Конспект урока по географии" Свойства вод Мирового океана" (7 класс). Свойства вод океана 7 класс


Конспект урока по географии" вод мирового океана" (7 класс)

Конспект урока

География

7 класс

Тема урока: Свойства вод Мирового океана: солёность и температура

Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма – приём «шесть шляп мышления», сводная таблица.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Сформировать представления о солёности вод океанов и температуре поверхностных вод.

  2. Установить причины различной солёности вод океанов и температурных характеристик.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений работать с картой (обозначение значками на настенной карте и атласе показателей солёности воды и температуры).

  2. Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солёности и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана – оформление сводной таблицы).

  3. Продолжить формирование умений делать выводы (установление причин различной солёности вод океанов и температурных характеристик).

Воспитывающие:

  1. Продолжить работу над формированием географической картины мира.

  2. Продолжить формирование умений работать в группе.

Оборудование: Настенная физическая карта полушарий; атласы; контурные карты; тетради учащихся; раздаточный материал «Письмо в «Академию юных знатоков географии»; значки с цифрами, показывающими солёность и температуру в разных частях Мирового океана; «шляпы мышления» белого, жёлтого, чёрного, зелёного и синего цвета.

Ход урока

I. Организационный момент

Наш сегодняшний урок пройдёт в несколько необычной для вас форме – форме заседания Академии юных знатоков географии.

Представьте, что вы академики и находитесь на очередном заседании Академии по теме «Свойства вод Мирового океана: солёность и температура».

Тема заседания совпадает с темой нашего урока, запишем её в тетрадях.

II. Изучение нового материала

Перед вами на столах находятся шляпы разного цвета. Исходя из цвета шляпы, вы будете представлять свои впечатления и мысли.

При помощи цветных жетонов формируются группы, которые будут мыслить в «соответствующем цвете».

Белая шляпа

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций. Только факты!!!

Жёлтая шляпа

Позитивное мышление. Нужно выделить, что именно было хорошо, полезно, продуктивно и объяснить почему.

Чёрная шляпа

Противоположность жёлтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить, почему так произошло.

Зелёная шляпа

Это – творческое мышление. Нужно представить тот или иной факт в иной, новой ситуации.

Синяя шляпа

Обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» цвете, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы. За ними последнее слово.

Итак, мы приступаем к заседанию. В нашу академию пришло письмо от известного мореплавателя, старого морского волка. Избороздившего все моря и океаны, капитана Врунгеля. Давайте прочитаем его.

Письмо в Академию юных знатоков географии

Я, Врунгель Христофор Бонифатьевич, представляю отчёт о кругосветном плавании на двухместной парусной яхте «Беда», совершённом мною, капитаном Врунгелем, старшим помощником Ломом и матросом Фуксом.Удовольствия дальнего плавания неоценимы, что говорить. Но есть бóльшее удовольствие: рассказать в кругу близких друзей и случайных знакомых о явлениях прекрасных и необычайных, свидетелями которых вы становитесь в дальнем плавании, поведать о тех положениях, порой забавных, порой трагических, в которые то и дело ставит вас превратная судьба мореплавателя.Но в море, на большой океанской дороге, что вы можете встретить? Воду и ветер, главным образом.Бывают, конечно, в открытом море различные необычайные происшествия, и в нашем походе их было немало, но рассказ сейчас не про них.Хочу я вам рассказать, дорогие академики, про уникальный дар природы – воду.Мировой океан – это прежде всего вода. Объём её равен 1 338 000 000 км3 , что составляет 97% всей воды на Земле. Но это не только масса воды, поражающая своей грандиозностью и величием. Это огромное количество растворённых в воде химических соединений и разнообразных частиц, находящихся во взвешенном состоянии.Больше всего в океанической воде растворено поваренной соли. Кроме солей, океанические воды содержат железо, медь, алюминий, серебро и даже золото.Сколько же соли содержит Мировой океан, спросите вы. Я вам отвечу – исключительно много: 166 млн. т. в кубической миле и 49,2·1015 т во всех морях и океанах. Это в 14,5 раз больше объёма всей Европы с Альпами, Пиренеями, Карпатами и другими горами. Если соль, растворённую в морской воде, извлечь из неё и равномерно распределить по поверхности земного шара, то она покроет его сплошным слоем толщиной в 150 м.Вот почему морскую воду пить не захочешь, она же солёная! Не верите, попробуйте.

infourok.ru

КСП по географии 7 класс "Воды Мирового океана"

infourok.ru

Ключевые слова и фразы: озеро, море,Мировой океан, свойства вод МО, гидросфера, соленость, температура, глубина, промилле, плотность

Начало урока

Разминка. «Здороваться – это значит желать здоровья!» Поприветствуют друг друга, улыбаются, присаживаются, следят за своей осанкой. М1, М3 (1мин)

Рассадить по группам. «Сладкое» деление на группы. С помощью конфет разных цветов рассадить по группам (1мин)

Проверка Д/З индивидуальная проверка д/з по карточкам (5 мин)

Карточки

Середина урока

«Корзина идей» (10мин) проверить объем знаний учащихся с 6 класса и работу в группах

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме воды мирового океана (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в группе

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. (М1, М2)

“Лови ошибку” (7мин) изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Ошибки в тексте 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы (М1,М2)

Текст: К свойствам вод океана относится объем и масса. Вода в океанах и морях соленая и не пригодная для питья. В каждом литре морской воды в среднем содержится 38 грамм соли. В океанах, где мало идет дождь и идет сильное испарение воды соленость ниже. С глубиной температура воды повышается. Если двигаться от экватора к полюсу температура воды становится ниже

Разминка -Как живёте? -Вот так! (Показать большой палец) -Как идёте? -Вот так! (Прошагать) -Как бежите? -Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге) -Ночью спите? -Вот так! (Руки «лодочкой» под щёку и положить на них голову) -Как шалите? -Вот так! (Произвольные движения) -А грозите? -Вот так! (Погрозить пальцем) -Как сидите? -Вот так! (Руки на стол) -А географию как знаете? -Вот так! (Показать большой палец) (2мин)

Работа в парах (10 мин) (М4, М1)

Ответы на вопросы

Уровень «А»

Назовите, в каких широтах океанические воды отличаются относительно низкой (высокой) соленостью и какова ее величина?

Уровень «Б»

Как можно объяснить различия солености морей: Баренцево – 35 промилле, Карское – 10, Лаптевых – 18, Восточно-Сибирское – 4–5, Чукотское – 35?

Уровень «С»

Мировой океан – будущее человечества. Докажите или опровергните правильность этого утверждения.

«Ассоциации» Изучили 4 океана, изобразить на флипчарте ассоциации к каждому из океанов. Нарисовать с каким животным сравнивают каждый океан. Дать объяснения (5мин) М2,М3

Тетрадь

Интерактивная доска

Учебник, тетрадь, раздаточный материал

Интерактивная доска

Раздаточный материал

флипчарт

Конец урока

Рефлексия (3 мин)В конце учебного занятия обучающимся предлагается письменно выбрать 1 предложение и закончить его на стикере.

  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

  • "Я похвалил бы себя…";

  • "Особенно мне понравилось…";

  • "После урока мне захотелось…";

  • "Я мечтаю о …";

  • "Сегодня мне удалось…";

  • "Я сумел…";

  • "Было интересно…";

  • "Было трудно…";

  • "Я понял, что…";

  • "Теперь я могу…";

  • "Я почувствовал, что…";

  • "Я научился…";

  • "Меня удивило…" и т.п.

Домашнее задание: § , на контурной карте обозначить среднегодовую температуру (1мин)

Стикеры, интерактивная доска

Урок географии в 7 классе "Свойства вод мирового океана"

Основным показателем педагогической эффективности является личность ребенка, уровень его образованности, включенность в жизнетворчество, характер самореализации и самоопределения, гармония его внутреннего «я» с окружающим миром. Это потребовало пересмотра структуры и содержания образования.

Физика, астрономия, география, химия, биология сейчас имеют не только естественно- научный характер, они стали дисциплинами, формирующими мировоззрение, гармонично вписывающими человека в окружающую среду, прививающими экологическое мышление и способствующие повышению нравственного уровня. Традиционные методики преподавания этих дисциплин в современных условиях должны подвергнуться обновлению, один из путей которого интеграция преподавания естественных наук, в том числе с применением современных информационных технологий.

Разобщенность школьных наук создает барьеры , разъединяющие науки о природе, а в результате у ребенка не создается целостного представления об окружающем мире. Для него все существует отдельно: химические реакции- в пробирке; физические законы- в лабораторных условиях; рельеф Земли- на карте. Изучаемые науки не согласованы друг с другом, подчас по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти науки неразрывны, так как изучают (каждая своим методом) практически одни и те же явления природы, а нам, педагогам, предстоит сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений.

Для этого надо научить детей наблюдать и описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики, сформировать умение делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные.

Предмет «география» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь как естественной, так и обществоведческой наукой, география способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими уроками могут стать интегрированные уроки по географии и биологии, экономике и экологии, географии, биологии и экологии и др., которые ведутся двумя учителями одновременно. Данные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока. Все зависти от идеи создания и содержания такого урока.

Интегрированные уроки позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

Такие уроки помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов. «Мировой организм есть неразрывное целое. Все элементы мироздания органично связаны между собой», - Цицерон.

Все связано со всем.Закон природы

Интегрированный урок по географии и физике «Свойства вод Мирового океана».

Цели:

Образовательная цель: изучение нового материала; введение основных понятий.

Развивающая цель:развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей. Начать формировать умения создания проекта. продолжить развитие логического мышления, научить систематизировать материал; научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате исследования;

Воспитательная цель: формирование целостного представления о единстве природных явлений; развитие способностей учащихся и их реализация.

Задачи:

ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.

научить применять знания в реальной жизни.

продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов

формирование умения вести проектную деятельность

Формы и методы: Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; информационно-иллюстративный; демонстративный; работа в группах, проектный, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемый результат урока:

творческое мышление школьников

умение приобретать знания из различных источников

анализировать факты

делать обобщение

высказывать собственные суждения

критически относиться к мнениям других.

анализировать географическую грамотность

показать, что все в природе взаимосвязано

Оборудование: диск 1С 7 класс, презентация, карта океанов,географические атласы

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя географии.

Уважаемый исследователь!Сегодня ты совершишь путешествие, во время которого ты узнаешь о свойствах океанических вод, проведешь наблюдения за удивительным подводным миром,удивишься его многообразию и разгадаешь тайны некоторых физических процессов .

Урок проводится на основе созданной учителями мультимедийной презентации. (приложение 1)

Вспомни: какие свойства имеют воды Мирового Океана?

Тебе предстоит множество наблюдений. Записывай их.

Проведи первое наблюдение за изменением температуры поверхностных вод с помощью карт атласа.

90 с.ш-

60 с.ш.-

30 с.ш-

0 -

Запиши данные, проведи анализ данных и сделай вывод.

Внимание!!! Начинаем погружение, следи за показанием термометра.

Наша экспедиция проводит наблюдения не только за температурой , но и соленостью морских вод. Проанализируй карту солености в атласе, презентации.

Проанализируй полученные результаты и объясни такую закономерность изменения солености.

В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши.

А теперь проведем небольшое исследование.

Гипотеза

Соленость с глубиной изменяется незначительно.

С помощью карт солености Мирового Океана анализируем соленость от поверхности океана до глубины 3000 метров.

Вывод: Вертикальное распределение солености в океанах имеет заметные колебания только в верхнем слое до 1000 м; ниже эти изменения солености становятся очень невелики .

Гипотеза доказана.

Как вы думаете?

Что означает 20%о ?

 Сколько соли нужно растворить в одном литре воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?

 Сколько соли содержится в 10 литрах воды, если соленость равна 40%о?

 Почему соленость Красного моря выше Карского?

Учитель физики: Проведем опыт:

Оборудование: большая миска, вода, скрепка, кусочек яблока, карандаш, монета, пробка, картофелина, соль, стакан.

Ход работы:

Налитьв миску или таз воды.

Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы.

Взять стакан с водой, растворить в нем 2 столовые ложки соли.

Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом.

Описать. Почему в море легче держаться на воде, чем в реке?

Почему стебли водорослей более гибкие, нежели стебли растений, растущих на земле?

Когда рыба опускается на глубину, объем ее пузыря уменьшается. С чем это связано?

Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в реке?

Ученик: Нет, тело сильнее погружается в реке.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: Потому что в море вода соленая.

Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему?

Ученик: Плотности жидкостей различны.

Дается определение плотности: плотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.

Физический смысл этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3 данного вещества.

Математической конструкцией данного понятия является формула для вычисления плотности вещества

Формула для расчета и единица измерения плотности.

Учитель географии: А теперь мы можем вдоволь полюбоваться подводными красотами. Во время дальнейшего погружения ты узнаешь причины, влияющие на разнообразие органического мира океана.

(Показ подводных пейзажей, представителей животного и растительного мира).

См. презентацию (Приложение 1)

Как вы считаете влияет ли давление на распределение животного и растительного мира?

Учитель физики: Ответить на этот вопрос нам помогут знания физических законов.

Повторим и вспомним:

Что такое давление?

Как передается давление жидкостям?

Закон Паскаля.

От чего зависит давление в жидкости?

Проделаем ряд опытов. Приложение 2

Опыты можно проделать с помощью виртуальной лаборатории на интерактивной доске.

Если таковой не имеется, с помощью физического оборудования продемонстрировать несколько опытов подтверждающих существование давление в жидкости; показывающих изменение давления с глубиной.

Вывод. Опыты показали и доказали нам наличие давления в жидкости и изменение его с глубиной.

Это значит, что и в природной среде действуют те же самые законы и давление изменяясь с глубиной воздействует на животный и растительный мир.

Докажем расчетным методом эту гипотезу.

Расчитайте давление на глубинах:

200 метров

1000 метров

3000 метров

5000 метров

Результаты нанесите на шкалу глубин .После нанесения результатов расчетов отчетливо видно увеличения порядка числа давления с глубиной.

С помощью расчетов также доказали , что давление с глубиной увеличивается.

Учитель географии: До недавнего времени считалось, что глубины океана свыше 6 км безжизненны, так как никакой живой организм не может вынести громадного давления воды. Ведь с погружением в глубину на каждые 10 м давление увеличивается на 1 атм. Но советские ученые доказали, что и на самых больших глубинах существуют одноклеточные — фора-миниферы, губки, кишечнополостные, черви, ракообразные, моллюски, мшанки, иглокожие и даже рыбы. Глубоководные обитатели приспособились к жизни и при большом давлении. В их теле нет воздушных полостей, а вода, которую они содержат, сжимается очень мало, поэтому давление внутри организма легко уравновешивает давление извне. Многие рыбы и раки с больших глубин поднимаются к поверхностным слоям. Их часто можно встретить на глубине менее 1000 м. Подняться выше 200 м глубоководным животным мешает высокая температура поверхностных вод. На большой глубине, где они живут, температура воды только 2—3°, а в поверхностных слоях она обычно выше 10°, а иногда достигает даже 20°. При низких температурах все жизненные процессы идут замедленно. Организмы растут не так быстро, как в теплых поверхностных слоях океана, поэтому и малое количество пищи, которое они находят на дне, обеспечивает их жизнедеятельность.

Подведение итогов урока:

Что показал нам наш урок?

Все в природе взаимосвязано. Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем спасибо!

 

znaew.ru

Интегрированный урок (география +физика) "Свойства вод мирового океана". 7-й класс

Разделы: География

Основным показателем педагогической эффективности является личность ребенка, уровень его образованности, включенность в жизнетворчество, характер самореализации и самоопределения, гармония его внутреннего «я» с окружающим миром. Это потребовало пересмотра структуры и содержания образования. Физика, астрономия, география, химия, биология сейчас имеют не только естественно- научный характер, они стали дисциплинами, формирующими мировоззрение, гармонично вписывающими человека в окружающую среду, прививающими экологическое мышление и способствующие повышению нравственного уровня. Традиционные методики преподавания этих дисциплин в современных условиях должны подвергнуться обновлению, один из путей которого интеграция преподавания естественных наук, в том числе с применением современных информационных технологий.

Разобщенность школьных наук создает барьеры , разъединяющие науки о природе, а в результате у ребенка не создается целостного представления об окружающем мире. Для него все существует отдельно: химические реакции- в пробирке; физические законы- в лабораторных условиях; рельеф Земли- на карте. Изучаемые науки не согласованы друг с другом, подчас по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти науки неразрывны, так как изучают (каждая своим методом) практически одни и те же явления природы, а нам, педагогам, предстоит сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений.

Для этого надо научить детей наблюдать и описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики, сформировать умение делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные.

Предмет «география» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь как естественной, так и обществоведческой наукой, география способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими уроками могут стать интегрированные уроки по географии и биологии, экономике и экологии, географии, биологии и экологии и др., которые ведутся двумя учителями одновременно. Данные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока. Все зависти от идеи создания и содержания такого урока.

Интегрированные уроки позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

Такие уроки помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов. «Мировой организм есть неразрывное целое. Все элементы мироздания органично связаны между собой», - Цицерон.

Все связано со всем.Закон природы

Интегрированный урок по географии и физике «Свойства вод Мирового океана».

Цели:

  • Образовательная цель: изучение нового материала; введение основных понятий.
  • Развивающая цель:развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей. Начать формировать умения создания проекта. продолжить развитие логического мышления, научить систематизировать материал; научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате исследования;
  • Воспитательная цель: формирование целостного представления о единстве природных явлений; развитие способностей учащихся и их реализация.

Задачи:

  • ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.
  • научить применять знания в реальной жизни.
  • продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов
  • формирование умения вести проектную деятельность

Формы и методы: Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; информационно-иллюстративный; демонстративный; работа в группах, проектный, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемый результат урока:

  • творческое мышление школьников
  • умение приобретать знания из различных источников
  • анализировать факты
  • делать обобщение
  • высказывать собственные суждения
  • критически относиться к мнениям других.
  • анализировать географическую грамотность
  • показать, что все в природе взаимосвязано

Оборудование: диск 1С 7 класс, презентация, карта океанов,географические атласы

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя географии.

Уважаемый исследователь! Сегодня ты совершишь путешествие, во время которого ты узнаешь о свойствах океанических вод, проведешь наблюдения за удивительным подводным миром, удивишься его многообразию и разгадаешь тайны некоторых физических процессов .

Урок проводится на основе созданной учителями мультимедийной презентации. (приложение 1)

Вспомни: какие свойства имеют воды Мирового Океана?

Тебе предстоит множество наблюдений. Записывай их.

Проведи первое наблюдение за изменением температуры поверхностных вод с помощью карт атласа.

90 с.ш-

60 с.ш.-

30 с.ш-

0 -

Запиши данные, проведи анализ данных и сделай вывод.

Внимание!!! Начинаем погружение, следи за показанием термометра.

Наша экспедиция проводит наблюдения не только за температурой , но и соленостью морских вод. Проанализируй карту солености в атласе, презентации.

Проанализируй полученные результаты и объясни такую закономерность изменения солености.

В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши.

А теперь проведем небольшое исследование.

Гипотеза

Соленость с глубиной изменяется незначительно.

С помощью карт солености Мирового Океана анализируем соленость от поверхности океана до глубины 3000 метров.

Вывод: Вертикальное распределение солености в океанах имеет заметные колебания только в верхнем слое до 1000 м; ниже эти изменения солености становятся очень невелики .

Гипотеза доказана.

Как вы думаете?

  • Что означает 20%о ?
  •  Сколько соли нужно растворить в одном литре воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?
  •  Сколько соли содержится в 10 литрах воды, если соленость равна 40%о?
  •  Почему соленость Красного моря выше Карского?

Учитель физики: Проведем опыт:

Оборудование: большая миска, вода, скрепка, кусочек яблока, карандаш, монета, пробка, картофелина, соль, стакан.

Ход работы:

  • Налитьв миску или таз воды.
  • Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы.
  • Взять стакан с водой, растворить в нем 2 столовые ложки соли.
  • Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом.
  • Описать. Почему в море легче держаться на воде, чем в реке?
  • Почему стебли водорослей более гибкие, нежели стебли растений, растущих на земле?
  • Когда рыба опускается на глубину, объем ее пузыря уменьшается. С чем это связано?

Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в реке?

Ученик: Нет, тело сильнее погружается в реке.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: Потому что в море вода соленая.

Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему?

Ученик: Плотности жидкостей различны.

Дается определение плотности: плотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.

Физический смысл этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3 данного вещества.

Математической конструкцией данного понятия является формула для вычисления плотности вещества

Формула для расчета и единица измерения плотности.

Учитель географии: А теперь мы можем вдоволь полюбоваться подводными красотами. Во время дальнейшего погружения ты узнаешь причины, влияющие на разнообразие органического мира океана.

(Показ подводных пейзажей, представителей животного и растительного мира).

См. презентацию (Приложение 1)

Как вы считаете влияет ли давление на распределение животного и растительного мира?

Учитель физики: Ответить на этот вопрос нам помогут знания физических законов.

Повторим и вспомним:

  • Что такое давление?
  • Как передается давление жидкостям?
  • Закон Паскаля.
  • От чего зависит давление в жидкости?

Проделаем ряд опытов. Приложение 2

Опыты можно проделать с помощью виртуальной лаборатории на интерактивной доске.

Если таковой не имеется, с помощью физического оборудования продемонстрировать несколько опытов подтверждающих существование давление в жидкости; показывающих изменение давления с глубиной.

Вывод. Опыты показали и доказали нам наличие давления в жидкости и изменение его с глубиной.

Это значит, что и в природной среде действуют те же самые законы и давление изменяясь с глубиной воздействует на животный и растительный мир.

Докажем расчетным методом эту гипотезу.

Расчитайте давление на глубинах:

  • 200 метров
  • 1000 метров
  • 3000 метров
  • 5000 метров

Результаты нанесите на шкалу глубин .После нанесения результатов расчетов отчетливо видно увеличения порядка числа давления с глубиной.

С помощью расчетов также доказали , что давление с глубиной увеличивается.

Учитель географии: До недавнего времени считалось, что глубины океана свыше 6 км безжизненны, так как никакой живой организм не может вынести громадного давления воды. Ведь с погружением в глубину на каждые 10 м давление увеличивается на 1 атм. Но советские ученые доказали, что и на самых больших глубинах существуют одноклеточные — фора-миниферы, губки, кишечнополостные, черви, ракообразные, моллюски, мшанки, иглокожие и даже рыбы. Глубоководные обитатели приспособились к жизни и при большом давлении. В их теле нет воздушных полостей, а вода, которую они содержат, сжимается очень мало, поэтому давление внутри организма легко уравновешивает давление извне. Многие рыбы и раки с больших глубин поднимаются к поверхностным слоям. Их часто можно встретить на глубине менее 1000 м. Подняться выше 200 м глубоководным животным мешает высокая температура поверхностных вод. На большой глубине, где они живут, температура воды только 2—3°, а в поверхностных слоях она обычно выше 10°, а иногда достигает даже 20°. При низких температурах все жизненные процессы идут замедленно. Организмы растут не так быстро, как в теплых поверхностных слоях океана, поэтому и малое количество пищи, которое они находят на дне, обеспечивает их жизнедеятельность.

Подведение итогов урока:

Что показал нам наш урок?

Все в природе взаимосвязано. Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем спасибо!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также