Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс. Свойства воды 5 класс биология


Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Этапы занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивационный этап (1-2 мин.)  –  Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались на наше очередное заседание  кружка «Бионика». Надеюсь, вы снова жаждете новых открытий и не только с помощью интересных приборов... Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. Приветствуют учителя. Настраиваются на занятие Регулятивные: волевая саморегуляция.Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
II. Этап актуализации знаний (5 мин.) Предлагаю определить тему нашего занятия. А для этого вначале отгадайте загадку.

Что это такое?

Я и туча, и туман,  И ручей, и океан,  И летаю, и бегу,  И стеклянной быть могу!? (слайд 1)

– Что мы будем изучать? – Сегодня мы познакомимся со свойствами воды. (Слайд 2) – А что обозначает h3O? – Да, это формула воды, записанная с помощью химических символов. – Девизом нашего занятия  будут слова А. Ваксберга «Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей… – Какой может быть вода? (Слайд 4) – В каком виде вода встречается в природе? (Слайд 5) – Где встречается вода? ( Слайд 6,7,8)

– Вода входит в состав продуктов питания. Какой овощ  наиболее богат водой по вашему мнению? – Увы, арбуз только на 8 месте по содержанию воды. (Слайд 9) – Вода входит в состав человеческого организма. – Что вы знаете об этом? – Посмотрите на схему (слайд 10). Проанализируйте диаграмму. – В общем значении, человек на 2/3состоит из воды. (Слайд 11)

 

Учащиеся смотрят Презентацию.

 

 

Ответы детей: вода

Что-то о воде. Свойства воды. Ответы детей. – Вода?

 

 –  Вода может быть жидкой, твёрдой, газообразной. – Вода в природе может быть  в виде: росы, дождя, града, пара, льда ….  – Вода встречается в озёрах, реках, ручьях, морях… Ответы детей. – Арбуз

Дети высказывают свои  знания и предположенияДети анализируют диаграмму

Познавательные УУД: работа с информацией, структурирование знаний.Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.Познавательные УУД: определять круг своего незнания, перерабатывать информацию.
III. Проектная деятельность (5 мин.)

1. Постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выдвижение гипотезы

– Что нужно сделать с водой для того, чтобы она из жидкой превратилась в газообразную  (пар)? (Слайд 12)

Каждый взрослый человек знает, что вода начинает кипеть при температуре равной сто градусов Цельсия. Необходимо помнить, что такая температура кипения будет при нормальном атмосферном давлении, которое равно 101 кПа (760мм рт. ст). Если, давление будет иное, температура кипения изменится. Но условия изменяются для всей воды одинаково. Сегодня давление составляет _____________ Какая вода у вас на столе?

– Что такое дистиллированная вода? Вода методом перегонки очищенная от  всех примесей,  т.е., чистейшая вода. Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами.

Как вы думаете, какой результат мы получим? Предлагаю выдвинуть гипотезу – предположение, которое подтвердится или нет. Прежде, чем перейти к исследованию, давайте вспомним, по какому плану строится любое исследование?

 

У вас на столах лежит план исследований, которым вы должны руководствоваться. (Приложение 1) Мы работаем в микрогруппах, их четыре. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения при работе в группе. Ваша задача исследовать свойство воды с помощью градусника из лаборатории «Verrner», для этого нужно подготовить  всё необходимое  для  нагревания.

Но  прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с нагревательными приборами и правила нагревания жидких веществ (воды) (слайд 12)

Ответы детей. Нагреть.

 

 

 

 

Ответы детей. – Минеральная  вода «Катунская». – Минеральная  вода «Касмалинская». – Водопроводная вода, – Вода для инъекций (дистиллированная вода)

Ответы детей. Выяснить температуру кипения  различной воды при давлении ______ Ответы детей. Температура кипения  воды из разных источников – различна.

  1. Сбор информации
  2. Выработка гипотезы
  3. Наблюдение (эксперимент)
  4. Анализ данных
  5. Разработка теории (вывод)

Дети рассматривают оборудование и путеводные листы (план опытов) Ребята внимательно читают этапы исследования,

Ответы детей. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей. При нагревании прогреть всю пробирку, проводя по всей длине над пламенем несколько раз, а затем, то место, где расположено вещество.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация: желание быть успешным, одновременно уважая мнение другихКоммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. выдвигать гипотезу, экспериментально подтверждать еёРегулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль.
IV. Проведение эксперимента по плану (5 мин.) – Ребята, вы закончили опыты. Теперь мы можем подвести  итоги: подтвердилась ли наша гипотеза? (слайд 13) Аргументируйте.  – Что ещё влияет на температуру кипения воды? – Почему вы так решили? Дети поочередно демонстрируют свои опыты. Фиксируют температуру кипения  воды. Дети отвечают, иллюстрируя примерами Ответы детей. Может быть,  вещества содержащиеся в воде? Ответы детей. На бутылочках с водой указан состав. Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию. экспериментально подтверждать гипотезу Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, проводить эксперимент
V. Этап открытий новых знаний (4 мин.) А вы знаете, что у воды есть память? Предлагаю посмотреть видеоролик. ? Просмотр видеоролика (Приложение 2) Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация: желание быть успешным, одновременно уважая мнение другихПознавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию из различных источников.
VI. Рефлексия (3 мин.) Что нового вы узнали на занятии?

Какое свойство воды вас удивило?

Как бы вы оценили свою работу на занятии? (оценивание проводится поднятием смайликов). Как вы оцениваете сегодняшнее занятие? (Оценивание проводится поднятием смайликов).

Ответы детей. Ответы детей.

Дети поднимают табличку со смайликами.

Личностные УУД: Требовательность к себе, объективность самооценки.Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении.Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.
VI. Заключение Закончить наше занятие мне хочется словами: "Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды". (Игорь Васильевич Петрянов-Соколов) Берегите воду! Просмотр релаксационного ролика с видами водных объектов  в сопровождении музыки. Регулятивные: волевая саморегуляция.Познавательные УУД: работа с информацией, структурирование знаний.

Вода и ее значение в природе. 5-й класс

Разделы: Биология, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Познакомиться с примерами деятельности воды в природе;
  2. Закрепить понятия «вода», «состояния воды», «вода в природе»;
  3. Показать необходимость охраны вод;
  4. Познакомиться с примерами водных стихийных бедствий и природных явлений;
  5. Рассмотреть значение воды в хозяйственной и бытовой сфере деятельности человека;
  6. Расширять знания учащихся о широко распространенном в природе веществе, о важности воды;
  7. Развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, способности выступать с докладами на публике.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, звуковоспроизводящие устройства, компьютерная презентация открытого урока «Вода и ее роль в природе».

Предварительная подготовка:

Перед проведением данного урока проводится предварительная подготовка докладов, создание презентации. Учитель готовит тесты по теме, на которые учащиеся ответят по завершении урока. Данный урок проводят для учащихся 5 классов.

Ход урока

1 этап - Организационный момент.

- Дорогие ребята и учителя! Сегодня мы с вами собрались для ознакомления с интересной темой о роли воды в природе и жизни человека. Но все ли мы знаем об этом удивительном веществе? Давайте попробуем представить, как бы выглядела Земля, если бы с нее внезапно исчезла вода. Моря океаны бы пересохли и покрылись толстым слоем солей, раньше растворенных в воде. Горные породы бы разрушились, в их состав тоже входит вода. Погибли бы все растения и животные. Так давайте поговорим о воде! Вода образует гидросферу - водную оболочку нашей планеты. Вода присутствует всюду на Земле. Она является одной из могущественных владычиц Земли, влияет на Землю как архитектор и скульптор, влияет на климат, и на жизнь на Земле. Вода дарит людям свою энергию. Она же является средой обитания для многих живых организмов.

Вода окружает нас всюду, где бы мы ни были. Она присутствует в воздухе в почве, в телах живых организмов.

Казалось бы, что о воде- то мы с вами все знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся. А помогут нам специалисты-ученые: биолог, химик, физик, географ, метеоролог, геолог, эколог, медик и спасатель МЧС.

(специалисты поочередно представляются перед аудиторией)

2 этап - Актуализация знаний по теме «Вода на Земле».

Учитель: Уважаемые ребята! Прежде чем мы с вами начнем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить об известных свойствах и значениях воды на Земле.

Фронтальный опрос по теме (список вопросов):

  1. Назовите свойства воды, которые вам уже известны?
  2. В каких агрегатных состояниях вода присутствует на Земле?
  3. Как связаны между собой составные части гидросферы? Назовите их.

(по ходу проверки демонстрируются верные ответы на слайдах презентации)

3 этап - Изучение новой темы.

Учитель: Вода-это химическое вещество и поэтому у воды есть свои «химические секреты». О них нам расскажет специалист-химик.

Химик-Вода является универсальным природным растворителем. Изучая в лаборатории химический состав подземной воды, можно установить, откуда эта вода и каков её химический состав. В составе воды химики находят до 50 различных элементов. Чаще всего в воде встречаются: поваренная соль, железо, сера, медь. Иногда встречаются серебро, радий и даже мышьяк. В состав подземных вод входят разные вещества и поэтому свойства подземных вод тоже различны. Бывают лечебные подземные источники, а бывают и ядовитые для живых организмов. В ядовитых источниках содержатся вредные для живых существ химические вещества. Это: свинец, киноварь, медь. В состав воды могут входить примеси нефти, а также ядовитый газ сероводород. В составе же морских вод встречаются все известные химические элементы, существующие на Земле. Но больше всего в составе морских вод солей, особенно поваренной соли на 1 литр до 35 грамм соли.

Ребята скажите, откуда же берётся соль в океанах и морях?

(варианты ответов учащихся)

Соль в океаны и моря поступает с суши с материков и островов, ее выносят реки, впадающие в моря.

Учитель: Каковы энергетические свойства воды? Об этом нам расскажет специалист-физик.

Физик-Вода-это источник разнообразной энергии на нашей планете. Первый вид энергии поставляемый водой-это тепловая энергия подземных вод-гейзеров и горячих источников. Много гейзеров в вулканических районах земли, где грунтовые воды расположены не далеко от центра вулкана. В настоящее время на Камчатке в России используются гейзеры для отапливания помещений в зимний период (демонстрация видеофрагмента о гейзерах).

Второй вид энергии воды-механическая энергия. Энергия воды укрощается на гидроэлектростанциях, где превращается в необходимое для человека электричество. Гидроэлектростанции и в местах бурного течения рек. Это свойство механической работы воды известно давно. Так строились мельницы на речках и ручьях. Вода вращала колесо, а оно вращало жернова, которые и измельчали зерно в муку.

Со временем человек научился использовать свойства водяного пара. Все вы видели, как пар над кипящем чайником приподнимает крышку. Водяной пар выполняет механическую работу. Это свойство и заметили люди и вот уже были созданы паровые машины-чудо техники вращающие колесо, качающие подземные воды, приводящие движение станки, паровозы и др. такую энергию, которая способствовала быстрому развитию промышленности, науки и техники (демонстрация слайда о паровой машине и паровозе).

Учитель: Значение пословицы «Вода камень точит» и роль воды в формировании облика Земли нам объяснит специалист-географ.

Географ - Воды текущие по поверхности Земли совершают большую разрушительную работу, они изменяют рельеф Земли. Если на пути реки встречаются горы, она либо огибает их, либо прорезает себе русло глубоко в горах. Говорят, что вода камень точит. По пути движения к морю вода, как мельница, размалывает камни и обломки скал. В Китае река Хуанхэ ежегодно выносит 1380 миллионов тонн плодородного грунта, а горы становятся всё ниже и ниже. Водопады тоже совершают работу. Это-вода падающая с высоты. Вода разрушает скалы, и водопад каждый год отступает (демонстрация видеофрагмента о водопаде). В горах вода и ветер также играют свою разрушительную роль. Если в горные трещины попадает вода, а потом замерзает, она увеличивает эти трещины и откалывает, таким образом, камни. Известно, что замерзшая вода увеличивается в объеме на 1/10.Это свойство вам уже знакомо. Вспомните опыт с водой в стеклянной бутылке. Бутылка с водой после замораживания лопается. Иногда зимой замерзает вода в водопроводных трубах, и тогда трубы лопаются.

Учитель-Спасибо специалисту- географу за интересный рассказ о влиянии воды на рельеф Земли. Хотелось бы узнать о том, как вода влияет на климат Земли. По этому вопросу нас проконсультирует специалист в области климата и погоды Земли – метеоролог.

Метеоролог-В морях и океанах имеются теплые и холодные течения. Это большие массы воды, имеющие определенную температуру и передвигающиеся в определенном направлении. Различают тёплые и холодные течения. Теплые течения можно сравнить с трубами водяного отопления. Они подводят тепло к хранителю теплоты - морю. Морской ветер относит тепло моря к материку. Вместо тёплых течений для нагрева одного сантиметра береговой линии пришлось бы сжигать несколько сот тонн каменного угля. Холодные же течения наоборот несут холод к материку. Так морские течения влияют на климат Земли.

Самые известные теплые течения это-Гольфстрим, Куросио, а холодное-Ойясио (демонстрация видеофрагмента о морских течениях).

Кроме океанических течений на климат Земли оказывают влияние снежное и ледяное покрывало.

Снег защищает почву, посевы от мороза. Между снежинками заключён воздух. Воздух не пропускает тепло. Снег же содержит до 85% воздуха. Поэтому температура под « одеялом» всегда бывает выше нуля. А весной когда снег тает, он снабжает почву влагой т.к. в 1 см3 содержится 0,15 грамма воды. Есть пословица, отражающая это влияние снега на растительность и урожай «Много снега, много хлеба».

В Якутии есть посёлок Оймякон, а в его окрестностях озеро, где зимняя температура воздуха доходит до – 700 С.А рыба в этом озере не замерзает, дело в том, что ледяной покров озера защищает воду от охлаждения ниже + 40 С.Известно, что солёная вода замерзает при более низких температурах. Поэтому соленые водоемы долгое время не покрываются льдом зимой.

Учитель: Какие еще замечательные секреты таит в себе вода? Что в ней содержится? Об этом нам расскажет геолог.

Геолог-В состав вод Мирового океана входит много солей, минералов и все химические элементы. Подсчитано, что «золотой фонд» Мирового океана составляет около 8 миллионов тонн. В будущем так будут получать необходимое полезное сырье. В настоящее время ведутся такие разработки по получению золота, урана и др. ценные полезные ископаемые, но они пока еще очень трудоемки. В настоящее время добывается соль из морской воды. Например, в 1 литре воды из Мёртвого моря содержится 200 грамм калийной соли. Эта соль является ценным удобрением для растений. В основном из морской воды добывают калийную, поваренную, горькие соли, соли брома и йод.

Учитель: О влиянии воды на живые организмы, о жизни в водной среде расскажет специалист- биолог.

Биолог-В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 64% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Из органов нашего тела больше всего воды содержит мозг-81%.В крови и железах-73-80,% т.е. из 5 литров крови почти 4 литра это вода, меньше всего воды в костях от 22 до 34%.

В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85-90% воды, а вот в сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей.

Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски, ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни. Но иногда вода содержит болезнетворных микробов опасных для человека и других живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в питьевую воду бактерии чумы, из-за нечистоплотности людей. Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к воде (демонстрация видеофрагмента о значении воды для живых организмов).

Учитель: Вода может быть не просто необходимой для человека, но и лечебной. Какая вода является лечебной, об этом нам расскажет специалист-медик.

Медик-Вода может быть лечебной, минерализированной или минеральной. Кроме того, она может быть естественной и искусственной. Минеральную воду применяют при лечении органов пищеварения, почек, печени и других заболеваниях по назначению врача. Лечебная польза воды есть и при обычном принятии ванн с морской водой или в виде отваров и настоев из лекарственных трав.

Во времена средневековья не во всех странах люди соблюдали личную гигиену. Они не мылись, не ухаживали за кожей, волосами, не чистили зубы и не меняли часто одежду. Даже короли не считали для себя необходимым ежедневно мыться. В 1601 году при осаде города Остенде испанская принцесса Изабелла клялась: «Я не сменю своего платья до тех пор, пока город не будет в наших руках! Осада длилась три года. Принцесса сдержала клятву. В те времена люди пудрились и опрыскивали себя духами, чтобы прикрыть грязь и отбить неприятный запах грязного тела. Грязь и отсутствие гигиены приводило к большим эпидемиям различных заболеваний.

Позднее врачи научились стерилизовать медицинские инструменты, что бы не способствовать распространению болезней.

Учитель: Вода может быть верным другом, а может быть грозным природным явлением или даже стихийным бедствием. Подробнее об этом нам расскажет специалист МЧС.

Специалист МЧС-Все знают, что нужно соблюдать осторожность при купании в реках, озерах и морях. Но не все знают, что помимо этого существуют и другие опасности в окружающей природе с участием водной стихии. Это ливневые дожди, наводнения, оползни, сели, цунами, снежные лавины. Люди должны знать об этих природных бедствиях, которые угрожают всему живому и в том числе человеку. Многие из этих бедствий не возможно предупредить заранее и поэтому важно знать, где они происходят, что лучше к ним подготовится и снизить отрицательные последствия (демонстрация фрагментов об стихийных бедствиях: ливневых дождях, наводнениях, оползнях, селях, цунами, снежных лавинах).

Учитель: Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Возникла необходимость в охране природы. Об этом нам расскажет специалист –эколог.

Эколог: Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Загрязнение воды несет гибель всему живому. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды. А теперь посмотрите на картинку и расскажите, что на ней неправильно.

(демонстрация картинки с изображением реки, в которой плавают бутылки и прочий мусор. Ученики рассказывают о необходимости содержать водоемы в чистоте).

Учитель: Ребята, мы ознакомились с рассказами специалистов о многообразии свойств и значений воды на Земле. А теперь пришло время викторины. Тот, кто правильно ответит на вопрос, будет награжден призом. Итак, приступаем. Желаю всем успеха!

Вопросы викторины:

Вопросы от химика:

  1. Какие химические вещества встречаются в воде морей, океанов, подземных вод?
  2. Как образуются пещеры под землей?

Вопросы от физика:

  1. Какие машины и устройства работают при помощи воды?
  2. Как можно использовать механическую и тепловую энергию природных вод?

Вопросы от географа:

  1. Права ли пословица «Вода камень точит»?
  2. Почему замерзшая бутылка с водой лопается и разбивается?

Вопросы от метеоролога:

  1. Как влияют на климат Земли тёплые и холодные течения?
  2. Почему зимой в озерах и реках не замерзают рыбы и другие, живущие там обитатели?

Вопросы от геолога:

  1. Возможно ли добывать золото, железо и медь из морской воды?
  2. Какие минеральные вещества добывают из вод Мертвого моря?

Вопросы от биолога:

  1. Как бы вы объяснили выражение «Вода-это жизнь»?
  2. Кто может скрываться в капле воды из водоема?

Вопросы от медика:

  1. Какая вода считается лечебной?
  2. В чем главная причина средневековых эпидемий различных болезней?

Вопросы от спасателя МЧС:

  1. Какие природные стихийные бедствия с участием воды происходят в природе?
  2. Из-за чего случаются наводнения в природе?

Вопросы от эколога:

  1. Как влияет загрязненность воды на человечество?
  2. Что может произойти если мы не будем беречь нашу речку?

Подведение итогов викторины. Награждение призами учащихся.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали о разнообразном значении воды в природе и жизни человека. В средствах массовой информации сообщалось об исследованиях воды и ее новых свойствах. Учеными- исследователями доказано, что вода является информационной структурой, которая впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! А вода будет только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте. Вода-это настоящая и будущая жизнь на Земле.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

три состояния воды". 5-й класс

Разделы: Физика, Биология

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего урока. Сегодня мы раскроем тайну одного самого распространенного вещества на земле, отгадайте какого? (В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять).

Дети: Вода.

Учитель: Абсолютно верно. Тема нашего урока “вода-источник жизни: три состояния воды”.

Эпиграф нашего урока: Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого жидкого минерала. В. Чивилихин

Ребята, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем вспоминать о воде?

Дети: Свойства воды, применение воды, три состояния воды, вода – растворитель.

Учитель: Таким образом, цель нашего урока: познакомиться с физико-химическим составом воды и выявить её роль в жизни организмов и в окружающей среде и соответственно задачи, которые мы ставим перед собой следующие:

1) Познакомиться с содержанием воды на Земле, её физическими и химическими свойствами.

2) Изучить состав воды.

3) Выявить роль воды в живых организмах и в окружающей среде.

4) Рассмотреть экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Стук в дверь.

Учитель: Интересно, кто это? Заходите, не стесняйтесь.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Это я, Незнайка. Слышал, что в этом кабинете изучают какую-то воду. Фу, что удивительного в этой воде? Я вот полечу на другую планету, где нет воды и буду преспокойненько там жить. Зачем она нужна?

Учитель: Хорошо, Незнайка. Дело твое. Но мы хотим пригласить тебя на урок, ты с ребятами поработаешь и сам решишь, уникальна вода или нет, можно ли прожить без нее или нет?

Незнайка: Ладно, уговорили, посижу, послушаю, может быть, что-нибудь интересненькое придумаю для вас.

Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами совершим сегодня путешествие по пройденным страницам темы “вода”. Будем играть по командам, каждая из которых несет определенное название, в соответствии со страницами учебника: 1) страничка географическая; 2) физическая; 3) химическая; 4) биологическая; 5) экологическая. У страничек по ходу урока будут задания, соответствующие их названиям, но все они касаются одной темы: “Вода”.

В каждой книге есть предисловие, так и у нашей книги оно есть. Попробуйте, обсудив в группах, его составить, ответив на вопрос: почему вода называется водой (1 мин. и заслушиваем доводы).

Учитель: Послушайте ребята, мою притчу о воде.

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал “Во!” (что означало “отлично”). Другой попробовал и согласился: “Да – а – а!”. Так и стали они жидкость в ручье называть словом “Вода”.

Учитель: Открываем первую страницу нашей книги о воде “Географическую”. Здесь мы вспомним о нахождении воды на земле. Для этого пригласим Незнайку с выступлением по презентации. А другие слушают внимательно, потому что Незнайка приготовил вопросы по презентации.

Дети: Выступление по презентации (слайд 4-13). Презентация

Учитель: Незнайка подготовил для вас вопросы (6 вопросов). Самые активные за правильные ответы получат жетоны, которые обмениваются на оценку.

Вопросы Незнайки:

  1. В каких трех состояниях может находиться вода? (Жидкое - вода, твердое – лед, газообразное – водяной пар)
  2. Что такое гидросфера? (Водная оболочка Земли).
  3. Что такое гейзеры? (Гейзеры – горячие источники, температура воды которых достигает 90 градусов С)
  4. Что такое минеральные источники? (Минеральные источники – запасы воды, которые содержат различные минеральные соли).
  5. Какая часть земного шара содержит воду? ? земного шара
  6. Назовите свойства воды. (Без цвета, запаха, растворитель, без вкуса, текуча).

Переходим на вторую страничку “Физическая”. На этой страничке будет работать весь класс по заданиям-карточкам, а выводы сформулирует любой участник группы странички “Физическая”. Задания группам: Географическая - “Исследование свойства твердого тела”, экологическая – “Исследование свойства жидкостей”, биологическая – “Исследование свойства газов”, физическая – “Исследование текучести жидкостей”, химическая – “Исследование парообразования и конденсации воды” (примерно 2 минуты).

Выводы.

Дети:

1. Твердые тела сохраняют свои форму и объем.

2. Жидкость свою форму меняет, а объем остается прежним.

3. Газообразные тела принимают форму того сосуда, в который их поместили, и занимают весь предоставленный им объем.

Общие выводы: Свойства твердых, жидких и газообразных тел зависят от расположения, движения и взаимодействия молекул.

Учитель: Переходим к следующей страничке “Химическая”.

Учитель: Курс природоведения основан на знакомстве с ведущими естественными науками: география, астрономия, физика и химия. Ребята, знаете ли вы формулу воды?

Дети: Н2О.

Учитель: А кто объяснит состав молекулы воды?

Дети: Вода образована одним атомом кислорода и двумя водорода.

Учитель: Молодцы! Значит, из опыта, который продемонстрирую я, вы сможете проанализировать и понять это.

Учитель демонстрирует опыт и пишет уравнение разложения воды на доске, а объясняют учащиеся 5-го класса.

Учитель: Ребята, что вы наблюдаете?

Дети: Образование пузырьков на грифелях карандашей.

Учитель: На каком карандаше больше пузырьков?

Дети: На правом грифеле.

Учитель: Как вы думаете, какой из 2-х газов дает большее количество пузырьков (обратите внимание на доску)?

Дети: Грифель, на котором больше пузырьков – это водород.

Учитель: Анализируя результат эксперимента, сформулируем вывод о химическом строении воды.

Физкультминутка. Приложение 1

Учитель: Переходим на страничку “биологическая”. Как называется тема нашего урока?

Дети: Вода - источник жизни: три состояния воды.

Учитель: Попробуем доказать, что вода-источник жизни. Приведите примеры из жизни. Начинает команда “биологическая”.

Дети: Вода необходима для растений, они корнями её всасывают, тело морских животных на 90% состоит из воды, в телах живых организмов много воды, у человека 70%.

Учитель: Действительно, нет ни одного живого организма, в состав клеток которого не входила бы вода. Несомненно, это связано с уникальными свойствами воды, которые мы с вами вспомнили. По данным литературы человек на 70% состоит из воды и не может прожить без нее более 3 дней. А сколько в каждом из вас? Это легко просчитать. Массу своего тела разделите на 3 и умножьте на 2.

Дети: 29%, 30%, 28%, 24% и т.д.

Учитель: Ребята, перейдем к практической части. Вы отметили то, что вода не только входит в состав тела живых организмов, но является средой обитания для многих животных и растений. Попробуем это доказать на опыте.

У вас на столе для каждой команды стоят 2 стакана: в 1-м вода из аквариума, во 2-м талая вода. Ваша задача, с помощью микроскопа, предметного стекла и покровного сравнить воду из 2-х стаканов.

Учитель: Помогает проведению опыта и формулирует вместе выводы. Вода – это среда обитания многих животных и растений, но для нормальной жизнедеятельности температура воды должна быть оптимальна для разнообразных животных. В талой воде нет простейших, так как она имеет низкую температуру.

Учитель: Переходим на заключительную страничку “экологическая”. Здесь вам предстоит поработать с пословицами и поговорками и по истечении времени объяснить смысл пословицы. (5 мин.)

Пословицы и поговорки о воде

1. Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.

2. Вода сама путь сыщет.

3. Воду варить, вода и будет.

4. Тихая вода берега подмывает.

5. Вода камень точит.

Учитель: познакомившись на страничке “экологическая” с применением воды, сформулируем выводы (вместе с учителем).

1. Вода испаряется с поверхности озер, рек, морей, океанов.

Пары воды переносятся воздушными потоками, охлаждаясь, конденсируются в облака и выпадают в виде дождя и снега. Вновь попадает в водоемы. Вода в природе постоянно обновляется.

Учитель: Ребята со странички экологическая приготовили загадки для других учащихся. Слушаем внимательно и отвечаем, за правильные ответы получаем жетоны.

Загадки.

1. Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит. (Воздух)

2. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)

3. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)

4. На всех садится, никого не боится. (Снег)

5. Что в гору не выкатишь? (Жидкая вода)

6. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)

7. Книзу летит капельками, а кверху - невидимкою. (Вода)

8. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

9. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

10. Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

Учитель: Сегодня на уроке мы ещё раз доказали как уникальна по своему строению и необходима вода на земле, она источник жизни. Незнайка, теперь ты понял, что лететь бесполезно на другие планеты, т.к. там нет самого главного-источника жизни воды?

Незнайка: Да. Что-то я поторопился с решением. Вы меня переубедили. Я остаюсь здесь. Пока я с вами работал на уроке, сочинил для вас стихотворение о воде.

Рассказывает стихотворение.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае, Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить Без воды нам не прожить!

Учитель: Молодец Незнайка. Мы тоже с ребятками для тебя хотим составить четверостишие, используя слова “вода”, “облако”, “капля”, “дождь”, “лед”.

Например:

1. Облако, как облако Ничего особенного, Но поймешь наоборот, Когда увидишь круговорот!

2. Капля с каплей полетели, Друг на друга налетели. Капля с капелькой слились Вот, и лужа тут у нас!

Учитель: Сегодня мы на уроке повторили физико-химические и биологические свойства воды, вывели роль воды на планете Земля.

Учитель: А теперь, мы предлагаем вам попробовать её на вкус.

(Детям предлагают воду попробовать на вкус, например, “Сестрица”).

Спасибо за урок. До свидания!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок природоведения по теме "Вода

Разделы: Биология

Задачи урока: сформировать у учащихся знания о важном биологическом свойстве воды как растворителя; продолжить формирование знаний о круговороте воды в природе; раскрыть взаимосвязь оболочек Земли, значение воды.

Оборудование: песок, соль, вода, химический стакан, колба, воронка, фильтр, стеклянная палочка, спиртовка, спички, держатель.

Ход урока

I. Проверка и опрос домашнего задания:

1. Что происходит с твердыми веществами при нагревании?

2. Что происходит с водой при нагревании?

3. Чему равна температура кипения и замерзания воды?

4. Как зависит температура кипения от атмосферного давления?

5. Как изменяется объем воды при охлаждении и замерзании?

II. Изучение нового материала:

а). Запись темы урока на доске, постановка проблемного вопроса о наличии чистой воды в природе. Рассказ учителя: в природе практически нет чистой воды, она всегда представляет собой раствор. Растворы прозрачны. Если в воде есть нерастворимые частицы, они делают ее мутной. Все вещества можно разделить на растворимые и нерастворимые.

б). Проведение лабораторной работы по теме: “Определение растворимости веществ в воде”.

Опыт № 1. Песок и вода. Что делали?

1. В стакан с водой насыпали речной песок.

2. Приготовили фильтр.

3. Профильтровали песок.

Что наблюдали?

  • Песок оседает на дно. Его частицы хорошо заметны.
  • Песок остался на фильтре, вода стала чистой.

Вывод:

  • Речной песок в воде нерастворим.
  • Воду можно очистить фильтрованием

Опыт №2. Соль + вода. Что делали?

1. В стакан с водой насыпали соль и перемешали.

2. Профильтровали раствор.

Что наблюдали?

  1. Раствор прозрачный, кристаллов соли не видно.
  2. Фильтр чистый, соль проходит через фильтр.

Вывод:

  • Соль растворима в воде.
  • Соль фильтрованием отделить нельзя.

В) Знакомство с новыми терминами (запись в тетради)

РАСТВОРИМЫМИ называются вещества, частицы которых не видны в растворе и легко проходят через фильтр.

НЕРАСТВОРИМЫМИ называются вещества, частицы которых не проходят через фильтр.

Вода-растворитель.

  • Раствор состоит из растворителя и растворимого вещества.
  • Растворимость увеличивается при перемещении и повышении температуры.
  • Вода в природе находится в постоянном движении.

Беседа по вопросам

  1. Как осуществляется круговорот воды в природе?
  2. Что является движущей силой круговорота воды?

Ученики отвечают на вопрос, учитель по мере необходимости дополняет и корректирует ответы учащихся. На доске составляется схема круговорота воды.

(Круговорот воды связывает все оболочки Земли и обеспечивает существование жизни. Движущей силой круговорота воды является солнечное тепло, притяжение Земли.)

IV. Запись схемы круговорота воды на доске и в тетради.

А) Реки ( озера, моря....) —> испарение —> облака —> конденсация —> осадки —> почва —> грунтовые воды —> ( растения) —> реки (озера, моря...)

Б) Мировой океан (гидросфера) —> облака (атмосфера) —> почва (литосфера) —>  растения (биосфера) —> облака —> Мировой океан

В процессе круговорота соленая вода морей превращается в пресную.

Демонстрация опыта: учитель капает на предметное стекло раствор соли и нагревает в пламени спиртовки. Вода испаряется, на стекле остается соль. Почему? Как собрать испарившуюся воду?

V. Значение воды для жизни.

А) Какое значение имеет вода для растений?

Б) Какое значение имеет вода для животных?

В) Значение воды для неживой природы?

Г) Значение воды для живых организмов?

Д) Какое значение имеет вода для человека?

VI. Выводы: Жизнь зародилась в воде.

  • Вода входит в состав тел живых организмов.
  • Участвует в процессах жизнедеятельности.
  • Является средой обитания для организмов.
  • Потеря воды организмом - влечет за собой смерть организма.

VII. Итоги урока: выставляются отметки, дается задание.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также