Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Свойства воды". Конспект вода и ее свойства 3 класс окружающий мир


Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Свойства воды"

Тема : «Вода и её свойства».

Цели :познакомить учащихся с физическими свойствами воды. Рассмотреть виды водоёмов. Доказать присутствие воды в живых организмах, её жизненную необходимость для всех объектов живой природы; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся.

Оборудование :физическая карта полушарий, глобус; лоток с лабораторной посудой; полоски цветной бумаги; соль, сахар, гуашь, сода, толченый мел, песок, нефть; спиртовка, держатель, кусочки древесины, дольки мандарина; чистая и грязная вода, бумажный фильтр; I. Введение в тему.

Учитель:

На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: Как зовут? Где живу? Что собой представляю? Для чего всем нужна я? На вопросы ответить Сама капля не сможет. Ждёт она, не дождётся, Когда мы ей поможем.

II. Виды водоёмов.

1. Учитель: Ребята, мы должны помочь растерявшейся Капельке вспомнить её имя, свойства и значение для жизни на Земле.

Для начала отгадайте загадку и таким образом узнаете, как зовут незнакомку.

(Дети отгадывают загадку: вода.)

2. Учитель: Незнакомку на самом деле зовут Капелькой воды, и она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков. Тема сегодняшнего урока: «Вода и её свойства».

Учитель: Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили очень похожие сказки. Сложилась коллективная версия, с которой мы сейчас ознакомимся.

Ученик зачитывает сказку: «Почему воду так назвали?»

Мы придумали так:

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился:

«Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».

3. Учитель: Второй вопрос, интересующий Капельку воды, где она живёт. Как вы думаете, где может жить капелька воды?

Учитель систематизирует ответы детей, демонстрируя различные виды водоёмов.

4. Многоликая вода.

Учитель: Вода может быть очень разной: тихим озером и бурным водопадом; лёгким облаком и тяжёлым айсбергом;

III. Знакомство со свойствами воды.

Учитель: Капелька просит нас помочь ей узнать, что она собой представляет.

Практическая работа.

На каждом столе оборудование для опытов.

Выявляются свойства:

1) бесцветная;

(Сравнить с цветными полосками.)

2) прозрачная;

(Опустить в стакан с водой стеклянную трубку.)

3) не имеет запаха и вкуса;

4) жидкость, принимающая форму сосуда, в котором находится;

(Перелить воду из стакана в колбу.)

5) сжимается при охлаждении;

6) расширяется при нагревании;

(Данные свойства рассматриваются на опытах, описанных в учебнике на с.51.)

7) хороший растворитель;

8) очищается при помощи фильтра.

(Загрязнённую воду попустить через фильтр, сделанный из воронки и специальной бумаги.)

– Какое значение в нашей жизни имеет это свойство?

(Воду можно очищать, а потом только использовать для питья.)

9) бывает в трёх состояниях;

Учитель: Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Рассмотрим модель молекулы воды.

IV Физкультминутка.

Для друзей природы Нет плохой погоды. Если вдруг на улице Тучей небо хмурится, И весёлый дождик Капает на нас, Мы раскроем зонтик, Сделаем кораблик, Его в ручей опустим, Скажем: «В добрый час!»

V Сколько воды на Земле?

1. Учитель: Капелька воды интересуется, много ли её подруг, таких же капелек воды есть на Земле?

– Если быстро вращать глобус, какого цвета он вам покажется? (Голубого.)

– Что обозначают на физических картах голубым цветом? (Водоёмы.)

Так происходит потому, что на глобусе больше голубого цвета, чем коричневого и зелёного, так как на самой Земле больше воды, чем суши.

Так выглядит поверхность Земли из космоса. (Фотография .)

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

2. Где прячется Капелька воды?

Много воды и в теле человека.

VI Значение воды в жизни человека и всего живого.

Учитель: По мнению учёных, жизнь на Земле зародилась именно в воде. И сейчас ни один живой организм без воды не выживет.

1. Учитель: А теперь поможем Капельке узнать, зачем она нужна человеку. Как вы думаете?

2. Вода – место обитания многих видов растений и животных.

VII Закрепление изученного по теме: «Вода».

1. Игра «Найди лишнее».

айсберг ледник озеро

река дождь снег

наст лужа лёд

болото море испарение

конденсация таяние вода

2. Кроссворд «Рыбка», составленный Мишкиной Наталией.

По горизонтали:

3. Крупный грызун, который строит плотины на реке. 6. Серебряные капельки утром на траве. 7. Покрутилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. 8. Из чего в деревнях достают воду? 10. Им славится Лондон. 11. Из чего эскимосы строят свой зимний дом – иглу. 12. Дрейфующая в море ледяная гора. 15 .Кусочек моря с рыбками в помещении. 18. Кто бежит, журчит, спешит по весне? 19. Пушистая вода в небесной вышине. 21. Насекомое, бегающее по воде. 23. Болотный деликатес аистов. 25. Зубастая речная охотница. 27. Бегущая в пропасть горная река. 28. Болотная жительница из русских сказок.

По вертикали:

1. Тигровая, китовая, серая или синяя жительница океана. 2. Его ждут в летнюю жару. 3. Где зимой учат плавать? 4. Чем питается синий кит? 5. Очень «плохая» погода на море. 6. Чудо, совершаемое дождём при ярком солнечном свете. 8. Самец, который носит детей в сумке-инкубаторе в море. 9. Последствие подводного землетрясения. 10. Самый большой океан на Земле. 13. Сказочная красавица из моря. 14. Ледяная морковка на краю крыши. 15. Коралловый остров. 16. Домик моллюска. 17. Драгоценные морские бусинки. 20. Освежающее украшение парков и скверов. 22. В ластах, маске, с аквалангом путешествует по морским глубинам. 24. Летние ледяные шарики. 26. Здесь живут медузы и осьминоги.

3. Слово «вода» в русском языке.

4. «Хитрые» вопросы Капельки.

VIII. Итог урока.

– Перечислите свойства воды.

– Какие виды водоёмов вы знаете?

– Какое значение имеет вода для всего живого?

IX. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.49– 52;

– подобрать пословицы о воде.

infourok.ru

Конспект урока окружающего мира по теме для 3 класса "Вода и ее свойства"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 106

г. Ростов-на-Дону

Тема урока:

«Вода и её свойства»

3 класс

подготовила

Амельченкова Ирина Георгиевна

г. Ростов-на-Дону

2012 г.

Цели:

  • сформировать знания основных физических и химических свойств воды;

  • развивать навыки экспериментального исследования свойств веществ;

  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы;

Оборудование:

учебник «Окружающий мир» О.Поглазова,

рабочая тетрадь,

компьютер,

мультимедийный проектор,

цветная бумага,

3 стакана,

разные сосуды,

пластиковая бутылка,

молоко, краски акварельные

вода

Структура урока:

  1. Организация внимания учащихся.

  2. Рефлексия.

  3. Проверка домашнего задания. Тест.

  4. Изучение нового материала.

  • Целевая установка.

  • Индивидуальная работа на местах по карточкам.

  • Взаимопроверка.

  • Работа по тетради на печатной основе.

  • Проблемная ситуация.

  • Физминутка для глаз.

  • Работа по учебнику.

  • Физминутка.

  1. Практическая работа.

  1. Обобщение и выводы по теме урока.

  2. Рефлексия.

  3. Создание ситуации успеха.

  1. Организация внимания учащихся.

Ребята! Вы любите путешествовать? Я тоже люблю и сегодня приглашаю вас попутешествовать вместе со мной. Готовы?

  1. Рефлексия.

Закройте глаза и представьте, что мы плывем на белоснежном пароходе по морю знаний. Ветер дует нам в лицо. Мы встречаем на пути много островов знакомых и незнакомых и вот причалили к одному из берегов. Сходим по трапу и мы… (открываем глаза) в «Мире веществ». Слайд 3

Помощником в этом путешествии будет компьютер. Он будет сопровождать нас всё время путешествия и давать небольшие подсказки.

  1. Проверка домашнего задания.

Что случилось, что это за звуки? Это наш компьютер приглашает быстрее отправиться в путь. Какое-то задание нам показывает? Слайд 4 (тест)

Без выполнения этого задания мы не сможем узнать, с каким веществом познакомимся сегодня. Перед вами белые листочки. На них напишите номера вопросов, а рядом будете ставить правильный ответ. Итак, начнём.

Тест

1. Что такое ветер?

а) воздух

б) осадки

в) движение воздушных масс

2. С помощью чего узнают температуру воздуха?

о) термометра

а) барометра

г) флюгера

3. Закончи предложение: Ноль градусов – это…

з) отсутствие температуры

д) граница между теплом и холодом

р) самая низкая температура

4. Какие бывают вещества?

а) твердые, жидкие, газообразные

б) только твердые

в) только жидкие

Давайте проверим, все ли из вас ответили правильно (взаимопроверка). Посмотрите на подсказку (Слайд 5 ответы на экране компьютера). Какое слово вы получили? С каким веществом будем знакомиться?

  1. Изучение нового материала.

Целевая установка.

Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным веществом – водой, узнаем, чем важна вода, какими свойствами обладает.

Что вы знаете о воде?

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда всем везде нужна вода.

Хорошо осмыслить и понять эти слова нам поможет сегодняшний урок.

Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек – это вода. Где в природе встречается вода? (Слайд 6 живая – неживая)

Молодцы! А теперь мы подробнее познакомимся с этой схемой.

- Как вы думаете, много ли воды в природе?

-Если мы будем вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, желтой. Что изображено этим цветом? (моря, океаны, реки) Слайд 7

-Мы знаем, что вода занимает ¾ всей поверхности земного шара.

Работа по тетради.

Давайте откроем свои рабочие тетради на с.29 №66 и выясним, откуда, из каких водоемов к нам прилетели капельки воды: гейзер, болото, ледник,

море, водопад, родник, (покажите как стекает вода в водопаде)

озеро.

Проблемная ситуация.

Дело в том, что компьютер назвал не все правильные ответы. Когда вы найдете её, вы должны хлопнуть в ладоши 2 раза.(река) Слайд 8

О водоемах мы поговорили.

- А содержится ли вода в воздухе? Попробуем это выяснить. Слайд 9

Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Следовательно, какой можно сделать вывод?

Оказывается, вода есть не только над землёй, но и под ней. Слайд10

Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане.

- А в живой природе где содержится вода?

Вода входит в состав любого живого организма. Вода содержится во всех частях растений. Слайд11. В арбузе, апельсине, помидоре – сок – это вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах есть вода, хотя не в таком большом количестве. Следовательно, какой надо сделать вывод? Пейте побольше натуральных соков и ваш организм будет пополняться необходимыми витаминами.

Не только растения, но и живые организмы содержат воду.

В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Слайд12

Мы много смотрели на компьютер, пришло время отдохнуть.

Физминутка для глаз. Слайд 13

Давайте вспомним: как капает дождик? (сверху вниз)

Как брызгает фонтан? (снизу вверх)

Где бьет родник? (внизу)

Как вы ловите снежинки? На правую руку, на левую.

Закрыли глаза и представьте, что льется дождь и брызги попадают вам на лицо. Вытрите лицо пушистым полотенцем. Освежились? А теперь продолжим…

Знаете ли вы, сколько воды в теле человека? Давайте рассмотрим рисунок в рабочей тетради на стр.29 №68. Что вы можете сказать? Слайд 14

-Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.

Внимание на экран. Что вы можете сказать о количестве воды в теле ребенка и взрослого: мужчины и женщины?

- В теле мужчины воды больше, чем у женщины; а тело младенца почти полностью состоит из воды.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть её он выпивает, а часть содержится в пище). Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери, ни человек. Сегодня мы не мыслим жизни без воды. А как же проблему воды решали наши предки? Об этом мы узнаем, прочитав информацию на стр.77 учебника (читают 3 ученика). Слайд 15

Работа по учебнику.

У каких водоёмов селились наши предки? Для чего они использовали воду?

Как они её использовали? Сегодня мы не носим воду ведрами, а стоит открыть кран, как вода поступает в наш дом. Как и чем носили воду в старину? Об этом нам поведает учебник на стр.78 Слайд 16

Часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем старинную легенду.

В отвесной скале одной из гор Армении каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который из-за сиюминутной выгоды расширил отверстие. Вода пошла шумнее, сильнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.

Как вы понимаете смысл слов деревня высохла?

Какой можно сделать вывод? Жизнь без воды невозможна! А значит:

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей.

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Очень много мы узнали о воде. Пришла пора нам немного размяться. Каждое утро мы с вами выполняем утренние процедуры и после них чувствуем себя бодрее и свежее. Давайте покажем эти процедуры для всех.

Физминутка. Слайд 17

Льется чистая водица, умываемся

Мы умеем сами мыться. чистим зубы

Порошок зубной берем, моем шею, уши

Крепко щеткой зубы трем. постоим под душем

Моем шею, моем уши, побрызгаемся

После вытремся посуше. вытираемся

Взбодрились? Ребята, а каждый это делает? Молодцы!

  1. Практическая работа.

Чтобы определить свойства воды, мы с вами проведем практическую работу рабочая тетрадь стр. 30 №70 Слайд 18

Опыт №1 Прозрачность воды.

Посмотрите через чистую воду на лист бумаги. Какого он цвета? А если мы нальем в воду молоко, можем ли мы что-то увидеть? А краску? Какой можно сделать вывод?

Вода – прозрачна.

Опыт №2 Вкус и запах.

Попробуйте воду на вкус и понюхайте её. Какой можно сделать вывод?

Вода без вкуса и запаха.

Опыт №3 Текучесть воды.

Посмотрите на меня. Я перелью воду в другую емкость. Обладает ли вода текучестью? Принимает форму сосуда, в котором находится? Какой можно сделать вывод?

Вода обладает текучестью.

Опыт №4 Упругость воды, её сжимаемость.

Попробуйте сдавить бутылку. Какой можно сделать вывод?

Я опускаю бутылку с водой в емкость. Что происходит с бутылкой? Какой можно сделать вывод?

Вода обладает упругостью и почти не сжимается.

-Теперь, ребята, повторим выводы, которые мы сделали в результате практической работы?

  1. Самостоятельная работа.

Выполните задание №71. Обведите правильный ответ.

7. Обобщение и выводы по теме урока.

Вы хорошо потрудились на уроке. В ходе путешествия вы показали хорошие знания. Но мне бы хотелось отметить ребят, которые помогали мне на уроке своими дополнительными сведениями.

Рефлексия.

Все когда-нибудь заканчивается. Вот и наше путешествие подходит к концу. Закройте глаза. Представьте, что мы поднялись по трапу на пароход. Позади уже изученный нами остров, а впереди нас с вами уже встречают родные, машут с пристани руками и шляпами, рады нас видеть, мы очень соскучились по ним. Откройте глаза.

- С каким веществом мы познакомились на сегодняшнем уроке? Что нового вы о ней узнали?

Слайд 19. Вода – это жизнь. Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле.

Как вы думаете, это важно, что говорит нам компьютер?

А теперь самое время записать домашнее задание.

Слайд 20. Домашнее задание: стр. 77-80, т.№67, 69

Используемая литература.

О. Поглазова Окружающий мир 3 класс.- М.: Просвещение 2010.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов «Учитель», 2002.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/529015/

http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-597

doc4web.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Вода, ее свойства" 3 класс

Тема урока: «Вода, ее свойства»

- Данная рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности» 3 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности» 2008 года и авторской программы по окружающему миру жизнедеятельности для 3 класса автора Плешакова А. А. и основам безопасности жизнедеятельности.

- Раздел второй: «Это удивительная природа»(19часов)

- Программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности в 3 классе составит 68 часов.

Цель урока:

Ознакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологической чистой воды для жизни всего живого на Земле.

Оборудование:

1.Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) –

у учителя и каждого ученика.

2. Глобус.

3. Рисунки, картинки для аппликации «Вода в жизни всего живого».

4. Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; штатив – на каждую группу (практические работы можно проводить по группам).

5. Толченый мел; кристаллы медного купороса и марганцовки.

6. Конверт с карточками – «Ключ» к практической работе.

7. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, сюжеты из интернета.

8. «Моя первая энциклопедия», серия книг «Кто это? Что это?»

Ход урока

I.Организационный момент, сообщение темы задачи урока.

-Отгадайте загадку, и вы узнаете, какое вещество будем изучать на уроке.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.(Вода)

(слайды с рисунками воды)

- Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.

II.Проверка домашнего задания

Для проверки домашнего задания можно провести краткий фронтальный опрос по вопросам раздела «Проверь себя» (учебник, с. 48)

Для индивидуальной работы можно предложить задания №16, 17, 18 с. 10 (100 задании по природоведению)

-Перечислите свойства воздуха.

-Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?

-Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

-От чего загрязняется воздух?

-Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

Пока ведется работа с классом, некоторые ученики получают карточки с индивидуальными заданиями и ответы (приложение)

А теперь ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами: (слайды)

1.Что такое воздух?

в) Воздух- смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа;

б) Воздух- вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа;

2. В каком случае основные свойства воздуха указаны, верно?

а) Голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

о) Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный;

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) при нагревании воздух сжимается.

4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

а) углекислый газ;

к) кислород;

т) азот. (ответ: ВОДА)

III. Работа по теме урока

Что такое вода (лекция учителя и подготовившихся учеников)

- Как вы думаете, много ли воды на Земле? (рассказ учителя)

- Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный- голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д. Вода ест и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.

Рассказ ученика: Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Рассказ ученика: Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состава крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Человеку в сутки требуется более 2литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Рассказ учителя: (Слайды «Вода в жизни человека, растений и животных»)

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только «поит», но еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это самая большая удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода! Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

IV. Практическая работа(Дежурные раздают лотки с лабораторной посудой)

Ключ к практической работе можно найти в учебнике (с.51). По ходу выполнения практической работы все данные вносятся в рабочую тетрадь( с.22 №3).

Опыт 1 Какова прозрачность воды? Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно ставить опыт?

В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве это говорит? (ответы учеников) Вывод: Вода прозрачна. (запись в тетрадях)

Опыт 2 Какого цвета вода? На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать что вода синяя? Желтая? Зеленая? Красная? Белая? (ответы учеников) -Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. –Какой вывод сделаем? Вывод: Вода бесцветна. (запись в тетрадях)

Опыт 3 Каков запах воды? Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода. Понюхайте ее и сделайте вывод. (ответы учеников) Вывод: Вода прозрачна. (запись в тетрадях)

Опыт 4 Вода растворитель. Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой столько же глины или измельченного мела. Помешать воду.

-Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (ответы учеников)

- Вода растворила соль (или сахар).

– Мел (или глина) осела на дно стакана. (ответы учеников) Вывод: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются. (запись в тетрадях)

Из истории: С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получит и в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

Опыт делает учитель: готовим 3 стакана: первый –с медный купорос, второй- марганцовка, третьи- напиток в порошке (ответы учеников)

- Вода растворила все кристаллы.

Учитель: Да, вода растворитель. Мы получили - раствор для опрыскивания кустов от вредителей, для дезинфекции ран, напиток.

Опыт 5 -Можно ли очистить мутную воду или воду с примесями песка и глины?

- Приготовьте стакан с мутной воды, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр. Фильтр – это приспособление для чистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам. Вставьте в воронку.

По стеклянной палочке вливаем в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая протекает из воронки. Проверьте его на прозрачность. Не растворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш. Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6 (Опыт делает учитель) - Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

- Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

-Почему? (ответы учеников) - Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается. Как вы это объясните? (ответы учеников). Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Опыт 6 -Что случится с водой, если ее вылить из посуды? (ответы учеников) Она растекается в разные стороны.

- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность? (ответы учеников)Вода стекает в уклон. Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? Какое же свойство воды проявляется? (ответы учеников). Вывод: вода течет(свойство – текучесть) Именно с этими свойствами мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.

Физкультминутка Льется чистая водится

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

-О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки? (ответы учеников) Вода растворитель, текучесть воды.

VI. Работа по теме Бережное отношение к воде(лекция учителя в сопровождении слайдов ). Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможно без воды. Вода- одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья. Схема в слайде:

Состав воды

Водород кислород примеси минеральные соли

Работа в рабочей тетради С.22 №5

- Прочитайте. Как располагаются частицы воды при нагревании. Нарисуйте. Объясните.(Частицы начинают двигаться быстрее промежутки между ними увеличиваются)

-Как располагаются частицы воды при охлаждении. Нарисуйте. Объясните.(Частицы начинают двигаться медленнее промежутки между ними уменьшаются)

VII. Практическое задание «Готовим воду для питья» (можно пригласить учителя химии, биологии, можно провести самому учителю)

- Расскажите, какие требования предъявляются к воде для питья. Обратите внимание, что питьевая вода не должна содержать не только вредные примеси, но и микроорганизмы, поэтому ее необходимо кипятить или специально дезинфицировать. Проведем в два этапа очистку воды, взятой из различных природных источников (или специально загрязненную воду, воду из аквариума и т. д.)

Сначала профильтруйте воду через сетку, дуршлаг, несколько сит с ячейками разного размера, через бумажный или многослойный тканевый фильтр. Это очистит ее от механических примесей, мусора, песка, ила, мелкой пыли.

Затем прокипятите профильтрованную воду (или можно добавить кристаллик марганцовки), чтобы очистить ее от болезнетворных микроорганизмов. Обратите внимание на то, что, отправляясь в лес, в поход всегда следует взять с собой несколько чистых кусочков марли или ткани, а также вместе с бинтом и йодом – марганцовку (перманганат калия). Достаточно всего двух кристаллов этого вещества на ведро воды для гарантированной дезинфекции воды.

VIII. Итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Может ли человек прожить без воды?

-Назовите свойства воды.

IX. Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с.52)

  2. Выполнить задание 1, 2(учебник, с.57)

  3. С.22 №4 (рабочая тетрадь)

Приложение

Карточка 1

Какие свойства имеет воздух? Ответ напишите.

Карточка 2

Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни животных, растении? Ответ напишите.

Карточка 3

Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом, не замерзают? Ответ напишите.

Карточка 4

Почему легче дышать в местах, где много растений? Ответ напишите

Ответы:

Карточка1: Без цвета, запаха, плохо проводит тепло, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

Карточка2: Зимой растения не замерзают под снегом. Температура под снегом выше, чем температура воздуха. Между перьями птицы находится воздух, тепло тела птицы сохраняется.

Карточка3: Зимой растения не замерзают под снегом, потому что воздух, который находится в снегу, плохо проводит тепло, и температура под снегом выше, чем температура воздуха.

Карточка4: Растения- зеленые легкие планеты. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

doc4web.ru

Конспект урока по окружающему миру в 3-м классе по теме: "Вода и её свойства"

Разделы: Начальная школа

Тема : «Вода и её свойства».

Цели :

1. Познакомить учащихся с физическими свойствами воды. Рассмотреть виды водоёмов. Доказать присутствие воды в живых организмах, её жизненную необходимость для всех объектов живой природы. 2. При выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы. 3. Развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся.

Оборудование :

физическая карта полушарий, глобус; лоток с лабораторной посудой; полоски цветной бумаги; соль, сахар, гуашь, сода, толченый мел, песок, нефть; спиртовка, держатель, кусочки древесины, дольки мандарина; чистая и грязная вода, бумажный фильтр; компьютерная презентация к уроку.

I. Введение в тему.

< Приложение 1. >

Учитель:

На огромной планете Земля Жила скромная чистая капля Ей вопросы мешали, друзья: Как зовут? Где живу? Что собой представляю? Для чего всем нужна я? На вопросы ответить Сама капля не сможет. Ждёт она, не дождётся, Когда мы ей поможем.

II. Виды водоёмов.

1. Учитель: Ребята, мы должны помочь растерявшейся Капельке вспомнить её имя, свойства и значение для жизни на Земле.

Для начала отгадайте загадку и таким образом узнаете, как зовут незнакомку.

(Дети отгадывают загадку: вода.)

2. Учитель: Незнакомку на самом деле зовут Капелькой воды, и она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков. Тема сегодняшнего урока: «Вода и её свойства».

Учитель: Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили очень похожие сказки. Сложилась коллективная версия, с которой мы сейчас ознакомимся.

Ученик зачитывает сказку: «Почему воду так назвали?»

Мы придумали так:

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился:

«Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».

3. Учитель: Второй вопрос, интересующий Капельку воды, где она живёт. Как вы думаете, где может жить капелька воды?

(Дети дают разнообразные ответы: в реке, в луже, в море, в стакане с водой.)

Учитель систематизирует ответы детей, демонстрируя различные виды водоёмов.

(Демонстрация слайдов сопровождается показом по карте упоминающихся объектов: озёр, рек, морей, океанов.)

4. Многоликая вода.

Учитель: Вода может быть очень разной:

(На слайдах №17-19 вторая половина появляется по щелчку после того, как дети дают свою версию о противоположном проявлении воды.)

тихим озером и бурным водопадом;

лёгким облаком и тяжёлым айсбергом;

III. Знакомство со свойствами воды.

Учитель: Капелька просит нас помочь ей узнать, что она собой представляет.

Практическая работа.

На каждом столе оборудование для опытов.

(Слайд №20 содержит вопросы, касающиеся свойств воды. После того, как дети в ходе практической работы найдут ответ на вопрос, по первому щелчку мыши вопрос исчезает, по второму щелчку появляется ответ.)

Выявляются свойства:

1) бесцветная;

(Сравнить с цветными полосками.)

2) прозрачная;

(Опустить в стакан с водой стеклянную трубку.)

3) не имеет запаха и вкуса;

4) жидкость, принимающая форму сосуда, в котором находится;

(Перелить воду из стакана в колбу.)

5) сжимается при охлаждении;

6) расширяется при нагревании;

(Данные свойства рассматриваются на опытах, описанных в учебнике на с.51.)

7) хороший растворитель; (гиперссылка на слайд 21)

8) очищается при помощи фильтра.

(Загрязнённую воду попустить через фильтр, сделанный из воронки и специальной бумаги.)

– Какое значение в нашей жизни имеет это свойство?

(Воду можно очищать, а потом только использовать для питья.)

9) бывает в трёх состояниях; (гиперссылка на слайд 22)

Учитель: Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Рассмотрим модель молекулы воды.

IV Физкультминутка.

(Дети рассказывают слова и выполняют движения.)

Для друзей природы Нет плохой погоды. Если вдруг на улице Тучей небо хмурится, И весёлый дождик Капает на нас, Мы раскроем зонтик, Сделаем кораблик, Его в ручей опустим, Скажем: «В добрый час!»

V Сколько воды на Земле?

1. Работа со слайдом 24.

Учитель: Капелька воды интересуется, много ли её подруг, таких же капелек воды есть на Земле?

– Если быстро вращать глобус, какого цвета он вам покажется? (Голубого.)

– Что обозначают на физических картах голубым цветом? (Водоёмы.)

Так происходит потому, что на глобусе больше голубого цвета, чем коричневого и зелёного, так как на самой Земле больше воды, чем суши.

Так выглядит поверхность Земли из космоса. (Фотография на слайде.)

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

2. Где прячется Капелька воды?

(Слайд №25 содержит гиперссылки (картинки) на слайд № 26, на котором даны пояснения к иллюстрациям. На слайде №26 по первому щелчку мыши открываются комментарии к картинке с фруктами, по второму – с деревом, по третьему – с минералом, по четвертому – с коровами. После того, как все комментарии открыты, переход по управляющей кнопке далее.)

Много воды и в теле человека.

VI Значение воды в жизни человека и всего живого.

Учитель: По мнению учёных, жизнь на Земле зародилась именно в воде. И сейчас ни один живой организм без воды не выживет.

1. Учитель: А теперь поможем Капельке узнать, зачем она нужна человеку. Как вы думаете?

(Ответы детей обобщаются при помощи слайдов 28–34.)

Слайд №28 содержит гиперссылки, обозначенные на диаграмме кругами с цифрами. После прочтения 7-го пункта диаграммы по управляющей кнопке перейти вперёд.

2. Вода – место обитания многих видов растений и животных.

VII Закрепление изученного по теме: «Вода».

1. Игра «Найди лишнее».

На слайде три объекта. Дети выбирают, какой из них лишний и объясняют по какому признаку. По щелчку мыши лишняя из трёх картинок исчезает.

айсберг ледник озеро

река дождь снег

наст лужа лёд

болото море испарение

конденсация таяние вода

2. Кроссворд «Рыбка», составленный Мишкиной Наталией.

Задания кроссворда читаются строго по порядку, ответы открываются по щелчку мыши.

По горизонтали:

3. Крупный грызун, который строит плотины на реке. 6. Серебряные капельки утром на траве. 7. Покрутилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. 8. Из чего в деревнях достают воду? 10. Им славится Лондон. 11. Из чего эскимосы строят свой зимний дом – иглу. 12. Дрейфующая в море ледяная гора. 15 .Кусочек моря с рыбками в помещении. 18. Кто бежит, журчит, спешит по весне? 19. Пушистая вода в небесной вышине. 21. Насекомое, бегающее по воде. 23. Болотный деликатес аистов. 25. Зубастая речная охотница. 27. Бегущая в пропасть горная река. 28. Болотная жительница из русских сказок.

По вертикали:

1. Тигровая, китовая, серая или синяя жительница океана. 2. Его ждут в летнюю жару. 3. Где зимой учат плавать? 4. Чем питается синий кит? 5. Очень «плохая» погода на море. 6. Чудо, совершаемое дождём при ярком солнечном свете. 8. Самец, который носит детей в сумке-инкубаторе в море. 9. Последствие подводного землетрясения. 10. Самый большой океан на Земле. 13. Сказочная красавица из моря. 14. Ледяная морковка на краю крыши. 15. Коралловый остров. 16. Домик моллюска. 17. Драгоценные морские бусинки. 20. Освежающее украшение парков и скверов. 22. В ластах, маске, с аквалангом путешествует по морским глубинам. 24. Летние ледяные шарики. 26. Здесь живут медузы и осьминоги.

3. Слово «вода» в русском языке.

4. «Хитрые» вопросы Капельки.

(Каждый последующий вопрос появляется по щелчку.)

VIII. Итог урока.

– Перечислите свойства воды.

– Какие виды водоёмов вы знаете?

– Какое значение имеет вода для всего живого?

IX. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.49– 52;

– подобрать пословицы о воде.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

">