Земля, вода, горы и камни. Вода горы


Земля, вода, горы и камни. Мифы русского народа

Земля, вода, горы и камни

Наибольшее распространение получила легенда о совместном творении Земли Богом и его соратником, который постепенно становится противником Господа. Этот соратник-противник в разных вариантах легенды может именоваться Сатаной, Идолом, Лукавым, отпавшим ангелом и т. п. Сначала был один первобытный хаос, рассказывается в легенде. Стихии не были еще разделены, и весь мир был растворен в мировом океане: «Не было ни неба, ни земли, а была только тьма и вода, смешанная с землей, как жидкое тесто, а Бог летал святым духом над пенившейся водою». Творение мира началось с того, что Бог с помощью Сатаны отделил друг от друга две основные стихии — землю и воду — и создал земную твердь. Происходило это так:

Долго ходили Бог и Сатана по воде, наконец утомились и решили отдохнуть. А отдохнуть негде. Тогда Бог приказал Сатане:

— Нырни на дно моря и вытащи несколько крупинок земли со словами: «Во имя Господне, иди, земля, за мною», и неси мне наверх.

Сатана, нырнул на дно моря, захватил горсть земли и думает себе: «Зачем мне говорить: «Во имя Господне», чем я хуже Бога?» Зажал он землю в кулаке и сказал:

— Во имя мое, земля, иди за мною.

Но когда он вынырнул, оказалось, что в руках у него нет ни песчинки. Сатана снова нырнул на дно, набрал горсть земли и снова сказал:

— Во имя мое, иди, земля, за мной. — И снова ничего не вытащил.

Бог сказал ему:

— Ты снова меня не послушался и захотел сделать по-своему. Однако напрасна твоя затея, ничего у тебя не выйдет. Ныряй и скажи, как я тебя научил.

Сатана нырнул в третий раз, набрал земли, и, когда он упомянул имя Божье, ему удалось вытащить пригоршню земли [48].

По другому варианту этой легенды, Сатане из-за его упрямства так и не удалось вытащить ни горсти земли, только под ногтями у него застряло несколько комочков.

Увидел Бог, что и в третий раз Сатана на смог выполнить его просьбы, и говорит:

— Видно, не будет от тебя никакой пользы, если ты не смог выполнить такой ерунды. Нечего делать, вычисти из-под ногтей ту землю, которая осталась, и этого будет довольно.

Взял Бог эту землю, посыпал по воде, и на ней образовался небольшой пригорок с травой и деревьями. Бог, утомившийся от работы, лег и заснул, а Сатану взяла досада, что он не такой всемогущий, поэтому решил он Бога утопить. Взял Сатана Бога на руки, чтобы бросить в воду, и видит, что земля перед ним приросла на десять шагов. Он побежал к воде, чтобы утопить Бога, но по мере того, как он бежал, земля все прирастала и прирастала, и Сатана никак не мог добежать до воды. Положил Сатана Бога на землю и думает: «Земля тоненькая, как скорлупа. Я прокопаю яму до воды и брошу туда Бога». Но сколько он ни копал, не смог докопать до воды.

Вот почему на свете так много земли — ее «набегал» Сатана, когда хотел уничтожить Бога.

Тем временем Бог проснулся и сказал:

— Теперь ты понял, что ты бессилен по сравнению со мной — земля и вода подчиняются мне, а не тебе. А яма, которую ты выкопал, понадобится тебе самому — под пекло.

На Русском Севере эту легенду рассказывают по-другому. Там в качестве противника Бога выступает утка или гагара. Вот как представляют себе сотворение мира в Архангельской области:

Сначала Бог шел по воде, как по суше. А плывет гагара.

— Кто ты есть передо мной? — спрашивает Бог.

— Я Сатанаил, — гагара сама себе имя нарекла.

Господь говорит:

— Сотворим землю.

— А это, — говорит гагара, — хорошо.

— Есть земля под водой, так достань, из нее и сотворим, — говорит Бог.

Нырнул Сатанаил, набрал земли, а вынырнул, ничего у него в руках не оказалось.

Как и в других вариантах легенды, гагаре-Сатанаилу удалось набрать земли только во имя Божье.

Сотворив землю, Бог укрепил ее на одной или двух рыбах, которые плавают в море. Каждые семь лет рыба то опускается, то поднимается, в результате чего одни годы бывают дождливыми, другие засушливыми. Когда рыба шевелится, переворачиваясь на другой бок, случаются землетрясения. В некоторых областях считают, что рыба, держащая на себе землю, лежит, свернувшись кольцом, и сжимает зубами свой хвост, а землетрясения бывают тогда, когда она выпускает хвост изо рта. Иногда полагают, что землю держат попеременно две рыбы — самец и самка: когда ее держит самец, земля поднимается выше над поверхностью моря и год бывает засушливым. Когда землю держит самка, то земля оказывается ближе к воде, в результате реки и моря выходят из берегов и лето бывает мокрым.

А еще говорят, будто земля покоится на «воде высокой», вода — на камне, камень — на четырех золотых китах, плавающих в огненной реке. А все вместе держится на железном дубу, который стоит на силе Божией [49].

В народе верят, что горы, ущелья, болота, трясины и другие неплодородные и неудобные для проживания людей части земли — дело рук Сатаны. Вот как это вышло:

Когда Сатана достал по повелению Бога землю со дна моря, то отдал ее Богу не всю, немного он припрятал за щекой. Когда же Бог повелел земле, брошенной им на поверхность моря, расти, стала расти и земля за щекой у Сатаны. Тот принялся ее выплевывать, и из плевков Сатаны получились горы, болота и другие бесплодные места.

По другим легендам, Бог, создавая землю, варил ее, и пузыри, образовавшиеся, пока земля кипела, остыв, превратились в горы. А еще рассказывают, что в начале мира земля была жидкой, Бог с Сатаной сжимали ее с двух сторон, чтобы отжать лишнюю влагу, из выступившей от сильного сжатия почвы получились горы [50].

Откуда взялись на земле камни, тоже рассказывают по-разному. Чаще всего верят, что камни раньше были живыми существами — они чувствовали, размножались, росли, как трава, и были мягкими. От тех времен на камнях остались следы ног Бога, Богородицы, святых, нечистой силы. Они перестали расти, когда Бог проклял людей и землю за грехи. А другая легенда гласит:

Ходила Богородица по земле и ударилась ногой о камень, выросший на дороге. Она разбила ногу до крови, рассердилась и сказала камням: «Не расти вам больше!» С тех пор камни и не растут.

Однако, по некоторым русским и белорусским поверьям, камни и теперь растут, но очень медленно и только под Новый год.

Камни, они растут. Уберешь все камни с поля, нету, чисто. А через год-два они снова из земли покажутся. Уж не знаю, как это, а растут камни, сам видел.

Особо крупные каменные глыбы, валуны и скалы часто считают окаменевшими людьми, животными или сказочными великанами, наказанными таким образом за работу в праздник, блуд, дерзость, убийство, лень или какой-либо иной грех. По окрестностям Тулы рассказывают, что группа камней, расположенных кру?гом, — это окаменевший хоровод девушек, наказанных за пляску на Троицу. Есть и украинская легенда о том, как кум и кума, возвращаясь с крестин, впали в прелюбодеяние и были за это превращены в камень, на котором до сих пор можно разглядеть подобие двух человеческих лиц. В некоторых поздних легендах о происхождении камней отчетливо ощущается влияние библейского сюжета о борьбе Бога с отпавшими ангелами:

В начале времен земля была ровная и рожала хлеб в десять раз больше, чем теперь, потому что ни одного камня не было. Но вот дьяволы взбунтовались против Бога и захотели быть такими же, как он сам. Тогда Бог их сбросил с неба на землю, обратил в камни и проклял, чтобы они больше не росли. И вот теперь большой камень — значит, был великий дьявол, а где маленький камень, тут был маленький чертик. А если бы Бог их не проклинал и они бы росли, то человеку нельзя было бы не только пахать и рожь сеять, но и по земле ходить.

Первый огонь на земле также разжег черт.

Бог, увидев костер, разожженный чертом, послал к нему архангела Михаила с железной палицей, чтобы добыть себе огня. Пришел Михаил и завел с чертом разговор о том, о сем, а сам незаметно воткнул конец палицы в костер. Когда палица от огня как следует накалилась, архангел Михаил выхватил ее и бросился бежать. Черт кинулся за ним и уже настиг было Михаила, но тут Бог крикнул архангелу: «Бросай палицу!» Михаил бросил, палица ударилась о камень и высекла искры, от которых зажглись первые костры. Так люди научились разводить огонь.

Реки, озера и источники выкопали птицы. По приказанию Бога они собрались все вместе и сначала вырыли русла рек и ложа для водоемов, а потом наносили туда воды. По другим поверьям, вся земля в середине изрезана жилами, по которым на поверхность выходит вода. А еще говорят, будто посредине земли находится ее «пуп» — дыра, из которой вытекает вода, растекаясь затем по рекам, озерам и иным водоемам.

У восточных славян существует немало легенд о происхождении наиболее известных рек, но все они возникли в народной традиции достаточно поздно. Согласно древнерусским былинам, некоторые реки ведут свое начало от богатырей и их возлюбленных. Такова былина о богатыре Дунае Ивановиче и Настасье-королевичне.

На пиру у князя Владимира Дунай-богатырь стал хвастаться своим молодечеством и меткой стрельбой. Говорит ему его молодая жена Настастья-королевична:

— Не хвастай, Дунай Иванович, если о стрельбе речь идет, нет более меткого стрелка, чем я.

Но Дунай заупрямился. Тогда стали соревноваться: Настасья-королевична поставила на голову Дунаю серебряное кольцо и пустила три стрелы из лука, и прошли стрелы сквозь кольцо, не задев головы Дуная. Когда же Дунай захотел стрелять в кольцо на голове жены, взмолилась она, чтобы он не делал этого. Не послушал Дунай, пустил стрелу, но попал не в кольцо, а жене в грудь. Охваченный отчаяньем, упал Дунай грудью на свой кинжал и пронзил себе сердце.

Где пала головушка Дунаева —

Протекала речка Дунай-река,

А где пала Настасьина головушка,

Протекала Настасья-река.

Широко известна легенда о споре Волги и ее притока — реки Вазузы о том, кто из них главнее:

Чтобы решить свой спор, реки договорились, что та из них, которая встанет утром раньше и первая добежит до Каспийского моря, будет первенствовать. Вазуза встала раньше и неслышно, прямым путем потекла вперед. Но очень скоро Волга догнала Вазузу и выглядела при этом столь грозной, что Вазуза испугалась, признала старшинство Волги и попросила принять ее к себе и донести до моря. И до сих пор Вазуза просыпается весной раньше и будит Волгу от зимнего сна.

Похожая легенда существует о Днепре и его притоке Десне:

Когда Бог определял рекам их судьбу, то Десна опоздала и не успела выпросить у Бога первенство перед Днепром. «Постарайся сама опередить его», — сказал Бог. Десна пустилась в путь, но, как ни спешила, Днепр опередил ее и впал в море, а Десна вынуждена была стать его притоком.

В более поздней былине говорится о том, как Сухман-река (вероятно, Сухона) потекла из крови богатыря Сухмана:

Поехал Сухман-богатырь в поле, подъехал к Непре-реке и видит: течет она не по-прежнему — вода с песком помутилась. Спросил ее Сухман-богатырь, почему же вода стала такой мутной. Непра ответила: «Потому я так замутилась, что за мной стоит сила татарская, мосты они строят калиновые — днем мостят, а ночью я повырою, из сил я, матушка-река, повыбилась». Сухман стал сражаться с татарами, побил их, но и сам получил смертельную рану, а от его крови потекла река.

О двух братьях-реках, вытекающих из одного озера — Доне и Шате, рассказывают следующее:

У Ивана-озера было два сына — Шат Иванович и Дон Иванович. Шат был непослушным сыном, он отправился странствовать, не спросив родительского согласия, но, прошатавшись без всякой пользы, вынужден был вернуться домой. Дон за свое благонравие (недаром же он назван «тихим») получил родительское благословение, отправился в дальний путь и достиг Азовского моря.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Категории ландшафтного дизайна по фэн-шуй

Этой статьей я открываю новую рубрику на сайте, посвященную фэн-шуй ландшафта. Это очень интересная и  обширная тема, невозможно рассказать о ландшафте в одной статье, поэтому, дорогие друзья, следите за обновлениями, впереди нас ждет еще много интересного.

Все наше окружение: горы, реки, холмы и растения являются живыми и одухотворенными, все наше окружение обладает определенной силой, и поэтому  необходимо основательно изучить основы ландшафтного дизайна перед внесением каких-либо  изменений на практике, например, если вы хотите построить дом.

Сложные отношения между стихиями, Небо и Земля, инь и ян, звезды, гексаграммы, огромное количество других элементов и символов Вселенной, все это отображается на компасе луобань. Все они, их соотношения, сила ландшафта постоянно изменяются, именно поэтому нужно определять благоприятность, правильное местоположение участка и планирование дома на этом участке с помощью компаса луобань.

В практике фэн-шуй ландшафтный дизайн подразделяется на пять основных категорий: шань, шуй, ша, чжай и сюэ (вот такие непривычные для нас названия ).

Шань переводится с китайского как "гора", еще имеет название Горный Дракон и является важной особенностью местности, которая способна оказывать на судьбу человека как позитивное, так и негативное влияние. Холмы и горы - это вены и артерии Дракона, по ним течет ци, или кровь Дракона.

Геомант может определить концентрацию ци в кровеносной системе дракона и чем она будет выше, тем лучше для строительства дома в этой местности. Специалисты легко устанавливают в какой точке ци накапливается, где рассеивается. Идеальным местом называется "точка Дракона", где ландшафт обладает наивысшей позитивной энергией.

Горы относятся к ян. Их предназначением является защита местности от ша, удержание и направление ци. Дом лучше будет построить на южном склоне горы, которые плавно переходит в равнину. Обрывистая или крутая гора создают плохой фэн-шуй, потому как ци будет очень быстро стекать с вершины и покидать участок, на котором находится дом.

Если на участке нет гор и холмов, то защитную роль могут выполнять также деревья и кустарники. В этом случае они должны располагаться за домом и должны быть выше дома. Деревья должны быть крепкими, здоровыми и,желательно, вечнозелеными, тогда они будут источником удачи и ян. Даже одиноко стоящее дерево позади дома может сыграть важнее роль для баланса инь и ян, чем целый лес. Такое дерево обычно называют деревом фэн-шуй.

Шуй - это вода: реки, ручьи, пруды и другие водоемы на вашем участке и имеют название Водный Дракон. Течение воды не должно быть быстрым, потому что при быстром потоке фэн-шуй становится плохим. В тоже время нельзя забывать, что вяло-текущая или стоячая вода отрицательно влияет на судьбу человека, потому что в таких местах скапливается ша. Неблагоприятным будет и участок с несколькими прудами, которые будут создавать избыток инь (вода относится к инь).

Энергия ци обычно концентрируется в месте слияния двух рек, а рукав реки, который уходит в сторону от основного русла, свидетельствует о потере части позитивного потока. Не рекомендуется строить дом у крутого или же заостренного изгиба реки.

В книге "Классика Водного Дракона", которая вошла в состав Императорской Энциклопедии, очень подробно описываются всевозможные благоприятные (рисунок 1, рисунок 2) и неблагоприятные (рисунок 3) варианты расположения дома по отношению к водным потокам.

Рисунок 1

На рисунке показаны варианты расположения дома относительно водных потоков: благоприятные участки для расположения дома (кружком помечен дом, окружающие его линии - это водные потоки).

Рисунок 2

Рисунок 2

Продолжение рисунка 1 - благоприятные участки для расположения дома.

Неблагоприятные варианты расположения дома

Рисунок 3

На рисунке 3 изображены неблагоприятные варианты расположения дома относительно водных потоков.

Семья, имеющая дом у изгиба реки, ориентированного на север, потерпит разорение, а дети станут заниматься воровством и разбоем. Крутой изгиб на северо-восток рядом с домом оставит семью без средств к существованию, а женщин лишит потомства. Изгиб на восток принесет будущим поколениям нищету и отсутствие жилья, а изгиб на юго-восток приведет к немилости императора.

Рукав реки, ведущий на северо-восток, северо-запад, юго-восток или юго-запад принесет процветание.  Если рукав извилист, поворачивает с севера на восток, а потом на запад, то такой рукав принесет несчастье детям. Участки с водным потоком, рукав которого поворачивает с востока на запад, с запада на юг, с юга на восток и с севера на запад принесут счастье и богатство потомкам тех семей, дома которых расположены на этих участках.

Понятие ша используется для описания в фэн-шуй земли, берега необычного вида, естественные или рукотворные образования из песка.

Понятие чжай используется для определения участка местности, выбранного для строительства или сами постройки (дом или производственное здание).

Сюэ - это наиболее благоприятная местность, защищенный участок, например закрытый от ветра с трех сторон.

В идеале строительство дома должно проходить на участке, который на севере, востоке и западе имеет защищающие дом возвышения: горы, холм, деревья, а на юге, перед фасадом дома, должна быть извилистая река.

В следующей статье, я расскажу вам о расположении дома и способах коррекции неблагоприятной ориентации. Следите за обновлениями!

aboutfeng.ru

Алтай . Вода, горы, цветы и снег.: fotomm

Фото 1. Утро на Дарашколе выдалось волшебное..Да и пришедший за ним день тоже подарил немало красивых видов...

Фото 2. Как жаль, что у меня одна камера !Пока я снимал таймлэпс ( если кто не видел - посмотрите обязательно! http://fotomm.livejournal.com/89916.html ) , вернее фрагмент с цветком на фоне озера. Так вот, пока я его снимал, солнце уже выскочило из за гор и этот кадр я уже ловил на лету )

Фото 3.

Фото 4. Вот этот цветок я снимал в таймлэпсе. По моему он и в квадрат неплохо вписывается.

Фото 5. Женька тоже проснулся и прочесывал местность в поисках кадра

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8. а потом, оставив лагерь, я двинулся вверх по краю озера, к истокам реки, его наполняющей.

Фото 9. Иногда на пути возникали болотинки, которые приходилось обходить, чтобы не замочить ноги.Зато это любимое место для этих желтых цветов.

Фото 10. все вверх и вверх по реке, пока она не превратилась в каскады водопадов.

Фото 11.

Фото 12. Чем выше, тем все меньше зелени и цветов. Зато глаз радуют яркие коврики мхов и лишайников.

Фото 13. Как я только пересек один из гребней и оказался в верхней долине, в поле зрения попали сразу три таких зверька. Но и они меня сразу же почуяли и бросились врассыпную.Крупные такие, как большие мохнатые собаки! На этом кадре их кстати двое, один из за камня выглядывает )

Фото 14.

Фото 15. Здесь, наверху уже абсолютное царство льда и камня, никакой растительности.

Фото 16. Вот панорама 360 градусов, в правой части видно далеко внизу Дарашколь.

Фото 17. Вот Дарашколь поближе.

Фото 18.

Фото 19. Полчаса сидел в засаде, пытаясь подкараулить этих тарбаганов ( я их так для себя назвал, возможно ошибаюсь) , но они гады такие пугливые оказались! Один из них забился в щель и так и не дождался, когда же он от туда вылезет.

Фото 20. Больше наверху снимать было нечего, я повернул назад. По дороге встретил вот такой занятный фонтанчик. Посмотрите в конце поста видео, там он выглядит эффектней.

Фото 21. Цветущий бадан.

Фото 22. Кажется это же растение мы встречали на Камчатке, вспомнить бы еще название.. Оно еще растет кажется очень быстро.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27. а это какая то местная разновидность вербы? ботаник, блин )

А теперь, как всегда, киномеханик достает бобину и включает фильм.Нет, попкорн и кока-кола не понадобятся, ролик совсем коротенький, но я же старался и мне будет жалко, если вы его не увидите ) себя жалко ))

блин! ( ну хоть кто нибудь смотрит мои фильмы?! (ворчит механик ))

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30. Кажется, снял то десятка два карточек, а день уже к концу подходит..На самом деле, самая то красота еще впереди. Теплый вечерний свет, отражения скал в воде, все это будет в следующем посте, как говорится - не пропустите!

А я уезжаю на несколько дней на фестиваль "Фотоэволюция" в Кострому.Здесь то я пейзажи показываю, а там меня организаторы попросили провести мастер-класс про съемку людей. Кому интересно - приходите!

fotomm.livejournal.com


Смотрите также