Содержание
Инфо — Вода и антифриз: плюсы и минусы
Вы установили в доме систему отопления, и перед вами встал вопрос о выборе теплоносителя. Наша статья подскажет, на что следует обратить внимание в первую очередь. Вариантов всего два: вода или антифриз. Как обычно, оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.
Вы установили в доме систему отопления, и перед вами встал вопрос о выборе теплоносителя. Наша статья подскажет, на что следует обратить внимание в первую очередь.
Вариантов всего два: вода или антифриз. Как обычно, оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.
Антифриз.
Залив в систему антифриз, вы как минимум лишите себя головной боли во время сильных морозов: Ваши батареи не «разморозятся». Система отопления с антифризом всегда готова к использованию: благодаря особым присадкам металл защищен от коррозии, не образуется накипи и осадка.
За эти преимущества приходится платить. Исходя из физических свойств антифриза получаем: вязкость – в 2-3 раза выше, объемное расширение – на 40-60% больше, теплоемкость на 15-20% меньше, чем у воды. Соответственно, тепловую мощность радиаторов для устройства системы с антифризом придется увеличить на 30-50% и на 40-60% расширить объем бака. Циркуляционный насос также должен быть мощнее. В будущем заменить антифриз на воду уже не получится. Если же вы хотите сменить воду на антифриз, то помните: последний не может использоваться в стальных оцинкованных трубах, поскольку неизбежна химическая реакция.
Кроме того, выбирая тот или иной антифриз, не забудьте учесть, что антифризы на основе этиленгликоля нельзя перегревать, это ведет к разрушению присадок. Перегретый антифриз образует пену, что приводит к воздушным пробкам.
Еще один минус применения антифриза – риск образования протечек в системе. Некоторые виды антифриза токсичны, что ограничивает их использование или требует дополнительного оборудования.
И, конечно, прежде чем определяться с покупкой того или иного котла, убедитесь, допустимо ли его использование в системе отопления, где теплоносителем выступает антифриз.
Вода.
Вода – самый, пожалуй, доступный вид теплоносителя — и это несомненный плюс. Однако, если вспомнить главное физическое свойство воды, выходит на поверку и самый большой ее минус. Вода превращается в лед, когда температура падает ниже нуля градусов по Цельсию, при этом теряется свойство текучести. «Разморозка» труб, наполненных водой, приводит к разрыву системы. Поэтому в холодное время необходимо либо обеспечить беспрерывную работу, либо сливать воду.
Вода, особенно дистиллированная – экологически чистый, натуральный продукт. Соответственно, использование ее в качестве теплоносителя совершенно безопасно для человека.
Резюмируя все вышесказанное, заметим, что, если вы планируете непрерывную работу системы отопления или готовы сливать воду при отключении оборудования во время понижения температуры, лучшим теплоносителем для вас станет вода. В противном случае стоит присмотреться к антифризу – он стерпит перерывы в работе системы без последствий.
водная феерия — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
Двигатели подавляющего большинства автомобилей имеют жидкостное охлаждение. Но почему туда не заливают обычную воду? И обратный вопрос: можно ли, скажем, в ГАЗ-21 залить современный антифриз?
Мы налили в баночки пресную и сильно соленую воду, а также разбавленный антифриз и поставили их в бытовой морозильник (-25 °С). Опасно затвердела лишь чистая вода, антифриз и «морская» водичка превратились в кашу. Впрочем, для радиатора и двигателя безопасна из них лишь антифризная — соль быстро разъест алюминиевые детали.
Мы налили в баночки пресную и сильно соленую воду, а также разбавленный антифриз и поставили их в бытовой морозильник (-25 °С). Опасно затвердела лишь чистая вода, антифриз и «морская» водичка превратились в кашу. Впрочем, для радиатора и двигателя безопасна из них лишь антифризная — соль быстро разъест алюминиевые детали.
Мы налили в баночки пресную и сильно соленую воду, а также разбавленный антифриз и поставили их в бытовой морозильник (-25 °С). Опасно затвердела лишь чистая вода, антифриз и «морская» водичка превратились в кашу. Впрочем, для радиатора и двигателя безопасна из них лишь антифризная — соль быстро разъест алюминиевые детали.
ФИЗИКА И ХИМИЯ
Лет эдак сорок назад первые владельцы «Жигулей» изумились, обнаружив под капотом пластмассовый бачок с синей жидкостью — «Тосолом». Зачем он понадобился?
До наступления «жигулевской» эпохи автолюбители на зиму обычно ставили свои машины в гараж. У тех же, кто не хотел становиться «подснежником», утро начиналось с заливки воды в радиатор, а вечер заканчивался ее сливом. Проще было таксистам и водителям-профессионалам: автомобили ночевали в теплом гараже либо их регулярно прогревали техники, дабы замерзшая вода не разорвала радиатор и блок цилиндров. А вот в теплое время года никаких проблем: вода — прекрасный, если не сказать лучший теплоноситель.
Тем не менее уже тогда была известна и другая охлаждающая жидкость — антифриз, представляющая собой смесь из той же воды с этиленгликолем. Такой состав не замерзает даже при самых лютых морозах. Точнее, он превращается в подобие вязкой кашицы, не представляющей опасности для двигателя. А вот температура этого превращения зависит от пропорций, причем довольно хитрым образом. По мере добавления этиленгликоля к воде температура кристаллизации сначала понижается, а потом вновь начинает повышаться. Изменяется при этом и температура кипения, причем она всегда на 15–20 градусов выше, чем у воды. Это, кстати, охлаждению двигателя только во благо.
Для чего же понадобился расширительный бачок? С одной стороны, антифриз при нагревании расширяется сильнее воды и ему надо куда-то деваться. Конечно, на всякий случай в пробке радиатора стоит предохранительный клапан. Но если воды не жалко да и экологию она не портит, то антифриз стоит денег и не столь безобиден. А с бачком система получается замкнутой: при прогреве мотора антифриз уходит в него, при остывании возвращается в радиатор. Это легко увидеть, подняв капот: бачок, как правило, прозрачный.
С физикой вроде разобрались, а что с химией? Вода имеет серьезный недостаток: при сильном нагреве она образует накипь, сужающую каналы в радиаторе и ухудшающую теплообмен. В автомобилях прошлого это было не столь критично: их огромные по сегодняшним меркам радиаторы имели достаточно широкие трубки. Но сегодня, когда все борются за эффективность, радиаторы уменьшились в размерах, зато состоят из большого количества очень тонких трубочек и накипь для них — страшный враг. Старый примитивный антифриз, как выяснилось, тоже не подходит: горячий этиленгликоль весьма агрессивен по отношению к алюминию, из которого нынче делают и радиаторы, и блоки цилиндров (раньше тут царствовали латунь и чугун). Поэтому появились сложные составы с пакетами присадок для защиты металла от коррозии. На российском рынке первый такой антифриз получил название «Тосол» и фирменный синий цвет.
КТО ТАКОЙ ТОСОЛ
Первые три буквы названия «Тосол» разработчики когда-то позаимствовали с таблички над дверью отдела разработчиков: «Технология органического синтеза» — ТОС. А окончание «ол» пришло из химической терминологии, используемой для обозначения спиртов (метанол, этанол и т. п.): этиленгликоль тоже спирт. По неизвестной причине с тех пор распространилось безграмотное мнение: мол, антифризы — это для «нормальных» машин, а «тосолы» — для вазовских и иже с ними… В очередной раз повторяем: «тосолы» — просто одна из разновидностей охлаждающей жидкости, а вовсе не какой-то особый класс химикатов! Другое дело, что название стало нарицательным и его часто используют при маркировке жидкостей непредсказуемого качества. Но к химии как науке это отношения не имеет.
ПОЛНЫЙ СПЕКТР
Сегодня на рынке антифризов предлагается целая палитра средств, причем и в буквальном смысле: можно найти жидкости голубого, зеленого, желтого, розового, красного цвета. Когда-то красный краситель добавляли в антифриз с новым пакетом органических присадок, не содержащим силикатов и бора. Но сегодня цвет жидкости не говорит абсолютно ни о чем, вопреки расхожему мнению. Поэтому при выборе нужного состава следует руководствоваться исключительно рекомендациями завода-изготовителя автомобилей. Впрочем, если нет утечки, вопрос замены или добавки жидкости возникнет лет через пять, не раньше.
РОКИРОВКА
Что же делать, если такая утечка произошла, да еще в дороге? Прежде всего — не паниковать. Как и в старое доброе время, временно выручит чистая вода: залив ее, вы спокойно доберетесь до очагов цивилизации с магазинами автохимии. Зловредная накипь образуется не так уж быстро, так что не стоит бояться загубить радиатор. Само собой, если на улице зима, при первой же возможности воду нужно слить. Куда спокойнее добавить в систему любой современный антифриз; имеет смысл позднее промыть ее и заполнить рекомендованным составом.
А можно ли, наоборот, заменить воду антифризом, скажем, в старой «Волге» ГАЗ-21 и ездить с комфортом круглый год? Тут все сложнее. Во-первых, придется ставить дополнительный расширительный бачок или ездить с неполным радиатором (причину мы уже обсуждали выше). Во-вторых, антифриз, особенно в холодном состоянии, обладает очень хорошей текучестью и уплотнения «старушки» могут его не удержать.
Наше новое видео
Арго и Атлант — горячие новинки российской сборки
Мешает ли грязь или снег распознавать номера машин?
3 самых обсуждаемых поста в наших соцсетях в 2022-м
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Новости smi2.ru
Причины использования охлаждающей жидкости над водой
Все годы, начиная с вашего детства, вы, должно быть, видели, как ваш папа выливал воду или жидкость в капот автомобиля. Если бы вы когда-нибудь спросили его, что он делает, он бы сказал, что охлаждает машину. Он не ошибся, но это не единственное, что делает охлаждающая жидкость.
Вода, хотя и объявлена с научной точки зрения универсальной охлаждающей жидкостью, менее подходит для двигателей по сравнению с охлаждающими жидкостями, которые широко доступны в продаже.
Почему это важно
Почему охлаждающая жидкость так важна для двигателей? Двигатели состоят из множества движущихся частей. Эти движения вызывают трение, а трение производит тепло. Тепло является основным источником потерь энергии. Энергия не может быть создана; входная и выходная энергия будут разными, что означает, что работа будет неэффективной.
Помимо эффективности, существуют безопасные для работы двигателей температуры, превышение которых может привести к повреждению оборудования или возникновению пожара. По этой причине автомобили автоматически отключаются, если они когда-либо перегреваются.
Поэтому необходимо, чтобы внутри сосудов двигателя циркулировала жидкость, которая поглощает тепло, отводит его от двигателя и затем охлаждается в радиаторе. Вот несколько причин, по которым мы используем охлаждающие жидкости в автомобилях и других двигателях.
Загрязнения
Загрязнения в водопроводной воде могут расслоиться на нижней поверхности двигателя или оседать на дне, вызывая его заклинивание или засорение.
Коррозионная активность
Вода вызывает коррозию. Он может легко вызвать ржавчину или коррозию внутренних металлических частей двигателя. Ржавчина сократит срок службы двигателя и разрушит его. С другой стороны, охлаждающие жидкости имеют компоненты, которые защищают от ржавчины и предотвращают коррозию. Они образуют на поверхности металла защитный слой, препятствующий его реакции с воздухом и образованию оксидов.
Температура замерзания
Большинство охлаждающих жидкостей обладают дополнительными антифризными свойствами. Он требует добавления в охлаждающую жидкость определенных элементов, снижающих ее температуру замерзания. Это выгодно в районах, где температура опускается ниже нуля. Вода замерзает при нуле градусов по Цельсию, а при дальнейшем понижении температуры расширяется. Это расширение может разорвать сосуды, в которых оно течет, и шланги системы охлаждения автомобиля
Вот почему вам нужен антифриз, который не замерзает значительно ниже нуля градусов по Цельсию.
Температура кипения
Хладагент обладает большей теплоемкостью, чем вода. Это означает, что для достижения той же температуры, которую вода может достичь с гораздо меньшими затратами энергии, потребуется больше тепловой энергии. Компоненты охлаждающей жидкости также повышают ее температуру кипения, что делает ее более безопасной для работы в двигателе. Некипящая жидкость может лучше проходить через сосуды двигателя.
Итоги
Если в вашем радиаторе использовалась только вода, вы можете смыть ее и использовать охлаждающую жидкость. В зависимости от региона, в котором вы живете, и состояния вашего двигателя, вы всегда можете смешать воду с охлаждающей жидкостью. В какой-то степени он сохранит свои свойства. Всякий раз, когда вы планируете заправить охлаждающую жидкость, всегда лучше выбирать охлаждающие жидкости от Kost USA.
В чем разница между охлаждающей жидкостью и антифризом?
Что касается автомобильного радиатора, то зима — и низкие температуры, которые она приносит по всему миру — самое опасное время года. Холод может оказывать заклинивающее действие и сильно влиять на двигатель автомобиля; что делает его неработоспособным и требует дорогостоящего ремонта. Вам может понадобиться даже полная утилизация автомобиля!
Чтобы обойти это, автовладельцы используют антифриз, который часто путают с охлаждающей жидкостью. Хотя вы можете подумать, что охлаждающая жидкость и антифриз — это одно и то же, вы оба правы и ошибаетесь.
Что такое антифриз?
Антифриз обычно используется в качестве одного из компонентов смеси охлаждающей жидкости – охлаждающая жидкость обычно состоит из антифриза и воды в пропорции 50:50. Антифриз (в частности, этиленгликоль, который является его основным ингредиентом) используется для снижения точки замерзания жидкости, циркулирующей в двигателе автомобиля. Это помогает предотвратить замерзание жидкости при низких температурах, а также повышает температуру кипения жидкости, чтобы она не испарялась. Охлаждающая жидкость также поддерживает смазку внутренних частей двигателя, обеспечивая их бесперебойную работу.
Антифриз залит в радиатор автомобиля. Изображение предоставлено: Эвелин Хигглс через Wikimedia Commons
Какого цвета антифриз?
Два распространенных цвета антифриза также могут стать причиной путаницы. Почему один должен быть зеленым, а другой оранжевым? Оранжевый антифриз обычно представляет собой антифриз с увеличенным сроком службы, который служит дольше, чем зеленый, из-за другого типа ингибитора коррозии.
Является ли антифриз охлаждающей жидкостью?
Несмотря на то, что существует два цвета антифриза, ни один из типов антифриза не совпадает с охлаждающей жидкостью. Вместо этого их следует смешивать с водой (не друг с другом) для получения охлаждающей жидкости и никогда не заливать в систему двигателя по отдельности. Добавление воды отличает антифриз от охлаждающей жидкости двигателя или охлаждающей жидкости радиатора, превращая антифриз в охлаждающую жидкость и обеспечивая эффективное выполнение своей основной задачи: предотвращение замерзания и перегрева двигателя автомобиля.
Заливается ли антифриз в охлаждающую жидкость двигателя?
После смешивания с водой вы просто заливаете антифриз в то же место, что и охлаждающая жидкость двигателя: в расширительный бачок или бачок. Затем он будет фильтроваться вокруг двигателя и смешиваться с охлаждающей жидкостью, чтобы жидкость не замерзла. Если вы уже нанесли на свой автомобиль K-Seal, K-Seal HD или K-Seal Ultimate, все три охлаждающей жидкости двигателя, антифриз и K-Seal будут смешиваться без проблем, защищая ваш автомобиль от утечек и потенциального повреждения вашего автомобиля. двигатель.
Что делать, если мне постоянно нужно доливать антифриз в охлаждающую жидкость?
Если ваш автомобиль теряет охлаждающую жидкость, это часто может указывать на проблему с автомобильным радиатором или прокладкой головки блока цилиндров. K-Seal — это научно проверенная система устранения утечек охлаждающей жидкости для решения этой проблемы. Воспользуйтесь нашей простой системой поиска поставщиков, и вы сможете быстро вернуться к работе.