Урок по окружающему миру на тему "Замечательное вещество - вода" (3 класс). Вода обладает свойствами 3 класс


Конспект урока для 3 класса "Какими свойствами обладает вода?"

globuss24.ru

I. Самоопределение к учебной деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Скажем "Здравствуйте!" - руками 

Скажем "Здравствуйте!" - глазами 

Скажем "Здравствуйте!" мы ртом, станет радостным наш дом.

-С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день. -Как вы думаете, что нужно для успешной работы? Давайте пожелаем друг другу удачи. Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!» 

Я вам желаю успеха.

Дети приветствуют своим жестом всех присутствующих в аудитории.

Дети приветствуют всех и встречаются взглядом с тем, с кем хочется.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Напомните мне тему прошлого урока.

-Проверяем усвоение изученного материала с помощью « Блиц - опроса»

1) Что такое воздух?

2) Какие газы входят в состав воздуха?

3) Имеет воздух определённую форму?

4)Как называется воздушная оболочка земли?

5)Её функция.

6) Как люди научились использовать силу ветра?

7)Что делает воздух при нагревании?

8) Где человек использует данное свойство?

9)Почему не падают самолёты, вертолёты, водные лыжники держатся на воде?

10)Как воздух проводит тепло и где человек использует это свойство?

11) Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, футбольных мячах, автомобильных шинах?

Делаем вывод.

Ответ: как человек использует свойства воздуха.

Ответы:

Воздух – это смесь газов.

В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ и другие газы.

Нет. Он заполняет весь доступный ему объём.

Атмосфера.

Защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.

Люди ещё в древности научились использовать силу ветра.

Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству, которое используется и в наше время – ветряные электростанции.

Воздух при нагревании расширяется.

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах

Воздух – ещё менее плотный, чем вода, если развить большую скорость, то на воздух можно опереться.

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло, когда холодно человек надевает тёплый свитер и окружает себя воздушной оболочкой. В окна вставляют вторые рамы, сами стёкла не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха и в квартирах сохраняется тепло.

Упругость.

Люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей.

- Перед началом заслушаем

выступление по теме: « Вода в природе»

- Переходим к поиску ответов на поставленные вопросы.

Итак, какие свойства имеет вода, где и как человек использует эти свойства.

- Для этого вспомним: три состояния воды.

- У каждого состояния воды свои свойства.

Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Три вы уже знаете с третьего класса.

Это особые свойства воды и отличают её от других жидкостей.

- Что делают все жидкости, в том числе и вода? (текут)

- Какую форму они принимают?

( сосуда, в который их поместили)

- Проведём опыт.

На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытеснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите на стр. 83 ответ на вопрос : Что это за сила?

-Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед. Существует легенда: (см. приложение)

-Проведём опыты (на партах):

-опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет)

-опустим в стакан с водой камень (он тонет)

-опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет)

-Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (найдите ответ)

Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Найдите как было названо это свойство? (учебник)

-Найдите, где человек использует это свойство?

(учебник)

-Как мы уже сказали вода – текуча. Найдите ответ на вопрос: Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции.

(учебник)

-Да, под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения и чем выше поднят уровень воды, тем течение быстрее и сила воды больше.

Выступление

(см. приложение)

жидкое, твёрдое и газообразное

прозрачная

без цвета

без запаха

Делают вывод: все жидкости текут и принимают форму сосуда, в который их поместили.

Делают вывод: это – выталкивающая сила воды, она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.

Делают вывод:

дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, а железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила.

Делают вывод: подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит, но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполнится водой, и корабль пойдёт ко дну.

Делают вывод: это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.

Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.

Делают вывод:

под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Течение воды – большая сила.

Сл.№5

Сл.№6

Сл.№7

( на рабочем столе: штатив с подвешенной пружиной на ней гиря, под ней стакан с водой)

Сл.№8

Сл.№9

на партах: стакан с водой, кусок дерева, ключик, камень

Сл.№10

Сл.№11

Сл.№12

-Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас немного остановимся на химических свойствах воды.

Проведём опыт:

опустим в стакан с водой кусок сахара. Что происходит с сахаром? (он растворяется)

-Почему это происходит? (учебник)

- Где мы это свойство используем в жизни?

(беседа по картинкам)

-Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду?

- Верно, такая вода совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине.

-Некоторые вещества, например глина, не растворяются, а плавают в виде едва заметных комочков, делая воду мутной. Посмотрите на картинку и скажите, как такую воду сделать чистой?

-Верно, её нужно профильтровать.

-Проведём опыт: у вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду.

-Поэтому если в большой цилиндр с поршнем закачать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды.

-Давайте ответим на вопрос: где используется это свойство воды?

( учебник)

-Жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры.

-Вспомним, что происходит с водой или ртутью в термометре при нагревании?

При охлаждении вода до – 4С расширяется, а затем превращается в лёд. А в начале урока я говорила, что у каждого состояния воды свои свойства и лёд начинает при охлаждении сжиматься.

- Поэтому бутылка с водой, положенная в морозильник – лопнет,

если испортилось отопление – замёрзшая вода разорвёт трубы,

если воду оставить в баках на огороде зимой, то она обязательно превратится в лёд и их испортит.

-Но и нагревать воду также следует осторожно. Превращаясь в пар, она расширяется и стремится занять гораздо больший объём. Поэтому пар с большой силой вырывается из кипящего чайника и можно ошпариться.

- Вода в природе – самая распространённая жидкость и поэтому она « делает погоду». Как это происходит вам поможет объяснить учебник .

-Верно: зная свойства воды, люди научились бороться с некоторыми из этих явлений с помощью…военной техники. Но, лучше научиться верно предсказывать погоду и готовиться ко всему заранее, чтобы избегать неприятностей.

Мы подошли к третьему нашему вопросу: почему мы должны беречь и охранять воду. А помогут нам в этом разобраться девочки.

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то что услышали, увидели и прочитали самостоятельно на уроке.

( проводят опыт)

Делают вывод: вода – хороший растворитель.

Делают вывод: многие вещества в воде могут распадаться на молекулы и перемешиваться с молекулами воды, то есть растворяться.

( примеры детей)

(рассуждения детей)

-для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде.

- такую воду можно очистить с помощью фильтра.

Делают вывод: ничего не получается, так как жидкости несжимаемы.

-Делают вывод: это свойство используют в технике: на его основе создан гидравлический пресс и домкрат.

-Делают вывод:

жидкость – расширяется.

-Делают вывод:

при охлаждении вода - расширяется, а лёд – сжимается.

Находят и зачитывают ответ: превращаясь то в лёд, то в пар, то снова в жидкость, вода «делает погоду»: росу, туман, тучи, дождь, снег, град, лавины, ледоход, наводнения.

Выступления:

«Использование воды человеком»

«Охрана вод»

(см. приложение)

ответы детей

( см. презентацию)

на парте:

стакан с водой, кусок сахара

Сл.№13

Сл.№14

на партах: шприц с водой

Сл.№15

Сл.№16

Сл.№17-18

Конспект урока для 3 класса "Какими свойствами обладает вода?"

Автор учебника: Поглазова О.Т.

Тема урока: Какими свойствами обладает вода?

Цель урока: создание условий для «открытия» учащимися некоторых свойств воды.

- помочь детям средствами наблюдения с элементами исследования выделить и сформулировать некоторые основные свойства воды;

- способствовать становлению осмысленного отношения к учению: поддерживать интерес к природе, исследовательскую активность детей, развивать любознательность, наблюдательность, умение применять межпредметные знания (понятия «признак» из курса русского языка, «свойство»).

doc4web.ru

I. Самоопределение к учебной деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Скажем "Здравствуйте!" - руками 

Скажем "Здравствуйте!" - глазами 

Скажем "Здравствуйте!" мы ртом, станет радостным наш дом.

-С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день. -Как вы думаете, что нужно для успешной работы? Давайте пожелаем друг другу удачи. Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!» 

Я вам желаю успеха.

Дети приветствуют своим жестом всех присутствующих в аудитории.

Дети приветствуют всех и встречаются взглядом с тем, с кем хочется.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Напомните мне тему прошлого урока.

-Проверяем усвоение изученного материала с помощью « Блиц - опроса»

1) Что такое воздух?

2) Какие газы входят в состав воздуха?

3) Имеет воздух определённую форму?

4)Как называется воздушная оболочка земли?

5)Её функция.

6) Как люди научились использовать силу ветра?

7)Что делает воздух при нагревании?

8) Где человек использует данное свойство?

9)Почему не падают самолёты, вертолёты, водные лыжники держатся на воде?

10)Как воздух проводит тепло и где человек использует это свойство?

11) Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, футбольных мячах, автомобильных шинах?

Делаем вывод.

Ответ: как человек использует свойства воздуха.

Ответы:

Воздух – это смесь газов.

В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ и другие газы.

Нет. Он заполняет весь доступный ему объём.

Атмосфера.

Защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.

Люди ещё в древности научились использовать силу ветра.

Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству, которое используется и в наше время – ветряные электростанции.

Воздух при нагревании расширяется.

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах

Воздух – ещё менее плотный, чем вода, если развить большую скорость, то на воздух можно опереться.

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло, когда холодно человек надевает тёплый свитер и окружает себя воздушной оболочкой. В окна вставляют вторые рамы, сами стёкла не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха и в квартирах сохраняется тепло.

Упругость.

Люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей.

- Перед началом заслушаем

выступление по теме: « Вода в природе»

- Переходим к поиску ответов на поставленные вопросы.

Итак, какие свойства имеет вода, где и как человек использует эти свойства.

- Для этого вспомним: три состояния воды.

- У каждого состояния воды свои свойства.

Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Три вы уже знаете с третьего класса.

Это особые свойства воды и отличают её от других жидкостей.

- Что делают все жидкости, в том числе и вода? (текут)

- Какую форму они принимают?

( сосуда, в который их поместили)

- Проведём опыт.

На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытеснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите на стр. 83 ответ на вопрос : Что это за сила?

-Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед. Существует легенда: (см. приложение)

-Проведём опыты (на партах):

-опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет)

-опустим в стакан с водой камень (он тонет)

-опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет)

-Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (найдите ответ)

Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Найдите как было названо это свойство? (учебник)

-Найдите, где человек использует это свойство?

(учебник)

-Как мы уже сказали вода – текуча. Найдите ответ на вопрос: Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции.

(учебник)

-Да, под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения и чем выше поднят уровень воды, тем течение быстрее и сила воды больше.

Выступление

(см. приложение)

жидкое, твёрдое и газообразное

прозрачная

без цвета

без запаха

Делают вывод: все жидкости текут и принимают форму сосуда, в который их поместили.

Делают вывод: это – выталкивающая сила воды, она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.

Делают вывод:

дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, а железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила.

Делают вывод: подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит, но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполнится водой, и корабль пойдёт ко дну.

Делают вывод: это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.

Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.

Делают вывод:

под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Течение воды – большая сила.

Сл.№5

Сл.№6

Сл.№7

( на рабочем столе: штатив с подвешенной пружиной на ней гиря, под ней стакан с водой)

Сл.№8

Сл.№9

на партах: стакан с водой, кусок дерева, ключик, камень

Сл.№10

Сл.№11

Сл.№12

-Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас немного остановимся на химических свойствах воды.

Проведём опыт:

опустим в стакан с водой кусок сахара. Что происходит с сахаром? (он растворяется)

-Почему это происходит? (учебник)

- Где мы это свойство используем в жизни?

(беседа по картинкам)

-Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду?

- Верно, такая вода совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине.

-Некоторые вещества, например глина, не растворяются, а плавают в виде едва заметных комочков, делая воду мутной. Посмотрите на картинку и скажите, как такую воду сделать чистой?

-Верно, её нужно профильтровать.

-Проведём опыт: у вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду.

-Поэтому если в большой цилиндр с поршнем закачать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды.

-Давайте ответим на вопрос: где используется это свойство воды?

( учебник)

-Жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры.

-Вспомним, что происходит с водой или ртутью в термометре при нагревании?

При охлаждении вода до – 4С расширяется, а затем превращается в лёд. А в начале урока я говорила, что у каждого состояния воды свои свойства и лёд начинает при охлаждении сжиматься.

- Поэтому бутылка с водой, положенная в морозильник – лопнет,

если испортилось отопление – замёрзшая вода разорвёт трубы,

если воду оставить в баках на огороде зимой, то она обязательно превратится в лёд и их испортит.

-Но и нагревать воду также следует осторожно. Превращаясь в пар, она расширяется и стремится занять гораздо больший объём. Поэтому пар с большой силой вырывается из кипящего чайника и можно ошпариться.

- Вода в природе – самая распространённая жидкость и поэтому она « делает погоду». Как это происходит вам поможет объяснить учебник .

-Верно: зная свойства воды, люди научились бороться с некоторыми из этих явлений с помощью…военной техники. Но, лучше научиться верно предсказывать погоду и готовиться ко всему заранее, чтобы избегать неприятностей.

Мы подошли к третьему нашему вопросу: почему мы должны беречь и охранять воду. А помогут нам в этом разобраться девочки.

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то что услышали, увидели и прочитали самостоятельно на уроке.

( проводят опыт)

Делают вывод: вода – хороший растворитель.

Делают вывод: многие вещества в воде могут распадаться на молекулы и перемешиваться с молекулами воды, то есть растворяться.

( примеры детей)

(рассуждения детей)

-для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде.

- такую воду можно очистить с помощью фильтра.

Делают вывод: ничего не получается, так как жидкости несжимаемы.

-Делают вывод: это свойство используют в технике: на его основе создан гидравлический пресс и домкрат.

-Делают вывод:

жидкость – расширяется.

-Делают вывод:

при охлаждении вода - расширяется, а лёд – сжимается.

Находят и зачитывают ответ: превращаясь то в лёд, то в пар, то снова в жидкость, вода «делает погоду»: росу, туман, тучи, дождь, снег, град, лавины, ледоход, наводнения.

Выступления:

«Использование воды человеком»

«Охрана вод»

(см. приложение)

ответы детей

( см. презентацию)

на парте:

стакан с водой, кусок сахара

Сл.№13

Сл.№14

на партах: шприц с водой

Сл.№15

Сл.№16

Сл.№17-18

исследование по окружающему миру 3 класс «Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Охрана вод»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Мирновская средняя общеобразовательная школа № 34»

Урок - исследование

«Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле.

Свойства воды. Охрана вод»

Яковенко Ольга Борисовна

учитель начальных классов

I квалификационная категория

301879 Тульская обл.

Ефремовский р-н п.Мирный

ул.Новая д.17 кв.2

[email protected]

г. Ефремов

2014 год

Познакомить учащихся со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле;

развивать внимание, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты

Предметные: уметь работать с учебником, организовывать рабочее место, знать, что такое тела, вещества, частицы, распознавать вещества (твёрдые, жидкие, газообразные).

Личностные УУД: иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение определять учебную задачу и стараться её выполнить, высказывать свои предположения;

коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре;

познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы.

Образовательные ресурсы

  1. Мультимедийная презентация «Вода. Свойства воды. Охрана вод».

  2. http://images.yandex.ru/?lr=213&source=wiz

  3. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Москва: «Вако», 2004г.

  4. Журнал «Педагогическое мастерство» №3, 2003г.

Оборудование

Мультимедийная доска, проектор, ноутбук.

Стакан с чистой водой, стакан с молоком, флакон духов, 2 чайные ложки, соль; листы юного исследователя,

«Окружающий мир» 3класс А.А.Плешаков.

Ход урока.

I.

Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2.

Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.

Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.

А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.

Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда!

Слайд 3.

Продолжаем работу в исследовательской лаборатории «Кладовая солнца».

Вспомним наш девиз: «Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень.

II. Актуализация знаний.

Слайд 4.

Тест. Вставьте в высказывания пропущенные слова:

  1. Любой предмет, любое живое существо можно назвать _________ .

  2. То, из чего состоят тела называют _____________ .

  3. Вещества состоят из мельчайших _____________ .

  4. Вещества бывают _____________, __________________, газообразные.

  5. В состав _____________ входит смесь газов азота, ____________ ,

углекислого газа.

Подчеркни названия тел зелёной ручкой, веществ- красной:

подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.

III.

Постановка учебной проблемы.

Слайд 5.

Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок:

Слайд 6.

  1. Без крыльев летят, без ног- бегут, без паруса- плывут. (Облака)

  2. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

  3. Под землёй живёт, на небо смотрит. (Родник)

Слайд 7.

  1. Приходил, стучал по крыше, уходил- никто не слышал. (Дождь)

  2. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

  3. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

Слайд 8.

  1. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)

  2. Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

  3. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Слайд 9.

  1. После ливня и грозы

Мост невиданной красы.

Ни потрогать, ни забраться,

Можно только любоваться. (Радуга)

  1. Ранним утром во двореЛёд улёгся на траве.И весь луг стал светло-синий.Серебром сверкает... (Иней)

Что общего имеют отгадки?

Ответы учащихся.

Вывод: все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды.

IV.

Открытие учащимися нового знания.

Самостоятельная

работа.

Проверка работы.

Итак, где встречается вода в природе?

Ответы учеников:

Океаны, моря, озёра, реки, болота, родники, пруды, облака, туманы, роса, дождь, ледники и т.д.

Вы ,конечно, много слышали о воде. Какая она бывает?

Ответы учеников:

Питьевая, минеральная, святая, солёная, пресная, грязная, чистая, холодная, горячая, кристальная и т.д.

Практическая работа «Свойства воды».

- Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода?

- Вода – это вещество.

Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем. А помогут нам опыты. Результаты оформим в карте исследований.

Слайд 10.

Опыт 1. Возьмём стеклянную форму. Нальём воду. Что наблюдаем? (Вода приняла форму того сосуда, в который попала).

Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита.

Опыт 2. Нальём немного воды на блюдце. Что заметили? ( Вода растекается). Наклоним… Перельём воду.

Вывод. Вода течёт.

Слайд 11.

Опыт 3. Возьмём флакон духов и стакан с водой. Сравним их по запаху. Пахнет ли вода?

Вывод. Вода ничем не пахнет.

Опыт 4. Попробуем воду на вкус. Что можно сказать о вкусе воды?

Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса.

Слайд 12.

Опыт 5. Возьмём стакан молока и стакан воды. Сравним их по цвету. Вывод. Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок).

Опыт 6. Опустим чайную ложку в стакан с водой и с молоком. Что можно сказать о прозрачности воды?

Вывод. Вода прозрачна.

- И всё же вода не всегда бывает прозрачной. Почему? (Загрязнена).

Слайд 13.

Опыт 7. В стакан с водой положим ложечку соли и размешаем. Попробуем воду на вкус.

Вывод. Вода – растворитель.

Слайд 14.

Опыт 8. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

Вывод: при нагревании вода расширяется.

Опыт 9. Ту же колбу опустим в холодную воду. Мы увидим, что вода в трубке опускается.

Вывод: при нагревании вода сжимается.

Слайд 15.

Работа в парах по картам исследования. Выводы делают учащиеся.

Карта исследований.

  1. Что такое вода? _________________________

  2. Свойства воды:

Опыт 1. __________________________________

Опыт 2. __________________________________

Опыт 3___________________________________

Опыт 4.__________________________________

Опыт 5. __________________________________

Опыт 6. __________________________________

Опыт 7. __________________________________

Опыт 8. __________________________________

Опыт 9. __________________________________

Слайд 16.

V.

Закрепление изученного материала.

Работа с учебником с.52-53

Динамическая

пауза.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз. Это - брасс.

Одной, другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Ребята , давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на нём обозначена суша и каким вода?

Суша обозначена зелёным, коричневым и жёлтым цветом, вода голубым и синим.

Какого цвета больше?

Больше голубого и синего.

Чего же больше на нашей планете- суши или воды?

Воды больше, чем суши.

Слайд 17.

Вода занимает ¾ планеты, а суша лишь ¼.

Какая вода встречается на нашей планете?

Солёная и пресная.

Какая вода пригодна для питья?

Пресная.

Какой воды больше?

Солёной.

Слайд 18.

На Земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но она солёная. Человеку нужна пресная вода, которой не так уж много. На каждые 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной.

В каких водоёмах вода солёная ?

В океанах и морях.

Слайд 19.

А пресная?

Пресная вода в реках, озёрах, болотах, прудах, родниках.

Вывод: пресной воды мало и её надо беречь.

Слайд 20.

Есть ли в нашем районе водоёмы с солёной водой?

Нет. Только пресные водоёмы.

Какие пресные водоёмы есть в Ефремовской районе?

Реки, пруды, родники.

Слайд 21, Слайд 22, Слайд 23, Слайд 24.

Почему Антуан де Сент Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь »?

Ответы учеников:

Кому же нужна вода?

Слайд 25.

Вода нужна человеку, растениям и животным.

Слайд 26.

Какая вода нужна всему живому?

Пресная и чистая.

Слайд 27.

Выскажи своё мнение об увиденном.

Ответы учащихся.

Почему погибли эти животные?

Ответы учащихся.

Кто виноват в их гибели.

Ответы учащихся.

Как происходит загрязнение водоёмов?

Ответы учащихся.

Слайд 28.

Посмотрите, какая у нас красивая река. И название ей подстать-

Красивая Меча. Кто из вас бывал на Красивой Мече? Что видели?

Ответы учащихся.

А такую картину видели?

Слайд 29.

Прокомментируйте фотографию.

Ответы учащихся.

К сожалению, люди часто оставляют после себя на берегу мусор, не задумываясь о том, что он попадёт в воду и станет причиной загрязнения водоёма. Что же делать?

Ответы учащихся: забирать мусор с собой. Не мыть машины у реки.

Слайд 30.

Во все времена люди чтили и берегли воду. Вот несколько народных пословиц о воде.

Слайд 31.

Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.

( Китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

(Английская пословица)

Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать –

образуется пустыня.( Узбекская пословица)

VI.

Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим наши исследования, но вы к ним должны хорошенько подготовиться. Все прочитаете статью в учебнике на стр. 51-54 и выполните задания в рабочей тетради по теме «Вода». Далее разделимся на группы. ( на карточках с инструктажем )

Задание 1 группе. У всех дома есть счётчики учёта воды? Проследить, какое количество воды тратит ваша семья за день. Записать показания счётчика сегодня в 19 часов, завтра в 19 часов, послезавтра в 19 часов.

Задание 2 группе. Записать , как ваша семья в течение дня использует воду.

Задание 3 группе. Придумайте и нарисуйте условные знаки правил отдыха на водоёмах.

VII.

Рефлексия

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?

Слайд 32. Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги-

Мы ведь на планете не одни!

В.А.Андреев

infourok.ru

3 класс. Окружающий мир. Тема. Вода и жизнь. Свойства воды. страница 2

– Откуда мы с вами можем получить воду? (Из овощей, фруктов, из напитков и другой еды.)

2. Три состояния воды.

Беседа.

– А теперь отгадайте загадку:

что умеет застывать, летать и бегать? (вода.)

– Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Давайте подумаем: какие? Если вода застывает, во что она превращается, какое это будет вещество? (Лёд (твёрдое).)

– Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар (газообразное).)

– А когда вода бежит? (когда она именно вода, ручей, река (жидкое).)

– Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Это называется круговоротом воды в природе.

Вода появляется из ручейка, ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе, пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана, над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами, дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки, они потекут до ближайшей реки.

– Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояние. (нужно, чтобы вода нагревалась или замерзала, то есть при изменении температуры.)

Проведение опытов.

– Мы выяснили, что вода может менять своё состояние при изменении температуры, а какими же еще свойствами обладает вода.

Проведем опыты.

1. Рассмотрите воду в стакане. – Какого она цвета? Можно ли через нее увидеть предметы?

Вывод: вода бесцветная и прозрачная.

2. Понюхайте. Есть ли у неё запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

3. Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая? Имеет ли она вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса.

4. Положите в стакан немного соли или сахара и размешайте. Что произошло? А теперь насыпьте немного мела. Что вы замечаете?

Вывод: вода может растворять некоторые вещества. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре.

– А где в быту можно использовать это свойство воды? (мытье посуды, стирка, уборка, рисование.)

– Итак, какими же свойствами обладает вода?

Вода бесцветная и прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, может растворять некоторые вещества.

Блиц опрос.

1. Какой опыт подтверждает, что лёд – это вода в твёрдом состоянии?

2. Приходилось ли вам наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу медленно стекают капельки воды? Откуда они взялись? Ведь окна никто не мыл, почему же стёкла влажные?

3. Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар?

– Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств вы можете назвать.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест

– Обведи в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды.

1. Имеет цвет.

2. Не имеет цвета.

3. Не имеет вкуса.

4. Имеет вкус.

5. Имеет запах.

6. Не имеет запаха.

7. Непрозрачна.

8. Прозрачная

9. Не обладает текучестью.

10. Обладает текучестью.

11. Растворяет песок и мел.

12. Растворяет соль и сахар.

13. При нагревании сжимается, при охлаждении расширяется.

14. При охлаждении сжимается, при нагревании расширяется.

15. Имеет форму.

infourok.ru

Конспект урока для 3 класса "Какими свойствами обладает вода?"

docbase.org

I. Самоопределение к учебной деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Скажем "Здравствуйте!" - руками 

Скажем "Здравствуйте!" - глазами 

Скажем "Здравствуйте!" мы ртом, станет радостным наш дом.

-С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день. -Как вы думаете, что нужно для успешной работы? Давайте пожелаем друг другу удачи. Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!» 

Я вам желаю успеха.

Дети приветствуют своим жестом всех присутствующих в аудитории.

Дети приветствуют всех и встречаются взглядом с тем, с кем хочется.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Напомните мне тему прошлого урока.

-Проверяем усвоение изученного материала с помощью « Блиц - опроса»

1) Что такое воздух?

2) Какие газы входят в состав воздуха?

3) Имеет воздух определённую форму?

4)Как называется воздушная оболочка земли?

5)Её функция.

6) Как люди научились использовать силу ветра?

7)Что делает воздух при нагревании?

8) Где человек использует данное свойство?

9)Почему не падают самолёты, вертолёты, водные лыжники держатся на воде?

10)Как воздух проводит тепло и где человек использует это свойство?

11) Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, футбольных мячах, автомобильных шинах?

Делаем вывод.

Ответ: как человек использует свойства воздуха.

Ответы:

Воздух – это смесь газов.

В состав воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ и другие газы.

Нет. Он заполняет весь доступный ему объём.

Атмосфера.

Защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения.

Люди ещё в древности научились использовать силу ветра.

Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству, которое используется и в наше время – ветряные электростанции.

Воздух при нагревании расширяется.

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах

Воздух – ещё менее плотный, чем вода, если развить большую скорость, то на воздух можно опереться.

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло, когда холодно человек надевает тёплый свитер и окружает себя воздушной оболочкой. В окна вставляют вторые рамы, сами стёкла не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха и в квартирах сохраняется тепло.

Упругость.

Люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей.

- Перед началом заслушаем

выступление по теме: « Вода в природе»

- Переходим к поиску ответов на поставленные вопросы.

Итак, какие свойства имеет вода, где и как человек использует эти свойства.

- Для этого вспомним: три состояния воды.

- У каждого состояния воды свои свойства.

Вода – это жидкость. С этим связаны её наиболее важные свойства. Три вы уже знаете с третьего класса.

Это особые свойства воды и отличают её от других жидкостей.

- Что делают все жидкости, в том числе и вода? (текут)

- Какую форму они принимают?

( сосуда, в который их поместили)

- Проведём опыт.

На штативе вы видите пружинку, на ней гиря, пружинка растянута. Я поднимаю снизу гирю, что при этом делает пружинка? Сжимается, значит, я гирю выталкиваю снизу, применяя силу. А теперь я гирю погружаю в воду и вижу, что часть воды вытеснилась, а пружинка сжалась, значит, на груз действует какая – то сила. А теперь найдите на стр. 83 ответ на вопрос : Что это за сила?

-Этот закон открыл древнегреческий учёный Архимед. Существует легенда: (см. приложение)

-Проведём опыты (на партах):

-опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет)

-опустим в стакан с водой камень (он тонет)

-опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет)

-Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (найдите ответ)

Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Найдите как было названо это свойство? (учебник)

-Найдите, где человек использует это свойство?

(учебник)

-Как мы уже сказали вода – текуча. Найдите ответ на вопрос: Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции.

(учебник)

-Да, под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения и чем выше поднят уровень воды, тем течение быстрее и сила воды больше.

Выступление

(см. приложение)

жидкое, твёрдое и газообразное

прозрачная

без цвета

без запаха

Делают вывод: все жидкости текут и принимают форму сосуда, в который их поместили.

Делают вывод: это – выталкивающая сила воды, она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.

Делают вывод:

дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, а железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила.

Делают вывод: подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит, но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполнится водой, и корабль пойдёт ко дну.

Делают вывод: это свойство было названо законом сообщающихся сосудов.

Делают вывод: на нем основана работа фонтанов и водопровода.

Делают вывод:

под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Течение воды – большая сила.

Сл.№5

Сл.№6

Сл.№7

( на рабочем столе: штатив с подвешенной пружиной на ней гиря, под ней стакан с водой)

Сл.№8

Сл.№9

на партах: стакан с водой, кусок дерева, ключик, камень

Сл.№10

Сл.№11

Сл.№12

-Это, ребята, были физические свойства воды, а сейчас немного остановимся на химических свойствах воды.

Проведём опыт:

опустим в стакан с водой кусок сахара. Что происходит с сахаром? (он растворяется)

-Почему это происходит? (учебник)

- Где мы это свойство используем в жизни?

(беседа по картинкам)

-Растворить соль легко, труднее сделать воду снова пресной. Рассмотрите картинку и скажите, как можно получить пресную воду?

- Верно, такая вода совершенно лишённая солей, очень ценится в химии и медицине.

-Некоторые вещества, например глина, не растворяются, а плавают в виде едва заметных комочков, делая воду мутной. Посмотрите на картинку и скажите, как такую воду сделать чистой?

-Верно, её нужно профильтровать.

-Проведём опыт: у вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду.

-Поэтому если в большой цилиндр с поршнем закачать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды.

-Давайте ответим на вопрос: где используется это свойство воды?

( учебник)

-Жидкости не сжимаются под давлением, но изменяют свой объём в зависимости от температуры.

-Вспомним, что происходит с водой или ртутью в термометре при нагревании?

При охлаждении вода до – 4С расширяется, а затем превращается в лёд. А в начале урока я говорила, что у каждого состояния воды свои свойства и лёд начинает при охлаждении сжиматься.

- Поэтому бутылка с водой, положенная в морозильник – лопнет,

если испортилось отопление – замёрзшая вода разорвёт трубы,

если воду оставить в баках на огороде зимой, то она обязательно превратится в лёд и их испортит.

-Но и нагревать воду также следует осторожно. Превращаясь в пар, она расширяется и стремится занять гораздо больший объём. Поэтому пар с большой силой вырывается из кипящего чайника и можно ошпариться.

- Вода в природе – самая распространённая жидкость и поэтому она « делает погоду». Как это происходит вам поможет объяснить учебник .

-Верно: зная свойства воды, люди научились бороться с некоторыми из этих явлений с помощью…военной техники. Но, лучше научиться верно предсказывать погоду и готовиться ко всему заранее, чтобы избегать неприятностей.

Мы подошли к третьему нашему вопросу: почему мы должны беречь и охранять воду. А помогут нам в этом разобраться девочки.

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, то что услышали, увидели и прочитали самостоятельно на уроке.

( проводят опыт)

Делают вывод: вода – хороший растворитель.

Делают вывод: многие вещества в воде могут распадаться на молекулы и перемешиваться с молекулами воды, то есть растворяться.

( примеры детей)

(рассуждения детей)

-для этого её нужно нагреть до кипения и превратить в пар, а затем охладить в другом сосуде.

- такую воду можно очистить с помощью фильтра.

Делают вывод: ничего не получается, так как жидкости несжимаемы.

-Делают вывод: это свойство используют в технике: на его основе создан гидравлический пресс и домкрат.

-Делают вывод:

жидкость – расширяется.

-Делают вывод:

при охлаждении вода - расширяется, а лёд – сжимается.

Находят и зачитывают ответ: превращаясь то в лёд, то в пар, то снова в жидкость, вода «делает погоду»: росу, туман, тучи, дождь, снег, град, лавины, ледоход, наводнения.

Выступления:

«Использование воды человеком»

«Охрана вод»

(см. приложение)

ответы детей

( см. презентацию)

на парте:

стакан с водой, кусок сахара

Сл.№13

Сл.№14

на партах: шприц с водой

Сл.№15

Сл.№16

Сл.№17-18

Конспект урока по окружающему миру на тему "Вода и её свойства" (3 класс)

Учитель МОБУ «ООШ с.Краснохолма г.Оренбурга»: Бастрыкина Н.С.

Место урока: седьмой урок в разделе «Тела и вещества, их свойства», первый урок по теме «Вода и её свойства»

Тема урока: Вода и её свойства.

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и УУД.

Предметная: организовать деятельность учащихся по формированию знания об основных физических и химических свойствах воды, по продолжению формирования умения проводить опыты по исследованию свойств веществ, по повторению знаний учащихся о многообразии водоемов, источников питьевой воды.

Планируемый результат на формирование которых направлена работа на данном уроке:

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.Основной структурный элемент: постановка проблемы (какими свойствами обладает «вода») и поиск путей её решения.Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.Технология: технология развития критического мышления (ТРКМ)

Формы работы

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение учебной деятельности

Проверка готовности обучающихся, их настройка на работу

Сл.1. После звонка под звуки природы дети проходят на рабочие места.

  • Что вы услышали? (Журчание воды, пение птиц, шум листвы…)

  • А как это назвать одним словом? (Природа)

Сл.2 - Писатель Михаил Пришвин  писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать».

Проверка готовности к уроку, настрой на работу

Л1

Л7

Проверка домашнего задания

Проверить знания учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях

Закончите предложения:

Земля –  …  (планета)Солнце – … (звезда)Луна –  …  (спутник Земли)

  • Какие условия необходимые для жизни есть на Земле? (Тепло, свет, воздух, вода) Сл.3

  • На предыдущем уроке мы познакомились с воздухом и его свойствами. Давайте повторим все, что узнали о нем.

Вопросы классу:

  • Могут ли живые организмы, в том числе и человек, прожить без воздуха? (Нет)

Повторяют знания об окружающем мире, полученные раннее

Повторяют знания о воздухе и его свойствах

фронтальная

П4

Р1

К1

Л1

Л2

Л7

Проверка домашнего задания

  • Нужно ли человеку заботиться о чистоте воздуха? (Да)

  • А как мы можем об этом позаботиться? (Не бросать мусор, не ломать деревья, сажать деревья, кустарники и т.д)

Работа с тестом (Приложение 1).

Тест Сл.4

1. Что такое воздух?

В - Воздух - смесь газов. Состоит из азота, кислорода и углекислого газа.

Б - Воздух – вещество, в котором много других веществ: кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

2. В каком случае свойства воздуха указаны верно?

А - Голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха.

О - Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

Г - При нагревании воздух сжимается.

Д - При нагревании воздух расширяется.

4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

К - Углекислый газ

А - Кислород

Т - Азот

Индивидуальная фронтальная

П4

Р1

К1

Л1

Л2

Л7

Постановка цели и задач урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Отгадаем загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Вода

  • Что общего в отгадках? (Говорится о воде)

  • Тема нашего урока «Вода и её свойства». Сл.5

  • Попробуем разобраться, так ли она важна для нас как и воздух.

(Открыть новое знание о воде)

  1. Много ли воды на Земле?

  2. Каково значение воды для всего живого.

  3. Есть ли вода в живых организмах, человеке?

  4. Можно ли прожить без воды?

  5. Изучить свойства воды путем путём исследования

Ставят задачу – узнать свойства воды, выбирают способ ее решения

фронтальная

П1

П2

Р1

Р2

Р3

Р4

К1

К4

Л1

Л2

Актуализация знаний

Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

  • Ребята, а что вы уже знаете о воде? Где содержится вода на Земле? (В океанах, морях, реках, озерах, прудах, водохранилищах, под землей, в ледниках)

  • На какие группы вы разделите все водоемы? (Пресные и соленые)

  • Назовите водоемы, где содержится пресная вода?

(Реки, озера, пруды, болота, водохранилища, родники)

(Океаны, моря, озера)

(В реке вода течет непрерывно, есть исток, устье, притоки, весной бывают ледоходы. В озерах, болотах, прудах вода стоячая. Озера отличаются от болот тем, что они более глубокие, с чистой зеркальной поверхностью. Пруды бывают естественные и искусственные. Естественные пруды возникли на месте постепенно обмелевших озер или на местах естественных понижений или неровностях почвы. В искусственных прудах человек разводит рыб. Пруды мельче озер. Моря крупнее озер. В них вода соленая. Океаны – самые большие водоемы, в них тоже вода соленая).

(Подземные воды иногда слишком близко подходят к поверхности земли, пробивают рыхлую, осадочную почву и появляются родники).

Вспоминают, что уже знают о водоемах

Предполагают, что еще предстоит узнать о воде

Объясняют, как образуются родники

фронтальная

П2

П3

П6

Р1

К1

К4

Освоение нового материала

Дать конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, которые привели к данному обощению, на основе приобретенных знаний выработать соответствующие умения и навыки

Посмотрите на глобус, как много воды на земном шаре.

Сл.6

- Три четвертых поверхности земного шара занимает вода.

- В воздухе тоже находится много воды, пара, облаков.

Под землей тоже есть вода.

- Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсов. В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода.

Сл.7 - В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды.

Сл.8 - Тело человека на 2/3 состоит из воды. Для некоторых животных вода – единственная среда обитания.

- А может ли человек без воды? (Не более 3 дней человек может обойтись без воды)

  • Вода не только нас поит, но и кормит. Она содержится в мясе, овощах, фруктах, хлебе, напитках.

  • Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на ГЭС. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыться, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке. Вот она какая вода!

Физминутка Презентация

Рассуждают о значении воды для всего живого

П1

П2

П4

П5

Р1

К1

К4

К5

Л1

Л2

Л8

Освоение нового материала

Подведем итог нашей беседы. Ответьте на вопрос - чем же важна вода? С помощью ваших ответов на доске мы составим схему «Значение воды»

/Учитель прикрепляет ответы на доску /

Значение воды:

  1. для приготовления пищи;

  2. для соблюдения гигиены;

  3. для жизни растений и животных;

  4. для промышленных нужд;

  5. для отдыха;

  6. вода – дорога, путь перевозки грузов.

  • Вода – это уникальное вещество, которое играет огромную роль в природе и жизни человека.

  • Как вы думаете, что определяет уникальность, необычность этого вещества?  (Дети затрудняются ответить)

  • Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим свойства воды.

  • Чтобы изучить свойства воды,  мы проведём исследование.

Ставят задачу – узнать свойства воды, выбирают способ ее решения

фронтальная

Исследовательская работа

Добиться прочности знаний путем опытной работы, развитие исследовательских умений

  1. Определение темы исследования, цели.

  • Сформулируйте тему исследования (Свойства воды)

  • Поставьте цель исследования (Изучение свойств воды) Сл.9

  1. Выдвижение гипотез

  • Выдвиньте гипотезы исследования, начните со слов «Мы предполагаем, что вода обладает свойством …» Сл.10

(бесцветности, прозрачности, текучести, упругости, не имеет запаха, не имеет вкуса, растворяет вещества,

  1. Определение методов исследования

  1. Ознакомление с планом исследования

Проведение опыта.2. Формулирование вывода3. Отчёт о результатах исследования

  1. Проведение исследования

  • Что нам предстоит сделать? (Исследовать свойства воды) Сл.13

  • Проводить исследование свойств воды вы будете самостоятельно в 3 группах, каждая из которых, получит свое задание для исследования. В дневнике

наблюдений «Свойства воды» (Приложение 2) вам нужно познакомиться с заданием, провести опыт, зафиксировать результат наблюдения и

Планируют ход опытов, обсуждают технику безопасности, выполняют опыты, наблюдают происходящие явления, делают выводы.

фронтальная

П1

П2

П3

П4

П5

П6

Р5

К2

К3

К5

Л2

Л3

Л5

Исследовательская работа

формулировать вывод.

(Вспоминают правила ТБ и приступают к исследованию, учитель контролирует процесс исследования)

  • Посмотрите на план исследования, какие пункты мы выполнили (Первый - провели исследование)

  • К какому пункту плана мы переходим? (Ко второму – Формулирование вывода)

  1. Формулирование вывода

Выводы озвучиваются и карточками фиксируются на доске

Вода не имеет цвета.

Вода прозрачна.

Вода не имеет вкуса.

Вода не имеет запаха.

Вода текуча.

Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются

  • Я вам предлагаю вместе со мной провести ещё два исследования.

  • Выдвигаем гипотезу, что вода имеет свойство упругости.

  • Проведем исследование: наливаем в пластиковую бутылку воду и попытаемся её сжать.

  • Получилось? (Нет)

  • Что это доказывает? (Вода упруга)

  • Какое свойство воды добавим? (Упругость)

Исследуют с помощью наблюдений и опытов прозрачность, упругость, текучесть воды, сохранение объёма и изменение формы при переливании в разные сосуды. Выявляют (опытным путём) способность воды растворять вещества, фиксируют результаты исследований в предложенной форме.

Работа в группах

П1

П2

П3

П4

П5

П6

Р5

К2

К3

К5

Л2

Л3

Л5

  • Вторая гипотеза: вода не имеет формы.

  • Посмотрите я переливаю воду из одного сосуда в другой. Что происходит с водой? (Вода принимает форму сосуда)

  • О чём это говорит? (О том, что вода не имеет формы)

  • Итак, какие два свойства воды мы исследовании?

  • К какому пункту плана исследования мы подошли.

( Вода упруга и не имеет формы)

(К третьему – Отчет о результате исследования)

Какая у нас была цель исследования? (Изучение свойств воды)

  • Достигли мы её? (Да)

  • Сравните гипотезы и выводы исследования. Какие гипотезы мы подтвердили? (Учащиеся зачитывают подтвержденные гипотезы) Сл. 14

  • На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? (Что определяет уникальность, необычность воды?) 

  • Как вы сейчас ответите на этот вопрос?  (Уникальность воды определяется её свойствами)

  • Сравните свойства воды со свойствами воздуха. Что вы можете сказать? (свойства воды и воздуха во многом схожи)

  • Мы не все свойства воды сегодня смогли исследовать, на следующих уроках мы продолжим эту работу.

  • Какая учебная цель стояла у нас на уроке?  (Открыть новое знание о воде)

  • Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

Сравнивают свойства воздуха и воды, находят сходства и различия. Слушают ответы одноклассников, анализируют, комментируют и

П1

П2

П3

П4

П5

П6

Р5

К2

К3

К5

Л2

Л3

Л5

ТЕСТ по теме «Воздух».

Правильно ответьте на вопросы, обведите правильный ответ и выпишите вниз листочка буквы с правильными ответами.

1. Что такое воздух?

В – Воздух-смесь газов. Состоит из азота, кислорода и углекислого газа.

Б – Воздух – вещество, в котором много других веществ: кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

2. В каком случае свойства воздуха указаны верно?

А – Голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха.

О – Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

Г - При нагревании воздух сжимается.

Д – При нагревании воздух расширяется.

4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

(результаты наблюдений учащиеся фиксируют в таблицах знаками + «да» или – «нет»)

1 опыт. Приложите к стакану с водой полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды в стакане с цветом полосок бумаги. Заполните таблицу

Вывод. Вода ___________________________________

2 опыт. Отпустите в стакан ложку. Видите ли вы ложку? ____ Вывод. Вода___________________

(результаты наблюдений учащиеся фиксируют в таблицах знаками + «да» или – «нет»)

1 опыт. Попробуйте воду из стакана. Определите её вкус. Заполните таблицу.

Вывод. Вода_________________________________________________________________________

2 опыт. Понюхайте воду в стакане. Определите её запах. Заполните таблицу.

Вывод. Вода_________________________________________________________________________

(результаты наблюдений учащиеся фиксируют в таблицах знаками + «да» или – «нет»)

1 опыт. Перелейте чуть-чуть воды в пустой стакан. Наблюдайте за водой. Заполните таблицу.

Вывод. Вода_________________________________________________________________________

2 опыт. В стакан с сахаром налейте воду, размешайте. В стакан с речным песком налейте воду, размешайте. Наблюдайте за веществом в воде. Заполните таблицу.

Найдите правильный вывод и подчеркни его.

Вывод.

infourok.ru

Урок по окружающему миру на тему "Замечательное вещество

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: Замечательное вещество – вода.

Цели урока: узнать , почему вода необходима для жизни на земле , о состояниях и свойствах воды ; развивать умение проводить несложные исследования; 

Цели урока, направленные на достижение учащимися:

- личностных результатов:

  • чувство гордости за то, что каждый из учащихся является носителем знаний об окружающем мире;

  • формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;

  • умение работать с информацией;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- метапредметных результатов:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями урока;

- предметных результатов:

  • формирование представлений об окружающем мире ;

  • формирование бережного отношения к природе ,правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

  • овладение учебными действиями при проведении опытов и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Оборудование: компьютер с установленной программой Logger Lite; датчик температуры; стакан; водопроводная вода; кубики льда; пластмассовая ложка; две столовые ложки поваренной соли; бумажные салфетки; пластиковый поднос; глобус,

Этап урока

Содержание урока

Деят-ть учителя

Деят-ть ученика

1

Самоопределение к деятельности.

2 минуты

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас добрым. Улыбнитесь нашим гостям. Улыбнитесь друг другу.

- Наш урок я хочу начать с одной притчи.

Жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: “А куда же бежать дальше.”

Но тут он услышал Голос: “Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!”

Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой рекой, но он боялся изменений и не хотел рисковать.

Тогда Голос снова заговорил: “Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя и беги дальше!”

И Ручеёк  побежал по пустыне. Жара забирала его силы. И через несколько дней он высох…

Испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно облако и поплыли дальше над пустыней к морю. И вот Ручеёк пролился в море маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: “Наконец-то я стал самим собой!“

- Ребята, никогда не останавливайтесь на достигнутом! Главное – быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!

- Сегодня, вы должны пополнить свой багаж знаний, чтобы уверенно идти дальше. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие

.

Приветствуют учителя

2.

Актуализация знаний.

3 минуты

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

  1. Проверка д/з.

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

- Как вы думаете, почему данная загадка прозвучала?

- Сейчас мы проверим, какой багаж знаний вы собрали на прошлом уроке.

Если работа выполнена верно, то должно получится слово, какое?

Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выводит вопросы с помощью проектора на экран.

Отгадывают загадку.

- (воздух)

Отвечают на вопросы теста

Читают получившееся слово – вода.

3.

Постановка учебной задачи.

3 минуты

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.

- Какой природный объект мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

- Тема урока: «Замечательное вещество – вода»

- Вы каждый день встречаетесь с водой.

- А что вы о ней знаете?

- Что бы вы хотели узнать о воде?

- А что вам поможет?

- Сегодня мы продолжим расширять наши знания и узнаем, что и вода – является самым необходимым веществом в природе. Мы проведем ряд опытов с водой, которые раскроют ее свойства.

- Какой у нас урок?

- Какие делаем шаги, когда открываем новое знание?

Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

- Что такое вода?

- Для чего она нужна?

- Какие свойства есть у воды?

- В каком состоянии бывает воды.

Учебник

Урок открытия нового знания.

1.Открываю

2. Применяю

3. Оцениваю себя

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

4

Открытие нового знания

10 минут

- Итак , первый шаг «Открытие нового знания»

- Давайте  раскрутим глобус так быстро, что бы все цвета его синий, коричневый, зеленый, белый слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? -Почему?

- Попробуем?

- Вот сколько на нашей планете воды, ребята!

- Предлагаю посмотреть фильм о воде, но прежде, чем приступить к просмотру, заполните 1 столбик таблицы «Что я знаю о воде»

- Запишите во 2 столбик, что вы узнали о воде.

- Что нового узнали7

- Что такое вода?

- Для чего нужна?

- Ответить на вопросы:

– У каких водоемов селились наши предки?

– Как образовалось слово водовоз?

Вам поможет учебник с. 97

- Итак, кто может ответить на 1 вопрос, на 2 вопрос.

- Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить.

Слайд

Синий

- Потому что большую часть поверхности занимает вода.

Слайд

Работа с таблицей.

Работа с текстом С. 97

Раскручивает глобус

Видеофильм о воде.

Слайд

5.

Физминутка 1 минута

Капелька

Слайд

Организация исследовательской работы. 15 минут

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды

- Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их.

 - Для того, чтобы познакомиться со свойствами , давайте отправимся в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория. Где уже встречались с этим словом?

- Как можно определить свойства воды?

 

- Все необходимые предметы для опытов разложены на столах.

- Что поможет вам четко и правильно провести опыт и сделать выводы?

- Давайте вспомним, кто есть в группе?

- Встаньте координаторы и др.

- Роли распределены, давайте вспомним правила работы в группах.

- Приступаем к работе, время для проведения опытов 3 минуты.

- Итак, группы готовы. Слушаем выступление первой группы.

- Есть вопросы первой группе?

- Слушаем выступление второй группы. и т. д.

- Давайте сделаем вывод. Какими свойствами обладает вода?

-На какие вопросы мы уже ответили?

На какой предстоит ответить?

- Вы узнали сказку? Как называется эта сказка?

- Из какого материала была построена избушка лисы? (изо льда)- А что такое лёд?(замёрзшая вода)

-Избушка была ледяная. Но после зимы приходит весна. Ярко начинает светить солнце. Избушка в лучах солнца переливается и сверкает как хрустальная. День ото дня она становится все красивее и красивее. Вы согласны? Почему? - Правильно! Солнце нагревает лёд и он тает, превращаясь в воду.

- А что же происходит с водой после нагревания?

- В каких трёх состояниях бывает вода?

-А сейчас группа учёных нам продемонстрирует интересный опыт и ответит на вопрос.: можно ли снизить температуру воды , не допустив при этом её замерзания? Группа будет работать в цифровой лаборатории, а помогать им тоже будет инструкция

- Что произошло с температурой воды при добавлении льда?

- Что вас удивило, когда вы добавили соль?

- Но почему она не замерзает?

- Для борьбы с каким природным явлением используется данный эксперимент?

- Какие водоёмы замерзают зимой раньше – пресные или солёные и почему?

Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Нужно провести опыты.

Инструкции

Называют правила работы в группе.

Организует коллективную проверку задания.

  1. 2. 3

4.

лёд тает и превращается в воду

Испарилась, стала газообразной.

Кластер на слайде

Демонстрация опыта с датчиком температуры

При добавлении льда в воду температура понижается до 0 градусов Цельсии

Благодаря добавлению соли температура воды падает.

Соль растворяется в воде и снижает температуру отвердевания.

Солёная вода замерзает позже, чем пресная.

Во время гололёда можно посыпать дорожки солью и лёд начинает таять.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой.

Формулируют выводы наблюдений,

записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.

Сравнивают свои выводы с эталоном с помощью презентации.

Слайд

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

2 мин

- Ребята , мы открыли новое знание?

- Следующий шаг – применяю.

У вас на столах карточки. Задание: вставь пропущенное слово.

Взаимопроверка по эталону. Если всё правильно – нарисуйте солнышко, если есть ошибки – дождик.

Самостоятельное выполнение задания с проверкой по эталону.

Карточки

Слайд

7.

Итог урока.

3 минуты

Цель:

Зафиксировать новое содержание урока.

- Наш урок подходит к концу.

1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока «Вода» Возьмите памятки , работаем в группах.

Представление работ.

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде.

Представляют свои работы.

8.

Домашнее задание

2 минуты

С.95- 98, отвечать на вопросы., 1 вариант- приготовить пословицы о воде и 2 вариант - загадки о воде

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

1 минута

-Если для вас

-Урок полезен, всё понятно! Выберите большую каплю

-Лишь кое-что чуть-чуть неясно! (среднюю капельку)

-Ещё придётся потрудиться (маленькую капельку)

Да, трудно всё-таки учиться!

И зафиксируйте на доске.

- Звенит заливистый звонок.

Наш завершается урок.

Я вам «спасибо» говорю

И от души благодарю!

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

infourok.ru


Смотрите также

">