"Вода в природе" (конспект урока по природоведению 3-го класса). Природоведение 3 класс свойства воды
План-конспект урока природоведения "Вода. Свойства воды" 3 класс
I.Проверка домашнего задания.
Введение в тему.
-На протяжении нескольких уроков мы говорили о воздухе. Вспомнив свойства воздуха, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
б | е | с | ц | в | е | т | н | ы | й | |||
п | р | о | з | | а | ч | н | ы | й | |||
в | о | з | д | у | х | |||||||
б | е | з | з | а | п | а | х | а |
Тема урока: « Вода»
II.Изучение новой темы урока.
-Вода тебе хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть простым и ясным? И все же, что такое вода?
-Ответить на этот вопрос нам поможет загадка. Послушайте внимательно и объясните ее смысл.
Я ручей и океан
Я и туча, и туман
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
-Вода – единственное на земле вещество, которое может в природных условиях находиться в трех состояниях.
1. В жидком.
-Где мы можем встретить?
-Жидкую воду мы пьем, ею заполнены водоемы.
-Рассмотрите карту мира.
-Каким цветом отмечены водные запасы? (Голубым, синим)
-Чего больше на планете: суши или воды?
-Вода занимает большую часть поверхности нашей планеты – 2/3 части.
-Вода в океанах и морях, реках и озерах. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки. Конечно, ты уже догадался, что это роса. А роса тоже вода в жидком состоянии.
2. В твердом.
-На высоких горах, в Арктике, Антарктиде – вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно увидеть у нас на реках и озерах зимой.
3. В газообразном.
-Очень много воды в атмосфере: это облака, туман, пар
-Вода – одно из самых главных богатств Земли. Вода дает жизнь растениям и животным. Как вы понимаете эти слова?
-Расскажите, какое влияние оказывает вода на растения и животных?
-Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.
-Животные, если лишить их воды, быстро погибают. Например, собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды менее 10 дней.
-Вода – добрый друг и помощник человека.
-Какую роль играет вода в вашей жизни?
-Вода - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, повышает урожай полей и садов.
Но самое главное, вода – источник жизни!
Потеря воды опасней для организма, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.
Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и с пищей, в зависимости от климата, составляет 3-6 литров в сутки.
Вода, как и воздух необходима человеку.
У воды тоже есть свои свойства. Наша с вами задача определить эти свойства.
III. Практическая работа.
Опыт № 1.
-Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка?
-О каком свойстве воды это говорит?
1. ПРОЗРАЧНА.
Опыт № 2.
-Сравни цвет воды с цветом полоски.
-Имеет ли вода цвет?
2.БЕЗЦВЕТНА.
Опыт № 3.
-Определи, имеет ли вода запах?
3.БЕЗ ЗАПАХА.
Опыт № 4.
-Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельченного мела. Помешай воду.
-Что ты заметил?
-О чем говорит опыт?
4.Вода – РАСТВОРИТЕЛЬ, но не все вещества в ней растворяются.
Опыт № 5.
-Мутную, загрязненную воду можно очистить. Для этого нужно пропустить ее через фильтр.
Вывод:
Нерастворимые вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
-Мы получили свойства воды.
-Проверим эти свойства по учебнику. (Стр. 34.)
-Если мы сделали все правильно, то запишем свойства воды в тетрадь.
IV.Закрепление пройденного.
-Что нового вы сегодня узнали о воде?
-С какими свойствами воды вы сегодня познакомились?
-Нужен ли был вам сегодняшний урок? Полезен ли он?
-Пригодятся ли вам те знания, которые вы получили на уроке?
План-конспект урока
природоведения
в 3 « Д »классе
Тема: Вода. Свойства воды.
Цели урока:
-познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды, формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения.
-развивать наблюдательность, любознательность.
Оборудование:
-стаканы с водой для лабораторных работ, цветная бумага, мел, соль
-карта полушарий
-рисунки с изображением животных, растений, человека
-кроссворд
Тип урока: изучение нового материала.
globuss24.ru
Урок природоведения. "Вода. Основные свойства воды"
Разделы: Начальная школа
Задачи.
- Продолжить расширение и углубление представлений учащихся о неживой природе на основе изучения сведений о воде, ее роли в природе, в жизни людей.
- В процессе опытов и практических работ установить основные свойства воды, показать значение воды; объяснить значение чистой воды, причины ее загрязнения и способы очистки; обратить внимание детей на меры охраны водоемов от загрязнения; формировать экономное отношение к расходу воды.
Средства обучения.
- Таблицы, картины с изображением разных источников воды и способов ее использования;
- Таблицы по охране природы, иллюстрирующие загрязнение воды и ее очистку;
- Фотографии или репродукции картин, показывающие красоту моря и реки, водопада и родника;
- Презентация в программе Power Point. [Приложение 1].
Опорные точки урока
- Вода есть на поверхности земли и под землей, в воздухе, в растениях, в животных, в человеке – вода есть везде.
- Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибнет вся жизнь.
- Дождь — это потоки воды из облаков и туч.
- Снег, лед, иней — это вода в особом состоянии при низкой температуре.
- Пар – это вода в особом состоянии при высокой температуре.
- Значение чистой воды для неживой и живой природы.
- Загрязнение воды в результате неразумного ее использования.
- Необходимость очистки воды от различных загрязнений.
- Бережное отношение к воде — охрана природы.
- Красота воды в природе и в искусстве.
Методы и приемы
- Рассказ о воде в природе, распространении и использовании ее в труде и жизни людей.
- Беседа о загрязнении воды вредными веществами, о работе очистных сооружений.
- Итоговая беседа о бережном отношении к воде — проявление заботы об охране природы, способы экономного расхода воды, о красоте воды.
Контроль знаний
- Можно ли прожить без воды в течение одного дня?
- Где в природе можно встретить воду?
- Почему становится грязной вода рек и озер?
- Что происходят с растениями, если долго не идут дожди?
- Как надо экономить воду?
Оборудование
Для учителя:
- Стаканы чистые - 2 шт.
- Стакан с мутной водой
- Фильтр
- Воронка
- Стакан с молоком
- Спиртовка
- Спички
- Треножник
- Блюдце с водой
- Плакаты, картины о воде
- Схемы, рисунки
- Выставка книг
- Глобус
Для учащихся:
- Учебник
- Тетради по природоведению
- Календарь природы
- 2 стакана с водой
- Ложка
- Соль
- Сахар
- Пипетка
- Стекло
Ход урока
1. Орг. момент. Постановка целей и задач.
Учитель: Здравствуйте. Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Тогда отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу!
- Правильно, это вода.
Ни умыться, не напитьсяБез водыЛистику не распуститьсяБез водыБез воды прожить не могутПтица, зверь и человекИ поэтому всегдаВсем везде нужна вода.
- Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на поверхности земли в природе. Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой и не случайно большинство городов, сел, деревень возникало вокруг рек, озер, морей. (слайд 2)
Человек начинает свой день, прогоняя остатки сна под освежающей струей холодной воды, пьет ее и готовит пищу, вдыхает ее вместе с воздухом, отдыхает у воды и пользуется ею как одним из наиболее удобных и эстетических путей передвижения. (слайд3, 4) И вода становится настолько привычной, что ее перестают замечать и ценить. Но стоит только хотя бы на несколько часов отключить воду, как сразу же возникает масса неудобств потому, что вода у нас используется где? (Ответы детей)
- А знаете ли вы, что. (слайд 5)
- Какие виды осадков бывают в природе? (слайд 6, 7)
- Молодцы! А теперь откройте учебники. Читаем до практической работы.
2. Работа по учебнику (1 учащийся читает)
3. Вопросы.
- Имеются ли в нашем районе водные источники? В каком состоянии они находятся?
- Чиста ли вода в них?
- Можно ли ее использовать для питья?
- Какие предприятия загрязняют нашу воду?
- Какие меры нужно принимать, чтобы вода в реках и озерах была чистая?
4. Практическая работа
Сегодня вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды.
Опыт 1. (проводит учитель, можно взять в помощники учащегося)
(На столе 1 стакан пустой, 1 стакан с водой, детское ведерко, бутылка)
- Берем стакан с водой. Переливаем его в пустой стакан.
- Переливаем в детское ведерко.
- Переливаем в бутылку.
- Что произошло? Почему?
Вывод. Вода принимает форму сосуда. Вода не имеет своей формы, а приобретает форму предмета, в который налита.
(слайд 8)Опыт 2. (проводит учитель)
(Мутная вода в стакане, воронка, бумажный фильтр, чистый стакан)
- Что произошло с водой? Какая она стала?
Вывод. Так можно очистить от мути воду. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка — бумажный фильтр. (слайд 9)
- Можно использовать и такое сооружение для очистки воды. [Рисунок 1].
- Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Не случайно в родниках всегда вода чистая, прозрачная. Люди давно заметили свойство песка очищать воду от разных примесей и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.
- А вот на больших предприятиях используют огромные очистные сооружения, т. к. им требуется очень много воды.
- Можно ли в домашних условиях использовать фильтры? («Родничок»)
Опыт 3. (проводит дети под руководством учителя)
Приготовьте два стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли.
В другой — сахара.
- Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром. Попробуй воду на вкус в первом и втором стаканах. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала солёной, во втором — сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно.
Учитель в стакан с водой кладет измельчённого мела. Мел оседает на дно. Он хорошо виден.
Вывод. Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом — мутная. Соль и сахар растворились в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода — растворитель.
Опыт 4. (проводит учитель)
На столе 2 стакана: один – с водой, а другой с молоком. В каждый стакан опускается чайная ложка.
- Что можно сказать о прозрачности воды?
Вывод. Вода - прозрачна. (слайд 10)
Опыт 5. (проводит учитель)
На столе стакан с водой, пластмассовая пластинка, стакан пустой.
- Наливаем воду на пластинку. Что произошло с водой? Переливаем воду в пустой стакан.
Вывод. Вода - текучая
Вывод. Вода бесцветная, не имеет запаха, текучая, прозрачная, вода – растворитель.
(слайд 11)
Опыт 6. (проводит учитель)
На столе: спиртовка, спички, треножник, блюдце с водой.
- Куда делась вода? «Ис-пари-лась», т. е. превратилась в пар — это и есть газообразное состояние — крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно.
Вывод. Вода превратилась в пар.
(слайд 12)- А летом вы все наблюдали такую картину: прошел летний дождь, образовались лужи, выглянуло солнце, и лужи высохли.
- Куда делась вода? (Она испарилась.)
- Что произойдет с водой, если блюдце с водой вынести на мороз или поставить в морозильник?
Она превратиться в лед. (слайд 13)
Вывод.
Вода находится в жидком, твердом и газообразном состояниях.(слайд 14, 15)
- С поверхности морей и рек, озёр и почвы вода в виде пара поднимается высоко вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный (не случайно на горных вершинах обычно лежит лёд и снег). Пар охлаждается там и образует множество водяных капелек или крошечных льдинок. Из этих капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облака вода возвращается на землю в виде дождя и снега. (слайд 16, 17)
5. Работа в тетрадях, в дневниках наблюдения.
- Открыли дневники наблюдений, отмечаем погоду.
6. Закрепление изученного. Актуализация знаний.
- Открыли тетради, записали число и тему.
Вода в природе.
Вода – бесцветная, прозрачная жидкость, не имеет формы, цвета, запаха, текучая, вода — растворитель. Вода находится в жидком, твердом и газообразном состояниях (записано на доске).
- А как вы думаете, много ли нужно воды? (слайд 18)
- А хватит ли ее, если мы не будем беречь ее?
- Что для этого нужно делать?
Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, во-вторых, беречь воду от загрязнения.
Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения, В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. (слайд 19)
(Закрепление можно провести по опорной таблице, слайд 21)
7. Охрана воды. Беседа.
- Представьте, что наша планета стала вот такой. (У учителя в руках глобус, на нем «пятна грязи» - кусочки бумаги разной формы)
- Что это за пятна? Это – загрязнители. Давайте очистим наше голубое пространство. Что для этого нужно делать? (Не выбрасывать мусор, не мыть машины, очищать отходы заводов и фабрик и т. д.) (Учитель после каждого слова «очищает» нашу планету от «пятен грязи»)
А теперь, посмотрите, какая будет наша планета, если мы будем ее беречь (глобус стал «чистым»).
8. Заключительная беседа о воде. Итог урока.
- А еще очень многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде (выставка рисунков и книг). Озёра называют голубыми глазами Земли. (слайд 22-27)
Все это вы сможете посмотреть и прочитать на перемене.Вот здесь мы взяли слова – высказывания великих людей (на плакатах)
Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
А.де Сент-Экзюпери. Земля людей.
Вода - начало всех начал.
Гиппократ
Вода – это жизнь. Без воды – земля пустырь.
(На доске прикреплены таблички с пословицами о воде)
Была бы водица, а зелень народится.Под лежачий камень вода не течёт
.Умный человек, как родник.Много воды - много травы.
- А кто знает загадки о воде? (учащиеся)
- Молодцы. Оценки получили…... (такие-то учащиеся)
- Закончить урок я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского (слайд 34)
Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться. В ушате, в корыте, в лохани,В реке, ручейке, океане. И ванне и в бане - всегда и везде Вечная слава - воде!
Дополнительный материал об образовании снега и видов снежинок дан на слайдах 28, 29.
«Клуб любознательных» – на слайде 30
Тесты для проверки по темам
Вода и жизнь (слайд 31).
Превращения воды (слайд 32).
Берегите воду! (слайд 33).
Литература:
- Л.Ф. Мельчаков «Уроки природоведения в 3 классе»,
- В.П.Русанов «Капля чистой воды»,
- «Хрестоматия по физической географии», А.А. Плешаков
- Учебник «Природоведение» для 3 кл четырехлет. нач. шк./ Под ред И.Д.Зверева, Клепинина З.А.
- Учебник «Природоведение» для 4 кл. четырехлет. нач.шк., детская энциклопедия,
- Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. кроссворды, викторины. головоломки.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ГДЕ НА ЗЕМЛЕ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА - ВОДА - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 3 класс - по учебнику И. В. Грущинської - 2014 год
ВОДА
Встреча 3. ГДЕ НА ЗЕМЛЕ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА?
Цель: расширить знания учащихся о воде, об пресную и морскую воду; рассказать о способах опреснения воды и использования пресной и морской воды человеком; развивать любознательность; воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
— Назовите свойства воды.
— Докажите, что лед легче воды. Какое значение для природы Земли это имеет?
— Какие свойства воды-растворителя вы ежедневно применяете? Назовите свои любимые растворы.
— Чем дышат водные организмы?
— Согласны ли вы с утверждением, что вода — самое загадочное вещество на Земле? Объясните свое мнение.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Сегодня на уроке вы узнаете больше о распределении воды на Земле.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 13-16)
— Вода — самая удивительная жидкость в природе. Без воды невозможно существование жизни на Земле. В природе вода находится в океанах, морях, озерах, реках, болотах. Есть и искусственные водоемы для хранения воды — пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубинах Земли, и на высоких вершинах гор, и в воздухе.
Вспомните! Какие свойства воды вы знаете?
Работа в парах
— Подумайте! Рассмотрите пейзажи на с. 13 и скажите, что в них общего. Какие водоемы вам известны? Назовите водоемы родного края.
Запомните! Благодаря свойствам воды на Земле существуют благоприятные условия для жизни.
— О чем запрашивающего рыбка-путешественница Немо? Дайте ответ на ее вопрос.
— Рассмотрите фотографии на с. 14 и подумайте! Вещество «спряталась» в растении, животном и человеке? Где его содержится больше?
— Подумайте: почему говорят, что вода — это колыбель жизни?
— О чем интересовался Карасик Золотенко?
— Что ответила рыбка Немо?
— Найдите и покажите океаны на глобусе и карте атласа.
— Подумайте! Почему говорят, что Мировой океан объединяет человечество?
— Рассмотрите фотографию на с. 15.
— Каким вы представляете музей Мирового океана?
— Подумайте! В чем заключается разница между морской и речной или родниковой водой?
Запомните! В морской воде солей растворено больше, чем в пресной. Поэтому люди употребляют пресную воду и называют ее питьевой.
— Отгадайте загадку на стр. 15.
— Приходилось ли вам пробовать морскую воду? Она горько-соленая, неприятная на вкус. Недаром люди, терпящие крушение в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, ведь пить морскую воду невозможно.
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Исследовательский практикум. Как опреснить воду?
— Морская вода может быть опреснена и использоваться как питьевая.
Один из методов опреснения — нагрев очищенной воды до температуры кипения. Когда вода кипит, она испаряется, а соли, в свою очередь, остаются в емкости.
Существуют и другие методы опреснения, в частности — замораживание, основанное на принципе того, что соль не попадает на лед при замораживании.
2. Как очистить воду для питья?
— Представьте, что эта вода из реки. Можно ли ее пить прямо из реки?
— Что же делать? Как сделать так, чтобы воду можно было пить?
— Воду нужно очистить. Для этого существуют специальные фильтры.
Фильтр — устройство для очистки жидкости.
Дома у многих есть фильтры системы «Родничок». Основная часть фильтра — активированный уголь, но им может служить и специально очищенный песок.
3. Игра «Исправь ошибки»
Ученикам предлагают утверждение с ошибками. Ошибки необходимо найти и исправить.
• Соленой является вода рек. (Пресной)
• Мировой океан объединяет 5 океанов. (Четыре)
• Пресной воды на планете гораздо больше, чем соленой. (Наоборот)
• Один кувшин соленой воды дороже целой пресной реки. (Наоборот)
• Моря и океаны содержат пресную воду. (Соленую)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
— Какая вода есть на нашей планете?
— Где находится соленая вода?
— Где находится пресная вода?
— Какой воды на планете больше — пресной или соленой?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 13-16.
schooled.ru
Я и Украина. Природоведение 3 класс «Вода в природе. Свойства воды-жидкости. Вода - растворитель». - Природоведение - Каталог статей
Я и Украина. Природоведение
3 класс
Тема: «Вода в природе. Свойства воды-жидкости. Вода - растворитель».
Цель: продолжать формировать представления учащихся о распространении воды в природе, о значении воды в природе и жизни человека, о трёх состояниях воды и свойствах воды;
Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, умение делать выводы;
Воспитывать бережное отношение к природе, желание её исследовать.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями и умениями, урок формирования первоначальных навыков.
Вид урока: урок с применением информационно-компьютерных технологий.
Оборудование:
1. Индивидуальные карточки для проверки домашнего задания.
2. Применение мультимедийной аппаратуры.
3. Мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдет ваш даром труд,-
Знанья пользу принесут!
- Говорят, как начнёшь день - таким он и будет . Так пусть же сегодня день будет плодотворным, и вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя.
2. Индивидуальный опрос (Индивидуальные задания).
Задание №1.
Выбери правильный ответ:
Какой газ занимает пятую часть воздуха на Земле? Расскажите о нём.
а)кислорода; б)азота; В)углекислого газа.
Задание№2
Выбери правильный ответ:
Какого газа в воздухе больше всего? Расскажите о нём.
а) кислорода; б) азота; В) углекислого газа.
Задание №3
Вставь в предложения нужные слова:
Кислород нужен для ____________ людям, растениям и другим организмам.
Кислород вырабатывают и выделяют в воздух _________________.
Углекислый газ попадает в воздух при _______________________.
3.Сообщение синоптиков
-Какое сейчас время года?
-Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени?
-Какие изменения произошли в жизни растений?
-Какие изменения произошли в жизни животных?
-Какую работу выполняли люди на полях, в садах, огородах?
-Какие изменения произошли за последнюю неделю? (сколько ясных, облачных, пасмурных, дождливых дней?)
-Какая самая высокая температура за прошедшую неделю?
-Какая самая низкая температура?
-Какая сегодня температура воздуха?
4.Фронтальный опрос.
-К какой природе относится воздух?
-Из каких газообразных веществ состоит воздух?
-Какого газообразного вещества в воздухе больше всего?
-Какими веществами загрязняется воздух?
-Что делают в нашей стране для сохранения чистоты воздуха?
5. Индивидуальный опрос:
Расскажите о кислороде.
Расскажите об углекислом газе.
Расскажите об азоте.
6.Сообщение темы и цели урока:
-Сегодня на уроке мы поговорим об одном веществе, без которого жизнь на Земле не возможна. Это самое распространённое вещество на нашей планете. А какое это вещество – отгадайте…
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита,
Догадайся, кто же я? (Вода)
5. Мотивация учебной деятельности. ( Звучит шум моря)
Сегодня мы будем говорить о воде. Вода (Слайд 2) – это самое распространенное вещество на нашей планете.
-Сегодня на уроке вы узнаете о местонахождении воды в природе и жизни людей, о свойствах воды. Узнаете много нового и интересного о ней.
6.Актуализация знаний.
Вода о себе так говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете? (Вода может быть по всюду)
7.Работа над новым материалом.
А) Беседа о местонахождении воды в природе.
Вода есть везде: в океанах ( Слайд 3), морях ( Слайд 4), реках ( Слайд 5), озерах ( Слайд 6), болотах ( Слайд 7), в грунте ( Слайд 8), ледниках ( Слайд 9), в воздухе ( Слайд 10).
Б) Беседа о значении воды в жизни человека.
-Вода входит в состав всех живых организмов. (Слайд 11). В человеческом организме вода составляет более половины массы тела.
Слайд 12 Например, если масса вашего тела 26 кг, то в вас содержится 20 кг воды и только 6 кг твёрдых веществ.
Слайды 12А
Слайд 13. В организмах растений воды ещё больше.
-Слайд 14. Многие растения и животные живут только в воде:
водоросли Слайд 15, рыбы Слайд 16, киты Слайд 17, дельфины Слайд 18.
-Вода входит в состав живых организмов.
Живые организмы постоянно тратят воду, поэтому её количество нужно пополнять.
Например, когда человек потеет, из организма выделяется вода и сразу же хочется пить.
Слайд 19. Человеку в сутки необходимо 2-3 л воды.
Жажда выматывает человека и животного больше, чем голод.
Если без еды человек может прожить больше месяца, то без воды – только несколько дней.
Слайд 20
Без воды растение вянет, и если его вовремя не полить, оно погибнет.
-Как и для чего люди используют воду?
-Вода нужна людям не только для того, чтобы пить. Водой человек моется Слайд 21, стирает одежду Слайд 22, готовит еду Слайд 23. Водой поливают растения Слайд 24. Растения корнями впитывают из грунта воду с растворёнными в ней питательными веществами Слайд 25. На заводах и фабриках воду используют для изготовления различных изделий Слайд 26. Вода приводит в движение турбины электростанций, и в наши дома приходит свет Слайд 27.
В) Беседа о трёх состояниях воды.
-Каким телом является вода? Слайд 28
Отгадайте загадки:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. ( Лёд)
- Какими телами являются лёд и снег? Слайд 29
-Во что превращаются снег и лёд, когда таят?
- Из чего тоже состоят снег и лёд? Слайд 30
-В каком же состоянии может быть вода? (Вода может быть в твёрдом и жидком состоянии).
- Но больше её в воздухе в виде водяного пара.
-Вспомните, как попадает в воздух водяной пар? (Испаряется с поверхности Земли) Слайд 31
Слайд 32
Водяной пар - это вода в газообразном состоянии
Значит, каким ещё может быть вода телом? (газообразным телом).
Слайд 33
Запомните: вода может пребывать в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
-Приведите примеры воды в жидком состоянии (твердом, газообразном)
Г) Беседа о свойствах воды.
-Поговорим о том, какие свойства может иметь вода.
Работа с учебником с.92.
Статья «Свойства воды-жидкости» (1 абзац)
-Что произойдёт, если вода выльется из стакана? (Вода разольётся, так как она текучая) Слайд 34
Читаем 2 абзац
Имеет ли вода свою собственную форму? Слайд 35
-Выполним опыты, описанные на с.92 учебника.
-Какими свойствами обладает вода? ( Без запаха, без цвета, без вкуса и т. д.)
- Какие свойства воды используют в термометре? Слайд 36
-Возможно, кто-то наблюдал такое явление: если оставить на морозе закупоренную бутылку Слайд 37, заполненную водой, то она треснет, когда вода замёрзает.
-Почему так происходит? Что это означает?
Слайд 38
-Это происходит потому, что вода имеет очень интересное свойство: когда вода замерзает, то она расширяется. Слайд 38А Это означает, что лёд занимает больше места, чем вода, поэтому он не помещается в бутылке и разрывает её.
-О каких же свойствах воды вы узнали?(текучая, без формы, без цвета, без запаха, без вкуса)
8.Физкультминутка
Д) Беседа о растворяемости воды
-Кроме свойств, о которых вы уже узнали, вода имеет еще одно свойство.
Чтобы узнать, что это за свойство, проведём опыт: Слайд 39 В стакан с водой бросим марганцовку ( сахар, соль)
-Что произошло с твёрдыми веществами? Слайд 40
-Вещества, которые растворились, называются растворимыми в воде.
-А знаете как тогда будет называться вода? (Растворителем)
-А что мы получили, когда растворили в воде марганцовку, сахар, соль? (Раствор)Слайд 41
-В воде растворяются не только твёрдые вещества, но и жидкие.
Например - спирт, уксусная кислота, а также – газообразные вещества – кислород, углекислый газ, аммиак.
-Как вы думаете, все ли твёрдые вещества могут растворяться в воде?
9. Работа в тетради
-Чтобы ответить на этот вопрос – проведём опыт и поработаем в тетради с.32
В стаканы с водой бросим мел, песок, глину.
-Что произошло с твёрдыми веществами? (Не растворились). Запишите это в тетради.
-Вещества, которые не растворились - называются нерастворимыми в воде. Слайд 42
-Кроме растворов, которые можно приготовить, есть природные растворы. Слайд 43 морская вода, Слайд 45 вода с источника.
-Природные растворы – это речная, озёрная вода, сок растений, кровь животных и человека.
-Подытожим, как называются вещества, которые растворяются в воде?
- Как называются вещества, которые не растворяются в воде?
-Чем является вода? (Растворителем)
9.Работа в группах.
1 группа: выбрать те вещества, которые растворяются в воде.
2 группа: выбрать те вещества, которые не растворяются в воде.
3 группа: выбрать названия природных растворов.
Презентация ответов групп.
10.Итог. «Микрофон».
-Что нового узнали на уроке?
-Какие свойства воды вы знаете?
-Что происходит с водой во время нагревания? Охлаждения?
-Для чего люди используют воду?
-Как называются вещества, которые растворяются в воде?
- Как называются вещества, которые не растворяются в воде?
-Чем является вода?
11.Кроссворд
-В состав каких тел в природе входит вода? Слайд 46
12. Домашнее задание: с.91-94 прочитать статьи, отвечать на вопросы.
Пронаблюдать: сколько стаканов воды вы выпиваете за день.
nikolenko-natal.ucoz.ru
"Вода в природе" (конспект урока по природоведению 3-го класса)
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
– закрепить знания о свойствах полезных ископаемых; – познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами; – развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.
Оборудование:
– карточки–тесты, – глобус, – диаграмма водных пространств на Земле, – фотография гейзера, – плакат с ребусом и свойствами воды, – стаканы с водой и молоком для опытов, соль, сахар, ложка, – доклады детей о вкусе воды, о минеральной воде.
Подготовка урока:
На доске написано: ткань, песок, кирпич, гранит, пластмасса, торф, уголь. Для каждого ребенка подготовлена карточка-тест для проверки домашнего задания.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
1.1. Беседа.
– Какую тему изучали на предыдущих занятиях? – Что называем полезными ископаемыми? – Из ряда перечисленных на доске предметов назвать только полезные ископаемые. – На какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные). Приведите примеры.
1.2. Индивидуальная работа по карточкам – тестам. Учитель читает каждое задание, а ученики дописывают ответ или обводят верный из данных.
1. Допишите предложение. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называют _____________________________. |
|||
2. Какое полезное ископаемое имеет такие свойства: прочный, тяжелый, состоит из отдельных зерен серого и темного цвета? Обведи правильный ответ. |
|||
А) уголь |
Б) торф |
В) гранит |
Г) мрамор |
3. Каким общим свойством обладают торф, нефть, каменный уголь, газ? Обведи верный ответ. |
|||
А) цвет |
Б) прочность |
В) горючесть |
Г) блеск |
4. Какое полезное ископаемое имеет свойства: плотный, тяжелее воды, белого или серого цвета, под действием кислоты вскипает? Обведи правильный ответ. |
|||
А) гранит |
Б) глина |
В) известняк |
Г) железная руда |
5. Какое полезное ископаемое имеет свойства: твердый, хрупкий, черный, блестит на солнце, тяжелее воды? Обведи правильный ответ. |
|||
А) мрамор |
Б) торф |
В) каменный уголь |
Г) гранит |
По окончании работы физкультминутка.
2. Постановка цели урока.
Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.
“Что в гору не выкатить, В решете не унести И в руках не удержать?” (Вода).
Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)
Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)
А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)
Сегодня на уроке мы поговорим о воде. Тема нашего занятия – “Вода в природе”. (Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях).
3. Объяснение нового материала.
3.1. Роль воды в жизни человека, растений и животных.
Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).
Кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы человека – на 70% из воды и вообще организм человека, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).
Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.
Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.
Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Например, упитанная собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды – менее 10 дней.
Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.
3.2. Сколько воды на планете Земля?
Как вы думаете, можно ли воду назвать полезным ископаемым? Докажите? (Находится под землей, на земле, используется в хозяйстве).
Вода – это жидкое полезное ископаемое, минерал.
Перед вами глобус – модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. Вспомните, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду). Зеленый и коричневый? (Равнины и горы).
На глобусе – это материки или суша. Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?
На Земле большую часть занимают водные пространства (океаны).
На доске плакат с диаграммой.
Три четверти Земного шара занято водой.
3.3. Бережное отношение к воде.
Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?
Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.
Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.
А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).
Можно показать плакаты, рисунки, призывающие экономить воду.
“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”. “Экономно воду лей, дорожить водой умей”.
3.4. Вода в природе.
Ребята, где в природе вы встречали воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней).
Верно. Все это холодная вода в природе. А вот интересно, существует ли такая горячая вода в природе, чтобы она нагревалась сама, без помощи человека? (рассказ детей о гейзерах, фотография гейзера).
Гейзеры – уникальное явление природы.
3.5. Три состояния воды.
Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса – вода в жидком виде, снег – вода в твердом виде, кристаллы).
Какое же вещество вода: жидкость, твердая или пар?
Вывод. Вода – особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.
На доске и в тетрадях рисуется схема.
Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?
Интересно, может ли вода перейти из жидкого состояния в парообразное? (Да).
При каких условиях это произойдет быстрее? (Ее надо нагреть).
А из жидкого в твердое? (Охладить).
А наоборот из твердого в жидкое? (Надо нагреть, ведь лед и снег тают в тепле).
А из твердого состояния перейти в пар? (Да)
Приведите примеры. (Зимой сушит мама бельё на балконе. Оно сразу замерзает, т. е. жидкая вода становится льдом, но все – таки оно высыхает (почти), следовательно, твердая вода может переходить в пар.)
Может ли пар снова стать жидкостью или перейти в твердое состояние? (Да, если охладить. Облака, капли в ванной на потолке, град).
Вывод: Вода – чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!
3.6. Свойства воды.
Рассмотрим свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.
На доске плакат “Свойства воды”. Перечисленные свойства открываются постепенно по мере их определения в результате опытов.
Какое слово зашифровано? Как догадались?
Проведем опыты и разгадаем, какие свойства воды спрятаны на плакате.
Опыт № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)
Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана).
Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.
Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).
Опыт № 2. Два стакана – с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.
Вывод: Следовательно, вода прозрачная.
Опыт № 3. Беру сахар, соль. Что из них является полезным ископаемым? (Соль) Почему не сахар? (Изготавливается людьми). Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)
Вывод: Вода – универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной.
Опыт № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?
Вывод: Вода без запаха и без вкуса.
Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.
Дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры – средства для очистки воды. Родниковая – растворяет минералы под землей, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить.
От чего же зависит вкус воды?
Рассказ ученика о вкусе воды.
Чем отличается минеральная вода от обычной?
Рассказ ученика о минеральной воде.
В сказках часто говорится о живой и мертвой воде. Скорее всего эти сказки родились из жизни. Неужели на самом деле есть вода, обладающая живительной, лечебной силой?
Рассказ о лечебных водах.
Можно ли воду назвать чудом природы?
4. Работа по учебнику (стр. 40 – 42) [1].
Давайте повторим все, что услышали о воде, прочитав статью учебника.
Где в природе встречается вода?
О каких свойствах воды вы узнали?
5. Подведение итогов урока.
Какое свойство воды вы используете, когда стираете белье?
Когда пьете воду?
Когда умываетесь? Когда поливаете цветы?
6. Домашнее задание.
Стр. 40 – 42[1], ответы на вопросы.
Литература.
1. Клепинина З.А. “Природоведение. 3-5 класс”. – Москва, Просвещение, 1995 г. 2. Сухарев Ю.Ф. “Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ”. Самарская область, г. Чапаевск, 1996 г.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ПРОВЕРЬ, КАК ТЫ УМЕЕШЬ ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ О ВОДЕ - ВОДА - ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 3 класс - по учебнику И. В. Грущинської - 2014 год
ВОДА
Встреча 8. ПРОВЕРЬ, КАК ТЫ УМЕЕШЬ ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ О ВОДЕ
Цель: проверить, как учащиеся умеют применять свои знания о воде; развивать память, мышление, речь; воспитывать культуру оформления письменных работ.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
— Какой вред судоходству наносят сильные штормы?
— Была ли у вас возможность наблюдать наводнения — сезонные поднятия уровня воды?
— Как образуются ущелья и пещеры в горах?
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Сегодня на уроке вы проверите, как умеете применять свои знания о воде.
IV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Работа по учебнику (с. 24-25)
2. Итоговая проверочная работа
1 вариант
И уровень
Дайте правильный ответ.
1. Вода в газообразном состоянии — это:
а) снег и лед;
б) пара;
в) дождь.
2. Вода нужна:
а) растениям;
б) животным;
в) всем живым организмам.
3. Вода в газообразном состоянии
а) имеет форму;
б) не имеет формы.
4. В природе вода находится в ____ состояниях:
а) двух;
б) трех;
в) четырех.
5. Град — это:
а) твердое состояние воды;
б) жидкое состояние воды;
в) газообразное состояние воды.
6. Роса — это:
а) твердое состояние воды;
б) жидкое состояние воды;
в) газообразное состояние воды.
7. Снег — это:
а) твердое состояние воды;
б) жидкое состояние воды;
в) газообразное состояние воды.
8. Пара — это:
а) твердое состояние воды;
б) жидкое состояние воды;
в) газообразное состояние воды.
II уровень
9. Подчеркните свойства воды-жидкости.
Бесцветная, имеет форму, текучая, имеет запах, прозрачный.
10. Дополните утверждение.
В какие времена года в природе происходят такие превращения воды:
из жидкого состояния — в твердое?
из жидкого состояния — в газообразное?
(Зимой, весной, летом, осенью)
11. Какие вещества не растворяются в воде? Подчеркните.
Мел, соль, глина, масло, песок, сахар.
12. Установите соответствие.
Твердое состояние воды -1 °C
-12 °С
Жидкое состояние воды +15 °С
13. Дополните утверждение.
Вода с ____ состояния переходит в ____ при ____.
(Жидкое, газообразное, при охлаждении)
III уровень
Подумайте. Запишите свои рассуждения.
14. Почему зимой во время сильных морозов могут разрушаться водопроводные трубы?
15. Почему пятна от масла нельзя смыть водой?
2 вариант
И уровень
Дайте правильный ответ.
1. Вода в твердом состоянии — это:
а) снег и лед;
б) пара;
в) дождь.
2. Без воды не могут жить:
а) растения;
б) животные;
в) все живые организмы.
3. Вода в жидком состоянии:
а) имеет форму;
б) не имеет формы.
4. Иней — это:
а) твердое состояние воды;
б) жидкое состояние воды;
в) газообразное состояние воды.
5. Туман — это:
а) твердое состояние воды;
б) жидкое состояние воды;
в) газообразное состояние воды.
6. Дождь — это:
а) твердое состояние воды;
б) жидкое состояние воды;
в) газообразное состояние воды.
7. Лед — это:
а) твердое состояние воды;
б) жидкое состояние воды;
в) газообразное состояние воды.
8. Дополните предложения.
Без воды — ____ растения, ____ животные.
(Гибнут, засыхают)
II уровень
9. Подчеркните свойства льда.
Мягкий, твердый, имеет запах, прозрачный, бесцветный.
10. Дополните утверждение.
В какие времена года в природе происходят такие превращения воды:
из газообразного состояния — в жидкое? ____
из твердого состояния — в жидкое? ____
(Зимой, весной, летом, осенью)
11. Какие вещества растворяются в воде? Подчеркните.
Мел, соль, глина, масло, песок, сахар.
12. Установите соответствие.
Твердое состояние воды -7 °С
+1 °С
Жидкое состояние воды +10 °С
13. Дополните утверждение.
Если нагревать ____, то ____ превращаются в ____.
(Воду, они, снег и лед)
III уровень
Подумайте. Запишите свои рассуждения.
14. Почему в аквариуме хорошо видно рыбок, растения, песок?
15. Найдите ошибки. Запишите каждое предложение правильно.
Большую часть поверхности Земли занимает суша.
Вода есть не в каждом живом существе.
Пресной воды на Земле много.
Оценивания
И уровень. Каждое задание оценивается 1 баллом.
II уровень. Каждое задание оценивается 2 баллами.
III уровень. Каждое задание оценивается 3 баллами.
Максимальное количество баллов — 24.
Для оценивания нужно поделить сумму набранных учеником баллов на два.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
— Какие трудности возникли во время проверочной работы? Или прибегаю вам их преодолеть?
schooled.ru