Тема эко-урока: «Вода в природе и в жизни человека». Вода тема


Исследовательская работа по теме : "Вода- уникальное вещество"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г .Зернограда

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Предмет: «Окружающий мир»

На тему: «Вода - уникальное вещество»

Выполнила ученица 4 «а» класса: Макеева Олеся

Руководитель: Веретельник И.Н.

г. Зерноград

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение...............................................................................................

2. Основная чать. Вода ….......................................................................

3. Свойства воды….................................................................................. 4. Выводы исследования.........................................................................

5. Ресурсы.................................................................................................

Стр.

…...........3

…...........4

…...........6

…...........8

…...........9

Введение

На уроках окружающего мира, я обратила внимание на высказывание «без ВОДЫ не было бы жизни на земле». И задалась вопросом: «А что в таком привычном и повседневном для нас слове «Вода» такого необычного, и что же на самом деле, такое - «ВОДА»?

Говорят, вода везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Когда я говорю о воде, я представляю себе некую путешественницу, которая не сидит на месте. Стоит пригреть утреннему солнышку лужу или мокрый асфальт, как она превращается из воды в пар. Подует легкий ветерок и она поднимется в виде мелких капелек в воздух всё выше и выше. Даже небольшое изменение температуры заставляют капельки воды тут же собираться в огромную серую тучу, и здесь вода продолжает свое путешествие. Преодолевая расстояние из тучи где то далеко сыплется белые снежинки — это капельки воды превратившиеся под действием мороза и ветра в редкие произведения природного искусства.

Уже наверное никто не задумывается над словом «Вода» - что оно означает. Это самое простое и обычное вещество, знакомое всем. Но это не так, Вода — это самое необычное и удивительное вещество на земле. Я постараюсь вам это доказать.

Я считаю, что тема о воде – самая актуальная, так как вода это единственное вещество на Земле обладающее удивительными свойствами и без которого не может существовать ни один живой организм.

Цель исследования:

Исследовать с помощью экспериментов уникальные свойства воды.

Задачи исследования:

  1. Прочитать и изучить литературу о воде, и её значимости на земле.

  2. Узнать о существующих состояниях воды, о её удивительных свойствах и их применении.

  1. Проверить её свойства опытным путем и при помощи наблюдений.

  2. Сделать выводы.

Гипотеза исследования:

Я считаю, что вода — это единственное вещество на земле, которое обладает удивительными свойствами.

Методы и средства исследования:

Собственные знания и наблюдения;

Информация из книг;

Информация от других людей;

Информация из Интернета;

Эксперименты и опыты.

    1. Основная часть. Вода.

На нашей планете вода занимает гораздо больше места, чем суша. 71 процент поверхности нашей планеты покрыты водой. В этом я убедилась рассматривая глобус. Большая часть воды на Земле – это морская, солёная вода, а запасы пресной воды находятся в реках, озерах и ледниках. И только 3 процента пресной воды пригодна для употребления, но даже большая часть этих трех процентов не доступна, т.к. содержится в ледниках.

Вода - это основа жизни, все возможные живые организмы, животные и растения состоят из воды. Так , например, от общей массы тела: животные на 75 процентов состоят из воды, рыбы - на 75 процентов, медузы - на 99 процентов, картофель - на 76 процентов, яблоки на - 85 процентов, огурцы на - 95 процентов, даже человек состоит из воды. 86 процентов воды содержится у новорожденного человека и до 50 процентов у пожилых людей.

Вода - играет важнейшую роль во всех жизненных процессах и явлениях, происходящих на нашей планете.

Вода - прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода. Химическая формула воды – h3O. Это означает, что каждая молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода.

Рисунок: Формула и Молекула воды

Вода содержит минеральные вещества, которые вымываются ею из окружающей почвы и камней, и может существовать в трёх состояниях – твёрдом (лёд), жидком и газообразном (водяной пар).

При температуре ниже 0 градусов по Цельсию вода замерзает и превращается в твёрдый лёд. При температуре 100 градусов по Цельсию вода закипает и начинает превращаться в пар.

Рисунок: Вода в трёх состояниях – твёрдом (лёд), жидком и газообразном (водяной пар).

Если такой пар поднимается над водой в реке, над летним лугом или дорогой или обволакивает город, мы называем его туманом. В это времы воздух становиться очень влажным, то есть содержать большое количество частичек воды. Ночью воздух остывает, а соприкасаясь с теплой землёй, испаряется: водяные пары в воздухе переходят в жидкое состояние и образуют мельчайшие капельки. Эти капельки слишком легкие, чтобы опуститься на землю, но слишком тяжёлые, чтобы подняться вверх. Когда солнце сильно разогревает воздух, они опять превращаются в пар и туман рассеивается.

Часто капельки сливаются, тяжелеют и опускаются на землю в виде росы. Росу можно наблюдать не только на траве и листьях.

Водные ресурсы существуют благодаря постоянному кругообороту воды в природе. Водообмен в природе – это процесс выпаривания воды из поверхности океана и суши, переноса водных паров, их конденсация со следующими осадками, перераспределения, всех видов состояния, которое в конечном результате приводит к возвращению воды в океан, на Землю.

Дожди, талые воды орошали землю, приносят полезные для растений вещества, оживляя саму среду природы.

Мои наблюдения:

У каждого дома в холодильнике есть формочки для замораживания воды и получения кубиков льда. Эти кубики мы используем для охлаждения напитков, соков в жаркие летние дни. Это твердое состояние воды — лед.

Когда были летние каникулы, мы ездили в горы. Там я наблюдала как с гор стекала вода, это были тысячи ручейков. Они спускались как по серпантину в низ. У подножья горы эти ручьи собирались в одну бурлящую реку. Значит вода — это жидкость, она течет. Ручьи, реки, моря и т.д. - это жидкое состояние воды.

Недавно я была в парке экзотических бабочек, и узнала, что этим насекомым нужен влажный воздух, как в их естественной среде обитания. Чтобы поддерживать необходимый для них климат, помещение всё время увлажняю, испаряя воду и превращая её специальным аппаратом в пар. Поэтому там всегда запотевшие окна и в воздухе летают мелкие капельки воды, такое ощущение что ты в тумане. Это газообразное состояние воды — пар.

Фото: Парк БАБОЧЕК Фото: Новый Афон скала.

Вода — это вещество которое до настоящего времени продолжают изучать ученые и находить всё больше интересных данных о воде. Изучая литературу о воде, я узнала, что существуют и другие состояния воды: 5 в жидком виде, 14 в твердом виде. Так например если продолжать замораживать чистую охлажденную воду до -120 градусов по Цельсия, вода станет вязкой и тягучей — это резиновая вода, а при -130 градусах по Цельсия она становится стеклянной — это стеклянная вода. Ещё существует тяжелая и сверхтяжелая воды. Все мы знаем что воды закипает при +100 градусах по Цельсия и замерзает ниже 0 по Цельсия. Тяжелая вода закипает при +101,40 градусах по Цельсия, а замерзает + 3,80 градусах по Цельсия.

2. Свойства воды

При подготовке своей работы я просмотрел документальные фильмы «Вода, и её удивительные свойства» и «15 интересных фактов о воде». Из них я узнала много интересного о воде и ее свойствах.

Совсем немного лет назад ученые были уверены в своих знаниях о вода и о свойствах, которыми она обладает. Но сейчас ученые продолжаю изучать воду и её свойства находя всё более интересные факты.

Так благодаря исследованиям ученых мы знаем, что чистая вода - это прозрачная жидкость, которая не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

Мои наблюдения

Действительно питьевая вода, прозрачная жидкость, которая не имеет ни вкуса ни цвета ни запаха. Это доказывается обычным опытом: наливаем воду в стакан.

    1. Вода перетекает с сосуда в стакан — значит вода жидкость.

    2. Немного воды разлили на стол — вода не имеет формы.

    3. Пробуем на вкус — вода не имеет вкуса.

    4. Понюхаем — вода не имеет запаха.

    5. Опусти ложку в стакан, ложку видно — вода прозрачная.

    6. Ложка увеличилась в воде — вода как увеличительное стекло.

    7. Рассмотрим воду — она бесцветная.

    8. Добавим в стакан кубик сахара и помешаем, вода вскоре станет прозрачной, а сахар растает — вода как растворитель.

Но вода может растворять не все вещества. Так например: если в стакан насыпать песок, он осядет на дне стакана, значит песок в воде не растворятся.

Эти свойства воды знают все, мы сталкиваемся с ними каждый день, когда умываемся, кушаем, пьем, купаемся, смотрим на дождь, поливаем цветы, кормим рыбок в аквариуме и т.д.

Я бы хотела обратить внимание на ту воду, которая окружает нас. Это такая разная вода, у которой есть и вкус, и запах, и даже цвет.

Так например, я провела такой опыт: набрав три стакана воды, первый — питьевая бутилизированная вода, второй - «Есентуки 4», третий — вода из колодца (природная). Попробовав по очереди из разных стаканов я определила, что в первом вода жестковатая, во втором — соленая, а в третьем — сладковатая. Можно определено утверждать, что мой опыт показывает у воды которая нас окружает имеется вкус и он зависит о наличии веществ в воде. Так «Есентуки 4» содержит соль и другие вещества, поэтому она соленая. В питьевой бутилизированной воде, тоже содержатся вещества, которые придают воде жесткость и вкусовые свойства такой воды зависят от производителя. В колодце вода сладковатая, я думаю ,что это зависит от того через какие слои почвы она двигалась, и какие вещества вымыла из грунта. Этот опыт доказывает, что вода имеет вкус.

Наблюдая за прудом в деревне я хочу отметить, что вода в пруду мутная в некоторых местах даже зеленая. Я считаю, что вода в реках морях и океанах, как и в пруду имеет цвет в зависимости от растений и животных которые населяют их. Есть Красное море, прозрачный как стекло Байкал, зеленовато-мутный Дон. Все знают что в начале отопительного сезона проверяют и ремонтируют водопроводные трубы, после ремонта в кранах у нас некоторое время бежит оранжевая (ржавая) вода. Это доказывает ,что у воды есть цвет.

Очень интересный опыт, о котором я узнала из Интернета: Я взяла три одинаковые баночки набрала разной воды, в первую — из колодца (природную), во вторую — бутилизированную питьевую воду, в третью — из водопроводного крана, поднесла нашему псу Тишке в деревне. Он понюхал сначала третью баночку, но пить не стал, потом понюхал вторую баночку, но тоже не стал пить, затем подошел к первой баночке, понюхал и начал лакать воду, еще раз понюхал вторую баночку, но не попил, и в конце напился из первой баночке, третья баночка его не интересовала. Я думаю, что эта разная вода имела свой особенный запах, но к сожалению ,я его не чувствую. У собак более развит нюх, и поэтому Тишка с легкостью определил, которая вода ему больше нравится. Как мы заходя на кухню ощущаем какие вкусности приготовила бабушка и чем я сегодня полакомлюсь.

ф

ото: у колодца, фото: с Тишкой.

Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого необыкновенного в мире вещества - о воде, открывает еще большие возможности. Кто может сказать, что еще будет узнано, что открыто нового, еще более необычайного? Надо только уметь видеть и удивляться.

Вода, как и все в мире, неисчерпаема.

4. Выводы исследования.

Вода - одно из самых удивительных веществ в природе. Она существует в трех агрегатных состояниях - жидком, твердом (лед, снег) и газообразном (пар, туман).

С помощью наблюдений чистой дисцилированной я сделала выводы, что:

Вода течет, а значит это жидкость.

Вода является хорошим растворителем.

Вода прозрачная и безцветная.

Вода не имеет формы, вкуса и запаха.

Вода может увеличивать помещенные в нее предметы.

По итогам моего исследования, можно сказать, что вода, которая нас окуружает имеет цвет, запах и вкус.

Существуют агрегатные состояния воды: 5 в жидко и 14 в твердом. Ни одно другое вещество на нашей планете не может так изменяться и оставаться собой.

Без воды не может жить человек, животные, растения. Мы в ней нуждаемся и берём всё самое лучшее.

Любому разумному существу на Земле очевидно, вода – это чудо природы. Как много она может нам дать, если её правильно использовать. Вода может быть нам другом и помощником.

Всё зависит от нас, от того, как мы к ней относимся. Давайте беречь воду — это единственное и удивительное вещество на нашей планете.

5. Ресурсы:

1. «Словарь русского языка»: Ок. 53000 слов / С.И.Ожегов: – 24-е изд. испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование».

3. Я познаю мир. География: дет. Энцикл. / авт.- сост. В. Маркин; худож. Ю. Иванов, Е Пузикова, А. Леонович. – М.: Астрель: Хранитель, 2007.

4. Большая детская энциклопедия, ЗАО «Новый диск», 2004.- 1 эл. диск (CD-ROM).

5.Глинка Н.Л. Общая химия. - 24-е изд., испр. - Л.: Химия, 1985г.

6.Белая М.Л., Левадный В.Г. Молекулярная структура воды. М.: Знание 1987г.

7.Зацепина Т.Н. Свойства и структура воды. М.: изд-во МГУ, 1974 г.

8.Наберухин Ю.И. Структурные модели жидкости. М.: Наука. 1981 г.

    1. Энциклопедический словарь юного химика. Составители В.А.Крицман, В.В.Станцо. Москва, “ Педагогика“, 1982 год.

    2. Самое необыкновенное вещество в мире. Автор И.В.Петрянов. Москва, “ Педагогика “ ,1975 год.

    3. 100000 почему, 2000г. - Москва.

1

compedu.ru

Урок природоведения по теме "Вода – сок жизни"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема урока: «Вода в природе. Три состояния воды», презентация к уроку «Вода – сок жизни»

Тип урока: введение в тему – объяснение нового материала

Цель: раскрыть значение воды в природе и жизни человека

Задачи:

  • продолжить формирование знаний о воде и её свойствах;
  • доказать на практических примерах, что «вода – сок жизни»
  • сформировать понятия о теплоёмкости и тепловом расширении воды;
  • показать необходимость бережного отношения к воде, как «соку жизни»;
  • повышать учебную мотивации обучающихся;
  • развивать речь, логическое мышление и  внимательность обучающихся на уроке;
  • воспитывать любовь к водным ресурсам страны и бережное отношение к воде

Оборудование на уроке:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • иллюстрации на доске «Вода в природе»;
  • презентация «Вода – сок жизни», выполненная  в программе Microsoft Office PowerPoint 2003;
  • спиртовка, пробирка, мензурка с водой, лёд, держатель, спички, металлическая пробка;
  • ёмкости с водой (4 стакана с водой), ваза, бутылка с воронкой, тарелка, цветная бумага;
  • учебник В.М.Пакулова, Н.В.Иванова Природоведение. Природа неживая и живая. 5 класс, М., Дрофа, 2010;
  •  рабочая тетрадь В.М.Пакулова, Н.В.Иванова Природоведение. Природа неживая и живая. 5 класс, М., Дрофа, 2011.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало урока

2. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы определим,  что является «Соком жизни»

Слайд 1

3. Актуализация знаний

Слайд 2

Чтение учителем цитаты из книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери на фоне звуков переливающейся воды.

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:  ТЫ – САМА ЖИЗНЬ».

– О каком веществе написал известный французский писатель? – Почему он говорит о воде – ты сама жизнь?

4. Сообщение темы урока

5. Объяснение нового материала

Слайд 3

– Почему на фотографиях из космоса наша планета кажется голубой? – Где встречается вода на Земле?

«Вода! Вода! Кругом вода!» – вода в природе встречается везде!

Появление картинки «Круговорот воды в природе».

– Вода в природе находится в постоянном движении. Как называется такое круговое движение воды? (Круговорот воды в природе)

Слайд 4

Обсуждение  выражения (подвести к мысли  о  значении воды для жизни).

 – Объясните значение выражения японского учёного Масару  Эмото «Понять воду – значит понять Вселенную, все чудеса природы и саму жизнь».

Слайд 5

– Как называется водная оболочка Земли? – Чем образована гидросфера?

Составление схемы по ходу ответов обучающихся

– Перечислите океаны, образующие Мировой океан.Рамка «Мировой океан» – является Гиперссылкой на географическую карту. (Переход по гиперссылке на географическую карту, чтобы обучающиеся вспомнили из курса начальной школы, изученные океаны) .Вернуться с географической карты – нажать на Гиперссылку «СТРЕЛКА», чтобы вернуться  на рабочий слайд «Гидросфера»

Гидросфера
Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере
Тихий Атлантический Индийский Северный Ледовитый Южный Реки, ручьи, родники, болота, пруды, моря, ледники, водохранилища, подземные воды Облака Осадки Водяной пар

Гиперссылка на Слайд 32.

Географическая карта. Повторение названий и расположения океанов.

Слайд 6

Определите, какую часть занимает вода на поверхности нашей планеты?

Слайд 7

– Объясните выражение «Колыбель жизни». (Ответы обучающихся) – Много миллиардов лет назад при возникновении нашей планеты, её поверхность была покрыта водой. Учёные назвали  эту воду «первичный бульон», т.к. в ней находились молекулы веществ, из которых в последствие стали развиваться одноклеточные, а потом многоклеточные организмы. Поэтому воду считают колыбелью рождения жизни.

Слайд 8

– Почему считают воду основой жизни?

Составление схемы

1. Вода – универсальный растворитель 2. Увлажняет воздух при дыхании. 3. Участвует в обмене веществ и энергии. 4. Переносит питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела. 5. Регулирует температуру тела. 6. Защищает и поддерживает жизненно важные органы.

Слайд 9

Значение воды для жизни человека. Объёмные показатели.

Слайд 10

– Состав плазмы крови очень близок к составу водных растворов морей и океанов

Слайд 11

– Количественные показатели воды в крови и в органах тела человека

Слайд 12

– Из скольких атомов состоит молекула воды? – Какие атомы образуют молекулу воды? – Какое вещество вода? (Сложное, т.к. молекула образована  атомами водорода и кислорода) – Кто назовёт химическую формулу воды?

Звучит звуковой фрагмент «Течёт вода»..

– Послушайте звуки воды, определите какое свойство обеспечивает воде особенность строения её молекулы? (Текучесть)

Слайд 13

– Назовите живые организмы, обитающие в воде.

– Вода – среда обитания живых организмов.

Слайд 14

– Прочитайте четверостишье. О каких трёх ипостасях говорится в нём?

Слайд 15

– Определите на иллюстрациях изображённые состояния воды. – Может ли вода переходить из одного состояния в другое? – Докажите.– Вода переходит в газообразное состояние при 100°С, а замерзает при 0°С

Слайд 16

– Красота трёх состояний воды вдохновляла поэтов на творчество. Послушайте как поэты говорят о воде.

 – То ручейком, то речкой льётся, то из стакана наземь льётся

Слайд 17

– То застывает тонкой льдинкой, красиво названной снежинкой

Слайд 18

– То обретает лёгкость пара: была и вдруг её не стало. Объясните Почему?

Слайд 19

– Великий труженик водица, ну как же  ей не восхититься! – Почему поэт называет воду тружеником?

Слайд 20

– Она плывёт к нам облаками, поит снегами и дождями, и разрушает, и наносит, и так заботы нашей просит. – Назовите какие действия указаны в данной строфе? (Плывёт,  поит, разрушает, наносит, просит). Объясните значение действий воды. – Почему человек должен заботиться о воде?

Слайд 21

Анимированная иллюстрация «Морское побережье»

– Летом вы неоднократно наблюдали, что земля уже нагрелась, а вода ещё долго остаётся холодной. Входя в воду, вы ощущаете, что её температура неодинаковая. Объясните,  почему верхние слои значительно теплее, чем нижние? – Перемешивание верхних и нижних слоёв производит ветер, вызывающий волнение на поверхности, – чем глубже, тем холоднее.

Демонстрация опыта

Возьмём пробирку, положим в неё кусочек льда. Чтобы он не всплыл, придавим его сверху маленьким кусочком металла. Затем нальём в пробирку воды.  (Держим пробирку держателем наклонно над пламенем спиртовки) Нагреем ту часть пробирки, где нет льда. Что происходит со льдом, что наблюдаем? (Лед сохраняет твёрдое состояние, долго не тает) – Почему вода кипит, а лёд не тает? (Вода медленно передаёт тепло)

Вывод: вода – плохой проводник тепла. Передача тепла от более нагретой части тела к другой, менее нагретой, называется ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬЮ. – Назовите корни слова. – У воды есть и ещё  и другое замечательное свойство. – Скажите, когда теплее в водоёме вода утром или вечером? Почему? – Нагретая солнечными лучами, она способна долгое время сохранять полученное тепло. Вода как бы накапливает его в себе и удерживает. Она медленно нагревается и медленно остывает. Вода обладает ТЕПЛОЁМКОСТЬЮ. – Назовите корни слова.

Слайд 22

Демонстрация свойств воды обучающимися

Оборудование: 4 одинаковые стакана с водой, ваза, глубокая тарелка, бутылка с воронкой

1 ученик. В банке налита вода. За банку ставятся, сменяя друг друга, листы цветной бумаги – какое свойство воды продемонстрировали? Вывод – чистая вода не имеет цвета – прозрачная2 ученик – из второй банки переливает воду в вазу, затем через воронку в бутылку, потом в тарелку. Какое свойство продемонстрировали? Вывод – вода не имеет формы.3 ученик – берёт  стакан с водой, определяет запах.Вывод  – вода не имеет запаха.4 ученик – берёт стакан с водой и пробует сначала сок, потом воду.Вывод – пресная вода (водопроводная) не имеет вкуса.

6. Закрепление знаний полученных на уроке

Слайд 23

– Объясните выражение «Вода камень точит». Назовите свойство воды.

(На слайде – 3 картинки сменяющие друг друга – капает вода, пещера, каньон)

Вывод – вода универсальный растворитель.

– Приведите примеры растворимости воды в бытовых условиях? (Чай – растворение сахара, суп – растворение соли, умывание с помощью мыла для растворения загрязнённых участков тела или при стирке вещей)

Слайд 24

– По данным иллюстрация определите состояние воды.

Слайды 25-27

– Давайте повторим свойства воды.

Повторение идёт по опорным словам.

Слайд 28

Вода – источник жизни.

Обсуждение лексического значения пословиц.

7. Итог урока

Слайд 29. Рефлексия учащихся

– Что даёт человеку вода?

Выводы: неоценима роль воды в природе   (По щелчку/появляется)

8. Домашнее задание

Учебник стр.85-89, рабочая тетрадь №71,72.

Слайд 30

– Леонардо да Винчи  сказал «Воде была дана волшебная власть – стать соком жизни на Земле!»

– Почему вода – сок жизни на Земле?

9. Оценка работы обучающихся

Похвалить особо активных.  Пожелать успехов в познании непознанного, в открытии неоткрытого.

Слайд 31

Использованные источники при подготовке презентации. Список ресурсов

Текстовые и графические материалы

  1. С.Островский, Д. Усенков. Как сделать презентацию к уроку, М., Первое сентября, 2011 г.
  2. Н. Лемеза, Л. Камлюк, Н. Лисов. Биология в вопросах и ответах, М., Айрис Пресс, 2003 г.;
  3. Н.А. Введенский, И.М. Владимирова. Биология: весь курс для выпускников и абитуриентов, М., Эксмо, 2007 г.;
  4. В.П. Горощенко, Л.Ф. Мельчаков, И.А. Степанов. Основы природоведения, М., Просвещение, 1986 г;

Интернет-ресурсы:

Звуковые файлы: звуки воды (диск MP3collecshi)

Приложение 1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Познание.ТЕМА: Вода и её свойства

ТЕМА: Вода и её свойства

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся со свойствами воды.

ЗАДАЧИ: О- познакомить учащихся со свойствами воды;  Р- при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать навык осознанного чтения, мышление, речь учащихся, умение мыслить критически; В- повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле, учить бережно относится к воде, объяснить ценность воды для всего живого на Земле.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема, слайды о воде, карточки с индивидуальными заданиями для практической работы.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Повторение пройденного

Имя _________________________

ауормланетформыаолрвдпрозрачныйрвсроагбесцветныйлджтолфыосжимаемыфлдупругклдьдподдерживаетгорениетлфдтднетзапахалфосррджлджчистыйжлбютьтёплыйджльюжхолодныйтбтжизньдлоь

-О чём говорится? ________________________________________

Воздух, свойства воздуха.

II. Побуждение.

1. Отгадав загадку,  узнаем, о чём пойдет речь на уроке.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

-Всем известно, что такое вода, а что вы знаете о ней?

2. Стратегия «Учебный журнал» (Работа в группах)

Знал

Хочу узнать

Узнал

1.

2.

3.

4.

Для чего нужна вода?

Откуда вода берётся?

Индивидуальная работа.

Обсуждение в группе.

3.Презентация – заполнение 1 колонки таблицы.

Сообщение учителя. Дополнительная информация о воде. (Слайд)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

-Сейчас с помощью загадок мы узнаем, в каком состоянии бывает вода в природе.

-Отгадайте загадки:

Говорю я брату:

-Ох, с неба сыплется горох!

-Вот чудак,- смеётся брат,

Твой горох ведь это… (град)- в твёрдом состоянии

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (лёд)- в твёрдом состоянии

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые. (снег)- в твёрдом состоянии

Не колючий, светло-синий

По кустам развешен ... (иней)- в газообразном состоянии

Молоко над речкой плыло,Ничего не видно было.Растворилось молоко –Стало видно далеко. (туман)- в газообразном состоянии

Пушистая вата, плывёт куда- то

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)-в газообразном состоянии

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле (дождь)- в жидком состоянии

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днём

Ищем, ищем не найдём (роса)- в жидком состоянии

- Хотите еще узнать?

- А что именно вы хотите узнать?

(Обсуждение в группе,  презентация одного вопроса от группы. Заполнение 2  колонки таблицы.)

- Сегодня на уроке мы узнаем о воде и познакомимся с её свойствами.

-Читаем по учебнику с. 25-26

ВЫВОД: вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.

II. Реализация.

СВОЙСТВА ВОДЫ 22, 23

Практическая работа по группам.

1. На столе стоят стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду.

-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА                               имеет свою форму

                                      не имеет свою форму

Вывод: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке- форму чашки, в блюдце- форму блюдца. Она принимает форму той посуды, в которую налита. Вода не имеет своей формы.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

2.На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА                            не имеет цвета

                                       имеет свой цвет

Вывод: Вода не имеет цвета.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

3.На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.

-Хорошо ли он виден в воде?

ВОДА                           прозрачна

                                      не прозрачна

Вывод: Вода прозрачна.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

4.У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду.

Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?

Соедини стрелочками:

Сахар                         солёный

Соль                          сладкий

Лимон                       горький

Лук                            не имеет вкуса

Вода                          кислый

Вывод: Вода не имеет вкуса.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

5.На столе стоит стакан с водой. Понюхай воду.

Чем она пахнет?

Соедини стрелочками:

ВОДА                           с запахом

                                      без запаха

Вывод: Вода без запаха.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

6.На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой.

Соедини стрелочками:

ВОДА                                        текуча

                                                   не текуча

Вывод: Вода текуча.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

-О каких свойствах воды вы узнали?

ВЫВОД: вода не имеет формы, прозрачна, текуча, без запаха, безвкусна, не имеет цвета

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Сейчас мы немного отдохнём

-Я буду называть воду в трёх её состояниях: если это жидкое состояние, то мы поплаваем, газообразное, то мы полетаем, твёрдое, присядем и превратимся в лёд

Лёд,  

роса,

снег,

дождь,

иней,

туман,

град,

облака,

снежинка

Конструктор.

-На столах лежат фигуры. Соберите одну.

-Что у вас получилось?

-Как вы думаете, что это?

-Посмотрите на глобус, если его крутить, то земной шар кажется синего цвета. Почему? (3/4- вода)

-Так же как и наша модель, Земной шар на 3 части состоит из воды, 1 суша.

-А сейчас опробуем ответить на вопрос: Откуда взялась вода и для чего она нужна?

Сценка Ученик: Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана: откуда ты? Автор: Вода в ответ Капелька: Издалека, из океана. Ученик: Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. Откуда ты? Автор: спросил росу. Капелька: Поверь, и я из океана. Ученик: На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана. Откуда ты? Ты кто такой? Капелька: И я, дружок, из океана. Ученик: Ты, газировка, что шипишь? Автор: И из бурлящего стакана донесся шепот: Капелька: «Знай, малыш, и я пришла из океана».

Все (ученик, автор, капелька): Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, в звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке, нам откликнется всегда океанская вода.

9- 19 слайды

1. Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

2. Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

3. Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

4. Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … ВОДЫ

5. Где же есть вода? Во фруктах, ягодах (отжать апельсин)

Человек на 2/3 части состоит из воды

Вода в пище, теле человека

ВЫВОД (Слайд).

-Как вы понимаете выражение? Вода- это жизнь!

Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

Берегите воду!

От загрязнения воды страдает всё живое. Если она грязная, то она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь!

III. Рефлексия.

1. Инструкция к написанию

Пятистишие ВОДА

   

   ВОДА

   ______________________________________________

   ______________________________________________

   ______________________________________________

   ______________________________________________

2. Обсуждение в группах. Выбор спикера.

3. Авторский стул – презентация работ.

Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Может ли человек прожить без воды?

-Что было особенно интересно?

-Назовите свойства воды.

Д/З: с. 25- 27 читать, пересказывать, вопрос 6.

-Посчитай, сколько раз в день ты пользуешься водой? Подумай, всегда ли ты бережно относишься к воде и не используешь её попусту?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Туман, роса, иней

Когда солнце нагревает поверхность рек, озёр и рей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становя видимыми.

Если облака опускаются низко над землёй, они становятся туманом.

Чаще всего туманы бывают там, где много влаги- над рекой или в низинах. Обычно туманы появляю утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку — утренний туман рассеивается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается вверх.

А что происходит с вечерним туманом?

Капельки воды, из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, ты видел её не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.

А если холодно и температура воздуха ниже нуля,  капельки влаги ложатся на землю маленькими кристликами льда — инеем.

Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими?

Дождь, град, снег

Другие капельки поднимаются в верхнюю, холодную часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им уже трудно   удержаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землей тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождём. Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на горошинки ледяные шарики — град.

А зимой с капельками-путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землёй, замёрзшие кальки примерзают друг к другу, и появляется красавица снежинка. Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом.

Такое движение воды называется круговоротом.

kopilkaurokov.ru

Тема: Вода. Значение воды. - начальные классы, уроки

Открытый урок по познанию мира во 2 классе

Тема: Вода. Значение воды.

Цель: Познакомить учащихся со значимостью воды, развитию познавательных способностей, речи учащихся; воспитание бережного отношения и любви к природе, к окружающему миру.

Развивать мышление, память, внимание, установка межпредметных связей.

Ообрудование: Видеоролик о водах Земли, иллюстрации,

Тип: комбинированный.

Методы: исследовательский, словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстрированный.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  • Сегодня, ребята, у нас урок посвящен очень интересной теме. А какой? Вы сейчас отгадаете по следующим загадкам:

Через нас проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

  1. Проверка домашнего задания.

  • Мы повторим о воздухе, его значении в жизни.

  • Где содержится, находится воздух?

- Какое значение имеет воздух для природы?

Следующая загадка:

В морях и реках обитает,

Но часть по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять. (вода)

  • Ребята, несколько капель воды упало и попало к нам на урок. А одна из них «Веселая капелька» будет присутствовать у нас на протяжении всего урока и удостоверится в ваших знаниях о воде. Так по каплям, мы будем добывать с вами знания о воде.

  • Давайте улыбнемся друг другу и поработаем плодотворно на уроке по теме «Вода. Значение воды.».

  • Но вернемся к первой загадке. О чем в ней говорилось?

Класс разделим на четыре группы. За каждый правильный ответ группа получит воздушные шарики, капельки.

Составление кластера:

- Без чего не может прожить человек?

- Перечислите свойства воздуха? ( составление кластера)

-Где бывает чистый воздух?

-От чего загрязняется воздух?

-Какие меры помогают сохранять и повышать чистоту воздуха?

-Что нужно делать для того, чтобы поддерживать чистоту воздуха?

  1. Новая тема:

  1. беседа о воде, показ кадров из фильма о воде;

-Вода – самое распространенное вещество на планете Земля. Она источник жизни для всего живого. А к какой природе относится вода? Третью часть Земли занимает вода. Она среда обитания для морских животных и рыб. Вода бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Постоянно в природе происходит круговорот воды. Она, испаряясь, превращается в пар, облака. А затем выпадает в виде осадков: дождя, снега, града, инея, росы. Вода, прекрасна, но и опасна во время штормов, во время наводнений рек, озер. А что содержится в воде? (воздух)

Существует такая наука гидрология – специальная наука. А какая наука, вы узнаете из словарей.

(дети ищут значение слова в словарях)

-Итак, что изучает наука гидрология?

1) определение значения воды;

- Кому и чему нужна вода? (каждая группа записывает на листках). Ребята делают выводы о значении воды.

2) работа по учебнику стр.51-53.

3)Состояние воды;

Определяют состояние: твердое, жидкое, газообразное (пар) (по пробиркам со льдом, водой, кипячение воды). Отгадывание загадок. Загадки: а) В огне не горит и в воде не тонет. (лед).б) Уж не солнце ли виновато, что висит на небе вата (облако)

в) Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

-Какие это состояния воды?

Значит, какой может быть вода?

Физминутка. (развитие моторики движения)

Дождь, гром, молния.( стучат пальчиками по парте, топают ногами, машут руками над головой)

  1. Работа по учебнику; (самостоятельно) стр.46-47, 51-5з

Задания группам.

№1 №2

Найдите в тексте то место, Найдите в тексте то место,

где говорится об арыках? где говорится, что воду нужно

экономить.

№3 №4

  1. Закрепление новой темы урока.

  1. определение по иллюстрациям значимости воды;

- В каких состояниях бывает вода?

  1. определение о состояниях воды по сказкам «Снегурочка», «Снежная королева».

Вопросы «Капельки».

Рефлексия. «Волшебный кубик»

- В каких состояниях бывает вода?

kopilkaurokov.ru

Тема эко-урока: «Вода в природе и в жизни человека».

«Источники загрязнения питьевой воды»

«Источники загрязнения питьевой воды» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Новый Карачай» IV республиканский конкурс «Молодежь КЧР за чистую окружающую среду и здоровый образ жизни» «Источники

Подробнее

Ответы на экологическую викторину:

Ответы на экологическую викторину: Ответы на экологическую викторину: 1) 1. День Земли впервые был проведен в : А 1960 Б 1965 В 1970 Г 1975 В - День Земли отмечается ежегодно 22 апреля с 1970 года. 2) 2. Какой бытовой электроприбор потребляет

Подробнее

Всемирный день воды марта день

Всемирный день воды марта день Необычное в обычном Праздник Всемирный день воды отмечается каждый год 22 марта. Он был создан в 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН. В своей резолюции эта организация предложила всем странам проводить

Подробнее

Гидросфера и Мировой океан

Гидросфера и Мировой океан Гидросфера и Мировой океан Н. А. Божко, учитель географии первой категории гимназии 2 г. Пинска Тема: «Основные части гидросферы и Мирового океана» (VI класс) Цель: сформировать у учащихся понятие о гидросфере

Подробнее

Экологичный стиль жизни

Экологичный стиль жизни Экологичный стиль жизни Климат нашей Земли меняется, мы все это замечаем, и этот факт неоспорим. До недавнего времени все эти катастрофические таяния реликтовых ледников, умирающие коралловые рифы, наступающая

Подробнее

НЕ СЖИГАЙ И НЕ ЗАКАПЫВАЙ ОТХОДЫ!

НЕ СЖИГАЙ И НЕ ЗАКАПЫВАЙ ОТХОДЫ! Э К О Л О Г И Я кономия природных ресурсов онтроль качества природной среды ценка экологических рисков иквидация загрязнений зеленение территорий аз в качестве топлива спользование новых технологий сное

Подробнее

Интересные факты о воде

Интересные факты о воде Интересные факты о воде Вода для нас самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Учѐные до сих пор продолжают исследовать воду, находя все больше интересных фактов.

Подробнее

В

В Хефлинг Г. Тревога в 2000 году: Бомбы замедленного действия на нашей планете / Пер. с нем. М. С. Осиповой, Ю. М. Фролова; Предисл. С. Б. Лаврова. М.: Мысль, 1990. 270, [1] с. ISBN 5-244-00438-7 Книга известного

Подробнее

Тема занятия. (логопедическая группа)

Тема занятия. (логопедическая группа) Тема занятия «Будем беречь и охранять природу» (логопедическая группа) Провела: Залага О.Н воспитатель МКДОУ «ДСКВ 3 «Солнышко» р.п.куйтун, 2016г Цели: - воспитывать доброе, ответственное отношение к природе,

Подробнее

Слайд. Комментарии для учителя

Слайд. Комментарии для учителя Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «22 марта Всемирный день водных ресурсов» Цель: расширить представления обучающихся о воде как источнике жизни на Земле. Задачи:

Подробнее

РАРАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОТХОДОВ

РАРАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОТХОДОВ РАРАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОТХОДОВ на территории Зеленоградского административного округа города Москвы МСК-НТ - официальный оператор по вывозу отходов в Зеленограде В 2014 году компания ООО «МСК-НТ» выиграла тендер,

Подробнее

(классный час для учащихся 5-6 классов)

(классный час для учащихся 5-6 классов) Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей» (классный час для учащихся 5-6 классов)

Подробнее

Конспект Тема: «Вода это жизнь!»

Конспект Тема: «Вода это жизнь!» Конспект Тема: «Вода это жизнь!» Воспитатель высшей категории Урясьева С.В. с.курсавка 2013г. Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.способствовать накоплению у детей конкретных

Подробнее

Видеоурок - дополнение к занятию по учебнику «Окружающий мир» («Школа России»), А.А. Плешаков, 2 класс, М.: Просвещение, 2012, ч.1, сс.

Видеоурок - дополнение к занятию по учебнику «Окружающий мир» («Школа России»), А.А. Плешаков, 2 класс, М.: Просвещение, 2012, ч.1, сс. Видеоурок - дополнение к занятию по учебнику «Окружающий мир» («Школа России»), А.А. Плешаков, 2 класс, М.: Просвещение, 2012, ч.1, сс. 48-49 Подготовлен на основе материалов к проектной работе «Путешествие

Подробнее

Материк Columba голубь.

Материк Columba голубь. ГЕККОН_Доклад Название команды Название доклада Материк Columba голубь. Тема доклада Е 1 2 3 Мы выбрали тему «Идеальный объект» из за того, что в условиях технического прогресса люди забыли о природе,

Подробнее

Проект: «Планета Земля в опасности»

Проект: «Планета Земля в опасности» Проект: «Планета Земля в опасности» Выполнил воспитатель подготовительной группы: Иванова Т.И. 2016г. Пояснительная записка Актуальность. Наш дом родной, наш общий дом Земля, где мы с тобой живем! Ты только

Подробнее

8 класс Лабораторная работа 1:

8 класс Лабораторная работа 1: 8 класс Лабораторная работа 1: Определение рн в воде реки или пруда Краткая теория Гидросфера водная оболочка Земли, совокупность ее океанов, морей, рек, озер, болот, водохранилищ, подземных вод, включая

Подробнее

Карточки-задания По дисциплине «Экология»

Карточки-задания По дисциплине «Экология» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Краснодарский машиностроительный колледж» (ГБПОУ КК КМСК) Карточки-задания По дисциплине «Экология» Карточки-задания

Подробнее

Тема: «Волшебница Вода».

Тема: «Волшебница Вода». Конспект методического мероприятия в средней группе. Тема: «Волшебница Вода». Образовательная область «Познание», «Художественное творчество». Вид детской деятельности: познавательно исследовательская,

Подробнее

docplayer.ru


Смотрите также