Конспект урока по географии" Свойства вод Мирового океана" (7 класс). Свойства вод океана 7 класс
Конспект урока по географии" вод мирового океана" (7 класс)
Конспект урока
География
7 класс
Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температура
Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма – приём «шесть шляп мышления», сводная таблица.
Цели урока:
Образовательные:
-
Сформировать представления о солёности вод океанов и температуре поверхностных вод.
-
Установить причины различной солёности вод океанов и температурных характеристик.
Развивающие:
-
Продолжить формирование умений работать с картой (обозначение значками на настенной карте и атласе показателей солёности воды и температуры).
-
Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солёности и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана – оформление сводной таблицы).
-
Продолжить формирование умений делать выводы (установление причин различной солёности вод океанов и температурных характеристик).
Воспитывающие:
-
Продолжить работу над формированием географической картины мира.
-
Продолжить формирование умений работать в группе.
Оборудование: Настенная физическая карта полушарий; атласы; контурные карты; тетради учащихся; раздаточный материал «Письмо в «Академию юных знатоков географии»; значки с цифрами, показывающими солёность и температуру в разных частях Мирового океана; «шляпы мышления» белого, жёлтого, чёрного, зелёного и синего цвета.
Ход урока
I. Организационный момент
Наш сегодняшний урок пройдёт в несколько необычной для вас форме – форме заседания Академии юных знатоков географии.
Представьте, что вы академики и находитесь на очередном заседании Академии по теме «Свойства вод Мирового океана: солёность и температура».
Тема заседания совпадает с темой нашего урока, запишем её в тетрадях.
II. Изучение нового материала
Перед вами на столах находятся шляпы разного цвета. Исходя из цвета шляпы, вы будете представлять свои впечатления и мысли.
При помощи цветных жетонов формируются группы, которые будут мыслить в «соответствующем цвете».
Белая шляпа
Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций. Только факты!!!
Жёлтая шляпа
Позитивное мышление. Нужно выделить, что именно было хорошо, полезно, продуктивно и объяснить почему.
Чёрная шляпа
Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить, почему так произошло.
Зелёная шляпа
Это – творческое мышление. Нужно представить тот или иной факт в иной, новой ситуации.
Синяя шляпа
Обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» цвете, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы. За ними последнее слово.
Итак, мы приступаем к заседанию. В нашу академию пришло письмо от известного мореплавателя, старого морского волка. Избороздившего все моря и океаны, капитана Врунгеля. Давайте прочитаем его.
Письмо в Академию юных знатоков географии
Я, Врунгель Христофор Бонифатьевич, представляю отчёт о кругосветном плавании на двухместной парусной яхте «Беда», совершённом мною, капитаном Врунгелем, старшим помощником Ломом и матросом Фуксом.Удовольствия дальнего плавания неоценимы, что говорить. Но есть бóльшее удовольствие: рассказать в кругу близких друзей и случайных знакомых о явлениях прекрасных и необычайных, свидетелями которых вы становитесь в дальнем плавании, поведать о тех положениях, порой забавных, порой трагических, в которые то и дело ставит вас превратная судьба мореплавателя.Но в море, на большой океанской дороге, что вы можете встретить? Воду и ветер, главным образом.Бывают, конечно, в открытом море различные необычайные происшествия, и в нашем походе их было немало, но рассказ сейчас не про них.Хочу я вам рассказать, дорогие академики, про уникальный дар природы – воду.Мировой океан – это прежде всего вода. Объём её равен 1 338 000 000 км3 , что составляет 97% всей воды на Земле. Но это не только масса воды, поражающая своей грандиозностью и величием. Это огромное количество растворённых в воде химических соединений и разнообразных частиц, находящихся во взвешенном состоянии.Больше всего в океанической воде растворено поваренной соли. Кроме солей, океанические воды содержат железо, медь, алюминий, серебро и даже золото.Сколько же соли содержит Мировой океан, спросите вы. Я вам отвечу – исключительно много: 166 млн. т. в кубической миле и 49,2·1015 т во всех морях и океанах. Это в 14,5 раз больше объёма всей Европы с Альпами, Пиренеями, Карпатами и другими горами. Если соль, растворённую в морской воде, извлечь из неё и равномерно распределить по поверхности земного шара, то она покроет его сплошным слоем толщиной в 150 м.Вот почему морскую воду пить не захочешь, она же солёная! Не верите, попробуйте.
infourok.ru
Ключевые слова и фразы: озеро, море,Мировой океан, свойства вод МО, гидросфера, соленость, температура, глубина, промилле, плотность | Начало урока | Разминка. «Здороваться – это значит желать здоровья!» Поприветствуют друг друга, улыбаются, присаживаются, следят за своей осанкой. М1, М3 (1мин) Рассадить по группам. «Сладкое» деление на группы. С помощью конфет разных цветов рассадить по группам (1мин) Проверка Д/З индивидуальная проверка д/з по карточкам (5 мин) | Карточки | Середина урока | «Корзина идей» (10мин) проверить объем знаний учащихся с 6 класса и работу в группах 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме воды мирового океана (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в группе 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. (М1, М2) “Лови ошибку” (7мин) изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Ошибки в тексте 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы (М1,М2) Текст: К свойствам вод океана относится объем и масса. Вода в океанах и морях соленая и не пригодная для питья. В каждом литре морской воды в среднем содержится 38 грамм соли. В океанах, где мало идет дождь и идет сильное испарение воды соленость ниже. С глубиной температура воды повышается. Если двигаться от экватора к полюсу температура воды становится ниже Разминка -Как живёте? -Вот так! (Показать большой палец) -Как идёте? -Вот так! (Прошагать) -Как бежите? -Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге) -Ночью спите? -Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на них голову) -Как шалите? -Вот так! (Произвольные движения) -А грозите? -Вот так! (Погрозить пальцем) -Как сидите? -Вот так! (Руки на стол) -А географию как знаете? -Вот так! (Показать большой палец) (2мин) Работа в парах (10 мин) (М4, М1) Ответы на вопросы Уровень «А» Назовите, в каких широтах океанические воды отличаются относительно низкой (высокой) соленостью и какова ее величина? Уровень «Б» Как можно объяснить различия солености морей: Баренцево – 35 промилле, Карское – 10, Лаптевых – 18, Восточно-Сибирское – 4–5, Чукотское – 35? Уровень «С» Мировой океан – будущее человечества. Докажите или опровергните правильность этого утверждения. «Ассоциации» Изучили 4 океана, изобразить на флипчарте ассоциации к каждому из океанов. Нарисовать с каким животным сравнивают каждый океан. Дать объяснения (5мин) М2,М3 | Тетрадь Интерактивная доска Учебник, тетрадь, раздаточный материал Интерактивная доска Раздаточный материал флипчарт | Конец урока | Рефлексия (3 мин)В конце учебного занятия обучающимся предлагается письменно выбрать 1 предложение и закончить его на стикере.
Домашнее задание: § , на контурной карте обозначить среднегодовую температуру (1мин) | Стикеры, интерактивная доска |
Урок географии в 7 классе "Свойства вод мирового океана"
Основным показателем педагогической эффективности является личность ребенка, уровень его образованности, включенность в жизнетворчество, характер самореализации и самоопределения, гармония его внутреннего «я» с окружающим миром. Это потребовало пересмотра структуры и содержания образования.
Физика, астрономия, география, химия, биология сейчас имеют не только естественно- научный характер, они стали дисциплинами, формирующими мировоззрение, гармонично вписывающими человека в окружающую среду, прививающими экологическое мышление и способствующие повышению нравственного уровня. Традиционные методики преподавания этих дисциплин в современных условиях должны подвергнуться обновлению, один из путей которого интеграция преподавания естественных наук, в том числе с применением современных информационных технологий.
Разобщенность школьных наук создает барьеры , разъединяющие науки о природе, а в результате у ребенка не создается целостного представления об окружающем мире. Для него все существует отдельно: химические реакции- в пробирке; физические законы- в лабораторных условиях; рельеф Земли- на карте. Изучаемые науки не согласованы друг с другом, подчас по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти науки неразрывны, так как изучают (каждая своим методом) практически одни и те же явления природы, а нам, педагогам, предстоит сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений.
Для этого надо научить детей наблюдать и описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики, сформировать умение делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные.
Предмет «география» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь как естественной, так и обществоведческой наукой, география способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими уроками могут стать интегрированные уроки по географии и биологии, экономике и экологии, географии, биологии и экологии и др., которые ведутся двумя учителями одновременно. Данные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока. Все зависти от идеи создания и содержания такого урока.
Интегрированные уроки позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже.
Такие уроки помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов. «Мировой организм есть неразрывное целое. Все элементы мироздания органично связаны между собой», - Цицерон.
Все связано со всем.Закон природы
Интегрированный урок по географии и физике «Свойства вод Мирового океана».
Цели:
Образовательная цель: изучение нового материала; введение основных понятий.
Развивающая цель:развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей. Начать формировать умения создания проекта. продолжить развитие логического мышления, научить систематизировать материал; научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате исследования;
Воспитательная цель: формирование целостного представления о единстве природных явлений; развитие способностей учащихся и их реализация.
Задачи:
ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.
научить применять знания в реальной жизни.
продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов
формирование умения вести проектную деятельность
Формы и методы: Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; информационно-иллюстративный; демонстративный; работа в группах, проектный, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.
Тип урока: комбинированный.
Ожидаемый результат урока:
творческое мышление школьников
умение приобретать знания из различных источников
анализировать факты
делать обобщение
высказывать собственные суждения
критически относиться к мнениям других.
анализировать географическую грамотность
показать, что все в природе взаимосвязано
Оборудование: диск 1С 7 класс, презентация, карта океанов,географические атласы
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя географии.
Уважаемый исследователь!Сегодня ты совершишь путешествие, во время которого ты узнаешь о свойствах океанических вод, проведешь наблюдения за удивительным подводным миром,удивишься его многообразию и разгадаешь тайны некоторых физических процессов .
Урок проводится на основе созданной учителями мультимедийной презентации. (приложение 1)
Вспомни: какие свойства имеют воды Мирового Океана?
Тебе предстоит множество наблюдений. Записывай их.
Проведи первое наблюдение за изменением температуры поверхностных вод с помощью карт атласа.
90 с.ш-
60 с.ш.-
30 с.ш-
0 -
Запиши данные, проведи анализ данных и сделай вывод.
Внимание!!! Начинаем погружение, следи за показанием термометра.
Наша экспедиция проводит наблюдения не только за температурой , но и соленостью морских вод. Проанализируй карту солености в атласе, презентации.
Проанализируй полученные результаты и объясни такую закономерность изменения солености.
В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши.
А теперь проведем небольшое исследование.
Гипотеза
Соленость с глубиной изменяется незначительно.
С помощью карт солености Мирового Океана анализируем соленость от поверхности океана до глубины 3000 метров.
Вывод: Вертикальное распределение солености в океанах имеет заметные колебания только в верхнем слое до 1000 м; ниже эти изменения солености становятся очень невелики .
Гипотеза доказана.
Как вы думаете?
Что означает 20%о ?
Сколько соли нужно растворить в одном литре воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?
Сколько соли содержится в 10 литрах воды, если соленость равна 40%о?
Почему соленость Красного моря выше Карского?
Учитель физики: Проведем опыт:
Оборудование: большая миска, вода, скрепка, кусочек яблока, карандаш, монета, пробка, картофелина, соль, стакан.
Ход работы:
Налитьв миску или таз воды.
Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы.
Взять стакан с водой, растворить в нем 2 столовые ложки соли.
Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом.
Описать. Почему в море легче держаться на воде, чем в реке?
Почему стебли водорослей более гибкие, нежели стебли растений, растущих на земле?
Когда рыба опускается на глубину, объем ее пузыря уменьшается. С чем это связано?
Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в реке?
Ученик: Нет, тело сильнее погружается в реке.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: Потому что в море вода соленая.
Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему?
Ученик: Плотности жидкостей различны.
Дается определение плотности: плотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.
Физический смысл этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3 данного вещества.
Математической конструкцией данного понятия является формула для вычисления плотности вещества
Формула для расчета и единица измерения плотности.
Учитель географии: А теперь мы можем вдоволь полюбоваться подводными красотами. Во время дальнейшего погружения ты узнаешь причины, влияющие на разнообразие органического мира океана.
(Показ подводных пейзажей, представителей животного и растительного мира).
См. презентацию (Приложение 1)
Как вы считаете влияет ли давление на распределение животного и растительного мира?
Учитель физики: Ответить на этот вопрос нам помогут знания физических законов.
Повторим и вспомним:
Что такое давление?
Как передается давление жидкостям?
Закон Паскаля.
От чего зависит давление в жидкости?
Проделаем ряд опытов. Приложение 2
Опыты можно проделать с помощью виртуальной лаборатории на интерактивной доске.
Если таковой не имеется, с помощью физического оборудования продемонстрировать несколько опытов подтверждающих существование давление в жидкости; показывающих изменение давления с глубиной.
Вывод. Опыты показали и доказали нам наличие давления в жидкости и изменение его с глубиной.
Это значит, что и в природной среде действуют те же самые законы и давление изменяясь с глубиной воздействует на животный и растительный мир.
Докажем расчетным методом эту гипотезу.
Расчитайте давление на глубинах:
200 метров
1000 метров
3000 метров
5000 метров
Результаты нанесите на шкалу глубин .После нанесения результатов расчетов отчетливо видно увеличения порядка числа давления с глубиной.
С помощью расчетов также доказали , что давление с глубиной увеличивается.
Учитель географии: До недавнего времени считалось, что глубины океана свыше 6 км безжизненны, так как никакой живой организм не может вынести громадного давления воды. Ведь с погружением в глубину на каждые 10 м давление увеличивается на 1 атм. Но советские ученые доказали, что и на самых больших глубинах существуют одноклеточные — фора-миниферы, губки, кишечнополостные, черви, ракообразные, моллюски, мшанки, иглокожие и даже рыбы. Глубоководные обитатели приспособились к жизни и при большом давлении. В их теле нет воздушных полостей, а вода, которую они содержат, сжимается очень мало, поэтому давление внутри организма легко уравновешивает давление извне. Многие рыбы и раки с больших глубин поднимаются к поверхностным слоям. Их часто можно встретить на глубине менее 1000 м. Подняться выше 200 м глубоководным животным мешает высокая температура поверхностных вод. На большой глубине, где они живут, температура воды только 2—3°, а в поверхностных слоях она обычно выше 10°, а иногда достигает даже 20°. При низких температурах все жизненные процессы идут замедленно. Организмы растут не так быстро, как в теплых поверхностных слоях океана, поэтому и малое количество пищи, которое они находят на дне, обеспечивает их жизнедеятельность.
Подведение итогов урока:
Что показал нам наш урок?
Все в природе взаимосвязано. Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем спасибо!
znaew.ru
Интегрированный урок (география +физика) "Свойства вод мирового океана". 7-й класс
Разделы: География
Основным показателем педагогической эффективности является личность ребенка, уровень его образованности, включенность в жизнетворчество, характер самореализации и самоопределения, гармония его внутреннего «я» с окружающим миром. Это потребовало пересмотра структуры и содержания образования. Физика, астрономия, география, химия, биология сейчас имеют не только естественно- научный характер, они стали дисциплинами, формирующими мировоззрение, гармонично вписывающими человека в окружающую среду, прививающими экологическое мышление и способствующие повышению нравственного уровня. Традиционные методики преподавания этих дисциплин в современных условиях должны подвергнуться обновлению, один из путей которого интеграция преподавания естественных наук, в том числе с применением современных информационных технологий.
Разобщенность школьных наук создает барьеры , разъединяющие науки о природе, а в результате у ребенка не создается целостного представления об окружающем мире. Для него все существует отдельно: химические реакции- в пробирке; физические законы- в лабораторных условиях; рельеф Земли- на карте. Изучаемые науки не согласованы друг с другом, подчас по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти науки неразрывны, так как изучают (каждая своим методом) практически одни и те же явления природы, а нам, педагогам, предстоит сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений.
Для этого надо научить детей наблюдать и описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики, сформировать умение делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные.
Предмет «география» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь как естественной, так и обществоведческой наукой, география способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими уроками могут стать интегрированные уроки по географии и биологии, экономике и экологии, географии, биологии и экологии и др., которые ведутся двумя учителями одновременно. Данные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока. Все зависти от идеи создания и содержания такого урока.
Интегрированные уроки позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже.
Такие уроки помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов. «Мировой организм есть неразрывное целое. Все элементы мироздания органично связаны между собой», - Цицерон.
Все связано со всем.Закон природы
Интегрированный урок по географии и физике «Свойства вод Мирового океана».
Цели:
- Образовательная цель: изучение нового материала; введение основных понятий.
- Развивающая цель:развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей. Начать формировать умения создания проекта. продолжить развитие логического мышления, научить систематизировать материал; научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате исследования;
- Воспитательная цель: формирование целостного представления о единстве природных явлений; развитие способностей учащихся и их реализация.
Задачи:
- ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.
- научить применять знания в реальной жизни.
- продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов
- формирование умения вести проектную деятельность
Формы и методы: Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; информационно-иллюстративный; демонстративный; работа в группах, проектный, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.
Тип урока: комбинированный.
Ожидаемый результат урока:
- творческое мышление школьников
- умение приобретать знания из различных источников
- анализировать факты
- делать обобщение
- высказывать собственные суждения
- критически относиться к мнениям других.
- анализировать географическую грамотность
- показать, что все в природе взаимосвязано
Оборудование: диск 1С 7 класс, презентация, карта океанов,географические атласы
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя географии.
Уважаемый исследователь! Сегодня ты совершишь путешествие, во время которого ты узнаешь о свойствах океанических вод, проведешь наблюдения за удивительным подводным миром, удивишься его многообразию и разгадаешь тайны некоторых физических процессов .
Урок проводится на основе созданной учителями мультимедийной презентации. (приложение 1)
Вспомни: какие свойства имеют воды Мирового Океана?
Тебе предстоит множество наблюдений. Записывай их.
Проведи первое наблюдение за изменением температуры поверхностных вод с помощью карт атласа.
90 с.ш-
60 с.ш.-
30 с.ш-
0 -
Запиши данные, проведи анализ данных и сделай вывод.
Внимание!!! Начинаем погружение, следи за показанием термометра.
Наша экспедиция проводит наблюдения не только за температурой , но и соленостью морских вод. Проанализируй карту солености в атласе, презентации.
Проанализируй полученные результаты и объясни такую закономерность изменения солености.
В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши.
А теперь проведем небольшое исследование.
Гипотеза
Соленость с глубиной изменяется незначительно.
С помощью карт солености Мирового Океана анализируем соленость от поверхности океана до глубины 3000 метров.
Вывод: Вертикальное распределение солености в океанах имеет заметные колебания только в верхнем слое до 1000 м; ниже эти изменения солености становятся очень невелики .
Гипотеза доказана.
Как вы думаете?
- Что означает 20%о ?
- Сколько соли нужно растворить в одном литре воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?
- Сколько соли содержится в 10 литрах воды, если соленость равна 40%о?
- Почему соленость Красного моря выше Карского?
Учитель физики: Проведем опыт:
Оборудование: большая миска, вода, скрепка, кусочек яблока, карандаш, монета, пробка, картофелина, соль, стакан.
Ход работы:
- Налитьв миску или таз воды.
- Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы.
- Взять стакан с водой, растворить в нем 2 столовые ложки соли.
- Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом.
- Описать. Почему в море легче держаться на воде, чем в реке?
- Почему стебли водорослей более гибкие, нежели стебли растений, растущих на земле?
- Когда рыба опускается на глубину, объем ее пузыря уменьшается. С чем это связано?
Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в реке?
Ученик: Нет, тело сильнее погружается в реке.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: Потому что в море вода соленая.
Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему?
Ученик: Плотности жидкостей различны.
Дается определение плотности: плотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.
Физический смысл этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3 данного вещества.
Математической конструкцией данного понятия является формула для вычисления плотности вещества
Формула для расчета и единица измерения плотности.
Учитель географии: А теперь мы можем вдоволь полюбоваться подводными красотами. Во время дальнейшего погружения ты узнаешь причины, влияющие на разнообразие органического мира океана.
(Показ подводных пейзажей, представителей животного и растительного мира).
См. презентацию (Приложение 1)
Как вы считаете влияет ли давление на распределение животного и растительного мира?
Учитель физики: Ответить на этот вопрос нам помогут знания физических законов.
Повторим и вспомним:
- Что такое давление?
- Как передается давление жидкостям?
- Закон Паскаля.
- От чего зависит давление в жидкости?
Проделаем ряд опытов. Приложение 2
Опыты можно проделать с помощью виртуальной лаборатории на интерактивной доске.
Если таковой не имеется, с помощью физического оборудования продемонстрировать несколько опытов подтверждающих существование давление в жидкости; показывающих изменение давления с глубиной.
Вывод. Опыты показали и доказали нам наличие давления в жидкости и изменение его с глубиной.
Это значит, что и в природной среде действуют те же самые законы и давление изменяясь с глубиной воздействует на животный и растительный мир.
Докажем расчетным методом эту гипотезу.
Расчитайте давление на глубинах:
- 200 метров
- 1000 метров
- 3000 метров
- 5000 метров
Результаты нанесите на шкалу глубин .После нанесения результатов расчетов отчетливо видно увеличения порядка числа давления с глубиной.
С помощью расчетов также доказали , что давление с глубиной увеличивается.
Учитель географии: До недавнего времени считалось, что глубины океана свыше 6 км безжизненны, так как никакой живой организм не может вынести громадного давления воды. Ведь с погружением в глубину на каждые 10 м давление увеличивается на 1 атм. Но советские ученые доказали, что и на самых больших глубинах существуют одноклеточные — фора-миниферы, губки, кишечнополостные, черви, ракообразные, моллюски, мшанки, иглокожие и даже рыбы. Глубоководные обитатели приспособились к жизни и при большом давлении. В их теле нет воздушных полостей, а вода, которую они содержат, сжимается очень мало, поэтому давление внутри организма легко уравновешивает давление извне. Многие рыбы и раки с больших глубин поднимаются к поверхностным слоям. Их часто можно встретить на глубине менее 1000 м. Подняться выше 200 м глубоководным животным мешает высокая температура поверхностных вод. На большой глубине, где они живут, температура воды только 2—3°, а в поверхностных слоях она обычно выше 10°, а иногда достигает даже 20°. При низких температурах все жизненные процессы идут замедленно. Организмы растут не так быстро, как в теплых поверхностных слоях океана, поэтому и малое количество пищи, которое они находят на дне, обеспечивает их жизнедеятельность.
Подведение итогов урока:
Что показал нам наш урок?
Все в природе взаимосвязано. Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем спасибо!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai