Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды" (2 класс). 2 класс вода свойства воды
Цель: Задачи: | Познакомить уч-ся с водой и ее свойствами. Создать условия для личностного развития ученика; активизации самостоятельной деятельности. Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды. Развивать аналитическое мышление, внимание, память. Воспитывать взаимопомощь, поддержку друг другу. Умение работать в группах. | В ходе опытов вывести и назвать свойства воды. Учиться работать с дополнительным материалом. Уметь выделять главное, обобщать материал, делать выводы. Учиться работать в группе. | Работа над новым материалом. 5 мин | Ассоциативный ряд. (5 мин) -Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? Глобус. - В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. Посмотрим на глобус. Если быстро вращать глобус. То все его цвета синий, коричневый, зеленый, белый слились в один. Как вы думаете какого цвета будет такой вертящийся глобус? Почему? - Вода занимает 3/4 площади нашей планеты. И, наверное, правильнее было назвать планета Вода. Чтобы лучше нам представить сколько – это ¾. Мы возьмём круг, разделите его на 4 части. Как вы думаете сколько частей мы закрасим голубой цвет? Почему? 1 часть это что осталось? - Один поэт сказал: Безбрежная ширь океана (слайд ) И тихая заводь пруда (слайд ) Струя водопада и брызги фонтана (слайд № И все это – только Вода! - Где еще на Земле встречается вода, об этом нам расскажет Сабина. | Составляют ассоциативный ряд Ответы детей: ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родник) Ответы детей: – Потому, что этой краски на нем больше, чем зелёной, коричневой, белой. - Голубым цветом изображены океаны, моря, озера нашей планеты. Вода – главное богатство нашей Земли. Она встречается повсюду: в тучах; как вы уже правильно заметили и в облаках это скопление мельчайших капелек воды; льды и айсберги – это тоже вода; снег- это замёрзшие капельки воды. Имеют форму кристаллов, роса, дождь, туман – это облако, которое низко опустилось над землёй. Туман бывает ночью или рано утром. Это все…. Вода! Туча (слайд ) Облако (слайд) Лед, айсберг (слайд ) Снег- (слад ) Роса (слайд ) Дождь (слайд) Туман (слайд) | Практическая работа 10 мин 5- 7 мин 3 мин 5 мин | - Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей, а чем занимаются исследователи? - Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы. - А изучать свойства вы будете в своих научных лабораториях. Выводы будем записывать в свои научные дневники. Проведём несколько опытов с целью определить свойства воды . Опыт 1. Демонстрирует учитель. – На моём столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чём это говорит? Вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда, в котором находится (на доске рисунок – ассоциация: бесформенное пятно – вода не имеет формы). – Чтобы обозначать свойства воды, я подобрала рисунки – ассоциации. – Как вы понимаете эту ассоциацию? – Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.). Опыт 2. Коллективная работа под руководством учителя. – Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода? Вывод: вода бесцветная (на доске прикрепляются несколько цветных полосок по ассоциации: есть цвет – нет цвета). Опыт 3. Коллективная работа. – Опустите ложку в стакан с водой и с молоком. Что наблюдаете? Сравните.(В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком её не видно). Вывод: вода прозрачная (ассоциация: вода прозрачная – стекло прозрачное). – Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.). Опыт 4. Коллективная работа. – Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан.) – Наблюдайте, что происходит с водой, когда вы несколько ее капель выльете на ровную поверхность. (Она растекается в разные стороны.) – Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.) – Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Какое? Вывод: вода текучая (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется). Опыт 5. – Слышали ли вы выражение, что вода «вкусная?» Почему так иногда говорят? (Когда очень хочется пить.) – Какой же вкус у воды? (Без вкуса.) Вывод: вода без вкуса (на доске ассоциация: конфета-вкус). Опыт 6. – А чем пахнет вода? Понюхай ее и сделай вывод. (Вода не имеет запаха.) Вывод: вода не имеет запаха (ассоциация: нос-запах). Вы всё записали в своих научных дневниках. Молодцы вы хорошо поработали теперь пора отдохнуть. Физминутка. Создание кластера. Назвать свойства воды. Оценивание жестами. Сегодня на уроке вы изучили св-в воды, но вода в природе встречается еще в нескольких состояниях, а в каких вы узнаете из стихотворение Н. Рыжова - О каких состояниях воды говорится в стихотворении? Ответы детей: жидкое, твердое, газообразное Чтение с пометками. У вас на партах лежат листочки об интересных фактах. Мы будем использовать приём чтение с пометками. Что для вас было интересно вы подчеркнете маркером. Плотность воды в жидком состоянии больше, чем в твердом, поэтому лед не тонет в воде, а всегда остается на поверхности. Когда вода замерзает в лёд, в нем находятся пузырьки воздуха. Айсберги и льдины плавают на поверхности воды. Вода замерзает при температуре 0 градусов, а морская вода при температуре -2 градуса. Горячая вода замерзает быстрее, чем холодная. Кристалл шестиугольной формы, это снежинка. Пока еще ни разу не удалось увидеть две одинаковые снежинки. Снежинки более чем на 90% состоят из воздуха. Именно поэтому они медленно летят, как бы парят в воздухе. Нет двух одинаковых снежинок. Интересно то, что больше 50% населения Земного шара ни разу не видело настоящего снега в живую и не трогала его руками.
Человек без воды жить будет не слишком долго. После потребности в кислороде, в воде потребность занимает место под номером два. Без еды люди обычно держатся до полутора месяцев, а без воды меньше недели – всего пять суток. Если посчитать всю воду, которую человек выпивает за свою жизнь, то получится около тридцати пять тонн. Всем известно, что человек примерно на 70 процентов состоит из воды, но у животных этот показатель чуть меньше. Они состоят из воды примерно наполовину. Но самое интересное — это медузы. Они состоят аж на 99 процентов из воды. Также вода содержится во всех растениях и их плодах. | Ответы детей: - Ищут ответы на вопросы. - Наблюдают. - Проводят опыты (исследуют). - Проверяют свои догадки. Вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда, в котором находится Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д. Прикладывают полоски, картинки. Смотрят через воду. Вывод: вода бесцветная Опускают ложку в стакан с водой и с молоком. Сравнивают? Вывод: вода прозрачная. Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Вода перетекает. Наклоняют тарелку. Вода течет. Вывод: вода текучая Пробуют воду на вкус. Вывод: вода без вкуса Нюхают воду. Вывод: вода не имеет запаха. Создают кластеры. Оценивание жестами работу каждой группы. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает. На плите у нас кипит, паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться! Смею вам я доложить – без нее нам не прожить! Ответы детей: жидкое, твердое, газообразное Чтение с пометками. Что было интересно подчеркивают маркером. |
Конспект урока по познанию мира 2 класс "Вода и ее свойства.Значение воды."
Тема:Свойства воды. Значение воды.
Цели урока: познакомить детей со свойствами воды и ее значении.
Задачи:
Обучающая: сформировать знания учащихся о свойствах воды ее значении в природе и жизни человека. Развивающая: способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; устной речи. Воспитывающая: воспитывать дружеское отношение друг к другу, коллективизм;
Оборудование: стаканчики с водой, А-3(3 штуки), проектор, компьютер, интерактивная доска, картинки с животными, растениями.
Ход урока. 1.Орг. момент. Пожелайте друг другу удачи на урок.
2. Проверка дом.задания.
-О чем говорили на прошлом уроке? (о воде)
-Что узнали о воде?
-В каких состояниях бывает вода?
Тест.
1) Вода - это…
а) смесь газов, пара и воды б) вещество, которое может одновременно находиться в твёрдом.жидком и газообразном состоянии в) любое вещество в природе
2)Осадки – это…
а) радуга, заря
б) гроза, гром, молния
в) дождь, роса, снег
3) Жидкое состояние воды –в виде
а) снега
б) града
в) дождя
4) газообразное состояние воды – в виде
а) туман
б) иней
в) снег
5) твердое состояние воды – в виде
а) пар
б)лед
в) роса
Проверю. Поставлю оценки
3.Мобилизирующее начало
-Что бы вы еще хотели узнать о воде? (Постановка целей урока)
Презентация оводе.(4 слайда)
- Вот она какая, вода! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил её свойства. Тема урока. Вода. Свойства воды. Значение воды.(слайд)
Прочитайте тему урока. Какие цели поставите перед собой?
Мы с вами поработаем в 3 центрах.
Центр «Эксперимента»
Центр «Информации»
Центр «Творчества»
Дети работают в маршрутных листах.
запах |
|
вкус |
|
цвет |
|
прозрачность |
|
форма |
|
текучесть |
|
растворитель |
|
Центр «Эксперимента» руководит учитель. В этом центре будем исследователями.
Свои наблюдения будем отмечать в таблице знаком + или –
1.Опыт.
- Чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.(без запаха)
2. Опыт.
-Попробуйте воду в стакане, имеет ли вода вкус? Какой вывод? (Без вкуса)
3. Опыт.
Посмотрите на стакан с водой и сравните его со стаканом молока. Что можно сказать о цвете воды?Сделайте вывод.(Без цвета)
4. Опыт
-В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? (Прозрачность)
5.Опыт
На столе стакан, чашка, блюдце. Нальем воду в посуду. Посмотрите, какую форму приняла вода. Сделайте вывод.(Не имеет форму)
6. Опыт
-Насыпьте в один стакан с водой сахар. Перемешаем аккуратно ложечками.
- Что вы заметили? (вода растворила сахар полностью) (вода – растворитель)
7 опыт
На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного в другой. Сделайте вывод. (Текучесть)
Проверьте друг у друга. Все ли свойства воды у вас отмечены.
Проверьте себя по ключу. Оцените себя.
На доске свойства воды. (Слайд).
- О каких свойствах воды узнали? (По одному из группы отвечают.)
А сейчас вы будете работать самостоятельно. Прочитайте задание.
Центр «Информации».
1.Прочитай текст.
2.Ответь на вопросы.
3. Расскажите в паре о чем узнали?
Вода для человека самое важное вещество. Организм человека больше, чем наполовину состоит из воды. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней.
Вода океанов и морей очень соленая. Ее не могут пить животные и люди, ею нельзя поливать растения. А запасов пресной воды на земле очень немного.
-Почему вода является самым важным для человека?
-Почему нельзя пить воду из морей и океанов?
-Какую воду называют пресной?
Проверка по вопросам фронтально.
-Почему вода является самым важным для человека?
-Почему нельзя пить воду из морей и океанов?
-Какую воду называют пресной?
Оцени свою работу. И- интересно Т- трудно
Физминутка
Прочитайте задания следующего центра.
Центр «Творчества»
Задание.
1.Учебник с.52. Рассмотрите рисунки.
2. Составьте коллаж.
3. Подготовьте рассказ.
1 группа «Вода и животные»
3группа «Вода и растения»
3группа «Вода и человек »
Каждая группа презентует свою работу.
Рефлексия. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Да-Нет». Я буду читать предложения. А вы подумайте и поставьте « +», если да, или «-» если нет.
1.Вода имеет сладкий вкус.
2. Вода прозрачная.
3.Вода белая.
4.Вода не имеет запаха.
5.Вода имеет свою форму.
6 Вода– растворитель
7. Запасов пресной воды на земле мало.
8. Без воды нет жизни.
Проверьте себя по ключу. Оцените себя. (Слайд)
Ключ. Без ошибок- «5»
1 - 1-2 ошибки – «4»
2 + 3ошибки – «3»
3 –
4 +
5 –
6 +
7 +
8. +
- Поднимите руки у кого 5,4,3
– Достигли ли мы цели, которые ставили на урок?
Подумайте, выскажите свое мнение об уроке. Начиная со слов…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Д/з с. 52-53 читать.
1. Найти загадки о воде.
2.Составить кроссворд о воде.
Просмотр содержимого документа «Конспект урока по познанию мира 2 класс "Вода и ее свойства.Значение воды."»
Тема:Свойства воды. Значение воды.
Цели урока: познакомить детей со свойствами воды и ее значении.
Задачи:
Обучающая: сформировать знания учащихся о свойствах воды ее значении в природе и жизни человека.Развивающая: способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; устной речи. Воспитывающая: воспитывать дружеское отношение друг к другу, коллективизм;
Оборудование: стаканчики с водой, А-3(3 штуки), проектор, компьютер, интерактивная доска, картинки с животными, растениями.
Ход урока. 1.Орг. момент. Пожелайте друг другу удачи на урок.
2. Проверка дом.задания.
-О чем говорили на прошлом уроке? (о воде)
-Что узнали о воде?
-В каких состояниях бывает вода?
Тест.
1) Вода - это…
а) смесь газов, пара и воды б) вещество, которое может одновременно находиться в твёрдом.жидком и газообразном состоянии в) любое вещество в природе
2)Осадки – это…
а) радуга, заря
б) гроза, гром, молния
в) дождь, роса, снег
3) Жидкое состояние воды –в виде
а) снега
б) града
в) дождя
4) газообразное состояние воды – в виде
а) туман
б) иней
в) снег
5) твердое состояние воды – в виде
а) пар
б)лед
в) роса
Проверю. Поставлю оценки
3.Мобилизирующее начало
-Что бы вы еще хотели узнать о воде? (Постановка целей урока)
Презентация оводе.(4 слайда)
- Вот она какая, вода! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил её свойства. Тема урока. Вода. Свойства воды. Значение воды.(слайд)
Прочитайте тему урока. Какие цели поставите перед собой?
Мы с вами поработаем в 3 центрах.
Центр «Эксперимента»
Центр «Информации»
Центр «Творчества»
Дети работают в маршрутных листах.
запах | |
вкус | |
цвет | |
прозрачность | |
форма | |
текучесть | |
растворитель |
Центр «Эксперимента» руководит учитель. В этом центре будем исследователями.
Свои наблюдения будем отмечать в таблице знаком + или –
1.Опыт.
- Чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.(без запаха)
2. Опыт.
-Попробуйте воду в стакане, имеет ли вода вкус? Какой вывод? (Без вкуса)
3. Опыт.
Посмотрите на стакан с водой и сравните его со стаканом молока. Что можно сказать о цвете воды?Сделайте вывод.(Без цвета)
4. Опыт
-В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? (Прозрачность)
5.Опыт
На столе стакан, чашка, блюдце. Нальем воду в посуду. Посмотрите, какую форму приняла вода. Сделайте вывод.(Не имеет форму)
6. Опыт
-Насыпьте в один стакан с водой сахар. Перемешаем аккуратно ложечками.
- Что вы заметили? (вода растворила сахар полностью) (вода – растворитель)
7 опыт
На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного в другой. Сделайте вывод. (Текучесть)
Проверьте друг у друга. Все ли свойства воды у вас отмечены.
Проверьте себя по ключу. Оцените себя.
На доске свойства воды. (Слайд).
- О каких свойствах воды узнали? (По одному из группы отвечают.)
А сейчас вы будете работать самостоятельно. Прочитайте задание.
Центр «Информации».
1.Прочитай текст.
2.Ответь на вопросы.
3. Расскажите в паре о чем узнали?
Вода для человека самое важное вещество. Организм человека больше, чем наполовину состоит из воды. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней.
Вода океанов и морей очень соленая. Ее не могут пить животные и люди, ею нельзя поливать растения. А запасов пресной воды на земле очень немного.
-Почему вода является самым важным для человека?
-Почему нельзя пить воду из морей и океанов?
-Какую воду называют пресной?
Проверка по вопросам фронтально.
-Почему вода является самым важным для человека?
-Почему нельзя пить воду из морей и океанов?
-Какую воду называют пресной?
Оцени свою работу. И- интересно Т- трудно
Физминутка
Прочитайте задания следующего центра.
Центр «Творчества»
Задание.
1.Учебник с.52. Рассмотрите рисунки.
2. Составьте коллаж.
3. Подготовьте рассказ.
1 группа «Вода и животные»
3группа «Вода и растения»
3группа «Вода и человек »
Каждая группа презентует свою работу.
Рефлексия. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Да-Нет». Я буду читать предложения. А вы подумайте и поставьте « +», если да, или «-» если нет.
1.Вода имеет сладкий вкус.
2. Вода прозрачная.
3.Вода белая.
4.Вода не имеет запаха.
5.Вода имеет свою форму.
6 Вода– растворитель
7. Запасов пресной воды на земле мало.
8. Без воды нет жизни.
Проверьте себя по ключу. Оцените себя. (Слайд)
Ключ. Без ошибок- «5»
1 - 1-2 ошибки – «4»
2 + 3ошибки – «3»
3 –
4 +
5 –
6 +
7 +
8. +
- Поднимите руки у кого 5,4,3
– Достигли ли мы цели, которые ставили на урок?
Подумайте, выскажите свое мнение об уроке. Начиная со слов…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Д/з с. 52-53 читать.
1. Найти загадки о воде.
2.Составить кроссворд о воде.
7
multiurok.ru
Урок познания мира на тему "Вода. Свойства воды". (2 класс)
Познание мира.
Тема: Вода. Свойства воды.
Цель урока: дать представление о воде, о её свойствах.
Задачи:
1. Сформировать знания учащихся о свойствах и состояниях воды.
2.Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; умения сравнивать, анализировать , самостоятельно делать выводы.
3.Воспитать умение работать в группе.
Ход урока.
Слайд 1
Психологический настрой. (3мин)
Прозвенел уже звонок, начинается урок…..
(с делением на группы по цветам)
Проверка домашнего задания. Слайд 2 (5мин)
«Верные – не верные утверждения»
1.Человек может прожить без воздуха больше часа (-)
2.Воздух поддерживает горение. (+)
3.Горящая свеча, накрытая банкой, погаснет (+)
4.Воздух в городе чище, чем в лесу. (-)
5.Надувная лодка не тонет, потому что воздух легкий (+)
6.Здоровье человека не зависит от состояния воздуха (-)
7.На трубах заводов и фабрик устанавливают фильтры для защиты воздуха от загрязнения. (+)
Взаимооценивание.
7б. – 5; 6-5б – 4; 4-3б – 3
Сообщение темы урока. Слайд 3 (3-4 мин)
Прослушайте запись
Что это за звуки.
А где в природе можно встретить воду?
Послушайте, что говорит о себе вода
Я и туча, и туман,Я ручей и океан,Я летаю и бегу,И стеклянной быть могу.
Как вы думаете, почему вода про себя так говорит?
Назовите тему нашего урока. Что вы сегодня узнаете на уроке? Определите цели для себя.
Работа по теме.
Рассказывает ученик (работа с мотивированными учениками)
Вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы.
Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе. Певцы древних степных народов – акыны – воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос – Что такое ВОДА?
Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама- ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! »
Три состояния воды. Слайд 4-6
- Вы уже поняли, что вода в природе может находиться в разных состояниях , а теперь проанализируем. Посмотрите на рисунки.
( роса, дождь) – какое состояние воды вы видите? (жидкое)
( лёд, снег) - … (твёрдое)
( пар, туман, облака) – … (газообразное)
Загадки о явлениях природы по группам.
Отгадывают, называют состояние.
1 группа
У нас под крышейБелый гвоздь висит.Солнце взойдет —
Гвоздь упадет.
Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.Растворилось молоко — стало видно далеко.
2 группа
Рассыпался горохНа семьдесят дорог.Падает горошком,Скачет по дорожкам.
Течет, течет - Не вытечет, Бежит, бежит- Не выбежит.
3 группа
Покружилась звездочкаВ воздухе немножко,Села и растаялаНа моей ладошке.
Подходила, грохотала,Стрелы на землю метала.Нам казалось, шла с бедой.Оказалось — шла с водой.Подошла и пролилась,Вдоволь пашня напилась.
4 группа
Кто это такой садовник —Полил вишню и крыжовник,Полил сливу и цветы,Вымыл травы и кусты?
Он пушистый, серебристый,Но рукой его не тронь,Станет капелькою чистой,Как поймаешь на ладонь.
Выскажите свое мнение, как вода может переходить из одного состояния в другое?
Физминутка.
Поиграем. «Вода - не вода».
Игра «Вода - не вода». Условия её таковы: я произношу слово, и если оно обозначает воду - вы хлопаете, а если не относится к воде - делаете два шага на месте. Будьте очень внимательны. Итак: океан, ветер, снег, дождь ,песок, сосулька, скала ,роса, айсберг, акула.
Молодцы! Тихонько сели.
Свойства воды Слайд 7-9
Проведение опытов. Работа в группах.
Повторим правила работы в группе.
- Докажите, проведя опыт в группе, каждый своё свойство воды. Обсудите. Ответьте на вопросы. Выберите того, кто будет презентовать ответ.
1группа.
Опыт1 : На столе стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду. Посмотрите, какую форму приняла вода? Сделайте вывод.
ВОДА ИМЕЕТ СВОЮ ФОРМУ
НЕ ИМЕЕТ СВОЮ ФОРМУ
Опыт 2: На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумаги. Можно сказать, что вода красная? Жёлтая? Зелёная?
ВОДА ИМЕЕТ ЦВЕТ
НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТ
2группа.
Опыт 3: На столе стакан с водой. Положите в него ложку. Хорошо ли видна ложка в воде? Почему? Какие свойства воды вы обнаружили?
ВОДА ПРОЗРАЧНА
НЕ ПРОЗРАЧНА
Опыт 4: На столе стакан с водой. Понюхайте воду. Чем она пахнет?
ВОДА С ЗАПАХОМ
БЕЗ ЗАПАХА
3 группа.
Опыт5: На столе стаканы с водой. Попробуй на вкус воду. Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?
ВОДА ИМЕЕТ ВКУС
НЕ ИМЕЕТ ВКУСА
4группа.
Опыт 6: На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного в другой.
ВОДА ТЕКУЧА
НЕ ТЕКУЧА
Вывод: чтение свойств воды
Составьте кластер свойств воды. (на доске)
Рефлексия. Слайд 10
Синквейн со словом ВОДА
Какая? Прозрачная, чистая
Что делает? Течет, поит, моет
Придумайте предложение со словом вода. Вода нужна всему живому.
Назовите слово-ассоциацию. Жизнь
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Оценивание пальцем.
А теперь с помощью стикеров оцените свои знания полученные на уроке.
Прикрепите к листочкам.
Я все понял и могу объяснить.
Я все понял, но не могу объяснить.
Я ничего не понял.
Домашнее задание
стр.46-49 Загадки о явлениях природы, связанных с водой.
Итог урока.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
-В каких состояниях вода встречается в природе? Приведите пример.
-Почему нужно беречь воду?
www.metod-kopilka.ru
Конспект урока познания мира по теме "Вода . Свойства воды" 2 класс
Тема: Вода. Свойства воды.
Цели:
Формировать и дополнять знания о свойствах воды.
Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Оборудование: конспект, карточки для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, наборы для проведения опытов, презентация.
Ход урока.
I Организационный момент.
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
Задают вопросы
Ищут ответы на эти вопросы
Наблюдают, проводят опыты
Проверяют свои догадки
II Проверка домашнего задания
- Но прежде чем отправиться в лабораторию, давайте вспомним тему нашего прошлого урока. (Почва)
- Каково значение почвы?
- Что входит в состав почвы?
- Назовите главное свойство почвы? (плодородие)
Тест.
1. Верхний плодородный слой земли – это…
1) почва 3) глина
2) песок 4) горные породы
2. Что не входит в состав почвы?
1) песок 3) камни
2) вода 4) воздух
3. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки.
Наличие чего в почве это доказывает?
1) воздуха 3) песка
2) солей 4) перегноя
4. Что растения не могут получить из почвы?
1) воду 3) соли
2) кислород 4) солнечный свет
5. Чем богата плодородная почва?
1) перегноем 3) глиной
2) песком 4) воздухом
Взаимопроверка . ( ключ 1 – 1, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 4, 5 – 1 )
III Вызов.
Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …. (воды)
Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.
«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»
Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».
Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.
Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.
III Осмысление.
а) Ассоциативный ряд (кластер «Вода»)
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?
Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…
Один поэт сказал:
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда.
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – только вода.
б) Актуализация ранее изученного.
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
Посмотрим на нашу планету. Если её очень быстро вращать, то она покажется одноцветной – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.
Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.
Где содержится вода на Земле?
Мы на 70 % состоим из воды. Без воды человек может прожить только 3 дня.
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.
Вода содержится во всех частях растений. Много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворёнными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.
А где человек использует воду?
Готовит пищу, утоляет жажду, моется…
1ученик:Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!В луже, в море, океанеИ в водопроводном кране.
2 ученик:Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает.Ледником в горах зовётся,Лентой серебристой вьётся.Средь высоких стройных елейРушится потоком селей.
3 ученик:На плите у вас кипит,Паром чайника шипит,Растворяем сахар в чае.Мы её не замечаем,Мы привыкли, что вода -Наша спутница всегда.
4 ученик:Без воды нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить:Без воды нам не прожить.
в) Лабораторная работа.
- А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».
В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы.
(деление на группы)
В каждой группе есть:
(распределение ролей)
Определим правила, по которым работают учёные в группах.
Старший научный сотрудник проводит опыт
Помощник читает задание
Лаборант – готовит нужные материалы для опыта
Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.
Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.
С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Свойства воды. | Есть (да) | Нет |
прозрачность | ||
цвет | ||
запах | ||
вкус | ||
является ли растворителем | ||
текучесть | ||
имеет ли форму |
Физминутка «Лягушата»
Опыт №1. Определите «Прозрачна ли вода?»
Опустите ложку в стакан с водой. Видно ли ложку в стакане с водой?
Вывод: вода __________________
Отметьте это свойство в таблице.
Опыт №2. Определите «Имеет ли вода цвет»?
Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.
- Можно ли назвать воду синей? красной? белой?
Что вы можете сказать о цвете воды?
Ваш вывод: вода цвета ________________________
Отметьте это свойство в таблице.
Опыт №3. Определите «Имеет ли вода запах?»
Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.
Что можете сказать о запахе воды?
Ваш вывод: вода запаха ____________________
Отметьте это в таблице.
Опыт №4. Определите «Имеет ли вода вкус?»
Налейте из стаканчика немного воды и попробуйте её.
Что можете сказать о вкусе воды?
Вывод: вода вкуса__________________________
Отметьте это свойство в таблице.
Опыт №5. Определите «Является ли вода растворителем?»
Возьмите стакан с водой. Бросьте туда кусочек сахара. Размешайте воду стеклянной палочкой. Понаблюдайте, что произошло с сахаром.
Куда исчез сахар? Сахар ___________________
Вывод: вода – ______________________________
Отметьте это свойство в таблице .
Опыт №6. Определите «Обладает ли вода свойством текучести?»
Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.
Наклоните стекло. Что произошло с каплей?
Вывод: вода __________________
Отметьте этот вывод в таблице.
Опыт №7. Определите «Имеет ли вода форму?»
У вас на столе стоит стакан с водой. Перелейте воду из стакана в чашку, затем из чашки в сосуд. Что происходит с формой воды?
Какую форму приняла вода в стакане? Какую форму приняла вода в чашке?
Вывод: вода _______________________________
Отметьте это в таблице.
Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим.
А сейчас я предлагаю вопрос-утверждение: вода в природе встречается в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.
Как это можно объяснить?
(обсуждение в группах)
Задание для групп: Отгадать загадку. Определить состояние воды.
1. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки,
Уселись на колючей ёлке. (Снежинки).
2. Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лёд).
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса).
IV Рефлексия.
Вы сегодня были сотрудниками лаборатории.
Все ребята сегодня хорошо работали.
Продолжите предложение:
- Я сегодня узнал(а) ….
- На уроке мне понравилось …
- За урок я себе поставлю « », потому что …
V Домашнее задание.
Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с учебником.
с. 46 – 49 читать, отвечать на вопросы
провести опыт – набрать в бутылку воды и вынести на мороз.
Возьмите каждый капельку воды из бумаги и приклейте под смайлик, предварительно опустив капельку в воду.
В заключении я хочу напомнить:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
multiurok.ru
Вводная часть (3-5 мин) | Психологический настрой, введение в тему Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Загадка: Ни рук, ни ног, А гору разрушает. - Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки окружающего мира, будем говорить о воде, а сейчас проверим домашнее задание. (Вода) | Учатся создавать благоприятную атмосферу сотрудничества | Презентация
| Проверка домашнего задания: 1 уровень: работа по карточкам: индивидуальная работа. 1.Выпишите свойства воздуха. 1.пустой 2.невидимый 3.глубокий 4.бесцветный 5.без запаха 6.без вкуса 7. голубой 8.без формы 2.Запиши в два столбика и соедини линиями: Компас воображаемая граница, где небо сходится с землей. Горизонт прибор, указывающий направление сторон света. Линия горизонта земная поверхность, которую мы видим вокруг. 3. Запиши: План- ____________________________________ . Рисунок - _______________________________.2 уровень: учащиеся объясняют рисунки «Воздух – источник жизни». 3 уровень: учащиеся представляют рассказы «Как люди могут позаботиться о чистоте воздуха»; | объясняют смысл пословицы | Основная часть (20 мин) | Работа по теме урока. Вы слыхали о воде? Говорят она везде!Как сосулька замерзает.В лес туманом заползает.Ледником в горах зовётся.Лентой серебристой вьётся.Мы привыкли, что вода –Наша спутница всегда!
«Знаю// не знаю// хочу узнать» - Заполнить 2 столбца (в рабочей тетради) Скажите, что вы знаете о воде, где она встречается в природе? 3) - Какие явления неживой природы связаны с водой? Ответы детей: роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса. - Вы уже поняли, что вода в природе может находиться в разных состояниях, . ФИЗМИНУТКА - игра «Вода – не вода». Учитель называет слова: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д. Ученики встают, если названное слово обозначает то, что содержит воду; если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой – учащиеся хлопают в ладоши. Проблемный вопрос: - При каких условиях вода переходит из одного состояния в другое? Просмотр презентации Вывод: Вода переходит из одного состояния в другое путём нагревания или охлаждения. 6) - Просмотрите иллюстрации) - Какое состояние воды вы видите? Соотнесите явления природы с состоянием воды 7)Первичное закрепление и контроль. Работа в паре: соединить явления природы // состояние воды. Лёд, снег газообразное Роса, дождь жидкое Пар, туман, облака твёрдое Взаимопроверка (обмен карточки с соседней партой). 8) - Что такое ВОДА? Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама - ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете!» - Сможете ли вы ответить на вопрос: Какое значение имеет вода в природе? - ¾ поверхности Земли занимает вода. Но запасы пресной воды на Земле исчерпаемы. Поэтому воду нужно беречь! Вывод: вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы. ОБЖ «Природа». Беседа о поведении человека в природе; о том, какие опасности подстерегают его ( дикие животные, водоемы и т.д.), ориентирование на местности. | прогнозируют Вода - самое распространенное вещество на Земле. Водой заполнены океаны, моря и реки. Без неё невозможно существование всего живого. делают выводы работают в паре рассказывают о поведении человека в природе |
Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды" (2 класс)
Тема урока: « Свойства воды. Вода – условие жизни на Земле».
Тип урока: обобщение знаний.
Цели урока:
Обобщить, углубить, закрепить представление о воде и её свойствах.
Помочь учащимся научиться определять по свойствам возможность использования воды и её значение для жизни на Земле.
Создать условия при выполнении практической работы для наблюдения; сравнения; расширения кругозора; для формирования умения работать в паре, в группе; для развития логического мышления, воображения.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Вещество, с которым мы будем работать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без…(воды).
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу.
(Вода)
- Итак, тема нашего урока – вода. Сегодня мы поговорим о свойствах воды, о её значении для жизни на Земле, будем исследовать, обобщать и углублять наши знания.
III. Постановка проблемного вопроса.
- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: « Возможна ли жизнь на нашей планете без воды? »
Беседа с учащимися о значении воды.
- Как вы думаете, много ли воды на Земле?
- Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одного цвета. Какого? (голубого)
- А как вы думаете, почему?
- Правильно. Моря, океаны, реки, озёра нашей планеты занимают в 2 раза больше места, чем суша.
Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, то все океаны, моря, реки и озёра разлились бы по его поверхности, а наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода повсюду. И в воздухе в виде облаков, и под землёй (родники). Вода входит в состав любого живого организма.
- А для чего ещё нужна вода? (для приготовления пищи, бытовых нужд; без неё не могут ни растения, ни животные, ни человек; это удобная дорога, место отдыха и многое другое)
- Вот она какая, вода! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил её свойства.
V. Практическая работа. Работа в парах.
На партах у учащихся для проведения опытов находится оборудование:
2 стакана с чистой водой
Поваренная соль
Измельчённый мел
Чайная ложка
3 полоски из цветной бумаги
Лист наблюдений
Опыт №1.
Какова прозрачность воды?
- В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Запись результатов в листе наблюдений.
Опыт №2.
Какого цвета вода?
- На столах у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите по очереди каждую полоску к стакану с водой и сравните цвет полоски и воды.
-Можно ли сказать, что вода оранжевая, синяя или зелёная? (Нет)
- Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт №3.
Каков запах воды?
- Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь ещё за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4.
Вода растворитель?
-Насыпьте в один стакан с водой соли, а в другой измельчённый мел. Перемешайте аккуратно ложечками.
- Что вы заметили? (вода растворила кристаллы соли полностью, а часть мела осела на дно).
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
- Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
- Сейчас я проведу ещё один опыт, а вы понаблюдайте. Возьму кристаллы пищевого красителя и растворю в воде. Мы получили раствор пищевого красителя, который используют в кулинарии. Скажите, пожалуйста, вода в этом растворе приобрела цвет? (Да, вода окрасилась в жёлтый цвет, но осталась прозрачной).
Опыт №5.
Можно ли очистить воду?
- А можно ли очистить мутную меловую воду? ( Да, пропустить её через фильтр). Сейчас я буду проводить опыт по очистке воды, а вы понаблюдайте.
- Что стало с нерастворённым мелом? ( Он остался на фильтре)
- Такая очистка воды называется фильтрованием.
Вывод: воду можно фильтровать, то есть очищать.
Опыт №6.
Текучесть воды.
- Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? ( Она растекается в разные стороны).
- Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? ( Да)
- Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течёт. Свойство – текучесть.
- Именно этим свойством воды мы пользуемся, когда умываемся, пьём.
VI. Физкультминутка.
VII. « Проверь себя». Самопроверка. Самоконтроль. Самооценка.
Учащимся раздаются листы с проверочной работой на тему «Свойства воды».
После выполнения работы ученик сам себя проверяет и оценивает с помощью правильных ответов на проверочную работу, находящихся на втором листе. После выполнения учитель проводит фронтальный опрос.
VIII. Работа по учебнику.
Чтение и анализ текста на с. 19 – 20. Выполнение заданий к тексту.
- Является ли вода обязательным условием жизни на Земле?
- Зависит ли разнообразие и число растений от их близости к воде?
IX. Охрана воды. Беседа с учащимися.
- Для человека очень важно знать свойства воды, т. к. в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете. Вода – одно из самых главных богатств. Трудно представить, если бы исчезла пресная вода, а такая угроза существует.
- Почему? ( воду не берегут, засоряют)
- От загрязнения воды страдает всё живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!
- Какие меры можно предпринять, чтобы сохранить воду чистой? (на предприятиях использовать очистные сооружения, не мыть машины в водоёмах, экономить воду, не мусорить).
Чтение стихотворения учеником.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
X. « Книга жалоб». Работа в группах.
В каждую группу поступило письмо-жалоба от водоёмов и обитателей водоёмов. Учащиеся должны познакомиться с письмом, принять правильное решение или высказать своё предположение.
1) Строители решили проложить новую дорогу. Но для этого они хотят осушить меня. Озеро. Неужели ничего нельзя сделать? Ведь я являюсь «домом» для многих животных и растений. А люди любят ловить рыбу и просто отдыхать на моём берегу. Помогите! Как сохранить озеро и проложить дорогу?
2) Пишет вам Северный Ледовитый океан. Выскажите, пожалуйста, предположение, как в таком холодном большом океане учёные обнаружили частички стирального порошка. Значит ли это, что я скоро буду большим тазиком для стирки белья?
3) Обращается к вам акула.
Никогда мне страх не ведом,
Смело дам отпор врагу.
Острым носом, как торпедой,
Танкер я пробить могу.
Но я ничего не могу поделать с пятном нефти, которое расплылось по поверхности моря, где я живу. В результате аварии на танкере часть нефти попала в море. Помогите! Я и мои друзья постепенно погибаем. Посоветуйте, что делать!
XI. Ответ на проблемный вопрос.
« Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?»
XII. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
- Над какой темой работали?
- Что мы знаем о воде?
XIII. Рефлексия.
XIV. Оценка настроения учащихся.
- У каждого из вас на партах по 3 бумажных капельки. Определите, какое у вас сейчас настроение. Если хорошее – поднимите красную капельку; если не очень – жёлтую; а если плохое – синюю.
Дополнительно: сообщения детей об охране воды.
infourok.ru