Открытый урок по теме "Про воду". 2-й класс. Воды урок
Урок: "Вода – чудо природы"
Разделы: Химия, Биология, География, Экология
Девиз урока
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое...». (французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери)
Цель урока: обобщить знания учащихся о том, что вода - это уникальное природное соединение.
Задачи
Образовательные: расширить знания учащихся о широком распространении воды в природе, ее свойствах, значении и охране воды.
Воспитательные: активировать познавательную деятельность, развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, выделять главное, самостоятельно работать на уроке; сделать урок сотворчеством учителя и ученика.
Развивающие: 1. Продолжать развивать умения и навыки проводить опыты; определять содержание и объем понятий; выполнять логические задачи; устанавливать взаимосвязь между понятиями при помощи Кругов Эйлера. 2. Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся; развитие познавательного интереса к предмету.
Тип урока: обобщение знаний.
Методы обучения:
I. По источнику знаний
1. Объяснительно-иллюстративные - рассказ, беседа, работа с понятиями.
2. Репродуктивные - опыты, составление вопросов-суждений, кругов Эйлера, решение логических задач.
II. По характеру деятельности учителя - проблемные.
III. По характеру деятельности учащихся - поисковые, исследовательские.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта полушарий, стаканы, воронки, пробирки, спиртовка, кусочки свежей древесины, почва, камушки, фильтрованная бумага, стеклянные палочки, поваренная соль, вода. На партах у учащихся карточка 1 (вопрос-понятие), карточка 2 (вопрос-суждение), карточки для самостоятельной работы.
Урок составлен с использованием элементов «Способа диалектического обучения».
Класс разбит на 3 группы. Консультант группы руководит работой. За правильный ответ ученик получает жетоны: красного цвета -3 балла, зеленого -2 балла, синего -1 балл.
Заявка на оценку
10-11 баллов - отметка «5»;
8 - 9 - отметка «4»;
6-7 баллов - отметка «3».
Подготовка к уроку
Учитель на альбомных листах печатает на компьютере большими буквами вопросы по теме: «Распространение воды в природе», «Состав вода», «Состояние воды», «Свойства воды», «Использование воды», чтобы потом прикреплять на доску в течении урока. Ученики получают задания: найти пословицы, поговорки или необычные слова, которые говорят, что вода действительно «Чудо природы». Составить небольшой водный словарик, где будут слова, начинающиеся с «гидро», найти названия профессий, которые также начинаются с «гидро».
План-конспект урока
I. Организационный момент
Объясняются тема, задачи урока, девиз.
II. Вступление учителя
Вода - чудо природы. Ведь чудо - это явление, непонятное человеческому разуму. Между тем о природе воды наука знает сейчас достаточно. Но говорим же мы «чудо искусств», «чудо техника»! эти чудеса созданы руками человека. Вода - чудо, созданное природой, а весь облик нашей планеты - чудо, созданное водой, так как наша Земля дочь Солнца и Воды. Я сказала, что наука знает о воде достаточно. А что знают о ней люди не причастные к науке?
Что знают мои ученики из 5 класса о воде?
Докажите, что вода действительно «Чудо природы». Скажите о ней несколько необычных слов, примеры народной мудрости.
III. Сообщение учеников из каждой группы
«Где кончается вода, там кончается и земля». «Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле - вода!» «Вода - кровь земли».
В годы Великой Отечественной войны наши моряки - десантники заняли небольшой клочок земли на Керченском полуострове в Крыму. А колодец с пресной водой находился между советскими моряками и фашистскими захватчиками. Стоял зной. Людей мучила жажда. Среди краснофлотцев было много раненых. И тогда отважная девушка-моряк Катюша Михайлова встала во весь рост и, взяв ведро, на виду у противника направилась к колодцу. И ни одного выстрела не раздалось с той стороны, пока девушка-воин, набрав ведро воды, тихо шла к своим, боясь расплескать хотя бы каплю драгоценной влаги.
Ее подвиг удивил даже врагов.
IV. Проверка знаний
Самостоятельная работа по теме: «Распространение воды в природе». Ученики составляют вопросы - суждения, задают группы друг другу.
1. Почему планету Земля можно назвать планета «Океан»?
2. Как доказать, что вода содержится в воздухе?
3. Почему большие скопления вода находятся на полюсах?
Учитель: каким образом с помощью диаграмм показать количество воды на поверхности земного шара, в теле человека, в растениях?
Составление диаграмм в группах
Диаграммы вывешиваются на доске. Обсуждаются результаты работ. Консультант выдает жетоны.
1 группа
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.
2 группа
Тело человека почти на 2/3 состоит из воды.
3 группа
Вода составляет 4/5 растения.
Учитель: как доказать, что вода находится в растениях, почве?
Учитель демонстрирует опыты.
Опыт 1
В сухую пробирку учитель опускает насколько кусочков свежей древесины.
При нагревании над пламенем спиртовки на стенках пробирки образуются мелкие капельки воды.
Учащиеся формулируют выводы: вода содержится в растениях.
Опыт 2
В сухую пробирку учитель опускает несколько комочков влажной почвы. При нагревании пробирки с почвой на ее стенках образуются мелкие капельки воды.
Учащиеся формулируют вывод: вода содержится в почве.
Учитель: воды на Земле больше чем достаточно - как пресной, так и тем более соленой. Однако, пресная воды распределена на суше неравномерно. Это ошибка природы. Но не будем упрекать природу: она сделала свое дело - создала воду, нам остается сделать свое - распределить воду по своему усмотрению. Словом, Земля представляет собой шар, окутанный водяными парами и обладающий оболочкой, обильно смоченной и пропитанной водой.
Самостоятельная работа «Состав воды»
(Ученики работают в тетрадях. Консультант проверяет правильность работы и выдает ученикам жетоны.)
Задания
1. Написать формулу воды. (Н20 - молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода).
2. Записать схему химического процесса воды словами. (Водород + кислород - вода).
Результаты работы обсуждаются и записываются на доске учеником.
Письменный тест «Состояние воды»
(Учитель раздает каждому ученику карточку с тестом)
Учитель: выберите правильные ответы и укажите их буквы. Состояние воды может переходить из:
а) твердого в жидкое;
б) жидкого в газообразное;
в) газообразного в жидкое;
г) жидкого в твердое;
д) твердого в газообразное.
Ответ: а, б, в, г.
Вывод: вода бывает в твердом, жидком и газообразном состояниях, (консультанты оценивают ответы и выдают жетоны).
Вопросы-суждения по теме «Свойства воды» (группы задают друг другу вопросы - суждения и отвечают).
1. Каким образом можно доказать, что вода прозрачная?
2. Как доказать, что вода является хорошим растворителем веществ?
3. Как доказать, что вода обладает свойством текучести?
4. Почему зимой рыба и растения не погибают в глубоких водоемах?
5. Как доказать, что лед и снег тают при О С?
6. Почему ученые считают. Что вода обладает самыми удивительным и необычным свойством - это ее «бессмертие»?
Опыты «Свойства воды»
(Учитель просит продемонстрировать опыты, после окончания работы подводятся итоги)
Задания
1 группа - доказать прозрачность воды.
2 группа - доказать, что вода текуча.
3 группа - доказать способность воды растворять вещества.
1. Учащиеся должны ответить, что для доказательства прозрачности нужно в стакан налить воды и опустить на дно камушек. Если бы вода была не прозрачной, камушка не было бы видно. Поскольку камушек виден, вода прозрачна.
2. Чтобы доказать текучесть воды, нужно взять два стакана и в один из них налить воды, затем перелить эту воду из одного стакана в другой.
3. Чтобы доказать способность воды растворять вещества, нужно в стакан с водой положить немного поваренной соли, размешать смесь стеклянной палочкой. Смочить фильтр чистой водой и вылить в воронку содержимое стакана в другой стакан.
Сделать выводы.
Логические операции с понятиями
(Работа в тетрадях. Задания записаны на доске. После выполнения задания проверяются. Консультант выдает жетоны).
1. Задание с исключением лишнего понятия. Водород, кислород, углекислый газ. (состав воды)
2. Кругами Эйлера показать отношения между понятиями.
А-водород, В -кислород
3. Задание на выявление общих закономерностей.
а) лед, пар, туман (состояние воды)
б) общим для воды и воздуха является:
а) кислород;
б) углекислый газ;
Устный тест «Использование воды человеком»
( Учитель раздает каждой группе карточки с тестом. Ученики работают в группах, затем подводят итоги. Консультанты оценивают ответы и выдают жетоны.)
К чему относятся следующие слова |
Ответы |
1. Стиральная машина |
|
2. Посевы |
|
3. Плотина |
|
4. Баржа |
|
5. Бумажный комбинат |
|
1. Бытовая техника
2. Транспортировка грузов
3. Получение электрического тока
4. Промышленность
Ответ: 1,5,3,2,4.
Учитель: а теперь посмотрите на рисунки (в приложении рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3). Почему девочка реагировала так на стакан воды? Ученики отвечают на вопрос.
Учитель: почему воду называют - символ жизни на земле? Надо ли говорить об этом. И так ясно, что вода имеет... Продолжите мою мысль!
Учащиеся: большое значение.
Учитель: велика роль воды в жизни на Земле. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. При потере 4% воды у человека повышается температура, учащается сердцебиение, головная боль. Потерявший 10% воды от веса тела человек ничего не понимает, не способен передвигаться. А если потеря воды 12% - погибает.
Способность воды расширяться при замерзании спасает планету от обледенения. Если бы лед был тяжелее воды и опускался на дно - жизнь бы в водоемах была бы невозможна.
Игра «Водный словарик»
Учитель: на предыдущем уроке вам было дано домашнее задание, используя словари найти слова, начинающиеся с «гидро». Подведем итоги. Кто знает больше таких слов?
(Представители групп соревнуются, называя слова, начинающиеся с «гидро» и кратко комментируют их.)
Водный словарик
1. Гидростанция.
2. Гидромонитор.
3. Гидросамолет.
4. Гидропоилка.
5. Гидродомкрат.
6. Гидропровод.
7. Гидропривод.
8. Гидропресс.
9. Гидронасос.
10. Гидрогеолог.
11 .Гидротехник.
Учитель: не все свойства воды пока изучены. И наверняка понадобятся новые странички для нашего словаря, чтобы занести туда новые слова с тем же самым началом.
Заключительное слово учителя
Урок хотелось бы закончить словами Антуана де Сент - Экзюпери: Мы начинили урок с девиза (зачитывает).
Я хочу продолжить слова французского писателя о воде.
Вода, нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь!
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете!
IV. Подведение итогов
Учитель дает оценку подготовки детей к уроку и участию в нем. Ученики подсчитывают баллы и оценивают себя и друг друга в группе. Учитель выставляет оценки, лучшим ученикам выдается орден.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Вода. Состояния воды. Урок познания мира.
Урок по познанию мира во 2 классе на тему «Вода. Состояния воды».
Цель урока: дать расширенное представление о воде, о её состояниях, значении в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Сформировать знания учащихся о состояниях воды, значении её в природе и жизни человека.
2.Способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; умения сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы.
3.Воспитать в детях бережное отношение к воде; развивать стремление охранять водоемы от загрязнения.
Тип урока; открытие новых знаний
Оборудование: учебники, глобус, видеофильм «Капля », волшебная композиция «Хрустальная грусть», слайдовый материал.
Методы: словесный, проблемный, иллюстративный.
Технологии: критическое мышление
1сл
2 сл. I. Орг. момент. Этап позитивного настроя (звучит шум моря) Приветствие гостей.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Вы к соседу повернитесь
И друг другу улыбнитесь. (Садятся)
Почти все у человека предназначено для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Теперь, подарим улыбки нашим гостям, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо, радостно, легко и тепло.
А теперь закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Ярко светит солнышко, вы слышите шум моря, дует ветерок. Вы спокойны. Про себя медленно говорите: «Я все знаю, я все могу, у меня все получится. Я желаю всем окружающим людям и себе счастья, добра и удачи». Теперь медленно откройте глаза. Вздохните глубоко-глубоко, что вы чувствуете? (Воздух)
Правильно!
3 сл. II. Проверка д/з.
- Давайте вспомним, что такое воздух? (Воздух везде и повсюду)
- Можем ли мы его увидеть, потрогать, попробовать на вкус или почувствовать его запах? (У воздуха есть свои свойства)
- А какие свойства имеет воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет формы. Чистый воздух не имеет запаха.)- Какое значение имеет воздух для нашей планеты? (Воздух необходим для жизни человека, животных и растений) Правильно, Молодцы!
- Только воздух необходим? А что еще, как вы думаете? (Вода) Правильно, молодцы!
- Ребята, а вы приготовили рисунки о воде в любых ее видах?
4 сл. Тур по галерее
А тур по галерее мы проведем таким образом.
Ребята, посмотрите какие красивые работы о воде мы с вами видим! ДА!
А нам нужно прикрепить стикер со словами
«Ты молодец»,
«Ты умница»,
«Ты супер» .
Молодцы! Справились с домашним заданием!
5 cл. III. Побуждение. Актуализация опорных знаний
А теперь Ребята посмотрите на картинки. Что вы видите?
(Цветок, река, водопад, море, океан)
- Как можно назвать одним словом? (Природа)
- Что лишнее и почему?
( Лишние – цветок, т.к. все остальное – это вода)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о воде)
Правильно. О воде. Молодцы!
6 сл. IV. Сообщение темы урока.
Итак, тема нашего урока «Вода, состояния воды»
- Ребята, а кто знает как слово вода звучит на казахском языке? (су)
А на английском языке? (water) Хорошо, молодцы!
Мы узнаем о её состояниях, значении в природе и жизни человека.
Будем сравнивать, анализировать, и самостоятельно делать выводы.
7cл. 4. Рассказ ученика
- Давайте послушаем сообщение Саши о воде.
Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе. Певцы древних степных народов – акыны – воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос Что такое ВОДА?
8 cл. Учитель:
Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери, ответил на этот вопрос так: «Вода! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама - ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас невыразимой радостью…ты,- самое большое богатство на свете! »
- Ребята, что вы услышали? (Что вода самая загадочна жидкость на Земле.
И самое большое богатство на свете!) Хорошо!
9 cл. 5. Работа с глобусом
Учитель: У меня в руках глобус. Посмотрите. (Покрутить)
Вода есть во всех уголках Вселенной.
- Посмотрите, какого цвета на нём больше? (голубого)
- Сколько голубого цвета на земном шаре? ( ¾ часть земли занимает вода)
Реки, моря, океаны – это вода, источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто.
10 cл.
Вода – подлинное чудо природы, и учёные записывают строение
молекулы воды Н2О,
Ребята, вы учили на уроке английского языка букву эйч (Н), так вот первый знак молекулы воды обозначается этой буквой, но называется она аш (Н)
Молекулы воды состоит из 2х атомов водорода и 1 атома кислорода, т.е к одной молекуле кислорода присоединяется две молекулы водорода, которые находятся друг от друга относительно под углом 105 градусов.
Ребята Вам понятно, как называют ученые эту формулу воды?
Повторите пожалуйста Н2О Молодцы, Умнички!
А подробнее о формуле воды вы узнаете в старших классах.
11 cл. 6. Работа с картинами
Учитель: Не только ученые изучали воду, но и художников вода вдохновила на создание произведений искусства.
Рассмотрим репродукции картин.
Айвазовский. Чёрное море.(вода)
И.Левитан. Туман
Б.Кустодиев. Зима.(снег)
- Нравятся картины?
- Назовите одним словом, что вы видите. (Природу)
- Как вы думаете, какое отношение к уроку имеют эти картины?
- Что изобразили художники?
(Художники изобразили 3 состояния воды: вода, туман, снег) Правильно.
Учитель: Художники передают красоту природы, точнее воду, в различных её состояниях.
Давайте составим кластер по загадкам, и узнаем, какие же бывают 3 состояния воды.
12 cл. Состояния воды
(Жидкое Газообразное)
Твёрдое
Составление кластера (Разгадывание загадок)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд) растает превращ.в воду
- Какое это состояние? твердое
Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
-Как вы думаете туман какое состояние? (газообразное)
Я очень добродушная,
Прозрачная, послушная,
Но если захочу,
Даже камень источу. (Вода)
- Как вы это понимаете? (Вода о себе говорит) (это жидкое состояние)Учитель: Загадки такие разные, а что их всех объединяет в природе? (Что все загадки о разных состояниях воды)
- Значит, в каких состояниях бывает вода? (в жидком, газообразном, в твердом)
13 cл.
Приведите примеры из загадок.
1 ряд - Назовите воду в твердом состоянии. (Снег, лед, иней)
2 ряд - В газообразном. (Туман, пар, облака)
3 ряд - В жидком. ( Вода, роса)
Учитель: Еще раз Ребята какой вывод: вода в природе существует в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.
14 cл. 7. Физ. минутка «Вода - не вода». Под веселую музыку
Учитель: НУ А ТЕПЕРЬ ОТДОХНЕМ Давайте поиграем с вами в игру «Вода - не вода». Условия её таковы: я
произношу слово, и если оно обозначает воду - вы хлопаете, а если не
относится воде - делаете два шага на месте. Будьте очень внимательны.
Итак: океан, ветер, снег, дождь ,песок, сосулька, скала ,роса, айсберг, белка.
Молодцы! Тихонько сели.
V. Реализация.
Учитель: Какие нибудь вопросы о воде у вас возникли? Например:
Д: ( Как вода переходит из одного состояния в другое?)
15 cл. Учитель: Об этом мы узнаем в учебнике. Открываем страницу 30
учебника.
1.Работа по учебнику стр. 30-31 (Чтение детей по абзацам.)16 cл. Учитель: Как же вода переходит из одного состояния в другое? (СТР.16)
Ответы детей.
1 ученик: (выучить )
Когда температура воздуха опускается ниже отметки 0 градусов - вода переходит из жидкого состояния - в твердое, т.е. замерзает. 2 ученик (выучить )
Когда температура воздуха поднимается выше отметки 0 градусов, вода медленно начинает переходить из жидкого состояния в газообразное, и чем выше температура, тем быстрее она испаряется.
17 cл. 2.Работа на доске Состояния воды: ????С каждого ряда выходят к доске
(На плакате наклеены картинки. Заранее подготовить картинки выбирают их свойства и наклеивают)
По рядам выходят к доске1 ряд - 3 человека 2 ряд – 4 человека 3 ряд – 3 человека Остальные оставшиеся проверяют своих одноклассников.
(готовые слова напечатанные на столе)
Каждый ряд отвечает по картинкам хором. Состояния воды: Жидкое - дождь, реки, роса. Твердое - град, снег, иней, лед. Газообразное - пар, облака, радуга.
Молодцы!
Учитель: Переходим к другому заданию.18 cл. 3.Синквейн «Вода»
Ребята, давайте составим синквейн к слову «вода»
Подобрать слова – признаки предмета. Например Какая вода?
(Дождевая, родниковая)
Подобрать слова – действия предмета. Что делает?
(Течет, испаряется , замерзает)
А теперь давайте ответим, Почему вода необходима?
(Вода это – жизнь. Жить без воды невозможно)
Какие пословицы со словом вода вы знаете?
Бывает порою – течет вода горою
В решете воду не удержишь
Воды жалеть, кашу не сварить
На то и щука в море, чтобы карась не дремал
Не будет снега — не будет и следа
Не всякая водица для питья годится
Нужно наклониться, чтоб из ручья воды напиться
Под лежачий камень вода не течет
Посмотрись в воду на свою природу
19 cл. VI. Рефлексия. 1.«Горячий стул»
Ребята, наступил самый интересный момент, поиграем в игру.
Кто желает рассказать и поделиться впечатлениями об уроке?
(Учащийся по желанию выходит к доске и рассказывает то, что ему понравилось на уроке)
- Как много интересного мы сегодня узнали о воде?
- Расскажите чему вы научились на этом уроке?
- Что вам понравилось на уроке познания мира?
-В каких состояниях вода встречается в природе?
20 cл. 2.Оценивание ответов учащихся. Приготовить капельки с оценкой 5 и 4.
Получают капельки те, кто отлично работал и хорошо справился с заданием.
22 cл. 4.Домашнее задание
стр.30-31
kopilkaurokov.ru
Урок по химии на тему "Вода"
Разделы: Химия
Цель урока: расширить и углубить знания об элементах, актуализировать знания по темам: «Классы неорганических веществ», «Растворы», показать учащимся связь науки с жизнью, поддерживать интерес к химии, развивать умения логически мыслить, работать с дополнительными источниками информации.
Образовательные и развивающие задачи:
- Расширить и углубить знания о веществах, их строении и свойствах.
- Ознакомить учащихся с достижениями науки.
- Развивать познавательную активность и творческие способности.
- Развивать умение логически мыслить; умения находить взаимосвязь между различными темами в химии.
- Развивать самостоятельность мышления, речь, память.
Воспитательные задачи.
- Поддерживать устойчивый интерес к химии.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, природным ресурсам страны.
- Воспитывать гармонично развитого человека.
Основные принципы.
- Научность, доступность.
- Учёт психофизических особенностей учащихся.
- Оптимальность материала, связь с жизнью.
- Наличие теоретических и занимательных элементов.
Формы работы.
- Индивидуальная.
- Фронтальная.
- Групповая.
Методы:
- словесные: беседа, монолог, диалог;
- наглядные: рисунок на доске, плакаты;
- проблемно-поисковые: работа с дополнительными источниками информации, книгой, привлечение знаний из других наук.
Логика построения урока:
Мотивация→актуализация опорных знаний→восприятие, осмысление→первичное запоминание→проверка усвоения→закрепление→анализ и самоанализ урока.
Этап урока | Время |
1. Организационный момент. | 1 минута |
2.Сообщение темы урока (по опорному конспекту). | 5 минут |
3. Актуализация опорных знаний по теме: «Классы неорганических веществ» (работа учащегося у доски). | 5 минут |
4. Сообщения учащихся по теме (задание даётся заранее) | 10 минут |
5. Изложение нового материала | 10 минут |
6. Закрепление материала . | 7 минут |
7. Домашнее задание (Параграф по учебнику, выполнить задания после параграфа; подготовить сообщения о воде, растворах). | 2 минуты |
Ход урока
(На доске записан эпиграф к уроку).
«V O Dy Al – самое драгоценное минеральное сырьё, это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства, V O Dy Al – это действительно проводник культуры, это живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было» (академик А. П. Карпинский).
Учитель: чтобы узнать о каком веществе идёт речь, обратитесь к периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
Первые буквы русских названий элементов помогут найти искомое слово.
А теперь давайте вспомним, что вам известно о воде из курсов природоведения, физики, химии, биологии, географии?
Опорный конспект по теме: «Вода».
Учитель: так как вода является химическим веществом, давайте подумаем, к какому классу веществ можно отнести формулу воды. Чтобы решить эту проблему, нам необходимо вспомнить все классы неорганических соединений и заполнить таблицу (работу выполняет учащийся у доски).
Классы неорганических веществ | |||
Оксиды | Кислоты | Основания | Соли |
Гидроксид алюминия, оксид углерода (IV), угольная кислота, сульфат магния, оксид лития, нитрат натрия, серная кислота, гидроксид калия.
Учитель: в какую же колонку надо поместить формулу воды? Подсказка: вспомните, на какие ионы диссоциирует вода, хотя и в очень незначительной степени.
Н2О = Н+ + ОН-
Какой вывод мы можем сделать? Так как вода может диссоциировать на катионы водорода и гидроксид – ионы, то она обладает как кислотными, так и основными свойствами и является очень слабым амфолитом.
Действительно, в лабораторных условиях можно получить анолит («мёртвую воду»), католит («живую воду»).
Демонстрация: получение «живой» и «мёртвой» воды (проверка рН среды полосками универсального индикатора).
Выступление группы учащихся по теме: «Почему важна вода»? (Презентация).
Рассматриваются следующие вопросы: много ли у воды тайн? Хватит ли воды на Земле? Почему даже в пустыне идут дожди? Как получить «живую» и «мёртвую» воду в лаборатории? Правильно ли человек расходует воду? (Презентация прилагается).
Изложение нового материала (используются мультимедийные слайды).
Учитель: сегодня нам необходимо выяснить следующие вопросы:
- Почему лёд не тонет?
- Почему при замерзании вода разрывает сосуд?
- Почему вода в земных условиях может находиться сразу в трёх агрегатных состояниях одновременно?
Аномальные свойства воды.
Нормально ли поведение воды в сравнении с другими веществами? Несмотря на то, что вода – вещество, принятое, в качестве эталона меры плотности, объёма и т.д. для других веществ, сама вода, как это не странно, является самым аномальным среди них. Этих удивительных аномалий у воды много, рассмотрим лишь основные из них (демонстрация слайдов).
Плотность.
Общеизвестно, что все вещества при нагревании увеличивают свой объём и уменьшают плотность. У воды наблюдается то же самое, за исключением интервала от 0 до 4 ºС, когда с возрастанием температуры объём воды не увеличивается, а, наоборот, сокращается. Максимальная плотность отмечается при 4 ºС. Таким образом, для воды зависимость между объёмом и температурой не однозначна (как в нормальных условиях для других веществ, а двузначная). Например, при 3 и 5º С масса воды занимает один и тот же объём, так же как и при 0,2 и 5 ºС и т.д. Несмотря на указанную аномалию, вода служит эталоном плотности при 4 ºС, когда 1 см ³ её имеет массу 1 грамм.
Объём.
Что же будет происходить с объёмом воды при дальнейшем понижении температуры? Оказывается, что ниже 0 ºС он продолжает увеличиваться, но только при условии переохлаждения. Однако переохлаждение требует исключительных условий: полной неподвижности воды и отсутствия центров кристаллизации льда (пыли, кристалликов льда и т.п.) Вода, лишённая растворённых газов, может быть переохлаждена до минус 70 ºС без превращения в лёд. При лёгком встряхивании, либо при введении льдинки или другого центра кристаллизации она мгновенно превращается в лёд и температура её подскакивает до 0 ºС (на 70 градусов!).
Вода также может быть доведена до 150ºС без закипания. При введении в такую перегретую воду пузырька воздуха она мгновенно вскипает, и температура её падает до 100ºС (на 50 градусов!). При замерзании объём воды возрастает внезапно на 11 % и так же внезапно, скачком, уменьшается в обратном направлении, при таянии льда при 0ºС. Увеличение объёма воды при замерзании имеет громадное значение, как в природе, так и в технике. При замерзании воды в замкнутом пространстве и превращении её в лёд происходит расширение объёма, что приводит к возникновению избыточного давления, достигающего 2500 кг/см?
Рис. 1 Молекулы воды образуют ассоциаты
Рис. 2 В кристаллах льда каждая молекула воды соединена водородными связями с четырьмя соседними
Именно этим объясняются как разрушительная сила замерзающей воды в замкнутых пустотах, трещинах горных пород, откалывающая многотонные глыбы и дробящая их на мелкие осколки, так и страшные взрывы наледей, а также разрывы водопроводных труб и систем отопления при замерзании в них воды.
Точки кипения и замерзания (плавления). Рассмотрим ряд соединений водорода с элементами группы VI А периодической системы Д. И. Менделеева: Н2Те, Н2Sе, Н2S и Н2О (учтём их относительную молекулярную массу). Точки замерзания и кипения воды не укладываются в закономерность общую для трёх других соединений, у которых чем больше относительная молекулярная масса, тем выше точки кипения и замерзания. Точка замерзания воды должна была бы находиться между минус 90 ºС и минус 120 ºС, а в действительности она приходится на 0 ºС. Точка кипения воды должна быть между 75 ºС и 100 ºС.
Поверхностное натяжение и прилипание.
Поверхностное натяжение – это способность пограничных молекул воды, а также твёрдых тел сцепляться, (когезия). На поверхности воды образуются сцепления молекул, создающие пленку натяжения. На этой плёнке могут лежать, не погружаясь в воду, предметы, которые в 8 раз и более тяжелее воды, например лезвие безопасной бритвы, иголка и др. Поверхностное натяжение воды при 18 ºС составляет 72 дин/см – это очень высокое значение ( для спирта оно составляет 22, для ацетона 24, для бензина 29 дин/см). Только ртуть имеет ещё более высокое поверхностное натяжение – 500 дин/см. У воды есть и ещё одно удивительное свойство – «прилипание» (адгезия), которое можно наблюдать в узких стеклянных трубках (капиллярах), где вода поднимается вверх вопреки силам притяжения.
Изотопные разновидности воды.
Атомы водорода и кислорода, образующие воду или, могут иметь различные массовые числа и отличаться друг от друга своими физико-химическими свойствами, но при этом они имеют одинаковый заряд атомных ядер и занимают в периодической системе элементов одно и то же место. Такие разновидности атомов одного и того же химического элемента называются изотопами.
Молекула воды | Содержание, % от всей воды. | Соответствие содержанию в морской воде |
1Н216О | 99,7 | - |
1Н218О | 0,20 | Магния |
D217О | 0,04 | Кальция |
1НD16О | 0,02 | Калия |
1НD18О | 0,00006 | Азота |
1НD17О | 0,00001 | Алюминия |
D216О | 0,000003 | Фосфора |
D218О | 0,000000009 | Ртути |
D217О | 0,000000001 | Золота |
Учитель: сейчас в тетради вы должны записать ответы на поставленные вопросы (можно обратиться к учебнику (стр. 50-51)).
Несколько учащихся зачитывают свои записи, другие – комментируют выводы.
Структура молекулы воды (демонстрация слайда).
Ассоциаты молекул воды.
Ассоциация молекул воды.
Пунктирными линиями на рисунке обозначены водородные связи между молекулами воды. Так как молекула воды имеет угловую структуру (атомы водорода расположены под углом 104,5º), она является полярной, т.е. представляет собой диполь – два поля (рис. 10 стр. 52). Вследствие этого в жидкой воде её молекулы притягиваются друг к другу разноимёнными полюсами, и происходит их ассоциация Учитель: ассоциаты образуются в жидкой фазе, а как будет происходить процесс образования пара?
Что происходит с водой, выделяемой кожей человека в жаркую погоду, какую функцию выполняет этот процесс? Как называется свойство воды долго удерживать тепло?
Закрепление материала.
Химические свойства воды.
Учитель: на прошлом уроке вам было дано задание повторить строение кристаллогидратов, отношение основных и кислотных оксидов к воде, способы получения растворимых оснований (щелочей). Сейчас вы выполните несколько заданий по теме: «Химические свойства воды» и убедитесь, что эти свойства вам уже известны. Если у вас есть трудности, обратитесь к учебнику стр. 52 – 54 и повторите материал.
Задания 8, 9 стр. 57.
Задание 8. Осуществить следующие превращения
Н2→Н2О→Са(ОН)2→Са(NO3)2
Для реакции 1,2 составить схемы электронного баланса. Для реакции 3 приведите сокращённое ионно-молекулярное уравнение.
Задание 9. Вода реагирует со всеми веществами набора:
а) N2, Na; б) Na2О, SiO2; в) SO3, Са; г) Р2О5, S.
Напишите уравнения реакций, для окислительно-восстановительной реакции составьте схему электронного баланса.
Некоторым учащимся раздаются индивидуальные задания по примеру заданий из учебника (продифференцированы по сложности)
В конце урока учащиеся сдают тетради, подводится итог урока по краткому плану урока, записанному на обратной стороне доски:
- Вода в природе.
- Физические свойства воды.
- Аномальные свойства воды.
- Структура молекулы воды.
- Химические свойства воды.
- Круговорот воды.
Учитель просит тех учащихся, которые не поняли материал какого – либо из пунктов плана отметить на полях тетради карандашом номер этого пункта. Этот приём позволит учителю скорректировать материал следующего урока.
Домашнее задание.
Параграф 12, задания на
- «5» - 3, 4, 5, 6, 7;
- «4» - 3, 4, 5, 6;
- «3» - 2, 4, 6.
Подготовить сообщения по теме: «Охрана водных ресурсов в Ставропольском крае и городе Будённовске».
Приложение к уроку.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Открытый урок по теме "Про воду". 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
- познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
- познакомить со значением воды в жизни человека;
- расширять знания o формах существования воды в природе.
Задачи урока.
1. Образовательные: знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;
2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.
Оборудование:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник “Окружающий мир” 2 кл А. А. Плешаков “Тесты к учебнику для 2 класса” А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова; презентация “Про воду…”, запись на аудиокассете: шум дождя, ручья, моря.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
Вы пришли сюда …(учиться) Не лениться, а …(трудиться) Работать как? (старательно) А слушать как? (внимательно) Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять) Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).
II. Актуализация знаний.
У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Д. Про воздух. У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк) У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Д. . Кислород. ( диаграмма на доске) У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ) У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?
Чтоб здоровье было в норме Надо воздух освежать. И проветривать почаще, Пыль почаще протирать.
III. Мотивация учебной деятельности
У. А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. Слайд №2 Д. Это – вода. У. Как ты разгадал ребус? Д. В О нарисовано ДА – получается вода. У. У кого из вас другой ответ? Оцените ответ своего товарища. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, вы рассуждали правильно. Молодцы! У. Сегодня мы будем говорить про воду. Слайд№3 (На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете? Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять. У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.
IV. Работа по теме урока.
У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях
Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения?
Знакомство с понятием “исследователь”
У. Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?
Д. Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.
Слайд №4
У. Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?
Д. Вода.
У. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
План работы нашего исследования (на доске).
- Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.
- Наблюдение за распространением воды в природе.
- Изучние вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
- Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
Практическая работа.
Опыт №1
У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )
У. Почему? Д. Она текуча.
У. Какой сделаем вывод? Д. Вода-жидкость.
Опыт №2
У. Всегда ли она жидкая?
Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?
Витя, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?
Д. Я дома с сестрой налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)
(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )
У. Какой сделаем вывод?
Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.
Опыт №3
У. Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' Д. Она испарилась.
У. Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.
У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?
Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски).
У. Давайте перейдем ко второму вопросу.
2. Распространение воды в природе
У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.
Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.
У. Вода в природе в твердом состоянии – это…(
У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…
Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:
- Заря-зареница По миру ходила, Слезу уронила. Месяц видел, Солнце скрыло. (Роса)
- Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )
- Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )
- Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
- Похож я с виду на горох, Где я пройду – переполох. (Град. )
- И не снег, и не лед,
- А серебром деревья уберет. (Иней)
- Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было, Растворилось молоко, Стало видно далеко. (Туман)
- Белая простыня По небу плыла. (Облако)
(Второй пункт плана стирается с доски)
У. Давайте перейдем к третьему вопросу.
3. Значение воды для растений, животных и человека.
Слайд№6
У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? Д. Голубой.
У. А почему?
Д. Это вода. У. Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.
Слайд№7
У. Где мы используем воду?
У. С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
(На доске карточка со словами Вода – это )
У. Значит, вода – это…
Д. Вода – это жизнь.
(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)
У. Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.
(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)
Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)
У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.
(Третий пункт плана стирается с доски)
Физминутка
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно, Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. Вышли на берег, Обтерлись полотенцем Так, чтоб каждый был сухой И отправились домой.
V. Продолжение работы по теме урока.
У. Перейдем к четвертому вопросу.
4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма! Рыбак:
Из страны заморской, дальней Я подарок получил Удочку, чтоб рыб ловил На Тишанку поспешил Леску в воду опустил
Друзья: Ну и что, поймал?
Рыбак: Поймал!
Друзья:
Какую?
Может, рыбку золотую?
Рыбак:
Да куда там? Если б так Я б тогда не был бедняк Я поймал не щуку, не карася, А маленького пескаря Говорит вдруг мне пескарь!
Пескарь:
речке нам житья не стало Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Пескарь:
Грязь всю в речку к нам сливают От нее все погибает Все бросают в воду к нам От иголок до пижам И полно других отходов Вот беда, браток, какая!
Рыбак:
Что же делать? Как нам быть? Соберу-ка, я друзей И решим вопрос скорей.
У. Грустная сказка! Но и быль не радостней. Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните, отчего загрязняется вода?
Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
У. Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.
У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Тишанке? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.
(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)
Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов. Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.
У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)
У. Надеюсь, вы так и будете поступать.
(Четвертый пункт плана стирается с доски)
Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)
VI. Рефлексия учебной деятельности
Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки. Тест.
После задания на самопроверку дети сверяют свои ответы с модульным ответом, предложенным учителем на доске, и показывают оценку.
VII. Итоговое обобщение.
У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!
Природу не уродуй, Природу не обидь Родился человеком Так надо им и быть!
Слайд №8
У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.
Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?
VIII. Домашнее задание
Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. Рабочая тетрадь с. 18 №1.
Презентация
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai