Конспект урока на тему "Вода. Свойства воды". Свойства воды конспект урока
Конспект урока на тему "Вода Свойства воды"
Обеспечивает психологический настрой на работу в течении урока.
Прием: «Поприветствуйте друг друга глазами. Рада вас видеть, присаживайтесь…»
Обеспечивает мотивацию учения.
.
У: Повторим то, что уже знаем о воздухе. Будем работать в паре, поэтому нам нужно повторить правила работы в паре.
У:Молодцы! Я рада за вас, что вы эти правила знаете, мы их будем применять на протяжении всего урока. Вы согласны со мной?
У:А давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что… .
У:Молодцы ребята! Я довольна вашими знания по пройденной теме. И я рада, что вы теперь ещё больше знаете о значении воздуха для жизни на земле.
У:Итак, ребята на ваших лицах я прочитала, что нам всё понятно по теме « Воздух».Я с вами абсолютно согласна, что без воздуха наша планета бы просто не существовала. Вы просто у меня знатоки и умники! Давайте поразмышляем , как ,вы, думаете без чего мы ещё не сможем прожить на Земле? Я сейчас вам спою песенку, а вы в это время будете думать над моим вопросом. Вы согласны?
*(исполнение учителем песни « По камушкам речка бежит».Возможно прослушивание фонограммы)
У: Кто уже готов дать ответ на мой вопрос?
*( выслушать мнение детей)
:Давайте посмотрим , правильно ли вы размышляли?
*(если не прозвучат ассоциации на слово «вода», конкретно прочитать загадку о воде)
*(на доске, компьютере открывается тема урока.)
У: Молодцы ребята. Давайте вместе со мной прочитаем тему нашего урока и запишем её в тетрадь.
У:Сегодня мы проведем научную работу, чтобы узнать свойства воды, поэтому будем исследовать, делать опыты, записывать все наблюдения, будем делать выводы.
У:Итак ,ребята, наш урок мы построим так. Побеседуем о воде. Согласны?
*(небольшая беседа о воде ,в сопровождении презентации, использовать глобус )
У: Ребята, вода – это вещество обыкновенное и знакомое очень хорошо нам всем. Скажите, в повседневной жизни, где мы можем увидеть воду? Правильно, воду мы можем увидеть в морях, океанах, реках, родниках. Она течёт из крана. Воду используем для приготовления пищи, лекарств, для поливки полей и огородов. .Вода – одно из самых распространённых веществ на Земле. Моря и океаны занимают больше половины всей поверхности Земли.( показать глобус)
Вода содержится в организмах животных, растений, человека. Без воды жить нельзя. Без воды перестают работать предприятия. Да и сам человек долго без воды жить не может.
У:А сейчас ребята наш класс превратиться в научную лабораторию. Вы будете научными сотрудниками, а я буду директором этого научного центра. Научную работу мы проведем, чтобы узнать свойства воды, поэтому будем исследовать, делать опыты, записывать все наблюдения в журнал (показываю бортовой журнал), будем делать выводы. А потом проверим ,совпадут ли наши исследования, с книжными. Договорились? Результаты вы будете записывать в бортовой журнал. Перед тем как вы приступите к ее выполнению, послушайте порядок ее проведения и инструктаж
*(читаю инструктаж «ТБ при работе с лабораторными инструментами»-обговорить с учащимися.
*(раздаю «бортовой журнал» и знакомлю, что и где записывать).
- На моём столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чём это говорит?
Вывод: вода не имеет формы, a приобретает
форму сосуда, в котором находится
*(на доске рисунок 1, ассоциация: бесформенное пятно-вода не имеет формы).
рисунок 1
*(Во время выяснения какого-либо свойства на доске появляются значки, помогающие детям запомнить свойство, при повторении его назвать).
У: Когда человек использует это свойство воды?
У:Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?
*( Когда дети готовы, они поднимают руки « домиком».)
У:Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать.
*(Учителю важно еще раз спросить:) У:Договорились ли вы в паре, кто будет отвечать?
Вывод: вода бесцветная
*(на доске прикрепляются несколько цветных полосок по ассоциации: есть цвет-нет цвета).
рисунок 2
- Когда мы используем это свойство?
У:Опустите ложку в стакан c водой. Что наблюдаете?
У:Посмотрите: я опустила ложку в стакан c молоком. Что наблюдаете? (В стакане c водой ложка видна, a в стакане с молоком её не видно).
рисунок 3
Вывод: вода прозрачная
*(на доске рисунок 3, ассоциация: вода прозрачная-стекло прозрачное).
У:- Когда люди используют это свойство воды
У:Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан).
Вывод: вода течёт(текуча)
* (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется).
рисунок4
У:Когда человек использует это свойство?
У: Посмотрите на две пробирки c жидкостями у меня в руках.
- Чем они похожи? (B них прозрачные жидкости)
- Чем отличаются? (На одной есть полоска, a на другой нет)
-Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят возникает сомнение)
У:Я результат опыта записала на листок и отдала эксперту (одному из учеников). Эксперт проверит, правильно ли мы определим воду.
* (На листочке, который учитель отдаёт ученику, запись “B синей - вода, в другой – уксус”).
У:Для проведения эксперимента мне понадобятся несколько помощников. Им нужно будет почувствовать запах жидкостей в пробирках. Я расскажу, как это нужно правильно делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах)
(Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости. Результаты сравнить с записью у эксперта).
Вывод: вода не имеет запаха
рисунок 5
*(на доске рисунок 5, ассоциация: нос-запах.)
- Когда человек использует это свойство воды?
У:Перелейте часть воды из пробирки в стаканчик. Положите кусочек сахара в стаканчик, размешайте. Попробуйте воду в стаканчике и в пробирке. Что наблюдаете?
рисунок 6
Вывод: вода без вкуса
* (на доске рисунок 6, ассоциация: конфета-вкус).
- Когда человек использует это свойство воды?
« На реке живёт енот»
На реке живет енот.
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
К верху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
Под корнем запасы прячет.
Он среди воды живет
Добродушный наш енот.
У:Мы,ребята,отдохнули,и с новыми силами приступим к работе,повернитесь друг к другу и проговорите по очереди свойства воды, которые мы узнали на уроке. Не забудьте оценить своего партнёра по парте.
У:А теперь давайте сделаем так: глазки закрыли и проговариваем эти свойства . Молодцы!Умнички!
У:Так как вы любите рисовать, возьмите карандаши и нарисуйте как вы зрительно запомнили эти свойства
Игра «Верите ли вы, что…
1.вода без вкуса
2.вода без запаха
3.вода прозрачная
4.вода не имеет формы
5.вода без цвета
6.вода текучая
У: Ребята ,а теперь давайте сверим наши записи с учебником и посмотрим, совпали ли они с нашими опытами? Поработайте в паре, у вас это сегодня хорошо получается Молодцы!
У:Итак, я вижу по вашим радостным лицам, что у нас всё получилось. Вы просто у меня умнички!!! Я рада за вас!
У: Ребята, а сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, каждой паре я дам по две загадки (раздаю загадки без ответов). Вы сейчас в паре прочитаете их внимательно, поразмышляете и дадите мне правильный ответ. Определитесь, кто будет отвечать на данные загадки.( работают в паре-2мин)
У: И так ребята я слушаю ваши ответы(ответы прослушать и провести корректировку, если нужно)
У: как вы думаете лед, град- это какое состояние воды по вашему мнению?
У:Как вы думаете дождь, родник – является каким состоянием воды?
У: Вот облако и роса, как вы считаете, к какому состоянию воды можно отнести?
У: А теперь снова давайте закроем глазки, и по моей команде назовем все три состояния воды. Молодцы!
У:Попробуйте теперь эти состояния воды изобразить на бумаге, работая вдвоём .
У: Чем похожи все эти явления природы? (состоят из воды). Вот мы и подошли к завершению нашего урока, мы проделали с вами огромную работу и я вас всех оценю на «отлично».
У: А что вы еще хотите узнать о воде? А вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
У: Ребята, а кто желает, приготовит дополнительную информацию о воде, кроме информации на странице 43-45 по книге
.( Рекомендую дать дополнительное задание из хрестоматии по познанию мира Вода и ее превращение»- сильным и одаренным детям).
Вода. Свойства воды. Значение и охрана воды.
Познание мира
2 класс
Тема: Вода. Свойства воды. Значение и охрана воды.
Цели:
-Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о свойствах воды, попытаться удивить детей “очевидностью” ещё одного замечательного свойства воды, которое они не замечали: вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях- жидком, твёрдом и газообразном; на основе проведения опыта сделать вывод что вода является растворителем веществ.
-Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в природе и в жизни человека о необходимости бережного отношения к воде, о причинах загрязнения водоемов;
-Способствовать развитию навыков наблюдения, умения выделять главное, делать выводы;
-Воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Организационные формы: работа в группах, самостоятельная и практическая работа, творческая работа
Эпиграф:Безбрежная ширь океана.И тихая заводь пруда,Струя водопада и брызги фонтана,И все это — только вода… (А. А. Фет)
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –Начинается урок.Наши ушки на макушке,Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаемНи минуты не теряем.
Ход урока
1. Актуализация знаний
1. Отгадайте загадку и определите, о чем пойдет речь на уроке.
В морях и океанах обитаю, Меня пьют,Часто по небу летаю. Меня льют.Когда наскучит мне летать, Всем нужна я,На землю падаю опять. (О воде) Кто я такая? (Вода.)
Прочитайте пословицу.
“Капля воды дороже золота”.
– Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)
3. Вступительная беседа о значении воды.
Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.
Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.
– От чего погибли люди и верблюды в пустыне? (Не было воды.)
– Зачем же вода нужна человеку?
Мы отправимся в путешествие по прекрасной стране, где правит необычная царица. Угадайте ее имя:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
— О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
— Верно, мы отправляемся в страну Царицы Водицы На доску внутрь круга с вопросами вывешиваю карточка с надписью Царица-Водица.
— Однажды в эту страну пришел Художник и решил нарисовать портрет Царицы Водицы. Давайте и мы попробуем это сделать и отправимся на первую станцию нашего путешествия.
Как называется первая станция?
— На этой станции мы будем наблюдать за свойствами воды и составлять ее словесный портрет.
4. Творческое задание в группах Причал № 1 «Повторяй-ка»
– Давайте вспомним, что мы знаем о воде, какая она?
Каждой группе предлагается свойство воды, о котором нужно рассказать, не называя его. Можно привести примеры опытов, которые проводились на прошлых уроках, свои примеры. Другие группы — называют свойство.
– Почему про воду говорят, что она “ вездесущая”?
– Найдите воду, где она спряталась в нашем классе?
– Имеет ли вода вкус?
– Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили? (Вода без вкуса и запаха.)
– Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно ее увидеть? Какое свойство помогло вам в этом? (Прозрачность)
– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… (бесцветна)
– Перелейте воду в банку, из банки в стакан. Что это за свойство воды? (Текучесть)
– Что происходит с водой в жаркий день? (Испарение.)
– Итак, какие свойства имеет вода?
Создание проблемной ситуации
— Посмотрите, какой портрет у нас получился. Вода без запаха, без цвета, без вкуса. Посмотрел на нее художник и сказал жителям водной страны: «Что же это за царица такая, ничего в ней особенного нет: ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Не достойна она носить звание Царицы. То ли дело, роза! И красивая, и ароматная, а какое вкусное варенье получается из ее лепестков».
- Ребята, а кто согласен с Художником?
Некоторые жители тоже согласились с ним, а другие ответили:
— Как ты можешь так говорить? Ведь вода является царицей не только нашей страны, но и всей планеты Земля!
Вот так и спорят они по сей день, достойна вода быть царицей или нет. Давайте поможем им в этом споре. Для этого нам нужно найти еще несколько достоинств воды,
Свойства воды:
– без вкуса – бесцветность– без запаха – текучесть– прозрачность – испаряемость
– Вода о себе говорит так:
Я и стужа и туман,Я ручей и океан,Я летаю и бегу,И стеклянной быть могу.
– Как это понять?
5. Инсценирование стихотворения.
Причал № 2 « Поиграй –ка»
Игра «Вода – не вода»Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.
Цвет, ветер, лужа, облако, камень водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.
Спросил на днях малыш сосед – Ты, газировка, что шипишь?У струйки, льющейся из крана: И из бурлящего стакана– Откуда ты? – Донесся шепот:Вода в ответ: – Знай, малыш,– Издалека из океана. И я пришла из океана.Потом малыш гулял в лесу, – Удивительно, не так ли?Росой искрилась вся поляна. В супе, в чае, в каждой капле,– Откуда ты? – спросил росу. В звонкой льдинке,– Поверь и я из океана! И в снежинке, На поле лег туман седой. И в дождинке,Малыш спросил и у тумана: И в росинке
– Откуда ты? Ты кто такой? Нам откликнется всегда
– И я, дружок, из океана! Океанская вода.
Учитель: Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьем соленую воду?
Вода - это вещество, выявляем основные свойства воды.
– Кто из вас, ребята, может сказать, в каком состоянии бывает вода?
– Рассмотрите рисунок, и расскажите, когда вода бывает в таком состоянии.
Жила – была прекрасная, белокурая ромашка. Рано утром вставала она, расправляла свои лепестки после долгого сна. Вдруг что-то задрожало на ее желтеньком личике. Это капелька росы щекотала ей нос. Ромашка засмеялась и капелька упала в ручеек. Веселый, быстрый ручеек понес ее вдаль, к бурной реке. Капелька плыла долго – долго и приплыла в море.
- Дети, а кто слышал шум моря? Вы знаете, что шум воды успокаивает человека.
- Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте. Понравилось?
- Вот так и капелька нежилась на солнышке и у нее на душе стало так легко – легко, что она оторвалась от воды и испарилась, полетела ввысь. А высоко в небе уже кружились миллионы других капелек, которые тоже превратились в пар. Их становилось все больше и больше. Затем они собрались в большие пушистые облака. Капелек было так много, что им стало тесно и они стали друг друга толкать. Разгневанная туча выгнала непослушных драчунов обратно на землю. И полетели капельки вниз. А в это время наступила зима. Наши капельки, падая на землю, превратились в белоснежные снежинки.
- Интересная сказка? В каком состоянии была капелька утром? В виде чего? Что произошло с ней потом? А на землю капелька вернулась в жидком или твердом состоянии?
- Мы убедились, что вода – жидкость. Это первое состояние воды. В нашем термосе кипяток (учитель открывает крышку). Что вы увидели?
Пар – одно из состояний воды – газообразное.
Лед – твердое состояние воды.
Состояния воды
Жидкое Твердое Газообразное
6.Новый материал. Причал № 3 « Исследуй-ка»
Выявление еще одного свойства воды: растворитель
Задание:Провести опыт,обсудить и сделать вывод
1гр. –стакан с водой,кусочек сахара
2 гр.-стакан с водой, кусочек мела
3 гр.-стакан с водой, соль
4гр.-стакан с водой,кофе
5гр.-стакан с водой,сода
6 гр.-стакан с водой,чай
Вывод:
7. Физкультминутка.
Наклонились и умылись. Вместе – раз, это брасс.Раз, два, три, четыре! Одной, другой – это кроль.Вот как славно освежились! Все как один плывем, как дельфин.А теперь поплыли дружно. Вышли на берег крутойДелать так руками нужно: И отправились домой.
Почему нельзя прожить без воды?
— Прочитайте тему урока. (на доске открывается запись «Значение воды в природе и в жизни человека. Охрана воды.»)
8. Постановка цели Хочу узнать.
Операционный этап
1. Информация о воде.
— Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета — это вода — океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. На нём есть и участки белого цвета. Это тоже вода — льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Арктике, Антарктиде. Это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. В реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная.
— Какую воду мы пьём? (Пресную.) Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем.
2. Самостоятельная работа в группах Причал №4 «Защищай-ка»
1 группа. Прочитайте текст. Какова роль воды в жизни растений, животных, человека?
Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем.
2 группа. Прочитайте текст. Какова роль воды в жизни человека?
Вода — важный помощник для человека. Она — удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции — электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ.
3 группа. Прочитайте текст. Какая вода нужна человеку? Почему?
Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются.
4 группа . Прочитайте текст. Кто виноват в загрязнении воды? Что из-за этого происходит в природе?
Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди. Загрязнённая вода с ферм, заводов и фабрик сливается в реки и озёра. От загрязнения воды страдает всё живое. В водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья. Грязная вода вредна для здоровья человека. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Все это отрицательно сказывается на здоровье и взрослых, и детей. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.
5 группа. Прочитайте текст. Как беречь и экономить воду?
Воду надо беречь. На фабриках и заводах строят очистные сооружения. В них воду очищают и только потом сливают в реки и озёра. В сельской местности следят, чтобы в водоёмы не попадали отходы с животноводческих ферм. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. Каждый человек должен беречь воду. Если ты видишь, что из крана капает вода, закрути кран. Не трать понапрасну воду!
3. Выступления учащихся. Вывод.
4. Выполнение задания на листочках с последующим фронтальным опросом (в группах)
— Что можете сделать вы для экономного расходования воды?
Поставьте стрелочки от проблемы к решению.
ПРОБЛЕМА
РЕШЕНИЕ
Через бесцельно открытый кран выливается до 1000 литров воды в сутки.
Наберите стакан воды и
закройте кран!
Если чистить зубы, не закрывая кран, расходуется до 5 литров воды.
Закрывайте кран, когда
намыливаетесь!
При намыливании в душе с открытым краном зря тратится 50 литров воды.
Закрывайте кран!
При намыливании в душе с открытым краном зря тратится 50 литров воды. Закрывайте кран!
Переходим на следующую станцию, которая называется Причал №5 «Запоминай-ка». Здесь вы должны поработать с учебником. Откройте учебник на стр.50 и прочитайте текст. Найдите и подчеркните ответ на вопрос:
Для кого еще необходима вода, кроме человека?
Почему водой морей и океанов нельзя поливать растения? Можно ли ее пить?
Почему многие птицы гнездятся вблизи водоемов?
Из книги рекордов ГиннесаА знаете ли вы, что …
Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, ее размер равен 9 см.
Самый сильный дождь шел целых 12 месяцев с 1 августа 1860 по 31 июля 1861 года.
Самое глубокое озеро - Байкал. Его глубина 1 км 940м.
Причал № 6 «Отгадай-ка»
(Разгадывание ребусов о воде)
Вот и закончилось наше путешествие, закрыты все вопросы И пока мы с вами путешествовали, а Художник спорил с жителями водной страны, роза завяла. Почему это произошло?
- Так достойна ли Вода звания Царицы нашей планеты? Почему?
Вот какие слова сказал о воде знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»
— Согласны с этими строками? Поднимите руки.
— К сожалению, многие люди не понимают значение воды и наносят вред водоемам.
Причал №7 « Охраняй-ка»
Сценка «Разноцветная речка»
Страничка знатоков воды.
Эколог: промышленные предприятия потребляют много воды, и ее становится все меньше и меньше. Они загрязняют воду, в результате наступит момент, когда у нас не останется чистой воды. Во многих странах чистую воду продают в магазинах.
Врач: наше здоровье зависит от того, какую воду мы употребляем. Из-за употребления грязной воды может человек заболеть или даже умереть. Пейте только отфильтрованную воду. Лучше, если вы кипятите воду перед употреблением.
Поэт:
Если руки наши в ваксе,
Без чего не может мама
Если на нос сели кляксы,
Ни готовить, ни стирать,
Кто тогда нам первый друг,
Без чего, мы скажем прямо,
Снимет грязь с лица и рук?
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -Жить нельзя нам без ...(воды).
Экономист: мы употребляем только чистую и пресную воду. Экономьте воду! Помните о том, как мало пресной воды на Земле!
Творческая работа. Дети в группах рисуют плакаты «Вода в опасности», затем защищают их.
— Как происходит загрязнение? Кто в этом виноват?
Люди виновны во всех бедах. В загрязнённых реках, озёрах гибнет всё живое от сброшенных нечистот фабрик и заводов. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.
9.Окончание урока. Подведение итогов. Вода - это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать!
Существует во Вселенной маленькая голубая планета Земля. И эта планета будет жить до тех пор, пока на ней есть удивительное вещество - вода. Сегодня мы с вами убедились, что вода обладает уникальными свойствами. Изменяя природу, человек изменяет основу жизни - воду, и никто не сможет сказать: к каким страшным последствиям может привести небрежное обращение с водой. Вода - это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать! Сохранить воду чистой - значит сохранить свою жизнь.
Чистыми должны быть водыОкеанов, моря, рек.И об этом должен помнитьКаждый умный человек.
Учитель начальных классов. Что ожидает тебя, будущий взрослый человек? Ты - житель планеты Земля! Ты радуешься лучику солнца и ветру, капле воды на цветке, снежинке на ладошке, дождику в окошке. Помни, что ты должен сделать много полезных дел, чтобы жизнь на твоей планете стала лучше. Учись, чтобы знать, учись, чтобы творить. Преодолевай трудности на твоем пути и сделай лучше каждое мгновение.
— Какой проблеме был посвящен наш урок?
— Что произойдет, если вода исчезнет?
— Что предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?
— А как вы, ученики, можете сохранять и беречь воду?
— Над какими вопросами вы задумались? О чем расскажете своим близким?
10. Рефлексия
Мы сегодня отвечали,Мы сегодня поиграли,И ребусы решили,Все сумели! Все смогли!Мы сегодня Молодцы!
А сейчас, те, у кого было хорошее настроение, кто доволен своей работой, намочите капельки, лежащие у вас на столе и приклейте на одну половину доски, а кто не доволен своей работой — на другую. Спасибо за работу.
11.Домашнее задание
Прочитать текст «Значение воды в природе и жизни человека», ответить на вопросы. На выбор:
А) Придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!»Б) Подумайте и напишите мини-сочинение о том, как в вашей семье экономят воду
infourok.ru
Конспект урока на тему "Вода. Свойства воды"
«Вода. Свойства воды». Цели урока: Дать детям расширенное представление о воде, о её значении в природе и жизни человека, об экологических проблемах водных ресурсов; способствовать повышению стремления детей беречь и охранять воду. Задачи: О. Сформировать знания учащихся о свойствах и состояниях воды ,значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли. Р. Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; устной речи. В. Воспитать в детях бережное отношение к воде; научить экономить и ценить её; развивать стремление охранять водоемы от загрязнения. Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Проверка дом. задания. О чем мы говорили на прошлом уроке? (Воздух и его свойства). Давайте вспомним - Какие свойства имеет воздух? С помощью каких опытов мы это выяснили? Какое значение имеет воздух для нашей планеты? Чего боится воздух? Что предпринимает человек, чтобы поддерживать чистоту воздуха? Где и как человек использует воздух? 3.Мобилизирующее начало Сегодня на уроке нас ждет много интересного. А чтобы узнать тему урока, нужно отгадать загадку: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг? Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы скажем прямо- Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды- Жить нельзя нам без…(ВОДЫ).
-Да, ребята, речь пойдет о воде. И тема нашего урока звучит так - «Вода. Свойства воды». -И сегодня мы поговорим о значении воды в жизни человека, о её экологическом состоянии, свойствах которые имеет вода, а так же немного поиграем. 4. Основная часть. Ребята, представьте, что наша доска- море. И течение выбросило к нам на берег бутылку. Как вы думаете, что же в этой бутылке может быть? Записки. Как записки попадают в бутылку?... Давайте прочтем первую. (На доске иллюстрации – берег – море; бутылка, на ней прикреплены конвертики с номерками заданий; разные виды морских животных, колесо, консервная банка, топор и тд.). (ученик подходит к доске, снимает карточку под номером один и читает) 1.«Вода в природе» -Итак, где мы встречаемся с водой в природе? На глобусе или на карте наша планета голубая с желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, реки, озера. Огромные скопления льда находятся на Северном и Южном полюсах. Там лед и на суше и в воде. Но не только на земле есть вода - толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды в виде пара, облаков, туч. Вода есть и под землей. Она повсюду. (По ходу рассказа обращать внимание детей на изображении воды в природе). Вода - самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов – акыны - воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос - Что такое ВОДА? Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! » -Сможете ли вы мне ответить на вопрос: Какое значение имеет вода в природе? Давайте посмотрим, что же еще есть у нас в бутылке. 2.Свойства воды. Свойства воды. Нам уже стали привычны дождь или снег, текучие реки и озера, огромные просторы морей и океанов. От этих красот у любого захватывает дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря и реки, дождь и снег, каковы свойства оводы предстающей перед нами в таком разнообразном виде. Сейчас мы с вами узнаем, какими свойствами обладает вода. А для этого проведем опыты. №1.Возьмем прозрачный стакан с водой и опустим в него карандаш. Его хорошо видно? Какое свойство воды мы здесь увидели? Она прозрачна, бесцветна. №2. Давайте понюхаем её. Что вы чувствуете? Да, вода не имеет запаха. №3. Теперь определим форму воды. Поочередно наливаем её в разные сосуды: стакан, пиала, бутылка, крышка. Что вы заметили? Вода всегда принимает форму того сосуда, в который её наливаешь, следовательно она не имеет формы. №4. Теперь нальем воду на любую поверхность, или на блюдо. Что происходит с водой? Да, она растекается в разные стороны. Это еще одно её свойство- текучесть. По ходу проведения опытов вывешиваются таблички со свойствами воды. Итак, в жидком состоянии вода имеет свойства: (Работа на доске с карточками) Свойства воды: Бесцветна Прозрачна Нет запаха Нет формы Текучесть. Прочтем хором, запишем таблицу в тетрадь. Кроме жидкого состояния вода в природе находится еще и в твердом - лед, снег, град, и в газообразном - пар, радуга, облака. Как же вода переходит из одного состояния в другое? (ответы детей). Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твердое, т.е. замерзает. Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется. (работа на доске). Состояния воды: Жидкое - дождь, реки, роса. Твердое - град, снег, иней, лед. Газообразное - пар, облака, радуга. Хоровое чтение, запись схемы в тетрадь. 3. физ. минутка «Вода - не вода». Давайте посмотрим, что же еще лежит в бутылке. Игра «Вода - не вода». Условия её таковы: я произношу слово, и если оно обозначает воду - вы хлопаете, а если не относится к воде - делаете два шага на месте. Будьте очень внимательны. Итак: океан, ветер, снег, дождь ,песок, сосулька, скала ,роса, айсберг, акула. Молодцы! Тихонько сели. 4.Значение вода в природе. Посмотрим, какое задание осталось в бутылке. Работа по учебнику. Сейчас мы прочтем рассказ о значении воды в природе. Открыли учебники на странице 37. Вы видите рассказ. Сейчас я его прочту, а вы внимательно послушайте и подумайте над таким вопросом: Нужна ли вода в природе? (чтение текста учителем) (ответы детей на поставленный ранее вопрос). Вторичное чтение текста детьми самостоятельно. Анализ прочитанного. Какое свойство воды обнаружил Асан? Какую роль играет вода для растений? Животных? Человека? Природа не может существовать без воды. Даже наше тело состоит из воды больше чем наполовину. Вода входит в состав крови, которая разносит питательные вещества по всему организму. Такое же значение вода имеет и для животных, а для некоторых является еще и местом обитания. Без воды погибнут и растения. А как, и для чего человек использует воду? Всякую ли воду можно пить? Как можно экономить воду? Какой вред человек наносит воде? Как этого избежать? По ходу урока мы с вами много раз обращались к нашему морю на доске. А заметил ли кто-нибудь из вас, что в нашем море, кроме его обитателей, есть много посторонних предметов? Откуда они там появились? Что нужно сделать? Очистим водоем! Каждый из ребят, по очереди, выходит и убирает по одному ненужному предмету с доски, обосновывая, почему он так решил. За каждый убранный предмет ребенок получает капельку воды (вырезанную из бумаги). Молодцы ребята! 5. Итог урока. Пот и подошел урок к концу. Давайте повторим: В каких состояниях вода встречается в природе (с примерами)? Свойства воды? Почему нужно беречь воду? Выставление оценок. д/з стр.37-38 читать. Найти и выучить стихотворение о воде. Проиллюстрировать.
globuss24.ru
Конспект урока по теме "Свойство воды"
Конспект урока.
Тема урока «Свойства воды». (2 класс)
Цели урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления её в пищу. При выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы. Повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.
Оборудование для урока (практическая работа):
Для учащихся:
Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зелёная, красная, жёлтая).
Конверт «Ключ».
Лоток с лабораторной посудой на один стол:
А) 4 стакана;
Б) стеклянная палочка;
В) фильтр бумажный;
Г) воронка;
Д) пластиковый шарик.
Для учителя:
Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зелёная, красная, жёлтая).
Глобус.
Детские рисунки для аппликации «Вода в жизни всего живого».
Пластиковая пластинка.
Лоток с лабораторной посудой.
Штатив.
Толчёный мел.
Песок.
Медный купорос (кристаллы).
Марганцовка (кристаллы).
Напиток.
Иллюстрации: - водопад на Камчатке,
(слайды) - туман,
- лёд и снег на берегу реки.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительная беседа. Повторение.
- Отгадайте загадку.
Что в гору не вкатить,
В решете не удержать
И в руках не унести?
(Вода.)
- Вода – это полезное ископаемое. Как вы думаете, много ли воды на Земле?
- Посмотрим на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего, больше, чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.
На доске иллюстрации:
Водопад на Камчатке.
Туман в низине.
Лёд и снег на берегу реки.
- Что объединяет эти три иллюстрации?
(Вода в природе существует в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газообразном.)
- А что значит вода для всего живого, для вас?
(Учитель на магнитной доске составляет аппликацию из рисунков учащихся «Вода в жизни человека, растений и животных».)
(Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.)
- Но вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов.
Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях, и моет всех людей, города, машины, дороги.
А ещё вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств – ничего не сделать без воды.
Вот она, какая вода!
Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
3.Практическая работа.
- Какова форма воды? (Учащиеся выполняют вместе с учителем).
-Опустите шарик в стакан с водой. Изменилась ли его форма?
- Сравните форму воды в своём стакане с водой у учителя.
- Что можно сказать о форме воды?
- Достаньте из конверта с надписью «Ключ» полоску №1.
Прочтите вывод:
Вода в жидком состоянии не имеет формы.
(Учитель на доске, а ученики в тетрадях заполняют таблицу, но только первый столбик)
Свойства воды в разных состояниях
- Какого цвета вода? На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя? Голубая? Серая? Зелёная? Жёлтая? Красная? Белая?
(Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
-Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды? Проверьте свой вывод по ключу №2.
Вода в жидком состоянии бесцветна.
-Какова прозрачность воды? Подумайте, как можно проверить прозрачность воды. Какой можно поставить опыт?
(В стакан с водой опустить предмет. Поставить стакан с водой на лист с рисунком или с текстом и проверить прозрачность.)
- Так определите прозрачность воды. Какой вы сделали вывод?
(Вода в жидком состоянии прозрачна.)
-Каков вкус воды? Знаете ли вы вкус соли? Сахара? Лимона? Лука? Вам хорошо знаком вкус хлеба, молока, яблок, варёного картофеля. Можно ли назвать воду сладкой, солёной, кислой, горькой? (Говорим только о пресной воде, необходимой для жизни.) Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Сделайте вывод о вкусе воды.
( Вода не имеет вкуса.)
- Каков запах воды? Когда мама печёт пироги, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет вода? Понюхайте её и сделайте вывод.
(Вода не имеет запаха.)
- Знание этого свойства воды и её бесцветность помогут вам избежать употребления в пищу воды, которая имеет какой-то привкус или оттенок по цвету.
Такая вода нанесёт вред нашему организму.
- Что происходит с водой, если её вылить из посуды?
(Этот опыт показывает учитель.)
- Наблюдайте, что происходит с водой, когда я несколько капель вылью на ровную поверхность.
(Она растекается в разные стороны.)
- Что происходит с этой водой, если наклонить эту поверхность?
(Вода стекает под уклон.)
- Возьмите пустой стакан и стакан с водой. Перелейте воду в пустой стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Какое?
(Вода в жидком состоянии текуча.)
- Именно этим свойством воды мы пользуемся при умывании, когда пьём чай и т.д.
Физкультминутка.
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
- Сейчас ваши стаканы с водой я насыплю несколько кристаллов. Наблюдайте, что будет происходить.
(Учитель насыпает в стакан с водой:
первый ряд учащихся – медный купорос,
второй ряд учащихся – марганцовку,
третий ряд учащихся – напиток в порошке.)
- Какого цвета была вода в ваших стаканах сначала?
(Бесцветной.)
- А какого цвета стала теперь?
(Первый ряд – синяя, голубая – добавили медный купорос;
второй ряд – сиреневая – марганцовка;
третий ряд – оранжевая.)
- О чём это говорит?
(Вода растворила кристаллы.)
- Таким образом, мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу – напиток. Эти вещества у вас растворились полностью.
- А теперь я добавлю в другой стакан с водой толчёный мел. Размешайте. Что вы заметили?
(Учитель демонстрирует также опыт по растворению песка в воде.)
(Когда мы растворили мел, а вы песок, растворилось не всё. Часть мела и песка осела на дно.)
- Какой же вывод можно сделать?
(Вода в жидком состоянии – растворитель.)
- Вода универсальный растворитель. Растворяет почти всё. Даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания.
Эту воду можно получить и в домашних условиях – опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.
Подумайте, где в быту, в жизни человек использует это свойство воды.
- Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка?
Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
Фильтр – это приспособление для
очистки воды. Наш фильтр сделан из
специальной бумаги.
Возьмите из лотка бумажный
круг. Сложите пополам и ещё раз пополам. У нас получилось четыре таких части. Отделите три части в одну сторону, а одну часть – в другую. Так вставьте в воронку.
По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте её на прозрачность. Нерастворённые вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрование.
В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.
4. Закрепление.
- Как очищается вода в природе?
(Песок хорошо очищает вводу от разных примесей.)
- Вспомните загадку: почему же воду нельзя вкатить в гору, не унести в решете, в руках не удержать?
- О каких ещё свойствах воды вы узнали сегодня на уроке?
- Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду – наше богатство – надо беречь!
5.Домашнее задание.
Для сильной группы учащихся рассмотреть свойства воды в газообразном состоянии.
Для средней группы учащихся рассмотреть свойства воды в твёрдом состоянии.
Для слабой группы учащихся стр.90-91.
6.Итог.
infourok.ru
Конспект урока "Свойства воды"
Урок "Свойства воды". 3-й класс
Цели:
-Сформировать знания основных физических и химических свойств воды; развивать навыки экспериментального исследования свойств веществ; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.
-Объяснить свойства воды. Доказать это на опытах.
-Развивать логическое мышление.
-Воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование, необходимость заботится о чистой воде.
Оборудование: учебник, печатная тетрадь, карточки с условными знаками для минутки календаря, сигнальные карточки для игры в светофор, оборудование для проведения опыта
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
– Ребята, на доске висят игрушки, которые вы можете купить, но продаются они не за деньги, а за знания. Кто хочет первым купить игрушку.
Вопросы к аукциону:
Назови свойства воздуха.
Что происходит с нагреванием воздуха.
Что происходит при охлаждение с воздухом.
из чего состоит воздух.
Хорошо ли воздух проводит тепло.
Для чего нужен воздух.
Расскажи, как бороться с загрязнением воздухом.
Что делают растения.
Какой газ воздуха необходим для дыхания.
Что надо делать для охраны чистоты воздуха.
III. Объяснение нового материала:
Послушайте стихотворение.
Спросил на дняхМалыш – сосед.У струйки,Льющейся из крана. – Откуда ты? Вода в ответ:– Издалека, Из океана!Потом малыш гулял в лесу, Росою искрилась поляна. – Откуда ты? –Спросил росу.– Поверь – и я из океана!– Ты, газировка, что шипишь?И из бурлящего стакана Донесся шепот:– Знай, малыш,И я пришла из океана!На поле лег туман седойМалыш спросил и у тумана.– Откуда ты?Ты кто такой?– И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке,И слезинке,И в дождинке,И в росинке –Нам откликнется всегдаОкеанская вода!
– Ребята, вы послушали стихотворение. Скажите, а где вы встречались с водой?– Верно, человек каждый день всегда и везде встречается с водой. Вода – это наше богатство, без которого мы не можем жить так же, как и без воздуха. Там, где вода, есть жизнь, а если нет воды, то нет и жизни без воды, не может жить человек и животный мир, без воды не могут расти растения. Словом, без воды, как и без воздуха все погибло бы..
1. Вода – природное богатство
Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, – это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на все жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. »Воде, – сказал великий Леонардо да Винчи, – была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.»Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет не одного народа. У которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель, летчик Антуан де Сент Экзюпери. Самолет, которого потерпел аварию в пустыне Сахара, писал так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинает бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.– Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным веществом – это вода, узнаем, чем важна вода. Какими свойствами обладает.
Не умыться, не напитьсяБез воды.Листику не распуститьсяБез воды.Без воды прожить не могутПтица, зверь и человек,И поэтому всегдаВсем везде нужна вода.
2. Чем важна вода?
1) Работа в печатной тетради (задание 66).
2) Работа с учебником (стр. 77).
Большая часть поверхности Земли покрыта океанами, морями, реками, озерами. Вода содержится и в почве, и в воздухе в виде облаков. Пара, туманов. Покрывает снегом и льдом высокие горы. Входит в состав всех живых организмов.Потеря воды – это смерть. Потеряло растение половину своей воды – погибло, а животному того меньше надо потерять, чтобы погибнуть.Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны – всасывают воду через кожу.Есть на земле и такие интересные животные, у которых вода образуется из жира. Нигогда не пьют воду жуки – долгоносики, гусеницы платяной моли.Где еще можно найти воду на Земле? Конечно же , в растениях. Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода. В помидоре – 95%, в огурце – 98; воды.Все растения. Обитающие на суше, имеют приспособления к добыванию и сохранению влаги. Корни Пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь земли до 2метров, у деревьев – на 10 – 12метров, а у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до 20 м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха.Для многих живых организмов вода – дом родной. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне ее. Бобр, строит себе дом посреди водоема с подводным входом – защита от хищников.Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти столько пищи.Лягушки рождаются в воде и живут возле нее и в ней.
3. Для чего нужна вода человеку
Как и у всех живых организмов, тело человека состоит из клеток, наполненных водой. Ежедневно из организма человека выводится до 2 литров воды. Вот это количество потерянной воды и должен восполнить человек с пищей.Большое количество воды человек расходует на поддержание в чистоте рук, тела, зубов. Еще больше воды уходит на приготовление еды, мытье посуды, стирки белья.
3) работа с текстом учебника (с.77 – 78).
– У каких водоемов селились наши предки? Как они использовали воду?– Как образовались слова «водопровод, водовоз»?.– Предположите, как сельские жители определяют место, где следуют копать колодец. (С опорой на рисунок, с.79).– Почему надо экономить воду?
Предлагаю вам решить экономические задачи.
1. В квартире неисправен кран, из которого за один час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?
2. При утечке из крана воды за сутки набирают 1 ведро. Сколько ведер наберется за неделю? За месяц?
Нам нужна для жизни только чистая пресная вода. А где мы ее можем встретить?Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушайте старинную легенду.В отвесной скале одной из гор Армении каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что – эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который из-за сиюминутной , выгоды, расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава была его не долгой. В скорее родник высох, а за ним «высохла» и деревня.– Как вы понимаете слова «деревня высохла»?Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.«Вода – мать полей, а без матери не проживешь» (китайская пословица).«Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец» (английская пословица).«капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня» (узбекская пословица).
Физминутка
IV. Практическая работа «Какими свойствами обладает вода»
Опыт 1.
Возьмите стакан с водой и опустите туда ложку. Скажите, видна ли она? Как вы думаете, о каком свойстве воды это говорит?
Вывод: чистая вода прозрачна. Прозрачность воды важна подводным растениям, нуждающимся в солнечном свете, а также живущим в воде животным.
Опыт 2.
– Ребята, у вас у каждого на парте лежат цветные полоски . Поднесите полоски по очереди к стакану с водой. Скажите, имеет ли вода цвет?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3.
Возьмите стакан с водой и понюхайте. Имеет ли вода запах?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт 4.
– А теперь насыпьте в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же глины. Аккуратно размешайте. Скажите , что вы заметили?
Вывод: в воде растворяются вещества, но не все. Вода растворитель.
Опыт 5.
– Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с водой при охлаждении и при нагревании. Я беру колбу с трубкой, заполняю подкрашенной водой и опускаю в горячую воду. Что вы заметили?Эту же колбу поставлю в тарелку со льдом. Что происходит?
Вывод: вода расширяется, при нагревание и сжимается , при охлаждении.
– А сейчас, откройте «ключ» к практической работе и прочитайте ответы. Верные ли выводы сделали мы.( Опыты по печатной тетради, задание 70).
V . Закрепление
– Сейчас проведем игру «Светофор». Напоминаю вам правила, я читаю вопросы и три ответа, если вы считаете, что правильный ответ первый, то поднимаете красный кружок, второй – желтый кружок, третий – зеленый кружок. Если же вы думаете, что правильные два ответа, то поднимаете два кружка соответственно порядку.
1. При нагревание вода 2. Если опустить предмет в воду:
а) сжимается; а) его не видно;б) расширяется; б) он хорошо виден;в) ничего не происходит; в) еле заметен;
3. Если пропустить мутную воду через фильтр: 4. Вода имеет:
а) очищается; а) цвет;б) загрязняется; б) запах;в) остается прежней; в) ничего не имеет;
5. Если в воде размешать соль:
а) растворится;б) растворится не до конца;в) с ней ничего не произойдет.
Несколько человек выполняют эту работу на компьютере.
– Кто прочитает еще раз свойства воды?– Почему вода – одно из самых главных богатств Земли.
Домашнее задание: учебник ( с. 77-80), печатная тетрадь ( задание 68, 69).
VI. Рефлексия деятельности
Как ты оцениваешь себя на уроке.
Каждый ученик раскрасит свою рыбку и пустит ее в аквариум:
золотую, если доволен собой на уроке;
синюю, если допустил неточность в работе;
красную – «еще надо постараться, и придет успех».
На доске дети заполняют рыбками аквариум своими успехами.
– Молодцы, вы хорошо работали, за активную работу на уроке я ставлю оценки.
infourok.ru