Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды". Запиши свойства воды
"Ее величество — вода". 5-й класс
Разделы: Биология
Цели урока:
- расширить знания о воде, ее свойствах, значении воды, ввести понятия раствор, взвесь, значение растворов в природе и жизни человека;
- развить наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
- химическая посуда для опытов,
- спиртовка,
- вещества для опытов,
- костюмы для капелек, к
- арточки для самостоятельной работы.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящен воде и называется “Ее величество – вода”. На уроке мы расширим свои знания о воде, познакомимся с ее свойствами, а также водой как растворителем веществ. Узнаем, что такое раствор и, что такое взвесь.
Открываем тетради, в которых записываем тему урока “Ее величество – вода”.
Каждый человек пользуется водой для приготовления пищи и других бытовых нужд, для промышленных предприятий, для выращивания растений и животных. Что же такое вода расскажут нам капельки.
Капелька 1: Вода – вещество привычное и необычное. Ученые абсолютно правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода. Почти три четверти поверхности нашей планеты занято морями и океанами. Твердой водой - снегом и льдом - покрыто 20% суши. От воды зависит климат нашей планеты. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный камень, если бы не вода. Нагреваясь вода забирает тепло, а остывая отлает его. От космического холода предохраняет Землю та вода, которая рассеяна в атмосфере – в облаках в виде пара.
Капелька 2: У воды много удивительных свойств, которые делают ее не похожей на все другие вещества. Но среди них есть одно необычное - это ее бессмертие. Примерно один миллиард тонн воды расходуется человечеством за сутки. Но общее количество воды не уменьшается. Сколько ее было миллионы лет назад, столько же ее и в наше время.
Капелька 3: Велика роль воды в жизни на Земле. Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку, к жаре и холоду. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды. Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на три четверти состоит из воды. Знаете ли вы, что при потере человеком 1 литра воды (это примерно 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При потери 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации. А потеря более 12% человек погибает.
Учитель: Так что же такое вода? (Ответы детей) Вода – это химическое вещество, которое имеет свои свойства. В тетрадях записываем: Свойства воды.
С некоторыми свойствами воды вы уже знакомы. Давайте вспомним их, а поможет нам в этом наш учебник (работа с учебником).
Свойства воды:
- прозрачна;
- бесцветна;
- без вкуса и без запаха;
- текуча;
- может находиться в трех агрегатных состояниях;
- может переходить из одного агрегатного состояния в другое.
(Свойства воды записываются в тетрадь)
А теперь давайте познакомимся еще с некоторыми ее свойствами. В этом помогут нам опыты.
ОПЫТ 1:
Оборудование:
- 2 колбы с газоотводной трубкой,
- 2 кристаллизатора.
Вещества:
- вода,
- горячая вода,
- лед.
Посмотрим, что произойдет, если мы возьмем две одинаковые колбы с водой, уровень воды отметим меткой. Одну опустим в лед, а другую в горячую воду. Что происходит?
Мы наблюдаем, что в горячей воде, вода находящаяся в колбе поднимается выше метки, а в колбе, которую опускаем в лед, наоборот опускается.
Делаем вывод, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Давайте посмотрим другой опыт.
ОПЫТ 2:
(Опыт демонстрируется учеником как выполненное домашнее задание)
Оборудование:
- стеклянная бутылка с пробкой.
Вещество:
Ученик: Я взял стеклянную бутылку, налил воды, плотно заткнул пробкой и вынес на мороз. Когда вода замерзла, бутылка лопнула и раскололась на куски. Это произошло потому, что при замерзании вода расширяется.
Однажды ученые поставили опыт, подобный этому, но вместо бутылки взяли чугунный шар, наполнили его водой, завинтили отверстия и поставили на сильный мороз. Вода, замерзая, разорвала шар. Так велика сила расширяющейся воды.
Учитель: Ребята, после демонстрации опытов какой можно сделать вывод? Какими свойствами наряду с теми которые мы записали обладает вода? (Ответы детей)
Давайте в своих тетрадях запишем свойства воды:
- вода при нагревании расширяется;
- вода при охлаждении сжимается;
- вода при замерзании расширяется.
Пришло время закрепить полученные на нашем уроке знания. Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:
- Если в чайник или кастрюлю налить воду до краёв и начать нагревать, то через некоторое время вода начинает выплескиваться через край. Почему это происходит? (Вода при нагревании расширяется)
- Почему садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду с труб на садовом участке? (При замерзании вода расширяется и поэтому чтобы трубы не лопнули садоводы сливают воду)
- Вода попадает в мельчайшие трещины скал, от чего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связанно? (Разрушение горных пород связано с расширением воды при замерзании)
- Известно, что при длительном нагревании вода закипает. Температура кипения равна сто градусов. Кипящая вода используется в быту и на производстве. Где в природе можно встретить горячую воду? (В гейзерах).
Закрепив полученные знания мы следуем дальше, знакомясь с удивительным веществом природы – водой.
При нагревании и кипячении над водой поднимается пар – происходит испарение. Давайте в своих тетрадях запищим определение (работа с тетрадями).
Испарение – это превращение жидкой воды в газообразную.
Испарение происходит при любой температуре, но при более высокой испарение протекает более быстрее. Например: лужи после дождя высыхают и жарким летом и холодной осенью, но летом высыхают быстрее чем осенью.
ОПЫТ З:
(Опыт демонстрируется группой учеников как выполненное домашнее задание)
Оборудование: мерный стакан, 3 чашки, 4 одинаковых стакана.
Вещество:
Ученик: Мы взяли мерный стакан и отмерили в каждую чашку по 100 мл воды. Чашки с водой поставили одну на подоконник, другую на стол, третью возле батареи. На следующий день сравнили результаты. Взяли одинаковые стаканы в первый налили 100 мл воды (контроль), а в три остальные вылили воду из чашек. Сравниваем полученные результаты: вода из чашки стоявшей на подоконнике испарилась на одну треть, в чашке, которая стояла на столе - на половину, а чашка, стоящая у батареи была вообще сухая – вода испарилась полностью. Сделаем вывод: чем больше температура окружающей среды, тем испарение происходит быстрее.
Учитель: Со значением испарения в жизни человека и животных мы познакомимся на страницах учебника (работа с учебником).
Ответьте мне на вопросы для закрепления.
- Что такое испарение воды? (Превращение жидкой воды в газообразную)
- Как влияет температура и ветер на испарение воды? (Чем выше температура и сильнее ветер, тем испарение происходит быстрее)
- Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную погоду? (В ветреную)
Посмотрим еще один опыт.
ОПЫТ 4:
Оборудование:
- спиртовка,
- штативы,
- колба с газоотводной трубкой,
- металлическая пластина.
Вещество:
Колбу с водой нагреваем на спиртовке так, чтобы вода закипела, к газоотводной трубке подносим холодную пластину. Пар оседает на пластине в виде капелек.
Вывод: происходит превращение газообразной воды в жидкую.
Этот процесс называется конденсация.
(В тетрадях записываем)
Конденсация – это превращение водяного пара в воду.
Где мы встречаемся с этим явлением? Узнаем из рассказа.
Ученик: С конденсацией водяного пара мы встречаемся в повседневной жизни. Летним вечером или ранним утром, когда воздух холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находящийся в воздухе, при охлаждении оседает на траве, листьях и других предметах в виде маленьких капелек воды. Облака также образуется в результате конденсации водяного пара. Поднимаясь над землей и водоемами в верхние, более холодные слои воздуха, этот пар и образует облака, состоящие из маленьких капелек воды. Если температура воздуха достаточна низкая, то капельки воды замерзают. Из таких облаков выпадает снег, а иногда и град.
Учитель: Спасибо за сообщение.
А сейчас давайте проведем не большую лабораторную работу. На столах у вас находиться все необходимое для работы: химическая посуда и вещества: вода, мел, соль.
Возьмите соль и растворите в воде. Что наблюдаете? (Соль растворилась). Мы получили раствор соли.
Это можно записать схематично так:
растворитель + растворимое вещество = раствор
вода + соль = раствор соли
А теперь возьмем мел, растворим его в воде и сравним с раствором соли. Что мы наблюдаем? (Раствор мела мутный). Профильтруем полученный раствор. Что наблюдаем? (Фильтрат прозрачный, а на фильтре остался осадок). Исходная жидкость называется взвесь.
Вывод:
- если частицы вещества не видимы в воде и вместе с водой проходят через фильтр, то такое вещество называют растворимым, а состояние раствором.
- если вещество плавает в воде, задерживается на фильтре, то это вещество не растворимое, а состояние взвесью.
Вода настолько уникальный растворитель, что имеет самое почтительное уважение.
Сегодня мы познакомились со свойствами воды. Теперь вы знаете, что вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, при замерзании расширяется. Вы также знает, что такое испарение и конденсация и какое значение они имеют, что такое раствор и взвесь. А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
Самостоятельная работа по карточкам
(Дописать нужные слова вместо точек)
- Вода при нагревании …………………………………………………………..
- Вода при охлаждении …………………………………………………………
- Вода при замерзании ……………………………………………………….
- Вода кипит при температуре …………………………………………………
- Превращение жидкой воды в газообразную- это …………………………..
- Превращение пара в воду- это ……………………………………………….
- Что такое раствор? ………………………………………………………………
- Как отличить раствор от взвеси? ………………………………………………..
Работы сдаем.
На этом наш урок закончен. Всем спасибо. До свидания.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Вода. Свойства воды». - начальные классы, уроки
«Вода. Свойства воды». Цели урока: Дать детям расширенное представление о воде, о её значении в природе и жизни человека, об экологических проблемах водных ресурсов; способствовать повышению стремления детей беречь и охранять воду. Задачи: О. Сформировать знания учащихся о свойствах и состояниях воды,значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли. Р. Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; устной речи. В. Воспитать в детях бережное отношение к воде; научить экономить и ценить её; развивать стремление охранять водоемы от загрязнения. Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Проверка дом. задания. О чем мы говорили на прошлом уроке? (Воздух и его свойства). Давайте вспомним - Какие свойства имеет воздух? С помощью каких опытов мы это выяснили? Какое значение имеет воздух для нашей планеты? Чего боится воздух? Что предпринимает человек, чтобы поддерживать чистоту воздуха? Где и как человек использует воздух? 3.Мобилизирующее начало Сегодня на уроке нас ждет много интересного. А чтобы узнать тему урока, нужно отгадать загадку: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг? Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы скажем прямо- Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды- Жить нельзя нам без…(ВОДЫ).
-Да, ребята, речь пойдет о воде. И тема нашего урока звучит так - «Вода. Свойства воды». -И сегодня мы поговорим о значении воды в жизни человека, о её экологическом состоянии, свойствах которые имеет вода, а так же немного поиграем. 4. Основная часть. Ребята, представьте, что наша доска- море. И течение выбросило к нам на берег бутылку. Как вы думаете, что же в этой бутылке может быть? Записки. Как записки попадают в бутылку?. Давайте прочтем первую. (На доске иллюстрации – берег – море; бутылка, на ней прикреплены конвертики с номерками заданий; разные виды морских животных, колесо, консервная банка, топор и тд.). (ученик подходит к доске, снимает карточку под номером один и читает) 1.«Вода в природе» -Итак, где мы встречаемся с водой в природе? На глобусе или на карте наша планета голубая с желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, реки, озера. Огромные скопления льда находятся на Северном и Южном полюсах. Там лед и на суше и в воде. Но не только на земле есть вода - толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды в виде пара, облаков, туч. Вода есть и под землей. Она повсюду. (По ходу рассказа обращать внимание детей на изображении воды в природе). Вода - самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов – акыны - воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос - Что такое ВОДА? Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! » -Сможете ли вы мне ответить на вопрос: Какое значение имеет вода в природе? Давайте посмотрим, что же еще есть у нас в бутылке. 2.Свойства воды. Свойства воды. Нам уже стали привычны дождь или снег, текучие реки и озера, огромные просторы морей и океанов. От этих красот у любого захватывает дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря и реки, дождь и снег, каковы свойства оводы предстающей перед нами в таком разнообразном виде. Сейчас мы с вами узнаем, какими свойствами обладает вода. А для этого проведем опыты. №1.Возьмем прозрачный стакан с водой и опустим в него карандаш. Его хорошо видно? Какое свойство воды мы здесь увидели? Она прозрачна, бесцветна. №2. Давайте понюхаем её. Что вы чувствуете? Да, вода не имеет запаха. №3. Теперь определим форму воды. Поочередно наливаем её в разные сосуды: стакан, пиала, бутылка, крышка. Что вы заметили? Вода всегда принимает форму того сосуда, в который её наливаешь, следовательно она не имеет формы. №4. Теперь нальем воду на любую поверхность, или на блюдо. Что происходит с водой? Да, она растекается в разные стороны. Это еще одно её свойство- текучесть. По ходу проведения опытов вывешиваются таблички со свойствами воды. Итак, в жидком состоянии вода имеет свойства: (Работа на доске с карточками) Свойства воды: Бесцветна Прозрачна Нет запаха Нет формы Текучесть. Прочтем хором, запишем таблицу в тетрадь. Кроме жидкого состояния вода в природе находится еще и в твердом - лед, снег, град, и в газообразном - пар, радуга, облака. Как же вода переходит из одного состояния в другое? (ответы детей). Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твердое, т.е. замерзает. Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется. (работа на доске). Состояния воды: Жидкое - дождь, реки, роса. Твердое - град, снег, иней, лед. Газообразное - пар, облака, радуга. Хоровое чтение, запись схемы в тетрадь. 3. физ. минутка «Вода - не вода». Давайте посмотрим, что же еще лежит в бутылке. Игра «Вода - не вода». Условия её таковы: я произношу слово, и если оно обозначает воду - вы хлопаете, а если не относится к воде - делаете два шага на месте. Будьте очень внимательны. Итак: океан, ветер, снег, дождь,песок, сосулька, скала,роса, айсберг, акула. Молодцы! Тихонько сели. 4.Значение вода в природе. Посмотрим, какое задание осталось в бутылке. Работа по учебнику. Сейчас мы прочтем рассказ о значении воды в природе. Открыли учебники на странице 37. Вы видите рассказ. Сейчас я его прочту, а вы внимательно послушайте и подумайте над таким вопросом: Нужна ли вода в природе? (чтение текста учителем) (ответы детей на поставленный ранее вопрос). Вторичное чтение текста детьми самостоятельно. Анализ прочитанного. Какое свойство воды обнаружил Асан? Какую роль играет вода для растений? Животных? Человека? Природа не может существовать без воды. Даже наше тело состоит из воды больше чем наполовину. Вода входит в состав крови, которая разносит питательные вещества по всему организму. Такое же значение вода имеет и для животных, а для некоторых является еще и местом обитания. Без воды погибнут и растения. А как, и для чего человек использует воду? Всякую ли воду можно пить? Как можно экономить воду? Какой вред человек наносит воде? Как этого избежать? По ходу урока мы с вами много раз обращались к нашему морю на доске. А заметил ли кто-нибудь из вас, что в нашем море, кроме его обитателей, есть много посторонних предметов? Откуда они там появились? Что нужно сделать? Очистим водоем! Каждый из ребят, по очереди, выходит и убирает по одному ненужному предмету с доски, обосновывая, почему он так решил. За каждый убранный предмет ребенок получает капельку воды (вырезанную из бумаги). Молодцы ребята! 5. Итог урока. Пот и подошел урок к концу. Давайте повторим: В каких состояниях вода встречается в природе (с примерами)? Свойства воды? Почему нужно беречь воду? Выставление оценок. д/з стр.37-38 читать. Найти и выучить стихотворение о воде. Проиллюстрировать.
Просмотр содержимого документа ««Вода. Свойства воды». »
«Вода. Свойства воды». Цели урока: Дать детям расширенное представление о воде, о её значении в природе и жизни человека, об экологических проблемах водных ресурсов; способствовать повышению стремления детей беречь и охранять воду. Задачи: О. Сформировать знания учащихся о свойствах и состояниях воды ,значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли. Р. Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; устной речи. В. Воспитать в детях бережное отношение к воде; научить экономить и ценить её; развивать стремление охранять водоемы от загрязнения. Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Проверка дом. задания. О чем мы говорили на прошлом уроке? (Воздух и его свойства). Давайте вспомним - Какие свойства имеет воздух? С помощью каких опытов мы это выяснили? Какое значение имеет воздух для нашей планеты? Чего боится воздух? Что предпринимает человек, чтобы поддерживать чистоту воздуха? Где и как человек использует воздух? 3.Мобилизирующее начало Сегодня на уроке нас ждет много интересного. А чтобы узнать тему урока, нужно отгадать загадку: Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда наш первый друг? Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего мы скажем прямо- Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды- Жить нельзя нам без…(ВОДЫ).
-Да, ребята, речь пойдет о воде. И тема нашего урока звучит так - «Вода. Свойства воды». -И сегодня мы поговорим о значении воды в жизни человека, о её экологическом состоянии, свойствах которые имеет вода, а так же немного поиграем. 4. Основная часть. Ребята, представьте, что наша доска- море. И течение выбросило к нам на берег бутылку. Как вы думаете, что же в этой бутылке может быть? Записки. Как записки попадают в бутылку?... Давайте прочтем первую. (На доске иллюстрации – берег – море; бутылка, на ней прикреплены конвертики с номерками заданий; разные виды морских животных, колесо, консервная банка, топор и тд.). (ученик подходит к доске, снимает карточку под номером один и читает) 1.«Вода в природе» -Итак, где мы встречаемся с водой в природе? На глобусе или на карте наша планета голубая с желтыми, коричневыми и зелеными пятнами. Голубое – это вода: океаны, моря, реки, озера. Огромные скопления льда находятся на Северном и Южном полюсах. Там лед и на суше и в воде. Но не только на земле есть вода - толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды в виде пара, облаков, туч. Вода есть и под землей. Она повсюду. (По ходу рассказа обращать внимание детей на изображении воды в природе). Вода - самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов – акыны - воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос - Что такое ВОДА? Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! » -Сможете ли вы мне ответить на вопрос: Какое значение имеет вода в природе? Давайте посмотрим, что же еще есть у нас в бутылке. 2.Свойства воды. Свойства воды. Нам уже стали привычны дождь или снег, текучие реки и озера, огромные просторы морей и океанов. От этих красот у любого захватывает дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря и реки, дождь и снег, каковы свойства оводы предстающей перед нами в таком разнообразном виде. Сейчас мы с вами узнаем, какими свойствами обладает вода. А для этого проведем опыты. №1.Возьмем прозрачный стакан с водой и опустим в него карандаш. Его хорошо видно? Какое свойство воды мы здесь увидели? Она прозрачна, бесцветна. №2. Давайте понюхаем её. Что вы чувствуете? Да, вода не имеет запаха. №3. Теперь определим форму воды. Поочередно наливаем её в разные сосуды: стакан, пиала, бутылка, крышка. Что вы заметили? Вода всегда принимает форму того сосуда, в который её наливаешь, следовательно она не имеет формы. №4. Теперь нальем воду на любую поверхность, или на блюдо. Что происходит с водой? Да, она растекается в разные стороны. Это еще одно её свойство- текучесть. По ходу проведения опытов вывешиваются таблички со свойствами воды. Итак, в жидком состоянии вода имеет свойства: (Работа на доске с карточками) Свойства воды: Бесцветна Прозрачна Нет запаха Нет формы Текучесть. Прочтем хором, запишем таблицу в тетрадь. Кроме жидкого состояния вода в природе находится еще и в твердом - лед, снег, град, и в газообразном - пар, радуга, облака. Как же вода переходит из одного состояния в другое? (ответы детей). Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твердое, т.е. замерзает. Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется. (работа на доске). Состояния воды: Жидкое - дождь, реки, роса. Твердое - град, снег, иней, лед. Газообразное - пар, облака, радуга. Хоровое чтение, запись схемы в тетрадь. 3. физ. минутка «Вода - не вода». Давайте посмотрим, что же еще лежит в бутылке. Игра «Вода - не вода». Условия её таковы: я произношу слово, и если оно обозначает воду - вы хлопаете, а если не относится к воде - делаете два шага на месте. Будьте очень внимательны. Итак: океан, ветер, снег, дождь ,песок, сосулька, скала ,роса, айсберг, акула. Молодцы! Тихонько сели. 4.Значение вода в природе. Посмотрим, какое задание осталось в бутылке. Работа по учебнику. Сейчас мы прочтем рассказ о значении воды в природе. Открыли учебники на странице 37. Вы видите рассказ. Сейчас я его прочту, а вы внимательно послушайте и подумайте над таким вопросом: Нужна ли вода в природе? (чтение текста учителем) (ответы детей на поставленный ранее вопрос). Вторичное чтение текста детьми самостоятельно. Анализ прочитанного. Какое свойство воды обнаружил Асан? Какую роль играет вода для растений? Животных? Человека? Природа не может существовать без воды. Даже наше тело состоит из воды больше чем наполовину. Вода входит в состав крови, которая разносит питательные вещества по всему организму. Такое же значение вода имеет и для животных, а для некоторых является еще и местом обитания. Без воды погибнут и растения. А как, и для чего человек использует воду? Всякую ли воду можно пить? Как можно экономить воду? Какой вред человек наносит воде? Как этого избежать? По ходу урока мы с вами много раз обращались к нашему морю на доске. А заметил ли кто-нибудь из вас, что в нашем море, кроме его обитателей, есть много посторонних предметов? Откуда они там появились? Что нужно сделать? Очистим водоем! Каждый из ребят, по очереди, выходит и убирает по одному ненужному предмету с доски, обосновывая, почему он так решил. За каждый убранный предмет ребенок получает капельку воды (вырезанную из бумаги). Молодцы ребята! 5. Итог урока. Пот и подошел урок к концу. Давайте повторим: В каких состояниях вода встречается в природе (с примерами)? Свойства воды? Почему нужно беречь воду? Выставление оценок. д/з стр.37-38 читать. Найти и выучить стихотворение о воде. Проиллюстрировать.
kopilkaurokov.ru
Урок окружающего мира по теме "Вода. Свойства воды"
Разделы: Начальная школа
Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.
Оборудование:
- Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) - у учителя и каждого ученика;
- Компьютерная презентация;
- Листы опорных сигналов;
- Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; песок, глина;
- Карточки.
Ход урока
Организация начала, цель урока.Сегодня у нас в гостях капелька.
Она затерялась и просит отыскать своих родных.
Прежде чем отправиться на поиски мы должны убедить капельку в том, что мы многое уже знаем и умеем.
Наш девиз:
Все я знаю, Все могу я, Все успею сделать!
Проверка домашнего задания.Работа в группах.
1 группа
Что такое воздух? Расскажите о составе воздуха и о его свойствах, используя листы опорных сигналов. (Приложение 1)
2 группа
Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни животных, растений?
(Зимой растения не замерзают под снегом. Температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, тепло тела птицы сохраняется).
3 группа
Объясните, почему при нагревании воздух расширяется?
(Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется).
4 группа
Почему легче дышать в местах, где растет много растений?
Растения - зеленые легкие планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Растения задерживают своими листьями пыль и сажу).
Фронтальная работа.
Чтобы определить из какого вещества состоит капелька, отгадайте загадку:
Что в гору не вкатить, В решете не удержать И в руках не унести?
Убедиться в правильности отгадки вы сможете, выполнив тест и составив ключевое слово.
Тест.
Что такое воздух?
в) воздух - смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.
б) воздух - вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.
В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?
а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;
о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.
Что происходит с воздухом при нагревании?
д) при нагревании воздух расширяется;
г) При нагревании воздух сжимается.
Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
а) углекислый газ;
к) кислород;
т) азот.
(Ответ: вода)
Сообщение темы и задач урока.Тема нашего урока "Вода".
Прочитайте вопросы, на которые нам предстоит найти ответ в течение урока:
Почему вода - одно из самых главных богатств Земли?
Какими свойствами обладает вода?
Поставьте цель урока.
Новая тема.Итак, следопыты, в путь за знаниями! Постараемся найти ответ на первый вопрос урока.
А поможет нам в этом компьютер.
Работа с компьютерной презентацией. (Приложение 2)
Физминутка.
Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше.
Как вы думаете, о каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки? (вода - растворитель, текучесть воды). Разобраться в этом нам помогут опыты, которые мы сейчас проведем.
Практическая работа (в группах).
1 группа.
Опыт 1.
Какова прозрачность воды?
Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт 2.
Какого цвета вода?
На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определи цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок).
Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
2 группа.
Опыт 3.
Вода - растворитель.
Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.
Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
3 группа.
Опыт 4.
А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
Фильтр - это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
Какая это часть круга? (Это четвертая часть круга)
Сколько таких долей в круге? (В круге четыре таких части).
Отделите три четвертых части в одну сторону, а одну часть - в другую так вставьте в воронку.
По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
4 группа.
Опыт 5.
Каков запах воды?
Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 6.
Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны).
Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон).
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.
Какое?
Вывод: вода течет (свойство - текучесть).
Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
Отчет групп о своих наблюдениях. Заполнение листа опорных сигналов.
В конце практической работы каждая группа рассказывает о результатах проделанных опытов.
В тетрадях учащиеся заполняют опорную схему. (Приложение 3)
На доске открывается первый ключ: "Вода прозрачна".
Открывается второй ключ: "Вода бесцветна".
Открывается третий ключ: "Вода - растворитель".
Вода - универсальный растворитель, но не все вещества растворяются в воде.
Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды - растворять.
Открывается четвертый ключ: "Вода не имеет запаха".
Пятое свойство "Текучесть"
Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся.
Как вы думаете, что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
Как вы это объясните?
Шестое свойство: вода при нагревании расширяется,
Седьмое свойство: вода при охлаждении сжимается.
Сравни свойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие?
Работа по карточкам. (карточки в виде деревьев)
Выберите свойства, относящиеся к воде и к воздуху. Запишите ответы соответствующими цифрами: (Приложение 4).
Подчеркните свойства, которые относятся только к воздуху и только к воде.
Выберите сигнальную карточку с правильным ответом. (У детей на столе карточки разного цвета с вариантами ответов).
Кто быстро и правильно выполнит задание, сможет "посадить" свое деревце в парке Дружбы.
Почему легче дышать в местах, где растет много растений? (Растения - зеленые легкие планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ).
А еще лес влияет на сохранение пресноводных водоемов. Об этом вы узнаете на следующих уроках.
Обобщение, итог урока.Вспомните загадку в начале урока: почему же воду нельзя вкатить в гору, не унести в решете и в руках не удержать?
О каких свойствах воды вы узнали?
Почему вода - одно из главных богатств на Земле?
Вывод:
Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.
Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду - наше главное богатство - ее надо беречь!
Молодцы, вы очень помогли капельке. Но она с вами еще не прощается, а с нетерпением ждет встречи на следующих уроках. Вы узнаете о ее необычных превращениях и путешествиях.
Запиши, что ты лично достиг на уроке. (Приложение 5)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок "Свойства воды". 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели:
- Сформировать знания основных физических и химических свойств воды; развивать навыки экспериментального исследования свойств веществ; формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.
- Объяснить свойства воды. Доказать это на опытах.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование, необходимость заботится о чистой воде.
Оборудование: учебник, печатная тетрадь, карточки с условными знаками для минутки календаря, сигнальные карточки для игры в светофор, оборудование для проведения опыта
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Минутка календаря
– Ребята, давайте мы с вами заполним дневники наблюдений. На доске вывешены знаки, надо оставить только те, которые соответствуют сегодняшней погоде. А я посмотрю, справитесь ли вы с заданием.
III. Проверка домашнего задания
– Ребята, на доске висят игрушки, которые вы можете купить, но продаются они не за деньги, а за знания. Кто хочет первым купить игрушку.
Вопросы к аукциону:
- Назови свойства воздуха.
- Что происходит с нагреванием воздуха.
- Что происходит при охлаждение с воздухом.
- из чего состоит воздух.
- Хорошо ли воздух проводит тепло.
- Для чего нужен воздух.
- Расскажи, как бороться с загрязнением воздухом.
- Что делают растения.
- Какой газ воздуха необходим для дыхания.
- Что надо делать для охраны чистоты воздуха.
IV. Объяснение нового материала:
Послушайте стихотворение.
Спросил на днях Малыш – сосед. У струйки, Льющейся из крана. – Откуда ты? Вода в ответ: – Издалека, Из океана! Потом малыш гулял в лесу Росою искрилась поляна. – Откуда ты? – Спросил росу. – Поверь – и я из океана! – Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донесся шепот: – Знай, малыш, И я пришла из океана! На поле лег туман седой Малыш спросил и у тумана. – Откуда ты? Ты кто такой? – И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, И слезинке, И в дождинке, И в росинке – Нам откликнется всегда Океанская вода!
– Ребята, вы послушали стихотворение. Скажите, а где вы встречались с водой? – Верно, человек каждый день всегда и везде встречается с водой. Вода – это наше богатство, без которого мы не можем жить так же, как и без воздуха. Там, где вода, есть жизнь, а если нет воды, то нет и жизни без воды, не может жить человек и животный мир, без воды не могут расти растения. Словом, без воды, как и без воздуха все погибло бы..
1. Вода – природное богатство
Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, – это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на все жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. »Воде, – сказал великий Леонардо да Винчи, – была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.» Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет не одного народа. У которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель, летчик Антуан де Сент Экзюпери. Самолет, которого потерпел аварию в пустыне Сахара, писал так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинает бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете. – Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным веществом – это вода, узнаем, чем важна вода. Какими свойствами обладает.
Не умыться, не напиться Без воды. Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода.
2. Чем важна вода?
1) Работа в печатной тетради (задание 66).
2) Работа с учебником (стр. 77).
Большая часть поверхности Земли покрыта океанами, морями, реками, озерами. Вода содержится и в почве, и в воздухе в виде облаков. Пара, туманов. Покрывает снегом и льдом высокие горы. Входит в состав всех живых организмов. Потеря воды – это смерть. Потеряло растение половину своей воды – погибло, а животному того меньше надо потерять, чтобы погибнуть. Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны – всасывают воду через кожу. Есть на земле и такие интересные животные, у которых вода образуется из жира. Нигогда не пьют воду жуки – долгоносики, гусеницы платяной моли. Где еще можно найти воду на Земле? Конечно же , в растениях. Действительно, в листьях, стеблях, плодах растений тоже содержится вода. В помидоре – 95%, в огурце – 98; воды. Все растения. Обитающие на суше, имеют приспособления к добыванию и сохранению влаги. Корни Пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят в глубь земли до 2метров, у деревьев – на 10 – 12метров, а у жителей пустыни – верблюжьей колючки – до 20 м. Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха. Для многих живых организмов вода – дом родной. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне ее. Бобр, строит себе дом посреди водоема с подводным входом – защита от хищников. Кит на воздухе был бы раздавлен собственной массой. Только в воде может он найти столько пищи. Лягушки рождаются в воде и живут возле нее и в ней.
3. Для чего нужна вода человеку
Как и у всех живых организмов, тело человека состоит из клеток, наполненных водой. Ежедневно из организма человека выводится до 2 литров воды. Вот это количество потерянной воды и должен восполнить человек с пищей. Большое количество воды человек расходует на поддержание в чистоте рук, тела, зубов. Еще больше воды уходит на приготовление еды, мытье посуды, стирки белья.
3) работа с текстом учебника (с.77 – 78).
– У каких водоемов селились наши предки? Как они использовали воду? – Как образовались слова «водопровод, водовоз»?. – Предположите, как сельские жители определяют место, где следуют копать колодец. (С опорой на рисунок, с.79). – Почему надо экономить воду?
Предлагаю вам решить экономические задачи.
1. В квартире неисправен кран, из которого за один час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?
2. При утечке из крана воды за сутки набирают 1 ведро. Сколько ведер наберется за неделю? За месяц?
Нам нужна для жизни только чистая пресная вода. А где мы ее можем встретить? Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушайте старинную легенду. В отвесной скале одной из гор Армении каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что – эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который из-за сиюминутной , выгоды, расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава была его не долгой. В скорее родник высох, а за ним «высохла» и деревня. – Как вы понимаете слова «деревня высохла»? Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц. «Вода – мать полей, а без матери не проживешь» (китайская пословица). «Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец» (английская пословица). «капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня» (узбекская пословица).
Физминутка
V. Практическая работа «Какими свойствами обладает вода»
Опыт 1.
Возьмите стакан с водой и опустите туда ложку. Скажите видна ли она? Как вы думаете, о каком свойстве воды это говорит?
Вывод: чистая вода прозрачна. Прозрачность воды важна подводным растениям, нуждающимся в солнечном свете, а также живущим в воде животным.
Опыт 2.
– Ребята, у вас у каждого на парте лежат цветные полоски . Поднесите полоски по очереди к стакану с водой. Скажите, имеет ли вода цвет?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3.
Возьмите стакан с водой и понюхайте. Имеет ли вода запах?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт 4.
– А теперь насыпьте в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же глины. Аккуратно размешайте. Скажите , что вы заметили?
Вывод: в воде растворяются вещества, но не все. Вода растворитель.
Опыт 5.
– Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с водой при охлаждении и при нагревании. Я беру колбу с трубкой, заполняю подкрашенной водой и опускаю в горячую воду. Что вы заметили? Эту же колбу поставлю в тарелку со льдом. Что происходит?
Вывод: вода расширяется, при нагревание и сжимается , при охлаждении.
– А сейчас, откройте «ключ» к практической работе и прочитайте ответы. Верные ли выводы сделали мы.( Опыты по печатной тетради, задание 70).
VI . Закрепление
– Сейчас проведем игру «Светофор». Напоминаю вам правила, я читаю вопросы и три ответа, если вы считаете, что правильный ответ первый, то поднимаете красный кружок, второй – желтый кружок, третий – зеленый кружок. Если же вы думаете, что правильные два ответа, то поднимаете два кружка соответственно порядку.
1. При нагревание вода 2. Если опустить предмет в воду:
а) сжимается; а) его не видно; б) расширяется; б) он хорошо виден; в) ничего не происходит; в) еле заметен;
3. Если пропустить мутную воду через фильтр: 4. Вода имеет:
а) очищается; а) цвет; б) загрязняется; б) запах; в) остается прежней; в) ничего не имеет;
5. Если в воде размешать соль:
а) растворится; б) растворится не до конца; в) с ней ничего не произойдет.
Несколько человек выполняют эту работу на компьютере.
– Кто прочитает еще раз свойства воды? – Почему вода – одно из самых главных богатств Земли.
Домашнее задание: учебник ( с. 77-80), печатная тетрадь ( задание 68, 69).
VII. Рефлексия деятельности
Как ты оцениваешь себя на уроке.
Каждый ученик раскрасит свою рыбку и пустит ее в аквариум:
- золотую, если доволен собой на уроке;
- синюю, если допустил неточность в работе;
- красную – «еще надо постараться, и придет успех».
На доске дети заполняют рыбками аквариум своими успехами.
– Молодцы, вы хорошо работали, за активную работу на уроке я ставлю оценки.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок №11 «Вода», 3 класс, ФГОС
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема:
почему вода — одно из самых главных богатств Земли.
Задачи:
научить
-определять свойства воды практическим путём;
- показать значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле
Предметные результаты
Научатся
практическим путем исследовать свойства воды;
-использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы;
-рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье.
Личностные результаты
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесбере
гающего поведения.
Основные понятия и определения
Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды
.
Проверка готовности к усвоению нового материала
Вспомни, где в природе встречается вода.
Какое значение она имеет для растений, животных, человека?
Секреты воды
Вода влияет на всё в жизни
Изучение нового материала
ВОДА И ЖИЗНЬ
Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах — арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок — вода с растворёнными в ней различными веществами. В телах животных вода • обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Ты можешь узнать, сколько её в твоём организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.
Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более двух литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).
Для многих организмов вода — природный дом. Одни из них живут в солёной воде, а другие — в пресной.
Вода - необыкновенное вещество
Вода. Существо или вещество?-1
Вода. Существо или вещество? -2
Живая вода -- живое существо
Уникальные свойства воды, из фильма "Вода. Новое измерение."
Осмысление и понимание полученных знаний
СВОЙСТВА ВОДЫ
Практическая работа. Проделай опыты по инструкции учебника. Определи и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в рабочей тетради. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».
Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Опыт 2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли вода цвет?
Опыт 3. Определи, имеет ли чистая вода запах.
Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?
Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?
Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?
Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь.
Вода. Жидкость. Пар. Лёд.
Вода и её свойства
Самостоятельное применение знаний
1. Какую роль играет вода в жизни организмов? 2. Как мы изучали свойства воды?
3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь? 4. Как можно очистить загрязнённую воду?
Вывод. Вода — прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.
Задание для домашней работы
Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир
- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды"
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2 класс
Тип урока: Изучение нового
Форма работы: групповая
Тема урока: Вода и её свойства.
Цели урока:
Образовательные:
- Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека.
Развивающие:
- Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;
- развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения;
- развивать умение работать в группе, формировать умения работать с книгой – источником информации.
Воспитательная:
-Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
Формировать УУД:
- Личностные УУД:- навыки сотрудничества при работе в группах, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-осознание собственных достижений при освоении темы
- Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
- Коммуникативные УУД: -осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других;
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.
- Познавательные УУД: -раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре;
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
- ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Определить в ходе опытов свойства воды;
-проводить исследование воды и определять её основные свойства;
-составлять правила бережного использования воды;
-понимать значение воды для всего живого на земле.
Метапредметные:
Регулятивные:- Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт)
Познавательные: - Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов;
- определять характер взаимоотношения человека с природой;
- работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты наблюдений, иллюстрации).
Коммуникативные: - Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;
- коллективное обсуждение результатов, полученных в процессе проведения опытов;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.
Личностные:
Проявлять
-интерес к изучению темы;
-позитивное отношение к экономному расходованию воды;
-осознание собственных достижений при освоении темы
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, глобус, презентация, критерии оценки работы: жетоны красного, желтого и зеленого цвета; оборудование для изучения свойств воды: ёмкости различной формы (стакан, банка, чашка), ложка, 3 стакана с водой, соль, сахар, речной песок; пипетка, зеркальце; деревянный кубик; 2 тарелки, молоко; карточки с названиями свойств воды.
Ход урока
Слайд 1
I. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, давайте начнём наш урок с пожеланиями добра друг другу.
Я желаю вам сегодня добра.
Вы желаете мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра!
- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.
2. Введение в тему урока
- Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?
А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.
«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это?
- Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?
(Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой)
- Посмотрите! И вправду вода!
-Какова же будет тема нашего урока?
-Открывается первая часть темы урока «Вода…».
-Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».
3. Постановка учебной задачи
-Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?
- А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.
(Открывается вторая часть темы « и её свойства)»
- Какова тема нашего урока?
- Давайте определим цель нашего урока. Что нам в этом поможет? (Учебник)
- Какова цель нашего урока? (Определить основные свойства воды).
- Давайте сегодня выясним, какими же свойствами обладает вода.
Слайд 2
III. Изучение нового материала.
1.Беседа о воде.
(Учитель быстро раскручивает глобус):
- Какого цвета больше на глобусе, каким кажется глобус? (Голубым)
- Это потому, что синей краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают больше места, чем суша. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это все водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, т.к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на Земле.
- Где мы используем воду? (Ответы детей)
(слайды №3 – 4)
- А в природе где мы встречаемся с водой, кроме рек, океанов, морей? (Дождь)
- Может ли быть жизнь без воды?
- Кому нужна вода на земле?
- Объясните значение воды в жизни растений.
- Объясните значение воды в жизни животных.
- Могут ли растения и животные обходиться без воды? (Нет, вода – важнейшее условие для существования жизни растений и животных).
- Всегда ли вода приносит пользу?
- Какой вред она может причинить?
- Есть ли вода в камнях, в продуктах питания, в живых организмах: растениях, животных, человеке? (Предположения детей).
- Благодаря воде возникла жизнь на Земле. Вода есть и в камнях, и в продуктах, и во всех живых организмах, воду пьют и поля, и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери. Вода не только поит, но и кормит: по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов, вода добывает электрический ток на электростанциях.
Слайд 5-6
- Какой вывод можно сделать о значении воды?
Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.
Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться?
Слайд 7-8
5. Физминутка
Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)
Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)
Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа)
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)
6. Изучение новых знаний и способов действий
- Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию.
- Что такое лаборатория? (Ответы детей)
- Давайте уточним это понятие в словаре. (Лаборатория - это специальное оборудованное помещение для научных исследований, учебных занятий, а также помещение/ учреждение ведущее экспериментально-исследовательскую работу.)
На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
(Задают вопросы.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки)
- Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория. Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В наших лабораториях тоже всё готово.
- Какие правила будем соблюдать во время работы?
Слайд 9
-Чётко следовать моим инструкциям.
-Ничего не брать в рот.
-При выполнении опыта быть аккуратными.
-Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
-Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
-Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Мы с вами проведем опыты и заполним таблицу.
Слайд 10
Свойства воды.
Есть
(да)
Нет
является ли растворителем
вкус
текучесть
имеет ли форму
запах
прозрачность
цвет
Проведем опыт №1.
На столе у каждой группы соль, сахар, песок.
1 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.
2 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.
3 подгруппа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.
Каждая подгруппа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.
(1 группа кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)
2 группа (Сахар тоже растворился в воде)
- А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)
– Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)
- А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)
- Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель)
Вывод: Вода является растворителем сахарного песка, поваренной соли. Речной песок в ней не растворяется.
Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные.
Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!
Рассмотрите рисунок на с.53.
– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)
–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)
Проведем опыт №2 Фильтрование воды
Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)
– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)
- Поскольку я точно знаю, что в стакане вода чистая, я вам разрешаю её попробовать на вкус. Что вы можете сказать? (Она не имеет вкуса.)
Второе свойство воды – она не имеет вкуса (отметим в таблице)
Работа по иллюстрации в учебнике (с.54).
-Рассмотрите рисунок в учебнике и ответьте на вопрос.
-Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?
Опыт №3
- Прочитайте, что нам потребуется для следующего опыта. (Вода, пипетка и зеркальце).
- Хорошо, один человек держит зеркальце, второй – набирает пипеткой воду и капает на зеркало. Слегка наклоните зеркало, что происходит с водой? (она растекается)
- Сделайте вывод. Каким еще свойством обладает вода? Вода обладает свойством текучести (отметим в таблице)
Работа по иллюстрации (учебник с.55).
Рассмотрите рисунок высокого берега реки Татьянки. Зачем жители села Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? (Люди построили дамбу, чтобы во время осенних наводнений, речка Татьянка не вышла из берегов. Не залила кустарники, травы и деревья; вплотную не подошла к домам.)
Опыт №4
-Для того чтобы выполнить следующий опыт, нам потребуется: стакан, вода, маленький деревянный кубик.
Дети наливают в стакан воду и опускают в неё маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце.
Это явление вы видели много раз, но никогда не задумывались о том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода? (Вода принимает форму сосуда).
Вывод опыта №4: Следующее свойство воды: вода принимает форму сосуда. Отметьте в таблице.
-Рассмотри рисунок в учебнике (с.56). Прочитай вопрос.
Люди очень широко используют это её свойство при перевозке и хранении, наливая воду в удобные для этого формы.
Опыт 5
-Прочитайте текст под рисунком в учебнике на стр. 56.
-О каком свойстве вы прочитали?
-Чистая вода не имеет запаха.
-Вода, которая пахнет бензином, загрязнена и опасна для всего живого.
-Запомните! Нельзя подносить к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость.
-Сейчас мы с вами должны определить, чем пахнет вода. Мы знаем, что в стакане вода чистая, поэтому вы можете ее понюхать. Скажите, вода имеет запах? (вода не имеет запаха). Отметьте в таблице.
Вывод вода не имеет запаха
Опыт 6
Оборудование опыта №1: 2 тарелки с рисунком, вода, молоко.
Посмотрите сквозь воду на рисунок дна тарелки. Налейте в другую тарелку молоко. Виден ли рисунок в этом случае?
-Для следующего опыта нам понадобятся стаканчики с водой и молоком и ложки. Положите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Посмотрите на ложки. Что вы видите? (в стакане с водой ложку видно, а в молоке – нет). Какое свойство воды мы определили?
Вывод опыта №6: Чистая вода прозрачна
Опыт 7
с разноцветными бусинками.
Посмотрите на дно стакана, где находятся красная, синяя и зеленая бусинки. Нальем в стакан чистую воду. Изменился ли цвет бусин? (нет) Значит чистая вода бесцветна. Отметьте в таблице
Вывод 7: чистая вода бесцветна.
Оборудование опыта №8: влажная губка.
Влажной губкой протрите классную доску. Через 1—2 минуты доска высохнет. Куда делась вода?
Вывод опыта №8: Вода испарилась!
(Каждая группа берёт на столе учителя карточку с названием свойства воды и прикрепляет на доску)
(слайд №11):
1. Вода является растворителем
2. Чистая вода не имеет вкуса
3. Вода обладает свойством текучести
4. Вода принимает форму сосуда
5. Чистая вода не имеет запаха
6. Чистая вода прозрачна
7. Чистая вода бесцветна
8. Вода испаряется
IV. Закрепление изученного материала.
Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё? (слайд №12)
Почему сахар растворяется в чае? (слайд №13)
Почему на закипающем чайнике прыгает крышка? (слайд №14)
Если вода имеет вкус, о чём это говорит?
2.Дополните предложение : (слайд №15)
Вода - это........ (жидкость), которая не имеет …..... (запаха, цвета, вкуса). Она …......и.........(прозрачная и текучая.) Вода – это …..............(растворитель) некоторых веществ.
Слова для справок: растворитель, прозрачная, текучая, запах, вкус, жидкость, цвет.
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Сегодня мы узнали об удивительных свойствах воды.
Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд. Продолжите фразу (слайд №16):
Мне было интересно…
Я сегодня узнал…
Я сделал вывод…
Мне показалось важным…
Я запомнил…
- Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?
Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.
Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.
– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)
9. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?
10. Задание на дом
Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.
Слайд № 17
infourok.ru