Свойства воздуха. 3 класс. Окружающий мир. Свойства воздуха и воды 3 класс


Урок № 10.1. «Воздух и его свойства», 3 класс

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что вы знаете про воздух?

Задачи:

научить

-определять свойства воздуха; показать его значение для растений, животных и человека,

-ставить опыты

Предметные результаты

Научатся исследовать с помощью опытов свойства воздуха, объяснять их, используя знания о частицах.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: научатся ставить опыты, используя лабораторное оборудование. Познавательные: фиксировать результаты исследования в рабочей тетради; различать цель опыта, ход опыта, вывод; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Коммуникативные: умение работать в паре и со взрослыми, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

Личностные результаты

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Основные понятия и определения

Воздух – смесь газов. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

.

Проверка готовности к усвоению нового материала

    Вспомни, как можно доказать, что вокруг нас есть воздух. Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

    При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

    "Зачем нужен воздух?

     

     

     

     

    Изучение нового материала

      СОСТАВ ВОЗДУХА

      Воздух — это смесь газов. Рассмотри схему. Какие газы входят в состав воздуха? Какого га­за в воздухе больше всего?

      Смесь газов- Кислород. Углекислый газ. Азот

      СВОЙСТВА ВОЗДУХА

      Воздух прозрачен или непрозрачен? Мы видим через него окружающие тела. Сравним: дверь, книга непрозрачны, через них не видно других предметов. Значит, воздух прозрачен.

      Имеет ли воздух цвет? Шкаф жёлтый, классная доска коричневая, комнатные растения зелёные. А воздух не имеет ни этих цветов, ни какого-то другого цвета. Значит, воздух бесцветен.

      Имеет ли воздух запах? Мы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному.

        Что такое воздух? Энциклопедия для детей

         

         

         

         

        Состав воздуха

         

         

         

         

         

        Свойства воздуха

         

         

         

         

        Воздух, его свойства и состав и использование

         

         

         

         

         

        Осмысление и понимание полученных знаний

          Что происходит с воздухом при нагре­вании и охлаждении? 

          Узнаем это с помощью опытов.

          Опыт 1.

          Цель опыта: узнать, что происходит с возду­хом при нагревании.

          Ход опыта. Возьмём колбу с трубкой. Опус­тим трубку в воду. Заметим, что вода не вхо­дит в трубку — её «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пу­зырьки воздуха.

          Вывод: при нагревании воздух расширяется.

          Опыт 2.

          Цель опыта: узнать, что происходит с возду­хом при охлаждении.

          Ход опыта. Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места.

          Вывод: при охлаждении воздух сжимается.

           

          Опыт1Свойства воздуха.

           

           

           

           

           

          Опыт. Свойства воздуха

           

           

           

           

           

          Самостоятельное применение знаний

            1.Почему при нагревании воздух расширяет­ся, а при охлаждении сжимается? Попробуйте объяснить эти свойства, зная, что воздух состо­ит из движущихся частиц. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».

            2.Прочитайте текст «Воздух должен быть чис­тым». Найдите в нём информацию: 1) об источ­никах загрязнения воздуха; 2) о способах охра­ны чистоты воздуха

            Задания для домашней работы

            Запиши в словарик название газа, необхо­димого для дыхания.

            В книге «Великан на поляне» прочитай рас­сказ «Невидимое сокровище». Приходилось ли тебе наблюдать случаи, подобные тому, который описан в рассказе? Что ты об этом думаешь?

            Источники информации:

            А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

            «Просвещение» 2014

            Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

            Хостинг презентаций окружающий мир

            - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

            xn--j1ahfl.xn--p1ai

            Доклад на тему воздух

            Доклад на тему воздух

            Воздух — это смесь газов, состоящая на 78 % из азота,  21 % кислорода, сравнительно немного углекислого газа, входят в его состав и пары воды.

            Воздух необходим для дыхания всем живым организмам: человеку, животным, растениям.

            Воздушный океан окружает нашу планету, заполняет все пустоты на земле, находится я воде в растворённом виде.

            Неравномерное нагревание воздуха над поверхностью Земли приводит в движение воздушные массы и вызывает ветер. Тёплый, более лёгкий, воздух поднимается вверх над сушей или морем, холодный, более тяжёлый, с верхних слоёв опускается вниз. Это влияет на климат многих районов.

            План

            1. значение воздуха на земле
            2. свойства воздуха
            3. состав воздуха
            4. охрана воздуха
            5. удивительные ветры

            Значение воздуха на земле

            • Воздух необходим для дыхания всем живым организмам
            • Движение воздушных масс, связанное с неравномерным нагреванием у поверхности Земли определяет климатические особенности в разных регионах. Именно ветры приносят с океанов все те массы воды, которые питают реки и дают жизнь живой природе.
            • Многие свойства воздуха используются в повседневной жизни людей и животных.
            • Передача звука на расстояние происходит через воздух. Звук - это колебания воздуха, которые улавливает ухо. Самые грандиозные космические катастрофы, например, взрыв звезды, проходят совершенно бесшумно, в идеальной тишине. Удовольствие слышать звук мы может испытывать только на Земле, где есть атмосферный воздух.

            Свойства воздуха

            Полет самолетов, воздушных шаров, движение парусника и ветряной электростанции, парение птиц, работа пылесоса - все это происходит благодаря свойствам воздуха.

            Упругость воздуха, то есть способность воздуха восстанавливать прежний объем после прекращения давления на него - автомобильные шины, мяч, пневматический пистолет. Сжимаемость характеризует свойство воздуха изменять свой объем и плотность при изменении давления и температуры.  

            Низкая теплопроводность воздуха используется, например,  в двойных оконных рамах.  Стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают воздух, который плохо проводит тепло. И в квартире  сохраняется нужная температура.

            Воздух прозрачный и невидимый, без запаха, не имеет определенного объема, имеет массу легче воды, теплый легче чем холодный и поднимается вверх. Многие свойства человек научился использовать в науке, технике.

            Состав воздуха

            Воздух состоит  на 1/5 из кислорода, на 4/5 из азота, и не более 1 % приходится на остальные газы, в том числе и углекислый газ. Входят  в состав воздуха и водяные пары.

            Именно кислород нужен животным и человеку. Углекислый газ СО2 потребляют растения и вырабатывают кислород. Поэтому состав воздуха отличается в лесу или в городе. В городе кислорода меньше, углекислого газа - больше, в лесу - наоборот. Именно леса называют "легкими " нашей планеты.

            Охрана воздуха

            Промышленная деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды. Человечество сжигает нефть, газ, бензин, уголь и другие виды топлива в топках электростанций, различных заводов, в двигателях автомобилей. При неполном сгорании топлива в воздух попадают частицы вредных веществ. Они с воздушными массами переносятся ветрами по всему миру и вместе с осадками возвращаются на землю, загрязняя воду, почву и всю окружающую нас природу.

            Загрязнение воздуха ведет к парниковому эффекту. Поверхность земного шара постепенно нагревается. Таят ледники на полюсах, растет уровень мирового океана. Все больше катаклизмов обрушивается на человечество. Человек, чтобы жить комфортно в будущем, обязан заботиться о защите чистоты воздуха, уменьшая выбросы от промышленных предприятий и автомобилей. Это вопрос существования светлого будущего.

            Удивительные ветры

            Ветер - обычное из обычных явлений приро­ды. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное.

            Что же такое ветер? Там, где воздух нагрелся сильнее, он поднимается вверх, более холодный и тяжёлый воздух опускается вниз. Мы говорим: дует ветер.

            Бывает и так: песчаные барханы запевают загадочные песни. Ядовитое дыхание песчаной бури отравляет всё живое.

            Дует ветер, и над землёй несётся огромный вихрь — торнадо. Тяжёлую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.

            Торнадо — так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своём пути всё.

            «Во время урока,— рассказывает учительниц»! одной из американских школ,— я услышала оглушительный грохот. Ветер подул внезапно с чудовищной силой. Не успела я увести детей в безопасное место, как все стёкла в школе вылетели. Дети бросились ко мне. Но тут словно невидимые крылья подхватили их и разные предметы, бывшие в классе. Мы все поднялись на воздух. Вокруг меня кружились дети и обломки школы».

            Когда торнадо идёт по земле, он напоминает огромный пылесос — в воронку затягивается всё, что встречается на пути. Когда ветер проходит через водоёмы, нередко обнажается дно.

            Бывают такие смерчи и в нашей стране, правда, но такие свирепые, но тоже сильные. Несколько лет тому назад на переезде подмосковной железной дороги ветер поднял высоко в воздух железнодорожную будку. Её бросило на землю в сорока метрах от старого места. Находившийся в ней обходчик остался жив. И всё это произошло за считанные минуты. Сорванные с домов крыши летали в воздухе, словно они внезапно чудесным образом оказались невесомыми. Там, где смерч пересёк Москву-реку, обнажилось её дно. Около сорока километров прошёл грозный вихрь, уничтожив по пути несколько подмосковных посёлков.

            Отчего же образуются смерчи?

            Тут ещё много засекреченного природой. Известно, что образуются они в грозовом облаке, там, где сталкиваются и перемещаются мощные потоки влажного тёплого и холодного воздуха. Из облака выпадает сильный ливень, и вихрь захватывает и закручивает всё новые и новые потоки, образуя огромную воронку.

            Очень опасен ураган на море. Несколько лет назад американские учёные на крейсере попробовали пробиться в центр урагана, чтобы самим увидеть, что там происходит. Эта попытка окончилась трагиче­ски. Последнее сообщение исследователей было, что волны в центре тайфуна достигают высоты 40 метров, бурлят с чудовищной силой. В настоящее время много полезных открытий сделали лётчики-охотники за тайфунами. Главная их задача — оповестить об опасности, где тайфун, какова его сила, куда он движется.

            Скачать доклад на тему воздух для 2 - 3 класса по предмету окружающий мир

            Смотрите также:

            ucthat-v-skole.ru

            Свойства воздуха. 3 класс. Окружающий мир. - Зачем нужен воздух?

            Комментарии преподавателя

             1. Воздух, его состав

            Мы часто го­во­рим «на столе стоит пу­стой ста­кан», но на самом деле он не пу­стой, а на­пол­нен­ный воз­ду­хом.

             

            Рис. 1. Ста­кан, на­пол­нен­ный воз­ду­хом (Ис­точ­ник)

            Воз­дух – это смесь газов. В со­став воз­ду­ха вхо­дят азот, кис­ло­род, уг­ле­кис­лый газ и неко­то­рые дру­гие газы. По­сто­ян­ные со­став­ные газы воз­ду­ха – это кис­ло­род, уг­ле­кис­лый газ и азот. Но кроме по­сто­ян­ных газов в воз­ду­хе могут на­хо­дить­ся при­ме­си, со­дер­жа­ние ко­то­рых непо­сто­ян­но. Это во­дя­ные пары, мик­ро­бы, ча­сти­цы дыма, пыли и соли, пыль­ца рас­те­ний.

            Чтобы лучше по­нять ко­ли­че­ствен­ный со­став воз­ду­ха, пред­ста­вим, что в 100 лит­рах воз­ду­ха со­дер­жит­ся 78 лит­ров азота, 21 литр кис­ло­ро­да, 1 литр уг­ле­кис­ло­го газа и немно­го дру­гих при­ме­сей.

             

            Рис. 2. Со­став воз­ду­ха (Ис­точ­ник)

             

             2. Кислород, его свойства, опыты

            Кис­ло­род необ­хо­дим для ды­ха­ния че­ло­ве­ка, жи­вот­ных и рас­те­ний. Рас­тво­рен­ный в воде кис­ло­род рас­хо­ду­ет­ся при ды­ха­нии оби­та­те­ля­ми во­до­е­мов.

            Че­ло­век или жи­вот­ное вды­ха­ет воз­дух, где со­дер­жит­ся кис­ло­род, а вы­ды­ха­ет воз­дух с боль­шим ко­ли­че­ством уг­ле­кис­ло­го газа.

             

            Рис. 3. Ды­ха­ние (Ис­точ­ник) 

            Часто можно услы­шать фразу «в ком­на­те душно», так про­ис­хо­дит, если по­ме­ще­ние дол­гое время не про­вет­ри­ва­лось и боль­шая часть кис­ло­ро­да уже из­рас­хо­до­ва­лась.

            Кис­ло­род под­дер­жи­ва­ет го­ре­ние. Если го­ря­щую свечу на­крыть стек­лян­ной бан­кой, свеча будет го­реть еще неко­то­рое время, а потом по­гас­нет.

             

            Рис. 4. Го­ре­ние фи­ти­ля свечи (Ис­точ­ник)

            Так про­изой­дет, по­то­му что го­ря­щая свеча из­рас­хо­ду­ет кис­ло­род в банке, ко­то­рый под­дер­жи­вал ее го­ре­ние, но стало много уг­ле­кис­ло­го газа.

            Этот опыт до­ка­зы­ва­ет, что кис­ло­род под­дер­жи­ва­ет го­ре­ние. Уг­ле­кис­лый газ вы­де­ля­ет­ся при любом го­ре­нии – дров, угля, нефти, та­ба­ка, и дру­гих го­рю­чих ве­ществ, и го­ре­ния не под­дер­жи­ва­ет.

            Ис­поль­зуя зна­ния об этом свой­стве кис­ло­ро­да, мы смо­жем по­мочь че­ло­ве­ку, если у него за­го­ре­лась одеж­да: необ­хо­ди­мо на­крыть огонь плот­ной тка­нью, чтобы не по­сту­пал кис­ло­род.

             3. Постоянный состав воздуха

            Со­став воз­ду­ха по­сто­я­нен, это важ­ное усло­вие жизни на Земле. Но ведь во всех стра­нах мира еже­год­но сжи­га­ют­ся мил­ли­ар­ды тонн топ­ли­ва, вы­де­ляя в ат­мо­сфе­ру огром­ное ко­ли­че­ство уг­ле­кис­ло­го газа и рас­хо­дуя кис­ло­род.

             

            Рис. 5. Вы­хлоп­ные газы ав­то­мо­би­лей (Ис­точ­ник)

            То же самое про­ис­хо­дит на про­из­вод­ствах, при по­жа­рах.

            Рис. 6. Лес­ной пожар (Ис­точ­ник)

            Люди, жи­вот­ные, рас­те­ния и даже мик­ро­бы дышат и также по­гло­ща­ют кис­ло­род, а вы­де­ля­ют уг­ле­кис­лый газ.

             

            Рис. 7. Ды­ха­ние жи­во­го су­ще­ства (Ис­точ­ник)

             4. Непостоянные составные части воздуха

            Но при этом со­став воз­ду­ха на пла­не­те в целом оста­ет­ся по­сто­ян­ным. Это ре­зуль­тат ра­бо­ты зе­ле­ных рас­те­ний, ко­то­рые яв­ля­ют­ся глав­ным ис­точ­ни­ком по­пол­не­ния за­па­сов кис­ло­ро­да на Земле.

             

            Рис. 8. Зе­ле­ные рас­те­ния (Ис­точ­ник)

            В рас­те­ни­ях под воз­дей­стви­ем сол­неч­но­го света из уг­ле­кис­ло­го газа и воды об­ра­зу­ют­ся пи­та­тель­ные ве­ще­ства и кис­ло­род. Чем боль­ше зе­ле­ных рас­те­ний, тем чище воз­дух, по­это­му в лесу так легко ды­шит­ся.

            Как было ска­за­но, не все со­став­ля­ю­щие воз­ду­ха яв­ля­ют­ся по­сто­ян­ны­ми. На­ли­чие и ко­ли­че­ство ча­сти­чек пыли, пыль­цы рас­те­ний, соли дру­гих при­ме­сей за­ви­сит от мест­но­сти и вре­ме­ни года.

            Эти ча­сти­цы по­яв­ля­ют­ся из дыма вул­ка­нов, пу­стынь, оке­а­нов, почвы, цве­ту­щих рас­те­ний. В конце июня, на­при­мер, по­яв­ля­ет­ся то­по­ли­ный пух, а во время ак­тив­но­го цве­те­ния рас­те­ний, в воз­ду­хе много пыль­цы.

            Рис. 9. Дым вул­ка­на (Ис­точ­ник)

            Рис. 10. Пес­чин­ки пу­стынь (Ис­точ­ник)

            Рис. 11. Ча­стич­ки мор­ской соли (Ис­точ­ник)

            Рис. 12. Ча­стич­ки почвы (Ис­точ­ник)

            Рис. 13. Пыль­ца рас­те­ний (Ис­точ­ник)

            Рис. 14. То­по­ли­ный пух (Ис­точ­ник)

             5. Роль частиц пыли в воздухе

            Ды­шать за­гряз­нен­ным воз­ду­хом неже­ла­тель­но для здо­ро­вья. Хотя, с дру­гой сто­ро­ны, пыль де­ла­ет наш мир кра­си­вым: кра­соч­ные за­ка­ты и рас­све­ты – ре­зуль­тат от­ра­же­ния сол­неч­но­го света от пы­ли­нок, рас­се­ян­ных в верх­них слоях ат­мо­сфе­ры.

            Рис. 15. Закат (Ис­точ­ник)

            Рис. 16. Рас­свет (Ис­точ­ник)

            Рис. 17. Дож­де­вые капли (Ис­точ­ник)

            Закат обыч­но крас­ный – ча­стич­ки пыли и во­дя­но­го пара от­ра­жа­ют крас­ные сол­неч­ные лучи таким об­ра­зом, что их мы видим по­след­ни­ми.

            В цен­тре каж­дой ка­пель­ки дождя есть пы­лин­ка, ко­то­рая по­мог­ла быст­ро об­ра­зо­вать­ся этой ка­пель­ке.

            Ту­ма­ны, об­ла­ка и дождь со­сто­ят из мно­же­ства пы­ли­нок, ко­то­рые об­во­ла­ки­ва­ют­ся жид­ко­стью.

            Рис. 18. Туман (Ис­точ­ник)

            Рис. 19. Об­ла­ка (Ис­точ­ник)

            Рис. 20. Дождь (Ис­точ­ник)

            На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем о таком при­род­ном яв­ле­нии, как ветер, о при­чи­нах дви­же­ние воз­ду­ха в при­ро­де и дома. Рас­смот­рим ме­то­ды опре­де­ле­ния на­прав­ле­ния и силы ветра. Оха­рак­те­ри­зу­ем роль ветра в при­ро­де и жизни людей.

             

            ИСТОЧНИКИ

            http://www.youtube.com/watch?v=4sAx6-WXSc8

            http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/vozduh-eto-smes-gazov?seconds=0&chapter_id=826

            www.kursoteka.ru

            Состав и свойства воздуха | Природоведение. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

            Из чего состоит воздух. Воз­дух есть повсюду вокруг нас, хотя мы его и не ви­дим. Он заполняет все пустоты, щели и поры под землёй и на поверхности. Есть воздух и в воде, поэ­тому в водоёмах могут обитать рыбы, которые, как и всё живое, дышат кислородом. Он окутывает всю планету. Воздушную оболочку Земли называют ат­мосферой. Воздух не рассеивается в космическом пространстве, потому что его удерживает земное притяжение. Следовательно, атмосфера вращается вместе с Землёй как единое целое.

            Воздух — это смесь газов. В его составе больше всего азота (3/4) и кислорода (ме­нее 1/4). Других газов очень мало (рис. 106).

            Атмосфера

            Каждый газ имеет огромное зна­чение для жизни на Земле. Кисло­род необходим всему живому для дыхания. Углекислый газ, кото­рый в небольшом количестве име­ется в воздухе, называют «утепли­телем»: он обладает способностью пропускать солнечные лучи к Зем­ле, а её тепло удерживать.

            Кроме того, в воздухе содержится водяной пар. Имеются в нём и различные твёрдые примеси: пыль, пепел от лесных пожаров и вулканических извержений, кристаллики льда и морской соли, сажа. Например, над пустынями в воздухе мно­го пыли, над океанами — кристалликов соли, над крупными городами — сажи.

            Воздух — это смесь газов, основные из них — азот и кислород. В небольшом количестве в воздухе есть углекислый газ, водяной пар и твёрдые примеси (пыль, пепел, сажа).

            Свойства воздуха. Воздух бесцветный и прозрачный. Исследуем свойства воздуха.

            Рис. 106. Состав воздуха

            Опыт 1. Возьмём пустую пластмассовую бутыл­ку из-под воды, закроем её плотно пробкой и со­жмём её с боков. Заметно сжать бутылку не уда­ётся. Это потому, что она не пустая, как казалось, а заполнена воздухом. Через пробку он не может распространиться наружу. Откроем пробку и по­вторим сжатие. Это удаётся сделать без особых усилий.

            Опыт 2. На зажжённую свечу направим отверстие открытой пустой пластмассовой бутылки и сожмём её с боков. Мы увидим, что пламя заколыхалось, хотя свечи мы не касались. На пламя подействовал воздух, вытесненный из бутылки. Так мы проверили, что воздух действительно, как и любое вещество в га­зообразном агрегатном состоянии, заполняет сосуд и легко распространяется за его пределы. Материал с сайта //iEssay.ru

            Опыт 3. Одну пластмассовую бутылку, напол­ненную водой, а вторую пустую плотно закроем пробками и положим в миску с водой. Будем на­блюдать, как бутылка с водой быстро опустится на дно, тогда как пустая будет плавать на поверхно­сти. Это доказывает, что воздух лёгкий.

            Воздух можно сжимать и он упругий (вспомните, как резиновый мяч, наполнен­ный сжатым воздухом, отскакивает от пола). Также известно, что воздух плохо проводит тепло. Это его свойство защищает Землю от чрезмерного нагре­вания солнечными лучами и охлаждения.

            Чем отличается ваша зимняя куртка от осенней или лет­ней? В зимней куртке есть пух или пористый материал синтепон. У таких материалов между пушинками или в по­рах много воздуха, который сохраняет ваше тепло и не пропускает холод. Следовательно, зимой вам не холодно в пуховой или меховой одежде благодаря воздуху.

            Воздух — бесцветный, прозрачный, лёгкий, упру­гий. Он заполняет всё пространство и плохо прово­дит тепло.

            На этой странице материал по темам:
            • эссе воздух смесь газа
            • сочинение на тему состав воздуха
            • краткий доклад о воздухе 3 класса

            iessay.ru

            Свойства воздуха. 3 класс. Окружающий мир. - Свойства воздуха

            Комментарии преподавателя

             1. Свойства воздуха

            По­вто­рим те свой­ства воз­ду­ха, о ко­то­рых мы узна­ли на преды­ду­щих уро­ках: воз­дух про­зра­чен, бес­цве­тен, не имеет за­па­ха, плохо про­во­дит тепло.

             2. Воздух проводит солнечные лучи 

            В жар­кий день окон­ное стек­ло про­хлад­ное на­о­щупь, а под­окон­ник и пред­ме­ты сто­я­щие на нем – теп­лые. Так про­ис­хо­дит по­то­му, что стек­ло – про­зрач­ное тело, ко­то­рое про­пус­ка­ет тепло, но само не на­гре­ва­ет­ся. Воз­дух тоже про­зра­чен, по­это­му хо­ро­шо про­пус­ка­ет сол­неч­ные лучи.

             

            Рис. 1. Окон­ное стек­ло про­во­дит сол­неч­ные лучи (Ис­точ­ник)

             3. Воздух занимает пространство

            Про­ве­дем неслож­ный опыт: пе­ре­вер­ну­тый вверх дном ста­кан опу­стим в ши­ро­кий сосуд, на­пол­нен­ный водой. Мы по­чув­ству­ем лег­кое со­про­тив­ле­ние и уви­дим, что вода не может за­пол­нить ста­кан, по­то­му что воз­дух, на­хо­дя­щий­ся в ста­кане, не “усту­па­ет” сво­е­го места воде. Если слег­ка на­кло­нить ста­кан, не вы­ни­мая его из воды, из ста­ка­на вый­дет воз­душ­ный пу­зырь, и часть воды вой­дет в ста­кан, но даже в таком по­ло­же­нии ста­ка­на вода не смо­жет за­пол­нить его пол­но­стью.

             

            Рис. 2. Пу­зырь­ки воз­ду­ха вы­хо­дят из на­кло­нен­но­го ста­ка­на, усту­пая место воде (Ис­точ­ник)

            Так про­ис­хо­дит по­то­му, что воз­дух, как и любое дру­гое тело, за­ни­ма­ет про­стран­ство в окру­жа­ю­щем мире.

            Ис­поль­зуя это свой­ство воз­ду­ха, че­ло­век на­учил­ся ра­бо­тать под водой без спе­ци­аль­но­го ко­стю­ма. Для этого был со­здан во­до­лаз­ный ко­ло­кол: под ко­ло­кол-кол­пак, из­го­тов­лен­ный из про­зрач­но­го ма­те­ри­а­ла, ста­но­вят­ся люди и необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние и ко­ло­кол опус­ка­ет­ся при по­мо­щи подъ­ем­но­го крана под воду.

             

            Рис. 3. Во­до­лаз­ный ко­ло­кол (Ис­точ­ник)

            Воз­дух, на­хо­дя­щий­ся под ку­по­лом, поз­во­ля­ет людям ды­шать неко­то­рое время, до­ста­точ­ное для того, чтобы осмот­реть по­вре­жде­ния ко­раб­ля, опоры моста или дно во­до­хра­ни­ли­ща.

             4. Сжимаемость и упругость воздуха

            Для до­ка­за­тель­ства сле­ду­ю­ще­го свой­ства воз­ду­ха, необ­хо­ди­мо плот­но при­крыть паль­цем левой руки от­вер­стие ве­ло­си­пед­но­го на­со­са, а пра­вой рукой на­жать на пор­шень.

             

            Рис. 4. Ве­ло­си­пед­ный насос (Ис­точ­ник)

            Потом, не уби­рая паль­ца от от­вер­стия, от­пу­стить пор­шень. Палец, ко­то­рым за­кры­то от­вер­стие, чув­ству­ет, что воз­дух на него очень силь­но давит. Но пор­шень с тру­дом, но сдви­нет­ся. Это озна­ча­ет, что воз­дух можно сжать. Воз­дух об­ла­да­ет упру­го­стью, по­то­му что когда мы от­пус­ка­ем пор­шень, он сам воз­вра­ща­ет­ся в пер­во­на­чаль­ное по­ло­же­ние.

            Упру­ги­ми на­зы­ва­ют тела, ко­то­рые после пре­кра­ще­ния сжа­тия при­ни­ма­ют пер­во­на­чаль­ную форму. На­при­мер, если сжать пру­жи­ну, а потом от­пу­стить, она при­мет свою пер­во­на­чаль­ную форму.

             

            Рис. 5. Пру­жи­на (Ис­точ­ник)

            Сжа­тый воз­дух тоже упруг, он стре­мит­ся рас­ши­рить­ся и за­нять преж­нее место.

             5. Вес воздуха

            Для того, чтобы до­ка­зать, что воз­дух имеет массу, нужно сде­лать са­мо­дель­ные весы. При­кре­пим сду­тые воз­душ­ные ша­ри­ки к кон­цам па­лоч­ки с по­мо­щью скот­ча. По­ло­жим длин­ную па­лоч­ку на се­ре­ди­ну ко­рот­кой, так чтобы концы урав­но­ве­ши­ва­ли друг друга. Со­еди­ним их нит­кой. При­кре­пим скот­чем ко­рот­кую па­лоч­ку к двум бан­кам. На­ду­ем один шарик и снова при­кре­пим его к па­лоч­ке тем же ку­соч­ком скот­ча. Уста­но­вим на преж­нее место.

             

            Рис. 6. Воз­дух имеет вес (Ис­точ­ник)

            Мы уви­дим, как па­лоч­ка на­кло­ня­ет­ся в сто­ро­ну на­ду­то­го ша­ри­ка, по­то­му что воз­дух, на­пол­нив­ший шарик, де­ла­ет его тя­же­лее. Из этого опыта можно сде­лать вывод, что воз­дух имеет массу и его можно взве­сить.

            Если воз­дух имеет массу, зна­чит, он дол­жен ока­зы­вать дав­ле­ние на Землю и все, что на ней на­хо­дит­ся. Так и есть, уче­ные под­счи­та­ли, что воз­дух ат­мо­сфе­ры Земли ока­зы­ва­ет на че­ло­ве­ка дав­ле­ние в 15 тонн (как три гру­зо­ви­ка), но че­ло­век не чув­ству­ет этого, по­то­му что в че­ло­ве­че­ском ор­га­низ­ме со­дер­жит­ся до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство воз­ду­ха, ко­то­рый ока­зы­ва­ет дав­ле­ние такой же силы. Дав­ле­ние внут­ри и сна­ру­жи урав­но­ве­ши­ва­ет­ся, по­это­му че­ло­век ни­че­го не ощу­ща­ет. 

             6. Нагревание и охлаждение воздуха

            Вы­яс­ним, что про­ис­хо­дит с воз­ду­хом при на­гре­ва­нии и охла­жде­нии. Для этого про­ве­дем опыт: на­гре­ем колбу со встав­лен­ной в нее стек­лян­ной труб­кой теп­лом своих рук и уви­дим, что из труб­ки в воду вы­хо­дят пу­зырь­ки воз­ду­ха. Это про­ис­хо­дит по­то­му, что воз­дух в колбе при на­гре­ва­нии рас­ши­ря­ет­ся. Если на­крыть колбу смо­чен­ной в хо­лод­ной воде сал­фет­кой, мы уви­дим, что вода из ста­ка­на по труб­ке под­ни­ма­ет­ся вверх, по­то­му что при охла­жде­нии воз­дух сжи­ма­ет­ся.

             

            Рис. 7. Свой­ства воз­ду­ха при на­гре­ва­нии и охла­жде­нии (Ис­точ­ник) 

             7. Движение теплого воздуха

            Чтобы узнать боль­ше о свой­ствах воз­ду­ха, про­ве­дем еще один опыт: две колбы за­кре­пим на труб­ке шта­ти­ва. Они урав­но­ве­ше­ны.

             

            Рис. 8. Опыт по опре­де­ле­нию дви­же­ния воз­ду­ха

            Но, если одну колбу на­греть, она под­ни­мет­ся выше дру­гой, по­то­му что го­ря­чий воз­дух легче хо­лод­но­го и под­ни­ма­ет­ся вверх. Если над кол­бой с го­ря­чим воз­ду­хом за­кре­пить по­лос­ки тон­кой лег­кой бу­ма­ги, будет видно, как они тре­пе­щут и под­ни­ма­ют­ся вверх, по­ка­зы­вая дви­же­ние на­гре­то­го воз­ду­ха.

             

            Рис. 9. Теп­лый воз­дух под­ни­ма­ет­ся вверх

             8. Применение свойств воздуха

            Зна­ния этого свой­ства воз­ду­ха че­ло­век ис­поль­зо­вал при со­зда­нии ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та – воз­душ­но­го шара. Боль­шая сфера, на­пол­нен­ная по­до­гре­тым воз­ду­хом, под­ни­ма­ет­ся вы­со­ко в небо и спо­соб­на вы­дер­жи­вать вес несколь­ких че­ло­век.

             

            Рис. 10. Воз­душ­ный шар (Ис­точ­ник)

            Мы редко над этим за­ду­мы­ва­ем­ся, но ис­поль­зу­ем свой­ства воз­ду­ха каж­дый день: паль­то, шапка или ва­реж­ки не греют сами по себе – воз­дух в во­лок­нах ткани плохо про­во­дит тепло, по­это­му, чем пу­ши­стее во­лок­на, тем боль­ше в них воз­ду­ха, а зна­чит и теп­лее вещь, из­го­тов­лен­ная из такой ткани.

             

            Рис. 11. Ва­реж­ки (Ис­точ­ник)

            Сжи­ма­е­мость и упру­гость воз­ду­ха ис­поль­зу­ют в на­дув­ных из­де­ли­ях (на­дув­ные мат­ра­цы, мячи) и шинах раз­лич­ных ме­ха­низ­мов (ав­то­мо­би­ли, ве­ло­си­пе­ды).

            Рис. 12. Мяч (Ис­точ­ник)

            Рис. 13. Ко­ле­со ав­то­мо­би­ля (Ис­точ­ник)

            Рис. 14. Ве­ло­си­пед­ное ко­ле­со (Ис­точ­ник)

            Сжа­тый воз­дух может оста­но­вить на пол­ном ходу даже же­лез­но­до­рож­ный со­став. Воз­душ­ные тор­мо­за уста­нов­ле­ны в ав­то­бу­сах, трол­лей­бу­сах, со­ста­вах метро. Воз­дух обес­пе­чи­ва­ет зву­ча­ние ду­хо­вых, удар­ных, кла­виш­но-ду­хо­вых ин­стру­мен­тов. Когда ба­ра­бан­щик уда­ря­ет па­лоч­ка­ми по туго на­тя­ну­той коже ба­ра­ба­на, она ко­леб­лет­ся, а воз­дух внут­ри ба­ра­ба­на про­из­во­дит звук. В боль­ни­цах уста­нов­ле­ны ап­па­ра­ты вен­ти­ля­ции лег­ких: если че­ло­век не может са­мо­сто­я­тель­но ды­шать, его под­клю­ча­ют к та­ко­му ап­па­ра­ту, ко­то­рый через спе­ци­аль­ную труб­ку по­да­ет в лег­кие обо­га­щен­ный кис­ло­ро­дом сжа­тый воз­дух. Сжа­тый воз­дух ис­поль­зу­ют везде: в кни­го­пе­ча­та­нии, стро­и­тель­стве, ре­мон­те и др.

            Рис. 15. Трол­лей­бус (Ис­точ­ник)

            Рис. 16. Со­став метро (Ис­точ­ник)

            Рис. 17. Труба (Ис­точ­ник)

            Рис. 18. Гар­монь (Ис­точ­ник)

            Рис. 19. Ба­ра­бан (Ис­точ­ник)

            Рис. 20. Ап­па­рат ис­кус­ствен­ной вен­ти­ля­ции лег­ких (Ис­точ­ник)

            Рис. 21. Кни­го­пе­ча­та­ние (Ис­точ­ник)

            Рис. 22. По­кры­ва­ние стен це­мент­ным рас­тво­ром при по­мо­щи сжа­то­го воз­ду­ха (Ис­точ­ник)

            Рис. 23. Пнев­ма­ти­че­ский стро­и­тель­ный мо­ло­ток (Ис­точ­ник)

             9. Повторение

            По­вто­рим свой­ства воз­ду­ха:

            1. Воз­дух про­зра­чен, бес­цве­тен, не имеет за­па­ха, плохо про­во­дит тепло.

            2. Воз­дух хо­ро­шо про­во­дит сол­неч­ные лучи.

            3. Воз­дух за­ни­ма­ет про­стран­ство в окру­жа­ю­щем мире.

            4. Воз­дух можно сжать.

            5. Воз­дух об­ла­да­ет упру­го­стью.

            6. Воз­дух при на­гре­ва­нии рас­ши­ря­ет­ся, при охла­жде­нии воз­дух сжи­ма­ет­ся.

            7. Теп­лый воз­дух легче хо­лод­но­го и стре­мит­ся вверх.

             

            ИСТОЧНИКИ

            http://www.youtube.com/watch?v=P7-9aOe08Rk

            http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vozduha?seconds=0&chapter_id=826

            http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/09/30/vozdukh-prezentatsiya

            http://www.myshared.ru/slide/111864

            http://www.myshared.ru/slide/111864

            www.kursoteka.ru

            Воздух. Свойства воздуха

            Здравствуйте, мои юные друзья.  Вы ведь позволите мне вас так называть? Во время нашей прошлой встречи я рассказывал вам о том, что все окружающие предметы  на вашей планете принято называть телами, а также о том, что любое тело  состоит из вещества. Вещества у вас бывают разные, их разделяют на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные.  Все вещества состоят маленьких частиц, которые нельзя увидеть без специальных приборов. Эти частицы  в веществах располагаются по-разному.  Этим  объясняется различие в свойствах веществ.

            Следующий вопрос, который я изучал на Земле,  был такой: «Воздух. Свойства воздуха». И, конечно же, я подготовил рассказ о нем для жителей моей планеты. Вот послушайте, что я узнал о воздухе.

            Воздух очень важен для жизни на вашей планете.  Большинство живых организмов, как на суше, так и в воде дышит воздухом.  Жизненно необходим  воздух и для человека. Мне было очень интересно узнать, что  без пищи человек может  прожить несколько недель, без воды — несколько  дней, а  без воздуха —  всего лишь несколько минут.

            Но, оказывается, воздух нужен вам не только для дыхания. Ваша  планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, который называют атмосферой.  Атмосфера — это воздушная оболочка Земли. Эта оболочка  защищает вашу планету от  обжигающих лучей Солнца и космического холода, создает над вами, землянами, голубое небо. Без атмосферы всё живое на Земле мгновенно бы погибло.

            Ваш воздух — это смесь газов. Представьте, что круг — это весь воздух вашей планеты.  Разделим его условно на 4 части. Большую часть вашего воздуха,  ¾ (три четверти),  составляет газ, который называется «азот».   Но для дыхания вам нужен другой газ — кислород. Его в составе воздуха чуть-чуть  меньше ¼ части. Остальную часть воздуха составляют другие газы, среди которых значительную часть занимает углекислый газ.  Углекислый газ вы выделяете при дыхании.

            Воздух – смесь газов

            Вот ведь как интересно получается на вашей планете: при дыхании все живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют  — углекислый газ.

            Ещё  я хочу вам рассказать о том, как  изучал свойства воздуха. Я составил для себя список вопросов и искал на них ответы.

            Вопрос 1-ый: воздух прозрачен или нет? Чтобы выяснить это, я решил провести эксперимент. Я приземлился на лесной полянке и огляделся. Я хорошо видел удивленного муравья, маленький домик с кирпичной трубой, деревья и цветы.  Потом я закрыл глаза плотной маской. И через неё я уже ничего не видел. Такой опыт мне позволил сделать вывод, что воздух прозрачен.

            Вопрос 2-й в моем списке:  какого цвета воздух?  Стоя на той же полянке, я стал внимательно рассматривать окружающие меня предметы. Крона деревьев и трава были зелёными, цветы оранжевыми, а бабочка синей. Всё было разным, мне ничего не мешало видеть цвет предметов, меня окружавших. Значит, воздух  бесцветен — решил я.

            Вопрос 3-й:  имеет ли воздух запах? Чтобы это выяснить, я заглянул сначала в аптеку. Там пахло разными лекарствами. Потом я посетил магазин, где продавались шоколадные конфеты. В магазине уже пахло по-другому. Такой приятный запах был мне незнаком, но я понял, почему маленькие земляне очень любят конфеты. Затем я зашел в парикмахерскую. Там тоже хорошо пахло, но не так, как в магазине или аптеке, по-другому. Наконец, я оказался на открытом пространстве. А там ни чем не пахло. Я подумал и сделал такой вывод: чистый воздух не имеет запаха, а в парикмахерской, магазине и аптеке пахло  по-разному потому, что частички  пахучих веществ смешивались с воздухом,  и я ощущал разные запахи.

            Вопрос 4-й: что же происходит с воздухом при нагревании  и охлаждении? Чтобы выяснить это, я проделал опыты. Взял колбу с трубкой и опустил  трубку в воду. Заметил, что вода не входит в трубку — её «не пускает» воздух. Потом я стал нагревать  колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха. Значит, при нагревании воздух расширяется.

            Что же происходит с воздухом при охлаждении? Я снова  взял  колбу с трубкой и опустил  трубку в воду. А на колбу положил  холодную влажную тряпочку.  Через некоторое время я увидел, что вода начала  подниматься в трубке. Воздух будто уступал  воде часть своего места. Я сделал вывод: воздух  при охлаждении сжимается. 

            Я выяснил, что воздух на вашей планете прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

            Изучая воздух,  я заметил,  что во многих местах, особенно в больших городах, ваш воздух  очень загрязнён.  Я стал искать причины загрязнения воздуха.  И вот, что узнал. Очень сильно загрязняет воздух ваш транспорт. Автомобили сжигают огромное количество топлива, выбрасывая с выхлопными газами вредные и ядовитые вещества. Ядовитые вещества, пыль и сажу выбрасывают из своих труб  некоторые промышленные предприятия. Загрязняет воздух и дым, поднимающийся из печных труб жилых домов, и   лесные пожары, и  извержения вулканов. Загрязнение  воздуха  очень опасно. Оно угрожает не только здоровью людей,  но и  всей жизни на вашей планете.

            Но в последнее время люди  стали задумываться  о проблеме чистоты воздуха. На промышленных  предприятиях устанавливают специальное оборудование, которое улавливает пыль, сажу,  ядовитые газы и другие вредные отходы производства. 

            Загрязнение воздуха

            Учёные  разработали  новые модели  автомобилей — электромобили, которые работают от электричества и  не загрязняют  воздух.  Но пока их очень мало. Чтобы воздух городов был  чище,  городские  улицы регулярно поливают водой. В разных местах на вашей планете  работают специальные станции, которые постоянно следят за чистотой воздуха.

            Вам, землянам, повезло. У вас есть верные и надежные  друзья,  которые постоянно помогают вам  очищать  воздух.  Это  растения. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания.  Они также помогают бороться с пылью. Где много зелени, там воздух чище, свежее, там легче дышится.

            Давайте подведём итог. Без воздуха на Земле не было бы жизни.  Воздух необходим для дыхания всему живому: и растениям, и животным, и человеку. Воздух — это смесь газов. В состав воздуха входят азот, углекислый газ, кислород. 

            Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. О чистоте воздуха нужно заботиться.

            videouroki.net


            Смотрите также

            ">