Содержание
история о том, как смыло один миллиард евро
19:23 17/11/2019
ФОТО : Zuma\TASS
Город-памятник Венеция фактически уходит под воду. Ущерб составляет уже миллиард евро. Самое страшное, что это только начало. Но равнодушных нет. Россия уже предложила помощь, ведь для русского человека Венеция – город особенный. Почему – узнавал корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Самый популярный мем всех мировых СМИ на этой неделе, который в переводе не нуждается: «Итальяна Атлантида». Туристическая Мекка всех времен и народов. Еще не утопленник, но откачивать ее, умирающую, во всех смыслах все труднее. Улицы ее больше не отличаются от знаменитых каналов. Вода повсюду. Такое бедствие здесь было лишь однажды. В 1966-м уровень воды поднялся на 194 сантиметра. К концу этой недели – уже 187.
«Нам говорили, что будет подниматься, но что так сильно, никто не знал. Как нам удается сохранять имущество при такой сырости, при таких частых наводнениях? Никак! Стараемся поднимать выше всю технику. Но если вода превышает метр шестьдесят, то мы ничего не можем делать», – поделился местный житель Василий Постолаки.
Синоптики пугают, что это не предел. Еще пару дней солнца, а потом ждите проливные дожди еще на неделю.
Судам под многими мостами уже не проскочить. Поднимающаяся вода ломает о причалы катера и гондолы, рвет цепи и швартовые тросы. Чуть зазевался, за волной не уследил и все: можешь сказать любимой яхте «чао».
Вплоть до пятницы в городе был парализован общественный транспорт. Туристов происходящее, похоже, не пугает. Многие специально приезжают именно в сезон, который тут называют «аква альта» – «высокая вода».
То, что туристу в радость, для венецианца может быть смерти подобно. «Наш дом находится на первом этаже, и каждый раз нас затапливает. Это большая проблема не только сейчас, но и в прошлые годы», – посетовал местный житель Марко Замунан.
В этом году затопило и там, где никто не ждал. Бутики, рестораны и сувенирные лавки подсчитывают убытки. «Вот, например, ущерб в нашем магазине, где я сейчас работаю, составляет 22 тысячи евро. Было очень и очень страшно. Здесь, в Венеции, все сидели дома, не могли выйти даже в магазины, ничего не работало», – рассказала сотрудник магазина Алина Дандис.
Из здания мэрии не мог выйти и градоначальник. Во вторник он объявил происходящее катастрофой. В среду вышел к журналистам и, стоя по колено в воде, озвучил первоначальный и приблизительный ущерб от наводнения: миллиард евро, а еще добавил, что «мы разрушили Венецию».
«Ветры с севера и юга вошли в гавань, толкая море в лагуну и увеличивая прилив. Без этого прилив, вероятно, составил бы 155 сантиметров, но мы набрали еще 20 сантиметров. Затем море затопило Пеллестрину – остров, который защищает Венецию. Подумайте о том, что дома на острове все еще находятся под водой», – заявил мэр Венеции Луиджи Бруньяро.
Остров Пеллестрина – один из десятков в Венеции. Это природный барьер между южной лагуной и Адриатическим морем. Он первый принял на себя удар стихии. Там двое уже погибли, один человек утонул, вторую жертву убило током.
«Большая вода-2019» породила большой же скандал. Еще в 1980-х для спасения Венеции от наводнений разработали специальный проект с символичным названием «Моисей», перед которым, как известно, расступилось море. Суть проекта заключается в строительстве огромных шлюзов, которые изолируют лагуну во время приливов. Металлические конструкции по 300 тонн каждая должны подниматься со дна. 78 барьеров в два ряда перекрывают три пролива. Закончить должны были в 2011-м, но стройка «Моисей» превратилась в долгострой.
«Это сооружение способно защищать город от подъема воды до трех метров. И сейчас выясняется, что большая часть денег уже израсходована, технология устарела. То есть возможно, что деньги были потрачены впустую», – сказала старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, доцент, кандидат политических наук Елена Маслова.
«Моисеем» спасти Венецию так и не получилось, но существуют альтернативные идеи. Геологи Университета Падуи предложили не море задерживать, а поднимать саму Венецию целиком, вместе со зданиями.
Для этого нужно закачать через гигантские трубы под основание островов огромные объемы морской воды. По расчетам песок под городом расширится, а Венеция начнет подниматься по 30 сантиметров в год. Стоимость проекта всего 100 миллионов евро – в 50 раз дешевле «Моисея». Но дальше компьютерных моделей дело не пошло. Денег ни на один альтернативный проект так и не выделили, а времени на раскачку нет. Все чаще звучат пугающие прогнозы экспертов по всему миру: Венеции суждено полностью уйти под воду еще до конца этого столетия.
«Каждый следующий шторм и нагон будет все опаснее и опаснее. А то, что уровень будет повышаться, – несомненно, потому что планируется потепление климата, и к концу столетия на полметра уровень мирового океана поднимется», – заявил доктор географических наук, завкафедрой метеорологии и климатологии геофака МГУ Александр Кислов.
Еще полметра подъема мирового океана в нынешних условиях затопит весь город по самые крыши и навсегда. Часть Венеции всегда находилась ниже уровня моря. Город построили венеты – племена, которые жили в окрестностях нынешней Северной Италии. Они искали место, где можно было укрыться от нашествия варваров. Гуннам и лангобардам и в голову не приходило, что в этом непригодном для жизни месте можно чем-то поживиться. Потомки венетов смогли не только выжить, но и превратить эту территорию в Венецианскую Республику – мощнейшее торговое государство, не зависящее ни от кого. С тех пор много воды утекло.
На знаменитой площади святого Марка стоит одноименный собор. Каждый сантиметр здесь – произведение искусства. В описании памятника ЮНЕСКО выделяют уникальные мозаики в византийском стиле, но с каждым потопом какую-то маленькую часть своего убранства этот шедевр теряет безвозвратно. А в базилике Святого Марка вода затопила склеп с мощами. Ее уровень уже ровно по середину гробницы.
Гостям Венеции все это стараются не показывать. А еще им не скажут, какую именно картину великого художника заменили копией, потому что подлинник находится на реставрации. Какие именно части мозаичного пола XV века, а какие – новодел прошлого лета.
На этой неделе сразу несколько лучших реставрационных мастерских планеты направили официальное предложение итальянским властям помочь спасать Венецию. Россия не исключение.
В Москве в загородном дворце императрицы Елизаветы Петровны находится офис своеобразного «искусствоведческого МЧС». У местных мастеров цели, как в девизе у спасателей: «Предотвращение. Спасение. Помощь». Только в данном случае речь идет о жизни бесценных шедевров старины.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации восстанавливает предметы старины со всего мира. Работали с Грецией, Германией, Францией, Голландией, Индией и еще десятком стран.
«Вы видите реставратора, который работает маленьким тоненьким заточенным надфилем, иногда мы применяем заточенные иглы. И два года ежедневного труда. Вы можете понять, насколько это кропотливо, насколько это важно», – сказала заведующая отделом научной реставрации станковой темперной живописи Российского Государственного НИИ реставрации (ГосНИИР) Татьяна Чаленко.
Два года минимум на одну картину или часть одной фрески, притом что их в Венеции сотни тысяч. А наводнения происходят и весной, и осенью. И каждый раз все сильнее. В этом году власти сообщают о повреждении колонн в здании Венецианской оперы и фасадов храмов. Реставраторы показывают наглядно, как соленая вода белый камень и мрамор портит. А в смеси с канализационными водами и выбросами предприятий обращает в прах за считанные годы.
«Вот сейчас мы находимся в мастерской по реставрации камня и монументальной скульптуры, и на примере представленных предметов мы наблюдаем различные соли, которые камень впитывает как губка. Постепенно они из него выходят через испарения, но вместе с этим процессом они уносят часть самого камня», – поделился заместитель директора Российского государственного НИИ реставрации (ГосНИИР) Алексей Петрушкович.
Неудивительно, что русские специалисты готовы бросить все и отправиться в Венецию спасать шедевры мирового искусства.
«Венеция получила все рефлексии русской культуры. Я уж не говорю про то, что было в XVIII, XIX, ну и отчасти в XX веках. Поэтому Венеция, конечно, русский город. Придите на кладбище, там покоится прах Бродского. Этого достаточно, чтобы сказать: это русское место», – сказал спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Для поэта Иосифа Бродского Венеция стала и второй родиной, и последним причалом. Венеция напоминала ему родной Ленинград. Последние 20 лет жизни он приезжал сюда по нескольку раз в год. И похоронен он здесь. На острове Сан-Микеле много могил «градни русси», «великих русских» по-итальянски. Среди них – импресарио Сергей Дягилев и композитор Игорь Стравинский.
Вот уже десятки лет на Венецианском кладбище никого не хоронят, а местные жители, особенно молодежь, из города уезжают, потому что проживание стало обходиться слишком дорого. Да еще убытки от постоянных потопов. Но одно остается постоянным: число людей, которые каждый год миллионами приезжают сюда, для того чтобы почувствовать город.
Автор :
Глеб Стерхов
География :
ЕВРОПА
Теги :
ВЕНЕЦИЯ
Что такое «высокая вода» и может ли Венеция превратиться в город-призрак
Путешествуя по Италии, Гете писал своему брату: «Ты должен срочно приехать в Венецию, еще какие-нибудь 50 лет, и этот город поглотит море». Прошло уже более 200 лет, а Венеция существует и продолжает оставаться одним из самых притягательных и загадочных городов мира, привлекая в год почти 30 млн туристов. Однако новое бедствие, вызванное мощной волной «высокой воды», которая привела к подтоплению 80% площади города, включая его главную достопримечательность — собор Святого Марка, — заставило вновь говорить о серьезной угрозе «жемчужине Адриатики».
© REUTERS/Flavio Lo Scalzo
Местные власти назвали ущерб от наводнения «невероятным и пугающим», а разорение — «апокалиптическим». «Мы говорим не просто об ущербе, а о будущем нашего города», — провозгласил мэр Венеции Луиджи Бруньяро, который обратился с требованием объявить чрезвычайное положение в связи с природным бедствием.
Феномен «высокой воды»
«Высокая вода» — характерный для Венеции и хорошо изученный феномен. Он связан с повышением уровня моря, которое случается, как правило, осенью и весной и зависит от лунных циклов и приливов. Дело в том, что островная часть Венеции располагается на 150 небольших островках и насыпях в лагуне на Адриатике, как на подушке. При сезонных приливах город погружается в воду, которая просачивается из-под земли, а также за счет «разбухания» и разливов многочисленных каналов.
Показатель повышения уровня моря измеряется в нескольких точках города. Одна из них — Punta della Salute, расположенная практически напротив площади Святого Марка. Критическим считается повышение уровня моря более чем на 130 см. На этот раз был побит полувековой рекорд, когда в точках замера был зарегистрирован подъем воды до 187 см. Однако вовсе не весь город равномерно оказывается под водой. Площадь Святого Марка — одна из самых низкорасположенных точек города. Для ее погружения под воду достаточно небольшого прилива и повышения уровня моря всего на 80 см. В зоне вокзала подтопления начинаются, только когда море поднимается до 135 см.
Читайте также
«Апокалиптическое разорение». Пользователи соцсетей поделились фото наводнения в Венеции
При общем подъеме на 100 см «высокая вода» занимает лишь 5% территории города. Но потом это соотношение растет практически в геометрической прогрессии: при +110 см под водой оказывается 12% города, а при +140 см — более 50%.
В городе существует система предупреждения о наступлении «высокой воды»: как в случаях предупреждения о воздушных налетах в период войны, используется сирена. Тревога начинается со 110 см, о которых сообщает равномерный звуковой сигнал. О повышении уровня моря до 120 см свидетельствуют два возрастающих сигнала, о 130 и 140 см предупреждают соответственно три и четыре сирены.
Сложно сказать, как с «высокой водой» боролись в прошлом. Наверное, вычерпывали воду ведерками. Сейчас у каждого венецианца есть и не по одному насосу, не говоря уже о высоких охотничьих резиновых сапогах. Коммунальные службы оперативно выстраивают пандусы, платформы и мостики на основных пеших маршрутах. В основных соборах и церквях есть барьеры, чтобы защищать особо ценные приделы. Конечно, в случае большого потопа это не спасает. Кроме того, как известно, вода и электричество несовместимы. Поэтому одним из главных доставляющих неудобство последствий наводнения становится повреждение проводки.
«Моисей» — долгострой
Как всегда в момент обострения ситуации, возникает закономерный вопрос: неужели в высокотехнологичном XXI веке нет способа решить проблему и защитить город от потопов. В Голландии, например, эти решения были предложены еще сотни лет назад. Есть решение и в случае Венеции.
Город оказался в лагуне, потому что перед побережьем расположено несколько островов, включая Лидо — остров-курорт, на котором проходит знаменитый Венецианский кинофестиваль. Еще в прошлом веке был предложен проект «Моисей», который был призван снять проблему приливов. Строительство системы мобильных барьеров, которые должны подниматься при повышении уровня моря до 110 см и быть способны защищать от двухметрового прилива, началось в 2003 году.
Как все крупные проекты инфраструктуры в Италии, «Моисей» вызвал множество споров и скандалов. В первую очередь, это его дороговизна — до сегодняшнего дня на него было потрачено более 5,5 млрд евро.
© AP Photo/Luca Bruno
Сроки сдачи в эксплуатацию постоянно откладывались. Сейчас говорят, что завершат строительство не ранее весны 2021 года. При этом многие специалисты сомневаются, что «Моисей» будет выполнять свои функции. До сих пор окончательно не ясно, насколько надежна эта система в защите от приливов. Все его технические испытания, в том числе и на этот раз, провалились. Представители правящего «Движения «5 звезд» без каких-то обиняков называют «Моисей» морально устаревшим и нерентабельным проектом. Тем не менее премьер-министр Джузеппе Конте в ходе посещения Венеции после наводнения обещал, что проект будет доведен до конца.
Нормальная аномалия
Собственно, идея проекта «Моисей» появилась впервые после последнего сильнейшего наводнения в 1966 году. Тогда пострадала не только Венеция, но и другие итальянские города, включая Флоренцию. 53 года назад был побит исторический рекорд «высокой воды», достигшей почти двух метров. Надо сказать, что за всю историю, начиная с IX века, базилику Святого Марка заливало всего шесть раз, и три из них — в последние 20 лет. Сейчас в крипте (подземной части) вода стоит по пояс, и специалисты итальянского министерства культуры еще не приступили к оценке ущерба памятнику архитектуры, украшенному мозаиками и мрамором.
© REUTERS/Manuel Silvestri
Разумеется, феномен «высокой воды» обостряется из-за разных природных явлений, вызванных климатическими изменениями. И специалисты предупреждают об опасности более частого повторения наводнений, подобных нынешнему. Как пояснили в метеорологической службе ВВС Италии, столь мощному приливу на этот раз способствовало несколько факторов. И это не столько осадки, сколько определенное направление ветров. Теплый сирокко, дующий с Адриатики, препятствует сходу воды по течению По в море. И это тоже привело к «разбуханию» лагуны в Венеции.
С другой стороны, на Апеннины движется обширный циклон, который несет холодное течение от Исландии. С его попаданием в более теплые воды Средиземноморья образуется мощный заряд осадков. В целом такая ситуация вполне типична для ноября, традиционно самого дождливого месяца.
Итальянские специалисты из Национального совета геологов предупреждают, что 35 тыс. объектов, представляющих культурный и исторический интерес, в Италии находятся под угрозой самых различных климатических катаклизмов: наводнений, землетрясений и оползней.
Город, который может превратиться в призрак
Венеция при всей своей красоте и неповторимости очень тяжелый для жизни город. Возможность передвижения только на водном транспорте, бесконечные лестницы бесчисленных горбатых мостиков — все это создает дополнительные сложности, для преодоления которых нужно искренне любить этот город.
Работа местных жителей связана в основном со сферой туризма. Но и наплыв туристов, число которых в последние годы власти пытаются ограничить, представляет проблему для города-музея под открытым небом. Часть посетителей прибывает в Венецию на больших круизных лайнерах, проблему с заходом которых итальянские власти не в состоянии решить годами. Достаточно сказать, что с середины прошлого века население островной Венеции сократилось более чем в три раза — со 175 тыс. до 56 тыс. человек. Многие переехали на материковую часть — в Местре.
© EPA-EFE/ANDREA MEROLA
А еще мало кто знает, что напротив самого красивого города мира расположена уродливая, использовавшаяся под промышленные цели зона Маргера. Пересекая лагуну по железной дороге, выстроенной прямо на воде, при подъезде к Венеции видны призрачные трубы заброшенных предприятий и портовых доков.
Город давно требует решения многих проблем, однако их острота спадает по мере отлива. И все остается по-прежнему. Это типично не только для Венеции, но и всей Италии, где все — и красота, и проблемы — вечно.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
фотографий Венеции под водой: самый высокий прилив за 50 лет
- Алан Тейлор
- 13 ноября 2019 г.
- 24 Фото
- В фокусе
Вчера из-за сильного ветра и ливня уровень воды в Венеции, Италия, поднялся до второго по величине уровня за всю историю наблюдений. Отметка прилива достигла 74 дюймов (187 сантиметров), что чуть меньше рекорда, установленного в 1966 году. Этот исключительный acqua alta затопил предприятия и исторические здания, затонул лодки и до сих пор был обвинен в одной смерти.
Подробнее
Советы:
Посмотреть эту страницу в полноэкранном режиме.
Перейдите к следующей и предыдущей фотографии, набрав j/k или ←/→.
Фотограф стоит на площади Сан-Марко после прохождения исключительного прилива в Венеции, Италия, пик которого составил 74 дюйма (187 сантиметров) 12 ноября 2019 года.
#Стефано Маццола / Пробуждение / Гетти
Читать больше
Поднимающиеся воды в канале во время экстремального прилива в Венеции, 12 ноября 2019 года.
#Марко Берторелло / AFP / Гетти
Читать больше
Затопленная площадь Сан-Марко с базиликой Святого Марка и колокольней в Венеции, 12 ноября 2019 года. .
#Марко Берторелло / AFP / Гетти
Читать больше
Застрявший на боку паром в Венеции, 13 ноября 2019 года.
#Луиджи Костантини / AP
Читать больше
Люди стоят в затопленном кафе во время прилива в Венеции, 12 ноября 2019 года..
#Лука Бруно / AP
Читать больше
Женщина сметает воду с двери затопленного магазина в Венеции, 13 ноября 2019 года.
#Мануэль Сильвестри / Рейтер
Читать больше
Водное такси, которое вынесло водой на улицу после ночи с рекордно высоким уровнем воды, в Венеции, 13 ноября 2019 года. .
#Мануэль Сильвестри / Рейтер
Читать больше
Комната в затопленном дворце Гритти в Венеции, 12 ноября 2019 года.
#Марко Берторелло / AFP / Гетти
Читать больше
Женщина пересекает затопленную площадь Сан-Марко у базилики Святого Марка, 13 ноября 2019 года..
#Марко Берторелло / AFP / Гетти
Читать больше
Пожарный в акваланге идет по воде мимо затопленной машины в Венеции, 13 ноября 2019 года.
#Vigili del Fuoco через Reuters
Читать больше
Частично затопленные лодки в Венеции, Италия, 13 ноября 2019 г. #
Луиджи Костантини / AP
Читать больше
Люди идут по эстакаде на затопленной площади Сан-Марко, 12 ноября 2019 года.
#Мануэль Сильвестри / Рейтер
Читать больше
Общий вид показывает Дворец дожей ( слева ) с видом на затопленную площадь Сан-Марко, крылатую бронзовую статую Льва Святого Марка ( center ), гондолы и Венецианская лагуна ( background ) после исключительного ночного прилива, 13 ноября 2019 года.
#Марко Берторелло / AFP / Гетти
Читать больше
Туристка толкает свой плавучий багаж на затопленной площади Сан-Марко, 13 ноября 2019 года.
#Лука Бруно / AP
Читать больше
Затопленный магазин, сфотографированный во время исключительного паводка в Венеции, 13 ноября 2019 года.
#Мануэль Сильвестри / Рейтер
Читать больше
Чехлы для телефонов плавают в затопленном магазине после исключительного прилива 12 ноября 2019 года..
#Стефано Маццола / Пробуждение / Гетти
Читать больше
Владелец магазина откачивает воду из затопленного магазина в Венеции, 12 ноября 2019 года.
#Стефано Маццола / Пробуждение / Гетти
Читать больше
Женщина сидит в кресле на затопленной площади Сан-Марко, 13 ноября 2019 года..
#Лука Бруно / AP
Читать больше
Вид внутри затопленной базилики Святого Марка, фото 13 ноября 2019 г.
#Симона Падовани / Пробуждение / Гетти
Читать больше
Затопленный склеп базилики Святого Марка на фото 13 ноября 2019 года..
#Марко Берторелло / AFP / Гетти
Читать больше
Мужчины работают в затопленном склепе базилики Святого Марка во время исключительно высокого уровня воды в Венеции, 13 ноября 2019 года.
#Мануэль Сильвестри / Рейтер
Читать больше
Вид на затопленную площадь Сан-Марко рано утром 13 ноября 2019 года..
#Марко Берторелло / AFP / Гетти
Читать больше
Люди идут по воде на площади Сан-Марко, 13 ноября 2019 года.
#Лука Бруно / AP
Читать больше
Работа уличного художника Бэнкси, на которой изображен ребенок-мигрант в спасательном жилете и с неоново-розовой вспышкой, изображена после исключительной ночи.0105 acqua alta в Венеции, 13 ноября 2019 года.
#Марко Берторелло / AFP / Гетти
Читать больше
Мы хотим услышать, что вы думаете об этой статье. Отправьте письмо в редакцию или напишите на письма@theatlantic.com.
План Италии по спасению Венеции от затопления
Загрузка
Планета Будущего | Изменение климата
План Италии по спасению Венеции от затопления
(Изображение предоставлено М. Мединой/Getty Images)
Джозеф Фелан, 28 сентября 2022 г.
Венеция рискует погибнуть из-за проседания фундамента и повышения уровня моря. Чтобы предотвратить катастрофу, город вносит изменения.
В
Венеция — удивительная странность. Это город, построенный примерно на 120 островах, пересекаемый 177 каналами, и лучше всего исследовать его — по крайней мере, пешком — с помощью 391 моста. Это водный лабиринт города, полный крошечных пешеходных дорожек и укромных площадей, скрытых музеев и уединенных многовековых церквей.
Но в «Безмятежности» не все ладно. Действительно, если не принять решительных мер, дни города могут быть сочтены.
Это далеко не преувеличение: Венеции угрожает реальная опасность быть поглощенной морем. В худшем случае город может уйти под воду уже к 2100 году. Тем временем многие его здания тонут или повреждаются волнами лодок. Он также постоянно переполнен туристами, в то время как его местное население постоянно сокращается.
По всему миру множество городов одинаково страдают от основных проблем Венеции, связанных с оседанием воды и повышением уровня моря. Например, низменная Джакарта, в которой проживает около 11 миллионов человек, находится в таком ужасном положении, что ее место столицы Индонезии занимает Нусантара, город, который еще даже не построен.
В каждом опасном городе есть свои проблемы, которые нужно решать. Но, учитывая небольшой размер Венеции, известность и возможность доступа к финансированию, она может стать идеальным полигоном для испытаний технологий и подходов, которые сыграют ключевую роль в глобальной борьбе с повышением уровня моря.
От сложных океанских барьеров до лодок, минимизирующих следы, может ли бедственное положение Венеции привести к реальным, практическим решениям, которые можно было бы использовать по всему миру?
Затопление площади Сан-Марко в декабре 2020 года после мероприятия «alta acqua». Ворота Моисея не были подняты. Фото: A.Pattaro/Getty Images Это вызвало заголовки во всем мире, а зрители были ошеломлены невероятными изображениями площади Сан-Марко, одного из самых низких и самых знаковых районов города, покрытого водой.
Прилив достиг максимальной высоты 187 см (6,1 фута) над уровнем моря, в результате чего более 80% города оказалось под водой. По словам мэра Венеции Луиджи Бруньяро, было объявлено чрезвычайное положение, а ущерб оценивается в 1 миллиард евро (0,9 миллиарда фунтов стерлингов / 1 миллиард долларов).
Самое сильное наводнение, которое произошло в 1966 году, привело к повышению уровня воды до 194 см (6,4 фута) над уровнем моря и, как считается, серьезно повредило по крайней мере три четверти городских магазинов, предприятий и студий.
Хотя эти события разделяет более 50 лет, последние тенденции показывают, что нам не придется ждать полвека, чтобы увидеть еще одно катастрофическое наводнение. С тех пор как уровень воды начал официально регистрироваться в 1923 году, он достигал 150 см (59 дюймов) или более только в 10 случаях, но пять из них были в последние три года.
«Изменение климата вызвало повышение уровня моря, поэтому любой город, построенный на уровне моря, особенно уязвим», — говорит Салли Стоун, преподаватель архитектуры и адаптивного повторного использования в Манчестерской школе архитектуры.
Вам также могут понравиться:
- Почему Окленд — самый губчатый город
- Устойчивое решение для охлаждения в Индии
- Почему умирают самые высокие деревья в мире
Венеция всегда была вынуждена бороться с морем, с небольшими, управляемыми событиями «acqua alta», когда город временно затопляется в разное время года, происходящим на протяжении веков. Но недавняя волна приливов беспрецедентна.
И так будет продолжаться. Согласно отчету за 2021 год, даже если глобальная температура удержится на уровне ниже 2°C по сравнению с доиндустриальным уровнем, уровень моря в Венеции к 2100 году поднимется на 32 см (13 дюймов). Наихудший сценарий повышения температуры на 4°C, связанный с резким таянием ледяных щитов, к 2100 году относительный уровень моря в Венеции может подняться на 180 см (5,9 фута), что аналогично уровню, достигнутому наводнениями 2019 года, которые нанесли такой большой ущерб.
«Мы уверены, что уровень моря продолжит повышаться в ближайшие десятилетия из-за продолжающегося таяния антарктических и гренландских ледяных щитов, а также горных ледников», — говорит Наташа Барлоу, доцент кафедры четвертичных экологических изменений в Университет Лидса в Великобритании.
Барлоу отмечает, что даже небольшое повышение уровня моря может привести к значительному увеличению частоты и интенсивности прибрежных наводнений, потому что более высокий уровень моря повышает базовый уровень воды во время штормов, приливов и волн.
Барьеры Моисея в Венеции подняты во время испытаний в мае 2020 года. (Источник: G.Cosua/Getty Images)
Фундаменты венецианских зданий построены с использованием системы свай, говорит Стоун, — длинных бревен, которые втыкаются вертикально в рыхлую грязь и глину лагуны внизу. «Твердая порода лагуны находится намного ниже поверхности, чем этот ил, поэтому фундамент вдавливается в более прочный, но все же слегка уязвимый слой спрессованной глины», — добавляет Стоун.
На протяжении веков многие здания, построенные на этом неустойчивом фундаменте, изменили свое положение и во многих случаях начали погружаться в грязь. Историческая добыча подземных вод усилила это воздействие, и за последнее столетие Венеция опустилась примерно на 15 см (5,9 дюйма).
Не существует простого средства от этого медленного погружения, и Стоун говорит, что решить эту проблему сложно. «Закачка большого количества бетона в фундамент, вероятно, нанесет гораздо больший ущерб, чем бездействие, поскольку деликатное движение является необходимой частью конструктивной системы», — говорит она. Она также добавляет, что было бы трудно переоборудовать большинство зданий в Венеции без серьезного ущерба их эстетической целостности.
Обсуждаются и другие действия. «Углубление подводных каналов должно помочь уменьшить наводнения», — говорит Хейли Фаулер, профессор воздействия изменения климата в Университете Ньюкасла в Великобритании.
Вместо этого, в стремлении сдержать поднимающуюся воду и защитить город, Венеция кладет большую часть своих яиц в одну корзину: проект «Моисей» (экспериментальный электромеханический модуль), который скоро будет завершен.
Это установка защитных барьеров морского базирования, состоящих из 78 передвижных ворот (которые могут принимать суда), шириной 20 м (66 футов) каждый и расположенных в стратегических точках для создания «прибрежного кордона», который, как мы надеемся, сведет к минимуму наводнения.
Барьеры находятся под водой в периоды затишья, но поднимаются, чтобы блокировать приливы в лагуне, когда уровень воды поднимается до 110 см (3,6 фута), согласно Consorzio Venezia Nuova, компании, занимающейся строительством системы.
Разработка Mose была далеко не простой. Впервые он был задуман в 1992 году, и с тех пор он терпел задержки и стремительные расходы. Строительство началось в 2003 году с первоначальной целью завершить работы к 2011 году. На самом деле Моуз был впервые активирован только в 2020 году, и даже сегодня он еще не полностью запущен. Теперь его планируется завершить в конце 2023 года.
В конечном итоге это может стоить около 8 млрд евро (7 млрд фунтов стерлингов / 8 млрд долларов США) при первоначальном бюджете, близком к 4,7 млрд евро (4,1 млрд фунтов стерлингов / 4,7 млрд долларов США), в то время как использование барьера также сопряжено с огромным финансовым бременем — Consorzio Venezia Nuova предположил, что это может стоить 323 000 евро (280 000 фунтов стерлингов / 323 000 долларов США) каждый раз, когда оно поднимается.
Проект Mose нравится далеко не всем тем, кто хочет защитить Венецию. (Фото: G. Cosua/Getty Images) Моуз был разработан для борьбы с резким повышением уровня воды, поэтому он не сможет остановить затопление особенно низменных районов, таких как базилика Святого Марка. Барьеры Моисея будут подняты только после того, как уровень воды достигнет 110 см (3,6 фута), но наводнение Святого Марка произойдет примерно в 90 см (3 фута).
«Было принято чрезвычайно эффективное, продуманное и, по мнению многих, чрезмерно сложное решение», — говорит Джейн да Мосто, соучредитель и исполнительный директор We Are Here Venice, некоммерческой организации, занимающейся изучением и решением различных проблем Венеции. «Это может в лучшем случае только предотвратить масштабное затопление города и других островов, вызванное экстремальными явлениями. Необходимо сделать что-то для защиты городской ткани от хронического воздействия все более и более высоких средних уровней воды».
Слишком частое закрытие ворот также в конечном итоге «обречет» лагуну, говорит Фабио Каррера, профессор Вустерского политехнического института в Массачусетсе и основатель Венецианского проектного центра, студенческой инициативы, которая исследует способы сохранения и улучшения жизни в Венеции. . По его словам, если барьер поднимать часто, сточные воды могут попасть в лагуну, что будет не только неприятно, но и может разрушить экосистему.
«Моуз будет работать какое-то время — может быть, 100 лет или около того, — но я думаю, что в конце концов придется ввести решение в голландском стиле», — говорит Каррера.
Решение в голландском стиле будет включать в себя следование чертежам, изложенным в рамках проекта «Дельта», огромной системы управления наводнениями, состоящей из 13 дамб и множества дамб, барьеров и шлюзов, которая действует в Нидерландах с 1997 года. Watersnoodmuseum — голландский музей, посвященный наводнениям — настолько эффективен, что охраняемый им регион будет затоплен только раз в 4000 лет.
Подобная конструкция, по словам Карреры, сможет минимизировать риск наводнения в Венеции, но это далеко не быстрое решение. На завершение проекта «Дельта» ушло почти 50 лет, он стоил около 7 миллиардов долларов (6,2 миллиарда фунтов стерлингов) и невероятно сложен. Общая длина плотин составляет 18,5 миль (30 км), что примерно в 18 раз больше, чем у Моисея. «Учитывая, что на то, чтобы заставить Mose работать, ушло 40 лет, нам нужно начать думать далеко-далеко в будущем», — говорит Каррера. «Нам нужно искать эти окончательные решения […] прямо сейчас».
Свенья Сурмински, руководитель отдела адаптационных исследований в Исследовательском институте изменения климата и окружающей среды Грэнтэма в Лондоне, согласна, что будущее Венеции будет определяться решениями, принятыми сегодня. «Особенно в таких местах, как Венеция, риск наводнения должен быть интегрирован в концепцию города: каким мы хотим, чтобы наш город выглядел через 10, 20, 50 лет?» она говорит.
Ущерб от воды, вызванный волнами, затронувший 60% венецианских зданий вдоль Гранд-канала (Фото: F.Bienewald/Getty Images)
Но повышение уровня моря и наводнения — не единственные проблемы, с которыми сталкивается Венеция, когда речь идет о воде.
Вода является одновременно главной достопримечательностью Венеции и ее главным врагом. Это город, окруженный водой и построенный на ней. Это уникальное качество делает его идеальным местом для порта и играет ключевую роль в привлечении миллионов посетителей в год.
Однако с точки зрения сохранения города и его местной экологии ситуация далеко не благоприятна. Moto Ondoso , что переводится непосредственно как «волна», является термином, часто используемым для описания волн, создаваемых моторными лодками, и частично ответственен за повреждение водой, связанное с волнами, которое затронуло 60% венецианских зданий, расположенных вдоль Гранд-канала.
Такой ущерб усугубляет проблему наводнения, ослабляя здания и каменный фундамент города и увеличивая сумму денег, которую необходимо выделить на ремонтные работы.
«На протяжении всей своей истории Венеции требовалось множество профилактических и профилактических мер», — говорит Моника Шмиттер, профессор Массачусетского университета в Амхерсте, которая специализируется на материальной культуре и архитектурной среде Венеции. «Проблема возникает, когда эти меры не принимаются постоянно» 9.0015
Некоторые шаги уже предприняты для решения проблемы повреждения зданий. С 2021 года круизным лайнерам, которые, по словам Стоуна, создавали гораздо большие волны в ограниченном пространстве канала, запретили заходить в исторический центр города, и вместо этого они должны швартоваться в промышленном порту.
Но можно было бы сделать больше. «Если бы завтра я мог внести одно изменение, все грязные, устаревшие, потребляющие дизельное топливо вапоретти [водные автобусы] и грузовые баржи, курсирующие по каналам Венеции, были бы переоснащены гибридно-электрическими двигателями», — говорит да Мосто.
Уже есть признаки сдвига в этом направлении. Candela, шведская компания, производящая электрические суда на подводных крыльях, провела первые испытания в Венецианской лагуне.
Микаэль Мальберг, менеджер по коммуникациям в Candela, говорит, что лодки летают над водой на высокой скорости, потребляя на 80% меньше энергии, чем обычные суда. «Подводное крыло означает, что наши лодки создают очень маленькую волну около 5 см (2 дюйма) вместо метра (3,3 фута) для обычной лодки того же размера», — говорит он.
Но Каррера говорит, что, хотя концепция заслуживает изучения, маловероятно, что эти лодки будут представлены в ближайшем будущем. «Лодки на подводных крыльях должны иметь возможность развивать определенную скорость, и в Венеции это может быть невозможно, но посмотрим», — говорит он.
Шмиттер говорит, что было бы лучше просто запретить моторные лодки. «Но я не думаю, что это произойдет», — добавляет она.
Таким образом, принуждение всех лодок к снижению скорости является еще одним способом уменьшить ущерб от воды. Венецианские гондольеры ранее устраивали акции протеста, чтобы попытаться снизить ограничения скорости на воде в городе — в настоящее время лодкам разрешено двигаться со скоростью не более 11 км/ч (7 миль в час), чтобы предотвратить ущерб от кильватерного следа, который некоторые считают все еще слишком высоким, но другие полностью пренебрегают этим ограничением.
Летом в пиковые дни в Венеции количество туристов может превышать число местных жителей в соотношении 2:1 (Фото: Andia/Getty Images)
Город остро нуждается в местных решениях этих проблем. Но некоторые утверждают, что дать местным жителям передышку и финансы для разработки этих решений — трудный подвиг в городе, который обычно наводнен туристами.
Около 5,5 миллионов туристов посетили Венецию в 2019 году, что в 100 раз превышает население Венеции, составляющее 55 000 человек. Аналогичное количество туристов направилось в Мадрид и Москву, два города, которые намного больше по географическим размерам, с населением 6,7 млн и 12,6 млн человек соответственно. Летом в пиковые дни в Венеции туристов может быть больше, чем местных жителей в соотношении 2:1.
Да Мосто выделяет три основные проблемы туризма в Венеции: чрезмерная зависимость экономики от него; огромный ущерб, который он наносит местной инфраструктуре; и то, что это приводит к «утечке мозгов».
Туризм идеально подходит для сектора гостеприимства, но не так полезен для других отраслей, говорит Каррера. Утечка мозгов, термин, который относится к образованным людям, уезжающим из определенного места, является серьезной проблемой в Венеции — для людей с карьерными интересами за пределами туризма часто есть больше и лучшие возможности, которые можно найти в другом месте.
Каррера утверждает, что это ускоряет упадок Венеции, отвлекая людей, необходимых для решения ее проблем. «В каждом городе и стране есть свои препятствия, которые необходимо преодолеть, и для этого требуются индивидуальные решения, созданные людьми, которые хорошо знают эти области», — говорит он.
Венецианская лагуна без пластика — один из примеров того, как венецианцы объединяются для улучшения города. Местная некоммерческая организация берет пробы воды и анализирует каналы и лагуну, чтобы повысить осведомленность об уровне загрязняющих веществ в воде. Он реализует инициативы, ориентированные на туристов, такие как создание карты общественных питьевых фондов для минимизации пластиковых отходов, а также мероприятия по очистке, чтобы повысить качество воды и добиться признания хрупкой экологии Венеции.
Такие проекты демонстрируют, что те, кто имеет личную связь с Венецией, имеют решающее значение для ее защиты. Действительно, если Моуз действительно, как предсказал Каррера, в конечном итоге нанесет серьезный ущерб здоровью лагуны, эти группы будут иметь жизненно важное значение для поиска подходящих, работающих решений.
Carbon Count
Частично в ответ на протесты общественности по поводу сокращения населения города Венеция планирует с 2023 года ввести плату в размере 5 евро (4,30 фунта стерлингов / 5 долларов США) для дневных посетителей, чтобы воспрепятствовать однодневному туризму.
Но потребуются и другие ощутимые изменения, чтобы вернуть Венецию городу, в котором люди хотят жить и который может обеспечить будущие поколения.
Каррера говорит, что город должен стремиться стать убежищем для таких стартапов, особенно тех, которые занимаются защитой окружающей среды. «У нас здесь идеальные условия для всех, кто интересуется развитием технологий, связанных с прибрежным или водным хозяйством.