Над водой житков: Борис Житков «Над водой»

Житков Борис Степанович

11.09.1882, Новгород — 19.10.1938, Москва
русский писатель

В ноябре 1923 года немолодой безработный Борис Житков записал в дневнике: «Сегодня день, когда уже некуда идти». Работы не было, было ощущение глухого забора, вдоль которого он ходил и безуспешно стучал. И вдруг… «открылась калитка в этом заборе… Совсем не там, где… стучал… и сказали: “Ради бога, входите, входите”». Это «входите, входите» сказали в редакции журнала «Воробей», куда Житкову предложил обратиться Корней Чуковский, уверовавший в литературный талант своего гимназического товарища. Они когда-то вместе учились в Одессе, одно время даже дружили, и Чуковский (тогда Коля Корнейчуков) часто бывал в семье Житковых.
Семья была немалой: родители, три дочери и младший — сын. Он родился недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Отец преподавал математику: один его задачник издавался тринадцать раз. Но из-за твёрдого клейма «неблагонадёжного» он вынужден был менять одно место работы за другим. Семье пришлось поколесить по России, пока не осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать Бориса боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна.
В Одессе Борис впервые пошёл в школу: частную, французскую, где вместо отметок за прилежание давали фантики и игрушки. Потом поступил в гимназию. Гимназист он был необычный. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что «изучатель» он был дотошный. И результатов часто добивался отличных. Например, увлёкшись спортом, не только в гонках призы получал, но и вместе с товарищами яхту построил.
Однажды уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев — пешком! А это 400 километров. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым.
Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма порой — целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь. К тому же он оказался великолепным рассказчиком. Да и рассказать ему было о чём. После окончания гимназии его жизнь — это настоящий калейдоскоп разнообразных, подчас экзотических событий.
Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском политехническом институте, руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолётов. Работал в школе, преподавал математику и черчение.
Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. И вот со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он — человек немолодой — бросился в литературную работу.
Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова («Над морем») в 1924 году опубликовал журнал «Воробей». Позднее автор изменил название — «Над водой». В том же году вышел сборник рассказов «Злое море».
Однажды, получив приглашение поработать редактором в журнале «Юный натуралист», Борис Степанович учинил там«житковский переворот». То же произошло чуть раньше в журнале «Пионер», чему там, впрочем, все были рады.
Героями произведений Житкова были люди ярких, резких характеров — таких он не раз встречал в своей полной приключений жизни. А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном».
Как и в детстве, он «жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать». И подчас героями его произведений становились… топор или пароход. Как автору хотелось, «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения этих книг! Для того он и усердствовал непрестанно выдумкой.
Пригодились и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая слава. Он мог домашней хозяйке объяснять, как лучше солить капусту, а писателю Константину Федину — как делают бочки. Да так объяснять, что тот «слышал стук и гул работы… и готов был… немножко построгать вместе с замечательным бондарем — Житковым».
Отчаянный интерес к жизни не давал писателю Житкову покоя. То он брался делать фильм о микробах, то взахлёб рисовал, то возвращался к скрипке. «Я в плену, я влюблён и у ног в восхищеньи» — это о новом инструменте с нежным «женским» голосом.
За вечные скитания его как-то назвали «вечным Колумбом». А какой же Колумб без открытий! В 1936 году Житков взялся за небывалую книгу — «энциклопедию для четырёхлетних граждан». Он назвал её «Почемучкой». Первым слушателем и критиком отдельных глав стал настоящий почемучка — его сосед Алёша, которому «объясни метро — мозги вывихнешь».
Книга «для маломерных читателей» под названием «Что я видел» вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова, который умер за год до её выхода. Осталось наследство: почти двести рассказов, повестей, статей.

Надежда Ильчук

 

ИЗБРАННОЕ. — М.: Терра — Кн. клуб, 1999. — 542 с.: ил. — (Сокровища дет. литературы).

ИЗБРАННОЕ / Вступ. ст. К.И.Чуковского; Худож. Б.В.Тржемецкий. — М.: Правда, 1988. — 477 с.: ил.
Содерж.: Морские рассказы; Рассказы о животных; Что бывало.

ИЗБРАННОЕ / Сост., вступ. ст., примеч. В.Глоцера; Худож. А.Брей и др. — М.: Просвещение, 1989. — 190 с.: ил. — (Шк. б-ка).
Содерж.: Что бывало; Морские истории; Рассказы о животных.

БЕСПРИЗОРНАЯ КОШКА: [Рассказы] / Худож. М.Федоровская. — М.: Пушкинская б-ка: Астрель, 2005. — 238 с.: ил. — (Внеклассное чтение).

КАК МЫ ЕЗДИЛИ В ЗООСАД: Рассказ. — М.: Центрполиграф, 1998. — 46 с.: ил. — (Книга за книгой).

КАК Я ЛОВИЛ ЧЕЛОВЕЧКОВ; БЕЛЫЙ ДОМИК; ПУДЯ; МАНГУСТА: [Рассказы] / Худож. И.Киреева. — М.: Август, 2001. — 56 с.: ил. — (Рассказы рус. писателей).

МОРСКИЕ ИСТОРИИ; РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ // Пришвин М.М. Золотой луг: Рассказы; Житков Б.С. Морские истории; Рассказы о животных; Бианки В.В. Рассказы и сказки; Бажов П.П. Уральские сказы. — М.: Дет. лит., 1982. — С. 169-348.
Каким бывает море? Глубоким, синим, тёплым, ласковым. А ещё злым и безжалостным к человеку, стремящемуся схлестнуться с водной стихией один на один.

ПОМОЩЬ ИДЁТ: Рассказы / Худож. В.Юдин. — М.: Дет. лит., 1990. — 29 с.: ил. — (Читаем сами).

ПРО СЛОНА: Рассказ / Худож. Н.Тырса. — СПб.: Лицей, 1991. — 14 с.: ил. — (Мои первые книжки).

ПУДЯ: Рассказ / Рис. В.Дроздова. — СПб.: Лицей, 1992. — 31 с.: ил. — (Читаем сами).

РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ / Худож. В.Челак. — М.: Махаон, 2004. — 125 с. : ил. — (Родная природа: Читаем дома и в школе).

РАССКАЗЫ О ХРАБРОСТИ / Худож. Ю.Тризна. — Л.: Дет. лит., 1990. — 110 с.: ил. — (Шк. б-ка: Для начальной школы).

СЕМЬ ОГНЕЙ: Очерки, рассказы, повести, пьесы / Худож. А.Брей, В.Владимиров, Н.Лапшин, П.Митурич, А.Самохвалов, Р.Семашкевич, С.Соколов, М.Цехановский; Оформл. Г.Фильчакова. — Л.: Дет. лит., 1989. — 287 с.: ил.
Содерж.: Повести и рассказы: Про волка; Роман Маркиза; Удав; Варька; Василий Мутный; Александр Сергеевич Пушкин; Пьесы: Семь огней; Последние минуты; Очерки: Телеграмма; Про эту книгу и др.
Эта книга о том, как делают деньги и как родился паровоз. Здесь есть повесть о жизни Александра Сергеевича Пушкина и пьеса о революции. А от рассказа «Про волка» просто не оторваться. Так увлекательно автор описывает свою попытку приручить дикого зверёныша.

ХРАБРЫЙ УТЁНОК: Сказка / Худож. А.Комраков. — М.: Дет. лит., 1998. — 15 c.: ил. — (Для маленьких).

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Предисл. Г.Черненко; Худож. М. Беломлинский. — Л.: Дет. лит., 1986. — 79 с.: ил.

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Худож. А.Безменов, А.Капнинский. — М.: РОСМЭН, 2002. — 250 с.: ил. — (Б-ка младшего школьника).

ЧТО БЫВАЛО: Рассказы / Худож. В.Черноглазов. — М.: Дет. лит., 2003. — 301 с.: ил. — (Шк. б-ка).
Что бывало? Бывало всякое: и страшное, и смешное. В этой книге рядом стоят рассказы о пароходе, налетевшем на мину, и самоваре, который пускал мыльные пузыри. О спасении рыбаков, унесённых на льдине в открытое море, и о потерянной бороде.

ЧТО Я ВИДЕЛ: Рассказы и сказки / Вступ. ст. К.Федина; Рис. коллектива художников; Сост. и авт. биогр. очерка Г.Черненко. — Л.: Дет. лит., 1979. — 382 с.: ил.

ЧТО Я ВИДЕЛ / Худож. Д.Аникеев. — М.: Примат, 1994. — 240 с.: ил.
Почему у собаки на голове бантик?
Почему нельзя подслушивать?
Почему дорога железная?
Почему у стрелочника жёлтый флажок то свёрнут, то развёрнут?
Попробуй задать вопросов больше, чем Алёша Почемучка!

Надежда Ильчук,

Ольга Мургина (библиография)

 

Бианки В. В. Борис Степанович Житков и его литературное наследие // Бианки В.В. Собр. соч.: В 4 т. — Л.: Дет. лит., 1972-1975. — Т. 4. — С. 218-222.

Бывалый человек Житков: [Чуковский К. Детство; Бианки В. Друг; Фраерман Р. Последние годы] // Житков Б.С. На островах робинзонов. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. — С. 230-254.

Вольпе Ц.С. Искусство непохожести: Б.Лившиц, А.Грин, А.Белый, Б.Житков, М.Зощенко: Сб. — М.: Сов. писатель, 1991. — 316 с.

Жизнь и творчество Б.С.Житкова. — М.: Детгиз, 1955. — 591 с.: ил.

Житков Борис Степанович // Крат. лит. энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978. — Т. 2. — Стб. 947-948.

Житков Борис Степанович // Мацуев Н. Русские советские писатели: 1917-1967. — М.: Сов. писатель, 1981. — С. 85.

Житков Борис Степанович // Что такое. Кто такой: Т. 2. — М.: Педагогика-ПРЕСС, 1993. — С. 18-19.

Зубарев Д. Борис Степанович Житков // Антология мировой детской литературы. — М.: Аванта+, 2002. — Т. 3. — С. 53-54.

Маршак С. Я. «Штурман дальнего плавания» // Маршак С.Я. Собр. соч.: В 4 т. — М.: Правда, 1990. — Т. 4. — С. 416-423.

Николаева С.А. Житков Б.С. // Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие. — М.: Академия, 1997. — С. 279-284.

Пантелеев А.И. Ни на один оборот: (К 95-летию Б.С.Житкова) // Пантелеев А.И. Собр. соч.: В 4 т. — Л.: Дет. лит., 1983-1985. — Т. 3. — С. 259-261.

Разумневич В.Л. О людях труда и подвига // Пришвин М.М. Золотой луг; Житков Б.С. Морские истории; Рассказы о животных; Бианки В.В. Рассказы и сказки; Бажов П.П. Уральские сказы. — М.: Дет. лит., 1982. — С. 161-169.

Cивоконь С. На все руки мастер: (Борис Житков) // Сивоконь С. Уроки детских классиков. — М.: Дет. лит., 1990. — С. 66-98.

Сивоконь С. На все руки мастер // Житков Б.С. Что бывало. — М.: Дет. лит., 2003. — С. 5-18.

Федин К. Мастер // Житков Б.С. Что я видел. — Л.: Дет. лит., 1979. — С. 5-6.

Черненко Г.Т. Вечный Колумб: Биогр. очерк / Рис. и оформл. Б.Забирохина. — Л.: Дет. лит., 1982. — 255 с.: ил.

Черненко Г.Т. Две жизни Бориса Житкова // Житков Б.С. Что я видел. — Л.: Дет. лит., 1979. — С. 369-379.

Черненко Г.Т. Любимый писатель // Житков Б.С. Что бывало. — Л.: Дет. лит., 1986. — С. 5-7.

Щеглова Е.П. Житков Борис Иванович: [Биогр. справка] // Уважаемые дети: Сб. — Л.: Дет. лит., 1989. — С. 252.

Н.И., О.М.

 

— МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ —

Кнопочки и человечки. Эпизод из повести Б.Житкова «Что я видел». Сцен. В.Голованова. Реж. М.Новогрудская. Комп. М.Меерович. СССР, 1980.

Почему слоны? По мотивам повести Б.Житкова «Что я видел». Сцен. Ж.Витензон. Реж. М.Новогрудская. Комп. М.Меерович. СССР, 1980. Роли озвучивали: Г.Дробинина, Е.Зверева, Р.Суховерко и др.

Пудя. По рассказу Б.Житкова. Реж. И.Воробьёва. Комп. И.Ефремов. СССР, 1990.

Н.И., О.М.

Что бывало. Борис Степанович Житков

Текст: Андрей Цунский

Фото: ru.wikipedia.org

«Я думаю, что надо, наконец, начать кому-нибудь писать настоящие учебники. Учебники для детей. Это ведь тоже, выходит, детская книжка. И, скажите мне на милость, почему с беллетриста такой спрос: если на первой полустранице „ничего не начинается“, то всякий вправе захлопнуть книжку и обругаться. А с „руководства“ — никакого спросу, лишь бы вмещал курс».
Борис Житков

Отец писателя Степан Житков преподавал математику. Его задачник выдержал тринадцать изданий. Мать, пианистка, была ученицей великого Антона Рубинштейна. Мальчик знал с детства французский язык, увлекался химией, биологией, парусным спортом и даже построил с друзьями парусный бот с каютой… Обычная интеллигентная семья, но не совсем. Отец считался «неблагонадежным», и, переменив несколько мест, семья осела в Одессе, где одноклассниками Бориса стали Коля Корнейчуков и Володя Жаботинский.

Коля Корнейчуков нынче известен каждому — Корней Иванович Чуковский. Володю Жаботинского звали по-настоящему Зеев, и в период еврейских погромов он вступил в еврейскую самооборону. А Боря Житков…

ДЕБЮТ«СТАРИКА»

В 1924 году журнал «Воробей» опубликовал рассказ «Над морем». Позднее название автор изменил («Над водой»). Мальчишка — ученик пилота аэроплана, в отличие от взрослого и опытного механика, не испугался выйти на крыло чинить карбюратор двигателя, чтобы спасти жизни пассажиров и товарищей, сорвался — и погиб. «Через минуту пилот злобно взглянул на механика. Тот, бледный, все еще перебирал инструменты в ящике. Оба понимали, почему нет Федорчука». От мала до велика люди зачитывались простыми словами — о смелости и трусости, о долге и подлости…

Совсем незадолго до этого в биографии автора были два университета, диплом инженера-кораблестроителя, мичманские курсы и учебное плавание, в которое Борис Степанович отправился юнгой, а вернулся — помощником капитана. Прекрасный математик, знаток ботаники, музыки, опытный преподаватель — не мог найти работы. Голод — это слово многие, как и он, знали не понаслышке. И вдруг встреча с Чуковским и совет: «Ты же столько видел, знаешь, умеешь — напиши!» Написал. А Чуковский — то ли забыл, то ли еще что… Житков отправился в Ленинград и там встретил Самуила Яковлевича Маршака.

ОДНАКО!
Евгений Львович Шварц зашел к Маршаку после долгой поездки, и первое, что от него услышал, — что появился новый удивительный писатель — Борис Житков, ему сорок один год. «Однако! — подумал Шварц. — Что за возраст для дебютанта?!» Житков старше его всего на пять лет, но уже кажется ему стариком. Но после «Над водой» выходят рассказы «Под водой», «Про слона», ««Мария» и «Мэри»» (все в 1924 году), «Джарылгач» (1926), сказочная повесть «Элчан-Кайя» (1926), «Про обезьянку» (1927), «Кружечка под елочкой» (1929). И все эти произведения — это не просто успех. Это чеканный, простой язык. Можно сказать — мужской язык. Больше того — это стиль! С 1925 по 1937 год набирается таких рассказов на сборник под названием «Морские истории». Дети в восторге. Появился автор, который не сюсюскает с ними, а говорит на равных — и прямо.

БИТВА ЗА ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Страна менялась, и там, где раньше главным был творец, воцарялся советский чиновник. Уникальную детскую библиотеку Герценовского института несколько раз пытались уничтожить. Ее спасли Житков и Маршак. Как писал Е. Л. Шварц, они «клеймили позором чиновников от просвещения, перепуганных и растерявшихся, ненавидящих свое собственное дело. И они, чиновники, отступали, ворча. …Детскую литературу они объявили довеском к учебнику». Маршак, Житков, Ольга Иеронимовна Капица (мать великого физика), Екатерина Петровна Привалова — вот люди, спасавшие детскую литературу… Работали буквально до потери сознания. Маршак почти не спал. Однажды он приехал к Житкову и не смог вернуться домой из-за сердечного приступа.

В журналах «Воробей», «Новый Робинзон» Житков не давал спуску ни себе, ни другим авторам. Если Борис Степанович видел пошлость или заигрывание с читателем, или просто безграмотность, или недоделку, то раскачивался на коротких бедрах и, вертя плечами, издевательски приговаривал нарочно противным голосом: «Вот как сеет мужичок!» — и напряженно искал «нужное слово. Именно слово. Журнал строился слово за словом» (Е. Шварц).

РАСХОЖДЕНИЕ
Литераторы — люди обидчивые. Два таких целеустремленных борца, как Житков и Маршак очень долго сражались бок о бок. Но однажды их пути разошлись. Не было решительной ссоры, как и повода для нее. Маршак по-прежнему любил Житкова, в острых ситуациях дрался отчаянно на его стороне. И Житков это знал. Но терпеть не мог замечаний Маршака, которые казались ему придирками. «Вот как сеет мужичок!» Роковую роль в отношениях двух великих мастеров детской литературы сыграл гениальный — и безжалостный, страстный и глумливый Николай Олейников. Видимо, считая себя недооцененным, он решил поссорить великих друзей. Всегда действовал за глаза, но умело и без промаха бил по больным местам… Маршак прошел суровую школу жизни, как и Житков. Но в отношениях с коллегами Житков был простодушен и прям. Евгений Львович Шварц вспоминал: «Об умершем друге горюют, а каждое их воспоминание друг о друге вызывало у бывших друзей чувства похуже горя». Что выиграл Олейников? Совсем ничего. Но — ловко сеял мужичок… И не пережил 37-го года.

ЖИТКОВ ЗА РАБОТОЙ

Пришли слава и деньги. А Житков продолжал курить махорку. Квартирка у него была на Петроградке (тогдашняя Матвеевская, 2 — нынешняя улица Ленина). В кабинете — письменный стол и пачка бумаги, а рядом листы, сложенные пополам: Борис Степанович писал в два столбика. Так ему открывалось большее пространство текста. Каждый раз, заканчивая дневную или ночную работу, он ставил число и месяц. В этой точности было что-то от конструкторского бюро.

В квартире были рояль и скрипка. Рояль осваивала супруга Бориса Степановича, тот же с детства увлекался скрипкой — рояль не давал ему того, что было частью его характера. Белые и черные клавиши — это готовый звук. На скрипке нужную ноту, громкость и тембр приходилось искать самому…

В литературе он не щадил никаких авторитетов. Его раздражала даже чеховская фраза «офицер в белом кителе». А в чем еще может быть офицер? Очевидное было для Житкова недостаточным.

ДОМА У БОРИСА СТЕПАНОВИЧА
Сколько людей — с добрыми и не добрыми намерениями — побывали в гостях у Житкова! Гостей он обожал и в нетерпении даже шел на улицу их встречать. Всех непременно «угощали» представлением, которое хозяин дома устраивал со своим любимцем — рыжим котом. «Стань безьяном!» — командовал хозяин, и кот вставал на задние лапы, разведя передние в стороны. «Але, оп!» — и кот прыгал в обруч, пробивая бумагу. Начинались рассказы и о путешествиях и неизменные вопросы, а что в рассказах писателя правда, а что — вымысел или просто известный ему случай. И оказывалось, что герои рассказа «Компас» и «С новым годом» — сам автор и его друг Сережа, сгинувший потом на каторге… И это Житков плыл на «Погибели» и участвовал в отряде сопротивления черносотенцам со своим другом Володей Жаботинским. Угощая, никогда не скупился. «Фатит, не в армейских!» — приговаривал он, когда водились деньги… Если случалась беда с другом — немедленно помогал деньгами, попавшему в ссылку Олейникову снял дачу. Он ненавидел всей душой трусость, пошлость, интриги, но как часто не замечал их вокруг себя… А потом случилась беда. Заболела его жена, это было психическое заболевание, за которым последовал тягостный развод через суд. Писатель все чаще впадал в тяжелые депрессии.

ПОВЕСТКА
По воспоминаниям Евгения Шварца, однажды Житков пришел в самом мрачно расположении духа к Виталию Бианки, принес бутылку коньяку и выпил ее в одиночку. Потом встал и на прощание сказал: «Черта видел. Получил повестку с того света». В 1938 году он умер от рака легких…

ГЛАВНЫЙ ТРУД

В большей части биографий Житкова даже не упоминается самый главный труд его жизни — роман о революции 1905 года «Василий Вавич». Друзья знали о нем, читали сами, и он им читал, заставляя слушать чуть ли не силой. Роман не сразу был понят.

Среди его персонажей — «Анна Григорьевна», «Алеша»… Вот на кого замахнулся! И если Достоевский в итоге расставлял все «по полочкам», то Житков показал не просто эволюцию человеческой психологии. Он безжалостно сорвал кожу со своих героев и показал, как часто они поступают вопреки тому, что казалось, было им предначертано, брезгливо перечеркнул попадающиеся у Достоевского шовинистические «нотки», описал ужас еврейского погрома, разорвал «достоевскую» ницшеанскую подоплеку. Автор бесчисленных детских произведений встал в один ряд с Платоновым, Пастернаком и другими классиками, вовремя прочитанными и услышанными…

История каждого персонажа развивается поначалу отдельно, но потом судьбы сближаются, сжимаются — и оказывается, что избравший полицейскую службу Виктор Вавич даже не главный герой. Героем романа стала обстановка полупровинциального города, где каждый считает, что сможет решить что-то сам, а на деле — перекладывает свою ответственность на чужие плечи.

«Главная проблема романа не безлична, она — огненна: отчужденность русского сознания от ценностей собственной жизни, отчужденность, ведущая к утопизму и в мышлении, и в мотивировках, побуждающих к действию. Утопизм — это „наше все“. Такую черту можно подвести под романом… Самое любопытное — и характерное — здесь то, что прямо о сути русских вещей говорится в романе под занавес персонажем второстепенным, ведущим героям „чужим“: о том, что за „свои интересы“ у нас борется в основном правительство да люди, заведомо на то обреченные, преступившие закон. Способ осознания „своих интересов“ по ту сторону закона характерен в романе и для тягловой силы исторического процесса начала XX века — для пролетариата. В результате за „чужие интересы“ бескорыстно бьется у нас один-единственный „доблестный орган“ — интеллигенция», — пишет о романе Андрей Арьев.

В 1941 году книга была подготовлена к печати, вышли пробные экземпляры. Но набор рассыпали по настоянию А. Фадеева. Житкова уже три года не было на свете. Так что вряд ли Фадеев боялся за судьбу автора… Александр Фадеев читал «Вавича» летом того самого проклятого года в охваченной страшными предчувствиям Москве. И этим во многом определяется его безжалостный приговор книге: «Ее основной персонаж, Виктор Вавич, жизнеописание которого сильно окрашивает всю книгу, — глупый карьерист и жалкая и страшная душонка, а это, в соединении с описанием полицейских управлений, охранки, предательства, делает всю книгу очень не импонирующей переживаемым нами событиям. Такая книга просто не полезна в наши дни».

Андрей Битов отказывает роману в праве занять место в литературе такими словами: «Вопреки Булгакову, рукописи горят. Кроме текстов нужна еще и судьба. Вот, скажем, „Виктор Вавич“ Бориса Житкова. Если бы у этого романа была судьба, он занял бы нишу между „Тихим Доном“ и „Живаго“. Теперь он станет, может быть, лишь темой диссертаций».

Но Булгаков оказался мудрее. Не горят! Экземпляр книги спасла Лидия Чуковская. Роман опубликован.

Диссертации, конечно, будут. Но непременно будет у «Виктора Вавича» и современный читатель. Время потребует. Один из сборников Житкова называется «Что бывало». Так можно было бы назвать полное собрание его сочинений. Нам всем нужно помнить, «что бывало». Чтобы плохое — не повторялось.

Жизнь над водой | Слишком большой, чтобы его игнорировать

Являясь глобальной исследовательской сетью по маломасштабному рыболовству, TBTI выпустила несколько книг, журнальных статей и отчетов по ключевым аспектам мелкомасштабного рыболовства, ориентированных в основном на академическую аудиторию, исследовательское сообщество и политические круги. производители. Однако мы всегда стремились публиковать книги и статьи для широкой публики в рамках нашего вклада в повышение осведомленности о мелкомасштабном рыболовстве и повышение его значимости в политических дискуссиях.

Эта книга «Жизнь над водой», написанная одним из основателей TBTI, профессором Свейном Джентофтом, предлагает вдумчивые размышления о мелкомасштабном рыболовстве. Его эссе дают публике способ понять вопрос «почему» исследований в области социальных наук, в то же время побуждая коллег-социологов и междисциплинарных ученых продолжать работу над реальными изменениями на местах, сохраняя при этом научную целостность. Тем, кто впервые читает о мелкомасштабном рыболовстве, книга «Жизнь над водой» рассказывает о значении и ценности мелкомасштабного рыболовства и о том, почему мы должны заботиться о нем.

Многие из нас находят вдохновение в том, чтобы узнать о мелкомасштабном рыболовстве, чтобы помочь защитить свои права. Мы сочувствуем тем, кто бессилен и поэтому борется за выживание. Это законное отношение. Более того, социологам нужно более высокое оправдание той работы, которую мы делаем. Мелкомасштабные рыбаки заслуживают не только нашего любопытства, но и нашего сострадания. Наше участие должно, однако, питаться не жалостью, а чувством социальной справедливости… Учитывая волнение, связанное с концепциями «голубого роста» и «голубой экономики», следует обратить внимание на их последствия для распределения. Это новые инициативы с мощными спонсорами. Крайне важно, чтобы они не привели к еще большей маргинализации мелкомасштабного рыболовства. [С. Джентофт, Жизнь над водой].

 

Свейн Джентофт — почетный профессор Норвежского колледжа рыбохозяйственных наук UiT — Арктического университета Норвегии. Его долгая карьера социолога, специализирующегося на управлении рыболовством и рыбацкими сообществами, привела к многочисленным статьям и книгам. Он руководил и участвовал во многих международных проектах, работая как на глобальном Юге, так и на Севере. Он также давно интересуется условиями жизни коренных народов в Никарагуа и его родной Норвегии. В 2018 году ему была присуждена почетная докторская степень в Гетеборгском университете, Швеция, и награда «Друг маломасштабного рыболовства» на 3-й Всемирной конференции по маломасштабному рыболовству в Чиангмае, Таиланд.

Джентофт является одним из основателей TBTI и возглавлял рабочую группу «Управление управлением» и исследовательский кластер, связанный с «Руководством SSF». В этом качестве он отредактировал и написал несколько книг и статей по ТБТИ. «Жизнь над водой», его последняя работа, открывает новую глобальную книжную серию TBTI, цель которой — показать, почему мы должны уделять пристальное внимание маломасштабному рыболовству.

Главу 18 книги под названием «Жизнь над водой» можно скачать напрямую — просто НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ .

Эта книга доступна в электронном формате. Чтобы скачать книгу, НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ .

Жизнь над водой — первая книга, опубликованная в рамках Глобальной книжной серии TBTI. Это новая серия публикаций, призванная показать, почему мы должны уделять пристальное внимание маломасштабному рыболовству. Эта серия будет полезна всем, кто хочет больше узнать о мелкомасштабном рыболовстве, особенно об его важном вкладе в обеспечение средств к существованию, благосостояние, борьбу с нищетой и продовольственную безопасность, а также тем, кто стремится повысить авторитет масштабное рыболовство в сфере политики.

Опубликовано 21 июня 2019 г.

← Дайджест TBTI – июнь 2019 г.

Книги TBTI среди 25% самых загружаемых книг Springer 2018 года! →

9 советов, как держать голову над водой, когда дела идут плохо

Мэрилин Галан | Опубликовано: 12 марта 2019 г.

В повседневной жизни обычно присутствует определенный уровень стресса, но когда вы переживаете особенно трудный период, несколько изменений в образе жизни могут помочь вам двигаться вперед. Вот девять наших любимых проверенных способов помочь себе вырваться из периода стресса и несчастья.

1. Помните, что вы есть то, что вы едите

Ключевыми областями вашей жизни, которыми часто пренебрегают, являются ваша диета и ваше душевное состояние. Когда вы имеете дело с более высоким, чем обычно, уровнем стресса, эти две области могут быть первыми, на которых следует сосредоточиться.

Как ты ел в последнее время? Еда имеет прямое отношение к нашему психическому состоянию. Дополнительное беспокойство может возникнуть из-за употребления слишком большого количества чрезмерно обработанных продуктов с высоким содержанием натрия, жира и сахара. Употребление в пищу продуктов старше суток также может вызвать упадок сил. Вместо этого выбирайте продукты, богатые антиоксидантами и питательными веществами, такие как свежие фрукты и овощи. Сокращение тяжелой пищи, мяса и потребление меньшего количества алкогольных напитков позволит телу функционировать с гораздо большей энергией и, в свою очередь, с гораздо более высоким настроением.

2. Воссоединитесь с природой

В этом безостановочном мире умственного беспокойства есть одно место, куда вы всегда можете отправиться, где нет осуждения — к Матери Природе. Природе все равно, неуместны ли ваши волосы или вы нанесли макияж не того цвета. Живя в нескольких шагах от пляжа, я люблю посещать океан. Природа упивается изгибами и поворотами, рычанием стволов деревьев, ударами прибоя, оставляющего океан на знойном песке. Иногда, если мне повезет, мне выпадает шанс понаблюдать за игрой дельфинов. Какая радость наблюдать за тем, как они пищат друг другу, ловко переплетаются и прыгают через океанские течения, и время от времени заканчивая их славными шлепками живота.

Живете ли вы рядом с океаном, горами, полями, пустынями или лесами, проводите больше времени с природой. Вдохните прохладный воздух, шелестящий ветвями деревьев. Чтобы охладить свои нервы, позвольте себе снять обувь и пройтись босиком по траве. Сядьте и полюбуйтесь закатом во всех его красках. Посмотрите вверх, чтобы увидеть, как луна омывает ночное небо своим мягким молочным светом. Когда мы погружаемся в ритмы природы, кажется, что шум мира просто тает, и жизнь возвращается к гармонии.

3. Повторяйте или слушайте успокаивающие мантры

Вот где я благодарен за мощную энергию санскрита. Мантры — это слоги и слова, обычно на санскрите, которые при произнесении передают энергию передаваемых слов. Моя любимая исцеляющая мантра — медленная версия «Ом намах Шивая». Расслабьтесь и позвольте звукам мантры окутать вас, пока вы закрываете глаза. Я обычно чувствую более спокойный, ясный ум, и воспевание смывает любое беспокойство.

4. Напомните себе о своей силе

Часто мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами и тревогами. Подумайте об этом так: то же самое я было здесь, когда возникла проблема, и то же самое я было здесь, когда она разрешилась. Столкнувшись с проблемой, не теряйте надежды. Начните вспоминать свою жизнь и вспомните, когда вы сталкивались с похожей проблемой. Как вы смогли это преодолеть? Видите ли вы победу и доблесть в себе, когда вспоминаете, что смогли справиться с проблемой и решить ее? Пусть ваш собственный прошлый опыт поддерживает вашу веру в эти трудные времена, зная, что в прошлом вы вернули то, что когда-то было потеряно, и вы можете сделать это снова.

Попрактикуйтесь прощать себя за прошлое и здесь, в настоящем, еще раз, когда возникла проблема. Исцеление нынешней проблемы и восстановление гармонии будет намного проще, когда вы будете знать, что в ситуации вы на своей стороне. И даже если материальные блага могут быть потеряны, знайте, что ваша самооценка и любовь к себе выше любой материальной собственности.

5. Видеть вещи, которые неизменны

Помните, когда вы были ребенком, как сильно вы любили танцевать? Потребовался всего лишь шепот песни, и вы ушли, кружась и отступая в сторону от ликования! Да, прошли годы, даже десятилетия, но действительно ли исчез тот самый ребенок? Вспомните радость от любимых дел, увлечений и занятий. Увидьте людей, которые остались в вашей жизни через все ее взлеты и падения. Заметьте в себе те же причуды и привычки, которые остались неизменными с годами, те же надежды и страхи. Да, ситуации и люди в жизни меняются, но есть и элемент, который не меняется. Найдите утешение в вещах, которые не меняются, так же как надежда остается в каждом дне жизни.

6. Попробуйте йогу и медитацию, чтобы обрести внутренний покой

Ганди был известен своей медитацией. В особенно напряженные и напряженные рабочие дни он язвительно заметил, что вместо обычного часа медитации он удваивает время до двух. Вам не обязательно быть номинантом на Нобелевскую премию мира, чтобы воспользоваться преимуществами практики йоги и медитации. У Фонда «Искусство жизни» есть отличное приложение для медитации, доступное в App Store. Загрузите приложение «Искусство жизни» и выберите управляемую медитацию, чтобы получить доступ к внутреннему блаженству в течение 20 минут.

Йога также может повысить уровень энергии и помочь достичь повышенного чувства ясности и покоя. Найдите ближайший к вам курс йоги «Искусство жизни», где местный учитель йоги может дать вам несколько поз йоги для изучения, а также дыхательные техники, которые вы можете практиковать дома.

7. Найдите баланс

Жизнь — это постоянное стремление найти баланс. Если бы у нас не было плохих времен, мы бы не знали, как ценить хорошие времена. Взгляд на жизнь как на постоянный танец между противоположностями поможет нам расширить свою зону комфорта, чтобы позволить негативу присутствовать в нашей жизни и помочь нам начать балансировать обратно в сторону позитива. С другой стороны, это похоже на езду на велосипеде: иногда мы раскачиваемся влево и вправо, но мы знаем, что движения помогают нам сохранять равновесие и двигаться вперед.

8. Заботясь о себе, предлагайте услуги другим

Будьте добры при каждой возможности. Делая что-то доброе для кого-то другого, мы можем возрастать в благодарности за жизнь, когда мы дарим улыбку другому человеку. Мы получаем положительный источник энергии, которая течет обратно к нам в форме благодати, счастья и внутреннего покоя.

9. Сдаться и отпустить с верой

Иногда, когда мы учимся сдаваться, приходит вспышка ясности, и мы понимаем решение проблемы. Много раз мы попадали в чувство лихорадки, так сильно цепляясь за человека или ситуацию, что в конечном итоге теряли равновесие. Сдача помогает найти наш центр и источник внутреннего покоя внутри. Отпускание и позволение себе восстановить ясность и душевное спокойствие помогает нам начать размышлять над полученным уроком. Часто проблемная ситуация разрешается сама собой, когда мы отпускаем ситуацию и позволяем времени выполнять свою исцеляющую работу.

Учитель медитации Гурудев Шри Шри Рави Шанкар говорит нам, что «[d]трудности и неприятные времена случаются в жизни каждого. Вера становится вашим якорем в эти трудные времена и держит вас в равновесии. В абсолютно темную ночь даже мерцающая лампа может помочь вы находите свой путь и заставляете идти вперед. Но если вы пытаетесь погасить этот самый источник света, это бесполезно. Вера — это ваша броня. Божественное — это ваша истинная безопасность, а вера дает Божественному шанс действовать. »

В следующий раз, когда вы столкнетесь с трудностями, запомните эти девять пунктов. Ничего не существует, кроме настоящего, поэтому не забывайте праздновать настоящий момент, даже если он кажется далеким от идеального.

Мэрилин — учитель йоги с более чем 20-летним опытом медитации. Она начала свою практику медитации в возрасте 6 лет, лет и преподавала йогу в США, Европе и Азии.