Конспект урока для 8 класса «Типы химических реакций на примере свойств воды». Типы химических реакций на примере свойств воды 8 класс конспект урока


Типы химических реакций на примере свойств воды. 8 класс

Тема урока: Типы химических реакций на примере свойств воды

Цель: способствовать формированию знаний о физических и химических свойствах воды, созданию условий для осознания значимости и уникальности воды и ее свойств; рассмотреть понятия электролиз, фотолиз, гидролиз; продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций, определять тип химической реакции.

Задачи:

образовательные: систематизировать имеющиеся знания о химических реакциях. Повторить закономерности протекания химических реакций. Изучить химические свойства воды. Продолжить формирование навыков расстановки коэффициентов и определения типа химической реакции.

Развивающие: развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, электронного документа, наблюдаемых процессов; организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

Воспитательные: развивать самостоятельность и совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения упражнений, воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам.

Оборудование: компьютер, проектор, оборудование для демонстрационного эксперимента – карбид кальция, вода, пробирки, индикаторы; справочная таблица «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», видеофрагмент документального фильма «Великая тайна воды, РОССИЯ,2006г.» (13.18-13.39), http:school-collction.edu.ru: «Взаимодействие натрия с водой», «Интерактив «Химические реакции»».

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с тем, что нас окружает в повседневной жизни. Продолжим узнавать «новое» в хорошо знакомом «старом».

Все, что нас окружает, состоит из веществ. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Наша планета, жителями которой мы являемся, сформирована благодаря протеканию химических процессов и реакций.

2. Проверка знаний

Давайте вспомним, что мы знаем о химических реакциях.

- Какие явления мы называем химическими? (это химические явления, при которых происходит превращение одних веществ - в другие)

- Какие условия необходимы для протекания химических реакций? (температура, влажность, площадь соприкосновения реагирующих веществ, нагревание, охлаждение, растворение).

- Как мы можем записать происходящие химические реакции? (с помощью химических уравнений).

- На основе чего записывают химические реакции? (на основе закона сохранения массы веществ)

- А кто скажет, как формулируется этот закон? (масса веществ, вступивших в реакцию равна массе веществ, получившихся в результате ее)

- Скажите, какие типы химических реакций вам известны? (соединения, обмена, замещения, разложения)

- А каковы их общие формулы?

- Кто пойдет и запишет их? (Выходит учащийся и фиксирует на доску)

А+В=АВ - соединение

АВ=А+В - разложение

А+СД=АД+С - замещение

АВ+СД=АД+СВ - обмен

Молодцы!

- У вас на партах лежат задание, выполните его.

Вставьте пропущенные химические соединения, расставьте коэффициенты и определите тип химической реакции.

Na+…=Na2O CaCO3=…..+CO2 P2O5+C=…+CO

BaO+h3O=Ba(OH)2 KOH+h3SO4=….. +h3O Nh4=.. +h3

Работа со слабоуспевающим учащимся.

Определить тип химической реакции.

4Na+2O2=2Na2O 2CaCO3=2CaO+2CO2 P2O5+C=P+5CO

BaO+h3O=Ba(OH)2 2KOH+h3SO4=K2SO4+2h3O Nh4=N2+3h3

- А теперь обменяйтесь карточками и сравните с ответами на доске, правильно ли выполнена работа. Поставьте оценку. Молодцы!

3. Мотивация к учебной деятельности и постановка темы урока

Теперь давайте посмотрим, что находится у меня на столе? (ящик)

- А как вы думаете, что может находиться в этом ящике? (предположения учащихся)

- Я дам вам несколько подсказок, а вы подумаете и дадите ответ, что за вещество скрыто в ящике:

- У него есть свой день в календаре это 22 марта;

- Это химически чистое вещество;

- Это вещество существует в трех агрегатных состояниях;

- Сейчас оно находится в жидком состоянии;

- Это самое главное вещество на Земле.

О чем идет речь? (О воде)

- Почему вода является самым главным веществом на Земле? (это универсальный растворитель, в воде зародилась жизнь).

- Ребята, послушайте, как о воде писал Антуан де Сент – Экзюпери:

«…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами

С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают бурлить

Высохшие родники нашего сердца.

Ты самое большое богатство на свете».

- Каково второе название этого вещества? ОКСИД ВОДОРОДА.

- Какова молекулярная формула воды? Н2О.

- Как вы думаете, какую тему мы будем изучать?

Запишем тему урока: Типы химических реакций на примере свойств воды.

4. Изучение нового материала

Физические свойства воды

Давайте посмотрим на воду и скажем, какими свойствами она обладает. (прозрачная, без запаха, вкуса, темп. Кип=100, темп. Замерзания = 0).

Все мы слышали о Титанике, что его погубило? (Айсберг)

А что такое айсберг? ( замерзшая вода)

Физминутка

Встаньте, подойдите к окну посмотрите на небо, на землю что вы там видите? (облака, снег, дождь). Молодцы садитесь.

Вывод. Значит, вода может существовать в нескольких состояниях.

В каких именно? (жидком, твердом, газоообразном (запись в тетрадь)).

Химические свойства

В Японии, лаборатории доктора Эмото, при изучении свойств и структуры воды, исследуются различные ее образцы, которые подвергаются различному воздействию. Так одним из методов воздействия на структуру воды был набор слов. Полученные образцы стремительно замораживаются в креагенных камерах. Давайте посмотрим на эти образцы.

Видеофрагмент документального фильма «Великая тайна воды, РОССИЯ,2006г.» (13.18-13.39).

Таким образом доктор Эмото доказал, что вода обладает памятью, поэтому с ней необходимо обращаться очень бережно и аккуратно.

Реакции разложения

Под действием электрического тока вода распадается на газы, которые ее образуют, такой процесс называется электролизом .

Запишем уравнение химической реакции:

2Н2О=4Н2+О2

- Какой тип реакции? (разложение)

Подобный процесс протекает и в зеленых листьях растений, только вместо энергии электрического тока используется энергия солнца. А процесс называется фотолизом

реакции соединения

Давайте проведем небольшой опыт. (Д.о.)

СаО+Н2О=Са(ОН)2 такой процесс называется гашением извести.

- Какой тип реакции? (соединения)

Запишем.

При взаимодействии оксида неметалла с водой образуется кислота

N2O5+h3O=2HNO3 –азотная кислота

- Какой тип реакции? (соединения)

Реакции замещения

Вода также вступает в реакцию с щелочными и щелочноземельными металлами образуя гидроксиды.

Посмотрим видео опыт:

ЦОР « Взаимодействие натрия с водой», запишем реакцию

Na+h3O=NaOH+h3

- Какой тип реакции? (замещения)

Реакции обмена

Посмотрите на таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде.

Вы заметили, что в некоторых клетках стоят прочерки, это значит, что соединения полностью растворяются в воде, такой процесс называется гидролизом .

Давайте проведем опыт. (Д.О.)

(Карбид кальция) СаС2+Н2О=Са(ОН)2+С2Н2 (ацетилен)

- Какой тип химической реакции? (Обмена)

5. Закрепление или первичное закрепление????

Перед вами тест (на проекторе или онлайн или на печатном носителе) давайте ответим на эти вопросы устно.

ЦОР интерактив «Химические реакции». Приложение

6. Итог урока и рефлексия

- Какие типы химических реакций характерны для воды? (соединения, обмена, замещения, разложения)

- Какие процессы протекают с участием воды? (электролиз, фотолиз, гидролиз)

- Где в повседневной жизни, вы можете наблюдать какие – либо типы химических реакций с участие воды? (фотосинтез, животный и человеческий организм, очистка воды, гашение извести и т.д.)

У вас на партах лежит листок, прочитайте и выберите то утверждение, которое соответствует вашему состоянию на сегодняшнем уроке.

Мне сегодня на уроке все было интересно и все понятно.

Я ничего не понял.

Я переволновался и поэтому не смог ответить правильно.

Мне понравилось содержание урока.

Мне было скучно и неинтересно.

Мне понравилось содержание урока.

Я сегодня поработал на …….(поставьте себе оценку)

7. Домашнее задание (на доске)

Параграф 34 прочитать. Творческое задание.

Придумайте способ, позволяющий сделать воду мягче, чтобы спортсмены при прыжках в воду не травмировались при неудачных прыжках.

8. Выставление оценок за урок с учетом взаимопроверки.

Оценки за урок сегодня получили…..

Всем спасибо!

Приложение

фильтрованиемкристаллизациейперегонкойотстаиванием

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3CaCO3  CaO + CO22HgO  2Hg + O2HCl + NaOH = NaCl + h3ON2 + O2  2NOMg + h3SO4 = MgSO4 + h32K + 2h3O = 2KOH + h3BaCl2 + h3SO4 = BaSO4 + 2HCl

Выберите среди перечисленных реакции обмена.

HCl + NaOH = NaCl + h3OBaCl2 + h3SO4 = BaSO4 + 2HCl4Fe + 3O2 = 2Fe2O3CaCO3  CaO + CO22HgO  2Hg + O2N2 + O2  2NOMg + h3SO4 = MgSO4 + h32K + 2h3O = 2KOH + h3

infourok.ru

Урок химии на тему "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Разделы: Химия

Цель урока: Познакомить учащихся с химическими свойствами воды и рассмотреть их по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”, рассмотреть условия взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, рассмотреть понятия электролиз, фотолиз, гидролиз, продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • применение знаний, умений и навыков в новых условиях - создание проблемной ситуации;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
  • уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
  • уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов

Развивающие задачи:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Элементы содержания: электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидролиз

Оборудование: натрий, карбид кальция, оксид кальция, оксид железа, вода, медиапроектора, наборы для лабораторной работы, фенолфталеин, пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами.

Тип урока: комбинированный

План урока:

1. Организационный момент.

2. Промежуточный контроль знаний.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: подготовиться к проведению урока, к наиболее эффективной работе на уроке.

Проверяется готовность к уроку, раздаются план урока (Приложение 1), листы с тестом (Приложение 2), инструкции для выполнения лабораторной работы (Приложение 5), лотки с демонстрационным материалом, лист наблюдений (Приложение 5), объявляются этапы урока.

Организовывается работа учащихся на начальном этапе урока, класс слабоподготовленный, обучающиеся с повышенной моторной активностью, поэтому вспоминаются советы учителя о том, как лучше организовать работу на уроке, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье одноклассников.

1. Как удобней и полезней для здоровья сидеть на уроке?

2. Почему на уроке учитель просит тишины?

Вступительное слово учителя. На этом уроке мы рассмотрим новую тему “Типы химических реакций на примере свойств воды”. Для этого нам нужно вспомнить материал, который мы уже прошли в темах “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”. Сейчас мы выполним тест по этим темам.

II. Промежуточный контроль знаний по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения” по технологии “Взаимопередачи заданий”

Цель: проверить умения составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов и продолжить формировать эти умения в случае недостаточной сформированности..

Учащиеся выполняют тест – 5 минут (Приложение 2). После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо проверить работу соседа и поставить оценку, затем тесты передать на проверку учителю. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. На закрытой доске или на экране медиапроектора открывают заранее подготовленные ответы теста для самопроверки.

Для медиапроектора, правильные варианты

Тест по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”

Время выполнения - 5 минут

I вариант

Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”

1 часть карточки

1. 2 Cu + O2 —> 2 CuO реакция соединения

2. 2 Fe(OH)3 —> Fe2O3 + 3 h3O реакция разложения

2 часть карточки

3. 2 AL + 3 CuBr2 —> 2 AlBr3 + 3 Cu реакция замещения

4. 3 Ca(OH)2 + 2 Na3PO4 —> Ca3(PO4)2 + 6 NaOH реакция обмена

II вариант

Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”

1 часть карточки

1. 2 Cr(OH)3 —> Cr2O3 + 3 h3O реакция разложения

2. Si + 2 F2 —> SiF4 реакция соединения

2 часть карточки

3. 2 Fe(OH)3 + 3 h3SO4 —> Fe2(SO4)3 + 6 h3O реакция обмена

4. 2 FeBr3 + 3 Zn —>3 ZnBr2 + 2 Fe реакция замещения

III. Изучение нового учебного материала.

Учебная цель: В результате этого урока мы должны рассмотреть химические свойства воды. В ходе урока мы узнаем, в каких реакциях разложения, соединения, замещения и обмена участвует вода. Вывод цели с помощью учеников

Слово учителя: Моя цель на уроке рассказать вам об этом, помочь вам запомнить эти реакции, и мы продолжим учиться составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.

Основные положения нового учебного материала, который вы сегодня должны освоить.

Самое удивительное вещество на нашей планете - оксид водорода h3O

Доклад ученика (Приложение 3), возможно презентация, индивидуальная форма работы

В это время ученики составляют конспект доклада в объеме пяти предложений.

Примерное содержание конспекта

Россия занимает первое место в мире по запасам пресной воды.

Вода в России сосредоточена в реках, озерах, водохранилищах

40% суши – это засушливые и полузасушливые регионы мира, имеют только 2% мировых запасов пресной воды

Наш регион также относится к засушливым регионам

Вскоре 2/3 населения планеты будут жить в странах, испытывающих нехватку воды.

Химические свойства воды. Объяснение с опорой на знания учеников.

1. Реакция разложения. Что такое реакция разложения?

Сегодня мы познакомимся с новым типом реакций разложения - электролиз

Электролиз – реакция, протекающая под действием постоянного электрического тока

электрический ток

2h3O —> 2h3 + O2

Давайте вспомним процесс фотосинтеза.

Доклад ученика (Приложение 4), возможно презентация, индивидуальная форма работы

Здесь мы познакомимся с еще одним типом реакции разложения

Фотолиз – разложения воды под действием света

свет, пластиды

2h3O —> 2h3 + O2

h3 + CO2 —> C6h22O6 (схема процесса)

Совокупность этих процессов называют фотосинтезом

Уравнение реакции фотосинтеза (реакция синтеза)

свет, пластиды

6CO2 + 6h3O —> C6h22O6 + 6O2

Коэффициенты в уравнении реакции выставляются с опорой на знания учеников фронтально или у доски вызванным учеником

2. Реакции соединения. Фронтальный опрос класса: дать определение реакции соединения.

Сегодня мы рассмотрим реакции соединения на примере взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой

1. Реакция гашения извести

Запись реакции на доске, с помощью ученика, демонстрация ее учителем и демонстрация ЦОР, видео “Взаимодействие оксида кальция с водой”,

CaO + h3O негашеная известь —> Ca(OH)2 гашеная  известь

гидроксид кальция, растворимое основание, щелочь

Обратить внимание учеников, что такое щелочь

Закрепление. Фронтальный опрос: Что такое щелочь? (Щелочи – это растворимые основания.)

Какие металлы и оксиды каких металлов образуют растворимые основания – щелочи? (Щелочи образуют металлы I группы, главной подгруппы, металлы II группы, главной подгруппы, начиная с кальция.)

2. Реакция образования растворимых, кислородсодержащих кислот из оксидов неметаллов

P2O5 + 3 h3O —> 2h4PO4 фосфорная кислота или гидроксид фосфора

Обратить внимание учеников, что гидроксиды – это не только основания, но и кислородсодержащие кислоты.

Составить схему

Правило – вода реагирует с оксидами металлов и неметаллов, если образуются растворимые гидроксиды (основания или кислоты)

Закрепление, фронтальный опрос: Посмотрите в учебник, страница 171, и объясните, почему в одном случае оксиды взаимодействуют с водой, а других случаях взаимодействие не происходит?

Выполнение Лабораторной работы “Исследование взаимодействия оксидов металлов с водой” (Приложение 5), работа в группах, по методу КСО

Организация работы класса. Перед началом работы один ученик напоминает правила техники безопасности всему классу.

Класс делится на малые группы по 4 человека, например, по скорости работы или по желанию учащихся.

Во всех группах учащимся раздаются инструкции лабораторной работы.

3. Реакции замещения. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.

Что такое реакция замещения?

Уравнение реакции взаимодействия натрия с водой на доске записывает вызванный ученик, остальные ученики в Приложение 1. План урока. После этого демонстрируется ЦОР “Взаимодействия натрия с водой” и объясняются учителем особенности эксперимента.

4. Реакция соединения. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.

Актуализация знаний. Что такое реакция соединения? Почему в таблице растворимости в некоторых клетках стоят прочерки?

Гидролиз – это реакция обменного разложения вещества с водой. То есть это одновременно реакция и обмена и разложения.

Демонстрация опыта учителем и объяснение его результатов с записью уравнения на доске учеником

CaC2 + карбид кальция 2h3O —> C2h3 + ацетилен Ca(OH)2 гидроксид  кальция

IV. Закрепление учебного материала

Учебная цель: Закрепить новые понятия и учебные навыки

Фронтальный опрос:

  • Что такое электролиз воды?
  • Что такое фотолиз воды?
  • Что такое гидролиз?
  • Что объединяет эти реакции?

Использование ЦОР

Интерактив. Химические свойства воды

Задание учащимся во время просмотра ресурса

1. Расставить коэффициенты

2. Определить тип реакции

V. Задание на дом

Представлено в рабочих листах.

Цель: выучить реакции соединения, разложения, обмена, замещения на примере реакций с участием воды, научиться писать эти реакции самостоятельно, уметь применять полученные знания в новой ситуации (проблемный вопрос).

Формулируется проблемный вопрос, для домашнего задания, выставляются оценки за урок, уметь применять полученные знания в новой ситуации (проблемный вопрос).

Домашнее задание.

Проблемный вопрос. Как химические свойства воды зависят от строения молекулы воды и химической связи этой молекулы?

Параграф 33 “Типы химических реакций на примере свойств воды”, страница168-173, упражнение 1-3

VI. Рефлексия

Обсуждение с учащимися, что понравилось в проведенном уроке, а что вызвало затруднение.

Список литературы.

1. Химия 8, 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику О.С.Габриеляна. Электронное учебное издание. ООО “Дрофа” 2011.

2. Планирование к учебнику “Химия”, 8, 9 класс, Габриелян О.С. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник , М.: Дрофа, 2011.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок "Химические реакции на примере воды" 8 класс

Ход урока.

1. Орг. момент

Приветствие.

Слайд 1. «Вода… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

infourok.ru

Название темы и раздела

учебного курса

Название раздела «Изменения, происходящие с веществами»

Тема урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Тип урока

Изучения нового материала

Цели урока

Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, текстом, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся:

систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с охраной воды.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей:

групповая (просмотр презентации, работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя:

организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Оборудование,

дидактический материал

Компьютер, презентация, видеоопыты

тексты, тесты, таблица «Изменение окраски индикаторов»

Конспект урока для 8 класса «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Ход урока.

Этапы урока

Методы

globuss24.ru

Методическая информация

Дата

5.02.2013г

Учитель

Мешева Айгуль Аскаровна

Школа

Белоглинская основна школа

Предмет

Химия

Класс

8

Название темы и раздела

учебного курса

Название раздела «Изменения, происходящие с веществами»

Тема урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Тип урока

Изучения нового материала

Цели урока

Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, текстом, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся:

систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с охраной воды.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей:

групповая (просмотр презентации, работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя:

организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Оборудование,

дидактический материал

Компьютер, презентация, видеоопыты

тексты, тесты, таблица «Изменение окраски индикаторов»

Содержание этапов

1. Орг. момент

Приветствие.

Слайд 1. «Вода… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Ребята, вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет о воде – самом знакомом и самом загадочном веществе.

Слайд 2. Запишите тему сегодняшнего урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».

2. Проверка знаний

Фронтальный опрос учащихся

Мы уже изучили 4 основных типа химических реакций в неорганической химии. Давайте вспомним эти типы:

  1. Реакции разложения

  2. Реакции соединения

  3. Реакции замещения

  4. Реакции обмена

Запишите схемы основных типов реакций.

3. Активизация познавательной деятельности (проблемная ситуация)

Возникает вопрос: Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого-то иного вещества? Как вы думаете?

4. Изучение нового материала

Рассказ

Работа с текстами в парах

Роль воды на нашей планете

Из курса географии вам известно, что вода – это самое распространённое вещество на Земле. Где же в природе встречается вода?

Слайд 3. Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1 км3 облаков составляет 2000 т., а в атмосфере Земли водяного пара около 13 000 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки, которые несут свои воды в океаны и моря. А примерно 20% суши покрыто льдом: это ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты.

Слайд 4. Вода – единственное вещество, которое в земных условиях встречается во всех агрегатных состояниях.

Слайд 5. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных. Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная вода находится в глубоких слоях земной коры.

Слайд 6. Так много или мало воды на Земле? Очень мало! Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из-за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. По оценкам учёных к 2025 году в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты. Наша родина занимает первое место в мире по запасам пресной воды – на территории России сосредоточена 1/5 её мировых запасов. Однако проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных.

Каковы же основные причины загрязнения природной воды?

У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их внимательно и сформулируйте, что является основными загрязнителями воды.

Слайд 7. Загрязнители природных вод.

1. Бытовые стоки и отходы промышленного производства.

2. Соли тяжёлых металлов.

3. Синтетические моющие средства.

4. Выбросы водного, железнодорожного и автомобильного транспорта

Какой вывод мы сделаем?

Вода – природное богатство. Её нужно беречь и экономно расходовать. Без воды нет жизни.

Рассказ с элементами беседы

Слайд 8. Строение молекулы воды. Физические свойства.

Перейдём к следующему вопросу.

Формула воды – Н2О, то есть это соединение, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода, молекула воды имеет угловое строение. Атомы водорода и кислорода соединены ковалентной полярной связью (Н - О).

К какому классу соединений относится вода? (оксиды).

Каковы же физические свойства воды? Прочитайте.

Вы назвали физические свойства воды. Но, если я у вас спрошу: видел ли кто-нибудь воду? Этот вопрос может вам показаться нелепым.

Однако то, что мы по привычке называем водой, на самом деле представляет собой раствор многих веществ в воде. В ней растворены тысячи различных соединений элементов Периодической системы.

Беседа

Слайд 9.

Вода благоволила литься!

Она блистала,

Столь чиста,

Что ни напиться,

Ни умыться.

И это было неспроста.

Ей не хватало

Ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало-

Чистой,

Дистиллированной

Воде!

Л.Мартынов.

Какая вода называется дистиллированной?

Чем отличается природная вода от дистиллированной?

Значит, когда мы записывали физические свойства, речь шла о дистиллированной воде, так как описать свойства вещества можно только имея чистый образец.

Беседа

Словесно-наглядный

Объяснение

Слайд 10. Химические свойства воды.

Вода легко вступает в химические реакции и для нее характерны все 4 типа химических реакций, и сегодня мы поговорим о них.

Слайд 11.Реакции разложения.

Посмотрите видеоопыт. Что вы наблюдали? Запишем уравнение реакции.

2h3O 2h3 + O2

Что является условием для протекания данной реакции? Укажем это в уравнении. К какому типу относится данная реакция?

Слайд 12.

Таким образом, вода может разлагаться под действием постоянного электрического тока на водород и кислород. Данная реакция называется электролизом. Запишите определение электролиза.

Кроме того, из курса биологии вам известно, что растения разлагают воду на кислород и водород в процессе фотосинтеза. Эта реакция происходит под действием света и называется фотолизом.

Кислород в данном случае выделяется в свободном виде, а образующийся водород, соединяясь с оксидом углерода (IY), образуют органическое вещество – глюкозу. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза в тетрадь.

Словесно-наглядный

Объяснение

Слайд 13. Реакции соединения. Посмотрите следующий видеоопыт. Какие вещества вступили в реакцию? Какое вещество образовалось? Запишем уравнение реакции.

CaO + h3O = Ca(OH)2

К какому типу относится данная реакция?

Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.

Посмотрим ещё один опыт. Запишем уравнение реакции.

Оксиды неметаллов, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде.

P2O5 + 3h3O = 2h4PO4

SiO2 + h3O

Слайд 14.

Все кислородсодержащие кислоты и основания называют гидроксидами.

Правило: Вода реагирует с оксидами только в том случае, если образуется растворимый гидроксид.

Почему я записала, что оксид кремния и оксид железа (III) не взаимодействуют с водой?

Слайд 15. Посмотрим таблицу растворимости. Кремниевая кислота и гидроксид железа нерастворимы.

Слайд 16. Перейдём к следующему опыту.

Какие вещества вступили в реакцию? Какие вещества образовались? Запишем уравнение реакции.

Ca + 2HOН = Ca(OH)2 + Н2

К какому типу относится данная реакция?

Слайд 17. Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции замещения.

Словесно-наглядный

Слайд 18. Если вы обратите внимание на уже знакомую вам таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде, то заметите, что в некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или как говорят, гидролизуется.

Посмотрим последний видеофрагмент.

Запишем уравнение реакции.

CaC2 + 2HOH = Ca(OH)2↓ + C2h3↑

Слайд 19. Гидролиз может быть обратимым и необратимым. Мы рассмотрели пример необратимого гидролиза.

Подведение итогов

Слайд 20. Подведём итоги урока.

  1. Какие типы химических реакций характерны для воды?

  2. С какими химическими веществами взаимодействует вода?

  3. Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

Домашнее задание

Слайд 21. § 33, упр 1, стр 172

Доклады

«Меры защиты природных вод от загрязнения»

«Состояние природных водоёмов Самарской области»

Конспект урока для 8 класса «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Ход урока.

Этапы урока

Методы

docbase.org

Методическая информация

Дата

5.02.2013г

Учитель

Мешева Айгуль Аскаровна

Школа

Белоглинская основна школа

Предмет

Химия

Класс

8

Название темы и раздела

учебного курса

Название раздела «Изменения, происходящие с веществами»

Тема урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Тип урока

Изучения нового материала

Цели урока

Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, текстом, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся:

систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с охраной воды.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей:

групповая (просмотр презентации, работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя:

организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Оборудование,

дидактический материал

Компьютер, презентация, видеоопыты

тексты, тесты, таблица «Изменение окраски индикаторов»

Содержание этапов

1. Орг. момент

Приветствие.

Слайд 1. «Вода… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Ребята, вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет о воде – самом знакомом и самом загадочном веществе.

Слайд 2. Запишите тему сегодняшнего урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».

2. Проверка знаний

Фронтальный опрос учащихся

Мы уже изучили 4 основных типа химических реакций в неорганической химии. Давайте вспомним эти типы:

  1. Реакции разложения

  2. Реакции соединения

  3. Реакции замещения

  4. Реакции обмена

Запишите схемы основных типов реакций.

3. Активизация познавательной деятельности (проблемная ситуация)

Возникает вопрос: Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого-то иного вещества? Как вы думаете?

4. Изучение нового материала

Рассказ

Работа с текстами в парах

Роль воды на нашей планете

Из курса географии вам известно, что вода – это самое распространённое вещество на Земле. Где же в природе встречается вода?

Слайд 3. Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1 км3 облаков составляет 2000 т., а в атмосфере Земли водяного пара около 13 000 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки, которые несут свои воды в океаны и моря. А примерно 20% суши покрыто льдом: это ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты.

Слайд 4. Вода – единственное вещество, которое в земных условиях встречается во всех агрегатных состояниях.

Слайд 5. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных. Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная вода находится в глубоких слоях земной коры.

Слайд 6. Так много или мало воды на Земле? Очень мало! Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из-за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. По оценкам учёных к 2025 году в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты. Наша родина занимает первое место в мире по запасам пресной воды – на территории России сосредоточена 1/5 её мировых запасов. Однако проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных.

Каковы же основные причины загрязнения природной воды?

У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их внимательно и сформулируйте, что является основными загрязнителями воды.

Слайд 7. Загрязнители природных вод.

1. Бытовые стоки и отходы промышленного производства.

2. Соли тяжёлых металлов.

3. Синтетические моющие средства.

4. Выбросы водного, железнодорожного и автомобильного транспорта

Какой вывод мы сделаем?

Вода – природное богатство. Её нужно беречь и экономно расходовать. Без воды нет жизни.

Рассказ с элементами беседы

Слайд 8. Строение молекулы воды. Физические свойства.

Перейдём к следующему вопросу.

Формула воды – Н2О, то есть это соединение, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода, молекула воды имеет угловое строение. Атомы водорода и кислорода соединены ковалентной полярной связью (Н - О).

К какому классу соединений относится вода? (оксиды).

Каковы же физические свойства воды? Прочитайте.

Вы назвали физические свойства воды. Но, если я у вас спрошу: видел ли кто-нибудь воду? Этот вопрос может вам показаться нелепым.

Однако то, что мы по привычке называем водой, на самом деле представляет собой раствор многих веществ в воде. В ней растворены тысячи различных соединений элементов Периодической системы.

Беседа

Слайд 9.

Вода благоволила литься!

Она блистала,

Столь чиста,

Что ни напиться,

Ни умыться.

И это было неспроста.

Ей не хватало

Ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало-

Чистой,

Дистиллированной

Воде!

Л.Мартынов.

Какая вода называется дистиллированной?

Чем отличается природная вода от дистиллированной?

Значит, когда мы записывали физические свойства, речь шла о дистиллированной воде, так как описать свойства вещества можно только имея чистый образец.

Беседа

Словесно-наглядный

Объяснение

Слайд 10. Химические свойства воды.

Вода легко вступает в химические реакции и для нее характерны все 4 типа химических реакций, и сегодня мы поговорим о них.

Слайд 11.Реакции разложения.

Посмотрите видеоопыт. Что вы наблюдали? Запишем уравнение реакции.

2h3O 2h3 + O2

Что является условием для протекания данной реакции? Укажем это в уравнении. К какому типу относится данная реакция?

Слайд 12.

Таким образом, вода может разлагаться под действием постоянного электрического тока на водород и кислород. Данная реакция называется электролизом. Запишите определение электролиза.

Кроме того, из курса биологии вам известно, что растения разлагают воду на кислород и водород в процессе фотосинтеза. Эта реакция происходит под действием света и называется фотолизом.

Кислород в данном случае выделяется в свободном виде, а образующийся водород, соединяясь с оксидом углерода (IY), образуют органическое вещество – глюкозу. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза в тетрадь.

Словесно-наглядный

Объяснение

Слайд 13. Реакции соединения. Посмотрите следующий видеоопыт. Какие вещества вступили в реакцию? Какое вещество образовалось? Запишем уравнение реакции.

CaO + h3O = Ca(OH)2

К какому типу относится данная реакция?

Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.

Посмотрим ещё один опыт. Запишем уравнение реакции.

Оксиды неметаллов, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде.

P2O5 + 3h3O = 2h4PO4

SiO2 + h3O

Слайд 14.

Все кислородсодержащие кислоты и основания называют гидроксидами.

Правило: Вода реагирует с оксидами только в том случае, если образуется растворимый гидроксид.

Почему я записала, что оксид кремния и оксид железа (III) не взаимодействуют с водой?

Слайд 15. Посмотрим таблицу растворимости. Кремниевая кислота и гидроксид железа нерастворимы.

Слайд 16. Перейдём к следующему опыту.

Какие вещества вступили в реакцию? Какие вещества образовались? Запишем уравнение реакции.

Ca + 2HOН = Ca(OH)2 + Н2

К какому типу относится данная реакция?

Слайд 17. Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции замещения.

Словесно-наглядный

Слайд 18. Если вы обратите внимание на уже знакомую вам таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде, то заметите, что в некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или как говорят, гидролизуется.

Посмотрим последний видеофрагмент.

Запишем уравнение реакции.

CaC2 + 2HOH = Ca(OH)2↓ + C2h3↑

Слайд 19. Гидролиз может быть обратимым и необратимым. Мы рассмотрели пример необратимого гидролиза.

Подведение итогов

Слайд 20. Подведём итоги урока.

  1. Какие типы химических реакций характерны для воды?

  2. С какими химическими веществами взаимодействует вода?

  3. Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

Домашнее задание

Слайд 21. § 33, упр 1, стр 172

Доклады

«Меры защиты природных вод от загрязнения»

«Состояние природных водоёмов Самарской области»

Конспект урока для 8 класса «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Ход урока.

Этапы урока

Методы

doc4web.ru

Методическая информация

Дата

5.02.2013г

Учитель

Мешева Айгуль Аскаровна

Школа

Белоглинская основна школа

Предмет

Химия

Класс

8

Название темы и раздела

учебного курса

Название раздела «Изменения, происходящие с веществами»

Тема урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Тип урока

Изучения нового материала

Цели урока

Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же закрепить знания и умения учащихся по составлению уравнений химических реакций и определению типов химических реакций.

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, текстом, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся:

систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, о типах химических реакций, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с охраной воды.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края; информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей:

групповая (просмотр презентации, работа с текстом), индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя:

организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Оборудование,

дидактический материал

Компьютер, презентация, видеоопыты

тексты, тесты, таблица «Изменение окраски индикаторов»

Содержание этапов

1. Орг. момент

Приветствие.

Слайд 1. «Вода… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Ребята, вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет о воде – самом знакомом и самом загадочном веществе.

Слайд 2. Запишите тему сегодняшнего урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды».

2. Проверка знаний

Фронтальный опрос учащихся

Мы уже изучили 4 основных типа химических реакций в неорганической химии. Давайте вспомним эти типы:

  1. Реакции разложения

  2. Реакции соединения

  3. Реакции замещения

  4. Реакции обмена

Запишите схемы основных типов реакций.

3. Активизация познавательной деятельности (проблемная ситуация)

Возникает вопрос: Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого-то иного вещества? Как вы думаете?

4. Изучение нового материала

Рассказ

Работа с текстами в парах

Роль воды на нашей планете

Из курса географии вам известно, что вода – это самое распространённое вещество на Земле. Где же в природе встречается вода?

Слайд 3. Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1 км3 облаков составляет 2000 т., а в атмосфере Земли водяного пара около 13 000 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки, которые несут свои воды в океаны и моря. А примерно 20% суши покрыто льдом: это ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты.

Слайд 4. Вода – единственное вещество, которое в земных условиях встречается во всех агрегатных состояниях.

Слайд 5. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных. Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная вода находится в глубоких слоях земной коры.

Слайд 6. Так много или мало воды на Земле? Очень мало! Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из-за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. По оценкам учёных к 2025 году в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты. Наша родина занимает первое место в мире по запасам пресной воды – на территории России сосредоточена 1/5 её мировых запасов. Однако проблема загрязнения водоёмов и нехватки питьевой воды является одной из актуальных.

Каковы же основные причины загрязнения природной воды?

У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их внимательно и сформулируйте, что является основными загрязнителями воды.

Слайд 7. Загрязнители природных вод.

1. Бытовые стоки и отходы промышленного производства.

2. Соли тяжёлых металлов.

3. Синтетические моющие средства.

4. Выбросы водного, железнодорожного и автомобильного транспорта

Какой вывод мы сделаем?

Вода – природное богатство. Её нужно беречь и экономно расходовать. Без воды нет жизни.

Рассказ с элементами беседы

Слайд 8. Строение молекулы воды. Физические свойства.

Перейдём к следующему вопросу.

Формула воды – Н2О, то есть это соединение, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода, молекула воды имеет угловое строение. Атомы водорода и кислорода соединены ковалентной полярной связью (Н - О).

К какому классу соединений относится вода? (оксиды).

Каковы же физические свойства воды? Прочитайте.

Вы назвали физические свойства воды. Но, если я у вас спрошу: видел ли кто-нибудь воду? Этот вопрос может вам показаться нелепым.

Однако то, что мы по привычке называем водой, на самом деле представляет собой раствор многих веществ в воде. В ней растворены тысячи различных соединений элементов Периодической системы.

Беседа

Слайд 9.

Вода благоволила литься!

Она блистала,

Столь чиста,

Что ни напиться,

Ни умыться.

И это было неспроста.

Ей не хватало

Ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало-

Чистой,

Дистиллированной

Воде!

Л.Мартынов.

Какая вода называется дистиллированной?

Чем отличается природная вода от дистиллированной?

Значит, когда мы записывали физические свойства, речь шла о дистиллированной воде, так как описать свойства вещества можно только имея чистый образец.

Беседа

Словесно-наглядный

Объяснение

Слайд 10. Химические свойства воды.

Вода легко вступает в химические реакции и для нее характерны все 4 типа химических реакций, и сегодня мы поговорим о них.

Слайд 11.Реакции разложения.

Посмотрите видеоопыт. Что вы наблюдали? Запишем уравнение реакции.

2h3O 2h3 + O2

Что является условием для протекания данной реакции? Укажем это в уравнении. К какому типу относится данная реакция?

Слайд 12.

Таким образом, вода может разлагаться под действием постоянного электрического тока на водород и кислород. Данная реакция называется электролизом. Запишите определение электролиза.

Кроме того, из курса биологии вам известно, что растения разлагают воду на кислород и водород в процессе фотосинтеза. Эта реакция происходит под действием света и называется фотолизом.

Кислород в данном случае выделяется в свободном виде, а образующийся водород, соединяясь с оксидом углерода (IY), образуют органическое вещество – глюкозу. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза в тетрадь.

Словесно-наглядный

Объяснение

Слайд 13. Реакции соединения. Посмотрите следующий видеоопыт. Какие вещества вступили в реакцию? Какое вещество образовалось? Запишем уравнение реакции.

CaO + h3O = Ca(OH)2

К какому типу относится данная реакция?

Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.

Посмотрим ещё один опыт. Запишем уравнение реакции.

Оксиды неметаллов, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде.

P2O5 + 3h3O = 2h4PO4

SiO2 + h3O

Слайд 14.

Все кислородсодержащие кислоты и основания называют гидроксидами.

Правило: Вода реагирует с оксидами только в том случае, если образуется растворимый гидроксид.

Почему я записала, что оксид кремния и оксид железа (III) не взаимодействуют с водой?

Слайд 15. Посмотрим таблицу растворимости. Кремниевая кислота и гидроксид железа нерастворимы.

Слайд 16. Перейдём к следующему опыту.

Какие вещества вступили в реакцию? Какие вещества образовались? Запишем уравнение реакции.

Ca + 2HOН = Ca(OH)2 + Н2

К какому типу относится данная реакция?

Слайд 17. Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции замещения.

Словесно-наглядный

Слайд 18. Если вы обратите внимание на уже знакомую вам таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде, то заметите, что в некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или как говорят, гидролизуется.

Посмотрим последний видеофрагмент.

Запишем уравнение реакции.

CaC2 + 2HOH = Ca(OH)2↓ + C2h3↑

Слайд 19. Гидролиз может быть обратимым и необратимым. Мы рассмотрели пример необратимого гидролиза.

Подведение итогов

Слайд 20. Подведём итоги урока.

  1. Какие типы химических реакций характерны для воды?

  2. С какими химическими веществами взаимодействует вода?

  3. Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

Домашнее задание

Слайд 21. § 33, упр 1, стр 172

Доклады

«Меры защиты природных вод от загрязнения»

«Состояние природных водоёмов Самарской области»

Урок химии "Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды" 8 класс - Уроки, конспекты - Химия - Методическая копилка - Международное сообщество педагогов "Я

Тема: Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.Цель: Изучить распространение воды в природе, физические и химические свойства, значение воды.Задачи:Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся. Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, инсертная и практическая работы), индивидуальная (работа по тренажерам, беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.Лабораторное оборудование: кристаллизатор с водой, металлический натрий, фенолфталеин, 3 пробирки с водой, индикатор, чашки Петри с СаО, пробирки с СаСО3, кислота, стакан с водой.Ход урока.

I. Организационный момент.II. Мотивационный блок.Учитель:Я бы хотела начать сегодняшний урок с достоверной истории. Однажды в одной из африканских школ, ребятам рассказывали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Как вы можете объяснить этот факт. Может, кто- то назовет эту страну? Выслушиваются все версии.Посмотрите в окно. Что вы там видите? Снег. Что такое снег? Вода в твердом состоянии. Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств.

Запишем тему урока (слайд 1).

Учитель:И так:- Какими удивительными свойствами обладает вода?- Что такое вода?- Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере, какого то иного вещества? (слайд 2)

III. Целепологание.

(на доске план урока)1. Нахождение в природе.2. Физические свойства воды.3. Химические свойства воды.4. Применение воды.Посмотрите на пункты плана и сформулируйте цель урока.

VI. Исполнительский блок.

Сегодня мы впервые с вами попробуем составить опорный конспект (слайд 3). Ученики чертят в тетради.Такой конспект удобно использовать при подготовке к следующему уроку, а также к экзамену. Такие опорные конспекты мы будем составлять при изучении химических элементов в 9 классе. (оформление опорного конспекта).

Для определения нахождения воды в природе предлагается инсерт аналитическая работа (см. приложение1).Ученики:Вода находится во всех земных оболочках и в космосе. Записывают в тетрадь.Учитель: Давайте обозначать удивительные свойства воды знаком (!) (слайд 4)

Физические свойства воды.Учитель:Какие свойства воды можете назвать? (слайд 5)Ученики:Т,Ж,Г. Без цвета, запаха, вкуса.Тк=1000 С,Тз=00СПлотность=1г/см 3Учитель:Все вы слышали о Титанике. Что было причиной этой катастрофы?Ученики: Айсберг.Учитель: Посмотрим глазами химика. Что такое айсберг? Вода в твердом состоянии. Плотность твердого состояния меньше плотности жидкого. Ещё одно удивительное свойство воды (!) (слайд 6). А как вы думаете какое это имеет значение для живых организмов, обитающих в воде? Выслушиваются все ответы учащихся.Учитель: Изучая физические свойства воды, нельзя не сказать о том, что она является универсальным растворителем. В ней растворяются газообразные, жидкие и твердые вещества. (!).Работа с таблицей растворимости.

Химические свойства воды. Прежде, чем рассмотреть химические свойства воды, давайте определим, к какому классу веществ она относится?На столах 3 пробирки с водой, лакмусовая бумага, учащиеся проводят опыт и делают вывод .Вода это оксид. Состав воды был доказан экспериментально с помощью методов анализа используя эвдиометр, и синтеза.Учитель: Рассмотрим химические свойства воды (слайды 7-11)

1. Реакции разложения.

2Н2О =2Н2 +О2

2. Реакции соединения.

CO2 + h3O = h3CO3; но FeO + h3O =СаО + Н2О = Са(ОН)2; но Si2O+ h3O =

Учащиеся проводят опыты с водой и оксидами.

Учитель:С помощью учебника дайте определение, гидроксиды – это…

Кислотный оксидКислота НRН2О + (схема в тетради)

Основание Ме (ОН)nОсновный оксид

3. Реакции замещения.

2Nа + 2Н2О = 2NаОН + h3Учитель: Как вы думаете, все ли металлы одинаково взаимодействуют с водой.

Ме до AlMeOH +h3Me от Be доРb (схема в тетради)Н2О + MeO +h3Ме после Н2реакция не идет

4. Реакции обмена.

СаС2 + Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2

Вывод. Формулируют учащиеся по вопросам:Какие типы химических реакций характерны для воды?С какими химическими веществами может взаимодействовать вода?Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?Вернёмся к поставленному вопросу. Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого то иного вещества? ( Потому, что именно с её участием рождаются новые классы веществ).

V Контрольно-оценочный блок.Проверь себя (слайд 13) (устно).

Самостоятельная работа (см. приложение2).Как вы считаете, мы достигли своей цели? Что нового узнали? Что понравилось?

VI. Домашнее задание. ( слайд 14)П.33, опорный конспект. Применение заполнить дома, используя схему, учебник, дополнительную литературу.

ya-uchitel.ru


Смотрите также