Морской царь. Царь воды


Морской царь | Древнерусский словарик

МОРСКОЙ ЦАРЬ — владыка над всеми морями, над всеми обитателями моря и морскими стихиями. Столь же древен, как и само Море. Разъезжает по морям в раковине, запряженной морскими псами или морскими конями. На голове у него венец из морского папоротника, в одной руке он держит весло, которым укрощает при необходимости волны, Морские стихии, в другой — острогу или трезубец, которым он возбуждает стихии, вызывает бури, сражается со своими противниками и карает ему непослушных. Чертоги его находятся в морской пучине, во глубине океана.

В недосягаемой от смертных стороне,

 Между высокими кремнистыми горами,

Помост из аспида и чистого лазуря,

Палаты из одной изсечены горы;

Там трон усыпанный жемчугами янтарь,

На нем сидит волнам седым подобный Царь.

В заливы, в океан десницу простирает,

Сапфирным скипетром водам повелевает.

М. В. Ломоносов

Служит ему бесчисленное морское воинство. Когда царь Морской гневается или когда он веселится, — а он любит повеселиться и п: причине однообразия подводной жизни старается затащить к себе человека, способного его развлечь, — на море поднимается страшная буря, гибнут корабли и люди.

И.Я.Билибин. Василиса Премудрая и морской царь. 1931

И.Я.Билибин. Василиса Премудрая и морской царь. 1931

Женой Морского царя является Белорыбица. Есть у них и дети, но только все дочери. Выдать бы их замуж, да женихов-то где взять? Вот и старается Морской царь во всех сказках затащить какого-либо юношу к себе в подводное царство.

В русской мифологии, бог моря, властелин подводного царства. Безуспешно сватался к Диве, дочери бога ночного неба Дыя. В образе Трехголового Змея сражался с Перуном и был побежден им. Превратил в змею Пленку, которая отказалась выйти за него замуж. После этого женился на Белорыбице, «всем рыбам царице». Жил в большом дворце на дне моря, имел в подчинении огромное морское воинство, разъезжал по морю на золотой колеснице. Восседал на троне, окруженный стражей — «раками-крабами с огромными клешнями». В его ближайшей свите были «рыба-сом со большим усом, и налим-толстогуб — губошлеп-душегуб, и севрюга, и щука зубастая, и осетр-великан, жаба с брюхом — что жбан». В гневе и радости поднимал волны и топил корабли.

морской царь

Требовал дани с кораблей Садко. Так восхитился игрой Садко на гуслях, что отдал за него свою дочь Чернаву. В его царстве на дне была пещера, ведущая под землю, откуда в конце времен должен был выйти Великий Черный Змей. Мирно уживался с другим царством на дне морском, владычицей которого была Волыня, супруга бога солнца Ра. Когда Ра обратился в реку, Волыня и ее царство опустились на дно моря. Согласно некоторым гипотезам, этот мотив народных преданий мог быть связан с памятью о материках, ушедших под воду, — Атлантидой в Атлантическом, Арктидой в Северном Ледовитом, Лемурией в Тихом, Паци-фидой в Тихом океанах. Царь Морской почитался мореходами также под именами Черноморца, Царя Поддонного. Царь Морской играет также значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он тоже хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь Царя Морского, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Былинного и сказочного Царя Морского следует отличать от водяного духа, который занимал видное место в демонологических верованиях простонародья. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, — совершенно отличны от былинного Царя Морского, который живет в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.

b2b0ceb2540a

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

Морской царь | Древнерусский словарик

Морской царь — это верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине о Садко.

По древним славянским преданиям, все моря и океаны — это кровь Морского царя, а реки — его дочери. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных. Он властвует над всеми рыбами и животными, которые только водятся в морях.

 Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь. Иногда даже обращается черной тучей, которая исторгает из себя множество воды и грозные молнии. В первоначальном значении Морской царь был богом дождевых туч, которые изверглись на землю и образовали на ней моря, куда и переместился владыка вод. Образ первоначального творца и создателя мира — очевидно, Аргя (или Дива) — со временем разделился на Перуна — повелителя гроз, бога ветров Стрибога и Морского царя.

Позднейшие сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленной семьи. Только нет у них с водяной царицею — «всем русалкам русалкой» — сыновей: одни дочери родятся — девы моря с рыбьим хвостом.

  Как сказано в одном старинном стихе, «Окиян-море — всем морям мати», то есть мать. К нему все реки, все моря собираются, все в него вливаются, Океан-морю поклоняются. Он отделяет Русь от «некоторых государств» и воплощает собою множество чудес и опасностей.

На берегах Океан-моря высиживает яйца чудо-птица Алконост, в самой середине его лежит остров Буян, на котором можно встретить и Алатырь-камень, и свинку — золотую щетинку, и даже То, Не Знаю Что...

В синем море-океане живут и русалки, и водяные, и щуки-рыбы, и чудо-юдо рыба кит, и проклятые отцами дочери-утопленницы, и рыбы-оборотни. Океан-море, да и просто море, является в народном представлении олицетворением всего необъятного, необозримого, неисчерпаемого. Оно изобильно и чудесами, и опасностями.

Оно столь же одушевленное, живое, как любой другой сказочный персонаж.

фото 01

Морской царь — вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника, то Поддонного царя, то морского или заморского царя. Всюду он изображается царем, причем упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца.

Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке. Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, — совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.

По предположению Вс. Миллера, на былинный образ морского царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти, так же как на гусляре Садко — отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне).

Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо, упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское.

Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице, иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев — Велламон Нейот, то есть девы Велламо.

Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вейнемейнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).

Более детальное сопоставление былинного морского царя с финским богом моря, изображаемым Калевалой, и финскими сказками. Ещё, по представлениям карел Олонецкой губернии, водяник (называемый ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.

Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний, так что едва ли пригоден для уяснения русских языческих верований. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, например, в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Морской царь (Царь Водяник, Поддонный царь, Заморский царь) — персонаж русских народных сказок: хозяин дна морского, повелитель всех вод, владыка над подводными обитателями, владелец несметных сокровищ. Обычно он изображается царём, причём упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц.

Дворец Морского царя, сделанный из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней, помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Когда он пляшет и развлекается — на море шторм и поднимается буря. Встречается в былинах о Садко и народных сказках, причём не только русских, но и норвежских.

В недосягаемой от смертных стороне,Между высокими кремнистыми горами,Что мы по зрению обыкли звать мелями,Покрытый золотым песком простерся дол:Столпы вокруг его огромные кристаллы,По коим обвились прекрасные кораллы.Главы их сложены из раковин витых,Превосходящих цвет дуги меж туч густых,Что кажет укротясь нам громовая буря;Помост из аспида и чистого лазуря,Палаты из одной изсечены горы;Верхи под чешуей великих рыб бугры;Уборы внутренни покров черепокожныхБесчисленных зверей во глубине возможных,Там трон — жемчугами усыпанный янтарь,На нем сидит волнам седым подобный Царь.В заливы, в океан десницу простирает,Сапфирным скипетром водам повелевает.Одежда царская — порфира и виссон,Что сильные моря несут ему пред трон.

— М. Ломоносов, «Петрияда»

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

Водяной царь в мифологии, фильмах и сказках для детей

О том, кто такой водяной царь, что общего у него с Нептуном, а в чём разница, пойдёт речь в данной статье. Здесь же будут рассмотрены некоторые сказки, в которых присутствует столь интересный персонаж, как водяной.

Сведения из славянской мифологии

Вообще, издревле люди преклонялись перед водной стихией. Она считалась столь же необходимой, сколь и опасной. И это так: водоёмы кормят и поят, но очень часто забирают жизни неосторожных людей. Поэтому и водяным – мифическим существам – придавалось огромное значение в древности. Люди наделяли их двойственными чертами характера, приписывали им поступки, которые также были противоположными.

водяной царь

Чаще хозяина рек и озёр называли просто – водяной. Царь – этот титул присвоили ему уже позже сказочники. Данное утверждение доказывают толковые словари, где рассматривается именно такое наименование, нетитулованное. В народе же водяному присваивались самые разные имена: Водокрут, Водопол, Переплут. Существовали даже специальные праздники в честь него, именины. В такие дни простолюдины задабривали хозяина разных вод подарками, называя его ласково дедушкой.

Водяной и Нептун – это одно и то же?

Кроме славянской мифологии и славянских сказок, водяных нигде не встретишь. Иностранные авторы предпочитали других персонажей, хотя и похожих чем-то на нашего водяного.

Например, Ганс Христиан Андерсен рассказывает в своей знаменитой «Русалочке» о морском царе. Он также живёт под водой, управляет всеми подводными существами. Но если нашему водяному ещё подвластны и русалки, то персонаж Андерсена является отцом этих мифических существ.

водяной царь из сказки

Есть в иностранной литературе произведения, в которых принимают участие боги Нептун или Посейдон. Но и их не стоит отождествлять с нашим водяным – это абсолютно разные персонажи как по внешности, так и по характеру.

«Марья-искусница», фильм для детей

Водяной царь – один из персонажей многих русских сказок. Именно поэтому этот образ часто присутствует в фильмах для детей.

Эта очень интересная сказка про водяного царя была экранизирована в 1960 году режиссёром Александром Артуровичем Роу. Сюжет фильма основывается на том, что отставной солдат в лесу встречает царевича Ивана, сына Марьи-искусницы. И от мальчика он узнаёт, что томится его мать у Водокрута Тринадцатого. Водяной царь пленил царицу за то, что она умела уж больно красиво вышивать да шить.

Солдат помог царевичу вызволить мать. Но на пути водяной царь строит спасателям преграды. Помогают солдату разные персонажи: умеющая колдовать Тётушка Непогодушка, выслужившийся из простых лягушек коварный Квак, морские пираты, Сом Карпыч. Удивительное подводное царство показывает зрителю фильм-сказка, где был водяной и царь-сын, солдат и Марья-искусница.

Может быть, ничего и не вышло б у солдата с Иваном, да на помощь пришла им внучка Водокрута Тринадцатого, Алёнушка.

сказка где был водяной и царь сын

Следует отметить, что водяной царь из сказки «Марья-искусница» – глуповат, нелеп и смешон. Он совсем не похож на властных и сильных мифических персонажей других стран – морских царей и богов водной стихии.

Сказка для детей про водяного

Жили-были в одном селении мать да сын. Тяжело они жили, бедно. Стал сынок подрастать – начал пытаться матери помогать. Каждый день он на реку ходил рыбу ловить.

сказка про водяного царя

А однажды вдруг увидел он, что в сетях его запуталась то ли рыбина крупная, то ли зверь невиданный с рыбьим хвостом. Взмолился пленник, стал просить юношу отпустить его в реку. А за то обещает существо странное исполнить любые его желания. Даже не догадался парень, что в сетях его барахтается сам водяной царь. Подумал, что просто несчастное животное случайно запуталось.

Улыбнулся юноша, распутал сети да и отпустил зверя хвостатого в реку. И ничего взамен не попросил. Вернулся домой да рассказал матери историю странную.

– Умница ты, сын мой дорогой! Нельзя за добрые дела плату брать, – так сказала его матушка любезная.

Не прошло и двух дней, как явились к беднякам посыльные со стороны заморской. Поклонились они людям бедным да и сказали такое слово:

– В далёком царстве-государстве ждёт вас наследство огромное, оставленное родственниками дальними. Сами вы туда поедете или вам богатства великие сюда привезти?

Попросили мать с сыном, чтобы всё, что им причитается, привезли послы заморские сами – не захотели они уезжать от земли родной. А сами поняли: то водяной так за добро им отплатил. А на самом деле это была проверка. Вовсе не попался водяной в сети нечаянно, а специально запутался, чтобы удостовериться, что бедный юноша добр и чист душою.

fb.ru

Морской царь - это... Что такое Морской царь?

Морско́й царь — вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника, то Поддонного царя, то морского или заморского царя. Всюду он изображается царем, причем упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень-озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует.

В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке [1]. Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, — совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки.

По предположению Вс. Миллера, на былинный образ М. царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти, так же как на гусляре Садко — отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне). Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо, упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице, иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев — Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вейнемейнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).

Более детальное сопоставление былинного морского царя с финским богом моря, изображаемым Калевалой, и финскими сказками. Ещё, по представлениям карел Олонецкой губ., водяник (называемый ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.

Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний, так что едва ли пригоден для уяснения русских языческих верований. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, напр., в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Примечания

  1. ↑ (см. ст. Lang’a, «A far-travelled tale», в его книге «Custom and Myth»)

dic.academic.ru

Мифология славян. Мифы - России

Как тут-то в озере вода всколыбалася, Показался Царь Морской...

Былина "Садко"

В мифологическом представлении народа вода рассматривалась как особое царство со своими обитателями и владыкой.

Морской царь - повелитель всех вод, омывающих землю: морей, рек, озер и владыка над всеми подводными обитателями. Живет Морской царь в морских пучинах в хрустальном дворце. В других представлениях - во дворце из стекла, серебра, золота и драгоценных камней. Обиталище Морского царя в глубинах океана изобразил Ломоносов в "Петриаде":

В недосягаемой от смертных стороне, Между высокими кремнистыми горами, Что мы по зрению обыкли звать мелями, Покрытый золотым песком простерся дол: Столпы вокруг его огромные кристаллы, По коим обвились прекрасные кораллы. Главы их сложены из раковин витых, Превосходящих цвет дуги меж туч густых, Что кажет укротясь нам громовая буря; Помост из аспида и чистого лазуря, Палаты из одной изсечены горы; Верхи под чешуей великих рыб бугры; Уборы внутренни покров черепокожных Бесчисленных зверей во глубине возможных. Там трон жемчугами усыпанный янтарь, На нем сидит волнам седым подобный царь. В заливы, в океан десницу простирает, Сапфирным скипедром водам повелевает. Когда Морской царь веселится в своих пышных чертогах, на море разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. В этих случаях корабельщики опускали за борт хлеб-соль, а иногда — и людей по жребию, как в былине о Садко, чтобы умилостивить Морского царя. Сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленного семейства. Только нет у них с водяной царицею - "всем русалкам русалкой" - сыновей: одни дочери.

МОРСКАЯ ЦАРЕВНА

В море царевич купает коня; Слышит: "Царевич!взгляни на меня!"

Фыркает конь и ушами прядет, Брызжет и плещет и доле плывет.

Слышит царевич: "Я царская дочь ! Хочешь провесть ты с царевною ночь?"

Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова, В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: "Добро же! постой!" За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна: Плачет и молит и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет; Выплыл; товарищей громко зовет:

"Эй вы! сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьется добыча моя...

Что ж вы стоите смущеной толпой? Али красы не видали такой?"

Вот оглянулся царевич назад: Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит: лежит на песке золотом Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела, Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок; Шепчут уста непонятный упрек...

Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!

М. Ю. Лермонтов

Русские простонародные предания говорят из глубины стародавних лет о том, что все дочери Морского царя превратились в большие реки. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления — отголоски древнего обожествления вод земных. Вот что говорится о Морском царе и.его дочерях в былине "Садко".

Был Caдко беден, имел из всего добра только "гусли звончаты", с которыми хаЖивал на пиры званые, веселил народ. Сидел однаЖ-ды Садко на берегу Ильмень-озера, наигрывал на гусельках; вдруг в озере вода всколебалась - и выплыл властитель царства подводного. За игру чудесную посулил Морской царь Садко "клад из Ильмень-озера - три рыбы-золоты перья". Закинул гусельник в озеро невод, и дался ему в руки обещанный клад. Закупил на него Садко товару видимо-невидимо, стал богатым гостем-купцом господина Великого Новгорода...

Почти двенадцать лет путешествовал купец Садко, и вот как-то однажды все его тридцать кораблей замерли посреди моря, словно к воде приросли Стали корабельщики Жребий кидать: кто тот грешник, чьи грехи дерЖат суда на месте? Кого требует бросить в море Морской царь? Выпал Жребий Садко, ибо он двенадцать лет плавал по морю-океану, не отблагодарив подводного владыку, не платя ему дани-пошлины. Отпустили корабельщики Садко на доске в море, и попал он во владения Морского царя Стал играть песенник для подводного владыки. От плясок Морского царя поднялась на море буря великая. По подсказке Николая-угодника, покровителя корабельщиков, Садко порвал струны, и успокоилась морская стихия. Морской царь, Желая оставить у себя чудесного гусельника, предлоЖил ему на выбор одну из своих тридцати дочерей. Все они были как на подбор, но Садко, опять по совету Николая-угодника, выбирает Чернаву (в другом варианте - Женится на Волхве-реке). После свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы.

Поет и на гуслях играет Садко,

Поет про царя водяного:

Как было там жить у него нелегко

И как уж он пляшет здорово;

Поет про поход без утайки про свой,

Какая чему была чередь,

— Качают в сомнении все головой,

Не могут рассказу поверить.

А. К. Толстой

mifijslavyan.ru

Цари гор и воды | Книга сказок

Давным-давно всю землю Фаунг-Тьяу покрывали леса. и горы. Леса были темные и дремучие, а вершины гор поднимались высоко, под самое небо. На склонах гор и по берегам рек рос густой кустарник, а над водой шелестели узкие стебли тростника. Разнообразен и богат был мир растений земли Фаунг-Тьяу, но вот рис давал хилые и жидкие побеги: ему мешали расти вечно бурлившие речные воды, которые размывали посевы.

Огромная река, пересекавшая землю Фаунг-Тьяу, никогда не бывала спокойной; ее воды неслись издалека, никто даже не знал точно, где ее истоки. Пенные волны приносили огромные стволы деревьев, а река мчала их так же легко, как сухую соломинку. Старые люди говорили, что Водяной царь похищал эти громадные деревья в горных лесах для своего нового подводного дворца.

Люди Фаунг-Тьяу очень любили леса и горы своей земли. В них водились легконогие антилопы и росли молодые сладкие побеги бамбука. Леса и горы давали пиши не меньше, чем рисовые поля, поэтому люди смотрели с ненавистью на бурные воды реки, разорявшие зеленые джунгли. А Водяной царь каждый день уносил могучие железные деревья и развесистые дубы, иногда речные волны захватывали даже и молодые бамбуковые стебли.

В те времена землей Фаунг-Тьяу правил мудрый царь Хунг Выонг. Его дворец возвышался на вершине красного холма, а под холмом, недалеко от леса, лепились жилища его подданных. Как ни бушевали волны во время самых широких разливов — вода не могла достигнуть стен, возведенных людьми. Жители страны очень любили своего мудрого и доброго царя, и в земле Фаунг-Тьяу царил благостный мир.

Была у царя Хунг Выонга дочь, принцесса Ми Ныонг, самая прекрасная из всех девушек на свете. Глаза ее сияли, как яркие звезды, брови, тонкие и иссиня-чёрные, вздрагивали, как листья приозерной ивы, а кожа принцессы была белее бивней лесных слонов. Царь очень любил свою дочь, но вот настало время искать для нее достойного мужа.

Однажды у стен дворца появились двое юношей, они почтительно просили допустить их к царю. Прекрасное лицо первого юноши было исполнено спокойствия и доброты. На вопрос царя, кто он, юноша скромно ответил, что он Царь лесов и гор Тан-Вьена [39 - Теперь горы Ба-Ви (Шон-Тай), расположенные в Северном Вьетнаме.]. Лицо другого гостя выражало угрюмость и коварство, это был Царь вод, властитель всех рек, протекающих в стране Фаунг-Тьяу.

Молва далеко по свету разнесла слухи о необыкновенной красоте Ми Ныонг, и оба царя, узнав о ней, прибыли во дворец Хунг Выонга, чтобы просить у него руки прелестной принцессы. Царь не знал, что ответить женихам, ведь оба они были могущественны, — один владел всеми лесами и горами, другой был хозяином всех рек. Не знал царь, кому дать согласие, а кому отказать.

Не желая никого обидеть, Хунг Выонг подозвал женихов и сказал:

— Я назначу вам обоим испытание. Пусть каждый доставит во дворец сто больших круглых блюд клейкого риса [40 - Сорт риса, который, развариваясь, превращается в сладкую клейкую массу.], двести пирогов «неп» [41 - Приготовление пирогов «неп» занимает много времени.] с разной начинкой, а также несколько чудесных животных: слона с девятью бивнями, петуха с девятью шпорами на каждой ноге, лошадь с девятью розовыми гривами. Я буду ждать до заката завтрашнего дня. Кто из вас прибудет первым, тот и получит в жены мою дочь, и мы сыграем пышную и радостную свадьбу…

Царь вод, вернувшись в свои владения, немедленно созвал всех своих подданных и грубо приказал им немедленно раздобыть диковинные вещи для царя Хунг Выонга. Акулы и крокодилы, любимые вельможи Царя вод, возопили:

— Прежде, если нам было нужно что-нибудь на земле, мы поднимали воды, и течение приносило нам все необходимое. Но за один день мы не в силах настолько поднять воду, чтобы добраться до гор и лесов и схватить чудесного петуха, слона и лошадь.

Царь вод страшно разгневался, осыпал бранью своих вельмож и приказал им тотчас во что бы то ни стало выполнить его повеление.

Акулы и крокодилы со злобой в душе вышли из дворца Царя вод и, приняв человеческий облик, отправились на поиски риса, пирогов неп и чудесных животных.

Возвратился в свои владения и Царь лесов и гор. Собрал он совет и рассказал своим приближенным о своей любви к прекрасной Ми Ныонг и об условиях её отца.

Все жители очень обрадовались, узнав, что их царь полюбил такую красивую и прелестную принцессу, и поклялись не пожалеть своих сил, а доставить на рассвете рис, пироги неп и диковинных зверей во дворец Хунг Выонга. Они говорили:

— Царь лесов и гор защищает нас от буйств злой реки, поэтому мы можем спокойно трудиться на наших полях. Мы сделаем все, чтобы достойно отблагодарить его.

Все женщины сразу же принялись за стряпню, они начали готовить пироги неп и варить клейкий рис. Стада чудесных антилоп, шкуры которых были усеяны белоснежными звездами, разбежались по лесам в поисках диковинных зверей для царя Хунг Выонга, а маленькие антилопы, оставшиеся дома, радостно скакали по парку. Золотистые иволги и сладкоголосые соловьи громко распевали о предстоящей счастливой свадьбе.

Еще не забрезжила утренняя заря, а во дворце Царя лесов и гор все было готово. Царь созвал своих приближенных, и все они, облачившись в пышные драгоценные одежды, выступили из дворца, направляясь к столице Хунг Выонга. За царем и его свитой следовала длинная процессия: носильщики, на головах которых в такт шагам мерно раскачивались блюда с пирогами и клейким рисом; слуги, ведущие чудесного слона с девятью клыками; лошадь с девятью розовыми гривами, а в золоченой клетке несли диковинного петуха с девятью шпорами на каждой ноге.

Рассвет только позолотил край неба, и утренний туман клубами поднимался еще над долинами рек и горными ущельями, и лесные птицы только еще запевали свою первую песню, когда Царь лесов и гор с караваном даров подошел к стенам дворца Хунг Выонга. Все жители города, выбежав из домов, радостно приветствовали юного царя и его свиту.

Хунг Выонг приготовил роскошный пир, дворец был полон гостей. Придворные и родственники жениха и невесты, почтенные старцы и веселые юноши восседали в просторных залах, слуги разносили им пенистое вино, ароматное мясо козлят и сладкие плоды. Один из вельмож Хунг Выонга поднялся со своего места и, взяв в руки две бамбуковые трости, стал ударять ими друг о друга и в такт ударам завел чудесную песню о любви и счастье. Все подхватили ее, и мелодия, разрастаясь, полетела далеко-далеко, гулким эхом отдаваясь в угрюмых скалах и на берегах рек. Потом все девушки встали и поплыли в чудесном, грациозном танце под мерные удары бамбука. Рукава и полы их праздничных светлых нарядов реяли в воздухе, точно крылья сказочных бабочек…

Прекрасная Ми Ныонг вышла из своих покоев и учтиво поклонилась отцу, мужу и всем гостям. Принцесса была одета в ярко-красное платье, волосы ее обвивала синяя шелковая тесьма. Под радостные крики и приветствия Ми Ныонг села на коня и вслед за своим супругом выехала из ворот дворца. Они направились по дороге, ведущей в горы. Цветы по обеим сторонам дороги поднимали из травы свои яркие головки, легкий ветерок раскачивал их, и казалось, что они радостно приветствовали прекрасную Ми Ныонг и ее царственного супруга. Золотистые иволги и сладкоголосые соловьи порхали над головами всадников или, опускаясь на их плечи, заводили веселые песни. Стада антилоп бежали рядом с лошадьми и резвились в высокой траве…

Свадебная процессия была уже далеко, когда во дворец Хунг Выонга прибыл наконец Царь вод со своими дарами. Узнав о поражении, Царь вод затаил в сердце лютую злобу; угрюмо велел он своей свите отправляться обратно. Вернувшись в свой подводный дворец, он повелел согнать весь водяной народ и голосом, полным злобы, приказал немедленно начать войну против Царя гор и лесов. Он приказал водам всех рек выйти из берегов и затопить землю; прекрасная Ми Ныонг по его приказу должна была быть похищена и доставлена в подводное царство.

Царь вод вызвал духа Дождя и духа Ветра и повелел им обрушить на землю ураган, гром и молнии. Реки и ручьи, стекавшие с гор, забурлили, зашумели, как водопады, высоко поднялась вода в реках и ринулась на поля. Царь вод, с лицом надменным и злобным, отдал своим войскам приказ к наступлению. Зеленые побеги риса гибли на полях, размытых свирепыми волнами. Свиньи и куры, буйволы и козы, дома и деревья с плодами — все понеслось и закружилось в грозных водоворотах наводнения.

Люди, спасаясь от бушующих вод, бежали в горы с беспомощными старцами и маленькими детьми на руках. Стиснув зубы, смотрели они с ненавистью на пенящиеся волны, которые разрушали их жилища, разоряли сады и посевы. Юноши и девушки, самые сильные и отважные, вместе с Царем лесов и гор и прекрасной Ми Ныонг начали возводить дамбу, которая могла бы преградить путь воде. Дождь с каждой минутой усиливался, порывы ветра становились злее и резче. Тучи черным пологом нависли над землей, и из них вырывались сверкающие стрелы молний, раскаты грома сотрясали леса и горы, заглушая крики и вопли людей.

Царь лесов и гор приказал людям бросать в воду камни и вырванные бурей деревья, чтобы остановить бешеный напор волн, а кроме того, он повелел метать в воду дротики, чтобы перебить злобных жителей вод. Затем Царь лесов и гор произнес волшебное заклинание, и могучие молнии стали ударять в вершины самых больших деревьев и валить их в воду. Камнями, деревьями, и дротиками было убито множество свирепых подданных Царя вод, и они всплывали на поверхность воды брюхом кверху.

Шум волн, на которых раскачивались их трупы, напоминал плач. Люди вылавливали из воды больших рыб, а самые смелые проткнули копьем огромного осьминога и выволокли его на берег. Это чудовище пожрало немало маленьких детей, и теперь все радовались его смерти. Насадив осьминога на толстую бамбуковую жердь, люди подвесили его над пылающим огнем, зажарили и начали есть, потому что мясо осьминога укрепляет силы и прогоняет усталость. Все были полны решимости победить Царя вод.

Целую ночь смельчаки вместе с Царем и Царицей не покидали полей. Повсюду пылали огромные костры. Люди работали без устали, подбадривая себя песнями. В бурлящую воду без остановки летели огромные бревна и камни. Царь вод, видя, что люди успешно сопротивляются напору волн, пришел в неописуемую ярость; лицо его потемнело, и голосом, полным злобы, он отдавал своим полчищам приказы о новом наступлении. Водяные валы, поднимаясь ввысь, рычали, как чудовищные звери.

Люди, сражавшиеся с разъяренной стихией, выпустили тучу стрел в гребень гигантской волны, с грохотом надвигавшейся на дамбу. Волна, извиваясь, вздувалась и поднималась еще выше, избегая стрел. Но они метко ложились в цель. Наконец, заревев, точно раненый лесной зверь, волна пала и рассыпалась на миллионы мелких брызг. Сердце Царя вод сжалось в смятении, а лицо еще больше нахмурилось и помрачнело.

Каждый раз, когда волны вздымались чуть выше, Царь лесов и гор еще выше поднимал сушу, и вода в бессильной злобе билась о берег. Люди в это время разгибали усталые спины и получали короткий отдых. Напор волн становился все слабее и слабее, и, наконец, радостные крики победителей огласили горы и леса.

Когда стало ясно, что грозная опасность миновала, Ми Ныонг поднялась на гору. Она обошла все уцелевшие дома, побывала во всех семьях, оставшихся без крова, успокаивая стариков и утешая плачущих детей.

Много солдат и военачальников потеряла армия Царя вод, а горы Тан-Вьен, где находилась Ми Ныонг, после каждого нового штурма поднимались выше и выше. И понял царь, что безнадежна затеянная им война. Скрепя сердце отдал он приказ отступать. Волны сразу же улеглись, река вошла в берега, и из-под воды показались сады и поля, покрытые толстым слоем ила и тины; перед глазами предстала печальная картина: поваленные деревья, разрушенные дома, разбитая утварь.

Но люди не пали духом. Едва спустившись с гор, они принялись за работу. Застучали топоры, завизжали пилы, и один за другим начали расти новые дома. Сровняв ямы, оставленные на полях водоворотами, крестьяне вспахали землю и высадили рис. Около домов снова зазеленели плодовые деревья. Ил и тина хорошо удобрили поля, и богатые урожаи вскоре вознаградили людей за все их потери.

Чтобы защитить себя в будущем от нашествия полчищ Водяного Царя, Царь лесов и гор повелел сблизиться двум горным вершинам, и они, сомкнув свои отроги, встали мощной преградой на пути волн.

А Царь вод, кипя беспощадным гневом, день и ночь помышлял о мести. Поэтому каждый год, как только подходят месяцы июнь и июль, вода в реках, бурля, поднимается, стремясь выйти из берегов и затопить поля и селения. Это войска Водяного Царя с ревом обрушиваются на сушу, мстя за понесенное ими поражение.

Но не зря совершили свой славный подвиг отважный Царь лесов и гор и прекрасная Ми Ныонг, — люди научились бороться с разбушевавшейся стихией. Они возводят высокие дамбы и широкие плотины, и волны, самые свирепые слуги Царя, в бессильной ярости отступают. Несокрушимой преградой на пути беснующегося потока стоят сведенные Царем лесов и гор две громадные горы, и люди произносят названия этих гор с уважением и любовью. Храм у этих гор, сооруженный в честь Царя лесов и гор и его прекрасной супруги, юноши и девушки постоянно украшают яркими цветами, и из поколения в поколение передается о них благодарная память.

skazbook.ru

«Царь-вода». Москва подземная

Во второй половине XIX века московскому начальству пришла идея составить план-карту всех целебных родников Первопрестольной.

Поручили выполнить эту работу ученым мужам. Но по каким-то причинам не заладилось у них. Вероятно, губернатор не выделил деньги.

И тут вдруг взялся за дело простой кладбищенский землекоп. По одному преданию, звали его Прошка, по другому — Сафрон.

В общем, стал он похваляться, что составит карту московских родников без всяких денег.

— Да кто ж тебе их даст? — ухмылялся народ. — И сановитых начальство не больно радует деньгой. А тут — какой-то неказистый искатель-копатель выискался…

Но всякие ухмылочки да ехидства на Сафрона-Прошку не очень-то действовали. Втемяшилось в башку осчастливить Первопрестольную — и все тут!

Еще в детстве услыхал он от каких-то дремучих дедов о «царь-воде», заточенной в московском подземелье. Кто ее отыщет да на свет Божий выпустит, тому откроются еще неизвестные целебные родники в городе. Сказывали деды и где искать «царь-воду».

Сегодня на этом участке расположен Пресненский парк. А в древности, когда и Москвы еще не было, там находились священная роща и пещеры, где язычники совершали обряды, поклонялись идолам и приносили человеческие жертвы подземной «воде-владычице».

В XVIII столетии на месте будущего парка располагалась усадьба князей Гагариных. Называлась она дача Студенец. В 1840 году владельцем усадьбы стал московский генерал-губернатор Закревский.

На даче Студенец были вырыты пруды и каналы, а на возникших островах разбиты фруктовые сады.

Среди работников графа Закревского ходили слухи, что глубоко в подземелье имения протекает река с волшебными свойствами. Называли ее по-разному: «всем водам вода», «царь-вода», «вода-владычица».

Много столетий назад приняла она в себя непомерное количество человеческой крови. За то наказана была. А кем — неведомо. Лишили ее «света белого», и, пока не очистится от крови, «струиться ей во мраке подземелья».

Давно она очистилась, а наказание почему-то осталось. За многие века приобрела «царь-вода» необычную целебную силу, но воспользоваться ею никто из людей не мог.

Долго шастал Прошка-Сафрон по садам графа Закревского. Наконец отыскал тайный лаз в подземелье. Оповестил о том и своих приятелей, и работников генерал-губернатора.

Собрался народ поглазеть и смельчака проводить в неизвестный путь. Дали ему несколько пустых бутылок, чтобы набрал он «царь-воду».

Нырнул в лаз Прошка-Сафрон, да так и не вынырнул. Ждали его любопытствующие день-другой, а на третий стали догадки строить.

— Заплутал малый в подземелье…

— Видать, не отпустила его «царь-вода»…

— А может, осточертела ему наземная жизнь и решил он остаться навечно во мраке?..

Уведомили самого Закревского. Нашлись отчаянные головы, и полезли они искать пропавшего землекопа, но вскоре вернулись ни с чем. Сообщили, что слышали во тьме шум реки, да не смогли найти к ней дорогу.

На сороковой день после исчезновения Прошки-Сафрона главный садовник графа Закревского приказал засыпать лаз в подземелье.

С годами случай с искателем «царь-воды» москвичи позабыли. Но вдруг вновь заговорили об этом в девяностых годах XX века.

Бомжи, ночевавшие в Пресненском парке, уверяли, что слышали из глубин земли плеск и журчание реки, человеческие стоны и крики о помощи.

Говорят, и в наше время какие-то неизвестные ищут давно засыпанный лаз, чтобы добраться к «царь-воде».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также