Познавательные опыты с водой для любознательных детей. Картинки свойства воды для школьников


опыты с водой ⛲️ для детей ⛵️ Лучшие идеи как весело ⛄️ провести время

Начиная примерно с 4-5 лет, маленькие дети активно задают вопросы, касающиеся устройства нашей планеты, живой и неживой природы, и даже в 7 лет эта жажда познания не отступает. Подрастающему ребёнку жизненно важно изучить окружающий его мир и познать все возможности этой среды.

Вода – самое распространённое на Земле вещество. Опыты с водой для детей в четыре, пять, шесть или семь лет положат начало увлекательному знакомству с элементарной «бытовой» физикой.

В ходе экспериментов дети получат все необходимые знания о физических свойствах и законах окружающего мира.

Проведение опытов с родителями очень нравится детям

Главное, что потребуется, так это интерес ребёнка (и родителя), а также, хорошее настроение.

Почему именно вода?

Эксперименты с водой лучше прочих манипуляций сформируют у малыша базовое представление о живой и неживой природе. Налицо сплошные плюсы:

  1. Проведение опытов не отнимет много сил и не требует сложных навыков.
  2. Специальное дорогостоящее оборудование не понадобится. Для опытов подойдут подручные средства.
  3. Все опыты наглядные и простые для восприятия ребёнка.
  4. Манипуляции с водой, наблюдение за её «превращением» и получение готового результата увлекут ребёнка, позабавят и приятно удивят его.
  5. Во всех опытах используются только вода и нетоксичные вещества и материалы. Таким образом, проведение эксперимента полностью безопасно.

Опыты с водой требуют знаний техники безопасности

Детям до 7 лет объясните правила техники безопасности.

Совет родителям: перед проведением всех опытов с водой желательно поведать ребёнку о физических свойствах этой жидкости. Расскажите о трёх агрегатных состояниях вещества – твёрдом, жидком и газообразном.

Опыты для детей 4-5 лет

Пятый год жизни ребёнка подходит для того, чтобы начать знакомство с физикой.

В подобном возрасте интерес у детей велик, но пропадает он достаточно быстро, да и усидчивость ребёнка испаряется с каждой секундой. Приведённые ниже опыты адаптированы специально для детей 4-5 лет.

Форма воды

«Имеет ли вода форму?» — задайте этот вопрос ребёнку, прежде чем перейти к опыту. Вряд ли 4-летний малыш сможет дать ответ. Чтобы узнать истину, предложите маленькому экспериментатору взять стакан воды и переливать жидкость по очереди в различные сосуды: чашку, бутылку, резиновую перчатку. Мягкие сосуды (вроде перчатки или целлофанового пакета) можно завязать узелком и всячески деформировать. С изменением формы пакета будет меняться и «форма» воды.

Опыт о форме воды — нужны различные емкости

Таким образом, ребёнок наглядно познакомится с одним из важнейших свойств воды (да и всех жидкостей в целом) – принимать форму того сосуда, в который она налита.

Контраст температур

«Можно ли определить температуру воды на ощупь?»

Для опыта понадобится три мисочки (в них должны свободно поместиться детские ручки).

  1. В первую миску налейте горячую воду (следите за температурой: она должна быть комфортной для ребёнка). Во второй миске – вода комнатной температуры. В третьей – холодная.
  2. Далее попросите вашего ребёнка погрузить одну ручку в миску с горячей водой, а вторую – в миску с холодной. По прошествии минуты дайте малышу опустить одновременно обе руки в ёмкость с водой комнатной температуры.
  3. Спросите «подопытного» о его ощущениях и задайте тот самый вопрос: «Тёплая вода или прохладная?»
  4. Руки в одной миске будут чувствовать разную температуру, что введёт ребёнка в заблуждение. В 5 лет юный учёный уже сможет самостоятельно оценить свои ощущения, поэтому опыт будет понятен каждому малышу.

Опыт с контрастными температурами в рисунках

Цветы лотоса

Вырежьте из бумаги цветки лотоса с длинными лепестками. С помощью карандаша или ножниц закрутите лепестки прямо к центру.

В широкий таз налейте воду, затем опустите на её поверхность цветки. «Лотос» будет распускаться прямо на глазах, что непременно удивит ребёнка. Объяснить это можно тем, что, намокая, бумага тяжелеет, и тяжёлые листики сами тянутся вниз.

Совет родителям: не делайте всё самостоятельно – включите детей в процесс творчества!

Пускай они сами вырезают и пускают на водную гладь цветки. Максимально вовлекайте своё чадо в ход каждого опыта – только тогда происходящее заинтересует и увлечёт малыша.

Лёд тает

Дети в 5 лет большую часть информации воспринимают визуально, поэтому привнесите в опыт больше яркости. Перед заморозкой налейте в формочку окрашенную воду (просто растворите в ней немного гуаши или акварели). Четыре разноцветных кубика льда поместите в разные условия:

  • 1 – в тень;
  • 2 – на солнышко;
  • 3 – присыпьте солью;
  • 4 – положите в пакет и заверните в полотенце.

По прошествии времени (полчаса-час) пронаблюдайте с ребёнком, где же лёд растаял быстрее.

Опыты со льдом всегда очень интересные

Подобный эксперимент можно предложить и деткам шести лет, в таком случае будет уместна «научная беседа». Поинтересуйтесь мнением ребёнка: почему лёд быстрее тает в одних условиях и остаётся практически целым в других. Расскажите про удивительное свойство соли растворять ледышки. Объясните маленькому учёному, какие процессы происходили со льдом на солнце, в тени и в полотенце.

Опыты для детей 6 лет

Для детей 6-ти лет предыдущие опыты могут показаться простоватыми, хотя их тоже можно провести для общего развития. Ребёнку в таком возрасте свойственна любовь к более интересным и сложным экспериментам, которые требуют большего участия и времени.

Цвет растения

Этот опыт с водой призван продемонстрировать естественный процесс питания растений.

Для проведения возьмите две-три пол-литровых баночки (или стаканы), наполните их водой. Вместе с ребёнком растворите в жидкости по пакетику пищевого красителя – вода станет яркой и насыщенной. В каждую банку аккуратно поместите белые листья свежей капусты.

Окрашивание растений в цветной воде

Спустя время листья примут окраску того раствора, в котором они находились. Этот опыт – наглядный пример тому, как растение получает влагу (и растворённые в ней минералы) из почвы в естественных условиях.

На этом примере объясните детям, что важнейшее свойство воды в природе – давать жизнь всем живым организмам.

Облако в банке

«Можно ли создать своё собственное облако?»

Конечно! Для этого наполните трёхлитровую банку так, чтобы уровень жидкости в ней составил 3-4 см. Вместо крышки накройте банку блюдцем (оно должно плотно прилегать к горлышку). На блюдце положите несколько кусочков льда (чем больше – тем лучше).

Опыт «Облако и дождик в банке»

Спустя некоторое время в банке образуется облако!

Процесс объяснить нетрудно. Горячая вода испаряется, тёплый пар поднимается вверх и накапливается у блюдечка – получается маленькое облако. Соприкасаясь с холодной поверхностью, пар образует на стенках конденсат. Вскоре количество водяных капель на стенках ёмкости увеличится. Под собственной тяжестью они начнут скатываться вниз – получится импровизированный дождь.

Подобный эксперимент для детей станет возможностью создать собственное дождевое облако, а также познакомиться с природой формирования облаков.

Интересный факт о воде и человеке — подготовьте несколько таких фактов

Совет родителям: когда вы получите результат, задайте ребёнку несколько вопросов. Спросите, почему и как происходят эти процессы. Если юный учёный не ответит – объясните для него, что к чему. Комментируйте любой результат, и тогда обучение принесёт свои плоды.

Замерзание

Ещё один опыт, демонстрирующий интересный эффект взаимодействия воды и соли.

  1. Налейте в два стакана воду. В первом пускай жидкость будет чистой, кипячёной и без примесей. В воду второго стакана добавьте соль, хорошо размешайте её до полного растворения.
  2. Далее поместите стаканы в морозилку часа на три.
  3. По истечению времени предложите ребёнку достать и сравнить образцы. Чистая вода замёрзнет, а вот подсоленная – нет. Результаты обсудите.

Такие опыты понравятся также и деткам 7 лет.

Опыты для детей 7 лет

Эксперименты для детей в возрасте 7 лет не отличаются от предыдущих большей сложностью, но здесь объясняются те законы физики, которых детям в 5 или 6 лет не понять. Возможно, в семь лет ваше чадо уже сможет самостоятельно делать некоторые выводы из опытов. В таком случае юного знатока стоит похвалить!

Оптика

В ходе следующего опыта вода станет своеобразным увеличительным стеклом!

Возьмите трёхлитровую банку, заполните примерно половину водой. В жидкость окуните предмет с чётко фиксированной формой (лучше всего взять яйцо). Рядом с банкой положите такой же предмет. Пускай ребёнок сравнит.

Оптические эксперименты с водой очень разнообразны

Конечно, маленьких экспериментатор сразу задаст вопрос: «Почему яйцо в банке больше чем то, что лежит на столе?»

Совет родителям: на этом этапе расскажите ребёнку о способностях воды преломлять лучи – вспомните школьный курс физики!

Продемонстрируйте то же свойство с другой стороны, например, поставьте карандаш в стакан с водой. Он уже не будет прямой линией – прямое свидетельство преломления.

Плотность воды

Демонстрацию можно проводить с использованием инвентаря из прошлого эксперимента. Нужны банка с водой, яйцо и поваренная соль.

Опыт на плотность воды можно выполнять с яйцом или картофелем

Налейте чуть больше воды – примерно две трети сосуда. Поместите туда яйцо, оно опустится на дно банки. Далее попросите ребёнка досыпать несколько ложек соли в воду. По мере добавления соли в жидкость яйцо начнёт всплывать к верху.

Именно здесь родители должны рассказать ребёнку о том, что такое плотность воды и как она может меняться. Для детей 7 лет эта информация будет очень интересной.

Уже в 5-7 лет дети чувствуют жажду познания. Им важно знать, как происходят природные процессы.

7-летнего ребёнка (как и детей помладше) привлекают все манипуляции, которые можно проводить с водой.

Все перечисленные выше опыты для детей помогут вашему чаду познать окружающий мир и провести увлекательное знакомство со свойствами самой распространённой жидкости на Земле.

detki.guru

Исследовательская работа по теме: "Тайны воды"

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

Направление: экология.

«Тайна воды»

Исполнитель: Провоторова Елена Алексеевна

Ученица 2 «а» класса

МБОУ «Гимназия»

Руководитель: Караваева Людмила Леонидовна,

учитель начальных классов, первой категории

МБОУ «Гимназия»

Югорск

2016 г.

Аннотация.

"Вода, как много тайн хранит она..." Самое распространённое вещество на Земле – обыкновенная вода. Кажется, о ней уже известно всё. Но мне захотелось узнать, нет ли у простой воды каких-нибудь тайн. Чтобы это выяснить, я обратилась к информационным источникам и проделала некоторые опыты.

Оглавление

1. Введение. 2-3

2. Основная часть. "Вода - чудо сотворимое природой". 4-8

2.1 Возможна ли жизнь без воды?

2.2 Три состояния воды в природе.

2.3 Вода и народное творчество.

3.Исследовательская часть. Изучение свойств воды. 8-10

Опыт №1 "Вода- увеличитель".

Опыт №2 "Волшебная радуга".

Опыт №3 "Цветы на воде"

Опыт №4"Стакан - непроливайка".

Опыт №5 "Переполненный стакан"

Опыт №6 "Водонепроницаемая ткань"

Опыт №7 "Теплая - холодная вода"

4.Заключение. 12

5. Библиографический список. 13

6. Приложение №1. 14

7. Приложение №2. 15-19

1. Введение.

Я знаю, что человек может прожить какое-то время без еды, а вот без обычной пресной воды он не проживет более трех дней. Водой мы пользуемся каждый день. Я просто не представляю, что было бы, если бы ее вдруг не стало. Мне известно, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, она текуча, не имеет формы, растворяет другие вещества. Но все ли это свойства, которыми обладает простая вода? Я решила провести некоторые опыты, чтобы узнать какими еще свойствами обладает обычная вода.

Цель:

Выяснить, может ли существовать жизнь на земле без воды, и определить какими свойствами она обладает.

Задачи:

  1. найти информацию в различных источниках.

  2. узнать о значении воды.

  3. выявить состояние воды в природе.

  4. провести опыты, наблюдения.

  5. Обобщить и сделать выводы.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования : свойства воды.

Гипотеза: Вода, благодаря своим волшебным свойствам, просто необходима для жизни на Земле.

Методы исследования:

1. Теоретический:

- Сравнение, сопоставление;

- Наблюдение;

- Обобщение.

2. Эмпирический:

- Изучение литературы;

- Экспериментирование;

- Обобщение, вывод.

Практическая значимость исследования:

Данная работа может быть использована на уроках «Окружающий мир» в начальных классах.

2. Основная часть. "Вода - чудо сотворимое природой".

2.1 Возможна ли жизнь без воды?

Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает 3\4 поверхности земного шара. (Приложение №2 рисунок 1) Это – одно из самых удивительных веществ в природе. Известно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря существованию воды. Именно в воде зародились первые живые существа, которые впоследствии заселили сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов “гидор” – вода, “сфера” – шар). В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Трудно вспомнить, где она не применяется.

В медицине – растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены. (Приложение №2 рисунок 2)

В сельском хозяйстве – применяется для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы.

В быту вода – средство гигиены. Ею моют, стирают, используют в приготовлении пищи. (Приложение №2 рисунок 3)

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вспомни, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворёнными в ней различными веществами. Наш организм примерно на 70% состоит из воды.

Кроме того, вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных, рыб, растений. (Приложение №2 рисунок 4)

Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. (Приложение №2 рисунок 5)

Вода “добывает” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

(Приложение №2 рисунок 6)

Вода - это чудо природы, без которого не смогло бы выжить ни одно живое существо на нашей планете.

2.2. Три состояния воды в природе.

Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в трех разных состояниях: жидкой, твердой и газообразной .(Приложение №2 рисунок 7)

Вода – жидкость.

Жидкое состояние воды в природе встречается нам чаще всего. Это реки, моря, океаны, дождь, роса. Жидкая вода применяется человеком везде, она необходима для жизни всего живого.

Лёд – вода в твёрдом виде.

Из жидкого переходит в твёрдое состояние при снижении температуры ниже 0 градусов по Цельсии. Интересно то, что вода замерзая, расширяется и может приобретать белый цвет из-за попадания частичек воздуха внутрь льда. Твёрдое состояние воды в природе - это гигантские айсберги, блестящая корка льда на реке, белые хлопья снега, сосульки, висящие на крышах, град. Лёд имеет огромное значение для хозяйственной деятельности человека и оказывает большое влияние на поддержание жизнедеятельности многих организмов. Например, при замерзании реки он выполняет защитную функцию, сохраняя водоём от дальнейшего промерзания, этим самым оберегая подводный мир. Но также лёд может стать причиной разрушительных стихийных бедствий. Например, град, обледенение зданий и летательных аппаратов, промерзание почвы, ледяные обвалы.

Водяной пар

Нагревая жидкость до 100˚С, мы можем увидеть переход в газообразное состояние воды. В природе нам может встречаться такая вода в виде облаков, тумана, испарений над реками, озерами и морями. Часто газообразное состояние воды может быть полезно в быту. Человек использует пар для облегчения глажки белья после стирки. Также процесс парообразования можно проследить на примере работы бытового увлажнителя воздуха.

Вода в любом состоянии – это наивысшая ценность.

С поверхности океанов, морей, рек и суши вода превращается в пар и поднимается вверх. Там он охлаждается и превращается в капельки воды, из которых образуются облака. Из облаков вода выпадает на землю и пополняет реки, а реки несут её в океан. Это всем известный круговорот воды в природе. (Приложение №2 рисунок 8)

2.3. Вода и народное творчество.

Много пословиц, загадок, стихов сложено о воде.

Пословицы о воде.

- Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.

- Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

- Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня.

- Вода с водой — не как гора с горой: сливаются.

- Не зная броду, не суйся в воду.

- Куда река пошла, там и русло будет.

- Вода-то близко, да ходить склизко.

- Дождливое лето хуже осени.

- Что с гуся вода.

Загадки о воде.

Вода

И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу!

Водопад

С высоты большой срываясь,Грозно он ревёт.

И, о камни разбиваясь,Пеною встаёт.

Море

Из него вода не пьётся,Потому что не вкусна -И горька и солона.Кругом вода,А с питьём беда.Кто знает, где это бывает?

Пена

Белая вата плывёт куда-то,Хоть лови, не лови -Не изловишь.

Волна, волны

В тихую погоду.Нет нас нигде,Как ветер подует. Бежим по воде.

Снег

Он всё время занят делом,Он не может зря идти.Он идёт и красит белым.

Всё, что видит на пути.

Снежинки

Что за звёздочки сквозные.

На пальто и на платке,Все сквозные, вырезные,А возьмёшь - вода в руке?

Сосулька

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.На ночь слёзы прячет,А на солнце плачет.

Ручей

Под осоку на песок.

Уронили поясок. И лежит - да не поднять,И бежит - да не поймать.

Роса

Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткали,А пошли искать их днём,Ищем, ищем - не найдём.

Стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода".

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

3. Исследовательская часть. Изучение свойств воды.

Опыт №1. "Вода- увеличитель".

Потребуется:

- 1 пустой стакан;

- 1 стакан с водой;

- ракушка.

В один прозрачный сосуд нальём воду, другой оставим пустым. Положим ракушку сначала в пустой сосуд, затем в наполненный водой. Мы увидим, что в пустом сосуде размер ракушки не изменился, а в сосуде с водой - ракушка значительно увеличилась.

Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме. (Приложение №2 рисунок 9)

Опыт №2. "Волшебная радуга"

Потребуется:

- 1 стакан с водой;

- полоска из салфетки;

- фломастеры.

На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.

Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью.

Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям. (Приложение №2 рисунок 10)

Опыт №3. "Цветы на воде"

Потребуется:

- ножницы;

- цветная бумага;

- широкая емкость – таз или поднос;

- вода.

Ход опыта

Разрезаем бумагу на квадраты со стороной 15 см. Складываем квадраты вдвое и вырезаем из них цветы. Отгибаем лепестки у цветов вверх.

Помещаем цветы в емкость с водой.

Через некоторое время цветы начинают раскрывать свои лепестки.

Произошло это потому, что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их, бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.

Вывод: как правило, вода стремится вниз, но по капиллярам она может подниматься вверх. (Приложение №2 рисунок 11)

Опыт №4. "Стакан - непроливайка"

Потребуется:

- 1 стакан с водой;

- небольшой лист бумаги.

Наливаем воду в стакан, обязательно до самого края. Накрываем листом

плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переворачиваем стакан кверху дном. На всякий случай, проделываем это над тазом или в ванной. Теперь убираем ладонь. Вода по-прежнему остается в стакане.

Вывод: давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из емкости. (Приложение №2 рисунок 12)

Опыт №5. "Переполненный стакан"

Потребуется:

- 1 стакан с водой;

- монеты.

Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки ребром по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана, образуя сверху невидимую пленку, благодаря которой вода не выливается наружу.

Вывод: вода имеет силу поверхностного натяжения. (Приложение №2 рисунок 13)

Опыт №6. "Водонепроницаемая ткань"

Потребуется:

- бутылка или стакан;

- вода;

- марля;

- зубочистки.

Мы наполнили стакан водой, намочили марлю, накрыли ею стакан и хорошо натянули. Быстрым движением мы опрокинули стакан, и оказалось, что вода не выливается из стакана. Даже после того, как мы проткнули марлю зубочистками. Если механически нарушить поверхность, (например, щёлкнуть по ткани или наклонить стакан), то вода выльется из стакана.

Вывод: когда мы предварительно смочили марлю водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани, и из-за силы поверхностного натяжения возник непроходимый барьер для воды из стакана. (Приложение №2 рисунок 14) После этого опыта стало понятно, почему из мокрого песка можно строить замки, а из сухого нет, и почему водомерки могут скользить по воде. (Приложение №2 рисунок 15)

Опыт №7. "Теплая - холодная вода".

Потребуется:

- 2 стакана с холодной водой;

- 2 стакана с теплой водой;

- 2 небольших листа картона;

- краски и кисточка.

Возьмем два стакана с холодной и два стакана с теплой водой. Холодную воду покрасим желтой краской, а теплую - черной. Возьмем стакан с черной теплой водой накроем его листом картона и аккуратно перевернем на стакан с желтой холодной водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода осталась в стаканах как и была. (Приложение №2 рисунок 16) Теперь возьмем лист картона и накроем им стакан с желтой холодной водой и перевернем его на стакан с черной теплей водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода начала смешиваться. (Приложение №2 рисунок 17)

Вывод: теплая вода, как менее плотная, поднимается вверх, а холодная вода опускается вниз. Пример тому вода в реке. Сверху она теплая, а снизу холодная. (Приложение №2 рисунок 18)

На основе моих опытов можно сделать вывод:

Во-первых, вода может течь не только вниз. Она самопроизвольно может подниматься вверх по капиллярам.

Во-вторых, благодаря силе поверхностного натяжения вода может не выливаться из перевёрнутого стакана.

В-третьих, вода зрительно увеличивает предметы.

В-четвертых, я узнала, что теплая вода поднимается наверх, а холодная опускается вниз из-за разной плотности.

Заключение.

На основании проведённых опытов моя гипотеза подтвердилась, а ещё я узнала много нового и интересного. Вода – это уникальное вещество, так как существует одновременно в трех состояниях. Знания о свойствах воды, описанных в данной работе, позволяют нам более умело использовать их в повседневной жизни.

Вода – одно из главных богатств на Земле, она играет очень важное значение в природе и в жизни живых организмов. Без воды невозможна жизнь.

Не умыться, не напиться без воды.Листику не распуститься без воды.Без воды прожить не могутПтица, зверь и человек!И поэтому всегда,Всем везде нужна вода!

Думаю, что знания, которые я приобрела, работая над проектом, пригодятся мне не только на уроках окружающего мира, но и в жизни.

Библиографический список.

1. В.В. Плотников, «На перекрестках ЭКОЛОГИИ», Москва "Мысль" 1985г.

2. «Знание-сила»-научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/

3. М.И. Степанова «Фразеологический словарь русского языка». ООО Виктория плюс. Санкт – Петербург, 2009 г.

4. «Наука и жизнь».Электронное издание. http://www.nkj.ru/

5. Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.

6. Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» Москва 1998г.

Интернет ресурсы:

1. http://fb.ru/article/189598/sostoyanie-vodyi-v-prirode-voda-v-tr-h-agregatnyih-formah

2. http://900igr.net/kartinki/ekologija/Gidrosfera/Voda.html

3. www.tic-pr.com/analysis/geography.kz/

4. www.erudition.ru/referat/ref/id.46577_1.html

5. www.sakhcube.ru/2/?g=217&PHPSESSID...

6. www.argo-shop.com.ua/article-5441.html

Приложение №1

Содержание работы

Сроки

реализации

1

Определение темы исследования.

Ноябрь 2015г.

2

Сбор информации из разных литературных источников и Интернета.

Ноябрь-январь

3

Отобрать лучшие рецепты для практического исследования.

Декабрь

4

Проведение опытов.

январь

5

Формулирование вывода, из полученных на практике знаний.

февраль

6

Создание презентации с помощью компьютерной программы: «PowerPoint2007».

февраль

7

Продумывание показа опытов для своего представления.

февраль

8

Подготовка и защита исследования.

март

Приложение №2

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Рисунок 17

Рисунок 18

infourok.ru

Презентация для начальных классов "Вода. Значение воды"

Тема урока: Вода.

Значение воды.

2 класс

Подготовила : учитель начальных классов КГУ средней школы № 5

Конрад Наталья Васильевна

Отгадайте загадку!

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

ВОДА

12/17/16

Цели и задачи:

  • Расширим знания о значении воды в

жизни человека, растений и животных.

  • Закрепим знания о видах водоёмов.
  • Будем учиться беречь и экономить водные

ресурсы.

  • Вспомним, где и для чего используется

вода.

  • Будем учиться соблюдать правила личной

гигиены.

Карта опорных знаний.

  • Кто в природе не может существовать без воды? Почему говорят, что вода – это жизнь?
  • Какая на вкус вода, которую мы используем для питья?
  • Какая на вкус вода океанов и морей?
  • Для кого вода является постоянным местом обитания?
  • Вспомните, какое вещество может быть в трёх состояниях? Как они называются?

Вода в природе может находиться в трёх состояниях

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

  • град
  • лёд
  • снег
  • иней

океанов,

морей

С н е г

Л ё д

Г р а д

И н е й

Д о ж д ь,

Р о с а

Водоёмы

Туман

О б л а к а

3/4

Вся ли вода на Земле пригодна для питья?

Для питья пригодна только

пресная вода .

Ледники

Реки

Ручьи

Пресные озёра

Страна

Царицы Водицы

5. Учебная

1 . Угадай-ка !

4. Подумай!

2. Практическая

3. Сказочная

Угадай - ка!

  • Отгадай загадку: «Летит сова по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала».
  • В какое время дня можно увидеть росу на траве?
  • «Кругом вода - с питьём - беда». Что это значит?
  • Отгадай загадку: «Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит».
  • Помнишь сказку Ершова «Конёк-горбунок»? Где Иван искал перстень царицы?

Угадай - ка!

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Водный мир

Водный мир

Он без рук, он без ног.

Из земли пробиться смог,

Нас он летом в самый зной,

Ледяной поит водой.

Водный мир

Угадай - ка!

1.

о

д

в

д

о

п

а

р

о

е

з

о

2.

д

р

о

и

н

к

3.

о

т

о

л

о

б

4.

р

е

а

к

5.

о

м

е

р

6.

Страна

Царицы Водицы

5. Учебная

1 . Угадай-ка !

4. Подумай!

2. Практическая

3. Сказочная

Практическая

Вспомним свойства воды

Свойства воды

2. Бесцветна

1. Прозрачна

Свойства воды

4. Вода течёт

3. Без запаха,

(свойство - текучесть)

вкуса

Свойства воды

5. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Физминутка

Страна

Царицы Водицы

5. Учебная

1 . Угадай-ка !

4. Подумай!

2. Практическая

3. Сказочная

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о царе Салтане»

«Гуси - лебеди»

«Царевна - лягушка»

болото

море

река

Страна

Царицы Водицы

5. Учебная

1 . Угадай-ка !

4. Подумай!

2. Практическая

3. Сказочная

Где мы используем воду?

Вода – важнейшее условие для существования жизни животных и растений.

Это интересно

Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах.

Вес ели – 100 кг,

из них 80 кг - вода

Вес нарцисса – 100 г,

из них 85 г - вода

Вес лосося – 2 кг,

из них 1,5 кг - вода

Тело медузы

на 90 – 95%

состоит из воды

Тело человека

состоит на 2/3

из воды

Подумай!

Много ли воды в человеке?

Сосчитай!

Массу своего тела раздели на 3 и полученное число умножь на 2.

Страна

Царицы Водицы

5. Учебная

1 . Угадай-ка !

4. Подумай!

2. Практическая

3. Сказочная

Какое значение имеет вода для человека?

Вода в жизни человека, растений и животных

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Вода в жизни человека, растений и животных

Но вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Вода в жизни человека, растений и животных

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги.

Вода в жизни человека, растений и животных

Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Вода в жизни человека, растений и животных

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

Откуда наш организм может получить необходимую жидкость?

ЕДА И НАПИТКИ

Что такое вода?

Что такое вода?

В о д а – э т о ж и з н ь !

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

Представь, что вдруг на Земле исчезла вся вода …

Вот как тогда выглядела бы наша планета

Неприятное зрелище, не так ли?

Неприятное зрелище, не так ли?

Неприятное зрелище, не так ли?

Отчего загрязняется вода?

Берегите воду !

От загрязнения воды страдает всё живое.

Если вода загрязнённая, то она вредна не

только для жизни человека, но и всего живого на

земле. Поэтому вода - наше главное богатство,

её надо беречь!

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастают тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!

Каково же значение воды?

Работа по учебнику: с. 51 - 53

Свойства воды.

Вода

Да

1. Имеет ли форму?

Нет

2. Имеет ли цвет?

3. Имеет ли запах?

4. Есть ли в воде воздух?

Хочу напомнить!

Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на земле - Вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете

Не одни!

Р е ф л е к с и я

Домашнее задание:

Учебник:

  • с. 51-53 читать, пересказывать, ответить на вопросы; нарисовать знаки, запрещающие загрязнять воду; подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.
  • Провести опыт: Налить в бутылку воды и вынести её на мороз.

Время ванну принимать: Ждет водичка, не дождется, Поработать ей придется, Ручки, ножки отмывать. Спинку вымыть с мылом - братцем И с мочалкою сестрой, Нелегко воде порой, Если ей не подчиняться. Обижается водица - Грязь не украшает лица. Кто красивым хочет стать, Воду должен уважать.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

videouroki.net

Урок по окружающему миру "Какая бывает вода". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вид: урок изучения нового материала.

Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

  • формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и
  • деятельность;
  • познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями в природе;
  • учить работать с предложением через практический подход;

Развивающая:

  • развивать такие приёмы умственной деятельномти как сравнение, классификация, анализ; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда; развитие сомоконтроля;

Воспитывающая:

  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу; воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно-смысловых фрагментов о воде.
  • Создание условий для усвоения школьниками новых естественнонаучных понятий.
  • Использовать имеющийся опыт детей при работе с новым материалом.
  • Организация учебного процесса должна соответствовать всем основным требованиям по организации учебного процесса с учётом индивидуальных и психологических особенностей учащихся.
  • Развитие устных речевых умений учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Общеклассное: стаканы с водой, полоски цветной бумаги, гвоздь, пробка, плакат с пословицей и названиями рек, глобус.
  • ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация .
  • Индивидуальное: учебник 1 класса "Окружающий мир", автор Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь с печатной основой, смайлики с изображением капелек воды ( жёлтые и синие).

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день любители природы.

Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.

Какое настроение возьмём с собой.

Тогда вперёд за знаниями.

2. Постановка темы урока.

1). Вступительное слово учителя:

Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того. Что чудеса постоянно окружают нас.

Например: фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов, весенний дождь.

- Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.

2). Отгадывай ие тем ы урока.

- Посмотрите на доску : В этом ребусе заключена тайна нашего урока.

Отгадайте её (на доску вывешивается ребус, учащиеся его рассматривают , предлагают варианты отгадок. Отгадка - вода).

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Что это за таинственное чудо? - это ВОДА!

3. Актуализация знаний.

а).- Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой? . .

- А теперь давайте посмотрим, где в природе встречается вода и почему воду таинственной называют

б). Показ презентации "Вода и её свойства" - слайд 1: " Вода в природе" слайд 2: картинка + стихи:

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.

слайд 3: Как сосулька замерзает + картинка слайд 4: В лес туманом заползает слайд 5: Ледником в горах зовётся + картинка слайд 6: Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода, наша спутница всегда + картинка

слайд 7-9: Дождь, роса. Лёд, снег. Облака, пар, туман, слайд 10: Вода под микроскопом.

слайд 11 -15: Океан. Море. Река. Озеро. Болото + картинки - всё это водоёмы. (подробная презентация на диске).

4. Физкультминутка.

На болоте 2 лягушки. Две зелёные квакушки. Рано утром просыпались, полотенцем растирались И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет Всем друзьям физкульт - привет.

5. Продолжение работы.

А сейчас посмотрите на глобус. Реки покрывают наш Земной шар словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши.

6. Практическая часть урока. Проведение опытов.

- А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.

а). - ОПЫТ №1. (проводит учитель)

Оборудование: стаканы с водой, полоски белого, синего и красного цвета, стакан с молоком.

Содержание опыта: 1). Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? . .

Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.

- Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

На доску вывешивается значок прозрачности воды -

Ц/в/ет и изображ. "глаза"

б). - ОПЫТ №2 ( проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:

- Второй опыт мне поможет провести мой помощник - Алёна (девочка выходит учителю и начинает свой опыт с рассказа).

Однажды мне стало интересно. Есть ли у воды запах. Я спросила у мамы: "А какой у воды запах?".

Мама сказала: "Давай узнаем. Надо провести опыт".

Мы налили воду в стакан и понюхали: сначала мама, потом я.

Мама сказала: "Я ничего не почувствовала, никакого запаха нет."

- И я тоже не почувствовала никакого запаха.

- Теперь я вам предлагаю: понюхайте воду в моём стакане. Какой запах вы чувствуете?

Вывод: ни мама, ни Алёна, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали. Значит вода не имеет запаха.

На доску вывешивается значок воды без запаха

Перечёркнутый нос

в). - ОПЫТ №3 ( проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой.

Содержание опыта:

Этот опыт мне тоже поможет провести помощник - Дима (мальчик выходит к учителю и начинает свой опыт с рассказа).

А у меня возник такой вопрос: Есть ли у воды вкус?

Мы потребляем воду из пищи.

- Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.

Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?

Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.

А теперь и вы попробуйте воду.

Как вы думаете: Есть ли у воды вкус?  . .

Вывод: вода не имеет вкуса.

На доску вывешивается значок воды без вкуса

Перечёркнутый язык

г). - Сейчас вы увидели три опыта, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Мы узнали свойства воды. Какие это свойства мы сейчас повторим, а помогут нам значки.

- Закрепление: Вода - это бесцветная, прозрачная (жидкость), не имеет запаха и вкуса.

(выходят кадры презентации - идёт продолжение презентации - слайды 16-17).

7. Работа с учебником, с. 88.

- Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Открываем с. 88.

я). На с. 88 найдите изображение увеличительного стекла. Арина, прочитай вопросы, отмеченные галочкой.

Можно ли растворить в воде соль? А сахар? Для этого опыт не нужен. Мы каждый день утром пьём чай с сахаром. В обед едим суп.

Утонет ли в воде гвоздь? А пробка? Проверим.

(гвоздь утонул, а пробка нет). Гвоздь железный, тяжёлый - утонул.

Пробка лёгкая - осталась плавать.

- Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тону, вы узнаете на уроках физики.

б). А теперь давайте рассмотрим таблицу " Превращение воды".

Какое слово написано в середине? - Вода.

Прочитайте, что показывают стрелочки.

- Прочитайте вопрос вверху таблицы: Какая бывает вода?

Сообщение учителя: Снег, дёд, град, иней - это вода в природе находится в твёрдом состоянии (слова вывешиваются на доску и значок твёрдости - квадрат). Роса - это вода в жидком состоянии - на доске капелька воды. Туман, пар - это вода в газообразном состоянии - чайник с паром.

в). Выполнение задания на с. 89.

- Рассмотри рисунки. Скажи , зачем нужна вода.

Вывод: Вода - это жизнь.

И сейчас мы в этом убедимся, посмотрев презентацию.

г). Показ презентации (окончание презентации - слайды 18-29). На последнем кадре ученик читает стихотворение:

Символ жизни на Земле - вода! Экономь её и береги! Мы ведь на планете не одни!

8. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? . . .

Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и жёлтые.

  • Синяя капелька - урок понравился, было интересно.
  • Жёлтая - возникали трудности.

- Поднимите капельку, которую считаете нужной.

Спасибо. Урок окончен.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также