Практическая работа №3 Изучение физических свойств веществ. Химические и физические свойства воды практическая работа
Практическая работа №3 Изучение физических свойств веществ
Практическая работа №3
Изучение физических свойств веществ
Цель работы: познакомиться с физическими свойствами веществ; научиться описывать свойства веществ.
Оборудование и реактивы: вода, химические стаканы, стеклянные палочки, шкала твердости, образцы поваренной соли, серы, меди, уксусной кислоты, растительного масла, мела, пробирки №1, 2, 3 с образцами сахара, железа, песка.
Экспериментальная задача I. Уровень I
Познакомьтесь с образцами выданных вам веществ и сравните результаты с данными таблицы:
Признаки | Вещества | |||||
Поваренная соль | Уксусная кислота | Растительное масло | Сера | Медь | Мел | |
Агрегатное состояние | твердое вещество | жидкость | жидкость | твердое вещество | твердое вещество | твердое вещество |
Цвет | белый | Без цвета | Желтый | Желтый | Красный | Белый |
Блеск | Нет | Нет | Нет | Нет | | Нет |
Запах | Нет | Резкий | Слабый | Нет | Нет | Нет |
Растворимость в воде | + | + | - | - | - | - |
Экспериментальная задача I. Уровень II
Познакомьтесь с образцами выданных вам веществ и заполните таблицу до конца:
Признаки | Вещества | |||||
Поваренная соль | Уксусная кислота | Растительное масло | Сера | | Мел | |
Агрегатное состояние | жидкость | твердое вещество | ||||
Цвет | белый | Без цвета | Желтый | |||
Блеск | Нет | Нет | Есть | |||
Запах | Слабый | Нет | Нет | Нет | ||
Растворимость в воде | + | - | - |
Одному не очень успешному ученику учитель дал задание познакомиться с выданными ему образцами веществ и заполнить таблицу. Тот быстро выполнил задачу, однако допустил ряд ошибок. Познакомьтесь с образцами веществ и их свойствами. Найдите в таблице все ошибки и исправьте их.
Признаки | Вещества | |||||
Поваренная соль | Уксусная кислота | Растительное масло | Сера | Медь | Мел | |
Агрегатное состояние | твердое вещество | жидкость | жидкость | жидкость | твердое вещество | твердое вещество |
Цвет | Желтый | Без цвета | Желтый | Белый | Серый | Белый |
Блеск | Нет | Нет | Нет | Да | Есть | Да |
Запах | Есть | Нет | Слабый | Нет | Нет | Да |
Растворимость в воде | + | - | - | + | - | + |
Экспериментальная задача I. Уровень IV
Познакомьтесь с образцами выданных вам неизвестных веществ и заполните таблицу.
Признаки | Вещества | |||||
Поваренная соль | Уксусная кислота | Растительное масло | Сера | Медь | Мел | |
Агрегатное состояние | ||||||
Цвет | ||||||
Блеск | ||||||
Запах | ||||||
Растворимость в воде |
Бланк контролера:
Признаки | Вещества | |||||
Поваренная соль | Уксусная кислота | Растительное масло | Сера | Медь | Мел | |
Агрегатное состояние | твердое вещество | жидкость | жидкость | твердое вещество | твердое вещество | твердое вещество |
Цвет | белый | Без цвета | Желтый | Желтый | Красный | Белый |
Блеск | Нет | Нет | Нет | Нет | Есть | Нет |
Запах | Нет | Резкий | Слабый | Нет | Нет | Нет |
Растворимость в воде | + | + | - | - | - | - |
Экспериментальная задача II. Уровень I
Сравните твердость серы и меди, пользуясь шкалой твердости Мооса. Для справки: если ноготь оставляет след на поверхности вещества, значит твердость этого вещества меньше 2,5. Если даже стеклом нельзя сделать царапину, то твердость изучаемого вещества больше 5.
Заполните таблицу.
Вещество | Твердость вещества |
Сера | 2 |
Медь | 2,5-3 |
Шкала твердости Мооса
Минерал | Относительная твердость |
Тальк Mg3(Si4O10) (OH)2 | 1 |
Гипс Ca(SO4) ·2h3O | 2 |
Кальцит CaCO3 | 3 |
Флюорит CaF2 | 4 |
Аппатит Ca5(PO4)3F | 5 |
Ортоклаз K(AlSi3O8) | 6 |
Кварц SiO2 | 7 |
Топаз Al2(SiO4)F2 | 8 |
Корунд Al2O3 | 9 |
Алмаз C | 10 |
Экспериментальная задача III. Уровень I
Используя знания о физических свойствах веществ (см. таблицу), определите выданные вам образцы сахара, песка и железа в пробирках №1, 2, 3. Запишите результат:
В пробирке №1 –
В пробирке №2 –
В пробирке №3 –
Признак | Вещество | ||
Сахар | Песок | Железо | |
Агрегатное состояние | Твердое вещество | Твердое вещество | Твердое вещество |
Цвет | Белый | Желтый | Серый |
Блеск | Нет | Нет | Есть |
Запах | Нет | Нет | Нет |
Растворимость в воде | Да | Нет | Нет |
Экспериментальная задача III. Уровень II
Используя знания о физических свойствах веществ (см. таблицу), определите выданные вам образцы сахара, песка и железа в пробирках №1, 2, 3. Запишите результат:
В пробирке №1 –
В пробирке №2 –
В пробирке №3 –
Признак | Вещество | ||
Сахар | Песок | Железо | |
Агрегатное состояние | Твердое вещество | Твердое вещество | Твердое вещество |
Цвет | Белый | ||
Блеск | Нет | Нет | Есть |
Запах | Нет | Нет | Нет |
Растворимость в воде |
Экспериментальная задача III. Уровень III
В пробирке №1 –
В пробирке №2 –
В пробирке №3 –
Признак | Вещество | ||||||
Сахар | Песок | Железо | Поваренная соль | Сера | Медь | Мел | |
Агрегатное состояние | Твердое вещество | Твердое вещество | Твердое вещество | твердое вещество | твердое вещество | твердое вещество | твердое вещество |
Цвет | Белый | Желтый | Серый | Желтый | Желтый | Красный | Белый |
Блеск | Нет | Нет | Есть | Нет | Нет | Есть | Нет |
Запах | Нет | Нет | Нет | Есть | Нет | Нет | Нет |
Растворимость в воде | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет |
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Определите выданные вам образцы в пробирках №1, 2, 3. Запишите результат:
В пробирке №1 –
В пробирке №2 –
В пробирке №3 –
Отчетные задания
Вариант 1
Какие физические свойства лежат в основе распознавания веществ?
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
Какие умения вы формировали, находясь в роли исполнителя?
Необходимо ли контролировать деятельность исполнителя и комментатора? Почему?
Нужно ли делить деятельность в ходе лабораторного опыта на роли?
Вариант 2
Какие физические свойства лежат в основе распознавания веществ?
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
Какие умения вы формировали, находясь в роли контролера?
Необходимо ли контролировать деятельность исполнителя и комментатора? Почему?
Нужно ли делить деятельность в ходе лабораторного опыта на роли?
Вариант 3
Какие физические свойства лежат в основе распознавания веществ?
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?
Какие умения вы формировали, находясь в роли комментатора?
Необходимо ли контролировать деятельность исполнителя и комментатора? Почему?
Нужно ли делить деятельность в ходе лабораторного опыта на роли?
gigabaza.ru
+ | h3O | = | h3SO3 | |
|
|
|
| сернистая кислота | + | h3O | = | h3SO4 |
|
|
|
| серная кислота | + | h3O | = | h3CO3 |
|
|
|
| угольная кислота | + | h3O | = | Ca(OH)2 |
|
|
|
| гидроксид кальция (гашеная известь) | + | 5 h3O | = | CuSO4.5h3O |
вещество белого цвета (безводный сульфат меди) |
|
|
| кристаллогидрат (медный купорос), синие кристаллы |
Конспект урока по Химии "Состав , физические и химические свойства воды" 8 класс
Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Химии "Состав , физические и химические свойства воды" 8 класс для предмета : Химия. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Открытый урок по химии в 8 классе по теме: «Состав , физические и химические свойства воды ».
Учитель МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу Жабоева Раиса Муратовна
Задачи:
-
Образовательная: создать условия для углубления знаний учащихся о составе, физических свойствах воды, воде как универсальном растворителе;
-
Развивающая: создать условия для развития теоретического мышления, грамотного химического языка, установление причинно-следственных связей; прививать навыки самостоятельной работы, адекватной самооценки;
-
Воспитательная: создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира, сочетания химических явлений с изучаемыми объектами.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Два химических стакана с водой, стеклянная палочка для перемешивания, сухое горючее, спички, предметное стекло; пробиркодержатель, пипетка; соли – медный купорос и поваренная соль.
Формы организации работы детей: фронтальная (беседа), групповая (практическая работа), индивидуальная (работа с книгой и рабочей тетрадью).
ХОД УРОКА
Физические свойства
ВОДА, ЛЁД И ПАР, соответственно жидкое, твердое и газообразное состояния химического соединения молекулярной формулы Н2О.
Благодаря сильному притяжению между молекулами у воды высокие температуры плавления (0С) и кипения (100С). Толстый слой воды имеет голубой цвет, что обусловливается не только ее физическими свойствами, но и присутствием взвешенных частиц примесей. Вода горных рек зеленоватая из-за содержащихся в ней взвешенных частиц карбоната кальция. Чистая вода – плохой проводник электричества. Плотность воды максимальна при 4С она равна 1 г/см3. Лёд имеет меньшую плотность, чем жидкая вода и всплывает на её поверхность, что очень важно для обитателей водоёмов зимой.
Воду можно получить в ходе реакций:
В ходе реакций нейтрализации:
Химические свойства воды
Давайте вспомним все уже известные нам реакции, в которых участвует вода. Для этого вновь напишем уравнения встречавшихся ранее реакций и систематизируем их. Оказывается, вода – весьма активное в химическом отношении вещество.
1) Вода реагирует со многими металлами с выделением водорода:
2Na + 2h3O = h3 + 2NaOH (бурно)
2K + 2h3O = h3 + 2KOH (бурно)
3Fe + 4h3O = 4h3 + Fe3O4 (только при нагревании)
Не все, а только достаточно активные металлы могут участвовать в окислительно-восстановительных реакциях этого типа. Наиболее легко реагируют щелочные и щелочноземельные металлы I и II групп.
Из неметаллов с водой реагируют, например, углерод и его водородное соединение (метан). Эти вещества гораздо менее активны, чем металлы, но все же способны реагировать с водой при высокой температуре:
C + h3O = h3 + CO (при сильном нагревании)
Ch5 + 2h3O = 4h3 + CO2 (при сильном нагревании)
2) Вода разлагается на водород и кислород при действии электрического тока. Это также окислительно-восстановительная реакция, где вода является одновременно и окислителем, и восстановителем:
3) Вода реагирует со многими оксидами неметаллов. В отличие от предыдущих, эти реакции не окислительно-восстановительные, а реакции соединения:
+ | h3O | = | h3SO3 | |
|
|
|
| сернистая кислота |
+ | h3O | = | h3SO4 | |
|
|
|
| серная кислота |
+ | h3O | = | h3CO3 | |
|
|
|
| угольная кислота |
4) Некоторые оксиды металлов также могут вступать в реакции соединения с водой. Примеры таких реакций мы уже встречали:
+ | h3O | = | Ca(OH)2 | |
|
|
|
| гидроксид кальция (гашеная известь) |
Не все оксиды металлов способны реагировать с водой. Часть из них практически не растворима в воде и поэтому с водой не реагирует. Мы уже встречались с такими оксидами. Это ZnO, TiO2, Cr2O3, из которых приготовляют, например, стойкие к воде краски. Оксиды железа также не растворимы в воде и не реагируют с ней.
5) Вода образует многочисленные соединения, в которых ее молекула полностью сохраняется. Это так называемые гидраты. Если гидрат кристаллический, то он называетсякристаллогидратом. Например:
+ | 5 h3O | = | CuSO4.5h3O | |
вещество белого цвета (безводный сульфат меди) |
|
|
| кристаллогидрат (медный купорос), синие кристаллы |
Приведем другие примеры образования гидратов:
h3SO4 + h3O = h3SO4.h3O (гидрат серной кислоты)
NaOH + h3O = NaOH.h3O (гидрат едкого натра)
Соединения, связывающие воду в гидраты и кристаллогидраты, используют в качестве осушителей. С их помощью, например, удаляют водяные пары из влажного атмосферного воздуха.
6) Особая реакция воды – синтез растениями крахмала (C6h20O5)n и других подобных соединений (углеводов), происходящая с выделением кислорода:
6n CO2 + 5n h3O = (C6h20O5)n + 6n O2 (при действии света)
Таким образом, почти все важнейшие химические реакции воды уже встречались нам в предыдущих параграфах.
Применение воды
ЗемледелиеВыращивание достаточного количества сельскохозяйственных культур на открытых засушливых землях требует значительных расходов воды , доходящих до 90 % в некоторых странах.
Питьё и приготовление пищиЖивое человеческое тело содержит от 50 % до 75 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти. В зависимости от температуры и влажности окружающей среды, физической активности и т. д. человеку нужно выпивать разное количество воды. Ведётся много споров о том, сколько воды нужно потреблять для оптимального функционирования организма.
Питьевая вода представляет собой воду из какого-либо источника, очищенную от микроорганизмов и вредных примесей. Пригодность воды для питья при её обеззараживании перед подачей в водопровод оценивается по количеству кишечных палочек на литр воды, поскольку кишечные палочки распространены и достаточно устойчивы к антибактериальным средствам, и если кишечных палочек будет мало, то будет мало и других микробов. Если кишечных палочек не больше, чем 3 на литр, вода считается пригодной для питья.
Растворитель Вода является растворителем для многих веществ. Она используется для очистки как самого человека, так и различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.
Теплоноситель Среди существующих в природе жидкостей вода обладает наибольшей теплоёмкостью. Теплота её испарения выше теплоты испарения любых других жидкостей, а теплота кристаллизации уступает лишь аммиаку. В качестве теплоносителя воду используют в тепловых сетях, для передачи тепла по теплотрассам от производителей тепла к потребителям. Воду в качестве льда используют для охлаждения в системах общественного питания, в медицине. Большинство атомных электростанций используют воду в качестве теплоносителя.
Замедлитель Во многих ядерных реакторах вода используется не только в качестве теплоносителя, но и замедлителя нейтронов для эффективного протекания цепной ядерной реакции. Также существуют тяжеловодные реакторы, в которых в качестве замедлителя используется тяжёлая вода.
Пожаротушение В пожаротушении вода зачастую используется не только как охлаждающая жидкость, но и для изоляции огня от воздуха в составе пены.
Спорт Многими видами спорта занимаются на водных поверхностях, на льду, на снегу и даже под водой. Это подводное плавание, хоккей, лодочные виды спорта, биатлон и др.
Гидроабразивная резка Вода используется как инструмент для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов. Она используется в добывающей промышленности, горном деле и в производстве. Достаточно распространены установки по резке водой различных материалов: от резины до стали. Вода, выходящая под давлением несколько тысяч атмосфер способна разрезать стальную пластину толщиной несколько миллиметров, или более при добавлении абразивных частиц.
Смазка Вода применяется как смазочный материал для смазки подшипников из древесины, пластиков, текстолита, подшипников с резиновыми обкладками и др. Воду также используют в эмульсионных смазках.
4.Закрепление нового материала:
Задачи
1.Сколько граммов воды потребуется для превращения всего оксида серы (VI), полученного из 64 г серы, в серную кислоту? Сколько при этом получится серной кислоты?
2.Напишите уравнения реакций следующих превращений:
Ca ---Cah3 --- Ca(OH)2 .
На этом уроке мы постарались раскрыть все возможности о воде –как уникальном веществе: ее распространенности в природе, значении и использовании. Очистке питьевой воды и ее круговороте в природе , физических свойствах и проблеме экономии чистой воде.
Рефлексия
Давайте вернемся к нашей теме урока
-
Что узнали на уроке?
-
С какими веществами реагирует вода?
-
В какие типы химических реакций она вступает?
-
А пригодятся ли вам полученные знания на уроке в жизни?
-
Как вы думаете, достигли мы цели? Что мы делали для этого?
Домашнее задание
А домашнее задание будет не простое. Вам необходимо подумать и ответить на вопросы
1.Как вы объясните высказывание Леонардо да Винчи: «Воде дана была волшебная власть стать соком жизни на Земле»
2.Часто говорят: «Вода - уникальное природное соединение» В чем вы видите уникальность этого соединения?
3. Составьте загадки о воде, четверостишия о воде .
docbase.org
Конспект урока «Состав воды. Физические свойства»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Титаревская средняя общеобразовательная школа Кантемировского района Воронежской области
Разработка урока в 8 классе по теме:
«Состав воды. Физические свойства»
Учитель химии МКОУ Титаревской СОШ
Стесенко Наталья Николаевна
2014 г.
Состав воды. Физические свойства.
Цель:
- повторить и систематизировать известные учащимся сведения о свойствах и составе воды,
- продолжить работу по развитию понятий: смесь, сложное вещество, растворитель; вещества молекулярного и немолекулярного строения,
- воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к воде, как веществу, без которого немыслима жизнь человека; любовь к родной природе.
Учащийся должен знать:
-состав молекул воды, область применения воды, зависимость между свойствами и применением.
1. Организационный момент.
а) Объяснение начинается с загадки:
Темным облаком летела, опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка, постояла у крылечка,
Покатилась кувырком и запела ручейком. ( вода ).
б) Записываем дату. Классная работа. Тема.(на доске).
2. План изучения:
1. Состав и строение воды.
а). Решить задачу: Массовая доля водорода в соединении 11%, кислорода 89%. Определить формулу соединения.
Дано:W(Н)=0,11 Пусть m=100 г, тогда х:у = 11/1 : 89/16 = 11 : 5,56 = 2 : 1.
W(О)=0,89
НхОу-?
Ответ: Н2О.
б). Рассмотрим рисунок 79, 80 на стр.127
Вопрос:
1. Каков состав молекулы воды?
2. Что изображено на рисунке 80?
3. Чем отличаются агрегатные состояния?
4. Объяснить твердое, жидкое, газообразное состояние для воды, используя рис. 79.80.
5. Чем отличаются понятия «молекула», «вещество»?
Вывод: Н2О – формула молекулы воды. Мr(Н2О) = 18.
2. Физические свойства воды.
а) три загадки:
На дворе переполох-
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина-
У нее теперь ангина. (Град).
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака).
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
б) очистка воды.
Оборудование: магнитная доска, таблицы, приборы для ученического эксперимента.
В это время на магнитной доске собирают два прибора по очистке воды: фильтрованием и выпариванием. Дублируются рисунки таблицами и химическим ученическим экспериментом.
в) параметры
плотность = 1,00 г⁄см3 -------------лед = 0,92 г⁄см3
температура кипения = 100˚ С.
температура замерзания = 0˚ С
жидкость без цвета, без вкуса, без запаха.
3. Нахождение в природе.
а) 70 % поверхности земли
б) в составе всех живых организмов и некоторых минералов
в) основной компонент морей и океанов, облаков и ледников
г) в трех агрегатных состояниях.
3. Закрепление.
а) игра «крестики-нолики»
Fe2O3
P
CuO
HClO
h3O
CaCl2
CO2
HCl
NaOH
CuCl2
HCl
SO2
N2O
h3O
FeCl2
Mg
HNO3
N2O5
б) вопросы (стр.129, №1,2,3 (устно), №5 (письменно).
1. Как можно судить о чистоте воды по ее электропроводности?
2. Почему высоко в горах, чтобы приготовить мясо, его надо долго варить, а некоторые сорта мяса вообще нельзя приготовить таким образом?
3. Почему лед не тонет в воде?
5.Задача.
Во сколько раз молекула воды тяжелее молекулы водорода и легче молекулы кислорода?
Дано:
Н2О
Н2
О2
Найти:
Отношение масс молекул
Решение:
Мr(Н2О)=18, Мr(Н2)=2, Мr(О2)=32. Значит, молекула воды тяжелее молекулы водорода в 9 раз, а легче молекулы кислорода в 1,8 раз.
4. Тест.
1. Что соответствует воде:
а) Н2О, б) Н2О2, в) НО, г) Н2
2. Исключить лишнее:
а) Мr=18, б) Н2О, в) немолекулярное, г) молекулярное.
3. Исключить лишнее:
а) 1,00 г/см3 , б) 0,92 г/см3 , в) желтый цвет, г) проводит электрический ток.
4. Чаще мы имеем дело:
а) с чистой водой, б) с растворами, в) и тем, и другим.
2. Вопросы для закрепления представлены на слайдах
5. Домашнее задание: § 27, №4,5 (п.). Повторить § 20,25. Валентность § 8.
6. Рефлексия.
Карта «Острова» вывешивается на доске:
о. Удовольствия о. Наслаждения о. Грусти
о. Радости о. Тревоги о. Неопределенности
о. Воодушевления о. Просвещения о. Ожидания
о. Недоумения.
infourok.ru