Заправка баллона для дайвинга в домашних условиях. Баллон воды


Как правильно выбрать баллоны для дайвинга?

Проблема любого ныряльщика в поставке кислорода под водой. Для этого используются специальные баллоны для дайвинга. Это необходимый атрибут дайвинга при погружениях на длительное время. Его выбор зависит от индивидуальных особенностей человека и целей использования.

Баллоны для дайвинга

Главные особенности

Баллон для ныряния — это устройство цилиндрической формы, которое имеет специальную горловину с патрубком для подачи кислорода. Во время пребывания под водой человеку подаётся сжатый и фильтрованный воздух. Это необходимо для большей вместительности кислорода в баллонах. В некоторых случаях допускается использование газовых смесей, так как чистый сжатый кислород может отрицательно влиять на человеческий организм.

Если неправильно выбрать кислородный баллон, ныряльщик не только потеряет комфорт от плавания, но и может получить реальную угрозу для жизни. Нужно точно знать глубину погружения, чтобы рассчитать количество кислорода и допустимое давление для баллона. Это позволит получить удобный комплект для ныряния, который не будет мешать при погружении.

Критерии выбора

Дайвер может приобрести баллоны объёмом от 7 до 18 литров. Как правило, они выдерживают внешнее давление при погружении в 150–300 бар. Таких характеристик акваланга хватит для часа погружения под воду. Для погружений на небольшую глубину вполне хватит изделия и на 12 литров — мини-модели. Баллоны можно также спаривать по несколько штук, чтобы легче распределять вес. Это полезно для подбора комплекта ребёнку, которому сложно будет использовать полноразмерное изделие.

Кислородный баллон поставляется в комплекте цилиндра и вентиля. Для безопасности аквалангиста конструкция изделия имеет специальную защиту от переполнения. Она располагается на самом вентиле и разрывается при повышенном давлении. Рекомендуется выбирать именно такие баллоны, чтобы уменьшить риски под водой.

Важно понимать особенности использования баллона. При нырянии на большую глубину лучше взять более мощное снаряжение. Если не требуется погружение на длительное время, следует брать средние акваланги. Они имеют оптимальные характеристики и не усложняют плавучесть. Это связано с тем, что кислород в баллонах редко расходуется до конца, поэтому выбирать большие изделия не всегда оправдано — они только создадут лишний вес. Выбирая мини-модели, можно получить минимальную нагрузку.

Какие бывают виды

На рынке представлены изделия из четырёх видов материала: сталь, алюминий, углеродное волокно  и композитный сплав. Как правило, алюминий более тяжёлый, хотя сам металл имеет небольшую плотность и легче стали. Несмотря на это, материал способен выдерживать давление в 210 бар и равномерно распределяет вес. Они выбираются для учебных целей и тренировок.

У стали же плавучесть отрицательная. Её чаще всего используют вместе с костюмами сухого типа и вешают на пояс дополнительное оборудование. Это необходимая мера, так как материал плохо распределяет вес, но имеет высокую прочность. Такое качество полезно при погружении в подводные пещеры.

Композит же очень хрупкий, но это компенсируется его лёгкостью. Аквалангисту не придётся использовать дополнительные грузы, что упростит эксплуатацию оборудования. Важно предусмотреть наличие разрывного клапана, так как раньше в баллонах такого материала они не предусматривались. Также стоит проводить тщательный визуальный осмотр на наличие повреждений.

Разновидности баллонов для дайвинга

Что важно

Покупка баллона не должна привязываться к стоимости. Экономия на изделии может стать причиной опасности для жизни, а также придётся часто заниматься ремонтом. Нужно обратить внимание на следующие факторы:

  • Ёмкость. Конечно, большее количество воздуха позволит дольше находиться под водой, но это влияет на вес и габариты. Акваланг не должен существенно ухудшать плавание.
  • Плавучесть. Когда изделие окажется практически пустым, дайвер должен преодолеть плавучесть. Если она положительная, нужно вовремя прибавить груз, а при отрицательной — его нужно открепить.
  • Размер. Многие дайверы не рекомендуют использовать длинные баллоны. Они могут усложнять приседание, а также имеют риск повредиться при транспортировке. Стандартная длина алюминиевой модели в 66 см может быть длинной для большинства людей (особенно в положении сидя). Но для баллонов из такого металла можно выбрать бренд Luxfer — компания производит модели мини-размеров. Также можно найти компактные модели среди других аквалангов.
  • Вес. Суть в том, что лёгкие баллоны не облегчат плавание. Они лишь добавят необходимость использовать больше груза. Чтобы правильно понять, какой вес акваланга нужно выбрать, нужно сопоставить «сухой» вес с данными плавучести для пустого изделия. Например, если стальной кислородный баллон весит 14,2 кг, а его положительная плавучесть в пустом состоянии составляет 1,85 кг, то общий вес будет 16 кг. Это важно учитывать при выборе, чтобы правильно рассчитать необходимость в кислороде и грузе.

Стоит подумать о безопасности, поэтому важно узнать о наличии разрывного Б-диска. На корпусе баллона должна указывается дата последней проверки гидростатики. Лучше, если в комплекте присутствует защитный чехол, он продлит эксплуатацию. Также можно предусмотреть специальный «башмак» — изделие защищает от потёртостей в нижней части корпуса.

Особые моменты

Многие баллоны изготавливаются под особенности роста. Они бывают длинными и широкими, что полезно людям соответствующего роста. При выборе стального баллона его покрывают специальным защитным покрытием, предотвращающим коррозию. Некоторые люди покупают подержанные баллоны, но их работоспособность невозможно оценить одним только внешним осмотром. Для этого используется гидростатический тест. Также нужно проверить качество крепления и закрутки деталей — они не должны прокручиваться.

Кислородный баллон должен осматриваться каждые полгода. Аналогичная процедура проводится с внутренней частью, на которой может скапливаться загрязнение и коррозия. Стоит также проверять состояние вентиля. Если его пришлось заменить, то и внутренняя оболочка акваланга требует очистки. Отсутствие видимых повреждений ещё не значит отсутствие проблемы — даже небольшой налёт может стать причиной закупорки баллона.

Особое внимание обращают при покупке стальных аквалангов. Этот материал больше подвержен коррозии. Она может быть как в виде незначительного налёта, так и глубоких воронок в корпусе. Недостатки уменьшают максимальную вместимость баллонов и создают опасность разрыва. В ржавых конструкциях опасно содержать сжатый воздух, ведь под давлением воды они могут лопнуть. Стоит регулярно просматривать состояние подержанных изделий.

Проверка на практике

Перед погружением баллоны для дайвинга нужно проверить, не пропускает ли вентиль кислород. Если на нём наблюдается тёмный налёт, это указывает на поломку компрессора, поэтому фильтры надо заменить. Если дайвер берёт кислородный баллон напрокат, нужно учитывать частоту ухода, который обычно бывает редко.

Баллоны с воздухом

Перед арендой нужно осмотреть состояние уплотнителей. За время эксплуатации другими людьми они чаще всего портятся. Аналогично стоит осмотреть герметичность установки вентиля, нет ли в нём утечки. По правилам нужно клеить наклейки на корпус с датой последней проверки. Если их нет, лучше сверить записи в журнале эксплуатации — он должен содержать информацию о ремонте.

Если внутри слышна вода, акваланг нужно открыть и просушить. Вода не должна проникать внутрь, ведь это вызывает процессы коррозии и уменьшает максимальную вместимость. Многие опасаются возможности взрыва баллона, которой часто пугают новичков. Это особо опасно под водой, ведь человек сразу теряет запас кислорода. Чтобы этого не случилось, нужно проверять наличие больших трещин. Небольшие царапины не принесут вреда, но если их много, лучше показать кислородный акваланг специалисту.

Вопросы ремонта

Обычно решение проблем с аквалангом сводится к очищению поверхности корпуса и комплектующих от грязи. Также иногда приходится делать замену Б-диска, который изнашивается за время эксплуатации. Для этого нужно узнать его рабочее давление, так как неправильно подобранная деталь может разорваться при использовании.

При возникновении проблем с клапаном нужно проверить состояние резьбы. Саму же деталь нужно открепить от основной конструкции. Снимать вентиль нужно осторожно, чтобы не повредить резьбу. Если он не откручивается, это свидетельствует о засоре. Нужно протереть деталь смесью уксуса и воды — это смоет загрязнения.

При сильной коррозии баллона понадобится помощь специалиста. При незначительном образовании ржавчины можно воспользоваться дистиллированной водой — она временно поможет. Самостоятельно устранить серьёзную проблему не удастся, так как для этого используется пескоструйное оборудование. После того как поломка будет устранена, акваланг покрывают защитным слоем.

Таким образом выбирается кислородный баллон. Это устройство является необходимым для каждого дайвера и подбирается исходя из особенностей погружения. Нужно точно понимать длительность и глубину ныряния — исходя из этого подбирается вес, материал и объём акваланга. За ним требуется тщательный уход, ведь за время эксплуатации изделие сильно изнашивается. Поломки нужно срочно устранять, ведь чаще всего они дают о себе знать уже в процессе ныряния.

Выбирая акваланг, нужно обратить внимание на производителя. Best Divers считается одним из лучших, так как проверен опытом многих ныряльщиков. Также если проверка баллона не была сделана, она должна быть учтена в стоимости покупки.

aktsport.ru

Как зарядить баллон для дайвинга

Дайвинг — занятие очень увлекательное, но оно сопряжено со многими рисками для жизни и потому изобилует большим количеством правил безопасности. Также перед каждым погружением должна быть проверена вся экипировка и произведена заправка баллонов для дайвинга.

Баллоны для дайвинга

Это очень ответственная процедура, и первое, о чём стоит помнить — заправка индустриальными газами строго-настрого запрещена. Обычно баллоны заправляют чистой воздушной смесью кислорода и азота, реже — смесями воздуха и инертных газов. Концентрация компонентов и отсутствие примесей жизненно важно на глубине, так как даже мельчайшая инородная частичка может привести к летальному исходу.

Заправка обычно происходит в специально отведённых для этого местах, где в обязательном порядке учитывается ряд важных деталей:

  1. Соблюдается предельная осторожность при проведении перекачки дыхательного газа.
  2. Работа проводится только со специальными маркированными баллонами, содержащими кислород.
  3. Происходит обязательная маркировка заправленных баллонов, на которой указывается состав смеси.
  4. Тщательно отслеживается концентрация кислорода — если она превышает норму, то может привести к коррозии.
  5. Полное исключение примесей угарного или углекислого газов, которые смертельно опасны при погружении.

Также не стоит забывать о том, что большая компрессия такого газа, как кислород, может привести к взрыву. Причины известны, и на их основе в заправочных центрах принимаются все меры предосторожности. Может возникнуть вопрос — сколько их? Ответ даст приведённый ниже список:

  1. Главная причина — неосторожность при перекачке кислорода.
  2. Плохое качество внутренних стенок баллона, особенно если они подверглись коррозии.
  3. Повреждённая резьба или горловина в том месте, где присоединяется вентиль.
  4. Резкий перепад температур, заставляющий газ менять объём.

Конструкция и материалы, из которых состоит баллон

Объём баллона

Для того чтобы понять, какой баллон подходит для отдельно взятого дайвера — нужно учесть его физиологические данные. Прежде всего, стоит помнить, что чем больше баллон, тем он тяжелее, но и дыхательного газа в нём помещается больше. Опытные ныряльщики знают, сколько они расходуют воздуха, и точно рассчитывают объём приобретаемого резервуара — ведь среднестатистическое погружение длится от 45 до 60 минут и идеальным считается остаток в 50 бар воздуха перед всплытием.

Обычный человек средней массы тела вполне обходится 12-литровым баллоном, в котором дыхательный газ закачан до стандартного значения в 200 бар. Но это очень усреднённые значения, так как встречаются ныряльщики, которые обладают очень экономичным дыханием, позволяющим брать с собой 10-литровые кислородные баллоны, а есть тяжеловесы, которым нужны все 15 литров запаса. Изредка встречаются дайверы, использующие баллоны объёмом 18 и более литров, но это исключительно сильные и здоровые пловцы, так как такие ёмкости обладают солидным весом. Так что для того, чтобы определиться с тем, сколько нужно именно вам — ответит лишь специалист.

Конструкция баллона

Далеко нелишним будет и знание того, какие элементы составляют экипировку, которая обеспечивает вашу жизнедеятельность под водой:

  • Самый важный и приметный компонент баллона — это колба. Она является хранилищем газа. На данный момент существует 3 типа баллонов по используемым в их производстве материалам. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки:
  1. Первый тип — это стальные баллоны. Они тяжелы, довольно прочны и имеют отрицательную плавучесть, что играет на руку при наборе грузов. Но солидный вес накладывает ограничение на то, сколько их можно взять с собой на глубину.
  2. Алюминиевые баллоны, как ни странно, тяжелее, чем стальные. Так происходит из-за более толстых стенок колбы, несмотря на низкую плотность. Несмотря на это, они имеют одно важное свойство — их вес в воде примерно равен нулю. Потому их и используют многие дайверы различных федераций подводного плавания, даже несмотря на то, что максимальное давление в них не превышает 210 бар.
  3. Третий тип — это композитные баллоны из стали и углеродного волокна. Они не тяжёлые, обладают высоким уровнем плавучести и довольно хрупки. Цены на них очень высоки, потому они используются довольно редко.
  • Запорный вентиль. Он предназначен для того, чтобы соединять колбу и регулятор. Его задача состоит в контроле газового потока как к баллону, так и от него. Также он создаёт герметичное соединение и имеет в составе специальный предохранитель — диск, который разрушится в тот момент, когда давление превысит допустимую норму.

Обычно встречаются вентили с 1 входом и 1 вентилем. Но существует более сложная конструкция — Y-образный вентиль, имеющий 2 выхода и 2 вентиля. В случае выхода из строя одного выхода — его можно закрыть и использовать второй.

  • Уплотнитель. Представляет собой резиновое кольцо для предотвращения воспламенения смесей, обогащённых кислородом.
  • Манометр или резервный рычаг (в более старых моделях). До 70-х годов прошлого века использовали резервные рычаги, для того чтобы предупредить аквалангиста об исходе дыхательной смеси. В момент истощения подача газа прекращалась и для её возобновления нужно было потянуть за этот самый рычаг и всплывать. Эта система периодически встречается и сейчас.
  • Башмак, призванный обезопасить баллон от лишних ударов о землю и для установки его в вертикальном положении. Выглядит он как стакан из пластика и используется в основном со стальными баллонами.

Устройство акваланга

Заправка баллона в домашних условиях

До 1990 годов для заправки баллонов использовали обычную воздушную смесь, состоящую из 79 процентов азота и 21 процента кислорода. Увы, она была очень опасна на глубине, так как её использование было чревато азотным наркозом, который мог привести к гибели. Потом пробовали применять как обогащённые кислородом смеси, так и обеднённые им. Но практика не прижилась из-за того, что не понижала, а повышала опасность для жизни.

Сегодня продолжают заправку обычным воздухом и дыхательными смесями с добавлением гелия, которые работают в разы лучше, но и стоимость имеют намного более высокую.

Как уже упоминалось, заправлять баллоны лучше в специальных местах, пользуясь услугами профессионалов. Но если вы достаточно опытны, хорошо знаете своё оборудование и можете позволить себе купить всё необходимое — то этим можно заниматься и дома. Для этого вам понадобятся: акваланг, газоанализатор, бензиновый или электрический компрессор.

Поэтапная инструкция по заправке:

  • Не имея навыков обращения с компрессорным оборудованием, за самостоятельную заправку лучше не браться. В противном случае — приготовьте солидную сумму на компрессор. Конечно, идеальным вариантом станет складчина с единомышленниками, с которыми вы совершаете регулярные погружения — тогда расходы на оборудование для заправки будут экономически обоснованы.

Выбор бензинового или электрического компрессора зависит от мест, где вы осуществляете погружения. Если там есть такая роскошь, как подключение к электросети — берите электрический. Но более универсальным вариантом станет всё же бензиновый. А в выборе всегда помогут эксперты в любом специализированном магазине.

  • Перед началом проверьте все клапаны и мембраны, сколько бы их ни было. На них не должно быть опрелостей, повреждений — всё должно быть в идеальном состоянии. Также осмотрите пружины клапанов, крепления, зажимы, воздушные шланги. Если нашли малейший дефект — меняйте на новое, без промедления.
  • Приступая к заправке, присоедините акваланг к компрессору и выставьте на нём давление, на которое рассчитан баллон. Далее, включайте компрессор и открывайте вентиль. Стандартные баллоны на 12–14 литров наполняются минут десять. Потом перекройте воздух и выключайте компрессор.
  • Самая важная часть — проверка состава воздуха с помощью анализатора газов. При малейшем отклонении от нормы — спускайте всё содержимое и повторяйте процедуру. От этого зависит ваша жизнь.

Далее, баллон хранится столько, сколько потребуется. Не переживайте, их нужно хранить в заправленном состоянии, так как это существенно снижает риск попадания внутрь различных примесей и во избежание начала окислительных реакций на внутренних стенках.

Заключение

Если вы решили не прибегать к помощи специалистов и заправлять свои баллоны для дайвинга самостоятельно — будьте осторожны. Это занятие не терпит халатности и невнимательности. Но, соблюдая все правила техники безопасности, вы избавите себя от утомительных поездок до ближайшего профильного магазина или пожарной части и сможете всё сделать сами.

aktsport.ru

ДАЙВЕРУ НА ЗАМЕТКУ « WaterWorld || Водный мир – интернет журнал

Продожение. Начало здесь и здесь.

Уход за баллонами аквалангов после каждого погруже­ния заключается в их ополаскивании, просушке и соот­ветствующем хранении. Кроме того, вы должны предох­ранять баллон от повреждений, от попадания внутрь влаги и регулярно отдавать его на техосмотр и тестиро­вание.

Как обращаться с баллонам. Осторожное обращение с баллоном акваланга предотвращает появление на нем царапин и выбоин, а также повреждение окружающих предметов самим баллоном.

Поврежденные баллоны могут быть опасны для вас и/или требовать дорогостоя­щего ремонта.

Внешние повреждения (например, полу­ченные при падении) могут привести к неспособности баллона выдерживать необходимое внутреннее давление.

При падении полного баллона существует вероятность того, что вентиль будет сбит. В результате воздух начнет с огромной скоростью выходить из баллона, превращая его в некое подобие реактивного снаряда.

Правда, венти­ли изготавливаются из мягкой латуни, поэтому при паде­нии баллона вентиль, скорее всего, деформируется и бу­дет непригоден для дальнейшего использования. Тогда вам придется покупать новый вентиль.

Баллон, получив­ший сильный удар, следует опустошить и изъять из об­ращения, отдав его для проверки специалисту.

Более мягкие алюминиевые баллоны особенно чувствительны к толчкам и ударам.

Чтобы не повредить баллоны, обращайтесь с ними бережно. Не бросайте их.

При транспортировке балло­нов на судне или автомобиле, закрепите их, чтобы они не перекатывались с места на место.

Если вокруг ходит много людей, кладите баллоны на бок, чтобы их случай­но не уронили.

Кладя собранный комплект акваланга на какую-либо поверхность, разместите его баллоном вниз, чтобы тяжелый баллон не повредил более хрупкое снаря­жение, например, компенсатор плавучести, регулятор или манометр.

Предотвращение попадания влаги внутрь. Кислород, содержащийся в воздухе, найтроксе или иных смесях, под давлением вступает в реакцию окисления гораздо быстрее.

Поскольку газ в баллоне содержится под давле­нием, внутри создаются идеальные условия для образования ржавчины.

Влага выступает в качестве катализато­ра, ускоряя процесс окисления внутри как стальных, так и алюминиевых баллонов.

Соленая влага оказывает еще более разрушительное воздействие.

Внутри влажного находящегося под давлением бал­лона процесс окисления, который обычно – при нормаль­ном атмосферном давлении – длится несколько недель, может занять всего лишь несколько часов.

При ржавении стальных баллонов, их стенки истончаются.

Что касается алюминиевых баллонов, то при их окислении на поверх­ности металла образуется пленка (окалина), препятствую­щая дальнейшей корозии. Эта окалина, отрываясь от сте­нок баллона, может засорять вентиль и регулятор.

Картинки по запросу баллон дайвинг влага внутри

Внутри баллона всегда будет некоторое количество кислорода и повышенное давление – этого вы не можете изменить. Но вы можете избежать попадания влаги внутрь баллона.

Прежде чем заполнять баллон, специа­лист всегда фильтрует воздух, чтобы удалить содержащу­юся в нем влагу.

При заполнении баллона капли воды могут попасть на отверстие вентиля или наконечник шланга, а затем проникнуть внутрь баллона.

Вы и специалист, заполняю­щий баллон, должны следить, чтобы этого не случилось.

После погружения всегда смотрите, чтобы капли воды не попадали на отверстие вентиля, когда вы отсоединяете регулятор.

Если это все же произошло, просто откройте на секунду вентиль баллона. Старайтесь делать это тихо, чтобы не мешать окружающим.

И, наконец, никогда не опустошайте баллон полно­стью. Всегда оставляйте внутри баллона немного газа (око­ло 20 бар).

Таким образом, вы избежите случайного попа­дания внутрь баллона влажного воздуха.

Если вы не соби­раетесь пользоваться баллоном в течение долгого времени, хранить его также следует не полным — чтобы внутреннее давление составляло около 20 бар.

Это способствует сниже­нию концентрации кислорода и, следовательно, замедляет процесс окисления.

Хранить баллон лучше в вертикальном положении. Тогда попавшая внутрь влага будет скапливать­ся на дне, где стенки баллона наиболее толстые, а любое повреждение легко заметить.

Визуальный осмотр. В Северной Америке и в дайвинг-сообществах большинства других стран баллоны в обязательном порядке ежегодно проходят визуальный осмотр.

Уважающие себя дайвцентры никогда не будут заполнять газом баллоны, не имеющие наклейки, под­тверждающей, что баллон прошел проверку.

Акваланг и подводное плавание

Инспектор осматривает наружнюю и внутреннюю поверхность баллона на наличие повреждений и корро­зии.

Он снимает башмак баллона, обода для скрепления баллонов в спарку и все, что может скрыть следы пов­реждений.

При помощи специального фонаря, зеркал и прочего оборудования инспектор осматривает внутрен­нюю поверхность баллона на предмет коррозии, трещин вокруг горловины и прочих угрожающих признаков.

Затем он внимательно проверяет вентиль.

Если инспектор не обнаруживает коррозии или повреждений, он тестирует вентиль на предмет четкого функционирования и смазывает его резьбу для предо­твращения гальванизации между различными металла­ми баллона и вентиля.

Наконец, инспектор собирает баллон и заполняет его (частично или полностью – в зависимости от ваших пожеланий).

После этого он раз­мещает на баллоне специальную наклейку, свидетельствующую о том, что баллон прошел визуальный ос­мотр. На наклейке указано учреждение, производившее осмотр, а также месяц и год его проведения.

Наклейка обычно размещается слева у основания баллона.

Если баллоны собраны в спарку, расположение наклейки зависит от положения стяжек, скрепляющих баллоны между собой.

Если инспектор обнаруживает повреждения или коррозию, его дальнейшие действия зависят от степени повреждений.

Промывание дистиллированной водой и просушка теплым воздухом обычно удаляют незначи­тельную окалину и загрязняющие вещества с внутренней поверхности алюминиевого баллона.

Незначительное окисление внутри стального баллона лучше оставить как есть, поскольку процесс очистки может повредить бал­лон больше, чем само окисление.

Если на поверхности баллона обнаружено значи­тельное окисление или глубокая точечная коррозия (глу­боко въевшаяся ржавчина), их необходимо очистить пу­тем галтовки или пескоструйной обработки.

Картинки по запросу галтовка баллона

При гал­товке абразивный материал размещается внутри балло­на, а сам баллон при помощи специального аппарата вращают до тех пор, пока его внутренняя поверхность не очистится.

Очищение при помощи пескоструйного ап­парата заключается в подаче под давлением струи абра­зивного вещества внутрь баллона для удаления ржавчи­ны. Поскольку эти методы разрушают также и часть сте­нок баллона, любой баллон, поврежденный и подверг­шийся данным процедурам, перед использованием дол­жен пройти тестирование давлением.

Такое же тестиро­вание обязательно для баллона после сильного удара или падения.

Проверка давлением (гидростатическое тестирование). Помимо ежегодного визуального осмотра, баллон должен регулярно проходить проверку давлением.

Периодичность проверки может различаться — в Северной Америке ее обя­зательно проводить каждые пять лет, а в других регионах интервал варьируется от трех до семи лет.

Процедура называется гидростатическим тестирова­нием, поскольку в ней используется вода.

Производящий тестирование наполняет баллон водой и помещает его внутрь заполненной водой емкости. Затем давление воды внутри баллона поднимают до 5/3 от его максимального рабочего давления (или до контрольного давления, если оно проштамповано на горловине баллона).

В результате баллон расширяется, вытесняя воду из емкости, в кото­рой он находится. Эта вода поступает в мерный цилиндр, что позволяет измерить расширение баллона.

Затем давление внутри баллона снижают до уровня давления окружающей среды, и баллон сжимается.

Если подобное расширение и сжатие находятся в допустимых пределах, то считается, что баллон удачно прошел тес­тирование.

По окончании проверки профессионалы-техники ставят на баллон клеймо с указанием даты и названия тестирующей организации. После этого бал­лон тщательно просушивают и собирают.

Если же рас­ширение баллона превысило допустимую норму, это свидетельствует об усталости металла.

Такой баллон использовать нельзя. В таком случае техник вместо клейма ставит отметку о выбраковке баллона. (Иногда в стенке баллона просто просверливают отверстие или рассверливают место крепления вентиля, чтобы баллон нельзя было заполнить).

В большинстве стран гидроста­тическое тестирование может проводить лишь человек, отвечающий определенным требованиям.

Похожее изображение

Когда следует проводить визуальный осмотр и про­верку давлением. Баллоны аквалангов должны регулярно проходить технический осмотр и тестирование давлени­ем – периодичность проверок зависит от местных правил и законодательств.

Но помимо этого, баллон должен проходить проверку в следующих случаях:

• если вы слышите звук перекатывающихся частиц внутри баллона

• если вы видите красное или зеленоватое вещество на входном фильтре регулятора

• если баллон подвергался воздействию температуры выше 82°С (алюминиевые баллоны в таких случа­ях, чаще всего, выбраковываются; стальные балло­ны еще могут использоваться, но гидростатическое тестирование обязательно)

• если давление внутри баллона превысило макси­мальное рабочее давление более чем на 10% (при заполнении или при расширении газа из-за жары)

• если баллон не использовался более 2 лет

• если баллон серьезно пострадал при падении или ударе

• если вы заметили какие-либо признаки поврежде­ния, усталости металла или если вам кажется, что что-то не в порядке.

Баллон — это один из самых надежных элементов сна­ряжения дайвсра. Инциденты с их поломкой крайне ред­ки.

Но уж если что-то случается, это, чаще всего, приво­дит к катастрофическим последствиям.

Именно поэтому существует правило, касающееся осмотра и проверки бал­лонов: если вы в чем-либо сомневаетесь, баллон обяза­тельно должен пройти профессиональную проверку!

Обогащенный воздух (найтрокс) – это озотно-кислородный газ, в котором содержание кислорода выше, чем в обычном воздухе. Использование нойтрокса в любительском и чисто­го кислорода в техническом дайвинге предъявляет опреде­ленные требования к вашему снаряжению.

При повышении процентного содержания кислорода некоторые вещество могут легко воспламеняться.

Это означает, что токие вещес­тво, как резина, различные смазки (например, силиконовая) и загрязнители (частицы грязи) теоретически могут представ­лять опасность при использовании нойтрокса, хотя и являют­ся безопасными при использовании обычного воздуха.

Использование газа, содержащего более 21% кисло­рода (столько его содержится в воздухе), является потенци­ально опасным. Вопрос в том, при каком содержании кис­лорода возникает опасность.

По этому поводу существуют определенные разногласия. Но сообщество дайверов при­шло к соглашению, что с обогащенным воздухом, содержа­щим менее 40% кислорода, может использовоться стандар­тное снаряжение для дайвинго (в данном случае речь идет не обязательно о том снаряжении, которое применяется при получении, хранении и использовании найтрокса).

Если же снаряжение будет подвергаться воздействию обо­гащенного воздуха с содержанием более 40 % кислорода, оно должно соответствовать определенным стандартам.

Оно должно быть изготовлено из специопьных кислородо-совместимых материалов, и обрабатываться только кислородосовместимыми смазками.

Некоторые эксперты отстаивают необходимость придерживаться более консервативных взглядов. Они утверждают, что любая газовая смесь, имеющая в своем составе более 22-25 % кислорода, должна использоваться со специальным снаряжением.

Того же требуют и правила погружений в некоторых регионах.

Доже если вы не собираетесь погружаться с исполь­зованием найтрокса, содержащего более 40% кислорода, баллон обязательно должен соответствовать стандартам, предъявляемым к снаряжению, предназначенному для использования с кислородом.

Одним из способов изго­товления найтрокса является наполнение баллонов чистым кислородом и добавление в него воздуха до достижения необходимого соотношения азота и кислорода.

Тот фокт, что баллон будет подвергаться воздействию 100 % кисло­рода во время изготовления смеси, означает, что баллон должен соответствовать специальным требованиям.

Похожее изображение

Кроме того, баллоны с обогащенным воздухом должны иметь определенную маркировку.

• Баллон должна опоясывать полоса шириной 15 см; 2,5 см с верхнего и нижнего краев полосы должны быть окрашены в желтый цвет, а ее середина – в зеленый. На зеленом фоне желтыми или белыми буквами должно быть написано Enriched Air («Обога­щенный воздух»). Enriched Air Nilrox («Обогащенный воздух найтрокс») или Nilrox («Найтрокс»).

• Если сам баллон желтого цвета, на нем можно поместить лишь зеленую часть ленты с надписью Enriched Air («Обогащенный воздух»). Enriched Air Nilrox («Обогащенный воздух найтрокс») или Nilrox («Найтрокс») — желтыми или зелеными буквами.

■ На боллоне помещается наклейка или бирка, на которой указывается процентное содержание кисло­рода, дата заправки боллона, фамилия человека, ко­торый проверил процентное содержание кислорода в смеси, фамилия дайвера и максимальная глубина, на которую может погружаться дайвер с использова­нием данной смеси.

• Баллон должен иметь наклейку или бирку, подтверж­дающую проведение ежегодного визуального осмотра. Она свидетельствует о том, что баллон прошел кислородное обслуживание и может использоваться с обогащенным воздухом.

Картинки по запросу для дайвинга с обогащенным воздухом

• Баллоны с кислородом должны быть белого или зе­леного цвета и иметь большую наклейку с надписью Oxygen («Кислород»).Как вы уже поняли, техника погружений с использовани­ем найтрокса отличается от техники погружений с воздухом.

Ниже приводятся рекомендации относительно погружений с использованием обогащенного воздуха:

1. Только дайверы, имеющие специальную подготовку и сертификат, позволяющий погружаться с использо­ванием обогащенного воздуха, могут осуществлять данные погружения (за исключением случаев, когда погружения проводятся под наблюдением инструкто­ра, имеющего квалификацию Enriched Air Instructor).

Данный тип погружений требует выполнения специ­альных процедур для предотвращения возможного риска, не свойственного погружениям с использова­нием воздуха.

2. Производители составляют специальные рекоменда­ции по использованию своего снаряжения с обоб­щенным воздухом. Эти рекомендации обязательны к выполнению.

3. Обогащенный воздух должен заправляться только в соответствующим образом маркированные и техни­чески проверенные баллоны. Категорически запре­щается заполнять чистым кислородом стандартные баллоны для воздуха и баллоны, не приспособленные к использованию кислорода, так как это может при­вести к возгоранию или взрыву.

4. Баллон с обогащенным воздухом нельзя заправлять обычным воздухом, поскольку после этого его нельзя будет использовать с найтроксом до тех пор, пока не будет проведен повторный технический осмотр.

5. Регулятор, предназначенный для найтрокса, нельзя использовать с обычным баллоном, который заправлен воздухом. Если это произошло, регулятор нельзя использовать с найтроксом до тех пор, пока не будет проведен повторный технический осмотр (прокон­сультируйтесь с производителем).

6. В техническом дайвинге регулятор, предназначен­ный для найтрокса, необходимо использовать при погружениях с использованием чистого кислорода или обогащенного воздуха, содержащего более 40% кислорода.

.

Продолжение следует…

.

.

.

Похожие новости

wwportal.com

Как выбрать баллон для дайвинга

Выбираем баллон для дайвингаРассмотрим стандартный баллон для дайвинга. Если все ваши погружения осуществляются на курортах, с использованием снаряжения взятого на прокат, то, скорее всего вы будете погружаться с 11 литровым, алюминиевым баллоном (также называемый восьмидесяткой, из-за объема, равного 80 кубическим футам). В магазинах продающих снаряжение либо уже на воде, вы можете обратить внимание на встречающиеся баллоны нестандартных размеров. Давайте разберемся, для кого они предназначены?

Возможно для вас. Алюминиевые 80ки широко распространены, не потому что они лучше, а из-за их невысокой стоимости. Таким образом, выбрав другой баллон – более подходящий под ваши габариты, расход воздуха, плавучесть и стиль плавания, можно получить огромную разницу, при следующем погружении.

ЕМКОСТЬ: Чем больше воздуха, тем лучше, но следует соблюдать баланс между емкостью, габаритами, весом и плавучестью. Вывод: не стоит выбирать чересчур большие баллоны.

РАЗМЕР: Какого размера должен быть баллон, что бы его назвать “чересчур большим”? Это напрямую зависит от ваших габаритов. Большинству дайверов будет некомфортно, использование длинного баллона, если вы сможете присесть с баллоном, закрепленным на компенсаторе плавучести, то собираться вам будет намного удобнее. Если вы можете перенести баллон за вентиль или рукоять на полностью вытянутой руке, а не тащить его по земле, вы избежите повреждения баллона и проблем со спиной.

По перечисленным критериям, стандартная алюминиевая 80ка (65,8 см) будет слишком длинной для большинства дайверов. В таком случае можно рассмотреть другие варианты: Luxfer производит алюминиевые баллоны на 80 кубических футов, которые толще, обычных (20,3 см, вместо 18,4 см) но на 7,6 см короче. Также, они немного тяжелее. И оба Luxfer и Catalina делают алюминиевые баллоны на 63 кубических фута, которые еще короче – 55,9 см. Восьмидесятки из штампованной стали выпускают длинной менее 51 см.

ПЛАВУЧЕСТЬ: Вам необходимо отгрузиться так, чтобы преодолеть положительную плавучесть баллона, когда он почти пуст. Если вы не добавите грузов, вы будете иметь проблемы, совершая остановку безопасности. Аналогичным образом, если баллон имеет отрицательную плавучесть, когда почти пуст, вы предварительно можете снять груз с пояса.

ВЕС и “РЕАЛЬНЫЙ ВЕС”: Характеристика положительной или отрицательной плавучести также влияет на количество грузов, которые вам придется таскать на себе, до и после погружения. Если выбрать более легкий баллон, имеющий большую плавучесть, вы не облегчите снаряжение, так как вам придется добавить дополнительные груза на пояс. Чтобы рассчитать “реальный вес” баллона, к сухому весу добавьте значение плавучести пустого баллона.

Например: вес алюминиевой восьмидесятки Catalina составляет 14,3 кг, а положительная плавучесть пустого баллона + 1,86 кг. Таким образом, её реальный вес 16,2 кг. С другой стороны стальной Faber 80ка имеет вес 14,7 кг и отрицательную плавучесть пустого баллона – 3,3 кг. И его реальный вес получается 11,4 кг. Его опубликованный вес больше, чем у алюминиевого, но “реальный вес” будет на 4,8 кг меньше.

ПРОКАТ БАЛЛОНОВ: СОВЕТЫ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

По сей день самыми распространенными прокатными баллонами в мире являются алюминиевые 80ки, такие как Luxfer S080 или Catalina S80. Их габариты 18,4 x 66 см и плавучесть около +1,80 кг в пустом состоянии. Но также бывают и другие варианты. Распространенной альтернативой является алюминиевая 63. Она на 10,2 см короче 80ки, легче и имеет меньшую плавучесть – “реальный вес” примерно на 2,7 кг меньше.

На большинстве курортов имеются небольшие баллоны для детей и взрослых небольшого размера, а где-то и большие баллоны. Либо у инструктора могут иметься личные баллоны, которые он может одолжить вам.

Независимо от размера используемого баллона, перед первым погружением следует проверить:

Проверьте уплотнительное кольцо на вентиле. Прокатные и курортные баллоны зачастую эксплуатируются небрежно. Уплотнительные кольца, вероятнее всего не меняются до тех пор, пока не начнут травить. Проверьте на предмет истирания, вмятин и трещин. Внимательно послушайте на наличие утечек или намочите водой место соединения находящееся под давлением и посмотрите, не идут ли пузырьки. Уплотнительные кольца дешевы и легко заменяемы, если вы видите, что они повреждены, сообщите об этом дайв-гиду, он должен без колебаний их заменить, либо предоставить вам другой баллон.

Проверьте герметичность состыковки вентиля с баллоном. Наличие утечки указывает на трещину в баллоне, в районе резьбы для вкручивания вентиля. Вам потребуется погрузить баллон в воду, чтобы обнаружить пузырьки, указывающие на место утечки. Если баллон не герметичен, сообщите об этом и попросите заменить баллон.

Проверьте наклейку и клеймо с датой опрессовки баллона. Они необходимы в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, но не во всех популярных местах для дайвинга. Зарубежные гиды могут по-прежнему проверить баллон и записать данные в журнал регистраций, а не на наклейке, так что не паникуйте, если она отсутствует. Почти вся опасность разрушения баллона приходится на время его заправки, когда вы будете находиться где-нибудь в другом месте.

Проверьте работу вентиля. Если клапан тяжело поворачивается, проскальзывает или залипает, то он нуждается в обслуживании, но пока он не травит, вам не о чем беспокоиться.

Проверьте внешний вид баллона. Осмотрите баллон на предмет повреждений, царапин и вмятин, если на нем отсутствуют борозды, глубиной от 3 мм и более, то, скорее всего с баллоном проблем не будет. Даже при их наличии, наибольшей опасности подвержен тот парень, который будет заправлять ваш баллон.

ПРОДАЖА: СОВЕТЫ ПОКУПАЮЩИМ БАЛЛОН

Если вы пришли в магазин за баллоном, вы уже должны для себя решить один основной вопрос. Сталь или алюминий: что лучше? Ответ зависит от нескольких факторов. Сравните, например, стальной Faber 78 и алюминиевый Luxfer 80, фактически вмещающий 2200 литров (2,2 куб. метра) газа.

ВЕС: Хоть алюминий и легче стали, но он менее прочен, по этой причине стенки в алюминиевых баллонах делают почти в два раза толще, и таким образом стальные баллоны получаются легче. Стальной баллон весит 13.6 кг, алюминиевый 14.4 кг.

РАЗМЕР: Поскольку при производстве стальных баллонов используется меньше металла, при равном объеме они компактнее алюминиевых (в одном диаметре, они почти на 7,6 см короче).

ПЛАВУЧЕСТЬ: Кроме того, пустые баллоны из стали обладает меньшей плавучестью, в сравнении с алюминиевыми.

10% переполнение баллонаОБЪЕМ: Мы попытались подобрать баллоны равные по емкости, но сделать это не так просто. Так как стальной баллон вмещает 2208,7 литров (78 кубических футов) только при переполнении на 10% от номинального значения. Стальные баллоны, промаркированные знаком "+", допускают переполнение только в первые пять лет после его изготовления, затем можно продлить этот срок, пройдя специальную процедуру опрессовки, но на практике, оказывается, крайне тяжело найти предприятие, выполняющее данные работы. Таким образом, технически ваш стальной баллон через 5 лет по объему уменьшится с 2208,7 до 2010,5 литров. Хотя большинство заправочных станций игнорируют предельно допустимые сроки и продолжают заправлять на 10 процентов больше, но стоит иметь в виду, что где-нибудь вам в этом могут отказать.

СРОК СЛУЖБЫ: При надлежащем уходе, оба баллона выдержат сотню тысяч циклов заправки/опустошения. Который прослужит дольше? Без разницы.

ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТЬ И ОБСЛУЖИВАНИЕ: Алюминиевые баллоны слабо подвержены образованию трещин и окислению, в то время как стальные баллоны без должного ухода начинают ржаветь, что является серьезной проблемой. Так как алюминий мягче стали, он в большей степени подвержен внешним повреждениям и образованию вмятин, поэтому как стальные, так и алюминиевые баллоны нуждаются в ежегодном визуальном осмотре и опрессовке каждые пять лет.

СОВЕТЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ БАЛЛОНОВ

Для владельцев баллонов существует два основных правила:

1) Не допускайте попадания воды

Крайне важно не допускать попадания воды в баллоны, особенно стальные. Алюминий также подвержен внутреннему окислению, а этот процесс загрязняет воздух и ослабляет металл.

Окисление алюминия является незначительной проблемой, потому что, как только стенки баллона покроются тонкой оксидной пленкой, она защитит основной металл от дальнейшего окисления. И хотя белый порошкообразный материал не пойдет на пользу внутренностям вашего регулятора, сам баллон крайне редко страдает и, как правило, может быть очищен.

Окисление и ржавление стали является более серьезной проблемой, поскольку процесс может пойти вглубь металла. Соленая вода внутри баллона и хранение его под давлением в одном положении, при котором вода и ржавчина скапливаются в одном месте, может со временем превратить баллон в реактивный снаряд. Предпочтительнее хранить баллоны в вертикальном положении, чем лежа на боку, так как боковые стенки баллона тоньше, чем его дно. Баллоны, заправленные найтроксом, подвержены большему риску, из-за большего содержания кислорода в смеси.

Вода чаще всего проникает внутрь баллона во время заправки. Чтобы этого не допустить:

  • Протрите полотенцем верную часть вентиля, и перед установкой заправочного шланга на мгновение откройте вентиль. Кратковременный поток воздуха собьет остатки воды.
  • Продувка шланга. Хороший заправщик, перед состыковкой заправочного шланга и вентиля на баллоне, сначала продует их кратковременным потоком воздуха.
  • Бочки с водой, не такая уж хорошая идея, как может показаться на первый взгляд. Потому что они являются основным источником влаги попадающей в баллоны. Предполагаемый эффект от охлаждения водой, на самом деле имеет незначительное влияние при заправке, а также бочка будет слабым ударогасителем при взрыве баллона.
  • Никогда полностью не опустошайте баллон, и если вы это сделали, немедленно перекройте вентиль. Если баллон оставить пустым и открытым, в него будет поступать влажный воздух из окружающей среды, и циркулировать при изменении температуры в помещении.

2) Не пропускайте плановые проверки своего баллона

Необходимо ежегодно проходить визуальный осмотр – это лучшая страховка от коррозии, растрескивания и безвременного выхода из строя вашего баллона. Осмотр поможет обнаружить незначительную коррозию и устранить её, пока не стало еще хуже.

Хороший инспектор проверит баллон снаружи, на наличие коррозии, вмятин и сколов. Затем при помощи яркого света внимательно изучит внутренние стенки, проверит резьбу при помощи стоматологического зеркала на предмет раскалывания и истирания. И обязательно убедится в исправности вентиля и уплотнительных колец.

К сожалению, некоторые инспекторы плохо обучены и не знают, что искать. Как это определить?

  • Проверьте наличие сертификата. Около половины всех инспекторов не сертифицированы.
  • Задавайте больше вопросов: “Что вы там ищете? Как вы это определили?” и т.д. Ответы должны быть ясными и уверенными.
  • Можете прилепить наклейку на баллон. Если инспектор не отклеил вашу наклейку с надписью “Я люблю Кайманов”, что бы проверить поверхность под ней, он плохо выполнил свою работу.

Гидростатический тест необходимо проводить каждые пять лет, включая визуальный осмотр. При испытаниях баллон заполняется водой, затем поднимается давление, до 5/3 от указанного на горловине, объем баллона увеличивается под давлением, производится замер, затем давление снижается до атмосферного и измеряется его объем. Полученные данные показывают, произошла ли усталость металла.

Другие факторы, которые следует учитывать:

Переходник с DIN на YOKEВЕНТИЛИ ТИПА DIN: Баллонам высокого давления, поставляющимся с вентилями типа DIN необходим переходник для стандартной первой ступени регулятора. Такие вентили также имеют тенденцию скапливать воду, которая при следующей заправке будет задута в баллон. Но в то же время, вентили типа DIN легко превращаются в YOKE вкручиванием недорогого переходника.

ЦЕНА: Баллоны высокого давления стоят дороже.

ЗАПРАВКА БАЛЛОНА: Будут ли дайверские магазины в состоянии заполнить его до отказа?Например, большинство водолазных ботов редко могут забить сверх 3000 psi (207 bar) – по горячей.

Целесообразность путешествия с баллоном

Перелет со своим баллоном хоть и возможен, но делать этого не следует. Мало того, что воздух из ваших баллонов придется стравить, авиакомпания или таможенные службы могут потребовать, чтобы вентили были выкручены, что позволит влаги и грязи попасть внутрь. Кроме этого, с вас, скорее всего, будет взыскана дополнительная оплата багажа.

Взрывающиеся баллоны: факт или вымысел?

Факт: Баллоны взрываются, но не часто.Как правило, подозреваемыми являются алюминиевые баллоны, производимые до 1988 года, компаниями Luxfer, Walter Kidde, Norris Industries и Reynolds Aluminum из сплава под названием "6351". Из перечисленных производителей, только Luxfer продолжает производить баллоны для подводного плавания, но уже используя другой сплав.

Согласно записям Министерства транспорта, с 1986 года взорвалось 12 таких баллонов в США, и 17 во всем мире, почти все из них, будучи заполненными. Для сравнения, примерно 25,4 миллиона баллонов было сделано из 6351 сплава.

Большинство взрывов были вызваны "постоянной нагрузкой на трещины" возникающие при ослаблении структуры металла свинцом, входящим в состав сплава. Трещины начинали появляться в верхней части баллона и медленно расползались через резьбу, как правило, в течение многих лет. Как показывает практика, хранение баллонов под большим давлением только усугубляет проблему.

На самом деле, мелкие трещины не такая уж редкость, большинство из них не приводят к взрыву, в том числе и очевидные при визуальном осмотре. Произошедшие взрывы говорят не только о проблеме с алюминиевым сплавом, но и о еще одной, более серьезной проблеме, качестве многих проведенных визуальных проверок.

В 1988 году Luxfer перешли на использование сплава "6061", который не содержит свинца (Catalina начали производить баллоны в 1986 году и использовали 6061 сплав с самого начала). Алюминиевые баллоны, выпущенные до 1988 года, можно распознать по маркировке, расположенной на горловине.

Вымысел: Взрыв баллона в багажнике автомобиля.В то время как дайвер работал в прохладном офисе, его заправленный баллон нагревался в багажнике черного автомобиля, припаркованного под лучами раскаленного солнца. Температура повышается. 13:00, 14:00. Вдруг, раздается громкий хлопок и обломки "Тойоты" разлетаются по парковке.

Правдивая история? Нет. В 32 градусную жару, температура в багажнике может достигать 65 градусов по Цельсию. Вам же необходимо нагреть заполненную алюминиевую "80ку" хотя бы до 200 градусов, что бы на её стенки было оказано давление, применяемое при гидро испытании, около 5000 psi (345 bar).

Если у вас появились вопросы не затронутые в данной статье, вы можете обсудить их на форуме.

www.3-dm.ru

Баллоны для дайвинга: сравнение Фабер, Маннесманн, Люксфер

назад | дайвинг | снаряжение

О баллонах многое можно рассказать: как их делают, как проверяют, чем покрывают, как их обслуживают, заряжают и т.д., но в данном случае мы расскажем о том, какие они бывают и насколько они хороши с точки зрения УДОБСТВА эксплуатации.

Что важно потребителю при выборе баллона?

  • Соответствующий для погружения запас воздуха
  • Удобство в воде (сбалансированность вес — водоизмещение)
  • Уместные габариты
  • Вес на суше
  • Долгий срок службы и безопасность
  • Цена

Ныне в эксплуатации в клубах и у отдельных дайверов можно встретить десятки разновидностей баллонов, добытых самыми разными путями.

Однако в настоящее время наиболее стабильно доступны на российском рынке стальные баллоны фирмы Фабер и фирмы Маннесманн. Баллоны Фабер поставляют компании ТЕТИС, Марес, Скубапро, Сопрасcаб и пр. Отличаются они разве что покрытием и ценой. Маннесманн поставляются компаниями Акватекс и Тетис.

Также на рынке, в основном вторичном, находится большое количество стальных отечественных баллонов от отечественных аквалангов емкостью 7 литров, вразнобой или в виде спарок. Алюминиевые баллоны в основной своей массе представлены продукцией фирмы Люксфер (Англия) и поставляются фирмой Тетис.

Выбор баллона по запасу воздуха

Пустой баллон выглядит так же, как полный (жизненное наблюдение)

Большинство стальных европейских баллонов имеет емкость 7, 10, 12, 15 (реже 18) литров, диаметр 140, 170 и 204 мм, рассчитаны на давление от 150 до 300 бар. Могут использоваться как по отдельности, так и конфигурироваться в спарки. В связи с широким сочетанием параметров объем/давление так же широк может быть и выбор. Если доступный вам компрессор дает давление в 300 бар, то, используя, например, рассчитанный на такое давление баллон емкостью 7 литров, Вы получаете запас воздуха, равный 2100 (7 х 300) литров, что на 300 литров больше, чем, к примеру, в баллоне емкостью 12 литров и доступе к давлению в 150 бар (12 х 150 = 1800). Обычно для бездекомпрессионного дайва на открытой воде требуется запас воздуха 2000 — 2500 литров. Если Вы планируете совершить, например, пару погружений, собирая раков на озере, целесообразно применить поочерёдно два баллона по 7 литров на З00 бар, нежели использовать, деля запас воздуха пополам, один менее удобный, большой и более тяжелый 12-литровый баллон на 300 бар, к тому же сильнее изменяющий свою плавучесть.

В настоящее время чаще всего мы можем иметь дело с компрессорами, дающими давление 150 – 230 бар. В связи с этим, выбор большинства совершающих обычные рекреационные погружения дайверов падает на 12 и 15-литровые баллоны или спарки на (2 по 7) = 14 литров, которых вполне достаточно.

В клубах как универсальные для работы в бассейне и для выездов на наши неглубокие озера часто применяются 10-литровые баллоны.

Погружения в особых условиях (в надголовную среду, с декомпрессионными остановками) требуют порой большого запаса воздуха и, соответственно, увеличенной емкости баллонов (или давления).

Выбор по удобству в воде

Тело, всунутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, всунутым туды (Архимед, вольный народный перевод с древнегреческого)

Следует понимать, что вес баллона и его плавучесть — величины переменные.

Кубический метр воздуха весит чуть более одного килограмма, и, соответственно, имея дело с полным/пустым баллоном емкостью от 7 до 15 литров и давлением 150 — 300 бар, мы обычно сталкиваемся с изменением веса баллона на величину от 1 кг до 3,6 кг. Например, опустошаем 7-ми литровый баллон, заряженный на 150 бар, т.е. содержащий 1050 литров воздуха или 12-ти литровый баллон, заряженный на 300 бар и содержащий 3600 литров воздуха.

А вот, например, при глубоком техническом погружении дайвер может использовать 10 — 15 куб. м воздуха и смесей. Такое сильное изменение веса заставляет его погружаться с 10 — 15 килограммами дополнительных грузов (в противном случае, будет невозможно сделать декомпрессионные остановки на подъёме — выбросит) и с жилетом большой ёмкости, сразу от поверхности, имея в нем по пути в Бездну 10 — 15 литров воздуха, чтобы не "провалиться". Понятно, что если все расчеты были произведены верно, то при подъёме на декомпрессионных остановках этот технодайвер достигнет искомой, близкой к нулевой плавучести.

Чаще применяются баллоны со средними параметрами, и воздух, как правило, расходуется не до конца. В результате приходится иметь дело с разницей около двух килограмм в весе полного и пустого баллона. Такое изменение плавучести при верно подобранных грузах обычно не вызывает в воде никаких проблем.

Чтобы в воде баллон имел минимальное дисбалансирующее, опрокидывающее воздействие на нас, оптимально использовать такие баллоны, которые сами по себе имеют плавучесть, близкую к нулевой, плюс-минус вес воздуха в баллоне.

Пример: стальной баллон Фабер ёмкостью 15 литров на 230 бар. Вес по клейму — 16,3 кг. Вентиль обычно весит 350 — 800 грамм. Возьмем среднее — 500 грамм.

Делим вес конструкции на удельный вес стали (7,85 г/куб.см) и латуни вентиля. Получаем объём металла, из которого баллон изготовлен. Он равен примерно 2150 куб.см, галошу (близкую по плотности материала к воде) в расчет не берём.

Погруженный в воду, данный баллон вытесняет 15 + 2,15 = 17,15 литров воды, и, согласно закону Архимеда, вес (точнее, положительная плавучесть) его пустого в воде — около 0,6 кг. Заправленный до 230 бар баллон "потяжелеет" на 3,45 кг. Здесь и далее поправку на солёность воды не делаем, она очень невелика при таких объёмах вытесняемой воды. Этот баллон сбалансирован хорошо. То же самое можно сказать и о баллонах Фабер иной ёмкости.

К сожалению, на рынке представлены и менее удачные изделия.

Пример: стальной баллон Буша (читай Маннесманн) ёмкостью 15 литров на 230 бар.

Вес по клейму 21,5 кг + вентиль. Повторив расчёты, получаем, что в воде пустой баллон весит 4,2 кг, а заправленный 7,65 кг. Столь большая отрицательная плавучесть просто кладет пловца на спину, превращая дайв в борьбу за остойчивость (способность противостоять кренящему воздействию). Погружение приходится начинать с частично надутым жилетом, если, конечно, мы не делаем глупости, заменив вес грузов тяжестью баллона. Кроме того, весьма небезопасно сочетать подобные баллоны с жилетами небольшой емкости (7 — 10 литров), каковую имеют многие модели жилетов размера ХS и S. То есть 12 или 15-литровый баллон Буша банально топит иной полностью надутый жилет Буша, и об их совместимости не может быть и речи. Каково, а?

Весьма хорошей балансировкой отличаются отечественные 7-литровые стальные баллоны от дыхательной техники. Практически все они имеют вес от 6,7 до 7,7 кг.

При выборе стального баллона следует обращать внимание на соотношение объём/вес по клейму. Желательно, чтобы разница не превышала 10 — 15 % (1 — 1,5 кг).

В периодике и интернете часто можно встретить нелепый, но расхожий миф о том, что алюминиевые баллоны в воде особенно сильно меняют свою плавучесть (на несколько килограммов) по мере расходования воздуха. Это не так. Любой баллон меняет свой вес (плавучесть) ровно на вес расходуемого воздуха, независимо от материала изготовления.

Следующий распространенный миф гласит о том, что алюминиевые баллоны легче стальных. Это не совсем так. На суше алюминиевые баллоны гораздо тяжелее стальных, при одинаковом запасе воздуха. Достаточно посмотреть на клеймо.

Пример: возьмем алюминиевый баллон Люксфер, 15 литров, 230 бар.

Вес по клеймению 18,95 кг. В транспортировке он явно тяжелее иного 15-литрового стального баллона.

В воде алюминиевые баллоны действительно легче стальных. За счет толстых стенок (12-литровый алюминиевый баллон выглядит внешне как 15-литровый стальной, а 15-литровый сравним с 18-литровым из стали), они, как правило, вытесняют больше воды, нежели весят сами.

Пример: произведем расчет веса (плавучести) в воде алюминиевого баллона Люксфер емкостью 15 литров. Вес 18,95 кг (вес вентиля, так как плотность металла иная, прибавим к результату позднее, чтобы не усложнять расчеты).

Делим 18,95 кг на удельный вес алюминия, равный 2,7 гр/куб.см. Получаем около 7000 куб.см. 15 + 7 = 22 (22 литра — объём вытесняемой баллоном воды). 22 - 18,95 = 3,05 кг.

В результате — 3 килограмма положительной плавучести данного пустого алюминиевого баллона (без вентиля). Вентиль уменьшает её примерно на 0,5 кг.

Расчеты точны не абсолютно, так как баллоны изготавливаются из сплавов, которые могут незначительно отличаться по удельному весу от чистого алюминия, да и с вентилем мы "обошлись грубо".

Итак, данный алюминиевый пустой баллон в воде обладает положительной плавучестью, равной примерно 2,5 кг, а заправленный потяжелеет примерно на 3,5 кг, и будет обладать в воде весом (отрицательной плавучестью), примерно равным 1 килограмму.

Балансировка таких баллонов вполне приемлемая, хотя некоторым не нравится, когда к концу дайва они начинают "задираться" вверх.

Именно со свойством алюминиевых баллонов плавать в воде, будучи неполными, и связано заблуждение в оценке их веса и степени его изменения при расходе воздуха.

Хороший баллон, стальной ли он или алюминиевый, не должен мешать нам под водой, то есть должен быть сбалансированным и иметь приемлемые габариты. Например, 12-литровый "худой" (170 мм) баллон может создавать неудобство своей длиной (бьёт в маковку и чувствуется бедрами одновременно) невысоким людям, которым больше подойдет толстенький 12-литровый "компакт" (204 мм).

Спарка 14-литровая (2 по 7) — меньше по высоте, и центр ее тяжести ближе к телу, следовательно, с точки зрения компоновки и балансировки более удачна, чем, скажем, большой 15-литровый баллон, особенно алюминиевый. Примечание: в нашем клубе около двух десятков разновидностей баллонов. Так вот, среди них есть стальные баллоны, которые заправленные плавают, и есть алюминиевые, которые пустые тонут. Но это "экзотические" модели.

Выбор по весу на суше

"Чем тяжелей баллон, тем крепче руки" (народная мудрость)

Ну, здесь всё уже понятно. При одинаковом объёме и давлении "призовые места", как и в вопросе балансировки, распределяются так:

  • Стальной Фабер
  • Отечественная спарка
  • Алюминиевый Люксфер
  • Стальной Маннесманн

Выбор по сроку службы и надежности

Вопрос, в общем-то, неверный. Все баллоны, произведенные для дайверов заводами: Маннесманн, Люксфер, Фабер или Первоуральским новотрубным, по определению, представляют собой изделия для многолетней (10 — 30 лет) безопасной правильной эксплуатации, при условии своевременного переосвидетельствования их специалистами.

Другое дело, вопрос о том, как быстро можно "загубить" тот или иной баллон неправильной эксплуатацией?

Ответ: любой баллон и довольно быстро. В связи с этим выбор будет определяться условиями эксплуатации баллона. Но это тема отдельного разговора.

Выбор по цене

Выбирая баллоны, выпущенные на одном заводе, т.е. "из одной бочки", но с разными наклейками Аквалунг, Скубапро, Марес и прочие, — покупайте то, что дешевле.

Самыми дешевыми являются на вторичном рынке отечественные баллоны, которые стоят в спарке от 50 до 150 у.е. и имеют в связи с этим немалый плюс: их не так страшно оставлять на ночь в багажнике, лодке или сарае. Как говорится, "сопрут — не жалко".

Вложение в баллон в любом случае является возвратным. Даже через несколько лет, в случае продажи, стоимость его может быть достаточно высока.

 

Сергеев Борис Борисович, 29 сентября 2001 г.

Генеральный директор ООО "Открытое море" Водолазный врач (спец-физиолог) OWSI PADI, Курс Директор IDA

Что почитать про баллоны:

  • Журнал Подводный клуб, No.4-2001, стр. 57...62, Из чего мы дышим?
  • Журнал Октопус, No.1-2002, стр.102-104, Прикосновение к смерти

 

opensea.ru


Смотрите также