Урок по окружающему миру на тему "Вода и ее роль в природе". О каком свойстве воды говорится в отрывке


Итоговый тест по окружающему

Итоговая аттестация. 4 класс. Вариант 1

Начало формы

Вопрос № 1 Как называется процесс очистки воды?

нагреваниеохлаждениефильтрациязамерзание

Вопрос № 2 Какая равнина раскинулась к востоку от Уральских гор?

Восточно-ЕвропейскаяАмурско-ЗейскаяСреднесибирскаяЗападно-Сибирская

Вопрос № 3 Какое хвойное дерево сбрасывает осенью хвою?

сосналиственницакедрель

Вопрос № 4 Если ласточки летают низко над землёй, то будет:

морозноясно и суходождьветрено

Вопрос № 5 С какой стороны пня или дерева муравьи строят свои муравейники?

с севернойс южнойс западнойс восточной

Вопрос № 6 Что необходимо для развития и укрепления мышц?

занятия спортом и здоровый образ жизникомпьютерные игрыкурениележание на диване

Вопрос № 7 Что из перечисленного разрушает почву?

листопадпотоки водыотлёт птицмолния

Вопрос № 8 Закончи определение: Почва - это ...

верхний слой земливещество чёрного или серого цветаверхний песчаный слой землиповерхностный слой земли, обладающий плодородием

Вопрос № 9 Укажи правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов.

Гриб вырывай вместе с грибницейСобирай грибы, которые ты хорошо знаешьНесъедобные грибы топчи ногамиБери старые грибы

Вопрос № 10 Кто напечатал первую книгу в России?Пётр IИван ГрозныйИван ФёдоровД. Пожарский

Вопрос № 11 Подчеркни лишнее слово. Лена, Обь, Амур, Байкал, Енисей, Волга, Ангара.

Вопрос № 12 Прочитай текст. Какая природная зона дана в описании. Запиши.

Это вечнозелёные леса северных стран, царство мохнатых елей, бронзовых сосен, тонкохвойных лиственниц. Это суровый край, бедный теплом. Лето здесь хоть и жаркое, но короткое, а зимы длинные и холодные.

Вопрос № 13 Напиши как называется документ, в котором закреплены права и обязанности граждан России?

Введите ответ:

Итоговая аттестация. 4 класс. Вариант 2

Начало формы

Начало формы

Вопрос № 1 Почему нужно изучать окружающий мир?

Чтобы приносить радость родителям.Чтобы хорошо учиться.Чтобы знать, как правильно использовать природу и охранять её.Чтобы не потеряться.

Вопрос № 2 Выбери верное утверждения: К телам живой природы относятся . ..

деревья, дождь, снег, животные, человекптицы, почва, машина, человек, росакустариники, насекомые, человек, рыбы, зверицветы, дома, песок, птицы

Вопрос № 3 В каком из ответов пречислены только органы пищеварения?

рот, пищевод, желудок, кишечникжелудок, кровеносные сосуды, язык, кожасердце, лёгкие, кишечник, носскелет, глаза, пищевод, печень

Вопрос № 4 Какое свойство льда проявляется при разрушении горных пород?

под действием тепла превращается в водухрупкостьрасширяется при температуре - 4 Спрозрачность

Вопрос № 5 Какие из морей есть на карте России?

Красное, ЧёрноеЧёрное, БелоеЖёлтое, СинееБелое, Голубое

Вопрос № 6 Что позволяет кузнечику спасаться от врагов на лугу?

он выделяет едкую жидкостьу него есть жалоего тело окрашено под цвет травы его тело по форме напоминает листья растений

Вопрос № 7 Если ты встретился с незнакомым человеком у лифта, ты должен:

вызвать милициюпозвать на помощьне заходить в лифт и выйтми из подъездане заходить в лифт

Вопрос № 8 Это полезное ископаемое образуется из отмерших растений. Оно используется в виде топлива и в качестве удобрения.

торфкаменный угольнефтьизвестняк

Вопрос № 9 Узкая и глубокая, с обрывистыми склонами долина; расщелина в горах - это ....

ущельеоврагбалкаканьон

Вопрос № 10 Для чего наши предки носили обереги?

для того, чтобы одежду приятно было носитькак украшениекак признак богатствачтобы охранять себя от болезней, горя, ранней смерти, неурожая

Вопрос № 11 Прочитай текст. Запиши какая природная зона здесь описана.

До самого горизонта раскинулась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика, лишь вдали виднелось стадо оленей, да скрипел снег под полозьями нарт.

Вопрос № 12 Среди названных растений найди ядовитое растение. Выпиши.

Купальница, белена, ежевика, осина, клевер, подорожник, ятрышник.

Вопрос № 13 Продолжи определение: Линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария, называется .... Запиши.

Итоговая аттестация. Вариант 3

Начало формы

Вопрос № 1 Зачем человеку надо соблюдать правильный режим дня?

требуют учителя и родителидля сохранения здоровьячтобы быть стройным и красивымчтобы было много друзей

Вопрос № 2 Укажи явление природы.

туманпочваЛунаптица

Вопрос № 3 Какие животные впадают в спячку?

лиса, заяц, лось, волксоболь, норка, олень, косулякуница, рысь, белка, мышьзмея, ящерица, барсук, ёж

Вопрос № 4 Какие горы разделяют Россию на европейскую и азиатскую часть?

АлтайСаяныУральскиеКавказские

Вопрос № 5 Каким цветом изображаются на карте равнины?

синимжёлтымбелымзелёным

Вопрос № 6 Какое значение имеет кровь для организма человека?

помогает приводить тело в движениепомогает лучше думатьповышает давлениедоставляет кислород и питательные вещества ко всем органам

Вопрос № 7 О каком свойстве воды говорится в отрывке?

Известняковые пещеры - наиболее впечатляющие из всех видов пещер. Они формируются подземными водами, которые просачиваясь сквозь породу и постепенно расширяя трещины, преобразуют их в горизонтальные коридоры.

растворяющее свойствопереход из жидкого состояния в твёрдоепереход воды из жидкого состояния в газообразноерасширяется при нагревании

Вопрос № 8 Какого цвета страницы Красной книги?

красные, синие, жёлтые, чёрныебелые, оранжевые, голубые, розовыекрасные, белые, жёлтые, зелёныесерые, бежевые, коричневые, золотистые

Вопрос № 9 По какому телефону можно вызвать пожарную охрану?

01020304

Вопрос № 10 Когда празднуется День России?

23 февраля12 июня22 августа12 декабря

Вопрос № 11 Продолжи определение: Линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью - это .... . Запиши.

Введите ответ:

Вопрос № 12 О каком природном сообществе идёт речь в следующем отрывке? Запиши.

Естественное природное сообщество, где буйно растут сплошным ковром такие травы, как мятлик, тимофеевка, колокольчик, нивянник, клевер. Всюду много насекомых. На цветущих растениях собирают нектар пчёлы, осы, шмели. В траве стрекочут кузнечики. Здесь гнездятся и находят себе корм перепел, коростель, трясогузка, чекан.

Конец формы

Итоговая аттестация. Вариант 4

Начало формы

Начало формы

Вопрос № 1 Что составляет природу?

всё, что нас окружает и не сделано руками человекавесь окружающий миррастения и животныевсё, что двинается

Вопрос № 2 Что НЕ относится к телам живой природы?

растениядождьживотныечеловек

Вопрос № 3 В какой природной зоне существует следующая взаимосвязь: ягель - олень - волк?

зона лесовтундрастепьпустыня

Вопрос № 4 Как должен вести себя пешеход, находящийся на середине улицы, при появлении автомобиля?

бежать вперёдбежать назадзвать на помощьстоять на середине

Вопрос № 5 Какой процесс происходит в 12-ти перстной кишке?

всасывание питательных веществ в кровьпереваривание пищивыделение вредных веществизмельчение пищи

Вопрос № 6 Какую пищу надо употреблять, чтобы быть здоровым?

овощи и фруктымясные и рыбные продуктысладостипища должна быть разнообразной

Вопрос № 7 Из каких полезных ископаемых получат металлы?

из гранитаиз рудыиз угляиз нефти

Вопрос № 8 Что относится к формам земной поверхности?

равнинавысокий домполелуг

Вопрос № 9 Выбери название христианского праздника.

МасленицаИван КупалаРождествоДухов День

Вопрос № 10 Прочитай определение. О каком водоёме идёт речь?

Замкнутое углубление суши, в которое стекают и накапливаются поверхностные и подземные воды.

океанмореозеропруд

Вопрос № 11 Какое из перечисленных животных НЕ относится к насекомым? Запиши.

Кузнечик, шмель, бабочка, паук, жук.

Введите ответ:

Вопрос № 12 Какое полезное ископаемое явялется горючим? Запиши.

Гранит, руда, нефть, известняк.

Введите ответ:

Вопрос № 13 Напиши, какое явление природы возникает от преломления и разложения лучей света в каплях дождя.

Конец формы

infourok.ru

Презентация по окружающему миру на тему !Как человек использует силу воды"(4 класс)

Урок 20 - 21

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Прежде всего, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Для чего живым организмам нужна вода?

– В каких состояниях бывает вода?

– Сравни эти состояния воды.

– Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

– Какие предметы тонут в воде, а какие – нет? Почему? (Гипотезы записываются на доске.)

Отвечают на вопросы.

– Прочитайте диалог на с. 82.

О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

– Где и как свойства воды помогают человеку?

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

– «Как человек использует свойства воды?»

– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в учебнике.

Проводит опыт по заданию на с. 82. Наблюдают результаты опыта и обсуждают их.

– Куда направлена выталкивающая сила?

– Можно ли её измерить? Как?

Проводит опыт: опускает в стакан с водой кусок дерева и железа.

– Что вы наблюдали?

– Объясните результат опыта с использованием понятия «выталкивающая сила» (при необходимости с помощью текста учебника).

– Аналогично объясните гипотезы к последнему вопросу актуализации (на доске).

Работа с левым рисунком на с. 83.

Наблюдают и делают вывод по результатам опыта.

– Почему не тонет корабль? (При необходимости можно обратиться к тексту учебника.) (Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды.)

– Как человек использует выталкивающую силу воды? (Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъёма грузов со дна водоёма, для судоходства.)

– В каком направлении текут реки (в горах, на равнине)? Как это можно объяснить? (Реки текут с более высокой местности в сторону более низкой. Вода обладает свойством текучести.)

– Рассмотрим правый рисунок на с. 83.

– Что мы наблюдаем? (Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в башне.)

– В каком направлении движется вода? (Вверх.)

– Как человек использует это свойство воды? Для ответа используйте рисунок на с. 83. (При постройке водопровода, фонтанов.)

– С какой скоростью текут равнинные и горные реки? Можно ли использовать силу течения рек? (Ответ с опорой на два верхних рисунка на с. 84.) (Скорость течения горных рек больше, чем равнинных. Человек это использует: на таких реках построены ГЭС, водяное колесо на водяной мельнице.)

Опыт с растворением в воде соли, сахара, почвы, песка и глины (показывает учитель или делают ученики).

– Что вы наблюдали?

Наблюдают и объясняют результаты опыта.

– Объясните результаты: какие вещества растворились, а какие – нет? (Растворились сахар и соль, а остальные – нет.)

– Где используется это свойство воды? (Работа с рисунками нижнего ряда на с. 84.) (При приготовлении пищи, при стирке, в медицине).

– Можно ли очистить воду после проведённого нами опыта? Как? (При необходимости найти ответ в тексте учебника.) (Да, её надо профильтровать).

Опыты по фильтрованию (показывает учитель или делают ученики) и выпариванию воды (с. 85 учебника).

– Как мы ответим на вопрос урока?

Наблюдают и обсуждают результаты опытов.

– Люди изучили свойства воды и научились применять их в повседневной жизни, изобрели различные механизмы.

Максимум.

Опыт с паром, совершающим работу (с. 87).

– Что вы наблюдали?

– В каких состояниях вы наблюдали воду?

– Почему была вытолкнута пробка?

– Какой объём стала занимать вода при переходе из жидкого состояния в пар?

Наблюдают и обсуждают результаты опыта.

– Где применяется это свойство воды? (Работа с учебником и рисунком парового двигателя на с. 87.) (Человек изобрёл паровой двигатель, паровоз.)

Опыт со сжатием воды в шприце (с. 85).

– Что вы наблюдали?

Наблюдают и обсуждают результаты опыта.

– Где используется данное свойство воды? (Работа с учебником и рисунком на с. 87.) (Человек изобрёл гидравлический пресс и домкрат.)

– Как данные свойства воды связаны с явлениями природы: образованием туч, дождя, снега, града, лавин, ледохода, наводнения? (Вода может переходить из одного состояния в другое – образуются осадки; вода текуча и не имеет формы, занимает любой объём – возможны наводнения.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 86.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради

(одно-два на выбор).

3. Проверочная работа № 10.

Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Отгадайте загадки. О каких свойствах воды в них говорится?

Возможные ответы на задания проверочной работы № 11.

Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Уровни воды выровняются.

Повышенный уровень. Вода из левого сосуда опустится до перемычки, но в правом сосуде вода при этом не дойдёт до перемычки (можно признать верным ответ, что вода в обоих сосудах уравновесится).

2. Необходимый уровень. Бетон, цемент, стекло, кварц, асфальт, древесные опилки, рыбий жир. Сложности у детей могут возникнуть при анализе цемента (он смачивается водой и образует густую массу), крахмала (он растворяется в воде при нагревании, образуя кисель), рыбьего жира (он вроде бы растворяется, как всякий жир в супе, но на самом

деле скапливается на поверхности). За эти сложные случаи снижать оценку не следует. Повышенный уровень. Правильность выполнения задания оценивает учитель. 3. Правильность ответа оценивает учитель (миска может оказаться и на поверхности, и на дне).

Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Крышка начнёт приподниматься за счёт пара. Повышенный уровень. Пар при нагревании расширяется.

2. Необходимый уровень. Сода, стиральный порошок, соль, сахар, мёд, каменная соль. Сложности у детей могут возникнуть при анализе бензина (он скапливается на поверхности, не растворяясь). Повышенный уровень. Правильность ответа оценивает учитель. 3. Необходимый уровень. Поршень второго шприца выйдет. Повышенный уровень. Причина – несжимаемость воды.

infourok.ru

Данные об ученике школа №3 класс фамилия, имя ученика

Составители: Павлова Жанна Викторовна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 915

fs.nashaucheba.ru

Задание 1. Укажи  что относится к природе?
 иголки  ромашка  забор  манная каша
Задание 2. Укажи связи живой и неживой природы. Выбери правильный ответ.
 Орёл – хищная птица
 Зайцы питаются растениями
 Белка питается семенами ели
 Для питания растениям нужен свет
Задание 3. Установи соответствие.

ЦВЕТКОВЫЕ

РАСТЕНИЯ

хвощи

сосна

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ

пихта

груша

ПАПОРОТНИКИ

черёмуха

щитовник

Задание 4. Отметь  растение, семена которого «путешествуют» с помощью человека и животных .
 клён  одуванчик  репейник  берёза
Задание 5. Какие цепи питания можно составить?

Задание 6.Что не является частью гриба:
 корень  стебель  ножка  шляпка
Задание 7. Отметь , кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?
 У всех насекомых бывают куколки.
 У кузнечиков нет стадии куколки.
 Из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое - большое и с крыльями.
Задание 8. Запиши два правила бережного отношения к природе.
  1. _____________________________________________________________________

2) _____________________________________________________________________

Задание 9. Отметь , чем богата плодородная почва?
 перегноем  песком  глиной  известью
Задание 10. О каком свойстве воды говорится в отрывке?

Известковые пещеры – наиболее впечатляющие из всех видов пещер. Они формируются подземными водами, которые, просачиваясь сквозь породу и постепенно расширяя трещины, преобразуют их в горизонтальные коридоры.

 Вода – растворитель

 Переход воды из жидкого состояния в твёрдое

 Переход воды из жидкого состояния в газообразное

 Расширяется при нагревании

Задание 11. Распредели животных по группам в таблице:

Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь, орёл, муравей, бабочка, лось, сойка, муравьед, осетр, сом, щука, медведь, бобр, страус, карась.

Насекомые Рыбы Птицы Звери
Задание 12. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

 вода с поверхности пола испарилась;

 вода впиталась в поверхность пола;

 вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу;

Задание 13. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?
  • Облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши
испарение воды водяной пар облако

Это _______________________________________.

Задание 14. Отметь , самую низкую температуру:
 + 70 С.  00 С.  + 200 С.  + 250 С.  - 200 С.

Задание 1. Укажи  что относится к природе?

 иголки  ромашка  забор  манная каша
Задание 2. Укажи связи живой и неживой природы. Выбери правильный ответ.
 Орёл – хищная птица
 Зайцы питаются растениями
 Белка питается семенами ели
 Для питания растениям нужен свет
Задание 3. Установи соответствие.

Цветковые растенияхвощи

сосна

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯпихта

черёмуха

ПАПОРОТНИКИгруша

щитовник

Задание 4. Отметь  растение, семена которого «путешествуют» с помощью человека и животных .
 клён  одуванчик  репейник  берёза
З МЫШЬ(ВОЙНадание 5. Какие цепи питания можно составить?

Задание 6.Что не является частью гриба:
 корень  стебель  ножка  шляпка
Задание 7. Отметь , кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?
 У всех насекомых бывают куколки.
 У кузнечиков нет стадии куколки.
 Из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое - большое и с крыльями.
Задание 8. Запиши два правила бережного отношения к природе.

1). Охраняй растения и животных: покорми птиц, посади деревья.

2).Не мусорить в природе. Не рви цветы, не разоряй гнёзда.

Задание 9. Отметь , чем богата плодородная почва?
 перегноем  песком  глиной  известью
Задание 10. О каком свойстве воды говорится в отрывке?

Известковые пещеры – наиболее впечатляющие из всех видов пещер. Они формируются подземными водами, которые, просачиваясь сквозь породу и постепенно расширяя трещины, преобразуют их в горизонтальные коридоры.

 Вода – растворитель

 Переход воды из жидкого состояния в твёрдое

 Переход воды из жидкого состояния в газообразное

 Расширяется при нагревании

Задание 11. Распредели животных по группам в таблице:

Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь, орёл, муравей, бабочка, лось, сойка, муравьед, осетр, сом, щука, медведь, бобр, страус, карась.

Насекомые Рыбы Птицы Звери

стрекоза

муха

муравей

бабочка

осётр

сом

щука

карась

журавль

орёл

сойка

страус

крот

заяц

рысь

лось

муравьед

медведь

бобр

Задание 12. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

 вода с поверхности пола испарилась;

 вода впиталась в поверхность пола;

 вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу;

Задание 13. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?
  • Облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши
испарение воды водяной пар облако

Это круговорот воды в природе.

Задание 14. Отметь , самую низкую температуру:
 + 70 С.  00 С.  + 200 С.  + 250 С.  - 200 С.

Урок по окружающему миру на тему "Вода и ее роль в природе"

Разделы: Начальная школа

Цель урока: сформировать у обучающихся понятие о роли воды в природе и её значении в жизни живых существ.

Задачи: – Показать, что вода – активная среда для жизни животных, растений и человека.

– Изучить свойства воды как вещества;

– Формировать умение применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

– Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты;

– Прививать внимательное и бережное отношение к природе.

Формирование знаний, умений, навыков:

Уметь:

– выполнять лабораторные работы, с соблюдением правил техники безопасности.

– делать выводы из проделанной работы.

– находить решение проблемных заданий.

– грамотно аргументировать свои выводы

– обобщать.

Знать:

– значение воды в природе.

– состав воды и её свойства

– современные экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Оборудование: – А.А. Плешаков. Учебник "Мир вокруг нас" 3 класс, Москва: "Просвещение", 2004г., А.А.Плешаков "Рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас", М.: "Просвещение", 2008г.

– полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зелёная, красная, жёлтая)

– глобус

– тест.

– Вода (горячая и холодная), сахар, соль, мел, глина, ложка, колбы, стаканы, воронка, бумажный фильтр, бытовой фильтр.

ТСО: Компьютер, презентация урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка усвоения изученного материала.

1. Фронтальный опрос.

Он прозрачный невидимка, Лёгкий и прозрачный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. (воздух)

– Что такое воздух? (Воздух – это газообразное вещество. Это смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа).

– О каких свойствах воздуха говорится в этой загадке?

– Какие ещё свойства воздуха вы знаете? (прозрачен, бесцветен, без запаха, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении)

– Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни растений (животных, человека)? (зимой растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который находится в снеге, плохо проводит тепло, и температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, который и сохраняет тепло тела. Между густыми волосками зимнего меха зверей задерживается больше воздуха, и им не холодно. )

– Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

– Почему легче дышать в местах, где растёт много растений?

– От чего загрязняется воздух?

– Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

2. Тестирование

– А сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили материал. <Приложение 1>

Перед вами лежат тесты, выберите номера правильных ответов и запишите их в окошке.

3. Самопроверка и самооценка.

– Проверьте свои работы и оцените себя, отметив в хронологической карте.

Хронологическая карта

Ф.И.

  Дом. зад.

устно тест

Роль воды

Практ. работа

Свойства воды

Охрана воды.

Общая

Сам              
Группа              

– Молодцы, ребята.

III. Актуализация знаний.

– А теперь отгадайте ещё одну загадку: <Приложение 2> (показ слайдов. 2)

Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда захочу Даже камень источу. (Вода)

– Так какое вещество мы сегодня будем изучать?

– Ребята, а что бы вы хотели узнать о воде? (ответы детей)

IV. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы узнаем об огромной роли воды в природе, о свойствах воды и об экологических проблемах, связанных с водой.

V. Изучение нового материала.

1. Роль воды в природе.

– Давайте послушаем стихотворение: <Приложение 2> (показ слайдов. 3-9)

Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. Без неё нам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смеем вам мы доложить: Без воды нам не прожить.

– Что вы узнали из стихотворения о воде?

– Как вы думаете, много ли воды на Земле?

1). Вступительное слово учителя. <Приложение 2> (показ слайдов. 10)

С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода и жизнь становится невозможной. Потому что вода – эликсир жизни. Подарив людям воду, природа дала нам бесценное богатство.

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма.

– Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь?

2). Сообщения детей <Приложение 2> (показ слайдов. 11 -15)

– Ребята, а какие вы сообщения подготовили о значении воды?

Почти всё живое на Земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам и озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, строили себе дома, сёла и города.

– Без воды не вырастишь ни пшеницы, ни яблок, ни груш. Тысячи лет может пролежать зерно в сухой земле, но придёт вода – и зерно прорастёт. Даже безжизненную пустыню можно превратить в цветущий сад, если провести туда воду.

– В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. А тело медузы на 90—95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.

3). Практическая работа.

– Много ли воды в вашем теле? Вы можешь вычислить сами: массу тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.

Откройте задание №1 в тетради на с.20.

Например: масса теле человека – 60 кг, то мы должны 60 : 3 *, 2 вода составляет – 40кг.

Если 90кг, то 90 :3 *2 = 60кг

Если 30кг, то 30 :3 *2 =20кг

– Молодцы! Справились с этим заданием.

4). Вывод.

– А теперь, ещё раз давайте повторим какое значение играет вода в природе?

Значение воды в природе:

– для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).

– кормит (Но вода не только “поит”, но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов).

– среда обитания (В реках, морях и океанах и около них живут растения и животные)

– средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги)

– в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды).

– дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).

– электроэнергия и полезные ископаемые.(Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях, в воде добывают полезные ископаемые)

– красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)

2. Свойства воды.

Вот она какая вода!

– Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Сейчас мы с вами с помощью опытов определим свойства воды.

Практическая работа (Дети работают по группам. У каждой группы есть ключ к выполнению опыта) (I группа выполняет три опыта)

Опыт 1

Определить какова прозрачность воды?

– В стакан с водой опустите ложку.

– Видна ли она?

– О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода... (прозрачна.)

Опыт 2.

– Определить какого цвета вода?

– На столе у вас лежат цветные полоски бумаги (красная, зелёная, жёлтая, синяя, белая)

– С их помощью вы определите цвет воды.

– Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.

– Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? Белая?

– Каков же цвет воды?

Вывод: вода... (бесцветна)

Опыт 3.

– Каков запах воды?

– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

– А чем пахнет чистая вода ?

– Понюхай ее и сделай вывод.

Вывод: вода ... (не имеет запаха)

(II группа выполняет один опыт)

Опыт 4 (2 стакана, 2 ложки, сахар и глина)

– Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой столько же глины.

– Помешайте воду.

– Что вы заметили?

– О чем говорит этот опыт?

(Вода растворила кристаллы сахара, а часть глины осела на дно).

Вывод: вода — ... ( растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

– Подумай те где человек использует это свойство?

(Учитель готовит три раствора: первый стакан — медный купорос, второй стакан — марганцовка, третий стакан — напиток в порошке).

– Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу — напиток.

Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды — растворять грязь

(III группа выполняет один опыт – фильтрование)

Опыт 5 (стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, бумажный фильтр).

– Вам необходимо очистить мутную воду с примесями песка и мела

– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.

Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.

– Вставьте воронку в пустой стакан и положите фильтр.

– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду.

– Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки.

– Проверьте ее на прозрачность.

– Нерастворенные вещества остались на фильтре.

Такая очистка воды называется фильтрованием.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

(Учитель демонстрирует бытовой фильтр, фильтруется подкрашенная вода)

После выполнения детьми и обсуждения, учитель демонстрирует ещё два опыта.

Опыт 6. (стакан с водой и пластиковая пластинка)

– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

(Она растекается в разные стороны.)

– Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность ? (Вода стекает под уклон.) '

– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? (Да)

– Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.

Какое?

Вывод: вода течет (свойство — текучесть).

Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Опыт 7. (колба с трубкой и подкрашенной жидкостью, ёмкости с горячей водой и льдом)

Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

– Почему?

Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.

– Как вы это объясните?

Вывод: вода ... ( при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается)

Обобщение. (повторение всех свойств воды по таблице <Приложение 2> (показ слайда 16)

ФИЗМИНУТКА

– А какие природные явления, связанные с водой вы знаете?

– А какой бывает дождик?

– Покажите пальчиками как стучит тихий дождик.

– Дождик усиливается, пошёл очень сильный дождь.

– Дождик заканчивается, идёт тише – тише. Ну вот и совсем перестал. Выглянуло солнышко и вся природа потянула к нему свои руки. И мы потянемся.

Вот она какая, вода!

3. Причины загрязнения и охрана воды.

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды.

Вода — одно из главных богатств на Земле.

– Ребята, а что будет если исчезнет вода?

А такая угроза существует.

Давайте послушаем сказку. <Приложение 2> (показ слайдов 17 – 19)

– Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку!

Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…

Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Обмелела на глазах.

– Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Улитка – Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка – На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.

Улитка – А ты почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка – Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь.

Улитка – А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка – Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.

Улитка – Ой, а это ещё кто?

Чёрная рыбка – Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

Улитка – Да, уж досталось вам.

– Ребята, скажите, отчего загрязняется вода в реках, озёрах и морях?

<Приложение 2> (показ слайда 20)

– А кто главный виновник в этом? (человек)

От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.

Поэтому воду — наше главное богатство, надо беречь!

– Как люди охраняют воду от загрязнения? <Приложение 2> (показ слайда 21)

(Строить очистные сооружения; строить предприятия, где нет сточных вод; не бросать мусор; не мыть машины около водоёмов.)

VI. Итог урока.

1. Закрепление

– Молодцы, ребята. На следующем уроке мы продолжим изучать тайны воды.

А сейчас скажите, что нового вы узнали на уроке?

– О каких свойствах воды вы узнали?

– Какие свойства воды человек чаще всего использует в быту?

– Почему воду нужно беречь и охранять?

Дети.–  Вода входит в состав любого организма. – Вода – это жизнь, красота и здоровье. – Вода – помощник человека – Количество пресной воды ограничено – Вода загрязняется

2. Домашнее задание.

Дома вы нарисуете плакат "Берегите воду!"

3. Выставление оценок.

– Ребята, а теперь в группе оцените друг друга.

– Со многими оценками я согласна. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.

4. Рефлексия

– А понравился ли вам наш урок?

Какое настроение вызвал у вас этот урок? Отразите его разноцветными ленточками. Пусть появится у нас необычная радуга.

Урок окончен.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также