Ваш браузер не поддерживается. Бегущая вода


Бегущая вода — ориджинал

- И так, Вы боитесь рек, я правильно понимаю? - монотонно проговорил бас моего психолога.

- Нет, я боюсь бегущей воды.. - робко ответила я. Понимая, что это почти одно и тоже.

Мы сидели в кабинете с утончённым дизайном. Белые стены, кожаные диваны, дубовые столы, полки с кучами книг и лёгкие бирюзовые занавески, которые медленно качались туда-сюда от сквозняка, пропуская в душный кабинет свежий летний воздух. Но одно напрягало меня в этом кабинете, картина водопада прямо над головой моего психотерапевта. Серьёзно! Как он мог, зная, что у меня боязнь бегущей воды - не снять эту картину хотя бы на время нашего сеанса? Теперь она не давала мне расслабься, я буквально слышала звук ударяющейся воды об камни и это противное шипение.

Мурашки пробежали по коже.

- Хорошо.. - глубоко вздохнув, проговорил мужчина, надевая очки. - Когда вы впервые столкнулись с этим страхом?

Я старалась смотреть прямо в глаза психологу, чтобы лишний раз не переводить взгляд на зловещую картину.

- Ну.. Не помню .. - я посмотрела в пол. - Понимаете, я боюсь этого с рождения.

- Так не бывает. - строго сказал мужчина. - У каждого страха есть своя обоснованная причина.

- Нет! Не у каждого! - я подняла глаза на психолога, но глаза предательски соскользнули на картину с водопадом. - Эта картина.. - я указала пальцем на неё. - Я никогда в своей жизни не видела водопадов, но знаете, такое чувство, будто я слышу, я слышу этот звук! Я слышу, как каждая чёртова капелька ударяется об тяжелый камень, я слышу это шипение и гул, словно этот водопад прямо здесь! - я поняла, что слегка перегнула палку и что бесполезно оправдываться перед психологом, он все равно не поймёт.

- Успокойтесь, давайте выясним, что Вас так пугает в бегущей воде. - Мужчина облокотился на кресло. - Попробуйте рассказать мне, чего именно Вы опасаетесь?

Я слегка успокоилась и отвела взгляд. Никогда я не пробовала рассказывать о своей фобии так подробно, да я и не хотела. Все поголовно когда узнавали о моем страхе, считали это лишь выдумкой и чушью.

"- Это просто вода, звук текущей воды расслабляет, попробуй и ты поймёшь" - в голове пронеслись слова моей мамы. "Нет мам, я никогда этого не пойму.." - мысленно ответила я.

- Пару лет назад, мы с моими родителями ездили на рыбалку. - я нервно сглотнула. - мы ловили рыбу из маленькой, но быстрой реки, там было трудно рыбачить, но родители вывезли меня под предлогом : "Ты увидишь, что это совсем не страшно и за одно проведёшь время с семьёй" - я пародировала голос моего отца. - и .. Вот мы приехали. Я вышла из машины и услышала звук. Такой противный и громкий, что мне захотелось спрятаться, скомкаться комочком как это делают испуганные кошки и просто спрятаться, убежать от этого шума..

- Продолжайте .. - тихо сказал психолог. Он пододвинулся ближе и продолжил внимательно слушать.

- Это странно, жутко странно и я это понимаю, но как подумаю, что меня уносит это течение. - я сделала паузу и посмотрела на картину. - То голова начинает кружиться от страха, ведь, если попадёшь в быструю реку, то считай всё. Ты труп. Кричи не кричи, от такого шума никто не услышит. Этот шум парализовывает и давит. Давит. - я напряглась всем телом, страх подступал, но я пыталась бороться. - Так вот, о чём я. Мы развели лагерь около реки. Мама усадила меня рядом с берегом. - я закрыла глаза. - Я помню. Я хорошо помню, как я смотрела на бегущую в никуда воду, она ударилась об камни, об ветки и другие препятствия, но беспомощно неслась вперёд. У неё нет выхода. Нестись в никуда - вот смысл её короткой жизни. Впрочем, это очень похоже на нашу жизнь, верно? - я открыла глаза и посмотрела на мужчину. - Нас тоже так же беспощадно бьёт о разные проблемы и горести, но мы несёмся вперёд, словно не замечая этого. И уносим в своей суете кого-то, кто не выбирал такой путь. Наша жизнь такая же суетливая и шумная, и от неё тоже порой хочется спрятаться и убежать, поджав хвост. Знаете, возможно, теперь мой страх не звучит для вас странно, вдумайтесь, разве Вы бы хотели оказаться жертвой быстрой реки?

Психолог выглядел озадачено. Он посмотрел куда-то в пол, а потом сказал:

- Нет, не хотел, но я и не окажусь унесённым водой, если не буду рядом с рекой. Ведь так? - он перестал быть слишком спокойным и то и дело ёрзал в своём кожаном кресле. - Почему Вас напрягает картина за моей спиной? Чего Вы в ней боитесь? Это же просто картина.

- Картина. Да. - я уловила слова психолога, но, увы, от его слов мне легче не стало. - Картина, её же кто-то рисовал, или фотографировал. Значит, человек был около этого водопада. - я взялась рукой за подбородок.

- Да, но с ним всё хорошо, тогда с чего вы взяли, что реки - это так опасно? Они же так красивы, многих людей даже успокаивает звук бегущей воды. - мужчина начал эмоционально жестикулировать руками.

Тут я подумала, что мои слова пробудили страх и в нём. И всё, что он сейчас говорил, это лишь для того, что бы успокоить самого себя.

- Вы не путайте пожалуйста, быстрое течение с медленным. Медленное - лишь прогулочка для воды. А вот быстрое течение - марафон на скорость. И не дай Бог ты окажешься в эпицентре этого забега. Тебя унесёт, унесёт туда, от куда действительно нет выхода. И как такое может успокоить? - Я смотрела в глаза психологу, он был напуган.

Часы пробили три часа дня. И наша пауза прервалась.

- Наш сеанс окончен, когда придёте в следующий раз? - мужчина трясущимися руками взял ручку и написал на листочке моё имя.

- Никогда. Спасибо Вам за всё, но я разберусь сама со своим страхом. - я взяла свою сумочку и вышла из кабинета.

"Сейчас, психолог, наверняка, вздохнул с облегчением. Ведь он понимает, что я права, страх бегущей воды - это не просто глупая фобия, это страх перед шумом и беспомощьностью, страх перед обязанностью быть частью большой реки и нестись куда-то, может быть прямиком к бездне. Наша жизнь началась с воды, в ней она и закончится. Не стоит недооценивать силу воды, мужичёк, особенно быстрой, а то унесёт тебя за грани разумного, там и утонешь."На улице светило жаркое июльское солнце. Пол города ушли купаться к местной городской речке, а я пожалуй, воздержусь от этого.

А то мало ли, унесёт ещё.

ficbook.net

Бегущая вода | Приоритетинвест

Люди всегда предпочитали жить неподалеку от источников воды. Практически все древние славянские поселения расположены по берегам рек, озер, поблизости от бьющих из-под земли ключей и ориентированы не по сторонам света (как у китайцев), а по направлению течения рек. Современное городское жилье с видом на реку и дачные участки, расположенные поблизости от водоемов, ценятся выше, чем аналогичные в других местах. Но жить в непосредственной близости к водной стихии не очень хорошо. Во-первых, во время снеготаяния и в дождливые периоды вода поднимается и подтапливает подвалы домов в сельской местности. Во-вторых, повышенная влажность воздуха не лучшим образом сказывается на здоровье: страдают опорно-двигательный аппарат и дыхательная система, а комары и мошки являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. И наконец, следует учитывать энергетику водной артерии, находящейся рядом с домом. Она может быть полезной для человека и опасной.

Быстрая бурлящая река - плохой сосед. Ее стремительная энергия Ша, даже если не приносит разрушений, смывает живительную Ци, унося с собой покой и благополучие дома и его обитателей. Особенно неблагоприятным в Фэн Шуй считается расположение дома возле стремнины, водопада или речного порога - выше по течению. Но если падающая вода направляется к дому, то это сулит богатую жизнь. Важно, чтобы воды (а стало быть, и богатства) не оказалось слишком много. Горные ручьи производят тот же эффект, но меньшей силы.

Очень широкая и медленная река рядом с домом - также не лучший вариант. Дело в том, что по берегам такой реки образуются заводи, в которых вода почти не движется. В них энергия застаивается и «притормаживает» все живое в радиусе своего действия.

Лучше всего будут чувствовать себя обитатели дома, стоящего на высоком берегу спокойной реки (но не на круче, обрыве или утесе) или у места разлива. Можно жить и на пологом берегу, если дом не в низине и на безопасном расстоянии от кромки воды.

При анализе энергетики местности следует учитывать положение дома относительно изгибов реки. Хорошо, когда река как бы обнимает место, где стоит дом, заключает его в полукольцо (рис. 14а). Она дарит обитателям дома свою добрую энергию и забирает с собой остаточную и отработанную Ци. Это самое благоприятное расположение может быть безнадежно испорчено, если недалеко от дома выше по течению находится какой-нибудь источник энергии зла, горя, страданий (например, скотобойня, мясокомбинат, тюрьма, сумасшедший дом, кладбище и т. п.).

Жильцы дома, расположенного на противоположном берегу изгиба (рис. 146), могут испытывать постоянную нехватку жизненной энергии, так как поступающая Ци сразу же уносится по течению реки.

Рис. 14. Дома у излучины реки: а - благоприятное расположение; б - неблагоприятное расположение

Если дом располагается в междуречье (рис. 15), соотношение приносимой водой энергии и уносимой - самое благоприятное для человека. Совсем иначе складывается ситуация, если дом находится у места впадения реки в море: попадающая в дом природная Ци устремляется в морские просторы, увлекая за собой домашнюю и человеческую Ци.

В Фэн Шуй считается, что человеку не следует смотреть, куда уплывает его энергия. Хорошо, когда река делает поворот, огибая дом, и скрывается за лесом или холмами (рис. 16а). Если из окон дома или с крыльца можно наблюдать, как река (ниже по течению) исчезает за горизонтом (рис. 166), необходимо высадить деревья так, чтобы они закрывали этот вид (рис. 16в).

Рис. 15. Варианты расположения дома в междуречье Распределение энергии на берегах моря, очень широкой реки или большого озера (настолько большого, что не видно противоположного берега) подчиняется другим правилам. Выступающие в море или озеро участки суши (рис. 17а) подвергаются сверхсильному воздействию водной стихии. Бухты же защищены сушей с трех сторон (рис. 176) и получают ровно столько энергии воды, сколько необходимо.

Рис. 16. Виды на реку вниз по течению: а - благоприятный; б - неблагоприятный; в - исправленный

Но это правило работает только при больших масштабах. Если озеро похоже не на море, а на лужу, и бухта, вернее, вогнутый участок берега измеряется 5-10 шагами, то циркуляция воды (а значит, и энергии) происходит очень медленно. Дно у берега покрывается илом, поверхность воды - ряской, заросли осоки и камыша постепенно сглаживают границу между водой и сушей, течение останавливается. Дом оказывается рядом с зоной стоячей воды. А здесь действуют совсем другие правила жизни.

Рис. 17. Распределение энергии на берегах моря, озера: а - мыс, утес; б - бухта

prioritetinvest.ru

Бегущая вода - Садовник XXI

Вода в движении действует на человека завораживающе. Не случайно фонтан, небольшой водопад или ручеёк издавна украшали сады, связывая в единое целое отдельные их элементы. Но заполучить участок с естественным водоемом - большая и редкая удача. Поэтому, например, ручи на участке чаще рукотворные: из естественного или искусственного водоема компрессор подает воду по трубопроводу к истоку, далее она бежит самотеком и , преодолевая порожки и перекаты. возвращается в пруд

СТРОИТЕЛЬСТВО ручья начинается с выбора места. На участках с выраженным рельефом логично использовать естественный перепад высот. Если территория ровная, то повышение создают искусственно: например, грунт из котлована пруда может пойти на сооружение альпийской горки или насыпи для русла ручья.

С точки зрения здравого смысла ручью лучше быть в часто посещаемом уголке сада. Это, как правило, территория неподалеку от дома, бани, площадки для семейного отдыха или беседки.

К плавно извивающемуся ручейку, и падающему в небольшой пруд, тяготеют другие садовые объекты: дорожки, скамейки, цветники, рокарии, подпорные стенки, фонари... Л небольшие мостики, перекинутые с, берега на берег, необычайно оживят всю картину сада.

Особенно хорош ручей рядом с прудом. Это соседство выигрышно и потому, что удается избежать цветения воды и размножения комаров, так как водный поток фильтруется и охлаждается.

Строительные работы начинают с устройства ложа пруда. По периметру водоема бетонируется "кольцо", определяющее урез воды. Вынутый из котлована грунт идет также на сооружение насыпи для каскада. Затем намечают контуры ручья, перекаты и плесы, которые также выливают из бетона.

На подготовленное ложе укладывают флис (геотекстиль) и гидроизоляцию: поливинилхлоридную пленку (ПВХ) или бутилкаучуковую (БК) резину. Эти материалы долго сохраняют свои эксплуатационные свойства. Пленка ПВХ рассчитана на срок службы до 10 лет при температуре не низке минус 10 градусов, а бутилкаучук - на 30 лет, причем выдерживает и тридцатиградусные морозы. Есть и другие способы гидроизоляции, например армированный бетон с покрытием из резинопластика. Каждый из способов имеет как свои преимущества, так и недостатки.

ЦИРКУЛЯЦИЮ воды, как уже говорилось, обеспечивает компрессор. На практике часто применяют погружные дренажные насосы с металлической или пластиковой крыльчаткой. Они, в отличие от вибрационных, работают бесшумно, не ломаются при всасывании песчинок и камешков. Из дешевых, но достаточно надежных насосов можно порекомендовать изделия итальянских фирм Astra и ALKO. Они работают в таком режиме: 1-2 ч нагрузки, столько же - передышка. Если требуется непрерывная перекачка воды, то используют специальные водные насосы, например германские "Аквасистем" с 5-летней гарантией.

Мощность и производительность насоса выбирают в зависимости от характера ручья, но в любом случае нужно учитывать пропускную способность водотока. Так, если компрессор качает 10 куб. м в час, то при минимальной ширине ручья 1 м его глубина в этом месте не должна быть менее 3 см.

Для подачи воды к истоку используют пластиковые трубы или шланги. Удобнее работать с гибким армированным шлангом диаметром 1 1/4 дюйма. Он легко повторяет изгибы ручья и не уменьшает производительность компрессора, так как выходные патрубки большинства насосов такого же или меньшего диаметра.

Прокладывать шланг следует по кратчайшему пути сбоку от русла, чтобы он был доступен для ремонта. На выходе трубопровод можно замаскировать слоем гальки, прижав его ко дну верхней ванночки с помощью камней. Этот способ избавит от неприятных хлюпающих звуков, возникающих при прохождении первой порции воды при каждом включении насоса. Кроме того, галька или гравий будут выполнять роль простейшего механического фильтра.

ПРИ ОФОРМЛЕНИИ русла особое внимание нужно уделить порогам и перекатам, так как от них во многом зависит "звучание" и облик ручья. Перекат - это когда вода перетекает через камень.

Этот элемент делают следующим образом: полоску пленки приклеивают поперек русла, по обе ее стороны укладывают каменные плиты, после чего излишки аккуратно обрезают.

Порог, или ступень каскада, намечают заранее и бетонируют еще до укладки гидроизоляции. Затем выбирают подходящие камни и укладывают их на пленку, повторяя ступень. Чтобы пленку не было видно, нижние камни должны быть чуть выше порога. Во всех ключевых местах ручья камни кладут на раствор, иначе вода потечет под ними, и эффект порогов и перекатов потеряется. После того как все камни уложены, оставшуюся на виду пленку засыпают отмытой галькой или гравием.

Основная идея, определяющая облик ручья, помогает выбрать соответствующий природный камень. Если это широкий плавный ручей "карельского" типа, в ход идут гранитные валуны, желательно покрупнее. Если это быстрый, громкий горный поток, то подойдет песчаник, колотый гранит. Порой природный камень не позволяет осуществить замысел в полной мере, и тогда отдельные элементы композиции, а иногда и весь комплекс делают из бетона. Хорошая имитация природного камня поощряет безграничную фантазию и заметно расширяет творческие возможности.

На участке со сложным рельефом и даже на абсолютно ровном месте можно устроить искусственный ручей. В первом случае "темперамент" потока определяется крутизной склонов. Чем больше уклон, тем более горный облик приобретает ручей. На ровном участке спектр возможностей шире: от тихой равнинной речушки с небольшим перепадом (0,2-0,5 м на 10 м) до горного каскада на искусственной насыпи (1-3 м на 10 м).

Чтобы добиться "звучания" от ручья с минимальным уклоном, используйте компрессор помощнее расход 200-300 л в минуту).

Строительство бурного потока с сильным уклоном подразумевает существенное изменение рельефа (дополнительный грунт, искусственная насыпь). Холмистая поверхность позволяет сделать ландшафт более живописным и скрыть от взгляда заборы, компостные ямы, люки и другие нежелательные объекты.

На небольших участках искусственной насыпи уместен укороченный ручей в виде компактного каскада, ограниченного стеной или забором. Иногда предпочтительна серия каскадов.

ИСКУССТВЕННЫЙ ручей , как газон, цветник и другие садовые объекты, тоже требует ухода. Насос осенью вынимают из пруда, а весной монтируют снова. Эти операции удобнее проводить при пониженном уровне воды.

Чистку ручья и пруда логично совместить с установкой насоса. После таяния снега в ручьях скапливаются хвоя, листья и другой мусор. Образовавшиеся заторы повышают уровень воды в ручье, и она попадет под пленку, которая, случается, всплывает.

Другая причина поднятия пленки - нарушение гидроизоляции. Чтобы избежать этой неприятности, укладывайте камни аккуратно, не ходите по руслу, не допускайте засорения ручья, а лучше накрывайте его на зиму полиэтиленом.

Если вы заметили, что уровень воды в пруду понижается, не паникуйте. Помните, что при работающем компрессоре она испаряется в несколько раз быстрее. Летом изменение уровня воды в пруду на 1-3 см в неделю можно считать нормальным (при обычной подмосковной погоде). А ручей, работающий 1-2 ч в день, испаряет уже 3-5 см за неделю. Эти цифры средние и зависят от длины ручья, времени работы насоса, глубины пруда и погоды.

 

www.sadovnik21.ru

Хранительница жизни – бегущая вода

Михаил Дудин (1916–1993) – известный советский поэт военного поколения. Фронтовик. Полвека в поэзии. Придерживался классической традиции русского стиха. Имеет обширное поэтическое наследие. Много ездил –  по России и другим странам. Богатый жизненный опыт, умение общаться с людьми и постоянный, неослабевающий, искренний интерес к ним придал поэзии М.Дудина те грани общечеловеческого значения, которые отличают творчество поэтов, прошедших войну.Тема Великой Отечественной красной нитью протянулась через поэзию Дудина. Сквозь призму фронтовых лет проходит взгляд поэта – на многие проблемы современности. Взгляд мудрый, спокойный, просветленный. Дудин умеет отличать главное от второстепенного. В стихах его много раздумий о непреходящем, о сокровенном. Важной составляющей лирики стала природа.

Значительна в творчестве поэта тема любви – во всей ее многогранности – любовь к родине, к природе, к женщине, к другу, к людям, к своим истокам. Любовь помогала преодолению испытаний, давала душе силы не ожесточиться, не отчаяться. Лирический герой Дудина знает: счастье, радость сердца достигаются лишь путем серьезных «вложений» - труда, пота, крови, лишений, горестного опыта. Творчество поэта проникнуто убежденностью: в поэзии ничем и никем нельзя заменить личный опыт пережитого, сколь тяжел он ни был бы. Благодаря этой убежденности достигается достоверность и реалистичность стиха, его эмоциональное воздействие на читателя.Душа поэта не устает восхищаться жизнью – во всех ее прекрасных, чистых, высоких проявлениях. Дудина всегда интересовали люди, искусство, природа. Этот интерес словно озаряет его лирику.Истоки всеохватного восприятия жизни лежат в Дудинской лирике военного времени. Молодой поэт умел видеть за ратным делом фронтовых будней и широкий земной простор, и птицу, усевшуюся на лафет. «Как мир хорош! И как я счастлив сам!» - восклицал поэт, отдавая щедрую дань лирическому созерцанию и наслаждению красотой. Особую роль играет в творчестве поэта природа – с милыми его сердцу подробностями и высокими философскими смыслами. В стихах Дудина часто присутствует полет – воображения, окрыляющего поэзию и преодолевающего инерцию мысли и чувства, полет ветра, птицы, листьев, стремительный бег воды... Но Дудин не отходит от конкретности жизни природы с ее неброскими приметами – лист подорожника, ладони мать-и-мачехи, всплески рыбы в воде...Родником стихов о природе стала, конечно, малая родина поэта, земля, с которой он кровно связан. Это деревня Клевнево, Ивановской области. «У нас дома», – говорит поэт об этом месте Земли. Михаил Дудин вырос на небольшой речке Молохте, и образы воды, берегов, рыб запечатлены в его лирике. «Хранительница жизни – бегущая вода» - всеобъемлющий, обобщающий образ, бережно хранимый поэтом в течение жизни и включенный во многие его стихи.Вода журчит и поет «хрустальным голоском» речки детства Молохты. О ней, видимо, поэт пишет: «Волной на вольной воле по камешкам играй. Пусть зреет жизни поле – благословенный край». Молохте, ее «игривой струе» посвящены проникновенные и безыскусные строки, словно объяснение поэта в любви родным местам:Перетряхнешь, объехав свет,Воспоминаний ворох ты,Но ничего на свете нетМилее речки Молохты.

Среди осок и щавеляДивлюсь на это диво я,Бормочет, дудки шевеля,Ее струя игривая.

Скользит, как тень из-под крыла,Из мха болота древнего.На берегу ее былаМоя деревня Клевнево.  «После возвращения», 1976

М. Дудин не раз возвращается к теме своих истоков, родного края, словно черпая в нем силы, жизненные и творческие, что для поэта, впрочем, одно и то же. Он обращается к Молохте не иначе как «моя река», а она для поэта наполнена живою водой:На берегу моей реки,У самого истока,Как туча на одной ноге,Сосна стояла в детстве.

...Ну что ж! Звени, моя река,Своей струею чистой,Седое сердце освежиИ дай мне счастье верить,На этом старом берегу,Под старою сосною,Что долгий путь моих страстейБыл не напрасен...«Под вечер», 1976Потом были другие реки в судьбе поэта. И они нашли отражение в стихах: «Жилга, цыганкой из гарема, Бежит, танцуя меж камней». Но нежность и сердечность к Молохте стали свойственны  Дудинской лирике, пронесли верность родным местам сквозь все полувековое творчество поэта.Течение воды нередко сравнивается поэтом с бегом времени, воспринимается как его олицетворение. Такое видение свойственно поэзии вообще. Дудин вносит в него свою интонацию:Как вечности дорога,Течет река передо мнойМедлительно и строго.«Перед Астраханью», 1971

Тиха река в ночном тумане,Молчат седые берега.«Сенокос», 1973Берега поседели – то ли от тумана, то ли от времени, переходящего в бесконечность... Поэт тонко чувствует возможностиметафоры, использует ее при обращении к теме воды:Хрустальная осень,Хрустальная осень!Луна на волнеВсплывает без весел.«Четвертая зона», 1959Любовное обращение поэта к реке детства закономерно еще и потому, что она открыла ему одну из граней общения с природой – рыбную ловлю. М.Дудин хорошо знает повадки многих рыб: «В росе деревья ночью белой седы. Ерши с плотвой не начинали клёв», «Смотри! Форель в Жилге играет И в лунном воздухе парит», «На озере луна, как полынья, И на луне ленивый всплеск линя» (Перед утром, 1980). Такую наблюдательность дает не только поэтический дар, но и знания, увлеченность рыбалкой, долгие сидения с удочкой у воды.Дудин по-разному использует образ рыбы – то в виде одного штриха, подчеркивая и усиливая им дальнейшую ткань стиха, то преподносит целые поэтические картинки, исполненные тонкого лирического рисунка, выразительные и запоминающиеся, то использует в качестве метафоры. Тогда, на первый взгляд, незатейливый образ приобретает философичность, новые неожиданные смыслы, многократно усиливается. Картинку можно проиллюстрировать такими строками:Свет под водой струится зыбкоИ освещает в стенке грот,Где Сайка – маленькая рыбка –Стоит, выпячивая рот.

Но стоит бросить крошку сала –И оживает мир глубин.Я видел, как она плясалаВальс для подводных балерин!

Движенья, свойственные рыбам,Она решала, как поэт,И тонкой талии изгибомЗаканчивала пируэт.

В прямой стреле электросветаОна меняла темп и тон.И тонко роль кордебалетаВел перепуганный планктон.«Стихи вместо рецензии на спектакль рыбки Сайки в палатке гидрогеолога», 1978Поэт угадал в рыбке поэтическое начало, сравнив ее с собою («решала, как поэт»)!А движения ее с искусством – балета. Воистину одухотворенный образ рыбки!А вот еще одна поэтическая мысль. Все в природе оправдано, взаимосвязано, гармонично. Любая малость, если желаешь ее увидеть, расскажет о многом, даст повод к размышлению, к раздумьям. Малое звено в нескончаемой цепи явлений, изменений, превращений ведет к глубинному осмыслению причин и следствий, к стремлению постичь загадки и таинства природы. Но лишь – к стремлению, ибо тайна Творца непостижима. Стоит, ах, как стоит замедлить ход и иначе взглянуть на виденное, давно знакомое. И вместе с тобой замедлится время. Так считает поэт:Прислушайся. На всей планетеЗамедлен времени полет.Форель играет в лунном свете,И вся вселенная поет.Обращение к образу рыбы в метафорическом смысле встречается в поэзии не часто. Как правило, у тех поэтов, которые познали страсть к рыбалке. Иначе как объяснить столь глубинное, на уровне творческого мышления, даже подсознания, проникновение этого образа:Твои отходят корабли.А я – как рыба на мели.

На жабрах желтого пескаСкрипит смертельная тоска.То же можно сказать об образе реки, которую поэт сделал олицетворением любви:Твой июль над рекою стоит, опершись о перила,Отраженный в реке, ничего от реки не тая.И река ему вечность на веки веков подарила.Здравствуй, милая, здравствуй! Да славится щедрость твоя...

Одухотворение, поэтическое переосмысление образов рыбалки, органичное включение их в ряд остальных образов лирики – одна из граней поэтики М. Дудина. Этими образами поэт говорит о многом – о переменчивых настроениях и важных жизненных осмыслениях, о рассвете или закате и течении времени, об остановленном в строке мгновении, где пляшет рыба, и Вечности. Вечности, в которой живет поэзия.Публикация Анатолия Маилкова

КРИК ВДОГОНКУ

Твои отходят корабли.А я – как рыба на мели.

С последним кораблем водаУходит тоже навсегда.

На жабрах желтого пескаСкрипит смертельная тоска.

Спалило солнце до костейВместилище моих страстей.

И никогда опять прибойЗдесь не появится с тобой.

И нужно миллион веков,Чтоб — руки вместо плавников,Чтоб я твоих коснулся рук,Чтобы открылся новый круг.                                             1971ФОРЕЛЬ ИГРАЕТ В ЛУННОМ СВЕТЕ

В ущелье Верхнего ЧегемаГлядит луна, и перед нейЖилга, цыганкой из гарема,Бежит, танцуя меж камней.

То падает, то замирает,То в камень брызгами пылит.Смотри! Форель в Жилге играетИ в лунном воздухе парит.

Над валуном мелькает стая,Законам рыбьим вопреки.Червонным золотом блистая,Меж звезд струятся плавники.Как из доверия в измену,Как из бессмысленности в цель,Форель летит из пены в пену,Играет горная форель.

Прислушайся. На всей планетеЗамедлен времени полет.Форель играет в лунном свете,И вся вселенная поет.                                             1973

ПЕРЕД АСТРАХАНЬЮПеред закатом сходит зной.Как вечности дорога,Течет река передо мнойМедлительно и строго.

Темней и гуще облака,Острее пахнет тиной.Течет передо мной рекаПоследнею долиной.

Все позади: и бой, и торг,И бегство из-под власти,И страсти бешеный восторг,И отвращенье страсти.

Теперь судьба реки легка.За поворотом – море.В его судьбу втечет рекаИ растворится вскоре.

И все, окончен дальний путь,Как из варягов в греки.Но ты, душа, не позабудь,Как умирают реки.

                                              1971

10 мая 2007 в 13:58

www.ohotniki.ru


Смотрите также