Открытый урок по теме "Вода и ее свойства" 3 класс. Свойство воды 3 класс
Открытый урок по теме "Вода и ее свойства" 3 класс
Конспект открытого урока в 3 «е» классе :«Вода. Свойства воды».
Цель урока: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.
Задачи урока: Образовательная: - создать условия для определения учащимися свойств воды;
Развивающая: формировать исследовательские умения в практической деятельности; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательная: - воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия;
Предметные УУД: - знать, почему вода необходима для жизни на земле,
- уметь определять признаки воды,
- уметь проводить несложные исследования;
Метапредметные УУД: Регулятивные: - использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
Познавательные: - самостоятельное выдвижение способов решения проблемы; извлечение необходимой информации из увиденного;
Коммуникативные: - формирование умения обьяснять, сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения работать в группе;
Личностные: - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,
- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
- оценивать себя;
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, практический;
Формы обучения: наблюдение,
Оборудование:презентация, колба, стаканы, сок, сахар, соль, вода, лед.
Тип урока: урок- исследование; открытие новых знаний;
Сценарий урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Мотивационный момент
Здравствуйте ребята, улыбнитесь мне, нашим гостям и друг другу.
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
На этом уроке вы должны пополнить свой багаж знаний и уверенно идти с ним дальше.
Приветствие учителя, гостей урока и друг друга. Выражают приветствие.
2. Актуализация знаний и умений
Разгадав кроссворд, и составив слово из выделенных букв вы узнаете о чем на уроке мы будем говорить.
1.Шкаф желтый, классная доска коричневая, растения зеленые. А воздух?(бесцветный)
2.Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету? (атмосфера)
3.Что при дыхании поглощают живые существа? (кислород)
4.Какого газа в воздухе больше всего? (азот)
Получилось слово : ВОДА.
Исходя из этого сформулируйте тему урока.
-Вы все знаете о воде?
-Тогда какую цель мы поставим на уроке?
-Для чего нам необходимы эти знания?
Сегодня наш класс превратится научную лабораторию, а мы будем исследователями.
-А вы знаете кто такие исследователи?
Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.
О воде.
Нет.
Узнать все о воде и ее свойствах.
-Вода важна в жизни человека.
-Человек который изучает, вещества и какие – то предметы.
3. Постановка учебной задачи
4.Физкультминутка
-Как в любую научную лабораторию к нам на экспертизу отдают различные вещества.
(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)
- Как вы думаете, что это?
- Похоже на воду. Можно ли точно
сейчас сказать, что это вещество – вода?
- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду?
- Как можно отличить одно вещество от другого?
- С помощью чего?
-Все необходимые предметы у вас разложены на столе.
-Роли распределены и у вас на столах лежат памятки.
Вода.
Нет.
(Сравнение с перекисью, спиртом и т.д)
С помощью запаха и вкуса!
С помощью исследований.
5.Открытие новых знаний.
Практическая работа.
Цель:
- А теперь наметим план наших действий.
-Как же мы будем исследовать нашу воду?
1 группа работает над первым свойством воды-прозрачность.
Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)
Инструкция по проведению опыта.
Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?
Что вы заметили?
О каком свойстве воды это говорит?
1 группа работает над вторым свойством воды- цвет.
Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.
Инструкция по проведению опыта.
Сравни цвет воды с цветом полосок.
О каком свойстве воды это говорит?
2 группа работает над третьим свойством воды – запах.
Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.
Инструкция по проведению опыта.
Понюхай жидкости в стаканах.
Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!
Что вы заметили?
2 группа работает над свойством - вкус.
Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.
Инструкция по проведению опыта.
Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?
Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
3 группа работает над свойством- форма.
Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.
Инструкция по проведению опыта.
Рассмотрите кусочек мела.
Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.
Что вы заметили?
3группа работает над свойством - вода растворитель.
Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.
Инструкция по проведению опыта.
В один стакан брось кусочек сахара, а в другой насыпь ложку соли.
Что ты заметил?
Опыт проводит учитель:
Свойства- вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Оборудование: колба с трубкой, заполненная подкрашенной жидкостью,тарелочка с горячей водой, тарелочка со льдом.
Инструкция по проведению опыта.
Колба ставится в тарелку с горячей водой-дети наблюдают за столбиком жидкости в трубке-она поднимается.
Затем колбу переносят в тарелочку со льдом-при наблюдении столбик жидкости в трубке опускается.
1.Сделаем опыт.
2. Понаблюдаем.
3. Сделаем вывод.
Ребята разделены на 3 группы:
Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Когда ложка опускается в воду, то ее видно.
Когда ложка опускается в стакан с молоком, ее не видно.
Вывод: вода прозрачная
-Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Рассматривая полоски, мы увидели, что полоски имеют цвет, а вода нет.
Вывод: вода не имеет цвета, бесцветна.
-Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Мы понюхали жидкости в стаканах и определили, что сок имеет запах, а вода не пахнет.
Вывод: вода не имеет запаха.
-Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Сок имеет вкус, а вода нет.
Вывод: вода не имеет вкуса.
-Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Рассматривая мел, мы увидели, что он имеет форму. Вода при переливании в разные сосуды принимала их форму, а когда пролили на стол, потеряла форму.
Вывод: вода не имеет формы, вода текучая.
-Дети читают инструкцию, выполняют опыт, делают вывод.
Рассуждения.
Постепенно кристаллики сахара и соли исчезли, растворились.
Вывод-вода растворитель.
растворяет многие вещества.
-Наблюдают и делают выводы.
6.Закрепление
- Ну, теперь давайте подведем итог наших
исследований .
- Какое вещество было объектом нашего
исследования?
- Какими свойствами она обладает?
Свойства воды.
Цвет/прозрачность
нет цвета, прозрачна
Запах
нет
Вкус
нет
Текучесть/форма
формы нет, текучая
Способность растворять вещества
растворитель
Что происходит при нагревании
расширяется
Что происходит при охлаждении
сжимается
- В начале урока вы сказали, что жизнь без
воды невозможна.
- Сейчас вы прочитаете статью в учебнике на
с.51 «Вода и жизнь»
- Что ещё нового вы узнали из данной статьи?
Ребята, а вы знаете? Что…
На Алтае много рек
И озер у нас не счесть
Есть в них щука и карась,
Плавает неуловимый язь.
-В какой республике мы с вами проживаем?
-Назовите главную реку Горного Алтая?
-А какое озеро на Алтае самое красивое?
- Ребята, мы с вами должны гордиться, что живём в этом сказочном крае - Алтай. Туристы приезжают на Алтай лишь на несколько дней, а мы с вами имеем возможность каждый день наслаждаться ароматами свежего воздуха, любоваться неповторимой красотой природы. И не зря Алтай называют райским уголком, жемчужиной, гордостью Сибири.
Вода
Ученик каждой группы выходит к доске и заполняет свое поле сводной таблицы.
Остальные заполняют таблицу в рабочей тетради.
2 ученика рассказывают информацию о воде около доски.
-Алтай
-Катунь
-Телецкое
7.Итог урока
-Какая у нас была цель исследования?
-Как вы считаете, достигли ли мы данную цель?
-Наш урок я бы хотела закончить словами известного писателя Антуана Сент Экзюпери.
-Изучение свойств воды.
Ответы учеников.
8.Рефлексия
А теперь, ребята, оцените свою деятельность на уроке. Кому из вас понравилось, как вы работали на уроке, кто узнал для себя что-то новое, кому было интересно, прикрепите свои синие капельки на доску, из них получится весёлый дождь. А кому было неинтересно, положите черные капельки ко мне на стол, получится лужа.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Много ли воды в твоем теле, можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).
Памятка
1. Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.
2. Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.
3. Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.
4. Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.
5. После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя
3 класс. Окружающий мир. Тема. Вода и жизнь. Свойства воды.
3 класс. Окружающий мир.
Урок 10.
Тема. Вода и жизнь. Свойства воды.
Практическая работа № 3«Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»
Цели деятельности учителя:
обучающие: способствовать формированию целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; создать условия для ознакомления со свойствами воды в твердом, газообразном состоянии.
развивающие: способствовать развитию осознанного отношения к результату своего учебного труда; приемов умственной деятельности – сравнения, классификации, анализа и синтеза; умения получать информацию из различных источников.
воспитательные: содействовать воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу, любви к родине, планете Земля; формированию навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: для проведения опытов стакан с водой, ложка, соль (сахар), мел
І. Проверка знаний по теме «Тела, вещества, частицы».
1. Игра «Сигнальщики». Вопросы:
1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?
а) да; б) нет.
2) Можно ли человека назвать природным телом?
а) да; б) нет.
а робота – искусственным?
а) да; б) нет.
3) Правда ли, что муравей – тело живой природы?
а) да; б) нет.
а берёза – тело неживой природы?
а) нет; б) да.
4) Полярная звезда – это тело неживой природы?
а) да; б) нет.
ІІ. Постановка учебной задачи.
– На прошлом уроке мы пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек и другие живые существа?
– Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? (Вода.)
– Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо.
– Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях.
ІІI. Изучение нового материала.
1. Вода – источник жизни на Земле.
– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы? (изменился бы цвет – нет голубого и зеленого.)
– Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти?
Ничто на Земле не может жить без воды! Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. (в морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)
– Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (люди загрязняют реки и озера, не экономят воду.)
– Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. (слюна, кровь, слёзы.) В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. (Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода). она есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в животных, например, в медузе – 99 %.
infourok.ru
б | е | с | ц | в | е | т | н | ы | й | |||
п | р | о | з | р | а | ч | н | ы | й | |||
в | о | з | д | у | х | |||||||
б | е | з | з | а | п | а | х | а |
КОНСПЕКТ УРОКА В 3 КЛАССЕ "ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА"
Тема урока: «Вода и её свойства».
Тип урока: Урок – исследование.
Цель: Знакомство с некоторыми свойствами воды.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и расширить представления о трех состояниях воды. Познакомить со свойствами воды.
Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие: Способствовать развитию логического мышления, развивать познавательный интерес, умение делать выводы на основе наблюдений, опытов.
Оборудование: Стаканы, ложка, сахар, соль, цветные полоски из бумаги, вода, глобус.
Организационный момент: Сегодня у нас не обычный урок. Сегодня вы не ученики, а исследователи. А класс – это наша лаборатория. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без воды.
- Что мы будем исследовать? ( воду )
Актуализация знаний.
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса.
- Каким цветом изображена вода на глобусе?
-Почему голубого цвета на глобусе больше? ( на Земле больше воды, чем суши).
-Да, воды на Земле в два раза больше, чем суши.
- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? Что вы представляете? (река, озеро, море, пруд, бассейн, вода из крана, водопад.)
Учитель: Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это - только вода!
- А для чего людям нужна вода? (Дети отвечают)
А кому еще нужна вода? (растениям и животным).
- Да, всем нужна вода.
- О воде люди сложили стихи, песни. Есть даже сказка о воде. Посмотрите мультфильм «Заяц Коська и Родничок» и будьте готовы ответить на вопрос: в каких состояниях бывает вода? И показать по схеме, как путешествовал Родничок.
Дети смотрят мультфильм.
Учитель: Ребята, понравился вам мультфильм?
Проблемное задание: Ребята, а кто запомнил, как путешествовал Родничок и сможет показать этот путь на схеме?
-А из чего состоит Родничок? (из воды)
- А как же Родничок смог попасть в ручей, а потом в реку? (вода была в жидком состоянии).
- А когда Родничок поднялся в небо и стал облачком – какое это состояние воды? (газообразное).
- А во что превратился Родничок зимой? (в снег).
- Снег – это какое состояние воды? ( твердое).
- Значит, какой вывод можно сделать? (Вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.)
(На доску прикрепляю схему «Три состояния воды»).
-А сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны разгадать их, найти картинку с отгадкой и поместить её под нужную табличку.
Загадываю загадки:
Он слетает белой стаей.
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (туман)
Он без рук и без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. ( родник)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем- не найдём. (роса).
Он как алмаз, и тверд, и чист,
На солнышке сверкает.
Но пригревать начнут лучи,
Он тут же тает. (лёд).
Пушистая вата
Плывет куда- то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (облако).
- Молодцы, ребята: быстро отгадали загадки и правильно распределили отгадки. А теперь немного отдохнем.
Физ. минутка: Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два.
Звери из ручья напились,
Влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали-
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил грибной-
Убежали все домой.
Учитель: Мы продолжаем работать. Мы знаем о трех состояниях воды. Но у воды есть еще много удивительных свойств.
Проблемные вопросы:
-А какой цвет имеет вода?
-А есть ли у неё запах?
-Имеет ли она форму?
-А почему реки текут?
-Почему суп солёный, а чай сладкий?
На все эти вопросы вы сможете ответить, поработав исследователями в лаборатории.
Но прежде чем приступить к работе, нужно вспомнить правила по технике безопасности. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием, иначе можете разбить посуду и пораниться.
-У вас на столах есть все необходимое для исследования свойств воды.
Каждая группа должна исследовать свойства воды, указанные в дневниках исследователей и сделать вывод.
-Все выводы вы запишете в дневники исследователей.
Дети зачитывают в дневнике, какое свойство воды нужно определить (Прозрачность, цвет, вкус, запах, форму, текучесть, вода – растворитель). Проводят опыты. Выводы записывают в дневники исследователей.
-А теперь давайте проверим, что же у нас получилось? Давайте прочитаем свои записи. (дети зачитывают по очереди, все проверяют).
-А сейчас посмотрим, все ли ребята запомнили, какими свойствами обладает вода. У вас на столах лежат капельки. Возьмите их в руки. Я буду зачитывать утверждение о свойствах воды, а вы, если согласны с ним, поднимайте капельку, а если нет, не поднимайте.
-Вода имеет запах.
-Вода не имеет запаха.
-Вода голубого цвета.
-Вода бесцветна.
-Вода растворяет некоторые вещества.
-Вода имеет форму.
-Вода не имеет формы.
-У воды нет вкуса.
-Вода текуча.
-Молодцы. Вы запомнили, какие свойства есть у воды и ни разу не ошиблись.
Вывод: Какую задачу мы ставили? Удалось ли её решить? Каким способом?
Какие открытия сделали?
-Как бы вы назвали тему нашего урока? (Вода и её свойства.) Прикрепляю на доску таблицу с темой урока.
- Как нужно относиться к воде?
- Люди придумали много пословиц о воде. Давайте попробуем составить их.
(Дети составляют из частей пословицы и зачитывают их, объясняют значение.)
-Была бы водица, а зелень народится.
- Умный человек как родник.
- Вода камень точит.
- Хлеб да вода – богатырская еда.
Оценивание.
Домашнее задание: Дома вы продолжите работу исследователей и, выполнив задание в учебнике на страницах 88- 90, узнаете о других свойствах воды, о которых человеку необходимо знать. А результаты исследований запишете в свои дневники. И придумайте загадку или стихотворение о воде.
А теперь, ребята, оцените свою деятельность на уроке. Кому из вас понравилось, как вы работали на уроке, кто узнал для себя что-то новое, кому было интересно, прикрепите свои капельки на доску, из них получится весёлый дождь. А кому было неинтересно, положите капельки ко мне на стол, получится лужа.
- В заключение урока хочу напомнить:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода.
Экономь её и береги:
Мы ведь на планете не одни.
-Всем спасибо за работу. Урок окончен.
Просмотр содержимого документа «КОНСПЕКТ УРОКА В 3 КЛАССЕ "ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА" »
Тема урока: «Вода и её свойства».
Тип урока: Урок – исследование.
Цель: Знакомство с некоторыми свойствами воды.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и расширить представления о трех состояниях воды. Познакомить со свойствами воды.
Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие: Способствовать развитию логического мышления, развивать познавательный интерес, умение делать выводы на основе наблюдений, опытов.
Оборудование: Стаканы, ложка, сахар, соль, цветные полоски из бумаги, вода, глобус.
Организационный момент: Сегодня у нас не обычный урок. Сегодня вы не ученики, а исследователи. А класс – это наша лаборатория. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без воды.
- Что мы будем исследовать? ( воду )
Актуализация знаний.
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса.
- Каким цветом изображена вода на глобусе?
-Почему голубого цвета на глобусе больше? ( на Земле больше воды, чем суши).
-Да, воды на Земле в два раза больше, чем суши.
- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? Что вы представляете? (река, озеро, море, пруд, бассейн, вода из крана, водопад.)
Учитель: Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И всё это - только вода!
- А для чего людям нужна вода? (Дети отвечают)
А кому еще нужна вода? (растениям и животным).
- Да, всем нужна вода.
- О воде люди сложили стихи, песни. Есть даже сказка о воде. Посмотрите мультфильм «Заяц Коська и Родничок» и будьте готовы ответить на вопрос: в каких состояниях бывает вода? И показать по схеме, как путешествовал Родничок.
Дети смотрят мультфильм.
Учитель: Ребята, понравился вам мультфильм?
Проблемное задание: Ребята, а кто запомнил, как путешествовал Родничок и сможет показать этот путь на схеме?
-А из чего состоит Родничок? (из воды)
- А как же Родничок смог попасть в ручей, а потом в реку? (вода была в жидком состоянии).
- А когда Родничок поднялся в небо и стал облачком – какое это состояние воды? (газообразное).
- А во что превратился Родничок зимой? (в снег).
- Снег – это какое состояние воды? ( твердое).
- Значит, какой вывод можно сделать? (Вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.)
(На доску прикрепляю схему «Три состояния воды»).
-А сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны разгадать их, найти картинку с отгадкой и поместить её под нужную табличку.
Загадываю загадки:
Он слетает белой стаей.
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (туман)
Он без рук и без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. ( родник)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем , ищем- не найдём. (роса).
Он как алмаз, и тверд, и чист,
На солнышке сверкает.
Но пригревать начнут лучи,
Он тут же тает. (лёд).
Пушистая вата
Плывет куда- то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (облако).
- Молодцы, ребята: быстро отгадали загадки и правильно распределили отгадки. А теперь немного отдохнем.
Физ. минутка: Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два.
Звери из ручья напились,
Влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали-
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил грибной-
Убежали все домой.
Учитель: Мы продолжаем работать. Мы знаем о трех состояниях воды. Но у воды есть еще много удивительных свойств.
Проблемные вопросы:
-А какой цвет имеет вода?
-А есть ли у неё запах?
-Имеет ли она форму?
-А почему реки текут?
-Почему суп солёный, а чай сладкий?
На все эти вопросы вы сможете ответить, поработав исследователями в лаборатории.
Но прежде чем приступить к работе, нужно вспомнить правила по технике безопасности. Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием, иначе можете разбить посуду и пораниться.
-У вас на столах есть все необходимое для исследования свойств воды.
Каждая группа должна исследовать свойства воды, указанные в дневниках исследователей и сделать вывод.
-Все выводы вы запишете в дневники исследователей.
Дети зачитывают в дневнике, какое свойство воды нужно определить (Прозрачность, цвет, вкус, запах, форму, текучесть, вода – растворитель). Проводят опыты. Выводы записывают в дневники исследователей.
-А теперь давайте проверим, что же у нас получилось? Давайте прочитаем свои записи. (дети зачитывают по очереди, все проверяют).
-А сейчас посмотрим, все ли ребята запомнили, какими свойствами обладает вода. У вас на столах лежат капельки. Возьмите их в руки. Я буду зачитывать утверждение о свойствах воды, а вы, если согласны с ним, поднимайте капельку, а если нет, не поднимайте.
-Вода имеет запах.
-Вода не имеет запаха.
-Вода голубого цвета.
-Вода бесцветна.
-Вода растворяет некоторые вещества.
-Вода имеет форму.
-Вода не имеет формы.
-У воды нет вкуса.
-Вода текуча.
-Молодцы. Вы запомнили, какие свойства есть у воды и ни разу не ошиблись.
Вывод: Какую задачу мы ставили? Удалось ли её решить? Каким способом?
Какие открытия сделали?
-Как бы вы назвали тему нашего урока? (Вода и её свойства.) Прикрепляю на доску таблицу с темой урока.
- Как нужно относиться к воде?
- Люди придумали много пословиц о воде. Давайте попробуем составить их.
(Дети составляют из частей пословицы и зачитывают их, объясняют значение.)
-Была бы водица, а зелень народится.
- Умный человек как родник.
- Вода камень точит.
- Хлеб да вода – богатырская еда.
Оценивание.
Домашнее задание: Дома вы продолжите работу исследователей и, выполнив задание в учебнике на страницах 88- 90, узнаете о других свойствах воды, о которых человеку необходимо знать. А результаты исследований запишете в свои дневники. И придумайте загадку или стихотворение о воде.
А теперь, ребята, оцените свою деятельность на уроке. Кому из вас понравилось, как вы работали на уроке, кто узнал для себя что-то новое, кому было интересно, прикрепите свои капельки на доску, из них получится весёлый дождь. А кому было неинтересно, положите капельки ко мне на стол, получится лужа.
- В заключение урока хочу напомнить:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода.
Экономь её и береги:
Мы ведь на планете не одни.
-Всем спасибо за работу. Урок окончен.
kopilkaurokov.ru
Урок окружающий мир 3 класс Свойства воды
Тема "Вода, свойства воды"
Тема: Вода. Свойства воды.
Цели:
Образовательные:
познакомить детей с понятием вода и её состоянием в природе;
в процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды;
формировать умения вести наблюдения;
учить детей делать выводы по результатам наблюдений;
учить понимать детей роль воды в жизни человека.
Развивающие:
развивать устную речь, внимание, зрительную память, пополнять словарный запас.
Воспитательные:
прививать любовь к неживой природе, аккуратность, уважительное отношение к воде.
Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• презентация Microsoft Power Point;
• сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя).
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Один!
Дети: Прозвенел звонок.
Учитель: Два!
Дети: Начался урок.
Учитель: Три!
Дети: Красиво встать!
Учитель: Четыре, пять!
Дети: Тихо за партой свое место занять.
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели урока
Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Тогда отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
- Правильно, это вода.
Ни умыться, не напиться
Без воды
Листику не распуститься
Без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Сегодня мы будем говорить о воде. Нет на земле другого такого вещества, значение которого для человека было так велико и необходимо. Вода нужна всему живому на земле. Слайд 1
- Сколько раз в день вы пьете?
- А сколько могли бы прожить без воды? Слайд 2
Человек может жить без пищи два месяца, но без воды не может прожить и 4-5 дней.
И сегодня на уроке мы узнаем, что такое вода, какая она бывает и узнаем как человек ее использует.
3. Сообщение нового материала.
1) Ребята, а какая бывает вода? Сейчас, отгадывая загадки, мы построим схему «Какая бывает вода». Слайд 3
Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)
Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (Снег)
Мост, как синее стекло.
Скользко, весело, светло. (Лед)
На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)
Не колючий,
Светло – синий,
По кустам развешен…(Иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали. (Роса)
Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина. (Туман)
Без рук, без ног,
А в верх ползет. (Пар)
- Итак, мы с вами узнали что и дождь и снег и лед и град и иней и роса и туман и пар – все это вода, но только в разных состояниях.
2. Физкультминутка
Солнце греет землю слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у Снежной Бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
4. Практическая работа
Что такое вода мы с вами поговорили. А какие же ее свойства? Давайте вместе выясним. Слайд 4.
Опыт № 1 «Форма воды».
- Как вы думаете, имеет ли вода форму?
Я беру 3 разных по форме сосуду. В одном из них вода. Оказываю это детям.
- Ребята, что вы видите в сосуде? (воду)
Начинаю переливать воду из одного сосуда в другой.
- Что я сейчас делаю? (переливаете воду из одного сосуда в другой)
- Что произошло с водой? (она перелилась из одного сосуда в другой)
- Какую форму приняла вода? (форму сосуда, в который она налита)
- Какое свойство вы обнаружили?
Вывод: вода - жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда.
Опыт № 2 «Цвет воды».
А какого же все-таки цвета вода?
Наливаю в 3 прозрачные ёмкости воду. После этого капаю разные цвета краски в 2 сосуда.
- что я только что сделала?
- В какие цвета окрасилась вода?
Сравните с 3-м сосудом.
- Имеет ли вода цвет?
Вывод: вода бесцветна, ее можно окрасить.
Опыт № 3 «Прозрачность»
Как вы думаете, прозрачна ли вода?
Беру стакан с водой и стакан с молоком.
- Что у меня в руках? (сосуд с водой и стакан с молоком)
Опускаю в них цветные предметы.
- Что я сделала?
- Видны ли они?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт № 4 «Вода - растворитель»
А может ли вода растворять вещества?
Беру четыре стакана с питьевой водой. В один стакан кладу немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо перемешиваю воду в стаканах.
- Что произошло с солью, сахаром, мелом, песком?
- Видно ли соль и сахар в стаканах?
- А изменился ли вкус воды? (вода стала соленой и сладкой)
- Растворился ли мел и песок в стаканах?(Мел и песок оседают на дно.Они хорошо видны.
А теперь, давайте проверим прозрачность воды во всех четырех стаканах, как ты это делал в опыте 3.
- Что ты можешь сказать о прозрачности воды в стаканах, куда бросали соль и сахар? (осталась прозрачной).
- Изменилась ли прозрачность в стаканах мелом, песком? (Вода с мелом и песком мутная).
- Почему не видно соли и сахара? (Соль и сахар растворились в воде).
Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель. В третьем и четвертом стаканах вода стала мутной от мела. Можно ли очистить ее так, чтобы снова стала чистой, прозрачной? Чтобы ответить на этот вопрос проделай опыт.
Беру 3 емкости. В 1-ю емкость насыпаю сахар, в 2, 3 емкости мел, песок. (Размешать)
- Видим ли мы теперь сахар?
- Что произошло?
- Попробуйте на вкус. Какой вкус стал у воды?
- Все ли вещества растворились?
- Что произошло с веществами, которые растворились?
Вывод: вода может растворять некоторые вещества.
Опыт № 5 «Вкус воды»
Какая на вкус вода?
Беру 3 стакана с водой.
- Что у меня в руках?
В один из стаканов насыпаю ложку сахара, в другой соль. Размешиваю. Предлагаю детям попробовать воду. Дети пробуют воду на вкус.
- Какой вкус имеет вода в 1 стакане?
-Почему? Как вы думаете?
- Какой вкус имеет вода в 2 стакане?
-Почему? Как вы думаете?
- Какой вкус имеет вода в 3 стакане?
-Почему? Как вы думаете?
Вывод: вещество не имеет вкуса.
Опыт № 6 «Запах»
Чем же все-таки пахнет вода?
Наливаю в один сосуд воду, а в другой, воду с добавлением уксуса.
Одна из жидкостей неизвестного происхождения. Она может быть с резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности.
Сначала. Предлагаю детям определить запах воды.
- Вы что-нибудь почувствовали, услышали какой – нибудь запах?
Предлагаю понюхать воду, с растворенным в ней уксусом.
- Что вы почувствовали?
- Имеет ли вода запах?
Вывод: вещество не имеет запаха.
Рассмотрите составленную схему. Какие свойства нашей жидкости мы установили? Доказали, что наша жидкость вода?
Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, в океанах. Все это водные богатства. Даже когда мы идем в школу кругом снег и лед, а это тоже вода.
А зачем и для чего нужна вода мы с вами повторим, составив схему «Зачем нужна вода». Слайд 5
Значит все люди, животные и растения пользуются водой.
5. Итог урока
Давайте повторим все что мы узнали о воде.
- Какие свойства воды вы запомнили?
- Для чего нужна вода?
- Как вы думаете, нужно ли беречь воду?
Очень многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде (выставка рисунков и книг). Озёра называют голубыми глазами Земли. Слайд 7,8, 9,10.
Закончить урок я хочу знаменитыми словами Корнея Ивановича Чуковского:
Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться. В ушате, в корыте, в лохани,В реке, ручейке, океане. И ванне и в бане - всегда и везде Вечная слава - воде!
6. Орг. момент.
Урок закончен.
infourok.ru