Дыхание. Строение органов дыхания. Биология 9 класс функции воды


Дыхание. Строение органов дыхания. Биология 9 класс Сапин



1. Каково значение дыхания?

Дыхание обеспечивает поступление кислорода в организм, использование его в окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа и некоторых других веществ.

2. Перечислите отделы и органы дыхательной системы. В каких из них осуществляется газообмен, а какие являются только воздухоносными?

Органы дыхательной системы имеют два отдела: воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи) и легкие, состоящие из альвеол и альвеолярных ходов. Газообмен осуществляется только в легких, воздухоносные пути служат только для проведения воздуха к легким и в обратном направлении.

3. Назовите особенности строения, общие для всех воздухоносных путей.

Характерными особенностями строения дыхательных путей является наличие хрящевого остова в их стенках, в результате чего стенки дыхательной трубки не спадаются при проведении воздуха к легким и обратно, и наличие мерцательного эпителия на слизистой оболочке дыхательных путей, реснички клеток которого, колеблясь против движения воздуха, гонят наружу вместе со слизью инородные частицы, загрязняющие воздух.

4. Что происходит в носовой полости? Почему дыхание через нос считается более правильным, чем через рот?

В носовой полости вдыхаемый воздух нагревается (или, наоборот, охлаждается) благодаря густой сети капилляров расположенных в слизистой оболочке. С помощью большого количества волосков, находящихся в полости носа, воздух очищается от большего количества механических примесей (пыль, дым). Также слизистая оболочка небольшой верхней, обонятельной части носовой полости содержит специализированные клетки — обонятельные рецепторы. При дыхании через рот мы не можем распознавать запахи. Поэтому очень важно, чтобы дыхание происходило через нос, а не через рот.

5. Какие из воздухоносных путей участвуют в формировании звуков (речи)? За счёт каких структур?

Звук формируется при прохождении воздуха через голосовые связки. Голосовые связки представляют собой складки слизистой оболочки выстилающей полость гортани. Пространство между двумя складками называется голосовой щелью. Натяжение связок зависит от положения хрящей гортани. Во время дыхания связки разведены, при пении и разговоре они почти смыкаются, оставляя лишь узкую щель. Воздух, проходя через эту щель, вызывает вибрацию краев связок, которая генерирует звук. Его сила зависит от скорости воздушной струи, натяжения голосовых связок и размаха их колебаний. Окончательное формирование звуков у человека происходит благодаря движениям языка, губ, присутствию в ротовой полости зубов. Именно в ротовой полости из отдельных звуков формируются слова, речь.

6. Почему в задней стенке трахеи отсутствуют хрящи?

Трахея состоит из 16-20 полуколец, несомкнутая мягкая часть которых образована плотной соединительной тканью и обращена к пищеводу, что позволяет пище свободно проходить по пищеводу.

7. Как устроены легкие? Что такое легочные альвеолы? Какова их основная функция? Какие дополнительные функции выполняют альвеолы?

Легкие – парный орган, занимающий большую часть грудной полости. Каждое легкое покрыто тонкой оболочкой — плеврой, которая состоит из двух листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Каждое легкое имеет «ворота», в состав которых входят: легочные артерия и вена, лимфатический капилляр и центральный бронх. Каждый центральный бронх ветвиться до 12 раз, превращаясь в бронхиолы, на концах которых расположено множество мешочков, стенки которых образованы большим количеством легочных пузырьков – альвеол. В легких насчитывают до 700 млн. альвеол, их общая поверхность составляет 60— 120 м2, что в 40—70 раз больше общей поверхности тела человека. Снаружи каждая альвеола окружена густой сетью капилляров. Стенки альвеол состоят из однослойного плоского эпителия, покрытого сурфактантом (веществом, не позволяющим им склеиться при выдохе). Основной функцией альвеол является газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью кислорода и углекислого газа. Также могут выделяться некоторые газы, в том числе токсичные (например, этанол) и вода (в виде пара) – функция выделения.

8. Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?

Легкие состоят из большого количества альвеол, заполненных воздухом. Благодаря наличию в альвеолах сурфактанта они в норме не спадаются, поэтому, даже после смерти, в альвеолах остается воздух. Плотность воздуха находящегося в легких меньше плотности воды, поэтому кусочек легких всплывет. Таким образом можно определять наличие патологических очагов в легких. При воспалительных процессах альвеолы заполняются жидкостью и лейкоцитами и становятся более плотными, а значит, кусочек воспаленных легких будет тонуть.

9. Что такое плевра; плевральная щель; плевральная жидкость? Каково их значение?

Плевра – тонкая плотная оболочка, покрывающая легкие снаружи. Она состоит из двух листков: один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится небольшое количество жидкости, уменьшающей трение при движениях легких. Плевра, в отличие от легких, содержит большое количество нервных окончаний, поэтому при отсутствии жидкости в плевральной щели листки плевры будут соприкасаться и раздражать рецепторы. Возникает острая боль, усиливающаяся при каждом дыхательном движении.

10. Выясните, различаются ли по строению правое и левое лёгкое. Если да, то с чем это связано?

У большинства людей сердце расположено в левой половине грудной клетки, поэтому правое легкое занимает всю правую половину грудной клетки, а левое лишь часть левой половины. Правое легкое состоит из трех долей, левая – из двух. Соответственно количеству долей будет различаться количество долевых бронхов, артерий, вен. Во внутреннем строении правого и левого легких отличий нет.

resheba.com

Круговорот веществ в природе. Биология 9 класс Мамонтов



Вопрос 1. В чём заключается главная функция биосферы?

Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговорота химических элементов, который выражается в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами.

Вопрос 2. Расскажите о круговороте воды в природе.

Вода испаряется и воздушными течениями переносится на большие расстояния. Выпадая на поверхность суши в виде осадков, она способствует разрушению горных пород, делает их доступными для растений и микроорганизмов, размывает верхний почвенный слой и уходит вместе с растворёнными в ней химическими соединениями и взвешенными органическими частицами в моря и океаны. Циркуляция воды между океаном и сушей представляет собой важнейшее звено в поддержании жизни на Земле.

Вопрос 3. Участвуют ли живые организмы в круговороте воды? Если да, то дополните схему, изображённую на рисунке 113, обозначив на ней участие живых организмов в круговороте.

Растения участвуют в круговороте воды двояким способом: извлекают её из почвы и испаряют в атмосферу; часть воды в клетках растений расщепляется в процессе фотосинтеза. При этом водород фиксируется в виде органических соединений, а кислород поступает в атмосферу.

Животные потребляют воду для поддержания осмотического и солевого равновесия в организме и выделяют её во внешнюю среду вместе с продуктами обмена веществ.

Вопрос 4. Какие организмы поглощают диоксид углерода из атмосферы?

В процессе фотосинтеза зелёные растения используют углерод диоксида углерода и водород воды для синтеза органических соединений, а освободившийся кислород поступает в атмосферу.

Вопрос 5. Каким путём связанный углерод возвращается в атмосферу?

Кислородом дышат различные животные и растения, а конечный продукт дыхания – СО2 – выделяется в атмосферу.

Вопрос 6. Изобразите схематично круговорот азота в природе.

Вопрос 7. Подумайте и приведите примеры, свидетельствующие о том, что микроорганизмы играют важную роль в круговороте серы.

Находящиеся глубоко в почве и в морских осадочных породах соединения серы с металлами – сульфиды – переводятся микроорганизмами в доступную форму – сульфаты, которые и поглощаются растениями. С помощью бактерий осуществляются отдельные реакции окисления – восстановления. Глубоко залегающие сульфаты восстанавливаются до h3S, который поднимается вверх и окисляется аэробными бактериями до сульфатов. Разложение трупов животных или растений обеспечивает возврат серы в круговорот.

Вопрос 8. В пищевой рацион каждого человека обязательно должны входить блюда из рыбы. Объясните, почему это важно.

Вместе с выловленной рыбой на сушу возвращается примерно 60 тыс. т элементарного фосфора. 70% всего фосфора, который содержится в нашем организме, сосредоточено в костных тканях и зубах. Он, вместе с кальцием, формирует правильную структуру костей и обеспечивает их механическую прочность. Идеальным соотношением количества фосфора и кальция считается 1 к 2 или 3 к 4. И если их будет, скажем, поровну, то кость, постепенно теряя кальций, станет твердой, но хрупкой, как стекло, оно на первый взгляд достаточно твердое, хотя при этом его легко разбить.

Фосфор – основной энергоноситель, он входит в состав аденозинтрифосфата (сокращенно АТФ), который всасывается в кровь и доставляет энергию всем клеткам, которым она необходима.

Вопрос 9. Обсудите в классе, как изменился бы круговорот веществ в природе, если бы на планете исчезли все живые организмы.

В круговороте веществ принимают участие все живые организмы, поглощающие из внешней среды одни вещества и выделяющие в нее другие. Так, растения потребляют из внешней среды углекислый газ, воду и минеральные соли и выделяют в нее кислород. Животные вдыхают кислород, выделенный растениями, а поедая их, усваивают синтезированные из воды и углекислого газа органические вещества и выделяют углекислый газ, воду и вещества непереваренной части пищи. При разложении бактериями и грибами отмерших растений и животных образуется дополнительное количество углекислого газа, а органические вещества превращаются в минеральные, которые попадают в почву и снова усваиваются растениями. Таким образом, атомы основных химических элементов постоянно совершают миграцию из одного организма в другой, из почвы, атмосферы и гидросферы — в живые организмы, а из них — в окружающую среду, пополняя таким образом неживое вещество биосферы . Эти процессы повторяются бесконечное число раз. Так, например, весь атмосферный кислород проходит через живое вещество за 2 тыс. лет, весь углекислый газ — за 200—300 лет.

Непрерывная циркуляция химических элементов в биосфере по более или менее замкнутым путям называется биогеохимическим циклом. Необходимость такой циркуляции объясняется ограниченностью их запасов на планете. Чтобы обеспечить бесконечность жизни, химические элементы должны совершать движение по кругу. С исчезновением живых организмом произошел бы сбой в круговороте веществ и энергии, и , как следствие, гибель биосферы.

resheba.com

Химический состав клетки (биология 9 класс)

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Химический состав клетки». Вы уже знаете, что в природе можно встретить огромное разнообразие клеток, различающихся по размерам, функциям, форме и другим параметрам. На этом уроке вы изучите химический состав клетки. Узнаете, в чем состоят две важные особенности живой клетки и обсудите функции органических веществ, входящих в ее состав.

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

Тема: Клеточный уровень

Урок 5. Химический состав клетки

Анисимов Алексей Станиславович

учитель биологии и химии

Москва

Здравствуйте! Тема урока – «Химический состав клетки». Все вы знаете, что в природе можно встретить большое разнообразие клеток. Они отличаются по размеру, функциям, форме, являются свободноживущими или же входят в состав многоклеточных организмов, но при всем этом разнообразии все они состоят из одних и тех же типов химических веществ, претерпевающих одинаковые превращения. Живую клетку отличают две важные особенности, их нужно запомнить.

Первая особенность – это высокое содержание воды, и вторая — большое количество сложных органических веществ. Какие же химические элементы можно встретить в живой клетке? Ученые подсчитали, что в клетке содержится более 70 химических элементов, то есть более половины всех существующих. Правда, только 24 из них постоянно встречаются в различных типах клеток. По количеству элементы, содержащиеся в клетках, делятся на макро- и микроэлементы. Макроэлементы встречаются в клетках в большом количестве. К ним относятся кислород, углерод, водород, азот, сера, железо, фосфор, кальций, калий и т.д. Микроэлементы представлены в клетках в небольшом количестве. Это такие элементы, как марганец, медь, селен, кобальт, цинк, йод, никель и т.д.

Несмотря на очень малое содержание, микроэлементы играют важную роль, так как влияют на обмен веществ в клетке. Кроме макро- и микроэлементов выделяют еще группу ультрамикроэлементов, которые составляют менее одной миллионной процента в организмах живых существ. К ним, например, относятся золото и серебро, которые оказывают бактерицидное воздействие. Ртуть подавляет обратное всасывание воды в почечных канальцах, оказывая воздействие на ферменты. Также к ультрамикроэлементам относят платину и цезий. Некоторые к этой группе относят и селен, при его недостатке развиваются раковые заболевания. Процентное содержание в организме того или иного элемента ни в коем случае не характеризует степень его важности и необходимости в организме.

Так, например, многие микроэлементы входят в состав биологически активных веществ: ферментов, витаминов. Например, кобальт входит в состав витамина B12. А также гормонов, они оказывают влияние на рост и развитие организмов, кроветворения (железо и медь), процессы клеточного дыхания (медь, цинк) и т.д. Эти 70 элементов в составе клетки образуют тысячи химических веществ, которые можно разделить на две большие группы. Это неорганические вещества, входящие в состав клетки и органические вещества. Неорганические вещества – это вода, минеральные соли, углекислый газ, различные кислоты и основания. Вода является важнейшим компонентом содержимого живой клетки, она составляет в среднем около 70% ее массы.

Вода придает клетке упругость и объем, обеспечивает постоянство ее состава, участвует в химических реакциях и в построении химических молекул, делает возможным протекание всех процессов жизнедеятельности клетки. Вода является универсальным растворителем всех веществ, поступающих в клетку, и тех, которые из нее выводятся. Минеральные соли составляют примерно от 1 до 1,5% от общей массы клетки, но роль, которую они выполняют, очень важна. В растворенном виде минеральные соли представляют собой необходимую среду для химических процессов, которые протекают в клетке.

В клетках можно встретить много разных солей. Животные избыток этих солей выводят с помощью выделительной системы. А у растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или вакуолях. Чаще этой бывает соль и кальций. Их форма в клетках растений может быть различной: иглы, ромбы, кристаллики, одинокие или сросшиеся вместе, так называемые друзы. Органические вещества клетки называют так, потому что впервые выделены они были именно из организмов. К ним относятся такие вещества, как белки, липиды (или жиры) и нуклеиновые кислоты. Из школьного курса вы знаете, что органическая химия – это химия соединения такого удивительного элемента, как углерод. В чем же его удивительность и уникальность? Многочисленные превращения молекул и образование различных крупных и даже гигантских молекул органических соединений происходит благодаря тому, что углерод, будучи четырехвалентным, способен объединяться в длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры. Эти углеродные цепи и кольца являются скелетами сложных органических молекул. В клетках живых организмов синтезируются всевозможные большие и малые органические молекулы.

Некоторые малые молекулы могут соединяться между собой и образуют крупные молекулы – полимеры (от греческого слова polis — «многочисленный» и meros — «часть», «доля»). Малые молекулы, ставшие звеньями полимерной цепи, называют мономерами от слова monos — «один». Углеводы – это органические вещества, в состав которых входит углерод, водород и кислород, то есть по сути углерод и вода, отсюда и название – углеводы. Они выполняют в клетке различные функции. Энергетическую, как сахароза, глюкоза, например. Защитную, как целлюлоза. Резервную, как крахмал или гликоген. К тому же углеводы часто выступают в роли очень важных компонентов других органических соединений клетки, которые встречаются практически у всех организмов, живущих на Земле. Липиды – это вещества, которые практически не растворяются в воде, но зато хорошо растворяются в органических растворителях. Многие из них образованы с участием жирных кислот. В частности, хорошо знакомые нам липиды, жиры, которые мы употребляем в пищу, например, сливочное масло. Это не что иное, как соединение жирных кислот и трехатомного спирта глицерина. Роль липидов в жизненном цикле клетки не сводится к одному лишь запасанию энергии, хотя благодаря своим свойствам эту функцию они выполняют блестяще. Разные виды липидов включаются в самые различные процессы, протекающие в клетке, например, фосфолипиды, в состав которых входит остаток фосфорной кислоты.

Эти соединения – главный компонент плазматической мембраны, мембран хлоропластов, митохондрий, ядра и т.д. Существуют липиды, которые входят в состав гормонов и участвуют в регуляции обмена веществ в организме. Мы не рассмотрели еще две группы органических веществ, входящих в состав клетки. Это нуклеиновые кислоты и белки. Роль этих веществ в клетке трудно переоценить, поэтому о них стоит поговорить подробнее. Но сделаем мы это на следующем занятии. До встречи!

mirror.vsibiri.info

Ответы к тестам по биологии 9 класс 15 тестов (Часть 1)

Тема №11943

Рассмотрим тему Ответы к тестам по биологии 9 класс 15 тестов (Часть 1) из предмета Биология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тестам по биологии 9 класс 15 тестов (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Тест№1 «Многообразие и свойства живых организмов. Развитие биологии в додарвиновский период» (главы1,2;стр.3-17) Вариант № 11.Многообразие и свойства живых организмов на Земле изучает наука:А) экология; Б) биология; В) палеонтология.2.Структурной единицей всех живых организмов является:А) молекула; Б) атом; В) клетка.3.Группа клеток, имеющая сходное строение и выполняющая одинаковые функции, называется: А)организм; Б) ткань; В) материя.4.Целостная система органов, способная к самостоятельному существованию – это: А) клетка; Б)органоид; В) организм.5.Совокупность организмов разных видов и факторов среды их обитания, объединенных в единыйприродный комплекс, называют:А)популяцией; Б)биоценозом; В) биогеоценозом.6.Процесс поглощения организмами из окружающей среды необходимых питательных веществ ивыделение наружу продуктов своей жизнедеятельности, называется:А) самовоспроизведение; Б) обмен веществ; В) ассимиляция.7.К системе высшего порядка относится: А) биосфера; Б) биогеоценоз; В)сообщество.8.Одно из основных свойств живых организмов:А) саморазвитие; Б) живорождение; В) самовоспроизведение.9.Способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение- это : А)наследственность; Б) изменчивость; В) развитие.10. Онтогенез – это: А) индивидуальное развитие организмов;Б) массовое развитие организмов; В) историческое развитие организмов.11. Филогенез – это: А) революция; Б) эволюция; В) массовый отбор.12. «Жизнь есть способ существования белковых тел…». Это слова:А) К.Маркса; Б)Ф. Энгельса; В)В. Ленина.13. Процесс исторического развития живой природы с момента возникновения жизни на Земле досовременности – это:А) наследственность; Б) эволюция; В) экология.14. Двойное название для обозначения видов ввел в науку:А) К. Линней; Б) Ж. Ламарк; В) Ч. Дарвин.15. В системе К. Линнея самым мелким таксоном был: А) вид; Б) род; В) класс.16. Первое научное определение понятию «вид» дал:А) К. Линней; Б) Ж. Ламарк; В) Ч. Дарвин.17. Согласно взглядам К. Линнея все организмы возникли в результате:А) постепенного усложнения в ходе эволюции; Б)прямого приспособления к изменяющимся условиямсреды; В)актов божественного творения.18. Автором первого эволюционного учения является:А) К. Линней; Б) Ж. Ламарк; В) Ж. Бюффон.19. Движущие силы эволюции по Ж.Ламарку – это: А) постепенное усложнение организмов;Б)наследование благоприобретенных организмами признаков;В)стремление организмов к совершенствованию и влияние условий среды;20. Основателем научной систематики считается:А) Дж. Рей; Б)К. Линней; В)Ж. Ламарк.Тест№1 «Многообразие и свойства живых организмов. Развитие биологии в додарвиновский период» (главы 1,2; стр.3-17)Вариант № 2.1. Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой изучает наука: А)экология; Б) биология; В)палеонтология.2. Клетки, входящие в состав многоклеточного организма:А) способны существовать самостоятельно; Б) не способны существовать самостоятельно; В) ведутсебя по-разному в разных условиях.3. Ткани образуются: А) только в многоклеточном организме;Б) только в одноклеточном организме; В) в любом организме живой природы.4. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитания – это:А)популяция; Б)биоценоз; В) биогеоценоз.5. Совокупность всех живых организмов на Земле - это:А)биосфера;Б)биогеоценоз;В)сообщество. 6.Способность организмовприобретать новые признаки и свойства- это:А) наследственность; Б) изменчивость; В) развитие.7. Способность организмов к размножению - это:А) саморазвитие; Б) живорождение; В) самовоспроизведение.8.Филогенез - это: А) индивидуальное развитие организмов;Б) массовое развитие организмов; В) историческое развитие организмов.8. К свойствам живых организмов не относится:А) саморегуляция; Б) раздражимость; В) молекулярное строение.9. «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиесясистемы…» Это слова:А) К. Маркса; Б) Энгельса; В) М. Волькенштейна.11. К.Линней разработал:А) искусственную систему классификации;Б) естественную систему классификации; В) никакой системы не разрабатывал.12. К. Линней ввел в науку для обозначения видов:А) одинарное название; Б) двойное название; В) тройное название.13. Индивидуальное развитие организмов - это:А) онтогенез; Б) филогенез; В) философия.14. Согласно взглядам Ж.Ламарка все организмы возникли в результате:А) постепенного усложнения в ходе эволюции; Б)прямого приспособления к изменяющимся условиямсреды; В)актов божественного творения.15. Основы естественной системы классификации заложил:А) К.Линней; Б) Ж.Ламарк; Б) Ф.Энгельс.16. Термин «таксон» обозначает: А) расположение в одном месте;Б) расположение в определенном порядке; В) расположение на Земле.17. В системе К. Линнея самым крупным таксоном был: А) вид; Б)род; В)класс.18.Бинарная номенклатура видов - это:А) двойное название; Б) историческое название; В) современное название.19. Ступенчатое повышение организации – это:А)эволюция; Б)градация; В)график;20. Поставил человека в ряд приматов ученый:А) Ф.Энгельс; Б)К. Линней; В) Ч. Дарвин. Тест№2 Тема: «Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественногоотбора». (глава3; п.3-6)Вариант 1.1.Клеточная теория была разработана: а) М.Ломоносовым; б) Р.Шванном; в)Ч.Лайелем.2.В кругосветном путешествии Ч. Дарвин был на корабле: а)«Бриг»; б) «Беда»; в)«Бигль».3.Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений – это: а)естественный отбор;б)искусственный отбор; в)гибридизация.4.Разновидности капусты были получены человеком из:а)одного дикого вида; б)многих разных диких видов; в)оставались неизменными.5)В основе работ по выведению сортов (или пород) лежит:а)изменчивость и отбор; б)наследственность и отбор; в)изменчивость и наследственность.6.Порода коротконогой овцы была получена благодаря :а)изменчивости; б)мутации; в)наследственности.7.Внезапное изменение наследственных свойств организма – это:а)изменчивость; б)мутация; в)наследственность.8)По Дарвину любой вид животных и растений стремится к размножению в:а)арифметической прогрессии; б)физической прогрессии;в)геометрической прогрессии.9)Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующихмежду организмами и окружающей средой – это: А)борьба за существование;Б)борьба с засухой; В)борьба за пищу.10.Какая из форм борьбы за существование не является основной:а)межвидовая; б)межродовая; в)борьба с неблагоприятным условием среды.11.Примером межвидовой борьбы может быть борьба за пищу между:а)волком и лесом; б)волком и лисом; в)разными волками.12.Самая напряженная борьба по Дарвину – это:а)межвидовая; б)внутривидовая; в)межродовая.13.Формой борьбы с неблагоприятными условиями внешней среды являются:а)борьба с факторами неживой природы; б)борьба с организмами живой природы; в)борьба организмовс другими организмами.14 Процессы избирательного уничтожения одних особей и размножения других в природе– это:а)естественный отбор; б)искусственный отбор; в)подбор особей.15.Движущей силой эволюции является: а) борьба с неблагоприятными условиями среды; б)естественный отбор; в) искусственный отбор16.К формам естественного отбора не относится отбор:а) бегающий; б) стабилизирующий; в) половой.17.Кистеперая рыба латимерия сохранилась благодаря отбору:а)стабилизирующему; б)половому; в)движущему.18.Половой диморфизм – это: а)способ борьбы за существование;б)внешние различия в строении самок и самцов; в)стабилизирующий отбор.19.Элементарной единицей эволюции считается: а)вид; б)популяция видов; в)геном20.К факторам живой природы относятся:. а)биотические;б)абиотические; в)антропогенные.Тест№2 Тема: «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора» (глава3, п.3-6)Вариант № 21.Основной труд Ч. Дарвина называется:а) «Происхождение человека…» ; б) «Происхождение видов…»; в) «Происхождениеживотных…».2.Согласно теории Шванна, в основе строения всех живых организмов лежит один и тот жеструктурный элемент: а)молекула; б)атом; в)клетка.3.Русский ученый Бер показал, что развитие всех организмов начинается с:а)яйца; б)яйцеклетки; в)зародыша.4.Сохранение человеком особей с полезными признаками для размножения и устранение всехостальных– это: а)наследственность; б)естественный отбор;в)искусственный отбор.5.Для отбора при выведении сорта имеет значение:а)индивидуальная изменчивость; б)массовая изменчивость; в)наследственность.6.Порода собаки такса была получена путем :а)изменчивости; б)единичной мутации; в)массового отбора.7.По Дарвину в природе происходит непрерывная борьба за:а)существование; б)местообитание; в)корм.8.Какая из форм борьбы за существование не является по Дарвину основной:а)межвидовая; б)внутривидовая; в)внутриродовая.9.Главный труд Дарвина «Происхождение видов…» впервые был издан в:а)1809г; б)1859г; в)1871г.10.Какая борьба не является межвидовой?а)между волком и зайцами; б)между волками и лисами; в)между разными волками.11.Основным направляющим фактором эволюции, по Ч.Дарвину, является:а)наследственность; б)изменчивость; в)естественный отбор.12.Формой межвидовой борьбы является: а)симбиоз; б)паразитизм;в)сожительство.13.Выживание наиболее приспособленных организмов в природе – это:а)естественный отбор; б)искусственный отбор; в)подбор особей.14.Для выживания организмов в природе имеют значение признаки в количестве: а)1; б)2; в)несколько.15.К факторам неживой природы относятся :а)биотические; б)абиотические; в)антропогенные.16.Древняя рептилия гаттерия сохранилась в современной фауне благодаря :а)движущему отбору; б)половому отбору; в)стабилизирующему отбору.17.Что не относится к половому диморфизму: а)бивни у самцов моржей;б)крупный гребень и шпоры у петуха; в)голубые яйца в гнездах дроздов.18.Драка между оленями – самцами относятся к отбору:а)движущемуся ; б)половому; в)стабилизирующему.19.Движущей силой изменения видов,т.е. эволюции, является:а)изменчивость; б)естественный отбор; в)мутация.20.Половой отбор – это: а)способность к размножению; б)конкуренция между животными;в)конкуренция самцов за возможность размножения.Тест № 3Тема: «Приспособленность организмов как результат действия естественногоотбора» Вариант1. (глава4;п.7-9)1. Преодолеть плотность воды дельфину особенно помогает:а) наличие плавников; б) торпедовидная форма тела ;в) большая скорость.2.Какова скорость дельфина? а) 100 км/ч; б) 30 км/ч; в) 40 км/ч.З.Кто из перечисленных животных имеет предупреждающую окраску?а) тундровая куропатка; б) несъедобные гусеницы; в) малый зуек4.Средством защиты от врагов у камбалы является:а) окраска под цвет морского дна; б) наличие плавников; в) плоское тело5.Хамелеон меняет свою окраску благодаря:а) перераспределению пигмента в покровах тела; б) быстрому движению в) изменению окружающейсреды.6. Многие ядовитые змеи имеют окраску:а) покровительственную; б) предупреждающую; в) красную.7. Насекомые, рыбы, птицы, не обладающие средством активной защиты, в случаеопасности: а) бегут; б) замирают; в) шевелятся.8. Явление, при котором съедобная бабочка нимфалида похожа на ядовитую бабочкуданаиду, называется: а) симбиозом; б) паразитизмом; в) мимикрией.9.Обжигающие волоски у крапивы играют роль: а) защитную;б) нападающую; в)предупреждающую.10..Приспособление организмов в виде игл, раковин, колючек появились в результате:а) искусственного отбора; б) естественного отбора; в) миграции.11. Если зародыши развиваются в теле матери, то плодовитость при этом:а) увеличивается; б) уменьшается; в) остается неизменной.12.Рыбы бычки откладывают икру:а) в гнездо со входом и выходом; б) в ямки, вырытые на дне;.в) в выводковую сумку.13.Большое число потомков в условиях высокой истребляемости молоди служитсредством: а) защиты; б) борьбы за существование вида; в) нападения.. 14.Для чего песец меняет свою окраску зимой? а) чтобы не быть заметным на снегу;б) для защиты от неблагоприятных условий среды; в) для красоты.15.Для чего одиночная оса орденера тащит парализованного, еще живого кузнечика? а) на запас; б)будущая личинка будет обеспечена пищей; в) сама съест.16.Физиологической адаптацией у пустынных лягушек является:а) ночная охота; б) влажная кожа; в) размножение в воде.17.Способность к термолокации (разница температур) хорошо развита у:а) змей; б) летучих мышей; в) лягушек.18. Приспособления в природе у организмов к условиям внешней среды появляются:а) в готовом виде;6) в результате естественного отбора случайных наследственных изменений;в) в результате искусственного отбора человеком19.Подражающая окраска скорлупы яиц кукушки называется:а) мимикрия; б) покровительственная окраска; в) предупреждающая окраска..20. Одиночные осы преимущественно нападают на: а) жуков и пауков; б) людей; в)рыбТЕСТ № 3 «Приспособленность организмов как результат действия естественного отбора»

 (глава4, п.7-9)ВАРИАНТ 21. Во сколько раз плотность воды выше плотности воздуха? А) в 100 раз;Б) в 800 раз; В) в 1000 раз.2. Какова скорость арктического пингвина? А) 10 км/ч; Б) 20 км/ч; В) 35 км/ч.3. Средством защиты от врагов не служит :А) покровительственная окраска; Б) яркая окраска; В) сходство с предметами окружающей среды.4. Покровительственную окраску имеет: А) бабочка данаида; Б) бородатая ящерица; В) тундроваякуропатка.5. Окраска, которая привлекает внимание, называется: А) предупреждающая ; Б)покровительственная; В) пурпурная.6. У каких животных меняется окраска с изменением времени года? А)кролик; Б) белаякуропатка; В)антилопа.7. Мимикрия-это: А) подражание; Б) различие; В) вид бабочек.8. Яйцо кукушки незаметно в гнезде камышевки т. к. оно: А) отложено в центре гнезда; Б) имеетодинаковый размер; В) имеет схожий цвет и размер.9. Толстый панцирь черепахи нужен в 1-ую очередь для:А) дома; Б) защиты; В) плаванья.10.Запасание корма животными на зиму относится к:А) предупреждающему поведению; Б) отпугивающему поведению;В) приспособленному поведению.11.Вынашивает икру в сумке на спине самка сумчатой:А) кенгуру; Б) коалы; В) лягушки.12. Одиночные осы, нападая на жуков: А) их съедают; Б) обездвиживают; В) убивают.13. Охрана икринок рыбой, называется: А) заботой о потомстве; Б) мимикрией; В)нормальным поведением.14. Яйца птиц в гнездах развиваются под действием тепла: А)солнца;Б) не зависимо ни от чего; В) тела родителей.15. Физиологическая адаптация-это: А) соответствующая форма и окраска тела;Б) приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания;В) своеобразное поведение животных.16. Тюленям находиться под водой до 1 часа помогает: А) пигмент гемоглобин ; Б) наличиемышц; В) пигмент миоглобин.17. С помощью эхолокации прекрасно ориентируются в пространстве: А)змеи; Б) лягушки; В) летучие мыши.18. Долго обходиться без пресной воды может: А)человек; Б) морские змеи; В) жаворонок.19. Верблюд при отсутствии воды: А) умирает; Б) резко сокращает испарение; В) перестаетдвигаться.20. Раковина моллюсков является средством: А) активной защиты; Б)передвижения; В) пассивной защиты.Тест№4 «Микроэволюция. Макроэволюция.»

 Вариант 1 (глава 5-6;п.10-13)1.Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободноскрещивающихся между собой, называют:а) видом; б) родом; в) семейством.2.Существование механизмов, препятствующих скрещиванию разных видов, называют:а)видовой изоляцией; б)репродукцией; в)репродуктивной изоляцией.3.Для виноградной улитки радиус активности составляет:а)несколько десятков метров; б)несколько сотен метров; в)несколько километров.4.К критериям вида не относится:а)морфологический; б)генетический; в)молекулярный.5.Ключевым фактором видообразования является: а) изоляция; б) миграция; в) популяция.6.Участок молекулы ДНК, содержащий наследственную информацию, называют:а)атомом; б) молекулой; в)геном.7.Совокупность всех генов в популяции есть:а) генотип; б)генофонд; в)фенотип.8.Пространственная изоляция по-другому называется:а)географическая; б)биологическая; в)экологическая.9.При межвидовом скрещивании лошади и осла образовавшийся гибрид называется:а) тур; б) мул в) лошарик.10.Область, пространство, занимаемое каждым видом,- это:а)ареал; б)адрес; в) лес.11.Процессы исторического преобразования надвидовых систематических групп-родов, семейств,отрядов, классов и т.д.—это:а) революция; б) микроэволюция; в) макроэволюция.12.Уменьшение численности, сокращение ареала, опасность вымирания вида характеризуетбиологический:а)прогресс; б) регресс; в)кризис.13.Примером идиоадаптации служит:а) возникновение жабр и легких; б) колючки у кактусов; в) появление сердца у рыб.14.Крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования-это:а) адаптация; б)дегенерация; в) специализация.15.Сходство конечностей у насекомого (медведки) и млекопитающего (крота) носит название:а) дивергенция; б) конвергенция; в) коньюгация.Тест№4 « Микроэволюция. Макроэволюция.» Вариант 2 (главы 5-6 ; п.10-13)

1.Процесс видообразования- это :а) макроэволюция; б) эволюция; в) микроэволюция.

 2.Одинаковый хромосомный набор у особей одного вида .– это:а) генотип; б) кариотип; в) генетика3.Радиус активности для ондатры составляет:а) несколько десятков метров; б)несколько сотен метров; в) несколько километров. 4.Основным критерием (признаком) вида является:а) морфологический; б) географический; в)генетический.5.Совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок внутри ареала, называют:а) видом; б) популяцией; в) биоценозом.6.Геном называют участок молекулы: а) ДНК; б) РНК; в)АТФ.7.Генофонд популяции- это совокупность всех ее:а) клеток; б)генов; в)организмов.8.К географической изоляции не относятся:а) реки; б)горы; в)полиморфизмы.9.Результат успеха борьбы за существование –это:а) биологический прогресс; б)биологический регресс; в) экологическая революция.10.В результате макроэволюции не возникают новые систематические группы:а) типы; б) классы; в) виды.11.Примером ароморфоза является:а) возникновение жабр и легких; б) плоская форма тела скатов;в)упрощение в строении пищеварительной системы червей-паразитов.12.Приспособления к специальным условиям среды, не изменяющее уровня организации организмов,-это: а) ароморфоз; б)идиоадаптация; в) дегенерация.13.Общая дегенерация наблюдается у: а)плоских червей паразитов; Б)двугорбого верблюда; в)муравьедов.14.Процесс расхождения признаков организмов, возникающих от общего предка, в ходе их приспособления к разным условиям обитания – это:а) дивергенция; б) конвергенция; в) миграция.15.К конвергенции относится: а) сходство в строении глаз осьминога и человека; б) видоизмененные побеги растений; в)усики гороха, иглы кактусов.Тест№5 Тема: «Возникновение и развитие жизни на Земле» (главы 7-8;п.14-20)1.Земля и другие планеты Солнечной системы образовались около:а)100 млрд. лет тому назад; б) 4,5 млн. лет тому назад; в)4,5 млрд. лет тому назад.2.В состав первичной атмосферы входил: а) свободный кислород;б) свободный водород; в)свободный водород и его соединения.3.Первичный бульон формировался из: а)компонентов атмосферы и солей;б) простейших органических соединений, компонентов атмосферы и солей;в) компонентов атмосферы ,солей и одноклеточных организмов.4.Многомолекулярные комплексы, окруженные водной оболочкой, отделяющей их содержимое отосновного раствора,- это: а) концентраты; б) коацерваты; в) клетки.:5.Первые одноклеточные организмы не имели обособленного ядра, поэтому являлись:а)прокариотами; б)эукариотами; в)симбионтами.6.Первые организмы на Земле были гетеротрофами, т.к. использовали в качестве энергии:а) энергию солнца; б) фотосинтез; в) готовые органические соединения.7.Первые многоклеточные организмы появились от:а)колониальных простейших; б)одиночных простейших; в)других многоклеточных.8.Первыми фотосинтезирующими организмами были:а) зеленые водоросли; б) красные и бурые водоросли; в) синезеленые водоросли.9.Первые наземные растения—псилофиты появились в:а) архейскую эру; б) палеозойскую эру; в)мезозойскую эру.10.Кистеперые рыбы дали начало первым животным:а) земноводным; б) пресмыкающимся; в)млекопитающим.11.В мезозойскую эру достигли расцвета: а)гигантские папоротники и хвощи;б) птицы и млекопитающие; в) насекомые и рептилии.12.В кайнозойскую эру происходили глобальные:а)потепления; б)оледенения; в)затопления.13.Неандертальцы относятся к: а) древнейшим людям; б)древним людям; в)современным людям.!4.Членораздельной речью владели: а)австралопитеки; б)неандертальцы; в)кроманьонцы.15.Различия между расами современных людей сводятся к особенностям:а)интеллектуального развития; б) места рождения; в) цвета кожи, волос, формы носа, глаз.Тест№6.

Тема: « Химическая организация клетки. Обмен веществ». (главы 9-10; п.21-24) Вариант 11.Химические элементы, составляющие 98% массы клетки, называют:а) биоэлементами; б) макроэлементами; в) микроэлементами, г)химикатами.2.Самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах:а)катионы; б)анионы; в)вода; г) хлорид натрия.3.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки:а)20-30% б)около 50% в)10-15%; г)более 90%.4.Одна из важнейших функций белков:а) двигательная; б)транспортная; в)энергетическая; г)строительная.5.К моносахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза;б)глюкоза и фруктоза; в) крахмал и целлюлоза; г) мальтоза и лактоза.6.Соединения углевода, содержащие два моносахаридных остатка, называют:а)сахаридами; б)моносахаридами; в)дисахаридами; г)полисахаридами.7.Самой высокой энергетической ценностью обладают:а)белки; б)жиры; в)углеводы; г)нуклеиновые кислоты.8.Нуклеиновые кислоты построены из мономеров:а)аминокислот; б)гормонов; в)нуклеотидов; г)белков.9.К формам РНК не относятся: а)информационные; б)транспортные; в)нуклеиновые; . г)рибосомные.10.Пластический обмен по-другому называется: а)ассимиляция; б)диссимиляция; в)информация; г)трансляция.11.При биосинтезе белка в процессе трансляции образуется: а) и-РНК б)т-РНК в)р-РНК г)полипептидная цепь.12.В состав ДНК не входит нуклеотид: а)аденин; б)гуанин; в)цитозин; г)урацил.13.Совокупность реакций расщепления называют: а)энергетическим обменом; б) пластическим обменом; в) газовым обменом; г)денежным обменом.14.При хемосинтезе происходит преобразование энергии:а)внутренней; б)солнца; в)химических реакций; г)потенциальной.15.Организмы, способные сами синтезировать органические соединения из неорганических,называются:а)аэробными ; б)анаэробными; в)автотрофными; г)гетеротрофными.Тест№6.

Тема: «Химическая организация клетки. Обмен веществ». (главы 9-10;п. 21-24) Вариант 2 .1.Около 98% массы клетки образуют 4 элемента:а )кислород, водород, гелий, азот; в ) кислород, водород, углерод, азот;б ) кислород, углерод, натрий, кальций, г ) водород, углерод, азот, калий.2.Микроэлементами называют такие химические элементы, которые содержаться в клетке вколичестве: а )00.2%; б )0.2%; в )2.0%; г )20%.3.Способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию среды называется: а )полярность; б )буферность; в )гидролиз ; г )расщепление.4. Среди органических веществ первое место как по количеству ,так и по значению занимают: а )белки; б )жиры; в )углеводы; г )нуклеиновые кислоты.5.К полисахаридам относятся углеводы: а)глюкоза и сахароза; б)глюкоза и фруктоза; в) крахмал и целлюлоза; в) мальтоза и лактоза.6.Все белки состоят из: а) аминокислот; б)нуклеиновых кислот; в) гормонов; г)нуклеотидов. 7.Жир, которым заполнен горб верблюда, служит в первую очередь источником: а) энергии; б) тепла; в)пищи; г) воды. 8.Нуклеиновая кислота, являющаяся носителем наследственной информации,- это: а) ДНК; б)РНК; в)АТФ; г)и-РНК. 9.Совокупность реакций биологического синтеза называют: а) энергетическим обменом; б) пластическим обменом; в) газовым обменом; г) денежным обменом. 10.При биосинтезе белка в процессе транскрипции образуется: а) и-РНК; б)т-РНК ; в) р-РНК; г) ДНК. 11. В состав рибонуклеиновой кислоты входят нуклеотиды: а) А,Г,Ц,У; б) А,Г,Ц,Т; в)А,Б,В,Г; г)А,Г,Ц,Д. 12.Энергетический обмен по-другому называется: а) ассимиляция; б) диссимиляция ; в) информация; г)трансляция. 13.Какой этап энергетического обмена является бескислородным? а)подготовительный; б) первый; в)второй; г)третий. 14.При фотосинтезе происходит преобразование энергии: а)солнца; б) химических реакций; в)внутренней; г) человека. 15.Организмы, не способные сами синтезировать органические соединения из неорганических, называются: а)аэробными; б) анаэробными;в)автотрофными; г)гетеротрофными. 

Тест№7 Тема: «Строение и функции клеток» (глава11, п.25-29 Вариант11.К эукариотам относятся: а)бактерии, грибы; б)растения, грибы, животные; в)синезеленые водоросли, растения, животные.2.Палочковидные формы бактерий: а)кокки; б)бациллы; в)спириллы.3.Основная особенность строения бактерий: а)наличие нуклеотида; б)отсутствие митохондрий; в)отсутствие ядра.4.Бактерии могут существовать: а) только в аэробных условиях; б) только в анаэробных условиях; в)в любых условиях.5.В растительной клетке синтез органических веществ из минеральных происходит в: а) пластидах; б)ядре; в) рибосомах.6.Процесс поглощения жидкости мембраной клеток называют: а) фагоцитозом; б) пиноцитозом; в) симбиозом.7.Основная функция рибосом: а)синтез белка; б) фотосинтез; в) синтез АТФ.8.Яркую окраску цветов и плодов обеспечивают: а) лейкопласты; б)хлоропласты; в) хромопласты.9.Клеточный центр состоит из очень маленьких телец цилиндрической формы, называемых: а) центромерами; б) центриолями; в) центрами.10.Основная функция хромосом – это хранение и передача: а) энергии; б) генетической информации; в) пищи и воды.11.Во всех соматических клетках число хромосом: а) различно; б) изменяется; в)одинаково.12.Количество хромосом в половых клетках человека равно: а)23; б)46; в) 48.13.Редупликация ДНК – это: а)ее удвоение; б)ее размножение; в)ее деление.14.Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, самовоспроизведению иразвитию – это: а) ядро; б) клетка; в) органелла.15.Клеточная теория была сформулирована: а) Ч. Дарвином; б)Т. Шванном; в)Р. Вихровым.

Тест№»7 Тема: «Строение и функции клеток »

 Вариант2. (глава11,п.25-29)1.Эукариоты - это: а) клетки, имеющие обособленное ядро;б) клетки, не имеющие обособленного ядра; в) неклеточные организмы.2.К прокариотам относятся: а) грибы, растения, животные;б) бактерии, водоросли; в) бактерии, синезеленые водоросли.3.Шаровидные формы бактерий: а) кокки; б) бациллы; в) спириллы.4.Спорообразование у бактерий- это: а) процесс размножения;б) процесс расселения; в) приспособленность к неблагоприятным условиям жизни.5.Основное отличие растительной клетки от животной:а) наличие пластид; б) наличие ядра; в) наличие вакуолей.6.Процесс поглощения твердых частиц мембраной клетки называют:а) фагоцитозом; б) пиноцитозом; в) симбиозом.7.Рибосомы находятся на эндоплазматической сети: а) гладкой;б) шероховатой; в) ребристой.8.Основная функция митохондрий: а)синтез белка; б)фотосинтез; в)синтез АТФ.9.Зеленые пластиды- это: а) лейкопласты; б) хлоропласты; в)хромопласты.10.Первичная перетяжка- область, к которой во время деления прикрепляются нити веретена,называется: а) центромера; б) центриоль; в) централь.11.Хромосомы содержатся: а) в ядре; б) в цитоплазме; в) в вакуолях.12.Количество хромосом в соматических клетках человека: а) 23; б) 46; в) 48.13.Митоз состоит из фаз в количестве: а)8; б) 6; в) 4.14.Клетка (клеточная оболочка) была открыта : а) Р.Гуком; б) Т.Шванном; в) Ч.Дарвином.15.К неклеточным формам жизни относятся: а)бактерии; б) грибы; в) вирусы.

xn----ftbdmba1cp9d.xn--p1ai

Категория: Биология | Добавил: (18.10.2017)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0

§ 03. Клетка, её строение и функции - Биология 9 класс

1. Почему клетку считают элементарной структурной единицей живого?

Все организмы, как одноклеточные, так и многоклеточные, состоят из клеток. В каждой клетке имеется набор органоидов, которые позволяют поддерживать ее существование, она обладает способностью к делению и передаче наследственной информации дочерним клеткам. Если разрушается клетка, то ее внутреннее содержимое погибает и жизнь клетки прекращается. Поэтому она является минимальной структурной единицей живого.

2. Каково строение животной клетки?

Животная клетка покрыта плазматической мембраной, под которой находится цитоплазма, содержащая органоиды, и ядро. В отличие от клеток организмов других царств (растений, грибов, бактерий), животная клетка не имеет клеточной стенки. Цитоплазма представляет собой полужидкое вещество — гиалоплазму, в которую погружены органоиды, выполняющие разные жизненно важные функции. Органоидами . животной клетки являются митохондрии, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, клеточный центр. Эти органоиды имеются у любой животной клетки, поэтому их называют органоидами общего назначения. У некоторых высоко специализированных клеток имеются органоиды специального назначения: жгутики, реснички. Обязательной частью любой животной клетки является ядро. Оно контролирует все функции клетки, включая размножение (деление).

3. Что такое «избирательная проницаемость» мембраны?

Плазматическая мембрана клетки обладает способностью осуществлять через нее транспорт молекул и ионов с различной скоростью: чем больший размер молекул, тем меньшая скорость прохождения их через мембрану. Благодаря свойству избирательной проницаемости мембраны химический состав клетки отличается от такового внеклеточной среды и концентрации неорганических и органических веществ поддерживаются постоянными.

4. Может ли клетка существовать без митохондрий, лизосом и других органоидов?

Каждый органоид клетки выполняет только ему свойственную жизненно важную функцию. Так, в митохондриях («силовых станциях» клетки) происходит синтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) — универсального хранителя и переносчика энергии, необходимого для осуществления практически всех процессов жизнедеятельности клетки. Лизосомы — мембранные пузырьки, заполненные разнообразными ферментами, способными расщепить все сложные органические вещества — как поступившие в клетку чужеродные вещества, так и собственные, ненужные, отработанные структуры клетки. Лизосомы могут также при необходимости полностью переварить клетку. Таким образом, на примере анализа функций рассмотренных двух органоидов клетки вы убедились в жизненной необходимости каждого из них и невозможности замены их друг другом.

5. Какие основные функции клеток вы знаете?

Каждой клетке свойствен обмен веществ, т. е. расщепление поступивших в клетку сложных органических веществ до простых, а также синтез из более простых соединений сложных органических веществ, свойственных данному виду клеток. Осуществление обмена веществ — основа жизни клетки. Все клетки также характеризуются раздражимостью — способностью реагировать на действие определенных раздражителей: света, температуры, механических и химических воздействий. Большинство видов клеток обладают способностью к делению, благодаря которому осуществляется рост тканей и восстановление числа клеток (регенерация). Некоторым клеткам свойственна возбудимость, выражающаяся в специфической ответной реакции на действие раздражителя. Например, воздействие нервного импульса на мышечную клетку приводит к ее сокращению, на железистую — к выделению свойственного ей секрета (слюны, желудочного или кишечного сока, желчи). Два вида клеток — нервные и клетки мышечной ткани сердца — обладают свойством проводимости возбуждения в виде биоэлектрического импульса.

6. Как можно объяснить положение: «Клетка — открытая система»?

Всем клеткам организма человека необходим кислород, органические и минеральные вещества, вода, тепло, которые они получают из внешней среды или от других клеток. Кроме того, в результате жизни самих клеток в них образуются ненужные, нередко вредные продукты жизнедеятельности, которые нужно выводить наружу. Поэтому клетка должна обмениваться веществами с другими клетками организ-ма и внешней средой, т. е. она должна быть открытой системой.

7. Чем характеризуется возбудимость?

Возбудимость — свойство некоторых видов клеток отвечать на действие раздражителя изменением электрического заряда плазматической мембраны и ее ионной проницаемости. Это вызывает ответную реакцию возбудимой клетки в виде сокращения (мышечные клетки), выделения секрета (слюны, желудочного, кишечного сока, желчи) или образования нервного импульса (нервные клетки).

8. Какие структурные элементы ядра являются носителями наследственных признаков? Носителями наследственных признаков и свойств человека являются расположенные в ядре 23 пары хромосом. В состав хромосом входит дезоксирибо-нуклеиновая кислота (ДНК). В ней закодирована наследственная информация о строении и свойствах человеческого организма. Каждый признак закодирован на определенном участке молекулы ДНК, называемом геном. Каждый ген несет информацию о структуре одного белка, отвечающего за формирование признака.

9. Какие способы деления клеток вам известны?

Все новые клетки образуются путем деления уже существующих. Известны три способа деления клеток: митоз (непрямое деление), амитоз (прямое деление) и мейоз. Митоз — основной способ деления клеток тела, при котором из одной клетки образуется две дочерние с тем же количеством хромосом, что и у материнской. Деление клетки митозом сопровождается прохождением четырех стадий (фаз). Период жизни клетки между двумя последовательными делениями, называется интерфазой. При прямом делении клетки (амитозе) образуется перетяжка, которая делит на две части ядро, а затем и саму клетку. Мейоз — особый способ деления, в результате которого образуются дочерние клетки с половинным набором хромосом (23 хромосомы у человека). Таким способом образуются только половые клетки (сперматозоиды, яйцеклетки).

10. Некоторые клетки (эритроциты, тромбоциты) утратили ядро. Какая их функция при этом стала невыполнимой? Невыполнимой стала функция деления и передачи наследственной информации.

11. Назовите клетки организма, которые образуются в результате мейоза, и объясните биологическое значение этого способа деления.

В результате мейоза образуются половые клетки (сперматозоиды и яйцеклетки) с половинным набором хромосом, у человека равным 23. Биологическое значение мейоза заключается в том, что при слиянии женской и мужской половых клеток (оплодотворении) диплоидный (двойной) набор хромосом у оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) восстанавливается и становится равным 46. Последующее деление зиготы происходит путем митоза, поэтому каждая клетка тела человека сохраняет диплоидный набор хромосом. Если бы при образовании половых клеток не происходило уменьшения числа хромосом вдвое, то при каждом последующем оплодотворении число хромосом возрастало бы вдвое.

resheba.net


Смотрите также