3 класс. Окружающий мир. Свойства воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Свойства воды в твердом состоянии


Вода в твердом состоянии

Содержание статьи

Как ни странно, но очень большое количество воды на Земле сосредоточено не в реках, морях или океанах. Примерно 70% её скапливается в виде льда. Где-то лед появляется только зимой, где-то зимой его все равно нет. Но все же он, как и обычная вода в жидком состоянии, есть почти в любой стране. И даже если в пустыне существовала бы вода, лед там тоже мог появиться. Например, ночью, когда температура воздуха опускается практически до 0.

Применение льда

Впрочем, не все в южных странах понимают, что лед есть не только севернее 65 градуса, но и гораздо южнее, да и в горах лежит не столько снег, сколько лед. Образоваться он может по-разному, но факт остается фактом: лед есть. Поэтому знать его интересные свойства должен каждый. В воде они одни. На вершине гор – другие. Зимой – третьи. Лед является очень интересным материалом, поэтому не зря жители Севера строят свои иглу из снега и льда. Но обо всем этом мы поговорим в других статьях и разделах нашего сайта.

Раньше, много столетий назад, люди специально искали пещеры со льдом, чтобы хранить мясо и другие продукты. Эти гигантские холодильники были идеальным местом для всех людей. Но лед – это не только холод. Это еще и тепло. Возвращаясь к рассказу о строительстве домов изо льда, нельзя не отметить тот факт, что защита от ветра и холода (как ни странно) в доме из снега и льда считается вполне себе достойной. Поэтому несколько десятилетий назад, хотя все смеялись над теми, кто живет в ледяных домиках, предприимчивый бизнесмен решил построить ледяной отель. В нем все, начиная от стен и заканчивая мебелью, было ледяным. И проект удался: отель существует и любопытные туристы не прочь переночевать там, не боясь замерзнуть.

Физические параметры

Лед прочен: достаточно всего лишь 15 сантиметров льда на воде, чтобы выдержать вес обычного человека весом около 70 килограммов. Чтобы лед выдержал вес автомобиля, потребуется примерно в 2-2,5 раза большая толщина. И если отломить кусочек льда легко, то проломить его, пока тот находится на поверхности воды, очень сложно из-за его собственных свойств и выталкивающей силы. Весьма интересный эксперимент можно провести даже в ведре: проломите сантиметровый лед в ведре. Вряд ли это получится очень легко.

Условно лед можно разделить на два вида: прозрачный и белый. Некоторые думают, что прозрачный лед имеет какой-то другой состав, отличный от белого льда. Например, особые химические свойства воды, которые и придают ему такой цвет (или же его отсутствие). Но на самом деле прозрачный лед и белый лед возникают при различных температурах из одной и той же воды. То есть, нет никакого отличия между ними, кроме того, что вода замерзала медленно при более высокой температуре или быстро при более низкой. Кстати, насчет этого есть несколько интересных моментов, которые можно рассказать более подробно.

Разрушаем миф о ледяной пуле

Свойства воды в твердом состоянии порой обретают мифический оттенок. Вероятно, кто-то уже слышал о том, что можно делать пули из воды. То есть в обычную форму заливается вода, которая при замерзании превращается в пулю. Ее заряжают в патрон, вставляют в пистолет, делают выстрел. Цель поражена, а вот чем? Ледяная пуля тает в теле и следов не остается. Но, к счастью, это всего лишь миф. Невозможно придать льду такие свойства, при которых он смог бы принимать ограниченное количество теплоты. Во время выстрела тепла от взрыва пороховых газов достаточно для того, чтобы растопить пулю еще до того, как она вылетит из ствола. В итоге можно неплохо обжечься раскаленным газами и остатками пара, но вот умереть никак не получится. Тем не менее, во время исследования данного мифа стало известно, что белый и прозрачный лед отличаются по плотности и прочности.

Лупа изо льда

Различных мифов о воде и льде много, как ни крути, но зато одним из свойств прозрачного льда является возможность собирать солнечные лучи. В доме нет лупы? Достаточно выйти на улицу, заморозить немного воды в емкости с выпуклым дном, а потом посмотреть, что из этого получится. Занимательные советские опыты со льдом повторяло много детей и не всегда безрезультатно.

Конечно, можно еще отметить один замечательный момент, который очень важен с точки зрения различных свойств льда. Ведь есть соленая вода и пресная. Соль, как известно, не дает воде замерзнуть при нулевой температуре. Именно поэтому в крупных городах на дорогах даже в феврале каша. Морская вода обладает меньшей соленостью, чем снег на дороге, поэтому температура, при которой она может замерзнуть, составляет -3 градуса. Интересное наблюдение, не правда ли? Впрочем, вода не раскрыла еще много своих свойств, как и лед.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

voday.ru

Какие свойства имеет вода в твердом состоянии, жидком и газообразном | | Вода

Мы живем на планете, которая находится во власти воды. Больше 70% поверхности Земли покрыты этой простой молекулой. Ученые оценивают, что гидросфера содержит приблизительно 1.36 миллиарда кубических километров этого вещества, главным образом в форме жидкости (воды), которая занимает топографические депрессии на Земле. Вторая наиболее распространенная форма молекулы воды на нашей планете — лед. Если бы лед всей нашей планеты растаял, то уровень моря повысился бы приблизительно на 70 метров.

ез водной формы, вероятно, никогда не развивалась бы жизнь на нашей планете.

У воды очень простое строение атома. Структура состоит из двух водородных атомов, соединенных с одним атомом кислорода. Природа строения атома воды заставляет свои молекулы иметь уникальные электрохимические свойства. У водородной стороны молекулы воды есть небольшой положительный заряд (см. рисунок)

Отрицательный заряд существует с другой стороны молекулы. Эта молекулярная полярность заставляет воду быть сильным растворителем и отвечает за её сильное поверхностное натяжение.

Когда молекула воды делает физический фазовый переход, ее молекулы устраиваются в отчетливо различные образцы.

Молекулярная договоренность, взятая льдом (твердая форма молекулы воды), приводит к увеличению объема и уменьшению в плотности. Расширение молекулы воды при замораживании позволяет льду плавать поверх жидкой воды.У воды есть несколько других уникальных физических свойств:

  • У воды высокая энергоёмкость, она может поглотить большое количество тепла, прежде чем сама начнёт становиться горячей. Это также означает, что вода медленно выпускает тепловую энергию, когда ситуация заставляет её охлаждаться. Высокая энергоёмкость воды допускает замедление перепадов температур климата Земли и помогает организмам  эффективнее регулировать свою температуру тела.
  • У воды в чистом состоянии нейтральный pH фактор. В результате, чистая вода не кислая и не основная. Вода изменяет свой pH фактор, когда вещества растворены в ней. У дождя есть естественно кислый pH фактор приблизительно 5.6, потому что он содержит углекислый газ и двуокись серы.
  • Водные басейны нагреваются более легко, чем какая-либо жидкость (кроме ртути). Этот факт заставляет большие тела жидкой воды (как озера и океаны) иметь по существу однородный вертикальный температурный профиль.
  • Молекулы воды существуют в жидкой форме по важному диапазону температуры от 0 — 100 ° Цельсия. Этот диапазон позволяет молекулам воды существовать как жидкости в большинстве мест нашей планеты.
  • Вода — универсальный растворитель. Она в состоянии расторгнуть большое количество различных химических соединений. Эта опция позволяет воде нести растворяющие питательные вещества в потоке грунтовой воды и живых организмах.
  • Вода клейкая и упругая — имеет тенденцию соединяться (скапливаться) в низинах, а не распространяться по поверхности земли как тонкая пленка. Вода придерживается вертикальных структур несмотря на нисходящее напряжение силы тяжести.
  • Высокое поверхностное натяжение воды допускает формирование водных капелек и волн, позволяет растениям перемещать воду от корней до листьев и способствует движению крови через крошечные сосуды тела.

Молекулы воды — единственное вещество на Земле, которые существуют во всех трех физических состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода включает на планете крупный обмен тепла.

Эта особенность играет важную роль в перераспределении тепловой энергии в атмосфере Земли. С точки зрения высокой температуры, передаваемой в атмосферу, приблизительно, 3/4’s этого процесса достигнуто испарением и уплотнением воды.

Замораживание молекул воды заставляет их массу занимать больший объем. Водные замораживания быстро добавляют ( 9% ) объем.

У пресной воды максимальная плотность в пределах 4 ° Цельсия. Вода — единственное вещество на этой планете, чья максимальная плотность её массы не происходит в твёрдой фазе.

voda.molodostivivat.ru

Свойства воды в твёрдом состоянии.

Заседание научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир»

УМК "Перспективная начальная школа" по теме «Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Цель и задачи:

  • В ходе опытов выявить свойства льда;

  • Обсудить с учащимися вопросы практического применения знаний о свойствах воды;

  • Развивать способности наблюдать, рассуждать, делать выводы и обобщения.

Основной метод обучения:

Основной структурный элемент заседания:

Оборудование и наглядные пособия: интерактивная доска, УМК 3-го класса «Окружающий мир», авторы учебника: О.Н. Федотова и др. тетрадь для самостоятельной работы, карточки с правилами проведения опытов, блюдца со льдом, молоточек, стаканы, сосуды с водой.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня мы проводим второе заседания клуба. Прошу участников клуба занять свои места.

2. Проверка домашнего задания.

-О чем мы говорили на первом заседании клуба

« Окружающий мир»? (о воде)

- Назовите три состояния воды. ( жидкое, твёрдое, газообразное)

- Какими свойствами обладает вода в жидком состоянии?

( текучая, без запаха, цвета, вкуса, прозрачная, при нагревании расширяется, при охлаждении- сжимается)

  1. Определение темы и цели урока.

- А сейчас отгадайте ребус: (вода)

- Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?( мы продолжим знакомство о воде и рассмотрим свойства воды в твёрдом состоянии)

- Ребята, как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке? (мы познакомимся со свойствами льда )

4. Актуализация знаний.

- Я предлагаю вам стать исследователями.

- Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, исследователя.

- Переверните карточку и определите свою роль в эксперименте.

-Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на экран.

- Работать будем так:

  • Лаборанты получает предмет для проведения опыта.

  • Исследователи проводят опыт,

  • Эксперты читают опыт, заносят полученный результат в тетрадь для самостоятельной работы

(задание №36 стр 26)

5. Изучение нового материала.

- Начнем исследовательскую работу. Предлагаю открыть учебник на стр 68 и рабочую тетрадь на стр 26

(«Свойства воды в твёрдом состоянии»).

- Что произойдет с водой, если вынести ее на блюдце в мороз? (Она замерзнет.)

- Я принесла вам несколько кусочков льда для проведения опытов.

1 опыт

Для проведения первого опыта нужны доска, лёд, молоточек, кусочки льда.

Я приглашаю подойти ко мне несколько учащихся ( они дотрагиваются до льда пальцами, стучат по льдинке молоточком.)

-Что вы наблюдали при проведении этого опыта? (Лед холодный, скользкий и раскололся, значит хрупкий.)

- Удалось ли вам определить свойство льда?(да)

-Сравните свои наблюдения с наблюдениями Миши, с.68 учебника.

-Когда температура воздуха опускается ниже 0°, вода, находящаяся на поверхности почвы, замерзает и превращается в лёд. Поверхность льда гладкая и скользкая. Гололёд – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму.

-1 учащийся подготовил советы врача Тамары Егоровны (мамы Миши и Маши Ивановых, сквозных героев) по безопасному поведению на улице во время гололёда.

Предлагаю вам обсудить услышанные правила.

У вас на столе у каждой группы лежит конверт с вопросом, прочитайте его и обсудите ответ в группе.

1 группа «Почему во время гололеда нам на дорогу требуется больше времени?»

2 группа «Почему во время ходьбы руки должны быть свободны?»

3 группа «Почему надо быть особенно внимательным на скользкой дороге?»

(Учащиеся высказываются:

  • В гололёд в школу лучше выходить пораньше, чтобы идти осторожнее, медленнее.

  • Идти нужно, наступая на всю подошву, не торопясь.

  • Школьный рюкзак лучше закрепить за спиной, а руки держать свободными.

  • Дорогу переходить в гололёд нужно особенно внимательно: ведь водителю на скользкой дороге труднее управлять машиной.

  • Машину может занести, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза. )

6. Физ.минутка. «Капельки воды»

Давайте представим, что мы капельки воды. Нам очень холодно. Во что мы превратимся? (в фигурки из льда). Вообразим, что наступила весна, мы согрелись, опять превратились в капельки, капельки соединились в ручьи и побежали. Прибежали на свои места.

7. Продолжение практической работы.

- Предлагаю исследовательским группам приступить к работе и выполнить 1 группе-2опыт, 2 группе-3 опыт, 3 группе- 4опыт.

-Прошу лаборантов подойти и взять все необходимое для опыта.

2 опыт

- (Переложите один-два кусочка льда из блюдца в стакан. Изменяется ли вода в твердом состоянии свою форму?)

3 опыт

(Брось кусочки льда в воду. Наблюдай: тонет ли лед в воде или плавает?)

4 опыт

(Выясни, можно ли через тонкую пластинку льда увидеть помещенный за ней цветной карандаш?)

8.Подведение итога, результаты опытов.

( эксперты зачитывают вывод по результатам опыта, он появляется на доске, другие ребята записывают этот вывод в тетрадь)

1 группа: Кусочки льда в стакане и в блюдце имеют одну и ту же форму.

Следовательно, лёд – это твёрдое тело.

2 группа: Лёд не тонет.

3 группа: Лёд бесцветен и прозрачен.

Итак, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!

9. Подведение итогов урока.

-Какую цель мы ставили в начале урока?( узнать свойства льда)

-Ребята, цели мы достигли? ( да)

10. Рефлексия.

  • Ребята, вам понравилось работать в группах?

  • Старались ли вы придерживаться правил, о которых шла речь в начале урока?

- Если ваша группа работала сплоченно, дружно и все у вас получилось, поднимите УЛЫБАЮЩУЮСЯ СНЕЖИНКУ.

Если вы работали хорошо, но не все получалось с первого раза, поднимите голубую СНЕЖИНКУ .

- Спасибо за работу, ребята. Мне понравилось, как работала(ли) группа(ы). ( оцениваю работу отдельных ребят)

11. Домашнее задание.

- Ваше домашнее задание – подготовить доклад о свойствах льда.

infourok.ru

3 класс. Окружающий мир. Свойства воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии - Свойства воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии

Комментарии преподавателя

В чи­стом виде вода не имеет вкуса, за­па­ха и цвета, но она почти ни­ко­гда не бы­ва­ет такой, по­то­му что ак­тив­но рас­тво­ря­ет в себе боль­шин­ство ве­ществ и со­еди­ня­ет­ся с их ча­сти­ца­ми. Так же вода может про­ни­кать в раз­лич­ные тела (уче­ные нашли воду даже в кам­нях).

 

Рис. 1. Вода (Ис­точ­ник)

Если в ста­кан на­брать воды из-под крана, она будет ка­зать­ся чи­стой. Но на самом деле, это – рас­твор мно­гих ве­ществ, среди ко­то­рых есть газы (кис­ло­род, аргон, азот, уг­ле­кис­лый газ), раз­лич­ные при­ме­си, со­дер­жа­щи­е­ся в воз­ду­хе, рас­тво­рен­ные соли из почвы, же­ле­зо из во­до­про­вод­ных труб, мель­чай­шие нерас­тво­рен­ные ча­сти­цы пыли и др.

 

Рис. 2. Вода в ста­кане (Ис­точ­ник)

Если на­не­сти пи­пет­кой ка­пель­ки во­до­про­вод­ной воды на чи­стое стек­ло и дать ей ис­па­рить­ся, оста­нут­ся едва за­мет­ные пят­ныш­ки.

 

Рис. 3. Капли воды на стек­ле (Ис­точ­ник)

В воде рек и ру­чьев, боль­шин­ства озер со­дер­жат­ся раз­лич­ные при­ме­си, на­при­мер, рас­тво­рен­ные соли. Но их немно­го, по­то­му что эта вода – прес­ная.

 

Рис. 4. Река (Ис­точ­ник)

Вода течет на земле и под зем­лей, на­пол­ня­ет ручьи, озера, реки, моря и оке­а­ны, со­зда­ет под­зем­ные двор­цы.

 

Рис. 5. Под­зем­ная пе­ще­ра (Ис­точ­ник)

Про­кла­ды­вая себе путь сквозь лег­ко­рас­тво­ри­мые ве­ще­ства, вода про­ни­ка­ет глу­бо­ко под землю, унося их с собой, и через ще­лоч­ки и тре­щин­ки в скаль­ных по­ро­дах, об­ра­зуя под­зем­ные пе­ще­ры, ка­па­ет с их свода, со­зда­вая при­чуд­ли­вые скульп­ту­ры. Мил­ли­ар­ды ка­пе­лек воды за сотни лет ис­па­ря­ют­ся, а рас­тво­рен­ные в воде ве­ще­ства (соли, из­вест­ня­ки) осе­да­ют на сво­дах пе­ще­ры, об­ра­зуя ка­мен­ные со­суль­ки, ко­то­рые на­зы­ва­ют ста­лак­ти­та­ми.

 

Рис. 6. Ста­лак­ти­ты (Ис­точ­ник)

Сход­ные об­ра­зо­ва­ния на полу пе­ще­ры на­зы­ва­ют­ся ста­лаг­ми­та­ми.

Рис. 7. Ста­лаг­ми­ты (Ис­точ­ник)

А когда ста­лак­тит и ста­лаг­мит срас­та­ет­ся, об­ра­зуя ка­мен­ную ко­лон­ну, это на­зы­ва­ют ста­ла­г­на­том.

Рис. 8. Ста­ла­г­нат (Ис­точ­ник)

На­блю­дая ле­до­ход на реке, мы видим воду в твер­дом (лед и снег), жид­ком (те­ку­щая под ним) и га­зо­об­раз­ном со­сто­я­нии (мель­чай­шие ча­сти­цы воды, под­ни­ма­ю­щи­е­ся в воз­дух, ко­то­рые ещё на­зы­ва­ют во­дя­ным паром).

Рис. 9. Ле­до­ход на реке (Ис­точ­ник)

Вода может од­но­вре­мен­но на­хо­дит­ся во всех трех со­сто­я­ни­ях: в воз­ду­хе все­гда есть во­дя­ной пар и об­ла­ка, ко­то­рые со­сто­ят из ка­пе­лек воды и кри­стал­ли­ков льда.

 

Рис. 10. Об­ла­ко (Ис­точ­ник)

Во­дя­ной пар неви­дим, но его можно легко об­на­ру­жить, если оста­вить в теп­лой ком­на­те охла­ждав­ший­ся в хо­ло­диль­ни­ке в те­че­ние часа ста­кан с водой, на стен­ках ко­то­ро­го сразу по­явят­ся ка­пель­ки воды. При со­при­кос­но­ве­нии с хо­лод­ны­ми стен­ка­ми ста­ка­на, во­дя­ной пар, со­дер­жа­щий­ся в воз­ду­хе, пре­об­ра­зу­ет­ся в ка­пель­ки воды и осе­да­ет на по­верх­но­сти ста­ка­на.

Рис. 11. Кон­ден­сат на стен­ках хо­лод­но­го ста­ка­на (Ис­точ­ник)

По этой же при­чине в хо­лод­ное время года за­по­те­ва­ет внут­рен­няя сто­ро­на окон­но­го стек­ла. Хо­лод­ный воз­дух не может со­дер­жать столь­ко же во­дя­но­го пара, сколь­ко и теп­лый, по­это­му ка­кое-то его ко­ли­че­ство кон­ден­си­ру­ет­ся – пре­вра­ща­ет­ся в ка­пель­ки воды.

 

Рис. 12. За­по­тев­шее окно (Ис­точ­ник)

Белый след за ле­тя­щим в небе са­мо­ле­том – тоже ре­зуль­тат кон­ден­са­ции воды.

 

Рис. 13. След за са­мо­ле­том (Ис­точ­ник)

Если под­не­сти к губам зер­каль­це и вы­дох­нуть, на его по­верх­но­сти оста­нут­ся мель­чай­шие ка­пель­ки воды, это до­ка­зы­ва­ет то, что при ды­ха­нии че­ло­век вды­ха­ет с воз­ду­хом во­дя­ной пар.

При на­гре­ва­нии вода «рас­ши­ря­ет­ся». Это может до­ка­зать про­стой опыт: в колбу с водой опу­сти­ли стек­лян­ную труб­ку и за­ме­ри­ли уро­вень воды в ней; затем колбу опу­сти­ли в сосуд с теп­лой водой и после на­гре­ва­ния воды по­втор­но за­ме­ри­ли уро­вень в труб­ке, ко­то­рый за­мет­но под­нял­ся, по­сколь­ку вода при на­гре­ва­нии уве­ли­чи­ва­ет­ся в объ­е­ме.

 

Рис. 14. Колба с труб­кой, циф­рой 1 и чер­той обо­зна­чен пер­во­на­чаль­ный уро­вень воды

 

Рис. 15. Колба с труб­кой, циф­рой 2 и чер­той обо­зна­чен уро­вень воды при на­гре­ва­нии

При охла­жде­нии вода «сжи­ма­ет­ся». Это может до­ка­зать сход­ный опыт: в этом слу­чае колбу с труб­кой опу­сти­ли в сосуд со льдом, после охла­жде­ния уро­вень воды в труб­ке по­ни­зил­ся от­но­си­тель­но пер­во­на­чаль­ной от­мет­ки, по­то­му что вода умень­ши­лась в объ­е­ме.

 

Рис. 16. Колба с труб­кой, циф­рой 3 и чер­той обо­зна­чен уро­вень воды при охла­жде­нии

Так про­ис­хо­дит, по­то­му что ча­сти­цы воды, мо­ле­ку­лы, при на­гре­ва­нии дви­жут­ся быст­рее, стал­ки­ва­ют­ся между собой, от­тал­ки­ва­ют­ся от сте­нок со­су­да, рас­сто­я­ние между мо­ле­ку­ла­ми уве­ли­чи­ва­ет­ся, и по­это­му жид­кость за­ни­ма­ет боль­ший объем. При охла­жде­нии воды дви­же­ние её ча­стиц за­мед­ля­ет­ся, рас­сто­я­ние между мо­ле­ку­ла­ми умень­ша­ет­ся, и жид­ко­сти тре­бу­ет­ся мень­ший объем.

 

Рис. 17. Мо­ле­ку­лы воды обыч­ной тем­пе­ра­ту­ры

 

 

Рис. 18. Мо­ле­ку­лы воды при на­гре­ва­нии

 

 

Рис. 19. Мо­ле­ку­лы воды при охла­жде­нии

Та­ки­ми свой­ства­ми об­ла­да­ет не толь­ко вода, но и дру­гие жид­ко­сти (спирт, ртуть, бен­зин, ке­ро­син).

Зна­ние этого свой­ства жид­ко­стей при­ве­ло к изоб­ре­те­нию тер­мо­мет­ра (гра­дус­ни­ка), где ис­поль­зу­ет­ся спирт или ртуть.

 

Рис. 20. Тер­мо­метр (Ис­точ­ник)

При за­мер­за­нии вода рас­ши­ря­ет­ся. Это можно до­ка­зать, если ем­кость, на­пол­нен­ную до краев водой, неплот­но на­крыть крыш­кой и по­ста­вить в мо­ро­зиль­ную ка­ме­ру, через время мы уви­дим, что об­ра­зо­вав­ший­ся лед при­под­ни­мет крыш­ку, выйдя за пре­де­лы ем­ко­сти.

Это свой­ство учи­ты­ва­ет­ся при про­кла­ды­ва­нии во­до­про­вод­ных труб, ко­то­рые обя­за­тель­но утеп­ля­ют­ся, чтобы при за­мер­за­нии об­ра­зо­вав­ший­ся из воды лед не разо­рвал трубы.

В при­ро­де за­мер­за­ю­щая вода может раз­ру­шать горы: если осе­нью в тре­щи­нах скал скап­ли­ва­ет­ся вода, зимой она за­мер­за­ет, и под на­по­ром льда, ко­то­рый за­ни­ма­ет боль­ший объем, чем вода, из ко­то­рой он об­ра­зо­вал­ся, гор­ные по­ро­ды трес­ка­ют­ся и раз­ру­ша­ют­ся.

Вода, за­мер­за­ю­щая в тре­щи­нах дорог, при­во­дит к раз­ру­ше­нию ас­фаль­то­во­го по­кры­тия.

Длин­ные греб­ни, на­по­ми­на­ю­щие склад­ки, на ство­лах де­ре­вьев – раны от раз­ры­вов дре­ве­си­ны под на­по­ром за­мер­за­ю­ще­го в ней дре­вес­но­го сока. По­это­му в хо­лод­ные зимы можно услы­шать треск де­ре­вьев в парке или в лесу.

В Ан­тарк­ти­де, по­кры­той че­ты­рех­ки­ло­мет­ро­вым слоем льда, на­хо­дят­ся ос­нов­ные за­па­сы этого ве­ще­ства на Земле.

 

Рис. 1. Ан­тарк­ти­да (Ис­точ­ник)

Лед встре­ча­ет под зем­лей, по­кры­ва­ет по­верх­но­сти во­до­е­мов.

 

Рис. 2. Лед в под­зем­ной пе­ще­ре (Ис­точ­ник)

 

Рис. 3. Лед на по­верх­но­сти реки (Ис­точ­ник)

Айс­бер­ги – пла­ва­ю­щие в море глыбы льда.

 

Рис. 4. Айс­берг (Ис­точ­ник)

Сне­жин­ки со­сто­ят из мел­ких кри­стал­ли­ков льда.

 

Рис. 5. Сне­жин­ка (Ис­точ­ник)

Узоры на стек­ле в зим­нее время – это кри­стал­лы льда, об­ра­зо­ван­ные за­мерз­шим во­дя­ным паром.

 

Рис. 6. Иней на стек­ле (Ис­точ­ник)

В со­вре­мен­ном мире по­лу­че­ние льда – про­цесс до­ступ­ный даже ре­бен­ку. До­ста­точ­но взять ка­кую-ни­будь ем­кость, на­пол­нить водой, по­ста­вить на время в мо­ро­зиль­ную ка­ме­ру, и по­лу­чит­ся лед.

 

Рис. 7. По­лу­че­ние льда из форм (Ис­точ­ник)

Иней в хо­ло­диль­ни­ке – это за­мерз­ший во­дя­ной пар. Иней и лед – это вода в твер­дом со­сто­я­нии.

Лед имеет свой­ство таять в теп­лом по­ме­ще­нии (выше 0°), пре­вра­ща­ясь в воду.

Лед хо­лод­ный и скольз­кий на ощупь.

 

Рис. 8. Лед на руке (Ис­точ­ник)

Люди знали о том, что лед скольз­кий, и за­щи­ща­ли кре­по­сти на воз­вы­ше­ни­ях рвами с водой. В хо­лод­ное время года за­щит­ни­ки по­ли­ва­ли стены водой, и по скольз­кой ле­дя­ной стене за­хват­чи­ки не могли про­брать­ся внутрь.

 

Рис. 9. Кре­пость зимой

При тем­пе­ра­ту­ре ниже 0° вода на по­верх­но­сти почвы за­мер­за­ет, пре­вра­ща­ясь в го­ло­лед – опас­ное яв­ле­ние при­ро­ды (в спеш­ке можно по­скольз­нуть­ся, упасть и по­лу­чить трав­му). Чтобы из­бе­жать травм, нужно не то­ро­пить­ся, вы­хо­дить из дому за­ра­нее, при ходь­бе на­сту­пать на всю по­дош­ву. Осо­бен­но осто­рож­но нужно пе­ре­хо­дить до­ро­гу – на скольз­ком пути во­ди­те­лю слож­нее быст­ро за­тор­мо­зить.

 

Рис. 10. Осто­рож­но! Го­ло­лед! (Ис­точ­ник)

Лед – хруп­кий. Если стук­нуть по ку­би­ку льда мо­ло­точ­ком, он рас­ко­лет­ся на мно­же­ство льди­нок.

Рис. 11. Ко­ло­тый лед (Ис­точ­ник)

 

Лед со­хра­ня­ет свою форму. Если пе­ре­ло­жить льдин­ку из блю­деч­ка в ста­кан, её форма не из­ме­нить­ся, по­то­му что лед – твер­дое ве­ще­ство и не ме­ня­ет свою форму.

 

Рис. 12. Кубик льда (Ис­точ­ник)

 

За­мерз­шую по­верх­ность во­до­е­ма можно ис­поль­зо­вать для пе­ре­ме­ще­ний на транс­пор­те или пеш­ком, по­то­му что лед, в от­ли­чие от воды, спо­со­бен вы­дер­жи­вать на своей по­верх­но­сти до­ста­точ­но боль­шой вес.

 

Рис. 13. Мо­то­кросс по льду (Ис­точ­ник)

Для за­ня­тий спор­том и раз­вле­че­ний за­ли­ва­ют катки – боль­шие ров­ные про­стран­ства льда.

 

Рис. 14. Каток на Крас­ной пло­ща­ди (Ис­точ­ник)

Во время ка­та­ния на конь­ках лед, со­при­ка­са­ю­щий­ся с лез­ви­я­ми, тает, пре­вра­ща­ясь в воду. Если бы не было этого тон­ко­го слоя воды, ка­тать­ся по льду было бы так же труд­но, как по полу. Вода, как масло в ма­шине, умень­ша­ет тре­ние между льдом и конь­ком и об­лег­ча­ет сколь­же­ние.

 

Рис. 15. Сколь­же­ние конь­ков по льду (Ис­точ­ник)

По той же при­чине про­ис­хо­дит дви­же­ние лед­ни­ков с гор. Под дав­ле­ни­ем огром­ной массы льда его ниж­ние слои на­чи­на­ют таять и ле­дя­ная река сколь­зит по гор­но­му скло­ну вниз, как конь­ки по по­верх­но­сти катка.

 

Рис. 16. Схож­де­ние лед­ни­ка с горы (Ис­точ­ник)

 

Лед не тонет в воде. Если бро­сить ку­со­чек льда в ем­кость с водой, он не уто­нет, а будет пла­вать на по­верх­но­сти.

 

Рис. 17. Лед пла­ва­ет на по­верх­но­сти воды (Ис­точ­ник)

Обыч­но твер­дые ве­ще­ства тя­же­лее, чем те же ве­ще­ства в жид­ком со­сто­я­нии. На­при­мер, ку­со­чек же­ле­за тонет в рас­плав­лен­ном же­ле­зе, а свин­цо­вый кубик тонет в рас­плав­лен­ном свин­це. При за­мер­за­нии вода за­ни­ма­ет боль­ший объем, чем пре­жде, она рас­ши­ря­ет­ся, по­это­му лед легче воды. Уже од­но­го этого свой­ства до­ста­точ­но, чтобы вы­де­лить лед из ряда твер­дых ве­ществ как ис­клю­че­ние.

Если бы лед тонул, на по­верх­но­сти во­до­е­мов в те­че­ние хо­лод­но­го вре­ме­ни года об­ра­зо­вы­ва­лись бы новые и новые слои льда на месте за­то­нув­ших и во­до­ем про­мер­зал бы до са­мо­го дна. В ре­зуль­та­те вод­ные жи­вот­ные и рас­те­ния ока­за­лись бы ско­ва­ны льдом, им гро­зи­ла бы неми­ну­е­мая ги­бель. К сча­стью, в при­ро­де этого не про­ис­хо­дит, по­то­му что лед не тонет в воде.

 

Рис. 18. Слой льда на по­верх­но­сти во­до­е­ма (Ис­точ­ник)

 

Лед плохо про­во­дит тепло. В во­до­е­ме он за­щи­ща­ет воду под ним от даль­ней­ше­го охла­жде­ния. Вода тоже плохо пе­ре­да­ет тепло. Это до­ка­зы­ва­ет такой опыт: на дно про­бир­ки с водой опус­ка­ют кубик льда с тя­же­лым гру­зом (по­сколь­ку лед не тонет в воде, в него за­ра­нее вмо­ра­жи­ва­ют гру­зик), край про­бир­ки на­гре­ва­ют, верх­ний слой воды кипит, а лед не пла­вит­ся. Из опыта можно сде­лать вывод, что не толь­ко лед, но и вода плохо про­во­дит тепло. Верх­ние слои воды на­гре­ва­ют­ся, в то время как ниж­ние оста­ют­ся хо­лод­ны­ми. Это объ­яс­ня­ет, по­че­му ис­па­ре­ния про­ис­хо­дят толь­ко с по­верх­но­сти во­до­е­мов.

 

Рис. 19. Опыт по на­гре­ва­нию края про­бир­ки с водой и утоп­лен­ным льдом (Ис­точ­ник)

Если же на­гре­вать воду в ем­ко­сти снизу, то вско­ре весь объем воды за­ки­пит (на­при­мер, если мы по­ста­вим на плиту ка­стрю­лю с супом). Так про­ис­хо­дит по­то­му, что ниж­ний слой воды на­гре­ва­ет­ся, рас­ши­ря­ет­ся и под­ни­ма­ет­ся вверх, на его место опус­ка­ет­ся еще не про­гре­тая вода, и про­цесс по­вто­ря­ет­ся до тех пор, пока вся вода не про­гре­ет­ся до 100°. При такой тем­пе­ра­ту­ре вода за­ки­па­ет и пре­вра­ща­ет­ся в во­дя­ной пар.

 

Рис. 20. Опыт по на­гре­ва­нию ем­ко­сти с водой снизу (Ис­точ­ник)

Лед, как и стек­ло, бес­цве­тен и про­зра­чен.

 

Рис. 21. Лед (Ис­точ­ник)

 

Рис. 22. Стек­ло (Ис­точ­ник)

 

Снег – одно из твер­дых со­сто­я­ний воды. Он белый, рых­лый, непро­зрач­ный, тает в тепле и пла­ва­ет в воде. 

 

Рис. 23. Снег (Ис­точ­ник)

 

Вода со­сто­ит из мо­ле­кул, ко­то­рые на­хо­дят­ся в непре­рыв­ном дви­же­нии.

 

Рис. 1. Мо­ле­ку­лы воды обыч­ной тем­пе­ра­ту­ры

Те из них, что ока­зы­ва­ют­ся близ­ко к по­верх­но­сти, ока­зы­ва­ют­ся в воз­ду­хе и пе­ре­ме­ши­ва­ют­ся с его ча­сти­ца­ми, пре­вра­ща­ясь в во­дя­ной пар. Ча­сти­цы воз­ду­ха и во­дя­но­го пара так малы, что их невоз­мож­но уви­деть нево­ору­жен­ным гла­зом. Во­дя­ной пар – это про­зрач­ный бес­цвет­ный газ, неви­ди­мый, как и воз­дух.

 

Рис. 2. Об­ра­зо­ва­ние во­дя­но­го пара при ки­пе­нии (Ис­точ­ник)

Ис­па­ре­ние – пе­ре­ход воды из жид­ко­го со­сто­я­ния в га­зо­об­раз­ное.

 

Рис. 3. Ис­па­ре­ние воды с по­верх­но­сти во­до­е­ма (Ис­точ­ник)

Лед тоже ис­па­ря­ет­ся, но зна­чи­тель­но мед­лен­нее, чем вода в жид­ком со­сто­я­нии. На­при­мер, если зимой вы­ве­сить мокрое белье на улицу, сна­ча­ла оно по­кро­ет­ся ле­дя­ной кор­кой, а потом вы­сох­нет.

 

Рис. 4. Сушка мок­ро­го белья зимой (Ис­точ­ник)

В каком бы со­сто­я­нии вода не была, она по­сто­ян­но ис­па­ря­ет­ся с по­верх­но­сти Земли.

Че­ло­век ис­поль­зу­ет зна­ния об ис­па­ре­нии воды. Про­су­ши­ва­ют со­бран­ное зерно, за­го­тов­лен­ные дрова, ошту­ка­ту­рен­ные стены, вы­мы­тую по­су­ду, вы­сти­ран­ное белье.

 

Рис. 5. Сушка зерна (Ис­точ­ник)

 

Рис. 6. Сушка дров (Ис­точ­ник)

 

Рис. 7. Сушка ошту­ка­ту­рен­ных стен (Ис­точ­ник)

 

Рис. 8. Сушка по­су­ды (Ис­точ­ник)

 

Рис. 9. Сушка белья (Ис­точ­ник)

Мок­рые во­ло­сы сушат элек­три­че­ским феном.

 

Рис. 10. Сушка волос феном (Ис­точ­ник)

 

Ин­тен­сив­ность ис­па­ре­ния за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры воды: чем выше тем­пе­ра­ту­ра, тем выше ско­рость дви­же­ния мо­ле­кул воды, а зна­чит и ис­па­ре­ния. Это до­ка­зы­ва­ет про­стой опыт: если в 2 ем­ко­сти на­лить оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство воды, а затем одну по­ста­вить в хо­лод­ное место, а дру­гую – в теп­лое, через неко­то­рое время ста­нет ясно, что вода в хо­лод­ном месте ис­па­ря­ет­ся мед­лен­нее, чем в теп­лом.

Мок­рая до­ро­га летом вы­сох­нет на­мно­го быст­рее, чем осе­нью.

Рис. 11. Мок­рая до­ро­га (Ис­точ­ник)

Ско­шен­ная трава в сол­неч­ный день вы­сох­нет быст­рее, чем в пас­мур­ный.

 

Рис. 12. Ско­шен­ная трава (Ис­точ­ник)

Зна­ние этого свой­ства по­мо­га­ет людям. На­при­мер, если под­мок­ла ста­рин­ная книга, её остав­ля­ют в спе­ци­аль­ной мо­ро­зиль­ной ка­ме­ре, чтобы вы­сы­ха­ние шло мед­лен­но и стра­ни­цы книги не по­вре­ди­лись.

Ис­па­ре­ние про­ис­хо­дит в месте со­при­кос­но­ве­ния по­верх­но­сти воды с воз­ду­хом, со­от­вет­ствен­но, чем боль­ше пло­щадь со­при­кос­но­ве­ния, тем быст­рее про­ис­хо­дит ис­па­ре­ние. До­ка­зать это можно с по­мо­щью неслож­но­го опыта: нужно на­лить оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство воды в 3 ем­ко­сти с раз­ной пло­ща­дью со­при­кос­но­ве­ния на­ли­той воды с воз­ду­хом (на­при­мер, бу­тыл­ка с узким гор­лыш­ком, стек­лян­ная банка и ши­ро­кая та­рел­ка). Через неко­то­рое время мы уви­дим, что вода из та­рел­ки ис­па­ря­ет­ся быст­рее всего, по­то­му что пло­щадь со­при­кос­но­ве­ния воды с воз­ду­хом наи­боль­шая. Из банки немно­го мед­лен­нее, по­то­му что пло­щадь со­при­кос­но­ве­ния мень­ше. А из бу­тыл­ки мед­лен­нее всего, по­то­му что пло­щадь со­при­кос­но­ве­ния воды с воз­ду­хом наи­мень­шая.

 

Рис. 13. Опыт по ис­па­ре­нию воды из ем­ко­стей с раз­лич­ной пло­ща­дью со­при­кос­но­ве­ния воды с воз­ду­хом (Ис­точ­ник)

По­это­му фрук­ты, пред­на­зна­чен­ные для сушки, раз­ре­за­ют на тон­кие лом­ти­ки – чтобы уве­ли­чить по­верх­ность со­при­кос­но­ве­ния с воз­ду­хом и уве­ли­чить ско­рость ис­па­ре­ния.

 

Рис. 14. Сушка яблок (Ис­точ­ник)

 

Под воз­дей­стви­ем ветра ис­па­ре­ние идет быст­рее, по­то­му что мо­ле­ку­лы воды ак­тив­нее со­еди­ня­ют­ся с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха. В вет­ре­ную по­го­ду влаж­ные по­верх­но­сти вы­сы­ха­ют быст­рее, если дер­жать руки под су­шил­кой, они вы­сох­нут быст­рее.

 

Рис. 15. Сушка рук под воз­дей­стви­ем по­то­ка теп­ло­го воз­ду­ха (Ис­точ­ник)

Наи­бо­лее ак­тив­но ис­па­ре­ние идет при на­гре­ва­нии. При 100г вода кипит и пре­вра­ща­ет­ся в во­дя­ной пар. Мо­ле­ку­лы во­дя­но­го пара под воз­дей­стви­ем вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ры дви­га­ют­ся очень быст­ро, ему необ­хо­дим боль­шой объем, по­это­му у ки­пя­ще­го чай­ни­ка «под­пры­ги­ва­ет» крыш­ка.

 

Рис. 16. Ки­пя­щий чай­ник (Ис­точ­ник)

 

Зна­ние этого свой­ства во­дя­но­го пара поз­во­ли­ло людям скон­стру­и­ро­вать па­ро­вые дви­га­те­ли.

 

Рис. 17. Ма­ши­на с па­ро­вым дви­га­те­лем (Ис­точ­ник)

Часто, когда пе­чет­ся яб­ло­ко, его ко­жу­ра ло­па­ет­ся – это яб­лоч­ный сок, пре­вра­ща­ясь в пар, раз­ры­ва­ет ко­жу­ру.

 

Рис. 18. Пе­че­ное яб­ло­ко (Ис­точ­ник)

Или можно услы­шать треск дров в печи – под воз­дей­стви­ем вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ры вода в дро­вах пре­вра­ща­ет­ся в во­дя­ной пар и раз­ры­ва­ет дре­ве­си­ну.

 

Рис. 19. Дро­вя­ная печь (Ис­точ­ник)

Как было ска­за­но, во­дя­ной пар – неви­дим. Так по­че­му же мы видим пар, когда кипит чай­ник? В хо­лод­ном воз­ду­хе разо­гре­тый во­дя­ной пар кон­ден­си­ру­ет­ся – пре­вра­ща­ет­ся в мель­чай­шие ка­пель­ки воды, ко­то­рые мы видим как белый пар. А неви­ди­мый во­дя­ной пар на­хо­дит­ся возле но­си­ка чай­ни­ка на гра­ни­це бе­ло­го об­лач­ка пара.

 

Рис. 20. Ки­пя­щий чай­ник (Ис­точ­ник)

Если по­ме­стить у но­си­ка ки­пя­ще­го чай­ни­ка хо­лод­ный ме­тал­ли­че­ский пред­мет, то очень скоро на нем по­явят­ся ка­пель­ки осев­шей воды. Этот опыт до­ка­зы­ва­ет на­ли­чие во­дя­но­го пара у но­си­ка чай­ни­ка.

 

Рис. 21. Опыт по кон­ден­са­ции во­дя­но­го пара у но­си­ка чай­ни­ка (Ис­точ­ник)

 

источник конспекта:

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vody-v-zhidkom-sostoyanii?seconds=0&chapter_id=826

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vody-v-tverdom-sostoyanii

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vody-v-gazoobraznom-sostoyanii

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/6000-tri-sostoyaniya-vody.html

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=MbJEbzlUFR8

http://www.youtube.com/watch?v=WckGabNZP4s

http://www.youtube.com/watch?v=nGsOh3iCC70

http://www.youtube.com/watch?v=WL_GTjYByG8

http://www.youtube.com/watch?v=ktYpuZ1phuk

http://www.youtube.com/watch?v=Rzo1SJqneVA

http://www.youtube.com/watch?v=9LZnXM49ZvE

http://www.youtube.com/watch?v=BsjlZh2kKbo

www.kursoteka.ru

3 класс. Окружающий мир. Свойства воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии - Свойства воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии

Комментарии преподавателя

В чи­стом виде вода не имеет вкуса, за­па­ха и цвета, но она почти ни­ко­гда не бы­ва­ет такой, по­то­му что ак­тив­но рас­тво­ря­ет в себе боль­шин­ство ве­ществ и со­еди­ня­ет­ся с их ча­сти­ца­ми. Так же вода может про­ни­кать в раз­лич­ные тела (уче­ные нашли воду даже в кам­нях).

 

Рис. 1. Вода (Ис­точ­ник)

Если в ста­кан на­брать воды из-под крана, она будет ка­зать­ся чи­стой. Но на самом деле, это – рас­твор мно­гих ве­ществ, среди ко­то­рых есть газы (кис­ло­род, аргон, азот, уг­ле­кис­лый газ), раз­лич­ные при­ме­си, со­дер­жа­щи­е­ся в воз­ду­хе, рас­тво­рен­ные соли из почвы, же­ле­зо из во­до­про­вод­ных труб, мель­чай­шие нерас­тво­рен­ные ча­сти­цы пыли и др.

 

Рис. 2. Вода в ста­кане (Ис­точ­ник)

Если на­не­сти пи­пет­кой ка­пель­ки во­до­про­вод­ной воды на чи­стое стек­ло и дать ей ис­па­рить­ся, оста­нут­ся едва за­мет­ные пят­ныш­ки.

 

Рис. 3. Капли воды на стек­ле (Ис­точ­ник)

В воде рек и ру­чьев, боль­шин­ства озер со­дер­жат­ся раз­лич­ные при­ме­си, на­при­мер, рас­тво­рен­ные соли. Но их немно­го, по­то­му что эта вода – прес­ная.

 

Рис. 4. Река (Ис­точ­ник)

Вода течет на земле и под зем­лей, на­пол­ня­ет ручьи, озера, реки, моря и оке­а­ны, со­зда­ет под­зем­ные двор­цы.

 

Рис. 5. Под­зем­ная пе­ще­ра (Ис­точ­ник)

Про­кла­ды­вая себе путь сквозь лег­ко­рас­тво­ри­мые ве­ще­ства, вода про­ни­ка­ет глу­бо­ко под землю, унося их с собой, и через ще­лоч­ки и тре­щин­ки в скаль­ных по­ро­дах, об­ра­зуя под­зем­ные пе­ще­ры, ка­па­ет с их свода, со­зда­вая при­чуд­ли­вые скульп­ту­ры. Мил­ли­ар­ды ка­пе­лек воды за сотни лет ис­па­ря­ют­ся, а рас­тво­рен­ные в воде ве­ще­ства (соли, из­вест­ня­ки) осе­да­ют на сво­дах пе­ще­ры, об­ра­зуя ка­мен­ные со­суль­ки, ко­то­рые на­зы­ва­ют ста­лак­ти­та­ми.

 

Рис. 6. Ста­лак­ти­ты (Ис­точ­ник)

Сход­ные об­ра­зо­ва­ния на полу пе­ще­ры на­зы­ва­ют­ся ста­лаг­ми­та­ми.

Рис. 7. Ста­лаг­ми­ты (Ис­точ­ник)

А когда ста­лак­тит и ста­лаг­мит срас­та­ет­ся, об­ра­зуя ка­мен­ную ко­лон­ну, это на­зы­ва­ют ста­ла­г­на­том.

Рис. 8. Ста­ла­г­нат (Ис­точ­ник)

На­блю­дая ле­до­ход на реке, мы видим воду в твер­дом (лед и снег), жид­ком (те­ку­щая под ним) и га­зо­об­раз­ном со­сто­я­нии (мель­чай­шие ча­сти­цы воды, под­ни­ма­ю­щи­е­ся в воз­дух, ко­то­рые ещё на­зы­ва­ют во­дя­ным паром).

Рис. 9. Ле­до­ход на реке (Ис­точ­ник)

Вода может од­но­вре­мен­но на­хо­дит­ся во всех трех со­сто­я­ни­ях: в воз­ду­хе все­гда есть во­дя­ной пар и об­ла­ка, ко­то­рые со­сто­ят из ка­пе­лек воды и кри­стал­ли­ков льда.

 

Рис. 10. Об­ла­ко (Ис­точ­ник)

Во­дя­ной пар неви­дим, но его можно легко об­на­ру­жить, если оста­вить в теп­лой ком­на­те охла­ждав­ший­ся в хо­ло­диль­ни­ке в те­че­ние часа ста­кан с водой, на стен­ках ко­то­ро­го сразу по­явят­ся ка­пель­ки воды. При со­при­кос­но­ве­нии с хо­лод­ны­ми стен­ка­ми ста­ка­на, во­дя­ной пар, со­дер­жа­щий­ся в воз­ду­хе, пре­об­ра­зу­ет­ся в ка­пель­ки воды и осе­да­ет на по­верх­но­сти ста­ка­на.

Рис. 11. Кон­ден­сат на стен­ках хо­лод­но­го ста­ка­на (Ис­точ­ник)

По этой же при­чине в хо­лод­ное время года за­по­те­ва­ет внут­рен­няя сто­ро­на окон­но­го стек­ла. Хо­лод­ный воз­дух не может со­дер­жать столь­ко же во­дя­но­го пара, сколь­ко и теп­лый, по­это­му ка­кое-то его ко­ли­че­ство кон­ден­си­ру­ет­ся – пре­вра­ща­ет­ся в ка­пель­ки воды.

 

Рис. 12. За­по­тев­шее окно (Ис­точ­ник)

Белый след за ле­тя­щим в небе са­мо­ле­том – тоже ре­зуль­тат кон­ден­са­ции воды.

 

Рис. 13. След за са­мо­ле­том (Ис­точ­ник)

Если под­не­сти к губам зер­каль­це и вы­дох­нуть, на его по­верх­но­сти оста­нут­ся мель­чай­шие ка­пель­ки воды, это до­ка­зы­ва­ет то, что при ды­ха­нии че­ло­век вды­ха­ет с воз­ду­хом во­дя­ной пар.

При на­гре­ва­нии вода «рас­ши­ря­ет­ся». Это может до­ка­зать про­стой опыт: в колбу с водой опу­сти­ли стек­лян­ную труб­ку и за­ме­ри­ли уро­вень воды в ней; затем колбу опу­сти­ли в сосуд с теп­лой водой и после на­гре­ва­ния воды по­втор­но за­ме­ри­ли уро­вень в труб­ке, ко­то­рый за­мет­но под­нял­ся, по­сколь­ку вода при на­гре­ва­нии уве­ли­чи­ва­ет­ся в объ­е­ме.

 

Рис. 14. Колба с труб­кой, циф­рой 1 и чер­той обо­зна­чен пер­во­на­чаль­ный уро­вень воды

 

Рис. 15. Колба с труб­кой, циф­рой 2 и чер­той обо­зна­чен уро­вень воды при на­гре­ва­нии

При охла­жде­нии вода «сжи­ма­ет­ся». Это может до­ка­зать сход­ный опыт: в этом слу­чае колбу с труб­кой опу­сти­ли в сосуд со льдом, после охла­жде­ния уро­вень воды в труб­ке по­ни­зил­ся от­но­си­тель­но пер­во­на­чаль­ной от­мет­ки, по­то­му что вода умень­ши­лась в объ­е­ме.

 

Рис. 16. Колба с труб­кой, циф­рой 3 и чер­той обо­зна­чен уро­вень воды при охла­жде­нии

Так про­ис­хо­дит, по­то­му что ча­сти­цы воды, мо­ле­ку­лы, при на­гре­ва­нии дви­жут­ся быст­рее, стал­ки­ва­ют­ся между собой, от­тал­ки­ва­ют­ся от сте­нок со­су­да, рас­сто­я­ние между мо­ле­ку­ла­ми уве­ли­чи­ва­ет­ся, и по­это­му жид­кость за­ни­ма­ет боль­ший объем. При охла­жде­нии воды дви­же­ние её ча­стиц за­мед­ля­ет­ся, рас­сто­я­ние между мо­ле­ку­ла­ми умень­ша­ет­ся, и жид­ко­сти тре­бу­ет­ся мень­ший объем.

 

Рис. 17. Мо­ле­ку­лы воды обыч­ной тем­пе­ра­ту­ры

 

 

Рис. 18. Мо­ле­ку­лы воды при на­гре­ва­нии

 

 

Рис. 19. Мо­ле­ку­лы воды при охла­жде­нии

Та­ки­ми свой­ства­ми об­ла­да­ет не толь­ко вода, но и дру­гие жид­ко­сти (спирт, ртуть, бен­зин, ке­ро­син).

Зна­ние этого свой­ства жид­ко­стей при­ве­ло к изоб­ре­те­нию тер­мо­мет­ра (гра­дус­ни­ка), где ис­поль­зу­ет­ся спирт или ртуть.

 

Рис. 20. Тер­мо­метр (Ис­точ­ник)

При за­мер­за­нии вода рас­ши­ря­ет­ся. Это можно до­ка­зать, если ем­кость, на­пол­нен­ную до краев водой, неплот­но на­крыть крыш­кой и по­ста­вить в мо­ро­зиль­ную ка­ме­ру, через время мы уви­дим, что об­ра­зо­вав­ший­ся лед при­под­ни­мет крыш­ку, выйдя за пре­де­лы ем­ко­сти.

Это свой­ство учи­ты­ва­ет­ся при про­кла­ды­ва­нии во­до­про­вод­ных труб, ко­то­рые обя­за­тель­но утеп­ля­ют­ся, чтобы при за­мер­за­нии об­ра­зо­вав­ший­ся из воды лед не разо­рвал трубы.

В при­ро­де за­мер­за­ю­щая вода может раз­ру­шать горы: если осе­нью в тре­щи­нах скал скап­ли­ва­ет­ся вода, зимой она за­мер­за­ет, и под на­по­ром льда, ко­то­рый за­ни­ма­ет боль­ший объем, чем вода, из ко­то­рой он об­ра­зо­вал­ся, гор­ные по­ро­ды трес­ка­ют­ся и раз­ру­ша­ют­ся.

Вода, за­мер­за­ю­щая в тре­щи­нах дорог, при­во­дит к раз­ру­ше­нию ас­фаль­то­во­го по­кры­тия.

Длин­ные греб­ни, на­по­ми­на­ю­щие склад­ки, на ство­лах де­ре­вьев – раны от раз­ры­вов дре­ве­си­ны под на­по­ром за­мер­за­ю­ще­го в ней дре­вес­но­го сока. По­это­му в хо­лод­ные зимы можно услы­шать треск де­ре­вьев в парке или в лесу.

В Ан­тарк­ти­де, по­кры­той че­ты­рех­ки­ло­мет­ро­вым слоем льда, на­хо­дят­ся ос­нов­ные за­па­сы этого ве­ще­ства на Земле.

 

Рис. 1. Ан­тарк­ти­да (Ис­точ­ник)

Лед встре­ча­ет под зем­лей, по­кры­ва­ет по­верх­но­сти во­до­е­мов.

 

Рис. 2. Лед в под­зем­ной пе­ще­ре (Ис­точ­ник)

 

Рис. 3. Лед на по­верх­но­сти реки (Ис­точ­ник)

Айс­бер­ги – пла­ва­ю­щие в море глыбы льда.

 

Рис. 4. Айс­берг (Ис­точ­ник)

Сне­жин­ки со­сто­ят из мел­ких кри­стал­ли­ков льда.

 

Рис. 5. Сне­жин­ка (Ис­точ­ник)

Узоры на стек­ле в зим­нее время – это кри­стал­лы льда, об­ра­зо­ван­ные за­мерз­шим во­дя­ным паром.

 

Рис. 6. Иней на стек­ле (Ис­точ­ник)

В со­вре­мен­ном мире по­лу­че­ние льда – про­цесс до­ступ­ный даже ре­бен­ку. До­ста­точ­но взять ка­кую-ни­будь ем­кость, на­пол­нить водой, по­ста­вить на время в мо­ро­зиль­ную ка­ме­ру, и по­лу­чит­ся лед.

 

Рис. 7. По­лу­че­ние льда из форм (Ис­точ­ник)

Иней в хо­ло­диль­ни­ке – это за­мерз­ший во­дя­ной пар. Иней и лед – это вода в твер­дом со­сто­я­нии.

Лед имеет свой­ство таять в теп­лом по­ме­ще­нии (выше 0°), пре­вра­ща­ясь в воду.

Лед хо­лод­ный и скольз­кий на ощупь.

 

Рис. 8. Лед на руке (Ис­точ­ник)

Люди знали о том, что лед скольз­кий, и за­щи­ща­ли кре­по­сти на воз­вы­ше­ни­ях рвами с водой. В хо­лод­ное время года за­щит­ни­ки по­ли­ва­ли стены водой, и по скольз­кой ле­дя­ной стене за­хват­чи­ки не могли про­брать­ся внутрь.

 

Рис. 9. Кре­пость зимой

При тем­пе­ра­ту­ре ниже 0° вода на по­верх­но­сти почвы за­мер­за­ет, пре­вра­ща­ясь в го­ло­лед – опас­ное яв­ле­ние при­ро­ды (в спеш­ке можно по­скольз­нуть­ся, упасть и по­лу­чить трав­му). Чтобы из­бе­жать травм, нужно не то­ро­пить­ся, вы­хо­дить из дому за­ра­нее, при ходь­бе на­сту­пать на всю по­дош­ву. Осо­бен­но осто­рож­но нужно пе­ре­хо­дить до­ро­гу – на скольз­ком пути во­ди­те­лю слож­нее быст­ро за­тор­мо­зить.

 

Рис. 10. Осто­рож­но! Го­ло­лед! (Ис­точ­ник)

Лед – хруп­кий. Если стук­нуть по ку­би­ку льда мо­ло­точ­ком, он рас­ко­лет­ся на мно­же­ство льди­нок.

Рис. 11. Ко­ло­тый лед (Ис­точ­ник)

 

Лед со­хра­ня­ет свою форму. Если пе­ре­ло­жить льдин­ку из блю­деч­ка в ста­кан, её форма не из­ме­нить­ся, по­то­му что лед – твер­дое ве­ще­ство и не ме­ня­ет свою форму.

 

Рис. 12. Кубик льда (Ис­точ­ник)

 

За­мерз­шую по­верх­ность во­до­е­ма можно ис­поль­зо­вать для пе­ре­ме­ще­ний на транс­пор­те или пеш­ком, по­то­му что лед, в от­ли­чие от воды, спо­со­бен вы­дер­жи­вать на своей по­верх­но­сти до­ста­точ­но боль­шой вес.

 

Рис. 13. Мо­то­кросс по льду (Ис­точ­ник)

Для за­ня­тий спор­том и раз­вле­че­ний за­ли­ва­ют катки – боль­шие ров­ные про­стран­ства льда.

 

Рис. 14. Каток на Крас­ной пло­ща­ди (Ис­точ­ник)

Во время ка­та­ния на конь­ках лед, со­при­ка­са­ю­щий­ся с лез­ви­я­ми, тает, пре­вра­ща­ясь в воду. Если бы не было этого тон­ко­го слоя воды, ка­тать­ся по льду было бы так же труд­но, как по полу. Вода, как масло в ма­шине, умень­ша­ет тре­ние между льдом и конь­ком и об­лег­ча­ет сколь­же­ние.

 

Рис. 15. Сколь­же­ние конь­ков по льду (Ис­точ­ник)

По той же при­чине про­ис­хо­дит дви­же­ние лед­ни­ков с гор. Под дав­ле­ни­ем огром­ной массы льда его ниж­ние слои на­чи­на­ют таять и ле­дя­ная река сколь­зит по гор­но­му скло­ну вниз, как конь­ки по по­верх­но­сти катка.

 

Рис. 16. Схож­де­ние лед­ни­ка с горы (Ис­точ­ник)

 

Лед не тонет в воде. Если бро­сить ку­со­чек льда в ем­кость с водой, он не уто­нет, а будет пла­вать на по­верх­но­сти.

 

Рис. 17. Лед пла­ва­ет на по­верх­но­сти воды (Ис­точ­ник)

Обыч­но твер­дые ве­ще­ства тя­же­лее, чем те же ве­ще­ства в жид­ком со­сто­я­нии. На­при­мер, ку­со­чек же­ле­за тонет в рас­плав­лен­ном же­ле­зе, а свин­цо­вый кубик тонет в рас­плав­лен­ном свин­це. При за­мер­за­нии вода за­ни­ма­ет боль­ший объем, чем пре­жде, она рас­ши­ря­ет­ся, по­это­му лед легче воды. Уже од­но­го этого свой­ства до­ста­точ­но, чтобы вы­де­лить лед из ряда твер­дых ве­ществ как ис­клю­че­ние.

Если бы лед тонул, на по­верх­но­сти во­до­е­мов в те­че­ние хо­лод­но­го вре­ме­ни года об­ра­зо­вы­ва­лись бы новые и новые слои льда на месте за­то­нув­ших и во­до­ем про­мер­зал бы до са­мо­го дна. В ре­зуль­та­те вод­ные жи­вот­ные и рас­те­ния ока­за­лись бы ско­ва­ны льдом, им гро­зи­ла бы неми­ну­е­мая ги­бель. К сча­стью, в при­ро­де этого не про­ис­хо­дит, по­то­му что лед не тонет в воде.

 

Рис. 18. Слой льда на по­верх­но­сти во­до­е­ма (Ис­точ­ник)

 

Лед плохо про­во­дит тепло. В во­до­е­ме он за­щи­ща­ет воду под ним от даль­ней­ше­го охла­жде­ния. Вода тоже плохо пе­ре­да­ет тепло. Это до­ка­зы­ва­ет такой опыт: на дно про­бир­ки с водой опус­ка­ют кубик льда с тя­же­лым гру­зом (по­сколь­ку лед не тонет в воде, в него за­ра­нее вмо­ра­жи­ва­ют гру­зик), край про­бир­ки на­гре­ва­ют, верх­ний слой воды кипит, а лед не пла­вит­ся. Из опыта можно сде­лать вывод, что не толь­ко лед, но и вода плохо про­во­дит тепло. Верх­ние слои воды на­гре­ва­ют­ся, в то время как ниж­ние оста­ют­ся хо­лод­ны­ми. Это объ­яс­ня­ет, по­че­му ис­па­ре­ния про­ис­хо­дят толь­ко с по­верх­но­сти во­до­е­мов.

 

Рис. 19. Опыт по на­гре­ва­нию края про­бир­ки с водой и утоп­лен­ным льдом (Ис­точ­ник)

Если же на­гре­вать воду в ем­ко­сти снизу, то вско­ре весь объем воды за­ки­пит (на­при­мер, если мы по­ста­вим на плиту ка­стрю­лю с супом). Так про­ис­хо­дит по­то­му, что ниж­ний слой воды на­гре­ва­ет­ся, рас­ши­ря­ет­ся и под­ни­ма­ет­ся вверх, на его место опус­ка­ет­ся еще не про­гре­тая вода, и про­цесс по­вто­ря­ет­ся до тех пор, пока вся вода не про­гре­ет­ся до 100°. При такой тем­пе­ра­ту­ре вода за­ки­па­ет и пре­вра­ща­ет­ся в во­дя­ной пар.

 

Рис. 20. Опыт по на­гре­ва­нию ем­ко­сти с водой снизу (Ис­точ­ник)

Лед, как и стек­ло, бес­цве­тен и про­зра­чен.

 

Рис. 21. Лед (Ис­точ­ник)

 

Рис. 22. Стек­ло (Ис­точ­ник)

 

Снег – одно из твер­дых со­сто­я­ний воды. Он белый, рых­лый, непро­зрач­ный, тает в тепле и пла­ва­ет в воде. 

 

Рис. 23. Снег (Ис­точ­ник)

 

Вода со­сто­ит из мо­ле­кул, ко­то­рые на­хо­дят­ся в непре­рыв­ном дви­же­нии.

 

Рис. 1. Мо­ле­ку­лы воды обыч­ной тем­пе­ра­ту­ры

Те из них, что ока­зы­ва­ют­ся близ­ко к по­верх­но­сти, ока­зы­ва­ют­ся в воз­ду­хе и пе­ре­ме­ши­ва­ют­ся с его ча­сти­ца­ми, пре­вра­ща­ясь в во­дя­ной пар. Ча­сти­цы воз­ду­ха и во­дя­но­го пара так малы, что их невоз­мож­но уви­деть нево­ору­жен­ным гла­зом. Во­дя­ной пар – это про­зрач­ный бес­цвет­ный газ, неви­ди­мый, как и воз­дух.

 

Рис. 2. Об­ра­зо­ва­ние во­дя­но­го пара при ки­пе­нии (Ис­точ­ник)

Ис­па­ре­ние – пе­ре­ход воды из жид­ко­го со­сто­я­ния в га­зо­об­раз­ное.

 

Рис. 3. Ис­па­ре­ние воды с по­верх­но­сти во­до­е­ма (Ис­точ­ник)

Лед тоже ис­па­ря­ет­ся, но зна­чи­тель­но мед­лен­нее, чем вода в жид­ком со­сто­я­нии. На­при­мер, если зимой вы­ве­сить мокрое белье на улицу, сна­ча­ла оно по­кро­ет­ся ле­дя­ной кор­кой, а потом вы­сох­нет.

 

Рис. 4. Сушка мок­ро­го белья зимой (Ис­точ­ник)

В каком бы со­сто­я­нии вода не была, она по­сто­ян­но ис­па­ря­ет­ся с по­верх­но­сти Земли.

Че­ло­век ис­поль­зу­ет зна­ния об ис­па­ре­нии воды. Про­су­ши­ва­ют со­бран­ное зерно, за­го­тов­лен­ные дрова, ошту­ка­ту­рен­ные стены, вы­мы­тую по­су­ду, вы­сти­ран­ное белье.

 

Рис. 5. Сушка зерна (Ис­точ­ник)

 

Рис. 6. Сушка дров (Ис­точ­ник)

 

Рис. 7. Сушка ошту­ка­ту­рен­ных стен (Ис­точ­ник)

 

Рис. 8. Сушка по­су­ды (Ис­точ­ник)

 

Рис. 9. Сушка белья (Ис­точ­ник)

Мок­рые во­ло­сы сушат элек­три­че­ским феном.

 

Рис. 10. Сушка волос феном (Ис­точ­ник)

 

Ин­тен­сив­ность ис­па­ре­ния за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры воды: чем выше тем­пе­ра­ту­ра, тем выше ско­рость дви­же­ния мо­ле­кул воды, а зна­чит и ис­па­ре­ния. Это до­ка­зы­ва­ет про­стой опыт: если в 2 ем­ко­сти на­лить оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство воды, а затем одну по­ста­вить в хо­лод­ное место, а дру­гую – в теп­лое, через неко­то­рое время ста­нет ясно, что вода в хо­лод­ном месте ис­па­ря­ет­ся мед­лен­нее, чем в теп­лом.

Мок­рая до­ро­га летом вы­сох­нет на­мно­го быст­рее, чем осе­нью.

Рис. 11. Мок­рая до­ро­га (Ис­точ­ник)

Ско­шен­ная трава в сол­неч­ный день вы­сох­нет быст­рее, чем в пас­мур­ный.

 

Рис. 12. Ско­шен­ная трава (Ис­точ­ник)

Зна­ние этого свой­ства по­мо­га­ет людям. На­при­мер, если под­мок­ла ста­рин­ная книга, её остав­ля­ют в спе­ци­аль­ной мо­ро­зиль­ной ка­ме­ре, чтобы вы­сы­ха­ние шло мед­лен­но и стра­ни­цы книги не по­вре­ди­лись.

Ис­па­ре­ние про­ис­хо­дит в месте со­при­кос­но­ве­ния по­верх­но­сти воды с воз­ду­хом, со­от­вет­ствен­но, чем боль­ше пло­щадь со­при­кос­но­ве­ния, тем быст­рее про­ис­хо­дит ис­па­ре­ние. До­ка­зать это можно с по­мо­щью неслож­но­го опыта: нужно на­лить оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство воды в 3 ем­ко­сти с раз­ной пло­ща­дью со­при­кос­но­ве­ния на­ли­той воды с воз­ду­хом (на­при­мер, бу­тыл­ка с узким гор­лыш­ком, стек­лян­ная банка и ши­ро­кая та­рел­ка). Через неко­то­рое время мы уви­дим, что вода из та­рел­ки ис­па­ря­ет­ся быст­рее всего, по­то­му что пло­щадь со­при­кос­но­ве­ния воды с воз­ду­хом наи­боль­шая. Из банки немно­го мед­лен­нее, по­то­му что пло­щадь со­при­кос­но­ве­ния мень­ше. А из бу­тыл­ки мед­лен­нее всего, по­то­му что пло­щадь со­при­кос­но­ве­ния воды с воз­ду­хом наи­мень­шая.

 

Рис. 13. Опыт по ис­па­ре­нию воды из ем­ко­стей с раз­лич­ной пло­ща­дью со­при­кос­но­ве­ния воды с воз­ду­хом (Ис­точ­ник)

По­это­му фрук­ты, пред­на­зна­чен­ные для сушки, раз­ре­за­ют на тон­кие лом­ти­ки – чтобы уве­ли­чить по­верх­ность со­при­кос­но­ве­ния с воз­ду­хом и уве­ли­чить ско­рость ис­па­ре­ния.

 

Рис. 14. Сушка яблок (Ис­точ­ник)

 

Под воз­дей­стви­ем ветра ис­па­ре­ние идет быст­рее, по­то­му что мо­ле­ку­лы воды ак­тив­нее со­еди­ня­ют­ся с мо­ле­ку­ла­ми воз­ду­ха. В вет­ре­ную по­го­ду влаж­ные по­верх­но­сти вы­сы­ха­ют быст­рее, если дер­жать руки под су­шил­кой, они вы­сох­нут быст­рее.

 

Рис. 15. Сушка рук под воз­дей­стви­ем по­то­ка теп­ло­го воз­ду­ха (Ис­точ­ник)

Наи­бо­лее ак­тив­но ис­па­ре­ние идет при на­гре­ва­нии. При 100г вода кипит и пре­вра­ща­ет­ся в во­дя­ной пар. Мо­ле­ку­лы во­дя­но­го пара под воз­дей­стви­ем вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ры дви­га­ют­ся очень быст­ро, ему необ­хо­дим боль­шой объем, по­это­му у ки­пя­ще­го чай­ни­ка «под­пры­ги­ва­ет» крыш­ка.

 

Рис. 16. Ки­пя­щий чай­ник (Ис­точ­ник)

 

Зна­ние этого свой­ства во­дя­но­го пара поз­во­ли­ло людям скон­стру­и­ро­вать па­ро­вые дви­га­те­ли.

 

Рис. 17. Ма­ши­на с па­ро­вым дви­га­те­лем (Ис­точ­ник)

Часто, когда пе­чет­ся яб­ло­ко, его ко­жу­ра ло­па­ет­ся – это яб­лоч­ный сок, пре­вра­ща­ясь в пар, раз­ры­ва­ет ко­жу­ру.

 

Рис. 18. Пе­че­ное яб­ло­ко (Ис­точ­ник)

Или можно услы­шать треск дров в печи – под воз­дей­стви­ем вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ры вода в дро­вах пре­вра­ща­ет­ся в во­дя­ной пар и раз­ры­ва­ет дре­ве­си­ну.

 

Рис. 19. Дро­вя­ная печь (Ис­точ­ник)

Как было ска­за­но, во­дя­ной пар – неви­дим. Так по­че­му же мы видим пар, когда кипит чай­ник? В хо­лод­ном воз­ду­хе разо­гре­тый во­дя­ной пар кон­ден­си­ру­ет­ся – пре­вра­ща­ет­ся в мель­чай­шие ка­пель­ки воды, ко­то­рые мы видим как белый пар. А неви­ди­мый во­дя­ной пар на­хо­дит­ся возле но­си­ка чай­ни­ка на гра­ни­це бе­ло­го об­лач­ка пара.

 

Рис. 20. Ки­пя­щий чай­ник (Ис­точ­ник)

Если по­ме­стить у но­си­ка ки­пя­ще­го чай­ни­ка хо­лод­ный ме­тал­ли­че­ский пред­мет, то очень скоро на нем по­явят­ся ка­пель­ки осев­шей воды. Этот опыт до­ка­зы­ва­ет на­ли­чие во­дя­но­го пара у но­си­ка чай­ни­ка.

 

Рис. 21. Опыт по кон­ден­са­ции во­дя­но­го пара у но­си­ка чай­ни­ка (Ис­точ­ник)

 

источник конспекта:

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vody-v-zhidkom-sostoyanii?seconds=0&chapter_id=826

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vody-v-tverdom-sostoyanii

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vody-v-gazoobraznom-sostoyanii

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/6000-tri-sostoyaniya-vody.html

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=MbJEbzlUFR8

http://www.youtube.com/watch?v=WckGabNZP4s

http://www.youtube.com/watch?v=nGsOh3iCC70

http://www.youtube.com/watch?v=WL_GTjYByG8

http://www.youtube.com/watch?v=ktYpuZ1phuk

http://www.youtube.com/watch?v=Rzo1SJqneVA

http://www.youtube.com/watch?v=9LZnXM49ZvE

http://www.youtube.com/watch?v=BsjlZh2kKbo

www.kursoteka.ru


Смотрите также