Словообразование вода. Глава 5. Словообразование

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Словообразование вода


Глава 5. Словообразование / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

В данной главе:

§1. Что такое словообразование

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться. Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

компьютер→компьютерный,                       →компьютерщик,                      →компьютеризация

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование  употребляется в разных значениях: 1) процесс образования слов в языке; 2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

 

§2. Производная и производящая основы

Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована - значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик – это маленький дом (связь по смыслу) Домик←дом (слово  домик  образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет. 

Производная основа – основа нового слова,  например: конфетка←конфета, весенний←весна. 

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка.  При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз  или комбинация  производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

 

§3. Средства словообразования

Средство словообразования  - это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

  • словообразовательные морфемы
  • специальные операции с основой слова 

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы - это

  • приставки, например:  за-, на-, до-, пере- в  словах записать, написать, дописать, переписать 
  • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами - это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются: 

  • сложение основ: дымоход, водопровод
  • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
  • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие. 

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

 

§4. Способы словообразования

Внимание:

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его  не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается. Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром. И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации. 

У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный. 

Способ словообразования –  сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования - разные, эти термины следует различать и употреблять  правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают. У слова нефтепровод средство словообразования - сложение основ, способ словообразования - тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть,  пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй,  выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных, например:  дорога→дороженька (чередование г//ж)
  • Вставки интерфикса - соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
  • Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать. 

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать,  с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

 Итоговый тест

  1. В паре слов осень - осенний основа осень является производной или производящей?
    • Производной
    • Производящей
  2. Как называется основа нового слова, образованного от другой основы?
    • Производной
    • Производящей
  3. Как называется основа слова, от которого образовано новое слово?
    • Производной
    • Производящей
  4. Сколько производящих основ у слов газопровод, нефтепровод?
  5. Сколько производящих основ у слов бледно-голубой, темно-серый?
  6. Сколько производящих основ у слова серо-буро-малиновый?
  7. Сколько производящих основ у слова МГУ?
  8. Как называется процесс образования производной основы от производящей?
    • Способ словообразования
    • Средство словообразования
  9. Являются ли средством словообразования словообразовательные морфемы?
  10. Являются ли средством словообразования специальные операции с производящей основой ( или производящими основами)?
  11. Как называется способ образования слов с помощью приставки и суффикса?
    • Приставочный
    • Суффиксальный
    • Приставочно-суффиксальный
  12. Какое фонетическое явление наблюдается при образовании слова рученька от слова рука?
    • Вставка интерфикса
    • Усечение основы
    • Чередование согласных
Правильные ответы:
  1. Производящей
  2. Производной
  3. Производящей
  4. Две
  5. Две
  6. Три
  7. Три
  8. Способ словообразования
  9. Да
  10. Да
  11. Приставочно-суффиксальный
  12. Чередование согласных

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Словообразование

Количество просмотров публикации Словообразование - 303

Декорреляция

Усложнение

процесс, противоположный опрощению: ранее нечленимая основа стала членимой (основа усложняется). Усложнение происходит по двум причинам:

  1. По аналогии
Историч.   Соврем.
Zonndek из голландского языка, под влиянием существительных с суф. –ик (столик) зонт-ик
 
flaszka из польского языка, слово было с нечленимой основой, по аналогии со словами типа ʼʼдорожка, телœежкаʼʼ фляж-к-а (ср. фляга)
  1. Появление родственных слов у заимствованных слов
Историч.   Соврем.
трагедиj-а заимствовано в 16 в., не имело однокоренных слов. Современные однокоренные слова: траг-ик, траг-ич-н-ый траг-едиj-а
 
гравюр-а из фр. Размещено на реф.рфяз. Современные однокоренные слова: грав-ёр, грав-ирова-ть, грав-иров-щик грав-юр-а

Это приводит к появлению связанных корней.

Но некоторые заимствованные слова не получают родственных слов, в связи с этим суффиксы не выделяются.

Сравни: сержант

лейтенант

Но: оккуп-ант (оккуп-ирова-ть, оккуп-ациjя)

ассист-ент (ассист-ирова-ть)

Но: доцент

не затрагивает морфемного состава основы, но меняет соотношение между производной и производящей основами.

Современ. Историч.
ловец (тот, кто ловит) ловить (усечение мотивирующей основы) ловец ловъ(сущ.)
 
резьба резать резьба резь(сущ.)
 
заморозки заморозить заморозки заморозы

Т.О. в ДРЯ была большая роль именных основ.

1. Основные понятия S/Оия

2. Ступенчатый характер русского S/Оия

3. Мотивирующая основа и S/Оый формант

4. Основные способы русского S/Оия

1. Основные понятия S/Оия

S/Оие как раздел науки о языке дает описание S/Оой системы РЯ с синхронной т.з. (с т.з. современного состояния). В S/Оии рассматривается структура уже имеющихся SS и способы, которыми образуются новые слова.

Со S/Оой т.з. слова делятся на производные и непроизводные. Из двух семантически соотносимых друг с другом SS с общим корнем одно является более простым, а другое более сложным, вторичным.

вода ® водяной (Z ʼʼживущий в водеʼʼ или ʼʼимеющий отношение к водеʼʼ)

Между этими словами отношения мотивации, или производности.

Новое слово всœегда сложнее. Эти отношения — отношения S/Оой производности (или выводимости, или мотивации). Отношения мотивации обнаруживаются только в парах слов.

Словообразовательная мотивация — это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых:

§ либо определяется через значение другого (дом — домик ʼʼмаленький домʼʼ, победить — победитель ʼʼтот, кто победилʼʼ),

§ либо тождественно значению другого во всœех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи:

К примеру: бежать — бег — эта пара слов имеет одинаковое Z ʼʼдвигаться быстро, резко отталкиваясь от земли ногамиʼʼ. По этой причине в ʼʼТолковом словаре Ожегова-Шведовойʼʼ не приводится лексическое Z слова бег, а дается отсылка к слову бежать. При этом эти слова имеют разное грамматическое Z, т.к. принадлежат к разным ЧР: слово бежать — глагол — имеет грамматическое Z действия, процесса, а слово бег — сущ. — имеет Z предмета. Такое наиболее общее грамматическое Z, свойственное всœем словам одной ЧР, называют категориальным Zем.

белый (категориальное Z признака) — белизна (категориальное Z предмета)

быстрый (категориальное Z признака) — быстро (категориальное Z признака качества)

Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое — мотивированным или производным.

Приемы установления мотивации:

1. В случае если ZZ слов разные, то производным является формально более сложное: горох → горошина, бежать → выбежать.

2. В случае если ZZ слов разные, но формально они одинаково сложные, то производным будет являться слово с большей семантической сложностью, ᴛ.ᴇ. то слово, Z которого определяется через другое слово: физика→ физик ʼʼтот, кто занимается физикойʼʼ, художник → художница ʼʼженщина-художникʼʼ.

3. В случае если слова имеют одинаковые Z, кроме значения части речи, производным будет слово с противоречием между значением корня и Z части речи: косить → косьба, дуть → дутьjё, выходить → выходØ, атаковать → атакØа; красный → краснота, синий → синь.

4. В случае если слова различаются по стилистической окраске, то производным будет стилистически отмеченное слово: Табурет → табуретка и т.д.

Отношения выводимости существуют всœегда только между 2 словами, но производных слов м.б. несколько.

вода ® водяной ® водянистый ® водянистость

           
     

это отношения мотивации между парами слов

А последовательное соединœение производных SS образует S/Оую цепочку (по принципу последовательного подчинœения, при этом КАЖДОЕ НОВОЕ СЛОВО ОБРАЗУЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ ОДНОЙ МОРФЕМЫ).

2. Ступенчатый характер русского S/Оия

Т.о. родственные слова м. О-овывать несколько цепочек, а совокупность словообразовательных цепочек составляет S/Оое гнездо родственных слов. Это гнездо иначе называют S/Оой парадигмой.

S/Оое гнездо состоит из нескольких цепочек, в каждой цепочке идет последовательное подчинœение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ А.Н. Тихонов определил как ступенчатый характер русского S/Оия.

  дом ® домик
домишко
домовой
домашний ®

Каждое из этих производных слов составляет пару со словом дом, но между собой SS первой ступени немотивированы.

S/Оовательных ступеней м.б. несколько. При S/Оом анализе крайне важно учитывать ступень (напр. Размещено на реф.рфводянистость находится на 3 ступени). Некоторые слова м.б. на 6 ступени.

клей ® | клéить ® | приклéить ® | приклеивать ® | приклеиваться (4 ступень)

3. Мотивирующая основа и S/Оый формант

Каждая производная основа разделяется на мотивирующую основу и S/Оый формант.

Мотивир. Размещено на реф.рфоснова — это такая основа, кот. используется для Оия нового слова. Из мотивирующей основы мы выводим Z другого слова. И эта мотивирующая основа всœегда рассматривается в паре SS.

Мотивир. Размещено на реф.рфоснова м.б. производной и непроизводной.

В качестве мотивир. Размещено на реф.рфосновы м. выступать:

· основа слова

· всœе слово (при образовании с помощью приставки, постфикса):

построить строить

учиться учить

· словосочетание или сочетание слов

вуз высшее учебное заведение

лесостепь лес и степь

сухофрукты сухие фрукты

Словообразовательный формант — это формальные показатели, которые образуют новое S.

Разновидности формантов:

· аффиксы:

перестроить

лесной

сокурсник

· порядок следования частей и особое ударение

нижеследующий

Глубóкоуважаемый (если глубокó, то это наречие)

В S/Оии существуют понятия S/Оого Z и S/Оого типа.

S/Оое Z — это Z, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ВЖ с пом. S/Оого форманта. Это Z свойственно одноструктурным словам:

суф. –тель — общее S/Оое Z лица (читатель, писатель, учитель)

м. иметь S/Оое Z предметности (растворитель, усилитель)

S/Оый тип имеет следующие признаки:

· SS, относящиеся к одному типу, мотивируются основами слов одной ЧР (сущ., прил., глаᴦ.)

· имеют одинаковый S/Оый формант

· имеют одинаковое S/Оое Z.

Тип — глаголы со Z становления

синœеть, белœеть, чернеть — образованы от основ прилаᴦ. с пом. суф. –е, суф.-е- имеет Z становления признака.

Тип — глаголы с суф. –ну

чихнуть, сверкнуть, свернуть — образованы от глаголов при пом. –ну- со Z однократного действия.

4. Основные способы русского S/Оия

Способ S/Оия — это более крупная единица системы S/Оия, чем S/Оый тип. В способе S/Оия объединяется несколько S/Оых типов, где используется одинаковый вид формантов. Учитывая зависимость оттого, какой формант используется, различают морфемный и неморфемный способы.

referatwork.ru

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Рассмотрим тему СЛОВООБРАЗОВАНИЕ из предмета Русский язык и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Словообразование — это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс. Словообразование устанавливает, является ли слово производным в современном языке и от какого слова оно образовано: верба — непроизводное слово, вербное — производное, т.к. происходит от слова верба.

Способы словообразования показывают, какие словообразовательные средства были использованы для образования новых слов.

Выделяют следующие способы словообразования:

1)    морфологический способ,

2)    лексико-синтаксический способ,

3)    морфолого-синтаксический способ,

4)    лексико-семантический способ словообразования.

МОРФОЛОГИЧЕСКИМ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Морфологический способ словообразования — основной способ обогащения словарного состава русского языка: новые слова образуются путём сочетания морфем на базе имеющихся основ и словообразовательных аффиксов. Различают следующие основные морфологические способы образования слов:

1.1. Суффиксальный способ (или суффиксация) — это образование производного слова путём присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Этот способ действует в образовании всех основных частей речи: жёлтый — желток, мечтать —мечтатель, глаз — глазной, красный — краснеть, красивый — красиво.

1.2.    Префиксальный (приставочный) способ (или префиксация) представляет собой образование производного слова при помощи префикса (приставки), которая присоединяется к производящему слову. Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах: писать — вписать, написать, записать, надписать, переписать, подписать, списать. При префиксации производное всегда относится к той же части речи, что и производящее.

1.3.    Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный) способ характеризуется одновременным присоединением к производящей основе префикса и суффикса. Производящим может быть существительное с предлогом, который переходит в приставку:без денег — безденежный, под Москвой — Подмосковъе[й-ь], при школе — пришкольный, под окном — подоконник, по прежнему — по-прежнему.

1.4.    Нулевая суффиксация (или безаффиксный, бессуффиксный способ) представляет собой образование нового слова путём присоединения нулевого суффикса. Такой способ характерен для некоторых отглагольных существительных: бегать — бег0, взводить— взвод0, вздыхать — вздох0, входить — вход0, также для прилагательных: свинья — свин0ой.

1.5.    Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь к местоименным словам, а также постфикса -ся к глагольным формам: кто-то, кто-либо, кто-нибудь, где-то, как-то; кинуть — кинуться.

1.6.    Префиксально-постфиксальный (приставоч-но-постфиксальный) способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и постфикса. Способ в основном используется для образования глаголов: бежать— сбежаться, думать — задуматься, говорить — разговориться.

1.7.    Суффиксально-постфиксальный способ — образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе суффикса и постфикса. Способ характерен для образования глаголов, образованных от существительных или прилагательных:толпа — толпиться, нужда — нуждаться, скупой— скупиться.

1.8.    Сложение — способ, при котором происходит сложение производящих основ в одно производное слово. Сложение может осуществляться 1) без помощи интерфикса: диван-кровать, плащ-палатка и 2) с помощью интерфикса: юг и запад — юго-запад, лес истепь — лесостепь, стойкий к морозу — морозостойкий.

1.9.    Сложносуффиксальный способ характеризуется сложением производящих основ и одновременным присоединением к ним интерфикса и словообразовательного суффикса: железная дорога — железнодорожный, проходить землю — землепроходец, рубить мясо — мясорубка.

1.10.    Аббревиация — сложение усечённых основ или усечённых и полных слов. Аббревиация бывает следующих типов:

•    буквенная: СССР, ПТУ, ФСБ',

•    звуковая: ГАИ, БАМ, нэп, вуз;

•    слоговая: колхоз, профком;

•    состоящая из начальной части первого слова и целого второго: детсад, подлодка, женсовет;

•    состоящая из сложения начальной части первого слова словосочетания с началом и концом или только концом второго слова: военкомат (военный комиссариат), бионика (биологическая электроника).

ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Лексико-синтаксический способ (сращение) представляет собой образование нового слова из целого словосочетания путём «склеивания» его компонентов: с ума сошедший — сумасшедший, сего дня — сегодня, тот час — тотчас, быстро растворимый —быстрорастворимый, долго играющий — долгоиграющий. Сращение как способ словообразования отличается от сложения тем, что сложные слова образуются только от полнозначных, знаменательных, слов, а сращения — от различных сочетаний (включая и служебные слова) обязательно с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, когда-то писавшиеся раздельно, начинают писаться слитно и приобретают одно ударение (в отличие от словосочетаний): вперёдсмотрящий (дальновидный).

МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Морфолого-синтаксический способ (конверсия) — это способ, при котором новое слово образуется в результате перехода из одной части речи в другую. Выделяют два процесса, характерные для этого способа:

1)    лексикализация — превращение отдельной грамматической формы в слово новой части речи: от существительных в Тв.п. произошли наречия верхом, рядом, мигом, ночью, зимой;

2)    семантико-грамматическое переоформление — переход прилагательных, причастий и местоименных прилагательных в существительные (субстантивация): ванная комната — ванная, учащийся ребёнок — учащийся, больной человек — больной, наши люди —наши.

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Лексико-семантический способ представляет собой распад значений многозначного слова, при котором разные значения одного слова по смыслу расходятся так далеко, что образуют отдельные лексические единицы: титан — «гигант, вступивший в борьбу с врагами», титан — «большой кипятильник для воды», титан — «твёрдый металл».

xn----ftbdmba1cp9d.xn--p1ai

Категория: Русский язык | Добавил: (24.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 1.0/1

Смотрите также