Урок по окружающему миру "Как человек использует свойства воды" (4-й класс). 4 класс свойства воды
Тест по окружающему миру "Свойства воды и воздуха" 4 класс
Ф.И.
1. Благодаря какому свойству воду можно перелить из одного стакана в другой?
Прозрачность
Текучесть
Несжимаемость
Растворяемость
2. Как называется сила, которая действует на тело, погруженное в жидкость, равная весу вытесненной воды?
Сила тяжести
Выталкивающая сила
Сила воды
Сила упругости
3. Как звали ученого, который открыл закон сообщающихся сосудов?
Эвклид
Аристотель
Архимед
Пифагор
4. Вода является хорошим…
загустителем
разрыхлителем
затвердителем
растворителем
5. Если сжимать воду в шприце, то она…
сожмется
разожмется
останется неизменной
испарится
6. Какое состояние вода не может принимать?
Жидкое
Твердое
Газообразное
Плазма
7. Лёд и снег - это вода ...
в твердом состоянии в газообразном состоянии в жидком состоянии
8. За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
за счет того, что вода, превращаясь в лед, сжимается повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано за счет того, что вода, превращаясь в лед, расширяется
9. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу вода с поверхности пола испарилась вода впиталась в поверхность пола
10. Что происходит с водой при нагревании?
изменений с водой при нагревании не происходит. вода сжимается при нагревании вода расширяется при нагревании
11. Что такое воздух?
смесь газов: азота и кислорода
смесь газов: кислорода и углекислого газа
смесь газов: кислорода и водорода
смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и др.
12. Какую форму имеет газ?
Квадрат
Круг
Треугольник
Не имеет формы
13. Воздушной оболочкой земли называется…
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
14. Благодаря низкой плотности воздух…
хорошо проводит тепло
плохо проводит тепло
вообще не пропускает тепло
вообще не создает помех теплу
infourok.ru
Урок по окружающему миру "Как человек использует свойства воды" (4-й класс)
Разделы: Начальная школа
Цель: Сформировать у учащихся понятие о свойствах воды и их применении в жизни человека.
Задачи:
- Познакомить учащихся с важнейшими свойствами воды и их применении в жизни человека.
- Развивать исследовательские способности детей: умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать самостоятельные выводы.
- Воспитывать коммуникативные способности детей в процессе исследовательской деятельности.
Оборудование: Иллюстрации использования человеком различных свойств воды, оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и шланг), фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, шприц.
Ход урока
1. Организация класса.
Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 4-го класса, а мои коллеги – исследователи. Сейчас мы с вами определим тему сегодняшнего исследования.
Введение в тему. (Отрывок фильма о воде.)
Как вы, думаете, какая тема нашего исследования? (Презентация. Слайд темы)
А для того чтобы раскрыть тему мы будем следовать следующим этапам.
Исходные данные
Гипотезы
Опыты
Выводы |
Какие исходные данные у нас есть о воде? Что вы уже знаете о ней? (Ответы детей.)
Придвиньте к себе лист № 1 и заполните его.
Возьмите лист № 1 “Необычайные свойства обычной воды” .
Итог: Вода это вещество, которое обладает определенными свойствами. Многие из них вам уже хорошо знакомы. Давайте объявим их.
(Работа с таблицей № 1). Заполняем таблицу о свойствах воды уже изученных детьми. (Самостоятельная работа детей. Таблица выводится на экран.)
Свойства воды | Жидкая | Твердая (снег, лед) | Газообразная (пар) |
Цвет | |||
Прозрачность | |||
Запах | |||
Форма |
– Что же у вас получилось, давайте проверим. Саша , пожалуйста, прочти, что у тебя получилось. Ребята, кто не согласен? Можете что-то исправить или добавить? Посмотрите на экран. Вот видите, какие вы умницы, вы все выполнили верно!
Следующее свойство, с которым мы сегодня познакомимся, открыл известный Древнегреческий ученый.… О ком идет речь? Посмотрите отрывок. Это Архимед.
В ходе нашей работы мы будем заполнять таблицу № 2.
Свойства | Применение |
Выталкивающая сила | Плавание. Водный транспорт. |
Текучесть | Водопровод, фонтан, чайник, мельница, ТЭЦ |
Растворитель | Стирка, солить суп, сахарить чай |
Лабораторный опыт № 1. (О выталкивающей силе воды.) Возьмите в руки динамометр, подвести груз. Что наблюдаете? Почему оттянулась пружина?
Подвиньте к себе стакан с водой, опустите груз в воду. Что заметили?
Вывод: Вода обладает выталкивающей силой. Замечательно!
Можно ли это свойство воды как-нибудь использовать? (Выслушиваем ответы детей.) Прекрасно! Давайте запишем это в таблицу.
Почему корабль большой железный и не тонет? (На слайде картинка корабля. Предположения детей, гипотезы.)
Демонстрационный опыт № 2.
Два стакана и стеклянная трубка. В стаканах вода. Опускаем трубку в стаканы и наблюдаем, что происходит? А теперь один стакан поставим на подставку, что замечаете? Какое свойство наблюдали? Что происходит с водой? (Она течет.)
Демонстрационный опыт № 2.
А если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости – это закон сообщающихся сосудов.
Вывод: Вода обладает текучестью. Подтвердили закон сообщающихся сосудов. Где-нибудь в жизни вы встречались с примерами сообщающихся сосудов? (Водопровод, фонтан, чайник.)
Как человек использует текучесть воды?
У воды еще немало свойств. Хотите их узнать? Вы устали? Давайте отдохнем!
Физминутка.
Очень всем нужна вода Делай раз и делай два Звери у ручья напились Влево вправо наклонились Вместе на носочки встали Тучку лапками достали Дружно хлопнули в ладоши До чего же день хороший Дождик вдруг полил с утра За работу детвора.
Сказка: Недавно мне на глаза попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой.
Первый осел едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче?
Выдвигаем гипотезы.
Опыт № 3.
Перед вами стаканы, что в них? (Вода.) Что вы можете сказать об этой воде? (Цвет, запах, вкус.) Вы уверены, что вода без вкуса. Попробуйте. Почему эта вода имеет вкус? (Растворили там сахар, соль.) Что значит, растворили соль или сахар в воде
Вывод: Вода растворитель.
Как человек использует это свойство?
Демонстрационный опыт № 3.
Растворяет в воде мел, сахар. Что наблюдаете? Сахар растворился, а мел нет.
Вывод: Не все вещества растворяются в воде. В природе очень мало чистой воды. А для питья и прочих нужд человека, да и животных нужна чистая вода. Как сделать воду чистой?
Демонстрационный опыт № 4.
Колбы с воронкой, куда вставляем бумагу для фильтрации. Рассматриваем глобус, вспоминаем, что 3/4 суши занята водой, в основном это моря и океаны. Вода в морях и океанах соленая. Почему дождь не соленый?
Несжимаемость воды.
Итог урока: Показ слайдов с опытами вспоминаем, с какими свойствами познакомились и как их использует человек.
Вывод: Люди изучали свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Вода и ее свойства"
Конспект открытого урока
по окружающему миру
в 4 классе
На тему: «Вода и ее свойства»
Зинкевич Ирина Валентиновна
2015 год
ЦЕЛИ:
1. Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, установить причинно-следственные связи круговорота воды в природе. Формировать представления обучающихся о применении свойств воды в жизни человека.
2. Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.
3.Развивать навыки практической деятельности; наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности;
4.Развивать умение вступать в дискуссию, отстаивать собственную точку зрения;
5.Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов, определить в ходе опытов свойства воды.
6.Прививать экологическую культуру младшим школьникам ;
7.Воспитывать умение сопереживать , выслушивать мнение одноклассников.
8. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде и природе в целом.
ОБОРУДОВАНИЕ. Глобус, на партах у учеников стаканы с водой, каждый стакан подписан (название коктейлей), пустые стаканы, растворимые вещества (сахар), гуашь, меню, карточки со свойствами воды, карточки с заданиями, наглядным материал для инсценировки сказки, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, гости. Я рада, что вы пришли на открытие кафе «Капитошка».
Вы все получили пригласительные билеты, прошу занять места, согласно своим билетам.
(У детей в руках пригласительные билеты , на которых написан номер стола, за которым они будут сидеть).
- Хочу представить вам официантов нашего кафе.(Настя, Мирон).
II. Основная часть. Сообщение темы.
-Ознакомьтесь с меню нашего кафе.(официанты раздают меня детям, а затем гостям).
Мы предлагаем на закуску «Ассорти». Основное блюдо «Водоворот знаний». Разнообразные напитки:
1.Текучий кисель
2. Газированный напиток «Мячик»
3.Растворимый Сюзи
4.Морс цвета
5.Коктейль «Морской бриз»
6.Белый чай
Как и в любом кафе, вы должны будите оплатить свой заказ. Т.к. кафе у нас работает первый день, мы предлагаем вам заработать деньги своим умом. За каждое выполненное задание вы получите капельку. Ваша задача набрать как можно больше капелек с вашего стола.
III. Актуализация знаний.
Итак, первое блюдо «Ассорти». Официанты разносят на столы задания.
1.Загадка о воде : (Для желтого стола)
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)
2.Ребус (для зеленого стола)
3.Шифр ( по номеру букв в алфавите).(для синего стола)
3+16+5+1. Ответ:вода
4.Собери слово из букв.(вода). (для розового столо)
Дети выполняют задание. Отгадки –вода.
-Блюдо понравилось Вам? Назовите главный ингредиент вашего блюда.
Секрет нашего кафе в том, что главный ингредиент всех блюд-это вода.
Ознакомление с новым материалом. «Основное блюдо».
-Пришло время отведать основное блюдо « Водоворот знаний»
- Некоторые из вас получили приглашение с определенным заданием.
Давайте пригласим первого нашего гостя.
(Ребенок рассказывает стихотворение о воде).
Спросил на днях малыш сосед у струйки,
льющейся из крана:
Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу. – Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой? – И я, дружок, из океана!
- Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана
Донесся шепот: - Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда океанская вода!
Учитель:- В этом стихотворении имеется в виду Мировой океан, в его состав входит вся вода планеты. Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой, а все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Посмотрите на экран.(Презентация)
- Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха покрывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Так как вы думаете, ЧТО ТАКОЕ ВОДА?
СЛАЙД «ВОДА – ЭТО ВЕЩЕСТВО».
Доклад ученика. (Лопатина Алина)
- А сейчас я предлагаю всем послушать сообщение о воде, которое приготовили Алина и Игорь.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды. Вода одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней.
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить птицы и звери. Вода работает на электростанциях. Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров. Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.
ИТОГ. Учитель. Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробуем установить с помощью опытов.
ФИЗМИНУТКА.
-Вода имеет три состояния, назовите их (жидкое, твердое, газообразное).
Если я называю вам твердое состояние воды, вы становитесь как солдатики, если газообразное - покачиваете руками, жидкое - покачиваете тело.
(снежинка, лед, чай, пар, облако, туман, град, сок, лужа).
Практическая работа.
Пришло время попробовать напитки в нашем кафе (официанты раздают каждому стакан с водой).
Учитель: - Перед вами коктейль вкуса. Попробуйте его на вкус, что вы можете сказать о его вкусе? (нет вкуса)
- Какой вывод можно сделать, какое свойство воды можно выделить?
Нет вкуса
Учитель: - А теперь выберите каждый себе напиток.
1. У кого напиток «Текучий кисель».
(дети проводят опыты, каждый за своим столом).
- Перед вами два стакана, один с водой, другой пустой. Подумайте, как доказать, что вода текучая?
Текучая.
2. Газированный напиток «Мячик».
- Вода имеет свойство выталкивать предметы. Как продемонстрировать это на опыте?
Выталкивающая
3. «Растворимый Сюзи».
- Можем ли мы по названию напитка догадаться о следующем свойстве воды?
Демонстрация опыта. Дети растворяют сахар в воде. Делают вывод.
Растворитель
4. «Белый чай»
- Вода прозрачная. Показ опыта. В стакан с водой опускается трубочка . Делают вывод. Определяют свойство воды.
Прозрачная
5. « Морской бриз»
- А знаете ли вы, что вода не имеет запаха? Как это доказать? Подводят итог опыта.
Без запаха
6. «Морс цвета».
- Как доказать с помощью красок, что вода бесцветная?
Бесцветная
Учитель: - А теперь давайте хором повторим свойства воды.
Закрепление знаний.
Развлечение.
Игра « передай капельку»
(дети на своих капельках записывают, где в природе, в каких веществах есть вода.
Капельки вывешивают на доску под облаком. На облаке написана загадка).
Без пути и без дорогиходит самый длинноногий.В тучах прячется,во мгле, только ноги на земле.
Сказка. Инсценировка.
В один из летних дней на небе ярко светило солнышко и согревало своим теплом землю. Но тут подул сильный ветер и стал гнать тучи навстречу друг другу. И тут тучи столкнулись. Начался сильный дождь. На земле появились большие лужи. Дождь перестал, и на небе снова выглянуло солнышко. Оно снова стало согревать землю. Лужи становились все меньше и меньше.
-Почему? (испарились). Капельки воды поднялись в небо. И что образуется из капелек пара? Снова тучи (облака). Так происходит круговорот воды в природе.
Учитель: - вода имеет огромное значение планете. 22 марта отмечается Всемирный день Воды. Воду нужно беречь, ведь ее осталось не так много на планете. - Как можно сохранить это сокровище?
Плакат «Берегите воду»
(Дети вывешивают картинки на доску с предметными рисунками, как можно сберечь воду).
Рефлексия.
Подсчет капелек, выставление отметок.
- Если вам сегодня на уроке было все понятно, прикрепите капельку с улыбочкой на доску, под тучку, чтобы у нас пошел веселый дождик, а если есть еще над чем поработать и было не все понятно, то капельку без улыбочки.
Домашнее задание: Придумать сказку о свойствах воды.
Учитель: - Спасибо, что пришли к нам в кафе. Надеюсь, меню кафе вам понравилось и вы теперь знаете цену воде!!!
infourok.ru
I. Стадия вызова. Организационный момент | Слайд 2 – Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на уроке. Проверьте, все ли у вас готово на партах к уроку? Создание эмоционального настроения. Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. |
Урок сопровождается презентацией учителя (так же имеется вариант использования материалов урока на интерактивной доске Smart Board) | I. (2) Актуализация знаний | – Работать будем в парах. Давайте
вспомним правила работы в парах. (Приложение
1) Слайд 3 ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ 1. Говори вполголоса. 2. Один говорит – другие слушают. 3. Не перебивай выступающего. 4. С уважением относись друг к другу. 5. Разговор должен идти только о предмете задания. – Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, помогать вам будут информационные источники и «копилка», которую вы собрали. Расскажите, какие материалы содержатся в вашей копилке? (Картинки, текстовые материалы, энциклопедический словарь, электронные энциклопедии) – А чем занимаются исследователи? (Ответы детей) – Все исследователи во время своих наблюдений встречаются с чудесами, загадками, ведут записи своих наблюдений в дневниках, вот и ваша задача на сегодняшнем урока составить дневник о наблюдаемом объекте. (Приложение 2) Слайд 4 – А какой объект станет предметом нашего исследования, узнаете, расшифровав ребус: Слайд 5 (1 страница дневника наблюдений) – Ребята, давайте поделимся своими знаниями со всеми. Что вы уже знаете о воде? Запишите в колонку «Знаем» (Предполагаемые ответы: вода может быть в трёх состояниях: газообразном, жидком и твердом; не имеет, цвета, запаха и вкуса и т.д.) – Где эти свойства применяют люди? Выполните тестовое задание. – Давайте посмотрим, что вы записали в свои таблицы. (Один представитель экипажа докладывает, что они записали в таблицу, остальные экипажи делают дополнения) – Как вы считаете, всё ли вы назвали? Что бы вы хотели еще узнать? Запишите вопросы в колонку с вопросом «Хочу узнать» Проблемный вопрос: Где и как свойства воды помогают человеку? |
За две недели до урока учащимся было
дано задание собрать «копилку» материалов по
теме: «Использование воды в жизни человека» Работа по сбору копилок в классе ведется в
системе: – сбор «копилки»; – систематизация собранных материалов; – составление картотеки собранных материалов
На интерактивной доске ребятам сначала предлагается сложить рассыпавшуюся картинку ребуса, а затем его разгадать) |
II. Стадия осмысления
Изучение новой темы и совместное открытие знаний |
– Итак, мы начинаем работать на
поставленные вопросы к теме.
– Сегодня на уроке мы узнаем ещё о некоторых
свойствах воды, и как человек научился их
использовать.
Результаты мы будем заносить в схему «Фишбоун»
– В верхнем треугольнике запишите проблемный
вопрос
Я вам предлагаю просмотреть видеофрагменты с
опытами и ответить на вопросы диктора. Слайд 6 Опыт №1 – выталкивающая сила (видеоролик) – Как вы думаете, сколько воды вылилось из стакана? (Масса равная массе груза на резинке) – Почему грузик на резинке поднялся вверх? (На него действует сила, направленная вверх?) – Это выталкивающая сила направлена вверх и равна массе вытесненной воды. – Где применяется это свойство воды? (Ответы учащихся) Заполните схему. Аналогичная работа проводится с опытом №2 Слайд 7 Опыт №2 – закон сообщающихся сосудов (видеоролик) Слайд 8 Опыт №3 – вода-растворитель демонстрация учителем Слайд 9 Опыт №4 – загадка (видеоролик) Слайд 10 Опыт №5 – вода несжимаема – предлагается провести самостоятельно 1) Возьмите шприц. 2) Наберите в него воды. 3) Заткните пальчиком отверстие у шприца. 4) Надавите с другого конца шприца. – Что произошло? – Смогли ли вы сжать воду? – Какое свойство воды вы наблюдали в этом опыте? – Где применяется это свойство воды? (ответы учащихся) Слайд 11 – Посмотрите на схему. Какой вывод можно сделать после заполнения её? Вывод: Человек использует свойства воды постоянно в повседневной жизни |
Схема «Фишбоун» заполняется по мере
детских наблюдений
Во время исследования ребята работают с
электронными носителями: CD «Большая
энциклопедия К&M – 2003» По окончании каждого опыта диктор в видеоролике задает вопрос: Почему так произошло? Если ребята самостоятельно не могут ответить на него, им предлагается найти ответ в информационных источниках |
III. Стадия рефлексии | – Дневники заполнили. Как вы считаете,
ответили ли мы на поставленный вопрос вначале
урока? (Проверка заполнения таблицы)
Слайд 12 – Мы с вами рассмотрели применение свойств воды в жизни человека. А знаете ли вы, что:
Тревожные факты В настоящее время человечество использует 3,8 тыс. км3 воды ежегодно, причём максимально увеличить потребление пресной воды человечество может только до 12 тыс. км3. Потребление пресной воды растёт ежегодно и достаточно быстрыми темпами. Уже при нынешних темпах потребления воды, её может хватить только на ближайшие 25-30 лет. – Какой вывод сделаете из прочитанной информации? Вывод: Воду нужно беречь! – Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке. – Предлагаю вам составить синквейн на тему «Вода» Слайд 13 Инструкция составления синквейна (Приложение 4) Вода Несжимаемая, разливающаяся, загадочная. Струится, двигает, плещется. Берегите, воду! Мировой океан. |