Константин Паустовский - Стальное колечко (сборник). Черная вода обладает великолепным свойством отражения трудно отличить


Мещёрская сторона. Паустовский Константин. Страница: 6. domknig.me

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде.

В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене - желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерах за Прой - чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Но большинство озер все же - черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер - чем старее торф, тем темнее вода.

Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.

Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.

ЛУГА

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигналь-ные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

Один плес на этой реке мы назвали "Фантастической Прорвой", потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе.

Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег,- травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.

Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром - это голубой туман, днем - белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Их и собираю в старом саду под кучами палых листьев.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них - это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, по таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь "летучая мышь" висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго - на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь луна подымается в насторожен-ной тишине. Она появляется, как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей.

Шатры черных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались "сенью". Под сенью ив...

И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово "полночь", которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное,- все это полночь. Где-то далеко сторож отбивает на сельской колокольне часы. Он бьет долго, мерно двенадцать ударов. Потом снова темная тишина. Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход.

Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо - узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

domknig.me

ПАУСТОВСКИЙ - МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА - ЛЕСА

Мещёра - остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещёрском крае такие слова: "Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу".

По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру,- на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны.

В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.

Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.

Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. 

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звои слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и козятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце - солнце бесконечного летнего дня.

Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок - ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. 

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде.

В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене - желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерах за Прой - чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Но большинство озер все же - черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер - чем старее торф, тем темнее вода.

Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.

Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.

 

Выпь - болотная цапля.

Выпь - болотная цапля.

Мшары - сухие лесные болота.

Венера - здесь: название яркой звезды.

Осокорь - тополь.

Паустовский К.Г. Мещерская сторона

← ПАУСТОВСКИЙ - МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА - ЛУГА ПАУСТОВСКИЙ - МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА - ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ →
 

Еще по данной теме::

russkay-literatura.ru

Константин Паустовский - Мещорская сторона

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, – ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричи г выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце – солнце бесконечного летнего дня.

Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой – этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

В Мещоре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде.

В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Но большинство озер все же – черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер – чем старее торф, тем темнее вода.

Я упомянул о мещорских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.

Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.

Луга

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга,

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

Один плес на этой реке мы назвали "Фантастической Прорвой", потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе.

Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег, – травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.

Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром – это голубой туман, днем – белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, Донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Их я собираю в старом саду под кучами палых листьев.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них – это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, но таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь "летучая мышь" висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго – на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь – луна подымается в настороженной тишине. Она появляется как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей.

Шатры черных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались "сенью". Под сенью ив… И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово "полночь", которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное, – все это полночь. Где-то далеко сторож отбивает на сельской колокольне часы. Он бьет долго, мерно – двенадцать ударов. Потом снова темная тишина. Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход.

Ночь тянется медленно: кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо – узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

profilib.net

УРОК 9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ | Поурочные планы по русскому языку 6 класс

УРОК 9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТЕКСТ

22.07.2013 12856 0

Урок проводится по упражнениям, предложенным в учебнике. Также учитель может использовать следующие дидактические материалы.

1. Работа со схемой.

– Рассмотрите схему.

Признаки

наличие темы

наличие или возможность заголовка

смысловая связь между предложениями

определенная последовательность предложений

использование языковых средств связи между предложениями

 

– Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать определение «текста».

– Сравните его с определением в учебнике (с. 19).

– В тексте можно выделить план содержания и план выражения. Какие признаки текста относятся к плану содержания? Плана выражения?

2. Перечислите типы текстов.

–  Определите типы следующих текстов. Укажите в них признаки текста.

Куропатка и машина

Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед.

Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.

Кругленькие, пушистенькие цыплятки скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка.

Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке.

Золотой луг

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло,  я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали.

Черные озера

В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде.

Тексты взяты из статьи Л. А Ходяковой, И. М. Михайловой «Детский рисунок как средство формирования коммуникативных умений».

3. Игра «Редактор».

– Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.

2. На середину вышел его близкий приближенный.

3. Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными.

4. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.

5. В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях.

 

tak-to-ent.net

Мещёрская сторона. Страница 6 - Книги «BOOKLOT.RU»

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде.

В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене - желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерах за Прой - чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Но большинство озер все же - черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер - чем старее торф, тем темнее вода.

Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.

Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.

ЛУГА

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигналь-ные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

Один плес на этой реке мы назвали "Фантастической Прорвой", потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе.

Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег,- травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.

Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром - это голубой туман, днем - белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Их и собираю в старом саду под кучами палых листьев.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них - это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, по таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь "летучая мышь" висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго - на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь луна подымается в насторожен-ной тишине. Она появляется, как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей.

Шатры черных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались "сенью". Под сенью ив...

И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово "полночь", которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное,- все это полночь. Где-то далеко сторож отбивает на сельской колокольне часы. Он бьет долго, мерно двенадцать ударов. Потом снова темная тишина. Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход.

Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо - узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

www.booklot.ru

Константин Паустовский - Стальное колечко (сборник)

Леса

Мещора – остаток лесного океана. Мещорские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещорском крае такие слова: "Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу".

По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру, – на километры земля покрыта сухим мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны.

В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.

Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца. Леса в Мещоре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду, – ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце – солнце бесконечного летнего дня.

Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой – этот запах не исчезает неделями. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости. Должно быть, два-три часа сна в лесах стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. В Мещоре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде.

В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Но большинство озер все же – черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер – чем старее торф, тем темнее вода.

Я упомянул о мещорских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.

Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.

Луга

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

Один плес на этой реке мы назвали "Фантастической Прорвой", потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе.

Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег, – травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.

Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Цвет ее меняется от времени дня. Утром – это голубой туман, днем – белесая мгла, и лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Их я собираю в старом саду под кучами палых листьев.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них – это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, но таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика-колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

profilib.net

1 Поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что должно стать нашим внутренним

1 Поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что - страница №1/1

ВАРИАНТ 1 Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6 (1) Поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что должно стать нашим внутренним содержанием.

(2) Говорят, надо быть весёлым. (3) Но шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. (4) Вечно сыпящий остротами молодой человек перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя. (5) Он становится шутом.

(6) Не будьте смешными…

(7) Смешным можно быть во всём, даже в манере одеваться. (8) Если мужчина слишком тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. (9) Чрезмерная забота о своей наружности сразу видна. (10) Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчины не должна переходить границ. (11) Женщина – это другое дело. (12) У мужчины же в одежде должен быть намёк на моду. (13) Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – это достаточно. (14) Костюм может быть старый.

(15) В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте редко и вовремя пошутить. (16) Занимайте собой как можно меньше места, не старайтесь быть «душой общества».

(17) Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность и шумность.

(18) В своём поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным и тихим.

(По Д.С.Лихачёву) А1. Как, по мнению Д.С.Лихачёва, надо вести себя в разговоре с другими людьми?

  1. Быть весёлым, чаще шутить.
  2. Стараться быть серьёзным, важным.
  3. Уметь слушать других, уметь вовремя помолчать.
  4. Стремиться стать «душой общества».

А2. Что значит, по мнению автора, «одеваться прилично»?

  1. Тщательно подбирать костюм, рубашку и галстук по цвету.
  2. Всегда быть в идеально чистой рубашке, чистой обуви, иметь свежий неяркий галстук.
  3. Стараться приобретать только очень дорогие, эксклюзивные вещи.
  4. Стремиться иметь в своём гардеробе самую модную одежду.

А3. Как следует понимать выражение «душа общества»?

  1. Нелюдимый, замкнутый, неразговорчивый человек.
  2. Образованный, начитанный человек.
  3. Весёлый, общительный, легко вступающий в дружбу.
  4. Пожилой, умудрённый опытом человек.

А4. Какой частью речи является слово ВОВРЕМЯ (предложение 15)?

1) предлог; 3) деепричастие;

2) союз; 4) наречие

В1. Из предложений 2-4 выпишите слово, в котором правописание ПРИСТАВКИ зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. _____________________________ В2. Из предложений 2-4 выпишите ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ) слова. ______________________________________ В3. Из предложений 7-10 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне. ________________________ В4. Из предложения 3 выпишите его ОСНОВУ. _________________________ В5. Из предложения 9 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ. ____________________________________________ В6. Среди предложений 7-14 найдите ПРОСТОЕ НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ. Напишите его номер. ____________________

ВАРИАНТ 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6 (1) В приметах заключено много точного знания и поэзии. (2) Есть приметы простые и сложные. (3) Самая простая примета – это дым костра. (4) То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (5) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.

(6) Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. (7) Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. (8) Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. (9) И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

(10) Это всё несложные приметы. (11) Но есть приметы сложные и точные. (12) Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. (13) Это признак будущей ясной погоды.

(14) Иногда в безоблачный день вдруг перестаёт брать рыба. (15) Реки и озёра мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. (16) Это признак близкого и длительного ненастья. (17) Через день-два солнце взойдёт в багровой зловещей мгле, а к полудню чёрные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

(К.Г.Паустовский) А1. Какую погоду на завтра предсказывает обильная ночная роса?

  1. Сильный снегопад, метель.
  2. Безветренную и тёплую погоду.
  3. Грозовой дождь.
  4. Сильный порывистый ветер.

А2. В каком из предложений содержится СРАВНЕНИЕ?

1) 3; 2) 5; 3) 15; 4) 17 А3. Как следует понимать выражение «ОБЛОЖНЫЕ ДОЖДИ»?

1) Дожди, сопровождающиеся сильным, порывистым ветром.

2) Летние, короткие дожди, во время которых продолжает светить солнце.

3) Тропические ливни.

4) Долгие, томительные, нагоняющие сон.

А4. В каком из предложений содержатся АНТОНИМЫ?

1) 1; 2) 2; 3) 8; 4) 16 В1. Из предложений 6-9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. _______________________________ В2. Из предложения 4 выпишите глагол II спряжения. ___________________ В3. Из предложения 17 выпишите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ. ___________________________________ В4.Из предложений 14-17 выпишите слова с безударными ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ гласными в корне. ____________________________ В5. Из предложения 7 выпишите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ. ____________________________________ В6. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ. Глядя на дым, (1) можно точно сказать, (2) будет ли завтра дождь, (3) ветер, (4) или снова, (5) как сегодня, (6) солнце подымется в глубокой тишине, (7) в синих прохладных туманах. __________________

ВАРИАНТ 3 Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6 Воробей (1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня.

(3) Вдруг она уменьшила шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

(4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.

(6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

(7) Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

(11) Мой Трезор остановился, попятился. (12) Видно, и он признал эту силу.

(13) Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

(14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел пред той маленькой, героической птицей, пред любовным её порывом.

(16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И.С.Тургенев)

А1. Почему писатель поспешил отозвать собаку?

  1. Трезор не ел воробьёв.
  2. Писатель опаздывал домой к ужину.
  3. Писателя восхитила смелость старого воробья.
  4. Подул сильный ветер, и начался ливень.

А2. В каком из предложений содержится главная мысль текста?

1) 7; 2) 12; 3) 13; 4) 16

А3. Какое из слов является СИНОНИМОМ к слову БЛАГОГОВЕЛ (предложение 15)?

1) переживал; 3) боялся;

2) восхищался; 4) надеялся

А4. В каком из предложений есть ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ?

1) 2; 2) 4; 3) 10; 4) 12

В1. Из предложений 1-5 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне. _________________________________ В2. Из предложения 6 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ. _______________________________ В3. Среди предложений 11-17 найдите предложения, в которых союз И связывает ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Напишите их номера. __________________________ В4. Из предложения 8 выпишите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ. ___________________________________ В5. Среди предложений 8-16 найдите предложение с ВВОДНЫМ СЛОВОМ. Напишите его номер. __________________ В6. Из предложения 9 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ. __________________________________________

ВАРИАНТ 4 Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6 (1) В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. (2) Больше всего озёр с чёрной водой. (3) В иных озёрах вода напоминает блестящую тушь. (4) Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. (5) И вместе с тем вода в это озере, так же как и в Чёрном, совершенно прозрачная.

(6) Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. (7) Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.

(8) Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. (9) Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли – от их отражения в воде.

(10) В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озёрах за Прой – чуть синеватая. (11) В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

(12) Но большинство озёр – чёрные. (13) Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озёр устлано толстым слоем опавших листьев. (14) Бурая листва даёт тёмный настой. (15) Но это не совсем верно. (16) Цвет объясняется торфяным дном озёр – чем старее торф, тем темнее вода.

(К.Г.Паустовский) А1. Чем следует объяснить чёрный цвет воды в озёрах?

1) Большим количеством опавших листьев, устилающих дно.

2) Грязной, мутной водой.

3) Торфяным дном озёр.

4) Особенными бактериями, обитающими в озёрах. А2. В каком из предложений есть СРАВНЕНИЕ?

1) 2; 2) 6; 3) 8; 4) 10

А3. Какая из характеристик предложения 4 является верной?

1) двусоставное; 3) односоставное определённо-личное;

2) односоставное безличное; 4) односоставное неопределённо-личное А4. В каком из предложений НЕТ ГЛАГОЛОВ?

1) 3; 2) 6; 3) 10; 4) 13

В1. Из предложений 6-7 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ безударными гласными в корне. ____________________________________ В2. Из предложений 8-11 выпишите слово, являющееся ИСКЛЮЧЕНИЕМ из правила: в суффиксах прилагательных –ин-, -ан-, -ян- пишется одна буква Н. _____________________________________ В3. Из предложений 7-9 выпишите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ.

____________________________

В4. Из предложения 5 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ. ________________________________ В5. Из предложения 6 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. _________________________________________________ В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую, разделяющую ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Трудно, (1) не видя, (2) представить себе этот насыщенный,(3) густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере,(4) так же как и в Чёрном, (5) совершенно прозрачная. _____________________________

ВАРИАНТ 5 Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6 Человеческий коридор (1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.

(6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.

(7) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан.

(8) Мы стояли и смотрели на окна. (9) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (10) Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (11) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (12) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (13) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

(14) А люди вдруг зашевелились. (15) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (16) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (17) Человеческий коридор…

(18) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (19) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (20) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (21) И яркий свет вдали. (22) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.

(А.И.Приставкин) А1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?

1) Он в первый раз увидел незнакомый город.

2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.

4) Он в первый раз ехал на поезде. А2. Какое средство художественной изобразительности писатель использовал в предложении 15? 1) эпитет; 3) олицетворение;

3) сравнение; 4) метафору

А3. Предложение 4 является простым односоставным

1) определённо-личным; 3) безличным;

2) неопределённо-личным; 4) назывным А4. Какое из предложений является ПРОСТЫМ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫМ?

1) 5; 2) 8; 3) 14; 4) 18

В1. Из предложений 8-13 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. ____________________________________ В2. Из предложений 1-7 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ. _______________________________ В3. Из предложений 18-22 выпишите ПРИЧАСТИЯ. ________________________________________________________ В4. Среди предложений 8-13 найдите предложение, в состав которого входит ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Напишите его номер. ___________________ В5. Из предложения 10 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ. ______________________________________ В6. Из предложения 9 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ______________________________________________________

ВАРИАНТ 6 Прочитайте текст и выполните задания А1-А4. В1-В6 (1) Однажды мы ночевали на Чёрном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

(2) Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (3) На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, а в воде плавали коряги.

(4) Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. (5) Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. (6) Лодка закачалась. (7)Рыба вынырнула снова. (8) Должно быть, это была гигантская щука. (9) Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

(10) Я ударил веслом по воде. (11) Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. (12) Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. (13) Рыба шла рядом с лодкой.

(14) Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. (15) Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. (16) Она выла долго и скучно: волчата визжали и прятались за мать. (17) Чёрная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

(18) Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом. (19) Она отскочила и рысцой побежала от берега. (20) И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

(21) Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

(К.Г.Паустовский) А1. В каком из предложений содержится ответ на вопрос: «Почему большая рыба была опасна для рыбаков на резиновой лодке?»

1) 5; 2) 9; 3) 11; 4) 12

А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Огромная рыба была, скорее всего, щукой.

2) Спинной плавник рыбы был острый и мог распороть резиновую лодку.

3) На берегу, в куче хвороста, находилось волчье логово.

4) Эта рыбалка на Чёрном озере оказалась на редкость удачной. А3. Какое из средств художественной изобразительности использовано автором в предложениях 4-9?

1) сравнения; 3) эпитеты;

2) олицетворения; 4) метафоры А4. Запятые в предложении 1 служат для обособления

1) причастного оборота; 3) вводных слов;

2) деепричастного оборота; 4) уточняющих обстоятельств В1. Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание ПРИСТАВКИ в которых зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. _______________________________________ В2. Из предложений 14-17 выпишите слово с приставкой ПРИ-, которая имеет значение НЕПОЛНОТЫ ДЕЙСТВИЯ. ___________________________ В3. Из предложений 14-15 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне. ________________________ В4. Из предложения 9 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ. _____________________________________________________ В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ. Там, (1) где мы спускали лодку, (2) на берегу, (3) на примятой траве стояла, (4) поджав хвост, (5) волчица с тремя волчатами и выла, (6) подняв морду к небу. ___________________________________________ В6. Из предложения 17 выпишите словосочетание с типом связи слов ПРИМЫКАНИЕ. ________________________________

ОТВЕТЫ

Вар. 1 Вар. 2 Вар.3 Вар. 4 Вар. 5 Вар. 6
А 1 3 2 3 3 2 2
А 2 2 3 4 3 4 4
А 3 3 4 2 2 2 1
А 4 4 2 2 3 1 4
Вариант 1 Вариант 2
В 1 восприниматься безветрие
В 2 весёлым, веселье струится
В 3 подбирает нагоняющие
В 4 веселье утомительно коснутся, обложные
В 5 сразу видна вечерняя роса
В 6 14 1
Вариант 3 Вариант 4
В 1 прораставшие устилают, блестящую
В 2 черногрудый оловянного
В 3 13, 16, 17 блестящую
В 4 громадным чудовищем совершенно прозрачная
В 5 12 цвет хорош, листья слетают
В 6 он не мог усидеть 3
Вариант 5 Вариант 6
В 1 раздавали, вздёргивает рассвете, истлевшие
В 2 многотысячная примятой
В3 качающийся, дымящиеся заросли
В 4 9 она могла задеть и распороть
В 5 потом встал 4, 5, 6
В 6 было тепло, раздавали снова прошла

rita.netnado.ru


Смотрите также