Волшебная Вода. Поклонение воде


Поклонение воде.... - Геннадий Климов

С православным священником из Твери отцом Александром (Горячевым) посетили вчера очень примечательное место в Торжокском районе Тверской области. Это отроги Валдайской возвышенности, высокая точка в бассейне реки Волга. Батюшка отыскал здесь источник, который мы реши оборудовать. Вода прямо здесь бурлит, причем ее выход на горушке, на самом высоком месте округи. Даже песок на дне шевелится, как в вулкане. Святой отец попросил изучить сопки, которые находились у источника. Оказались они стенами древнего городища. Площадь городища примерно 0.8 гектара. Везде разбросаны белые камни, очень легкие, как известковый шлак. Взял несколько образцов, попрошу геологов рассказать, что это за странный материал. Мне показалось, что это изъеденный временем известняк. Может быть, я ошибаюсь, но если это так, то здесь был белый город или архаичный монастырь. Ручей был внутри городища, - вытекая за стену, он впадал в реку Осуга. По моим расчетам где-то в этих местах должны были быть главные святилища времен Ноя. Даже во времена Трои здесь обитали риши – мудрецы мира. Рядом село Волосово. Волос или Велес - это у русских наименование Всевышнего в астрологическую эру Тельца (6000 - 4000 лет назад). Это начало бронзового века. Здесь же село Рудниково и село Бели. Название на Руси сохраняются тысячелетия.Возможно, что именно из этого урочища Бели были переселенцы-арии, которые пришли в Индонезию. Именно здесь из ручейков образуется река Волга. Это земля Ноя. Во время затопления Евразии в 15 600 – 12 600 лет назад именно в этих верховьях Волги спаслись люди и отсюда они расселились по миру. Бали - остров в составе Индонезии. Омывается с юга Индийским океаном, с севера — морем Бали Тихого океана. С запада отделён Балийским проливом от острова Ява, с востока — Ломбокским проливом от острова Ломбок. Вместе с прилегающими островами Бали образует одноимённую провинцию Индонезии.Святой источник у д. Волосово
Святой ключ
Отец Александр (Горячев) и историк Геннадий КлимовСвятой КлючОтец Александр (Горячев), ТверьОтец Александр (Горячев), Тверь

Так называемая линия Уоллеса (по-русски - Велеса), протянувшаяся от Бали в восточном направлении, служит границей между флорой и фауной тропической Азии и природными зонами Австралии и Новой Гвинеи. На своей северной прародине в России местность Бали тоже разделяет так называемые темные и светлые леса.Балийцев всего около 3,3 млн человек. Они весьма гордятся своими традициями, сохраняемыми еще со времен, когда они жили на севере. Большинство балийцев (93,93 % населения) исповедует разновидность индуизма, которая называется «Агама Хинду Дхарма». Индуизм на Бали - сплав верований буддизма и учения Шивы. Буддизм в форме махаяны (большой колесницы), которая распространена в Китае, на Тибете, в Корее и Японии. Агама Хинду Дхарма — это изменённое учение, которое называлось раньше «Агама Тирта» — это религия освящённой воды. В её основе представления, уходящие своими корнями в верования северных праотцов.Природа рассматривается у них как высшая сила – проявление Бога. Они не начинают работу, не посоветовавшись со жрецом, чтобы узнать как в этот момент соотносятся силы богов и демонов в космическом колесе времени. Строя дом, они следуют раз и навсегда установленным правилам, где должен располагаться храм (божественная часть), жилые комнаты (пространство людей), кухня и вход (убежище демонов). Религия Бали известна своими магическими ритуалами. Эти ритуалы призваны сохранить гармонию между миром людей и миром богов.Похоже, что балийцы сохраняют традиции предков, которые на их родине в России, давно забыты. Объяснение этому тоже есть. История мира – это история эволюции религий, сознания людей. На севере эволюция идет более стремительно. Но на юге, например в Бали, мы можем наблюдать культуру и образ жизни, которые когда-то возникли в верховьях веки Волга, у урочища Бали в Торжокском районе Тверской области. «Агама Тирта» — это религия освящённой воды, со временем стала частью современного Православия. Поэтому Святой Ключ в окрестностях села Бали – это, вероятно, одно из древнейших на Земле мест поклонения воде, уходящее своими конями во времена Ноя.Удивительное дело, но из этих мест выходят фамилии многих адмиралов русского флота. Почему? Для атеистов этого не понять…

Геннадий Климов

Заказ книг Геннадия Климова - http://www.karavan.tver.ru/books/

gklimov.livejournal.com

Деревенские святыни: поклонение воде. - Проектная деятельность - ПРОЕКТЫ - Каталог статей

istorik.ucoz.com

Деревенские святыни: поклонение воде.

Поклонение водным источникам существовало у славян с языческих времен. Древнерусские авторы описывают причитание «кладезей» и других водных объектов. В народном православии «святые источники» важной частью простонародной религиозности. А.А. Панченко относят святые источники к так называемым древнерусским святым. Но в своей работе «Исследования в области народного православия. Древнерусские святыни Северо – Запада России» он не уделяет им должного внимания, рассматривая подробно другие ландшафтные объекты, которое приобрели для местного населения сакральное значение. Однако, определение, данное А.А. Панченко деревенским святыням весьма универсально, и мы будем оперировать им в своем исследовании. Деревенские святыни – это почитаемые камни, родники, деревья, каменные кресты и т.д., список может быть расширен – как за счет других типов ландшафтных объектов, так и за счет различного рода реликвий, чудотворных икон и д.р. Деревенские святыни редко находятся на территории деревни или в непосредственной близости от нее. Чаще мы встречаем подобные памятники в лесу (нередко близ края поля или на опушке), в лощинах и оврагах, неподалеку от низменных и заболоченных мест. Иногда они располагаются рядом с археологическими памятниками. Как правило, священное место почитается жителями ограниченного числа деревень, составляющих, таким образом, своеобразный «приход». Однако, существовали святыни, пользовавшиеся очень широкой известностью. Но, так или иначе, поклонение почитаемому месту было связано с определенным праздничным днем. Обычно в такие дни в почитаемых местах совершались молебны, сюда ходили крестным ходом из ближайших церквей. На территории Владимирской области существует множество деревенских святынь. Но особое внимание хотелось бы уделить святым источникам, колодцам, ключикам, озерам. При изучении этой темы мы пользовались архивными данными, относящимися к советскому периоду. «Святой ключик» села Черсево Гусь-Хрустального района. «Черсевский ключик» почитался верующими, так как вода этого ключика, по мнению местных жителей, исцеляла от различных недугов. Паломничества к ключику совершались два раза в год на праздники Троица и Крещение. В роднике набирали целебную воду и проводился обряд купания. Святой источник посещали, в основном, местные жители, а так же паломники из Меленковского и Судогодского районов. По данным 1969 года количество паломников достигало до 500 человек в течении дня. В советские годы власти пытались пресечь традицию паломничества к «Черсевскому ключику». С этой целью в день религиозного праздника Троицы на месте источника устраивались массовые гуляния молодежи. Праздник, таким образом, отвлекал население от источника. Постепенно многие люди стали считать, что это место потеряло святость. Организованное паломничество к ключику прекратилось. Однако некоторая часть верующих из числа местных жителей в силу давно устоявшихся традиций продолжает посещать его в некоторые религиозные праздники, особенно на Троицу. Так же в Гусь-Хрустальном районе находился еще один родник под названием «Три ключика», он был расположен около недействующей часовни имени Варвары великомученицы. Данный родник посещался верующими в ночь Крещения. Этот источник был завален землей и паломничество к нему прекратилось. Так же в с. Григорьево, Ляховского района есть «Святой ключик», к которому в прошлом ежегодно в день Казанской Богоматери 21 июля стекались большое количество верующих. Во время паломничества читались акафисты и устраивались различные богослужения, исполнявшиеся самими верующими. Существоали так же святые источники, находящиеся в городской черте. Почитание их, как правило, имело основные признаки почитания деревенских святынь В Муроме, на берегу Оки, имеелся родник, возле которого до недавнего прошлого собирались верующие во время крещенских праздников. При нем подвизалась некая Ефросинья (Федотова Е.С.), юродивая, слывшая в народе «за святую». В официальных документах особое почитение объяснчялось тем, что «во время сборищ она у ключика кликушествовала, чем и возбуждала у верующих интерес к этим сборищам». В г.Меленки был «Святой ключик», за которым ухаживаал некий Павел Правдин, именуемый «божьим человеком», которого власти характеризовали как «психически неполноценным». Над источником была сооружена небольшая постройка, внутри которой имелись иконы. Во время некоторых религиозных праздников, особенно на «Крещение», туда приходили верующие «за святой водой», но это не носило характер массового паломничества. Предполагалось на месте ключика оборудовать благоустроенный колодец общего пользования, что бы ликвидировать место массового поломничества. Таким образом, можно сделать вывод, что среди деревенского населения святые источники являлись очень важным аспектом их духовной жизни. Вода всегда имела для человека всегда сакральное значение, и именно по этому и по сей день имеются святыни, так или иначе связанные с водой. Люди приходили и приходят к ним на праздники, ухаживают за ними, верят в их чудодейственные свойства. Необходимо принять во внимание еще и тот факт, что в сельской местности, как правило, не везде были церкви, часовни и т.п., по этому люди находили особенные места, куда можно было придти как в церковь. В советское время, когда большинство храмов было закрыто это приобретало особое значение.

Поклонение природным стихиям в современной религии

Природа и стихия в религииПрирода и стихия в религии

Поклонение природным стихиям у древних славян

Известно, что значительное количество обрядов на Руси связанно с религией. Так, многовековая эпоха язычества укоренилась в сознании и быту людей настолько глубоко, что даже после крещения Руси в 988 году часть традиционных обрядов и верований не исчезла, а продолжала существовать, хотя и негласно. Магические ритуалы и заговоры были направлены на привлечение сил природы и их покровительства в семейных делах и плодородии.

В основном, старожилы обращались к четырем элементам: Земле, Воде, Воздуху и Огню. И это не удивительно, ведь до сих пор Земля считается матерью и защитницей, которая обеспечивает человечество едой, одеждой, а также помогает вырастить и собрать щедрые дары. Вода дает жизнь всему на земле и защищает от вражеских набегов. нужна немалая сила, чтобы переплыть широкие водоемы. Воздух также незаменимый источник жизни. А Огонь ассоциировался не только с теплом собственного дома и семейным очагом, но и являлся отпугивающим средством от диких животных. Главное, эта стихия помогала подчинить себе такой необходимый твердый металл. Люди верили, что вместе четыре элемента дают необыкновенную силу и энергию.

Особыми магическими свойствами также обладал человеческий Род. Существовало мнение, что тот, кто ведает историей своего рода, своих прадедов и продолжает хранить тесную связь между поколениями, пользуется мощью всех предков.

Четыре стихии и "род людской" (община, семья, родственники) могли защитить население от всяких невзгод, придать уверенности и подарить счастье и достаток в быту и богатую пищу. Люди были уверенны, что дождь, снег, гром, теплое солнышко, камни и ручьи, благодатная почва - все это проявление стихийного покровительства. Поэтому часто обращались к силам природы, приносили жертвы, устраивали в их честь пиршества и гулянья, а также просили благословения на подвиги и повседневные дела.

Славянские обряды с религиозной основой

Каждое время года было связанно с определенными ритуалами и обрядами. Началом такого негласного календаря являлся Декабрь, когда Солнце поворачивалось на летний сезон, а окончанием - поздняя осень, когда заканчивались земледельческие работы и уборка урожая. Безусловно, Крещение Руси внесло свои коррективы в языческие обряды, которые нынче рассматриваются как традиционные национальные ритуальные деяния и игры. К примеру, православные календарные праздники Рождество Христово, Крещение, Вознесение Господне сегодня сопровождаются определенными церемониями.

Чем больше людей Колядует на Рождество - тем лучше будет урожайЧем больше людей Колядует на Рождество - тем лучше будет урожай

Первое торжество, которое открывало грядущий год, было связанно с верованием о рождении Сына Божьего. В этот день люди (участники обряда Колядования) ходили в гости ко всем жителям поселения, пели песни и проговаривали стишки - "колядки", в которых величали хозяев, просили для них достатка и богатства у сил Природы. За это получали различные угощения.

Считалось, что в рождественские дни Солнце насыщается энергией, необходимой для пробуждения Земли, оживления земледелия и будущего богатого урожая. Мощность энергии увеличивалась если больше людей участвовало во всевозможных гуляниях и забавах, поэтому по улицам ходили "зазывалы" в смешных костюмах и с музыкальными инструментами, они приглашали принять участие в празднике.

Роспись яиц на Пасху - древняя традицияРоспись яиц на Пасху - древняя традиция

Религиозный праздник Пасха никогда не обходился без росписи яиц. Согласно верованиям, они были наделены необычайной силой, способностью излечить человека от любой болезни и даже потушить пламя, появившееся в результате удара молнии. На берегах водоемов люди устраивали пышные святки с угощениями, играми, танцами и песнями. Все это было не только ради забавы, но и с целью выманивания из воды коварных русалок и кикимор, которые могли покрыть водой поля с первыми всходами и оставить население без урожая.

Современные праздники и старые обряды

В конце марта хозяюшки готовили традиционное блюдо - блины, которое олицетворяло золотое Солнце. На Масленицу (название праздника) сооружали обязательный атрибут - чучело, одетое в женскую одежду и символизирующее окончание зимних холодов и пробуждение весенней природы.

Пепел Масленицы способен защитить урожай от болезней Пепел Масленицы способен защитить урожай от болезней

На видном месте этот предмет сжигали, а его остатки разбрасывали по полям или закапывали в землю, веря, что свою могущественную силу Масленица передаст почве, а также подарит энергию для будущего плодородия и защитит от злых стихий.

В день Ивана Купала все верующие накануне должны "погрузиться" в реку и очиститься от злой нечисти. Также, магическими свойствами в этот праздник наделялся огонь. Каждый, кто прыгнет через костер, сможет защититься от болезней и колдовства.

Прыжки через костер на Ивана Купала защитят от темных чар и очистят от наговоровПрыжки через костер на Ивана Купала защитят от темных чар и очистят от наговоров

Во время сбора урожая принято устраивать роскошные гулянья. Нужно было обязательно поблагодарить матушку Природу за щедрость и попросить на следующий год такого же богатого изобилия, как и в предыдущем.

Итог

Большинство старых обрядов канули в небытие, но некоторые духовные традиции сохранились и в наше время, продолжая передаваться из поколения в поколение.

vsadu.ru

Волшебная Вода » Вода в верованиях, обрядах народов мира.

С начала веков, с появлением разумного человечества, зародились и верования, религии и многие из них были связаны именно с водой. Вода освящает, очищает, смывает грехи, избавляет от нечистых сущностей. Вода дает жизнь, но иногда она же – разрушительная стихия. Воде поклонялись, молились, обожестляли. В разных народах существовали и существуют управляющие стихией воды. Им также возносили молитвы, поклонялись, чтобы обрести их благосклонность, а значит благосклонность самой стихии воды. Неудивительно, что в верованиях, религиях и обрядах народов всего мира именно воде отводилась одна из главных ролей.

*В Древнем Египте разлив Нила назывался приходом Хапи – бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Жрецы с большой точностью рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился на набережной, ожидая разлива. Народ бурно приветствовал прибывающие валы, которые шли с юга, расплывались, уходили на север. В день разлива Великого Нила египтяне приносили жертвы богу Хапи. В реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров.

В Древней Греции Посейдон – бог морей – почитался одним из верховных богов. В его честь строили храмы и устраивали пышные религиозные процессии. Но был распространён и культ поклонения рекам. Например, древние греки могли перейти реку только после совершения жертвоприношений. Иначе считалось, что это оскорбительно для бога реки. А путешественники не переступали даже мелкую речушку или ручей, предварительно не произнеся молитвы и не омыв руки в их водах.

Древние римляне также видели в родниках и реках либо богов, либо их обиталища. В культе воды они восхваляли энергию, с которой вода, подчиняясь неведомой силе, устремляется из тьмы на белый свет. Поэтому, когда ежегодно 13 октября в Древнем Риме отмечался праздник фонтаналий, посвящённый главному богу источников Фонту, горожане чествовали одинаково и природные источники, и городские фонтаны, и колодцы, и водопроводные трубы, и уличные колонки. Ведь они тоже были обиталищем богов! *

**Святая вода — в христианстве — вода, освященная обрядом Водоосвящения. Как отмечается в христианской (особенно в православной) традиции, из средства достижения внешней чистоты вода сделалась символом внутреннего очищения души. Священные омовения предписывались Моисеем (см. Моше), Зороастром и Мухаммадом. Христианство, следуя иудаизму, удержало символическое значение воды, получившей особое значение с установлением таинства крещения. Богоявленская, или крещенская, вода считается святыней, агиасмой («великой агиасмой»). В народе существует поверье, что она всегда остается свежей. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в самую полночь на праздник Богоявления. Обычай ходить в этот урочный час за водою на реку до сих пор сохранился во многих городах и деревнях. Воде малого водосвятия также приписываются благодатные свойства. Ее применяют в священных церемониях при окроплении полей, стад, зданий и т. п. Святой  водой. называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т. д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т. п. В Римско-Католической Церкви  святая вода имеет еще особое применение. При входе в каждый костел имеется чаша с освященной водою, в которую входящие погружают персты и потом знаменуют ими лицо. Появление этих чаш, напоминающих «медное море» Соломонова Храма (см. Храм, Шеломо), в церквах Запада относится к 4 в. У мусульман существует обычай освящать воду погружением в нее плаща Мухаммада. Погружение совершал раз в год сам султан в Константинополе и рассылал освященную воду важнейшим сановникам. **

***Святой водой называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т. д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т. п. В Римско-Католической Церкви святая вода имеет еще особое применение. При входе в каждый костел имеется чаша с освященной водою, в которую входящие погружают персты и потом знаменуют ими лицо. Появление этих чаш, напоминающих «медное море» Соломонова Храма, в церквах Запада относится к 4 веку.

Ритуальное использование воды, являющейся естественным символом очищения и духовной чистоты, было характерно для многих языческих культов, а окропление жертвы водой предписывалось Моисеевым законом. Употребление освященной воды в христианстве восходит ко 2 веку. Первоначально она использовалась для окропления во время воскресной литургии, а позднее — едва ли не во всех обрядах освящения; в католических церквах ее наливают в плоские сосуды, помещенные при входе в церковь; кроме того, верующие используют ее дома. Наряду с обыкновенной святой водой, католическая церковь освящает крещальную воду, пасхальную воду и особую «григорианскую» воду (в ее состав входят соль, пепел и вино), употребляемую для освящения храмов.Как высоко ценилась в древности израильтянами вода, этот необходимейший дар для жизни и благосостояния человека, о томВода живая, свежая, ключевая нередко представляется образом всеоживляющего благословения Божья (Ис. XII,3).Как в обрядовых омовениях Ветхого Завета вода служила образом нравственного очищения евреев, так крещение в Новом Завете служит образом таинственного очищения от грехов и духовного возрождения в жизнь новую, благодатную (Ин. III, 5, Еф. V, 26 и др.).Столь необходимая и благодетельная в жарких странах вода становится иногда опасной и разрушительной стихией, когда во время сильных и проливных дождей, низвергаясь с горных высот, она все покрывает собой, и переполненные реки и источники выступают из берегов и все уносят и разрушают (Пс. XVII, 17, Иер. XLVII, 2, Ис. XLIII, 2 и др.). Потому-то выражения быть во глубине вод значит страдать; возмущенное море означает беспокойство нечестивых и т. д. Как вода освежает и оживляет жаждущего путешественника, так и наше спасение есть чистый источник живой воды. ***

Удивительна история священного источника Зам-зам, поведанная пророком Муххамедом. И по сей день необычные свойства Зам-зама исследуются учеными.

В этой истории рассказывается, что пророк по имени Ибрахим скитался по пустыне вместе со своей женой Хаджар и грудным сыном Исмаилом и когда они достигли совершенно безлюдной и бесплодной местности с названием Святой дом, пророк Ибрахим решил покинуть жену вместе с ребенком, сказав им оставаться в этой пустыне, где не было ни капли воды, ни пропитания. Хаджар несколько раз вопрошала: — «Ты хочешь нас оставить здесь одних, где нет ничего?» Ибрахим ничего не ответил. Тогда Хаджар спросила: — «Ты делаешь это по воле Аллаха?»  – «Да.» — ответил Ибрахим. – «Тогда Господь нас не оставит» – сказала Хаджар. Она смотрела, как Ибрахим уходит прочь и совсем скрылся из вида.

Когда закончились небольшие запасы еды и питья, оставленных пророком Ибрагимом, и нечем было напоить плачущего Исмаила, Хаджар стала подниматься на соседние возвышенности в поисках избавления от жады и голода. Вдруг она услышала голос и взмолилась ему: — «Если у тебя есть хоть капля сострадания, кто бы ты не был, пожалуйста, помоги мне и моему сыну!»

Тотчас перед ней явился Архангел Джибраил (Гавриил) сильно ударил ногой о землю. Из появившегося углубления забил источник воды огромной силы. Ангел сказал – «Вот, это воистину пресная вода. – Не бойся смерти! Здесь будет дом Господа, а построят его твой сын и твой муж.»

Благодаря святому источнику Зам-зам, эта местность не безлюдна, как раньше, а наоборот, густо заселена и называется она не иначе, как Мекка, о которой все слышали хоть раз в жизни.

Особую философию несет для многих индусов и не только для них священная река Ганга. В ней омываются с целью очиститься от грехов, избавиться от болезней, получить прозрение от невежества.

О Ганге рассказывается, что она не всегда была на Земле, что некогда она была ниспослана по просьбе царя Бхагиратхи, принявшего суровые аскезы и оставившего все царские наслаждения ради блага людей всего мира. Чтобы своим падением мощнейшая Ганга на разрушила Землю, ее принял на свою голову Шива, и поэтому Ганга ниспала на Землю 7-ю потоками.

Но движение Ганги прервал мудрец Джахну, выпивший ее всю без остатка. Но по просьбе того же царя Бхагирадхи Джанхну выпустил Гангу из своего уха. Воды Ганги спокойно продолжили свое движение к океану, так происходит по сегодняшний день и будет до скончания веков.

Конечно, многие слышали о том, что в наше время Ганга, как и многие реки Индии, сильно загрязнены, но об этом очень хорошо сказал один мудрец: «Грязь грязью, а Ганга остается Гангой» То есть, конечно, в Ганге есть грязь, но физическая, в то время духовная основа Ганги осталась неизменной. Именно поэтому Ганга действительно до сих пор освящает, очищает и будет очищать.

Источники:

* da-voda.com,  ** relig.info, *** voda21vek.by      

Продолжение следует.

www.blog.magicwish.ru


Смотрите также