Конспект урока по окружающему миру "Вода. Свойства воды" (3 класс). Вода свойства воды 3 класс конспект
Конспект урока по окружающему миру "Вода. Свойства воды" (3 класс)
Конспект урока в 3 классе на тему:
«ВОДА. Свойства воды
Уровень образования: начальное общее образование
Целевая аудитория: учащиеся, учитель
Программа:
Класс: 3 класс
Учитель: Вострикова Татьяна Александровна, учитель начальных классов, пед. стаж-23 года
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Цель урока: к концу урока учащиеся должны иметь представление о распространении воды в природе, ее свойствах, значении для растений, животных, человека
Задачи урока:
развивающая: создать условия для развития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры
воспитательная: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде
При построении урока реализуются дидактические принципы:
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
принцип связи теории с практикой.
Методы и приёмы:
словесные: беседа, инсценировка;
наглядные: иллюстративный, наблюдение, видеометод;
практические: поисковый метод, групповая работа, рефлексия.
Оборудование:
у учителя: компьютер, экран, проектор, диск с презентацией,, три баночки с водой, гуашь (синего, зеленого и красного цветов), пустая баночка, бутылка, стакан, ваза, пластиковые стаканчики на количество учеников,
у учащихся: поваренная соль, сахарный песок, две баночки с водой, чайная ложка, одна пустая баночка, три полоски цветной бумаги (красная, фиолетовая, синяя), цветной карандаш, карточки (приложения 1)
Предварительная работа: учащиеся рисуют экологические знаки «Береги воду!» и «Так делать нельзя!», учат стихотворения
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что воду нужно использовать бережно, не тратя ее напрасно, усвоить основные свойства воды
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
(Звучит песня «Ужасно интересно»)
Уч-ль: Вот опять звенит звонок – начинается урок. Встали ровно и красиво, тихо сели.
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Минута календаря
Уч-ль: Наш урок мы начнем с минуты календаря. Посмотрите в окно.
Скажите, какая погода за окном?
II.Актуализация опорных знаний
-Вставь пропущенные слова (слайд )
-Игра « Тело-вещество2
-Тест по теме «Воздух и его охрана».
1.Воздух прозрачен:
а) да; б) нет.
2.Воздух имеет цвет:
а) да; б) нет.
3.Воздух имеет запах:
а) да; б) нет.
4.Что происходит с воздухом при нагревании?
а) расширяется; б) сжимается.
5.Что происходит с воздухом при охлаждении?
а) расширяется; б) сжимается.
6.Какой газ поглощают при дыхании человек, животные и растения?
а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.
7.Какой газ выделяют при дыхании человек, животные и растения?
а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.
III.Сообщение целей и задач урока.
1.Мотивация учебной деятельности
Загадка
Уч-ль: Ой, ребята, тише, тише. Что-то странное я слышу. Гость какой-то к нам спешит, очень сильно он шумит!
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Догадались что это такое?
Уч-ся: Вода
Уч-ль: Правильно, это вода.
Вы слыхали о воде?
1 уч-к: Говорят она везде.
В луже, в море, в океане,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
2 уч-к: На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда
3 уч-к: Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вода . Я и льдинка голубая,Я и капля дождевая,Я снежинка вырезная,Я по травке разлита, Догадайся, кто же я?
Обо мне речь ведёте? Да, я бываю и доброй, и полезной: орошаю поля, удовлетворяю нужды людей, промышленности. Но я бываю и опасной: могу затопить целые поля с урожаем, разрушить целые селения. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас смелости и знаний?Учитель. Ребята, я думаю, смелости у нас хватит, а знания мы получим сегодня на нашем уроке. А ты, Водица, отправляйся в своё царство и жди нас.
– Сегодня мы с вами познакомимся с «наиболее драгоценным ископаемым нашей планеты» - так считают учёные – водой.
– Кажется, что проще воды? И всё же. Так ли хорошо вы знакомы с водой – героиней нашего урока? С её обычными и необычными проявлениями в природе.
Вода прислала свои капельки во главе с главной капелькой---КАПИТОШКОЙ
ПОГРУЖАЕМСЯ в капельку
(Дети закрывают глаза и слушают под спокойную музыку)
Учитель.Итак, ребята, вода – это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов.
( снимают и читают 2 капельки)
1-й ученик. Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.
2-й ученик. Вода содержится в организмах животных, растений, человека.
Пресная и соленая вода (ознакомление по слайдам)
ФИЗМИНУТКА ( под музыку Ю. Антонова «Море»)
1-й чтец. Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана –
И всё это только вода.
2-й чтец. Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
3-й чтец. В кружево будут одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности – только вода.
IV.Изучение нового материала
Уч-ль: Работать мы с вами будем по следующему плану
1.План ( на доске)
1.Состояние воды
2.Свойства воды
3.Вода в природе
4.Охрана воды
2.Состояние воды.
Уч-ль: Давайте заполним схему-опору, которая поможет вспомнить вам о том, в каких состояниях вода встречается в природе. Для этого вам нужно будет отгадать загадки.
1.Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост, как синее стекло –
Скользко, весело, светло
Уч-ся: Лед
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В твердом состоянии
2.Меня часто зовут,
Дожидаются.
А приду – от меня
Укрываются.
Уч-ся: Дождь
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В жидком состоянии
Учитель: Ну а следующую загадку я загадаю: однажды я взяла блюдечко и налила в него воды. Поставила блюдечко на крылечко. Пришла через некоторое время, а блюдечко пустое, никакой воды там нет. Вот я и спрашиваю: куда делась вода?
Уч-ся: вода превратилась в пар
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В газообразном состоянии
Уч-ль: Какой вывод мы можем сделать?
Уч-ся: Вода может находиться в трех состояниях
Учитель:Да!...Вода – очень интересное вещество. Она одна бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.
4.Физкультминутка
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (шагают на месте)
Гром! Гром! Как из пушек
Нынче праздник для лягушек! (прыжки на месте)
Град! Град! Сыплет град.
Все под крышами сидят (присели, хлопки в ладоши)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин (шагаем на месте)
5.Лабораторная работа «Свойства воды».
Сейчас мы с вами станем исследователями. К нам в лабораторию поступило вещество неизвестного происхождения.
Игра « Расположи по порядку» ( Правила проведения опытов).
Цель:
установить его свойства и определить, что это за вещество;
научиться правильно оформлять выводы.
Какие у вас предложения, что это за вещество? Будем доказывать.
( Уч-ся в 3-х группах тянут опыты. Которые им предстоит проводить, по команде выполняют задание, делают вывод, один ученик записывает вывод на специальном бланке).
ОПЫТ № 1
Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Опустите карандаш. Что можно сказать?
Запишите вывод.
ОПЫТ №2
Около стакана с водой положите полоску цветной бумаги,
еще одну, еще. Сравните цвет жидкости с цветом полосок.
Имеет ли вода цвет? Запишите вывод.
ОПЫТ № 3
Определите, имеет ли запах вода.
Что вы должны для этого сделать? Понюхайте воду.
Вывод запишите.
ОПЫТ № 4
Попробуйте воду ( 2-3 человека). Есть ли у нее вкус?
Вывод запишите.
ОПЫТ № 5
Добавьте в один стакан сахарный песок, а в другой соль.
Размешайте. Попробуйте. Какая вода в стаканах? Почему?
Что произошло с солью и с сахаром? Вывод запишите.
ОПЫТ № 6
Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой.
Течет вода? Значит какая она?
Вывод запишите.
ОПЫТ № 7
Налейте воду в сосуд стакан и бутылку. Какую форму имеет вода?
Вывод запишите.
6. Выводы:
Работа с общей таблицей ( слайд «Свойства воды»).
7.Опыты для всех (дополнительно)
-К какому свойству воды можно отнести эти опыты?
1).Вода-растворитель.
Я-фокусник. (звучит таинственная музыка).
Учитель:Ну что ж,
Я фокусник известный
Чудесами вас «угощу»
Чистую, светлую водицу
В разные цвета превращу.
(Берет три баночки)
Ты вода-водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица,
Не простой - зеленой
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода-водица,
Не простой, а синей
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица,
Не простой, а красной.
Уч-ль: Ребята, что же произошло?
Уч-ся: Вода изменила цвет
Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?
Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.
Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе.
2) Прозрачность воды.
(2 бутылочки: с водой и с соком, попробовать рассмотреть через бутылочки рисунок)
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
8. Итог лабораторной работы.
(работа в парах)
Заполните таблицу.
Какие свойства нашей жидкости мы установили?
Доказали, что наша жидкость вода?
№ п/п
Параметры
Свойства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Состояние
Вкус
Прозрачность
Цвет
Запах
Форма
Растворяет ли вещества?
жидкое, текуча
без вкуса
прозрачна
без цвета
без запаха
не имеет
растворитель
Разбор ситуаций.
Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё?
Почему сахар растворяется в чае?
Почему на закипающем чайнике прыгает крышка?
Если вода имеет вкус, о чём это говорит?
V.Закрепление.
1).Беседа
Чем сходны вода и воздух?
Какими свойствами они отличаются друг от друга?
Что ещё у них общего?
Вывод: Без воды и воздуха не может существовать человек. Поэтому они нуждаются в охране.
2).Знаете ли вы?
( Дети берут капельки с дополнительной информацией)
В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг; сердце – 80%; кровь – 83%
Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек выпивает 50 т воды.
3).Охрана воды ( показ слайдов).
Уч-ся: Воду нужно беречь потому, что она нужна все живым организмам. В наших силах не бросать мусор в водоемы, реки и озера, очищать их, экономно расходовать воду.
Уч-ль: К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем всегда
Чистая вода.
1 уч-к: Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой останется в них навеки
Студеная и вкусная вода.
(Щелчок)
2 уч-к: Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку, светлую мою!
РАБОТА в тетрадях ( дополнительно)
С.31-32
№ 28-Выбери те опыты, которые мы сегодня проводили?
№ 29-Работа в парах.
VI. Итог урока
Уч-ль: Опираясь на карточку, перечислите свойства воды
Уч-ся: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, течет и не имеет формы
Уч-ль: Расскажите, как и почему вы будете беречь воду?
Уч-ся: Воду нужно беречь потому, что она нужна все живым организмам. В наших силах не бросать мусор в водоемы, реки и озера, очищать их, экономно расходовать воду.
Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на уроке.
Учитель. На прощание ребята нашего класса хотят тебе, КАПИТОШКА, прочитать гимн воде:
Гимн воде.
«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть».
Антуан де Сент-Экзюпери
VII. Домашнее задание.
1.Учебник_______________________________
infourok.ru
План-конспект урока природоведения "Вода. Свойства воды" 3 класс
Здесь Вы можете скачать План-конспект урока природоведения "Вода. Свойства воды" 3 класс для предмета : Природоведение. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
I.Проверка домашнего задания.
Введение в тему.
-На протяжении нескольких уроков мы говорили о воздухе. Вспомнив свойства воздуха, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
б | е | с | ц | в | е | т | н | ы | й | |||
п | р | о | з | р | а | ч | н | ы | й | |||
в | о | з | д | у | х | |||||||
б | е | з | з | а | п | а | х | а |
Тема урока: « Вода»
II.Изучение новой темы урока.
-Вода тебе хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть простым и ясным? И все же, что такое вода?
-Ответить на этот вопрос нам поможет загадка. Послушайте внимательно и объясните ее смысл.
Я ручей и океан
Я и туча, и туман
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
-Вода – единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться в трех состояниях.
1. В жидком.
-Где мы можем встретить?
-Жидкую воду мы пьем, ею заполнены водоемы.
-Рассмотрите карту мира.
-Каким цветом отмечены водные запасы? (Голубым, синим)
-Чего больше на планете: суши или воды?
-Вода занимает большую часть поверхности нашей планеты – 2/3 части.
-Вода в океанах и морях, реках и озерах. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки. Конечно, ты уже догадался, что это роса. А роса тоже вода в жидком состоянии.
2. В твердом.
-На высоких горах, в Арктике, Антарктиде – вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно увидеть у нас на реках и озерах зимой.
3. В газообразном.
-Очень много воды в атмосфере: это облака, туман, пар
-Вода – одно из самых главных богатств Земли. Вода дает жизнь растениям и животным. Как вы понимаете эти слова?
-Расскажите, какое влияние оказывает вода на растения и животных?
-Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.
-Животные, если лишить их воды, быстро погибают. Например, собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды менее 10 дней.
-Вода – добрый друг и помощник человека.
-Какую роль играет вода в вашей жизни?
-Вода - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, повышает урожай полей и садов.
Но самое главное, вода – источник жизни!
Потеря воды опасней для организма, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.
Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата, составляет 3-6 литров в сутки.
Вода, как и воздух необходима человеку.
У воды тоже есть свои свойства. Наша с вами задача определить эти свойства.
III. Практическая работа.
Опыт № 1.
-Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка?
-О каком свойстве воды это говорит?
1. ПРОЗРАЧНА.
Опыт № 2.
-Сравни цвет воды с цветом полоски.
-Имеет ли вода цвет?
2.БЕЗЦВЕТНА.
Опыт № 3.
-Определи, имеет ли вода запах?
3.БЕЗ ЗАПАХА.
Опыт № 4.
-Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельченного мела. Помешай воду.
-Что ты заметил?
-О чем говорит опыт?
4.Вода – РАСТВОРИТЕЛЬ, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт № 5.
-Мутную, загрязненную воду можно очистить. Для этого нужно пропустить ее через фильтр.
Вывод:
Нерастворимые вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
-Мы получили свойства воды.
-Проверим эти свойства по учебнику. (Стр. 34.)
-Если мы сделали все правильно, то запишем свойства воды в тетрадь.
IV.Закрепление пройденного.
-Что нового вы сегодня узнали о воде?
-С какими свойствами воды вы сегодня познакомились?
-Нужен ли был вам сегодняшний урок? Полезен ли он?
-Пригодятся ли вам те знания, которые вы получили на уроке?
План-конспект урока
природоведения
в 3 « Д »классе
Тема: Вода. Свойства воды.
Цели урока:
-познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды, формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения.
-развивать наблюдательность, любознательность.
-воспитывать культуру учебного труда, любовь к природе.
Оборудование:
-стаканы с водой для лабораторных работ, цветная бумага, мел, соль
-карта полушарий
-рисунки с изображением животных, растений, человека
-кроссворд
Тип урока: изучение нового материала.
docbase.org
Способствовать развитию умений и знаний о значении воды для живых существ, уточнению и дополнению представлений детей об огромной роли в быту и хозяйственной деятельности человека, | ||||
Тип урока | Изучение новых знаний. | |||
Планируемые образовательные результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
| |||
Формирование УУД |
В разделе «Обработка информации». В начале работы обучающимся предлагается ознакомиться с текстом по теме работы и выполнить задание по содержанию текста; В разделе «Сбор информации». Перед проведением работы обучающиеся заранее готовят в рабочих тетрадях сетку отчетной таблицы. В ходе работы обучающиеся будут извлекать, необходимую информацию при помощи измерительного модуля и ПО Пролог и заполнять таблицу полученными данными;
Анализ, сравнение, классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Эти УУД формируются в ходе анализа данных таблицы после проведения исследования.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Определять цели, функции участников, способы взаимодействия; Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения; Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; Соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. | |||
Методы и формы обучения | Словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. | |||
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, проектор, цифровые измерительные модули | |||
Основные понятия и термины | Вода, температура воды | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Промежуточный контроль |
| Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. | Наблюдение учителя за организацией рабочего места. |
| Повторение «тело, вещество, частица» Из чего состоит тело? Из каких веществ состоит морс? (показывает морс в стакане) | Отвечают на вопросы учителя. | П – понимают базовые предметные и межпредметные понятия; извлекают необходимую информацию из текстов. К – обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | |
| Без какого вещества не может существовать человек? | Без воды. Рассказ обучающихся о воде | Л – осознают свои возможности в учении, осуществляют смыслообразование. П – осуществляют сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; ориентируются в своей системе знаний. | Устные ответы, ответы должны быть полными. |
| Какой величиной мы измеряем воду? Можно узнать сколько литров в своем организме, для этого нужно свой вес разделить на 3, полученное число умножить на 2. | Практическая работа. | П – осуществляют выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, логические цепочки рассуждений, доказательства, межпредметная связь. | Устные ответы, записи в тетради. |
| 1 опыт. Вода прозрачная 2 опыт. Вода без цвета. 3 опыт. Вода без запаха. 4 опыт. Вода растворяет некоторые вещества. | Проводят опыты по определению свойства воды. | Л – проявляют интерес к предмету. Р – оценивают собственную деятельность на уроке, принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы, записи в тетради. Контроль |
| Что нового узнали на этом уроке? Как работали, кто был самым активным? И.т.д. | Отвечают на вопросы. | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету. | Устные ответы. |
| Сколько литров воды пьет твоя семья в день (задание выполняется совместно с родителями) | Уточняют задание, задают вопросы. | Р – принимают и сохраняют учебные задачи. |
Конспект урока по окружающему миру 'Вода. Свойства воды' (3 класс)
Конспект урока в 3 классе на тему:
«ВОДА. Свойства воды
Уровень образования: начальное общее образование
Целевая аудитория: учащиеся, учитель
Программа:
Класс: 3 класс
Учитель: Вострикова Татьяна Александровна, учитель начальных классов, пед. стаж-23 года
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Цель урока: к концу урока учащиеся должны иметь представление о распространении воды в природе, ее свойствах, значении для растений, животных, человека
Задачи урока:
образовательная: экспериментальным путем выявить свойства воды
развивающая: создать условия для развития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры
воспитательная: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде
При построении урока реализуются дидактические принципы:
-
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
-
принцип связи теории с практикой.
Методы и приёмы:
словесные: беседа, инсценировка;
наглядные: иллюстративный, наблюдение, видеометод;
практические: поисковый метод, групповая работа, рефлексия.
Оборудование:
у учителя: компьютер, экран, проектор, диск с презентацией,, три баночки с водой, гуашь (синего, зеленого и красного цветов), пустая баночка, бутылка, стакан, ваза, пластиковые стаканчики на количество учеников,
у учащихся: поваренная соль, сахарный песок, две баночки с водой, чайная ложка, одна пустая баночка, три полоски цветной бумаги (красная, фиолетовая, синяя), цветной карандаш, карточки (приложения 1)
Предварительная работа: учащиеся рисуют экологические знаки «Береги воду!» и «Так делать нельзя!», учат стихотворения
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что воду нужно использовать бережно, не тратя ее напрасно, усвоить основные свойства воды
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
(Звучит песня «Ужасно интересно»)
Уч-ль: Вот опять звенит звонок - начинается урок. Встали ровно и красиво, тихо сели.
Я желаю всем удачи -
За работу! В добрый час!
-
Минута календаря
Уч-ль: Наш урок мы начнем с минуты календаря. Посмотрите в окно.
Скажите, какая погода за окном?
II.Актуализация опорных знаний
-Вставь пропущенные слова (слайд )
-Игра « Тело-вещество2
-Тест по теме «Воздух и его охрана».
1.Воздух прозрачен:
а) да; б) нет.
2.Воздух имеет цвет:
а) да; б) нет.
3.Воздух имеет запах:
а) да; б) нет.
4.Что происходит с воздухом при нагревании?
а) расширяется; б) сжимается.
5.Что происходит с воздухом при охлаждении?
а) расширяется; б) сжимается.
6.Какой газ поглощают при дыхании человек, животные и растения?
а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.
7.Какой газ выделяют при дыхании человек, животные и растения?
а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.
III.Сообщение целей и задач урока.
1.Мотивация учебной деятельности
Загадка
Уч-ль: Ой, ребята, тише, тише. Что-то странное я слышу. Гость какой-то к нам спешит, очень сильно он шумит!
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Догадались что это такое?
Уч-ся: Вода
Уч-ль: Правильно, это вода.
Вы слыхали о воде?
1 уч-к: Говорят она везде.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
2 уч-к: На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда
3 уч-к: Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вода . Я и льдинка голубая,Я и капля дождевая,Я снежинка вырезная,Я по травке разлита, Догадайся, кто же я?
Обо мне речь ведёте? Да, я бываю и доброй, и полезной: орошаю поля, удовлетворяю нужды людей, промышленности. Но я бываю и опасной: могу затопить целые поля с урожаем, разрушить целые селения. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас смелости и знаний?Учитель. Ребята, я думаю, смелости у нас хватит, а знания мы получим сегодня на нашем уроке. А ты, Водица, отправляйся в своё царство и жди нас.
- Сегодня мы с вами познакомимся с «наиболее драгоценным ископаемым нашей планеты» - так считают учёные - водой.
- Кажется, что проще воды? И всё же. Так ли хорошо вы знакомы с водой - героиней нашего урока? С её обычными и необычными проявлениями в природе.
Вода прислала свои капельки во главе с главной капелькой---КАПИТОШКОЙ
ПОГРУЖАЕМСЯ в капельку
(Дети закрывают глаза и слушают под спокойную музыку)
Учитель.Итак, ребята, вода - это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов.
( снимают и читают 2 капельки)
1-й ученик. Вода - одно из самых распространённых веществ на Земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.
2-й ученик. Вода содержится в организмах животных, растений, человека.
Пресная и соленая вода (ознакомление по слайдам)
ФИЗМИНУТКА ( под музыку Ю. Антонова «Море»)
1-й чтец. Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана -
И всё это только вода.
2-й чтец. Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
3-й чтец. В кружево будут одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А, в сущности - только вода.
IV.Изучение нового материала
Уч-ль: Работать мы с вами будем по следующему плану
1.План ( на доске)
1.Состояние воды
2.Свойства воды
3.Вода в природе
4.Охрана воды
2.Состояние воды.
Уч-ль: Давайте заполним схему-опору, которая поможет вспомнить вам о том, в каких состояниях вода встречается в природе. Для этого вам нужно будет отгадать загадки.
1.Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост, как синее стекло -
Скользко, весело, светло
Уч-ся: Лед
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В твердом состоянии
2.Меня часто зовут,
Дожидаются.
А приду - от меня
Укрываются.
Уч-ся: Дождь
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В жидком состоянии
Учитель: Ну а следующую загадку я загадаю: однажды я взяла блюдечко и налила в него воды. Поставила блюдечко на крылечко. Пришла через некоторое время, а блюдечко пустое, никакой воды там нет. Вот я и спрашиваю: куда делась вода?
Уч-ся: вода превратилась в пар
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В газообразном состоянии
Уч-ль: Какой вывод мы можем сделать?
Уч-ся: Вода может находиться в трех состояниях
Учитель:Да!...Вода - очень интересное вещество. Она одна бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.
4.Физкультминутка
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (шагают на месте)
Гром! Гром! Как из пушек
Нынче праздник для лягушек! (прыжки на месте)
Град! Град! Сыплет град.
Все под крышами сидят (присели, хлопки в ладоши)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин (шагаем на месте)
5.Лабораторная работа «Свойства воды».
Сейчас мы с вами станем исследователями. К нам в лабораторию поступило вещество неизвестного происхождения.
Игра « Расположи по порядку» ( Правила проведения опытов).
Цель:
-
установить его свойства и определить, что это за вещество;
-
научиться правильно оформлять выводы.
Какие у вас предложения, что это за вещество? Будем доказывать.
( Уч-ся в 3-х группах тянут опыты. Которые им предстоит проводить, по команде выполняют задание, делают вывод, один ученик записывает вывод на специальном бланке).
ОПЫТ № 1
Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Опустите карандаш. Что можно сказать?
Запишите вывод.
ОПЫТ №2
Около стакана с водой положите полоску цветной бумаги,
еще одну, еще. Сравните цвет жидкости с цветом полосок.
Имеет ли вода цвет? Запишите вывод.
ОПЫТ № 3
Определите, имеет ли запах вода.
Что вы должны для этого сделать? Понюхайте воду.
Вывод запишите.
ОПЫТ № 4
Попробуйте воду ( 2-3 человека). Есть ли у нее вкус?
Вывод запишите.
ОПЫТ № 5
Добавьте в один стакан сахарный песок, а в другой соль.
Размешайте. Попробуйте. Какая вода в стаканах? Почему?
Что произошло с солью и с сахаром? Вывод запишите.
ОПЫТ № 6
Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой.
Течет вода? Значит какая она?
Вывод запишите.
ОПЫТ № 7
Налейте воду в сосуд стакан и бутылку. Какую форму имеет вода?
Вывод запишите.
6. Выводы:
Работа с общей таблицей ( слайд «Свойства воды»).
7.Опыты для всех (дополнительно)
-К какому свойству воды можно отнести эти опыты?
1).Вода-растворитель.
Я-фокусник. (звучит таинственная музыка).
Учитель:Ну что ж,
Я фокусник известный
Чудесами вас «угощу»
Чистую, светлую водицу
В разные цвета превращу.
(Берет три баночки)
Ты вода-водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица,
Не простой - зеленой
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода-водица,
Не простой, а синей
(встряхивает баночку)
Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица,
Не простой, а красной.
Уч-ль: Ребята, что же произошло?
Уч-ся: Вода изменила цвет
Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?
Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.
Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе.
2) Прозрачность воды.
(2 бутылочки: с водой и с соком, попробовать рассмотреть через бутылочки рисунок)
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
8. Итог лабораторной работы.
(работа в парах)
-
Заполните таблицу.
-
Какие свойства нашей жидкости мы установили?
-
Доказали, что наша жидкость вода?
№ п/п
Параметры
Свойства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Состояние
Вкус
Прозрачность
Цвет
Запах
Форма
Растворяет ли вещества?
жидкое, текуча
без вкуса
прозрачна
без цвета
без запаха
не имеет
растворитель
Разбор ситуаций.
-
Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё?
-
Почему сахар растворяется в чае?
-
Почему на закипающем чайнике прыгает крышка?
-
Если вода имеет вкус, о чём это говорит?
V.Закрепление.
1).Беседа
-
Чем сходны вода и воздух?
-
Какими свойствами они отличаются друг от друга?
-
Что ещё у них общего?
Вывод: Без воды и воздуха не может существовать человек. Поэтому они нуждаются в охране.
2).Знаете ли вы?
( Дети берут капельки с дополнительной информацией)
В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг; сердце - 80%; кровь - 83%
Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек выпивает 50 т воды.
3).Охрана воды ( показ слайдов).
Уч-ся: Воду нужно беречь потому, что она нужна все живым организмам. В наших силах не бросать мусор в водоемы, реки и озера, очищать их, экономно расходовать воду.
Уч-ль: К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем всегда
Чистая вода.
1 уч-к: Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой останется в них навеки
Студеная и вкусная вода.
(Щелчок)
2 уч-к: Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку, светлую мою!
РАБОТА в тетрадях ( дополнительно)
С.31-32
№ 28-Выбери те опыты, которые мы сегодня проводили?
№ 29-Работа в парах.
VI. Итог урока
Уч-ль: Опираясь на карточку, перечислите свойства воды
Уч-ся: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, течет и не имеет формы
Уч-ль: Расскажите, как и почему вы будете беречь воду?
Уч-ся: Воду нужно беречь потому, что она нужна все живым организмам. В наших силах не бросать мусор в водоемы, реки и озера, очищать их, экономно расходовать воду.
Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на уроке.
Учитель. На прощание ребята нашего класса хотят тебе, КАПИТОШКА, прочитать гимн воде:
Гимн воде.
«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть».
Антуан де Сент-Экзюпери
VII. Домашнее задание.
1.Учебник_______________________________
botana.cc
Конспект урока по окружающему миру на тему "Замечательное вещество
Конспект урока по окружающему миру на тему
«Замечательное вещество – вода. Свойства воды».
Цель урока: Показать обусловленность свойств вещества его структурой.
Задачи образовательные:
Сформировать представления учащихся о том, что вода – это вещество.
Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность употребления её в пищу.
Задачи развивающие:
Развивать наблюдательность, любознательность, память, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.
Задачи воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, глобус; раздаточный материал: таблички для проверки домашнего задания; оборудование для опытов: карточки для записи выводов, стаканы с водой, ложки, полоски белой бумаги, соль, банки.
Ход урока
Орг. Момент
-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?
А чтобы урок наш прошёл интересным и полезным. Мы должны дополнить девиз нашего урока.
Слайд 1.
Урок мы будем ………., изучать
Информацию из урока ….. извлекать
Точку зрения……. высказывать
На вопросы …….отвечать
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ………..! развивать
( Слова –подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать).
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
Проверка домашнего задания.
а) Опрос.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошедших занятиях.
- Как называют ученые окружающие нас разные предметы? ( тела)
- Какие бывают тела? ( естественные и искусственные)
- Приведите примеры тел.
- Из чего состоит каждое тело? ( из веществ)
-Какие бывают вещества? ( твердые, жидкие, газообразные)
- Из каких частиц состоит вещество? (из молекул)
- Из каких частиц состоят молекулы? ( из атомов)
б) Работа в парах.
На парте лежит карточка -табличка и частички веществ – молекулы (кружки). Пожалуйста, расположите и приклейте частички так, чтобы это соответствовало каждому виду вещества: твёрдому, жидкому или газообразному. А четвёртой группе нужно соотнести тела с веществами. (Выполнение задания, объяснение учащимися при проверке выбора того или иного варианта.
3.Новая тема
а) На доске три картинки ( роса, туман, иней).
- В каком состоянии находятся эти тела. Ребята, а из какого вещества состоят эти тела? ( из воды)
-Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
Слайд 2
- А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода?
Слайд 3 ( Вода вещество.)
- А любое вещество имеет свои свойства.
-А о свойствах воды вам известно? (нет)
- А если мы не знаем о свойствах воды. То тогда о чём мы будем говорить? (находить свойства воды)
-Сегодня на уроке мы узнаем о воде, и какими свойствами она обладает.
Слайд 4
б) - Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
-Как вы думаете, много ли воды на Земле?
- Посмотрите, такой видят космонавты Землю из космоса.
Перед вами уменьшенная модель Земли - глобус .
Скажите, какого цвета больше?
Что же изображено голубым цветом?
-А где можно встретить воду на нашей планете?
- Если изобразить нашу Землю в виде круга и разделить круг на четыре части, то три части будет закрашена синим цветом, и только 1 часть закрашена коричневым.
Голубым цветом изображены реки, моря, океаны нашей планеты. Только одна часть состоит из суши.
- Вот сколько на нашей планете воды, ребята!
Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
Учитель: Ребята для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни человека, давайте обратимся к нашим знатокам. Они подготовили небольшие сообщения о воде.
в) Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 95. Вам нужно прочитать текст и найти правильные ответы на вопросы, которые я вам приготовила.
1 группе – У каких водоёмов селились наши предки? Как они использовали воду?
2 группе – Для чего организмам нужна вода?
3 группе – Сколько человеку надо потреблять воды в сутки?
4 группе – Как в старину добывали воду?
б) Практическая работа
Для того, чтобы познакомиться со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в научную лабораторию. Слайд 5.
-Кто знает, что такое лаборатория? ( место, в котором проводятся научные опыты).
Слайд 6.
- Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? Составьте слово.
Слайд 7.
( Исследователи. Прочитать хором.)
- Кто такой исследователь? ( Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
- Итак, что такое вода? (жидкое вещество)
-Как мы будем исследовать воду?
1. Сами проведём опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы.
Физминутка
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
Практическая работа
-Итак, переходим к опытам.
-Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.
- После просмотра постарайтесь ответить ответить:
Какое правило самое важное?
( Видеофрагмент «Безопасность») Слайд 8.
Ответы детей.
-Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований».
Работа в парах. Слайд № 9 (картинка лаборатории)
Опыт № 1
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
- Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт № 2
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета.
Вывод: вода не имеет цвета
-Сделайте отметку в « Листе исследований».
Опыт № 3
Уч –ль: Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет.
Опыт № 4
Уч-ль: - Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 5 (фокусы)
- А сейчас ребята, я вам по секрету расскажу, что нашей Ангелине нравится делать фокусы. Один фокус она приготовила для нас.
Пред ней 3 бутылочки с водой и платок.
Ученица: Ну что ж,
Я фокусник известный
Чудесами вас «угощу»
Чистую, светлую водицу
В разные цвета превращу.
Ты вода – водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица не простой – зелёной.
( встряхивает бутылку, вода приобретает зелёный цвет.)
Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода- водица
Не простой, а синей. (встряхивает бутылочку)
Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица
Не простой, а красной.
Уч-ль: -Ребята, что же произошло? (Вода изменила цвет)
- А от чего зависит цвет воды? ( Цвет воды зависит от того, что в ней растворили)
- Так какое же свойство воды Ангелина подтвердила фокусом? ( вода растворитель)
- А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. ( Отмечают в листе исследований)
Опыт № 6
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Не забывайте правила безопасности при определении запаха.
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов.
Глаза мы завяжем.
- Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. ( Узнают сок, кофе)
- Какое чувство помогло вам? (обоняние)
-Почему было трудно определить третье вещество? (нет запаха)
-Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода
- какой сделаем вывод?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт № 7
-Как можно ещё отличить вещества друг от друга? По вкусу.
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
-Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю. Что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.
- Какие ощущения?
Стакан №1 – молоко(сладкий)
Стакан № 2- лимонный сок (кислый)
Стакан № 3 – вода (не имеет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды?
Отметьте это свойство в «Листе исследований».
- А может ли вода приобрести какой - нибудь вкус? Как? ( Посолить, посластить).
Уч-ль: - Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований
-Какое вещество было объектом наших исследований?
- какими свойствами она обладает?
Уч-ль: Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования.
Слайд № 10
Свойства воды да нет
Прозрачность
Цвет
Жидкая, течёт
Форма
Вода- растворитель
Запах
Вкус
Уч-ль: - В начале урока наши знатоки рассказали, что без воды жизнь невозможна.
-Внимание на экран (Видеофрагмент «Чистая вода»)
- Многие люди неразумно относятся к воде и расходуют её.
- Для них нужно придумать плакаты со знаками призывающие их беречь воду.
6. Работа в группах (назначаю старшего группы)
- На партах лежат экологические знаки. Вам необходимо за короткое время создать плакат по бережному отношению к воде.
Отчет ответственных групп.
Уч-ль: Какой вывод сделаем? ( К воде нужно относится бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)
7. Рефлексия учебной деятельности.
Подведем итог нашего урока.
-Перечислите свойства воды.
- Как нужно относиться к воде?
К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем всегда
Чистая вода.
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
8. Домашнее задание:
- Проработать материал учебника на стр.95-99;
-Подобрать пословицы о воде.
infourok.ru