Работа ученицы 5 класса "Анамальные свойства воды" к уроку. 5 класс свойства воды


Урок "Удивительные свойства воды", 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЕРМАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Сценарий урока

Удивительные свойства воды.

По природоведению 5 класс

учебник А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.

Автор разработки:

Казоба Лариса Викторовна,

учитель биологии, 1 категории.

Ермаковское 2013

Цели урока:

  1. Расширить знания о свойствах воды

  2. Развитие исследовательских навыков и умений, умения работать самостоятельно.

  3. Воспитание уважительного отношения между участниками в группе, взаимовыручки, чувства коллективизма.

1 этап урока Введение в проблему

Вступительное слово учителя (с демонстрацией презентации)

- Вода - удивительный минерал. В воде зародилась жизнь на Земле. Вода повсюду. Она вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и в водопроводных трубах. Она и в нас самих: мы на 2 трети состоим из воды. У воды есть удивительные свойства. Давайте их назовём:

1.Вода - вещество без цвета, запаха и вкуса.

2.Вода может находиться в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

3.Вода - прекрасный растворитель.

4.Вода обладает поверхностным натяжением.

5. При замерзании вода вначале сжимается, а затем расширяется.

6. При кипении вода испаряется и переходит в пар.

7. Вода обладает текучестью.

2 этап. Получение группами проблемных заданий.

Сегодня на уроке мы проведём с вами исследования, которые позволят расширить знания о свойствах воды и попробуем опытным путём доказать эти свойства, а также сообщить о том, как человек и природа использует эти свойства.

Возможно, мы сделаем с Вами открытия и тогда мы сможем воскликнуть - _ «Эврика!», что с греческого означает, нашёл! Так прокричал греческий ученый Архимед, когда открыл свой первый гидростатический закон.

Для каждой группы подготовлены материалы и оборудования для исследования. На каждую группу выдаётся карта - инструкция, которую нужно внимательно изучить и выполнить работу аккуратно и последовательно по алгоритму.

Необходимо записать свои наблюдения, сделать выводы, постараться ответить на вопросы и подготовиться представить кратко свои цели исследования и выводы в конце урока. А также сообщить о возможных открытиях, которые вы сделаете в ходе исследования.

Оценивать сегодня урок я буду по тому, как слаженно и дружно вы будете работать.

Интересных и удивительных вам открытий!

3. этап. Самостоятельная частично-поисковая исследовательская работа в группах. Учитель-консультант.

4.этап. Представление результатов исследований группами.

Подведём Итог: Мы расширили свои знания о свойствах воды, узнали, как они используются в природе и человеком. Но всё же вода- это удивительное вещество и оно имеет ещё много тайн, о которых вы узнаете на других уроках!

5.Рефлексия: У нас получились открытия? Давайте произнесём это магическое слово … Эврика! Вам было интересно на уроке?

6.Итоги урока, оценка: Мне очень понравился урок, спасибо! Все ребята постарались, сделали столько открытий. Молодцы!

Сегодня за урок я готова поставить всем оценки отлично!

6.Получение домашнего задания: Задание творческое, составить кроссворд по теме исследования.

 

Задание для групп.

Группа №1.

Вода - лучший в мире растворитель.

           Вода растворяет многие вещества. Благодаря этому качеству вода смогла стать носителем жизни. В человеческом теле она находиться на 80-90%.Кровь содержит 83%, сердце и мозг -80%. В моркови 90%, в огурцах 95%.

Вещества, которые хорошо растворяются в воде, относятся к группе гидрофильные ( от греч. гидро – вода, фильо- люблю).

Вещества, которые плохо или вовсе не растворяются в воде называются гидрофобные ( от греч. гидро – вода, фобос – страх).

Эксперимент

Цель: выяснить, какие вещества относятся к гидрофильной группе, а какие гидрофобной и как человек может использовать эти знания.

Оборудование: 6 стаканов с водой, вещества: сахар, нефть, краситель пищевой, соль, масло растительное, молоко.

Ход исследования:

  1. 1.Поочерёдно в каждый отдельный стакан, поместите вещества, которые вам предложены.

  2. 2.Пронаблюдайте, какие вещества, как себя ведут в воде.

  3. 3.Занесите результаты наблюдений в таблицу и распределите записи по группам.

  4. 4.Проведите анализ и сделайте вывод. Какие вещества растворяются лучше, а какие плохо или совсем не растворяются

  5. 5.Как полученные знания может использовать человек?

Группа гидрофильная

Особенности процесса

Группа гидрофобная

1.

           Сахар

Растворяется хорошо, раствор прозрачный

        -------------

2

3

4

5

6

Вывод:

Ответьте на вопросы устно:

  1. Чем опасен и для кого разлив нефти в море, океане? Как вы думаете каким образом можно ликвидировать эти последствия?

  2. В какой воде горячей или холодной быстрей растворяется сахар? Объясните почему?

  3. Какое открытие вы сделали для себя?

Группа №2

Особенные свойства солёной воды

Вода на земле, в большем своем количестве 96% находиться в Мировом океане. В 1 л. морской воды в среднем содержится 35 г соли. В Красном море, например 41 г. на 1 литр, в Чёрном 22 г., в Азовском море- 10 г. на литр.

Цель: Определить свойства пресной и соленой воды

Оборудование: 4 стакана с водой, соль, яйцо варёное, сырое, деревянный предмет, металлический.

Ход исследования:1. Налейте воду в стаканы из образцов с разным содержанием соли и один стакан пресной воды2. Опустите поочерёдно в каждый раствор яйцо № 1(сырое), затем №2 (варёное) после семена, деревянный предмет, металлический3.Пронаблюдайте, что происходит4.Результаты занесите в таблицу5. Сделайте вывод, о том, как человек может использовать эти знания.

Вывод:            Ответьте на вопросы устно:
  1. Где человек использует соленую воду? Чем она может быть полезной и вредной?

  2. Есть ли у нас поблизости соленые водоёмы? Назовите?

  3. Сделали ли вы какое - то открытие для себя?

Группа №3

Вода обладает свойством поверхностного натяжения.

Молекулы воды между собой сцеплены и поэтому поверхность воды всегда затянута тончайшей плёнкой из молекул воды. По этой плёнке, как по паркету бегают разные насекомые – водомерки и др.Могучие силы сцепления между молекулами поднимают воду вверх по тонким трубкам. Так из глубины почвы питаются растения солями и влагой.

Эксперимент

Цель: Доказать, что вода обладает свойством поверхностного натяжения.

Оборудование: Стакан с водой, стопка монет. Три закупоренные бутылочки с водой с вставленными в них разными по ширине трубочками.

Ход работы:

Опыт 1

1.Взять стакан, с водой наполненный до самого края водой, опустить в него аккуратно стопку монет.2. Зафиксировать результат: что получилось.3.Взять вновь стакан, наполненный до самого края водой и аккуратно по одной монетке опускать их воду в центр стакана.4. Зафиксировать результат: что вы увидели.

Опыт 2

1. Сравнить уровень воды в разных по размеру трубочках, находящихся в одинаковых бутылочках.2. Сделать поданному наблюдению вывод

Вывод: Опыт №1:Опыт№2     

Вопросы для устного ответа: 1.Каким растениям легче добывать влагу из почвы: с толстым стеблем или с тонким?2.Как человек, может использовать в жизни знания, которые вы сейчас получили в ходе эксперимента.3. Какое открытие вы сделали для себя?Группа №

Группа №3. Три агрегатных состояния воды

Вода на Земле находится в трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Из жидкого состояния в газообразное (пар), вода переходит при кипении воды, при t +100 градусов. В твёрдое состояние жидкая вода переходит при t - 0 градусов. При замерзании вода расширяется.

Эксперимент

Цель: Выяснить, как человек использует в жизни знания о переходе воды в разные агрегатные состояния. Оборудование: соль, стакан с водой горелка, вода, замороженные овощи картофель лук, капуста

Ход работы:

Опыт 1

  1. Возьмите чашечку с водой растворите в ней соль.

  2. Поставить на горелку закрыв, крышечкой и кипятить раствор 5 мин.

  3. Попробовать на вкус капли, которые образовались на крышечке, зафиксировать результат, подумать, как человек может это использовать?

  4. Продолжить кипятить воду ещё с открытой крышкой несколько минут.

  5. Зафиксировать, что осталось на дне чашечки.

  6. Сделать вывод, как человек может это использовать?

Вывод:

Опыт 2

1.Сравнить состояние овощей после заморозки. Что с ними произошло? И почему?2. Сделать вывод, как человек, зная свойство воды переходить в разные агрегатные состояния, использует эти знания?

Вывод:       

Вопрос для устного ответа:

  1. Где человек использует лёд, пар?

  2. Какой процесс в природе осуществляется благодаря переходу воды в разные агрегатные состояния?

  3. Какое открытие вы сделали для себя?

infourok.ru

Работа ученицы 5 класса "Анамальные свойства воды" к уроку.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Научно-практическая конференция МКОУ СОШ п. Мизур.

«Мы познаём мир»

Направление: география

Название работы

Удивительные свойства воды

Автор работы

Дарда Анастасия, 5 класс

Место выполнения работы

МКОУ СОШ п. Мизур

Руководитель работы

Мзокова Зоя Николаевна,

учитель географии

2015-2016

Тип проекта: исследовательский, - информационный.

Способ подготовки проекта: - индивидуальный

Целевая аудитория: школьники, их родители, учителя начальных классов, географии и физики.

Данный материал может быть использован учителями географии при изучении темы «Гидросфера» и учителями физики.

Объект исследования: вода

Цели: знакомство с уникальными свойствами воды;

- пробуждение интереса к изучению окружающей среды и отдельных её компонентов.

- формирование умении и навыков работы с разными источниками информации;

- создание базы для ориентации в мире современных профессии.

Введение

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое».

Антуан де Сент-Экзюпери

Нет ничего более простого, чем вода, и нет ничего более сложного, чем вода. До сих пор нет современной физической теории жидкого состояния воды. Но новые взгляды на некоторые свойства воды заставляют удивляться этому простому и старейшему веществу. Японские создатели компьютеров последнего поколения пытаются использовать кристаллы воды в качестве носителей информации. Все это побудило у нас интерес к изучению этого вещества и созданию данной работы.

Вода – самое распространенное на Земле вещество.

Почти ¾ поверхности земного шара покрыто водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. В недрах земли также находится вода, пропитывающая почву и горные породы.

Но миллионы людей испытывают катастрофическую нехватку питьевой воды.

Первое аномальное свойство воды-

температуры плавления и кипения.

Аномалия: t плавления воды = 0˚С, t кипения воды = 100˚С

Норма: t плавления воды = -90 ˚С, t кипения воды = -70˚С

Второе аномальное свойство воды –

агрегатные состояния воды.

Аномалия: жидкое и твёрдое состояния воды

Норма: газообразное состояние воды

Третье аномальное свойство воды:

высокая теплоёмкость и теплота испарения

При увеличении температуры вещества теплоёмкость обычно возрастает. Вода – исключение. С увеличением температуры от 0˚С до 36,5˚ С падает теплоёмкость, а от 36,5 ˚С до 100˚С возрастает, минимальная теплоёмкость достигается при температуре 36,5 ˚С (это нормальная температура тела человека). При этой температуре организм человека находится в наивыгоднейшем энергетическом состоянии.

За 1 минуту Солнце испаряет 1 млрд. т воды, а пар отдаёт атмосфере Земли огромное количество энергии. Такое же количество энергии за это же время могли бы выработать 40 млн. электростанций. Это та энергия, которая переносит сотни млрд. т воды по воздуху в облаках, орошает дождями всю поверхность Земли, за счёт неё дуют ветры, возникают бури, рождаются штормы, не пересыхают многие реки и озёра.

Экспериментальная часть

Мы проверили данное свойство экспериментально.

Опыт 1. Кусочек ткани смочили спиртом и подожгли. Ткань сгорела.

Опыт 2. Кусочек ткани смочили водой, а затем спиртом и подожгли. Ткань не сгорела. Эти опыты подтверждают, что вода обладает высокой теплоёмкостью и высокой теплотой испарения.

Четвёртое аномальное свойство воды –

расширение при кристаллизации

При замерзании вода превращается в лёд и увеличивается в объёме примерно на 1/10 часть. Вода – единственное вещество, которое при затвердевании расширяется. Если поместить бутылку, доверху налитую водой в морозильную камеру, то через некоторое время на бутылке появятся трещины.

Причина в том, что при кристаллизации воды образуется «ажурная» структура льда, в которой возникают полости и занимаемый веществом объём возрастает.

«Ажурная» структура льда

Пятое аномальное свойство воды- плотность воды

Плотность большинства веществ при повышении температуры уменьшается, но в случае с водой наблюдается аномальное поведение: Плотность льда меньше плотности воды.

Если бы данное свойство было, как у всех веществ, то зимой образующийся лёд тонул бы. Летом же лёд, защищённый толщей воды, не мог бы растаять. Постепенно все реки, озёра превратились бы в гигантские ледяные гроты. Мир был бы сплошной ледяной пустыней, кое-где покрытой слоем талой воды. Благодаря этой аномалии, наши водоёмы в сильные морозы защищены ледяной крышей, полны жизни.

При температуре, равной 4˚С, вода – самая плотная и тяжёлая.

Мы проверили данную аномалию воды экспериментально:

в расплавленный парафин опустили кусочки твёрдого парафина и в воду опустили кусочки льда. Кусочки парафина утонули, кусочки льда остались плавать на поверхности воды.

Шестое аномальное свойство воды –

поверхностное натяжение воды.

Образование водородных связей приводит к такому расположению молекул воды, при котором они соприкасаются друг с другом своими разноименными полюсами, образуя своеобразную плёнку на поверхности воды.

Экспериментальная проверка показала,

что опущенная на поверхность воды стальная игла (железо, входящее в состав стали, тяжелее воды, поэтому игла должна была сразу же утонуть) некоторое время плавает на поверхности воды.

Вода имеет огромное поверхностное натяжение.

Вторым экспериментальным подтверждением поверхностного натяжения воды является следующий опыт. Два стёклышка, соединённые каплей воды, удерживаются друг с другом даже на весу.

Седьмое аномальное свойство воды –

вода – универсальный растворитель.

В природе не существует ни одного вещества, которое не растворялось бы в воде. Конечно, растворимость некоторых веществ настолько мала, что мы не можем её заметить, например, при растворении серебра в воде образуется так называемая «серебряная вода».

Восьмое аномальное свойство воды –

высокая скрытая теплота плавления.

При таянии снега, льда поглощается много энергии, а 1литр воды, превращаясь в лёд, может подогреть на 1˚С 250 тысяч литров воздуха. Вот почему в холодные ночи в теплицы ставят бочки с водой: замерзая, она выделяет тепло и согревает воздух.

Для экспериментального подтверждения данного свойства

мы провели следующий опыт. На поверхность доски налили немного воды. В воду поставили стаканчик со смесью поваренной соли и льда. Содержимое стаканчика некоторое время помешивали. В результате опыта стакан примёрз к доске.

Выводы

В ходе исследования я расширила свои знания о воде, познакомилась с аномальными свойствами воды в природе, научилась бережно относиться к воде и экономить ее.

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды! Ведь беречь и охранять воду – означает беречь жизнь и здоровье!!!

Список литературы

  1. Энциклопедия для детей: Т.3 (География).– Сост. С.Т.Исмаилова.

– М.: Аванта+, 1994. – с.377-391.

  1. Атлас-определитель “От земли до неба” / А.А. Плешаков.

– М.: Просвещение, 2002.

  1. Естествознание. Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. – М.: “Просвещение”, 1995.

  2. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. для учащихся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: Просвещение, 2007.

  3. Жидкие опыты. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml

  4. «Вода и жизнь на Земле» Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.

  5. Интернет-ресурсы

  6. Газета «Менделеевские новости» от 28.08.2009, статья» Вода из родника не всегда мягка»

  7. Брошюра – памятка «Аквафор. Фильтры для воды».

infourok.ru

урок географии 5 класс Гидросфера. свойства воды

Гидросфера. Свойства воды.

Цели и задачи:

- образовательная: выявить основные компоненты гидросферы, рассмотреть свойства, познакомиться с круговоротом воды в природе.

- развивающая: Формировать представление о целостности гидросферы, взаимосвязи ее частей. вырабатывать умения выделять главное, анализировать, сопоставлять.

- воспитательная: Прививать любовь и бережному отношению к природе воспитывать бережное отношение к воде.

Учебно-методическое обеспечение:

мультимедийный проектор, компьютер, экран, слайды в программе Power Point, карты и рисунки учебника; атласы.

Ход урока:

  1. Проверка пройденного материала.

  1. Назовите и покажите на карте материки, части света.

  2. Выполните тест.

1. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил

Б. Евразия, Янцзы

В. Южная Америка, Амазонка

С. Северная Америка, Миссисипи

2. На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил

Б. Евразия, Янцзы

В. Южная Америка, Амазонка

С. Северная Америка, Миссисипи

3. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена?

А. Килиманджаро, Африка

Б. Мак-Кинли, Северная Америка

В. Аконкагуа, Южная Америка

С. Джомолунгма, Евразия

4. На каком материке находится наша страна?

А. Евразия

Б. Северная Америка

В. Антарктида

С. Австралия

5. Составьте пару: материк – характеристика.

1. Самый большой материк.

2. Самый жаркий материк.

3. Самый маленький материк.

4. Самый холодный материк.

а) Антарктида

б) Африка

в) Австралия

г) Евразия

6. Подберите пару:

1. Самые высокие горы земного шара.

2. Самая длинная река планеты.

3. Самое глубокое озеро мира.

4. Самая полноводная река планеты.

а) Нил

б) Амазонка

в) Гималаи

г) Байкал

7. Составьте пару: материк – горные системы.

1. Евразия

2. Северная Америка

3. Южная Америка

а) Анды

б) Кордильеры

в) Гималаи

3. Кто напомнит название географических оболочек Земли, которые мы уже изучали? (литосфера, атмосфера.)

Литосфера – это земная кора, атмосфера – это воздушная оболочка,

II .Ориентировочно-мотивационный блок

«Что в решете не унесешь?»,

«Летом бежит, а зимой стоит».

-С горы, сбегая без труда,Она гремит как громВ морозный день она тверда-Руби хоть топором.Нагрей ее и к небесам она взлетит тогда.Теперь ты мне ответишь сам Зовут ее

III Изучение нового материала.

Познакомьтесь с высказываниями великих людей и пословицами о воде:

«Изведав мучение жажды, я попробовал вырыть колодец, чтобы из него черпали воду и другие»

Э. Сетон – Томпсон

«Цивилизация – это диалог между человеком и водой». Воде нет замены. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты.

выдающейся политический

деятель Индии Индира Ганди

Пословицы и поговорки:

«Вода – мать полей, а без матери не проживешь»

(Китайская пословица)

«Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец»

(Английская пословица)

«Океан не пренебрегает и малыми речками»

(Японская пословица)

Какой вывод вы можете сделать?

Каковы же наши цели на урок? Что бы вы хотели узнать сегодня?

выявить основные компоненты гидросферы,

рассмотреть свойства,

познакомиться с круговоротом воды в природе,

воспитывать бережное отношение к воде.

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего 1/3,

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться Вода?

При огромной площади Мирового океана, занимающей 70,8% всей поверхности Земли (361 млн. км ), объем его вод (1370 млн. км ) составляет лишь 1/800 объема Земли. Масса вод Мирового океана составляет около 96, 5% всей массы гидросферы. Масса же всей гидросферы – это всего лишь 1/4000 доля массы всей Земли.

К доске выйдут 5 человек, которые будут представлять части природы «воздух», «вода», «почва», «растения», «животные» (выдаю таблички с названием части природы)

Вам необходимо выстроиться в одну линию так, чтобы первое место занял тот ученик, который изображает самую важную «часть природы»

Работа в группах с учебником.

1.  Что означает понятием Гидросфера.

2. Узнать из чего состоит гидросфера.

3. Почему Мировой океан называют “Мировым”?

4. Познакомимся с понятием Море.

5. Узнаем, на какие группы делятся все моря.

6. Какое значение вода имеет вода в природе и жизни человека.

Состав гидросферы.

Какой очень мало? Где находится пресная вода? Какой воды на планете больше всего?

Заполните таблицу работа с текстом учебника, атласом

Три состояния воды

IV. Операционально – исполнительский этап

Выдаются карточки «Свойства воды»

Вода о себе говорит так:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

Как вы это понимаете? Запишите это свойство воды в карточку.

Вода может существовать в виде пара, жидкости и твердого вещества

Для того чтобы записать следующее свойство, мы с вами проводим опыт со шприцом, а после проведённого опыта вы это свойство запишите в тетрадь.

Возьмите пустой шприц, закройте отверстия шприца, куда вставляется иголка, пальцем и нажимайте на поршень. Что вы наблюдаете и ощущаете?

Поршень движется, но очень медленно, а потом не движется.

Как вы думаете , почему?

Промежутки между молекулами воздуха сжимаются до определённого предела. Пока все молекулы не соединятся плотно.

Правильно. Пока все молекулы не соединятся плотно друг к другу, поршень будет двигаться. Значит, каким свойством обладает воздух?

Воздух сжимается.

Продолжаем опыт. Набираем в шприц воды, двигаем поршнем и убираем воздух, до тех пор, пока не появится капля воды, закрываем пальцем отверстие и опять двигаем поршень.

Вода сжимается с трудом. Как вы думаете, почему?

Молекулы воды находятся близко друг к другу, и сжать воду не возможно.

Запишите это свойство и дополните свой список.

Вода плохо сжимается.

А чем вода в морях и океанах отличается от воды в реках и озерах?

Многие из вас отдыхали на море, купались в морской воде. Вспомните, что характерно для морской воды? (ответы учащихся)

Во всех морях и океанах вода имеет горько-соленый вкус. Пить такую воду невозможно, поэтому, моряки уходящие на судах в плавание, берут всегда запас пресной воды.

Содержание соли в разных морях и океанах разная, Например на 1 литр воды в Балтийском море содержится 11г соли. А в океанах 35 грамм.

Есть на свете море в котором на 1 литр воды приходится 270 грамм соли это море называется Мертвым. Как вы думаете почему?

Демонстрация: Превращение пресной воды в морскую.

Растворяем в воде соль.

назвать свойство воды и записать себе в карточку

– вода является растворителем

Дополните свой список ещё одним свойством. Обменяйтесь тетрадями, проверяем данное задание.

Физкультминутка (3 мин.)

V. Промежуточное закрепление.

Выписать в тетрадь через запятую слова, которые входят в состав гидросферы

О простом и сложном, об истинном и ложном,

о камне и пушинке, о ракете и травинке.

Моря и пустыни. Земля и Луна.

Свет Солнца и снега лавины…

Природа сложна, но Природа одна.

Законы Природы – едины.

Но камень в воде не плывет как бревно,

И камнем бревно не уходит на дно.

В чем сущность явлений?..

Что? Почему? Зачем? И где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот первый раз огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно под солнцем проросло.

(Зачем растению тепло?)

Дым легкий, а скала тверда.

Что значит «лед», а что «вода»?..

Что все это роднит: облака и гранит,

Человека, и звезды, и птиц?..

Сложен мир.

Сложен мир из мельчайших частиц.

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла Водорода,

Прибавила атом один Кислорода,

И получилась частица Воды.

Море воды, Океаны и Льды…

Стал Кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал Кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения.

Жизнь появилась: дыханье, горенье…

Первые птицы и первые звери.

Первые люди, что жили в пещере…

Прошу мне ответить без всякой заминки:

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажете сразу: ракета сложнее.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

VI. Работа с текстом.

Прочитайте сказку. Приложение 1

О каком явление природы идет речь в сказке. какое значение имеет круговорот воды в природе?

VII. Рефлексия.

Проверь себя

1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

А) жидком состоянии;

Б) твердом состоянии;

В) газообразном состоянии;

Г) во всех перечисленных состояниях.

2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:

А) испарение;

Б) выпадение осадков;

В) таяние снега и льда;

Г) шторм на море.

3.Основной объем воды на Земле заключен:

А) в соленых водах Мирового океана;

Б) в ледниках;

В) в пресных водах.

4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:

А) Мировым океаном;

Б) Мировым круговоротом воды;

В) водным сообществом.

5.В состав гидросферы НЕ входят:

А) реки и озера;

Б) моря и океаны;

В) подземные воды и ледники;

Г) нет правильного ответа.

Работа с карточками Приложение 2

VIII. Подведение итогов. выставление оценок.

домашние задание: составить сказку о капельки

Приложение 2

Приложение 1.

«Приключения капельки»

Случается так, что дети болеют. Одна веселая и любопытная девочка, которой очень хотелось приключений и путешествий, узнала, что ее мечты никогда не исполнятся, потому что она тяжело больна и должна провести жизнь, лежа в кровати.

Девочке очень хотелось посмотреть мир: побывать в горах, поплавать по морям, пролететь по небу с облаками, Но такое чудо мог совершить только настоящий волшебник, а у нее не было знакомых волшебников.

Девочка горько заплакала, и соленые слезинки горошинками покатились по щекам. Все они очень сочувствовали девочке, а одна из них – ее звали Капелька - придумала, как девочке помочь. На горячей детской щечке слезинки быстро высыхали. И наша Капелька тоже высохла, только соленой быть перестала. Соли, входящие вместе с водой в состав слез, остались на коже девочки. Капельку быстро подхватило сквозняком и вынесло в открытую форточку. Потоком теплого воздуха ее поднимало все выше и выше над Землей. Сначала она боялась растерять в пути все свои молекулы Н2О, потом очень боялась испачкаться. Частички грязи, пыли прилипали к Капельке, и никак от них нельзя было избавиться. Вокруг все чаще попадались такие же чумазые путешественницы. Поднимаясь выше над Землей, они росли, и скоро Капелька оказалась в центре холодной темной тучи. Ветер тащил тучу над полями, лесами, реками. Капелька увлеченно рассматривала просторы, проплывавшие под ней, и совсем перестала боятся холода и высоты, а грязи за городом было гораздо меньше. А туча вдруг остановилась перед высокой каменной преградой – горой. Ночью температура упала ниже 0. Капелька задрожала, превратилась в маленькую колючую снежинку и вместе со своими подругами, танцуя, опустилась на горный склон. Там и пролежала она до тех пор, пока не стало пригревать яркое весеннее солнышко. Несколько самых нежных снежинок растаяли и тонким ручейком устремились вниз по склону горы. Нелегок был путь ручейка. Ночью его настиг заморозок, и вся его вода превратилась в лед. Зато когда лед растаял, грязь осела на дно ручья. Маленькая чистая Капелька собиралась спускаться вниз, к подножию горы, весело болтая с подругами, но тут на пути попалась маленькая расщелина, и по ее стенке пришлось стекать вниз. Превратиться в пар на холоде у Капельки не получилось, и она решила попробовать спуститься поглубже. Думаете, легко протиснуться на много метров в глубь горы, через слои почвы, глины, извести? Но вот последняя преграда позади, и Капелька проступила на «стене» подземной пещеры. Страшно было Капельке прыгать в глубокое подземное озеро, долго она раздумывала, все не могла решиться, но не удержалась на камне и полетела вниз. От подземного озера брала начало горная река. Как обрадовалась Капелька, вновь увидев Солнце! Как засверкала она в его лучах! Как весело ей было прыгать по камням и дразнить животных, пришедших напиться воды из горной реки! Однажды прыгнула Капелька на очень высокую скалу и не смогла спуститься обратно. Пригрело Солнышко, скала высохла, а Капелька снова превратилась в пар. Вместе с другими мельчайшими каплями воды она вновь поднялась высоко в небо. С Белым облаком путешествовала она до тех пор, пока не добралась до прекрасного сада, в котором Капелька решила остаться и как следует поработать.

Теплый летний дождь напоил Землю. Капелька, попав в почву, не растерялась и быстро растворила несколько важных минеральных солей. Такой ее и всосал в себя корень растения. Долго путешествовала Капелька по яблони, много важной и полезной работы она сделала: помогала создавать органические вещества, переносила их внутри яблони. Ее последнее задание – войти в состав клеточного сока плода растения. Только Капелька хорошенько устроилась и приготовилась к долгому отдыху, как яблоко сорвали. Красивое румяное яблоко купили, чтобы порадовать больную девочку. Но девочка не стала яблоком любоваться, а быстренько его съела. И Капелька вновь попала в водоворот. Через стенки толстого кишечника она проникла в кровеносный сосуд и стала частичкой крови. Кровь очистилась в печени и почках, обогатилась кислородом в легких и по сонным артериям потекла к головному мозгу. Там Капелька и решила задержаться, ведь если человеческий мозг на 95% состоит из воды, то ей там самое место! Ночью, когда девочка уснула, ей приснился удивительный сон. Ей казалось, что она летит высоко над Землей, рядом с облаками, а внизу проплывают поля, леса, реки. Девочка проснулась счастливой – ей казалось, что она на самом деле путешествовала.

Как же у Капельки получилось такое чудо? Ученые установили, что вода – это универсальный носитель информации, как компакт-диск, например. И вода способна запоминать, что с ней происходит. Замечали, что вода во время купания смывает с вас не только грязь, но и усталость, страхи, злость? Забирает себе плохую, мешающую вам информацию? Очень полезна талая, природная вода. Она обладает многими полезными свойствами, а при кипячении эти свойства утрачиваются. Не зря в старину красавицы умывались талой водой или росой.

Только вода встречается на нашей планете сразу в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода – одно из самых волшебных веществ на Земле. Без воды невозможна жизнь.

www.metod-kopilka.ru

Конспект бинарного урока по природоведению в 5 классе "Вода. Свойства воды"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №2 городского округа Электросталь Московской области»

План-конспект

открытого урока по природоведению

в 5 классе

по теме:

«Вода. Свойства воды»

Подготовили: Толстопятов А.С.

Логинова И.Н.

Электросталь

2015

Урок по природоведению в 5 классе по теме: «Вода. Свойства воды». Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды.

  • обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся повосприятию, осмыслению и запоминанию знаний о воде и её свойствах;

  • коррекционно-развивающие: содействовать развитию уменийанализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развиватьпознавательный интерес;

-воспитательные: прививать любовь к окружающему миру, воспитывать доброжелательное отношение учащихся к природе и друг к другу.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация; картинки из сказок;

  • Лоток с лабораторной посудой;

  • Туалетная вода, полоски цветной бумаги;

  • Соль, сахар, толчёный мел; молоко;

  • Индивидуальные карточки для работы;

Ход урока I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок-Начинается урок.

Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем –

Ни минуты не теряем.

-Ребята, а определить тему нашего урока вам поможет стихотворение -загадка, послушайте и скажите о чем оно:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего не может мама

Даже дочку искупать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Должен дождик литься с неба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб обед сварить смогли,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без (воды)

- Что вы знаете о воде? (ответы детей)

-Да, ребята, воды на нашей планете очень много. Она есть повсюду. Давайте посмотрим презентацию о воде. Вот какое значение имеет вода в природе!

2. Новая тема

- Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию, где выузнаете о необыкновенных свойствах воды.

-Ребята, а что делают в лаборатории? (ответы учеников). Правильно, проводят опыты. Вот и я вас приглашаю провести физические опыты с водой. А поможет нам в этом учитель физики Андрей Сергеевич.

(у вас на столах индивидуальные карточки с таблицей, в которой перечислены важнейшие физические свойства воды. После каждого опыта вы будете вместе с учителем заполнять их)

Лабораторные опыты:

Опыт№1

- Возьмем блюдце и нальем на него немного воды. Теперь наклоним блюдце и увидим, что вода стекает с него. Значит вода - текучая (найдите и отметьте это свойство воды в карточке).

Опыт №2

-Нам потребуется посуда разной формы (стакан, блюдце, пробирка). А теперь нальем в разную посуду воды, что мы видим? Вода приняла форму посуды, в которую ее налили. Значит вода — жидкость, она не имеет своей формы, а принимает форму той посуды, в которую ее налили (отметьте эти свойства- жидкая, не имеет формы)

Опыт№3

-Давайте понюхаем туалетную воду. У неё есть запах, а теперь понюхаем чистую воду. Чем она пахнет? (ответы детей). Правильно, вода не пахнет. Значит - чистая вода не имеет запаха (отметили у себя в карточке)

Опыт №4

-Нам потребуется два стакана. В один стакан мы нальем молока, а в другой чистой воды. Опустим в стаканы чайные ложечки. Что мы видим? (ответы детей). В стакане с водой ложечка видна, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачна (отметили в карточке)

Опыт №5

-Ребята, а какая на вкус вода: соленая, сладкая, кислая? (ответы детей). Правильно, у чистой воды трудно определить вкус, она не имеет вкуса. Значит чистая вода - безвкусная (отметили в карточке)

Опыт№6

-Возьмем три стакана с чистой водой. В первый положим сахар, во второй соль, а в третий кусочек мела. Перемешаем. Что вы видите? (ответы детей). Правильно. В первом и втором стакане соли и сахара не видно, они растворились и вода осталась прозрачной. В третьем стакане мел не растворился, вода стала мутная. Значит - вода является растворителем некоторых веществ (отметили в карточке)

Опыт №7

-Возьмем цветные полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложим и сравним цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя, красная, зеленая? Значит вода не имеет цвета (бесцветная -нашли в карточке и отметили)

Физминутка (Пальчиковая гимнастика)

Дождик, дождик поливай! Будет хлеба каравай Будут булки Будут сушки Будут пряники Ватрущки!

Ребята, давайте вспомним, и ещё раз прочитаем, с какими свойствами воды

мы познакомились.

Дети читают свойства воды по карточке.

Карточка

Э - текучая

Д - имеет запах

Т - безвкусная

Р - синего цвета

О - жидкость

Я - имеет вкус

Ж - не имеет запаха

И - бесцветная

К - мутная

3 - прозрачная

М – твёрдая

Н — растворяет некоторые вещества Ц - не растворяет вещества

Ь - не имеет формы

А обведенные буквы впишите в клетки. Какое слово у вас получилось? «Вода - это жизнь» Почему, как вы думаете?

3. Путешествие продолжается

-Посмотрите на картинку. Вы узнали сказку? Как называется эта сказка? Давайте начнём её рассказывать.

-Жили-были лиса, да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.

-Из какого материала была построена избушка лисы? (изо льда)

-А что такое лёд? (замёрзшая вода)

-Избушка была ледяная. Лед твердый. Но после зимы приходит весна. Ярко

начинает светить солнце. И что происходит с избушкой? (лёд тает и

превращается в воду)

  • Правильно! Солнце нагревает лёд и он тает, превращаясь в воду. А что жепроисходит с водой после нагревания? (испаряется, превращается в пар)

  • Сделаем общий вывод: В каких трёх состояниях бывает вода? (Водабывает в трех состояниях - твердом, жидком, газообразном.)

4. Решение проблемной задачи (работа в парах)

-Путешествуем дальше.

-Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить.

Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, но с одним условием: воду надо принесли без посуды!»

Согласились ребята, но как им решить эту проблему?

Что надо сделать, чтобы проблема была решена?

(Класс делится на пары, каждой из которых предлагается найти путь решения задачи)

Вывод: Воду можно заморозить в посуде и принести Горынычу уже в твердом состоянии без посуды.

5. Закрепление.

Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается с эти удивительным веществом. Давайте вспомним эти свойства и назовем их отвечая на вопросы: (раздать вопросы по парам)

1 .Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё?

2.Почему сахар растворяется в чае?

3. Почему видны водоросли и рыбки в аквариуме?

4.Если вода имеет вкус, о чём это говорит?

6. Игра «Вода - не вода»

Я называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду или имеет косвенное отношение к воде — похлопать в ладоши, если называется предмет не имеющее никакой связи с водой - потопайте ногами: Например: кораблик -хлопаем, камень - топаем.

Солнце, туча, лужа, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, машина, парта, медуза, ветер, водоросли, звезды, пар, корень.

7. Беседа об охране воды.

Вода имеет огромное значение на планете. 22 марта отмечается Всемирный день Воды. Казалось бы, воды на Земле сколько угодно - океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? - Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?» ( За сутки вытекает 24 стакана воды. За 10 дней вытечет 240 стаканов воды.)

Вывод: Воду нужно беречь. Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?

8.Итог урока. Выставление оценок.

9.Рефлексия.

Возьмите капельку воды.

Нарисуйте смайлик своего настроения на сегодняшнем уроке, понравилось

вам путешествие?

Поднимите и покажите капельки.

infourok.ru


Смотрите также