником, тетрадью.)

Учитель: Выпишите в тетрадь формулы, которые вы использовали. Что у них общего в строение молекул?

Вещества данной группы называются основания.

- Какое можно дать определение этому классу веществ?

- Итак, какие классы сложных веществ мы с вами вспомнили?

(Подводим итог выполненной работы. Учащиеся сами себя оценивают: насколько они проявили себя.)

3 этап.Изучение нового материала. Закрепление знаний

Задачи:

  1. Наглядно показать химические свойства воды (демонстрационный опыт, химический эксперимент).
  2. При изучении свойств воды помочь учащимся научиться объединять и обобщать их в схемы для удобства пользования.
  3. Сформировать умение пользоваться таблицей « Ряд активности металлов».
  4. Ввести понятие о гидроксидах.

Демонстрационный опыт

На столе учителя 4 химических стакана с водой. В них добавили (последовательно): Na; Сa; Fe; Cи, а также енолфталеиновый индикатор.

Задание ученикам

Пронаблюдать, какие изменения происходят. Пометить у себя в тетради.

Вопросы для беседы

1) Какие изменения произошли в первом и втором стаканах?2) Как вы считаете, какой газ выделяется?

(Проверяем: поднесли зажженную лучинку – услышали хлопок. Газ - водород!)

3) Почему в первом и втором стаканах индикатор изменил цвет на малиновый? (Работа с таблицей окраски цветов индикаторов.)

4) Как записать уравнение реакций, протекающих в первых двух стаканах?

Na + 2 HOH = 2 NaOH + h3

Ca + 2h3O = Ca(OH)2 + h3

(Учитель поясняет, как даются названия основаниям, как составляются формулы оснований по валентности.)

5) В чем важнейшее отличие первых двух реакций?  

(Обращаем с ребятами внимание на разную скорость реакций. Знакомимся с рядом активности металлов.)

6) Что наблюдали в третьем стакане?

- Газ. (Доказываем, что это водород.) - Окраска индикатора не изменилась. (Основания нет!)

(Разбираем и записываем уравнение новой реакции, находим железо в ряду активности металлов и делаем вывод о взаимодействии с водой металлов средней активности.)

Fe + h3O = FeO + h3

7) Что вы заметили в четвертой пробирке?

- Ничего! Там реакции не произошла. Железо стоит в ряду активности  после водорода!

Учитель: Сделаем вывод о взаимодействии воды с металлами, составим опорную схему для лучшего запоминания.

 (Учащиеся предлагают возможные схемы, учитель анализирует их с учащимися  и в итоге получается  примерно такая. (Можно показать на слайде.))

Схема №1

 

Н2О

 

 

+ Me (активный) == Me(OH)n + Н2 + Ме (средней активности) == МеО + Н2 + Ме (неактивный) == (реакция не идёт!)

(Учащиеся оформляют в тетради, красиво их выделив для лучшего запоминания.)

Работа в парах

Для закрепления изученного, выполнить работу в парах, обсуждая результаты и помогая друг другу. Можно обратиться за помощью к учителю.

Задание

Написать возможные уравнения реакций металлов с водой: К, Ва, Ni, Hg, Al. (При необходимости – воспользуйтесь схемой №1.)

Лабораторный опыт

В колбе - СО2

В стакане СаО

 

Добавьте воду и универсальный индикатор.Наблюдаем!

Вопросы для беседы

1) Что наблюдаем? 2) Какой вывод можно сделать? 3) Как написать соответствующее уравнение? (обсуждают и работают в парах, затем оформляют запись  в тетради и на доске) 4) Вывод фиксируем в виде схемы:

Н2О

 

+ НеМеО == КИСЛОТА

+ МеО == ОСНОВАНИЕ

Условие: Получение кислоты и основания должны быть растворимы!

Работа в парах

Задание

Дописать возможные уравнения реакций (разного уровня сложности):

 

ВаО + Н2О = NаО + Н2О =

Н2О + SO2 = Н2О + SO3 =

       

 

AlO3 + Н2О =

Н2О + N2O5 =

       

 

Упр. 4, стр. 136

 

4 этап. Оценочно-рефлексивный

Учитель: В начале урока мы с вами запланировали работу на урок. Давайте сравним с нашим планом и посмотрим, как мы с ним справились.

(Сверяются с планом, написанным в начале урока, что уже изучено, а над чем предстоит работать на следующих уроках.)

Домашнее задание

  1. Записи в тетради (опорные схемы).
  2. П. -7.7 (учебник).
  3. Упр.1, стр. 136.
  4. Упр.4, стр. 236 (по желанию).

Рефлексия

 (Ответить коротко в тетрадях.)

  1. Что тебе на уроке было интересно?
  2. Что не понятно?
  3. На что обратить внимание учителю на следующем уроке?
  4. Как ты оценишь свою работу на уроке?

Мы с вами хорошо потрудились! Спасибо за урок!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также