"Воды Мирового океана". Свойства воды география 7 класс


ВОДНЫЕ МАССУ И ИХ СВОЙСТВА - МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ — КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ - ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ - ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ - 7 класс - 2015 год

РАЗДЕЛ И. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ

ТЕМА 2. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ — КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ

УРОК 8. ВОДНЫЕ МАССУ И ИХ СВОЙСТВА

Цель:

· актуализировать знания о свойствах вод Мирового океана; сформировать знания о водные массы и их характерные особенности; способствовать пониманию закономерностей перемещения океанических течений; совершенствовать умение работать с тематическими картами атласа;

· развивать исследовательские способности, умение определять понятия, делать обобщения, проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

· воспитывать самостоятельность, ответственность, внимательность.

Оборудование: физическая карта мира, учебники, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут приводить примеры различных по свойствам водных масс, сравнивать их свойства; показывать на карте крупнейшие теплые и холодные поверхностные течения и объяснять их перемещения.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Проверка домашнего задания

Работа в парах

Прием «Взаємоопитуванмя», «Взаємоперевірка»

Ученики обмениваются тетрадями, решают подготовленные дома тестовые задания, проверяют правильность их выполнения друг у друга.

Прием «Почемучка»

· Почему температуры воздуха изменяются от экватора к полюсам?

· Почему воздушные массы имеют разные свойства?

· Почему воздушные массы постоянно движутся?

· Почему пассаты имеют северо-восточное и юго-восточное направление?

· Почему образуются муссоны?

· Почему вблизи экватора много осадков, а в тропических широтах мало?

Прием «Проблемный вопрос»

Почему изотермы на климатических картах меняют свое широтное простирание на извилистое?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прием «Практичность теории»

Теперь вы знаете, что климат формируется под влиянием трех основных климатообразующий факторов, которые взаимодействуют между собой и создают условия для формирования разнообразных климатических условий на Земле.

Во время исследования особенностей климатообразующий факторов мы неоднократно отмечали роль воздушных масс, которые формируются над океанами и приносят влагу на материки. Для того чтобы понять, какую роль играют океаны в формировании климата и жизни планеты в целом, давайте узнаем подробнее о основной компонент природы Мирового океана — его водные массы.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Формирование понятия «водные массы»

Задачи. Вспомните, что такое воздушные массы, их типы. Аналогично понятию воздушных масс, которые формируются в воздушном океане, в Мировом океане выделяют водные массы.

Водные массы — большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью, прозрачностью, количеством кислорода и другими свойствами.

За районами их формирования различают следующие типы водных масс: полярные, умеренные, тропические, экваториальные, которые, в свою очередь, делятся на подтипы: прибрежные и внутренне-океанические. Свойства водных масс изменяются с глубиной: различают поверхностные, промежуточные, глубинные и придонные водные массы.

Толщина слоя поверхностных водных масс достигает 200-250 м. Находясь в постоянном контакте с атмосферой, они больше всего меняют свои характеристики в течение года, активно перемещаются в пространстве.

Основными свойствами водных масс являются температура и соленость.

Вывод 1. В Мировом океане формируются значительные объемы воды с определенными свойствами — водные массы. Свойства водных масс изменяются в зависимости от глубины и места их формирования.

2. Актуализация знаний об основных свойствах водных масс

Работа с картой «Распределение солености поверхностных вод океана»

Задачи

1) Выявите закономерности распределения солености поверхностных вод Мирового океана.

2) Объясните факторы, что обусловливают такое распределение.

Средняя соленость океанических вод 35 ‰. В экваториальных широтах она несколько снижена за интенсивную опреснительную действие атмосферных осадков. В субтропических и тропических широтах соленость повышенная — здесь испарение преобладает над осадками, что увеличивает концентрацию солей. В умеренных широтах соленость близка к средней. В высоких широтах соленость снижается вследствие низкого испарения, таяния морского льда, стока рек (в Северном полушарии).

Соленость поверхностных вод океанов под влиянием ряда факторов, изменяется в достаточно больших пределах — ОТ 31 ‰ в Ґвінейській заливе до 42 ‰ в Красном море. На глубинах свыше нескольких сотен метров она почти везде приближается к 34,8 ‰, а с глубины 1500 м и до дна составляет 34,5 ‰.

Вывод 2. Соленость поверхностных водных масс океана прежде всего зависит от климатических условий, которые изменяются с географической широтой. На распределение солености также вливают течения и степень замкнутости морских бассейнов, особенно для внутренних морей.

Задачи. Проанализируйте карту показателей среднегодовой температуры поверхностных вод Мирового океана и объясните причины изменений этих показателей.

В приэкваториальных широтах температура поверхностных вод в течение года составляет 27-28 °С. В тропических поясах в среднем 20-25 °С. Однако именно в этих широтах зафиксированы самые высокие среднегодовые температуры (в Персидском заливе 1-37 °С, в Красном море 132 °С).

Для умеренных широт характерна сезонная смена температур воды, а среднегодовая снижается постепенно в направлениях к полюсам от 10 до 0 °С.

В приполярных широтах температура вод океана в течение года меняется от 0 до -2 °С. При температуре около -2 °С морская вода средней солености замерзает (чем больше соленость, тем ниже температура замерзания).

Следовательно, температура поверхностного слоя воды зависит от климата и снижается от экватора к полюсам.

Средняя температура поверхностного слоя вод океана составляет 17,54 °С. С глубиной температура воды снижается довольно быстро до глубины 200 м, от 200 до 1000 м — медленнее. На глубинах свыше 1000 м температура составляет примерно +2...+3 °С.

(Передняя температура всей массы воды в океане равна +4 °С. Океаническая вода обладает огромной теплоемкостью: 1 м3 воды, остывая на 1 °С, может нагреть на 1 °С более чем 3300 м3 воздуха.

Вывод 3. Распределение температур поверхностных вод Мирового океана имеет зональный характер.

С глубиной температура вод понижается.

3. Течения в Мировом океане

Еще в древности люди установили, что благодаря ветру, который дует над морем, возникают не только волны, но и течения, которые играют огромную роль в процессе распределения тепла на Земле.

Океанические течения — горизонтальные перемещения огромных водных масс в определенном направлении на большие расстояния.

Задачи. Сопоставьте климатическую и физическую карты, определите связь между постоянными ветрами и поверхностными течениями.

Вывод 4. Направление крупнейших морских течений почти совпадает с главными воздушными потоками планеты. Самые мощные поверхностные течения образуются ветрами двух видов: западными, дующие с запада на восток, и пассатами, которые дуют с востока на запад.

По свойствам воды различают теплые и холодные течения. Взаимодействие атмосферных потоков вызывает образование системы круговоротов поверхностных течений.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Прием «Географический практикум» (при наличии учебного времени)

Задачи. За картами солености и температуры поверхностных вод и текстом учебника составьте характеристику водных масс. Результаты занесите в таблицу.

Название водной массы

Район распространения

Свойства

Экваториальные

   

Тропические

   

Умеренные

   

Полярные

арктические

антарктические

   

Прием «Блицопрос»

· Что такое водные массы? Какие типы водных масс выделяют в Мировом окані?

· От чего зависит распределение солености вод Мирового океана?

· Как и почему изменяется температура воды от экватора к полюсам и с глубиной?

· Приведите примеры течений, названия которых совпадают с названием ветров, которые их образовали.

VI. ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ

Какие новые открытия вы сделали для себя сегодня на уроке?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать соответствующий параграф учебника.

2. Обозначить на контурной карте крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

3. Объединиться в группы для работы на следующем уроке.

4. Провести исследования: «Взаимодействие Мирового океана, атмосферы и суши, его последствия». Результаты оформите в виде схемы или рисунка) с соответствующими комментариями.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Роль Океана в жизни планеты определяется замечательными свойствами воды, которая поглощает гораздо больше тепла, чем поверхность суши. Вода, в отличие от суши, медленнее нагревается, но долго сохраняет тепло. Огромная поверхность океана поглощает 2/3 тепла, поступающего к Земле от Солнца. В десятисантиметровому слое океанических вод тепла содержится больше, чем во всей атмосфере. Поэтому Океан называют накопителем тепла на планете.

Он поставляет в атмосферу и влагу, питает осадками сушу. Одновременно с влагой в процессе испарения в воздух попадают соли, растворенные в океанической воде. Эти соли переходят в аэрозоли (мельчайшие взвешенные в воздухе частицы) и определяют солевой состав атмосферных осадков. Особая значительная роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой и материками. Поверхность океана взаимодействует с атмосферой и обменивается с ней теплом и влагой. Этот обмен происходит в результате нагревания холодного воздуха над теплой поверхностью океана и, наоборот, охлаждения теплого воздуха над более прохладными водами. Во время испарения воды с поверхности океана происходит ее охлаждение, а накопленное тепло передается нижнему слою атмосферы.

Большой запас тепла в водах океана влияет на свойства водных масс. Над его поверхностью образуется особый подтип — морские воздушные массы отличаются от континентальных большей влажностью и небольшими амплитудами температур между сезонами года. Наиболее ярким примером взаимодействия океана с материками являются муссоны.

Огромную роль во взаимодействии океана с атмосферой и сушей играют течения. Они усиливают обмен теплом и пологой между океаном и материками. От экватора к полюсам они переносят гораздо больше тепла, чем воздушные массы. При этом температура в прибрежных и даже достаточно удаленных от океана частях материков повышается.

Весомая роль круговорота воды во взаимодействии Океана и суши. За год с поверхности Океана испаряется слой воды толщиной около 1 м. Однако уровень океана не понижается, поскольку в него попадают осадки из атмосферы, стекают реки.

schooled.ru

игра по географии для учащихся 6 – 7 классов "Вода – это ЖИЗНЬ" (с применением регионального компонента)

Урок - игра по географии для учащихся 6 – 7 классов

"Вода – это ЖИЗНЬ"

(с применением регионального компонента)

Цели:

  • активизация знаний учащихся 6-7 классов по теме "Гидросфера",

  • развитие познавательного интереса к предмету, развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека.

Задачи:

  • расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;

  • способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;

  • содействовать закреплению у школьников желания беречь воду.

Участники: команды 6 – 7 классов, в жюри - учащиеся 10 класса.

Оформление: карта полушарий, физическая карта Ульяновской области, рисунки учащихся на которых изображены реки, озёра, водопады, сочинения о воде.

Ход мероприятия

Эпиграф к уроку записан на доске.

Учитель:

Проходят эры – миллионолетья,Земля живет, и будет жить всегда,Пока в артериях ее не иссякаетИсточник Жизни – Чистая вода…

Сегодня разговор поведем о воде. Девиз нашего урока: Вода – это жизнь! Наша страна обладает пятой частью мирового запаса воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. На земле есть такие регионы, где люди десятками тысяч умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды. Казалось бы, при огромном водном запасе России не угрожает проблема дефицита воды. Но чтобы сохранить этот важнейший ресурс, мы должны бережно к нему относиться, так как любые запасы можно исчерпать.

А начнём мы наш урок с творческих зарисовок об этом божественном даре природы, которые вы приготовили дома.

Учащиеся зачитывают сочинения о воде, выставка рисунков.

Показ фильма на тему "Водные богатства России" (10 минут).

Учитель: А теперь начинаем игру. Участвуют команды 6-х – 7-х классов. В жюри - ученики 10 класса (представить).

Первый конкурс – «Приветствие».

Команды должны были придумать название, девиз и эмблему.

Всё оценивается по 1 баллу, кроме того, жюри может добавить 1 балл за оригинальность или слаженность ответа команды.

Второй конкурс "Разминка".

Команды по очереди отгадывают загадки, получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. Если команда не отгадала, то отвечают болельщики.

Вопросы командам

  1. Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

  1. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь!

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)

3. Что значит “снег тает”? (Обращается в жидкое состояние)

4. Где вода стоит столбом? (В стакане)

5. Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, так как ночь разделяет день)

6. Если ласточки летают низко, то это… (К дождю)

7. Что такое исток? (Место, где начинается река)

8. Каких камней нет в море? (Сухих)

9. Где на земном шаре не шел, не идет и вряд ли будет идти дождь? (Южный и Северный

полюс)

10. При какой температуре дождь превращается в снег? (0 градусов)

11. По чему утка плавает? (по воде)

12. Сколько дней шел дождь, приведший к всемирному потопу? (40 дней)

13. Великая река России и Ульяновской области. (Волга)

14. Самое глубокое озеро? (Байкал)

15. Много лет в горах подряд снег идёт и сыплет град.

Слой осадков тех велик, а зовут его? (Ледник)

16. В сто морей тот великан,

Он зовётся…(Океан).

17. Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)

18. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)

19. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

20. С высоты большой срываясь, громко он ревёт.

И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)

21. Чуть дрожит на ветеркеЛента на просторе.Узкий кончик - в роднике,А широкий - в море. (Река)

22. На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У нее теперь ангина. (Град)

Третий конкурс «Спешите видеть».

С помощью опытов вам необходимо доказать, какое удивительное вещество эта вода. Каждой команде раздаются карточки с опытами (Приложение 1).

Каждая команда выполняет по три опыта. При этом опыты нужно комментировать доказательством. За правильное выполнение и доказательство вы можете получить 5 баллов.

Дети выполняют опыты.

Учитель: Пока команды проводят опыты, болельщики разгадают мини – кроссворды.

Напишите в клеточках:

  1. Какие пресноводные водоёмы созданы человеком:

п

д

в

е

к

л

Ответы: Пруд, водохранилище, канал.

  1. Какие пресноводные водоёмы встречаются в природе:

р

к

р

й

б

о

о

о

р

а

Ответы: Река, ручей, болото, озеро, река.

  1. Какие водоёмы с соленой водой встречаются в природе:

м

е

о

н

п

в

з

в

Ответы: море, океан, пролив, залив.

Учитель: Для человека очень важно знать все эти свойства воды, так в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

Четвёртый конкурс называется "Шагословы". Помогите НЕВЕ стать МОРЕМ, ответив на вопросы и заполнив все строчки. За каждый правильный ответ ставится по 1 баллу.

Н

Е

В

А

1. Засеянное поле

2. Углубление в горе

3. Груз, перевозимый на себе

4. Жилище зверей

5. Природная возвышенность

6. Оно было у Федоры

М

О

Р

Е

Ответ: Нива, ниша, ноша, нора, гора, горе.

Пятый конкурс – кроссворд «Реки Ульяновской области».

У каждой команды на столах есть кроссворд по рекам нашего края – Ульяновской области. На выполнение вам даётся 5 минут. За каждую, правильно угаданную, реку получаете по 1 баллу.

(Приложение 2).

6. Шестой конкурс "Самый-самый".

Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ ставится по 1 баллу. Можно пользоваться атласом.

  • Самый большой океан? (Тихий)

  • Самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)

  • Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

  • Самая полноводная река мира? (Амазонка)

  • Самая длинная река мира? (Нил)

  • Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)

  • Самое мощное течение в Мировом океане? (Западных ветров)

  • Самое солёное море Мирового океана? (Красное)

  • Самый широкий пролив? (Дрейка)

  • Самый высокий водопад? (Анхель)

Седьмой конкурс – «Тест».

Каждая команда получает свой тест. За каждый правильный ответ получаете по 1 баллу. В сумме – 5 баллов (Приложение 3).

Восьмой конкурс - "Телеграмма".

На листах бумаги написаны названия географических объектов гидросферы (реки, озёра, водопады и др.), на доске висит контурная карта полушарий с изображением материков, по которым их нужно распределить. Задача: не ошибиться адресом. За каждый правильный ответ – 1 балл, время работы - 3 минуты.

6 класс

Евразия: оз. Байкал, Онежское озеро, река Лена, река Волга, море Лаптевых, Каспийское море.

Африка: река Нил, Красное море, Мозамбикский пролив.

Австралия: Тасманово море, Индийский океан.

7 класс

Евразия: река Дунай, река Енисей, Ладожское озеро, Чёрное море, Берингов пролив, Северный - Ледовитый океан.

Африка: река Нигер, озеро Виктория.

Южная Америка: река Амазонка.

Северная Америка: озеро Виннипег, Мексиканский залив.

Девятый конкурс - "Третий лишний".

Командам по очереди называются группы географических объектов, нужно определить, что лишнее 1 балл. За объяснение ещё 1 балл. Итого – 2 балла.

  • Конго, Гольфстрим, Амур, Миссисипи. (Гольфстрим - течение, остальное - реки)

  • Танганьика, Байкал, Титикака, Кракатау. (Кракатау - вулкан, остальное - озёра)

  • Устье, морена, приток, порог. (Морена относится к ледникам, остальное - к рекам)

  • Каналы, водохранилища, пруды, террасы. (Террасы образуются на реках, остальное - искусственные водоёмы).

Десятый конкурс называется "Что это?".

Суть его заключается в том, что по названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие. 1 балл присуждается той команде, которая первой даст правильный ответ:

  • Затяжной, проливной, слепой, грибной, тёплый, холодный, кислотный ... (дождь).

  • Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, солёная, проточная, стоячая, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная ... (вода).

  • Подземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская… (река).

  • Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская… (волна).

Учитель: А теперь, пока жюри подводит итоги, мы послушаем с болельщиками весёлые стихи на внимание:

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает)

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.

(Не океан, а река)

Шесть океанов на планете.

Согласны все же с этим дети?

(Шесть материков, а не океанов, океанов - четыре)

Слышу подсказку я с места дружка,

Что Эверест - большая река.

(Не река, а гора)

Знать ребята вам пора,

Что Байкал у нас - гора.

(Не гора, а озеро)

На пруду есть развлеченье:

На спине плыть по течению.

(Не на пруду, а на реке, течение только там)

Подведение итогов. Награждение команд.

Учитель: Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. А без воды не будет жизни на Земле! Как говорил русский ученый-гидролог Н.Н. Горский: «Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее – недостаток чистой воды». Из 6 млрд. жителей планеты почти 2 млрд. человек не имеют возможности пить чистую питьевую воду. Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды.

А закончить наш урок хочется словами известного летчик и писателя Антуана де Сент Экзюпери писал: “Вода! Ты сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете! Давайте беречь ее. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее”.

Используемая литература:

  1. Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии. 6-7 классы. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 96с.

  2. Романова А.Ф. Предметные недели в школе: География. – Волгоград: Учитель,2007. - 88с.

  3. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях. Часть 1 / А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 100 с. 200 экз.

  4. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях. Часть 2 / А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 108 с. 200 экз.

  5. Торопова Т.К. География. 6-9 классы: тесты, викторины. - Волгоград: Учитель, 2009. – 135с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1-я команда- 6 класс

Опыт 1.

Определите какова прозрачность воды?

В стакан с водой опустите ложку.

Видна ли она?

О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода ……………………… (прозрачна)

Опыт 2.

Каков запах воды?

Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь уже в дверях дома. Тонкий аромат издают духи, цветы.

А чем пахнет чистая вода?

Понюхайте её и сделайте вывод.

Вывод:…………………………….(не имеет запаха)

Опыт 3. (2 стакана, 2 ложки, сахар и глина)

Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой столько же глины.

Помешайте.

Что вы заметили?

О чём говорит этот опыт?

(вода растворила кристаллы сахара, а часть глины осела на дно).

Вывод:…………………………………………………………………(растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

2 – я команда- 7 класса

Опыт4.

Определите какого цвета вода?

На столе у вас лежат цветные полоски бумаги (красная, зелённая, жёлтая, синяя, белая).

С их помощью вы определите цвет воды.

Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

Можно ли сказать, что вода синяя? Красная? Зелённая? Жёлтая? Белая?

Каков же цвет воды?

Вывод: вода ……………………… (бесцветна)

Опыт 5. (2 стакана: пустой и стакан с водой, чашка).

Что произойдёт с водой, если её вылить в чашку? (Она растечётся в разные стороны)

Что будет происходить с водой, если вы наклоните немного чашку? (Вода стекает под уклон)

Можно ли перелить воду из одного стакана в другой? (Да)

Во всех этих случаях появляется одно и тоже свойство воды. Какое?

Вывод:………………………………………………………………(вода течёт - текучесть)

Опыт 6. (колба с трубкой и подкрашенной жидкостью, ёмкости с горячеё водой и снегом).

Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что вы видите? (вода в трубке поднимется).

Ту же колбу поставьте в тарелку со снегом. Что происходит? (вода в трубке опускается).

Как вы это объясните?

Вывод:………………………………………………………………………………………………………….(при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1.В

2.М

О

А

Л

Й

Г

3.С

Н

4.К

А

Р

С

У

Н

К

А

Р

5.У

6.С

А

7.Ч

В

Е

И

Р

Я

Е

Г

М

8.Б

А

Р

Ы

Ш

А

9.И

Н

З

А

По горизонтали:

4-на берегу этой реки находится р.п. Карсун

5-река на крайнем юге Тереньгульского района

8-самая большая по протяжённости река Барышского района

9-река самого западного административного района области

По вертикали:

1-главная водная артерия области

2-река в Старомайнском районе

3-начинается маленьким ручейком на возвышенности Сурская Шишка

6-приток Волги, протекает параллельно ей, но в пртивоположном направлении

7-единственная, сравнительно крупная река, протекающая в левобережной части области и потому в названии имеется слово «большой».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест 1. – 6 класс

1. Что произойдет с водой, если зимой вынести на мороз?

а) испарится

б) ничего не произойдет

в) замерзнет

2. Какое свойство воды вы используете, когда готовите сладкий чай?

а) при нагревании превращается в пар

б) вода – растворитель

в) вода текуча

3. Капельки воды будут просачиваться вниз до тех пор, пока не встретят слой…

а) почвы

б) песка

в) глины

4. Лед – это…

а) жидкое состояние воды

б) твердое состояние воды

в) газообразное состояние воды

5. Место выхода подземных вод на поверхность суши называют…

а) море

б) река

в) родник

Ответы: 1-в, 2-б, 3-в, 4-б, 5-в.

Тест 2.- 7 класс

1. Природные углубления на поверхности суши, заполненные водой и не имеющие стока, называют…

а) озеро

б) река

в) родник

2. Пар – это…

а) жидкое состояние воды

б) твердое состояние воды

в) газообразное состояние воды

3. Мелкие реки, впадающие в крупную реку – это…

а) притоки

б) истоки

в) устья

4. Самое глубокое озеро в мире?

а) Светлое

б) Байкал

в) Онежское

5. Какого цвета лед?

а) белый

б) бесцветный

в) голубой

Ответы: 1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б.

infourok.ru

"Воды Мирового океана" - география, уроки

Класс: 7 Предмет: география Дата: 01.10.15 г. Учитель: Асель Казикызы

Тема урока: Воды Мирового океана.

Урок №9. Воды Мирового океана. Цель урока: Познакомить учащихся с водами Мирового океана. Задачи:Образовательная: Продолжить формирование представлений о Мировом океане, вспомнить свойства вод Мирового океана, изучить особенности распределения температуры и солености по поверхности океана; дать понятие водных масс.Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора.Воспитательные: Воспитывать интерес к событиям в мире. Метод обучения: словесный, наглядный, практический Форма организации: коллективная Тип урока: комбинированный Оборудование: Физическая карта мира I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. II. Проверка домашнего задания. - распределение осадков - климатические пояса - климатообразующие факторы

III.Объяснение новой темы. Вы знаете, что океаны - это голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться. Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью. – Вы слышите эту удивительную музыку? Она зовет нас в увлекательный мир путешествий. Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по океанам нашей планеты. Мы еще раз соприкоснемся с водами океанов нашей планеты, повторим то, что вы уже знаете, может кто-то из вас узнает что-то новое о Мировом океане. IV. Работа по теме урока. 1) Вопросы классу:

  • Что такое гидросфера?

  • Назовите части гидросферы?

  • Что такое Мировой океан?

  • Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?

  • Кто первым из европейцев увидел Тихий океан? (Ф.Магеллан)

  • Экспедиция, какого государства одна из первых начала комплексные исследования природы Атлантики? (Англия)

  • Самый “вытянутый” океан? (Атлантический)

  • Самый глубокий океан? (Тихий)

  • Самый тёплый? (Индийский)

  • В этом океане особенно выражены срединно – океанические хребты. (Атлантический)

  • Занимает 1/3 планеты? (Тихий)

  • Этот океан занимает четвёртое место по площади. (Северный Ледовитый)

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой. Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).

Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана. Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки. 2. Ролевая игра. - А теперь давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.Задание №1. Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие. Географические координаты записаны на доске: 60 с.ш. 31 в.д.Ключ: Санкт – Петербург. - Молодцы! Правильно! - Итак, дорогие друзья в путь! - На берегу какого моря мы находимся? - К какому океану оно относится? - Покажите Атлантический океан. - Кто сможет показать моря Атлантического океана.(уч-ся показывает у доски) - Мы продолжаем свой путь по водам Атлантического океана и причаливаем к южному берегу Южной Америки.Задание №2. Отгадай – ка. - Чтобы плыть дальше туземцы приготовили для нас следующее задание: о ком идет речь? Этот человек родился и вырос в Англии. В 1577г. был назначен адмиралом английского флота и вышел на 5 кораблях в пиратский рейд к Тихоокеанскому побережью Южной Америки. Новыми никому неизвестными путями он обошел материк и проник из Атлантического океана в Тихий. Появляясь внезапно и неожиданно, грабил испанские порты тихоокеанского побережья. Королева Англии Елизавета 1 стала благодаря нему очень богатой и присвоила ему звание рыцаря. Его именем был назван пролив между Тихим и Атлантическим океанами. Кто он? (Фрэнсис Дрейк) - Покажите пролив Дрейка, через который нам необходимо проплыть дальше. (уч-ся показывают на карте) - В какой океан мы попали? - Покажите Тихий океан (Уч-ся показывают). - Мы знаем, что Тихий океан – самый неспокойный океан, и вот следующее задание. Выполнив его, мы сможем спокойно пересечь этот океан.Задание №3 Цифровой диктант. 1. Материк 2. Остров 3. Река 4. Озеро 5. Море 6. Залив - Откройте тетради. Запишите число и “цифровой диктант”. Я называю определение географического понятия, а вы должны записать номер правильного ответа. Запись производите в строчку. Слушайте внимательно! 1) Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. 2) Часть океана, более или менее отделенная от него сушей. 3) Огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой. 4) Часть моря или океана, глубоко впадающая в сушу. 5) Скопление пресной воды в природном углублении. 6) Поток воды, текущий в выработанном углублении, называемом руслом. - Ребята, а сейчас проверьте, как вы выполнили это задание.(Ответы на доске) - Мы продолжаем свой путь по Тихому океану. И вот новое испытание.Задание №4 Чудеса из чудес. - Учащиеся должны установить, о чем говорят записи на доске и пояснить, что это за чудо и где оно расположено.

11022 (глубина Марианского желоба, Тихий океан) Филиппинское море (самое большое в мире, Тихий океан) Красное море (самое соленое море в мире, Индийский океан) Фернан Магеллан (дал название Тихому океану) 14,75 млн. км2 (площадь Северного Ледовитого океана) Пролив Дрейка (самый широкий в мире пролив, соединяет Тихий и Атлантический океаны) Бенгальский залив (самый большой в мире, Индийский океан) Саргассово море (море без берегов расположено в Атлантическом океане, почти сплошь покрыто водорослями, и его “берегами” являются воды этого океана). Остров Гренландия (самый большой остров)  - Мы успешно пересекли самый большой океан и попали в воды Индийского океана. - Покажите на карте Индийский океан (ответы уч-ся). - Перед вами новое заданиеЗадание № 5. “Третий лишний”. - Перед вами три названия морей. Нужно исключить одно и объяснить по какому признаку вы исключили то или другое море.

Карибское (Атлан.ок.)

Берингово (Тих.ок.)

Саргассово (Атлан.ок)

Японское (Тих.ок.)

Красное (Инд.ок.)

Фиджи (Тих.ок)

Тасманово (Тих.ок.)

Бофорта (Сев.Лед.ок.)

Аравийское (Инд. ок.)

Арафурское (Инд.ок)

Средиземное (Атлан.ок.)

Коралловое (Тих.ок.)

- Молодцы!. Путь дальше открыт. После Индийского океана, в какой мы попали океан? - Правильно, Атлантический океан. Мы можем вернуться домой, но у нас остался еще один океан. Какой, назовите и покажите его? (ответы уч-ся) Задание №6 Игра “SOS” “Уже 2 года я нахожусь на необитаемом острове где-то в Тихом океане. Координаты острова установить не могу. Климат на острове умеренный. Максимальная температура в июле. Средняя годовая температура +9°С. Средняя соленость океана – 32%. Мимо острова часто проплывают морские котики. На прибрежных скалах много птичьих базаров. Вокруг острова с одной стороны проходит холодное течение, а с другой – теплое. Пожалуйста, отыщите меня и спасите V.Усвоение новой темы. Заполните таблицу:

Название океана

Географическое положение

Моря и заливы океана

1.

2.

3.

4.

VI.Домашнее задание. § 8 читать, (в тетради перечислите виды хозяйственной деятельности в океанах). VII.Итог урока. Комментирование оценок. VIII. Рефлексия. Что нового вы узнали?

Просмотр содержимого документа «"Воды Мирового океана" »

Класс: 7 Предмет: географияДата: 01.10.15 г. Учитель: Асель Казикызы

Тема урока: Воды Мирового океана.

Урок №9. Воды Мирового океана. Цель урока: Познакомить учащихся с водами Мирового океана.Задачи: Образовательная: Продолжить формирование представлений о Мировом океане, вспомнить свойства вод Мирового океана, изучить особенности распределения температуры и солености по поверхности океана; дать понятие водных масс.Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора.Воспитательные: Воспитывать интерес к событиям в мире.Метод обучения: словесный, наглядный, практическийФорма организации: коллективнаяТип урока: комбинированныйОборудование: Физическая карта мираI.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.II. Проверка домашнего задания.- распределение осадков - климатические пояса- климатообразующие факторы

III.Объяснение новой темы.Вы знаете, что океаны - это голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. Не зря, стоя на берегу океана, не устаёшь им восхищаться. Он завораживает, он манит к себе своей неповторимостью, своей загадочностью. – Вы слышите эту удивительную музыку? Она зовет нас в увлекательный мир путешествий. Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по океанам нашей планеты. Мы еще раз соприкоснемся с водами океанов нашей планеты, повторим то, что вы уже знаете, может кто-то из вас узнает что-то новое о Мировом океане.IV. Работа по теме урока.1) Вопросы классу:

  • Что такое гидросфера?

  • Назовите части гидросферы?

  • Что такое Мировой океан?

  • Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?

  • Кто первым из европейцев увидел Тихий океан? (Ф.Магеллан)

  • Экспедиция, какого государства одна из первых начала комплексные исследования природы Атлантики? (Англия)

  • Самый “вытянутый” океан? (Атлантический)

  • Самый глубокий океан? (Тихий)

  • Самый тёплый? (Индийский)

  • В этом океане особенно выражены срединно – океанические хребты. (Атлантический)

  • Занимает 1/3 планеты? (Тихий)

  • Этот океан занимает четвёртое место по площади. (Северный Ледовитый)

Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой. Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).

Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана. Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки.2. Ролевая игра.- А теперь давайте узнаем, из какого порта мы начнем свое плавание.Задание №1. Определите название порта, из которого мы начинаем путешествие. Географические координаты записаны на доске: 60 с.ш. 31 в.д.Ключ: Санкт – Петербург.- Молодцы! Правильно! - Итак, дорогие друзья в путь!- На берегу какого моря мы находимся?- К какому океану оно относится?- Покажите Атлантический океан.- Кто сможет показать моря Атлантического океана.(уч-ся показывает у доски)- Мы продолжаем свой путь по водам Атлантического океана и причаливаем к южному берегу Южной Америки.Задание №2 . Отгадай – ка. - Чтобы плыть дальше туземцы приготовили для нас следующее задание: о ком идет речь? Этот человек родился и вырос в Англии. В 1577г. был назначен адмиралом английского флота и вышел на 5 кораблях в пиратский рейд к Тихоокеанскому побережью Южной Америки. Новыми никому неизвестными путями он обошел материк и проник из Атлантического океана в Тихий. Появляясь внезапно и неожиданно, грабил испанские порты тихоокеанского побережья. Королева Англии Елизавета 1 стала благодаря нему очень богатой и присвоила ему звание рыцаря. Его именем был назван пролив между Тихим и Атлантическим океанами. Кто он? (Фрэнсис Дрейк)- Покажите пролив Дрейка, через который нам необходимо проплыть дальше. (уч-ся показывают на карте)- В какой океан мы попали?- Покажите Тихий океан (Уч-ся показывают).- Мы знаем, что Тихий океан – самый неспокойный океан, и вот следующее задание. Выполнив его, мы сможем спокойно пересечь этот океан.Задание №3 Цифровой диктант.1. Материк2. Остров3. Река4. Озеро5. Море6. Залив- Откройте тетради. Запишите число и “цифровой диктант”. Я называю определение географического понятия, а вы должны записать номер правильного ответа. Запись производите в строчку. Слушайте внимательно!1) Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.2) Часть океана, более или менее отделенная от него сушей.3) Огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой.4) Часть моря или океана, глубоко впадающая в сушу.5) Скопление пресной воды в природном углублении.6) Поток воды, текущий в выработанном углублении, называемом руслом.- Ребята, а сейчас проверьте, как вы выполнили это задание.(Ответы на доске)- Мы продолжаем свой путь по Тихому океану. И вот новое испытание.Задание №4 Чудеса из чудес.- Учащиеся должны установить, о чем говорят записи на доске и пояснить, что это за чудо и где оно расположено.

11022 (глубина Марианского желоба, Тихий океан) Филиппинское море (самое большое в мире, Тихий океан) Красное море (самое соленое море в мире, Индийский океан)Фернан Магеллан (дал название Тихому океану)14,75 млн. км2 (площадь Северного Ледовитого океана)Пролив Дрейка (самый широкий в мире пролив, соединяет Тихий и Атлантический океаны)Бенгальский залив (самый большой в мире, Индийский океан)Саргассово море (море без берегов расположено в Атлантическом океане, почти сплошь покрыто водорослями, и его “берегами” являются воды этого океана).Остров Гренландия (самый большой остров) - Мы успешно пересекли самый большой океан и попали в воды Индийского океана.- Покажите на карте Индийский океан (ответы уч-ся).- Перед вами новое заданиеЗадание № 5. “Третий лишний”.- Перед вами три названия морей. Нужно исключить одно и объяснить по какому признаку вы исключили то или другое море.

Карибское (Атлан.ок.)

Берингово (Тих.ок.)

Саргассово (Атлан.ок)

Японское (Тих.ок.)

Красное (Инд.ок.)

Фиджи (Тих.ок)

Тасманово (Тих.ок.)

Бофорта (Сев.Лед.ок.)

Аравийское (Инд. ок.)

Арафурское (Инд.ок)

Средиземное (Атлан.ок.)

Коралловое (Тих.ок.)

- Молодцы!. Путь дальше открыт. После Индийского океана, в какой мы попали океан??- Правильно, Атлантический океан. Мы можем вернуться домой, но у нас остался еще один океан. Какой, назовите и покажите его? (ответы уч-ся) Задание №6 Игра “SOS”“Уже 2 года я нахожусь на необитаемом острове где-то в Тихом океане. Координаты острова установить не могу. Климат на острове умеренный. Максимальная температура в июле. Средняя годовая температура +9°С. Средняя соленость океана – 32%. Мимо острова часто проплывают морские котики. На прибрежных скалах много птичьих базаров. Вокруг острова с одной стороны проходит холодное течение, а с другой – теплое. Пожалуйста, отыщите меня и спаситеV.Усвоение новой темы.Заполните таблицу:

Название океана

Географическое положение

Моря и заливы океана

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

VI.Домашнее задание. § 8 читать, (в тетради перечислите виды хозяйственной деятельности в океанах).VII.Итог урока. Комментирование оценок.VIII. Рефлексия. Что нового вы узнали?

kopilkaurokov.ru

Воды Мирового Океана - География

Воды Мирового океана

  • Что такое Мировой океан?
  • Назовите крупные части Мирового океана?
  • Что такое водные массы?

Мировой океан - непрерывная оболочка Земли.

Океан определяет многие черты природы Земли. Он связал между собой все оболочки : литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу

Откуда произошло слово «океан»?

Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. Теперь ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось.

Какая часть поверхности Земли занята океанами?

Океаны покрывают примерно 71% земной поверхности

Соотношение суши и океана.

Средиземное море

Атлантический океан

ЕВРОПА

Найди на карте:

Черное море,

Красное море,

Карибское море,

Желтое море.

АФРИКА

Море - это часть океана, отличающаяся от него свойствами воды ,течениями,

живущими в нем организмами.

Атлантический океан

Тихий

океан

Залив - это часть океана (моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном (морем).

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Мексиканский залив

Бискайский, Бенгальский, Мексиканский .

(Найди на карте в атласе).

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Средиземное море

Атлантический океан

ЕВРОПА

Проливы:

  • Гибралтарский,
  • Магелланов,
  • Берингов.

(Найди на карте).

Гибралтарский пролив

АФРИКА

Пролив - сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.

Самый широкий пролив на Земле?

Пролив Дрейка, его ширина около 1000 км.

Суша в океане.

полуострова

острова

архипелаги

архипелаги

Остров – это часть суши,

окруженная со всех сторон водой.

Архипелаг -

это группа островов,

находящиеся близко друг от друга.

Полуостров – это часть суши,

окруженная с 3-х

сторон водой.

Малайский арх.

П-в Камчатка,

Аравийский.

О. Гренландия

Свойства вод Мирового океана Температура воды изменяется в зависимости от широты места

Вблизи от экватора поверхностные воды самые тёплые – около +28 0 С

В приполярных областях океаническая вода замерзает при температуре -2 0 С

Образование айсбергов Антарктические айсберги живут 10 – 12 лет, возможно – это будущий источник пресной воды. Течения уносят айсберги далеко в океан .

2.Температура воды

0 метров

+16˚C)

200 метров

+15,5˚C

1000 метров

+3,8˚C

5000 метров

+2,8˚C

Изменяется в зависимости от глубины

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
  • Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть .

1.Солёность воды

Количество минеральных веществ в граммах, растворённых в 1л воды-35 0 / 00

Океаническая вода не пригодна для питья!!!

Опресняют воду

Осадки

Крупные реки

Тающие льды

Самая высокая концентрация соли в этом море не даст вам утонуть.

Мертвое море

Водные массы

Приливы и отливы

В определённое время суток уровень воды в Мировом океане повышается, а затем понижается. Океан как бы «дышит».

Океанические течения

ТЕЧЕНИЯ

Причины возникновения

Ветер Разная солёность

и температура

Поверхностные Глубинные

( течение Западных Ветров ) (холодная вода опускается в приполярных областях

и движется в сторону экватора)

t ° течений

Тёплые течения

Холодные течения

движение

тёплые

холодные

тропические

полярные

ветра

ветра

эффект Кориолиса

с востока

с запада

на запад

на восток

южнее

севернее

экватора

экватора

циркуляция течений

вправо

влево

южное

полушарие

северное

полушарие

по часовой

против часовой

Гольфстрим

Северо - Атлантическое течение

Лабрадорское течение

Крупнейшее течение Мирового океана…

Течение Западных ветров, опоясывающее Антарктиду кольцом.

multiurok.ru


Смотрите также