Вод однокоренные слова: 1.подберите к слову Вода однокоренные слова 2.подберите к слову водить однокоренные слова

Корень слова. Однокоренные слова: Контрольная работа с. 24 — 26

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.


КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Контрольная работа 1

Ответы к стр. 24 — 26

В а р и а н т  1

1. Отметь строку, в которой дана верная характеристика предложения «Вика, полей цветы!».

в) побудительное, восклицательное

2. Отметь строку, в которой верно выписаны словосочетания из предложения «Молодая травка осенью пожелтела».

а) травка молодая, пожелтела осенью.

3. Укажи строку с разными формами одного и того же слова. 

в) скрипач, скрипачи, скрипачей

4. Образуй и запиши сложные слова, в составе которых есть корень -ВОД-.

овощ — овощевод           экскурсия — экскурсовод
пчела — пчеловод           сад — садовод

5.  Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.

Дождь/, дожд/евик, дожд/евой, дожд/ик, дожд/инка, дожд/ливость, дожд/ливый.

6. Отметь слово, близкое по значению выделенному слову в словосочетании «СВЕЖАЯ рубашка».

чистая

7. Составь и запиши предложения из данных слов. Подпиши части речи.

пр. сущ.    гл.              прил.            сущ.
В Москве находится удивительный театр.
пр.  сущ.      гл.          сущ.    с.   сущ.
На сцене выступают медведи и слоны.

8. Определи тип данного текста.

У совы перья на крыльях мягкие, полёт неслышный. Когти у совы кривые, острые. Никто из таких когтей не вырвется.

а) текст-описание

В а р и а н т  2

1. Укажи побудительное предложение.

б) Берегите родную природу.

2.  Отметь строку, в которой верно выписаны словосочетания из предложения «Комнатные растения украшают жилища».

б) комнатные растения, украшают жилища

3. Укажи строку с разными формами одного и того же слова. 

в) книга, книги, книгам

4. Образуй и запиши сложные слова, в составе которых есть корень -ВОД-.

овца — овцевод               скот — скотовод
олень — оленевод            поле — полевод

5. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.

Бег/, бег/овая, бег/ство, за/бег, при/беж/ал, бег/отня, бег/лец.

6. Отметь слово, близкое по значению выделенному слову в словосочетании «лютый ХОЛОД».

мороз

7. Составь и запиши предложения из данных слов. Подпиши части речи.

 сущ.         гл.      пр.   сущ.    сущ.
Ребята подобрали на дороге лисёнка.
пр.  сущ.    гл.      гл.         прил.      сущ.
У зверька были перебиты передние лапы.

8. Определи тип данного текста.

Однажды мы пошли в парк. Там было очень красиво. Целый день мы катались на каруселях и ели мороженое.

б) текст-повествование

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Знакомство с понятиями «Корень. Однокоренные слова»

Цель: способствовать формированию понятия
корень, как главной значимой части однокоренных
родственных слов.



Задачи:

  • развивать умение учащихся выделять в словах
    корень, подбирать однокоренные родственные
    слова;
  • расширять словарный запас учащихся, развивать
    внимание.

Ход занятия

I. Организационный момент

— Здравствуйте, дети! Садитесь.

— Предлагаю для разминки показать направления
от себя.



II. Основная часть

Введение в тему.

— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака –
из множества водяных капелек, лес – из деревьев.
Речь состоит из предложений, а предложения – из
слов. Слова сделаны из своего “строительного
материала — кирпичиков”. И каждый “кирпичик”
вносит в слово свою часть смысла –
“смыслиночку”. А может кто-нибудь из вас уже
знает и скажет, как называется “главный
кирпичик” слова – главная его часть? (Корень)

— Правильно, корень. Но слово “корень” -
многозначное. Где в жизни вы уже встречались с
этим словом? (Подземная часть растений,
внутренняя часть зуба, волоса, ногтя)

— Для всех них, корень является важной частью.
Без корня — их просто не было бы.



Сообщение темы

— Ну, а мы сегодня будем говорить о корне как
части слова.

— Запишите сегодняшнее число, месяц и тему
занятия.

1. Наблюдение над однокоренными словами,
значением слов.

— Послушайте сказку, которая называется “Семья
слов”. Давно это было. На одной волшебной поляне
поселилось “словесное” дерево. Самой главной
частью его был КОРЕНЬ, который назывался — САД. Он
обладал удивительной способностью разрастаться.
Когда КОРЕНЬ — САД разрастался, из него появились
новые слова-веточки: САДОВНИК, САДОВОД, РАССАДА,
ПОСАДКА. Получилась большая семья слов. У всех
родственников есть общая часть, в данном случае
эта часть САД, показывающая, от какого слова они
образовались, какой у них общий смысл. Такую
семью слов и назвали ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они
все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали
РОДСТВЕННЫМИ. Общую главную часть родственных
слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого
уважения к родителю ОДНОКОРЕННЫЕ слова
соорудили КОРНЮ домик, вот такой округлый и
уютный:

— Из какого слова “выросли” эти слова? (Сад)

— Назовите общую часть у этих слов. (Сад)

— Как называется эта часть слова? (Корень)

— Раз они имеют общую часть САД, то какие эти
слова? (Однокоренные)

— Таким образом, КОРЕНЬ – это главная часть
слова. В корне выражено основное значение слова,
его смысл. От него “растут” другие слова. Слова,
которые имеют одинаковый КОРЕНЬ, называются …
ОДНОКОРЕННЫМИ.

— Запишите в тетрадь все слова, которые
“выросли” из слова САД. Выделите общую часть –
корень.

— Рассмотрим следующую семейку с корнем ЛЕС.

— Какие же слова появились с корнем ЛЕС?

— Что у них общее? (Корень)

— И действительно. Слова эти имеют общий корень
ЛЕС и общее значение.

— Как называются слова с одинаковым корнем и
значением? (Однокоренные)

— Запишите эту семейку слов, выделите общий
корень для всех слов.

2. Упражнение “Кто родня?”

На доске картинки: гусь, гуси, гусята, гусеница

— Ребята, послушайте один случай.

— Вы кто такие?

— Я Гусь, это Гусыня, это гусята. А ты кто?

— А я ваша тётя – Гусеница. Я ваша родственница!

Гуси в недоумении переглянулись.

— А вы, ребята, как думаете: правда ли Гусеница их
родственница? Почему?

— И правда, родственными словами считают только
те слова, которые имеют общий смысл и корень. В
данном случае, Гусь и Гусеница не являются
родственниками, а значит – не однокоренные.

3. Упражнение “Третий лишний” (на доске)

— Упражнение на сообразительность, называется
“Третий лишний”. Даны группы слов, прочитать и
назвать “лишнее” слово. Объяснить — почему?
Работаем по “цепочке” на доске, все остальные
проверяют.

Желток, железо, жёлтый

Часовщик, часть, час

Печурка, печать, печка

Циркуль, циркач, цирк

4. Упражнение “Найдите корень”

— Найти и выделить общую часть в каждой группе
слов. Работу выполняем в тетрадях.

Дарить, подарок, дареный.

Обида, обидеть, обидный.

Бегать, беглец, беглый.

Ходить, походка, походный.

Чистить, чисто, чистота.

Морозить, морозный, заморозки.

— Проверяем по “цепочке”. Читаете слова,
называете общий корень.

5. Упражнение “Какие корни “убежали?” из
слов”.
(стр.4, тетрадь №7 Козырева, упр.1)

— Даны группы слов с пропущенными корнями. Корни
– картинки “убежали”. Найдите их среди картинок
и составьте семейку слов. Запишите их в тетрадь.
Выделите общий корень. У доски работаем по
“цепочке”.

6. Упражнение “Семейка животных”

— Животные, как и люди, живут семьями. Рассмотрим
семью ТИГРОВ. Уточним название каждого члена
семьи.

— Он …ТИГР, она … ТИГРИЦА, детёныш … ТИГРЁНОК,
детёныши … ТИГРЯТА.

— Какой же корень в этих словах? (Тигр)

— Как называются слова, имеющие один общий
корень? (Однокоренными)

— По такому же порядку назовите семейство
МЕДВЕДЕЙ, КОШЕК, ЗАЙЦЕВ. (Устно)

7. Физминутка.

8. Прослушайте и запомните слова с корнем
СНЕГ.

Проплясали по снегам

Снежные
метели.

Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки

В снежном
переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.


— Назовите слова, которые вы запомнили с корнем
СНЕГ.

— Как называются слова, имеющие один общий
корень? (Однокоренными).

9. Чтение сказки “Чужак”.

— Перед вами текст сказки “Чужак”. Прочитайте
его.

Чужак

Собрались у воды родственники. Подводник с
водицей беседуют. Водолаз с водопадом на
солнышке греются. Водитель на гармошке
наигрывает.

Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по
камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной
пожаловал. И все ждут старуху воду.

Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей,
сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь, в
свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился.

Где ему родственников искать?

— Где состоялась встреча родственников? (У воды)

— Что это означает? (Место, например у реки,
озера)

— Кого ждали все родственники? (Старуху воду)

— Назовите всех родственников старухи воды.

— Кто же оказался “Чужаком?” Почему?

— Какая часть слова у всех слов одинаковый?
(корень)

— Какой корень? (Вод)

— Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, что
же он оказался чужаком?

— Что же означает слово водитель? (Тот, кто водит
машину)

— Правильно. Он из другой семьи, так как у этого
слова совсем другое значение. А у родственников
должно быть одно общее значение и корень.

— Выпишите всех родственников воды, выделите
корень.



III. Итог занятия.

— Над какой темой мы работали сегодня на
занятии?

— Так что же такое – КОРЕНЬ?

— Дайте определение однокоренным словам. (Слова,
которые имеют один общий смысл и корень.)

Приложение.

Родственные классы для воды

Энтропия Шеннона = -сумма p i * ln(p i ) = 1,52.

Большая карта с показанными словами; см. также расположение языков.

Следующая таблица не является полной . В нем используются только те слова, которые либо попали в карту на этой странице (плюс Lahnda), либо подошли бы, если бы не нерегулярные
или несколько родственных классов. См. страницу IELex для вода для полного
стол. Родственные классы в скобках обозначают заимствованные слова.

E

7

027

Язык Слово Родственный класс
Albanian ujë B
Armenian ǰur C
Assamese pānī D
Balochi af A
Belarusian вада B
Бенгальский jol I
Bulgarian voda B
Catalan aigua E
Czech voda B
Danish vand B
Dutch Вода B
Английский Вода B
Французский eau
aghe E
German wasser B
Greek nero G
Gujarati pani D
Hindi pani D
Исландский VATN B
Ирландский UISCE B
ITALALI0026 E
Kashmiri ponu D
Kurdish av A
Lahnda pani D
Latvian ûdens B
Литовский Vanduo B
Luxembourgish WAASSER B
Macedonian Voda77777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777н. 0024

Maithili pain D
Marathi pānī D
Nepali pani D
Norwegian vann B
Oriya paṇi D
Pashto obe A
Persian ab A
Polish woda B
Portuguese água E
Punjabi pani D
Romanian apă E
Russian вода B
Sardinian akkua E
Scottish Gaelic uisge B
Serbo-Croatian voda B
Sindhi pāṇī D
Sinhala watura B
Slovak voda B
Slovenian voda B
Spanish agua E
Swedish vatten B
Tajik ob A
Ukrainian voda B
Urdu پانی D
Welsh dwr F
Zazaki āw A

What? В воде что-то есть? – The Forward

Нам это нужно, чтобы жить : Красота и чудо воды заставляют нас задуматься о ее природе. Диаграмма : Патрик-Эмиль Цёрнер из Wikimedia Commons Изображение Noodlesnacks.com, Wiki-Commons

Филологос

15 декабря 2010 г.

Генри Лернер пишет из Эдисона, штат Нью-Джерси:

«Недавно меня поразило следующее, что меня озадачило. Кажется, что во многих языках слово «вода» содержит в себе слово «что».Кроме английского «вода» и «что», например, у нас есть немецкое wasser и was, латинское aqua. и qua , иврит mayim и ma и так далее. Есть ли какая-то скрытая связь между этими языками, или мы наблюдаем широко распространенную аномалию в самом языке?»

Она нужна нам, чтобы жить: красота и чудо воды заставляют нас задуматься о ее природе. Диаграмма: Патрик-Эмиль Цёрнер из Викисклада. Изображение предоставлено Noodlesnacks.com, Wiki-Commons

.

Хотя вопрос г-на Лернера, на первый взгляд, не является необоснованным, он не принимает во внимание, как и многие из вопросов, которые присылают мне читатели об интригующем сходстве между словами, процессы, посредством которых языки растут и изменяются. В конце концов, нужно помнить, что большинство слов в любом языке являются результатом тысячелетнего развития, и что так же, как два слова, которые не выглядят и не звучат совершенно одинаково, могут получиться, если мы вернемся достаточно далеко в прошлое. со временем иметь общего предка, поэтому два других слова, которые кажутся похожими, могут быть несвязанными. Нужно кое-что знать об истории слова, прежде чем делать выводы о его отношении к другим словам.

Возьмите английские слова «вода» и «что». Английский принадлежит к германской семье языков, другие члены которой имеют близкие родственники слов «вода» и «что»: например, шведский vatten и hvad , голландский water и wat (голландское «w », подобно немецкому, произносится как «v») и т. д. — все они происходят от древнего праязыка, известного лингвистам как протогерманский. Хотя фактических примеров протогерманского языка нет, можно реконструировать его словарный запас, глядя на такие родственные слова и с помощью известных правил фонетического изменения и выводя доисторическое слово, от которого они должны были произойти. Предполагается, что в случае с «водой» это было что-то вроде 9.0471 Ведор. В случае «что» это, вероятно, было что-то вроде кватт. Wedor и khwat уж точно не так похожи, как «вода» и «что».

Но мы должны вернуться еще дальше. Германская семья языков принадлежит к более крупной семье, называемой индоевропейской, в которой можно найти такие, казалось бы, разные языки, как русский и его славянские родственники, литовский, гэльский, валлийский и латинский; его романские потомки, греческий, албанский, курдский, персидский, пушту, урду; многие производные от санскрита языки северной Индии, такие как хинди, пенджаби, маратхи, гуджерати и бенгали, а также множество вымерших языков, таких как хеттский и тохарский. Более того, точно так же, как лингвисты могут воссоздать с некоторой степенью точности протогерманский язык, они также могут воссоздать протоиндоевропейский язык.

Когда это делается для «воды», принимая во внимание такие слова для нее, как русское вода, греческое hydor (от которого в английском языке происходит «гидрант» и «гидравлический»), санскритское удан и латинское унда (что стало означать «волна», как в нашем «волнистом»), мы получаем гипотетический wodr. (латинское aqua происходит от совершенно другого корня.) И когда мы делаем то же самое для «что», мы получаем kwos. Kwos составляет латинские вопросительные местоимения, например 9.0471 qua, quis и quid, , а также для слов «что», например, санскритское kas и хеттское kwis. «wh-» таких английских вопросительных местоимений, как «где», «когда», «кто», «почему» и «который» также восходит к тому же протоиндоевропейскому kw-.

Таким образом, это был процесс медленной конвергенции, в результате которого wodr и kwos превратились в «вода» и «что», или как Wasser и , после многих тысяч лет фонетических изменений. . (Праиндоевропейские языки, вероятно, начали делиться на разные дочерние языки примерно в 4000 г. до н. э.). Более того, даже в английском языке, в котором «wh-» когда-то произносилось (как и до сих пор произносится редким носителем) с выбросом воздуха через сжатые губы надутыми щеками, «water» и «wha» не всегда разделяли один и тот же начальный согласный.