Способ очистки промывочных и подсланевых вод на нефтеналивных судах. Воды подсланевые


Инструкция по обращению с отходами III класса опасности "воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов более 15%", Инструкция (форма) от 06 февраля 2017 года

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку Инструкция по обращению с отходами III класса опасности .Для печати из "Кодекса" см. Руководство по выводу форм отчетности на печать.

УТВЕРЖДАЮ:

Генеральный директор

ООО "Наименование предприятия"

________________ Ф.И.О.

" " 20…

ИНСТРУКЦИЯ № …

по обращению с отходами III класса опасности "воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов более 15%"в ООО "Наименование предприятия"

г. Название2014

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА6.1. Опасные свойства компонентов отходов6.2. Воздействие компонентов отходов на окружающую среду6.3. Воздействие компонентов отходов на здоровье человека7. ОБРАЗОВАНИЕ И СБОР ОТХОДОВ8. УСЛОВИЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ9. УЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОТХОДОВ10. ПЕРЕДАЧА ОТХОДОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ11. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ОТХОДОВ12. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ (АВАРИЙНЫХ) СИТУАЦИЙ13. ДАННЫЕ О ДОКУМЕНТЕ14. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ15. ЛИСТ РАССЫЛКИ16. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ

1.ЦЕЛЬ

Инструкция определяет порядок обращения с отходами III класса опасности - воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов более 15%.

2.ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Инструкция применяется во всех обособленных подразделениях (филиалах) ООО "Наименование предприятия".

3. СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

2. Федеральный закон от 24.06.98г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

3. Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

4. Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

5. Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. № 445;

6. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";

7. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 24.12.2002 г. № 158.8. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.Требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.Специализированные организации - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности в соответствии с существующим законодательством.Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.Класс опасности отходов - характеристика экологической опасности отхода, которая устанавливается по степени его негативного воздействия при непосредственном или возможном воздействии опасного отхода на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др).Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Судовые отходы - все остатки, отходы, образованные в процессе работы судна, включая нефтесодержащие отходы из машинного отсека, канализационные стоки, а также мусор, отходы, связанные с перевозкой грузов, включая, но не ограничиваясь этим списком; излишки и утечки, произошедшие в результате загрузки/разгрузки; средства компактной укладки, крепления и защиты груза; подпорки; грузовые поддоны; материал для обшивки и упаковки груза; фанеру, бумагу, картон, проволоку и стальные обвязочные ленты.Пожароопасность - возможность возникновения и/или развитии пожара.Ксенобиотик(и) - субстанция, инородная человеческому телу или живым организмам (ГОСТ ISO/TS 10993-20-201), условная категория для обозначения чужеродных для живых организмов химических веществ, естественно не входящих в биотический круговорот. Попадая в окружающую природную среду, они могут вызвать повышение частоты аллергических реакций, гибель организмов, изменить наследственные признаки, снизить иммунитет, нарушить обмен веществ, нарушить ход процессов в естественных экосистемах вплоть до уровня биосферы в целом. Примеры ксенобиотиков: тяжёлые металлы (ртуть, свинец, кадмий и др.), фреоны, нефтепродукты, пластмассы (особенно это относится к пластиковой упаковке - пакеты, ПЭТФ-бутылки и т.п.), полициклические и галогенированные ароматические углеводороды, пестициды, синтетические поверхностно-активные вещества.Токсичность - способность некоторых химических соединений и веществ биологической природы оказывать вредное действие на организм человека, животных и растений.Канцерогенность - способность вещества вызывать развитие злокачественных опухолей.Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зоны чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для нее опасных факторов.Подсланевые нефтесодержащие воды - воды, скапливающиеся под настилом машинных помещений, содержащие нефтепродукты.Санитарно-техническое обслуживание флота - сбор подсланевых вод, отработанных масел, сухого мусора, пищевых отходов, фекалий.

5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТХОДАХ

В процессе эксплуатации судов различных назначений, в том числе пассажирские, грузоперевозочные, рыболовные тралы и главным образом нефтеналивные танкеры образуются трюмные осадочные отложения, или подсланевые (льяльные) воды. Подсланевые воды представляют собой сложные системы, в состав которых входят различные нефтепродукты и механические примеси.На любом судне, образуются и скапливаются на самом дне трюма, под сланями, так называемые подсланевые воды. Они всегда содержат в себе значительное количество нефтепродуктов и много других очень разных загрязняющих веществ, состав которых во многом зависит от грузов, имеющихся на борту.Подсланевые воды отнесены ко второму классу экологической опасности и включены в один список с такими веществами, как, к примеру, серная кислота, электролиты, цементная пыль и прочее.Агрегатное состояние - жидкое в жидком (эмульсия).Опасные свойства отходов - пожароопасность, токсичность.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденном Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. № 445, воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов более 15% относятся к III классу опасности. Код по ФККО - 9 11 100 01 31 3.

6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА

6.1. Опасные свойства компонентов отходов

Подсланевые воды, содержащие остатки всевозможных масел и других вредных примесей. Сброс таких вод в водоемы - фактор, вредно влияющий на окружающую среду, так как они образуют разные формы загрязнения: свободно плавающие капельки нефтепродуктов в толще воды и на поверхности; растворенные и эмульгированные части нефтепродуктов; осевшие на дне, а также адсорбированные грунтами тяжелые фракции нефтепродуктов. Последние создают вторичные очаги загрязнения, распадаясь под влиянием бактерий.Токсичность водорастворимых нефтепродуктов также зависит от химического состава. Многокомпонентные фракции вызывают острое отравление водных гидробионтов в концентрациях 25-29мг/л и подострое отравление 15-19мг/л. При содержании в них нафтеновых кислот до 65% гибель рыб наступала в концентрациях 0,03-0,1 мг/л. Рыбохозяйственные ПДК нефтепродуктов в пресноводных водоемах 0,001 мг/л, в морской воде 0,05 мг/л. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов отработанных нефтепродуктов в воздухе рабочей зоны - 300мг/м(3).Пожароопасность отходов, содержащих нефтепродукты, обусловлена их способностью к поддерживанию горения, самовоспламенению и самовозгоранию.

6.2. Воздействие компонентов отходов на окружающую среду

Нефтепродукты относятся к числу наиболее вредных химических загрязнителей. Наличие 2г нефти и нефтепродуктов в 1кг почвы делают ее непригодной для жизни растений и почвенной микрофлоры; 1л нефти и нефтепродуктов лишает кислорода 40 тыс. л воды; 1т нефти и нефтепродуктов загрязняет 12 км(2) водной поверхности.При наличии нефтепродуктов в воде в количестве 0,2-0,4мг/л она приобретает нефтяной запах, который не устраняется даже при фильтровании и хлорировании.Плохо очищенные нефтесодержащие стоки способствуют образованию на поверхности водоема нефтяной пленки, толщиной 0,4-1мм.Действие нефтепродуктов на водную фауну происходит в нескольких направлениях:

- поверхностная пленка нефти задерживает диффузию газов из атмосферы в воду и нарушает газовый обмен водоема, создавая дефицит кислорода;

- маслянистые вещества, покрывая поверхность жабр тонкой пленкой, нарушают газообмен и приводят к асфиксии рыб;

docs.cntd.ru

Способ очистки промывочных и подсланевых вод на нефтеналивных судах

 

Изобретение относится к технологии эксплуатации судов и нефтехранилищ на берегу. Способ очистки промывочных и подсланевых вод на судах включает отмывку танка судна водой или водой с реагентами и сброс очищенных вод. Промывочные и подсланевые воды собирают, выдерживают в течение 0,5-5 ч и нейтрализуют в рабочей зоне установки активации процессов, в присутствии реагентов-окислителей для перевода растворенных и плавающих нефтепродуктов в нерастворимые в воде соединения, обладающие большим удельным весом по сравнению с водой. Эти соединения оседают с высокой скоростью с образованием инактивного шлама, образующего четкую границу раздела вода - шлам. Воду и шлам выдерживают в течение 0,1-5 ч, сбрасывают очищенную воду, а затем смешивают инактивный шлам с нефтепродуктами и полученную смесь обрабатывают в установке активации процессов до получения печного топлива. В качестве реагента-окислителя могут быть использованы NaClO или CaOCl2. До обработки вод для их сбора и отстоя может быть использован свободный танк судна. Технический результат реализации изобретения заключается в очистке промывочных и подсланевых вод от нефтепродуктов с их улавливанием и нейтрализацией и в получении печного топлива, например, для котельных, на основе переработки продуктов, уловленных на судне. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области обслуживания судов нефтеналивного флота, но может использоваться для обслуживания судов любого назначения и нефтехранилищ на берегу.

В настоящее время нефтеналивные суда при промывке опорожненных танков испытывают трудности, так как промывочные воды, содержащие большие количества нефтепродуктов (нефти) сбрасывать в акватории портов категорически запрещено, а в городские очистные сооружения их принимают неохотно, да и переработка на берегу стоит дорого. В результате приходится сбрасывать нефтесодержащие промывочные воды вдалеке от портов, что с точки зрения экологии крайне не желательно. Применяют осаждение разлитой нефти и нефтяной пленки с помощью химической очистки (активным хлором, хлорной известью и др.) (Химическая энциклопедия: В 5 т.: Т. 3: Мед - Пол / Редкол.: Кнунянц И.Л. (гл. ред.) и др. - М.: Большая Российская энцикл., 1992, с.434-435). Этот метод особенно опасен и может применяться только в экстренных случаях, так как полностью губит всю придонную флору и фауну моря. В настоящее время почти нет сведений о применении активных способов нейтрализации промывочных вод, формирующихся на судах нефтеналивного флота, и особо насыщенных нефтепродуктами подсланевых вод. Известен способ очистки подсланевых вод SU 220074, В 63 В 57/00, 14.06.1968, заключающийся в применении системы фильтров грубой и тонкой очистки, осаждения подсланевых вод, их испарение и последующее сжигание остатков нефти и шлама в танке судна. Огневой метод имеет существенные недостатки. 1. Требуется большой расход топлива (250
300 кг условного топлива на 1 т стоков) на испарение воды и полное сгорание токсичных примесей. 2. Для ведения процессов необходимы как очень низкие, так и очень высокие температуры. 3. Трудности в утилизации, так как требуется специальное производство, оснащенное сложным оборудованием. Известен способ очистки судовых топливных танков, RU 99111617, В 63 В 57/00, 27.04.2001, заключающийся в последовательной промывке танков судна моющим составом, содержащим обводненное нефтяное топливо с поверхностно-активным веществом, сбором отстоя моющего состава в отстойнике и многократной домывки танков. Данный способ наиболее близок к заявленному изобретению, но имеет ряд существенных недостатков. Для реализации способа требуется большое количество воды, которую в последствии также необходимо очищать, способ трудоемок и требуется много времени; невозможность очистки подсланевых вод судов. Задачей изобретения является полная очистка промывных вод от нефтепродуктов, их улавливание и нейтрализация; очистка подсланевых вод судов, переработка на судне же уловленных продуктов и получение на их основе промышленного печного топлива, пригодного для использования, например, в котельных. Технический результат достигается следующим образом. Способ очистки промывочных и подсланевых вод на нефтеналивных судах, включает отмывку танка судна водой или водой с реагентами и сброс очищенных вод. Промывочные и подсланевые воды собирают и выдерживают в течение 0,5-5 ч, нейтрализуют в рабочей зоне установки активации процессов в присутствии реагентов-окислителей для перевода растворенных и плавающих нефтепродуктов в нерастворимые в воде соединения, обладающие большим удельным весом по сравнению с водой и оседающие с высокой скоростью с образованием инактивного шлама, образующего четкую границу раздела вода - шлам. Затем выдерживают 0,1-5 ч и сбрасывают очищенную воду. После этого смешивают инактивный шлам с нефтепродуктами и полученную смесь обрабатывают в установке активации процессов для получения печного топлива. В качестве реагента-окислителя используют NaClO или СаОСl2. Для сбора и отстоя промывочных и подсланевых вод до их обработки используют свободный танк судна. Для отстоя и сбора шлама используют второй свободный танк судна. После отмывки танков судна воды, загрязненные нефтепродуктами, собирают в одном из танков, выдерживают 0,5-5 ч, что достаточно для отделения основной части нефтепродуктов, а затем нейтрализуют в установке активации процессов с добавкой гипохлоритов кальция CaOCl2 или натрия NaClO. В данном случае NaClO предпочтительнее, так как в результате реакций нейтрализации в шламе оказывается только связанные нефтепродукты, а в растворе соединения натрия и хлора, что не влияет на состав морской воды. Причем откачка загрязненной воды ведется насосом снизу. При этом слой нефтепродуктов плавно опускается вниз, почти не смешиваясь с водой. После окончания откачки загрязненной воды слой нефти со дна танка этим же насосом перекачивают в бак-сборник. В рабочей зоне аппарата активации процессов происходит быстрая и полная нейтрализация промывочных и подсланевых вод, при этом свободные и растворенные нефтепродукты переходят в нерастворимые соединения. Полученная суспензия приобретает способность разделяться с очень высокой скоростью. Так за 5-15 мин оседает более 95% от общей массы твердой фазы. После выдержки в 3-5 ч вода приобретает полную прозрачность и поступает в другой свободный танк, где производится отделение шлама. После заданной выдержки осветленную воду сбрасывают за борт, а шлам перекачивают в тот же сборник, куда собирали отстоянную нефть, где они хорошо перемешиваются. После некоторой выдержки, а можно и без нее, смесь пропускают через установку активации процессов и возвращают в этот же бак-сборник. В результате формируется высококачественное топливо, которое можно реализовать. Таким же путем могут быть нейтрализованы подсланевые воды, которые, как известно, сильно загрязнены. Лучше их очищать во время очередных промывок танков. Для организации промывок не требуется никаких переделок, и могут использоваться имеющиеся насосы. Дополнительным оборудованием являются 1 или 2 установки активации процессов (УАП), бачок-сборник и 2-3 бачка для реагентов. Размеры УАП, бака-сборника и бачков для реагентов невелики, и они могут быть установлены без затруднений на палубе или любом подходящем помещении. Таким образом, судно-танкер может промывать танки от нефтепродуктов, не покидая акватории порта и не теряя времени и энергоресурсов на переходы. На чертеже представлена схема размещения оборудования для реализации данного способа. Для проведения нейтрализации потребуется два любых освободившихся танка. Задействованы машинное отделение 1, в котором накапливаются подсланевые воды 2 с насосом 3 для перекачки вод, танк 4, в который сливают промывочные воды. После отстоя в верхней части танка 4 накапливается слой нефти 5. При перекачке промывных вод этот слой снижается и откачивается в последнюю очередь и занимает положение 6. В танке 7 производят отстаивание обработанных вод, осадок 8 выпадает на дно. Танк 9 свободен. Система обезвреживания состоит из насоса 10, бака-сборника отстоянной нефти 11, бачков для реагентов 12 и 13, установки активации процессов 14, насоса 15. Процесс идет следующим образом. В танк 4 закачиваются промывные воды со всех танков, и производится выдержка в течение заданного времени. Основная часть нефти (нефтепродуктов) отстаивается и занимает положение 5. Отбор загрязненной воды производят со дна танка насосом 10, которую обрабатывают в УАП 14, добавляя в случае необходимости реагенты из баков 12 и 13. Обработанную воду сбрасывают в танк 7 для отстоя. Шлам оседает и занимает положение 8. После выдержки заданное время отстой в виде шлама перекачивают насосом 15 в сборник 11, а осветленную воду сбрасывают за борт. По мере накопления в баке 11 отходов нефтепродуктов и шлама (шлам тоже представляет собой нефтепродукты) они отстаиваются, а воды во время очередной промывки сбрасывают в танк 4. При наполнении бака 11 полученную смесь воды и нефтепродуктов пропускают через УАП 14 1-2 раза и получают высококачественное печное топливо, не уступающее по теплотворной способности мазуту. Подсланевые воды 3 насосом 2 подают в рабочую зону УАП 14, где их обрабатывают с добавкой реагентов из бачков 12 и 13 и сбрасывают в танк 7 для отстоя. Указанную операцию проделывают во время очередной промывки. Пример Для нейтрализации нефтесодержащих вод были использованы воды морского порта Туапсе, которые отправляются на нейтрализацию в городские сооружения. Исходное содержание нефтепродуктов в воде составляло 8 мг/л. Нейтрализацию проводили следующим образом. Воды отстаивали в баке в течение 30 мин. На поверхности образовалась тонкая пленка нефтепродуктов. Поскольку нефтепродуктов оказалось мало, то пленку не приняли во внимание и все воды направили в УАП непрерывным потоком. Перед аппаратом в воду ввели раствор NaClO из расчета теоретически необходимого количества для обработки нефтепродуктов. После обработки полученную суспензию отстаивали 1 ч. За первые 5 мин выпало около 95% от всей массы твердой фазы. После 1 ч вода стала прозрачной. Содержание нефтепродуктов после нейтрализации составило 0,8 мг/л, что ниже ПДК. Для работы использовали аппарат УАП-3. В зависимости от водоизмещения судна и соответственно объема промывных вод потребуется 1-3 аппарата УАП различной производительности. В настоящее время имеется несколько типов аппаратов типа УАП. Установлено, что аппараты активации процессов с одинаковым успехом нейтрализуют воды с любым содержанием нефтепродуктов.

Формула изобретения

1. Способ очистки промывочных и подсланевых вод на нефтеналивных судах, включающий отмывку танка судна водой или водой с реагентами и сброс очищенных вод, отличающийся тем, что промывочные и подсланевые воды собирают и выдерживают в течение 0,5-5 ч, нейтрализуют в рабочей зоне установки активации процессов в присутствии реагентов-окислителей для перевода растворенных и плавающих нефтепродуктов в нерастворимые в воде соединения, обладающие большим удельным весом по сравнению с водой и оседающие с высокой скоростью с образованием инактивного шлама, образующего четкую границу раздела вода - шлам, выдерживают 0,1-5 ч, сбрасывают очищенную воду, а затем смешивают инактивный шлам с нефтепродуктами и полученную смесь обрабатывают в установке активации процессов до получения печного топлива.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве реагента-окислителя используют NaClO или СаОСl2.3. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что для сбора и отстоя промывочных и подсланевых вод до их обработки используют свободный танк судна.4. Способ по любому из предшествующих пунктов, отличающийся тем, что для отстоя и сбора шлама используют второй свободный танк судна.

РИСУНКИ

Рисунок 1

www.findpatent.ru

95 Очистка подсланевых вод судов лесосплавного флота.

При эксплуатации  судов  образуются трюмные осадочные отложения и подсланевые воды.

На любом судне, образуются и скапливаются на самом дне трюма, под сланями, так называемые подсланевые воды. Обработка и утилизация льяльных вод представляют одну из труднейших задач.

Во время эксплуатации судна в его корпусе постепенно скапливается некоторое количество воды. Она может проникать через неплотности в соединениях труб и арматуры, через сальники насосов и дейдвудной трубы, появляться вследствие конденсации водяных паров и небольшой водотечности корпуса и т. д. Для удаления воды из корпуса служит осушительная система, с помощью которой осушают грузовые трюмы, машинное отделение, пиковые отсеки, цепные ящики и другие отсеки, в которых она может скапливаться. Удаление вовремя воды из машинного отделения будет препятствовать повышению ее уровня до таких пределов, при которых нарушаются нормальные условия работы обслуживающего персонала и эксплуатация главных двигателей и вспомогательных механизмов.

Осушительная система состоит из осушительных средств, осушительного трубопровода и средств контроля за уровнем трюмной воды. Ее предусматривают на всех судах.

Подсланевые воды отнесены ко второму классу экологической опасности и включены в один список с такими веществами, как, к примеру, серная кислота, электролиты, цементная пыль и прочее. На работающих судах есть отработанные нефтепродукты и хозяйственно-фекальные стоки, и многое другое, что должно быть обезврежено, утилизировано. Нужен высокоэффективный и универсальный метод применимый для размещения непосредственно на плавсредствах.

Согласно Правилам Речного Регистра РСФСР каждое самоходное судно с главными двигателями общей мощностью 220 кВт и более должно иметь не менее двух осушительных механических насосов, один из которых независимого (автономного) действия, другой может приводиться от главного двигателя. Разрешается один из насосов заменять эжектором. В качестве автономного осушительного насоса могут быть использованы имеющие достаточную подачу балластные или другие насосы общесудового назначения. Одним из осушительных средств может быть пожарный насос при условии, что осушение машинного отделения будет осуществляться водоструйным эжектором. На судах с главными двигателями мощностью менее 220 кВт в качестве одного из осушительных средств может быть применен ручной насос.

Осушительная система удаляет воду из корпуса судна непосредственно за борт, за исключением воды, скапливающейся под сланями машинного отделения, которая загрязнена нефтепродуктами (топливом, маслом). Причиной загрязнения подсланевой воды нефтепродуктами является протекание их через неплотности в соединениях топливных и масляных трубопроводов и арматуры, а также через сальники топливных и масляных насосов. Удалять такую воду за борт запрещается Санитарными правилами, соблюдение требований которых обязательно для речных и озерных судов. Поэтому осушительные системы снабжают специальными емкостями (цистернами) для сбора подсланевых вод. Из этих цистерн загрязненная нефтепродуктами вода передается в береговые или плавучие станции для очистки.

Чтобы количество нефтезагрязненных вод было наименьшим, необходим раздельный сбор воды из условно чистых и загрязненных стоков. При этом в местах возможных утечек топлива и масла следует устанавливать поддоны, отвод от которых осуществлять в специальные сливные цистерны, а также устраивать специальные выгородки в корпусе под двигателями, компрессорами, осушаемые периодически по мере их заполнения.

С целью очистки подсланевых вод от нефтепродуктов многие суда оборудуют специальными очистительными установками. Содержание нефтепродуктов в откачиваемых за борт водах не должно превышать 10 мг/л.

studfiles.net

3.2. Источники загрязнения

3.2.1. Хозяйственно-бытовая сточная вода

Загрязнения в хозяйственно-бытовой сточной воде образуются, в основном, в результате жизнедеятельности членов экипажа судна и пассажиров, и являются продуктами, выводимыми из организма человека. Кроме того, в их состав входят загрязнения, попадающие в сточно-фановые системы судна при уборке помещений, а также различные загрязнения из медицинских помещений. Все загрязнения имеют различные химический и фазовый составы и образуются при мытье членов экипажа и пассажиров, мойке и уборке помещений судна, при стирке белья. При приготовлении пищи, мойке посуды и помещений камбуза.

3.2.2. Подсланевые воды

Основным загрязнителем подсланевой воды являются нефтепродукты, используемые в судовой энергетической установке (СЭУ).

Источниками образования подсланевой воды являются:

  • пропуск воды через неплотности корпуса судна;

  • пропуск воды через неплотности трубопроводов и арматуры;

  • конденсация водяных паров на внутренних поверхностях корпуса судна;

  • пропуск воды через дейдвудное устройство валопровода;

  • утечки пара и воды из судового оборудования;

  • мытье водой машинного отделения;

  • спуск воды из охлаждающих систем дизелей, опреснителей, холодильников, расширительных бачков, вспомогательных механизмов;

  • спуск воды с примесью нефтепродуктов из отстойных и расходных цистерн топлива и масла;

  • утечки нефтепродуктов через неплотности трубопроводов и арматуры;

  • утечки топлива и масла через сальники насосов и других механизмов;

  • спуск нефтеводяной смеси после промывки картеров, деталей судовых двигателей и механизмов;

  • неправильная эксплуатация, приводящая к переливам цистерн и случайным разливам при ремонтных работах;

Количество и состав подсланевой воды зависят от многих факторов, среди которых можно выделить следующие:

  • тип судна и его техническое состояние;

  • водоизмещение судна;

  • мощность и тип СЭУ;

  • режим работы;

  • квалификация обслуживающего персонала.

3.3. Выбор технологических схем очистки судовых сточных вод

3.3.1. Подсланевые воды

Все морские суда валовой вместимостью 400 рег.т. и более должны быть оснащены оборудованным для очистки сбрасываемых за борт нефтесодержащих вод. На судах менее 400 рег.т. допускается применение сепарационного оборудования, но также допускается оснащение этих судов сборными цистернами для сохранения на борту всех нефтесодержащих вод с целью последующей сдачи на береговые объекты или специализированные суда.

Основными критериями для выбора того, или иного оборудования является производительность и очистная способность. Производительность сепарационного оборудования определяют в зависимости от количества накапливаемых на судне нефтесодержащих вод, которое в основном зависит от водоизмещения судна (табл.1).

ТАБЛИЦА 1

Суточное количество подсланевых вод в зависимости от водоизмещения судна

Водоизмещение

т

Количество подсланевых вод

м3/сут

300-500

1,0-2,0

500-1000

2,0-5,0

1000-1500

5,0-7,0

1500-4000

7,0-10,0

4000-7000

10,0-12,0

В соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 кроме сепарационного оборудования для более глубокой очистки подсланевых вод применяют фильтрующие установки. При этом сепараторы должны обеспечивать степень очистки до 100 мг/л по нефтепродуктам, а фильтры - до 15 мг/л.

Суда валовой вместимостью 10000 рег.т и более, а также валовой вместимостью более 400 рег.т., перевозящие топливо в больших количествах, должны дополнительно оснащаться системой автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти, которая имеет самопишущее устройство для непрерывной регистрации сброса нефти с указанием времени суток и даты сброса. Эта система включается при любом сбросе нефтесодержащей воды и автоматически прекращает его при превышении допустимой концентрации нефти или неисправности прибора контроля.

Суда внутреннего плавания могут быть оснащены либо цистернами для сбора подсланевых вод, либо сепарационным и фильтрующим оборудованием. По требованиям Речного Регистра России фильтры должны обеспечивать концентрацию нефтепродуктов в очищенной воде не более 10 мг/л (для самоходных судов) и 5 мг/л (для самоходных и специализированных судов).

studfiles.net

3.2. Источники загрязнения

3.2.1. Хозяйственно-бытовая сточная вода

Загрязнения в хозяйственно-бытовой сточной воде образуются, в основном, в результате жизнедеятельности членов экипажа судна и пассажиров, и являются продуктами, выводимыми из организма человека. Кроме того, в их состав входят загрязнения, попадающие в сточно-фановые системы судна при уборке помещений, а также различные загрязнения из медицинских помещений. Все загрязнения имеют различные химический и фазовый составы и образуются при мытье членов экипажа и пассажиров, мойке и уборке помещений судна, при стирке белья. При приготовлении пищи, мойке посуды и помещений камбуза.

3.2.2. Подсланевые воды

Основным загрязнителем подсланевой воды являются нефтепродукты, используемые в судовой энергетической установке (СЭУ).

Источниками образования подсланевой воды являются:

  • пропуск воды через неплотности корпуса судна;

  • пропуск воды через неплотности трубопроводов и арматуры;

  • конденсация водяных паров на внутренних поверхностях корпуса судна;

  • пропуск воды через дейдвудное устройство валопровода;

  • утечки пара и воды из судового оборудования;

  • мытье водой машинного отделения;

  • спуск воды из охлаждающих систем дизелей, опреснителей, холодильников, расширительных бачков, вспомогательных механизмов;

  • спуск воды с примесью нефтепродуктов из отстойных и расходных цистерн топлива и масла;

  • утечки нефтепродуктов через неплотности трубопроводов и арматуры;

  • утечки топлива и масла через сальники насосов и других механизмов;

  • спуск нефтеводяной смеси после промывки картеров, деталей судовых двигателей и механизмов;

  • неправильная эксплуатация, приводящая к переливам цистерн и случайным разливам при ремонтных работах;

Количество и состав подсланевой воды зависят от многих факторов, среди которых можно выделить следующие:

  • тип судна и его техническое состояние;

  • водоизмещение судна;

  • мощность и тип СЭУ;

  • режим работы;

  • квалификация обслуживающего персонала.

3.3. Выбор технологических схем очистки судовых сточных вод

3.3.1. Подсланевые воды

Все морские суда валовой вместимостью 400 рег.т. и более должны быть оснащены оборудованным для очистки сбрасываемых за борт нефтесодержащих вод. На судах менее 400 рег.т. допускается применение сепарационного оборудования, но также допускается оснащение этих судов сборными цистернами для сохранения на борту всех нефтесодержащих вод с целью последующей сдачи на береговые объекты или специализированные суда.

Основными критериями для выбора того, или иного оборудования является производительность и очистная способность. Производительность сепарационного оборудования определяют в зависимости от количества накапливаемых на судне нефтесодержащих вод, которое в основном зависит от водоизмещения судна (табл.1).

ТАБЛИЦА 1

Суточное количество подсланевых вод в зависимости от водоизмещения судна

Водоизмещение

т

Количество подсланевых вод

м3/сут

300-500

1,0-2,0

500-1000

2,0-5,0

1000-1500

5,0-7,0

1500-4000

7,0-10,0

4000-7000

10,0-12,0

В соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 кроме сепарационного оборудования для более глубокой очистки подсланевых вод применяют фильтрующие установки. При этом сепараторы должны обеспечивать степень очистки до 100 мг/л по нефтепродуктам, а фильтры - до 15 мг/л.

Суда валовой вместимостью 10000 рег.т и более, а также валовой вместимостью более 400 рег.т., перевозящие топливо в больших количествах, должны дополнительно оснащаться системой автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти, которая имеет самопишущее устройство для непрерывной регистрации сброса нефти с указанием времени суток и даты сброса. Эта система включается при любом сбросе нефтесодержащей воды и автоматически прекращает его при превышении допустимой концентрации нефти или неисправности прибора контроля.

Суда внутреннего плавания могут быть оснащены либо цистернами для сбора подсланевых вод, либо сепарационным и фильтрующим оборудованием. По требованиям Речного Регистра России фильтры должны обеспечивать концентрацию нефтепродуктов в очищенной воде не более 10 мг/л (для самоходных судов) и 5 мг/л (для самоходных и специализированных судов).

studfiles.net


Смотрите также