Содержание
Корень слова. Однокоренные слова: Контрольная работа с. 24 — 26
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.
КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
Контрольная работа 1
Ответы к стр. 24 — 26
В а р и а н т 1
1. Отметь строку, в которой дана верная характеристика предложения «Вика, полей цветы!».
в) побудительное, восклицательное
2. Отметь строку, в которой верно выписаны словосочетания из предложения «Молодая травка осенью пожелтела».
а) травка молодая, пожелтела осенью.
3. Укажи строку с разными формами одного и того же слова.
в) скрипач, скрипачи, скрипачей
4. Образуй и запиши сложные слова, в составе которых есть корень -ВОД-.
овощ — овощевод           экскурсия — экскурсовод
пчела — пчеловод           сад — садовод
5.
  Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.
Дождь/, дожд/евик, дожд/евой, дожд/ик, дожд/инка, дожд/ливость, дожд/ливый.
6. Отметь слово, близкое по значению выделенному слову в словосочетании «СВЕЖАЯ рубашка».
чистая
7. Составь и запиши предложения из данных слов. Подпиши части речи.
пр. сущ.    гл.              прил.            сущ.
В Москве находится удивительный театр.
пр.  сущ.      гл.          сущ.    с.   сущ.
На сцене выступают медведи и слоны.
8. Определи тип данного текста.
У совы перья на крыльях мягкие, полёт неслышный. Когти у совы кривые, острые. Никто из таких когтей не вырвется.
а) текст-описание
В а р и а н т 2
1. Укажи побудительное предложение.
б) Берегите родную природу.
2.
  Отметь строку, в которой верно выписаны словосочетания из предложения «Комнатные растения украшают жилища».
б) комнатные растения, украшают жилища
3. Укажи строку с разными формами одного и того же слова.
в) книга, книги, книгам
4. Образуй и запиши сложные слова, в составе которых есть корень -ВОД-.
овца — овцевод               скот — скотовод
олень — оленевод            поле — полевод
5. Найди однокоренные слова. Выдели в них корень.
Бег/, бег/овая, бег/ство, за/бег, при/беж/ал, бег/отня, бег/лец.
6. Отметь слово, близкое по значению выделенному слову в словосочетании «лютый ХОЛОД».
мороз
7. Составь и запиши предложения из данных слов. Подпиши части речи.
 сущ.         гл.      пр.   сущ.    сущ.
Ребята подобрали на дороге лисёнка.
 
пр.  сущ.    гл.      гл.         прил.      сущ.
У зверька были перебиты передние лапы.
8. Определи тип данного текста.
Однажды мы пошли в парк. Там было очень красиво. Целый день мы катались на каруселях и ели мороженое.
б) текст-повествование
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Знакомство с понятиями «Корень. Однокоренные слова»
Цель: способствовать формированию понятия
 корень, как главной значимой части однокоренных
 родственных слов.
 
 
Задачи: 
 
- развивать умение учащихся выделять в словах
корень, подбирать однокоренные родственные
слова; - расширять словарный запас учащихся, развивать
внимание. 
Ход занятия
I. Организационный момент
— Здравствуйте, дети! Садитесь.
— Предлагаю для разминки показать направления
 от себя.
 
 
II. Основная часть
Введение в тему.
— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака –
 из множества водяных капелек, лес – из деревьев.
 Речь состоит из предложений, а предложения – из
 слов. Слова сделаны из своего “строительного
 материала — кирпичиков”. И каждый “кирпичик”
 вносит в слово свою часть смысла –
 “смыслиночку”. А может кто-нибудь из вас уже
 знает и скажет, как называется “главный
 кирпичик” слова – главная его часть? (Корень)
— Правильно, корень. Но слово “корень” -
 многозначное. Где в жизни вы уже встречались с
 этим словом? (Подземная часть растений,
 внутренняя часть зуба, волоса, ногтя)
— Для всех них, корень является важной частью.
 Без корня — их просто не было бы.
 
 
Сообщение темы
— Ну, а мы сегодня будем говорить о корне как
 части слова.
— Запишите сегодняшнее число, месяц и тему
 занятия.
1. Наблюдение над однокоренными словами,
 значением слов.
 
— Послушайте сказку, которая называется “Семья
 слов”. Давно это было. На одной волшебной поляне
 поселилось “словесное” дерево. Самой главной
 частью его был КОРЕНЬ, который назывался — САД. Он
 обладал удивительной способностью разрастаться.
 Когда КОРЕНЬ — САД разрастался, из него появились
 новые слова-веточки: САДОВНИК, САДОВОД, РАССАДА,
 ПОСАДКА. Получилась большая семья слов. У всех
 родственников есть общая часть, в данном случае
 эта часть САД, показывающая, от какого слова они
 образовались, какой у них общий смысл. Такую
 семью слов и назвали ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они
 все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали
 РОДСТВЕННЫМИ. Общую главную часть родственных
 слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. Из глубокого
 уважения к родителю ОДНОКОРЕННЫЕ слова
 соорудили КОРНЮ домик, вот такой округлый и
 уютный:
— Из какого слова “выросли” эти слова? (Сад)
— Назовите общую часть у этих слов.
 (Сад)
— Как называется эта часть слова? (Корень)
— Раз они имеют общую часть САД, то какие эти
 слова? (Однокоренные)
— Таким образом, КОРЕНЬ – это главная часть
 слова. В корне выражено основное значение слова,
 его смысл. От него “растут” другие слова. Слова,
 которые имеют одинаковый КОРЕНЬ, называются …
 ОДНОКОРЕННЫМИ.
— Запишите в тетрадь все слова, которые
 “выросли” из слова САД. Выделите общую часть –
 корень.
— Рассмотрим следующую семейку с корнем ЛЕС.
— Какие же слова появились с корнем ЛЕС?
— Что у них общее? (Корень)
— И действительно. Слова эти имеют общий корень
 ЛЕС и общее значение.
— Как называются слова с одинаковым корнем и
 значением? (Однокоренные)
— Запишите эту семейку слов, выделите общий
 корень для всех слов.
2. Упражнение “Кто родня?”
На доске картинки: гусь, гуси, гусята, гусеница
— Ребята, послушайте один случай.
— Вы кто такие?
— Я Гусь, это Гусыня, это гусята.
 А ты кто?
— А я ваша тётя – Гусеница. Я ваша родственница!
Гуси в недоумении переглянулись.
— А вы, ребята, как думаете: правда ли Гусеница их
 родственница? Почему?
— И правда, родственными словами считают только
 те слова, которые имеют общий смысл и корень. В
 данном случае, Гусь и Гусеница не являются
 родственниками, а значит – не однокоренные.
3. Упражнение “Третий лишний” (на доске)
— Упражнение на сообразительность, называется
 “Третий лишний”. Даны группы слов, прочитать и
 назвать “лишнее” слово. Объяснить — почему?
 Работаем по “цепочке” на доске, все остальные
 проверяют.
Желток, железо, жёлтый
Часовщик, часть, час
Печурка, печать, печка
Циркуль, циркач, цирк
4. Упражнение “Найдите корень”
— Найти и выделить общую часть в каждой группе
 слов. Работу выполняем в тетрадях.
Дарить, подарок, дареный.
Обида, обидеть, обидный.
Бегать, беглец, беглый.
Ходить, походка, походный.
Чистить, чисто, чистота.
Морозить, морозный, заморозки.
— Проверяем по “цепочке”. Читаете слова,
 называете общий корень.
5. Упражнение “Какие корни “убежали?” из
 слов”. (стр.4, тетрадь №7 Козырева, упр.1)
— Даны группы слов с пропущенными корнями. Корни
 – картинки “убежали”. Найдите их среди картинок
 и составьте семейку слов. Запишите их в тетрадь.
 Выделите общий корень. У доски работаем по
 “цепочке”.
6. Упражнение “Семейка животных”
— Животные, как и люди, живут семьями. Рассмотрим
 семью ТИГРОВ. Уточним название каждого члена
 семьи.
— Он …ТИГР, она … ТИГРИЦА, детёныш … ТИГРЁНОК,
 детёныши … ТИГРЯТА.
— Какой же корень в этих словах? (Тигр)
— Как называются слова, имеющие один общий
 корень? (Однокоренными)
— По такому же порядку назовите семейство
 МЕДВЕДЕЙ, КОШЕК, ЗАЙЦЕВ.
 (Устно)
7. Физминутка.
8. Прослушайте и запомните слова с корнем
 СНЕГ.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
— Назовите слова, которые вы запомнили с корнем
 СНЕГ.
— Как называются слова, имеющие один общий
 корень? (Однокоренными).
9. Чтение сказки “Чужак”.
— Перед вами текст сказки “Чужак”. Прочитайте
 его.
Чужак
Собрались у воды родственники. Подводник с
водицей беседуют. Водолаз с водопадом на
солнышке греются. Водитель на гармошке
наигрывает.
Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по
камушкам на одной ножке скачет.Даже сам водяной
пожаловал. И все ждут старуху воду.
Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей,
сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь, в
свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился.
Где ему родственников искать?
— Где состоялась встреча родственников? (У воды)
— Что это означает? (Место, например у реки,
 озера)
— Кого ждали все родственники? (Старуху воду)
— Назовите всех родственников старухи воды.
— Кто же оказался “Чужаком?” Почему?
— Какая часть слова у всех слов одинаковый?
 (корень)
— Какой корень? (Вод)
— Но ведь у слова водитель тоже корень ВОД, что
 же он оказался чужаком?
— Что же означает слово водитель? (Тот, кто водит
 машину)
— Правильно. Он из другой семьи, так как у этого
 слова совсем другое значение. А у родственников
 должно быть одно общее значение и корень.
— Выпишите всех родственников воды, выделите
 корень.
 
 
III. Итог занятия.
— Над какой темой мы работали сегодня на
 занятии?
— Так что же такое – КОРЕНЬ?
— Дайте определение однокоренным словам. (Слова,
 которые имеют один общий смысл и корень.)
Приложение.
Родственные классы для воды
Энтропия Шеннона = -сумма p i * ln(p i ) = 1,52.
Большая карта с показанными словами; см. также расположение языков.
  Следующая таблица не является полной  . В нем используются только те слова, которые либо попали в карту на этой странице (плюс Lahnda), либо подошли бы, если бы не нерегулярные
 или несколько родственных классов. См. страницу IELex для  вода  для полного
 стол. Родственные классы в скобках обозначают заимствованные слова.
| Язык | Слово | Родственный класс | 
|---|---|---|
| Albanian | ujë | B | 
| Armenian | ǰur | C | 
| Assamese | pānī | D | 
| Balochi | af | A | 
| Belarusian | вада | B | 
| Бенгальский | jol | I | 
| Bulgarian | voda | B | 
| Catalan | aigua | E | 
| Czech | voda | B | 
| Danish | vand | B | 
| Dutch | Вода | B | 
| Английский | Вода | B | 
| Французский | eau | aghe | E | 
| German | wasser | B | 
| Greek | nero | G | 
| Gujarati | pani | D | 
| Hindi | pani | D | 
| Исландский | VATN | B | 
| Ирландский | UISCE | B | 
| ITALALI0026 E | ||
| Kashmiri | ponu | D | 
| Kurdish | av | A | 
| Lahnda | pani | D | 
| Latvian | ûdens | B | 
| Литовский | Vanduo | B | 
| Luxembourgish | WAASSER | B | 
| Macedonian | Voda | 77777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777н.  0024 | 
| Maithili | pain | D | 
| Marathi | pānī | D | 
| Nepali | pani | D | 
| Norwegian | vann | B | 
| Oriya | paṇi | D | 
| Pashto | obe | A | 
| Persian | ab | A | 
| Polish | woda | B | 
| Portuguese | água | E | 
| Punjabi | pani | D | 
| Romanian | apă | E | 
| Russian | вода | B | 
| Sardinian | akkua | E | 
| Scottish Gaelic | uisge | B | 
| Serbo-Croatian | voda | B | 
| Sindhi | pāṇī | D | 
| Sinhala | watura | B | 
| Slovak | voda | B | 
| Slovenian | voda | B | 
| Spanish | agua | E | 
| Swedish | vatten | B | 
| Tajik | ob | A | 
| Ukrainian | voda | B | 
| Urdu | پانی | D | 
| Welsh | dwr | F | 
| Zazaki | āw | A | 
What? В воде что-то есть? – The Forward
  Нам это нужно, чтобы жить  : Красота и чудо воды заставляют нас задуматься о ее природе.
  Диаграмма : Патрик-Эмиль Цёрнер из Wikimedia Commons Изображение Noodlesnacks.com, Wiki-Commons
Филологос
15 декабря 2010 г.
Генри Лернер пишет из Эдисона, штат Нью-Джерси:
«Недавно меня поразило следующее, что меня озадачило. Кажется, что во многих языках слово «вода» содержит в себе слово «что».Кроме английского «вода» и «что», например, у нас есть немецкое wasser и was, латинское aqua. и qua , иврит mayim и ma и так далее. Есть ли какая-то скрытая связь между этими языками, или мы наблюдаем широко распространенную аномалию в самом языке?»
Она нужна нам, чтобы жить: красота и чудо воды заставляют нас задуматься о ее природе. Диаграмма: Патрик-Эмиль Цёрнер из Викисклада. Изображение предоставлено Noodlesnacks.com, Wiki-Commons
.
 Хотя вопрос г-на Лернера, на первый взгляд, не является необоснованным, он не принимает во внимание, как и многие из вопросов, которые присылают мне читатели об интригующем сходстве между словами, процессы, посредством которых языки растут и изменяются.
 В конце концов, нужно помнить, что большинство слов в любом языке являются результатом тысячелетнего развития, и что так же, как два слова, которые не выглядят и не звучат совершенно одинаково, могут получиться, если мы вернемся достаточно далеко в прошлое. со временем иметь общего предка, поэтому два других слова, которые кажутся похожими, могут быть несвязанными. Нужно кое-что знать об истории слова, прежде чем делать выводы о его отношении к другим словам.
 Возьмите английские слова «вода» и «что». Английский принадлежит к германской семье языков, другие члены которой имеют близкие родственники слов «вода» и «что»: например, шведский  vatten  и  hvad , голландский  water  и  wat  (голландское «w », подобно немецкому, произносится как «v») и т. д. — все они происходят от древнего праязыка, известного лингвистам как протогерманский. Хотя фактических примеров протогерманского языка нет, можно реконструировать его словарный запас, глядя на такие родственные слова и с помощью известных правил фонетического изменения и выводя доисторическое слово, от которого они должны были произойти.
 Предполагается, что в случае с «водой» это было что-то вроде 9.0471 Ведор.  В случае «что» это, вероятно, было что-то вроде  кватт. Wedor  и  khwat  уж точно не так похожи, как «вода» и «что».
Но мы должны вернуться еще дальше. Германская семья языков принадлежит к более крупной семье, называемой индоевропейской, в которой можно найти такие, казалось бы, разные языки, как русский и его славянские родственники, литовский, гэльский, валлийский и латинский; его романские потомки, греческий, албанский, курдский, персидский, пушту, урду; многие производные от санскрита языки северной Индии, такие как хинди, пенджаби, маратхи, гуджерати и бенгали, а также множество вымерших языков, таких как хеттский и тохарский. Более того, точно так же, как лингвисты могут воссоздать с некоторой степенью точности протогерманский язык, они также могут воссоздать протоиндоевропейский язык.
 Когда это делается для «воды», принимая во внимание такие слова для нее, как русское  вода,  греческое  hydor  (от которого в английском языке происходит «гидрант» и «гидравлический»), санскритское  удан  и латинское  унда  (что стало означать «волна», как в нашем «волнистом»), мы получаем гипотетический  wodr.
  (латинское  aqua  происходит от совершенно другого корня.) И когда мы делаем то же самое для «что», мы получаем  kwos. Kwos  составляет латинские вопросительные местоимения, например 9.0471 qua, quis  и  quid, , а также для слов «что», например, санскритское  kas  и хеттское  kwis.  «wh-» таких английских вопросительных местоимений, как «где», «когда», «кто», «почему» и «который» также восходит к тому же протоиндоевропейскому  kw-. 
 Таким образом, это был процесс медленной конвергенции, в результате которого  wodr  и  kwos  превратились в «вода» и «что», или как  Wasser  и ,  после многих тысяч лет фонетических изменений. . (Праиндоевропейские языки, вероятно, начали делиться на разные дочерние языки примерно в 4000 г. до н. э.). Более того, даже в английском языке, в котором «wh-» когда-то произносилось (как и до сих пор произносится редким носителем) с выбросом воздуха через сжатые губы надутыми щеками, «water» и «wha» не всегда разделяли один и тот же начальный согласный.

 Даже сам водяной
 0024