Вдовенко Светлана Петровна. Вода вывод


ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, РАССКАЗЫВАЮЩИХ О СВОЙСТВАХ ВОДЫ

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Вода — это жидкость

Если вода не встречает никаких препятствий, она заполнит все пространство. Мы взяли ёмкости разного размера, налили воду на дно сначала самой маленькой, потом большей. Положили на пути потока препятствия и наблюдали, как вода их преодолевает.

Вывод: вода может перетекать, заполняя любое пространство.

«Круглая» вода, «квадратная» вода

Мы переливали воду в ёмкости разной формы

Вывод: жидкость не имеет своей собственной формы.

Вода- «невидимка»

Налили в один прозрачный стакан воду, а в другой стакан — молоко. Опустили в оба стакана по бусинке. В стакане с водой ее можно было легко увидеть.

Вывод: вода прозрачная.

«Вкусная влага»

Налили в несколько стаканчиков воду, молоко, сок. чай . Дети попробовали разные жидкости, описывая свои ощущения: чай — сладкий, сок—кислый…

- А какой вкус у воды? – спросил их инопланетянин.

Вывод: у воды нет вкуса.

И все же это не так. Безвкусная вода таит в себе тысячи вкусов и оттенков, а для измученного жаждой человека она слаще божественного нектара!

Чем пахнет вода?

Следующий эксперимент помог ребятам убедиться, что и запаха у воды тоже нет. ( подобный опыт мы проводили с нашими «лаборантами», когда знакомились с помощниками человека- органами чувств). Ребята закрыли глаза и попробовали найти, в каком же из стаканов налита вода.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Превращения воды.

Вместе с ребятами мы отметили, что вода прозрачная и бесцветная. Затем в стаканчиках с водой дети растворили краски и отметили, что вода окрасилась.

Вывод: вода — жидкость, а значит, в ней можно что-нибудь растворить.

Всё ли растворит вода?

А всё ли растворяется в воде? В стаканчиках воды ребята пробовали растворять различные предметы ( соль, сахар, рис, бисер).

Вывод: вода не может растворить всё.

Тонет- не тонет

При проведении следующего эксперимента в большую миску воды ребята опустили пластилин. Он утонул, так как пластилин — не плавучий материал.

-Заставим пластилин плавать,- предложила я ребятам. - Для этого слепим из пластилина лодочку и снова опустим его в воду. Лодочка отлично держится на воде! Это потому, что, чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх.

Вывод: плавучесть предмета часто зависит от его формы.

Рукотворный дождик

Воду можно налить из крана, зачерпнуть из реки. Под лучами солнца вода из озер, рек, морей, растений и даже из человеческого тела испаряется. Огромное количество частичек водяного пара поднимается в атмосферу и, охлаждаясь, превращается (конденсируется) в маленькие капли воды. Капли собираются вместе и образуют облака.

Постепенно капли становятся все более крупными и тяжелыми. Воздух не может их удержать, поэтому они падают на землю в виде дождя. Тёплый летний дождик поит землю, и всё растет и зеленеет. А откуда же берется дождь? Ведь мы волшебники! Мы Устроили свой собственный дождик. Для этого налили горячей воды в небольшую ёмкость, накрыли ёмкость стеклянной крышкой. Подержали крышку закрытой и обнаружили, как на крышке образовались капли воды. Это потому что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

Опыт «Тяжелее- легче».

Для этого опыта нам потребовались соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, стеклянная банка.

Банку на 2/3 наполнили водой, вылили в воду растительное масло. Масло осталось плавать на поверхности. Добавили пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпали 1 чайную ложку соли.

Объяснение.Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда мы добавляем соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

Опыт Рене Декарта или «пипетка-водолаз»

Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту.

Нам понадобились пластиковая бутылка с пробкой, пипетка и вода. Наполнли бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Взяли пипетку, набрали в неё немного воды и опустили в горлышко бутылки. Она своим верхним резиновым концом была на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом старались добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама медленно всплывала. Затем закрыли пробку и сдавили бока бутылки. Пипетка утонула на дно бутылки.

Ослабили давление на бутылку, и пипетка снова всплыла

Объяснение.Дело в том, что мы немного сжали воздух в горлышке бутылки, и это давление передалось воде. Вода проникла в пипетку — она стала тяжелее (так как вода тяжелее воздуха) и утонула. При прекращении давления сжатый воздух внутри пипетки удалил лишнюю воду, наш «водолаз» стал легче и всплыл.

Опыт «Нырнём в море»

Мы все знаем, что в морской воде держаться на поверхности проще, чем в пресной. Мы с юными исследователями попробовали создать микро-море и разобраться, в чём тут секрет.

Приготовили насыщенный раствор поваренной соли: растворяли соль в стакане до тех пор, пока она не прекратила растворяться. Постарались утопить яйцо в стакане с простой водой. Оно утонуло. А затем мы постепенно стали подливать в воду насыщенный раствор поваренной соли и слегка перемешивать. Яйцо сначала поднялось до середины стакана, а потом и вовсе всплыло. Чем не Мёртвое море , в котором в прошлом году пытался плавать мой брат!

Объяснение.На занятиях кружка «Физика- это мир» я познакомилась с законом Архимеда: «на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, пропорциональная весу вытесненной им воды». Объем вытесненной шариком воды в обоих случаях одинаков, но плотность морской воды выше, значит выталкивающая сила больше. Поэтому шарик и всплывает.

Опыт «Превращаем жидкость в шар»

Для этого опыта мы смешали муравьиный спирт с водой в соотношении примерно 1:1. Налили эту смесь в стеклянный сосуд и ввели в неё шприцем растительное масло. Масло в результате расположилось в середине сосуда, образуя красивый прозрачный жёлтый шар. Казалось, будто он находится в невесомости.

Объяснение.Дело в том, что естественная форма всякой жидкости — шар. Обычно сила тяжести мешает жидкости принимать эту форму, и жидкость либо растекается тонким слоем, если разлита без сосуда, либо же принимает форму сосуда, если налита в него. Находясь внутри другой жидкости такого же удельного веса, жидкость по закону Архимеда «теряет» свой вес: она словно ничего не весит, тяжесть на нее не действует — и тогда жидкость принимает свою естественную, шарообразную форму.

Опыт «Вода сбегает из стакана».

Мы вновь взяли два стакана. Один из них наполнили водой и поставили повыше. Другой стакан, пустой, ниже. Опустили в стакан с водой конец полоски чистой материи, а её второй конец — в нижний стакан и оставили конструкцию в покое, на время проведения последующих опытов. Через некоторое время часть воды «сбежала» в пустой стакан.

Объяснение.Как это происходит? Вода, воспользовавшись узенькими промежутками между волокнами, начинает подниматься, впитываться в материю, а потом под действием силы тяжести стекает в нижний стакан. Так полоску материи можно использовать в качестве насоса, например, для автополива домашних растений.

 

Опыт «Вода течёт вверх».

Для опыта нам понадобились бумажные салфетки, фломастеры, стаканы с водой.

Проведение опыта: на полосках из бумажной салфетки мы поставили точки маркерами. Полоски опустили в стаканчики с водой (уровень воды 2см).

Бумажные полоски, опущенные в воду, постепенно начали намокать, и вместе с водой по ней вверх стали подниматься цветные полосы, получившиеся от маркерных точек.

Объяснение : мы отлично знаем, что вода стекает вниз, но благодаря высокому поверхностному натяжению вода проявляет капиллярные свойства, что дает ей способность подниматься вверх вопреки земному притяжению.

 

Читайте также:

lektsia.com

"Вода, вода, кругом вода." - Мои статьи - Каталог статей

Мастер класс

 интегрированного занятия

в старшей группе

Тема:

"ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА"

 

 Воспитатель МДОУ детский сад №2 «Улыбка»

Вдовенко Светлана Петровна

 

 2009 год

 Группа:  старшая

 

Раздел:   ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

 

Тема: «Вода, вода, кругом вода».

 

Тип занятия:  комплексное.

Вид занятия:   интегрированное.

Цель:

-        Познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что такой привычный объект таит в себе много пока неизвестного де­тям.

-        Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

-         Воспитывать чувство коллективизма, аккуратность, умение договари­ваться, а также отстаивать своё мнение

  Словарная работа:  активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

             Метод:   продуктивный.

             Форма работы: групповая

             Материал к занятию:

               Для воспитателя: сосуды разной формы,

                                стакан с водой и с молоком,

                                ложки,

                                водный термометр,

                                костюм волшебника

 Для детей:  подносы,

                      стаканы с водой и песком,

                      салфетки,

                      клеёнка.

 Ход занятия

(дети стоят полукругом на ковре)

-Здравствуйте, ребята, я волшебник-исследователь умею находить необычное, интересное в обычных объектах.

Для того чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь - отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и с рук

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтобы росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтобы варились кисели

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без... (воды)

- Верно, сегодня поговорим о воде.

Мы встречаемся с водой каждый день. Вода нужна людям, животным, растениям. Без воды не было бы жизни на земле.

Даже, мы с вами, больше чем на половину состоим из воды.

На нашей планете воды очень много: огромные океаны и моря, большие озёра, широкие реки, узенькие ручейки...

(воспитатель предлагает детям посмотреть видеосюжет о воде)

-Вода на нашей планете появилась очень давно. И мы не можем представить нашу жизнь без обыкновенной воды.

Но такая уж она обыкновенная?

Сегодня мы с вами познакомимся с необыкновенными свойствами обычной воды.

Давайте представим, что вы исследователи - это люди, которые узнают что-то новое, интересное и познакомимся со свойствами воды, будем рассуждать, играть.

- Много интересного можно узнать про воду, но для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Чтобы всё выяснить, мы пройдём в лабораторию.

 Запомните правила поведения в лаборатории:

 

-Не шумите - этим вы мешаете другим.

 -Аккуратно обращайтесь с посудой.

 -Слушайте, внимательно следите за результатами опыта.

-Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

(дети садятся за столы, обратить внимание на осанку)

Опыт 1.

Для этого опыта потребуются сосуды разной формы.

(выслушать мнение детей, что они им напоминают, можно сосчитать.)

Затем воспитатель по очереди заполняет их водой.

-Какую форму приняла вода?

-Изменилась ли она?

(выслушать мнение детей и помочь им сделать вывод)

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Опыт 2.

(у каждого ребёнка на столе подносы, стаканы с водой и с песком)

Осторожно опрокинем на поднос стакан с водой.

-Что делает вода? (ответы детей)

-Правильно, она растекается.

Опрокинем стакан с песком на другой поднос.

-Что произошло? (ответы детей)

-Песок ложится горкой и он сыпется. А вода какая?

 (ответы детей)

-Вода у нас жидкая, а песок сыпучий.

Вывод: вода это жидкость.

                                       Физминутка.

Приплыли тучки дождевые.

 Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей!

(руки через стороны вверх, потянуться, хлопки над головой, смотреть на руки)

Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей!

(притопы на месте, следить за осанкой)

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт!

(наклоны вперёд, руки на поясе)

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт!

 (медленно присесть, показать пальцами рук как капает дождь)

 Опыт 3.

-Ребята, а какого цвета вода? Есть цвет у воды? (ответы детей)

-Давайте убедимся, что вода бесцветная. Вот у нас два одинаковых стакана.

 В одном стакане вода, в другом молоко.

(кто-то из детей выходит и опускает в стаканы ложки)

-Что мы видим? (ответы детей)

-В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет.            (вместе с детьми делаем вывод)

Вывод: вода прозрачная, бесцветная.

-Продолжаем наше исследование.

 Опыт 4.

(дети стоят полукругом около воспитателя, на демонстрационном столе три стакана с водой, водный термометр)

Воспитатель предлагает детям потрогать стаканы с водой.

 -Одинаковая ли она?

 -Чем отличается? (выслушать ответы детей)

-Вода может быть холодной, тёплой, горячей. Измерить её можно при помощи особого термометра - водного.

(дети рассматривают водный термометр)

-Давайте его опустим в каждый стакан и измерим температуру воды.

Для этого нужно дождаться, пока столбик жидкости остановится. Опускаем термометр. Что мы видим?

(ответы детей, воспитатель помогает сформулировать вывод) 

Вывод: у воды есть температура,

(воспитатель рассказывает стихотворение, а дети повторяют его движения)

Прозрачная, чистая,

Струйкою льётся,

Плещется в море,

Мерцает в колодце.

 Зверей и людей,

И растенья напоит.

И дождиком чистым

Всю землю умоет.

 В реке, в океане

Прохладой ласкает,  

Под душем и в ванне

Теплом согревает.

Нужна она всем на земле и всегда

Прозрачная, чистая это вода.

-Итак, ребята, мы сегодня с вами проводили исследования воды.

Вода - одно из самых удивительных веществ.

Она обладает многими свойствами.

Какими?

(дети перечисляют свойства воды, с которыми они познакомились, воспитатель ещё раз повторяет свойства воды)

-Мы узнали много нового и интересного о воде, но это ещё не все необыкно­венные свойства обычной воды.

Будем продолжать наши исследования.

(воспитатель хвалит детей за то что они дружно и с интересом работали, были активны)

 А теперь мы отдохнём на прогулку все пойдём.

 

lana11.ucoz.ru

Для чего нужна вода?

Вода является практически самым важным, нужным и используемым веществом на планете. Посмотрев на улицу или во двор, вы увидите живые растения, людей животных, все они практически полностью состоят из воды, гляньте на дома, высотки, заборы, автомобили, все это было произведено также с участием воды. Без воды в наше технологическое время обойтись нереально. Зачем нужна вода человеку? - спросите вы. Человек же, состоит практически на 72 % из воды. Мало того, вода есть даже в костях и эмали зубов!

Вода является универсальным растворителем, вода, по сути, аномальное вещество – при замерзании она расширяется, а при нагревании сужается. Это не происходит ни с одним другим веществом, что еще раз доказывает такую важную роль воды в жизни и жизнедеятельности человека. Первым делом, поговорим о самой воде, из чего она состоит и какая она бывает, ту которую мы привыкли видеть у себя дома, или ту, которая стремительно несется с горного склона вниз, или, может быть, спокойно несется течением, где то в Атлантике.

Вода и ее типы

Вода, это соединение двух веществ – водорода и кислорода, как бы уже можно заметить какую-то черту или грань – водород, самый распространенный элемент в космосе, а кислород – на Земле, они дополнили друг друга, раскрыли такие сильные свойства. Теперь о самой воде – вода бывает пресная и соленая. То есть, пресная вода - та, которая находиться в реках, пресных озерах и водохранилищах. Соленая вода – это вода морей и океанов. Так вот, пресной воды, во всем мире, всего около одного процента! Относительно всех мировых водных ресурсов. К питью и применению, пригодна лишь пресная вода. Вот на самом деле, зачем беречь воду.

Пресная вода, по содержанию в ней примесей и солей магния и кальция разделяется на степени жесткости. Чем жестче вода, тем она менее пригодна в употребление. Рассмотрим степени:

  • Очень мягкая
  • Мягкая
  • Средней жесткости
  • Жесткая
  • Очень жесткая

В нашей стране, обычно, наиболее распространена вода средней жесткости. Рассмотрим также и проблемы в быту, связанные с жесткой водой:

  • При мойке посуды, стирке, жесткая вода менее эффективна, поскольку идет перерасход моющих средств
  • Если умываться жесткой водой, можно вызвать раздражение кожи, а при умывании с мылом – перхоть и ощущение «жесткости» волос
  • При взаимодействии с мылом, жесткая вода образует мыльные шлаки, которые после себя оставляют разводы на поверхностях, которые были обработаны
  • Также хорошо известная всем накипь на стенках чайника, это тоже результат воздействия жесткой воды. Ну и большинство поломок водонагревательной техники связывают именно с накипью.

Чтобы смягчить воду, желательно ставить специальные фильтры, чтобы, во-первых, сэкономить воду, а во-вторых, сберечь свое здоровье и домашнюю технику – чайники, стиральные машины, бойлеры.

Промышленность

Перейдем к следующему разделу – для чего используют воду в промышленности. Так вот, практически ни один технологический процесс не обходиться без прямого или непрямого участия воды. Это и охлаждение агрегатов в металлургии, машиностроении, теплоэнергетике и химической промышленности, и участие в прямом производстве хлеба или сахара. Так вот, на изготовление 1 тонны стали, идет 35 м3 воды, 1 тонны нефти 6м3воды, тонны синтетического волокна – целых 1000 м3 воды.

Человек

Теперь рассмотрим, для чего человеку вода, и какую роль она исполняет в организме.

  • Вода, как естественный растворитель, участвует в водно-солевом обмене веществ в организме, то есть, она вместе с кровью циркулирует по организму, доставляя питательные вещества в клетки тела, а также помогает полезным веществам и микроэлементам правильно усваиваться.
  • Вода выступает средством очистки в организме. Она способствует выделению шлаков или отходов, в виде мочи и пота, то есть выполняет детоксикационную функцию.
  • Вода предотвращает мочекаменную болезнь. Как известно, камни в почках, это соли, которые по некоторым причинам не растворились и осели. А вода, при большем ее количестве, помогает растворять больше солей. Вот почему, людям, страдающим от мочекаменной болезни, рекомендуется употреблять больше воды.
  • Вода предотвращает перегрев организма. Как известно, в жаркую пору человек больше потеет, это вода испаряется, и таким образом оказывает охлаждающий эффект.
  • Когда человек теряет воду в большом количестве, организм пытается компенсировать потерю сужением кровеносных сосудов. Что ведет к повышению кровяного давления. Для чего полезна вода в данном случае? Все просто, вода пополняет естественный запас и баланс организма, таким образом, предотвращая опасные для жизни человека заболевания. Поэтому, ежедневно, рекомендуется употреблять положенные нормы воды – примерно 8 стаканов, с перерасчетом на пищу, то есть где-то 2 литра воды в день.
  • Вода, участвуя в процессе потоотделения, помогает выводить из кожи вредные вещества, придавая ей большей мягкости и молодого вида.

Но также не стоит употреблять и много воды, поскольку это может привести к вымыванию солей из организма. Природным сигналом недостатка воды в организме, является жажда. Поэтому полагайтесь на свои чувства и ощущения. Таким образом, для чего нужна вода в организме, мы разобрались, можно также рассмотреть варианты полезных свойств воды, в использовании ее человеком.

Издавна человек использует воду в своих целях, как для гигиены, так и для изготовления всевозможных пищевых продуктов и лекарственных препаратов. Принимая ванну или душ, человек очищает поверхность кожи, делает ее чистой, что немаловажно в концепции гигиены. Человек, изготавливая всевозможные лекарства и настойки, все также использует воду, вода используется практически в любой отрасли, в любом месте и в любое время. Без воды невозможно существование живой природы в целом. Берегите воду, это источник нашей с вами жизни!

elhow.ru


Смотрите также