Природная символика. Символы воды


Символика воды у Славян | Самые свежие новости

Вода, одна из творческих стихий, очень интересна со славянской точки зрения, у нее очень много сакральных аспектов, что не может не отражаться на ее символике.

Во-первых, вода для славянина, это то, что дает жизнь всему живому, ведь именно при помощи животворящей небесной воды зеленеют травы и леса весной, именно благодаря ней урожай не засыхает в поле, а цветет, плодоносит и колосится. Древние наши пращуры вполне это осознавали. Между прочем, именно из воды родилась земля, принесенная в клюве Мировой Уточки по одному из древних Русских мифов. Также Вода несет в себе сакральный смысл очищения. Славянин моющийся в бане смывает с себя не только грязь физическую, но и грязь духовную – оболочку порока, тьмы, ненависти. Получается обряд ведь совершается священнодействие перерождения, обновления человека – подобно обновлению кожи и тела человека в бане, обновляется душа, его аура. Омовение совершалось перед важными делами – жрец обязательно должен помыться в бане, чтобы совершить обряд, человек должен помыться, например, перед свадьбой – прежде всего не для красоты, а для того, чтобы ритуалу не помешали темные силы.

Воин же всегда мылся перед битвой, и после битвы, дабы на сражение не повлияли все те же силы. И третий по счету, но далеко не последний аспект значения воды для славянина – это ее течение. Все знают пословицу, что два раза в одну и ту же реку не войти. Многие ее не понимают – для них река эта синяя линия на карте. Для славянина же река – это поток воды – вода утекла и река другая. То есть течение воды это своего рода показатель времени. Недаром говорят – «сколько воды утекло с тех пор», имея в виду, что прошло много времени. Так что текучая речная вода, это и сакральное сравнение с временем – вода неизбежно утекает, как и утекают дни, годы, века.

Соответственно, символы воды имеют различные значения.

Животворящая вода – вода небесная вода, или как любят ее называть, «хляби небесные». Именно благодаря ней наши предки, да мы видим на своем обеденном столе изобилие хлебов, овощей, фруктов, мяса и молочных изделий. Именно благодаря этой воде, растения питаются, набираются сил – трава становится зеленой и сочной, рожь колосится, репа вырастает как в известной сказке. Дождь, поливая поле, дает жизненную силу растениям, наполняет их соками. Также с небесной водой связано представление о роге изобилия. Дело в том, что сочные травы играли стратегическую роль в древности – скоту надо было где пастись, а если есть где пастись, значит есть в изобилии молоко и мясо. Если есть дожди, значит на поле будут колоситься хлеба и давать большие урожаи овощи на грядках, а значит в изобилии у нашего предка будут хлебобулочные изделия и большие запасы овощей на зиму. Иногда поэтому рог изобилия даже изображают как бы льющим воду. Стоит также взглянуть на само слово «дождь» – не кажется ли оно Вам родственным слову «Даждь», одному из имен великого Бога, подателя благ и прародителя людей Даждьбога. Между прочим, имя «Даждьбог» получилось из двух корней – «даж» – то есть давать, благотворить, помогать и, собственно, «бог». И вообще, дождевая вода носит, в отличие от речной, мужское оплодотворяющее начало.

Совсем другая вода – речная, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли – из ключей, родников. Между прочим, родник считался священным местом – осквернить его было тоже, что осквернить капище. Ведь в роднике «рождается» вода – приходя из недр земли, она течет из родника тоненьким ручейком, ручеек соединяется с другим, эти соединяются с третьим – так получается могучая река. Некоторые родники обладали чудодейственными целительными свойствами. Научно доказано, что из некоторых источников течет вода, обогащенная солями и минералами, очень полезными для здоровья. Поскольку ключевая и речная вода течет, ее изображают волнистыми горизонтальными полосами. Вода речная, в отличие от дождевой и наряду с нитью, может выступать как символ течения времени, жизни. Вода утекает вместе с навсегда ушедшими прошлое мгновениями. Такова правда жизни… Вода – это не просто судьба, эта сила того, что ведет, то есть в воде есть сакральный символизм рока, того, от чего уйти нельзя, однако, как правило, в позитивном смысле. В старшем Футарке существует руна «Лагуз» (Laguz), «Вода». Ее значение как раз отображает суть текущей воды. Вот что пишет об этой руне известный исследователь А. Платов в своей книге «Практический курс рунического искусства» (в соавторстве с А. Ван Дартом): «Имя этой руны подразумевает не просто воду, но – проточную, движущуюся – ту, которая формирует поток и увлекает за собой».

В Традиции существуют также удивительные предания о волшебных реках, они вам покажутся знакомыми по сказкам – это Ирийская молочная река, вытекающая из-под камня Алатыря (что на острове Буяне) – символизирует она не что-нибудь, а млечный путь. Молочная река – это поэтическое представление окраин нашей галактики. Млечным путем и молочной (Белой) рекой связано множество преданий, большинство – с рассказами о жизни после смерти. Однако в этих рассказах фигурирует еще одна река, Смородина, огненная река. Она разделяет Явский мир и «великие просторы Нави» (высказывание – «Навий Шлях», община «Бор»). Стережет границы Нави знакомая многим, если не всем, Баба Яга (Буря Яга).

С этим знанием становятся понятны многие сюжеты сказок – богатырь пересекает огненную рек и попадает к Бабе Яге – это сюжет, похожий чем-то на древнегреческий сюжет об Орфее и Эвридике. И куда же унесли гуси-лебеди братца Иванушку от сестрицы Аленушки? – Ваня умер, а сестрица вызволила его из лап смерти (вспомним здесь о понятии «Клинической смерти»).

С мифическими реками также связано представление о Калиновом Мосте. Калинов мост – понятие многогранное и очень сложное. Он связан с тонкими состояниями человеческой души – любовью, высокими чувствами. В поздние времена «Встречаться с кем-то на Калиновом Мосту» – значит любить (см. статью В. Н. Вакурова, «Калина жаркая», журнал «Русский язык за рубежом», 1990 год №4). Однако, не все так радужно. На самом деле, на Калиновом Мосту проходит главная битва людской души между началом Прави и Нави – бой с самим собой (наша жизнь – вечная борьба). Настоящий человек (мужчина) – в душе всегда воин, воин духа, если же он не воин, значит он гад и в переносном и в прямом смысле, то есть змей, червяк. В бою на калиновом мосту очень трудно одержать полную победу, уничтожить в себе ту или иную сторону, также как нельзя быть абсолютно добрым, абсолютно мудрым – поэтому небесный чертог Прави никак не может победить силы Нави.

]]>]]>Источник]]>]]>

www.kramola.info

Символы воды

МОРЕ

Э. Канетти отмечает: «Море многократно, оно в движении, в собственной тесной внутренней связи. Многократное в нем — это волны, из которых оно состоит. Они бесчисленны, то­го, кто в море, они окружают со всех сторон. Равномерность их движения не исключает их различий по величине. Они не бывают в покое. Ветер, приходящий извне, направляет их движение: они ударяют туда или сюда — все по его приказу. В плотности соеди­нения волн выражается то, что охотно ощущают также люди в массе: податливость каждого перед другими, как будто он — они, как будто он не отграничен от остальных — зависимость, из кото­рой не может быть выхода, а также ощущение мощи, порыва, ко­торое она дарит каждому, а значит и всем вместе. Подлинной природы связи между людьми мы не знаем. И море не объясняет ее, оно ее выражает.

Кроме многократности волн у моря есть еще многократность капель. Они, однако, остаются каплями лишь, пока не связаны Друг с другом. В их малости и разделенности сквозит бессилие. Они почти ничто и вызывают в наблюдателе лишь сострадание. Можно опустить руку в воду, поднять ее и смотреть, как вяло и поодиночке скатываются капли. Им сострадаешь как безнадежно одиноким людям. Капли считаются только тогда, когда их уже невозможно сосчитать, когда они вместе мощной волной устрем­ляются ввысь.

Море имеет голос, очень изменчивый и слышимый безостано­вочно. В его интонации тысячи голосов. Люди вкладывают в него многое: терпение, боль, гнев. Но самое впечатляющее в этом голо­се — его густота. Море никогда не спит. Человек слышит его днем и ночью, сквозь годы и десятилетия; он знает, что мог бы слы­шать его и столетия назад. В своем тяжком покое, как и в возму­щении, оно напоминает особенное существо, единственно с кото­рым оно и делит эти свои качества в полном объеме, — массу. Од­нако у него есть постоянство, которого ей недостает. Оно не иссякает и не исчезает время от времени, оно есть всегда. Вели­чайшему и вечно тщетному стремлению массы — стремлению продолжать существовать — оно предстоит как уже осуществ­ленное.

Море всеохватно и ненаполнимо. Все реки, потоки и облака, вся земная вода могла бы излиться в море, и его бы от этого не прибавилось: оно будто бы никогда не меняется, всегда есть ощу­щение, будто это одно и то же море. Значит, оно так велико, что может служить примером массе, которая всегда стремится стать больше, чем она есть. Массе хочется стать большой как море, и, чтобы этого достигнуть, она притягивает к себе как можно больше людей. В слове «океан» море как бы возводится в свое церемониаль­ное достоинство. Океан универсален, он дотягивается всюду, омы­вает любую землю, в нем, по представлениям древних, плавает Земля. Не будь море ненаполнимым, у массы не было бы образа ее собственной ненасытности. Она не могла бы так осознавать свое глубокое и темное влечение к поглощению все большего и больше­го количества людей. Океан же, естественно стоящий перед ее глазами, дает ей мифическое право необоримого стремления к универсальности.

Хотя море изменчиво в своих аффектах — может быть умиро­творенным и грозным, может взорваться штормом, — оно всегда налицо. Известно, где оно: его положение открыто, не замаскиро­вано. Оно не возникает вдруг там, где прежде ничего не было. Та­инственность и внезапность, свойственные огню, у него отсутству­ют: огонь появляется будто из ничего, выпрыгивает как опасный хищник, его можно ждать повсюду. Моря ждешь только там, где совершенно точно оно есть.

Но нельзя сказать, что у моря нет тайн. Тайна, однако, за­ключается не в его внезапности, а в его содержании. Массовидная жизнь, которой оно исполнено, свойственна морю так же, как его открытое постоянство. Его величие еще больше возрастает, когда думаешь о его содержании: всех растениях, всех животных, неис­числимое количество которых оно укрывает.

У моря нет внутренних границ, оно не делится на народы и страны. У него один язык, повсюду тот же. Нет, так сказать, ни единого человека, который мог бы из него выделиться. Оно слиш­ком всеохватно, чтобы точно соответствовать какой-нибудь из из­вестных нам масс. Но оно есть образец покоящейся в себе гуман­ности, в которую впадает вся жизнь и которая все в себя вбирает».

Согласно словарю В. Даля «МОРЕ — скопленье солено горь­ких вод в обширных впадинах, раздолах земной поверхности. МОРЕМ зовут вообще все воды эти, в противоположность земле, суше, материку. ...МОРЕ означает также бездну или пропасть, не­объятность»: «Выпить море (говорится о неисполнимом).// Море бед.// Море хлопот.// На море, ни киане, на острове, на Буяне лежит бел-горюч камень алатырь.// Хорошо море с берегу.// Тихо море, поколь на берегу стоишь.// Не ищи моря, и в луже уто­нешь.// Не море топит, а лужа.// Жди горя с моря, беды от во­ды.// Хвали море с полатей (на полатях лежучи).// В море горе, а без него нет и того (о морских промыслах).// От горя хоть в море, от беды в воду.// Кто в море не бывал, тот и горя не видал.// Дальше моря, меньше горя.// Ближе моря, больше горя.// Горе не море: выпьешь до дна.// Горе — что море: ни переплыть, не вы­лакать.// Пришло горе, взволновалось море: люди тонут, и нас туда же гонят. // Ветром море колышет, молвою народ.// Не ходи в море без одежи: море удорожит.// Моря песком не засыплешь.// Хвалилась синица, что море зажжет.// Моря не перегородишь.// Шилом моря не нагреешь.// Ума за морем не купишь, коли его дома нет.// Журавли за море летают, а все равно курлы!// Ум за морем, а смерть за воротами.// По капле дождь — а дождь реки поит: реками море стоит.// И быстрой (и большой) реке слава до моря.// В море глубины, а в людях правды не изведаешь.// Не мутясь и море не становится.// Пьяному и море по колено.// Таланный и в море сыщет.// Море по рыбе не тужит.// В богатом житье, как в море.// Был и на море, был и за морем.// Море даст, что возьмешь (о промыслах).// Челном (щепкой) моря не перепа­хать.// У моря сиди, да погоды жди.// Кто в море бывал, тот лужи не боится.// Не море топит корабли, а ветры.// Слезою моря не наполнишь.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ в русском языке:

КАПЛЯ В МОРЕ. Ничтожно малое количество по сравнению с чем-либо.

МОРЕ ПО КОЛЕНО кому. Все нипочем, ничто не страшно для кого-либо.

РАЗЛИВАННОЕ [разливное] МОРЕ. 1. ЧЕГО. Очень много. О вине, водке и т. п. 2. Попойка, пирушка.

АССОЦИАЦИИ:

МОРЕ: СИНЕЕ 72; Черное 52; ГОЛУБОЕ 18; вода 15; волны 13; соленое, теплое 12; океан 10; глубокое, по колено, река, солн­це 8; шумит 7; бурное, горе, озеро, отдых, слез, шторм 6; боль­шое, волнуется, пляж, широкое 5; берег, бушующее, ласковое, лужа, море, спокойное, Средиземное, цветов 4; волна, крови, па­рус, песок, счастья, штормит, шумное 3; безграничное, буря, все­го, гладкое, гладь, горизонт, закат, зеленое, зовет, курорт, любви, медуза, облака, огромное, пена, пенное, прекрасно, простор, раз­ливанное, рыба, тепло, улыбок, чудес, юг 2; Айвазовского, аква­тория, Байрон, Балтийское, без берегов, безбрежно, бездонное, бесконечное, бескрайнее, бирюзовое, болото, буйное, бурлит, бу­шует, в Гаграх, в мечтах, в пене, валун, величие, ветер, взбушева­лось, взволнованное, виднеется, влага, водная пустыня, война, волнующееся, вопросов, впечатлений, вскоре, вспенилось, галька, глубоко, голосов, горы, грозное, грохотало, грязь, гуляет, даль, денег, дитя, жидкость, жизни, жизнь, забот, загар, земля, зовет меня и манит, зовущее, зонт, камни, Каспийское, корабль, крас­ное, круг, Лазурное, Лаптевых, лето, любовь, места, много воды, моряк, надежд, надежды, небо, Море невухим (трактат философа), неизбежность, необъятность, неспокойное море, общение, огней, ограниченная бесконечность, океана, парусник, пенится, перед закатом, переплыть, песен, песня Антонова, плавное, плещется, плыть, по, прелесть, просто море, пространство, пугающее, радо­сти, раскинулось, расстилается, речка, родина, рыбак, свобода, синий, синь, синяя, скалы, славное, след, слеза, слов, смеялось, смеяться, соленая вода, Сочи, спокойно, спокойное голубое, спо­койствие, стеклянный пароход, суша, счастье, тоска, удовольст­вия, холодное, хочу на море, чайка, чайки, Черное море, чувств, чудес в стране дураков, штормило, штормовое, это прекрасно 1 (Русский ассоциативный словарь, кн.1, с. 83).

ДОЖДЬ

По Э. Канетти, «повсюду, а особенно там, где он бывает редко, дождь перед тем, как ему пролиться, выглядит единством. Он приплывает в виде облака, покрывающего небо, становится темно, перед тем, как пойти дождю, все окутывается серым. Мгновение, когда дождь вот-вот хлынет, более едино, на­верное, в сознании людей, чем в самом своем существе. Ибо чело­век жаждет этого мгновения: выпадет ли дождь — это, может быть, вопрос жизни и смерти. Его непросто умолить, приходится прибегать к колдовству; существуют многочисленные и действи­тельно многообразные методы его привлечения.

«На острове Ява, когда нужен был дождь, двое мужчин при­нимались хлестать друг друга гибкими прутьями и продолжали это до тех пор, пока из их спин не начинала течь кровь: струя­щаяся кровь символизировала дождь, который теперь, как пред­полагалось, обязательно должен был пролиться на землю.

Люди племени эггхиу, в одной из областей Абиссинии, чтобы вызвать дождь, каждый раз в январе вступали в кровавые схват­ки — друг с другом, деревня с деревней, — которые продолжа­лись в течение целой недели.

У племен Верхнего Нила вождями являются обычно знахари, власть которых покоится главным образом на предполагаемой способности вызывать дождь.

Члены племени ленду к западу от озера Альберт в Централь­ной Африке твердо верят, что некоторые люди обладают способно­стью вызывать дождь. У них делатель дождя является вождем. Великое уважение к распределителям небесной влаги питают и туземцы племени баньоро, которые буквально осыпают их дарами. Тот же, кто обладает абсолютной и неоспоримой властью над дож­дем, великий распределитель дождя, является правителем».

Дождь проявляется множеством капель. Во всех языках гово­рится, что дождь падает. Люди воспринимают его в виде парал­лельных штрихов, многочисленность падающих капель подчерки­вает его направление. Нет другого направления, впечатляющего человека более чем падение; все остальные по сравнению с ним — это что-то отклоняющееся, вторичное. Падение — то, чего человек сызмала боится и против чего сильнее всего старается вооружить­ся в жизни. Он учится предохраняться от падения, а кто не может научиться, с определенного возраста смешон или опасен. Дождь же, в противоположность человеку, должен падать. Ничто не па­дает так часто и в таком количестве, как дождь.

Возможно, количество капель чуть-чуть ослабляет тяжесть и твердость падения. Их частые удары создают приятный шум. Чувствовать их на коже приятно. Может быть, важно, что в пе­реживании дождя участвуют три чувства: зрение, слух, осязание. Все эти чувства вместе передают его в ощущении как многочис­ленное. От него легко спрятаться. Он редко бывает опасен и чаще всего заключает человека в приятные тесные объятия.

Удары капель воспринимаются как равномерные. Параллель­ность штрихов, одинаковость ударов, одно и то же чувство влажно­сти, вызываемое каплями на коже, — все будто делается для того, чтобы подчеркнуть одинаковость капель. Дождь может идти силь­нее или тише, быть густым или не очень. Количество капель колеб­лется в очень широких пределах. Никто и никогда не рассчитывает на его постоянное усиление, наоборот, известно, что он кончится, и конец этот означает, что капли бесследно уйдут в землю.

В той мере, в какой дождь является массовым символом, он не напоминает о фазе стремительного и неуклонного прироста, ко­торую символизирует огонь. В нем нет ничего от константности, хотя есть иногда кое-что от неисчерпаемости моря. Дождь — это масса в момент ее разрядки, а это одновременно и момент распада. Облака, из которых он возникает, исходят им, капли падают по­тому, что уже не могут держаться вместе, и остается пока неясно, смогут ли они (и если да, то как) вновь найти друг друга».

Согласно словарю В. Даля: «ДОЖДЬ — вода в каплях или струями из облаков. СИТНИЧЕК — самый мелкий дождь; ЛИ­ВЕНЬ — проливной, самый сильный и т. д.: Дождь пробил до кос­тей.// Дождь сухой нитки не оставил.// После дождика даст Бог солнышко.// После грозы дождь, после ведра ненастье.// Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.// Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.// Частые дождички, буй­ные ветры.// Как в мал дождь, так будет и рожь.// Даст Бог дождь, уродится и рожь.// Дождь как из ведра.// По капле дождь, по ро­синке роса.// От дождя, да в воду.// Быть было ненастью, да дождь помешал.// Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.// Дождем покрыто, ветром огорожено (жилье).// Не под дождем: постоим да подождем.// Мокрый дождь, а нагой разбою не боится.// Дождь на молодых — счастье.// Дождь — мужику рожь, а бурлаку — вошь.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ в русском языке:

ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА (дождика) В ЧЕТВЕРГ. Прост, неизвест­но когда.

ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ. Большие денежные суммы.

АССОЦИАЦИИ:

ДОЖДЬ: идет 15; сильный 12; осень, снег 6; грибной 5; мок­ро, мокрый, проливной 4; лужи, мелкий, пошел 3; как из ведра, льет 2; влага, вода, все идет, Вячеслав Тихонов, град, дождь, дол­гий, дома, кислота, косой, ливень, лил, лужа, мокрое окно, моро­сящий, не прекращается, небо, нудно, погода, погодное явление, предмет, прошел, рай, свежесть, серо, серый, синий, слякоть, смерти, сохнуть, сыро, чистота 1 (Русский ассоциативный словарь, кн. 3, с. 54).

РЕКА

Э. Канетти следующим образом трактует данный символ массы: «В реке прежде всего бросается в глаза ее направле­ние. Она движется в покоящихся берегах, с которых можно беспре­рывно наблюдать ее протекание. Беспокойство водных масс, сле­дующих без остановки и без перерыва, пока река вообще остается рекой, однозначность общего направления, даже если оно меняется в мелких деталях, неумолимость движения к морю, усвоение дру­гих, мелких потоков, — все это, несомненно, имеет характер массы. Поэтому река тоже стала символом массы, но не массы вообще, а отдельных форм ее проявления. Ограничение в ширине, где она может прибавлять, но не бесконечно и не неожиданно, показывает, что как массовый символ река есть нечто предварительное. Она символизирует процессии: люди, смотрящие с тротуаров, — это де­ревья на берегу, жесткое здесь включает в себя текучее. Демонстра­ции в больших городах похожи на реки. Из различных районов стекаются маленькие потоки, пока не сформируется основной. Реки в особенности символизируют период, когда масса формируется, когда она еще не достигла того, что ей предстоит достичь. Реке не свойственны всеохватность огня и универсальность моря. Вместо этого здесь доведенное до крайности направление: масса, следую­щая в этом направлении, растет и растет, но она есть уже в начале. Река — это направление, которое кажется неисчерпаемым и кото­рое в истоке воспринимается даже серьезнее, чем у цели.

Река — это масса в ее тщеславии, масса, показывающая себя. Элемент наблюдаемости не менее важен, чем направление. Без берегов нет реки, и шпалеры кустарника по берегам выглядят как толпы зрителей. Можно было бы сказать, что у нее есть внеш­ность, предназначенная, чтобы ею любовались. Все массовые структуры, напоминающие реки, — процессии, демонстрации — стараются показать как можно больше своей поверхности: они развертываются до максимально возможной длины, демонстрируя себя возможно большему числу зрителей. Они хотят, чтобы их обожали или страшились. Их прямая цель на самом деле не так уж и важна, важно расстояние до нее, протяженность улиц, по которым они текут. Что касается плотности среди участников, то здесь нет обязывающих требований. Она выше среди зрителей, совершенно особый род плотности возникает между участниками и зрителями. Это нечто вроде любовного сближения двух очень длинных существ, одно из которых, вобрав в себя другое, дает ему медленно и нежно струиться сквозь себя. Прирост здесь соверша­ется в самом истоке через пространственно четко структурирован­ные прибавления.

Равенство капель в реке самоочевидно, однако она несет на своей поверхности самые разные вещи, которые гораздо важнее для нее и сильнее определяют ее облик, чем груз моря, исчезаю­щий на его гигантской поверхности.

Связав все это воедино, можно лишь с оговорками назвать реку массовым символом. Она является им, но менее, нежели огонь, мо­ре, лес или зерно. Она — символ такого состояния, когда масса еще владеет собой перед прорывом и перед разрядкой, когда ее угроза больше, чем ее действительность: она есть символ медленной массы».

Согласно словарю В. Даля: «РЕКА — поток водный, проточ­ная по земляному ложу вода, большого объема, чем РЕЧКА и РУЧЕЙ;/ о чем-либо схожем с рекою, или для выражения поня­тия о струе, потоке: Реки слез проливаю.// Слезы рекой.// Реки крови.// Ливень рекой.// И большой бадьей реки не вычерпать.// По которой реке плыть, той и песенки петь.// Которой рекой плыть, ту и воду пить (той и славу петь).// Напившись мужик и за реку в драку лезет.// Два братца в воду глядятся, а век не сой­дутся (река и берега).// Арарат всем горам гора, Евфрат всем ре­кам река.// Ты от горя за речку, а оно уже стоит на берегу.

АССОЦИАЦИИ:

РЕКА — Волга 36; быстрая 34; широкая 32; глубокая 27; те­чет 25; вода 24; море, озеро 13; большая, ГОЛУБАЯ, жизни 10; горная, Миасс 9; чистая 8; бурная, глубока, грязная, рыба 7; бе­рег, течение 6; мелкая, Ока, ручей, широка 5; Кама, полноводная 4; бежит, детства, Днепр, извилистая, лента, лето, мост, природа 3; времени, замерзла, купаться, лодка, неглубокая, океан, пере­кат, переправа, речка, рука, рыбалка, СИНЯЯ, текла, теплая, ти­шина, Тобол 2; Амазонка, бабочки, БЕЛАЯ, блестит, блики солн­ца, болото, брат, брод, в реке, в тумане, великая, велосипед, вет­вистая, винная, влага, водные лыжи, водный поток, водоем, ги­гантская, глубина, глубокая (песня), глубоко, голубая жилка, грязна, грязь, гусь, даль, дерево, детство, длинная, длинный, длинный берег, Днестр, дом, Дон, дорога, елка. Енисей, жизнь, журчит, забот, загрязнена, загрязненная, зелень, земля, Зерафшан, играет, изгиб, исток, Истра, камень, Клязьма, красота, крыша дома, лед, Лена, лес, лужа, любви, матушка (кормилица), мелко­водная, мечты, могучая, могучий, можно искупаться, молоко, мо­лочная, Москва-река, мутная, небо, Нева, нефть, омут, отдых, пе­рейти, петляет, печали, плавать, плес, плотина, половодье, поток, прозрачная, прохлада, прохладная, прошлого, пруд, пустыня, разделяет берега, разливная, разлилась, рак, речушка, рукав, ру­ки, Сена, синий, слез, смерть, спокойная, среди леса, сток, сухая, счастья, течь, теша, трава, Угрюм, угрюмая, узкая, Урал, флюс, химикаты, холодная, цветная, широкий, ширь, шумела, яркая 1 (Русский ассоциативный словарь, кн. 1, с. 142).

М. М. Маковский следующим образом определяет место слова «вода» в индо-европейских языках: «Вода считалась первоэлементом Вселенной и потому была священной. Древние говорили о спасительной силе воды, о ее омолаживающем дейст­вии. Ср. соотношение значений «вода» — «спасать»; «защи­щать».

Как отмечал Юнг, вода является наиболее частым символом бессознательного. М. Евзлин говорит, что вода означает не «дух, ставший водой», но первобытный хаос, бездну, на которую нисхо­дит Дух, оживляя ее темные и бездонные просторы. Отметим, что вода могла, согласно представлениям язычников, выступать не только как спасительное, священное начало, но и как источник зла, гибели, смерти (дихотомия «жизнь — смерть»).

Жидкость в языческом сознании нередко уравнивается с ре­чью (речь течет). Это представление входило в состав понятий, группировавшихся вокруг культа Сомы. Сома есть жидкость — теку­чая, очищающая, но Сома — не только жидкость, это и поэт, певец.

В антропоморфной модели Вселенной в качестве воды высту­пала «кровь».

Согласно словарю В. Даля: ВОДА — стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родни­ки, ручьи, реки и озера, а в смеси с солями, — моря. Кипящая вода обращается в ПАР, мерзлая образует ЛЕД; испарения водные (влага, мокрота, сырость) наполняют мир-околицу в виде облаков, тумана, росы, дождя, снега и пр. Едва ли не все жидкости в при­роде содержат в себе воду; сама же она состоит из двух газов: во­дорода и кислорода; первый, сгорая при помощи последнего и со­единяясь с ним, образует воду.// Вольная вода (глубина, на кото­рой судно стоит безопасно).// Матерая вода (глубь, фарватер).// Мертвая вода (сказочн. от которой срастаются части изрубленного тела, оживающего затем от ЖИВОЙ ВОДЫ).// Вода всему госпо­дин: воды и огонь (и вино) боится.// И царь воды не уймет.// Ог­нем вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.// Водой мель­ница стоит; да от воды же и погибает.// Тихая вода берега подмы­вает.// Всегда жди беды от большой воды.// Путь водою проходит бедою.// Пришла беда, разлилась вода: переехать нельзя, а стоять не велят.// Из огня да в воду (в полымя).// Где вода была, там и будет; куда деньга пошла, там и копится.// Пора придет, и вода пойдет.// Люди Иван, и я Иван; люди в воду — и я в воду.// Что за беда, коли пьется вода.// Хлеб с водою, да не пирог с лихвою.// Хлеб да вода — молодецкая еда (солдатская, мужицкая, бурлац­кая еда).// Сыт крупицей, пьян водицей.// Кто на молоке ожогся, тот на воду дует.// Воду толочь — вода и будет.// Мир (сходка), что вода: пошумит да и разойдется.// Стоит у воды, а пить про­сит.// Вода с водой не как гора с горой, сливается.// Словно водой снесло.// Сгинул да пропал, словно в воду упал.// Все беды пропа­дут, в воду уйдут.// Вода путь найдет.// Против воды тяжело плыть.// Стоячая вода гниет.// На упрямых воду возят.// Быль, что трава (ноги оплетает), небыль что вода (сбегает).// Будь здоро­ва, как вода, плодовита, как земля.// Мертвой-живой воды ис­пить, да живучим корешком закусить.// Не плюй в водицу: слу­чится (сгодится) напиться.// Под лежач камень и вода не течет.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ:

КАК С ГУСЯ ВОДА. 1. кому. Нипочем, безразлично; не про­изводит никакого впечатления, никак не действует на кого-либо; ничего не делается кому-либо. 2. с кого. Легко, быстро, бесследно исчезает, забывается и т. п. что-либо кем-либо.

СЕДЬМАЯ [десятая] ВОДА НА КИСЕЛЕ. Очень дальний род­ственник.

ТЕМНА ВОДА ВО ОБЛАЦЕХ. Книжн. непонятно, неясно. (Выражение из Библии).

ВИЛАМИ ПО < НА > ВОДЕ ПИСАНО. Неизвестно еще, будет так или нет, удастся ли, осуществится ли.

КАК РЫБА В ВОДЕ. Свободно, непринужденно, хорошо (чув­ствовать себя где-либо).

ЛОВИТЬ РЫБУ В МУТНОЙ ВОДЕ. Извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо не­урядицами, беспорядками, неясностью обстановки.

СИДЕТЬ НА ХЛЕБЕ И < НА > ВОДЕ. Жить впроголодь.

АССОЦИАЦИИ:

ВОДА — холодная 48; чистая 42; пить 20; МОРЕ 18; прозрач­ная 15; родниковая 14; жидкость, РЕКА 11; мокрая, питьевая 9; живая, земля 8; ключевая, ОГОНЬ, стакан, течет 7; бежит, в стака­не, ГОЛУБАЯ, горячая, грязная, дистиллированная, жизнь, теплая 6; воздух, кран, ОЗЕРО, хлорированная 5; водка, газированная, жажда, жесткая, ледяная, мутная, пресная, суша 4; в кране, вкус­ная, минеральная, морская, прохлада, раствор, свежая, святая, снег, сырость, утекла ХЛЕБ, хлорка, чиста 3; Н2О, быстрая, ванна, горькая, для умывания, И ОГОНЬ, из-под крана, кипяченая, коло­дезная, колодец, лимонад, лужа, льется, ПЕСОК, прибывает, про­зрачный, прохладная, речная, ржавая, ручей, сырая, туда, тяже­лая, холод, чай 2; 40 градусов, 40%, aqua, авария, бассейн, блеск, болото, бочка, в ведре, в колодце, в кувшине, в пруду, в пустыне, в ручье, вода; вода, кругом вода; водица, водопроводный кран, водо­род, Волга, волна, вредная, выпить, гавань, газ, газировка, глубока, глубоко, гнезда, ГОЛУБИЗНА, горячее, горячий, грязна, грязнова­та, грязь, губит людей, деньги, дзот, есть, жара, железо, живитель­ная, жидкая, журчание, журчит, закипела, заледенела, замерзла, ЗЕЛЕНАЯ, зеркало, И ПЛАМЕНЬ, из ведра, из крана, из озера, Кавказ, КАМЕНЬ, кипеть, кипяченый, кол, количество, кончилась, купание, лед, лежать, лей, лить, литься, лодка, мама, мертвая, мокро, мокрый, молоко, мурава, не водка, невкусная, нежная, от­равлена, отравленная, очисти нас, пена, пиво, ПЛАМЯ, правильное, прозрачная жидкость, проточная, пустыня, разбавлять, разгрузки, РЕЧКА, РОДНИК, рыба, СИНЯЯ, сияющая, сок, соленая, спирт, спокойная, стоялая, стоячая, стремление, студеная, таз, текучая, теплый, тетрадь, течение, течет из крана, течь, треска, утоление жажды, хлористая, холодная, холодный, хорошая, хорошо, хру­сталь, шуметь, шумит, язык 1 .

ЛЕС

«Лес над людьми. Он может быть закрытым, заросшим кустарни­ком; трудно в него проникнуть, и еще труднее в нем двигаться. Но его настоящая плотность, то, из чего он действительно состоит, его кроны — всегда вверху. Эти кроны отдельных стволов, переплетаясь, образуют общую крышу, эти кроны, задерживая свет, вместе от­брасывают величественную лесную тень.

Человек, вертикальный как дерево, становится в общий с де­ревьями ряд. Однако они гораздо больше его, и он вынужден смот­реть на них снизу вверх. В его природных обстоятельствах нет дру­гого феномена, который так постоянно оставался бы над ним и од­новременно рядом — ив таком множестве. Ибо облака проносятся мимо, дождь впитывается в землю, а звезды далеко. Из всего этого множества явлений, воздействующих сверху, ни одному не свойст­венна такая постоянная близость, как лесу. Высота стволов преодо­лима: на них карабкаются, добывают плоды, там живут.

Направление, в котором прослеживают его человеческие гла­за, — это направление его собственного изменения: лес постоянно растет вверх. Равенство стволов весьма приблизительно, это тоже, собственно, равенство направления. Тот, кто в лесу, чувствует себя в безопасном убежище; он не у вершин, где совершается рост и где плотность максимальна. Именно эта плотность дает ощущение безопасности, и она вверху. Так в лесу изначально родилось благо­говение. Оно заставляет человека смотреть вверх в сознании бла­годарности за его превосходящую и охраняющую силу. Простой взгляд вверх превратился у многих племен в благодарное подня­тие взора. Лес предвосхитил чувство церкви, стояния перед Богом в окружении пилястров и колонн. Его ритмическое совершенство воздействует как свод собора, объединяющего все роды в высшее и неразделимое единство.

Другое, не менее важное качество леса — это его многократно утвержденная незыблемость. Каждый отдельный ствол прочно укоренен и не уступает воздействиям извне. Сопротивление его абсолютно, его не сдвинуть с места. Его можно свалить, но нельзя передвинуть. Поэтому он стал символом войска — войска стояще­го, которое не побежит ни при каких обстоятельствах, которое ляжет до последнего человека, не уступив ни пяди земли».

«Поклонение деревьям играло важную роль в Европе, в исто­рии религии арийцев, — отмечает Дж. Фрэзер. — И это вполне естественно. Ведь на заре истории Европа была покрыта безбреж­ными первозданными лесами, и разбросанные там и сям расчи­щенные участки представляли собой островки в океане зелени. ...Древнейшим святилищем у германцев были естественные леса. О том, насколько большое значение придавали этому поклонению в прежние времена, можно судить о жестокости наказания, кото­рое по законам германцев ожидало всякого, кто осмелится содрать кору стоящего дерева. Преступнику вырезали пупок и пригвожда­ли его к той части дерева, которую он ободрал; затем его вертели вдоль дерева до тех пор, пока кишки полностью не наматывались на ствол. Наказание это было явно направлено на то, чтобы заме­нить засохшую кору дерева живой тканью преступника. Действо­вал принцип зуб за зуб: жизнь человека за жизнь дерева.

В Упсале — древней религиозной столице Швеции — была священная роща; деревья в ней считались божественными. Де­ревьям и рощам поклонялись и славяне-язычники ...Литовцы ухаживали за священными рощами рядом со своими деревнями и домами; считалось грехом сорвать с них даже ветку. Они думали, что человек, сломавший ветвь в такой роще, либо тут же умрет, либо будет изуродован.

Но нигде в античном мире эта древняя форма религии не со­хранилась лучше, чем в сердце великой столицы мира. На Фору­ме, в оживленном центре Рима, до имперских времен поклоня­лись священному фиговому дереву Ромула. Достаточно было, что­бы оно проявило признаки увядания, и весь город охватывал ужас. На склоне Палатинского холма росло кизиловое дерево, считавшееся в Риме одним из наиболее священных объектов. Если кому-то из прохожих казалось, что это дерево поникает, он под­нимал истошный крик, которому вторили люди на улице, и вско­ре можно было видеть, как целая толпа людей с наполненными водой бадьями в беспорядке несется со всех сторон, как будто (по словам Плутарха) спешит потушить пожар.

Деревья, которые истекают кровью и испускают крики боли и негодования, когда их надрубают или поджигают, очень часто фи­гурируют в китайских книгах. В некоторых частях Австрии ста­рые крестьяне продолжают верить, что лесные деревья одарены духом и без особой на то причины не позволяют надрезать их ко­ру. Прежде чем повалить дерево, они просят у него прощения.

Басога в Центральной Африке полагают, что дух срубленного дерева может поразить смертью вождя и его семью. Для того что­бы предотвратить это несчастье, прежде чем повалить дерево, они обращаются за советом к знахарю».

Согласно словарю В. Даля, ЛЕС — пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями: это ЛЕС НА КОРНЮ; срублен­ные и очищенные от сучьев и вершины деревья, бревна: ЛЕС В СРУБЕ. КРАСНЫЙ, хвойный лес — игляные или хвойные дере­вья; ЧЕРНЫЙ, лиственный лес — остальные виды, с листьями.// Лес к селу крест, а безлесье неугоже поместье.// Такой лес, что в небо дыра!// Был бы хлеб да муж, и к лесу привыкнешь.// Лес лесом, а бес бесом.// Чей лес, того и пень.// Наука в лес не хо­дит.// Дальше в лес, больше дров.// Кто в лес, кто по дрова; ин рубль, ин полтора.// Лес по топорищу не плачет.// Соколу лес не в диво.// Беда не по лесу ходит, а по людям.// Лес видит, а поле слышит.// Родишься в чистом поле, а умрешь в темном лесе.

АССОЦИАЦИИ:

ЛЕС — густой 53; ЗЕЛЕНЫЙ 40; дремучий 28; темный 25; деревья 20; шумит 14; поле, рук, хвойный 11; дерево 10; рубить 9; рубят 8; березовый, большой осенний, роща 7; воздух, отдых, природа, река, сосновый 6; зимний, красота, трава 5; береза, бор, грибы, дрова, зелень, красивый, лето, огромный, русский, щепки 4; весенний, елка, еловый, лиственный, непроходимый, поляна, сгорел, смешанный, солнце, сосна, тайга 3; вес, весной, глухой, горит, далеко, дикий, дубовый, ель, засох, луг, опустел, покой, птицы, редкий, с перелесками, сосны, старый, тихий, цветы, ча­ща, чудес, шумный 2; БАГРЯНЫЙ, бежать, берег, бес, бревно, в дали, в зелени, валить, вдалеке, венский, вырубили, вырубка, вы­рубленный, глубокий, гулять, густой и зеленый, девственный, де­ревня, до небес, дорога, дранки, дров, друг, елки, естество, жизнь, загадочный, зеленеющий, зола, и море, и тьма, как бес, книга, комитетских, кошки, красиво, кругом, кусты, Леонов, Леонова, летом, луга, машина, медведь, место отдыха, много деревьев, мо­гуч, молодой, мох, мрак, муравьи, на опушке, надо беречь, небо, ночь, обед, облако, одеколон, одинокий, одна, октябрьское уще­лье, опушка, осень, осина, Островский, охота, пень, пеньки, печь, плес, повырубили, пожар, пойдем гулять, поход, прекрасен, пре­красный, прохлада, пустой, пустыня, расписной, растет, рубит, рубят — щепки летят, рыбалка, рядом, свежесть, светлый, свобо­да, сила, синий, скинул свой наряд, скрытая жизнь, сообщество, сор, социализма, спокойствие, срубить, степь, стоит, стресс, су­мрачность, таинственный, там, темень, точно терем расписной, тропы, тьма, у дома, фиговый, хвоя, частый, чистый воздух, чуде­са, шашлык, Шервудский, шумел, шумен, ягода, ягоды 1 (Рус­ский ассоциативный словарь, кн. 1, с. 72—73).

Лес состоит из деревьев. Сравнительный анализ индо-европейских слов, проведенный М. М. Маковским, показывает: «Де­рево в древности считалось (как гора или вода) вместилищем душ или духов (добрых и злых)». Значение «дерево» могло соотносить­ся со значением «загробный мир», символизировать Вселенную, соотноситься со значением «середина» (по преданию, Мировое древо стояло посередине Мироздания), «число», «музыка, гармо­ния, порядок», «чудо, волшебство», «предзнаменование», «жер­твоприношение» \.

studfiles.net

Природная символика

Символика природы, земли, плодородия

Мать-земля, Матушка-природа… Все знают такие словосочетания, но мало кто задумывался, почему так говорят. А ведь это выражение пришло к нам из Язычества. Нет ничего удивительного в том, что наш предок, язычник, мог назвать землю матерью – она, подательница всех благ. Она и кормит и поит, и одевает и греет. Земля в союзе с небом (в народной мифологии – они супруги). Дает нам тот мир, в котором мы живем… Естественно, Земля не могла не отразиться в мифологии и народных преданиях. Богиня Земли, плодородия и судьбы – Макошь. Ее имя образовано из двух корней

Знаки засеянного и незасеянного поля

– «Ма», Мать и «Кошь» - кошелек, хранилище богатства. Такая расшифровка дает четкое представление о том, как относились наши предки к Макоши и самой Земле. Земля ассоциируется с женским началом – во-первых, Земля способна родить жизнь, во-вторых, ее сестры, Доля и Недоля прядут нити судьбы (Доля прядет счастливую судьбу, Недоля – несчастную), ведь нить – символ жизни. У Доли нить мягкая, ровная, у Недоли – хлипкая, тонкая, как и судьба человека. Когда нить обрывается, человек погибает. Неприменный атрибут Макоши – рог изобилия, еще раз говорящий о ее значимости для людей и отношении к земле.

Поговорим сначала о символике плодородия. Она представлена очень характерным узором – ромбом (или квадратом), разделенным внутри еще на четыре ромба. Это – поле. Маленькие ромбики - если хоите, лунки для семян.

Если в маленьких ромбиках изображаются точки, это значит, что поле засеяно – это символ плодородия. Если маленькие ромбики пусты, значит поле не засеяно. Символы эти имеют соответственное магическое значение. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками. В целом, ромб (квадрат) с точкой посередине – это то, что может родить, то, что является источником благополучия и изобилия.

Пустой ромб – то же, но не могущее (не оплодотворенное) родить.

Символы природы очень многочисленны и многогранны.

Нет такого символа, который бы означал саму природу. Зато ей посвящено довольно много магических знаков. Это прежде всего, природа волшебная. Поэтому, начнем с символов Мирового Древа. Мировое Древо (у скандинавов – ясень Иггдасиль) – «Ось мира», оно держит на себе все миры. В кроне расположился мир Прави. У ствола – Явь, в корнях, там где ютится Мировой Змей Юша – Навь. Шаман, будучи в трансе, может совершить путешествие по этим мирам. Отголосок древнего мифа о Мировом Древе мы видим в сказке про волшебный боб, там старик выращивает волшебную бобовую лозу до самого неба и забирается по ней на облака.

Особо известен такой символ, как цветок папоротника, с которым связана легенда – папоротник в ночь на Купалу выпускает красивейший цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.

Не волшебная природа тоже нашла отражение в символах. Например, лес изображался как несколько схематически нарисованных деревьев. Причем, обратим внимание, что при разложении такого дерева, мы получим из «елочки» несколько Футаркских рун Тейваз (Teiwaz), руну воинов, атакующих сил или руны Ансуз (Ansuz), что значит «Бог» - эта руна связана с Богами, а также с путешествием по Мировому Древу. Воспользовавшись вендскими рунами, елка предстанет перед нами как сочетание рун «Алатырь», «Нужда», «Леля», «Треба». Ясно, что «Елка», а скорее, Сосна - дерево веры и магии. Не елка, а сосна потому, что – ель, дерево темное. В доказательство – Русская пословица: «в березовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, а в еловом повеситься». Однако ель здесь возможна как темная, навская сторона веры. Теперь рассмотрим «елку наоборот», чьи ветки напрвлены вверх. Расчленим ее тоже на руны. Перед нами футаркские – Феху (Fehu) – владение (зачастую, духовное) и Альгиз (Algiz) – пассивная защита. В вендских – «Мир», «Крада» (жертвенный огонь), Берегиня (женская руна, руна Макоши) и «Есть» (естество, жизнь, движение). Теперь понятен сакральный смысл с виду примитивных «елочек». Тогда как «Сосна» направлена к божественному аспекту веры, «перевернутая сосна» - аспект более человеческий, мирской – богослужения, традиции, жертвоприношение, продолжение рода.

Также и животный мир получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Особый же смысл имеют наки, обозначающие птиц, ибо птица – существо для древних загадочное, магическое. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста-Сокола. Интересен общий для всех птиц знак – «птица клевучая». Она символизирует небо, наследие светлых богов, в какой-то степени самих богов.

Существуют также свастикоподобные символы «птицы», например, знак ворона. Присмотритесь, хотя бы к русскому гербу, к орлу, распростершему крылья – на нем можно увидеть очертания свастики.

Можно также посмотреть на русские вышивки – на них тоже часто фигурируют птицы. Но птицы эти уже не явские, а волшебные – известные всем по сказкам и песням Сирин, Алконост, Гамаюн. Птицы эти сидят на ветвях Мирового древа и поют свои песни. Изображаются они не так схематично, как другие, но их изображения несут в основном, эстетических характер – для магии и богослужения их не применяют. Возможно эта их отрешенность от волшебства, позволила этим символам дожить до наших времен в виде вышивок, резных и глиняных изделий.

Символика Воды

Вода, одна из творческих стихий, очень интересна с языческой точки зрения, у нее очень много сакральных аспектов, что не может не отражаться на ее символике. Во-первых, вода для язычника, это то, что дает жизнь всему живому – согласитесь, мысль эта дерзкая, отступническая для христианства – как жизнь может давать кто-нибудь кроме «единственного» «господа-бога»? А ведь именно при помощи животворящей небесной воды зеленеют травы и леса весной, именно благодаря ней урожай не засыхает в поле, а цветет, плодоносит и колосится. Древние наши пращуры вполне это осознавали. Между прочем, именно из воды родилась земля, принесенная в клюве Мировой Уточки по одному из древних Русских мифов. Также Вода несет в себе сакральный смысл очищения. Язычник, моющийся в бане смывает с себя не только грязь физическую, но и грязь духовную – оболочку порока, тьмы, ненависти. Получается ритуал, ведь совершается священнодействие перерождения, обновления человека – подобно обновлению кожи и тела человека в бане, обновляется душа, его аура. Омовение совершалось перед важными делами – жрец обязательно должен помыться в бане, чтобы совершить обряд, человек должен помыться, например, перед свадьбой – прежде всего не для красоты, а для того, чтобы ритуалу не помешали темные силы. Воин же всегда мылся перед битвой, и после битвы, дабы на сражение не повлияли все те же силы. И третий по счету, но далеко не последний аспект значения воды для язычника – это ее течение. Все знают пословицу, что два раза в одну и ту же реку не войти. Многие ее не понимают – для них река эта синяя линия на карте. Для язычника же река – это поток воды – вода утекла и река другая. То есть течение воды это своего рода показатель времени. Недаром говорят – «сколько воды утекло с тех пор», имея в виду, что прошло много времени. Так что текучая речная вода, это и сакральное сравнение с временем - вода неизбежно утекает, как и утекают дни, годы, века.

Соответственно, символы воды имеют различные значения.

Животворящая вода – вода небесная вода, или как любят ее называть, «хляби небесные». Именно благодаря ней наши предки, да мы видим на своем обеденном столе изобилие хлебов, овощей, фруктов, мяса и молочных изделий. Именно благодаря этой воде, растения питаются, набираются сил – трава становится зеленой и сочной, рожь колосится, репа вырастает как в известной сказке. Дождь, поливая поле, дает жизненную силу растениям, наполняет их соками. Также с небесной водой связано представление о роге изобилия. Дело в том, что сочные травы играли стратегическую роль в древности – скоту надо было где пастись, а если есть где пастись, значит есть в изобилии молоко и мясо. Если есть дожди, значит на поле будут колоситься хлеба и давать большие урожаи овощи на грядках, а значит в изобилии у нашего предка будут хлебобулочные изделия и большие запасы овощей на зиму. Иногда поэтому рог изобилия даже изображают как бы льющим воду. Стоит также взглянуть на само слово «дождь» - не кажется ли оно Вам родственным слову «Даждь», одному из имен великого Бога, подателя благ и прародителя людей Даждьбога. Между прочим, имя «Даждьбог» получилось из двух корней – «даж» - то есть давать, благотворить, помогать и, собственно, «бог». И вообще, дождевая вода носит, в отличие от речной, мужское оплодотворяющее начало.

Птица

Совсем другая вода – речная, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли – из ключей, родников. Между прочим, родник считался священным местом – осквернить его было тоже, что осквернить капище. Ведь в роднике «рождается» вода – приходя из недр земли, она течет из родника тоненьким ручейком, ручеек соединяется с другим, эти соединяются с третьим – так получается могучая река. Некоторые родники обладали чудодейственными целительными свойствами. Опять же, эта не выдумка «мерзких язычников» - научно доказано, что из некоторых источников течет вода, обогащенная солями и минералами, очень полезными для здоровья. Сегодня некоторые представители РПЦ пытаются даже заработать на достоянии древних язычников – «благословляют на изготовление» тех или иных вод (к примеру, добываемую из чисто языческого источника воду «Святой источник»), но в общем это в стиле РПЦ – они готовы грести деньги из любой мелочи, а глупцы, до сих пор живущие при идеологическом крепостничестве, как овцы толпами идут и покупают все то, к чему прикоснулась божественная десница великого и «святейшего патриарха московского и всея Руси», будь это хоть вода, хоть презервативы. Однако, не будем отвлекаться. Поскольку ключевая и речная вода течет, ее изображают волнистыми горизонтальными полосами. Вода речная, в отличие от дождевой и наряду с нитью, может выступать как символ течения времени, жизни. Вода утекает вместе с навсегда ушедшими прошлое мгновениями. Такова правда жизни… Вода – это не просто судьба, эта сила того, что ведет, то есть в воде есть сакральный символизм рока, того, от чего уйти нельзя, однако, как правило, в позитивном смысле. В старшем Футарке существует руна «Лагуз» (Laguz), «Вода». Ее значение как раз отображает суть текущей воды. Вот что пишет об этой руне известный исследователь А. Платов в своей книге «Практический курс рунического искусства» (в соавторстве с А. Ван Дартом): «Имя этой руны подразумевает не просто воду, но – проточную, движущуюся – ту, которая формирует поток и увлекает за собой».

Лес

В Традиции существуют также удивительные предания о волшебных реках, они вам покажутся знакомыми по сказкам – это Ирийская молочная река, вытекающая из-под камня Алатыря (что на острове Буяне) – символизирует она не что-нибудь, а млечный путь. Молочная река – это поэтическое представление окраин нашей галактики. Млечным путем и молочной (Белой) рекой связано множество преданий, большинство – с рассказами о жизни после смерти. Однако в этих рассказах фигурирует еще одна река, Смородина, огненная река. Она разделяет Явский мир и «великие просторы Нави» (высказывание - «Навий Шлях», община «Бор»). Стережет границы Нави знакомая многим, если не всем, Баба Яга (Буря Яга).

С этим знанием становятся понятны многие сюжеты сказок – богатырь пересекает огненную рек и попадает к Бабе Яге – это сюжет, похожий чем-то на древнегреческий сюжет об Орфее и Эвридике. И куда же унесли гуси-лебеди братца Иванушку от сестрицы Аленушки? – Ваня умер, а сестрица вызволила его из лап смерти (вспомним здесь о понятии «Клинической смерти»).

Цветок Папоротника (Огнецвет)

С мифическими реками также связано представление о Калиновом Мосте. Калинов мост – понятие многогранное и очень сложное. Он связан с тонкими состояниями человеческой души – любовью, высокими чувствами. В поздние времена «Встречаться с кем-то на Калиновом Мосту» - значит любить (см. статью В. Н. Вакурова, «Калина жаркая», журнал «Русский язык за рубежом», 1990 год №4). Однако, не все так радужно. На самом деле, на Калиновом Мосту проходит главная битва людской души между началом Прави и Нави – бой с самим собой (наша жизнь – вечная борьба). Взгляните направо – на скромный взгляд автора, гениальный Русский художник Константин Васильев очень точно изобразил этот поединок. Настоящий человек (мужчина) - в душе всегда воин, воин духа, если же он не воин, значит он гад и в переносном и в прямом смысле, то есть змей, червяк. В бою на калиновом мосту очень трудно одержать полную победу, уничтожить в себе ту или иную сторону, также как нельзя быть абсолютно добрым, абсолютно мудрым – поэтому небесный чертог Прави никак не может победить силы Нави.

Мировое Древо

Символика Огня

Огонь… Наверное, даже самый городской человек хоть раз в жизни смотрел на живой огонь, не из газовой плиты или зажигалки, а настоящий, который в печи или костре. Зрелище, завораживающее глаз и ум. Естественно, что у Язычника огонь вызывает те же чувства. Огонь для Язычника, это не просто химический процесс, это сакральное явление. С этим явлением напрямую связаны понятия об огне жертвенном (земной огонь) – дым от жертвенного костра уносит в Ирий сущности жертв (сущности потому, что сложно сказать, что к примеру, у блина есть душа или нет, а вот сущность есть у любого предмета). Также существует огонь небесный – огонь небесной кузни, кузни Сварога, Тора – одна из основных творческих сил. Проведем некоторые аналогии с Солнцем и плазмой и теорией большого взрыва и периодом формирования Земли, когда на ней происходили активные тектонические процессы, извержения вулканов. Усестно будет также вспомнить об огненном мече – символе справедливости и Прави, которым вооружены многие герои фэнтезийные и исторические персонажи в современных произведениях. Даже рыцари Джедаи из фильмов Джорджа Лукаса, исповедующие, по сути язычество, вооружены световыми мечами.

Небесный огонь  (слева и справа на рисунках)

Также существует огонь Нави, здесь мы проведем аналогии с христианскими культом, в котором грешников, пребывающих в аду жарят черти на кострах, у которых (костров) есть семь режимов приготовления этих самых грешников (см. «Божественную комедию Данте») – прям СВЧ какая-то. Это примитивное поверие о несчастной судьбе грешников (где же милосердие и всепрощение?!) берет, что естественно, свои корни из более широкого и обоснованного языческого представления о Навском огне. Так вот Навь у язычника ассоциируется с подземным огненным царством, (вспомним греческий Аид) – и никто, кстати, там не жарится, просто подземный огонь понимается как стихия. Здесь будет уместно вспомнить об огнедышащих драконах и змеях – они тоже дети Нави. Огонь Нави можно интерпретировать как регрессивную, разрушающую силу, сжигающую добро и свет. Ведь можно обжечь сердце любовью (небесным огнем), а можно спалить душу пьянством и обманом.

Огонь Земной  (три рисунка - слева и справа)

Такие вот пироги. Теперь посмотрим на графические изображения этих знаков. Знаки огня, особенно, Небесная Кузни – довольно сложные в исполнении и понимании знаки. Представляют они собой как правило, четырехчастные свастикообразные знаки, однако это не совсем свастика, ибо огонь никуда не крутится, лучи, а скорее даже, языки пламени располагаются иначе, чем у свастик.

Взглянем на руническую первооснову этих знаков. При разложении этих знаков, как небесного, так и земного огня, перед нами получается как минимум, четыре футаркские руны Кано (Kano), «Факел» вот как характеризует руну А. Платов: «…Очень мощная руна; связана не только с формированием и ориентацией деятельности человека (на любом уровне) в нужном направлении, но и с приданием ей необходимой силы. Второй аспект руны – раскрытие. Очевидно, что оба аспекта руны взаимосвязаны – невозможно воплотить замысел, на раскрыв себя миру». Вот один аспект огненной силы. Также перед нами может получиться руна Гебо (Gebo), Дар – руна божественного дара. Еще мы видим в них руну Ингуз (Inguz), руну скандинавского бога Инга (Фрейра), это одна из интереснейших рун Футарка, руна плодородия в репродуктивном аспекте. Эта же руна у в Славянском строю аналогична по смыслу руне Даждьбога, подателя благ – обратим внимание, что эта руна встречается уже только в знаках небесного огня. И наконец, перед нами может престать руна Oтал (Othal), наследие, название которой говорит само за себя. Вот так – символика огня очень сложна.

Символика воздуха и пространства

Велики просторы светлой Руси… Выйди в поле, посмотри, какие прекрасные земли раскинулись здесь аж до самого горизонта! Ощущали ли Вы, как в ваших волосах играет ветер и как ходят волны на хлебном поле, а как шумят в лесу деревья, а как играют листья на осине? Наверняка. Итак, прерд нами символика пространства и воздуха. Давайте определимся, что мы пбдем понимать далее под этими понятиями. Итак, пространство это то, что в математике обозначают три оси – X, Y, Z, идущие в бесконечность. Они обозначают ширину, длину и высоту. Проще говоря, пространство это некоторый участок физического мира, определяемый какими-либо границами – явными или не явными. Воздух же, и есть воздух – среда нашего обитания, совокупность газов, определяющая ко всему прочему, законы аэродинамики – это дополнение очень важно, ибо по ним наши предки и могли судить о природе воздуха.

Стреляли Вы когда-нибудь из лука? Не в тире или спортивной площадке, а в поле? Если да, то Вам должны быть знакомы неописуемые ощущения, когда вы отпускаете стрелу и она летит со свистом в небо. О луке и стрелах здесь упоминается не случайно, дело в том, что стрела (или даже стрелка) – основной символ воздуха, а вместе с ним и ветра. Наши пращуры-оружейники и лучники замечательно знали законы аэродинамики – они и позволили создать стрелы и лук – русский лучник мог запросто покрыть выстрелом расстояние в более 250 м. прямой наводкой (по сравнению с западноевропейскими и английскими лучниками этот показатель очень и очень велик, он превышает тамошние показатели более чем на 100 м.). Пространство изображалось при помощи стрел – одной, двух, четырех, восьми. Эти стрелы и характеризуют сущность пространства. В случае с двумя стрелами, перед нами – восходящие и нисходящие потоки воздуха, верхние и нижние слои атмосферы. Рассмотрим также типичный знак – четыре скрещенные стрелы: север (зима), юга (лето), запад (ночь) и восток (день) – опять перед нами единство противоположностей, здесь вам и прогресс и регресс. Обратите внимание: горизонтальная черта: восток – прогресс, запад – регресс, вертикальная черта: север – прогресс, юг – регресс. Стоит упомянуть еще о круге, проведенном по этому кресту (как на рисунке слева) – он означает единство элементов.

Богом пространства на Руси чтят Триглава – бога о трех главах, которые, чожно сказать, символизируют длину ширину и высоту. Кстати, неизменный атрибут Триглава – огненный меч, о котором – в предыдущем разделе. Богом морских пространств является Переплут – в общем, его сущность, понятна из имени, этого бога представляют о четырех главах, они символизируют север, юг, запад и восток. Бог же ветра – это Стрибог со своими младшими братьями – Догодой и Позвиздом, приятным ветерком и буйным уроганом.

Воздух

Также существует пространство не материальное, как бы сказали современные клоуны-«маги», астрал. То есть, пространство между мирами, великие промсторы Прави и Нави. Эти символы надо искать в изображении Мирового Древа, изображениях этих миров. Рассмотрим «крону» Мирового Древа, Правь – перед нами находится руна Альгиз (Algiz) Старшего Футарка, руна пассивного порядка, а в Вендском ряду перед нами руна, так и называющаяся – Мир, то есть Правь, внутреннее Я, Белобог (собирательный образ светлых Богов), род. А теперь посмотрим на корни Мирового Древа, перед нами перевернутая Альгиз – активный беспорядок, хаос, а в Вендских рунах – руна Чернобог, антагонизм руны «Мир». По – моему, связь ясна.

Пространство

Символика союза двух начал

На рисунках здесь (3 рисунка) - Союз двух начал, символика.

Как уже можно было убедиться выше, тема единения и конфликта двух диаметрально противоположных сил – один их главных, если не главный закон в язычестве, закон существования мира. Это и дуальная пара Правь-Навь, это и День с ночью, это, наконец мужчина и женщина. Правь – царство всепобеждающей правды, справедливости, царство светлых богов, в нем располагается прекрасный Ирийский сад с молодильными яблоками и молочной рекой, в нем живут волшебные птицы, туда попадают люди, жившие в явском мире по Прави – справедливо, по совести (подобен саду Гесперид греческих мифов). Навь – темное царство хаоса и разрушения, в ней живут темные боги и люди, живущие по законам Кривды. Конфликт между ними понятен – Навь пытается уничтожить мир, Правь пытается его сохранить, блюдет в нем свой порядок, единение же их в том, что ни одна из этих сил не может ни победить ни проиграть, без них мир не мыслим, их существование – условие существования мира, их единения мы наблюдаем в мире Яви, мире людей, человек, между прочим, олицетворение единения этих двух сил (см. раздел «символика воды»). Вообще, о Прави и Нави можно говорить бесконечно, так что отошлем интересующихся, например, к работам А. Платова, волхвов Велеслава, Велемира и Иггельда.

Дуальная же пара мужчина и женщина – это опять же, союз двух начал. Считается, что у мужчины преобладает разумное начало, у женщин – чувственное. Это вполне согласовывается с выводами современной психологии. Если мужчина мыслит, стремиться все привести в порядок и равновесие (отбросим некоторые «мужские» исключения и сексуальные меньшинства), женщина пытается все привести к хаосу и дисбалансу (это ее нормальная среда существования). Здесь можно проводить аналогию с Правью и Навью, однако это все же несколько иной конфликт, на скромный взгляд автора, мы не можем говорить о том, что мужчина – олицетворение Прави, а женщина – Нави, однако мы можем говорить о том, что и те и другие олицетворяют какие-то особенности Прави и какие-то особенности Нави (все зависит от человека). Если человек склонен к Прави (в его личной битве на Калиновом Мосту, Правь одерживает победу), значит он будет проявлять стороны Прави: если это мужчина – он будет «мыслить по Прави», подобно светлым богам, если же это женщина, она будет «чувствовать по Прави», как это делают светлые богини – Лада, Леля, Жива и другие. Однако, если человек склонен к Нави, он будет подобен Вию, Кощею, змею Юше, или же Морене (если это женщина). Единение мужчины и женщины символизирует, как уже говорилось, крест и ему подобные знаки.

Еще одна дуальная пара, которую нельзя рассмотреть, это Небо и Земля. Эта пара, в принципе, похожа на пару Мужчина-Женщина, однако есть некоторые различия. Итак, в традиционном представлении, Земля – мать, Небо – отец. Небо оплодотворяет землю небесной водой, дождем, земля родит растения. Такой родительный аспект здесь основной, в отличие от пары мужчина-женщина, где он отходит на второй план.

Что же касается символов подобных единений, то они представляют собой переплетенные прямые, срастающиеся, в итоге, в одну, перекрещивающиеся прямые, короче говоря, двучастные знаки, переходящие в одночастные.

Источник - ataman-kudeiar.narod.ru/simbols.html.

www.hnh.ru


Смотрите также