Исследовательская работа "Определение качества и свойств питьевой воды.". Определение качества питьевой воды
Исследовательская работа "Определение качества и свойств питьевой воды."
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
г. Сердобска Пензенской области.
Научно- практическая конференция «Творческий потенциал молодёжи – основа развития района».
Определение качества и свойств питьевой воды.
Выполнил учащийся 3 Б класса
МОУСОШ №1 г.Сердобска
Зудин Арсений Олегович
Научный руководитель: учитель начальных
классов Павлова О.И.
Сердобск
2014
Содержание:
Введение………………………………………………………………2-3
Глава 1. Вода, которую мы пьём. 1.1Откуда и как попадает вода в дом……………………………4
1.2. Исследование качества воды……………………………..4 -7
Социологический опрос…………………………………........8
1.4. Исследование диагнозов заболеваний учащихся МОУ СОШ №1……………………………………………………………………………….8 - 9
Глава 2.Определение качества питьевой воды нашего района города……10
1.2. Знакомство с бытовым фильтром для очистки воды……10-12
Выводы…………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………...14
Приложение
Введение.
«Капля воды дороже алмаза»Д. И. Менделеев
Вода сама по себе не имеет питательной ценности. Но ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Он использует ее для питья и приготовления пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления.
Воды, пригодной для питья, промышленного производства и орошения, не хватает во многих районах мира. Плохое состояние источников питьевого водоснабжения, плохое состояние водопроводных сетей, неудовлетворительная очистка, неудовлетворительное обеззараживание пагубно отражается на состоянии здоровья людей. Человек должен потреблять не менее 1,5 литра жидкости в день. А что делать, когда в воде содержится множество микрочастиц, таких как железо, калий, магний, при высоком содержании которых возникают многочисленные заболевания? В действие приводят разные методы очистки, но у нас нет уверенности, что вода, которую мы пьем, действительно «чистая».
Но качество воды в настоящее время очень низкое, ведь водоёмы, с которых поступает вода в водопровод, сильно загрязнены. Эта проблема очень актуальна сегодня. Именно поэтому объектом моей исследовательской работы стала вода.
Цель исследования:опытным путём доказать пригодность воды, поступающей к нам по водопроводу для питья.
Задачи:
Определить качество воды, которую употребляют школьники.
Найти пути решения проблемы улучшения воды перед употреблением.
Провести анализ питьевой воды из разных источников
Определить наиболее качественный источник воды.
Гипотеза:
Вода несет в себе большое количество различных элементов и соединений, которые оказывают влияние на растущий организм.
Методы исследования:
Актуальность темы
Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Объект исследования – вода.
3
Глава 1.
1.1 Откуда и как попадает вода в дом.
Вода – минерал, минерал самый подлинный и самый удивительный, который был рожден Землей на заре своей жизни. Для питья человеку пригодна не любая вода, а только чистая - из родника, колодца, водопровода.
В городских домах есть водопровод. Это очень удобно. Открыл кран - потекла вода. Не надо никуда бегать с вёдрами. А откуда вода в кране? С помощью детской энциклопедии я узнал, что воду берут из рек, водохранилищ или из-под земли.
Раньше, если источник воды находился далеко от города, люди строили специальное сооружение – акведук. По нему уже прокладывали трубы, и вода поступала в городской водопровод.
Теперь мощные насосы качают воду день и ночь из водозаборной станции, направляя её в трубы. Но воду ещё нужно очистить. Для этого строят станции очистки воды. И лишь после этого, двигаясь по трубам, вода появляется у нас в квартире.
Источником питьевой воды для МОУ СОШ №1 является насосная скважина, которая перекачивает воду в два резервуара, а затем при помощи насосов вода поступает для населения.
Построена насосная станция в 1982 году.
Глубина залегания:23 м.
1.2 Исследование качества воды.
Мы провели ряд опытов, чтобы доказать пригодность воды, поступающей к нам по водопроводу для питья.
Опыт 1.Определение интенсивности запаха воды.
Результат: обнаруживается слабый запах.
Опыт 2.Определение прозрачности воды.
Результат: вода прозрачная.
Опыт 3.Фильтрация воды.
4
Результат: на фильтре никаких осадков нет, значит, вода чистая.
Опыт 4. Определение наличия в воде растворённых солей.
Результат: в исследуемой воде есть растворённые соли.
Опыт 5. Определение водородного показателя (рН)
Результат: водопроводная вода имеет нейтральную среду.
Опыт 6. Наличие в воде хлора.
Результат: в водопроводной воде не содержится хлор.
В питьевой воде, которая поступает в здание школы имеются отклонения от нормы:
Имеющиеся в питьевой воде отклонения говорят о частичном несоответствии качества воды требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 от25.11.2002 г..
Ежедневно употребляемые каждым человеком 1,5-2,5 литра воды не должны, в идеале, содержать никаких вредных примесей, вредно воздействующих на здоровье человека. В то же время вода должна содержать достаточное количество микроэлементов, участвующих в обменных процессах человека. Так, например, пониженное содержание фтора в питьевой воде способствует разрушению зубной эмали и развитию стоматологической патологии. Недостаток йода, что характерно для нашего эндемического в этом плане региона, вызывает заболевания щитовидной железы.
Ухудшение качества питьевой воды приводит к возникновению ряда заболеваний: заболеваниям пищеварительного тракта, дерматозам, анемии.
Недостаточное очищение и обеззараживание воды может стать причиной эпидемий. Так было в средние века, когда половина всех заболеваний холерой, чумой, дизентерией передавались через воду. В наше время водным путем распространяется вирусный гепатит А и дизентерия.
Для того чтобы вода не стала причиной заболевания, ее нужно очищать, обеззараживать и кипятить.
5
Из литературы я узнал, что для очистки воды в бытовых условиях люди используют разные способы. Все способы очистки воды можно условно разделить на две группы:
очистка без использования фильтров,
очистка с использованием фильтров
Способ очистки воды без использования фильтров наиболее распространен и доступен, поскольку для очистки воды не требуется приобретение дополнительных устройств, кроме как обычной кухонной посуды. К наиболее распространенным способам относятся:
Отстаивание.
Кипячение.
Вымораживание.Отстаивание используют для удаления из воды хлора. Как правило, для этого водопроводную воду наливают в большое ведро и оставляют в нем на несколько часов. Без перемешивания воды в ведре удаление газообразного хлора происходит примерно с 1/3 глубины от поверхности воды. Отстаивать воду следует не менее 10 часов в открытых сосудах в местах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей.Эффективность данного способа очистки водопроводной воды оставляет желать лучшего. После отстаивания необходимо кипятить воду. А вода, очищенная с помощью фильтра, не нуждается в отстаивании.Применительно к условиям квартиры самым надежным способом дезинфекции является кипячение.В результате этого процесса легко удаляется из воды хлор, сероводород, убивается большинство болезнетворных микробов, удаляются из воды соли кальция и магния. Вода делается мягче, ее структура меняется. Но кипячение ухудшает химический состав воды, вместе с тем повышается концентрация растворенных веществ, не удаляются вредные частицы, такие как калий, ртуть, нитраты и пестициды. Не все микроорганизмы гибнут при 100 градусах. При длительном кипячении концентрация растворённых веществ повышается, поскольку сокращается объем 6
В настоящее время не так-то просто найти снег, который превратится после таяния в чистую, полезную для здоровья воду. Те, кто верит в целебную силу талой воды, идут на хитрость, замораживая воду дома, в морозильнике. Когда вода полностью превратится в лёд, достаньте чашку из морозильной камеры, поставьте в раковину или ванну. Затем достаньте получившийся лёд из ёмкости, он будет не совсем чистый, особенно середина и поверхность. Нам нужно вымыть середину, чтобы освободить воду от вредных примесей. Для этого поставьте лёд под проточную воду и направьте струю на середину, чтобы в результате получился кусок льда с дыркой в центре. Всё, предварительные приготовления завершены, теперь можно разморозить воду и употреблять в пищу не кипячёную, чистую воду.
Наиболее полезной считается та вода, которая оттаивает быстрее всего — она содержит наименьшее количество примесей. Свойства талой воды сохраняются в течение 7–8 часов после размораживания льда, но для получения ощутимого целебного эффекта лучше пить талую воду сразу же после размораживания.
7
1.3 Социологический опросДля того чтобы выяснить уровень знаний учащихся школы о качестве питьевой воды и влиянии её на организм человека, мы провели анкетирование среди школьников
Опрос учащихся 3 класса «Б»
Пьёшь ли ты воду из – под крана?
Кипятишь ли ты воду перед употреблением?
3. Какую воду ты выберешь для утоления жажды?
А) бутилированную,
Б) кипячёную,
В) водопроводную.
Исходя из результатов проведенного анкетирования, мною сделан вывод о том, что данная проблема актуальна и важна для каждого из нас. Многие имеют поверхностные, отрывочные знания о проблеме воздействия воды на организм человека. Не каждый из опрошенных связывает имеющиеся заболевания, различные недомогания с качеством питьевой воды.
1.4 Исследование диагнозов заболеваний учащихся МОУ СОШ № 1
Я исследовал болезни, связанные с работой органов пищеварительной и выделительной систем человека, так как именно на эти органы сильно влияет качество воды.
Основным методом исследования была обработка диагнозов заболеваний учащихся школы по медицинским карточкам, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций.
Результаты исследований и анализ графиков заболеваний школьников МОУ СОШ № 1 г. Сердобска в период с 2011 по 2013 год.
К болезням пищеварительной системы, которыми переболели школьники МОУ СОШ №1, относятся гастрит, язвенная болезнь, заболевания ЖКТ.
8
Проанализировав графики, можно увидеть, что в 2013 году увеличилось количество детей, переболевших этими заболеваниями (приложение, диаграмма 1).
Таким образом, можно предположить, что вода влияет на здоровье школьников и первыми органами, которые реагируют на качество воды, являются пищеварительная и выделительная системы.
Рекомендации по употреблению водопроводной воды.
Перед употреблением воду нужно отстаивать. При отстаивании улетучивается хлор и оседают некоторые соли.
Перед употреблением замораживать воду. При заморозке погибают все бактерии, яйца глистов, улетучивается хлор.
Использовать фильтр.
Кипятить только отстоявшуюся воду, так как если не улетучился хлор, при кипячении он образует ядовитые соли.
При кипячении соли выпадают в осадок, становясь нерастворимыми в нашем организме.
Вода, которую мы пьём из под крана, пригодна для питья, необходимо соблюдать рекомендации по употреблению водопроводной воды.
9
Глава 2.
Определение качества питьевой воды нашего района города.
Для определения качества питьевой воды нашего района города мы взяли образцы воды из разных источников: «Майский родник», колонка на улице Саратовской, колодец на улице Калинина.Определили их состав в лаборатории.
Результаты лабораторных анализов отобранных образцов (см. приложение.)
Самой чистой водой из отобранных образцов по нашим исследованиям является родниковая вода.
Этому свидетельствует проведенный опыт влияния воды на проращивание семян. Три образца семян в течение 7 дней поливались водой из разных источников.
Из опыта видно, что семена, политые родниковой водой, первыми дали ростки и успешно развивались
ВЫВОД: из результатов анализа воды мы увидели, что все показатели в норме. Самой экологически чистой водой оказалась вода «Майского родника»
1.2 Знакомство с бытовым фильтром для очистки воды.
Сегодня на рынке представлено многообразие различных типов бытовых фильтров, предназначенных для доочистки водопроводной воды: от простых насадок на кран до сложных систем, включающих несколько ступеней очистки воды.
Я узнал, что бытовые фильтры бывают:
кувшинного типа,
настольные проточные фильтры,
проточные фильтры с отдельным краном (встраиваемые фильтры).
10
Фильтром для очистки воды называется устройство, позволяющее осветлять воду, т. е. удалять взвешенные частицы. В результате фильтрации происходит осаждение взвешенных примесей на материале фильтра и осветление воды. В то же время бытовые фильтры и системы очистки позволяют производить обработку любых природных вод и удалять любые химические, радиологические и бактериологические загрязнители, попадающие в питьевую воду в результате первичного загрязнения или вторичного.Подразделяются на: автономные, насадки на кран, стационарные, настольные фильтры,магистральные.Автономные – их не нужно встраивать в систему водоснабжения, к ним относятся фильтры-кувшины. Наиболее распространены в быту фильтры – кувшины, такие, как: “Барьер”, “Гейзер”, “Аквафор”, “Родник”. Входящий в состав фильтра сменный фильтрующий картридж очищает воду от многих органических и неорганических соединений и примесей. Основная отличительная черта фильтров данного типа – это простота применения.Фильтры-насадки на кран – это небольшие фильтрики, которые прикручиваются к носику крана и очищают проходящую через них воду. Основное удобство заключается в том, что, когда нет необходимости чистить воду, например, для мытья посуды, насадку можно легко отключить. Прослужит такой фильтр в среднем 4–6 месяцев.Стационарные – в последние годы особой популярностью стали пользоваться стационарные фильтры, встраиваемые в водопровод. Они врезаются непосредственно в трубе, как правило, на кухне, сам корпус располагается под мойкой, а на раковине появляется отдельный кран – только для чистой воды. Эти фильтры не занимают много места, имеют самую высокую скорость очистки по сравнению со всеми предыдущими и самый долгий срок службы – до трех лет.Наша семья выбрала для использования кувшинный фильтр. И вот уже много лет мы пользуемся им в целях доочистки водопроводной воды.Я узнал, что очистка воды в фильтре происходит при ее прохождении через картриджи — сменные элементы, которые вставляются в фильтры.11
Картриджи заполняются сорбентами, т.е. материалами, способными извлекать из воды различные примеси за счет химического взаимодействия или физического поглощения. В зависимости от состава водопроводной воды, который различается в разных регионах, для кувшинного фильтра выбирается картридж. Использование картриджей с исчерпанным ресурсом не только исключает возможность очистки воды, но потенциально может привести к ее дополнительному микробиологическому и химическому загрязнению. Регулярная и своевременная замена картриджей в фильтре — обязательное условие и гарантия эффективной доочистки воды и нашей личной безопасности.
В классе установили бутилированную воду.
12
Вывод:
Из результатов анализа воды мы увидели, что все показатели в норме. В МОУСОШ №1 более высокий показатель содержания железа, т.е. там давно не меняли водопроводные трубы, вода течет мутноватая с осадком, со слабо выраженным запахом.
Поэтому необходимо соблюдать рекомендации по употреблению водопроводной воды.
Изучив литературу и проведя исследования, я узнал:
что вода, поступающая к нам по водопроводу для питья пригодна, необходимо соблюдать рекомендации по употреблению водопроводной воды.
Нашел пути решения проблемы улучшения воды перед употреблением.
Провел анализ питьевой воды из разных источников, определил наиболее качественный источник воды. Самой чистой водой из отобранных образцов по нашим исследованиям является родниковая вода.
Проведя исследования качества воды, я пришел к следующим выводам:
1. Пить не водопроводную воду опасно для здоровья.
2. Пить водопроводную воду рекомендуем после фильтрования или кипячения.
3. Необходимо водопроводную воду очищать при помощи бытового фильтра.
При выполнении работы я научился:
1. Собирать информацию.
2. Проводить опыты.
3. Сравнивать, анализировать полученные результаты.
4. Делать выводы.
Данные выводы говорят о том, что цели своего исследования я достиг
13
Литература:
1. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия.: Науч.-поп. издание для детей/ - М.: ООО «Издательство «Росмэн-Пресс», 2003. – стр. 67
2. Дорогова Е.М., Знаменская Л.Ф., Майоров В.Д. Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение. – М.: Стрекоза, 2009. – стр. 124-125
3. Я познаю мир: Феномены мира: Детская энциклопедия./ С.Н.Зигуненко – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – стр. 201 - 203
14
Приложения.
Приложение 1.
Интересные факты о соли.
Предлагаю подборку интересных и малоизвестных фактов о соли.
В Индии выражение «я ем его соль» означает, что «он меня содержит и я ему обязан»
В России с 1818 г. по 1881 г. существовал налог на соль. После его отмены стоимость соли в течение нескольких лет снизилась втрое, а потребление увеличилось в несколько раз
В средние века цена соли была настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы
До XIX века в России существовал обычай «угощения водяного». Его задабривали для того, чтобы он стерег рыбу в реке, не рвал сетей, обеспечивал хороший улов и спасал утопающих. Угощением служила лошадь — ее голову натирали медом и солью, вывозили на середину реки и сбрасывали в воду
До недавнего времени соление было основным способом длительного хранения пищевых продуктов
Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет», — перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание
Если ко льду прибавить одну двадцатую соли, то она растворит лед и образуется раствор, который замерзнет при более низкой температуре, чем вода. На этом основано посыпание солью проезжей части и тротуаров, когда надо, чтобы растаял слежавшийся снег или лед при гололеде
Если кусочек натрия поместить в струю хлора, то натрий быстро соединяется с хлором, и на месте блестящего серебристого кусочка получится белый кристаллический порошок хлористого натрия — поваренной соли
Искусство солить мясо и рыбу было известно с самых древних времен. По словам Геродота, оно было сильно распространено в Египте, где были организованы специальные рыбосолельни. Кроме того, египтяне солили перепелок, уток и другую мелкую птицу
Поваренная соль — это единственное минеральное вещество, которое человек употребляет в чистом виде
Приложение 2.
Сравнительная характеристика положительной и отрицательной роли соли в жизни человека.
Польза
Вред
1 Важнейшая составляющая часть желудочного сока.
1 Избыток неблагоприятно влияет на работу сердечнососудистой системы, особенно на сосуды мозга.
2 Нужна для работы нервной системы человека, для работы мышц.
2 Переизбыток мешает выведению мочевой кислоты, что приводит к образованию камней в мочевыделительной системе.
3 Является антисептиком.
3 Разъедает автомобильные шины и портит металлические части машин.
4 Используется для очистки дорог и тротуаров от снега и льда, чтобы люди не падали и не происходили аварии.
4Губительна для растений.
5 Отличное чистящее средство.
5 Вызывает задержку воды в организме, что способствует появлению отеков.
6 Применяют для лечения простудных заболеваний.
Приложение 3.
Предлагаю вам узнать, где можно применять соль.
На кухне
Помимо того, что соль употребляется в пищу, добавляется в различные блюда, в том числе и в сладкие, существует множество других способов применения соли на кухне.
Кипяток. Многие хозяйки уверены, что если добавить щепотку соли в воду, она быстрее закипит. На самом деле это не так. Соль, наоборот, заставляет воду закипать при более высокой температуре, поэтому время приготовления пищи в такой воде сокращается.
Приготовление яиц. Так как соль повышает температуру кипения воды, она помогает яичным белкам быстрее готовиться. В данном случае речь идет о яйцах-пашот, французском блюде из разбитых яиц, которые осторожно опускаются в кипяток.
Проверка свежести яиц. В стакан воды добавьте 2 чайные ложки соли, а затем опустите в воду яйцо. Свежее яйцо потонет, а несвежее будет плавать на поверхности. Так как воздушная полость в яйце увеличиваемся со временем, старые яйца будут плавать. Иногда это вовсе не значит, что яйцо тухлое, просто оно более старое, но его еще можно употреблять в пищу.
Безе. Для того чтобы белки легче и лучше взбивались, добавьте в них щепотку соли.
Предотвращение потемнения фруктов. Многие используют лимонный сок или уксус для того, чтобы очищенные яблоки не потемнели, однако для этого можно опустить фрукт в слегка подсоленную воду.
Чистка орехов. Для того чтобы грецкие орехи легче чистись, опустите их на несколько часов в соленую воду.
Предотвращение кристаллизации глазури. Для того чтобы глазурь на пирожных не кристаллизировалась, добавьте в нее чуть-чуть соли.
Избавление от запаха на руках. Если вы режете лук или чеснок, их запах надолго впитывается в кожу рук. Вы можете легко избавиться от запаха, если вотрете в руки соль, смешанную с уксусом.
Продление срока годности сыра. Некоторые сыры при хранении в холодильнике несколько дней, могут покрыться плесенью. Чтобы сыр сохранялся лучше, заверните его в тряпочку, смоченную в соленой воде.
Удаление грязи с плиты. Если во время приготовления блюд, жидкость пролилась на плиту, присыпьте ее солью и продолжайте готовить. Соль не будет дымиться и давать запах, а грязь потом легче будет удалить.
Чистка
Соль является очень эффективным чистящим средством. Она выступает в качестве катализатора для других веществ, например, уксуса и усиливает его действие по устранению грязи и запахов. Для того чтобы изготовить мягкий скраб, добавьте в жидкое чистящее средство соль и пищевую соду. Такую пасту можно использовать для чистки электроприборов, эмалированной посуды, фарфора и так далее.
infourok.ru
Способы определения качества питьевой воды в домашних условиях
Проблема чистой воды является одной из особо острых проблем большого города. С развитием экономики она становится всё более неотложной как для биологического существования человека, так и для развития общества в целом. После пришествия вероятного БП снабжение пригодной питьевой водой будет играть особо важную роль.
Для исследования качества питьевой воды определим доступные способы проверки воды в домашних условиях:
1. Внешний вид (прозрачность, отсутствие осадка, хлопьев, характерный цвет для воды, отсутствие рыжевато – зеленоватого оттенка).
2. Запах (хлорки, сероводорода или других химических веществ).
3. Вкус (солоновата или же горчит).
4. Отстаивание воды (налить воду в ёмкость и дать постоять 3 – 5 дней). По истечении этого времени следует осмотреть жидкость. Если она имеет зеленоватый оттенок, на стенках ёмкости появился сероватый налёт, а на поверхности жидкости плавает маслянистая на вид плёнка, то качество воды в этом случае оставляет желать лучшего. Если же наблюдается противоположная картина: вода абсолютно прозрачна, на её поверхности ничего не плавает, а на стенках ёмкости отсутствуют пятна, то, скорее всего, вода чистая.
Однако эти методы имеют определённые недостатки. Здесь много зависит от самого человека. Так, малейшие проблемы со зрением не дадут правильно оценить внешний вид воды. Или же в это время человек болеет простудным заболеванием, тогда обоняние и вкус притуплены. В таких ситуациях говорить о получении достоверного результата не приходится. Кроме того в результате этих экспериментов не узнать, есть ли в воде вредные соли, щелочи, кислоты.
5. Наличие растворимых химических соединений. Этот метод можно использовать так же не в лабораторных условиях. Для этого следует нанести небольшую каплю воды на зеркало или стекло, и подождать пока вода испарится. После того как капелька высохнет, нужно взглянуть на поверхность зеркала: если оно осталось чистым, то вода, скорее всего, так же была чистой, если же на ней образовались какие – либо пятна, то о чистоте воды говорить не приходится.
Эти простейшие эксперименты дадут информацию для размышления. Если же все опыты говорят о том, что водя чистая, нельзя быть уверенным в этом на все 100%. Так же нужно помнить о том, что бактерии и микроорганизмы вкуса и вида не имеют, поэтому самостоятельно их в воде не разглядеть. Более полную информацию можно получить определив кислотно–щелочной баланс воды.
6. Кислотно–щелочной баланс воды (определить можно с помощью лакмусовых бумажек). Нужно опустить лакмусовую бумажку в воду и через минуту внимательно рассмотреть её цвет, который позволит определить рН водной среды. В кислых средах pH < 4,5, в щелочных pH > 8,3, в нормальных средах pH 7 – 7,5. У лакмуса, по сравнению с предыдущими методами сравнительно небольшая погрешность в определении среды вещества. Кислота - химическое соединение, содержащее водород, дающее при реакции с основаниями (химическое соединение, образующее при взаимодействии с кислотой соль и воду) соли и окрашивающее лакмусовую бумагу в красный цвет. Щелочь - едкое химическое соединение, окрашивающее красную лакмусовую бумагу в синий цвет, образующее в соединении с кислотою соль. Сдвиг кислотно – щелочного баланса в организме человека в сторону закисления может привести к развитию различных болезней, снижению иммунитета, ослаблению сердечной мышцы, ухудшению зрения (дальнозоркость) и т.д. Если же устойчивость организма к ощелачиванию выше, чем к закислению, то это состояние для организма предпочтительнее, так как активно протекают процессы энергообразования.
Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:
Индикатор лакмус — красныйКислоту укажет ясно.Индикатор лакмус — синий,Щёлочь здесь — не будь разиней,Когда ж нейтральная среда,Он фиолетовый всегда.
7. Жёсткость. Жёсткость воды покажет наличие извести и солей. Определить жёсткость воды можно с помощью специально приготовленного мыльного раствора.
Понадобиться 1грамм хозяйственного мыла на равные части воды. Минеральная (кальциевая или магниевая) вода для образца. Растворить в жёсткой воде кусочек хозяйственного мыла и для сравнения такие же кусочки в ёмкостях с другими видами воды. Получится мутный раствор. Теперь через трубочку или соломинку продуть в мыльные растворы воздух. В нормальной или мягкой воде появится пена, а в жёсткой воде пена не появится.
Причина в том, что частицы веществ (металлы, извести и соли) реагируют со стеаратом натрия, из которого состоит мыло. При этом образуются нерастворимые стеараты и мыльная пена разрушается, т.е. вода плохо пенится.
С одной стороны, умеренная жёсткость – обязательное качество для питьевой воды, поскольку человек из неё получает значительную часть кальция, необходимого организму. С другой стороны, жёсткость серьёзно мешает при использовании воды в домашнем хозяйстве, и в промышленности.
Но жёсткая вода менее эффективна, чем мягкая. И вот почему: 1) Мытьё рук, принятие ванны и душа не оставляет ощущения сухой и стянутой кожи; 2) Мыла, шампуней, стиральных порошков и косметических кремов для кожи нужно значительно меньше; 3) Бельё и одежда возвращают исходную белизну и сочность красок после нескольких стирок в обработанной воде.
Какая воду лучше, жёсткая или мягкая? Здесь однозначного ответа нет. Любой врач скажет, что кальций необходим для формирования прочного скелета, а недостаток магния приводит к заболеваниям сердца. Но нельзя забыть, что избыток кальция в организме может привести к отложению камней в слюнных железах, на зубах и почках, а так же к заизвесткованию сосудов головного мозга. Поэтому приходится искать золотую середину.
klubkom.net
"Определение качества питьевой воды в с. Константиновка"
МБОУ “Константиновская основная общеобразовательная школа имени земляка - писателя Ягафарова Р.Ф.»
Краевой конкурс «Чистая вода -2015»
Номинация: Исследовательская работа
«Определение качества питьевой воды в колодцах
с. Константиновка.
Выполнила: Сабитова Эльвина
Альфредовна ученица 9 класса
МБОУ «Константиновская основная
общеобразовательная школа» Бардымского района Пермского края
Руководитель: Рангулова Ильсияр
Даулятовна учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
МБОУ «Константиновская основная
общеобразовательная школа» Бардымского района Пермского края
2015 г.
1.Введение ……………………………………………………………2 - 3
2. Общая часть ……………………………………………………..4 - 9
2.1 Методика определения качества воды. 2.1.1. Определение органолептических показателей ……………..4 - 8
2.1.2. Определение мутности. ……………………………………….....4
2.1.3.Запах. ……………………………………………………………....5
2.1.4. Вкус и привкус ………………………………………………..6 - 7
2.1.5. Цветность. ……………………………………………………..7 - 8
3. Химические показатели …………………………………………..8 - 9
3. 1. Водородный показатель (рН) …………………………………..8 - 9
3. 2. Жесткость воды ……………………………………………….........9
3. 3. Определение нитратов…………………………………………..….9
3. 4. Определение сероводорода ………………………………….…….9
4. Практическая часть …………………………………………..............10
4.1. Исследование воды в колодцах ……………………………….…..10
5. Выводы ………………………………………………………………11
6. Рекомендации по улучшению качества питьевой воды. ...………..11
7. Список используемой литературы …………………………………12
8. Приложения №1……………………………………………………….13
9. Приложение №2……………………………………………………….14
10. Приложение №3……………………………………………………...15
1. Введение.
«Вода!.. Ты – величайшее в мире богатство…»
Так сказал о значении воды для человека французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, испытавший мучительную жажду во время аварии самолета в Ливийской пустыне.
Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле, поэтому естественно, что вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов.
Везде, где есть вода, в материальном мире активизируется жизнь: всюду, где ее нет, жизнь замирает. Она – великий лекарь всего, что болеет, и потеряло свое живое равновесие, поскольку вода всегда стремиться к равновесию. Всюду она – посредник между противоположностями, которые усиливаются там, где она отсутствует, соединяя и смиряя враждебные друг другу элементы, создавая из них что-то новое, она растворяет твердое, возвращая, его обратно к жизни. Только благодаря воде, текущей и хорошо растворяющей многие органические и неорганические вещества, обеспечивается пищеварение и протекание других физиологических процессов в организмах.
Человеку для удовлетворения его естественных потребностей надо совсем немного – всего 1-2 литра воды в сутки. Но даже если обеспечить все человечество водой по современным комфортным городским нормам, для этого потребуется всего около 2 процентов ежегодно возобновляемых ресурсов пресных вод.
При всей важности бытового водообеспечения не оно определяет остроту водной проблемы, о которой в последнее время пишут и говорят так много. Значение воды для человеческого общества неизмеримо шире и многообразнее.
Жизнь зародилась в водной среде. Для многих видов животных и растений вода продолжает оставаться средой обитания. Значение воды в процессах жизнедеятельности определяется тем, что она является основной средой в клетке, где осуществляются реакции и процессы метаболизма, и выступает важнейшим исходным, промежуточным или конечным продуктом биохимических превращений. Значимость воды определяется и её количественным содержанием. Живые организмы состоят не менее чем на ¾ из воды.
Забота о получении достаточного количества воды, пригодной для питья и удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, не оставляет человечество на протяжении всего его существования. Достаточно вспомнить, что первый римский водопровод протяженностью 16,5 км, был построен в 312г. до н.э. Характер и формы водоснабжения изменялись с изменением социально-экономических условий, прогрессом техники и естественных наук, общим подъемом культуры.
Изменение химического состава воды является причиной заболеваний неинфекционной природы. В настоящее время при обосновании гигиенических нормативов качества питьевой воды проводят её всесторонние комплексные исследования.
В России сегодня половина жителей лишена возможности пить качественную воду, ибо она не отвечает требованиям ГОСТ. Количество воды в 70% рек и озер России таково, что они утратили свою изначальную природную функцию как источник водоснабжения. Каждый третий россиянин подвергается острым желудочно-кишечным заболеваниям. Причина тому одна – недоброкачественная питьевая вода. Самым грязным считается Восточное Подмосковье, где подземных вод выкачивается в 2 раза больше, чем эти водоемы накапливают естественным путем.
С точки зрения воздействия вредных веществ, содержащихся в питьевой воде, азотосодержащие и хлорорганические соединения приводят к повышенной заболеваемости хроническими нефритами и гепатитами, более высокой мертворождаемости, токсикозам беременности, врожденным аномалиям развития. Железо опасно тем, что провоцирует сердечные заболевания, длительное употребление воды с повышенным его содержанием приводит к заболеваниям печени, увеличивает риск инфаркта, негативно влияет на репродуктивную функцию организма, повышает риск развития у населения аллергических болезней и состояний, кроме того, такая вода причиняет неудобства в быту и неприятна на вкус. Повышенные концентрации меди вызывает поражения слизистых оболочек, печени и почек. Цинк в питьевой воде способствует заболеванию почек. Ртуть вызывает нервно – психические нарушения, разрушает костный мозг, понижает массу тела, омертвляет печень. Ртуть не нужна человеческому организму! Это сильнейший протоплазматический яд. Попав в организм, ртуть токсический действует на все органы. Алюминий парализует центральную нервную и иммунную системы, переводит нитраты в нитриты (более активную форму), особенно угнетающе действует на детей.
Для того чтобы выяснить, пригодна ли для питья вода в нашем районе я провела исследовательскую работу.
Цель исследования: определение и сравнение качества питьевой воды из различных колодцев с. Константиновка
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Выбрать параметры, по которым следует оценивать качество питьевой воды.
Познакомиться с методами исследования качества питьевой воды.
Наметить колодцы и провести исследование воды колодцев на пригодность ее использования для хозяйственно-питьевых нужд;
Разработать рекомендации по улучшению качества питьевой воды.
2. Общая часть.
Методика определения качества воды.
2.1.1. Определение органолептических показателей.
Любое знакомство со свойствами воды, сознаем мы это или нет, начинается с определениями органолептических показателей, т. е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств. Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность, запах, вкус и привкус.
Органолептическая оценка качества воды - обязательная начальная процедура санитарно-химического контроля воды.
2.1.2Определение мутности (прозрачности)
Прозрачность природных вод обусловлена их цветом и мутностью, т. е. содержанием в них различных окрашенных и взвешенных органических и минеральных веществ. Воду в зависимости от степени прозрачности условно подразделяют на: прозрачную, на слабоопалесцирующую, опалесцирующую, слегка мутную, мутную, сильно мутную. Мерой прозрачности служит высота столба воды, при котором можно наблюдать опускаемую в водоем белую пластину определенных размеров или различать на белой бумаге шрифт определенного размера и шрифта, либо использовать мутномер. Определяем мутность воды по таблице 1.
Мутность воды Таблица 1
Степень мутности
Мутность не заметна (отсутствует)
Слабо опалесцирующая
Опалесцирующая
Слабо мутная
Мутная
Очень мутная
Оборудование: мутномер, пробирки.
Ход работы:
1. Заполним пробирку водой до высоты 10-12 см
2. Вставим пробирку в мутномер.
3. Определим мутность воды, рассматривая пробирку сверху при достаточном освещении. Выберите подходящее из приведенных в таблице 1.
2.1.3. Запах
Запах воды обусловлен наличием в ней летучих пахучих веществ, которые попадают в воду естественным путем либо со сточными водами. Практически все органические вещества имеют запах и передают его воде. Обычно запах определяют при нормальной температуре.
Запах по характеру подразделяют на две группы, описывая его субъективно по своим ощущениям (табл. 2):
естественного происхождения;
искусственного происхождения. Такие запахи обычно значительно изменяются при обработке.
Характер и интенсивность запаха Таблица 2
Естественного происхождения:
Искусственного происхождения:
- землистый
- гнилостный
- плесневый
- торфяной
- травянистый и др.
- нефтепродуктов (бензиновый и др.)
- хлорный
- уксусный
- фенольный и др.
Интенсивность запаха оценивают по 5- бальной шкале, приведенной в таблице 3.
Таблица для определения характера и интенсивности запаха Таблица 3
Интенсивность запаха
Характер проявления запаха
Оценка интенсивности запаха
Нет
Запах не ощущается
0
Очень слабая
Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)
1
Слабая
Запах замечается и вызывает неодобрительный отзыв о качестве воды
2
Заметная
Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от употребления
3
Отчетливая
Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению
4
Очень сильная
5
Для питьевой воды допускается запах не более 2 баллов.
Оборудование:
Колба на 250-500 мл с пробкой
Ход работы
1. Заполните колбу водой на 1/3 объема и закройте пробкой.
2. Взболтайте содержимое колбы вращательным движением руки.
3. Откройте колбу и сразу же определите характер и интенсивность запаха, вдыхая воздух. Воздух вдыхайте осторожно, не допуская глубоких вздохов! Если запах сразу не ощущается или возникают затруднения с его обнаружением, испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры 60 º С, опустив колбу в горячую воду. Пробирку из колбы предварительно выньте.
Интенсивность запаха определяется по пятибалльной шкале согласно табл. 3.
2.1.4. Вкус и привкус воды
Вкус и привкус воды, обнаруживаемые непосредственно в воде не должны превышать 2 баллов. Вкус и привкусы оцениваются как качественно, так и количественно по интенсивности в баллах. Различают четыре вида: соленый, горький, сладкий и кислый. Остальные вкусовые ощущения называют привкусами: хлорный, рыбный, металлический и т.п. интенсивность вкуса, как и запаха, определяется по пятибалльной шкале, приведенной в таблице 4.
Вкус и привкус определяются в сырой воде при комнатной температуре и 60ºС. В воде открытых водоемов и источников, сомнительных в санитарном отношении, вкус воды устанавливают только после ее кипячения. При исследовании в рот набирают 10-15 мл воды, держат несколько минут (не проглатывая!) и определяют характер и интенсивность привкуса.
Таблица для определения характераи интенсивности вкуса и привкуса. Таблица 4
Интенсивность вкуса и привкуса
Характер проявления вкуса и привкуса
Оценка интенсивности вкуса и привкуса
Нет
Вкус и привкус не ощущаются
0
Очень слабая
Вкус и привкус сразу не ощущаются потребителем, но обнаруживается при тщательном тестировании
1
Слабая
Вкус и привкус замечаются, если обратить на это внимание
2
Заметная
Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о качестве воды
3
Отчетливая
Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от употребления
4
Очень сильная
Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению
5
Для питьевой воды допускаются значения показателей вкуса и привкуса не более 2 баллов.
Оборудование: стаканы.
Ход работы:
Налейте в стакан 100 мл воды.
Наберите из стакана 10-15 мл жидкости, подержите ее во рту 3-5 секунд, не проглатывая.
Определите вкус и привкус, используя таблицу 4.
После определения вкуса воду сплевывают.
2.1. 5. Цветность
Цветность – естественное свойство природной воды, обусловленное присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений железа. Цветность воды может определяться свойствами и структурой дна водоема, характером водной растительности, прилегающей к водоему почв, наличием в водосборном бассейне болот и торфяников и т.др. Цветность воды определяют визуально.
Оборудование: пробирка стеклянная высотой 15-20 см, лист белой бумаги (в качестве фона)
Ход работы:
Заполните пробирку водой до высоты 10-12 см.
Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении. Отметьте наиболее подходящий оттенок из приведенных ниже в таблице 5, либо заполните свободную графу в таблице.
Цветность воды Таблица 5
Слабо-желтоватая
Коричневатая
Светло-желтоватая
Красно-коричневатая
Желтая
Другая(укажите какая)
Интенсивно-желтая
3. Химические показатели воды.
3.1 Водородный показатель (рН).
Водородный показатель представляет собой концентрации водородных ионов в растворе: рН= -lg[H+].
Для всего живого в воде (за исключением некоторых кислотоустойчивых бактерий) минимально возможная величина рН=5; дождь имеющий рН‹5,5, считается кислотным дождем.
В питьевой воде допускается рН 6,0-9,0; в воде водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования рН6,5-8,5. Величина рН природной воды определяется, как правило, соотношением концентрации гидрокарбонат - анионов и свободного СО2. Пониженное значение рН характерно для болотных вод за счет повышенного содержания гуминовых и других природных кислот.
Визуально - колометрическое определение проводят с использованием портативных тест - комплектов, основанных на реакции универсального или комбинированного индикатора с водородными ионами, сопровождающейся изменением окраски раствора.
Таблица 6
[H+],
моль/л
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
1010
1011
1012
1013
1014
«Увеличение кислотности Увеличение щелочности
рН
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Реакция расствора
Сильнокислая
Слабокислая
Слабощелочная
Сильнощелочная
рН воды – один из важнейших показателей качества вод. Величина концентрации ионов водорода имеет большое значение для химических и биологических процессов, происходящих в природных водах.
Оборудование: универсальная индикаторная бумага, химический стакан емкостью 150-200 мл.
Ход работы:
С помощью универсальной индикаторной бумаги рН воды можно определить с точностью до единицы рН.
Полоску индикаторной бумаги погружаем на 1/3 длины в исследуемую воду.
Сравниваем окраску бумаги со стандартной шкалой.
3.2. Жёсткость воды
Качество природной воды в значительной степени определяется концентрацией растворённых в ней минеральных солей. Жёсткость воды – одно из важнейших свойств, имеющее большое значение при водопользовании. Если в воде находятся ионы металлов, образующие с мылом нерастворимые соли жирных кислот, то в такой воде затрудняется образование пены при стирке белья или мытье рук, в результате чего возникает ощущение жёсткости. К солям жёсткости относятся, главным образом, соли кальция (Са ) и соли магния (Мg ).
Суммарная жёсткость воды, т.е. общее содержание растворимых солей кальция и магния, получила название общей жёсткости.
Воду с общей жёсткостью до 3,5 ммоль/л считают мягкой, от 3,5 до 7 ммоль/л – средней жёсткости, от 7 до 12 ммоль/л – жёсткой, более 12 ммоль/л – очень жёсткой.
Допустима величина общей жёсткости для питьевой воды и источников централизованного водоснабжения составляет не более 7 ммоль/л ( в отдельных случаях – до 10 ммоль/л .), лимитирующий показатель вредности – органолептический.
Оборудование: мерная склянка, пипетка, фенолфталеин.
Ход работы.
В склянку наливают 10 мл анализируемой воды, добавляют 5-6 капель фенолфталеина. Если при этом окраска не появляется, то считается, что карбонат- ионы в пробе отсутствуют. В случае возникновения розовой окраски пробу титруют 0,05 н. раствором соляной кислоты до обесцвечивания
3.3. Определение нитратов в воде.
Предельно допустимая концентрация в питьевой воде нитратов – 45 мг/л.
Ход работы
Отрежьте от индикаторной полоски рабочий участок размером около 5*5 мм. Не снимая полимерного покрытия, опустите его в анализируемый раствор на 5-10 с. Через три минуты сравните окраску участка с образцами контрольной шкалы. Результаты анализы получают мг/л.
3.4.Определение сероводорода,
Качественное определение в воде сероводорода и его солей можно проводить по наличию специфического запаха на месте отбора пробы, так как он быстро исчезает за счёт окисления сероводор
4. Практическая часть.
4.1 Исследование воды в колодцах с. Константиновка.
В этом учебном году я проводила исследовательскую работу по определению качества воды в колодцах с. Константиновка. Для исследования я использовала воду из разных колодцев №1 – ул. Советская, колодец №2 – ул. Мира, колодец №3 – ул. Колхозная, колодец №4 – ул. Ленина, колодец №5 – ул. Полевая. Исследования проб воды проводила в этот же день. На месте забора проб определяла органолептические показатели: цветность, запах, вкус, мутность. Результаты своих исследований перевела в баллы и оформила в виде таблицы.
Органолептические показатели качества воды.
Таблица№1
Наименование колодца
Цветность, баллы
Запах, баллы
Вкус, баллы
Мутность, баллы
Колодец №1
0
0
0
0
Колодец №2
0
0
0
0
Колодец №3
0
0
0
0
Колодец №4
0
0
0
0
Колодец №5
0
0
0
0
Затем, используя, приведённые выше методики, определила рH воды, жёсткость воды, сероводорода.
Расчёты жёсткости воды в колодцах с. Константиновка
Колодец
№1
Колодец
№2
Колодец
№3
Колодец
№4
Колодец
№5
1.5
3.0
2.5
1.0
1.5
Колодец №1Ск=0
Сгк=0,3*305=91,5
Жк=0*0,0333+91,5*0,0164=1,5
Колодец №2
Ск=0
Сгк=0,6*305=183
Жк=0*0,0333+183*0,0164=3
Колодец №3
Ск=0
Сгк=0,5*305=152,5
Жк=0*0,0333+152,5*0,0164=2,5
Колодец №4
Ск=0
Сгк=0,2*305=61
Ж к=0*0,0333+61*0,0164=1
Колодец №5
Ск=0
Сгк=0,3**305=91,5
Жк=0*0,0333+91,5*0,0164=1,5
Результаты обнаружения в воде ионов и органических веществ.
Таблица №2
Наименование
колодца
рН
Карбонатная жесткость
Нитраты
Сероводород
Органич. Вещества
Колодец №1
6,5
1,5
0
0
след.
Колодец №2
6,5
3
45
0
след.
Колодец №3
6
2,5
25
0
след.
Колодец №4
6,5
1
45
0
-
Колодец №5
6,5
1,5
25
0
-
По нормам СанПиНа предельно допустимая концентрация веществ в питьевой воде:
рН = 6,0 – 9,0
нитратов ― не более 45 мл/л
запах ― до 2 баллов
вкус ― до 2 баллов
мутность – прозрачная
цветность ― бесцветная
жесткость ― не более 7ммоль/л.
5. Выводы
Сравнив полученные результаты исследований с нормами СанПиНа, сделала выводы:
Вода во всех колодцах не жесткая, содержание нитратов, рН в пределах нормы.
В колодцах №1, №2, №3 присутствует древесный запах.
Вода из колодцев с. Константиновка соответствует нормам СанПиНа и пригодна для хозяйственно-питьевых нужд.
6. Рекомендации по улучшению качества питьевой воды.
Для улучшения качества питьевой воды в колодцах рекомендуем:
1. Периодически брать воду, чтобы она не застаивалась.
2. По мере возможности производить замену деревянного сруба,
во избежание ненужного запаха воды.
3. Кипятить воду перед употреблением.
4. Не мыть автотранспорт около водных источников.
5. Контролировать санитарное состояние колодцев.
6. Воспитывать в себе экологическую культуру по отношению к
окружающей среде.
Список использованной литературы.
Муравьев А. Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. 3-е изд., доп. и перераб.- СПб.: «Крисмас+», 2004.- 248 с.
Мухин В. Пульсирующее чудо. – Спас-Клепики: ГУП РО «Клепиковская типография», 2003. – 152 с.
Муравьев А. Г. (Муравьев А. Г., Пуган Н.А., Лаврова В.Н.). Экологический практикум: - СПб: Крисмас+, 2003. – 178 с.
Соколов А.А. Вода: роль в экономическом и социальном развитии общества. журнал «Человек и стихия» Л.: Гидрометеоиздат, 1981. – 160с., ил.
Козлов В. А. Шатурская Мещёра. – О-З. 1998. 85с.
Приложения 1
2.4 Требования к качеству воды.
Здоровье человека в значительной мере зависит от качества воды, которую он использует для питья и приготовления пищи. Далеко не всегда по внешнему виду или запаху воды можно сказать, насколько она безвредна, и можно ли ее пить. Необходимо знать ее химический состав, точнее, состав ее примесей, которые в ней содержатся.
Требования, предъявляемые к питьевой воде.
Показатели токсических химических веществ воды (допустимые концентрации в воде химических веществ, могущих содержаться в ней)
Бериллий, мг/л
0,0002
Молибден, мг/л
0,5
Мышьяк, мг/л
0,05
Нитраты, мг/л
10,0
Полиакриламид, мг/л
2,0
Свинец, мг/л
0,1
Селен, мг/л
1,001
Стронций, мг/л
2,0
Уран U природный и уран 283, мг/л
1,7
Радий 226, Ки/л
1,2*10-10
Стронций 90, Ки/л
4,0*10-10
Органолептические показатели воды.
Показатель
Баллы
Запах при 20 0С и при подогревании воды до 600С,не более
2
Привкус при 200С не более
2
Мутность по стандартной шкале, мг/л, не более
1,5
Содержание в воде химических веществ
Наименование показателя
Норматив
Сухой остаток, мг/л
1000,0
Хлориды (Cl- ), мг/л
350,0
Сульфаты(SO4 2-), мг/л
500,0
Железо(Fe2+, Fe3+), мг/л
0,3
Марганец (Mn 2+), мг/л
0,1
Медь (Cu 2+), мг/л
1,0
Цинк (Zn 2+), мг/л
5,0
Остаточный алюминий (Al 3+), мг/л
0,5
Приложения 2
У колодца № 2. Взятие проб воды.
Колодец №5. Пробы воды взяты.
Приложения 3
infourok.ru
ПРОЕКТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
МОУ СОШ с. Лермонтово
Белинского района Пензенская область
Научно-исследовательская работа
«Определение качества питьевой воды»
Выполнили: учащиеся 3 класса.
Руководитель: Тютина Л.В.,
учитель начальных классов.
Научный консультант: Сорокина В.Н.,
учитель химии и биологии.
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………3-4
1. Обзор литературы
1.1 Состав воды……………………………………………………………………….5
1.2. Значение воды для организма человека……………………………………….5
1.3. Качество воды и здоровье…………………………………………………….5-6
2. Практическая часть
2.1. Результаты опроса учащихся 3,4 классов…………………..………………. 7
2.2. Определение качества воды…………………………………………………..8-9
Заключение…………………………………………………………………………10 Список литературы………………………………………………………………. 11 Приложение ……………………………………………………………………….. 12
Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,
что необходимо для жизни: ты сама жизнь.
(А. де Сент-Экзюпери. Планета людей)
Вода – самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на Земле.Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы.От воды зависит климат планеты. Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода.
Вода – необходима для жизни человека, растений и животных.
-
Вода - основа жизни на Земле .
-
Человек на 80% состоит из воды .
-
Без воды гибель наступает через 3-4 дня.
Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для выживания живого организма ежедневно требуется определенное количество воды. Вопрос качества подаваемой воды играет важную роль в сохранении здоровья людей. Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека».
Актуальность темы
Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Цель нашей работы: опытным путём доказать пригодность воды, поступающей к нам по водопроводу, для питья.
Задачи:
-
изучить научно – познавательную литературу по данной теме;
-
провести опрос среди школьников;
-
определить качество воды, которую употребляют школьники;
-
описать полученные результаты;
-
дать рекомендации по улучшению воды пред употреблением.
Гипотезы-предположения:
infourok.ru