Конспект урока окружающего мира по теме для 3 класса "Вода и ее свойства". Урок 3 класс вода и ее свойства


"Вода и её свойства" (3 класс)

Республика Башкортостан

Абзелиловский район

С.Михайловка

Учитель нач. классов

Юсупова Лиза Фанилевна

ТЕМА: Вода и её свойства

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся со свойствами воды.

ЗАДАЧИ: О- познакомить учащихся со свойствами воды; Р- при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать навык осознанного чтения, мышление, речь учащихся, умение мыслить критически; В- повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле, учить бережно относится к воде, объяснить ценность воды для всего живого на Земле.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема, слайды о воде, карточки с индивидуальными заданиями для практической работы.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Повторение пройденного

Имя _________________________

ауормланетформыаолрвдпрозрачныйрвсроагбесцветныйлджтолфыосжимаемыфлдупругклдьдподдерживаетгорениетлфдтднетзапахалфосррджлджчистыйжлбютьтёплыйджльюжхолодныйтбтжизньдлоь

-О чём говорится? ________________________________________

Воздух, свойства воздуха.

II. Побуждение.

1. Отгадав загадку, узнаем, о чём пойдет речь на уроке.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

-Всем известно, что такое вода, а что вы знаете о ней?

2. Стратегия «Учебный журнал» (Работа в группах)

Знал

Хочу узнать

Узнал

1.

2.

3.

4.

Для чего нужна вода?

Откуда вода берётся?

Индивидуальная работа.

Обсуждение в группе.

3.Презентация – заполнение 1 колонки таблицы.

Сообщение учителя. Дополнительная информация о воде. (Слайд)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

-Сейчас с помощью загадок мы узнаем, в каком состоянии бывает вода в природе.

-Отгадайте загадки:

Говорю я брату:

-Ох, с неба сыплется горох!

-Вот чудак,- смеётся брат,

Твой горох ведь это… (град)- в твёрдом состоянии

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (лёд)- в твёрдом состоянии

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые. (снег)- в твёрдом состоянии

Не колючий, светло-синий

По кустам развешен ... (иней)- в газообразном состоянии

Молоко над речкой плыло,Ничего не видно было.Растворилось молоко –Стало видно далеко. (туман)- в газообразном состоянии

Пушистая вата, плывёт куда- то

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)-в газообразном состоянии

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле (дождь)- в жидком состоянии

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днём

Ищем, ищем не найдём (роса)- в жидком состоянии

- Хотите еще узнать?

- А что именно вы хотите узнать?

(Обсуждение в группе, презентация одного вопроса от группы. Заполнение 2 колонки таблицы.)

- Сегодня на уроке мы узнаем о воде и познакомимся с её свойствами.

-Читаем по учебнику с. 25-26

ВЫВОД: вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.

II. Реализация.

СВОЙСТВА ВОДЫ 22, 23

Практическая работа по группам.

1. На столе стоят стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду.

-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА имеет свою форму

не имеет свою форму

Вывод: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке- форму чашки, в блюдце- форму блюдца. Она принимает форму той посуды, в которую налита. Вода не имеет своей формы.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

2.На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА не имеет цвета

имеет свой цвет

Вывод: Вода не имеет цвета.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

3.На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.

-Хорошо ли он виден в воде?

ВОДА прозрачна

не прозрачна

Вывод: Вода прозрачна.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

4.У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду.

Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?

Соедини стрелочками:

Сахар солёный

Соль сладкий

Лимон горький

Лук не имеет вкуса

Вода кислый

Вывод: Вода не имеет вкуса.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

5.На столе стоит стакан с водой. Понюхай воду.

Чем она пахнет?

Соедини стрелочками:

ВОДА с запахом

без запаха

Вывод: Вода без запаха.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

6.На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой.

Соедини стрелочками:

ВОДА текуча

не текуча

Вывод: Вода текуча.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

-О каких свойствах воды вы узнали?

ВЫВОД: вода не имеет формы, прозрачна, текуча, без запаха, безвкусна, не имеет цвета

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Сейчас мы немного отдохнём

-Я буду называть воду в трёх её состояниях: если это жидкое состояние, то мы поплаваем, газообразное, то мы полетаем, твёрдое, присядем и превратимся в лёд

Лёд,

роса,

снег,

дождь,

иней,

туман,

град,

облака,

снежинка

Конструктор.

-На столах лежат фигуры. Соберите одну.

-Что у вас получилось?

-Как вы думаете, что это?

-Посмотрите на глобус, если его крутить, то земной шар кажется синего цвета. Почему? (3/4- вода)

-Так же как и наша модель, Земной шар на 3 части состоит из воды, 1 суша.

-А сейчас опробуем ответить на вопрос: Откуда взялась вода и для чего она нужна?

Сценка Ученик: Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана: откуда ты? Автор: Вода в ответ Капелька: Издалека, из океана. Ученик: Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. Откуда ты? Автор: спросил росу. Капелька: Поверь, и я из океана. Ученик: На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана. Откуда ты? Ты кто такой? Капелька: И я, дружок, из океана. Ученик: Ты, газировка, что шипишь? Автор: И из бурлящего стакана донесся шепот: Капелька: «Знай, малыш, и я пришла из океана».

Все (ученик, автор, капелька): Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, в звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке, нам откликнется всегда океанская вода.

9- 19 слайды

1. Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

2. Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

3. Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

4. Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … ВОДЫ

5. Где же есть вода? Во фруктах, ягодах (отжать апельсин)

Человек на 2/3 части состоит из воды

Вода в пище, теле человека

ВЫВОД (Слайд).

-Как вы понимаете выражение? Вода- это жизнь!

Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.

Берегите воду!

От загрязнения воды страдает всё живое. Если она грязная, то она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь!

III. Рефлексия.

1. Инструкция к написанию

Пятистишие ВОДА

ВОДА

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

2. Обсуждение в группах. Выбор спикера.

3. Авторский стул – презентация работ.

Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Может ли человек прожить без воды?

-Что было особенно интересно?

-Назовите свойства воды.

Д/З: с. 25- 27 читать, пересказывать, вопрос 6.

-Посчитай, сколько раз в день ты пользуешься водой? Подумай, всегда ли ты бережно относишься к воде и не используешь её попусту?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Туман, роса, иней

Когда солнце нагревает поверхность рек, озёр и рей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становя видимыми.

Если облака опускаются низко над землёй, они становятся туманом.

Чаще всего туманы бывают там, где много влаги- над рекой или в низинах. Обычно туманы появляю утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку — утренний туман рассеивается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается вверх.

А что происходит с вечерним туманом?

Капельки воды, из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, ты видел её не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.

А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристликами льда — инеем.

Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими?

Дождь, град, снег

Другие капельки поднимаются в верхнюю, холодную часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им уже трудно удержаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землей тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождём. Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на горошинки ледяные шарики — град.

А зимой с капельками-путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землёй, замёрзшие ка­льки примерзают друг к другу, и появляется красавица снежинка. Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом.

Такое движение воды называется круговоротом.

infourok.ru

Урок "Вода и ее свойства"познание мира 3 класс

Сабақтың жоспары

Поурочныйплан

The plan of the lesson

Күні/Дата/ Date:24.10.

Сынып/Класс/Klass: 3 «Б»

Пән/ Предмет/ Subject: Познание мира

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Вода и ее свойства.

Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Изучение нового

материала с элементами практической работы

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kindofthelesson: Урок практических работ(лабораторная работа)

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :

білімдік / образовательная/ educational:

  • экспериментальным путем выявить свойства воды;

  • повышать познавательную активность детей;

  • учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу;

дамытушылық/ развивающая/ developing:

  • создать условия дляразвития речи детей, логического мышления, памяти, а также экологической культуры;

  • развивать способности наблюдать, рассуждать, делать выводы;

тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up:

  • способствоватьвоспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде;

  • воспитывать бережное отношение к водным ресурсам;

  • прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру;

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources:

компьютер, проектор, презентация, фильм о воде, песня,поваренная соль, сахарный песок,две баночки с водой, стакан, ваза, минеральная вода, чайная ложка, три полоски цветной бумаги (красная, фиолетовая, синяя), цветной карандаш.

Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

  1. Организационный момент, психологический настрой (2 мин)

  2. Вступительное слово учителя (2 мин)

  3. Сообщение темы и цели (10 мин)

  4. Физминутка (2 мин)

  5. Практическая работа( 18 мин)

  6. Итог урока (10 мин)

  7. Домашнее задание (1 мин)

Әдебиет/ Литература/ Literature:

  1. Учебник 3 класса-Познание мира

  2. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ составители Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина.-Ярославль: «Академия развития», 1997

  3. Стив Паркер Детская энциклопедия от А до Я. – РОСМЭН, 2008

Ходурока

  1. Организационныймомент, психологический настрой (2 мин)

Слайд №1

Сәлеметсізбе, балалар!

(Звучит песня «Ужасно интересно»)

Вот опять звенит звонок – начинается урок.

Встали ровно и красиво, тихо сели.

Я желаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

  1. Вступительное слово учителя (2 мин)

- Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, исследователя. И мы будем работать с лабораторным оборудованием. Познакомьтесь с памяткой соблюдения техники безопасности. Внимание на экран!

Слайд №2

  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя.

  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

- Начнем исследовательскую работу.

Слайд №3Наш девиз:

Все я знаю,Все могу я, Все успею сделать!

  1. Сообщение темы и цели (10 мин)

Слайд № 4

-Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

Я очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (вода)

Верно. Это вода.

Тема нашего урока "Вода".

Прочитайте вопросы, на которые нам предстоит найти ответ в течение урока:

Слайд № 5

Почему вода - одно из самых главных богатств Земли?

Какими свойствами обладает вода?

Поставьте цель урока.

Новая тема.

-Итак, следопыты, в путь за знаниями! Постараемся найти ответ на первый вопрос урока.

А для этого мы с вами посмотрим фильм о воде.(Приложение 1)

Выслушиваются ответы уч-ся.

А теперь мы проведем физминутку и узнаем свойства воды.

Работа с компьютерной презентацией. (Приложение 2)

Слайд № 6

  1. Физминутка (2 мин)

Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться.Порошок зубной берем,Крепко щеткой зубы трем.Моем шею, моем уши,После вытремся посуше.

-Как вы думаете, о каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки? (вода - растворитель, текучесть воды). Разобраться в этом нам помогут опыты, которые мы сейчас проведем.

Слайд № 7

НЕ ЗАБЫВАЕМ О ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ!

  1. Практическая работа( 18 мин)

Слайд № 8

Опыт 1.

-Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?

Уч-ся: Видна

-Опустите карандаш. Что можно сказать?

Уч-ся: Виден

Вывод: вода прозрачна

Опыт 2.

-Около стакана с водой положите полоску цветной бумаги, еще одну, еще. Сравните цвет жидкости с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?

Уч-ся: Вода не имеет цвета

Вывод: вода не имеет цвета

Опыт 3.

- Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать?

Уч-ся: Понюхать воду

- Что можно сказать?

Уч-ся: Вода не имеет запаха

Вывод: вода не имеет запаха

Опыт 4.

- Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?

Уч-ся: У воды нет вкуса

Вывод: вода не имеет вкуса

Опыт 5.

- А сейчас добавьте в один стакан сахарный песок, а в другой соль. Размешайте. Попробуйте. Какая вода в стаканах? Почему?

Уч-ся: Вода имеет вкус. Он зависит от того, что в ней растворили.

- Что произошло с солью и сахаром?

Уч-ся: Они растворились

Вывод: Вода – растворитель

Опыт 6.

- Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Течет вода? Почему?

Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.

Вывод: Вода – жидкая; течет

Опыт 7.

- Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

- Опираясь на опыты, перечислите свойства воды

Слайд № 9

Уч-ся: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, течет и не имеет формы

- Расскажите, как и почему вы будете беречь воду?

Уч-ся: Воду нужно беречь потому, что она нужна все живым организмам. В наших силах не бросать мусор в водоемы, реки и озера, очищать их, экономно расходовать воду.От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду - наше главное богатство - ее надо беречь!

  1. Итог урока (10 мин)

Рефлексия:

Наш урок подходит к концу и пора подвести итоги.

- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.

- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему уроку. Перед вами лежат эмблемы солнышки и тучки.

- Кому было интересно на уроке, кто узнал много нового и полезного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно поднимите тучку.

Слайд № 10

- Что больше всего понравилось на уроке? (Используется рефлексивный экран)

Слайд № 10

· было интересно…

· было трудно…

· я понял, что…

· теперь я могу…

· я научился…

· у меня получилось …

· я смог…

· меня удивило…

Ребята на этом наш урок завершен, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо за внимание! До новых встреч!

10. Домашнее задание (1 мин)

Слайд № 11

- Ваше домашнее задание – ответить на вопросы(стр.34)

infourok.ru

Конспект урока окружающего мира с презентацией по теме :"Вода и ее свойства" для 3 класса.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 106

г. Ростов-на-Дону

Тема урока:

«Вода и её свойства»

3 класс

подготовила

Амельченкова Ирина Георгиевна

г. Ростов-на-Дону

2015 г.

Цели:

  • сформировать знания основных физических и химических свойств воды;

  • развивать навыки экспериментального исследования свойств веществ;

  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы;

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» О.Поглазова,

рабочая тетрадь,

компьютер,

мультимедийный проектор,

цветная бумага,

3 стакана,

разные сосуды,

пластиковая бутылка,

молоко, краски акварельные

вода

Структура урока:

  1. Организация внимания учащихся.

  2. Рефлексия.

  3. Проверка домашнего задания. Тест.

  4. Изучение нового материала.

  • Целевая установка.

  • Индивидуальная работа на местах по карточкам.

  • Взаимопроверка.

  • Работа по тетради на печатной основе.

  • Проблемная ситуация.

  • Физминутка для глаз.

  • Работа по учебнику.

  • Физминутка.

  1. Практическая работа.

  1. Обобщение и выводы по теме урока.

  2. Рефлексия.

  3. Создание ситуации успеха.

  1. Организация внимания учащихся.

Ребята! Вы любите путешествовать? Я тоже люблю и сегодня приглашаю вас попутешествовать вместе со мной. Готовы?

  1. Рефлексия.

Закройте глаза и представьте, что мы плывем на белоснежном пароходе по морю знаний. Ветер дует нам в лицо. Мы встречаем на пути много островов знакомых и незнакомых и вот причалили к одному из берегов. Сходим по трапу и мы… (открываем глаза) в «Мире веществ». Слайд 3

Помощником в этом путешествии будет компьютер. Он будет сопровождать нас всё время путешествия и давать небольшие подсказки.

  1. Проверка домашнего задания.

Что случилось, что это за звуки? Это наш компьютер приглашает быстрее отправиться в путь. Какое-то задание нам показывает? Слайд 4 (тест)

Без выполнения этого задания мы не сможем узнать, с каким веществом познакомимся сегодня. Перед вами белые листочки. На них напишите номера вопросов, а рядом будете ставить правильный ответ. Итак, начнём.

Тест

1. Что такое ветер?

а) воздух

б) осадки

в) движение воздушных масс

2. С помощью чего узнают температуру воздуха?

о) термометра

а) барометра

г) флюгера

3. Закончи предложение: Ноль градусов – это…

з) отсутствие температуры

д) граница между теплом и холодом

р) самая низкая температура

4. Какие бывают вещества?

а) твердые, жидкие, газообразные

б) только твердые

в) только жидкие

Давайте проверим, все ли из вас ответили правильно (взаимопроверка). Посмотрите на подсказку (Слайд 5 ответы на экране компьютера). Какое слово вы получили? С каким веществом будем знакомиться?

  1. Изучение нового материала.

Целевая установка.

Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным веществом – водой, узнаем, чем важна вода, какими свойствами обладает.

Что вы знаете о воде?

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда всем везде нужна вода.

Хорошо осмыслить и понять эти слова нам поможет сегодняшний урок.

Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек – это вода. Где в природе встречается вода? (Слайд 6 живая – неживая)

Молодцы! А теперь мы подробнее познакомимся с этой схемой.

- Как вы думаете, много ли воды в природе?

-Если мы будем вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, желтой. Что изображено этим цветом? (моря, океаны, реки) Слайд 7

-Мы знаем, что вода занимает ¾ всей поверхности земного шара.

Работа по тетради.

Давайте откроем свои рабочие тетради на с.29 №66 и выясним, откуда, из каких водоемов к нам прилетели капельки воды: гейзер, болото, ледник,

море, водопад, родник, (покажите как стекает вода в водопаде)

озеро.

Проблемная ситуация.

Дело в том, что компьютер назвал не все правильные ответы. Когда вы найдете её, вы должны хлопнуть в ладоши 2 раза.(река) Слайд 8

О водоемах мы поговорили.

- А содержится ли вода в воздухе? Попробуем это выяснить. Слайд 9

Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Следовательно, какой можно сделать вывод?

Оказывается, вода есть не только над землёй, но и под ней. Слайд10

Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане.

- А в живой природе где содержится вода?

Вода входит в состав любого живого организма. Вода содержится во всех частях растений. Слайд11. В арбузе, апельсине, помидоре – сок – это вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах есть вода, хотя не в таком большом количестве. Следовательно, какой надо сделать вывод? Пейте побольше натуральных соков и ваш организм будет пополняться необходимыми витаминами.

Не только растения, но и живые организмы содержат воду.

В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Слайд12

Мы много смотрели на компьютер, пришло время отдохнуть.

Физминутка для глаз. Слайд 13

Давайте вспомним: как капает дождик? (сверху вниз)

Как брызгает фонтан? (снизу вверх)

Где бьет родник? (внизу)

Как вы ловите снежинки? На правую руку, на левую.

Закрыли глаза и представьте, что льется дождь и брызги попадают вам на лицо. Вытрите лицо пушистым полотенцем. Освежились? А теперь продолжим…

Знаете ли вы, сколько воды в теле человека? Давайте рассмотрим рисунок в рабочей тетради на стр.29 №68. Что вы можете сказать? Слайд 14

-Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.

Внимание на экран. Что вы можете сказать о количестве воды в теле ребенка и взрослого: мужчины и женщины?

- В теле мужчины воды больше, чем у женщины; а тело младенца почти полностью состоит из воды.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть её он выпивает, а часть содержится в пище). Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери, ни человек. Сегодня мы не мыслим жизни без воды. А как же проблему воды решали наши предки? Об этом мы узнаем, прочитав информацию на стр.77 учебника (читают 3 ученика). Слайд 15

Работа по учебнику.

У каких водоёмов селились наши предки? Для чего они использовали воду?

Как они её использовали? Сегодня мы не носим воду ведрами, а стоит открыть кран, как вода поступает в наш дом. Как и чем носили воду в старину? Об этом нам поведает учебник на стр.78 Слайд 16

Часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем старинную легенду.

В отвесной скале одной из гор Армении каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который из-за сиюминутной выгоды расширил отверстие. Вода пошла шумнее, сильнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.

Как вы понимаете смысл слов деревня высохла?

Какой можно сделать вывод? Жизнь без воды невозможна! А значит:

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей.

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Очень много мы узнали о воде. Пришла пора нам немного размяться. Каждое утро мы с вами выполняем утренние процедуры и после них чувствуем себя бодрее и свежее. Давайте покажем эти процедуры для всех.

Физминутка. Слайд 17

Льется чистая водица, умываемся

Мы умеем сами мыться. чистим зубы

Порошок зубной берем, моем шею, уши

Крепко щеткой зубы трем. постоим под душем

Моем шею, моем уши, побрызгаемся

После вытремся посуше. вытираемся

Взбодрились? Ребята, а каждый это делает? Молодцы!

  1. Практическая работа.

Чтобы определить свойства воды, мы с вами проведем практическую работу рабочая тетрадь стр. 30 №70 Слайд 18

Опыт №1 Прозрачность воды.

Посмотрите через чистую воду на лист бумаги. Какого он цвета? А если мы нальем в воду молоко, можем ли мы что-то увидеть? А краску? Какой можно сделать вывод?

Вода – прозрачна.

Опыт №2 Вкус и запах.

Попробуйте воду на вкус и понюхайте её. Какой можно сделать вывод?

Вода без вкуса и запаха.

Опыт №3 Текучесть воды.

Посмотрите на меня. Я перелью воду в другую емкость. Обладает ли вода текучестью? Принимает форму сосуда, в котором находится? Какой можно сделать вывод?

Вода обладает текучестью.

Опыт №4 Упругость воды, её сжимаемость.

Попробуйте сдавить бутылку. Какой можно сделать вывод?

Я опускаю бутылку с водой в емкость. Что происходит с бутылкой? Какой можно сделать вывод?

Вода обладает упругостью и почти не сжимается.

-Теперь, ребята, повторим выводы, которые мы сделали в результате практической работы?

  1. Самостоятельная работа.

Выполните задание №71. Обведите правильный ответ.

7. Обобщение и выводы по теме урока.

Вы хорошо потрудились на уроке. В ходе путешествия вы показали хорошие знания. Но мне бы хотелось отметить ребят, которые помогали мне на уроке своими дополнительными сведениями.

Рефлексия.

Все когда-нибудь заканчивается. Вот и наше путешествие подходит к концу. Закройте глаза. Представьте, что мы поднялись по трапу на пароход. Позади уже изученный нами остров, а впереди нас с вами уже встречают родные, машут с пристани руками и шляпами, рады нас видеть, мы очень соскучились по ним. Откройте глаза.

- С каким веществом мы познакомились на сегодняшнем уроке? Что нового вы о ней узнали?

Слайд 19. Вода – это жизнь. Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле.

Как вы думаете, это важно, что говорит нам компьютер?

А теперь самое время записать домашнее задание.

Слайд 20. Домашнее задание: стр. 77-80, т.№67, 69

Используемая литература.

О. Поглазова Окружающий мир 3 класс.- М.: Просвещение 2010.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов «Учитель», 2002.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/529015/

http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-597

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Вода, ее свойства" 3 класс

Тема урока: «Вода, ее свойства»

- Данная рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности» 3 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности» 2008 года и авторской программы по окружающему миру жизнедеятельности для 3 класса автора Плешакова А. А. и основам безопасности жизнедеятельности.

- Раздел второй: «Это удивительная природа»(19часов)

- Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности в 3 классе составит 68 часов.

Цель урока:

Ознакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологической чистой воды для жизни всего живого на Земле.

Оборудование:

1.Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) –

у учителя и каждого ученика.

2. Глобус.

3. Рисунки, картинки для аппликации «Вода в жизни всего живого».

4. Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; штатив – на каждую группу (практические работы можно проводить по группам).

5. Толченый мел; кристаллы медного купороса и марганцовки.

6. Конверт с карточками – «Ключ» к практической работе.

7. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, сюжеты из интернета.

8. «Моя первая энциклопедия», серия книг «Кто это? Что это?»

Ход урока

I.Организационный момент, сообщение темы задачи урока.

-Отгадайте загадку, и вы узнаете, какое вещество будем изучать на уроке.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.(Вода)

(слайды с рисунками воды)

- Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.

II.Проверка домашнего задания

Для проверки домашнего задания можно провести краткий фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя» (учебник, с. 48)

Для индивидуальной работы можно предложить задания №16, 17, 18 с. 10 (100 задании по природоведению)

-Перечислите свойства воздуха.

-Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?

-Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

-От чего загрязняется воздух?

-Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

Пока ведется работа с классом, некоторые ученики получают карточки с индивидуальными заданиями и ответы (приложение)

А теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами: (слайды)

1.Что такое воздух?

в) Воздух- смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа;

б) Воздух- вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа;

2. В каком случае основные свойства воздуха указаны, верно?

а) Голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

о) Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный;

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) при нагревании воздух сжимается.

4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

а) углекислый газ;

к) кислород;

т) азот. (ответ: ВОДА)

III. Работа по теме урока

Что такое вода (лекция учителя и подготовившихся учеников)

- Как вы думаете, много ли воды на Земле? (рассказ учителя)

- Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный- голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д. Вода ест и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Рассказ ученика: Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Рассказ ученика: Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состава крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Человеку в сутки требуется более 2литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Рассказ учителя: (Слайды «Вода в жизни человека, растений и животных»)

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только «поит», но еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это самая большая удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода! Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

IV. Практическая работа(Дежурные раздают лотки с лабораторной посудой)

Ключ к практической работе можно найти в учебнике (с.51). По ходу выполнения практической работы все данные вносятся в рабочую тетрадь( с.22 №3).

Опыт 1 Какова прозрачность воды? Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно ставить опыт?

В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве это говорит? (ответы учеников) Вывод: Вода прозрачна. (запись в тетрадях)

Опыт 2 Какого цвета вода? На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать что вода синяя? Желтая? Зеленая? Красная? Белая? (ответы учеников) -Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. –Какой вывод сделаем? Вывод: Вода бесцветна. (запись в тетрадях)

Опыт 3 Каков запах воды? Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода. Понюхайте ее и сделайте вывод. (ответы учеников) Вывод: Вода прозрачна. (запись в тетрадях)

Опыт 4 Вода растворитель. Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой столько же глины или измельченного мела. Помешать воду.

-Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (ответы учеников)

- Вода растворила соль (или сахар).

– Мел (или глина) осела на дно стакана. (ответы учеников) Вывод: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются. (запись в тетрадях)

Из истории: С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получит и в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

Опыт делает учитель: готовим 3 стакана: первый –с медный купорос, второй- марганцовка, третьи- напиток в порошке (ответы учеников)

- Вода растворила все кристаллы.

Учитель: Да, вода растворитель. Мы получили - раствор для опрыскивания кустов от вредителей, для дезинфекции ран, напиток.

Опыт 5 -Можно ли очистить мутную воду или воду с примесями песка и глины?

- Приготовьте стакан с мутной воды, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр. Фильтр – это приспособление для чистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам. Вставьте в воронку.

По стеклянной палочке вливаем в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая протекает из воронки. Проверьте его на прозрачность. Не растворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш. Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6 (Опыт делает учитель) - Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

- Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

-Почему? (ответы учеников) - Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается. Как вы это объясните? (ответы учеников). Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Опыт 6 -Что случится с водой, если ее вылить из посуды? (ответы учеников) Она растекается в разные стороны.

- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность? (ответы учеников)Вода стекает в уклон. Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Какое же свойство воды проявляется? (ответы учеников). Вывод: вода течет(свойство – текучесть) Именно с этими свойствами мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Физкультминутка Льется чистая водится

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

-О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки? (ответы учеников) Вода растворитель, текучесть воды.

VI. Работа по теме Бережное отношение к воде(лекция учителя в сопровождении слайдов ). Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможно без воды. Вода- одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья. Схема в слайде:

Состав воды

Водород кислород примеси минеральные соли

Работа в рабочей тетради С.22 №5

- Прочитайте. Как располагаются частицы воды при нагревании. Нарисуйте. Объясните.(Частицы начинают двигаться быстрее промежутки между ними увеличиваются)

-Как располагаются частицы воды при охлаждении. Нарисуйте. Объясните.(Частицы начинают двигаться медленнее промежутки между ними уменьшаются)

VII. Практическое задание «Готовим воду для питья» (можно пригласить учителя химии, биологии, можно провести самому учителю)

- Расскажите, какие требования предъявляются к воде для питья. Обратите внимание, что питьевая вода не должна содержать не только вредные примеси, но и микроорганизмы, поэтому ее необходимо кипятить или специально дезинфицировать. Проведем в два этапа очистку воды, взятой из различных природных источников (или специально загрязненную воду, воду из аквариума и т. д.)

Сначала профильтруйте воду через сетку, дуршлаг, несколько сит с ячейками разного размера, через бумажный или многослойный тканевый фильтр. Это очистит ее от механических примесей, мусора, песка, ила, мелкой пыли.

Затем прокипятите профильтрованную воду (или можно добавить кристаллик марганцовки), чтобы очистить ее от болезнетворных микроорганизмов. Обратите внимание на то, что, отправляясь в лес, в поход всегда следует взять с собой несколько чистых кусочков марли или ткани, а также вместе с бинтом и йодом – марганцовку (перманганат калия). Достаточно всего двух кристаллов этого вещества на ведро воды для гарантированной дезинфекции воды.

VIII. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Может ли человек прожить без воды?

-Назовите свойства воды.

IX. Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с.52)

  2. Выполнить задание 1, 2(учебник, с.57)

  3. С.22 №4 (рабочая тетрадь)

Приложение

Карточка 1

Какие свойства имеет воздух? Ответ напишите.

Карточка 2

Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни животных, растении? Ответ напишите.

Карточка 3

Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом, не замерзают? Ответ напишите.

Карточка 4

Почему легче дышать в местах, где много растений? Ответ напишите

Ответы:

Карточка1: Без цвета, запаха, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

Карточка2: Зимой растения не замерзают под снегом. Температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, тепло тела птицы сохраняется.

Карточка3: Зимой растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который находится в снегу, плохо проводит тепло, и температура под снегом выше, чем температура воздуха.

Карточка4: Растения- зеленые легкие планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

globuss24.ru

Конспект урока окружающего мира по теме для 3 класса "Вода и ее свойства"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 106

г. Ростов-на-Дону

Тема урока:

«Вода и её свойства»

3 класс

подготовила

Амельченкова Ирина Георгиевна

г. Ростов-на-Дону

2012 г.

Цели:

  • сформировать знания основных физических и химических свойств воды;

  • развивать навыки экспериментального исследования свойств веществ;

  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы;

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» О.Поглазова,

рабочая тетрадь,

компьютер,

мультимедийный проектор,

цветная бумага,

3 стакана,

разные сосуды,

пластиковая бутылка,

молоко, краски акварельные

вода

Структура урока:

  1. Организация внимания учащихся.

  2. Рефлексия.

  3. Проверка домашнего задания. Тест.

  4. Изучение нового материала.

  • Целевая установка.

  • Индивидуальная работа на местах по карточкам.

  • Взаимопроверка.

  • Работа по тетради на печатной основе.

  • Проблемная ситуация.

  • Физминутка для глаз.

  • Работа по учебнику.

  • Физминутка.

  1. Практическая работа.

  1. Обобщение и выводы по теме урока.

  2. Рефлексия.

  3. Создание ситуации успеха.

  1. Организация внимания учащихся.

Ребята! Вы любите путешествовать? Я тоже люблю и сегодня приглашаю вас попутешествовать вместе со мной. Готовы?

  1. Рефлексия.

Закройте глаза и представьте, что мы плывем на белоснежном пароходе по морю знаний. Ветер дует нам в лицо. Мы встречаем на пути много островов знакомых и незнакомых и вот причалили к одному из берегов. Сходим по трапу и мы… (открываем глаза) в «Мире веществ». Слайд 3

Помощником в этом путешествии будет компьютер. Он будет сопровождать нас всё время путешествия и давать небольшие подсказки.

  1. Проверка домашнего задания.

Что случилось, что это за звуки? Это наш компьютер приглашает быстрее отправиться в путь. Какое-то задание нам показывает? Слайд 4 (тест)

Без выполнения этого задания мы не сможем узнать, с каким веществом познакомимся сегодня. Перед вами белые листочки. На них напишите номера вопросов, а рядом будете ставить правильный ответ. Итак, начнём.

Тест

1. Что такое ветер?

а) воздух

б) осадки

в) движение воздушных масс

2. С помощью чего узнают температуру воздуха?

о) термометра

а) барометра

г) флюгера

3. Закончи предложение: Ноль градусов – это…

з) отсутствие температуры

д) граница между теплом и холодом

р) самая низкая температура

4. Какие бывают вещества?

а) твердые, жидкие, газообразные

б) только твердые

в) только жидкие

Давайте проверим, все ли из вас ответили правильно (взаимопроверка). Посмотрите на подсказку (Слайд 5 ответы на экране компьютера). Какое слово вы получили? С каким веществом будем знакомиться?

  1. Изучение нового материала.

Целевая установка.

Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным веществом – водой, узнаем, чем важна вода, какими свойствами обладает.

Что вы знаете о воде?

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда всем везде нужна вода.

Хорошо осмыслить и понять эти слова нам поможет сегодняшний урок.

Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек – это вода. Где в природе встречается вода? (Слайд 6 живая – неживая)

Молодцы! А теперь мы подробнее познакомимся с этой схемой.

- Как вы думаете, много ли воды в природе?

-Если мы будем вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, желтой. Что изображено этим цветом? (моря, океаны, реки) Слайд 7

-Мы знаем, что вода занимает ¾ всей поверхности земного шара.

Работа по тетради.

Давайте откроем свои рабочие тетради на с.29 №66 и выясним, откуда, из каких водоемов к нам прилетели капельки воды: гейзер, болото, ледник,

море, водопад, родник, (покажите как стекает вода в водопаде)

озеро.

Проблемная ситуация.

Дело в том, что компьютер назвал не все правильные ответы. Когда вы найдете её, вы должны хлопнуть в ладоши 2 раза.(река) Слайд 8

О водоемах мы поговорили.

- А содержится ли вода в воздухе? Попробуем это выяснить. Слайд 9

Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Следовательно, какой можно сделать вывод?

Оказывается, вода есть не только над землёй, но и под ней. Слайд10

Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане.

- А в живой природе где содержится вода?

Вода входит в состав любого живого организма. Вода содержится во всех частях растений. Слайд11. В арбузе, апельсине, помидоре – сок – это вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах есть вода, хотя не в таком большом количестве. Следовательно, какой надо сделать вывод? Пейте побольше натуральных соков и ваш организм будет пополняться необходимыми витаминами.

Не только растения, но и живые организмы содержат воду.

В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Слайд12

Мы много смотрели на компьютер, пришло время отдохнуть.

Физминутка для глаз. Слайд 13

Давайте вспомним: как капает дождик? (сверху вниз)

Как брызгает фонтан? (снизу вверх)

Где бьет родник? (внизу)

Как вы ловите снежинки? На правую руку, на левую.

Закрыли глаза и представьте, что льется дождь и брызги попадают вам на лицо. Вытрите лицо пушистым полотенцем. Освежились? А теперь продолжим…

Знаете ли вы, сколько воды в теле человека? Давайте рассмотрим рисунок в рабочей тетради на стр.29 №68. Что вы можете сказать? Слайд 14

-Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.

Внимание на экран. Что вы можете сказать о количестве воды в теле ребенка и взрослого: мужчины и женщины?

- В теле мужчины воды больше, чем у женщины; а тело младенца почти полностью состоит из воды.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть её он выпивает, а часть содержится в пище). Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери, ни человек. Сегодня мы не мыслим жизни без воды. А как же проблему воды решали наши предки? Об этом мы узнаем, прочитав информацию на стр.77 учебника (читают 3 ученика). Слайд 15

Работа по учебнику.

У каких водоёмов селились наши предки? Для чего они использовали воду?

Как они её использовали? Сегодня мы не носим воду ведрами, а стоит открыть кран, как вода поступает в наш дом. Как и чем носили воду в старину? Об этом нам поведает учебник на стр.78 Слайд 16

Часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем старинную легенду.

В отвесной скале одной из гор Армении каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который из-за сиюминутной выгоды расширил отверстие. Вода пошла шумнее, сильнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.

Как вы понимаете смысл слов деревня высохла?

Какой можно сделать вывод? Жизнь без воды невозможна! А значит:

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей.

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Очень много мы узнали о воде. Пришла пора нам немного размяться. Каждое утро мы с вами выполняем утренние процедуры и после них чувствуем себя бодрее и свежее. Давайте покажем эти процедуры для всех.

Физминутка. Слайд 17

Льется чистая водица, умываемся

Мы умеем сами мыться. чистим зубы

Порошок зубной берем, моем шею, уши

Крепко щеткой зубы трем. постоим под душем

Моем шею, моем уши, побрызгаемся

После вытремся посуше. вытираемся

Взбодрились? Ребята, а каждый это делает? Молодцы!

  1. Практическая работа.

Чтобы определить свойства воды, мы с вами проведем практическую работу рабочая тетрадь стр. 30 №70 Слайд 18

Опыт №1 Прозрачность воды.

Посмотрите через чистую воду на лист бумаги. Какого он цвета? А если мы нальем в воду молоко, можем ли мы что-то увидеть? А краску? Какой можно сделать вывод?

Вода – прозрачна.

Опыт №2 Вкус и запах.

Попробуйте воду на вкус и понюхайте её. Какой можно сделать вывод?

Вода без вкуса и запаха.

Опыт №3 Текучесть воды.

Посмотрите на меня. Я перелью воду в другую емкость. Обладает ли вода текучестью? Принимает форму сосуда, в котором находится? Какой можно сделать вывод?

Вода обладает текучестью.

Опыт №4 Упругость воды, её сжимаемость.

Попробуйте сдавить бутылку. Какой можно сделать вывод?

Я опускаю бутылку с водой в емкость. Что происходит с бутылкой? Какой можно сделать вывод?

Вода обладает упругостью и почти не сжимается.

-Теперь, ребята, повторим выводы, которые мы сделали в результате практической работы?

  1. Самостоятельная работа.

Выполните задание №71. Обведите правильный ответ.

7. Обобщение и выводы по теме урока.

Вы хорошо потрудились на уроке. В ходе путешествия вы показали хорошие знания. Но мне бы хотелось отметить ребят, которые помогали мне на уроке своими дополнительными сведениями.

Рефлексия.

Все когда-нибудь заканчивается. Вот и наше путешествие подходит к концу. Закройте глаза. Представьте, что мы поднялись по трапу на пароход. Позади уже изученный нами остров, а впереди нас с вами уже встречают родные, машут с пристани руками и шляпами, рады нас видеть, мы очень соскучились по ним. Откройте глаза.

- С каким веществом мы познакомились на сегодняшнем уроке? Что нового вы о ней узнали?

Слайд 19. Вода – это жизнь. Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле.

Как вы думаете, это важно, что говорит нам компьютер?

А теперь самое время записать домашнее задание.

Слайд 20. Домашнее задание: стр. 77-80, т.№67, 69

Используемая литература.

О. Поглазова Окружающий мир 3 класс.- М.: Просвещение 2010.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов «Учитель», 2002.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/529015/

http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-597

globuss24.ru

Конспект урока для 3 класса "ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 3 класса "ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА" для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ГО ГОРОДА КУМЕРТАУ РБ

КОНСПЕКТ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМЦУ МИРУ

НА ТЕМУ «ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»

В 3 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ: КОНОНЕНКО ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

2012 год

ЦЕЛИ:

  1. Установить основные свойства воды в процессе опытов и исследовательских работ, учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.

  2. Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.

  3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде и природе в целом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Глобус, на партах учеников стаканы с водой, пустые стаканы, растворимые вещества (сахар, соль мелкая). Нерастворимые вещества (земля), стеклянная палочка, шпатель.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

- Проверьте свое рабочее место, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы.

Сегодня нас ждет интересная и разноплановая работа. МЫ БУДЕМ: …..

И ответим на контрольный вопрос нашего урока

«Где и как свойства воды помогают человеку?»

Перед тем, как приступить к уроку, покажите с помощью карточек, с каким настроением вы начинаете урок.

- Итак, ребята, сегодня наш класс превратился в научную лабораторию, а вы – исследователи.

Отгадайте, что будет предметом нашего исследования: СЛАЙД 1

Я бегу струей из крана, бью ключом из-под земли,

Укачаю в океанах великаны корабли. СЛАЙД 2 (ВОДА)

- Совершенно верно, сегодня мы продолжим говорить о воде. И тема нашего урока будет СЛАЙД 3 «ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА».

III. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, для чего нужна вода живым организмам?

- Попробуйте с помощью загадок определить состояния, в которых может находиться вода:

СЛАЙД 4 Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост как синее стекло: скользко, весело, светло?

- Что такое лед? – При какой температуре вода превращается в лед?

СЛАЙД 5 - Кто-то ночью утащил лес, был он вечером, а утром исчез.

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

- Что же случилось на самом деле? – Что представляет собой туман?

- Когда еще наблюдали газообразное состояние воды? – При какой температуре вода закипает и начинает испаряться? Итак, в каких состояниях может находиться вода?

- Расскажите, опираясь на схему, СЛАЙД 6 какие природные явления связаны с водой? В каком состоянии находится вода?

- Хорошо, молодцы. Послушайте стихотворение, которое приготовили ребята( Вадим, Виктория)

Спросил на днях малыш сосед у струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты? Вода в ответ: - Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу, росой искрилась вся поляна.

- Откуда ты? – спросил росу. – Поверь, и я из океана!

На поле лег туман седой. Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой? – И я, дружок, из океана!

- Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана

Донесся шепот: - Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в снежинке, и в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда океанская вода!

- В этом стихотворении имеется в виду Мировой океан, в его состав входит вся вода планеты. Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой, а все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Посмотрите на экран СЛАЙД 7 - Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха покрывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Так как вы думаете, ЧТО ТАКОЕ ВОДА?

(Ответы детей.) СЛАЙД 8 «ВОДА – ЭТО ВЕЩЕСТВО».

  1. Доклад ученика. (Кудряшова Екатерина)

- А сейчас я предлагаю всем послушать сообщение о воде, которое приготовили Кристина и Сергей.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95 % состоит из воды. Вода одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Много ли воды в твоем теле? Можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2. человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

(на доску вешаются картинки на тему «Вода в жизни человека, растений и животных»).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить птицы и звери. Вода работает на электростанциях. Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров. Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

ИТОГ. Учитель. Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробуем установить с помощью опытов.

  1. Практическая работа.

- Следующий этап нашей работы - это практическая работа. Цель ее – выяснить, какими свойствами обладает вода. Результаты работы вы будете заносить в таблицу. Работать вы будете в группах, выводы записывать тоже.

И так,

ОПЫТ 1.

СЛАЙД 9. Форма воды.

Возьмите разную посуду – стакан, блюдце, колбу. Налейте воду в эту посуду. Какую форму имеет теперь вода? Запишите результат в таблицу. (Проверка сразу)

Вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в котором она находится.

ОПЫТ 2.

СЛАЙД 10. Цвет воды.

Возьмите полоски цветной бумаги. Сравнивайте цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Запишите выводы в таблицу. (Проверяем)

Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

ОПЫТ 3.

СЛАЙД 11. Прозрачность воды.

Поставь любой предмет за стакан с водой или опусти его в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды? Запишите выводы в таблицу. (Проверяем)

Вода прозрачна.

ОПЫТ 4.

СЛАЙД 12. Вкус воды

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо знаком вам вкус хлеба, молока, вареного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Запишите выводы в таблицу. (Проверяем)

Совершенно чистая вода не имеет вкуса, она безвкусна.

ОПЫТ 5.

СЛАЙД 13. Запах воды.

Когда ваши мамы или бабушки пекут пирожки, аппетитный их запах вы можете почувствовать уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет вода? Понюхайте ее. Запишите выводы в таблицу. (Проверяем)

Вода ничем не пахнет она без запаха.

ОПЫТ 6.

СЛАЙД 14. Текучесть воды.

Приготовьте пластиковую тарелку. Вылейте на нее немного воды. Что вы заметили? Наклоните тарелку. Что произошло с водой? Возьмите 1 стакан с водой, а другой пустой. Перелей воду в пустой стакан. В этих двух случаях проявляется одно свойство воды. Подумайте какое. Не забудьте записать вывод. (Проверка)

Вода текуча.

ОПЫТ 7.

СЛАЙД 15. Вода - растворитель.

Возьмите 4 стакана с питьевой водой. В один стакан положите немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел. Хорошо помешайте воду в стаканах. Наблюдайте, что произошло с солью, сахаром, мелом. Попробуйте на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Теперь обратите внимание на соль, сахар и мел в стаканах. Их не видно. Мел осел на дно. Его хорошо видно. Проверьте прозрачность воды во всех трех стаканах, как вы делали это в опыте № 2. Сделайте выводы. (Проверка)

Вода – растворитель.

Критерии

Вывод

Форма воды

Вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в котором она находится.

Цвет воды

Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

Прозрачность воды

Вода прозрачна.

Вкус воды

Совершенно чистая вода не имеет вкуса, она безвкусна.

Запах воды

Вода ничем не пахнет она без запаха.

Текучесть воды

Вода текуча.

Вода - растворитель

Вода – растворитель.

VI.Закрепление знаний.

- Молодцы, ребята. С помощью опытов мы определили, какие свойства имеет вода.

Переходим к следующему этапу нашей работы. Каждый из вас должен будет выполнить тестовое задание.

СЛАЙД 16.

  1. Найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных:

- лед,

- пар,

- состояние,

- роса.

СЛАЙД 17.

  1. Исключите слово:

- течет,

- бесцветна,

- вода,

- растворитель.

СЛАЙД 18.

  1. Исключите слово:

- жидкое,

- прозрачная,

- твердое,

- газообразное.

СЛАЙД 19.

  1. Найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных:

- иней,

- явления природы,

- снегопад,

- половодье.

Проверьте себя.

СЛАЙД 20.

СОСТОЯНИЕ, ВОДА, ПРОЗРАЧНАЯ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ.

- Оцените себя на листе самооценки.

- Ну и последнее задание вам на сегодняшний урок – ребята первой и третьей группы должны выбрать рисунки, на которых вода находится в газообразном состоянии. Ребята второй группы выбирают рисунки, где вода в твердом состоянии.

И ребята из четвертой группы выбирают рисунки, на которых вода в жидком состоянии. РИСУНКИ:

  • Снежинка

  • Капля на листе растения

  • Туча

  • Лужа

  • Пар из чайника

  • Сосулька

  • Ручей

  • Снежный узор на окне.

Проверка. СЛАЙД 21.

1, 3 группа 2 группа 3 группа

Туча Снежинка капля на листе растения

Пар из чайника Сосулька лужа

Снежный узор ручей

на окне

- Оцените себя на листе самооценки.

VII. Итог урока.

- Ответьте сейчас на контрольный вопрос «ГДЕ И КАК СВОЙСТВА ВОДЫ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ?»

- Молодцы, ребята, сегодня вы плодотворно поработали и много узнали нового. Давайте подведем итоги и поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились с заданиями? В чем испытали затруднения? Закончите предложения:

СЛАЙД 22.

  • Я работал с _____________ настроением.

  • Я _________________доволен собой.

  • Я узнал для себя ______________нового.

  • Я испытал затруднения, когда_______________

  • Я бы хотел стать более________________

IX. Домашнее задание.

СЛАЙД 23.

  • ПРИГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЯ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ, СВЗАННЫХ С ВОДОЙ.

  • ПРИДУМАТЬ СКАЗКУ О СВОЙСТВАХ ВОДЫ.

  • ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ В УЧЕБНИКЕ НА СТР. 86.

docbase.org

Урок окружающего мира в 3 классе. "Вода и ее свойства"

Определяем тему урока:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ….

  • Почему воду назвали водой?
  • Какой может быть вода?
  • Сколько её на земном шаре?
  • Какое значение имеет вода для человека?
  • Какими свойствами она обладает?
  • Название воды произошло еще с незапамятных времен и с того времени водой называют любую «живую» влагу, которая так необходима для жизни людей, животных и окружающей нас природы.
  • Точного определения, почему воду назвали водой не существует, так как каждый народ имеет свое название, которое определяет значение воды для окружающих

Какой может быть вода и сколько её на земном шаре?

Вода есть и под землёй (родники). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане.

Вот как тогда выглядела бы наша планета

Неприятное зрелище, не так ли?

Мы на 70 % состоим из воды.

Без воды человек может прожить только 3 дня.

Тело медузы на 90 – 95% состоит из воды.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

100 г, 85 г - вода

100 кг, 80 кг - вода

2 кг, 1.5 кг - вода

Вода содержится во всех частях растений. Много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворёнными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.

Много ли воды в человеке?

Сосчитай!

Массу своего тела раздели на 3 и полученное число умножь на 2.

Какое значение имеет вода для человека?

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Но вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги.

Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

Откуда наш организм может получить необходимую жидкость?

Какими свойствами обладает вода?

Практическая работа

Прозрачная.

Бесцветная.

Без запаха.

Без вкуса.

Растворитель.

Растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Текуча

не имеет формы

Прозрачна

Не имеет запаха

Не имеет вкуса

Растворитель

Не имеет формы

?

Текуча

Бесцветна

В заключении

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на земле Вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете

Не одни!

multiurok.ru


Смотрите также